Религиоведческая концепция Иоахима Ваха в контексте современных проблем академического религиоведения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Козлова Ирина Львовна

  • Козлова Ирина Львовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 223
Козлова Ирина Львовна. Религиоведческая концепция Иоахима Ваха в контексте современных проблем академического религиоведения: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». 2019. 223 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Козлова Ирина Львовна

Введение

Глава 1. Теоретические положения религиоведческой концепции И. Ваха

1.1 Общее понимание религиоведения

1.2 Объект и предмет религиоведения

Глава 2. Методологические принципы религиоведческой концепции И. Ваха

2.1 Общие методологические установки

2.2 Социология религии как религиоведческая эпистема

Глава 3. Концепция и система критериев определения религиозного опыта И. Ваха

в контексте актуальной интерпретации

3.1 Универсальные свойства религиозного опыта

3.2 Система критериев определения религиозного опыта

и ее практическая значимость

Заключение

Список сокращений и условных обозначений

Словарь терминов

Список литературы

Приложение 1. Схема структуры религиоведения И. Ваха

Приложение 2. Схема религиоведческого органона И. Ваха

Приложение 3. Схема универсалий И. Ваха

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиоведческая концепция Иоахима Ваха в контексте современных проблем академического религиоведения»

Введение

Актуальность темы исследования. Религия является неотъемлемым компонентом человеческого существования и входит в предметное поле большинства современных наук, а также дисциплин, включенных в программы подготовки профессиональных религиоведов. Однако количество дефиниций религии в наше время исчисляется сотнями1, и из этого множества трудно выбрать одно единственное, окончательное и универсальное определение, которое равно принималось бы всеми. Споры о сущности религии и природе религиозного опыта уходят своими истоками вглубь веков и регулярно возникают на современных дискуссионных площадках2. Это свидетельствует об актуальности проблемы, которая влечет, в свою очередь, ряд сопряженных с ней других проблем.

Первая связана с базовой наукой, изучающей религию. Несмотря на то, что религиоведение существует как самостоятельная дисциплина уже более сотни лет, дискуссии о границах ее предметного поля и наиболее адекватных методах исследования не прекращаются и в наше время 3 . Особенно это касается феноменологического направления, которое испытывает острые методологические затруднения ввиду значительного расхождения накопившихся сегодня точек зрения. Эту непростую ситуацию не раз комментировали отечественные религиоведы. А.Н. Красников, сравнивая первую и вторую половины 20-го века, писал: «Если раньше было справедливым суждение, что существует столько разновидностей феноменологии религии, сколько существует феноменологов религии, то сейчас с полным основанием можно утверждать, что существует столько критиков феноменологии религии, сколько существует ее разновидностей»4. В конце 20-го века Ю.А. Кимелев определил, что из-за отсутствия содержательного и методологического единства «не представляется возможным <. .> говорить о феноменологии религии как о системном образовании. Ее

1 См., например: 750 определений религии: история символизаций и интерпретаций. - Владимир, 2014; Аринин Е.И. Что такое религия: 500 определений термина с комментариями. - Владимир, 2013; Рахманин А.Ю. Священное и религия: определения, категории, концепты // Религиоведческие исследования. - 2017. - № 1 (15). - С. 84-116; Рахманин А.Ю. Семиотические аспекты процедуры определения (на примере определений религии) // Вестник РХГА. - 2014. - Т. 15. - № 4. - С. 200-211.

2 См., например: КозловМ.В., Шмидт В.В., Элбакян Е.С. Религиоведение в контексте национально-государственной безопасности // Сайт ИГСУ РАНХиГС. - 20 декабря 2016. - UPR: http://igsu.ranepa.ru/news/p36745/ (дата обращения: 29.09.2018); Шмидт В.В. Религия и ее определение как проблема этнокультурной устойчивости и вызов национальной безопасности // Материалы Международной конференции «Религия и наследие советского государства: 250летняя ретроспектива», Тбилиси, 2-4 июня 2017 года. - UPR: http://www.religiopolis.org/documents/11749-v-v-shmidt-religiya-i-ee-opredelenie-kak-problema-etnokulturnoj-ustojchivosti-i-vyzov-natsionalnoj-bezopasnosti-tbilisi-iyun-2017.html (дата обращения: 29.09.2018)

3 См., например: Шмидт В.В. Религиоведение в системе вызовов и народохозяйственных задач России начала XXI в. // Религиоведческие исследования. - 2015. - № 1 (11). - С. 167-190.

4 Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения. - М., 2007. - С. 175.

