Религиозно-культурное Возрождение в средневековой Руси тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Егерев, Дмитрий Васильевич

  • Егерев, Дмитрий Васильевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 253
Егерев, Дмитрий Васильевич. Религиозно-культурное Возрождение в средневековой Руси: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Нижний Новгород. 2005. 253 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Егерев, Дмитрий Васильевич

Введение.

Глава 1 . Ренессанс как феномен мировой культуры.

1.1. Неоплатонизм — философская основа европейского Ренессанса.

1.2. Европейский Ренессанс: современные представления.

Глава 2 . Становление н этапы русского религиозного Возрождения.

2.1. Русское Предвозрожденне.

2.2. Религиозное Протовозрожденне как золотой век русской святости

2.3. Ннконнапская реформа как русское Возрождение.

Глава 3 . Социокультурное и общеисторическое значение религиозных преобразований.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозно-культурное Возрождение в средневековой Руси»

Актуальность темы исследовании. За последние десятилетия значительно возрос интерес к изучению древнерусского культурного наследия. Связано это, вероятно, с тем, что в переходную эпоху Россия, ее интеллектуальная элита, стремясь найти адекватные ответы на вызовы истории, неизбежно обращается к истокам отечественной культуры, самобытным духовным началам н основаниям русского бытия. Понятен поэтому устойчивый интерес к прошлому русской мысли, крупным ее представителям, принадлежавшим различным направлениям и течениям.

Яркий след в отечественной истории и культуре оставили религиозные дискуссии рубежа XVI-XVII столетий между так называемыми традиционалистами, грекофилами и западниками. Та значительная роль, которую сыграла эта полемика для определения вектора дальнейшего развития русской религиозно-философской и богословской мысли, позволила некоторым исследователям высказать предположение о том, что отечественная культура и мысль, в частности, переживали в это время Ренессанс. Богатство и своеобразие отечественной культуры с каждым годом открывается все новыми и новыми гранями. Изменение точки зрения на русскую культуру, которую часто обвиняли в «отсутствии понимания задач истинной умственной культуры», открывает перед современным исследователем широкие возможности для ее изучения и в значительной степени объясняет актуальность выбранной нами темы исследования.

Рассмотрение основной проблемы работы о наличии религиозно-культурного Возрождения в позднесредневековой Руси, безусловно, невозможно в отрыве от европейского Ренессанса, что не способствовало бы выявлению общих и специфических для отечественной культуры черт. Проводя параллели между русским Возрождением и европейским Ренессансом, автор исследования обратил самое пристальное внимание на теорию культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского, справедливо утверждавшего, что великие исторические эпохи не могут точно соответствовать ни по своей сути и внутреннему содержанию, ни по времени различным цивилизациям. В знаменитой работе «Россия и Европа» крупный философ писал: «.только внутри одного и того же типа (или, как говорится, цивилизации) и можно отличать те формы исторического движения, которые обозначаются словами: древняя, средняя и новая история. Это деление есть только подчиненное, главное же должно состоять в отличении культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, .политического, научного, художественного, одним словом исторического развития» (IV).1 Однако, Н.Я.Данилевский был уверен, что различные цивилизации не развиваются абсолютно изолированно, они взаимодействуют, обогащая друг друга своими лучшими достижениями. Плодотворное сотрудничество культурных типов возможно при условии, когда народ, представляющий цивилизацию, «сохраняет свое политическое и общественное устройство, свой быт и нравы, свои религиозные воззрения, свой склад мысли и чувств, как единственно ему свойственные, одним словом, сохраняет всю свою самобытность.» (V)." Идеи Н.Я.Данилевского оказали значительное влияние на ход исследования.

В современной науке вновь приобрела актуальность задача определения сущностных характеристик переходной ренессансной культуры и ее временных границ. Традиционные представления о Ренессансе, канонизированные в XVIII веке, уже в следующем столетии подверглись критике, а в новейшее время потребовали пересмотра. Заметим, что наиболее тенденциозные характеристики Возрождения подверглись ревизии как в отечественной, так и в западной науке. Одной из первых оказалась пересмотренной концепция, исходившая из резкого противопоставления Ренессанса и Средних веков, утверждавшая, что Возрождение носило ярко выраженный светский и антихристианский характер. С критикой данной точки зрения выступил в середине XX века видный британский философ Бертран Рассел в своей

1 Классика геополитики, XIX век: CG. / Сост. К. Королев. - М.: ЛСТ, 2003. С. 367.

2 Там же. С. 384 -385

Истории западной философии» (Кн. III, ч.1, гл. VI).*

Весьма спорной представляется и проблема периодизации Ренессанса. Некоторые исследователи относили его начало уже к XII веку. Английский историк К.Брук, например, считал, что итальянский Ренессанс полностью обязан своими достижениями европейскому Возрождению XII столетия." В том же духе высказывался и крупнейший культуролог Э.Папофскпй.*** В процессе изучения этой переходной эпохи уточнялись не только периодизация Возрождения, но существенно расширялась и его география. Если старые концепции фактически отождествляли Ренессанс с Италией, то в новое время в его орбиту были включены почти все европейские страны, а также арабско-византийский Восток и даже Китай и Япония.

Огромное значение для развития знаний о Восточном Ренессансе имели исследования грузинского мыслителя Ш.И.Нуцубидзе. В своих трудах о Ш.Руставели и Восточном Возрождении он давал вообще широкую картину Западного и Восточного Ренессанса. Размышления ученого чрезвычайно важны в том плане, что они способствовали разрушению антинаучных концепций, переоценивавших Запад и приписывавших ему все культурные достижения, но умалявших роль цивилизаций Востока, и повлияли на формирование адекватных представлений о разнообразии восточных культур и их динамичном развитии. Кроме того, он отстаивал точку зрения о постоянном и весьма плодотворном взаимодействии культур Запада и Востока. Но самое главное, Ш.И.Нуцубидзе связывал духовное движение Ренессанса с Дионисием Ареопагитом, под именем которого, по его мнению, скрывался грузинский мыслитель Петр Ивер, ученик афинского неоплатоника Прокла. Он писал: «Наконец, указанная выше зависимость обоих великих мировых поэтов (Данте и Руставели) от Ареопагитских идей может разъяснить тем, кто отрицает возможность идейной связи между ренессансовой и предренессансовой поэзией и учением «иерархического доктора» Петра Ивера, не только полную

Рассел Б. История западной философии, http:.' www. philosophy, ru С. 25. Брук К. Возрождение XII века, http: // www. arauz. info, ru С. 5. Панофски О. Аббат Скзжер и аббатство Сен - Деии. http: // www. agnuz. into, ru С. 27. возможность, но и неизбежность на данной стадии развития именно такой связи».1 Мнение Ш.И.Нуцубидзе об Ареопагитской и вообще неоплатонической основе европейского Ренессанса признано многими исследователями, и поэтому мы уделим этой проблеме самое значительное внимание в нашей работе.

С Ш.И.Нуцубидзе невозможно согласиться в одном, но весьма существенном аспекте его исследования. Дело в том, что Ареопагитские сочинения он пытался представить исключительно как еретические, антицерковные и даже вовсе не церковные. Ясно, что под неоплатонизмом Ш.И.Нуцубидзе понимал исключительно только языческий неоплатонизм. Однако, известно, что неоплатонизм может быть как языческо-мифологическим, так христианским и даже вполне светским. Корпус сочинений, известный под названием Ареопагитик, представляет собой систематизированное изложение основных идей ранних отцов Церкви, который был составлен под значительным влиянием «Эннеад» Плотина и трактатов Прокла «Платоновская теология» и «Первоосновы теологии». По своему содержанию трактаты Дионисия Ареопагита вполне ортодоксальны и официально признаны православной Церковью. Исследователь античной и христианской философии А.В.Ситников пишет: «Обычно, когда речь идет о влиянии неоплатонической школы на христианское вероучение, указывают на творения неизвестного автора, жившего в конце V века и выдававшего себя за Дионисия Ареопагита. Автор «Мистического богословия» действительно нередко опирается на тексты поздних неоплатоников, в частности Прокла. Когда христианское учение расходится с традицией последователей Плотина, Псевдо-Дионисий решительно вносит коррективы в философскую логику неоплатонического универсума».2 Будучи самым зрелым продуктом византийской философско-богословской мысли и вместив в себя как идеи более земного, светского пути человеческого спасения, так и учение о высотах мистического • восхождения, ареопагитики оказались востребованы и в

1 Нуиубидэе Ш.И. Творчество Руставели. -Тб.: Заря Востока, 1958. С. 117. 7 Ситников А.В. Философия Плотина и традициа христианской патристики. -СПб.: Алетейя, 2001. С. 48-49 западной, и в восточной философии.

В настоящее время на свет появились уже сотни трудов о мировом Ренессансе, однако, проблема эта так и не обрела окончательного решения. Особенно много «белых пятен» остается в исследовании Восточного Ренессанса, составной частью которого является и русское религиозно-культурное Возрождение. Этой проблеме уделялось чрезвычайно мало внимания в отечественной гуманитарной науке, а потому ее постановка, в условиях возросшего интереса к Ренессансу, пересмотра старых догм, связанных с ним, представляется весьма актуальной.

