Религиозно-этические истоки и основные направления внешней политики Республики Индия: 1947-1964 тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Гукасова, Наталья Игоревна

  • Гукасова, Наталья Игоревна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 131
Гукасова, Наталья Игоревна. Религиозно-этические истоки и основные направления внешней политики Республики Индия: 1947-1964: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2004. 131 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Гукасова, Наталья Игоревна

Введение.С.

Глава I. Истоки и формирование внешней политики Индии.

§ 1 .Особенности этно-конфессиональной ситуации и политической С. 29 культуры Индии накануне независимости.

§ 2. Проблема конфессионального дуализма и ее влияние на характер С. 38 и развитие национально-освободительного движения в Индии.

Глава II. Основные направления внешней политики Индии.

§ 1. Индия и Пакистан. С.

§ 2. Индия - великие державы (США, СССР, КНР). С.

§ 3. Внешнеполитическая деятельность Индии по проблемам Конго и С. 127 португальских владений (Гоа, Даман, Диу).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозно-этические истоки и основные направления внешней политики Республики Индия: 1947-1964»

Индия переживает один из важнейших периодов истории, сравнимый по своей значимости разве что с появлением ее на мировой арене в качестве независимого государства, добившегося этого в результате чисто индийского феномена - ненасильственной борьбы и несотрудничества с колонизаторами на гандистской основе. Пацифистская философия Мохандаса Карамчанда Ганди — сложная система взглядов, сердцевиной которых было учение о ненасилии. Гандизм для Индии - явление исторически оправданное и соответствовавшее конкретным условиям страны. Взгляды Джавахарлала Неру - первого премьер-министра Индии отразились на позиции Индии по всем главным вопросам международной политики. Особенно важно в этой связи, что на образ мыслей Дж. Неру, прежде всего в проповеди ненасилия, сильнейшее влияние оказал М. К. Ганди. Более того, в октябре 1949 г. Дж. Неру охарактеризовал внешнюю политику Индии как попытку "соединить идеалы с национальными интересами".

Несмотря на несомненный элемент идеализма, характерный для теории ненасилия, она, безусловно, стала существенной составляющей политики неприсоединения, провозглашенной Дж. Неру как базиса внешней политики страны, который остается в целом неизменным до настоящего времени. Анализ исторических корней этой политики, ее реализации и эволюции, проделанный автором данной работы представляют несомненный интерес и актуальность в настоящее время. Целью правящих кругов более чем миллиардной по населению страны является превращение Индии в мощную современную военно-экономическую державу и активный фактор ядерной политики.

Диссертационная работа посвящена также анализу внешней политики Индии в первые 17 лет независимости как на глобальном, так и на региональном уровнях.

Актуальность темы определяется также и тем, что Южно-азиатский субконтинент - составная часть АТР, имеющая свою специфику, которая заключается, прежде всего, в том, что здесь сталкивались и продолжают сталкиваться национальные интересы крупнейших стран мира с одной стороны,

СССР (РФ), США и КНР, а с другой - стран субконтинента, прежде всего Индии и Пакистана.1 В 1974 г. Индия впервые провела ядерные испытания, а в 1998 г. создала свою первую ядерную бомбу, произведя испытания собственного оружия, перешагнула ядерный порог. Через две недели Пакистан, который, по оценке специалистов, использовал при реализации своей ядерной программы китайские материалы и технологии, последовал ее примеру. В настоящее время, по мнению ведущих исследователей-политологов, в условиях обостряющейся идеологической борьбы между "открытыми" обществами Севера и "закрытыми" обществами Юга Южная Азия (и Индия как ядро региона) может превратиться в одну из основных арен нового политического противоборства. Это будет означать изменение ее места в системе внешнеполитических приоритетов высоко развитых держав. Таким образом, Индия оказывается в числе государств, существенно влияющих на мировую геополитику.

Особое значение имеют российско-индийские связи, носящие традиционно дружественный характер. Отсутствие неразрешимых антагонистических противоречий, общих границ и пограничных, территориальных и других трудноразрешимых проблем, толерантность культур России и Индии, маловероятность значительных миграционных потоков населения исключают возможность возникновения конфликтов на цивилизационной, религиозной или этно-национальной основе.

Индия — одна из немногих древнейших цивилизаций нашей планеты, которая сохранила фактически в неизменном виде веками и тысячелетиями традиций, связанных, прежде всего, с индуизмом. Индуизм - уникальное явление, он занимает заслуженно место в ряду великих религий мира, таких как иудаизм, буддизм, христианство и ислам. Однако, индуизм, как отмечают большинство исследователей, кардинально отличается от этих религий (исторически не

1 Южная Азия - региональный субконтинент международных отношений, состоящий в настоящее время из 7 государств: Индии, Пакистана, Бангладеш, Непала, Шри-Ланки, Бутана и Мальдивской республики. Южная Азия охватывает весьма компактный в географическом отношении ареал в южной полу островной части евразийского материка с принимающими к ней островами Индийского океана. На севере его естественными границами служат высочайшие горные цепи мира Гималаи и Гиндукуш, а также пустынное Иранское нагорье. Географическая изолированность южной оконечности Евразии отразилась на ее исторической судьбе, а также на распределении политических сил внутри региона на современном этапе и роли Индии как естественного лидера Южной Азии. зафиксирован во времени и пространстве, не имеет основателя, не имеет единой священной книга и единой религиозной организации и т.д.), вследствие чего наиболее часто определяется как "религия, религиозно-ритуальная практика, религиозно-философские концепции, формирующие мировоззрение" , как некий специфический, сугубо индийский образ и стиль жизни в целом. Индуизм пронизывает все сферы жизни каждого индийца и является определяющим фактором общественного развития Индии на протяжении многих столетий. Политическая система страны представляет собой яркую форму выражения индуистской традиции. Так, Конституция Индии декларирует право на демократические свободы, провозглашает секуляристскую республику парламентского типа и существование многопартийной системы. Индия на протяжении более чем полувека демонстрирует удивительную для страны, не относящейся к числу так называемых "развитых демократий", прочность парламентаризма, которая базируется на традиционных индуистских основах.

Индуистский характер имеют и главные атрибуты государства -государственная символика Индии, в первую очередь поднятый Джавахарлалом Неру 15 августа 1947 г. трехцветный оранжево-бело-зеленый государственный флаг Индии. Оранжевый - цвет монашеской тога - отрешение, покорность и бескорыстие. Белый - свет и истина. Зеленый - буйная сила, плодотворящей природы. Расположенное в центре синее колесо -чакра3 в 24 спицы (скопировано с львиной капители в Сарнатхе) - объединило море и небо в древнем солнечном знаке - колесо прялки и магический атрибут бога Вишну, преобразившийся потом в символ буддийского закона (дхармачакра), в самого Будду. Это флаг, предложенный Конституционной Ассамблеей от имени индийских женщин, вобрал в себя основные принципы философской системы Махатмы Ганди4. Надпись на государственном гербе Индии гласит "Сатья мева джаяте" -"Побеждает лишь истина".

2 Жу равлева Е С. Индущч- многообразие в единстве. М. 1998. С. 6

3 Чакра - б)кв. "колесо" - название колеса колесницы, которое в Ведах ассоцииру ется с Солнцем и символизирует смену миров.

4 М К. Ганди внес изменения в дизайн флага, представленного впервые в 1912 г., добавив белую полосу и с илу)г прялки. Tri-colour flag являлся флагом ИНК с 1931 г.

Погребальные церемонии также воплощают индуистские традиции. Великие сыны Индии и борцы за независимость - Махатма Ганди и Джавахарлал Неру - ушли в бессмертие в огне погребальных костров. Их тела были преданы огню на стоящих на правом берегу р. Джамны каменных прямоугольниках самой почитаемой святыни в Индии - Раджхата5. Пламя в индуистской космогонии олицетворяет творческое начало вселенной. На черном мемориальном монолите высечены обращенные к Богу последние слова Махатмы Ганди, унесшего веру в ненасилие с собой - "Ом Рам О Рама!".

В разработке главных принципов внешнеполитического курса Индии в первые 17 лет независимости выдающаяся роль принадлежит Джавахарлалу Неру. Уже в преддверии десятилетнего нахождения Неру у власти его считали одним из самых ярких живущих на Земле, личность которых запечатлелась в мировом общественном мнении, "человеком, ставшим виднейший фигурой на мировой политической арене, после того, как с нее сошла Большая Тройка военных лет -Черчилль, Сталин, Рузвельт" (Харперс мэгэзин, США). Газета "Нью-Йорк Тайме" констатировала, что Неру "один из самых значительных политических деятелей и бесспорных властелинов мира, единственный властелин мира, который правит, внушая подданным любовь, а не страх".6 Столь высокую оценку Неру заслужил благодаря, прежде всего, достижениям в области своей внешней политики, основанной на здравом смысле и опиравшейся на центральное руководство.

