Религиозная философия Ф.Ф. Сидонского: опыт реконструкции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Векслер, Елена Игоревна

  • Векслер, Елена Игоревна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Уссурийск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 178
Векслер, Елена Игоревна. Религиозная философия Ф.Ф. Сидонского: опыт реконструкции: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Уссурийск. 2007. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Векслер, Елена Игоревна

Введение.

I Истоки философских воззрений Ф.Ф. Сидонского.

1.1. Предметная детерминация.

1.2. Социоисторическая и социокультурная детерминация.

1.3. Детерминация по традиции.

1.3.1. Ф.Ф. Сидонский и античная философская мысль.

1.3.2. Ф.Ф. Сидонский и средневековая философия.

1.3.3. Ф.Ф. Сидонский и философская традиция Возрождения и Нового времени.

1.3.4. Ф.Ф. Сидонский и немецкий классический идеализм.

II. Концептуальные основания религиозно - философского учения Ф.Ф. Сидонского.

2.1. Общие особенности понимания предмета философии

Ф.Ф. Сидонским.

2.2. Философско-религиозная онтология Ф.Ф. Сидонского.

2.2.1. Философия религии Ф.Ф. Сидонского.

2.2.2. Теизм-общее основание философского учения

Ф.Ф. Сидонского.

2.3. Сущность гносеологической концепции Ф.Ф. Сидонского.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозная философия Ф.Ф. Сидонского: опыт реконструкции»

Актуальность исследования. Современный философский процесс в нашей стране связан с нарастанием интереса к интеллектуальным поискам прошлого. Изучение творческого наследия отечественных мыслителей дооктябрьского периода помогает целостной рецепции проблем современности в контексте неослабевающего внимания к сущностным вопросам мировоззрения человека. Особого внимания в настоящее время удостаиваются сочинения, заметки и прочие труды отечественных авторов, имеющие религиозно-философское содержание. Долгое время российская религиозно-философская мысль привлекала недостаточно внимания со стороны исследователей. В настоящее время произошёл серьёзный сдвиг в сторону тщательного и добротного рассмотрения той проблематики, которая была представлена в трудах славянофилов и почвенников, «философии всеединства», «нового религиозного сознания», интуитивизма, космизма и др.

Вместе с тем, ещё не все направления русской религиозной философии XIX-XX вв. и не все выдающиеся отечественные авторы «умозрительных» концепций стали объектом внимания современных специалистов-историков философии. И, по нашему убеждению, особого внимания заслуживает духовно-академическая философия, являвшая собой пример творчества профессионалов от «любомудрия», плодом деятельности профессоров соответствующих кафедр в православных высших учебных заведениях. Представители данного религиозно-философского направления стремились раскрыть свое религиозное мировоззрение в виде строгой и логически выверенной системы, построить его на метафизических, отвлечённо-теоретических основах. Можно со всей определённостью утверждать, что духовно-академическая философия в России находилась на европейском уровне: о православных профессорах-теистах из духовных школ было известно в немецких, французских и итальянских философских журналах и тематических обозрениях.

Степень разработанности темы. Нельзя сказать, что духовно-академическая философия как таковая не исследовалась современными историками философии. Но анализируется творческий опыт тех авторов, у которых достаточно чётко и ясно представлена собственная метафизическая система, в которой можно выделить онтологию, гносеологию, космологию, этику, метафизическую психологию, антропологию (персоноло-гию). В данном контексте наибольший интерес привлекают выдающиеся профессора - представители Московской духовной академии А.И. Введенский [29], С.С. Глаголев [48], Ф.А. Голубинский [51], В.Д. Кудрявцев-Платонов [92], М.М. Тареев [211], П.А. Флоренский [217], Казанской духовной академии арх. Никанор (Бровкович) [117], В.И. Несмелов [113], В.А. Снегирёв [201] и др. Подготовлены ряд диссертаций по исследованию творческого наследия указанных православных профессоров [99; 131]. В то же время философы-теисты, концептуальные положения и выводы которых требуют специальной реконструкции, как правило, «обделены вниманием» со стороны исследователей - историков философии. Между тем, в сочинениях этих авторов можно найти много ценного для понимания сути отечественной философской мысли.

В данном контексте особое значение имеет творческое наследие Фёдора Фёдоровича Сидонского (1805-1873) - выдающегося петербургского философа и богослова, православного священника, посвятившего свою жизнь «любомудрию», и пострадавшего за апологию философии в непростое для свободной мысли время правления Николая I.

Литература о личности и творчестве Ф.Ф. Сидонского появилась одновременно с выходом его первых философских сочинений. В частности, среди современников Сидонского, в своих статьях и заметках разбиравших содержание его работ, можно указать на В.Г. Белинского [16], С.А. Гала-хова [234], Ф.А. Голубинского [51], В.Н. Карпова [37], В.Д. Кудрявцева-Платонова [92], Ф.М. Надеждина [111], И.А. Чистовича [224], С.К. Яхонтова [234]. В конце XIX - нач. XX вв. ряд статей о Ф.Ф. Сидонском опубликовали П.В. Барсуков [15], Е.А. Бобров [22], А.И. Введенский [29], М.И. Владиславлев [35], С.А. Галахов [234], А.И. Герцен [47], А. Делицын [60], М.Н. Ершов [65], A.JI. Катанский [86] , А.Н. Котович [90], Колубовский [88], А.Н. Лопухин [101], А. Никольский [120], А.В. Никитенко [119], Э.Л. Радлов [147], Н.П. Рождественский [148], Д.И. Ростиславов [150], Г.Г. Шпет [229], И.К. Яхонтов [234].

Среди современных авторов, написавших статьи о Ф.Ф. Сидонском, отметим архимандрита Августина (Никитина) [5], П.В. Алексеева [12], В.В. Зеньковского [69], В.Ф. Мустафина [110], С.В. Пишуна [132], И.А. Полякову [141].

Имя протоиерея Ф.Ф. Сидонского достаточно известно: краткая информация о нем содержится в большинстве справочных изданий по истории русской философии. Прежде всего, он упоминается как автор первого учебного руководства по философии на русском языке - «Введения в науку философии» (СПб., 1833). Среди всего творческого наследия Ф.Ф. Си-донского наиболее интересен философско-религиозный аспект его деятельности.

Философ и публицист А.В. Никитенко в своём дневнике писал о тех репрессиях, которым подвергся Сидонский за выпуск книги «Введение в философию»: «Монахи за это отняли у него кафедру философии, которую он занимал в Александро-Невской академии» [119]. Другой известный писатель и публицист Н. Барсуков в книге «Жизнь и труды М.П. Погодина» отметил: «Сидонского отстранили, в чём монахи обвиняют Филарета. Это апокалепсический удар на 25 лет для нашего духовенства» [15].

Православный философ и публицист Н.П. Рождественский в журнале «Христианское Чтение» в статье «По поводу предпринимаемого редакцией печатания богословских лекций Ф.Ф.Сидонского» выражает сожаление о том, что «мы не имеем опытов Ф.Ф. Сидонского, отвечающих его громадной философской эрудиции, богатству его ученых сведений по самым разнообразным отраслям наук» [148, с. 290].

Д.И. Ростиславов в журнале «Вестник Европы» опубликовал статью «Петербургская Духовная Академия при графе Протасове». Свидетельства Д.И. Ростиславова имеют особую ценность, поскольку он обучался в Санкт-Петербургской Духовной Академии в те годы, когда Ф.Ф. Сидон-ский читал там курс философии. В своих записках Д.И. Ростиславов подробно рассказывает о первом опыте молодого бакалавра, отмечая сильные и слабые стороны методологии Ф.Ф. Сидонского [150].

В журнале «Вера и разум» в 1906 г. была опубликована статья к 100-летию со дня рождения Ф.Ф. Сидонского. В ней отмечалось, что автор «Введения в науку философии» являлся «глубоким знатоком философии и самостоятельным философом» [145, с.235], был «одним из выдающихся тружеников на поприще философской науки» [145, с.230]. Автор статьи высказывает различные предположения о причинах опалы молодого церковного философа. «Трудно сказать, что собственно в означенном сочинении возбудило нерасположение к его автору. - Та ли живая энергия, с которой молодой ученый призывал к свободному, самостоятельному философскому исследованию, - даже в области религиозной. Та ли независимость его от существовавших направлений на Западе, знакомство с которыми, впрочем, у нас было довольно ограниченное, - говорила ли тут просто зависть против молодого ученого, - определенного ответа на этот вопрос мы дать не можем» [145].

А. Делицын в «Церковном вестнике» опубликовал небольшую заметку «По поводу 30-летия со дня смерти протоиерея Сидонского» о творческом наследии Ф.Ф. Сидонского. Он отмечал: «Имя Ф.Ф. Сидонского принадлежит к числу тех, которые по какой-то несправедливой случайности затесняются при жизни и легко забываются по смерти их носителей. Это имя получило широкую известность в области общеобразовательной науки. С его смертью мы лишились крупного ученого старой духовной школы, отличавшегося редким энциклопедизмом образования, удивительным трудолюбием и замечательной ученой скромностью» [60, с. 159].