Одной из важнейших особенностей отечественной средневековой культуры являлась ее неразрывная связь с античным и византийским наследием. На это указывали еще в начале XX века крупные религиозные мыслители прот. Г.Флоровский и о. П.Флоренский в статье «Троице-Сергиева Лавра и Россия»,* а несколько позднее прот. И.Меиендорф," Д.С.Лихачев, который одним из первых поднял вопрос о русском Возрождении в своих трудах по русской литературе, и В.В.Бычков, выдвинувший в работе «Русская средневековая эстетика» гипотезу о наличии на Руси XVII столетия сразу двух параллельно существовавших и взаимообогащавших друг друга Ренессансов -религиозного и философско-религиозного. Детально рассмотренная упомянутыми авторами проблема взаимодействия отечественной и антично-византийской культур не потеряла актуальности в силу своей значимости и широты, а в контексте темы нашего исследования, посвященной эпохе Ренессанса, вследствие многочисленных научных спекуляций о месте и роли в нем античного наследия.

Одним из центральных аспектов исследования является развитие антропологических представлений в русской мысли. Огромное влияние на отечественное любомудрие оказывало христианское вероучение, человек в нем признавался творением Божиим, а потому его образ складывался не только из

Флоренский П.А. Христианство и культура. - М.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. С. 492. Прог. И. Мейендорф. Духовное и культурное Возрождение XIV века, http: // www.st-jhouse.narod.ru С. 5. наблюдений за жизнью, но и из богословских и религиозно-философских представлений о сущности Бога и Его взаимоотношений с человеком и миром.

Мы обозначили круг проблем, определивших актуальность нашего исследования, и потому они займут в ней центральное место. Степеш» разработанности проблемы п источниковедческая база исследования. Проблема наличия религиозно-философского Возрождения в культуре позднее-средневековой Руси в определенной степени может считаться новой. Несмотря на возрастающий в последнее десятилетие интерес к древнерусской культуре и к наиболее яркому ее выражению - литературе, серьезное и систематическое изучение их философско-богословского аспектов только начинается. Тем не менее современному исследователю есть на что опереться в своей работе. Источники, составляющие предмет исследования, разнообразны по характеру и содержанию. Диссертация написана на основе изучения пяти групп источников:

- источники по античной философии;

- тексты, составляющие основу христианской традиции: библейские и патристические тексты, труды христианских мыслителей;

- древнерусская литература как оригинальная, так и переводная;

- труды по философии и богословию русского искусства;

- материалы по западному Ренессансу.

В распоряжении исследователя имеются многочисленные работы филологов, литературоведов и историков, в которых достаточно обстоятельно рассматриваются и собственно философско-богословские, и эстетические вопросы. Среди них необходимо выделить прежде всего труды Д.С.Лихачева, А.М.Панченко, С.С.Хоружего, Б.А.Успенского, Г.М.Прохорова, С.В.Перевезенцева, В.В.Кожинова, чешской исследовательницы С.Матхаузеровой и других.

Наибольшую же ценность для историка русской средневековой философско-богословской и эстетической мысли, безусловно, представляют фундаментальные труды конца XX века следующих ученых: В.В.Бычкова,

М.Н.Громова, А.С.Панарина, М.А.Гарнцева, В.Н.Лазарева, А.Ф.Замалеева, Л.Е.Шапошникова, С.С.Аверинцева. И этот список мог быть продолжен. Сравнительно незначительное число современных исследователей, занимающихся проблемами развития русской средневековой мысли, объясняется разрывом традиции, произошедшей после революционных событии 1917 года. Многие отечественные ученые-гуманитарии первой трети XX века либо оказались в эмиграции, либо были репрессированы, оставшиеся же были ограничены в научной деятельности. Те, кто находились за пределами России, продолжали исследования культуры русского средневековья, стремясь найти ответы на вопросы о судьбах России. Эта деятельность ученых-эмигрантов имела огромное положительное значение, поскольку заложила основы для дальнейшего исследования различных феноменов древнерусской культуры. Долгое время труды мыслителей «русского зарубежья» были практически недоступны, однако, в последние десятилетия они вновь оказались востребованы наукой. Среди самых известных отечественных религиозных философов и богословов первой половины XX столетия выделим имена прот. Г.Флоровского, В.В.Зеньковского, о. С.Булгакова, о. П.Флоренского, А.Ф.Лосева, Н.О. и В.Н.Лосских, Л.П.Карсавина, прот. И.Мейендорфа, И.А.Ильина, Г.П.Федотова.

В самом же Советском Союзе с конца двадцатых годов установилось прохладное отношение к изучению древнерусской культуры, а потому деятельность ученых-византинистов, традиционно занимавшихся ею, была свернута, однако, некоторые из них продолжили свою работу, благодаря чему в 60-70-х годах XX века были опубликованы фундаментальные труды Д.С.Лихачева, В.Н.Лазарева, А.И.Клибанова, В.П.Адриановой-Перец и некоторых других.

Сравнительный анализ ренессансных процессов, характерных для западной и восточных культур, невозможен без привлечения новейших и старых источников по истории средневековой и возрожденческой «мысли и культуры. Среди них необходимо отметить фундаментальные труды

A.Ф.Лосева, Н.И.Конрада, Ш.И.Нуцубидзе, В.Н.Лазарева, О.Шпенглера,

B.Виндельбанда, Б.Рассела, В.Татаркевича, Э.Панофского и других авторов. Историко-философское исследование русской религиозной культуры было бы неполным без обращения к работам по истории религии и русской Церкви. Среди них можно упомянуть ставшие классическими сочинения

A.В.Карташева, Е.Е.Голубинского, М.В.Толстого, прот. И.Мейендорфа,

B.Н.Лосского и других.

И, наконец, нельзя не сказать, что много внимания одному из важнейших аспектов отечественной культуры - эстетическому - уделено в работах кн. Е.Н.Трубецкого, о. П.Флоренского, Г.Вагнера, М.А.Алпатова, Л.Успенского, В.Г.Брюсовой, Ф.И.Буслаева и других культурологов и искусствоведов.

Эти и многие другие, неупомянутые работы создают фундаментальную научную базу для дальнейших исследований, представляют широкие возможности для воссоздания «общей картины» русской средневековой культуры и характеристики основных ее принципов.

Объект н предмет исследования. Объектом исследования является русская философско-богословская мысль периодов высокого и позднего Средневековья, а предметом - историко-философский и культурологический анализ творчества виднейших ее представителей: преподобных Кирилла Белозерского, Нила Сорского, Иосифа Волоцкого и Максима Грека, а также Аввакума, Евфимия Чудовского, Симеона Полоцкого, преп. Дмитрия Ростовского и других. Цели и задачи исследовании. Целью исследования является анализ позднее-средневекового этапа развития русской мысли и выявление в ней характерных черт, присущих возрожденческой культуре. Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:

- опираясь на широкий круг источников, определить значение изучаемого периода в древнерусской культуре;

- выявить и охарактеризовать важнейшие особенности развития отечествен ной мысли в XIV - XVII веках;

- показать огромное влияние на нее античного и византийского культурного наследия;

- подчеркнуть усиление на определенном этапе западных влияний на русскую мысль;

- продемонстрировать рост интереса к человеческой личности в отечественном богословствовании и философствовании;

- охарактеризовать значимость антропологических представлений в истории развития русской философии;

- выявить взаимосвязь в развитии отечественной религиозной мысли переходного-возрожденческого периода с философией и богословием Запада и Востока, но в то же время ее оригинальность и своеобразие.

Теоретико-методологическая база исследования. Сложность и многогранность изучаемой проблемы определили выбор источников. Для их анализа необходим междисциплинарный подход, ибо только сочетание разнообразных методов позволяет наиболее полно и подробно рассмотреть различные феномены древнерусской культуры. Взаимодействие философии, культурологии, истории и филологии способно дать неплохие результаты при исследовании важнейших явлений культуры. Методологическую основу диссертации составляют следующие методы и принципы:

- принцип системного и комплексного анализа исследуемой проблемы;

- методы философско-концептуального и сравнительно - исторического анализа религиозно-философской мысли России и Запада позднего Средневековья и Возрождения;

- принцип историографической достоверности, в соответствии с которым анализируются труды как русских мыслителей XIV - XVII столетий, так и занимающихся их творчеством современных авторов;

- сочетание исторического и историко-логического принципов при анализе текстов.

Научная новизна работы. Научная новизна исследования изначально заключена, по нашему мнению, в самой постановке проблемы. Фактически лишь в последние полвека Ренессанс перестал ассоциироваться с какой-либо отдельно взятой культурой и были выдвинуты гипотезы о наличии этого духовного движения во многих культурах, в различных его проявлениях. Ряд современных исследователей предполагали, что возрожденческие идеи проникали в книжную мысль и изобразительное искусство (иконопись) позднесредневековой Руси. Тем не менее систематическое изучение русской литературы XI - XVII столетий в религиозно - философском, богословском и эстетическом ее аспектах началось совсем недавно. Только в ряде новейших исследований впервые были прямо высказаны мнения о возрожденческом характере культуры позднего Средневековья, наиболее полно и ярко выразившемся в ее книжности. Изучение проблемы русского религиозно-культурного Возрождения, безусловно, находится на начальной стадии, еще далеко не расставлены все точки над «I», что свидетельствует о ее новизне.