нельзя назвать теоретической школой в строгом смысле этого слова»5. В начале 21-го века, уже после предпринятой попытки разработки неофеноменологии, А.Н. Красниковым был поставлен вопрос: «Есть ли у феноменологии религии будущее или она представляет лишь исторический интерес?» 6 . Ответом можно считать предложение А.П. Забияко принять как данность феноменологии ее «состояние, характеризующееся отсутствием очевидной целостности и четкой позиционированности среди других наук»7. Следовательно, дискуссионная площадка, посвященная проблемам методологии феноменологического религиоведения, на сегодняшний день открыта, проблематизирована и актуальна.

Следующее проблемное поле лежит в области взаимоотношений общественных и религиозных институтов. Эти отношения являются предметом социологически ориентированного религиоведения и социологии религии. Здесь важной представляется проблема идентификации социальных новообразований как религиозных или нерелигиозных, что, в конечном счете, напрямую связано с проблемой определения религии и критериев религиозного опыта. Сюда же можно отнести и проблему типологии новых религиозных движений, связанную, по наблюдениям И.Я. Кантерова, с «трудностями, возникающими при выделении сущностных признаков огромного многообразия вероучений, способов их функционирования, отношения к миру новых религиозных образований»8.

В свете вышеозначенных проблем являются актуальными научные задачи, нацеленные на осуществление системной реконструкции и новой интерпретации научного наследия классиков академического религиоведения. Решение одной из таких задач, имеющей значение для религиоведческой отрасли знаний, предлагается в данной диссертации, посвященной германо-американскому классику религиоведения Иоахиму Ваху (25.01.1898-27.08.1955).

Научные разработки И. Ваха в свое время внесли весомый вклад в становление религиоведения как самостоятельной дисциплины. На ранних этапах своего творчества немецкий исследователь поставил цель эмансипировать религиоведение, отграничив его предметное поле от смежных дисциплин, объектом которых становилась религия9. Для этого он подробно изучал историю развития религиоведческих учений в ее соприкосновении с философией, теологией и психологией. Разрабатывая теоретико-методологический аппарат религиоведения, И. Вах истолковывал его как науку о

5 КимелевЮ.А. Философия религии: Систематический очерк. - М., 1998. - С. 27.

6 Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения. - М., 2007. - C. 179.

7 Забияко А.П. Феноменология религии (статья вторая) // Религиоведение. - 2011. - № 1. - С. 114.

8 Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ // Религиоведение. - 2001. - № 1. - С. 61-72.

9 Wach J. Die Emanzipation der Religionswissenschaft // Religionswissenschaft: Prolegomena zu ihrer wissenschaftstheoretischen Grundlegung. - Leipzig, 1924. - S. 1-20.

понимании религии, как особого рода герменевтику. Предметом молодой науки ученый считал все существующие многообразные формы выражения религиозного опыта.

В своих исследованиях И. Вах касался вопросов, связанных с предпосылками возникновения и существования религий, основами их функционирования, развития и изменения. Будучи наследником идей Р. Отто и учеником Ф. Хайлера, И. Вах определял религию как «опыт Священного» (experience of the Holy)10, а также как «общение человека с Богом» 11 . Для различения областей религиозного и нерелигиозного религиовед разработал систему уникальных критериев определения религиозного опыта12, на которой базируется его определение религии и типология псевдорелигий. По выражению современных авторов, И. Вах одним из первых поставил вопрос о

" 13

возможности появления гражданской религии13.

Кроме того, И. Вах является автором объемного труда по социологии религии. Как свидетельствуют западные специалисты, он сопоставим по масштабу с работами М. Вебера, В. Зомбардта и Э. Трельча14 и по своей общей организации «подпадает под категорию "академической" социологии» 15 . Эта монография с момента своего появления считается классической как представителями светской, так и конфессиональной социологии религии. И. Вах был убежден в необходимости развития более тесных отношений между религиоведением и другими дисциплинами. Его социология религии была попыткой преодолеть дистанцию, существовавшую между изучением религии и социальными науками. Однако на русский язык переведена только ее вводная часть16.

Отечественные авторы относят И. Ваха к основателям герменевтического подхода в религиоведении и феноменологического направления в социологии религии17. А.Н. Красников ставит его в один ряд с такими мыслителями Германии, как Р. Отто, М. Шелер и Ф. Хайлер18, чьи идеи формировались в университетах Мюнхена, Берлина и Лейпцига, где учился, а затем преподавал до вынужденной эмиграции в Америку в 1935 году И. Вах. Этот ученый стал связующим звеном между европейской

10 Wach J. Sociology of Religion. - Chicago, 1944. - P. 13.

11 Ibid. - P. 383.

12 Wach J. Types of religious experience Christian and Non-Christian. - Chicago, 1951. - P. 30-47; Wach J. The comparative study of religions. - N.Y., 1958. - P. 27-58.