Православный автор Александр Никольский опубликовал статью в журнале «Вера и разум» «Русская духовно-академическая философия как предшественница университетской философии в России» [120]. Здесь он отмечает, что Ф.Ф. Сидонский является одним из тех, кто стремится к новой, независимой, самобытной русской философии: «Ф.Ф. Сидонский отразил в своем философском творчестве как раз те тенденции и круг проблем духовно-академической философии, которые затем перешли в русскую философию» [120, с. 195].

А.С. Родосский, являвшийся библиотекарем Санкт-Петербургской духовной академии, составителем целого ряда справочных изданий, писал об авторе «Введения в науку философии»: «В ученом мире протоиерей Сидонский пользуется громкою известностью «русского мудреца» [20, с. 437].

Отечественный философ Г.Г. Шпет посвятил творчеству Ф.Ф. Си-донского обстоятельный фрагмент в «Очерке развития русской философии». Г.Г. Шпет дал такую оценку деятельности выдающегося православного теиста: «Сидонский был одним из тех, кто сделал первые шаги в направлении к серьезной философии» [229, с. 158]. Сходные замечания о вкладе Ф.Ф. Сидонского в развитие русской философии можно встретить в монографиях протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия» [218], Э.Л. Радлова «Очерк истории русской философии» [ 147], а также в трудах современных авторов. В. В. Зеньковский в работе «История русской философии» говорит о том, что «Сидонский несомненно находился под влиянием немецкого идеализма, но в его построениях всегда отводилось большое место опыту» [69].

Православный философ и историк И.А. Чистович в книге «Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет (1858-1888)» отозвался о книге Ф.Ф. Сидонского «Введение в науку философии» следующим образом: «Сочинение это не есть учебная книга, хотя автор ее и касался некоторых научных вопросов, как-то: об основании и цели философии, о ее пространстве и о прикосновении частей между собою, о приличнейшем способе философствования, об отношении философии к прочим наукам. Цель сочинителя состояла в том, чтобы объяснить достойным образом всю важность философских задач, обнадежить в возможности их решения и, наконец, опровергнуть недоразумения и вкоренившиеся предрассудки на счет философии» [224, с.61].

Попытку представить в полном объёме биографические данные и раскрыть наиболее важные аспекты творческого наследия Ф.Ф. Сидонского предпринял нынешний преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Августин (Никитин) в журнале «Вече» в 1996 г. и альманахе «Христианская культура: Пушкинская эпоха» [5, с. 65-77].

В 1996 г. в монографии «Православная персонология и духовно-академическая философия XIX века» (М.«Прометей», 1996 г.) С.В. Пишун провел анализ антропологической составляющей философских взглядов Ф.Ф. Сидонского.

В 2003 г. краткую биографию и анализ научной деятельности Ф.Ф. Сидонского представила на суд читателя доцент Калининградского государственного технического университета Ирина Алексеевна Полякова. Она опубликовала результаты своих исследований в сборнике статей и публикаций, посвященных 75-летию Дома Плеханова в Санкт-Петербурге [141].

Многие подробные сведения о жизненном пути русского философа затеряны на страницах полузабытых и малодоступных журналов, выходивших во второй половине XIX в.

Объектом диссертационного исследования является философское наследие представителя духовно-академического теизма XIX века - Федора Федоровича Сидонского.

Предмет данного исследования - теистическая модель философского учения, разработанная Ф.Ф. Сидонским - православным преподавателем философских дисциплин в Санкт-Петербургской Духовной Академии и Санкт-Петербургском университете. Диссертант стремится провести системную интерпретацию теоретических выводов Ф.Ф. Сидонского, реконструировать логику его философствования по религиозно-философской проблематике.

Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности темы диссертации, можно сформулировать цель данного диссертационного исследования: изучение религиозно-философских взглядов протоиерея Ф.Ф. Сидонского, а также выявление значения его деятельности. Автор диссертации попытался учитывать философские реалии того времени при рассмотрении интеллектуального творчества Ф.Ф. Сидонского. Одновременно мы стремились раскрыть специфику подхода Ф.Ф. Сидонского к важнейшим философским и метафизическим проблемам.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить философское содержание творчества Ф.Ф. Сидонского, соотнести его с основными отраслями философии - онтологией, гносеологией,этикой;

2. Провести репрезентацию контекста, дать общую характеристику тех социоисторических и социокультурных условий, в рамках которых развивалась философия Ф.Ф. Сидонского;

3. Выявить непосредственные истоки метафизического учения Ф.Ф. Сидонского, определить концептуальные связи его философии с античным идеализмом, средневековой схоластикой, метафизикой Возрождения и Нового времени, немецкой классической философией и немецким теизмом XIX века;

4. Осуществить реконструкцию гносеологической концепции Ф.Ф. Сидонского, сочетавшей в себе опору как на мистический, так и на рациональный элементы познания;

5. Раскрыть существо онтологических и космологических воззрений Ф.Ф. Сидонского;

6. Дать философскую интерпретацию христологической концепции Сидонского, показать её значимость для теистической метафизики того времени;

7. Провести репрезентацию концептуального единства всех составных элементов системы философии Ф.Ф. Сидонского;

8. Ввести в исследовательский оборот большое число до того невостребованных источников по истории отечественной духовно-академической философии;

9. Определить значение основных философских взглядов Ф.Ф. Сидонского в ходе процесса формирования оригинальной русской религиозно-философской академической школы.

Методологическая основа исследования. В процессе изучения данной темы перед диссертантом возникла проблема «идентичности метода», т.е. выявления тех теоретико-методологических основ, на которых к ней следует подходить. Историко-философская методология не односоставна, она включает в себя как источниковедческую работу, так и определенную совокупность подходов к самому предмету исследования. В данном исследовании было использовано единство общенаучных принципов объективности, конкретности, историзма, системности, диалектической взаимозависимости материальных и духовных факторов в развитии исторического процесса. Кроме того, использовался выдвинутый основателем современной герменевтической теории Х.Г. Гадамером принцип аппликации, подразумевающий, что понимание текста тяготеет к опосредованию его смыслового содержания современной жизнью, фиксации того общего, чем наполнен текст, в своей направленности на проблемы современности.

Данное исследование является теоретическим. В нем были использованы общенаучные методы анализа и синтеза, а также феноменологический, герменевтический (переход от целого к части и от части к целому, расширение единства смысла самого текста), биографический, сравнительно-исторический, логико-концептуальный, системный, описательный методы. Теоретико-методологическое основание диссертации составляют общие принципы историко-философского исследования, а также базовые приемы текстологического и общефилософского анализа.

Текстовый анализ основывается на вычленении из структуры источника ключевых выражений, основных терминов, понятий; идея текста выявляется путем анализа его содержания (теоретический метод). Феноменологический метод подразумевает реконструкцию теоретических построений Ф.Ф. Сидонского при исследовании его философских и богословских работ. Методология, используемая при анализе философских и религиозных взглядов Ф.Ф. Сидонского, носит комплексный характер, что обусловлено многообразием аспектов представленной в диссертации темы.

Следует отметить, что в современной философской и богословской литературе труды протоиерея Ф.Ф. Сидонского подробно еще не рассматривались. Как выявилось в процессе исследования данной темы, о жизни и научной деятельности Ф.Ф. Сидонского почти ничего не известно и на факультете философии и политологии Санкт-Петербургского университета (где он плодотворно потрудился значительную часть своей жизни). Как нам кажется, исследование творческого наследия Ф.Ф. Сидонского может послужить существенным вкладом в развитие философской и богословской науки.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что на основе анализа содержания работ Ф.Ф. Сидонского проведено системное исследование его философского учения, выявлено его своеобразие. Исходя из принципов системности и историзма, мы стремились представить наиболее оптимальную модель, отражающую структуру и содержание философского учения Ф.Ф. Сидонского. В диссертации предпринят системный историко-философский анализ его творческого наследия и при этом были получены следующие результаты:

- в границах философско-религиоведческого исследования выявлен теистический характер философского учения Сидонского. Показано место категории Абсолюта в мировоззренческой доктрине русского религиозного мыслителя и определены важнейшие истоки теистической метафизики Ф.Ф. Сидонского;

- представлена структура философско-религиозной системы протоиерея Ф.Ф. Сидонского, обоснован тезис о том, что ее концептуально-смысловым ядром является учение о конечных основаниях бытия и познания;

- предпринята общеконцептуальная реконструкция логики философствования Ф.Ф. Сидонского и ее интерпретация, выявлен основной метод философско-религиоведческих исследований русского религиозного мыслителя, осуществлен анализ его мировоззрения;

- обозначено место философско-религиоведческого учения Ф.Ф. Си-донского в истории философской мысли конца XIX и начала XX вв.

