Религиозно-политические процессы на Северном Кавказе и их влияние на безопасность России: Политологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Баринов, Виктор Вадимович

  • Баринов, Виктор Вадимович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 168
Баринов, Виктор Вадимович. Религиозно-политические процессы на Северном Кавказе и их влияние на безопасность России: Политологический анализ: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2005. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Баринов, Виктор Вадимович

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования религиозно-политических процессов на Северном Кавказе.

1.1. Религиозно-политические процессы: сущность, структура и разновидности.

1.2. Генезис религиозно-политических процессов на Северном

Кавказе.

Глава 2. Влияние религиозно-политических процессов на безопасность России в Северо-Кавказском регионе.

2.1. Радикалиция религиозно-политических процессов на Северном Кавказе как угроза национальной безопасности России.

2.2. Приоритетные направления деятельности органов государственной власти по противодействию религиозно-политическому экстремизму на Северном Кавказе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозно-политические процессы на Северном Кавказе и их влияние на безопасность России: Политологический анализ»

Для России, как и для каждого государства, проблема безопасности имеет принципиально важное значение. Последние пятнадцать лет в стране идут активные общественно-политические процессы, связанные с социальной трансформацией и изменением геополитических условий. Известно, что часть регионов постсоветского пространства обнаружила стремление двигаться в сторону Запада, другая часть регионов испытывает мощное притяжение мусульманского мира, третья ориентируется на преимущества интеграции славянских народов. Таким образом, российская политическая сцена насыщена разновекторны-ми процессами, среди которых особое место занимают религиозно-политические процессы на Северном Кавказе.

Активизация религиозно-политических процессов сопряжена не только с положительными факторами возврата к традициям, росту национального и культурного самоуважения, но и с отрицательными, когда многие люди трактуют религию упрощенно, не познав глубин своей веры, безапелляционно навязывая свои мнения другим, давая тем самым повод для вражды, конфликтов, социальных и национальных взрывов.

Все чаще подобные проявления можно наблюдать в Северо-Кавказском регионе, где обращение к религиозным лозунгам и символам порой прикрывает экстремизм, нетерпимость, террористическую практику, прямое насилие, борьбу за власть. Ослабление российского государства, ошибки политиков и негативные последствия общественных преобразований последнего десятилетия дали возможность проявиться радикальным, экстремистским силам на Северном Кавказе, где религиозно-политические процессы приняли угрожающий характер для безопасности России.

Актуальность исследования религиозно-политических процессов на северном Кавказе, их влияния на безопасность России обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, местом и ролью Северного Кавказа в истории российской государственности, его объективной вовлеченностью в российскую государственную политику.

Важность региона для России объясняется тем, что несмотря на то, что страна в течение многовековой истории пережила различные и многочисленные угрозы и с Запада, и с Востока, но именно с кавказского направления военная опасность для российского государства была и остается явлением наиболее постоянным и традиционным. Северо-Кавказский регион всегда представлял собой крайне важный стратегический узел, являлся связующим звеном между Европой и Центральной Азией, обеспечивал выход к системе трех морей, здесь исторически проходят основные экономические, транспортные и транзитные пути из России в государства Закавказья и далее - в страны Азии, дублировать которые практически не представляется возможным. Можно утверждать, что тот, кто обладает влиянием в этом регионе, в той или иной мере владеет значительной частью евроазиатского континента. Во всем мире более чем достаточно сил, заинтересованных в расшатывании стабильности, ослаблении позиций России на Северном Кавказе.

Во-вторых, необходимостью осмысления и политологического анализа исторического опыта реализации российской государственной политики на Северном Кавказе. Характер и содержание религиозно-политических процессов в регионе свидетельствует об их традиционности, исторической и политической обусловленности, что определяет необходимость исследования их сущности, содержания и специфики проявлений.

Несомненно, что проявление экстремизма в религиозной сфере - явление не новое для Северного Кавказа. Достижение политической власти под религиозными лозунгами всегда было в ходу у социально активной части населения региона. Радикализация религиозно-политических процессов в СевероКавказском регионе стала следствием социально-экономического и политического кризиса в России, перехода от одной общественной системы к другой. В результате общественных трансформаций социально незащищенной оказалась значительная часть населения, резко возросла имущественная поляризация населения. На Северном Кавказе молодежная безработица, коррупция, социальное расслоение, пренебрежение законом, замена его нормами религиозного культа, этноконфессиональные противоречия и др. аспекты социальной несправедливости проявились сильнее, что способствовало появлению и распространению среди населения религиозно-политических взглядов, нетрадиционных для местного населения.

В-третьих, состоянием и динамикой развития современной внутриполитической обстановки в регионе, отличающейся крайней нестабильностью и непосредственно влияющей на состояние национальной безопасности Российской Федерации. Нынешняя действительность свидетельствует о том, что одну из реальных угроз для России представляют внутренние конфликты в Северо-Кавказских республиках, характеризуемые не только тяжелым экономическим и социально-политическим положением, но активностью религиозно-политических процессов. Поверхностное отношение российских государственных структур к этому политическому явлению создало ситуацию, когда пустующие пространства политической сцены заняли самые разнообразные участники (акторы) религиозно-политического процесса, среди которых наиболее заметную активность проявляют США, Турция, Саудовская Аравия, Иран и др. страны.

Основной тенденцией современной религиозно-политической практики в регионе является скрытое и явное противостояние российской политике, предполагающее дальнейшее вытеснение России из Кавказского региона, сужение и ограничение ее интересов на данном направлении. Именно это обстоятельство требует от органов государственной власти и всего общества выработки согласованной политики по противодействию религиозно-политическому экстремизму на Северном Кавказе.

