Реклама как особый вид массового искусства: опыт философско-эстетического анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат философских наук Пономаренко, Юлия Анатольевна

  • Пономаренко, Юлия Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 170
Пономаренко, Юлия Анатольевна. Реклама как особый вид массового искусства: опыт философско-эстетического анализа: дис. кандидат философских наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Барнаул. 2006. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Пономаренко, Юлия Анатольевна

Введение.

Глава I. Особенности массового искусства в контексте современной культуры.

1.1 Массовое искусство как социокультурный феномен.

1.2 Особенности современных видов массового искусства.

Глава II. Эстетико-философский анализ рекламы как особого вида массового искусства.

2.1 Генезис рекламы как особого вида массового искусства.

2.2 Проблема соотношения рекламы и искусства.

2.3 Особенности репрезентации элементов художественных стилей в современной рекламе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реклама как особый вид массового искусства: опыт философско-эстетического анализа»

Актуальность темы исследования.

В настоящее время реклама приобретает статус общественного института, определяющего социальные, экономические и культурные парадигмы общества. Реклама уже продолжительное время находится в фокусе внимания ряда гуманитарных и экономических дисциплин: социологии, психологии, истории, экономики, маркетинга и др.

В конце 90-х гг. XX века реклама стала осмысливаться как сложная межпредметная сфера человеческой деятельности, которая интегрирована в социокультурную среду.

Реклама сегодня является значимым культурным феноменом, который охватывает различные сферы действительности. Динамично входя в жизнь современного человека, реклама занимает особое место в сознании человека, перестраивает его мировоззрение, привлекает внимание к прагматичным сторонам бытия. Способность влиять на умонастроения, модели поведения, стиль жизни позволяет рассматривать рекламу как универсальное социокультурное явление, в том числе и как явление искусства.

Ситуация в современной культурной жизни свидетельствует о нарастающих тенденциях глобализации, размывании границ между элитарными и массовыми видами искусства, различными видами искусства в целом. Формируется новый тип социокультурной парадигмы, в которой особое место занимают зрелищно-развлекательные, массовые виды искусства

- кино, телевидение. Реклама становится зеркалом данного процесса, отражающим новые тенденции в развитии эстетического мироощущения общества. Заявляя о принадлежности рекламы к сфере массовой культуры й искусства, современная исследовательская литература в основном рассматривает общие идейно-философские основания этих явлений, не уделяя достаточного внимания анализу сущностных характеристик рекламы как особого вида массового искусства.

Актуальность темы определяется также исследованиями рекламного воздействия на аудиторию, доказывающими, что современный человек более позитивно реагирует на рекламные послания, которые не содержат прямых призывов к действию, а используют для привлечения внимания различные выразительные средства, в том числе средства искусства. Реклама, преследуя свои специфические коммерческие цели, подвергает художественные средства жесткому отбору, привлекает те из них, которые соответствуют: особенностям рекламируемого товара, интересам целевой аудитории, стилистике рекламного сообщения. Рекламное произведение, таким образом, представляет собой синтез художественных приемов, направленных на достижение конкретно-прагматических целей. В связи с этим представляется актуальным рассмотрение рекламы в аспекте репрезентации конкретных художественных приемов и критериев их отбора с целью включения в рекламное произведение.

Подобный ракурс рассмотрения проблемы представляется продуктивным, поскольку позволяет анализировать рекламу с точки зрения специфики ее эстетического содержания и выявления критериев отбора художественных средств, используемых в рекламных произведениях.

Степень разработанности проблемы.

Специфика темы исследования определяет рассмотрение проблемы, включающей в себя два направления: массовое искусство и реклама.

В современной исследовательской литературе относительно феномена массового искусства преобладает подход, при котором ключевыми являются следующие аспекты: непосредственная связь массовых искусств с мощной технической базой и заранее предопределенная ориентация на массовую потребительскую аудиторию (A.B. Кукаркин, A.A. Пелипенко, В.П. Шестаков). Окончательное становление массового искусства связывается, таким образом, с формированием «массового общества» и оформлением нового типа культуры этого общества - массовой культуры. В данном направлении работали такие исследователи, как Г.К. Ашин, Е. Н. Карцева, A.B. Кукаркин и др. Массовое искусство в данном аспекте рассматривается как продукт массовой культуры, функционирующий как I доминирующий тип искусства в массовой культуре, и репрезентирующий идейно-эстетические принципы массовой культуры в конкретных произведениях.

Сложность проблемы заключается в том, что, несмотря на обилие исследовательской литературы по различным аспектам массовой культуры, отсутствует философское объективно-теоретическое осмысление феномена массового искусства. Терминологическая неопределенность усиливается также тем, что понятия «массовое искусство» и «массовая культура» часто употребляются как синонимы, или для обозначения феномена массового искусства используется термин «массовая художественная культура». В данной работе под массовым искусством понимается искусство, ориентированное на широкую массовую аудиторию, отражающее определенные идейно-эстетические принципы и распространяемое с помощью технических средств тиражирования.

Феномен массового искусства стал предметом теоретического I осмысления задолго до того, как появилось его явное воплощение в действительности. Большинство исследователей, размышлявших о судьбе искусства XX в. в истории европейской культуры, говорили о его деструкции и кризисе, об исчерпанности смыслов искусства, искусственности художественного творчества, омассовлении. (А. Шопенгауэр, О. Шпенглер, H.A. Бердяев, Т. Адорно, X. Отрега-и-Гассет др.). Таким образом, в оценках феномена массового искусства и массовой культуры в целом, преобладал социально-философский критический подход, для которого характерно противопоставление элитарного и массового типов культур (Б.Розенберг, Д. Уайт, Д. Рисмен, Э.Фромм, Р. Миллс, А. Моль, Г. Лебон, В. Беньямин, О. Хаксли, Д. Белл и др.). В этом понимании массовая культура рассматривалась как негативное явление, порожденное научно-техническим прогрессом. Исключением является точка зрения М. Маклюэна, представляющая собой новый тип технократической утопии. Массовая культура в его концепции занимает особое место, так как способствует формированию общества нового типа, возвращает сознанию утраченную мифологическую образность.

