Региональные особенности социализации учащихся в процессе изучения культуры народов Дагестана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Абуталимова, Аида Абдулмуслимовна

  • Абуталимова, Аида Абдулмуслимовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 160
Абуталимова, Аида Абдулмуслимовна. Региональные особенности социализации учащихся в процессе изучения культуры народов Дагестана: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2010. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Абуталимова, Аида Абдулмуслимовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА ПОТЕНЦИАЛЕ КУЛЬТУРЫ

1.1.Социально-педагогические проблемы использования культурологического потенциала общества в системе социализации личности.

1.2.Преемственность этнокультурного опыта поколений в процессе социализации личности.

1.3.Состояние и пути социализации учащихся в дагестанской национальной школе.

Выводы по первой главе.

Глава 2. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДАГЕСТАНСКИХ НАРОДОВ

ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

2.1.Этнокультурные традиции дагестанских народов - важнейший фактор социализации учащихся.

2.2.Социально-педагогическая направленность этнокультурных традиций дагестанских народов и их роль в становлении личности.

Выводы по второй главе.

Глава 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

3.1. Опыт работы школ по исследуемой проблеме.

3.2. Результаты опытно — экспериментальной работы (пути социализации учащихся в процессе культурологического образования).

Выводы по третей главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Региональные особенности социализации учащихся в процессе изучения культуры народов Дагестана»

Актуальность темы исследования. Начало XXI века ярко демонстрирует противоречивость основных тенденций развития общества. С одной стороны, во все большей степени проявляется дегуманизация человеческих отношений. Ситуация усугубляется резкой сменой ориентиров и направленностью общественного развития, вызванной стремлением ускоренно модернизировать российское общество. Непонимание сути перемен, кардинальный слом привычной системы ценностей рождает у людей чувство страха и неуверенности, потеря ощущения полноты и осмысленности жизни, стабильности и привычных социальных ориентиров, что приводит к серьезным личностным и социальным деформациям. С другой стороны, в современном мире возрастает значимость личности как субъекта социальных отношений.

Сегодняшняя ситуация в России, как никакая другая, способствует пристальному обращению к проблеме социализации. Нет необходимости доказывать специально, что кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе в целом всегда обостряют проблему социализации и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и отдельно взятых индивидов и личностей.

В условиях, когда общество пребывает в глубочайшем кризисе, удержаться от социальной катастрофы - одна из насущных задач. От этого в немалой степени зависят судьба и перспективы социальных преобразований современной России и ее субъектов.

Каждый человек с самого раннего детства усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления до тех пор, пока большинство из них не становятся привычными. Это вхождение в социальный мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющих ему существовать в качестве полноправного члена общества.

Основная причина этого процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир и реагировать на него.

Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Формирование и развитие принятых в данном обществе качеств личности происходит, как правило, путем воспитания, то есть целенаправленной передачи норм и правил достойного поведения от старшего поколения младшему.

В каждой культуре исторически сложились свои способы обучения и воспитания приемлемому поведению. Процесс глобализации в современном мире допускает заимствование элементов культуры разных народов. Известно, что духовное бытие Северного Кавказа в будущем во многом будет определяться степенью самоорганизованности социокультурного пространства. При этом для выработки концепции стабильного развития Северного Кавказа следует учитывать потенциал этнокультурных традиций: идеи добра, диалога, уважения, содружества - того, что может содействовать формированию культуры, гуманного отношения друг к другу и природе.

Особую значимость в такой многонациональной республике, как Дагестан, приобретают проблемы становления и функционирования социальных ценностей, основывающиеся на общепринятых положениях, согласно которым ценностные ориентации, с одной стороны, образуют стержень культуры и обеспечивают интеграцию общества, являются связующим звеном во взаимодействиях общества и личности, между личностями, с другой стороны -признаются центральным компонентом личности и высшим уровнем мотивации и регуляции ее поведения. Трансформация и социальная нестабильность общества породили ряд новых проблем, требующих тщательного изучения.

В данной диссертационной работе мы не претендуем на полный охват всех современных проблем социализации. Но можно, выявив стержневые факторы, попытаться осуществить такое концептуальное видение этой проблемы.

Нам представляется, что таким конституциональным фактором в проблеме социализации, особенно на современном этапе, является диалектическая взаимосвязь традиций и этнокультурных ценностных ориентаций дагестанских народов с системой социализации.

Можно сказать, что процесс социализации поколений, входящих в общественную жизнь, по сути представляющий процесс самовоспроизводства общества, тесно связан с традициями. А современный этап мирового общественного развития не менее тесно связан с традициями и ценностями.

В условиях глобального ценностного нигилизма российское общество теряет основные средства воздействия на личность. Пересматривается роль многих социальных институтов, ранее занимавших ведущее место в процессе социализации личности (общественные учреждения, пионерские, комсомольские организации и т.д.). Утеряны такие дагестанские национальные институты воспитания (например, совет старейшин, годекан, аталычество, куначество и др.), а современная система воспитания и образования не удовлетворяет все возрастающие требования трансформации общества.

Следует отметить, что современная молодежь с его взглядами на жизнь и его отношением к миру, пытается обнаружить моральные и нравственные устои, регулирующие социальные связи. Социальный опыт, являющийся стержнем общественного прогресса, в первую очередь, имеет место в институте семьи. Именно семья дает «толчок» развитию личности. В зависимости от позитивных или негативных устоев семьи, общество получает либо Личность, либо существо, изначально направленное на разрушение (самого себя или своего окружения). Намечается тенденция возникновения антиценностных явлений, которые исторически были чужды для народов Дагестана, а в последнее время имеют место и на территории республики: алкоголизм, наркомания, проституция и т.д.

Процесс социализации - один из наиболее сложных явлений в жизни человека, благодаря которому он становится «своим» в обществе себе подобных. Человек не может руководствоваться лишь животным началом в жизни, он опирается на общепринятые в обществе культурные традиции и ценности, которые являются «маяком» в попытке найти верный путь в жизни.

В современных условиях трансформации российского общества традиции и ценности приобретают особый смысл, и их можно трактовать как одну из составных частей процесса социализации.

Социализация, ее специфика зависят от региона, от конкретной социальной системы, где особым образом сочетаются ценностные и традиционные особенности общественного развития, влияние социального опыта на подрастающее поколение, зависимость поведения личности от социального окружения. Важным моментом является воздействие на сознание индивида таких традиционных социальных институтов.

В связи с этим особо актуализируется проблема образования и культуры, ибо социализированный человек - это продукт определенной культуры и в то же время ее творец. Снять острые проблемы социализации растущей личности, смягчить социальные последствия проводимых реформ, гармонизировать жизнь современного человека, гуманизировать все стороны его жизни и тем самым обеспечить стабильное развитие общества призвана система образования.