Дж. Неру одновременно с портфелем премьер-министра оставил за собой пост министра иностранных дел. Подобное решение о совмещении двух должностей имело под собой все основания. Хотя ИНК еще в 1920 г. принял резолюцию, выражавшую в общей форме желание установить сотрудничество с соседними странами, после достижения страной независимости Конгресс оказался настолько поглощенным внутренними делами Индии, что не мог уделять должного внимания событиям на международной арене. Более того, в том, что с

5 Раджхат, Раджгаг - букв, "царская пристань" - мемориальный комплекс, где проводятся официальные церемонии возложения венков иностранными делегациями и руководящими деятелями Индии. Все деревья посажены руководителями иностранных государств.

6 Цит. по: Гопал С. Джавачарлхт Неру. Биография. 1947-1956. М. 1990. С. 294 середины 1920-х годов Конгресс начал интересоваться международными делами, также личная заслуга Неру.

Как указывает наиболее известный западный биограф Неру канадский историк М. Бречер, Неру уже с середины 1930-х годов считался в Индийском национальном конгрессе признанным авторитетом по международным делам и играл главную роль в определении внешнеполитической линии партии: "Ни один человек в Конгрессе или правительстве, даже Сардар Патель, не оспаривал когда-либо права Неру осуществлять контроль в этой сфере". По его словам, Неру был философом и архитектором внешнеполитического курса, превратив его по существу в свою "частную монополию". Оценка М. Бречера справедлива как для предвоенных, так и послевоенных лет.

Нельзя не отметить, что в годы второй мировой войны разногласия Дж. Неру и М.К. Ганди по вопросам внешней политики принимали подчас весьма острый характер. Ганди вплоть до августа 1942 г. утверждал, что Индия ни при каких обстоятельствах не должна участвовать в войне. Неру после начала войны пришел к выводу, что Индия может выступить вместе с Англией и другими государствами против фашистских держав при условии признания ее политической независимости. Отражение в заявлении Рабочего Комитета Конгресса от 14 сентября 1939 г. получила точка зрения Дж. Неру. В 1940-ые годы споры в ИНК между Дж. Неру, Абдул Калам Азадом и их сторонниками, с одной стороны, и М. К. Ганди (он настаивал на пацифисткой позиции), с другой стороны, обострились настолько, что едва не привели к коллективной отставке о большинства членов Рабочего комитета партии. Еще более серьезные разногласия возникли в ИНК в первой половине 1942 г. по вопросу угрозы военного вторжения Японии в Индию. Ганди "решительно заявил, что если японская армия и вторгнется в пределы Индии, то она придет сюда не как наш враг, а как враг англичан".9 Большинство руководителей Конгресса поддержали М.К. Ганди, только Дж. Неру и А. К. Азад считали, что в случае вступления

7 Brecher М. Nerhu: A Political Biography. London. 1956, с. 565

8 Азад А К. Индия добивается свободы. М. 1961, с.77-78 японцев на индийскую землю народ должен оказать им сопротивление всеми возможными средствами.

После капитуляции фашистской Германии и милитаристской Японии и произошедших в связи с этим изменений на международной арене, на фоне мощного подъема национально-освободительного движения перед ИНК встала задача выработать свою внешнеполитическую линию, учитывая новые реалии международной жизни.

Первая попытка определить внешнеполитический курс Индии была сделана Дж. Неру в его беседе с членом "неофициальной" делегации Индии Б. Шива Рао после возвращения последнего из Сан-Франциско с учредительной конференции ООН. В начале беседы Неру заявил, что если ООН окажется неэффективной организацией, то в ближайшем будущем, исходя из старых культурных связей азиатских и африканских народов, станет возможным создать Азиатскую федерацию для "совместной защиты от внешней агрессии" и против "экономического проникновения", сотрудничества "в области внешней политики", а также "в целях торговли". Знаменательно то, что курс новой Индии на мировой арене связывался с идеей о создании "Восточной федерации", включающей весь полуостров Индостан, а также Бирму, Цейлон, Афганистан, Китай и, по возможности, Малайю, Таиланд и Иран10, фактически, большинство стран Индийского океана. Чешский исследователь Ян Пилат дал оценку планам Неру: "Если Неру мыслил в категориях устройства всего мира, в понятиях гигантских федераций, это были не пустые фантазии. Он лишь делал определенные логические выводы из знания, что наступает пора, когда существование множества маленьких, изолированных национальных государств становится устаревшей концепцией".11

Весной 1946 г. в Дели местный Совет по международным делам организовал Азиатскую конференцию, состоявшуюся в 1947 г. в Дели, в которой участвовали представители нескольких десятков уже добившихся независимости

9 там же, с. 126

10 Nerhu J. The Unity of India. L. 1948. c. 327 или находившихся на ее пороге стран Азии, а также делегации из азиатских республик СССР. Душой и инициатором этого мероприятия был будущий премьер-министр Индии Дж. Неру.

Основные принципы внешней политики самостоятельной Индии Неру изложил в своем выступлении по радио Дели 7 сентября 1946 г. Он заявил, что Индия намерена держаться в стороне от противостоящих друг другу группировок государств, и будет стремиться к установлению дружественных отношений со всеми странами, прежде всего, Азии. Он подчеркнул, что его родина особенно заинтересована в освобождении колониальных и зависимых стран и полностью

1 *У отвергает расистскую доктрину, где бы и в какой бы форме она ни применялась. Таким образом, главным содержанием внешнеполитического курса Неру стал отказ именно от участия в военных блоках, который ставил целью обеспечить независимое национальное развитие Индии. Знаменательно и то, что это выступление прозвучало спустя полгода после речи У. Черчилля в г. Фултон 5 марта 1946 г., ознаменовавшей начало холодной войны.

Стремясь подчеркнуть активный характер политики Индии на международной арене, Дж. Неру часто подчеркивал, что Индия "проводит курс.позитивного, активного и динамического подхода ко всем важнейшим вопросам".13 Таким образом, индийский курс неприсоединения не имеет ничего общего с политикой изоляционизма.

В 1955 г. в Бандунге состоялась конференция, в работе которой приняли участие 29 стран Азии и Африки. Здесь были поддержаны и приняты принципы, впервые сформулированные в индийско-китайском соглашении 1954 г. и получившие название "Панча шила" в качестве основы отношений между государствами. Они включили: 1) взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, 2) ненападение, 3) невмешательство во внутренние дела друг друга, 4) равенство и взаимную выгоду, 5) мирное сосуществование. Одним из инициаторов созыва этой конференции был Дж. Неру.

11 Цит. по: Ираза)скас А.А. Эшос, полигика и государство в современной Индии. М. 1990. С.82

12 Неру Дж. Внешняя политика Индии. Избранные речи и выступления. 1946-1964. М. 1966. С.ЗЗ

Позиция Индии по всем вопросам международной политики, безусловно, отражала личные взгляды и убеждения Дж. Неру. Тот же М. Бречер отмечает, что основными принципами, которыми руководствовался Неру при проведении иностранной политики, были антиколониализм, то есть поддержка права на самоопределение народов Азии и Африки; антирасизм, или требование полного равенства рас и народов; неприсоединение к военно-политическим блокам, что не означало пассивный нейтрализм (изоляционизм), но предполагало активное утверждение независимых суждений по всем международным вопросам; признание Азии в качестве новой нарождающейся силы в мире и права азиатских государств решать самим касающиеся их проблемы; посредническая роль в противостоянии блоков, отказ от участия в гонке вооружений как следствие философии ненасилия и как способ уменьшить риск новой мировой войны.

Внешнеполитические взгляды Дж. Неру, составляющие значительную часть его общего мировоззрения, начали складываться еще в период его учебы в Кембридже, но целостный подход к решению международных проблем сформировался уже после возвращения на родину в 1912 г. Дж. Неру, безусловно, вдохновил опыт России, совершавшей в 1920-ые годы социалистическое строительство, с результатами которого Неру познакомился во время своего первого визита в СССР в 1927 г.

Как уже упоминалось, на образ мыслей первого премьер-министра Индии, особенно в проповеди ненасилия, сильнейшее влияние оказал другой великий индиец- Махатма Ганди, пацифистская философия которого-достаточно трудно поддающаяся анализу система взглядов. Между Неру и Ганди в ходе совместной деятельности возникало немало разногласий, которые иногда имели настолько острый характер, что едва не приводили Конгресс к расколу (например, по вопросу участия Индии во второй мировой войне или угрозе вторжения японской армии в пределы Индии и т.д.). Однако можно уверенно утверждать, что авторитет Ганди в глазах Неру был велик, поскольку даже сама мысль о разрыве с учителем была для Неру невозможной. Это подтверждает итог одного из самых

13 The Department of State Bulletin. Jan. 14, 1957. C. 50 острых конфликтов между Неру и Ганди, произошедший после Мадрасской сессии ИНК в декабре 1927 г. Немаловажное значение имели также возможные политические последствия разрыва Неру с Ганди, которые могли бы стать роковыми для Конгресса. Для Махатмы Ганди беспрецедентные погромы и кровопролитие, сопровождавшее раздел Индии, и провозглашение ее независимости подобной ценой означало величайшую личную трагедию.