В отечественной исследовательской литературе критическая традиция рассмотрения феномена массового искусства и массовой культуры была продолжена трудами таких авторов, как Г.К. Ашин, E.H. Карцева, A.B. Кукаркин, А.П. Мидлер, В.В. Молчанов, Е.П. Смольская, Н.М. Зоркая, В.А. Семенов, Т.В. Чередниченко, К.Э. Разлогов и др.

В исследовании феномена рекламы также выделяют несколько направлений, первым из которых является рассмотрение рекламы с экономической, технологической, правовой и нравственно-этической точки зрения. В данном понимании реклама анализируется как инструмент маркетинга, рассматриваются различные виды рекламы, приемы и способы разработки рекламного сообщения, особенности размещения рекламы и т.п. К этому направлению можно отнести труды таких зарубежных и отечественных следователей, как А.Аакер, А. Дейян, Г. Картер, Р. Ривз, У. Уэллс, Дж. Бернет, У.Бове и К.Аренс, Р. Батра, Ф.Котлер, К.Хопкинз, Д. Огилви, В.Шенерт, Я.Элвуд, Д.Росситер, У. Сэндидж, И.В., Викентьев, А.Н.Лебедев-Любимов, А.В.Ульяновский, Л.Н. Хромов, И.Я.Рожков, И.В.Крылов, В.Л Музыкант, Л.Ю. Гермогенова, И.А. Гольман, Ф.Г. Панкратов, Р.В. Ромат, Е.В.Головлева, A.B. Катернюк, М.Ю. Рогожин, Ю.Н. Бедулин и др. В целом, работы данного направления представляют интерес с точки зрения рекламной практики, носят прикладной характер.

Анализу рекламы в контексте историко-культурного направления, позволяющего проследить эволюцию форм рекламной деятельности зарубежной и отечественной рекламы, посвящены работы В.В. Ученовой, Н.В. Старых, О.А.Савельевой, В.В.Уперова, С.И. Чередниченко. Вопросам социологии и психологии рекламы посвящены работы J1.H. Федотовой, O.A. Феофанова, А.Н. Лебедева-Любимова, Р.И Мокшанцева.

Реклама как объект структурно-семиотического анализа рассматривается такими авторами, как Р.Барт, Ю.Кристева, У.Эко, Ю.М. Лотман, Ч.Моррис, И.Г.Морозова и др.

Эстетические аспекты рекламной деятельности нашли отражения в трудах Е.В. Сальниковой, A.B. Костиной, Е. Дзикевича, М.А. Ковриженко, A.B. Овруцкого.

Однако выбранный аспект исследования не нашел последовательного отражения в работах перечисленных авторов. В исследовательской литературе, посвященной феномену рекламы, отсутствует, в частности, подход к рекламе как к явлению массового искусства.

Таким образом, учитывая недостаточную степень разработанности рассматриваемой проблемы, была сформулирована цель данного исследования - выявить сущностные особенности рекламы, которые позволяют рассматривать ее как особый вид массового искусства.

Объектом исследования является реклама как социокультурный феномен.

Предмет исследования - специфические особенности рекламы, позволяющие рассматривать ее как отдельный вид массового искусства. Поставленная цель определила ряд конкретных задач исследования:

1. Определить философско-эстетическую сущность массового искусства, выявить его особенности и роль в современной культуре.

2. Проанализировать современные виды современного искусства, непосредственно связанные с техническими средствами распространения.

3. Рассмотреть генезис рекламы как явления массового искусства.

4. Проанализировать проблему соотношения рекламы и искусства, выявить общее и различное в реализации эстетического содержания в рекламе и в искусстве.

5. Исследовать особенности репрезентации элементов художественных стилей в современной рекламе.

Методологической основой и научно-теоретической базой исследования послужили теоретические разработки в области эстетики, теории и истории искусства, а также труды отечественных и зарубежных исследователей в области эстетики, философии, психологии рекламы. В качестве теоретико-методологической базы исследования рекламы используется культурологическая концепция рекламы В.В. Ученовой. В данной работе диссертант опирался на принципы:

- исторического подхода и преемственности, которые позволяют проследить становление предмета исследования как культурно-исторического явления и как феномена массового искусства;

- сравнительно-типологического анализа, предполагающего одновременное обращение к различным явлениям, например, к сущностным характеристикам массового искусства и практике современной рекламы;

- структурно-семиотического анализа, позволяющего выделять и анализировать семантически значимые элементы в исследуемом эмпирическом материале.

В данной работе рассмотрение предмета исследования проводится на основе объективно-аналитического подхода, не предполагающего какого-либо социально-критического или оценочного анализа проблемы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- уточняются концептуальные аспекты понятия «массовое искусство»;

- определяется взаимосвязь между философско-эстетическими особенностями современного массового искусства и рекламой;

- рассматривается становление феномена рекламы как вида массового искусства;

- осмысливается проблема соотношения рекламы и искусства в аспекте репрезентации эстетического содержания;

- определяются критерии отбора элементов художественных стилей, используемых рекламой как особым видом массового искусства.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использовать основные результаты работы в учебном процессе, при подготовке специализированных лекционных курсов по философии и эстетике рекламы, по проблемам современного массового искусства, а также в профессиональной подготовке специалистов по рекламе. Общетеоретическая и методологическая значимость исследования обусловлена возможностью использования материалов исследования для дальнейшего изучения эстетико-философских проблем рекламы и современного массового искусства.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование массовых видов искусства началось задолго до возникновения средств тиражирования и распространения, поскольку сущностные черты массового искусства обнаруживаются на всех основных этапах культурно-исторического процесса.

2. Под влиянием визуально-экранной культуры происходит трансформация традиционных видов искусства, вовлечение новых видов в систему массового искусства.

3. Становление феномена рекламы происходило в тесной связи с массовыми видами искусства.

4. Эстетические функции искусства в рекламном произведении подвергаются трансформации и перераспределению. Рекламная эстетика имеет формально-формульный характер, обусловленный конкретно-прагматическими целями рекламы.