В-четвёртых, необходимостью методологического анализа понятия «религиозно-политические процессы», в настоящее время являющегося недостаточно разработанной категорией политологии, в отличие от категории «политические процессы».

Недостаток научных работ и исследований по избранной научной теме, необходимость осмысления и политологического анализа исторического опыта противодействия экстремизму, особенно в религиозной сфере, требует уточнения данного понятия, его сущности и определения специфики на Северном Кавказе. Сегодня необходимо осмыслить исторические истоки радикализации религиозно-политических процессов в регионе, механизм превращения их в экстремистские и террористические формы борьбы за артикуляцию интересов.

Степень научной разработанности темы. В исторической, философской, политологической, религиозной литературе, политической и периодической печати можно выделить группы работ, авторы которых так или иначе рассматривали, разрабатывали или приближались к необходимости рассмотрения влияния религии на политику, взаимодействия государственных и религиозных институтов.

В первую очередь следует выделить источники, заложившие методологические подходы к исследованию религиозных процессов, их влияния на политику и общество в целом. Традиция философского анализа религиозных процессов уходит в глубокую древность. Одну из самых фундаментальных попыток отчетливо поставить и разрешить проблему духа предпринял древнегреческий философ Платон. В его философии бесплотное неопределенное идеальное начало превращается в достаточно четко систематизированную и иерархизиро-ванную структуру, которая «держит» мир, составляет его основу. Именно идеальное начало у него является первосущим, а материальный мир лишь его несовершенное подобие1. В средневековье идеи Платона получили неожиданное продолжение и своеобразное развитие в христианстве. Сделавшись монополистом духовной жизни Европы чуть ли не на тысячу лет, христианская религия существенно изменила шкалу основных жизненных ценностей. Легкое пренебрежение Платона материальной стороной жизни сменилось ее однозначным принижением и соответственно возвеличиванием Бога.

1 См.: работы Платона «Государство», «Политик», «Законы» и др.//Гуманитарные основы управленческой деятельности. Хрестоматия в 2-х т. - М.: АФПС, 2003. т.1. - 430 с.

Эпоха Возрождения и Новое время попытались освободить общественное сознание от излишнего засилья религиозных догм и фактической власти церкви. На место божьего разума был водружен не менее категоричный авторитет — разум человеческий. В эпоху Просвещения эта тема нашла свое дальнейшее развитие и из сферы гуманитарных исследований перешла в сферу социальных, а затем в XX веке и политических изысканий. А.Токвиль утверждал, что религия является источником формирования гражданственности и патриотизма1. Несмотря на провозглашенный Руссо и Вольтером приоритет науки в «век просвещения» над религией в знаменитой Энциклопедии Дидро и Алам-бера в статьях «Религия» и «Христианство» говорится, что государство безусловно извлекает пользу из религии, ибо она прививает «народу уважение к данным им законам»2. Их резюме: религия должна соответствовать политическим интересам и самым лучшим является то законодательство, которое основано на уже имеющейся религии.

Однако после того как немецкая классическая философия педантично проанализировала реальные возможности человеческого разума (И.Кант), показала его диалектическую противоречивость, попыталась выстроить историю эволюции духа (Г.Гегель), стало ясно, что разум не может сам по себе остановить религиозные процессы.

Несомненная заслуга четкой постановки и решения вопроса о происхождении человеческого разума и движущих пружинах его эволюции принадлежит К. Марксу. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали важность изучения религиозных процессов в истории человечества. История творения людьми религий в целом, инициация того или иного религиозного процесса представляет собой чередование такого рода событий, которые протекают подобно природному процессу, но подчинены законам социального движения и духовного развития человечества . Для нашего исследования важно то, что классики связывали в единое целое понятия

1 См.: Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1994. - С.9-15.

2 История в энциклопедии Дидро и Аламбера. - JI. 1978. - С.124-132.

3 См.: Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21. - С.305. мифологии, религиозного сознания, политического сознания, идеологии. К.Маркс считал религию и идеологию ложной формой массового сознания. Анализируя отношение марксистов к религии, русский философ Н.А. Бердяев писал, что для Маркса «проблема религии была прежде всего проблемой изменения сознания, связанного, конечно, с социальной борьбой»1 М.Вебер считал функцию смысло-полагания основной функцией религии и исследовал влияние религии на развитие экономики, политических систем . Э.Дюркгейм рассматривал религию как фактор о социальной интеграции общества . Теоретическое обоснование понимания религии как важного условия стабильности разработано Т.Парсонсом4. В.Парето уделял много внимания изучению верований, лежащих в основе идеологий. Он дал классификацию социальных мифов5. Рассмотрение идеологии как социальной мифологии и средства социальной интеграции, сплачивающей людей, продолжил французский социолог Ж. Сорель6. К. Манхейму принадлежит классификация политических идеологий XX века. Он ближе всех подошел к проблеме взаимодействия религии и политики7.

О месте религии в политической культуре можно сделать вывод из работ Г. Алмонда и С. Вербы, которые дали наиболее известную в науке классификацию политических культур, базирующуюся на ценностных представлениях человека о власти8.

Известные психоаналитики 3. Фрейд и К. Юнг рассмотрели вопрос о влиянии религиозного и политического на психологию людей. 3. Фрейд отмечал значение включенности личности в политический процесс и о психологических особенностях этого вида деятельности9. К. Г. Юнг открыл коллективное бессознательное и доказал, что именно там заложена общность религиозного и

1 См.: Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990 - С. 131.