Индийский автор многотомной биографии Ганди Д. Дж. Тендулкар в этой связи писал, что в первые дни независимости, когда "по всей стране происходили празднества, человек, который больше любого другого сделал для освобождения Индии от иноземного владычества, не участвовал в этом всеобщем ликовании". Более того, Ганди, демонстративно покинув столицу, переживал самые трагические минуты своей жизни. Закон о независимости Индии и кровавый раздел на Индию и Пакистан разрушили его, казалось, самую фундаментальную идею о ненасилии. По горькой иронии судьбы, безгранично преданный индуизму (и считавший его самой толерантной и духовно возвышенной религией) Махатма, этот своего рода "апостол ненасилия", был убит собратом по вере Натхурамом

1J

Годсе , став жертвой чудовищной вспышки конфессионального фанатизма и шовинизма между индусами и мусульманами именно как поборник их дружбы и единства. Анализируя систему взглядов и деятельность М.К. Ганди нелегко дать ответ на вопрос, что привело его к трагическому финалу - духовному разочарованию и гибели от руки индуса-фанатика, вопреки которому он вошел в историю как великий сын Индии, как "великая душа" (Махатма) и "отец нации" (Раштрапита).

Трудно не согласиться с мнением известного индийского дипломата Т.Н. Кауля15 о том, что "критерий внешней политики любой страны -последовательность, способность преодолеть все напряжения и выстоять в быстро меняющимся мире, оставаясь верной основным принципам. Она должна

14 Нагхурам Годсе, казненный за убийство Ганди, был приверженцем праворадикального националистического движения, лидером которого являлся широко известный Винаяк Дамодар Саваркар, автор лозунга "Индуизируйте политоку, милитаризируйте индуизм!", позже трансформировавшегося в лозунг "Индия дтя индусов!". Примечательно, что в 2001 г. на индийские экраны вышел четырехчасовой художественный фильм "Герой Саваркар", снятый на деньги спонсоров из инду сской диаспоры. одновременно быть гибкой и динамичной, применяясь к различным ситуациям. Если судить по этим показателям, то можно с удовлетворением констатировать, что начиная с 1947 г., когда Индия стала независимой, ее внешняя политика выдержала испытание временем. .Внешняя и внутренняя политика любой страны обусловлена в значительной степени ее собственной историей, культурой, традициями, целями и идеалами. .Однако жизнеспособная внешняя политика должна базироваться на том общем, что объединяет разные социальные, экономические и политические системы"16.

Объектом исследования является процесс формирования внешнеполитического курса Республики Индия в 1947-1964 гг.

Предмет исследования - содержание основных направлений внешней политики Республики Индия в данный период.

Анализ источников и литературы.

Основополагающими источниками стали работы Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру, которые дают ключ к пониманию основных принципов, которыми они руководствовались. Также использовались тексты выступлений Дж. Неру по вопросам внешней политики в индийском парламенте и за рубежом ,17

В качестве источников автор также использовал документы ИНК, текст Конституции Индии, документы правительств Индии, Пакистана, США, КНР, СССР и др. стран, документы и материалы по проблемам Южной Азии ГА ООН и СБ ООН, а также документы Движения Неприсоединения18. Важнейшая

15 Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Индии в СССР (1962-1966 гг., 1986-1989 гг.).

16 КаульТ.Н. Внешняя политика Индии. - Экономическое, социальное и политическое развитие Индии (1947-1987): сб. ст. М. 1989. С. 130.

17GandhiNl. К. Speeches and writings. Madras. 1922; Gandhi M. К. Towards Non-violent Socialism. Ahmedabad. 1951.Gandhi M.K.Non -violent Way to World Peace. Ahmadabad. 1944; Gandhi Mahatma. The Collected Woks. Ahmedabad. 1963. Gandhi M. K. Linguistic Provines. Ahmedabad. 1954; Gandhi M. K. The Way to Communal Harmony. Ahmedabad. 1963; Ганди M. К. Моя жизнь. M. 1969; Дж. Неру. Внешняя политика Индии (пер. с англ). М. Дж. Неру. Открытие Индии (пер. с англ.). М. Дж. Неру. Автобиография (пер. с англ.) М. 1955. Nerhu J. India's Foreign Policy. Selected Speeches. Delhi. 1949; Nerhu J. Independence and After. Delhi. 1949; Jawaharlal Nerhu's Speeches 1949-1953. Government of India. Delhi. 1954. Nerhu J. Unity of India. New Delhi. 1973.

18 Конститу ция Индии. M. 1956; Annual Report. Ministry of External Affairs. Government of India. New Delhi. 1950-1960, Congressional Records. 1947-64. Washington; Documents on India's Foreign Policy: 1972-1977 (ed. By Kumar S). New Delhi Внешняя политика Советского Союза. Документы и материалы. 1950. М. 1953. Движение неприсоединения в документах и материалах (1961-1976). Сост. Тузмухамедов Р.А. М. 1979; Движение неприсоединения в документах и материалах (1978-1981). Сост. Тузмухачедов. М. 1983; информация была почерпнута из документов политических партий Индии (в первую очередь Индийского национального конгресса) и парламента Индии19.

Весьма ценным источником является также обширный корпус мемуарной литературы современников М. Ганди и Дж. Неру - К.П. Менона, Л. Л. Калама, Дж. В. Бирла, Ч. Боулса, М. Чалапати Роу и мн. др. , а также биографов Неру -канадца М. Бречера, индийского дипломата Т. Н. Кауля, индийского ученого С. Гопала и др21.

Немалую ценность при исследовании мировоззрения и взглядов Махатмы Ганди и гандизма имеют труды видных советских индологов В.Г. Тан-Богораза, М. Павловича, В. Гурко-Кряжина и С. Вельтмана, О.В. Мартышина, Э.Н. Комарова и А.Д. Литмана, Дх. Датта, Р.А. Ульяновского, А.В. Горева, посвященные Ганди работы выдающихся деятелей литературы Рабиндраната Тагора, Ромена Роллана, а также советского государственного деятеля А. В. Луначарского.22

Объективно-научный анализ и освещение жизни и общественно-политической деятельности Махатмы Ганди вызваны не только академическим интересом и выражением глубокого уважения к этому выдающемуся политическому деятелю Индии, непримиримому борцу против колониальной экспансии и национального угнетения, мыслителю-гуманисту. Отметим еще раз,

Движение неприсоединения в документах и материалах. М. 1987; Движение неприсоединения в документах и материалах. Сост. Листопадова Р.С. М. 1989, Селезнева П И. Политика неприсоединения молодых суверенных государств Азии и Африки. М. 1966

19 Congress Bulletin. New Delhi. Congress Party in Parliament. New Delhi. Bureau of Parliamentary Research. Congress Party in Parliament. 1960, Indian National Congress Resolution of Goa. New Delhi. 1946; Resolutions on Foreign Policy 1947-1957, 1947- 1966 (Indian National Congress). New Delhi. 1966; Election Manifesto 1957. Bharatiya Jana Sangha. Delhi. 1957; Election Manifesto 1957, 1962. Indian National Congress. Delhi. 1957, 1962; Election Manifesto of the Communist party of India. Delhi. 1957. Foreign Policy of India. Texts of documents. Lok Sabha Secretariat. Official Report. 1954-1964; Rajya Sabha Debates. Official report. 1954-1964.

20 Menon K.P. Many Worlds: An Autobiography. Bombay. 1965; Roy M N. Memories. Bombay. 1964; Tendulkar D G. Mahatma. Life of Mohandas Karamchand Gandhi. А. А. Катам. Индия добивается свободы (пер. с англ). М. 1961; Birla G. D. In The Shadow of The Mahatma. A Personal Memoir. Calcutta. 1953; Bowles Ch. Ambassador's Reports. London. 1954; Chalapathi Rau M. Jawaharlal Nehru. Delhi. 1973, Mende T. Conversations with Mr. Nerhu. London. 1956; Moraes F. Jawaharlal Nerhu. A Biography. New York. 1956 и мн. др.