5. Отбор художественно-выразительных средств в рекламе осуществляется на основе критериев повышенной экспрессивно-художественной выразительности, зрелищности, соответствии прагматике сообщения, доступности массовой аудитории.

Апробация работы.

Основные положения диссертации были представлены в форме докладов на всероссийских научно-практических конференциях «Наука и молодежь» 2004 г. и 2006 г., нашли отражение в тезисах и статьях. Отдельные положения работы были использованы автором при чтении курсов «История рекламы», «Основы рекламы», «Социальная ответственность рекламы».

Структура диссертации разработана в соответствии с поставленной целью и основными задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Пономаренко, Юлия Анатольевна

Заключение

В настоящее время реклама является важным феноменом общественной жизни, культуры и искусства. Внимание исследователей к рекламе обусловлено ее существованием как сложившегося социокультурного феномена и явления современного искусства. В то же время далеко не все аспекты рекламы получили глубокое теоретическое осмысление. В связи с этим, в центре нашего исследовательского интереса оказалась проблема определения специфики рекламы как особого вида массового искусства.

В соответствии с целью диссертационного исследования в работе рассмотрены и проанализированы сущностные черты рекламы, позволяющие определять рекламу как особый вид массового искусства.

Массовое искусство, являясь сложным и многоаспектным явлением современности, тяготеет в настоящее время к экспансии своей эстетики и идеологии на все сферы жизни. На формирование феномена массового искусства оказали влияние такие факторы, как, нарастающие процессы глобализации, постмодернистские тенденции в восприятии окружающего мира, стремительное развитие технических средств тиражирования и распространения. Усиленное влияние системы массовых коммуникаций отразилось на художественном языке так называемых старших видов искусств. В связи с этим для ряда искусств проблема оригинала и копии становится неактуальной, поскольку некоторые современные виды искусства изначально были ориентированы на массовое тиражирование своей продукции. Становясь предметом потребления, искусство коммерциализируется, происходит сближение и взаимопроникновение различных видов искусства, их ассимиляция в массовом искусстве.

Оформление современного массового искусства непосредственно связано с господствующим в обществе визуально-экранным типом культуры. Роль визуальной или экранной культуры в современном мире является определяющей, а визуализация искусства сегодня - это движение в направлении его все большего омассовления и вовлечения в систему массового искусства в целом.

Важной особенностью массового искусства и его отдельных видов является их неуклонная коммерциализация, в основе которой лежит потребительское отношение к культуре в целом, а степень востребованности отдельных видов искусства находится в прямой зависимости от возможностей их распространения и тиражирования с помощью средств массовой коммуникации. Массовое искусство широко использует принцип цитатности, основанный на механическом включении элементов различных видов искусств или фрагментов известных произведений в структуру массовых видов и жанров. Но в соответствии с критерием доступности, тиражированию и широкому распространению подвергаются только те произведения других искусств, которые отвечают требованиям развлекательности и занимательности, т.е. будут востребованы и поняты массовой аудиторией.

Современное искусство в целом тяготеет к образованию интегрального типа искусства, в котором стерты четкие границы между различными видами и жанрами искусства.

Рекламе как особому виду массового искусства посвящена вторая глава исследования. Истоки рекламы как особого вида массового искусства обнаруживаются в различные исторические периоды, начиная с древнейших времен. Формирование рекламы как по-настоящему массового явления произошло еще в Античности, именно тогда были заложены основы эстетики и философии рекламы как особого вида массового искусства: ориентация на массовую аудиторию, пониманию которой доступны далеко не все художественно-выразительные приемы, преобладание зрелищных форм, особая выразительность и экспрессивность.

Являясь видом массового искусства, реклама, в то же время имеет ряд специфических характеристик, выделяющих ее из числа остальных видов массового искусства. Во-первых, это специфика реализации функций, присущих искусству. В контексте рекламного произведения функции искусства перераспределяются. Так, в искусстве эстетическая функция является средством продуцирования и трансляции духовных ценностей, в то время как в рекламе на первый план выступает ее утилитарно-прагматическая сущность. Эстетическая функция рекламного произведения реализуется как соподчиненная. Во-вторых, в эстетике рекламы переосмыслению подвергаются все категории: прекрасное и возвышенное, трагическое и комическое и т.п. Рекламные произведения используют только внешнюю оболочку этих категорий, в то время как их первоначальное эстетическое содержание видоизменяется или полностью утрачивается, становится формальным, не вызывающим глубокого эмоционального отклика.

Наиболее продуктивно в рекламе воплощаются внешние признаки тех эстетических категорий, которые обладают положительным эмоциональным потенциалом и создают благоприятный психологический фон восприятия рекламы, например, категория комического. С точки зрения потребителя массового искусства и рекламы, такие категории, как трагическое, безобразное, низменное, ужасное противоречат бесконфликтному восприятию действительности. Поэтому их применение в рекламе ограничено также внешне-формальными элементами, призванными привлекать внимание массовой аудитории. Специфика рекламы реализуется и в понятии рекламного образа. Особенность рекламного образа состоит в том, что, используя форму художественного образа, он качественно отличается по своей смысловой направленности, особенностям функционирования и конечным целям. Рекламный образ возникает и функционирует в соответствии с четко сформулированными условиями, он ограничен прагматическими целями рекламного произведения: привлечь внимание к рекламируемому товару.

Реклама принадлежит к сфере массового искусства не только на уровне формальных заимствований, но и в идейно-эстетическом плане: оперирование архетипами, стереотипами массового сознания. Реклама сегодня по своим возможностям влияния на умонастроения и эстетические вкусы массовой аудитории, является одним из основных инструментов социальной мифологии.

Специфика произведения рекламы заключается в том, оно более динамично, внутренне спрессовано и насыщено действием и информацией, что продиктовано рекламными целями, важнейшая из которых -воздействовать на потребителя.