13 См.: Сторчак В.М., Элбакян Е.С. Социология религии. - М., 2017. - С. 49.

14 KilzerE. [Review] // American Catholic Sociological Review. - 1944. - Vol. 5. - N. 4. - P. 248. - Rev. op.: Wach J. Sociology of Religion. - Chicago, 1944.

15 Hart H. [Review] // Social Forces. - 1945. - Vol. 23. - N. 4. - P. 476. - Rev. op.: Wach J. Sociology of Religion. - Chicago, 1944.

16 См.: Вах И. Социология религии. Часть I «Методологические пролегомены»; пер. с англ. П.Н. Фомичева // Социология религии: классические подходы. Хрестоматия; науч. ред. и сост. М.П. Гапочки и Ю.А. Кимелева. - М., 1994. - С. 212-259.

17 См., например: Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения. - М., 2007. - С. 137142; Смирнов М.Ю. Социология религии. - СПб., 2012. - С. 61-62.

18 См.: Красников А.Н. Феноменология религии // Религиоведение: энциклопедический словарь. -М., 2006. - С. 1107.

и североамериканской традициями, и феноменологические методы, укоренившись в американской научной среде, нашли своих последователей среди его учеников и преемников. И. Вах был заведующим кафедрой сравнительного религиоведения и истории религий в университете Чикаго. После его смерти преемником должности стал М. Элиаде. И. Ваха считают основателем Чикагской школы религиоведения19, а на сайте университета оба профессора названы соучредителями Чикагской школы20. Однако наследие И. Ваха малодоступно отечественным читателям ввиду почти полного отсутствия переводов и малого количества русскоязычных интерпретаций его текстов, при том, что творчество М. Элиаде в России более известно и систематизировано21.

Исходя из сказанного выше, актуальность выбранной темы диссертационного исследования обусловлена следующими факторами:

- во-первых, наличием проблемы определения религии, связанной с неоднозначным пониманием ее сути и природы религиозного опыта;

- во-вторых, наличием дисциплинарных методологических проблем религиоведения в целом и феноменологии религии в частности;

- в-третьих, наличием проблемы идентификации и классификации новых религиозных общностей и гражданских религий;

- в-четвертых, недостаточной изученностью научного наследия И. Ваха, которое затрагивает все вышеозначенные проблемы;

- в-пятых, необходимостью совершенствования критериев, применяющихся для выявления феноменов, в основе которых лежит религиозный опыт;

- в-шестых, потребностью в совершенствовании методик, использующихся для изучения социологических импликаций религии.

Формулировки объекта и предмета диссертационного исследования составлены на основании содержания паспорта научной специальности 09.00.14 - философия религии и религиоведение22.

Объект исследования - история и метатеория религиоведения на примере научного наследия германо-американского религиоведа Иоахима Ваха.

19 См., например: Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения. - М., 2007. - С. 111; Михельсон О.К. Феноменологическое религиоведение М. Элиаде: дис.... канд. филос. наук (09.00.13). -СПб.: СПбГУ, 2003. - С. 13.

20 The University of Chicago to honor and explore the lives of two historical Divinity School professors and scholars this weekend // University of Chicago News Office, 2006. - URL: http://www-news.uchicago.edu/releases/06/061031.divschoolconf.shtml (дата обращения 29.09.2018)

21 См., например:Михельсон О.К. Феноменологическое религиоведение М. Элиаде: дис.. канд. филос. наук (09.00.13). - СПб.: СПбГУ, 2003; СерегинМ.Е. Идея теогенезиса в религиоведческой концепции М. Элиаде: дис.. канд. филос. наук (09.00.13). - Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, 2009; Трохимчук Е.А. Историко-философский анализ творчества М. Элиаде: дис.. канд. филос. наук (09.00.03). - Ростов-на-Дону: Юж. федер. ун-т, 2010.

22 См.: Паспорт научной специальности 09.00.14 - философия религии и религиоведение // Нормативно-правовая информация ВАК. - URL: http://vak.ed.gov.ru/documents/10179/0/09.00.14.doc (дата обращения: 29.09.2018)

Под научным наследием мы понимаем всю совокупность научных работ данного автора. Общий список публикаций И. Ваха, составляющих его научное наследие, был составлен Д. Китагавой23.