21 Brecher M. Nerhu: A Political Biography. London. 1959, Кауль Т.Н. Индия и Азия (пер. с англ ). М. 1989. Гопал С. Дж. Неру. Биография (пер. с англ.). М. 1990

22В Г. Тан-Богораз. Вступительная статья к русскому изданию книги Р. Тагора "Жертвоприношение. Отшельник". М. 1922; Индия в борьбе за независимость (сост. Павлович М., Гурко-Кряжин В, Вельтман С.). М. 1925; Датта Дх. Философия М. Ганди. М. 1959, Мартышин О В. Политические взгляды Ганди. М. 1969; Комаров Э П., Литман А Д. Мировоззрение N1 К. Ганди. М. 1969; Ульяновский Р.А. Политические портреты. М. 1980; Горев АВ. Махатма Ганди. М. 1984; Тагор Р. Жертвоприношение. Отшельник. Предисловие. М. 1922; Р. Роллан Махатма Ганди. М. 1923; Луначарский А В. Индусский Толстой. - Красная Нива 1923.Л'з1. что миролюбивые устремления и идеалы "апостола ненасилия" М. Ганди оказали определяющее влияние на характер национально-освободительного движения в Hi щи и (единственной в истории использовавшей ненасильственные методы и способы борьбы за свободу) и избранного первым премьер-министром Дж. Неру внешнеполитического курса государства, а также движение сторонников мира во многих странах на всех континентах. Безусловно, личность Махатмы Ганди и гандизм как общественно-политическое явление сыграли выдающуюся историческую роль не только у себя на родине в Индии, но и в мире в целом. Однако, как справедливо отмечает видный отечественный востоковед Р.А. Ульяновский, "в прошлом в освещении гандизма в советской литературе имелись * ошибки, связанные с некоторой односторонностью подхода, что было подвергнуто справедливой критике. Эти ошибки были вызваны рядом причин, среди которых прежде всего следует назвать длительную изолированность Индии от Советского Союза. недостаточное знание Индии, ее специфических условий и глубоко оригинальных национальных традиций, нашедших в гандизме столь яркое отражение", а также "объективные трудности исследования такого ' 23 сложного и противоречивого явления, как гандизм".

В Индии сформировалась и действует целая система научных институтов и центров, которые проводят исследовательские работы по заказу правительства или в соответствие с собственными планами. Главными направлениями их деятельности являются рассмотрение механизма принятия политического решения, вопросы регионального сотрудничества, мира и стабильности в Азии, т анализ двусторонних отношений Индии с различными государствами, проблемы движения неприсоединения, оборонные аспекты и пр. Каждый крупный университет имеет свои научные подразделения на уровне отделов, филиалов, центров или лабораторий. Помимо этого существуют отдельные институты, занимающиеся специальными изысканиями в сфере политологии и внешней политики, среди которых выделяют столичные центры - Институт оборонных ' исследований, Центр политических исследований, Центр изучения проблем

23 Цит. по: Ганди N1 К. Моя жизнь. Предисловие. N1. 1969. С. 18 развивающихся стран, Институт международных исследований при Университете им. Дж. Неру, Центр политических исследований при Университете им. Дж. Неру, Центр изучения проблем международного развития и др. Авторитетными признаны также научные школы политологических центров в Калькутте и Бомбее. При детальном изучении монографий и сборников, посвященных анализу внешней политики страны, выявляется стремление к персонификации внешней политики Индии. Это связано с тем, что она фактически реализовывалась тремя крупными политическими деятелями, объединявшими в своих руках высшую партийную и государственную власть.

Международная деятельность лидеров индийского национально-освободительного движения и концепции внешней политики Индии изучены достаточно хорошо, и ведущая роль в этих исследовании принадлежит именно индийской историографии. Одной из первых публикаций подобного рода стал сборник документов "Конгресс в эволюции, Собрание резолюций, принимавшихся Конгрессом с 1885 по 1934 гг., и других важных документов"24, изданный в Калькутте на английском языке. Значительное место отводилось обоснованию исторических корней индийской политики неприсоединения и, прежде всего, преемственности этой политики и ее идей и принципов, провозглашенных в период борьбы Индии за национальное освобождение. Типичным примером может служить книга "Подход ИНК к международным проблемам", написанная тогдашним президентом ИНК доктором Шанкаром Даялом Шармой.25

Несмотря на то, что индийские работы исследовательского характера написаны авторами, представляющими различные политические и идеологические направления, в большинстве из них рассматриваются, прежде всего, под влиянием официальной историографии, внешнеполитические воззрения и деятельность ИНК. Такой позиции придерживаются такие авторитетные

24 Congress in Evolution. A Collection of Congress Resolutions from 1885-1934 and Other Important Documents. Completed by Dchakrabarty and C. nhattachar»a. Calcutta. 1935

25 Sharma Shankar Dayal. Congress Approach to International Affairs. AYCC. New Delhi. 1972. историки как Р. Ситтармая, Бимал Прасад и др. Бимал Прасад в своем исследовании подверг анализу процесс формирования международной программы ИНК, выделил основные исторические этапы и предложил общую периодизацию внешнеполитических воззрений Конгресса.

Внешняя политика Индии изучаемого периода рассмотрена в работах индийских историков М. Г. Гупта, К.П. Карунакарана, Дж. К. Кундра, генерального секретаря КПИ Л. Гхоша, Х.Д. Малавия, С.Н. Мурти, В.В. Раджа, С.П. Шарма и др.27 Известный индийский ученый X. Джайсинх в работе "Индия и ло неприсоединившийся мир. Поиски нового порядка " убедительно доказывает, что ядро неприсоединения - это индийские философия, мировоззрение, и потому сама идея неприсоединения могла зародиться лишь на индийской почве (с.5). Эту позицию разделяют многие индийские авторы — П. Датт, Б. Сингх и др. Исследования индийско-пакистанского конфликта и проблемы Кашмира как его ядра30 представляют отдельный пласт научных исследований.31 Тенденции и стратегия внешней политики США в Южной Азии нашли отражение в исследованиях В. Чопры, Банерджи мн.др.32

Относительно КНР большинству индийских авторов присуща доминирующая в целом в Индии точка зрения, что поскольку Китай оккупировал индийские территории, то без их освобождения не может быть речи о полной

26 Sitaramayya В В. The History of the Indian National Congress. V.l-2. Bombay. 1946; Prasad B. The Origins oflndian Foreign Policy. The Indian National Congress and Warl Affairs. 1885-1947. Calcutta. 1962

27 M G. Gupta. Some Aspect's of India's Policy. Allahabad. 1959; K.P. Karunakaran. India in the World Affairs. Calcutta. 1952; Kundra J.C. Indian Foreign Policy. A study of Relations with the Western Bloc. Netherlands. 1955; A. Ghosh. Report of the Central Committee to the Fourth Congress of the C. P. Of India. "New Age" (monthly). Vol. V. N 6. 1956; Malaviya IID. The Goa Problem. New Delhi, Murti S.N. Nerhu's Foreign Policy. New Delhi. 1953; Raj B.V. Govinda. India and Disputes in the United Nations. 1946 -1954. Bombay. 1959, Sharma S P. Panch Shila or India's Foreign Policy. New Delhi. 1957.

28 Jaisingh. India and the non-aligned world. Search for a New Order. New Delhi. 1983

29 Датт В. II. Внешняя политика Индии (пер. с англ.). М. 1988; Singh В. Indian Foreign Policy: an analisis. New York. 1976

30 Lamb Al. Crisis in Kashmir 1947 to 1966. London. 1966; Ганг) ли С. Как избежать войны в Кашмире. Дели. 1990;

31 Bhatnagar Yatindra. Bangla Desh. Birth of nation. New Delhi. 1971; Mujib - the architector of the Bangla Dcsh. New Delhi. 1971; Ayoob N1, Subrahmanyam. The Liberation War. New Delhi. 1972; Palit D A. The Lightning Compain. The Indo-Pakistan War. New Delhi. 1977; Bangla Desh. The I listory and Perspectiv es. New Delhi. 1971.

32 Chopra V. D. Pentagon Shadow Over India. New Delhi. 1985; Banerjee B. N. Indian Ocean - a whirlpool of unrest. New Delhi. 1984 и мн.

ДРнормализации отношений33. Кроме того, индийско-китайские отношения рассматриваются в тесной увязке с политикой КНР в отношении Пакистана, СССР и США. Так, индийский ученый С. Чоудхури в своей работе "Пекин - Вашингтон - Исламабад - тройственный союз" пишет, что контакты Китая и Пакистана все время развивались по восходящей линии, параллельно с американо-китайским сближением (с. 52). Весьма ценными по данной проблематике являются труды индийских ученых Каушика "Отношения Советского Союза с Индией и Пакистаном" и "Индийский океан" (М. 1976), Дж. Ананта "Индо-советские отношения: еще более перспективное будущее" (Дели, 1979), М. Сена "Начальное экономическое развитие и индийско-советское сотрудничество" (Дели. 1976), К.П.С. Менона "Индо-советское сотрудничество во имя мира, свободы и прогресса" (Дели. 1969) и др.