Рекламе свойственна повышенная семиотичность, обусловленная жесткой пространственно-временной ограниченностью рекламного произведения. Поэтому рекламу можно считать семиотически наиболее концентрированным видом массового искусства. Для рекламы, как и для других видов массового искусства, характерно широкое использование различных заимствований и цитат, критериями отбора которых 'выступают: способность конкретной цитаты привлечь внимание массовой аудитории и уровень доступности данной цитаты для средней семиотической нормы зрителя/читателя.

В современной рекламе наиболее полно и широко представлены художественные стили начала XX века (конструктивизм, футуризм, сюрреализм, импрессионизм, модерн), что обусловлено соответствием их идейно-эстетических принципов требованиям социокультурной ситуации и массового искусства: тенденциями глобализации, стремлением к универсальности в культуре и искусстве, отказу от выраженной национальной специфики.

Выбор конкретных элементов художественных стилей для их использования в рекламном произведении определяется: во-первых, экспрессивно-выразительными возможностями стиля привлекать внимание аудитории; во-вторых, положительной эмоционально-психологической направленностью стиля в целом; в-третьих, соответствием критерию доступности пониманию массовой аудитории.

Таким образом, в результате исследования рекламы как особого вида массового искусства, мы пришли к заключению, что сходства и различия между рекламой и массовым искусством прослеживаются как на формальном уровне, так и на содержательном. Обоснованность вывода о принадлежности рекламы сфере массового искусства подтверждается:

- общностью исторического пути становления и развития явлений;

- наличием идентичной формальной эстетики, выразившейся в специфике реализации функций искусства и эстетических категорий;

- однонаправленной ориентацией на массовую аудиторию, что влечет за собой своеобразие конкретных приемов и художественных принципов (зрелищность, развлекательность, цитатность и др.);

- применением одинаковых критериев отбора художественных средств для рекламы и массового искусства, определяющим из которых является критерий доступности используемого художественного материала с точки зрения массовой аудитории.

Своеобразие рекламы как особого вида массового искусства имеет в качестве основания, с одной стороны, принцип малоформатное™ рекламного произведения, а, с другой, ориентированность на конкретно-прагматические цели. Этими особенностями объясняется повышенная семиотичность рекламы, насыщенность динамикой, стремление к зрелищности и п.т. В целом, рекламу можно считать наиболее концентрированным видом массового искусства, в котором идейно-эстетические особенности массового искусства находят свое крайнее выражение.

Итак, анализ специфических особенностей рекламы как особого вида искусства доказал, что реклама, неотъемлемо принадлежа сфере современного массового искусства, имеет ряд конкретных характеристик, выделяющих ее из ряда других видов массового искусства. Особенное положение рекламы в системе массового искусства и возрастающее влияние рекламы на общественно-культурную жизнь социума, открывает широкие перспективы для дальнейшего исследования данного феномена в различных аспектах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Пономаренко, Юлия Анатольевна, 2006 год

1. Адорно, Т. Введение в социологию музыки / Т. Адорно. СПб.: Университетская книга, 1998.- 445 с.

2. Амблер, Т. Как работает реклама: что нам известно об этом в действительности /Т. Амблер // Маркетинг и маркетинговые исследования в России.- 2001.- № 6.- С. 53-70.

3. Анатомия рекламного образа /под общ. ред. A.B. Овруцкого.- СПб.: Питер, 2004.-224 с.

4. Акопян, К.З. Музыка как предмет потребления. Массовая культура: учебное пособие /К. 3. Акопян.- М.: ИНФРА-М, 2004.- 304 с.

5. Афасижев, М.Н. Искусство как предмет комплексного исследования: методологические и научные аспекты системного исследования /М. Н. Афасижев.- М.: Знание, 1983.- 64 с.

6. Ашин, Г.К. В тисках духовного гнета /Г. К. Ашин, А. П. Мидлер.- М.: Мысль, 1986.- 253 с.

7. Ашин, Г.К. Вторжение без оружия: идеологическая борьба в современном мире и буржуазная «массовая культура» /Г. К. Ашин,-М.: Сов. Россия, 1985.- 160 с.

8. Ашин, Г.К. Доктрина «массового общества» /Г. К. Ашин.- М.: Изд-во политической литературы, 1971.-191 с.

9. Бабаева, A.B. Миф в пространстве повседневности // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре: сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича /А. В. Бабаева. СПб.:

10. Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001. -Вып. №8. С. 300.

11. Бабурина, Н. Русский рекламный плакат /Н. Бабурина, С. Артамонова.- JL: Художник РСФСР, 1988.- 190 с.

12. Байер, Ю.П. Социокультурная коммуникация и постмодерн /Ю. П. Байер. //Виртуальное пространство культуры: материалы научной конференции, 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 131-133.

13. Баранов, Г.С. Постмодерн и реклама. Мультимедийная реклама как репрезентативный язык культуры постмодерна /Г. С. Баранов, В. А. куклина. Кемерово, 2002.- 177 с.

14. Барт, Р. Смерть автора//Р. Барт. М., 1994.-387 с.

15. Батра, Р. Рекламный менеджмент /Р. Бартр, Д. Майерс, Д. А. Аакер.-М.: Вильяме, 1999.- 780 с.

16. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса /М. М. Бахтин.- 2-е изд.- М.: Худож. лит., 1990.- 543 с.

17. Белова, С. Виртуальные образы в рекламе /С. Белова. // Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations.- 2003.-№ 11.- С. 25-31.

18. Бодлер, Шарль. Об искусстве / Ш. Бодлер; пер. с франц. Н. Столяровой и Л. Липман; предисл. В. Левина; послесл. В. Мильчиной.- М.: Искусство, 1986.-422 с.

19. Борев, В.Ю. Видео: техника -досуг культура /В. Ю. Борев.- М.: Политиздат, 1990.- 208 с.

20. Борев, Ю.Б. Критика современных буржуазных эстетических концепций /Ю. Б. Борев,- М.: Высшая школа, 1977.- 179 с.

21. Борев, Ю.Б. Культура и массовая коммуникация/Ю. Б. Борев, А. В. Коваленко.- М.: Наука, 1986.- 301 с.