2 Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма. - М., 1990.- С.56-59.

3 Дюркгейм Э. Социология и теория познания //Хрестоматия по истории психологии - М., 1980. - С.35-47.

4 Парсонс Т. Социальная система. - М., 1952. - С.3-7,24-28.

5 Парето В. О применении социологических теорий// Социс. 1995. №10: 1996 №1.

6 Сорель Ж. Размышления о насилии - М.,1907. - с.3-17, 47-51.

7 Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - С.3-19, 25-57.

8 См.: Almond G. Verba S. The Civil Culture Revicted. - Boston - Toronto, 1980. P.3-47.

9 Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура. - М.,1992. - С. 12-17. политического сознания. По Юнгу, чтобы овладеть настроениями масс, идеолог должен постоянно осмысливать вереницу архетипов. Тогда он сможет использовать разнообразную символику для определенной настройки коллективных переживаний, для дирижирования эмоциями и представлениями людей будь то в религиозной или в политической сферах1.

Важное место среди источников, посвященных анализу религиозных процессов, занимают работы русских религиозных мыслителей конца XIX - XX века. В этот период в России вопрос о соотношении церкви, государства, религии, нации обсуждался весьма активно. В науке он получил обобщающее название «русской идеи», над которым трудились великие умы современности: И.А.Ильин, Н.А.Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л.Франк, В.С.Соловьев, Н.О. JIocл ский и др. . Для нашего исследования важно то, что русские философы не отрицают участия религии и церкви в политическом процессе а, наоборот, часто его абсолютизируют.

В советской науке, в силу декларируемого атеизма, писать об участии церкви в политическом процессе было невозможно, изучалась роль церкви и религии в политической истории дореволюционного Российского государства, либо на примере зарубежных стран. Тем не менее, проблема отношений государства и церкви обсуждалась, но с марксистко-ленинских - атеистических позиций. В качестве примера можно привести книгу Г. Эзрина «Государство и церковь», где автор замечает что, религия представляет собой одну из многих форм общественного сознания, но ни одна из этих форм (за исключением политической идеологии и правосознания) не сыграла такой роли в политической жизни общества, как религия. Ни в одной из них (за тем же исключением) не возникло организаций, равных по своему могуществу и влиянию религиозным организациям церкви. В политической жизни религия может участвовать по

1 Юнг КГ. Архетип и символ. - М. 1991. - С.4-6, 17-19.

2 См.: Ильин И.А. Наши задачи. - Париж - Москва, 1992. - 121 е.; Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990. - 185 е.; Булгаков С.Н. Христианский социализм -Новосибирск, 1991. - 230 е.; Франк СЛ. Смысл жизни. - М., 1994. - С.21-27.; Соловьев B.C. Русская идея,- М.1992. - С.3-15.; Лосский Н.О. Характер русского народа - М., 1990. - С.5-11,29-42. разному: непосредственно через религиозную деятельность: с помощью своих социальных учений, разработанных в лоне церкви; через политическую деятельность религиозных организаций. Если религиозное направление создает свою систему учреждений, свою церковную организацию, то его роль в жизни общества становится более заметной, а влияние на политическую жизнь превращается в прямое участие в ней. В странах, где церковь отделена от государства, религиозные организации могут представлять собой часть политической системы общества, но не входить в состав государственных органов. В тех странах, где церковь не отделена от государства, религиозные организации могут входить в аппарат государства. Возможен случай, когда государственная власть полностью оказывается в руках религиозной организации (Ватикан)1.

В 70-е годы XX века появился ряд интересных работ по проблемам «вторичного сознания». К примеру, в монографии П.С. Гуревича «Социальная мифология» дается подробный обзор работ советских и зарубежных исследователей по теме возникновения и развития идеологий, взаимосвязи социальных мифов и политики, роли мифов в политике. Вопросами мифа, как вида сознания, занимались такие крупные философы как А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили. Проблемой взаимодействия религиозных и политических идеологий активно о занимался академик Э.А. Поздняков . Кардинальное изменение политического бытия российского общества вызвало необходимость в научных работах, исследующих особенности проявления экстремизма в различных сферах, в том числе и религиозной.3

1 См.: Эзрин Г. Государство и церковь. - М. 1974. - С.3-14.

2 См.: Гуревич П.С. Социальная мифология. - М., 1983. - С.3-44; Лосев А.Ф. Мифология, культура, наука. - М.,1990. - СЛ1-36; Мамардашвили М.К. Классические и неклассические идеалы рациональности. - Тбилиси, 1984. - С.3-7, 21-29; Поздняков Э.А. Философия политики-М., 1994.-464 с. j

Абазов Р., Василивецкий А., Пономарев В. (под редакцией А.Верховского). Ислам и политическая борьба в странах СНГ. - М.: Панорама, 1992; Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. - М.: Мысль, 2002. - 317 е.; Арестов В.Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления. - Харьков, 1987. -147 е.; Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. - Махачкала, 1999. - 162 е.; Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. - М.: Политиздат, 1985; Гараджа В. Политика и религия. - М.: Наука и религия, №3,1991.-С.2-3, №5.-С.2-3; Герейханов Г.П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России (философско