Новизна конкретных исследовательских результатов заключается в следующем:

- проведено подробное исследование междисциплинарного характера с привлечением широкого круга источников - памятников древнерусской литературы и искусства, а также византийской и западноевропейской мысли;

- показано значительное влияние на русскую литературу, мысль и искусство византийского культурного наследия и через него, а также и непосредственно наследия античной эллинистической культуры;

- выявлен дискуссионный ренессансный характер отечественной религиозной культуры и мысли позднего Средневековья, сформировавшейся под воздействием конструктивной полемики так называемых «иосифлян» и «нестяжателей», затрагивавшей различные проблемы бытия Руси - социально-экономические, общегосударственные, религиозные и культурные;

- предложена реконструкция антропологических концепций в произведениях средневековых русских мыслителей, определено их значение, выявлены особенности;

- показано, что преобладающей в отечественной мысли была тенденция «оправдания естества», согласно которой человек от природы добр и гармонично устроен, а потому способен к самосовершенствованию и преображению;

- обоснована выдающаяся роль русского Средневековья, как наиболее гармоничного периода истории Руси, для развития отечественной культуры в целом.

Теоретическая и практическая значилюсть работы. Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что изложенные в ней результаты расширяют имеющиеся представления о русской духовной культуре Средневековья. Они открывают возможности для дальнейшего историко-философского исследования новых аспектов такой многогранной проблемы, как русское религиозно-культурное Возрождение.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории русской философии, а также в качестве составной части различных учебных изданий, освещающих вопросы истории философских идей в России.

Основные положения, выносимые па защиту:

1. Формирование русской культуры и мысли возрожденческого типа происходило на фундаменте византийской, прежде всего патристической философии (через нее, но также и непосредственно происходило усвоение философского наследия эллинской античности), но в XVII веке под значительным европейским влиянием.

2. Основной тенденцией генезиса отечественной религиозной философии являлось активное утверждение в ней гуманистических принципов. Этот процесс носил плюралистический характер. В русском любомудрии эпохи религиозно-культурного Возрождения возник ряд гуманистических направлений византийского и западноевропейского толка.

3. В древнерусской культуре преобладала тенденция «оправдания естества», согласно которой человек добр и гармонично устроен, а потому способен к самосовершенствованию и преображению.

4. Образ человека, сформировавшийся в основных чертах к концу XV века, привел к образованию трех наиболее значимых контекстов: смысложизненного, включавшего в себя размышления о жизни, рождении смерти и т.п., утопического (идеальный человек - идеальное пространство) и этического.

5. Этический контекст являлся важнейшим контекстом древнерусской культуры. Он сформулировал восприятие правовых норм, создавая специфический тип цивилизации, в которой понятие справедливость ставилось выше закона. Именно тема «правды» стала одним из важнейших аспектов отечественной мысли.

6. Последовательное проведение принципа монотеизма, характерного для всего византийского культурного региона, способствовало формированию в русской мысли идей соборности, единства народа и власти, государства и Церкви, а на антропологическом уровне - единства души и тела, слова и деяния.

7. Идея органического единства мира в политической сфере способствовала формированию концепции софиократии, возникшей в результате синтеза христианских представлений о Софии - Премудрости Божией, античных идей и языческих представлений о магической силе князя. Процесс внедрения в русскую культуру и мысль этого образа становится особенно активным после падения Византии, когда на русских князей переносятся функции византийских императоров.

Структура диссертации. Структура диссертации определена поставленными задачами исследования и опирается на проблемно-исторический принцип изложения материала. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Егерев, Дмитрий Васильевич

Заключение

В заключение исследования нам осталось высказать лишь самые общие замечания о русской средневеково-возрожденческой культуре и выразившей ее основные идеи философско-богословской мысли. Настоящая работа была посвящена анализу самого, на наш взгляд, привлекательного периода в истории отечественной культуры, признанного нами религиозным Возрождением, -эпохе Московской Руси.

Анализ многочисленных литературных памятников того времени, которые и вобрали в себя основные идеи русской философии и богословия, позволили нам выделить важнейшие тенденции в их развитии. Нельзя не отметить, что история отечественной философско-богословской мысли, в том числе и рассматриваемого нами московского периода, была весьма своеобразна и во многом отлична от традиционной истории европейской философии. Если в истории западной мысли проявилось лишь однонаправленное движение во времени, то в русской религиозной философии, богословии и эстетике нашли отражение несколько основополагающих принципов. Одной из важных черт отечественного «любомудрия» было то, что оно развивалось, строго следуя важнейшему принципу средневековой культуры - традиционализму. Это выражалось в постоянном стремлении возвратиться на «круги своя», к своим истокам, хотя каждый новый «круг» был отличен от других, уникален и неповторим. Однако, уже к концу московского периода в русской мысли проявились тенденции, свидетельствовавшие о ее приобщении к опыту западной философии и выборе эволюционного европейского пути развития.

Развитие отечественной духовной культуры на позднесредневековом этапе нужно признать необычайно динамичным, что выразилось в богатстве, многообразии и сложности ее форм и проявлений. В этот период бытие русской культуры было предельно интенсивным, напряженным и духовно наполненным. И что очень важно, культура той эпохи искала те формы выражения, которые были адекватны своему времени, высвечивая в своих глубинах то, что представляло наибольшую социальную значимость на данном историческом этапе.

Развитие русской духовной культуры периода Московского Царства, в том числе и таких форм ее выражения, как философия, богословие, эстетика, было весьма своеобразным и далеко не прямолинейным. Оно было ориентировано чаще всего не вперед (в хронологическом плане), но вглубь и ввысь - к сущностным основам бытия. И это развитие осуществлялось импульсивно, как бы в моменты сверхчувственных откровений.

В силу некоей таинственной исторической предопределенности именно Руси выпала роль продолжить и, естественно, завершить более чем двухтысячелетшою ветвь развития духовной культуры: античность - Византия - Русь. В настоящее время непрерывность этой культурно-исторической линии мало у кого вызывает сомнение. Важнейшим переломным моментом в непрерывном движении этой линии была христианизация славянства, и в частности Руси, когда антично-византийская культура в период своей зрелости была привита молодому, полному сил ростку восточнославянской культуры.

И эта древняя, почти уже исчерпавшая свои силы культура, получила новый заряд, мощный импульс, что дало замечательный результат в лице богатейшей русской средневеково-возрожденческой культуры.

На Руси еще в эпоху христианизации прочно утвердилось весьма почтительное отношение к греко-античной культуре, что невозможно сказать, по известным причинам, относительно культурного наследия Древнего Рима. Известный историк - антиковед Э.Д.Фролов считал, что в образованном русском обществе еще с древнейших времен ( практически с принятия князем Владимиром христианства ) были накоплены значительные сведения о древней цивилизации греков. По его мнению, «никакое другое начало не оказало такого влияния на русскую культуру, как античность» (I, I).1 Собирание сведений о древней культуре продолжалось на протяжении всей древнерусской истории. Источники знаний об античности были самыми разнообразными: литература и мифология, исторические хроники и сочинения, философские трактаты, труды

1 Фролов Э. Д. Русская наука об античности. http://www rome.webzone ru С. 1. отцов Церкви. Своего расцвета русское антиковедение достигло на рубеже XVI-XVII столетий. Э.Д.Фролов подчеркивал: «.несомненно, что в XVI и XVII вв. знания русских людей об античном мире стали намного полнее и глубже, чем в предшествующий период. Замечательны в этом отношении ставшие уже частыми примеры непосредственного обращения к философским, историческим и художественным произведениям древних авторов, а также серьезные попытки использовать античное наследие в современной политической публицистике» (I, З).1 Следовательно, только приняв во внимание этот аспект культурного развития Руси, можно понять, как в короткий по историческим меркам период возникла столь богатая и высоко духовная культура. Ответ на вопрос прост. Русская культура восприняла, сохранила и развила традиции крупнейших культур древности и средневековья. В этом проявилось удивительное качество отечественной культуры быть восприимчивой к лучшим достижениям других культур, даже различных с ней по содержанию. В данном аспекте русская культура ничуть не отставала от европейской. В свете всего сказанного укажем критерии, позволившие нам признать период XIV-XVII столетий развитием русского религиозно-культурного Возрождения:

1. Определяющее влияние на становление отечественной религиозно-философской мысли оказал античный платонизм и неоплатонизм. Проникновение его идей происходило прежде всего через усвоение наследия византийской патристики, а также в процессе непосредственного знакомства с переводами сочинений классических писателей античности, самыми почитаемыми из которых были Сократ, Платон и Аристотель. Как отмечал М.Н.Громов, «в целом отношение к античным мыслителям было как к «первым философам», предшественникам христианской мудрости; в зависимости от контекста они могли то сближаться с ней, то противопоставляться ей»." Наибольшую же значимость для русской философии представляли,

1 Фролов Э. Д. Русская наука об античности, http://www.rome.webzone ru С. 17 1 Громов М. II. Философская мысль в Древней Руси // Вестник славянских культур: Науч. и лнт.-худож. альманах. 1. - М.: ГАСК, 1000. htip://www.cour.lries.ru С. 1-12. естественно, деятели патристики как восточной, так и западной.

2. Особое звучание в отечественной мысли приобрели идеи и ценности гуманизма. Причем в русской философии и культуре в целом признавалась актуальность обоих его аспектов. Одной из центральных тем отечественного любомудрия являлся человек, признававшийся главным божественным творением и воспринимавшийся Божием образом и подобием. Интерес к изучению человеческой личности во всех ее проявлениях был глубок и многогранен, однако русские любомудры, в отличие от западных, никогда не проявляли склонности к ее обожествлению. Другим аспектом гуманистической традиции было стремление к изучению классических античных гуманитарных наук. В России эта тенденция наиболее ярко проявилась в XVI в. (М.Грек, А.Курбский), но особенно в следующем столетии.