22. Борев, Ю.Б. Основные эстетические категории /Ю. Б. Борев.- М.: Высшая школа, i960.- 446 с.

23. Борев, Ю.Б. Эстетика /Ю.Б. Борев.- М.: Высшая школа, 2002.- 511 с.

24. Борисов, A.C. Креатив в рекламе /А. С. Борисов,- Ростов-н/Д: Изд-во Фолиант, 2003.- 24 с.

25. Борисов, Б.Л. Технологии рекламы и PR: учебное пособие /Б. JI. Борисов.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.- 624 с.

26. Бородина, В. Самореклама: мода и традиции /В. Бородина.- М.: РИП-холдинг, 2000.- 116 с.

27. Бычков, В. XX век: предельные метаморфозы культуры /В. Бычков, JI. Бычкова // Полигнозис.- 2000.- № 2.- С. 63-76; № 3.- С. 67-85.

28. Бычков, В.В.Эстетика /В. В. Бычков.- М.: Гардарики, 2002.- 556 с.

29. Вайнштейн, О.Б. Постмодернизм: история или язык? //Постмодернизм и культура: материалы круглого стола /О. Б. Вайнштейн.//Вопросы философии. -1993. № 3. - С. 3-17.

30. Вековцева, Т.А. Художественный образ в печатной рекламе России: автореф. дис. на соиск. уч. степ.канд.иск-ния: (17.00.06)/ Т. А. Вековцева. -М.: Всерос.науч.- иссл. ин-т техн. эстетики.- 2000.- 23 с.

31. Волкова, Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа /Е. В. Волкова.- М.: Изд-во МГУ, 1976.- 286 с.

32. Володина, Л.В. Конструирование реальности средствами массовой коммуникации /Л. В. Володина. // Российская массовая культура конца XX века: материалы круглого стола, 4 декабря 2001 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 41-43.

33. Гаав, Л.Г. Советское искусство 30-50-х: эпоха и ее символы в восприятии современного зрителя /Л. Г. Гаав. // Российская массовая культура конца XX века: материалы круглого стола, 4 декабря 2001 г. -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество.- 2001.

34. Гашкова, Е.М. Культура: массовая, традиционная, «срединная» /Е. М. Гашкова. //Российская массовая культура конца XX века.: материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001. С. 32-38.

35. Гершкович, З.И. «Массовая культура» и фальсификация мирового художественного наследия /3. И. Гершкович.- М.: Знание, 1986.- 64 с.

36. Глазычев, В.Л. Проблема «массовой культуры» /В. Л. Глазычева. // Вопросы философии. 1970.- № 12.-С. 14-22.

37. Головлева, Е.Л. Основы рекламы: учебное пособие /Е. Л. Головлева.-М.: ЗАО Издательский дом «Главбух», 2003.- 272 с.

38. Голомшток, И.Н Тоталитарное искусство в поисках традиций /И. Н. Голомшток//Человек. -1991.- № 2.- С.88-104.

39. Гофман, А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой /А. Б. Гофман // Социс.- 1990.- № 8.- С. 106111.

40. Гребенкин, Ю.Ю. Психотехнологии в рекламе ЯО. Ю. Гребенкин,-Новосибирск: Изд.дом «РИФ- плюс», 2000.- 214 с.

41. Гримак, Л.П. Реклама: испытание человеколюбием /Л. П. Гримак// Человек.- 1999.- № 6.- С.98-107.

42. Гройс, Б. Скорость искусства /Б. Гройс. // Мир Дизайна.- 1999.- № 33.-С.19-21.

43. Грушин, Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования/Б. А. Грушин.- М.: Политиздат, 1987.- 368 с.

44. Гудзик, Я. Современное искусство и философское определение искусства/ Я. Гудзик //Культурология: Дайджест РАН ИНИОН.- 2002.-2(21).-188 с. (Серия теория и история культуры).

45. Гулыга, A.B. Принципы эстетики /А. В. Гулыга.- М.: Политиздат, 1987.- 286 с.

46. Гуревич, П.С. Эстетические аспекты, в современной буржуазных концепциях массовой культуры. /П. С. Гуревич. // Идеологическая борьба и современная культура М.: Наука, 1972,- С. 208-229.

47. Дианова, В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность /В. М. Дианова.- СПб., 2000.- 234 с.

48. Дженкинс, Г. Искусство цифровой эпохи// Русский Журнал / Вне рубрик / Другие языки/www.russ.ru /istsovr/otherlang/20001010.html.

49. Доценко, A.C. Проблема стиля в эстетике и искусствознании /А. С. Доценко.- М.: Знание, 1983.- 64 с.

50. Дроздов, А.Ю. Агрессивное телевидение: социально-психологический анализ феномена /А. Ю. Дроздов // Социс.- 2001.- N 8.- С. 32-38.

51. Дрю, Ж.-М.Ломая стереотипы: реклама, разрушающая общепринятое /Ж.-М Дрю.- СПб.: Питер, 2002.- 271 с.

52. Евстратов, A.M. «Массовая культура советского общества (20-30-е годы) /А. М. Евстратов.- Кострома: Изд-во КГТУ, 2001.- 90 с.

53. Закурдаева, В.В. Массовая культура как феномен духовной жизни российского общества. Автореферат кандидата социологических наук, 22.00.06 социология культуры, духовной жизни.- Курск, 2002.- 22 с.

54. Зоткин, А.Ю. Синергизм новая концепция культуры/Ihttp://www.abz.msk.ru/

55. Иванова, Р.А. Культура масс или культура для масс? /Р. А. Иванова //Российская массовая культура конца XX века: материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001.-С. 18-22.

56. Идеологическая борьба и современная культура Запада.- М.: Наука, 1988.- 295 с.

57. Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм /И. П. Ильин.- М.: Интрада, 1996.- 252 с.

58. Имшинецкая, И. Креатив в рекламе /И. Имшеницкая .- М.: РИП-холдинг, 2002.- 172 с.

59. Ионин, Л.Г. Социология культуры /Л. Г. Ионин.- М.: Наука, 1996.- 418 с.