Следующая группа источников, в которых рассматриваются религиозно-политические процессы, включает политические и социологические исследования, посвященные проблеме нейтрализации радикализации религиозно-политических процессов, предупреждения и пресечения проявлений различных форм экстремистской активности, ограничения его действий.1 политологический анализ): Дис. канд. филос. наук. - М.: АФПС, 1999. - 198 е.; Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. - М.: Наука, 1985; Ильин И.В. О терроре и терроризме: природа, сущность, причины, проявления // Информационный сборник «Безопасность». - 2001. - №7 - 12. - С. 312-342; Курбанов Г. Религия и политика террора. - Махачкала: «Народы Дагестана», 2002. - 110 е.; Коровинов А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. - М., 1990. - С.7-10; Краснов М.П. Политический экстремизм — угроза государственности // Российская юстиция.-1999. - № 4. - С. 22-28; Лопаткин Р.А. Экстремизм религиозный // Политическая энциклопедия. - М.: Мысль, 2001. - Т.2. - С. 637-638; Малышева Д.Б. Религия и общественно-политическое развитие арабских и африканских стран,- М.: Наука, 1986; Мчедлов М. Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы. - М.: Свободная мысль №5,1993.- С.52-62; Непесов М.М. Современный терроризм: социальные истоки, цели, проявления. - М., 1984. - 63с. Организованный политический экстремизм // Российский монитор. - М., 1996. - Выпуск №7. С.29-43; Одинцов М.И. Государство и церковь: История взаимоотношений, 1917-1938 гг. - М.: Знание, 1991; Религия и политика в посткоммунистической России /Материалы «круглого стола»/Вопросы философии №7,1992.-С.6-33; Полонская J1.P. Советский исламский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития // Азия и Африка сегодня. 1994, №1; Саидбаев Т.С. Политика и религия. -М.: Соц-политические науки № 9, 1991.- С.45-53; Степаньянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике. - М.: Наука, 1982; Телякавов М.П. Экстремизм в деятельности религиозных объединений на Северном Кавказе как угроза региональной безопасности России (политологический анализ): Дис.канд.полит.наук. - М.:ПА ФСБ РФ,2003. - 178 е.; Филатов С.Б. Католическая церковь и внешняя политика США //США: экономика, политика, идеология № 5, 1984.-С.40-50; Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия и политика в массовом сознании. - М.: Социолог, исследования. №7, 1992.-С.З-12; Шведов В. Религия и политика. -М: Межд. жизнь №5, 1992.-С.48-59.

1 Авцинова Г.И. Политический радикализм в России: концептуальные подходы к понятию и пути нейтрализации // Вестник Московского университета. Политические науки. - Серия 12. 1995. № 3 С.47-58; Авдеев Ю.И. Терроризм как социально-политическое явление // Современный терроризм: состояние и перспективы. - М.:Эдиториал УРСС, 2000.-С.36-54; Воронов И.В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации: Дис. канд. полит, наук. - М.: РАГС, 2003; Джемаль Гейдар. Освобождение ислама. - М.: «Умма», 2004. - 412 е.; Ерошин В.П. Некоторые вопросы повышения борьбы с терроризмом // Терроризм, роль и место органов безопасности России в борьбе с ним: Сб. материалов науч.-практ. конф. - М.: Академия МБ, 1992. - 99 е.; Кисриев Э. Ислам в общественно-политической жизни Дагестана //Мусульмане изменяющейся России. - М.: РОССПЭН, 2002. - С.261-278; Кудрина Н.Н. Политический терроризм: сущность, формы проявления, методы противодействия: Дис. канд. полит, наук. - СПб., 2000. - 211 е.; Майдыков А.Ф., Козлов В.Б. Место и роль ОВД в предупреждении и пресечении криминальных проявлений политического экстремизма. — М., 1996. - 45 е.; Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним: Сб. науч. тр. - М., 1998. - 151с; Межнациональные конфликты: место и роль органов внутренних дел в межнациональных конфликтах // Материалы конференции Академии МВД РФ. - М., 1992; Международный терроризм и право /реферативный сборник. - М.: Институт

Очередная группа источников включает научные труды, которые исследуют проблемы взаимосвязи политики, войны и религии, межконфессиональных конфликтов и войн1. Особое место среди них занимают труды, посвящён-ные исламской концепции джихада, которую пытаются актуализировать экстремистские силы2.

Особая группа источников представлена зарубежной библиографией, включающей в себя работы, посвященные политическим процессам, управлению ими, изучению радикализации религиозно-политических процессов, в том числе на Северном Кавказе3. научной информации по общественным наукам РАН. 2002. - 147 е.; Шахов М.Н. Теоретические проблемы современного терроризма. - М.: ИБПИТ, 2003. - 280 с.