В современном обществе школа выполняет те задачи, которые на других этапах развития общества выполняли несколько социальных институтов (например, семья, общественные институты, неформальные детские организации и объединения и т.д.). Школа как бы выступает в роли механизма (фактора, условия и т.п.), осуществляющего первоначальную дифференциацию общества, формирующего социальный статус человека, помогающего ему адаптироваться к разным социальным условиям. Система образование является одним из важнейших факторов стабильности общества, социальным регулятором отношений между обществом и школой, ибо как содержание образования формируется под влиянием общества, так и общество изменяется под влиянием образования.

В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций, которые получили название "мегатенденг{1ш". К их числу относятся массовый характер образования и его непрерывность как новое качество; значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности; адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия. Важнейшая черта современного обучения - направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблема социализации личности достаточно изучена с различных позиций: философских и этнографических трудах B.C. Библера, Ю.В. Бромлея, Л.П. Буевой [39, 50, 51], психолого-педагогических трудах Л.И. Божович, З.И. Колычевой, И.Н. Кольцовой, Ю.И. Кривова, А. В. Кузнецовой, A.B. Мудрик, Усманова Б.Ф. [44,117,118, 126, 127, 145, 146, 147, 189], в трудах по социологии Е.А. Ануфриева, Е.А. Ермолина, В.В Муравлева, В.А. Нечаева, А.Н. Цепляева [20, 100, 145, 146, 147, 152]. В философской литературе глубоко проанализирована сущность, структура, типология, деятельность личности и ее взаимоотношения с обществом. С общих методологических позиций социализация рассматривается как отражение индивидом общественных отношений в процессе познания окружающего мира, что дает ключ к пониманию становления и развития личности на макроуровне. Есть работы, касающиеся отдельных сторон социализации личности: трудовой, профессиональной, духовной, культурной, политической.

В рамках фундаментальной социологии изучением социализации личности занимается широкий круг отечественных исследователей [117, 118, 150, 151]. Они раскрывают теоретическое содержание и сущность феномена социализации личности, анализируют специфику ее жизнедеятельности, характер взаимодействия с социальной средой и отдельными институтами, выделяют потребности, интересы, ценностные ориентации личности, противоречия ее формирования и развития.

Особое место занимают работы, интегрирующие теоретические и эмпирические подходы изучения системы и процесса социализации личности в условиях конкретной социальной среды и выступающие в качестве базовой методологии нашего исследования. Феномен социальной и образовательной среды и институт образования анализируется в работах таких ученых, как Г. Белугина, Ф. Каган, П. Рогонов, В.А. Козырев, Л.Е. Сараскина и др.

В психолого-педагогической литературе рассматривается психологический механизм взаимосвязи общества и личности, задачи, методы и средства ее воспитания и формирования.

Немало внимания уделяется проблемам образования и в связи с ними процессу социализации и в современной литературе. В частности об этом говорится в работах П.А. Баранова, Е.В. Бережной, В.П. Беспалько, Е.Я. Гали-мова, Л.Н. Захарова, Ю.Н. Кулюткина, В.Н. Леонтьева, Н.П. Подуфалова, В.В. Селиванова[30, 36, 126,127, 128].

Определенный вклад в раскрытии и освещении социализирующего потенциала дагестанской этнокультуры и этнопедагогики внесли дагестанские этнографы, культурологи и педагоги Р.М.Магомедов, С. Ш.Гаджиева, А.Г.Булатова, Б.М.Багандов, З.Г.Гасанов, М.М.Эльдаров, А.К. Алиев, P.M. Пашаева, З.М. Магомедова, Ш.А.Мирзоев, З.Я.Якубов, И.М. Раджабов и др. Проблем социализации согласно тем и задач своих исследований в той или иной степени коснулись дагестанские ученые-педагоги М.М. Асельдерова (семья), П.П. Валиева (младшие школьники со стойкой дезатаптацией), А.Н. Салахбекова (семья в социализации детей с ограниченными возможностями развития), Б.Г. Явбатырова (социализация детей-сирот в учреждениях интернатного типа) и другие.

Однако на фоне значительного количества работ, исследующих процесс социализации с философских, социологических и психолого-педагогических позиций и предлагающих пути его решения, следует отметить, что социализация учащихся средствами традиционной культуры не стала в полной мере предметом специальных исследований. Это направление не нашло должного отражения и в современной теории социализации. В частности, не получила должного обоснования проблема социализации дагестанских школьников в процессе культурологического образования.

Научное обоснование этой проблемы позволяет выявить существующие противоречия между:

- осознанием процесса глобализации общества как неизбежной реальности и потребностью сохранить национально-самобытную культуру;

- потребностями изменившегося дагестанского общества в нравственном типе идеального горца и горянки с развитым этническим самосознанием, способного обогащать и транслировать ценности культуры своего этноса, и современным состоянием образования в национальной школе, семье, посреднических структурах, ответственных за воспитание ребенка;

- необходимостью создания механизма социализации подростков в эт-носоциуме и недостаточным использованием возможностей традиционной дагестанской национальной культуры, этно-социокультурной среды в образовательном процессе.

Необходимость разрешения указанных противоречий обусловила выбор темы диссертационной работы «Региональные особенности социализации учащихся в процессе этнокультурного образования».

Объект исследования — процесс социализации учащихся в общеобразовательных школах.

Предмет исследования — содержание, средства, формы и методы целенаправленной социализации учащихся в процессе регионального культурологического образования.

Цель исследования - разработка, обоснование и апробация системы направленной социализации дагестанских школьников на уроках предмета «Культура и традиции народов Дагестана».

Гипотеза исследования — социализация дагестанских школьников будет успешной, если:

- выявлены социализирующие возможности традиционной культуры и особенности социализации детей у народов Дагестана;

- конкретизировано содержание регионального предмета «Культура и традиции народов Дагестана» и способы реализации его соцализирующего потенциала в учебно-воспитательном процессе школы;

- использованы в учебно-воспитательном процессе средства, формы и методы социализации человека в традиционной дагестанской национальной культуре, способствующие адаптации и самореализации школьников в современном социуме;

- создан школьный социокультурный комплекс, обеспечивающий процесс социализации дагестанских учащихся с учетом их традиционной культуры.

Сформулированные цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:

1. Осуществить теоретико-методический анализ воздействия дагестанской национальной культуры на социализацию школьников, выявив её социализирующие возможности.

2. Определить сущность и содержание процесса социализации детей в традиционной дагестанской национальной культуре, охарактеризовать особенности социализации у коренных народов Дагестана.

3. Определить социализирующее содержание предмета «Культура и традиции народов Дагестана и способы его включения в учебно-воспитательный процесс.

5. Разработать модель школьного социокультурного комплекса, опирающегося на традиционную культуру народов Дагестана.