60. Искусство и массы в современном буржуазном обществе.- М.: Сов. Композитор, 1989.- 320 с.

61. Каган, М.С. Эстетика и синергетика. /М. С. Каган //Эстетика сегодня: состояние, перспективы: материалы научной конференции. 20-21 октября 1999 г.- СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999.- С.40-42.

62. Карцева, E.H. «Массовая культура» в США и проблема личности /Е. Н. Карцева,- М.: Наука, 1974.- 191 с.

63. Карцева, E.H. Идейно-эстетические основы буржуазной «массовой культуры» /Е. Н. Карцева.- М.: Знание, 1976.- 112 с.

64. Киященко, Н.И. Массовая культура и массовое искусство как глобальная проблема XXI века /Н. И. Киященко. // Философия и общество. Научно-теоретический журнал. -2003.- № 4 (33) С.47-72.

65. Кнорре, К. Наружная реклама /К. Кнорре.- М.: Бератор-Пресс, 2002.192 с.

66. Ковриженко, М.К. Креатив в рекламе /М. К. Ковриженко.- СПб.: Питер, 2004.- 253 с.

67. Козлова, Н. Безвкусица масс и вкус интеллектуалов /Н. Козлова. // Общественные науки и современность. -1994.- № 3.- С. 142-150.

68. Контексты и современность: хрестоматия. 2-е изд. /сост. и ред. Ерофеев С.А.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2001.- 188 с.

69. Костина, A.B. Эстетика рекламы: учебное пособие /А. В. Костина.-М.: ООО «Вершина», 2003.- 304 с.

70. Коханенко, А.И. Имидж рекламных персонажей /А. И. Коханенко.-М.: ИКЦ «МарТ», 2004.- 144 с.

71. Кривцун, O.A. Эстетика: учебник /О. А. Кривцун. — М.: Аспект Пресс, 2000.- 434 с.

72. Крылов, И.В. Теория и практика рекламы в России /И. В. Крылов.-М.: Центр, 1996.-384 с.

73. Кузнецова, Т.Ф. Формирование «массовой литературы» и ее социокультурная специфика. /Т. Ф. Кузнецова. // Массовая культура: учебное пособие М.: ИНФРА-М, 2004- С. 256-280.

74. Кукаркин, A.B. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1985.- 399 с.

75. Кукаркин, A.B. Буржуазное общество и культура /А. В. Кукаркин.-М.: Политиздат, 1970.- 416 с.

76. Куликова, И.С. Современное буржуазное искусство: техника и человек /И. С. Куликова.- М.: Знание, 1987.- 64 с.

77. Культурология XX век: словарь.- СПб.: Университетская книга, 1997.- 640 с.

78. Лебедев-Любимов, А.Н. Психология рекламы /А. Н. Лебедев-Любимов.- СПб.: Питер, 2002.- 368 с.

79. Луков, В.А. История литературы: зарубежная литература от истоков до наших дней /В. А. Луков.- М., 2003.- С.400-403.

80. Любивый, Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития /Я. В. Любивый.- Киев: Наукова думка, 1993.- 142 с.

81. Маньковская, Н.Б. Париж со змеями: введение в эстетику постмодернизма/Н. Б. Маньковская. М., 1994.-220 с.

82. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма /Н. Б. Маньковская.-СПб.: Алетейя, 2000.- 347 с.

83. Мамина, Р. И. Имидж: виртуальный мир или реальность? /Р. И. Мамина//Виртуальное пространство культуры: материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С.77-78.

84. Массовая культура: учебное пособие /К.З.Акопян, А.В.Захаров, С.Я.

85. Кагарлицкая и др.- М.: Альфа-М, 2004.- 304 с.

86. Массовая литература и кризис буржуазной культуры Запада.- М.: Наука, 1974.-224 с.

87. Массовые виды искусства и современная художественная культура/ отв.ред. и сост. В.П. Демин.-М.: Искусство, 1986,- 272 с.

88. Мокшанцев, Р.И. Психология рекламы /Р. И. Мокшанцев.- М.; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.- 230 с.

89. Моль, A.A. Социодинамика культуры /А. А. Моль.- М.: Изд-во Прогресс, 1973.- 356 с.

90. Морозова, И.Г. Рекламный сталкер: теория и практика структурного анализа рекламного пространства /И. Г. Морозова.- М.: Гелла-принт, 2002.- 267 с.

91. Музыкант, B.JI. Теория и практика современной рекламы: 4.1. /B.JI. Музыкант. М.: Евразийский регион, 1998.- 400 с.

92. Никонова, A.A. От архетипа к стереотипу /А. А. Никонова. //Российская массовая культура конца XX века: материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.- С. 43-49.

93. Озерков, Д.Ю. Визуальная форма в искусстве XX века. Теория и практика /Д. Ю. Озерков. //Итоги XX века: тезисы конференции 1999.-№4.

94. Орнатская, JI.A. Массовая культура и «дух эпохи» /JI. А. Орнатская //Российская массовая культура конца XX века: материалы круглогостола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001. С. 65-71.

95. Ортега-и-Гассет, Хосе. Эстетика. Философия культуры / Хосе Ортега-и-Гассет. М.: Искусство, 1991. - 589 с.

96. Осмоловский, А. Массовая культура и современное сознание / А. Осмоловский Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.zverevcenter.ruPop-Art.htm. -Загл. с экрана.

97. Парсаданов, Н.Я. Эстетика и кино /Н. Я. Парсаданов. М., 1966.257 с.

98. Пелипенко, А.А. Эволюция феномена массового искусства /А. А. Пелипенко //Искусство Нового времени. Опыт культурологического анализа.- СПб., 2000.- С. 147-167.

99. Петрова, Е. Эстетика рекламы /Е. Петрова. // Рекламные идеи -УЕ8!-2002.-№3.- с. 149-163.

100. Пигров, К.С. Телевидение как этап в развитии виртуального пространства /К. С. Пирогов. //Виртуальное пространство культуры: материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.31-36.

101. Пронина, Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы: теория и методика психотехнического анализа рекламы /Е. Е. Пронина.- М.: РИП-холдинг, 2000.- 260 с.