1 См.: Арухов З.С. Вооруженные конфликты на Северном Кавказе в свете теории и практики джихада //Сборник Ислам и политика на Северном Кавказе. - Ростов-на-Дону.: СККУ ВШ, 2001. - С.115-142; Дельмаев Х.В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада. (Критический философско-социологический анализ).- М.: ВПА, 1987; Добаев И.П. Традиционализм и радикализм в современном исламе на Северном Кавказе//Сборник Ислам и политика на Северном Кавказе. - Ростов-на-Дону.: СККУ ВШ, 2001. - С.142-145; Керимов Г.М. Проблемы войны и мира в исламе//Вопросы научн. Атеизма. Вып.31.-М.:Мысль. 1993; Кудрявцев А.В. Ислам и ближневосточный конфликт/Доктрина джихада в идеологии и политике. Дис.канд. ист. наук.-М.: ИВАН СССР, 1984; Его же. Политический аспект современных концепций джихада/Ислам в совр. политике стран Востока.-М.:Наука, 1986.-С.103-112; Левшуков Р.А. Религиозный экстремизм в Карачаево-Черкесской республике//Сборник Ислам и политика на Северном Кавказе. - Ростов-на-Дону.: СККУ ВШ, 2001. — С.95-100; Лукьянов А.Г. Этноконфессиональная ситуация в Северо-Кавказском регионе как угроза национальной безопасности России (философско-политологический анализ): Дис.канд.полит.наук - М.: МЭПИ, 2004. - 198 е.; Марков Н.Н. Государственная национальная политика Российской Федерации на Северном Кавказе (политологический анализ): Дис.канд.полит.наук - М.: АФПС РФ, 2001. - 168 е.; Малышева Д.Б. Религиозный фактор в вооружённых конфликтах современности: Развивающиеся страны Азии и Африки в 70-80 годы/АН СССР, Институт мир. экономики и межд. отношений.-М.: Наука, 1991; Сагадеев А. Джихад //Наука и религия №6,1986.-С.18-20; Тожиддинов Т. «Концепция джихада» и исламская политическая терминология//Современный ислам: проблемы политики и идеологии. Вып.З.Часть2/ДСП/- М.: Наука, 1985.- С.102-110; Тегин Ю.А. Идеологическая концепция Ассоциации «Братьев-мусульман» как орудие реакции /критический анализ. Дис.канд. фи-лос. наук.- М.:ВПА, 1983/ДСП/; Ханбабаев К.М. Ваххабизм в Дагестане//Сборник Ислам и политика на Северном Кавказе. - Ростов-на-Дону.: СККУ ВШ, 2001. - С.32-47; и др.

2 Тагаев М. Наша борьба, или повстанческая армия имама. - Киев: Наука, 1997; Хачилаев Н. Руководство к программе всемирного восстания мусульман. Из книги «Наш путь к газава-ту»Д999; Сойли Нистен-Хааарала. Российско-Чеченский конфликт - международное право и политика // Чечня и Россия: общества и государства. - М.: Политинформ-Талбури, 1999; Гордин Я. Трагедия взаимной бескомпромиссности //Terra incognita. Ежемесячный правозащитный журнал. - №2 (6). - Февраль 2002; и др.

3 Arenolt Н. 1986. Communicative Power.-S.Lures (ed.) Power. Oxford: Blacrwcll; Bachrach P. And Baratz M.S. 1970; Power and Poverty: Theory and Practice. N.Y. - L. -Toronto: Oxford University Press; Bernard J. A. Where is the Modern Sociology of Conflict? // American Journal of So

Таким образом, анализ источников свидетельствует о том, что накоплен серьезный теоретический материал, раскрывающий место религии в политических процессах, раскрыта проблема радикализации политических процессов, прописан механизм противодействия экстремизму, по ликвидации порождающих его развитие факторов и усилению конституционных мер по борьбе с ним. Вместе с тем, недостаточно внимания в научной литературе уделено разработке стратегии противодействия радикализации собственно религиозно-политических процессов, экстремизму в религиозной сфере, малоизученной остается религиозно-политическая ситуация на Северном Кавказе, отдельные проявления которой выступают как угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Актуальность темы, предпосылки её научного и практического решения определяют объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования является сфера взаимодействия религиозно-политических процессов и безопасности государства на Северном Кавказе.

Предметом диссертационного исследования выступает политологическая рефлексия сущности, содержания и особенностей религиозно-политических процессов на Северном Кавказе, их влияния на безопасность России.

Гипотеза исследования. Пассивность участия органов государственной власти в религиозно-политических процессах вызвала нарушение механизма управления обществом в регионах, где религия является составной частью общеciology. 1950, №17, р 11-16; Biersteolt R. 1950. Analysis of Social Power. - American Sociological Review, Vol. 15. №6. 733-735; Carver T.N. The Basis of Social Conflict// American Journal of Sociology. 1908, №13, p628-637; Clutterbuck R. Terrorism in unstable world. New-York 1994. 235p; Connoly W.E. 1993. The Terms of Political Discourse / 3rd ed. oxford: Blacrwell; Coser L.A. Toward a Sociology of Social Conflict.-Columbia University, 1954, University Mcrofilms Publication №8639; European Comission, Tageted Socio-Economic Reseach. Workprogramme, Edition, 1995; European integration and transborder cooperation. // Scintific script. Vol.1. 1998.177p; Extremism and Terrorism in the World // Foriegn Policy. Washington №99.1995. p.165-180; Gallagher, James J. Low - Intensity Conflict: A Guide for Tactics, Techniques, and Procedures.-Harrisburg, Pa.: Stackpole Books, 1992; Gross B. Political process. - International Encyclopedia of Social Sciences, vol.12/ - N/Y. - London, 1968; Бурдьё П. Социология политики. - М., 1993; Вейиагст Б. Политические институты с позиций концепции рационального выбора. - Политическая наука: новые направления. - М., 1999; Дойч М.Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) - Политология: Хрестоматия (сост. М.А. Василик) - М., 2000; Салмин A.M. Политический процесс и демократия. - Социально-политические науки, 1991.-№6; и др. ственных отношений1. Это в свою очередь повлекло неизбежную радикализацию религиозно-политических процессов, принявших форму экстремистских и террористических проявлений, особенно на Северном Кавказе. Российское государство не стало ведущим актором на политической сцене, что привело к немедленной активности других участников религиозно-политических процессов.

В современных условиях выявление особенностей религиозно-политических процессов на Северном Кавказе, выработка механизма по противодействию их радикализации является фундаментальным основанием для определения актуальных направлений обеспечения безопасности России.

Целью диссертационного исследования является политологическое исследование влияния религиозно-политических процессов на безопасность России и разработка на этой основе предложений и практических рекомендаций по укреплению и развитию российской государственности на Северном Кавказе.