6. Провести опытно-экспериментальное исследование созданной системы направленной социализации учащихся с использованием средств традиционной дагестанской культуры, выделить критерии оценки социализиро-ванности учащихся на ценностях традиционной культуры народов Дагестана.

Методологической основой исследования являются научные положения: о взаимодействии общего и особенного; о социальной природе воспитания; философские, социологические, культурологические, психологические и педагогические концепции социализации; о понимании этнокультурного процесса как органической составляющей общей эволюции мировой цивилизации, находящейся под воздействием различных факторов внешней этносферы (социально-политических, экономических и культурных).

Теоретической основой исследования явились научные труды, раскрывающие сущность прогресса сог{иализации отечественных ученых (Б.Г.Ананьев, Г.Н.Андреева, Л.И.Божович, С.Г.Вершловский, Л.С.Выготский, Н.К.Данилевский, И.С.Кон, А.В.Мудрик, А.В.Петровский, В.А.Сухомлинский) и зарубежных авторов (Д.Дьюи, Э.Дюркгейм, Л.Колберг, Дж.Мид, Т.Парсонс, Ж.Пиаже, Э.Эриксон); по психологической теории возрастных, индивидуальных и этнических различий (Л.С.Выготский, В.С.Мухина, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.); по народному воспитанию (С.И.Гессен, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий), а также работы российских ученых А.И.Арнольдова, С.А.Арутюнова, В.Д.Афанасьева, А.Л.Бугаевой, У.А.Винокуровой, Г.Н.Волкова, В.М.Григорьева, Н.С.Загорской, Ж.Малори, И.В.Суханова, в том числе и дагестанских ученых Б.Ш. Алиевой, Д.М.Маллаева, З.М.Магомедовой, А.М.Магомедова, Ш.А.Мирзоева, А.Н.Нюдюрмагомедова, И.И.Раджабова, Т.Г.Саидова, З.Я.Якубова, подчеркивающие значимость культуры как социально-педагогического явления и роль этнического фактора в формировании человека.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ и синтез (историографический, сравнительно-сопоставительный, логический, комплексный), позволяющие изучить источники, обобщить передовой педагогический опыт решения задач социализации, а также воспитания детей с использованием прогрессивных традиций этноса, выделив пути приобщения их к традиционной культуре, моделирование; эмпирические - включенное наблюдение, анкетирование, беседа, формализованное интервью, экспертный опрос; диагностический, формирующий и контрольный эксперимент.

Научная новизна исследования:

- определены и теоретически обоснованы социализирующие возможности традиционной национальной культуры народов Дагестана;

- охарактеризованы основные проблемы и особенности социализации учащихся в национальной школе Дагестана;

- выделены критерии социализированное™ детей у народов Дагестана;

- обоснованы способы реализации на практике содержания регионального культурологического предмета «Культура и традиции народов Дагестана»;

- спроектирована модель школьного социокультурного комплекса, опирающаяся на этнокультурный компонент, в системе направленной социализации учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выделены сущностные характеристики традиционной этнопедагогической культуры и её средства, влияющие на процесс социализации; - определено место этнокультурного компонента образования в социализации учащихся дагестанской общеобразовательной школы. Результаты исследования позволят решать задачи структурирования содержания национально-регионального компонента на основе традиционной культуры, способствующей социализации школьников, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях Дагестана.

Практическая значимость исследования: предложена проверенная на практике модель школьного социокультурного комплекса с использованием этнокультурного и педагогического компонента; разработаны научнометодические рекомендации по созданию системы социализации школьников - носителей культуры традиционной культуры народов Дагестана с опорой на их традиционную культуру. Концепция и практические результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных программ, учебников и учебно-методических пособий по общеобразовательному предмету «Культура и традиции народов Дагестана» а также для повышения квалификации учителей. Предложенная модель школьного социокультурного комплекса применима для дальнейшего изучения путей совершенствования процесса социализации школьников — носителей традиционной культуры народов Дагестана.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МОУ СШ № 28, 30, 35, 38, 46 г. Махачкалы Республики Дагестан, успешно осуществляющих этнокультурное образование по учебным программам и учебникам, утвержденным Министерством образования и науки Республики Дагестан. В опытно-экспериментальной работе участвовало 385 учащихся 4-11 классов.

Организация и основные этапы исследования. Исследование выполнялось в течение 2004-2009 учебных годов в три этапа.

На первом этапе (2004 — 2005 гг.) осуществлялся анализ философской, педагогической, психологической, культурологической, социологической литературы по исследуемой проблеме, формировались представления о социализирующих возможностях традиционной культуры, выделялись критерии социализированное™, велась работа по подготовке учителей к проведению эксперимента.

На втором этапе (2005 - 2006 гг.) разрабатывались система социализации учащихся, структура школьного социокультурного комплекса и направления его деятельности, отрабатывались оптимальные формы и методы введения содержания национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс школы, проводился констатирующий эксперимент в школах, осуществлялась обработка его результатов.

На третьем этапе (2006 — 2008 гг.) апробировались формы и методы оптимального внедрения национально-регионального культурологического компонента в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы, модель социокультурного комплекса, осуществлялись мониторинг результатов исследования, систематизация и обработка полученных данных, оформлялись результаты, формулировались научные выводы и основные положения исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечиваются обоснованностью исходных теоретических положений; использованием научных методов, адекватных задачам исследования; репрезентативностью и полнотой выборки респондентов; опытно-экспериментальной работой в школах с соответствующей научно-методической базой и потенциалом педагогических кадров, результативность которых подтверждена методами исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в ходе экспериментальной работы в МОУ СШ № 28, 30, 35, 38, 46 г. Махачкалы, на факультете педагогики и психологии ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» в процессе изучения региональной культурологической дисциплины «Культура и традиции народов Дагестана».

Результаты исследования отражены в докладах и выступлениях на Республиканских научно-практических конференциях «Современная наука, проблемы и перспективы» (Махачкала, 2006 г.), «Современные технологии воспитательного процесса» (Махачкала, 2007 г.), «Современные проблемы культуры воспитания» (Махачкала, 2007 г.), на курсах повышения квалификации учителей-культурологов при Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров (2004-2007 гг.) на городских и районных августовских совещаниях работников образования и в публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Традиционная культура как важнейший фактор социализации, способствующий формированию определенных качеств личности, которые соответствуют принятым в данном обществе потребностям и нормам, адаптации школьников к национально-региональным условиям жизни и деятельности человека в дагестанском социуме.

2. Специфика социализации дагестанских школьников, определяющаяся особенностями образа жизни в национально-региональных условиях, традиционной культурой народов Дагестана и проявляющаяся в приоритетном формировании этнической культуры, а также нравственных, трудовых, эстетических качеств школьников.

3. Особенности включения в содержание образования национально-регионального компонента традиционной культуры народов Дагестана и пути использование её средств в образовательно-воспитательном процессе для адаптации и индивидуализации учащихся.