102. Прохоров, А.В. Культура грядущего тысячелетия /А. В. Прохоров, К. Э. Разлогов, В. Д. Рузин. // Вопросы философии.- 1989.-N6.

103. Пономаренко, Ю. А. Стереотипы в массовой культуре и рекламе / Ю. А. Пономаренко //Труды кафедры рекламы и культурологии . Барнаул: Изд-во АлГТУ, 2004. - Вып. 2. - С. 67-70.

104. Пономаренко, Ю.А. Этико-социальный аспект взаимодействия рекламы и общества ЛО. А. Пономаренко. //Сб.научных трудов гуманит.фак-та/АлтГТУ.- Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2002.- С. 173-178.

105. Психология и психоанализ рекламы: личностно-ориентированный подход/ под ред. Райгородского.- Самара: Издат. дом «Бахрах-М», 2001.- 752 с.

106. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия /Г. Г. Почепцов.-М.: «Рефл-бук», 2004.- 576 с.

107. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации /Г. Г. Почепцов.- М.: «Рефл-бук», 2001.- 656 с.

108. Разлогов, К.Э. Артистизм в массовой культуре /К. Э. Разлогов. // Вопросы философии. -1911.- № 7.- С.63-68.

109. Райнов, Б.Массовая культутра /Б. Райнов,- М.: Прогресс, 1979.486 с.

110. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции /А. И. Ракитов. М.: Политиздат, 1991.- 312с.

111. Реклама: внушение и манипуляция /под ред. Д. Я. Райгородского.- Самара: «БАХРАХ-М», 2001 752 с.

112. Реклама: культурный контекст.- М.: «РИП-холдинг», 2004. 186 с.

113. Рожков, И.Я. Реклама планка для «профи» /И. Я. Рожков.- М.: Юрайт, 1997.- 206 с.

114. Савельева, О.О. Живая история российской рекламы /О. О. Савельева.- М.: Гелла-принт, 2004.- 272 с.

115. Савельева, О.О. Коммерция в стиле модерн /О. О. Савельева// Человек.- 2002.- № 5.- с. 54-75

116. Савельева, О.О. Реклама хорошая, плохая, социальная /О. О. Савельева.// Человек.- 2002.- № 1.- с. 135-138.

117. Сальникова, Е.В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы /Е. В. Сальников.- М.: Алетейя, 2001.- 2001.- 287 с.

118. Смольская, Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика /Е. П. Смольская.- М.: Мысль, 1986.- 144 с.

119. Сноу, Ч.П. Две культуры и научная революция/Ч.П. Сноу // Портреты и размышления.- М.: Прогресс, 1985.- С. 195-226.

120. Соколов, Е.Г. Искусство в системе культуры: курс лекций/ под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г.Соколова. //Введение в культурологию.-СПб., 2003.- С.53-67.

121. Сорокина, В.Н. Массовые коммуникации и массовая культура //Российская массовая культура конца XX века: материалы круглогостола, 4 декабря 2001 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001. С. 89-95.

122. Теплиц, К.Т. Все для всех: массовая культура и современный человек /К. Т. Теплиц.- М., 1996.- 95 с.

123. Теременко, Б.С. Реклама и современная культура: аспект взаимодействия/Б. С. Теременко. // Общественные науки и современность.- 2002.- № 1.- С. 184-191.

124. Терин, В. «Массовая культура» и престижное потребление. «Массовая культура»: иллюзии и действительность /В. Терин.- М.: Искусство, 1975.- 255 с.

125. Трушина, JI.E. Смена парадигм в эстетике рекламы //Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века: материалы научной конференции 10 октября 2001 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - Вып. 16. - С.66-68.

126. Турчин, В. С. По лабиринтам авангарда /В. С. Турчин,- М.: Изд-во МГУ, 1993.-248 с.

127. Ученова, В.В. История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа: учебник для вузов /В. В. Ученова, Н. В. Старых.- М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 1999.- 336 с.

128. Ученова, В.В. Реклама: палитра жанров/ В.В.Ученова, С.А. Шомова, Т.Э. Гринберг, К.В. Конаныхин.- М.: РИП-холдинг, 2003.- 95

129. Ученова, B.B. Философия рекламы /В. В. Ученова. М.: Гелла-принт, 2003.-208 с.

130. Уэллс, У . Реклама: принципы и практика /У.Уэллс, Дж. Бернет, С. Мориарти; пер. с англ.- М.: Прогресс, 2001.- 480 с.

131. Феофанов, O.A. Реклама: новые технологии в России /О. А. Феофанов.- СПб.: Питер, 2000.- 384 с.

132. Флиер, А.Я. Массовая культура и ее социальные функции /А. Я. Флиер. // Общественные науки и современность.- 1998. №6. - С. 138149.

133. Философия культуры. Становление и развитие. / под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова, В. В. Прозерского, Э. П. Юровской.- СПб.: Издательство «Лань», 1998. 448 с.

134. Философский энциклопедический словарь- 2-е изд.- М.: Сов. Энциклопедия, 1989.- 815 с.

135. Фрейд, 3. Психология бессознательного: сб. произведений /3. Фрейд.- М.: Просвещение, 1989.- 448 с.

136. Худякова, Л.А. Кинематограф и эволюция его интерпретаций /Л. А. Худякова.//Эстетика сегодня: состояние, перспективы: материалы научной конференции, 20-21 октября 1999 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. С.89-91.

137. Чаган, Н.Г. Реклама в социокультурном пространстве: традиции и современность /Н. Г. Чаган// Маркетинг в России и за рубежом.-2000.-№2.-С. 32-39.

138. Чернышов, A.B. Современное состояние советской мифологии/А. Чернышов. //Современная советская мифология.- Тверь, 1992.- С. 4-27.

139. Шестаков, В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры» /В. П. Шестаков.- М.: Искусство,-1988.- 224 с.

140. Шестаков, В.П. Функции рекламы в системе современной популярной культуры /В. П. Шестаков// Реклама.- 1994.- № 5-6.- С. 1819.