Основными задачами достижения поставленной цели исследования выступают:

• осуществление теоретического анализа сущности, структуры и разновидностей религиозно-политического процесса как объекта комплексного гуманитарного исследования;

• политологический анализ социально-политических доктрин религиозных течений, определяющих активность российской религиозной сферы;

• изучение особенностей, специфики проявлений и генезиса религиозно-политических процессов на Северном Кавказе, выявление их традиционности и исторической обусловленности;

• выявление характера и направленности радикализации религиозно-политических процессов на Северном Кавказе, их влияния на безопасность государства;

• разработка практических предложения и рекомендаций по уточнению содержания государственной политики по противодействию религиозно-политическому экстремизму в Северо-Кавказском регионе.

1 Государственное управление выступает ключевым элементом в структуре целостного политического процесса.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных исследователей по вопросам теории религиозных и политических процессов, социально-политического развития и безопасности государства и общества, влияния радикальных религиозно-политических процессов на систему безопасности страны. В основу исследования легли принципы всесторонности, объективности и конкретности рассмотрения проблемы. Политологический анализ общественных явлений и процессов в сочетании с историческим, философским и общенаучными методами положен в основу данного исследования. Кроме того, методологическими основами исследования выступают разработанные в соответствующих источниках идеи и положения о содержании и механизме влияния религиозно-политических процессов на безопасность в условиях реформирования и становления новой государственности; положения законов России, других нормотворческих документов, имеющих теоретико-методологическое содержание и непосредственное отношение к теме исследования.

В диссертации используется структурно-функциональный анализ, который наиболее адаптирован к рассмотрению столь сложного явления. Автор опирается на логический метод, а также метод политического прогнозирования. Категориально-терминологический аппарат данной работы базируется на общепринятых в политологии трактовках. Данные методологические положения позволили определить совокупность логически взаимосвязанных идей, отражающих сущность процессов в религиозной сфере, а также основные направления его ограничения.

Эмпирическую базу исследования составляют: Конституция РФ, закон России «О безопасности» (1992), Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-«О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта 2002 г., 25 июля 2002 г.); другие законы РФ, нормативно-справочные и распорядительные документы органов государственной власти федерального и регионального уровней; материалы Госкомстата, аналитические разработки, литературные источники, публикации в периодической печати и информационные передачи в электронных СМИ; факты, фиксирующие социально-политические, религиозные, экономические и военные реалии, сложившиеся на Северном Кавказе; результаты контент-анализа периодических изданий, а также информация, полученная из всемирной компьютерной сети Internet.

На защиту выносятся следующие положения исследования: 1. Авторское определение понятия «религиозно-политический процесс» и понимание его сущности.

Религиозно-политический процесс представляет собой расстановку на определенный момент времени различных религиозных и политических сил, состояние отношений между ними, в основе которых лежат религиозно-этические основания, их развитие и воздействие на объекты политики с целью решения политических проблем.

Наличие взаимосвязи между религией политикой очевидно. Религия никогда не сводилась лишь к вере в Бога и в потустороннюю жизнь, к совершению религиозных обрядов. Именно социальные учения позволяли монотеистическим религиям овладевать массами и тем самым влиять на расстановку сил в обществе. Религия по-своему объясняет реально существующий мир и регулирует не мнимые, а реальные отношения между людьми. Без религиозной интерпретации чисто земных отношений между людьми религия не смогла бы выполнять сложные социальные функции, в том числе и интегрирующую, потеряла бы свою привлекательность, перестала бы существовать. Сами причины возникновения новых религиозных движений, как правило, носят социально-политический характер. Такие движения появляются в ответ на назревшие потребности общественной жизни. Фактически каждая вновь возникшая религиозная секта выступает как социально-политическая ячейка, а система ее воззрений - это новая социально-политическая доктрина, появляющаяся в религиозной форме. Такова, в сущности, история возникновения христианства, ислама, буддизма.

Сущность религиозно-политического процесса заключается в производстве посредством его участников такого социального порядка и социальных изменений, которые были определены религиозной доктриной стремящихся к власти группы людей.

В религиозно-политическом процессе взаимодействуют разнообразные факторы, в результате чего происходят изменения и преобразования в политической сфере. Процесс отличается относительной самостоятельностью, однако, в конечном счете, он детерминирован экономической структурой, государственным устройством, характером социально-политических отношений, уровнем религиозности в обществе.

2. Исследование зарождения религиозно-политических процессов на Северном Кавказе, определение их источников, специфики и особенностей позволяют определить сущностные характеристики генезиса религиозно-политических процессов в регионе.

Современные социально-экономические, военно-политические и религиозно-политические проблемы на Северном Кавказе обусловливают необходимость детального анализа и изучения политики Российского государства в регионе. Историческая практика свидетельствует, что аналогичные кризисные и опасные для Российского государства политические процессы не являются уникальными в своем роде, а имели место практически на протяжении всего периода российско-кавказских политических отношений, причем наибольшей своей остротой они отличались в XIX веке, прошедшем для Российского государства под знаком Кавказской войны и наибольшей военно-политической и религиозной активности в данном регионе. Именно это вызывает необходимость знания истории развития религиозно-политических процессов на Северном Кавказе.

3. В современных условиях специфика религиозно-политических процессов на Северном Кавказе определяется их объективностью, исторической обусловленностью и активной радикализацией, что угрожает национальной безопасности России.