Предмет исследования - религиоведческая концепция Иоахима Ваха как один из подходов к определению, объяснению и пониманию религии и многообразия религиозного опыта в контексте академического религиоведения.

Под религиоведческой концепцией мы понимаем систему взглядов И. Ваха, отражающих его понимание религиоведения как самостоятельной науки, а также сущностных свойств ее предмета и методов его изучения.

Источниковая база исследования. В своей научной деятельности И. Вах затрагивал разные темы. Одни проработаны обширно и скрупулезно, другие оформлены в виде эскизов и тематических размышлений. Классическими считаются его труды по общему и сравнительному религиоведению, социологии религии и феноменологии религиозного опыта. Менее известные сочинения посвящены феноменологии концепции спасения, истории и теории герменевтики, проблемам танатологии, антропологии, психологии религии, истории религии, педагогическим аспектам отношений в религиозном контексте, тематическим исследованиям по мировым религиям (буддизм, ислам, католицизм), научной и творческой деятельности отдельных исторических личностей и другим темам. В диссертации формирование корпуса теоретико-методологических положений религиоведческой концепции И. Ваха осуществлено на основе изучения его классических работ, а также общих и специальных обзоров его трудов, выполненных отечественными и зарубежными авторами.

Для определения цели и конкретизации задач диссертационного исследования мы осуществили анализ работ отечественных и зарубежных авторов, писавших о научном творчестве И. Ваха.

Степень разработанности темы исследования. К работам И. Ваха, как к классике академического религиоведения, обращались многие исследователи. В европейских и американских кругах его научное наследие довольно хорошо изучено, однако в российской религиоведческой среде, как уже было отмечено, И. Вах является пока малоизвестным автором. Сравнительный анализ зарубежных и отечественных публикаций дает основания разделить их на несколько категорий в зависимости от внимания авторов к разным аспектам творчества И. Ваха.

Биографические и библиографические описания. Основные публикации, содержащие сведения о жизни И. Ваха, принадлежат его ближайшему ученику Джозефу Китагаве. Первую заметку, составленную в 1955 году для поминальной церемонии в Чикагском университете, сейчас можно прочитать в сборнике эссе И. Ваха

23 Kitagawa J.M. Bibliography of Joachim Wach (1922-55) // Understanding and Believing. Essays by Joachim Wach. - N.Y., 1968. - P. 188-196.

«Понимание и вера»24. Д. Китагава является автором описаний жизни и творчества И. Ваха, изданных в виде отдельных текстов25 или предисловий26, а также составителем библиографических списков его публикаций27. Труды этого автора можно назвать основным источником сведений о жизни И. Ваха. Биографические сведения о немецком периоде жизни И. Ваха содержатся в сборнике, изданном под редакцией К. Ведемейера и В. Донигера по материалам памятной конференции 2006 года, посвященной изучению научного наследия И. Ваха и М. Элиаде в контексте отношений герменевтики, политики и религиоведения28. Из четырнадцати статей разных авторов И. Ваху посвящены четыре: Х. Киппенберг 29 , Г. Аллес 30 , Ч. Престон 31 и С. Вассершторм 32 . Биографическими источниками являются также статья К.И. Болле о наследии И. Ваха33 и мемориальная заметка Ф. Хайлера, написанная им вскоре после кончины его ученика34. Ж. Ваарденбург является главным редактором хрестоматии, содержащей тексты классиков религиоведения, в том числе И. Ваха, и автором предисловий к его

35

текстам в этой хрестоматии35.

24 См.: Kitagawa J.M. In Memoriam: Joachim Wach - Teacher and Colleague // Understanding and Believing. Essays by Joachim Wach. - N.Y., 1968. - P. 197-201.

25 См.: Kitagawa J.M. Gibt es ein Verstehen fremder Religionen? Mit einer Biographie Joachim Wachs und einer vollständigen Bibliographie seiner Werke // Joachim Wach-Vorlesungen, I. - Leiden, 1963; Kitagawa J.M. Verstehen and Erlösung: Some remarks on Joachim Wach's work // History of religions. - 1971.

- Vol 11. - N. 1. - P. 31-53.

26 См.: Kitagawa J.M. Introduction // Essays in the History of religions. - N.Y., 1988. - P. ix-xxii; Kitagava J.M. Introduction: The life and thought of Joachim Wach // The comparative study of religions. - N.Y., 1958. - P. xiii-xlviii; Kitagawa J.M. Introduction // Understanding and Believing. Essays by Joachim Wach. - N.Y., 1968.