4. Модель школьного социокультурного комплекса, полнее реализующий возможности традиционной культуры и образовательный потенциал этнокультурной среды, позволяющий оптимизировать процесс социализации дагестанских школьников.

5. Системный подход к использованию традиционной культуры, её факторов и средств, обеспечивающий результативность педагогического процесса, направленного на адаптацию школьников к условиям жизни, их самореализацию в социуме современного многонационального Дагестана.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Абуталимова, Аида Абдулмуслимовна

Выводы по третьей главе:

1. В современной системе учебных дисциплин в школе важным является и создание определенного содержательного ядра, систематизирующего фактора, что придаст цельность всему процессу школьной работы и социализации личности школьника. Именно такую роль в школе призваны сыграть последовательно из класса в класс изучаемые курсы по системному усвоению национально-региональной, отечественной и мировой культуры.

2. Модель культурологического образования в рамках региональной образовательной системы в условиях организации учебно-воспитательного процесса школ с полиэтническим составом учащихся позволит создать положительные предпосылки оптимальной социализации как ученического, так и педагогического коллективов. Основная цель данной модели: формирование эмоционально-положительного отношения учащихся к выполнению исторически сложившихся и одобряемых в дагестанском многонациональном обществе социальных ролей, функций и обязанностей человека в соответствии с его социальным статусом.

3. Материалы по социальному статусу к действующим программам по «Культуре и традициям народов Дагестана» призваны помочь учащимся освоить национально особые дагестанские народные и общечеловеческие ценности эмоционального, нравственного (добро, любовь, согласие) и поведенческого (забота, взаимопомощь, этикет, гостеприимство) плана. Эти элементы дагестанской национальной культуры представляют собой тщательно отшлифованные веками, апробированные поколениями образцы обыденного и делового поведения народов Дагестана.

4. Стабильное повышение общего уровня ценностного отношения к дагестанской национальной культуре учащихся экспериментальной группы, отмеченное нами на промежуточных этапах опытно-экспериментальной работы, могло быть обеспечено, на наш взгляд, благодаря последовательному и целенаправленному отбору соответствующего возрастным и индивидуальным интересам учащихся устно-народного творческого, литературного, декоративно-прикладного, художественно-эстетического и этносоциокультур-ного материала с учетом их морально-этического и духовно-нравственного содержания в поликультурной среде.

5. Чрезвычайно важным направлением нравственного и духовного развития будущего гражданина Республики Дагестан, впрочем, как и всех многонациональных областей, краев и республик Российского государства должно быть своевременная целенаправленная и последовательная ориентация учащихся на социально значимые ценности духовной и материальной культуры.

136

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Логика исторического развития поставила страну перед объективно необходимыми переменами. Они затрагивают все грани ее социокультурной жизни, но наиболее явно проявляются в новой парадигме приоритетов общественного развития. Неоспоримо социальный характер этих приоритетов, все более осознаваемая зависимость путей и результатов развития страны от того, как будет решена ключевая задача - воспроизводство полноценной личности, требуют оперативной социальной диагностики, прогнозирования новых ситуаций, обоснования гуманных, экологически и экономически оправданных путей разрешения возникающих при этом социально значимых противоречий.

Нетрадиционные задачи современной средней школы, социализации учащихся требуют столь же нетрадиционного методического инструментария. Таковым со всей определенностью следует считать технологию социального проектирования, концепции и методы социального анализа, которые со временем смогут стать неотъемлемым элементом педагогической теории и практики социализации как учащихся средних школ, так и всех других социальных групп общества.

Проведенное нами исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы:

1. Исследования социологов, философов, психологов и педагогов показывают, что ученые едины во мнении, что социализация заключается в следующем: биологическая природа животного и человека передаётся при помощи генов, социальная - при помощи образования, обучения и воспитания, что и составляет структуру социализации или механизм её функционирования. На долю социальных институтов в обществе выпадает не простая, механическая трансляция социальных знаний, умений и ценностных ориентации от одного поколения к другому, а развитие у человека способности к самообразованию, самообучению и самовоспитанию, т.е. способность и потребность к саморазвитию для осмысленного и созидательного выполнения изначально социально ориентированных функций человека.

2. Важнейшее значение для социализации человека имеют прижизненные факторы формирования личности. Многомерная концепция социализации важна тем, что она учитывает (должна учитывать) все педагогические процессы и функции (образование и самообразование, обучение и самообучение, воспитание и самовоспитание). Она универсальна, потому как, учитывает все грани развития личности в деятельности общества: экономическая и политическая, правовая и эстетическая, нравственная и экологическая, физическая и валеологическая.

3. Анализ источников позволяет отметить, что педагогическая наука располагает различными моделями социализации, где рассматривается роль и место различных типов педагогики как альтернативных моделей социализации личности. Интересным и малоисследованным направлением изучения педагогической практики человечества и всей системы социализации человека является так называемая «народная педагогика».

4. Культура не могла бы выжить, когда бы не существовало способов ее трансляции от поколения к поколению. В процессе своего исторического становления народами выработаны различные формы, методы и средства передачи социального опыта. Они существуют для того, чтобы передать наиболее ценное из поколения в поколение. Это - ритуалы, обряды, обычаи, традиции, включающие в себя модели чувствования, мышления, поведения, и, кроме того, нормы, навыки, культурные достижения, представляющие собой ценность для членов этноса, а также способы их трансляции от поколения к поколению.

5. Исследование показывает, что проблемой российской общеобразовательной школы, и дагестанской школы в частности, является несогласованность современного процесса социализации учащихся с прогрессивным этнокультурным опытом формирования функционально грамотной личности. Отсюда центральной задачей школы, а национальной школы в особенности, является формирование социально ориентированной личности учащихся, что предполагает последовательное привитие у них осмысленных знаний умений и навыков поистине человеческого выражения любви к своей родине, к народу, правильного отношения к самому себе, к своим близким и родным, к окружающей природе, к труду, к людям, с которыми повседневно общается.

6. Этническая культура народов Дагестана закрепила наиболее значимые материальные и духовные достижения ее более 30 этносов, выступила хранителем их духовно-нравственного опыта, их исторической памятью. Она имеет свои особенные формы существования, специфические способы сохранения и передачи последующим поколениям общечеловеческих ценностей.

7. Отличительной чертой этнической культуры дагестанцев является то, что она опирается не на силу закона, а на общественное мнение, массовые привычки, общепринятый вкус. Этим объясняется во многом небывалая устойчивость и неискоренимость народных традиций.

8. Традиционная культура народов Дагестана и воплощенные в ней ценности позволяют человеку найти принципы оправдания жизни, помогают выстоять перед ударами судьбы, сохранить величие духа при всех социальных катастрофах и потрясениях. В значительной мере влияние этнической культуры на личность объясняется и тем, что она требует от каждого преодоления пассивности, не терпит созерцательности, превращает ее в активного участника традиционных действий, праздников, обрядов, мероприятий и других событий.