Отечественные исследования, получившие заслуженное признание и авторитет, были осуществлены известными индологами Р.А. Ульяновским, А.В. Горевым, О.В. Мартышиным, Ю.П. Насенко, А.И. Чичеровым, В.П. Нихаминым, А.Г. Володиным и П.М. Шаститко, Г.Б. Горошко, Е.С. Журавлевой, С.И. Луневым. Весьма ценными и полезными стали материалы сборника "Мировоззрение Дж. Неру" (М. 1975), где помещены статьи ведущих отечественных индологов Э.Н. Комарова, А.Д. Литмана, А.Х. Вафа, Ю.П. Насенко, а также работа Т.Ф. Девяткиной "Индийский национальный конгресс (1947-1964)" (М. 1970).

В работах М.С. Капицы, О.Б. Борисова, Б.Т. Колоскова, Т.Л. Шаумян, С.Н. Гончарова и А.Б. Богданова, Г.В. Астафьева,35 материалах сборников

33 Ram I. Politics on Sino-lndian confrontation. New Delhi. 1973; Паракал II. Предательство Пекином Азии. Только факты. Дели. 1976; Bhola P.L. Pakistan-China Relations. Jaipur. 1986; Ranganathan C.V., Khann V.C. India and China. The Way ahead After "Mao's India War". New Delhi. 2000

34 Ульяновский Р.А. Три лидера. М. 1986; Горев А.В. Махатма Гаиди. М. 1984; Насенко Ю II. Дж. Неру и внешняя политика Индии. М. 1975; Горошко Г.Б. Борьба в Индии по вопросам внешней политики. М. 1966; Чичеров А.И. Джавахарлал Неру и независимая Индия. М. 1990,; Мартышин О В. Политические взгляды Дж. Неру. М. 1981; Нихамин В. II. Очерки внешней политики Индии. 19471957. М. 1959; Володин А Г., Шаститко IIM. Пусть не обманет надежда. М. 1990, Журавлева Е С. Приоритеты внешней политики Индии. 1960-1990 гг. М. 1993; Лунев С.И. Межгосударственные отношения в Южной Азии (региональные и глобальные измерения). М. 1994.

35 Капица М С. КНР; три десятилетия - три политики. М. 1979, Борисов О Б. Внутренняя и внешняя политика Китая в 1970-ые годы. М. 1982; Колосков Б.Т. Внешняя политика Китая 1969-1976 гг. Основные факторы и будущие тенденции. М. 1977; Шаумян Т.Л.

Международные отношения в АТР" и "Китай и соседи в новое и новейшее время"36 достаточно точно отражены стратегические цели КНР и новые тенденции в двусторонних индийско-китайских отношениях. Индийско-американские отношения исследованы М. Александровым, Г. Андреевым, В.А. Кременюком, В.А. Лукиным, А.Д. Портнягиным, Н.Г. Федуловой, Н.С. Бегловой, С.И. Луневым и др.37 Взаимоотношения Индии и СССР изучены в исследований отечественных востоковедов С. В. Величкина, В. Н. Георгиева, Э. Н. Комарова, В. Н. Коптевского, П. В. Куцобина, А. И. Фиалковского, А. И. Чичерова, А. И. Медового, Б. И. Клюева, Г. Г. Котовского. Итоги 30-летнего сотрудничества двух стран обобщены в работе В.Л. Корнева и А.И. Муравьева "Советско-индийские экономические связи".38 Ценными исследованиями являются работы американских ученых Дж. Тайэра, В.Д. Барндса, У.Н. Брауна, В.Н. Вильямса, Н.Д. Пальмера и мн. др.39

Целью исследования является анализ зарождения и эволюция принципов и основных направлений внешней политики Индии в 1947-1964 гг., взаимоотношения ее с другими странами (Пакистаном, США, СССР, КНР).

Эта цель реализуется через решение следующих задач:

- выявить специфические черты этно-конфессиональной ситуации и политической культуры в Индии накануне получения независимости;

Индийско-китайские отношения в 1980-ые годы. - Ежегодник "Индия". М. 1987; Гончаров И С., Богданов А Б. "К вопросу об эволюции внешнеполитической концепции КНР" - Проблемы Дальнего Востока. 1988. J&9; Астафьев Г.П. Внешняя политика Китая. М. 1971., Ефремова К.Л. Китай и Индия в 21 веке: прогнозы индийских политологов. - Проблемы Дальнего Востока. 2001 г. и др.

36 Международные отношения в АТР (под ред. ДВ. Петрова.) М. 1982, Китай и соседи в новое и новейшее время (под ред. С.Л. Тихвинского. М. 1982

37 Александров М. Экономическая экспансия США в Индии (1947-1961). М. 1963; Андреев Г. Экспансия доллара. М. 1961; Кременюк В А. США и конфликты в странах Азии. М. 1979, он же. США и региональные конфликты: 80-ые годы. N1. 1990; Лукин В А. Центры силы: концепции и реальность. М. 1983; Портшгин А Д. Стратегия США в зоне Индийского океана. М. 1985, Федулова Н Г. Эволюция политики США в АТР в 1970-1980-ые годы. М. 1987; Беглова Н С. Бангладеш, Южная Азия и политика США. М. 1982; Лунев С И. Индия и США: межгосударственные отношения. М. 1987 и др.

38 Корнев В Л, Муравьев А В. Советско-индийские экономические связи. М. 1991

39 Thayer G. The war Business. New York. 1971; Barnds W. J. India, Pakistan and the great Powers. New York. 1972; Brown \V. N. The United States and India, Pakistan, Bangladesh. Massachusetts. 1972; Williams S J. The US, India and the Bomb. Baltimore. 1969, Palmer N D. South Asia and US Policy. Boston. 1966.

- проанализировать истоки и основные направления внешней политики Индии после получения ее независимости;

- дать анализ процесса формирования, содержания и реализации «политики неприсоединения», а также главных направлений внешнеполитической деятельности Индии в исследуемый период в отношении стран-соседей (Пакистан и др.) и великих держав (США, СССР, КНР).

Хронологические рамки исследования делятся на два этапа: с момента образования региональной системы государств в 1947-1948 гг. до 19541955 гг. и второй, завершающийся индийско- китайской пограничной войной 1962 г. и смертью премьер-министра Индии Дж. Неру.

Теоретическая ценность работы состоит в том, что в ней наряду с анализом специфики внешней политики Индии выявлены и определенные черты, характерные для внешней политики неприсоединившихся развивающихся государств в целом, а также показана особая роль Индии в Южной Азии и ее место в системе международных отношений.

Методологической основой работы служит методы диалектического и системного анализа, который позволяет исследовать такой сложный феномен, как процесс формирования и реализация внешней политики Индии и привести отдельные внешнеполитические акции и события, кажущиеся сепаратными и специфическими, в стройную систему представлений, каковой является внешняя политика этой страны. Диссертация написана при строгом соблюдении принципа историзма. Системный подход позволил представить более целостную и объективную картину эволюции внешнеполитического курса Республики Индия в начальный период независимого развития.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней на основе современных подходов и с учетом реалий, складывающихся в мире, анализируются условия формирования основных направлений и конкретные проявления внешней политики Hi щи и за относительно непродолжительный исторический период - 1947-1964 гг., которые в огромной степени остаются доминантными и в настоящее время.

Автор стремился также определить базис - основные принципы, характер и приоритетность национальных и государственных интересов Республики Индия.

Практическая значимость работы заключается в том, что в ней определены истоки основных закономерностей формирования внешней политики страны, рассмотрены малоизученные аспекты внешней политики Индии. Данное диссертационное исследование можно активно использовать при чтении курсов по проблемам внешней политики и истории международных отношений на факультете международных отношений.

Структурно диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Гукасова, Наталья Игоревна

Заключение

Основные положения и выводы, выносимые на защиту, сводятся к следующему.

- Политические процессы в поликонфессиональном и глубоко религиозном обществе Индии испытывают влияние религии, чье важной составляющей являются этические нормы. В силу этого история индийского национально-освободительного движения и характер внешнеполитической линии Индии в первые 17 лет независимости имеет уникальную специфику.

- Религиозно-этическая составляющая занимает центральное место в деятельности ведущего харизматического лидера индийского национально- освободительного движения М. К. Ганди. Широкое использование исторического и культурного прошлого, основанного на принципе ненасилия позволило М.К. Ганди донести до сознания простых индийцев уникальные методы и идеи борьбы за национальную независимость и социальную справедливость, и тем преодолеть разрыв между политической элитой и народными массами. Благодаря этому национально-освободительное движение приобрело общеиндийский подлинно массовый характер.

- С началом новейшего периода истории Индии в стране начали действовать религиозно-культурные организации, которые предложили рассматривать конфессиональную принадлежность в качестве основополагающего признака нации и начали разрабатывать концепцию «индусской нации». В соответствии с ней, народы Индии всегда объединяла одна общая религия - индуизм и единые культурно-цивилизационные начала на базе индуистских ценностей, противопоставляемые враждебным им, насильно вторгнутым -исламским.