- P. vii-xviii; Kitagawa J.M. Joachim Wach, Leben, Forschung und Lehre Leben // Joachim Wach-Verlesungen, I. - Leiden, 1963. - S. 1-31; Kitagawa J.M. Joachim Wach - Leben und Werk von Joseph M. Kitagawa // Vergleichende Religionsforschung. - Stuttgart, 1962. - S. 7-34.

27 См.: Kitagawa J.M. Bibliography of Joachim Wach (1922-55) // Understanding and Believing. Essays by Joachim Wach. - N.Y., 1968. - P. 188-196.

28 См.: Hermeneutics, Politics, and the History of Religions: The Contested Legacies of Joachim Wach and Mircea Eliade. - N.Y., 2010; Hermeneutics in History: Mircea Eliade, Joachim Wach, and the Science of Religions // The University of Chicago Divinity School, 2006. - UPR https://divinity.uchicago.edu/hermeneutics-history-mircea-eliade-joachim-wach-and-science-religions (дата обращения 29.09.2018).

29 См.: KippenbergH.G. Joachim Wach between the George Circle and Weber's Typology of Religious Communities // Hermeneutics, Politics, and the History of Religions: The Contested Legacies of Joachim Wach and Mircea Eliade. - N.Y., 2010. - P. 3-20.

30 См.: Alles G.D. After the Naming Explosion: Joachim Wach's Unfinished Project // Hermeneutics, Politics, and the History of Religions: The Contested Legacies of Joachim Wach and Mircea Eliade. - N.Y., 2010. - P. 51-78.

31 См: Preston C.S. Wach, Radhakrishnan, and Relativism // Hermeneutics, Politics, and the History of Religions: The Contested Legacies of Joachim Wach and Mircea Eliade. - N.Y., 2010. - P. 79-100.

32 См.: Wasserstrom S.M. The Master-Interpreter: Notes on the German Career of Joachim Wach (1922-1935) // Hermeneutics, Politics, and the History of Religions: The Contested Legacies of Joachim Wach and Mircea Eliade. - N.Y., 2010. - P. 21-50.

33 См.: Bolle K W. Wach's legacy: reflexions on a new book // History of Religions. - 1970. - Vol. X. - N. 1. - P. 80-90.

34 См.: Heiler F. Joachim Wach (Memorial Address) // The Divinity School News (University of Chicago). -November 1955. - Vol. XXII. - N. 4. - P. 28-32.

35 См.: Classical Approaches to the Study of Religion: aims, methods and theories of research; general edited by J. Waardenburg. - Hague; Paris, 1973. - Vol. 1. - P. 487-523; Ваарденбург Ж. Размышления о религиоведении, включая эссе работ Герарда ван дер Леу. Классические подходы к изучению религии. Цели, методы и теории исследования. Введение и антология. - Владимир, 2010. - С. 389-391.

Статьи в энциклопедиях и словарях. Энциклопедические статьи разных авторов содержат общие сведения о жизни и творчестве И. Ваха, а именно, энциклопедия религии: Д. Китагава 36 и Э. Циолковский 37 ; энциклопедический словарь «Религиоведение»: А.П. Забияко38; портал «Классики религиоведения»: С.А. Панин39; энциклопедия культурологии и энциклопедический словарь социологии религии: Е.Д. Руткевич 40 ; словарь социологии религии: М.Ю. Смирнов 41 ; энциклопедия «Британика»: Н. Смарт42.

Далее сгруппированы тематические работы, монографии, статьи и учебные пособия, в которых объектом является то или иное научное направление или конкретная проблематика, исследуемая И. Вахом в том числе.

Религиозный опыт и его исследование. О. Бельтек в докладе о феноменологии религиозного опыта пишет, что И. Вах понимал религиозный опыт «как необходимое начало вызревания и становления личности»43. С.Г. Карасева и Е.В. Шкурова в докладе о теоретических обоснованиях кроссконфессионального подхода к исследованию религиозности упоминают И. Ваха как представителя узкой трактовки религиозного опыта, а также опираются на его структурирование религиозных систем44. П.Г. Носачев в рецензии на книгу о христианском мистицизме цитирует А. Митчела, предложившего рассматривать термин «мистицизм» «сквозь призму теории Иоахима Ваха»45. Э. Тейвз

36 См.: Kitagawa J.M. Joachim Wach [First Edition] // Encyclopedia of Religion. Second Edition. - 1954-2005.