- реконструировано православное философско-онтологическое учение Ф.Ф. Сидонского, представлена структура духовно-академической философской онтологии Ф.Ф. Сидонского как системы, сформулированы базовые принципы постановки и решения Ф.Ф. Сидонским проблемы бытия, показаны важнейшие аспекты этой проблемы; выявлены наиболее существенные достижения Ф.Ф. Сидонского в осмыслении онтологической проблематики;

- определены важнейшие истоки гносеологических воззрений Ф.Ф. Сидонского, показано место гносеологии как ключевого компонента метафизики православного теизма в целом, представлена структура гносеологических воззрений Ф.Ф. Сидонского и выявлено ее смысловое ядро.

Положения, выносимые на защиту:

1. Метафизическая доктрина Ф.Ф. Сидонского имеет определенно теистический характер. В центре ее лежит учение об Абсолюте и Его модификациях, познавательных характеристиках, а также учение о Его личной природе. Петербургский мыслитель признавал одновременную трансцендентность и имманентность Абсолюта, вступая в полемику, с одной стороны, с представителями крайнего трансцендентализма и деистами и, с другой стороны, с защитниками имманентистско-пантеистической линии в европейской метафизике.

2. В создании своего теистического учения об Абсолюте Ф.Ф. Си-донский опирался на западноевропейскую философскую традицию. В частности, им были заимствованы классические доказательства бытия Абсолюта и нравственное доказательство Канта с последующей их творческой переработкой. Кроме того, даже не принимая в целом пантеистических учений об Абсолюте Фихте, Шеллинга или Гегеля, Ф.Ф. Сидонский принимал некоторые их идеи, предварительно теистически интерпретировав положение об Абсолюте как Духе, как деятельном начале.

3. Исходная философская интуиция, с которой Ф.Ф. Сидонский начинает своё исследование - идея Бесконечного Бытия. Она есть основной объект рассмотрения в философской системе нашего мыслителя. При этом Ф.Ф. Сидонский решает три основные задачи: во-первых, апологетическую, состоящую в рациональном оправдании теистического учения, во-вторых, гносеологическую, заключающуюся в обозначении сфер применения веры и разума в познании, в-третьих, онтолого-космологическую, позволяющую выстраивать иерархию различных сфер (уровней) бытия.

4. Основой религиозно-философской онтологии Ф.Ф. Сидонского является философское учение об Абсолютном бытии, в основном принимавшее форму доказательств бытия Сверхсущего. Эти доказательства, учитывавшие критику Кантом старых схоластических моделей обоснования бытия Сверхсущего, дополнялись со стороны Ф.Ф. Сидонского идеей обоснования личностной природы Абсолюта, а также формулированием тезиса об имманентно-трансцендентной природе Абсолюта. Введение категории Абсолютного бытия (имеющего личностную природу) в религиозно-философский дискурс позволяло нашему мыслителю укоренить в Безусловном ограниченные познавательные способности человека, уходя тем самым от одностороннего субъективизма и фидеизма.

5. Петербургский теист рассматривал Абсолют как трансцендентное начало, находящееся вне мира. При толковании происхождения мира он исходил из креационистской установки. В то же время Ф.Ф. Сидонский признавал определённую имманентность Абсолюта миру, но не по сущности, а по совершенствам. Очевидно, что мир отражает, конечно, в несовершенной степени, совершенства Абсолюта. Сверхсущее имманентно миру как постоянно заботящийся о нём источник его бытия, как активная любящая сила. В этом плане Ф.Ф. Сидонский понимал Абсолют как Бесконечное Благо.

6. Среди атрибутов материи Ф.Ф. Сидонский больше всего внимания уделял времени и движению. Он писал об ограниченности времени, тем самым характеризуя его неизмеряемостью, необратимостью, единством с бытием, подразумевая, что такая характеристика времени связана с его качественной характеристикой, предполагающей его начало, т.е. возникновение вместе с миром.

Ф.Ф. Сидонский не признавал движение необходимым атрибутом материи. Тем не менее, он выдвигал свою собственную концепцию динамизма, основанную на признании идеи трансцендентальной Первосилы как разумной первопричины.

7. В гносеологии Ф.Ф. Сидонский сочетал рациональные и мистические элементы, опираясь в данном случае на философский эмпиризм. Противоречия между верой и разумом представлялись ему лишь кажущимися. Ф.Ф. Сидонский признавал, что ограниченный человеческий разум сталкивается с большими проблемами в деле познания Абсолюта. Тем не менее, он утверждал, что определённое знание об Абсолюте у человека всё-таки есть. Философ отмечал, что идея Абсолюта изначально дана человеческому духу в опыте, определяя всю его природу, делая человека человеком. Абсолют непосредственно влияет на человека, человек и Абсолют находятся в постоянной незримой связи.

8. В Гносеологической составляющей философии Ф.Ф. Сидонского проблема истины трансформируется в проблему познания Абсолюта. Принцип теизма - признание Абсолютного в качестве одного из постулатов теории познания - позволяет онтологизировать познавательные способности человека, уходить тем самым от трансцендентализма в интерпретации отношения субъекта к объекту. В комплексе философских дисциплин, разрабатывавшихся Ф.Ф. Сидонским, гносеология тесно связана с антропологией, психологией и формальной логикой.

9. Для концепции Ф.Ф. Сидонского раскрывающей существо познавательных способностей человека, характерны волюнтаризм и синтетизм. Волюнтаризм используется Ф.Ф. Сидонским для снятия противоречия между верой и знанием. Знание представляет собой признание факта по силе принудительности для воли законов мышления, а вера - признание факта по силе его принудительности для нашей воли. Рациональная способность укоренена в вере-интуиции, но является при этом особым уровнем ее развития. Принцип синтетизма заключается в том, что познание должно быть единым движением всех способностей человеческого духа -чувства, воли и разума. Единство этого движения обеспечивает воля, как источник чувственной и рациональной способности гносеологического оптимизма Ф.Ф. Сидонского. Познание относительных истин мира возможно, поскольку человек располагает необходимыми средствами для этого познания. Истинность этих средств гарантирует существование Абсолюта как их создателя. Познание абсолютной истины Сверхсущего возможно, поскольку оно состоит в общении двух свободных воль. Познание истины о человеке, возможно, поскольку он есть органическое соединение абсолютной божественной и относительной тварной сущностей.

10. Наивность и утопичность присуща социально-философским воззрениям Ф.Ф.Сидонского. Научный взгляд на общественное развитие он подменяет христианским нормативизмом, этика и антропология заменяют у него социологию и политэкономию. Тем самым, он положил начало минимизации социальной тематики в трудах православных философов. С этого времени духовно-академическая отечественная мысль начинает больше говорить о вечном, о Абсолюте и человеке, а не о «внешних формах», под которыми понимались всевозможные формы социального устройства и политической организации.

Теоретическое значение данной диссертации состоит в том, что она будет способствовать углублению понимания существа духовно-академического теизма в России XIX века, более адекватному общему историко-философскому истолкованию тех достижений и открытий в сфере философской мысли, которые были осуществлены в данном направлении русской религиозной философии. Материалы диссертации могут быть использованы при дальнейшем изучении философско-религиоведческой проблематики, для углубления представлений о творчестве Ф.Ф. Сидонского и для разработки вопросов о тенденциях развития отечественной философской мысли. Представляется, что традиция православного философского умозрения требует своего продолжения (при всем учете достижений современной философии), и в данном контексте обращение к прошлым выдающимся именам в истории отечественной религиозно-философской мысли будет способствовать концептуальному углублению и развитию восстанавливающейся традиции. Диссертация в определенной мере помогает решить данную задачу. Материалы диссертации могут быть использованы в лекционных блоках курсов и спецкурсов философии, социальной философии, истории философии, при чтении специальных курсов по истории русской философии, социологии, политологии, истории культуры, истории религии, спецкурсов по истории отечественной религиозной философии, в ходе проведения методологических семинаров по изучению отечественной духовной культуры XIX в.

Источниковая база исследования имеет свою специфику. Существенным моментом здесь является то, что в диссертации используются рукописные, неопубликованные материалы из Отдела рукописей Российской Национальной Библиотеки ф. 391, 537, 608, 1190, Российского государственного исторического архива, Центрального государственного архива

Российской Федерации, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга ф. 19, 277, Отдела рукописей Института литературы и искусства («Пушкинский дом»).

В данной работе представлен принципиально важный материал по истории духовно-академической философии, а именно - статьи в православных философско-богословских журналах - «Вера и разум», «Православное обозрение, «Православный собеседник», «Богословский вестник», «Христианское чтение», «Церковный вестник» и др., в которых содержатся сведения о биографии и философском творчестве протоиерея Федора Си-донского.