9. Формами социализации человека, культивирующими в национальной культуре народов Дагестана являются: национальный язык, психический склад нации или национальный характер, национальные традиции, обычаи и обряды, национальный быт, национальная пища, одежда, музыка, национальное жилище и т.д.

Ю.Народы Дагестана придают социализации человека исключительное значение. Человек мыслится народом не отвлеченно или изолированно, а как самое разумное существо, обладающее высокими духовно-нравственными качествами, национально особыми этикетными нормами и правилами. Человек призван выполнять в обществе конкретные социальные функции и обязанности, предписанные его полу, возрасту, общественному положению. Человек видится в народе, прежде всего в роли сына или дочери, брата или сестры, отца или матери, дедушки или бабушки. Человеку отводится роль наставника или наставницы, соседа или соседки, гостя, кунака и, наконец, почетная роль гражданина. Человек видится в народе в почетной роли труженика или труженицы, мастера или мастерицы, хозяина или хозяйки, воина, лидера, старейшины.

Человек ценится в Дагестане, если он глубоко знает, понимает и четко выполняет свои ролевые функции и обязанности. Именно о таком человеке дагестанцы говорят «настоящий человек», «добропорядочный человек», «идеальный человек», «совершенный человек» и т. д.

11 .Исходя из исторически сложившихся конкретных социальных ролей и функций, можно говорить о социальном статусе индивида (дагестанца и дагестанки), о социальном статусе дагестанской семьи, о социальном статусе дагестанского тухума (рода), о социальном статусе дагестанского аула (джамаата), и о социальном статусе дагестанского народа, содержание которых выступают как, социально апробированные критерии определения целей и задач социализации учащихся дагестанской общеобразовательной школы в процессе их этнокультурного образования.

В современной системе учебных дисциплин в школе важным является и создание определенного содержательного ядра, систематизирующего фактора, что придаст цельность всему процессу школьной работы и социализации личности школьника. Именно такую роль в школе призваны сыграть последовательно из класса в класс изучаемые курсы по системному усвоению национально-региональной, отечественной и мировой культуры.

12. Модель культурологического образования в рамках региональной образовательной системы в условиях организации учебно-воспитательного процесса школ с полиэтническим составом учащихся позволит создать положительные предпосылки оптимальной социализации как ученического, так и педагогического коллективов. Основная цель данной модели: формирование эмоционально-положительного отношения учащихся к выполнению исторически сложившихся и одобряемых в дагестанском многонациональном обществе социальных ролей, функций и обязанностей человека в соответствии с его социальным статусом.

13. Материалы по социальному статусу к действующим программам по «Культуре и традициям народов Дагестана» призваны помочь учащимся освоить национально особые дагестанские народные и общечеловеческие ценности эмоционального, нравственного (добро, любовь, согласие) и поведенческого (забота, взаимопомощь, этикет, гостеприимство) плана. Эти элементы дагестанской национальной культуры представляют собой тщательно отшлифованные веками, апробированные поколениями образцы обыденного и делового поведения народов Дагестана.

14. Стабильное повышение общего уровня ценностного отношения к дагестанской национальной культуре учащихся экспериментальной группы, отмеченное нами на промежуточных этапах опытно-экспериментальной работы, могло быть обеспечено, на наш взгляд, благодаря последовательному и целенаправленному отбору соответствующего возрастным и индивидуальным интересам учащихся устно-народного творческого, литературного, декоративно-прикладного, художественно-эстетического и этносоциокультур-ного материала с учетом их морально-этического и духовно-нравственного содержания в поликультурной среде.

15. Чрезвычайно важным направлением нравственного и духовного развития будущего гражданина Республики Дагестан, впрочем, как и всех многонациональных областей, краев и республик Российского государства должно быть своевременная целенаправленная и последовательная ориентация учащихся на социально значимые ценности духовной и материальной культуры.

16. Социализация школьников в процессе этнокультурного образования, осуществляемая на основе диалога культур разных народов Дагестана, есть целенаправленный процесс, способствующий эффективному развитию личности школьника, формирующий его национальное самосознание в контексте мировой культуры.

17. Успешность, результативность социализации на традициях эт-нокультуры обусловлены социально-педагогическими условиями его оптимизации: а) в образовательно-содержательном аспекте (создание системы воспитательной работы в школе, что возможно при следующих обстоятельствах: признании педагогами, учителями, родителями приоритета развития личности ученика на традициях дагестанской культуры; организации совместной деятельности педагогов, родителей, учащихся; создание в школе оптимального микроклимата, основанного на этно-культуре, нормах и установках народной морали; включение в образовательный стандарт курсов по дагестанской культуре и культурного регионального компонента; введение в систему внеклассной и внешкольной работы клубов, кружков, объединений, ориентированных на народное искусство, философию, быт и ремесло); б) в организационно-методическом аспекте (научно-теоретическая и методическая подготовка учителей, развитие у них навыков и умений корректировать свою деятельность на основе народной педагогики; разработка авторских программ по спецкурсам, ориентированным на традиции дагестанской культуры; привлечение для внеклассной и внешкольной воспитательной работы населения социума); в) в социально-педагогическом аспекте (укрепление престижа учительской профессии и материально-технической базы образования; духовно-нравственное обновление содержания деятельность СМИ.

18. Создание такой жизненной среды, которая способствовала бы воспроизводству нужных сегодня обществу человеческих качеств, не требует значительных дополнительных материальных ресурсов. Достижение названной цели потребует прежде всего изменений в общественном сознании и психологии как учителей, так и учащихся, которые бы выдвинули проблему человеческих качеств и среды их воспроизводства в разряд центральных ключевых проблем реформ.

Проведенное исследование открывает нам доступ к веками испытанному опыту национально-региональной, общероссийской, общечеловеческой культуры по целенаправленной социализации человека. Оно, разумеется, не могло охватить все аспекты, весь опыт и все направления социализации человека, предусмотренные в сокровищнице даже в этнокультуре одной национальности Дагестана. А в республике функционируют этнокультурные ценности, издревле присущие более 30 коренным народам Дагестана. Современные задачи российского образования требуют более пристального внимание к культуре каждого народа по трудовой, правовой, политической и иных направлений оптимальной социализации личности на этнокультурной основе, что может стать проблемами нашего перспективного исследования.

143

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Абуталимова, Аида Абдулмуслимовна, 2010 год

1. Абдулаев М. А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана. Махачкала, 1993- С. 306-307.

2. Абдуллаев М.А. Из культурно-философского наследия Дагестана: В 2-хч. Махачкала: Юпитер, 1994-1995.

3. Абуталимова A.A. Актуальные проблемы социализации учащихся в современной дагестанской школе//Современная наука: проблемы и перспективы. Труды НКП (под ред. проф. Д.М.Маллаева и П.О.Омаровой. Махачкала: Изд-во ДГПУ, 2006. - С.28-33.