- Vol. 14. - P. 9649-9651; КитагаваД.М. Иоахим Вах (1898-1995) // Портал «Религиозная жизнь». - UPR: http://religious-life.ru/2011/10/wach/ (дата обращения 29.09.2018)

37 См.: Ziolkowski E. Joachim Wach [Further considerations] // Encyclopedia of Religion. Second Edition. -1954-2005. - Vol. 14. - P. 9651-9653.

38 См.: Забияко А.П. Вах (Wach) Йоахим // Религиоведение: энциклопедический словарь. - М., 2006. - С. 185-186.

39 См.: Панин С.А. Вах Иоахим Вехи жизни и творчества. Основные сочинения // Портал «Классики мирового религиоведения». - URL: https://religious-studies.fzrw.info/doku.php?id=иоахим_вах (дата обращения 29.09.2018).

40 См.: Руткевич Е.Д. Вах (Wach) Иоахим // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. - Том 1. - М., 2007.

- С. 312-316; Руткевич Е.Д. Вах Иоахим // Энциклопедический словарь социологии религии. -СПб., 2017. - С. 34-36.

41 См.: Смирнов М.Ю. Социология религии. - СПб., 2012. - С. 61-62.

42 См.: Smart N. The «Chicago school» // Encyclopedia Britannica Online. - URL: http://www.britannica.com/EBchecked/topic/497151/study-of-religion/38081/The-Chicago-school (дата обращения 11.05.2015); Joachim Wach // Encyclopedia Britannica Online. - URL: http://www.britannica.com/EBchecked/topic/633699/Joachim-Wach (дата обращения 29.09.2018)

43 Бельтек О. Феноменология религиозного опыта и его отношение к сакральному пространству // Сайт СПБДА. - UPR: http://spbda.ru/publications/oleg-beltek-fenomenologiya-religioznogo-opyta-i-ego-otnoshenie-k-sakralnomu-prostranstvu/ (дата обращения 29.09.2018)

44 См.: Карасева С.Г., Шкурова Е.В. Многомерный кроссконфессиональный подход к исследованию религиозности в Беларуси: обоснование концепции // Свеча-2013. Том 24. Религия, religio и религиозность в региональном и глобальном измерении. - Владимир, 2013. - С. 321-322.

45 Носачев П.Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. - 2015. - № 1 (57). - С. 141. - Рец. на кн: The Wiley-Blackwell Companion to Christian Mysticism / J. Lamm, ed. - Wiley-Blackwell. - 2013.

в статье о религиозном опыте рассматривает И. Ваха как представителя феноменологии религиозного опыта и религии в целом46.

Феноменология и герменевтика религии. Л.И. Василенко в курсе лекций по философии религии рассказывает о И. Вахе как представителе феноменологии религии 47 . В.В. Жданов в докладе о герменевтике религии представляет религиоведческую герменевтику И. Ваха48. А.П. Забияко в статье о феноменологии религии относит И. Ваха к представителям социологии религии и сравнительного религиоведения и пишет, что он «не противопоставлял науку о религии теологии, но и не смешивал их»49. А.Н. Красников в учебном пособии по методологии религиоведения, в разделе про становление герменевтического подхода, называет И. Ваха феноменологом, социологом и герменевтом 50, упоминает в докладе о феноменологии51, а в диссертации констатирует, что концепция И. Ваха с очевидностью демонстрирует «процесс теологической экспансии в сферу науки о религии»52. В.К. Ларионова в учебном пособии по феноменологии религии рассматривает идеи герменевтического изучения религии, сформулированные И. Вахом 53 . М.А. Пылаев в монографиях акцентирует внимание на феноменологическом измерении религиоведческой теории И. Ваха и его понимании священного как «последней реальности»54. М.М. Шахнович в учебном пособии по религиоведению, в монографии и статье о феноменологическом религиоведении упоминает И. Ваха как разработчика герменевтической линии в истории религии55. Д.Л. Кокс в монографии о ключевых фигурах феноменологии акцентирует внимание на герменевтическом подходе И. Ваха, рассказывая о нем как о

46 См.: Тейвз Э. Религиозный опыт // Портал «Религиозная жизнь». - URL: http://religious-life.ru/2012/11/religious-experience/ (дата обращения 29.09.2018); Taves A. Religious experience // Encyclopedia of Religion. Second Edition. - 2005. - Vol. 11. - P. 7743-7744.