Силы международного терроризма направляют свои усилия на дестабилизацию социально-политической ситуации на Северном Кавказе, активизацию в этих целях деятельности экстремистских организаций под прикрытием религиозных лозунгов. Агрессия международных террористов на Дагестан в 1999 году, террористические акты и захват заложников в городах Буйнакске, Волгодонске, Каспийске, Пятигорске, Беслане, Махачкале были совершены носителями идей радикального ислама. В Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии велась подготовка к захвату власти лицами, причисляющими себя к религиозно-экстремистской организации «Джамаат». Неоднократно происходят боевые столкновения органов правопорядка с незаконными вооруженными формированиями в Республике Ингушетия, Чечне, Дагестане, Северной Осетии.

Радикализация религиозно-политических процессов свидетельствует о том, что они носят комплексный характер, затрагивая жизненно важные интересы личности, общества и государства.

4. Результаты политологического исследования религиозно-политических процессов на Северном Кавказе свидетельствуют о наличии угроз целостности российского государства и существенно актуализируют необходимость выработки приоритетных направлений деятельности органов государственной власти по противодействию религиозно-политическому экстремизму в регионе.

Противодействие религиозно-политическому экстремизму становится насущной проблемой сегодняшнего дня и требует от органов государственной власти всех уровней принятия решительных, эффективных мер и согласованных действий, направленных на предупреждение и пресечение проявлений любых его форм. Разработка и рассмотрение альтернативных вариантов политического решения общественных проблем на Северном Кавказе, связанных с радикализацией религиозно-политических процессов, обусловлены как объективной потребностью в выборе механизмов противодействия угрозам, так и субъективными устремлениями, давлением различных групп интересов, конкурирующих между собой и пытающиеся провести свои проекты. Наряду с предлагаемыми направлениями борьбы с религиозным экстремизмом, отмечается, что это

- долговременный фактор мировой политики, и преодолеть его, а также сопряженную с ним террористическую угрозу в обозримой перспективе вряд ли удастся. Основная задача - не допустить превращения России в главную мишень терроризма под исламским флагом.

Научная новизна исследования заключается в постановке и решении научной задачи, которая в современных политологических исследованиях практически не получила целостного отражения. В диссертации дана классификация и типология религиозно-политических процессов, формы их проявления, обосновано их содержание на Северном Кавказе с учетом современных социальных изменений в регионе, разработаны основные направления политико-правового ограничения экстремистской деятельности религиозно-политических объединений.

Практическая значимость результатов исследования состоит: а) в дальнейшей разработке теории политических процессов в условиях активизации религиозного фактора; б) в уточнении и обогащении содержания преподавания дисциплин «Политология», «Религиоведение», «Теория национальной безопасности», а также соответствующих программ, тематических планов, учебников и учебных пособий в высших учебных заведениях в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта нового поколения; в) в результатах анализа соответствия нормативных документов, регулирующих вопросы национальной безопасности России, характеру развития религиозно-политических процессов.

Кроме того, теоретические положения, выводы и рекомендации исследования могут способствовать повышению эффективности работы различных ветвей государственной власти в реализации государственной политики РФ с учетом исторического и современного опыта.

Достоверность научных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций; совокупностью методов, адекватных целям, задачам и логике исследования; сопоставимостью полученных данных с практическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Пограничной академии ФСБ России, излагались в выступлениях на научно-практических конференциях, международной научно-практической конференции «Глобализация: плюсы и минусы для стран СНГ, региональных и муниципальных образований» в 2004 г., в выступлениях перед слушателями Пограничной академии ФСБ России, курсантами Московского пограничного института ФСБ России, а также в ходе службы на Северном Кавказе.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Баринов, Виктор Вадимович

Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы специалистами для дальнейшей научно-теоретической разработки избранной предметной области политологического исследования.

Кроме того, автор предлагает следующие практические рекомендации. а) в области совершенствования государственно-конфессиональных отношений:

• поддержать предложение ряда организаций об образовании федерального органа, ведающего проблемами национальных и государственно-религиозных отношений. Создание подобной структуры вызовет образование соответствующих структур в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• на постоянной основе создать при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах совещательные (консультативные) органы по вопросам государственно-религиозных отношений с непосредственным участием в их деятельности представителей общественных и религиозных объединений;

• сотрудникам органов государственной власти в ходе проведения комплексных проверок субъектов РФ особое внимание уделять ходу реализации Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»;

• с целью мониторинга этнокультурной и религиозно-политической обстановки в стране и на Северном Кавказе, в частности, разработать геоинформационные системы, позволяющие оперативно отражать изменение религиозно-политических и иных процессов в регионах. Связать в единую сеть элементы созданной системы, что позволит на ранних этапах мониторинга определять угрозы в религиозно-политической и иных сферах;

• активизировать государственную политику, направленную на объединение усилий духовенства в борьбе с религиозным экстремизмом. Содействовать работе созданным религиозным советам по борьбе с экстремизмом, оказывать им организационное, правовое и иное содействие в формировании у населения антиэкстремистских взглядов, патриотизма, политической культуры и гражданского сознания, особенно в среде молодежи;

• включить в список государственных органов, занимающихся контролем и регламентацией деятельности религиозных организаций, межведомственный экспертный совет с обязательным включением в его состав специалистов из правоохранительных органов, представителей ведущих религиозных конфессий в России. б) в области совершенствования нормативной правовой базы по противодействию религиозно-политическому экстремизму:

• внести изменения и дополнения в статьи УК и УПК России, за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, касающиеся увеличения максимальной санкции за совершение этих преступлений, переведя их в категорию тяжких преступлений с правом проведения по ним оперативно-технических мероприятий;