4. Абуталимова A.A.K вопросу оптимизации условий социализации учащихся в процессе культурологического образования//Сибирский педагогический журнал, №13, 2008. С. 414-420.

5. Абуталимова А.А.Социализация школьников на этнокультурных ценностях региона (села, района, города) //Проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса (под ред. профессора З.М. Магоме-довой. Махачкала: Изд-во ДГПУ, 2007. - С. 10-16.

6. Абуталимова A.A. Социально-педагогическая направленность этнокультурных традиций народов Дагестана и их роль в социализации личности//Сибирский педагогический журнал №4, 2009. С. 252-262.

7. Ю.Аверин Ю. Обновление концепции социального управления в контексте современного научного знания//Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований- М.,1999.- С.228-239.

8. П.Агаев А.Г. Социалистическая национальная культура. М., 1974.

9. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин XIX — начала XX вв. -М., 1978.

10. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. - 290 с.

11. Алиев И.И. Влияние реформ в России на национальную культуру и этническую психологию ее народов. // Этнодиалоги: Московское эхо Кавказа. -М.: Этносфера, 1997.

12. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи. Пятигорск, 2006.288 с.

13. Алкадари Г. Асари Дагестан. - Махачкала, 1994.

14. Аникин В.П. Мудрость народов. Пословицы и поговорки народов Востока. М., 1961.

15. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И.А. Солов-ков. М.: Педагогика, 1985.

16. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987.

17. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности // Личность как объект и субъект социальных отношений. М., 1984.

18. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М., 1992.

19. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев. М., 1998. -286с.

20. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогика чеченцев в связи с проблемой общности народных педагогических культур вайнахов. Автореферат дисс. докт. пед. наук. -М., 1999.

21. Асельдеров М.А. Воспитание учащихся на передовых народных традициях. Махачкала: Дагучпедгиз, 1976, 128 с.

22. Асельдерова М.М. Педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье. Текст.: дисс. . канд. пед. наук / М.М.Асильдерова: 13.00.01: Махачкала, 2005 157 с.

23. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Психолог. Психопедагог. Психоисторик. М.; Воронеж, 1996.

24. Атабиева Ж.А. Социальный облик современной российской молодежи: Автореф. дис. канд. социол. наук.- М.,2001.- 19 с.

25. Байкова JI.A. Гуманизация педагогической системы образовательного учреждения: теория и опыт: Монография / РГПУ им. С.А. Есенина. Рязань, 2000.

26. Бамматова А.Р. Этническая мысль народов Дагестана и современность. Махачкала: Дагучпедгиз, 1982.

27. Баранов П.А. О некоторых проблемах преподавания гуманитарных дисциплин в средней школе //Проблемы образования в современной социокультурной ситуации: материалы научно-практической конференции. СПб., 1996.

28. Велик A.A., Резник Ю.М. Социокультурная антропология: Историко-теоретическое введение. М., 1998.

29. Беляева В.А. Духовно-нравственное воспитание в процессе образования в России // Духовность. Нравственность. Образование. История и современность (научные труды участников межрегиональной научно-практической конференции). Рязань, 2002.

30. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности /Пер. Е Руткевич. М.: Медиум, 1995.

31. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 90-94.303с.

32. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и перспективы // Педагогика. 1996. № 4.

33. Бестужев-Лада И.В. Культура, контркультура, антикультура // На пороге XXI века: образование и культура. М.: РАО / Российская государственная академия физической культуры, 1996.

34. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обеспечение социальных нововведений.- М., 1993.

35. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. Спб., 1905.-С. 113.210с.

36. Библер B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы философии. 1989. №6. С.31-42.

37. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.

38. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

39. Богуславский М. Социализация школьников. // Управление школой. 2001. №33.

40. Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Межд. пед. акад., 1995.

41. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. - 308с.

42. Большаков В. П. Культура как форма человечности. Учебное пособие. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. - 92 с.

43. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1.

44. Борисов В.А. Численность и демографическая структура населения России (по итогам Всероссийской переписи населения 2002) // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. № 10.

45. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М. 1994.

46. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирование личности школьника. М., 1991.

47. Бромлей Ю.В. Этносоциальные аспекты формирования человека. //

48. Вестник высшей школы .-1989.№ 1.- с.67-84.

49. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1967.

50. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. — М., 1978.

51. Булатов Е.Е. Дагестан на рубеже XIX-XX вв.- Махачкала, 1996.

52. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды горного Дагестана в XIX- нач. XX в. Ленинград, 1988.

53. Булдаков С. К. Образование: цели, идеи, методология: Опыт философ, исслед. Кострома, 2000.

54. Валиева П.П. Социализация учашихся начальных классов со стойкой школьной дезатаптацией. Текст.: дисс. . канд. пед. наук / П.П.Валиева: 13.00.01: Махачкала, 2007 180 с.

55. Васильева В.М. Изучение вопросов культуры XI-XVIII веков на уроках истории СССР. Книга для учителя. М., 1990.

56. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.,2000.

57. Васильцова 3. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983. - 144с.

58. Волков Т.Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Советская педагогика, 1989, № 7.

59. Волков Г.Н. Педагогика жизни. -Чебоксары, 1989. 335с.

60. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. -М, 2001.

61. Волков Г.Н. Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи//Магистр, 2001, № 1.

62. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебное пособие.-М., 1999.

63. Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX нач. ХХвв. Сборник статей. - Махачкала, 1987.

64. Воронов Н.В. Из путешествия по Дагестану // ССКГ. Вып.З. 1970.

65. Волкова И.В. Политика и личность: Опыт культурологического и социологического анализа / НИИ ВШ. М., 1993.

66. Воронов Н.И. Путешествие по Дагестану// ССКГ.- Тифлис, 1868. вып.1.

67. Гаджиев А.Х. Проблемы этнической психологии. Ростов- на- Дону, 1982.

68. Гаджиева С.Ш. Семья и семейный быт народов Дагестана. М.: 1985.

69. Галагузова М.А. Социальная педагогика. М., 2000.

70. Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен Возрождения ХУ1Н-Х1Х вв. -Махачкала, 2000.- 445 с.

71. Гамзатов Г.Г. Национальная культура в калейдоскопе памяти. М., 1996.-305 с.

72. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Махачкала. 1974. - 382с.

73. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. Махачкала, 1999.

74. Гасанова С.С. Формирование нравственной позиции в условиях многокультурного образования. Текст.: дисс. . канд. пед. наук / С.С. Га-санова: 13.00.01: Махачкала, 2005 174 с.

75. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекции. М., 1998. -432с.

76. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку, 1970.

77. Гилязов Д. Традиции народной педагогики в действии //ж. Воспитание школьников. 2000г., №6, с. 8-11.