47 См.: Василенко Л.И. Введение в философию религии. - М., 2009. - С. 71, 72, 98-106.

48 См.: Жданов В.В. Герменевтика религии и современное религиоведение: подходы к религиоведческой герменевтике культуры // Свеча-2013. Том 24. Религия, religio и религиозность в региональном и глобальном измерении. - Владимир, 2013. - С. 245, 249.

49 Забияко А.П. Феноменология религии (статья вторая) // Религиоведение. - 2011. - № 1. - С. 124.

50 См.: Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения. - М., 2007. - С. 137-141; Красников А.Н. Становление герменевтического подхода к изучению религии // Философско-методологические проблемы изучения религии; отв. ред. М.О. Шахов - М., 2004. - С. 144-149.

51 См.: Красников А.Н. Феноменология религии // Религиоведение: энциклопедический словарь. -М., 2006. - С. 1107.

52 Красников А.Н. Методология западного религиоведения второй половины XIX-XX веков: дис.... д-ра филос. наук (09.00.13). - М.: МГУ им М.В. Ломоносова, 2007. - С. 197.

53 См.: Ларионова В.К. Феноменология религии. - Ивано-Франковск, 2010. - С. 60-64.

54 См.: ПылаевМ.А. Западная феноменология религии: Теоретико-методологические основания и перспективы построения религиоведения как науки о святом. - М., 2006. - С. 45-51; Пылаев М.А. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии ХХ века. - М., 2011. - С. 53-66.

55 См.: ШахновичМ.И. Религиоведение. - СПб., 2012. - С. 337-340, 431; ШахновичМ.И. Феноменологическое религиоведение: история и метод // Очерки по философии и культуре. Выпуск 5. - СПб., 2001. - С. 301-308; ШахновичМ.М. Феноменологическое религиоведение: этапы истории - 2 // Центр религиоведческих исследований. - 2010. - URL: http://www.religiopolis.org/religiovedenie/618-fenomenologicheskoe-religiovedenie-etapy-istorii-2.html/ (дата обращения 29.09.2018).

представителе североамериканской Чикагской школы феноменологии и основателе

и и С/С

симпатической социологической теории56.

Социология религии. В.И. Гараджа в учебном пособии по социологии религии относит И. Ваха к представителям теологического подхода, утверждающих объективный характер религиозного опыта57. И.Э. Петрова в статье отмечает И. Ваха в числе других социологов, чьи тексты были введены в научный оборот российской социологии Е.Д. Руткевич, участвовавшей в анализе и переводе их трудов 58 . В.М. Сторчак и Е.С. Элбакян в учебнике по социологии религии рассказывают о И. Вахе как о крупнейшем представителе феноменологической социологии религии, ориентированной на изучение религиозных групп и организаций59. О.Г. Филатова в конспекте лекций по социологии религии упоминает И. Ваха вместе с Э. Трельчем в числе протестантских социологов в главе о конфессиональной социологии религии60. И.Н. Яблоков в монографии по социологии религии описывает научный подход И. Ваха в контексте феноменологической социологии религии, относя его вместе с Г. Меншингом к представителям дихотомической тенденции в данном направлении61.

Дисциплинарные проблемы религиоведения. М.О. Кедрова в рецензии на книгу А.Н. Красникова о методологических проблемах религиоведения кратко упоминает И. Ваха62. Ф.Г. Овсиенко в докладе о дисциплинарных проблемах религиоведения сообщает о заслуге И. Ваха в установлении термина «Religionswissenschaft» для именования науки о религии в германоязычной литературе63. А.Ю. Рахманин в своей диссертации о метатеоретических процедурах современного религиоведения несколько раз ссылается на И. Ваха, описывая его дисциплинарные установления для феноменологии религии 64 . С.И. Самыгин, В.И. Нечипуренко и И.Н. Полонская в учебном пособии по религиоведению говорят о И. Вахе как основателе Чикагской школы религиоведения65 . Р. Бернхард в статье о сравнительной теологии и ее

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Козлова Ирина Львовна, 2019 год

источник

ценностных

установок

О

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

(Religionswissenschaft)

эмпирический подход

Систематическое религиоведение (systematische Religionswissenschaft) выявление существенного и классификация типичного

Формальная систематика (formaler Religionssystematik) формирование обобщающих понятий

О

Материальная систематика (material Religionssystematik) описание конкретных явлений

О

История религий (Religionsgeschichte) источник фактических данных

теоретико-нормативный подход

Философия религии формирование категорий

О

Теология источник ценностных установок

Структура религиоведения - поздняя версия:

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

(History of Religions = Religionswissenschaft = science des religions)

эмпирический подход

Сравнительное религиоведение

(Comparative Study of Religions)

обнаружение общих свойств и структур (универсалий) в теоретических, практических и социологических формах

О О <У

Психология религии субъективная сторона религии Ф Социология религии взаимосвязь объективного и субъективного Феноменология религии объективная сторона религии

О <1 О

История религии (History of Religions) источник фактических данных

Приложение 2. Схема религиоведческого органона И. Ваха

ИНТЕГРАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ многофакторное комплексное исследование

база фактов и инструмент (орган) их познания

Модуль компетенций

качества исследователя.

повышающие эффективность

работы

навык понимания языков,

особенно при переводе

ключевых терминов

умение пользоваться

рациональным и

эмоциональным

интеллектом

способность настроить

свою волю на

определенную

конструктивную цель

опыт профессиональной

деятельности, сопряженной

с изучением человека и

заботой о нем

Процедурный модуль

формирование базы фактов

Эвристика(1 этап)

обнаружение, рассмотрение и установление фактов

изучение и комбинирование материалов: лингвистических, исторических, психологических, технологических, социологических

критическое соотнесение феноменов с помышлениями и намерениями, о которых они свидетельствуют

критическое решение вопроса о подлинности материалов и установление их достоверности в отношении соответствия: опыт - интенция - выражение - контекст

Интерпретация фактов (2 этап)

четырехфакторная

технологическая: реконструкция фактического хода событий

прагматическая: согласование с законами мотивации и каузальности

психологическая: изучение психологической картины участников событий

идеологическая: этический горизонт, моральные идеи и силы

Средства достижения интегрального понимания:

Религиоведческая герменевтика

итерационность (диалогизм), использование собственной субъективности, совокупность принципов для повышения адекватности понимания феноменов:

учет контекстов возникновения и существования феноменов

объяснение единичного через всеобщее в ходе взаимодействия теоретического и эмпирического

понимание субъективного через описание объективного и понимание объективного через априорное восприятие субъективного

Феноменологический анализ

совокупность методов (методика)

Предметный блок

процеду ра работы с фактами, рациональный подход

эмпирическии метод

дескриптивный метод

сравнительный метод

структурный метод

Инструментальный блок

субъективность как инструмент, интуитивный

эмпатия

интроспекция

эпохе

Приложение 3. Схема универсалий И. Ваха

и

<и ьО

ю о

й

£ I

V § Ё §

ю о

I

а о

-а С

о

о 1-. о я

со о

и 5

С

Ж

„ Я (Н 'О

1и .

а £ Он 5

а л >, ч а Й к § о а

2 о к

и

3

о я н о сЗ в н о >К о в о

3 Я

Л

«

о а

И

к к

о

0 г л

ч

а

1

о о к

РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ

(1) универсалии религиозного опыта:

критерии И. Ваха

ПРЕДЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

универсальные свойства предельной реальности:

мистичность (таинственность, инаковость, необъяснимость), активность (спонтанность, витальность, креативность, энергия), превосходство (сила, величие)

а.

н \с 01 А ю о

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ИМПУЛЬС

исходит из предельной реальности (точка контакта)

первичная интуиция

побудительный императив

нуминозное чувство

субъективная сторона религиозного опыта - религиозность

(2) универсалии субъективной стороны религиозного опыта (антропологические):

всеобщность, спонтанность, разнонаправленностъ, взаимосвязанность

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС полная интеграция личности

ум воля чувство

ПРЕДЕЛЬНОЕ УСИЛИЕ максимальная интенсивность

ПРЕДЕЛЬНЫЙ АКТ объективная сторона религиозного опыта - религиозная бытность

(3) универсалии объективной стороны религиозного опыта (бытийственные):

триединость, ситуативностъ, упорядоченность, символичность

триптих

(4) универсалии триптиха по каждой из форм выражения:

интеллектуальное

(теория, концепция): по форме: миф,

доктрина по содержанию:

теология, космология, антропология, эсхатология

социальное

(договор): базисный опыт:

индивидуальный, общественный (спонтанность, традиция) отношения: человек-предельная реальность,

человек-человек средства: дисциплина, свобода

практическое

(церемониальная жизнь): предметные: культовые акты (общие, специфические) инструментальные: ритмичность (частота, продолжительность) качественные: обусловленность (идолопоклонничество, спиритуализм), слабость (инертность, будничность, непослушание, соблазн)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.