Апробация работы. Основные положения диссертации были апробированы автором в ходе проведения следующих научных мероприятий: ежегодных международных научно-методических конференций под общим названием «Проблемы славянской культуры и цивилизации», проходивших в УГПИ в 2006 и 2007 гг.; всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы истории русской философской и политической мысли» проходивших в декабре 2005 и 2006 года; международной научно-практической конференции «Русская религиозная философия в историческом, теоретическом и социальном измерениях», состоявшейся в Дальневосточном государственном университете в декабре 2006 года.

Диссертация включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Векслер, Елена Игоревна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном диссертационном исследовании мы попытались показать системный характер философского миросозерцания Федора Федоровича Сидонского и, кроме того, определили фундаментальные элементы данной системы. Раскроем суть умозрительной позиции автора труда «Введение в науку философию»:

1. Метафизическая доктрина Ф.Ф. Сидонского имеет определенно теистический характер. В центре ее лежит учение об Абсолюте и Его модификациях, познавательных характеристиках, а также учение о Его личной природе. Петербургский мыслитель признавал одновременную трансцендентность и имманентность Абсолюта, вступая в полемику, с одной стороны, с представителями крайнего трансцендентализма и деистами и, с другой стороны, с защитниками имманентист-ско-пантеистической линии в европейской метафизике.

2. В создании своего теистического учения об Абсолюте Ф.Ф. Сидонский опирался на западноевропейскую философскую традицию. В частности, им были заимствованы классические доказательства бытия Абсолюта и нравственное доказательство Канта с последующей их творческой переработкой. Кроме того, даже не принимая в целом пантеистических учений об Абсолюте Фихте, Шеллинга или Гегеля, Ф.Ф. Сидонский принимал некоторые их идеи, предварительно теистически интерпретировав положение об Абсолюте как Духе, как деятельном начале.

3. В учении об Абсолюте Ф.Ф. Сидонский сочетал рациональные и мистические элементы, опираясь в данном случае на философский эмпиризм. Противоречия между верой и разумом представлялись ему лишь кажущимися. Ф.Ф. Сидонский признавал, что ограниченный человеческий разум сталкивается с большими проблемами в деле познания Абсолюта. Тем не менее, он утверждал, что определённое знание об Абсолюте у человека всё-таки есть. Философ отмечал, что идея Абсолюта изначально дана человеческому духу, определяя всю его природу, делая человека человеком. Абсолют непосредственно влияет на человека, человек и Абсолют находятся в постоянной незримой связи.

4. Основой философского учения Ф.Ф. Сидонского о Сверхсущем было представление об Абсолюте как Совершенной, Абсолютной Личности. Анализируя понятие личности и её свойства, Ф.Ф. Сидонский указывал, что она является абсолютной по содержанию и в полной мере может быть приложена только к Абсолюту.

5. Петербургский теист рассматривал Абсолют как трансцендентное начало, находящееся вне мира. При толковании происхождения мира он исходил из креационистской установки. В то же время Ф.Ф. Сидонский признавал определённую имманентность Абсолюта миру, но не по сущности, а по совершенствам. Очевидно, что мир отражает, конечно, в несовершенной степени, совершенства Абсолюта. Сверхсущее имманентно миру как постоянно заботящийся о нём источник его бытия, как активная любящая сила. В этом плане Ф.Ф. Сидонский понимал Абсолют как Бесконечное Благо.

6. Системная реконструкция и интерпретация основных идей в философском труде Ф.Ф. Сидонского «Введение в науку философию» представляет собой определенную сложность. Тем не менее, «философский проект» петербургского философа был построен по классической европейской схеме, в нем были представлены традиционные отрасли философии того времени - гносеология, онтология, космология и этика. Содержательно концепция Сидонского также основывается на определённой философской традиции, она развивает объективный идеализм Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Николая Кузанского, Мальбранша, Лейбница.

7. Исходная философская интуиция, с которой Ф.Ф. Сидонский начинает своё исследование - идея Бесконечного Бытия. Она есть основной объект рассмотрения в философской системе нашего мыслителя. При этом

Ф.Ф. Сидонский решает три основные задачи: во-первых, апологетическую, состоящую в рациональном оправдании теистического учения, во-вторых, гносеологическую, заключающуюся в обозначении сфер применения веры и разума в познании, в-третьих, онтолого-космологическую, позволяющую выстраивать иерархию различных сфер (уровней) бытия.

8. Ф.Ф. Сидонский в своих философских исследованиях онтологическую модель рассматривает в классической европейской схеме, воспроизводя традиционную для европейской метафизики концепцию, ставящую во главу угла анализ сущности категорий бытия, материи, пространства, времени, движения и др.

9. Основой религиозной онтологии нашего мыслителя является философское учение об Абсолютном бытии, в основном принимавшее форму доказательств бытия Сверхсущего. Эти доказательства, учитывавшие критику Кантом старых схоластических моделей обоснования бытия Сверхсущего, дополнялись со стороны Ф.Ф. Сидонского идеей обоснования личностной природы Абсолюта, а также формулированием тезиса об имманентно-трансцендентной природе Абсолюта.

10. Петербургский мыслитель рассматривал онтологическую проблематику в тесной связи с критикой соответствующих материалистических, деистических и пантеистических концепций.

11. Введение категории Абсолютного бытия (имеющего личностную природу) в религиозно-философский дискурс позволяло нашему мыслителю укоренить в Безусловном ограниченные познавательные способности человека, уходя тем самым от одностороннего субъективизма и фидеизма.

12. Духовно-академическая гносеология Ф.Ф. Сидонского может быть представлена в классической для европейских теорий познания схеме, основанной на различении познавательных способностей человека. Она носит апологетический характер, служит для оправдания теистической метафизики. Гносеологическая составляющая философии Ф.Ф. Си-донского выстраивается как логически стройная система. Проблема истины в ней трансформируется в проблему познания Абсолюта. Принцип теизма - признание Абсолютного в качестве одного из постулатов теории познания - позволяет онтологизировать познавательные способности человека, уходить тем самым от трансцендентализма в интерпретации отношения субъекта к объекту. В комплексе философских дисциплин, разрабатывавшихся Ф.Ф. Сидонским, гносеология тесно связана с антропологией, психологией и формальной логикой.

13. Ф.Ф. Сидонский писал об ограниченности времени, связывая его с необратимостью и единством с физическим пространством, подразумевая, что такая характеристика времени связана с его качественной характеристикой, предполагающей его начало, т.е. возникновение вместе с миром.

14. Ф.Ф. Сидонский не признавал движение необходимым атрибутом материи. Тем не менее, он выдвигал свою собственную концепцию динамизма, основанную на признании идеи трансцендентальной Первосилы как разумной первопричины.

15. В творчестве петербургского мыслителя воля выступает основой тождества самопознания. Принудительность эмпирического факта или душевного закона для воли служит критерием его истинности. Закон противоречия, укорененный в воле, служит основой рассудочной способности сознания. От свободы воли зависит принятие или отвержение принципа теизма. Волюнтаризм используется Ф.Ф. Сидонским для снятия противоречия между верой и знанием. Знание представляет собой признание факта по силе принудительности для воли законов мышления, а вера - признание факта по силе его принудительности для нашей воли. Рациональная способность укоренена в вере-интуиции, но является при этом особым уровнем ее развития.

16. Принцип синтетизма заключается в том, что познание должно быть единым движением всех способностей человеческого духа - чувства, воли и разума. Единство этого движения обеспечивает воля, как источник чувственной и рациональной способности.

17. Эти принципы являются основой для гносеологического оптимизма Ф.Ф. Сидонского. Познание относительных истин мира возможно, поскольку человек располагает необходимыми средствами для этого познания. Истинность этих средств гарантирует существование Абсолюта как их создателя. Познание абсолютной истины Сверхсущего возможно, поскольку оно состоит в общении двух свободных воль. Познание истины о человеке, возможно, поскольку он есть органическое соединение абсолютной божественной и относительной тварной сущностей.

18. Наивность и утопичность присуща социально-философским воззрениям Ф.Ф.Сидонского. Научный взгляд на общественное развитие он подменяет христианским нормативизмом, этика и антропология заменяют у него социологию и политэкономию. Подобное «благодушие» объясняется его общей идеалистической настроенностью, которая вступает в противоречие с выдвигавшейся им самим установкой на конструирование философии, близкой реальной науке. Следовательно, можно говорить о его философии применительно к онтологии, гносеологии и космологии, но никак не к социальной философии.

Он положил начало минимизации социальной тематики в трудах православных философов. С этого времени духовно-академическая отечественная мысль начинает больше говорить о вечном, о Абсолюте и человеке, а не о «внешних формах», под которыми понимались всевозможные формы социального устройства и политической организации.