Для лидеров национально-освободительного движения, а позже и правящей партии ИНК основной стала идея общеиндийской государственности, идея «единства в многообразии». Ведущую роль в освободительном движении играл достаточно долго лидер Махатма Ганди, который являл собой воплощение лучших идей и заблуждений традиционной индуистской системы ценностей. В обращении М. Ганди к религии всегда важнейшим элементом была пропаганда и воспитание религиозной терпимости как основы антиколониальной борьбы индусов и мусульман, в единстве которых он видел залог будущей победы и главное условие прогресса и процветания независимой Индии. Индийские мусульмане признали конфессиональные различия более существенными, чем этнолингвистические и другие. Мусульманские идеологи в ответ на концепцию «индусской нации» выдвинули концепцию «мусульманской нации» и идею создания некоей «мусульманской Индии» (для нее было предложено название «Пакистан», составленное из первых букв провинции Британской Индии с мусульманским большинством, и заодно означающее «страна чистых», т.е. правоверных, в отличие от населенной «неверными» остальной Индии). Таким образом, политизация индийцев в колониальной Индии происходила на религиозно-общинной почве по линии соответствующих индуистских, мусульманских, а позднее сикхских партий и организаций и приобрела коммуналистскую направленность.

Усиление в 1940-ые годы коммуналистских настроений среди политической элиты предопределило события 1947 г., когда предоставление независимости Британской Индии сопровождалось ее разделом по религиозному принципу на два доминиона - Индийский Союз и Пакистан, то, по сути, означало воплощение в жизнь коммуналистической «теории двух наций». В независимой Индии, несмотря на секуляристский демократический характер государственности, гарантируемый конституционными нормами, религиозно-общинная рознь остается серьезным фактором общественно-политической жизни. Подтверждением этого служит тот факт, что спустя годы вслед за трагической гибелью самого влиятельного индийского политического деятеля М. К. Ганди последовала гибель премьер-министров Индии Индиры Ганди и Раджива Ганди, связанная с деятельностью именно коммуналистских организаций. Для Индии стала характерной опора на религию как основу национально-культурной самоидентификации, поэтому механизмы, делающие индийскую культуру (в том числе и политическую) по-настоящему жизнеспособной, устойчивой и оригинальной необходимо искать в структурных элементах индуизма.

Главными идеями гандизма являются сатьяграха, ахимса, сварадж, сарводайя, Рама Раджья. Все они отличаются сочетанием величайшего терпения и протеста, консерватизма и стихийной революционности — чертами, характерными для веками воспитанного в фаталистически-религиозном мировоззрении индийского крестьянина. М. К. Ганди стал первым и единственным лидером, сумевшим донести свои идеи до массового сознания большинства населения Индии, используя «полу религиозный язык», аскетический стиль жизни, которые в сочетании с «естественным» авторитетом брахмана создали образ некоего спасителя, новое воплощение бога, пришедшего для избавления бедных слоев населения от их жалкой участи. Ганди не имел реальной программы становления единой индийской нации после обретения страной независимости. Как это ни парадоксально, но деятельность Ганди, в условиях конфессионально разделенного индийского общества произвела противоположный эффект, способствуя появлению и дальнейшей эволюции концепции «двух наций». Это подтверждает факт чрезвычайной жизнеспособности коммуниналистских тенденций в обществе.

Первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру был популярнейшим политическим лидером во многом нового типа, однако, также вождем харизматическим, своего рода феноменом среди представителей брахманской варны. Единство страны, секуляризм, свобода и социальное равенство - главные идеи Дж. Неру, которые стали достоянием широких слоев населения и элементом массового сознания индийцев. Взгляды Дж. Неру (в т.ч. и внешнеполитические) формировались, прежде всего, под влиянием М. К. Ганди и содержали элементы гандистского идеализма, что особенно отчетливо прослеживается в проповеди ненасилия. В условиях накала холодной войны глава Республики Индии стал одним из активных творцов проповедников и творцов политики неприсоединения, основанной на неприменении силы, последовательно выступая за мирное сосуществование государств с различными политическими режимами, разрядку международной напряженности и сдерживание гонки вооружений.

Важность решения задач внешней политики Неру безоговорочно признал в самом начале существования независимой Индии, заявив, что «независимо от того, какой политики мы будем придерживаться, искусство ведения внешних сношений страны заключается в определении того, что наиболее выгодно для нее». В основе внешней политики 19471964 гг. легла доктрина неприсоединения, своего рода синтез национальных вариантов национальных политик и необходимости поиска места в системе международных отношений и мире. Политика неприсоединения, выработанная Неру, стала, во-первых, основным направлением внешней политики Индии, и, во-вторых, новым в истории международных отношений типом внешнеполитического курса. Четкое осознание изменений на геополитической карте мира после войны помогло Дж. Неру избрать и проводить максимально эффективный для своей страны внешнеполитический курс, так как, в конечном счете, декларация мира, разоружения, единства и дружбы наций и народов сводились к тому, чтобы обеспечить как можно более выгодные условия для развития независимой Индии. Однако, для Индии было характерно не только отрицание блоковой политики и блоков, но и стремление к посредничеству между ними. Равноудаленность, пусть зачастую и чисто декларативная, оставалась отражением традиционных нейтралистских тенденций, свойственным ИНК и части правящей элиты страны. Отпечаток гандистского идеализма ощущался наиболее сильно в течение первых десяти лет руководства Неру внешними делами, особенно в поддержке движения за мир и разоружение, агитации за запрет на применение и угрозу использования атомного оружия. Середина 1950-х годов - время наибольших успехов нейтралистской политики Индии. Дели не допустил втягивания большинства соседей по региону в военно-политические блоки. К этому же периоду относится прорыв контактов с СССР.

Первой серьезной внешнеполитической проблемой для Индии стали связи с Пакистаном, по отношению к которому политика Индии сразу приобрела наступательный характер и нередко оборачивалась ставкой на силовые методы и политический нажим. Это объясняется тем, что Индия, оценивая себя как культурно-цивилизационное ядро и двгжущую силу сообщества стран Южной Азии, взяла на вооружение концепцию своей особой ответственности за обеспечение безопасности на Индостане. Индийско-пакистанские отношения в связи с наибольшим политическим, экономическим и военным весом стран и их постоянным 1

117 противостоянием с момента получения независимости в рассматриваемый период играли (и продолжают играть до сих пор) основную роль в региональной системе международных отношений Южной Азии. Анализ индийско-пакистанских отношений наглядно демонстрирует значение культурно-цивилизационных «разломов». Узлом противоречий между Индией и Пакистаном стала проблема Джамму и Кашмира, урегулирование которой превратилось в важнейший фактор нормализации отношений между Индией и Пакистаном. На протяжении рассматриваемого периода (впрочем, как и в последующие десятилетия) отношения между Индией и США могли служить иллюстрацией противоположного подхода к важнейшим проблемам международного развития: вопросам войны и мира, разоружения, колониализма и неоколониализма, нового международного экономического порядка. Индия строила свою политику в отношении Соединенных Штатов в контексте своего основного внешнеполитического курса - политики неприсоединения. Стратегия же США в отношении Индии как части Южной Азии сформировалась уже к концу 1950-ых гт. и своей целью имела трансформацию обществ слаборазвитых стран в руководимые ими государства западного типа. В конечном итоге главным союзником США в Южной Азии стал Пакистан, что было связано в том числе и с географической близостью к СССР. В лице Советской России/СССР Дж. Неру изначально видел дружественное государство, поэтому сразу же был взят курс на развитие контактов. В целом, такой выбор Дж. Неру был связан с особенностью его политического мировоззрения. Поддержку СССР достаточно прагматично мыслящего Дж. Неру и его сторонников заставляли искать, прежде всего, интересы безопасности страны и ее индустриализации, необходимость создания мощной инфраструктуры, в чем можно было рассчитывать лишь на СССР или США. При условии, что развитые западные государства поддерживали Пакистан, которым (так же как и с Китаем) Индия имела ряд трудноразрешимых проблем. Дж. Неру по своим политическим убеждениям не был марксистом, он с большим пониманием относился к усилиям СССР в деле собственной индустриализации, считая этот опыт весьма полезным для бывших колониальных стран и народов в поисках своего варианта социализма. В отличие от Ганди, который отрицал и порицал идущий с Запада материальный прогресс, и конгрессистов либерально-консервативного толка, он принадлежал к категории «азиатских социал-демократов», либерал-прогрессистов, веривших в неизбежность и благотворность технического прогресса, политику планирования экономического роста с опорой на сильный государственный сектор как основу самостоятельной национальной экономики.