3. На протяжении XIV-XVII веков в отечественной философско-богословской мысли, искусстве, выражавшем ее основные идеи, получили развитие индивидуалистические тенденции. Это нашло отражение в монашеско-исихастской теории и практике, появлении авторства, сочинений, где был силен автобиографический элемент («Житие» Аввакума, во многом напоминавшее «Исповедь» Блаж. Августина) и т.п.

4. Безусловную значимость для развития русской мысли имели философско-богословские дискуссии XVI-XVII столетий, привлекавшие или имевшие резонанс у значительной части социума.

5. Огромная заслуга отечественного любомудрия заключалась в содействии распространению просветительских идеалов в обществе. В целом же русская философия XIV-XVII веков, являясь уникальным феноменом культуры, вместе с тем типологически вписывалась в общую структуру европейской и мировой мысли.

За последние три столетия отечественная культура пережила многочисленные коллизии. На рубеже XIX-XX столетий, в эпоху русских революций, предпринимались попытки возрождения лучших традиций русской средневековой духовной культуры, в том числе философско-богословской мысли (вспомним деятельность религиозно-философского общества, возобновление «Афонских споров» в первой четверти XX века).* Попытки эти не увенчались успехом, что в тех условиях имело достаточно негативные последствия для отечественной культуры и истории.

Настоящее и будущее русской культуры и истории напрямую зависит от того, удастся ли реанимировать и применить к современным условиям те лучшие качества, которые всегда отличали русскую культуру: высокую нравственность, устремленность к высоким духовным идеалам, гуманность и справедливость, которые и сейчас не потеряли своей энергии и привлекательности.

Подробнее об этом см.: о. П. Флоренский. Имяславие как философская предпосылка / Флоренский П. А. Христианство и культу ра. - М.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. С. 273-340. Имяславие. Антология. - М.: Факториал Пресс, 2002.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Егерев, Дмитрий Васильевич, 2005 год

1. Августин, А. Исповедь Текст. / Аврелий Августин; пер. с лат. М.Е. Сергеенко; общ. ред. и ст. А.А. Столярова. — М.: Канон+; ОИ «Реабилита — ция», 2000. 464 с.

2. Августин, Блаж. О книге Бытия, буквально Электронный ресурс. / Блаж. Августин. — Режим доступа: интернет: http: // ccel. org. ru .

3. Августин, Св. О Троице Электронный ресурс. Книга 1 / Св. Августин; пер. М.Е. Сергеенко. — Богословские труды. № 29. Режим доступа: интер — нет: http: // svd. catholic, by. ru .

4. Аверинцев, C.C. Эволюция философской мысли Электронный ресурс. / С.С. Аверинцев. Культура Византии. IV — первая половина VII в. — М.: Наука, 1984. — Режим доступа: интернет: http: // psylib. ukrvveb. net. ru .

5. Аквинский, Ф. Сумма против язычников Электронный ресурс. Книга первая / Фома Аквинский; пер. Т.Ю. Бородай. — Долгопрудный, 2000. — Режим доступа: http: // dasein. narod. ru .

6. Аквинский, Ф. Сумма теологии Текст.: в 3 ч., 4.1. / Фома Аквинский; пер.: Е.И. Еремеева, А.А. Юдина. — М.: Элькор — МК; Киев: Эльга, 2002. — 560 с.

7. Александрийский, св. Афанасий. Избранные творения Текст. / Св. Афанасий Александрийский. — Мн.: Харвест, 2002. 240 с.

8. Александрийский, св. Афанасий. Символ веры Электронный ресурс. / Св. Афанасий Александрийский. Режим доступа: интернет: http: // apologia, па — rod. ru .

9. Аллепский, Павел. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву в середине XVII в. Электронный ресурс. / Павел Аллепский. СПб.: П.П. Сойкин, 1898. - Режим доступа: интернет: http: // rock - road, hi 1. ru .

10. Алпатов, М.В. Немеркнущее наследие Текст. / М.В. Алпатов. М.: Про -свещение, 1990.-303 с. : ил .

11. Алпатов, М.В. Феофан Грек Текст. / М.В. Алпатов. М.: Изобразитель -ное искусство. 1990. - 208 с. : ил .

12. Алфеев, иером. Иларион. Жизнь и учение св. Григория Богослова Текст. / Иером. Иларион Алфеев; предисл. Антония Сурожского. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 1998. — 508 с.

13. Алфеев, иером. Иларион. Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание Текст. / Иером. Иларион Алфеев. СПб.: Алетейя, 2001. -675 с. — (Византийская библиотека).

14. Аристотель. О душе Электронный ресурс.: пер.П.С. Попов /Аристотель// Сочинения в четырех томах. Т. 1. / Ред. В.Ф. Асмус. — М.: Мысль, 1976. —fc1 Режим доступа: интернет: http: // filosof. historic, ru .

15. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории Текст. / Аристотель; пер.: С.А. Жебелев, А.В. Кубицкий, Н.И. Новосадский, Э. Рад — лов / Порфирий. Введение к «Категориям» Аристотеля; пер.: А.В. Кубицкий.-Мн.: Литература, 1998. 1392 с.

16. Асмус, В.Ф. Античная философия Электронный ресурс. / В.Ф. Асмус. -Режим доступа: интернет: http: // sno. 7hits. net. ru .

17. Асмус, прот. В. К оценке богословия святителя Петра Могилы, митро — полита Киевского Электронный ресурс. / прот. В. Асмус // Богословский сборник. М.: ПСТБИ, 2002. — Вып. 10. - Режим доступа: интернет: http: // proroza. narod. ru.

18. Баткин, JI.M. Итальянское Возрождение Электронный ресурс.: Проблемы и люди / Л.М. Баткин М.: Изд - во РГГУ, 1995. - Режим доступа: интернет: http: //auditorium, ru .

19. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средне — вековья и Ренессанса Электронный ресурс. / М.М. Бахтин. Режим досту — па: интернет: http: // infolio. asf. ru .

20. Белобоцкий, Ян Андрей. Пентатеугум Текст. / Ян - Андрей Белобоц — кий // Русская силлабическая поэзия XVII - XVIII в.в. / Сост., вступ. ст. и примеч. A.M. Панченко; общ. ред. В.П. Адрианова-Перетц. - Л.: Наука, 1970.

21. Библиотека литературы Древней Руси Текст. В 20 т. Т. 8. XIV первая половина XVI века / РАН; под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. - СПб.: Наука, 2003. - 584 с.

22. Богослов, Г. Собрание творений Текст. В 2 т., Т.1. / Григорий Богослов.-Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000. 688 с.

23. Богослов, Симеон Новый. Прииди, Свет истинный Текст.: Избранные гимны / Симеон Новый Богослов; стихотв. пер. с греч., примеч. епископа Илариона (Алфеева). СПб.: Алетейя, 2004. - 206 с. - (Серия «Византийская библиотека. Источники»).

24. Бонавентура. О возвращении наук к теологии Электронный ресурс. / Бонавентура // Антология средневековой мысли: В 2 т., Т.2. Режим досту -па: интернет: http: // agnuz. info, ru

25. Бонавентура. Путеводитель души к Богу Электронный ресурс. / Бона — вентура. Режим доступа: интернет: http: // agnuz. info, ru

26. Брук, К. Возрождение XII века Электронный ресурс. / Кристофер Брук; пер. и коммент.: Панасьев А.Н. Режим доступа: интернет: http: // agnuz. info, ru .

27. Бруно, Дж. Изгнание торжествующего зверя Текст. / Дж. Бруно. О при — чине, начале и едином / Дж. Бруно; пер.: М. Дынник. Мн.: Харвест, 1999. — 480 с. - (Классическая философская мысль) .

28. Брюсова, В.Г. Андрей Рублев Текст. / В.Г. Брюсова. М.: Изобразительное искусство, 1995. - 304 с. : ил .

29. Булгаков, С.Н. Православие Текст. / С.Н.Булгаков. Автобиографическое/ С.Н. Булгаков.- М.: ACT; Харьков: Фолио, 2001 480 с. - (Б - ка «Р.Х.2000». Серия «Религиозная философия») .

30. Буслаев, Ф.И. Общие понятия о русской иконописи Электронный ре — сурс. /Ф.И. Буслаев // Философия русского религиозного искусства XVI — XX вв.Антология; сост. и ред. Н.К. Гаврюшин. — Режим доступа: интернет: http: // agnuz. info, ru .

31. Бычков, В.В. Малая история византийской эстетики Электронный ре — сурс. / В.В. Бычков. Киев: Путь к истине, 1991. — Режим доступа: интернет: http: // nesusvet. narod. ru .

32. Бычков, В.В. Русская средневековая эстетика. XI — XVII века. Текст. / В.В. Бычков. М.: Мысль, 1992. - 637, 1. с.: ил .

33. Бычков, В.В. Эстетика отцов Церкви Электронный ресурс. / В.В. Быч — ков. М., 1994. - Режим доступа: интернет: http: // agnuz. info, ru

34. Великий, Св. Василий. Беседы Текст. / Св. Василий Великий. — М.: Изд — во Московского подворья Свято Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. — 384 с .