В целом Ф.Ф. Сидонского можно назвать одним из первых представителей зарождавшейся школы отечественного теизма, поставившей себе целью определение пути «христианизации» философии на православных началах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Векслер, Елена Игоревна, 2007 год

1. Абрамов, А.И. Духовно-академическая философия в ее сущностном отношении к философскому учению Фихте / А.И. Абрамов // Философия Фихте в России. - СПб., 2000.

2. Абрамов, А.И. К вопросу о влиянии просветительской философии на духовно-академическую философию в России / А.И. Абрамов // Методологические проблемы изучения истории общественной мысли. -Казань, 1990.

3. Абрамов, А.И. Отношение к философии Фихте в русской духовно-академической философии / А.И. Абрамов // Философия Фихте в России. СПб., 2000.

4. Абрамов, А.И. Оценка философии Платона в русской идеалистической философии / А.И.Абрамов // Платон и его эпоха. М., 1979.

5. Августин (Никитин), архим. Протоиерей Федор Федорович Сидонский философ и богослов; Библиографический очерк / Августин, (Никитин) // Вече: Альманах русской философии и культуры. -СПбГУ.: Издательство СПбГУ, 1906. Вып. 7. - С. 29-48.

6. Абрамов, А.И. Оценка философии Платона в русской идеалистической философии / А.И.Абрамов // Платон и его эпоха. М., 1979.

7. Абрамов, А.И. Алексеев, П.В. Философы России XIX XX столетий: Биографии, идеи, труды. / П.В.Алексеев. - М., 2002. - С.883., 750.

8. Абрамов, А.И. Фихте и духовно-академическая философия / А.И.Абрамов // Философия Фихте в России. СПб., 2000.

9. Аврелий, Августин. Исповедь блаженного Августина, епископа Гип-понского / Августин Аврелий. М., 1991.

10. Азиатский, А.И. В чем особенность логики самообоснования христианства в отличие от логики самообоснования систем так называемого научного и философского мировоззрения / А.И. Азиатский СПб., 1897.

11. Аквилонов, Е.П. Научно-философское самооправдание христианства / Е.П. Аквилонов // Странник, 1893, т. 3.

12. Алексеев, П.В. Философы России XIX-XX столетий: Биографии, идеи, труды / П.В. Алексеев. М. 2002. - С. 750.

13. Арзаканян, Ц.Г. Обсуждение методологических проблем истории философии Ц.Г. Арзаканян//Вопросы философии, 1962, №6.

14. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. М., 1979.

15. Барсуков, Н. Жизнь и труды М. П. Погодина / Н.Барсуков // Кн. 1-4. СПб.: тип М.М. Стасюлевича, 1891.

16. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений//В.Г.Белинский. М.: Изд-во АН СССР, 1953. т. 2.

17. Бельский, А. Проблема теистического миропонимания в немецкой философии XIX в. Казань. 1912 (канд. дисс.) / А. Бельский // Архив Казанского унивеситета. Ф. «Казанская духовная академия» Е. X. 3576.

18. Библер, B.C. История философии как философия / B.C. Библер // Историко-философский ежегодник, вып. 3. М., 1989.

19. Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Санкт Петербургского университета за истекшую четверть века его существования. 1869-1894. - СПб.: Тип. СПб. унив., 1898. Т. 1 -2.

20. Биографический словарь студентов первых ХХУШ-ми курсов Санкт-Петербургской Духовной Академии. 1814—1869 / Сост. А. Родосский. СПб., 1907.-437 с.

21. Бобров, Е.А. Литература и просвещение в России XIX в. Казань / Е.А. Бобров // Тип.-лит. Университета, 1902. 271 с.

22. Бобров, Е.А. Философия в России; материалы, исследования и заметки / Е.А. Бобров // Вып. 5. Казань, 1901.

23. Богданов, Б.В., Делокаров, К.Х. Методологические проблемы истории философской и общественной мысли / Б.В. Богданов, К.Х. Делокаров // Вопросы философии. 1975. № 7.

24. Борзов, В.Н. Духовно-практический аспект историко-философского знания / В.Н. Борзов // Историко-философские исследования. Проблемы методологии. Свердловск, 1988.

25. Борисова, С.Г.Философско-религиозное учение арх.Никанора (А.И. Бровковича) (опыт системной реконструкции и интерпретации)/ С.Г. Борисова//М., 2002 (канд.дис.), С. 153.

26. Буткевич, Т.И. Учение Якоби о религии, и ее сущности /Т.И. Бутке-вич // Вера и разум, 1901, № 20.

27. Буткевич, Т.И. Учение теистов о религии, и ее сущности / Т.И. Буткевич // Вера и Разум, 1901, № 21. .

28. Василий Великий. Творения Василия Великого / В. Великий / М., Ч. 1. 1991.

29. Введенский, А.И. Вера в Бога, ее происхождение и основания / А.И. Введенский // Православное обозрение, 1890 № 4-6, 9-12, 1891, №13.

30. Введенский, А.И. Очерк современной французской философии / А.И. Введенский // Вера и Разум, 1893, № 19,20.

31. Введенский, А.И. О современных задачах воспитанников Духовных академий в области философии / А.И. Введенский // Богословский вестник, 1895, № 10.

32. Введенский, А.И. Закон причинности и реальность внешнего мира / А.И Введенский. Харьков, 1901.

33. Введенский, А.И. Судьбы философии в России / А.И. Введенский -М.: Тип-лит. Тов-ва И. Н. Кушнерева, 1898. 43 с.

34. Визгин, В.П. Научный текст и его интерпретация / В.П. Визгин // Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1989.

35. Владиславлев, М.И. Протоиерей Федор Федорович Сидонский / М.И. Владиславлев // Журнал Министерства народного просвещения, 1874, № 1.-С. 52.

36. Воронкова, Л.П. Критика философской догматики православия / Л.П.Воронкова. М., 1984.

37. Высокоостровский, А.П. Характер философских воззрений проф. В. Н. Карпова / А.П. Высокоостровский // Церковный вестник, 1892, № 49.

38. Высокоостровский, А.П. Покойный Карпов, как почитатель сократо-платоновской философии / А.П. Высокоостровский // Христианское чтение, 1893, №3-4.

39. Высокоостровский, А.П. О праве Духовных академий присуждать ученые степени по философским наукам / А.П. Высокоостровский // Христианское чтение, 1906, № 5.

40. Гаврюшин, Н.К. Русская философия и религиозное сознание / Н.К. Гаврюшин//Вопросы философии, 1994, № 1.

41. Галактионов, А.А., Никандров, П.Ф. История русской философии / А.А. Галактионов, П.Ф. Никандров. М.,1961.

42. Гегель, Г.В.Ф. Работы разных лет / Г.В.Ф. Гегель. М., Т. 1. 1972.

43. Гегель, Г.В.Ф. Работы разных лет / Г.В.Ф. Гегель М., Т. 2. 1973.

44. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук / Г.В.Ф. Гегель // Т 2. Философия природы. М., 1975.

45. Гегель, Г. В.Ф. Философия религии / Г.В.Ф. Гегель. М., Т. 1. 1975.

46. Гегель, Г. В.Ф. Философия религии / Г.В.Ф. Гегель. М., Т. 2. 1977.

47. Герцен, А.И. Былое и думы / А.И. Герцен // Собр. соч.: В 8 т. М., 1975. Т. 5.4. 4-С. 335.

48. Глаголев, С. С. Протоиерей Федор Александрович Голубинский как православно-христианский философ / С.С. Глаголев // Богословский вестник, 1898, № 3.

49. Голованенко, С. Проблема опыта: опыт научный и опыт общечеловеческий / С. Голованенко. М.,1895 // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф.172 К.163 №2.

50. Головаха, Н.П., Горский, B.C. Проблема взаимосвязей в историко-философском исследовании / Н.П. Головаха, B.C. Горский // Идейные связи прогрессивных мыслителей братских народов (XVII -XVIIIвв.).-Киев, 1978.

51. Голубинский, Ф.А. Лекции философии / Ф.А. Голубинский. -М, 1884.

52. Горский, В. С. Методологический анализ историко-философского знания / B.C. Горский. Киев, 1984.

53. Горский, B.C. Историко-философское истолкование текста / B.C. Горский. Киев, 1981.

54. Григорьев, В.В. Ссылки, примечания и дополнения о Неволине / В.В. Григорьев // Императорский Санкт-Петербургский университет. -С. 47, 366.

55. Гунькин, И.В. Онтология в русском духовно-академическом теизме XIX века / И.В. Гунькин Уссурийск, 2005. - С. 187.

56. Давыденко, Н. Святоотеческое учение о душе / Н. Давыденко. -СПб., 1909.

57. Даниловский, А. История преподавания философских наук в духовно-учебных заведениях России / А. Даниловский. М., 1912//ОР РГБ. Ф. 172. Карт. 232. № 10.

58. Декарт, Рене. Сочинения / Рене Декарт. М., Т. 1. 1989.