- В отношениях с Китаем идеализм Дж. Неру проявился весьма отчетливо, в основе которого лежал постулат о «естественной» близости двух великих цивилизаций Азии, объединенных общей судьбой долгой зависимости от европейских колониальных держав. Поэтому идеологически более близким Дели был гоминьдановский режим Чан Кайши, но появление сильного централизованного Китая под руководством КПК и Мао Цзэдуна в 1949 г. заставило Неру считаться с присутствием столь мощного соседа и отказаться от тех особых прав, которые имела Британская Индия в Тибете. Эскалация ситуации Китаем в приграничных с Индией районах и конфликт 1962 г. стали серьезной проверкой не только эффективности выбранной Неру внешнеполитической линии относительно КНР, но и самих принципов «Панча шила» и идеи неприсоединения - ядра курса Неру. Пограничный индо-китайский конфликт 1962 г. надолго определили характер дальнейших отношений двух стран. Пограничная война и линия Китая на «окружение Индии» и борьба Дели и Пекина за преобладающее влияние в странах Южной Азии, стали постоянно действующим фактором в международных отношениях в регионе. В качестве глобального результата конфликта можно рассматривать кардинальный поворот в сторону наращивания вооруженного потенциала, ядерному окружению. В отношении конфликта в Конго и португальских территорий на Индостане (Гоа, Даман, Диу) правительство Неру стремилось проводить последовательный курс, декларативно основанный на идеях антиколониализма. Однако, политика Индии по вопросу Конго (в том числе и в ООН) не была однозначной, напоминала некое подобие политики «двойных стандартов», что было связано с необходимостью лавирования и невозможностью (по причине политической и экономической слабости) последовательно и принципиально отстаивать свою позицию. Решение проблемы португальских колоний могло быть принято лишь под давлением оппозиции и после серьезных внешнеполитических изменений.

Очевидно, что Дж. Неру начал сразу проводить весьма прагматичную внешнюю политику, целью которой было самостоятельное национальное развитии Индии. В отношении своих соседей, прежде всего Пакистана, Индия вела себя и проводила политику естественного регионального лидера и центра силы, практически, не оставляя Пакистану возможности самостоятельного развития. В отношении великих держав США и СССР Индия на практике проводила весьма сбалансированную внешнюю политику, направленную прежде всего на выгодное для себя сотрудничество. Внешнеполитическая линия Индии в отношении Китая оказалось самой слабой вследствие просчета и чрезмерной идеализации общей «азиатской принадлежности» Индии и Китая, что привело Неру к потери значительных территорий и личной трагедии. Таким образом, добившись политической независимости руководство Индии предприняло все возможные усилия для превращения ее в одного из мировых лидеров. Очевидно, что Джавахарлал Неру проводил весьма прагматичную внешнюю политику, главной целью которой являлось успешное самостоятельное национальное развитие страны.

В начальный период независимости (особенно, в начальные 10-12 лет) политические силы в Индии уповали главным образом на морально-этическое превосходство (по сравнению с Пакистаном), активно обыгрывая наследие М. Ганди и идеологию неприсоединения. С начала 1960-х гг. Индия встала на путь усиления военно-промышленного и научно-технического потенциала, что в сочетании с успешным экономическим ростом способствовало быстрому превращению ее в крупную региональную державу. Экономические и военно-стратегические интересы Индии в регионе традиционно интерпретируются в политических и научных кругах страны как жизненно важные, а сама страна претендует на место одного из крупнейших центров силы, великой державы XXI века.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Гукасова, Наталья Игоревна, 2004 год

1. Annual Report. Ministry of External Affairs. Government of India, New Delhi. 1950-1960;

2. Election Manifesto 1957. Bharatiya Jana Sangha. Delhi. 1957; Congress Bulletin. New Delhi.

3. Congress Party in Parliament. New Delhi. Bureau of Parliamentary Research. Congress Party in Parliament. 1960; Congressional Records. 1947-64. Washington;

4. Documents on India's Foreign Policy: 1972-1977 (ed. By Kumar S.). New Delhi.

5. Election Manifesto 1957,1962. Indian National Congress. Delhi. 1957,1962;

6. Election Manifesto of the Communist party of India. Delhi. 1957.

7. Foreign Policy of India. Texts of documents.1.dian National Congress Resolution of Goa. New Delhi. 1946;

8. Gandhi M. K. Speeches and writings. Madras. 1922

9. Gandhi M. K. Towards Non^iolmt Socialism. Ahmedabad. 1951

10. Gandhi M. K. Non-violent Way to World Pcace. Ahmadabad. 1914

11. Gandhi Mahatma. The Collected Woks. Ahmedabad. 1963

12. Gandhi M. K. Linguistic Provines. Ahmedabad. 1954

13. Gandhi M. K. The Way to Communal I larmony. Ahmedabad. 19631.k Sabha Secretariat. Official Report. 1954-1964

14. Nerhu J. India's Foreign Policy. Selected Speeches. Delhi. 1949

15. Nerhu J. Unity of India. New Delhi. 1973.

16. Nerhu J. Independence and After. Delhi. 1949;

17. Nerhu J. India's Foreign Policy. Selected Speeches. Delhi. 1949;

18. Nerhu On Communalism. Delhi. 1965

19. Jawaharlal Nerhu's Speeches 1949-1953. Government of India. Delhi. 1954. Rajya Sabha Debates. Official report. 1954-1964.

20. Resolutions on Foreign Policy 1947-1957,1947- 1966 (Indian National Congress). New Delhi. 1966;

21. Внешняя политика Советского Союза. Документы и материалы. 1950. М. 1953.

22. Ганди М. К. Моя жизнь (пер. с англ.). М. 1969

23. Движение неприсоединения в документах и материалах (1961-1976). Сост. Тузмухамедов Р. А. М. 1979;

24. Движение неприсоединения в документах и материалах (1978-1981). Сост. Тузмухамедов. М. 1983;

25. Движение неприсоединения в документах и материалах. М. 1987; Движение неприсоединения в документах и материалах. Сост. Листопадова Р.С. М. 1989.

26. Конституция Индии (пер. с англ.). М. 1956

27. Неру Дж. Автобиография (пер. с англ.). М. 1955.

28. Неру Дж. Взгляд на всемирную историю (пер. с англ.). М. 1975

29. Неру Дж. Внешняя политика Индии (пер. с англ.). М. 1965

30. Неру Дж. Открытие Индии (пер. с англ.). М. 1955

31. Birla G. D. In The Shadow of The Mahatma. A Personal Memoir. Calcutta. 1953; Bowles Ch. Ambassador's Reports. London. 1954; Brecher M. Nerhu: A Political Biography. London. 1959;

32. Brown W. N. The United States and India, Pakistan, Bangladesh. Massachusetts. 1972;

33. Chalapathi Rau M. Jawaharlal Nehru. Delhi. 1973,

34. Chopra V. D. Pentagon Shadow Over India. New Delhi. 1985;

35. Foreign Policy of India (ed. By Misra K.P.). New Delhi. 1977.

36. Gandhi. M. K. Towards Non-violent Socialism. Ahmedabad. 1951.

37. Gandhi M. K. Non -violent Way to World Peace. Ahmadabad. 1959; Gandhi

38. Mahatma. The Collected Woks. Ahmedabad. 1963.

39. Ghosh A. Report of the Central Committee to the Fourth Congress of the C. P. Of1.dia. "New Age" (monthly). Vol. V. N.6.1956;

40. Gupta M.G. Some Aspect's of India's Policy. Allahabad. 1959;1.dia sincc Independence. Chronology of Events, Aug. 15,1947 to Dec. 31,1977.