35. Веретенников, архим. Макарий. Новгородский святитель Геннадий и его церковно — просветительские труды Электронный ресурс. / Архим. Макарий Веретенников // Исторический вестник. — 2000. № 6. — Режим доступа: интернет: http: // sedmitza. ru .

36. Виллер, Э.А. Учение о Едином в античности и средневековье Текст. / Э.А. Виллер; пер. и общ. ред.: И.М. Прохорова . СПб.: Алетейя, 2002. — 668 с. - (Античная библиотека. Античная философия) .

37. Вишенський, 1ван. Твори Электронный ресурс. / 1ван Вишенський; ред. В. Шевчук. Режим доступа: интернет: http: // utoronto. са. ru .

38. Владимиров, Иосиф. Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву изу -графу и мудрейшему живописцу Симону Федоровичу Текст. / Иосиф Владимиров // Древнерусское искусство. XVII век / вступ. ст. и коммент. Е.С. Овчинникова. -М., 1964.

39. Волоцкий, преп. Иосиф. Просветитель Электронный ресурс. / Преп. Иосиф Волоцкий. Режим доступа: интернет: http: // old — rus. narod. ru .

40. Голубинский, E.E. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра Электронный ресурс. / Е.Е. Голубинский. — М., 1909. -Режим доступа: интернет: http: // sedmitza. ru .

41. Горфункель, А.Х. Ренессансный неоплатонизм. Пико делла Мирандола Электронный ресурс. / А.Х. Горфункель // Философия эпохи Возрождения. -М.: Высш. шк., 1980. С. 91 — 99. - Режим доступа: интернет: http // renais -sance. rchgi. spb. ru .

42. Гофф, Жак Jle. Интеллектуалы в Средние века Электронный ресурс. / Жак ле Гофф; пер. с франц. A.M. Руткевич. СПб.: Изд - во С. - Петербургского ун-та, 2003. - Режим доступа: интернет: http: // yanko. lib. ru .

43. Грек, Максим. Повесть о Савонароле Электронный ресурс. / Максим Грек. — Режим доступа: интернет: http: // old rus. narod. ru .

44. Грек, Максим. Сочинения в русском переводе Текст. В 3 ч. Ч. 1. Нравоучительные сочинения / Максим Грек. — Троице — Сергиева Лавра, 1910 — 1911.-288 с.

45. Грек, Максим. Сочинения в русском переводе Текст. В 3 ч. Ч. 2. Догма-тико полемические сочинения / Максим Грек. - Троице - Сергиева Лавра, 1910- 1911.-334 с.

46. Громов, М.Н. Максим Грек Текст. /М.Н. Громов. М.: Мысль, 1983. 199 с. - (Мыслители прошлого).

47. Древнерусская литература Текст. / Сост. Л.Д. Страхова. М.: Агенство « КРПА» «Олимп»; ACT, 2002. - 604 [4] с. - (Школа классика).

48. Духовный Регламент Электронный ресурс. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание I. СПб., 1830. - T.VI. № 3718. — Режим до — ступа: интернет: http: // atlash. narod. ru .

49. Жильсон, Этьен. Философия в Средние века. От истоков патристики до конца XIV века Электронный ресурс. / Этьен Жильсон; пер. С.С. Неретина.-Режим доступа: интернет: http: // agnuz. info, ru .

50. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения Текст. / Аввакум;

51. Громов, М.Н. Философская мысль в Древней Руси Электронный ресурс. / М.Н. Громов // Вестник славянских культур: Науч. и лит. худож. альма -нах. - М.: ГЛСК, 2000. - Вып. № 1. — Режим доступа: интернет: http: // countries. ru .

52. Дамаскин, Иоанн. Три слова в защиту иконопочитания Текст. / Иоанн Дамаскин; пер. с греч. А. Бронзова; ред. В.А. Грохи. — СПб.: Азбука — классика, 2001.- 192 с.

53. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа Текст. / Н.Я. Данилевский // Классика геополитики, XIX век: Сб. / Сост. К. Королев. М.: ACT, 2003.-718. [2] с.-(Philosophy).

54. Денисов, Андрей. О святых иконах Электронный ресурс. / Андрей Денисов // Поморские ответы. Режим доступа: интернет: http: // nesusvet. narod. ru.

55. Денисов, Симеон. История об отцах и страдальцах Соловецких Электронный ресурс. / Симеон Денисов. Режим доступа: интернет: http: // kirov. ru.

56. Древнерусская литература Текст.: Книга для чтения / Сост. Е.Б. Рога — чевская; ред. М.А. Злобшт. — М.: Школа — Пресс, 1993. — 320 с.ред. И. Назимов. М.: Терра - Книжный клуб, 2001. - 336 с. - (Русь православная).

57. Замалеев, А.Ф. Еретики и ортодоксы Текст. : очерки древнерусской духовности / А.Ф. Замалеев, Е.А. Овчинникова. Л.: Лениздат, 1991. - 247 с.

58. Замалеев, А.Ф. Идеи и направления отечественного любомудрия Текст. Лекции. Статьи. Критика / А.Ф. Замалеев. СПб.: Изд - ко - торг. Дом «Летний сад», 2003. - 212 с.

59. Замалеев, А.Ф. Отечественные мыслители позднего средневековья Текст. / А.Ф. Замалеев, В.А. Зоц. — Киев: Лыбидь, 1990. 173 с.: ил.

60. Зеньковский, В.В. История русской философии Текст. / В.В. Зеньков — ский. Харьков: Фолио; М.: Эксмо - Пресс, 2001. - 896 с. - (Серия «Анто -логия мысли»).

61. Зеньковский, С.А. Поморские беспоповцы Электронный ресурс. / С.А. Зеньковский // Русское старообрядчество. Духовные движения XVII века. -Мюнхен, 1970. Режим доступа: интернет: http: // kitezh. onega. ru .

62. Зеньковский, С.А. Русское мессианство Электронный ресурс. / С.А. Зеньковский // Русское старообрядчество. Духовные движения XVII века. -Мюнхен, 1970. Режим доступа: интернет: http: // apocalypse, orthodoxy, ru .

63. Знаменский, П.В. История Русской Церкви Электронный ресурс. / П.В. Знаменский; вступ. И. Соловьев. -М.: Крутицкое Патриаршье подворье.

64. Общество любителей церковной истории, 2000. — Режим доступа: интернет: http: // holytrinitymission. org. ru .

65. Имяславие. Антология Текст. / ред. Е.С. Пол и щук. — М.: Изд- во «Факториал Пресс», 2002. 544 с.

66. Ильин, И.А. Путь к очевидности Текст. : Сочинения / И.А. Ильин; сост. и вступ. ст. В. Кузнецова. — М.: Эксмо — Пресс, 1998. 912 с. - (Серия «Анто -логия мысли»).

67. Ильин, И.А. О грядущей России Текст.: Избранные статьи / И.А. Ильин; под ред. Н.П. Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. - 368 с.

68. Ионайтис, О.Б. Развитие учения Иоанна Дамаскина в философии Московской Руси Электронный ресурс. / О.Б. Ионайтис // София: Рукописный журнал ревнителей русской философии. — 2000. № 1. - Режим доступа: интер — нет: http: // virlib. eunnet. net. ru .

69. История философии Электронный ресурс.: Запад Россия - Восток. В 4 кн. Кн. 1. Философия древности и средневековья / Сборник. - М.: Греко -латинский кабинет, 1995-Режим доступа: интернет: http: //filosof. historic, ru .

70. История философии Электронный ресурс.: Запад Россия - Восток. В 4 кн. Кн. 2. Философия XV - XIX вв. / Сборник. - М.: Греко — латинский кабинет, 1995. — Режим доступа: интернет: http // filosof. historic, ru .

71. Камчатнов, A.M. Страницы из истории борьбы за церковнославянский язык Электронный ресурс. / A.M. Камчатнов// Ежегодная богословская конференция / Православный Свято — Тихоновский институт. М., 1997. — Режим доступа: интернет: http: // philology, ru .

72. Каравашкин, А.В. Московская Русь и «Ромейское царство» Электронныйресурс. / Л.В. Каравашкин. Режим доступа: интернет: http: // есс. ru .

73. Каравашкин. Л.В. Мифы Московской Руси: жизнь и борьба идей в XVI веке Электронный ресурс. / Л.В. Каравашкин. — Режим доступа: интернет: http: // есс. ru .

74. Карсавин, Л.П. Культура Средних веков Текст. / Л.П. Карсавин; примеч. А.В. Арсентьев. -М.: Изд ий дом «Книжная находка», 2003. — 222 с. : ил. — (Юность Европы).

75. Карсавин, Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях) Электронный ресурс. / Л.П. Карсавин. — М.: Изд во МГУ, 1994. - Режим доступа: интернет: http: // krotov. info, ru .

76. Карташев, А.В. История Русской Церкви Текст. В 2т. / А.В. Карташев. -М.: Эксмо — Пресс, 2000. — (Серия «Антология мысли»).

77. Карташев, А.В. Смысл старообрядчества Электронный ресурс. / А.В. Карташев // Сборник статей, посвященных П.В. Струве / «Церковь», 1992. — № 2. С. 18 — 22. - Режим доступа: интернет: http: // portal — credo, ru .