141. Шестаков, В.П. Эстетика рекламы /В. П. Шестаков// Реклама.-1994.-№ 5-6.-С.18.

142. Шугуров, М.Н. Масскультурный лик России /М. Н. Шугуров. //Российская массовая культура конца XX века: материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001. - С. 112-119.

143. Эйзенштейн, С. Избранные произведения в 6-ти томах /С.Эйзенштейн. Т. 2.- М., 1964.

144. Эко, У. Отсутствующая структура: введение в семиологию /У. Эко. — ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 432 с.

145. Юнг, К.Г Аналитическая психология и психотерапия /К. Г. Юнг.-СПб.:Питер, 2001.-504 с.

146. Яблочкин, Ф.Н.Реклама: производство желания и стратегии власти /Ф. Н. Яблочкин//Виртуальное пространство культуры: материалы научной конференции, 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.- С. 126-130.

147. Ануфриев, Г. Триллер блокбастеру не товарищ /Г. Ануфриев. Электронный ресурс. Режим доступа: http//7days.belta/by/7days.nsf/last. - Загл. с экрана.

148. Век XX и мир.- 1994.-№11-12.Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.russ.ru/antolog/vek/1994/ll-12/ujar.htm. Загл. с экрана.

149. Журнал «Табурет» 2003. - Вып. 42. - январь-февраль. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.taburet.ru/42/ideas/2.- Загл. с экрана.

150. Сыров, В.Н. Шлягер и шедевр /В. Н. Сыров Электронный ресурс. Режим доступа: http//www.people.nnov.ru/syrov/Rus/Schlagerl.htm. - Загл. с экрана.

151. Сыров, В.Н. Генезис массового сознания /В. Н. Сыров Электронный ресурс.- Режим доступа: http://siterium.trecom.tomsk.su/Syrov/stext5.htm.- Загл. с экрана.

152. Массовая культура и ее социальные функции. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.culture.circle.m/index.htm.-3ani. с экрана.

153. Аблеев, С.Р. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы /С. Р. Аблеев, С. И. Кузьминская. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.roerich.com/aipe/russian/maskult.htm.-3arn. с экрана.

154. Соколов, Е.Г. Массовая культура советского периода /Е. Г. Соколов, С. Г. Твердохлебов.Электронный ресурс.- Режимдоступа: http://www.ibci.ru/konferencia/page/statyak06.htm. Загл. с экрана.

155. Поп-арт. Электронный ресурс. Режим доступа: http://artchive.com/artchive/popart.html.- Загл. с экрана.551. ПО ВСЕМ ОТРАСЛЯМ ЗНАНИЯш1. Рис.3г ? мы. эосяШрын w ш дал1. Рис.6ft1. Рис.81. Piic.91. РисЛО

156. Казимир Малевич перевернул Renault Scenic перевернет вашепредставление о плоскостипредставление о пространст1. Рис. И

157. ИСКУССТВО СОЗДАВАТЬ АВТОМОБИЛИ1. КРАСКА1. ВСЕ)129344, Г МоМИ.уЛ ЬИСвйСШ, Д.1

158. ГС+7 (095) 73741-1». «ИЗ-16с-таИ:kM3l08fntu4iei.ruл-: о ил гЪ^пяМкчрШТЯЦГ-^в«КС»' * вНЯ*»« (Я .1. Рис. 12фиш Рост» крккый проспект, чв пеТО-Ш, Ш-1Ч1 Жалкий горького, бч га. гз-озза. 23-53 па11. Рис. 13ь

159. КАЖДОМУ ВОПРОСИ-ПО ОТВЕТУ!ЖтмшгрдФнчккя* спривпчняя с па ж б в С МАРТА 20001. ТЕЛЕФОН: 229 ЗБ 991. Рнс.141. КРПСКН1. ОТАРЮ

160. Из королевского замка Коньяк<1|ил 111Я11 (Ашиг

161. МЦНПШ* Ш Н ифШЬ |Цы|||||>1он ппмха п»|*пр ни» С««1ж Пин! 1Ю(Л1. Рис.151. Рис. 161. МЕ^И ВОиоиЕТйиггАи* ыккк аяомем гвгг1. РисЛ7б¥1. ЭРОЛИН1. Рис.18.1. СИЛЬНЫЙ И БЫСТРЫЙ ЭФФЕКТ1. ОТСУТСТВИЕ СЕДАЦИИ

162. ОПТИМАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ ШЕСТВО/ЭЮНОИКЧКОСТЪпрепарат первой линии влечении аллергии

163. СП КОМПАНИИ № 1 Сан ■ лечении аллергии1. Рис.201. Рис.2)иоеосиеерсгт сммыотдых Злятбоей души90.48-32

164. Чтобы предвидеть — нужен опыт

165. Чтобы завоевать — нужны технологии.чоныи шойрвгемий выл и ослегся движуще* силы имтишм 0К1 при раэраб-няг Ова^иий див стрвиитвпы-с рл-твимошв^св овщвсии1. МШЩьнЬ^ ОЛ&Т. I п&я&ссвшюгален*** позващйОЮ•цкдпамкп, лечвглтиве.венда зффм гивяые Оюнвс рви»«

166. В<|М Л О Н* 'Р03К1. В+ГД». ВЫ НйВ^р-Н!*-м шаегг ■ то«, цкцым'есь. Ик (ЧИ1МИ 410 (Щии дплжгн 'шть проф«(мО'1ЛЛОЦ ■ 1.и1.»е>* деле.

167. Грдфнч«*»* ди ьл^и, П|^дс»лвитйлм:мя полиграфии рдфлбо'м и макетирование период*щ^аинм. Дтлн» упаковм*.

168. Проеи<ы я облйсги индустриального ди ЗвАмв.

169. Рлрюоб/ииш м&кмй. яр/доянипних

170. С.ж И Зшш I ЛЯ Тиф* т< «ЖМ «МП1.£ /рмо. 1 т. Ти^ т> ям»ашшы, шЗем мвершгхяк ртеши1. яфи ин тгрирш

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.