41. Jauhri B. American Diplomacy and Independence for India. Bombay. 1970

42. Karunakaran K.P. India in the World Affairs. Calcutta. 1952;

43. Krishnan K. The unfriendly friends. India and America. New Delhi. 1974

44. Kundra J.C. Indian Foreign Policy. 1947-1954. A study of Relations with the

45. Western Bloc. Netherlands. 1955;1.mb Al. Crisis in Kashmir 1947 to 1966. London. 1966;1.mayc, Satu P. US- Indian Relations. The Pursuit of Accommodation. Westview1. Press. 1993

46. Malaviya H.D. The Goa Problem. New Delhi, Mende T. Conversations with Mr. Nerhu. London. 1956;

47. Palit D.A. The Lightning Compain. The Indo-Pakistan War. New Delhi. 1977;

48. Palmer N.D. South Asia and US Policy. Boston. 1966.

49. Range W. Jawaharlal Nerhu's World View. Athens. 1961

50. Raj B.V. Govinda. India and Disputes in the United Nations. 1946 -1954.1. Bombay. 1959;

51. The Collected Works ofMahatma Gandhi. New Delhi. 1958; The Kashmir Issue.

52. High Commission of India. London. 1993

53. Williams S.J. The US, India and the Bomb. Baltimore. 1969;на русском я?ыке Азад А.К. Индия добивается свободы (пер. с англ.). М. 1961 Александров М. А. Экономическая экспансия США в Индии (1947-1961). М. 1963;

54. Александров М.А., Грановский А.Е. Экономическая помощькапиталистических государств странам Южной Азии. М. 1973

55. Андреев Г. Экспансия доллара. М. 1961;

56. Астафьев Г.В. и др. Внешняя политика Китая. М. 1971

57. Беглова II.C. Бангладеш, Южная Азия и политика США. М. 1982;

58. Борисов О.Б. Внутренняя и внешняя политика Китая в 1970-ые годы. М. 1982;

59. Володин А.Г., Шаститко П.М. Пусть не обманет надежда. М. 1990; Га и гул и С. Как избежать войны в Кашмире. Дели. 1990; Ганди И. Внешняя политика Индии. М. 1982

60. Гончаров Н.С., Богданов А.Б. «К вопросу об эволюции внешнеполитической концепции КНР» Проблемы Дальнего Востока. 1988. №9;

61. Гопал С. Дж. Неру. Биография (пер. с англ.). М. 1990

62. Гордон-Полонская JI.P. О некоторых особенностях буржуазногопросветительства в колониальных условиях (на примере Индии).

63. Идеологические проблемы современной Индии. М. 1970

64. Горошко Г.Б. Борьба в Индии по вопросам внешней политики. М. 1966;

65. Давыдеико А.Ю. Коммунализм в политических процессах Индии.

66. Политическая культура стран Азии и Африки. М. 1996

67. Девяткина Т.Ф. и др. Зарождение коммунистического движения в Индии. М.1978

68. Датт В. П. Внешняя политика Индии (пер. с англ.). М. 1988; Датт Пальм. Индия сегодня. М. 1948

69. Дьяков A.M. Индия во время и после второй мировой войны (1939-1949). М. 1952

70. Дьяков A.M. Национальный вопрос в современной Индии. М. 1963 Дьяков A.M. Национальный вопрос и английский империализм в Индии. М. 1948

71. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М. 1982 Журавлева Е.С. Индуизм многообразие в единстве. М. 1998

72. Журавлева Е.С. Приоритеты внешней политики Индии. 1960-1990 гт. М. 1993;

73. Журавлева Е.С., Кочетов В.П. Внешняя политика Индии. М. 1991 Зарубежный Восток. Языковая ситуация и языковая политика. Справочник. М. 1986

74. Индия: проблемы истории национально-освободительного движения исовременное политическое развитие. М. 1980

75. Иностранный капитал в Индии. Сб. материалов. М. 1953

76. Кабирадж Н. Национально-освободительное движение в Бенгалии (пер. сангл.). М. 1956

77. Калам Л. А. Индия добивается свободы (пер. с англ.). М. 1961;

78. Капица М.С. КНР: три десятилетия три политики. М. 1979;

79. Кауль Т.Н. Внешняя политика Индии. Экономическое, социальное иполитическое развитие Индии (1947-1987): сб. ст. М. 1989.

80. Кауль Т.Н. Индия и Азия (пер. с англ.). М. 1989.

81. Клюев Б.И. Нацонально-языковые проблемы независимой Индии. М. 1986 Колосков Б.Т. Внешняя политика Китая 1969-1976 гт. Основные факторы и будущие тенденции. М. 1977; Колыхалова Г.П. Индия и Англия. М. 1966

82. Комаров Э.Н. Социально-политическое развитие независимой Индии. -Политическое развитие и общественная мысль Индии. М. 1976 Корпев ВЛ., Муравьев А.В. Советско-индийские экономические связи. М. 1991

83. Котовский Г.Г. Новейшая история. Краткая история Индии. М. 1973 Кочиев В.И. Этнополитическая обстановка на Индостанском полуострове. -Расы и народы. Вып. 5. М. 1975 Краминов Д. По Индии. М. 1956

84. Куцобин П.В. Современная Индия. Расстановка классовых и политических сил. М. 1963

85. Кремешок В.Л. США и конфликты в странах Азии. М. 1979,

86. Кремешок В.А. США и региональные конфликты: 80-ые годы. М. 1990;

87. Латифи Б. Индия и помощь США (пер. с англ.) М. 1952;

88. Ли В.Ф. Стратегия и политика неоколониализма США. М. 1971

89. Лукин В.А. Центры силы: концепции и реальность. М. 1983;

90. Лунев С.И. Индия и США. Межгосударственные отношения в Южной Азиирегиональные и глобальные измерения). М. 1994.

91. Лунев С.И. Дипломатия в Южной Азии. М. 1993

92. Мартышин О.В. Политические взгляды Дж. Неру. М. 1981;

93. Медовой А.И. Иностранный капитал в Индии. М. 1966

94. Международные отношения в Южной, Юго-Восточной Азии и на Дальнем

95. Востоке (1955-1965). М. 1978

96. Международные отношения и внешняя политика СССР. История и современность. М. 1977

97. Микоян С.А. Внешнеполитические проблемы национально-освободительного движения народов Индостана (1917-1971). Автореф. докт. дис. М. 1975

98. Мукимджанова P.M. Пакистан, Южная Азия и политика США. 60-е- начало 70-х годов. М. 1974

99. Мукимджанова P.M. Политика США в Пакистане. 1947-1960. М. 1964

100. Насенко Ю.П. Дж. Неру и внешняя политика Индии. М. 1975;

101. Нараин Л. Экономика Индии. М. 1961

102. Натарджан Л. Американская тень над Индией. М. 1953

103. Натарджан Л. От Хиросимы до Бандунга. М. 1956

104. Нихамин В. П. Очерки внешней политики Индии. 1947-1957. М. 1959;

105. Новейшая история Индии. М. 1959

106. Общественная мысль Индии. Прошлое и настоящее. М. 1989

107. Очерки международных отношений в Южной, Юго-Восточной Азии и на

108. Дальнем Востоке (1945-1955). М. 1975

109. Павлов В.И. Империализм и экономическая самостоятельность Индии. М. 1962

110. Паракал П. Предательство Пекином Азии. Только факты. Дели. 1976; Политика США в Азии. М. 1977

111. Полонская JI.P. Религия в политической культуре Индии. Индия: религия в политике и общественно сознании. М. 1991

112. Полонская JI.P., Девяткина Т.Ф. Индия. Идеология национально-освободительного движения в странах зарубежного Востока. 1917-1947. М. 1984

113. Райков А.В. Пробуждение Индии. М. 1968 Райков А.В. Опаснейший час Индии. Липецк. 1999

114. Регинин А.И. Индийский национальный конгресс. Очерки идеологии и политики. М. 1978

115. Рейснер Л.И. Современная индийская буржуазия. М. 1976 Религия и общественная жизнь в Индии. М. 1983

116. Россия Индия. Перспективы развития регионов (отв. Ред. А.З. Егорин). М. 2000

117. Рябинин К.Н. Развенчанный Тибет. Амрита-Урал. 1996

118. Сардесаи Ш.Г. Индия и революция в России. М. 1967

119. Симония Н.А. Национализм, национальный вопрос и классовая борьба встранах Азии. — Национализм и классовая борьба в странах Азии. Прага. 1977

120. Симония Н.А. Страны Востока: пути развития. М. 1975

121. Синха Н.К., Банерджи А.Ч. История Индии. М. 1954

122. Селезнева Е.И. Политика неприсоединения молодых суверенных государств1. Азии и Африки. М. 1966

123. Стасова М.Н. Индия и социалистические страны. М. 1980 Ульяновский Р.А. Три лидера. М. 1986;

124. Ульяновский Р.А. Неоколониализм США и слаборазвитые страны Азии. М. 1963

125. Федулова Н.Г. Эволюция политики США в АТР в 1970-1980-ые годы. М. 1987;

126. Чичеров А.И. Джавахарлал Неру и независимая Индия. М. 1990; Чичеров А.И. ИНК в 1960-ые годы: политико-идеологические и социально-классовые черты. Индия 1983. Ежегодник. М. 1985

127. Чернышев В.А. Динамика языковой ситуации в Северной Индии (хиндиязычный ареал после 1947 г.). М. 1978

128. Шаумян ТЛ. Индийско-китайские отношения в 1980-ые годы. Ежегодник «Индия». М. 1987;

129. Шаумян ТЛ. Некоторые аспекты внешней политики Индии. Индия 1980. Ежегодник. М. 1982

130. Широков Г.К. Индустриализация Индии. М. 1971

131. Широков Г.К., Лунев СИ. Россия, Китай и Индия в современныхглобальных процессах. М. 1998

132. Экономика и история Индии и Пакистана. М. 1966

133. Южная Азия: конфликты и геополитика (под ред. В.Я. Белокриницкого). М. 1999

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.