78. Керн, архим. Киприан. Антропология св. Григория Паламы Электронный ресурс. / Архим. Киприан Керн. — Режим доступа: интернет: http: // agnuz. info, ru.

79. Керн, архим. Киприан. Золотой век святоотеческой письменности Электронный ресурс. / Архим. Киприан Керн — М.: Паломник, 1995. — Режим доступа: интер- нет: http: // orthlib. mrezha. ru .

80. Ключевский, B.O. Исторические портреты. Деятели исторической мысли Текст. / В.О. Ключевский; сост. и прим. В.А. Александров. М.: Правда, 1990.-624 с.

81. Ключевский, В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник Текст. / В.О. Ключевский // Русская история: в 5 т. — М.: Рипол — Клас -сик, 2001. Т.4. - С. 479 - 792. - (Серия «Великая Россия»).

82. Кожинов, В.В. История Руси и русского слова. Опыт беспристрастногоисследования Текст. / В.В. Кожинов. М.: Эксмо - Пресс, 2001. - 512 с. — ( Серия «История России. Современный взгляд»).

83. Конрад, Н.И. Очерк истории средневековой Японии VI 1-ХVI вв. Текст. / Н.И. Конрад. М.: Искусство, 1980. - 144 с. : ил.

84. Концевич, И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси Электронный ресурс. / И.М. Концевич. Изд - во «Посад», 1994. — Режим доступа: интернет: http: // st-jhouse. narod. ru .

85. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Текст. В 3 кн. / Н.И. Костомаров; репринт, воспр. изд — ия 1873 — 1888 гг. Вед. Ред. В.И. Сишоков.-М.: Книга, 1991.

86. Кремлева, И.А. Старообрядчество Электронный ресурс. / И.А. Кремле-ва // «Русские». М.: Изд — во Ин — та этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо - Маклая, 1997. - С. 710 - 721. - Режим доступа: интернет: http // portal - credo, ru .

87. Крижанич, Юрий. Политика Электронный ресурс. / Юрий Крижанич.-М.: Новый свет, 1997-Режим доступа: интернет: http: // stepanov 01. narod. ru.

88. Кузанский, Николай. Избранные сочинения Электронный ресурс. / Николай Кузанский // Сочинения: в 2 т. М.: Изд - во «Мысль», 1979.—http: // agnuz. info, ru .

89. Кузанский, Николай. Об ученом незнании Текст. / Николай Кузанский; пер. с лат. С.Л. Лопашов. СПб.: Азбука, 2001. - 320 с.

90. Курбский, A.M. История о великом князе Московском Электронный ресурс. / A.M. Курбский; сост., коммент. Н.М. Золотухина. М.: УРАО, 2001. -Режим доступа: интернет: http: // fershal. narod. ru .

91. Курганский, иером. Тарасий. Перелом в древнерусском богословии Электронный ресурс. / Иером. Тарасий Курганский. М.: Изд - во Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории, 2003. — Режим досту — па: интернет: http: // pagez. ru .

92. Лазарев, B.H. Происхождение итальянского Возрождения Текст. В 2т. Т.1. Искусство Проторенессанса / В.Н. Лазарев. М.: Искусство, 1956. - 436 с.: ил.

93. Лазарев, В.Н. История Византийской живописи Текст. / В.Н. Лазарев; ред. Г.И. Вздорнов. М.: Искусство, 1986. - 332 с. : ил.

94. Лихачев, Д.С. Избранные работы Текст. В Зт. Т.1. О себе. Развитие русской литературы. Монографии / Д.С. Лихачев; ред. Т. Мельникова. — Л.: Худож. лит., 1987. 656 с.

95. Лихачев, Д.С. Избранные работы Текст. В Зт. Т.2. Великое наследие; Смех в Древней Руси: Монографии; Заметки о русском / Д.С. Лихачев. — Л. : Худож. лит., 1987. 496 с.

96. Литвинов, Володимир. Ренессансний гуманизм в Украни Электронный ресурс. / Володимир Литвинов. К.: Видавництво «Основи», 2000. — Режим доступа: интернет: http: // litopys. org. ua. ru .

97. Лосев, А.Ф. История античной эстетики Текст. В 8т. Т.2. Софисты, Сократ, Платон / А.Ф. Лосев; худож.-оформ. Б.Ф. Бублик. — Харьков: Фолио; М.: ACT, 2000. 846 с. - (Вершины человеческой мысли).

98. Лосев, А.Ф. ИАЭ Текст. В 8т. Т.4. Аристотель и поздняя классика / А.Ф. Лосев. Харьков: Фолио; М.: ACT, 2000. - 880 с. - (Вершины человеческой мысли).

99. Лосев, А.Ф. ИАЭ Текст. В 8т. Т.6. Поздний эллинизм / А.Ф. Лосев. — Харьков: Фолио; М.: ACT, 2000. 960 с. - (Вершины человеческой мысли).

100. Лосев, А.Ф. ИАЭ Текст. В 8т. Т.7. В 2кн. Последние века / А.Ф. Лосев.-Харьков: Фолио; М.: ACT, 2000. — (Вершины человеческой мысли).

101. Лосев, А.Ф. ИАЭ Текст. В 8т. Т.8. В 2кн. Кн.1. Итоги тысячелетнего развития / А.Ф. Лосев. Харьков: Фолио; М.: ACT, 2000. - 832. - (Вершины человеческой мысли).

102. Лосев, А.Ф. Самое само Текст.: Сочинения / А.Ф. Лосев; ред.А.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкий. М.: Эксмо - Пресс, 1999. — 1024 с. — (Серия «Анто — логия мысли»).

103. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения Текст. / А.Ф. Лосев. — М.: Мысль, 1978.-623 с. : ил.

104. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения Электронный ресурс. / А.Ф. Лосев.-М., 1978. Режим доступа: интернет: http: // philosophy, ru .

105. Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие Текст. / В.Н. Лосский. М.: Центр «СЭИ», 1991.288 с.

106. Макаров, Д.И. Антропология и космология св.Григория Паламы (на примере гомилий) Текст. / Д.И. Макаров.-СПб.: Изд во Олега Абышко, 2003.544 с. - (Серия «Библиотека христианской мысли». Исследования).

107. Макиавелли, Н. Государь Текст. / Н. Макиавелли // Избранное. — М. : Рипол классик, 1999. 800 с. — (Бессмертная библиотека).

108. Малинов, А.В. Философия истории в России Электронный ресурс. /

109. Л.В. Малинов. СПб.: Изд- ко - торг. дом «Летний сад», 2001. - Режим до -ступа: интернет: http: // anthropology, ru .

110. Матхаузерова, С. Древнерусские теории искусства слова Текст. / С. Матхаузерова. — Прага, 1976.

111. Медведев, И.П. Византийский гуманизм XIV XV вв. Текст. / И.П. Медведев; ред. И.А. Савкин. — СПб.: Алетейя, 1997. - 342 с. - (Серия « Византийская библиотека». Исследования).

112. Мейендорф, Иоанн. Введение в святоотеческое богословие Электрон — ный ресурс. В Зч. Ч.З. / Иоанн Мейендорф; пер. с англ. Л. Волхонская. -СПб.: Светослав, 1997. Режим доступа: интернет: http: // lib. eparhia -Saratov, ru.

113. Мейендорф, Иоанн. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке Электронный ресурс. / Иоанн Мейендорф. — Paris: Ymka Press, 1990. - Режим доступа: интернет: http: // portal — credo, ru .

114. Мейендорф, Иоанн. Духовное и культурное Возрождение XIV века Электронный ресурс. / Иоанн Мейендорф //Православие и современный мир. (Лекции и статьи). Мн.: Лучи Софии, 1995. - Режим доступа: интернет: http: // st-jhouse. narod. ru .

115. Мейендорф, Иоанн. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение Электронный ресурс. / Иоанн Мейендорф. Режим доступа: интернет: http: // pravoslavie. org. ru .

116. Мейендорф, Иоанн. Литургия или Введение в духовность Византии Электронный ресурс. / Иоанн Мейендорф // Альфа и Омега. 1995. — № 4. — С. 95 - 108. - Режим доступа: интернет: http: // typikon. narod. ru .

117. Мельников, Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядче — ской) Церкви Электронный ресурс. В 2ч. / Ф.Е. Мельников. — Режим до — ступа: интернет: http: // starover. boom, ru .

118. Мирандола, Пико делла. О Сущем и Едином. К Анджело Полициано Электронный ресурс. / Пико дела Мирандола; пер. и коммент. О.Ф. Кудрявцев. Режим доступа: интернет: http: // filosof. historic, ru .

119. Мирандола, Пико делла. Речь о достоинстве человека Электронный ресурс. / Пико делла Мирандола. — Режим доступа: интернет: http: // renaissance, rchgi. spb. ru .

120. Мир старообрядчества. Живые традиции Текст.: Результаты и перспективы комплексных исследований // Материалы международной научной конференции. Вып.4. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1998. — 463 е., илл.

121. Мистическое богословие Восточной Церкви Текст.: Пер. с древнегреч. / Сост. и предисл. Л.С. Кукушкин. — М.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. — 592 с. — (Б — ка «Р.Х. 2000. Серия «Религиозная философия»).

122. Неллас, Панайотис. Христианская антропология по св. Николаю Каваси-ле Электронный ресурс. / Панайотис Неллас; пер. с англ. Н.Б. Ларионова // « Человек». 2001. - № 5 - 6. - Режим доступа: интернет: http: // pagez. ru .