78. Глиноецкий Н. Поездка в Дагестан (из путевых заметок, веденных на Кавказе в 1860 году) // Военный сборник. Т. XXIII, 1862.

79. Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое // Педагогика. 1998. № 5.

80. Гоффман И. Представление себя и других в повседневной жизни / Институт социологии РАН. Пер. с англ. А.Д. Ковалева. М.: Канон-пресс-Ц.: Кучково поле, 2000.

81. Гребенкина Л.К. Основы социальной педагогики / Л.К. Грубенкина, Н.В. Жокина // Классный руководитель. 1998. № 6.

82. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Педагогика. 2002. №9.

83. Гудовский И. В. Социализация личности в образовательном процессе: маргинальный аспект. Красноярск: СибГТУ, 2005.

84. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Ставрополь, 1993. - 267с.

85. Дармодехин C.B. Государственная семейная политика: проблемы теории и практики.-М.: Государственный НИИ семьи и воспитания. 1998.-48 с.

86. Дашдамиров Ф.А. Кавказская идентичность и диалог куль-тур.//Этнодиалоги: Московское эхо Кавказа. -М.: Этносфера, 1997. -124с.

87. Дейч Б. А. Социальная педагогика и дополнительное образование. Новосибирск: НГПУ, 2005.

88. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. // Народное образование. 1993, № 5. с.22-40.

89. Джабиров Р.П. Этническое и культурное возрождение народа Дагестана в современных условиях. Авт. дисс.канд. филос. наук. М., 2006. -23 с.

90. Джапаридзе О.М. На заре этнокультурной истории Кавказа. Тбилиси, 1989.

91. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М.: Просвещение, 1993.

92. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей / Избр. Пед. соч. М.: Учпедгиз, 1956.

93. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. М.: ИНФРА-М, 2003.

94. Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н. Процессы перемен в сознании российской учащейся молодежи // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2003. № 4.

95. Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения: Дисс. канд. псих. наук. -Л., 1982. 161с.

96. Дубинин Н.П. Что такое человек. — М.: Мысль, 1983.

97. Дудина М.Н. Социализация подростков и проблема отчуждения. //Завуч. 2000 № 8.

98. Ермолин Е. А.Теоретические основы изучения истории русской культуры в современном образовательном процессе, текст. Дис. . д-ра пед. наук : Е.А.Ермолин. 13.00.01 : Ярославль, 1999 500 с.

99. Жданов Ю.А. Нерасторжимые звенья: культура и наука. Традиции и современность. Ростов-на-Дону. 1984. 239.

100. Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение /Под ред. М.Х.Титмы. Таллин.: Изд-во «Ээсти раамат», 1985.

101. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.

102. Злотникова Т.С. Введение в теорию и историю художественной культуры. Программа курса. Ярославль, 1993.

103. Злотникова Т.С. Методические рекомендации по преподаванию курса истории мировой художественной культуры в 10-11 гимназических классах. Ярославль, 1994.

104. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества,- М.,1998.- 142 с.

105. Ильин B.C. Целостный подход к формированию личности // Теоретико-методологические основы формирования личности школьника и студента: Межвузовский сборник научных трудов. Волгоград: ВГПИ им. A.C. Серафимовича, 1990.

106. Исламмагомедов А.И., Сергеева Г.А. Традиционное и новое в современном быте и культуре дагестанцев переселенцев. -М., 1998. -320с.

107. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. От времени присоединения к России до наших дней. М., 1971.- 270 с.

108. Ю.Караковский В. А. Воспитание важнейшая социально педагогическая ценность // Народное образование. 2002. №4.

109. Каргина М. Проблемы социализации подростка // Воспитание школьников. 2003. №4.

110. Кебина H.A. Смыслообразующие основы формирования и самореализации личности. Автореф. дис. док.филос.наук.-М.,2004.-44 с.

111. Ковалева А.И. Институты социализации // Социологическая энциклопедия: В 2 т.-М.,2003.-Т.1.-С.372-373.

112. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение.-М.,1996,- 224 с.

113. Коган М.С. Мир общения. Проблемы межкультурных отношений. -М.,1988.

114. Козырев В.А. Построение модели гуманитарной образовательной среды // Педагог. 1999. - №7.

115. Колычева 3. И. Технологии социального развития личности в образовательном процессе. Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2005.

116. Кольцова И.Н. Социокультурная функция сказки. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. -Н. Новгород: 2000.

117. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1987.

118. Кон И.С. Люди и роли // Новый мир. 1970. № 12.

119. Кон И.С. Ребенок и общество.- М.,1988.

120. Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. М.: Центр социологии образования РАО, 2000.

121. Корягина О.П. Изучение личности учащихся // Классный руководитель. 2003. №6.

122. Костюченко Л.Г., Резник Ю.М. Введение в теорию личности: социокультурный подход: Учебное пособие для вузов. М.: Независимый институт гражданского общества, 2003.

123. Крачковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. -М., 1993.-80с.

124. Кривов Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика. 2003. №2.

125. Кузнецова А. В. Формирование патриотического сознания современной молодежи в условиях трансформации российского общества: опыт социол. исслед. М.: РИЦ ИЛИ РАН, 2005.

126. Кулюткин Ю.Н. Образование и личность //Проблемы образования в современной социокультурной ситуации: материалы научно-практической конференции. СПб., 1996.

127. Крысько В.Г. Этническая психология.- М., 2002 165 с.

128. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

129. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке. //Вопросы психологии 1989, № 3.

130. Леонтьева В.Н. Образование как феномен культуротворчества //Социс. 1995. № 1. С. 138-142.

131. Магомедов A.M. Этнопедагогическая культура Дагестана. Махачкала: Народы Дагестана, 2005.- 340с.

132. Магомедов А. А. Дагестан и дагестанцы в мире. Махачкала. 1994.

133. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала -Дагучпедгиз. 1992. с. 86-87.

134. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана, (пособие для работников народного образования), Махачкала 1986.

135. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. // Соч.: В 7 т. М 1957. -Т. 4. - с.341-428.

136. Макаренко A.C. О воспитании молодежи: Сб. избранных педагогических произведений. 2-е изд. М., 1951.

137. Маллаев Д.М. Духовно-нравственное возражение России на основе общечеловеческих ценностей// Поиск истины. Дагестан. 2003.- № 9-10.-С.45-50.

138. Маллаев Д.М. Духовно-нравственное воспитание учащихся на приоритет общечеловеческих ценностей.// Совр. Наука: проблемы и перспективы.- Махачкала, 2005, Вып.5.- С.118-126.

139. Маллаев Д.М. «Пространство диалога путь к взаимопониманию» Махачкала: Пресс-центр, 2003., с.64.

140. Мардахаев JI. В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2006.

141. Методика работы социального педагога / Сост. Г. С. Семенов. Москва: Школьная Пресса, 2006.

142. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2005. - 192 с.

143. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала: Лотос, 2009. - 160 с.

144. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана.- Махачкала, 1994.195 с.

145. Мирзоев Ш.А., Волков Г.Н. Народная педагогика. Махачкала, 2000. -40 с.

146. Модернизация содержания социокультурного образования: методология, теория, практика, проблемы материалы: Всероссийской науч.-метод. конф. Казань: КГУ им. В. И. Ульянова-Ленина, 2006.

147. Мудрик A.B. Социализация и «смутное время». М., 1991. - с. 50. 367с.

148. Мудрик A.B. Социализация как социально-педагогическое явление. //Вестник Российского гуманистического научного фонда. 1999, № 4.

149. Мудрик A.B. Социализация человека: Учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. М., 2004.

150. Муравлев В.В.,Цепляев А.Н. Ценностный мир современной российской молодежи/ЛСультура.Политика.Молодежь: Сб.науч. статей. Вып.4.- М.,2001.- ч.1.- С.46-74.

151. Народы Дагестана. М.,2002.

152. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, 5 октября 2000 г. // Народное образование. 2000. № 2.

153. Немировский В. Г. Социология личности. М., 1989.

154. Нечаев В.А. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992.

155. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.

156. Нюдюрмагомедов А.Н. Синтез нравственных ценностей в многокультурном образовательном пространстве. Махачкала: ДГУ ИВЦ.,2005-168с.

157. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.

158. Подуфалов Н.П. Реформирование образования и национальная безопасность //Высшее образование в России. 1997. № 4.

159. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации//Российская газета.- 2003.-17 мая.

160. Прахова Ж.В. Интегральная природа социализации личности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Н. Новгород, 2001.- 20 с.

161. Прима Е.В. Жизненный потенциал человека как базовая ценность культуры Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.- Н. Новгород: 2000;

162. Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996.

163. Пронина Е.Е. Культура моего народа. Программа интегративного курса и методические рекомендации. М., 1993.

164. Психологическое и педагогическое сопровождение образовательного процесса / Отв. ред. М. И. Рожков. Ярославль: ЯГПУ, 2005.

165. Пушкин A.C. О народном воспитании //Интегральная педагогика и жизнь. —1995., № 2, с. 4-8.

166. Равкин З.И. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект): Учебное пособие. М., 1995.

167. Раковская O.A. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. M.: Наука, 1993.

168. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. Новосибирск, 2002.

169. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1999.

170. Российская энциклопедия социальной работы. / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой: В 2 т. М., 1997. 799с.

171. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или воспитании. СПб., 1913.

172. Саидов Т.Г. Традиции народов творят человека. Махачкала: Дагуч-педгиз, 1994. - 133 с.

173. Саидов Т.Г. Подготовка юношей к жизни. Махачкала, 1994.

174. Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. Что это такое? -Орджоникидзе, 1968. 137 с.

175. Салахбекова А.Н. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями развития. Текст.: дисс. . канд. пед. наук / П.П.Валиева: 13.00.01: Махачкала, 2005 223 с.

176. Салахбекова А.Н. Культура как фактор социализации личности // Современная наука: проблемы и перспективы. Вып. 3 Махачкала: ДГПУ, 2003. - С.49-50.

177. Семенов Г. Социализация, воспитание, развитие: какой смысл вкладывает в эти понятия современная наука. // Воспитание школьников. 1999, №6.

178. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983.

179. Собкин B.C. Особенности социализации школьников старшего возраста. // Мир психологии. М., 1998, № 1.

180. Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972. - 228с.

181. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире.- М.: "Просвещение", 1991.

182. Соколова Э. Наша цель социализация школьников. // Народное образование. Самара, 2001.

183. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / Пер. с англ., комментарии и статья В.В. Сапова. СПб.: РХГИ, 2000.

184. Студенте А .Я. Содержание, методика и организация подготовки старшеклассников к семейной жизни: Воспитание семьянина. Рига, 1998.

185. Тощенко Ж.Т.,Харченко C.B. Социальное настроение.- М., 1996.- 195 с.

186. Умом и сердцем. Мысли о воспитании. / Сост. Н.И. Монахов. М., Политиздат, 1989.

187. Усманов Б.Ф. Социальная инноватика: Учебное пособие.- М., 200.0.336 с.

188. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Пед. соч. в 6т. T. 1.-М, 1988

189. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Флинта, 1999.

190. Филиппова JI.B. Философские основы теории и практики социальной педагогики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук.- Н. Новгород, 1992.- С. 16-23.

191. Фрейд 3. "Я" и "Оно": Труды разных лет. Кн. 1-2. Тбилиси, 1991.

192. Харчев А.Г. Социология воспитания о некоторых актуальных проблемах воспитания личности. М., 1990.

193. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Кн. для учителя. М., 1994,- 160 с.

194. Цахаева С.Г. «Культура и традиции народов Дагестана» в системе культурологического образования учащихся 8-9 классов. Текст.: дисс. . канд. пед. наук / С.Г.Цахаева: 13.00.01: Махачкала, 2001 232 с.

195. Цепляев А.Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность/Дис.канд. филос.наук.-М.,2000.- 192 с.

196. Человек и общество: Краткий энциклопедический словарь-справочник/политология/.- Ростов-на-Дону, 1997.- 608 с.

197. Шамхалова А.Э. Нравственные основания жизненной позиции младших школьников. // Махачкала, ДГПУ. 2001. С. 58-61.

198. Школа диалога культур. Основы программы. Под общей ред. В.С.Библера. Кемерово, 1992.

199. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово, 1993.

200. Шолохов М.А. Сокровищница народной мудрости. // Собрание сочинений в восьми томах. Том 8. М, 1975. 510 с.

201. Шульгин В.Н. Основные вопросы социального воспитания. М.,1994.

202. Щеглова Е.В. Формирование у дагестанских школьников ценностного отношения к русской национальной культуре. Текст.: дисс. . канд. пед. наук / Б.Г.Явбатырова: 13.00.01: Махачкала, 2008 203 с.

203. Энциклопедический социологический словарь. // Под общей ред. Г.В. Осипова. М., ИСПИ РАН, 1995. 358с.

204. Юферева Т.И. Образцы мужчин и женщин в сознании подростков. / Вопросы психологии. 1985, № 3, с. 84-90.

205. Явбатырова Б.Г. Педагогические условия эффективной социализации детей-сирот в учреждениях интернатного типа (на примере Республики Дагестан)». Текст.: дисс. . канд. пед. наук / Б.ГЛвбатырова: 13.00.01: Махачкала, 2007 164 с.

206. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

207. Якубов 3. Педагогическая мудрость народа (этнопедагогика) // Народное образование. -1995., № 2, с. 85-92.

208. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. — Саратов, 1997. 110с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.