59. Декарт, Рене. Сочинения / Рене Декарт. М., Т. 2. 1994.

60. Делицын, А. Протоиерей Ф.Ф. Сидонский (По поводу 30-летия со смерти) / А. Делицын // Церковный вестник. 1903. № 50.

61. Евлампиев, И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта / И.И. Евлампиев. Тт.1-2. СПб., Алетейя, 2000.

62. Емельянов, Б.В. К вопросу о научных и мировоззренческих проблемах источниковедения истории философии / Б.В. Емельянов // Наука и мировоззрение. Свердловск, 1977.

63. Емельянов, Б.В. Теоретические проблемы источниковедения истории философии: Автореферат диссертации .доктора философских наук /Б.В. Емельянов. Л., 1980.

64. Емельянов, Б.В. Этюды о русской философии / Б.В. Емельянов. -Екатеринбург, 1995.

65. Ершов, М.Н. Пути развития философии в России / М.Н. Ершов. -Владивосток: Дальневост. ун-т. 1922. 67 с.

66. Ефименко, М.Н. Религиозная традиция как предмет социально-философского анализа. / М.Н. Ефименко // Автореф. дисс. на соиск. ученой степени докт. филос. Наук. М., 2001.

67. Задорожнюк, И.Е. Сидонский Ф.Ф / И.Е. Запорожнюк // Русская философия: Словарь. М., 1995 - С. 440-441.

68. Замалеев, А.Ф. Лекции по истории русской философии / А.Ф. Зама-леев. СПб., 1995.

69. Зеньковский, В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. -Ростов-на Дону, Т. 1. 1999.

70. Зеньковский, В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. -Ростов-на-Дону, Т. 2. 1999.

71. Значение философии в системе семинарского курса и преимущество ее в этом отношении перед математикой и другими общеобразовательными предметами // Вера и разум, 1884, Т. 2.

72. Иберверг, Ф., Гейнце, М. История новой философии в сжатом очерке / Ф.Иберверг, М.Гейнце. СПб.: Изд.Л. Ф. Пантелеева, 1890. С. 444445, 453-456

73. Из записок архиепископа Леонида Ярославского (1856-1857) // Русский архив. М., 1906. Кн. I. Вып. 4. - С. 610.

74. Императорский Санкт-Петербургский университет в течении первых пятидесяти лет его существования: Ист. Записка / Сост. По поручению совета университета ординарным профессором пол кафедре истории Востока В.В Григорьевым. СПб., 1870. - С. 366, 679.

75. Иоанн Дуне, Скот. Сочинения / Иоанн Дуне Скот. М., 2001.

76. История философии в СССР. М.: Наука, 1968. Т. 1-5.

77. Кабанова, M.JL Религиозная метафизика В.Д. Кудрявцева-Платонова / M.JI. Кабанова // Благовещенск, 2006.

78. Калинин, Ю.А. Критика философско-идеалистических основ современного русского православия / Ю.А. Калинин. Киев, 1987.

79. Каменский, З.А. Вопросы методологии историко-философского исследования / З.А. Каменский // Философские науки. 1970, № 1.

80. Каменский, З.А. Методология историко-философского исследования / З.А. Каменский // Методологические проблемы историко-философской науки. Воронеж, 1986.

81. Каменский, З.А. О некоторых специальных способах исследования философской школы / З.А. Каменский // Проблемы методологии историко-философского исследования. Вып. 7. М., 1974.

82. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. М., 1994.

83. Кант, И. Кант и философия в России / И. Кант. М., 1994.

84. Каринский, М.И. Умозрительное знание в философской системе Лейбница / М.И. Каринский. СПб., 1912.

85. Каталог книг бывшей библиотеки покойного протоиерея Ф.Ф. Си-донского, ныне принадлежащий Санкт-Петербургской Духовной Академии, состоящий из трех отделов. Отд. I (СПб., 1886); Отд. II (СПб., 1887); Отд. III, (СПб., 1888). 97 с.

86. Катанский, А.Л. Воспоминания старого профессора (с 1847 по 1913 гг.) / А.Л. Катанский // Пт.: Тип. М. Меркущева, 1914. Вып. 1: 1847-1867.-С. 224.

87. Катрейн, В. Вера и знание / В. Катрейн // Вера и разум, 1914, № 7.

88. Колубовский Я.Н. Философский ежегодник: Обзор книг. Вопросы философии и психологии / Я.Н. Колубовский М. 1894. - С. 315.

89. Копнин, П.В. К вопросу о методе историко-философского исследования / П.В. Копнин // Вопросы философии, 1967, №5.

90. Котович, А.Н. Духовная цензура в России (1799-1855) / А.Н. Кото-вич. СПб.: Тип. Родник, 1909. - С. 608.

91. Кувакин, В.А. Религиозная философия в России. Начало XX века / В.А. Кувакин. М., 1980.

92. Кудрявцев-Платонов, В. Д. Начальные основания философии / В.Д. Кудрявцев-Платонов. Сергиев Посад, 1892.

93. Кузнецов, В. Г., Герменевтика и гуманитарное познание / В.Г. Кузнецов. М., 1991.

94. Курбенков, В.А. Концептуальные основания политического учения Б.А. Кистяковского / В.А. Курбенков // Владивосток, 2004.

95. Кушаков, Ю.В. Соотношение философии и истории философии как методологическая проблема / Ю.В. Кушаков // Проблемы философии. Киев, 1979, вып. 47.

96. Лавров, Петр Львович. Академия духовная петербургская: Статья по истории организации преподавания / П.Л. Лавров // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 1190. Ед. 77. 5 л.

97. Лейбниц, Г. В. Соч. / Г.В. Лейбниц. М., Т. 1. 1982.

98. Лейбниц, Г. В. Соч. / Г.В. Лейбниц. М., Т. 1. 1983.

99. Леонидов, Д. В. Абсолютное бытие в гносеологии православного теизма / Д.В. Леонидов // Проблемы славянской культуры и цивилизации, вып. 3. Уссурийск, 2001.

100. Леонидов, Д.В. Проблема взаимоотношения веры и знания в истории христианской философии / Д.В. Леонидов // Гуманитарные исследования. Уссурийск, 2002.

101. Лопухин, А.П. Санкт-Петербургская духовная академия / А.П. Лопухин // Христианское чтение, 1881, №№ 3-4.

102. Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. М., 1991.

103. Лукьянов, С.М. О Вл. Соловьеве в его молодые годы. / С.М. Соловьев. -М.,Кн 2. 1990.-С. 196-197.

104. Любутин, А.П. Философия и история философии / А.П. Лопухин // Историко-философские исследования. Проблемы методологии. -Свердловск, 1988.

105. Малинин, В.А. Теория истории философии / В.А. Малинин. М., 1976.

106. Микешина, Л.А. Философия познания. Полемические главы / Л.А. Микешина. М., 2001.

107. Милославский, П.А. Типы современной философской мысли в Германии / П.А. Милославский. Казань, 1878.

108. Милославский, П.А. Основания философии как специальной науки / П.А. Милославский. Казань, Т.1 1883.

109. Молоков, В.А. Философия современного православия (критический очерк) / В. А. Молоков. Минск, 1968.

110. Мустафин, В. Философские дисциплины в Санкт-Петербургской духовной академии / В. Мустафин // Богословские труды: Сборник, посвященный 175-летию Ленинградской духовной академии. М.; Московская Патриархия, 1986-С. 186-191.

111. Надеждин, Ф.М. Опыт науки философии / Ф.М. Надеждин. СПб.: Тип. Губерн. Правления, 1845. - С. 343.

112. Надеждин, Ф.М. Очерк истории философии по Рейнгольду / Ф.М. Надеждин. СПб.: Тип. Департамента внешней торговли. 1837. - С. 239.

113. Несмелов, В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии / В.И. Несмелое. Казань, 1913.

114. Нечаев, П.К. К спекулятивному обоснованию религиозной веры / П.К. Нечаев // Вера и Разум, 1913, №№ 7-9.

115. Нечаев, С.О природе религиозного знания и об отношении его к знанию научному / С.О. Нечаев. Казань, 1915. (канд. соч.) // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 10/2 №930.

116. Нижников, С.А. Метафизика веры в русской философии / С.А. Ниж-ников.-М., 2001.

117. Никанор (Бровкович) Позитивная философия и сверхчувственное бытие / Никанор. Т. 3. СПб., 1888.

118. Кузанский, Николай. Избранные философские сочинения / Николай Кузанский. М., 1973.

119. Никитенко, А.В. Записки и дневник (1826-1877) / А.В. Никитенко. -СПб.: Тип. Губерн. Правления, 1893. Т. 1-2.

120. Никольский, А. Русская духовно-академическая философия как предшественница славянофильства и университетской философии в России / А. Никольский // Вера и разум, 1907, №№ 2 С. 195-208, 342-365,487-508, 641-674.