123. Нисский, свт. Григорий. Большое огласительное слово Текст. / Свт. Григорий Нисский; пер., примеч. и послесл. Ю.А. Вестель. — К.: Пролог, 2003.-380 с.

124. Новоселов, М. Спасение и вера по православному учению Электрон —ный ресурс. / М. Новоселов // Религиозно философская библиотека. — Вып. 31, 32. - Братство свт. Алексия, 1995. - Режим доступа: интернет: http: // old -rus. narod. ru .

125. Нуцубидзе, Ш.И. Творчество Руставели Текст. / III.И. Нуцубидзе. — Тб.: Заря Востока, 1958.

126. О причинах гибели царств Электронный ресурс. . — Режим доступа : интернет: http: // old rus. narod. ru .

127. О, Русская земля! Текст. / Сборн. памяти, древнерусск. публицист. XI -XVII вв.; сост., предисл. и примеч. В.А. Грихина. М.: Сов. Россия, 1982. -368 с. - (Б - ка рус. публицистики).

128. Палама, Григорий. Триады в защиту священно — безмолвствующих Текст. / Григорий Палама; пер. и предисл. JI.C. Кукушкина. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. - С. 389 - 507. - (Б - ка «Р.Х. 2000». Серия «Религиозная философия»).

129. Панарин, А.С. Православная цивилизация в глобальном мире Текст. / А.С. Панарин. М.: Алгоритм, 2002. - 496 с.

130. Панофски, Эрвин. Аббат Сюжер и аббатство Сен — Дени Электронный ресурс. / Эрвин Панофски; пер. и коммент. А.Н. Панасьев. Киев: Христиан, брат - во «Путь к истине», 1992-Режим доступа: интернет: http: // agnuz.info. ru .

131. Панофски, Эрвин. Готическая архитектура и схоластика Электронный ресурс. / Эрвин Панофски; пер. и коммент. А.Н. Панасьев. — Киев: Христиан, брат во «Путь к истине», 1992-Режим доступа: интернет: http: // agnuz.info. ru .

132. Панофски, Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от антично -сти до классицизма Текст. / Э. Панофски. СПб.: Аксиома, 1999. - 98 с. : ил.

133. Панченко, A.M. Русская культура в канун Петровских реформ Текст. / A.M. Панченко; вст. ст. II. Скатов // О русской истории и культуре. — СПб.: Азбука, 2000. С. 11 - 278 .

134. Панченко, A.M. Слово и знание в эстетике Симеона Полоцкого Текст. / A.M. Панченко // ТОДРЛ. М.; Л., 1970. - Т. XXV .

135. Перевезенцев, C.B. Тайны русской веры. От язычества к империи Текст. / С.В. Перевезенцев; ред. С.Н. Дмитриев. М.: Вече, 2001. - 432 с. - ( Тайны земли русской).

136. Письмо Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому Электронный ре — сурс. Режим доступа: интернет: http: // old - rus. narod. ru .

137. Платон. Пир Электронный ресурс. / Платон. -Режим доступа: интернет: http: // philosophy, ru .

138. Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий Текст. / Платон; пер. с древнегреч. А.Ф. Лосев, В.Ф. Асмус; вступ. ст., примеч. А.Ф. Лосев, А.А. Тахо Годи. - М.: Мысль, 1999. — 656 с. - (Классическая философская мысль).

139. Плигузов, А. Учение ранних «нестяжателей» в исторической перспективе: от «Предания» Нила Сорского до амортизационных мер Ивана IV

140. Электронный ресурс. / Л. Плигузов. Режим доступа: интернет: http: // stphilaret. ru .

141. Плифон, Георгий Гемист. Законы Текст.: Пер. И.П. Медведев / Георгий Гемист Плифон // И.П. Медведев. Византийский гуманиз.м XIV — XV вв. -СПб.: Алетейя, 1997. С. 220 - 290 .

142. Плотин. Избранные трактаты Текст. / Плотин. Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000.-320 с.

143. Плотин. Эннеады Электронный ресурс. / Плотин, Порфирий. Киев: УЦИММ - Пресс, 1995 - 1996. — Режим доступа: интернет: http: // psylib. org. ua. ru .

144. Повести и сказания Древней Руси Текст. / Изборник; сост. Н.В. Поныр-ко; ред. Д.С. Лихачев. СПб.: Диля, 2001. - 1152 с.

145. Полоцкий, Симеон. Вертоград многоцветный Текст. / Симеон Полоц -кий // Русская силлабическая поэзия XVII -XVII в.в. / Сост., вступ. ст. и примеч. A.M. Панченко; общ. ред. В.П. Адрианова Перетц. — Л.: Наука, 1970. -С. 115-167 .

146. Полоцкий, Симеон. Вирши Электронный ресурс. / Симеон Полоцкий // Вирши. Мн.: Мастацкая лггаратура, 1990; Н.К. Гудзий. Хрестоматия по древней русской литературе XI—XVII вв. — М., 2004. - Режим доступа: интернет: http: // historicdoc. edu. ru .

147. Полоцкий, Симеон. Вирши Электронный ресурс. / Симеон Полоцкий // Вирши; сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В.К. Былинин, Л.У. Звонарева. — Мн., 1990. — Режим доступа: интернет: http: // starbel. narod. ru .

148. Полоцкий, Симеон. Избранные сочинения Текст. / Симеон Полоцкий; подг. текст., ст. и коммент. И.П. Еремин. Репринт, воспр. изд — ия 1953 г. -СПб.: Наука, 2004. 280 с. - (Литературные памятники).

149. Полоцкий, Симеон. Псалтирь рифмотворная Текст. / Симеон Полоц — кий // Русская силлабическая поэзия XVII—XVIII в.в. / Сост., вступ. ст. и примеч. Л.М. Панченко; общ. ред. В.П. Адрианова- Перетц. — Л.: Наука, 1970. -С. 167-173.

150. Послание Геннадия Иоасафу Электронный ресурс. Режим доступа: интернет: http: // geocities. com. ru .

151. Послание старца Филофея великому князю Василию об исправлении крестного знамения и содомском блуде Электронный ресурс. — Режим до -ступа: интернет: http: // old rus. narod. ru .

152. Послание старца Филофея о неблагоприятных днях и часах Текст. // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А. Васильев; предисл. А.В. Гулыга-М.: Айрис Пресс, 2002. - С. 25 — 31. - (Библиотека истории и культуры).

153. Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной Святителя Петра (Могилы), Митрополита Киевского Электрон — ный ресурс. — Режим доступа: интернет: http: // orthodox, ua. ru .

154. Преподобный Нил Сорский и его устав о скитской жизни, изложенный епископом Иустином Текст. Аскетика или путь ко спасению / Иустин ( Попович); ред. Иларион (Алфеев). — Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001.- 128 с.

155. Прокл Диадох. Гимны Электронный ресурс. / Прокл Диадох; рус. пер. О.В. Смыки. Режим доступа: интернет: http: // centant. pu. ru .

156. Рассел, Б. История западной философии Электронный ресурс. / Б. Рас -сел. — Режим доступа: интернет: http: // philosophy, ru .

157. Ростовский, свт. Димитрий. Алфавит духовный Электронный ресурс. / Свт. Димитрий Ростовский. М.: Аксиос - АНО «развитие духовности, культуры и науки», 2002,-Режим доступа: интернет: http: // psylib. org. ua. ru .

158. Роттердамский, Э. Оружие христианского воина Текст. / Э. Роттердам — ский; пер. с лат. Ю.М. Каган // Похвала глупости: Сочинения. — М.: Эксмо — Пресс; Эксмо — Маркет, 2000. С. 15 - 168. — (Серия «Антология мысли»).

159. Русская идеология Текст. / Серафим (Соболев), Филарет Московский ( Дроздов), Иоанн Шанхайский (Максимович) // Православный богословский церковно монархический сборник. - М.: Лествица, 2000. — 432 с.

160. Рыжов, Ю.В. Философия иконы в традиции Востока и Запада Электронный ресурс. / Ю.В. Рыжов. Режим доступа: интернет: http: // binetti. ru .

161. Савонарола, Джироламо. Об искусстве хорошо умирать Электронный ресурс. / Джироламо Савонарола; пер., вступ. и коммент. Амвросий (Пого -дин) // Вестник РХД. Париж, 1981. - III - IV (№ 135). - Режим доступа: интернет: http: // wco. ru .

162. Сенатов, В. Философия истории старообрядчества Электронный ре —сурс. / В. Сенатов. Режим доступа: интернет: http: // sapov. ru .

163. Синицин, В. Пять аргументов Фомы Аквинского в пользу бытия Божия Электронный ресурс. / В. Синицин. Режим доступа: интернет: http: // binetti. ru .

164. Ситников, А.В. Философия Плотина и традиция христианской патристики Текст. / А.В. Ситников; предисл. А.В. Семушкин. — СПб.: Алетейя, 2001,242 с. — (Античная библиотека. Исследования).

165. Сказание о скончании седьмой тысящи Электронный ресурс. // Казако -ва, Н.А., Лурье, И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV -начала XVI в. М. - Л., 1955. - Режим доступа: интернет: http // sedmitza. ru .

166. Скрынников, Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV XVI вв. Текст.: Подвижники русской церкви / Р.Г. Скрынников. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ие, 1991.-397 с.

167. Скрынников, Р.Г. Святители и власти Текст. / Р.Г. Скрынников; реценз. Д.С. Лихачев, А.Я. Дегтярев. Л.: Лениздат, 1990. - 349 с .

168. Соловьев, B.C. Великий спор и христианская политика Текст. / B.C. Соловьев // Спор о справедливости: Сочинения. М.: Эксмо - Пресс; Харь -ков: Фолио, 1999.-С. 197-306.-(Серия «Антология мысли»).

169. Соловьев, B.C. Византизм и Россия Текст. / B.C. Соловьев // Спор о справедливости: Сочинения. — М.: Эксмо Пресс; Харьков: Фолио, 1999. — С. 663 - 702. - (Серия «Антология мысли»).

170. Сорский, преп. Нил. Предание и Устав о жительстве скитском Электронный ресурс. / Преп. Нил Сорский; предисл. изд — ля. Издатель

171. Елагин, 1869. — Режим доступа: интернет: http: // stnil. narod. ru .

172. Сорский, преп. Мил. Послания Электронный ресурс. / Преп. Мил Сор -ский; пер. и примеч. А.Н. Муравьев // Муравьев, А.Н. Русская Фиваида на Севере. М.: Паломник, 1999. — Режим доступа: интернет: http // stnil. narod. ru .

173. Спафарий, Николай. Арифмология Текст. / Николай Спафарий // Эстетические трактаты / подг. текст, и вступ. ст. О.А. Белоброва. — JL: Наука, 1978.-С. 87-124.

174. Спафарий, Николай. Книга избранная вкратце о девяти мусах и семи свободных художествах Текст. / Николай Спафарий // Эстетические тракта — ты / подг. текст, и вступ. ст. О.А. Белоброва. JL: Наука, 1978. — С. 25 — 47.

175. Студит, Феодор. Подвижнические наставления монахам Текст. / Фео -дор Студит // Добротолюбие в русском переводе. В 5 т. Т. 4. / пер. св. Фео -фан Затворник. Репринт изд — ия 1889 г. — М.: Паломник, 2000. — 688 с.

176. Тажуризина, З.А. Николай из Кузы Электронный ресурс. / З.А. Тажу -ризина // Кузанский, Николай. Сочинения в 2 томах. — М.: Мысль, 1979, — Режим доступа: интернет: http: // agnuz. info, ru .

177. Татаркевич, В. История философии. Античность и Средневековье Электронный ресурс. / В. Татаркевич. — Изд во Пермского ун - та, 2000. -Режим доступа: интернет: http: // agnuz. info, ru .

178. Тахо Годи, А.А. Гимнография Прокла и ее художественная специфика Электронный ресурс. / А.А. Тахо - Годи // Живое наследие античности. Вопросы классической филологии.- М., 1987. - Вып. 9. — Режим доступа: интернет: http: // centant. pu. ru .

179. Тертуллнан, Квинт Септимий Флоренс. О воскресении плоти Текст. / Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан; послесл. И. Попов // Апология. М.: ACT; СПб.: Северо - Запад Пресс, 2004. - С. 4 - 100. - (Philosophy).

180. Тимофеев, Иван. Временник Электронный ресурс. / Иван Тимофеев; пер. О.А. Державина. М. - JL: АН СССР, 1951. - Режим доступа: интернет: http: // vostlit. narod. ru .

181. Тимофеев, Иван. Временник Текст. / Иван Тимофеев; пер. и коммент. О.А. Державина. Под ред. чл. кор. АН СССР В.П. Адриановой-Перетц. Репринт. Воспр. изд- ия 1951 г. - СПб.: Наука, 2004. - 512 с. : ил — (Литературные памятники).

182. Толстой, М.В. История Русской Церкви Текст. / М.В. Толстой. — Изд-во Спасо Преображ. Валаамского монастыря, 1991. - 736 с. : ил.

183. Трубецкой, Е.Н. Этюды по русской иконописи Текст. / Е.Н. Трубец -кой // Смысл жизни. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2000. - С. 335^140 - (Б - ка «Р.Х. 2000». Серия «Религиозная философия»).

184. Успенский, Б.А. Этюды по русской истории Текст. / Б.А. Успенский. -СПб.: Азбука, 2002. 480 с.

185. Успенский, Л.А. Богословие иконы Православной Церкви Электрон -ный ресурс. / Л.А. Успенский. Изд — во братства во имя святого Александра Невского, 1997. - Режим доступа: интернет: http: // sedmitza. ru .

186. Успенский, Ф.И. История Византийской империи Текст. В 5 т. Т. 5. Отдел VIII. Ласкари и Палеологи / Ф.И. Успенский; сост. Л.В. Литвинова. — М.: Астрель; ACT, 2002. 560 с. - (Классическая мысль).

187. Ушаков, Симон. Слово к люботщательному иконного писания Электронный ресурс. / Симон Ушаков // Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. Антология / Сост. и ред. I I.К. Гаврюшин. -Режим доступа: интернет: http: // nesusvet. narod. ru .

188. Федотов, Г.П. Святые Древней Руси Текст. /Г.П. Федотов; сост. и вступ. ст. Л.С. Филоненко. М.: ACT, 2003. - 700, [4] с. - (Philosophy).

189. Федотов, Г.П. Судьба и грехи России Текст.: В 2-х тт. Т. 1. / Г.П. Федотов; сост., вст. ст., примеч. В.Ф. Бойков // Избранные статьи по философии русской истории и культуры. — С. — Петербург: София, 1991. —352 е.: портрет.

190. Фичино, Марсилио. Комментарии на «Пир» Платона Электронный ре -сурс. / Марсилио Фичино. — Режим доступа: интернет: http: // renaissance, rchgi. spb. ru .

191. Флоренский, П.А. Иконостас Текст. / П.А. Флоренский; сост., вст. ст. и примеч. С. Филоненко // Имена: Сочинения. — М.: Эксмо — Пресс; Харьков: Фолио, 1998. — С. 341 -448. (Серия «Антология мысли»).

192. Флоренский, П.А. Имяславие как философская предпосылка Текст. / П.А. Флоренский // Имена: Сочинения — М.: Эксмо — Пресс; Харьков: Фолио, 1998. С. 273 — 340. - (Серия «Антология мысли»).

193. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины Текст.: Опыт право — славной теодицеи / П.А. Флоренский. М.: ACT, 2003. - 640 с. — (Philisophy).

194. Флоренский, П.А. Троице Сергиева Лавра и Россия Текст. / П.А. Флоренский; вступ. ст. и примеч. А.С. Филоненко // Христианство и культура. - М.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. - С. 490 - 507. - (Б - ка «Р.Х. 2000. Серия «Религиозная философия»).

195. Флоровский, Г.В. Восточные отцы Церкви Текст. / Г.В. Флоровский; ред. А.Н. Гопаченко. М.: ACT, 2003. - 633, [7] с. - (Philisophy).

196. Фролов, Э.Д. Русская наука об античности Электронный ресурс. / Э.Д. Фролов; предисл. авт. Изд - во С. - Петербургского ун - та, 1999. — Режим доступа: интернет: http: // rome. vvebzone. ru .

197. Хворостинин, И.А. Словеса дней, и царей, и святителей московских Электронный ресурс. / И.А. Хворостинин. — Режим доступа: интернет: http: // old rus. narod. ru .

198. Хоружий, C.C. Православная аскеза — ключ к новому видению человека Электронный ресурс. / С.С. Хоружий. Режим доступа: интернет: http: // wco. ru.

199. Хрестоматия по древней русской литературе XI XVII вв. Текст. / Сост. Н.К. Гудзий. - М.: Просвещение, 1973. - 550 с.

200. Чудовской, Евфимий. Вопросы и ответы по русской иконописи Электронный ресурс. / Евфимий Чудовской //Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. Антология / Сост. и ред. Н.К. Гаврюшин. - Режим доступа: интернет: http: // nesusvet. narod. ru .

201. Шапошников, JI.E. Консерватизм, новаторство и модернизм в русской православной мысли XIX XX веков Текст.: Монография / Л.Е. Шапош — ников. - Н. Новгородб Изд - во НГПУ, 1999. - 275 с.

202. Шаховской, С.И. Летописная книга Электронный ресурс. / С.И. Шаховской. Режим доступа: интернет: http: // old - rus. narod. ru .

203. Шпенглер, О. Закат Европы Текст. / О. Шпенглер; вст. ст. и комм. Г.В. Драч. Ростов н / Д: Феникс, 1998. - 640 с.

204. Экхарт, Майстер. «Liber» Benedictus Текст. / Майстер Экхарт; сост., пер. со средневерхнемецк. и лат., предисл. и примеч. М.Ю. Реутин // Об отрешенности. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. - С. 170 — 220. - ( Книга света).

205. Эфесский, Марк. О сущности и энергии Электронный ресурс. / Марк Эфесский; пер. А.Ф. Лосев. Режим доступа: интернет: http: // orthodoxia. org. ru.

206. Языкова, И.К. Богословие иконы Электронный ресурс. / И.К. Языкова.-М.: Изд — во Православного ун — та, 1995. — Режим доступа: интернет: http: // nesusvet. narod. ru .

207. Ямвлих. Комментарии на диалоги Платона Текст. / Ямвлих; пер. с древнегреч., вст. ст., коммент. Р.В. Светлов. СПб.: Але — тейя, 2000. — 319 с. - (Античная библиотека).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.