121. Новицкий, О.М. Об упреках, делаемых философии в теоретическом и практическом отношении. Их силе и важности: Речь. Произнесенная 15 июля 1837 г. в Университете св. Владимира в Киеве / О.М. Новицкий //К.: Унив. Тип., 1838. С. 101.

122. Об отношении идеального к действительному и обратно / Пер. с нем. Ф. Ф. Сидонского // Сын отечества и Северный Архив. 1832. № 11.-С. 222-240; № 12. С. 265-292.

123. Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки. Ф. 557. Оп. 811.

124. Озе, Яков. Проективизм и персонализм в метафизике Лотце / Яков Озе // Ученые записки императорского Юрьевского университета. 1893-1896 гг.

125. ОР ИР ЛИ 1867/CXVII64 Сидонский Ф.Ф. Письма его (4) к Никитенко А.В.1833-1836.127. ОР ИР ЛИ 18182/CXVII64.

126. Орехов, В. Значение индукции и индуктивного метода в выработке религиозно-нравственных убеждений и в научном решении вопросов религии и морали / В. Орехов. Казань, 1910. (канд.соч.) // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 10/2 №974.

127. Панибратцев, А.В. Становление академической философии в России /А.В. Панибратцев. М., 2001.

128. Печурина, О.А. Философия в Духовных академиях / О.А. Печурина // Начала, 1993, № 3.

129. Пинчук, В.Ю. Метафизическая психология в русском духовно-академическом теизме XIX века / В.Ю. Пинчук (канд. дис.) М. -2004.-169 с.

130. Пишун, С.В. Православная персонология и духовно-академическая философия XIX в. / С.В. Пишун. М., 1996.

131. Пишун, С.В. Становление и развитие православной персонологии в России на протяжении XIX в. / С.В. Пишун. М., 1996.

132. Пишун, С.В. Умеренно-критический реализм как, важнейшее направление православной гносеологии / С.В. Пишун // Гуманитарные исследования, вып. 1. Уссурийск, 1997.

133. Пишун, С.В. Определение и назначение философской науки в интерпретации Ф.Ф. Сидонского и В.Н. Карпова/ С.В. Пишун // Актуальные проблемы развития отечественной истории, философии и политической науки. Уссурийск. 2004. С.6-15.

134. Пишун, К.В. Политическое учение евразийства (опыт системной реконструкции и интерпретации): Автореферат диссертации.2300.01.)/Пишун К.В.; Дальневост. гос. ун-т.- Владивосток, 1999.-27 с.

135. Платон. Собр. Соч. / Платон. М., Т. 1. 1968.

136. Платон. Собр. Соч. / Платон. М., Т. 1. 1970.

137. Платон. Собр. Соч. / Платон. М., Т. 3. 1971.

138. Потемкин, А.В. О специфике философского знания / А.В. Потемкин. -Ростов-на-Дону, 1970.

139. Полякова, И.А. Наследие Федора Федоровича Сидонского: Исследования и комментарии / И.А. Полякова // К 75-летию Дома Плеханова. 1928-2003: Сборник статей и публикаций, материалы конференций / Сост. Т.И. Филимонова. Спб.,2003. С. 156-173.

140. Продан, И.С. Познание и его объект / И.С. Продан // Вера и Разум, 1912, №№ 1-24.

141. Продан, И.С. Познание сверхчувственного мира / И.С. Продан // Вера и Разум, 1913, № 1.

142. Протоиерей Ф. Ф. Сидонский: Некролог: Речи протоиереев И. К. Яхонтова и С. А. Галахова // Странник. 1873 Т. 4. Декабрь. С 228.

143. Протоиерей Ф. Ф. Сидонский и его философские взгляды. По поводу исполнившегося столетия со дня рождения. 1805 1905 гг. // Вера и разум. 1906, № 7-12. - С. 231-240.

144. Пустарнаков В.Ф. Вспоминая З.А. Каменского / В.Ф. Пустарнаков // Каменский З.А. Философия славянофилов. Иван Киреевский и Алексей Хомяков. СПб.: РХГИ, 2003. С.11-16.

145. Радлов, Э.Л. Очерк истории русской философии / Э.Л. Радлов. СПб: Наука и школа, 1920. С. 98.

146. Рождественский, Н.П. По поводу издания богословских лекций о. Сидонского / Н.П. Рождественский // Христианское чтение. 1876. Ч. 2 №9-10. С. 290-335.

147. Ростиславов, Д.И. Петербургская Духовная Академия до графа Протасова: Воспоминания / Д.И. Ростиславов // Вестник Европы. 1872. Т 5. Кн. 9. С. 178-180.

148. Ростиславов, Д.И. Петербургская Духовная Академия при графе Протасове. 1836-1855 / Д.И. Ростиславов // Вестник Европы. СПб. 1883. Т. 4. Кн. 7-8.

149. Русская философия 1-й половины XIX в.: Хрестоматия. Свердловск. 1987. -С. 422,1920.-С. 98.

150. Ростиславов, Д.И. Петербургская Духовная Академия до графа Протасова: Воспоминания / Д.И. Ростиславов // Вестник Европы. 1872. Т 5. Кн. 9. С. 178-180.

151. Радлов, Э.Л. Ученая деятельность проф. М.И. Каринского / Э.Л. Рад-лов // Журнал Министерства народного просвещения, 1895, № 2, 12.

152. Сахатский, А.Г. Ценностные аспекты соборного сознания / А.Г. Са-хатский (канд. дис.).- Уссурийск, 2001. С.201.

153. Селиванов, А.Ф. Протоиерей Федор Федорович Сидонский: Краткий биографический очерк / А.Ф. Селиванов // Труды второго областного Тверского археологического съезда. 10-20 августа 1903 г. Тверь, 1904.-С. 4.

154. Серебренников, B.C. Лейбниц и его учение о душе человека / B.C. Серебренников. СПб., 1908.

155. Серебренников, B.C. В.Н.Карпов как психолог. К 100-летнему юбилею его рождения / B.C. Серебренников // Христианское чтение, 1898, №5.

156. Сидонский, Ф.Ф. Введение в науку философии / Ф.Ф. Сидонский. -СПб., 1833.

157. Сидонский, Ф.Ф. // Полный православный богословский энциклопедический словарь / Сидонский Ф.Ф. СПб.: тип. П.П.Сойкина, 1913. Т. 2.

158. Сидонский, Ф.Ф. Благожелания Отечеству / Ф.Ф. Сидонский // Духовная беседа. 1863. Т. 17. № 10 С. 301.

159. Сидонский, Ф.Ф. Предубеждение / Ф.Ф. Сидонский // Библиотека для чтения. 1834. № 7. Отд. 6. С. 27-48.

160. Сидонский, Ф.Ф. Речь при отпевании И. В. Киреевского / Ф.Ф. Сидонский // Русская беседа. 1856. Т. 2. С. 2.

161. Сидонский, Ф.Ф. Три поучения / Ф.Ф. Сидонский. СПб.: Тип. СПб. Губ. Правл., 1839.-С. 48.

162. Сидонский, Ф.Ф., прот. Речь перед отпеванием действительного статского советника Н. И. Надеждина. Произнесена 14 января 1856 г. в Кладбищенской Церкви Смоленской Богоматери / Ф.Ф. Сидонский.-СПб., 1856. 4 с.

163. Сидонский, Ф.Ф. Аналогия природы. Наставление Клоаса, жреца натуры, Софронизму; о языке духа и натуры; о числе три в натуре / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 1190. Ед. 54. 12 л.

164. Сидонский, Ф.Ф. Введении в логику. Монография / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 1190. ед. 81.33 л.

165. Сидонский, Ф.Ф. Введение во всеобщую философию. Конспект / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 1190. Ед. 55. 7 л.

166. Сидонский, Ф.Ф. Выписки, заметки различной тематики / Ф.Ф. Сидонский //Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 1190 Ед. 51. 24 л.

167. Сидонский, Ф.Ф. Выписки, наброски, заметки различной тематики / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф 1190 Ед. 88. 10 л.

168. Сидонский, Ф.Ф. Выписки, наброски заметки различной тематики / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 1190. Ед. 49. 67 л.

169. Сидонский, Ф.Ф. Как благоразумно все начинать с Богом: Проповедь / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 1190. Ед. 28. 2 л.

170. Сидонский, Ф.Ф. Конспекты по истории философии / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 1190. Ед. 63.31л.

171. Сидонский, Ф.Ф. Критика систем. Изложение систем. Конспекты статей из журнала «Северный вестник» (1805 г.), выписки и заметки по философии / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 1190. Ед. 57. 61 л.

172. Сидонский, Ф.Ф. Лекции по истории философии / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 1190. Ед. 21.35 л.

173. Сидонский, Ф.Ф. Лекции по психологии / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 1190. Ед. 20. 8 л.

174. Сидонский, Ф.Ф. Мистицизм. По богословию мистическому / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 1190. Ед. 52.12 л.

175. Сидонский, Ф.Ф. Недовольство: Проповедь / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 1190. Ед. 31.9л.

176. Сидонский, Ф.Ф. О знании будущего: Конспект / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 1190. Ед. 59. 15 л.

177. Сидонский, Ф.Ф. О природе воздуха и различных газов.: Конспект / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 1190. Ед. 60. 7 л.

178. Сидонский, Ф.Ф. «О частных условиях стройного изложения мыслей» и «О преградах, затрудняющих для человека приближение к главной цели наших познаний» / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 1190. Ед. 82. 8 л.

179. Сидонский, Ф.Ф. Очерк умственного богословия / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 1190. Ед. 12.28 л.

180. Сидонский, Ф.Ф. Повсюду должно смотреть на совет Божий: Проповедь / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 1190. Ед. 33. 2 л.

181. Сидонский, Ф.Ф. Система новой философии: от Декарта до Шеллинга включительно / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 1190. Ед. 61. 57 л.

182. Сидонский, Ф.Ф. Строгость божественных заповедей. Знак Божией любви к ним: Проповедь / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 1190. Ед. 39. 5 л.

183. Сидонский, Ф.Ф. Умозрительная психология / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 1190. Ед. 14.13 л.

184. Сидонский, Ф.Ф. Философия, или отражение «мысли человеческой». / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 1190. Ед. 83. 6 л.

185. Сидонский, Ф.Ф. Философская библиотека и взгляд на современное состояние наук философских / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 1190. Ед. 15. 6 л.

186. Сидонский, Ф.Ф. Философское учение о Боге / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 1190. Ед. 47. Юл.

187. Сидонский, Ф.Ф. Штиллингова теория мира духовного: Статья / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 1190. Ед. 16.

188. Сидонский, Ф.Ф. Черновик сопроводительного письма к посылаемым в дар своим книгам «Психологическая антропология» и «Введение в науку философии» / Ф.Ф. Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Ф. 1190. Ед. 65. 2 л.

189. Сидонский, Ф.Ф. Система Гегеля / Ф.Ф, Сидонский // Отдел рукописей Российской национальной бибилотеки Ф.1190. Ед. 99

190. Соколов, П.П. Философия в современной Германии / П.П. Соколов. -М: Унив. Тип., 1890.-С. 178.

191. Стасов, В.В. Училище правоведения, 1836-1843 гг. // Русская старина. 1881 Т.31. С.34-36.

192. Сидонский, Ф.Ф. Генетическое введение в православное богословие (По записям студентов) / Ф.Ф. Сидонский. СПб.: Тип.: Ф.Г. Елеон-ского, 1877. - С. 126.

193. Сидонский, Ф.Ф. Предубеждение / Ф.Ф. Сидонский // Библиотека для чтения. 1834. № 7. Отд. 6. С. 27-48.

194. Сидонский, Ф.Ф. Речь при отпевании И. В. Киреевского / Ф.Ф. Сидонский // Русская беседа. 1856. Т. 2. С. 2.

195. Сидонский, Ф.Ф. Три поучения / Ф.Ф. Сидонский. СПб.: Тип. СПб. Губ.Правл., 1839.-С. 48.

196. Сидонский, Ф.Ф., прот. Речь перед отпеванием действительного статского советника Н. И. Надеждина. Произнесена 14 января 1856 г. в Кладбищенской Церкви Смоленской Богоматери / Ф.Ф. Сидонский.-СПб., 1856. С. 4.

197. Синякин, С.В. Развитие общественно-политической мысли в трудах П.Н. Савицкого / С.В. Синякин. Владивосток, 2002.

198. Смирнов, К.А. Вера и богословское знание / К.А. Смирнов // Православный собеседник, 1893, №11.

199. Снегирев, В.А. Психология и логика как философские науки / В.А. Снегирев // Православное обозрение, 1876, т. 2.

200. Соколов, А. Логико-психологическое учение о сущности и видах доказательства в связи с вопросом о ценности доказательств бытия Бо-жия / А. Соколов // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф.10. Арх. № 718 Д 2.

201. Соколов, П.П. Философия в современной Германии / П.П. Соколов. -М: Унив. Тип., 1890.-С. 178.

202. Стасов, В.В. Училище правоведения, 1836-1843 гг. / В.В. Стасов // Русская старина. 1881 Т.31. С.34-36.

203. Соловьев, B.C. Опыт синтетической философии (несколько слов о книге епископа Никанора «Позитивная философия и сверхчувственное бытие» Т.2) / B.C. Соловьев // Православное обозрение, 1877, №5.

204. Соловьев, B.C. О философских трудах П.Д.Юркевича / B.C. Соловьев, Юркевич П.Д. // Сочинения. М., 1990.

205. Старокадомский, М.А. Вера и разум как пути богопознания / М.А. Старокадомский. -М.,1961.

206. Старокадомский, М.А. Опыты умозрительного обоснования теизма в трудах проф. Московской духовной академии / М.А. Старокадомский. Загорск, 1969.

207. Степанова, С.Г. Чувства в гносеологической концепции арх. Никанора / С.Г. Степанова // Проблемы славянской культуры и цивилизации, Вып. 2. Уссурийск, 2000.

208. Степанова, С.Г. Категории «понятие» и «идея» в гносеологической концепции арх. Никанора / С.Г. Степанова // Философское образование на Дальнем Востоке: история, теория, практика. Владивосток, 2000.

209. Тареев, М.М. Дух и плоть / М.М Тареев //Богословский вестник. 1905. № 1.С.240-266; 435-453.

210. Тарелкин, А. Новейшие опыты научного обоснования теизма / А. Та-релкин. М., 1892 (канд. дисс.) // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 172. Карт. 409. № 11.

211. Тихомиров, П.В. Православная догматика и религиозно-философское умозрение / П.В. Тихомиров // Вера и Разум, 1897, № 16,17.

212. Ульрици, Г. Нравственная природа человека / Г. Ульрици // Православный собеседник, 1877, Т. 3.

213. Фалькенберг История Новой философии от Николая Кузанского до настоящего времени / Фалькенберг. СПб., 1894.

214. Филарет, (Дроздов), митр. Мнения, отзывы и письма по разным вопросам за 1824-1864 гг. / Филарет (Дроздов). СПб.: Синодальная тип., 1905. - С. 388.

215. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины / П.А. Флоренский. -М., 2003.

216. Флоровский, Г.В. Пути русского богословия / Г.В. Флоровский. Киев, 1991.

217. Хомяков, А.С. Сочинения / А.С. Хомяков. М., Т. 1. 1993.

218. Хомяков, А.С. Сочинения / А.С. Хомяков. М., Т. 2. 1994.

219. Хрестоматия по философии /Сост. П.В. Алексеев. М.: Проспект, 1996 -С. 415.

220. Цвык, И.В. Духовно-академическая философия в России XIX в. / И.В. Цвык. М., 2002 - С. 320.

221. Цимерман, М.М. Общественно политические взгляды K.JI. Леонтьева в системной реконструкции и интерпретации / М.М. Цимерман. -Владивосток., 2001. - С. 160

222. Чистович, И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии / И.А. Чистович. СПб: Тип. Я. Трея, 1857. - С. 487.

223. Чистович, И.А. Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет (1858-1888) / И.А. Чистович. СПб.: Синод. Тип., 1889. -С. 232.

224. Чуева, И.П. Антикоммунизм и русская религиозная философия / И.П. Чуева.-Д., 1969.

225. Шапошников, JI.E. Православие и философский идеализм: несостоятельность философской апологетики православия / JI.E. Шапошников. Горький, 1986.

226. Шохин, В. Сидонский Ф.Ф / В. Шохин // Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М., 1995. - С. 467-468.

227. Шпет, Г.Г. Очерк развития русской философии / Г.Г. Шпет. М: Правда, 1989. Ч. 1.-С. 345.

228. Эйкен, Р. Основные проблемы современной философии религии / Р. Эйкен. СПб., 1909.

229. Эрисхен, О. Сидонский Ф. Ф. / О. Эрисхен // Русский биографический словарь / Под. Ред. А.А. Половцова. СПб.: Тип. В. Демакова, 1904. Том «Сабанеев-Смыслов». - С. 418-421.

230. Шумейко, М.В. Абсолют как категория религиозного сознания в русской духовно-академической философии XIX века / М.В. Шумейко. Благовещенск, 2006 (канд. дис.). - С. 213.

231. Яковенко, Б.В. Очерки русской философии / Б.В. Яковенко. Берлин: Российское унив. Изд-во, 1922. - С. 128.

232. Яхонтов И.К., Галахов С.А. Протоиерей Ф.Ф. Сидонский (некролог) / И.К. Яхонтов, С.А. Галахов // Т. 4. Ч. 2. С. 224., 1873.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.