• внести дополнения в ст.232 УК РФ, предусмотрев введение уголовной ответственности за издание, распространение печатных изданий, видеопродукции, возбуждающих религиозную вражду и национальную рознь, призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ и ее территориальной целостности;

• внести изменения и дополнения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», регламентировав деятельность зарегистрированных «центральных» (головных) религиозных организаций. Предусмотреть ответственность этих религиозных организаций за противоправную деятельность входящих в нее местных религиозных организаций и их членов;

• вернуться к практике обязательного уведомления органов местного самоуправления о создании религиозной группы;

• внести изменения в действующее законодательство, предусматривающее возможность наложения временного, до вынесения судебного решения, ареста тиражей изданий книжной продукции спорного содержания;

• рассмотреть на Северном Кавказе возможность сосуществования государственной и традиционной правовых систем в качестве последней как дополняющей. в) по активизации работы правоохранительных органов:

• разработать и осуществить комплекс мер, направленных на выявление в органах государственной власти лиц, симпатизирующих религиозно-политическим организациям экстремистского толка, исключить возможность проникновения представителей экстремистских организаций (или симпатизи

I рующих им) в указанные структуры, а также в правоохранительные органы1;

• определить государственную структуру ответственную за создание межведомственного единого банка данных о различного рода проявлениях полити

1 Как показала практика борьбы с религиозным экстремизмом на Северном Кавказе, такие случаи имели место в РД, Ингушетии, Чечне, СОА и др. субъектах региона. ческого и религиозного экстремизма. Предавать публичной огласке списки религиозных объединений, в адрес которых вынесены предупреждения и предостережения за экстремистскую деятельность. Банк данных использовать в качестве информационно-рекомендательного материала при рассмотрении вопросов о государственной регистрации, целесообразности взаимодействия с теми или иными объединениями; ■

• периодически осуществлять комплекс плановых мероприятий по повышению эффективности профилактики преступлений экстремистского характера, установлению, задержанию и привлечению к ответственности лиц, распространяющих печатную продукцию, кино-, аудио-, видео- и иные материалы, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды и другие проявления экстремистской деятельности. г) в информационно-пропагандистской сфере:

• осуществить комплекс мер по разоблачению идеологии экстремизма в религиозной сфере. Разработать программу, содействующую созданию позитивного имиджа мусульман и ислама в России. Общественным и религиозным институтам, средствам массовой информации в приоритетном порядке распространять и пропагандировать исторический опыт добрососедского сосуществования в многонациональной России последователей различных культур и религий. Продолжать работу по разъяснению различий между ваххабизмом и исламом, традиционным для России;

• активно использовать средства массовой информации для разъяснения сущности современных религиозных и религиозно-политических течений, профессионально освещать факты антиконституционной деятельности экстремистских организаций и сообщать общественности о принятых мерах по пресечению их деятельности. Не допускать идеализации и героизации преступлений религиозно-политических экстремистов и террористов (запретить применение терминов «шахид», «шахидка» и др. к лицам, совершившим преступления); д) в области образования:

• разработать и реализовать во взаимодействии с религиозными объединениями систему государственных мер поддержки религиозного образования в

156

Российской Федерации, направленную на совершенствование организации учебного процесса, обеспечение его соответствия государственным образовательным стандартам, подготовку преподавательских кадров по светским дисциплинам.

• оказать содействие ДУМ России в выработке унифицированных образовательных стандартов для всех мусульманских религиозных учебных заведений, что даст возможность создания единого образовательного пространства. Свести до минимума иностранную финансовую помощь, направленную на создание мусульманских духовных образовательных учреждений, не свойственных российскому исламу. Изыскать внутригосударственные средства в оказании содействия духовным управлениям мусульман в формировании единой системы исламского образования в России, подготовке кадров;

• организовать подготовку в государственных ВУЗах специалистов, занимающихся . государственно-церковными отношениями, а также религиоведов для проведения квалифицированных экспертиз;

• государственным структурам вернуться к контролю за направлением молодежи для обучения в религиозные учебные заведения за рубеж. е) в сфере международной деятельности:

• активизировать разноуровневый диалог с зарубежными государствами, включая бывшие советские республики Центральной Азии, по вопросам противодействия распространению религиозного экстремизма с целью обмена опытом, поиска эффективных решений, а по ряду аспектов и определения вариантов совместных действий. Особое внимание при этом уделять ведущим международным религиозным организациям, в том числе исламским;

• не допускать выдачу въездных виз иностранным религиозным деятелям, гражданам, въезжающим в Россию с целью осуществления профессиональной миссионерской (благотворительной) деятельности, особенно из стран, где наиболее широко распространены радикальные течения христианской и исламской направленности;

• упорядочить деятельность на территории России зарубежных миссионеров, усилить государственный контроль за финансовой и иной помощью со стороны иностранных религиозных структур. С учетом принятия федеральных законов «О противодействии экстремистской деятельности» и «О правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации» правоохранительным структурам постоянно отслеживать деятельность иностранных миссионеров в Российской Федерации на предмет выявления угроз национальной безопасности Российской Федерации. ж) в интересах изучения теоретико-методологических особенностей религиозно-политических процессов в ВУЗах современной России:

• усилить содержание федерального компонента ГОСТов российского образования положениями теории религиозно-политических процессов, политической регионалистики, концепции безопасности;

• ввести в систему преподавания в вузах России обязательный курс «Религиозно-политические процессы в регионах России» как федеральный компонент ГОСТа и отражающий специфику того региона, где он изучается;

• ввести в гуманитарные циклы, преподаваемые в вузах России, следующие специальные курсы по выбору студентов: «Религиозно-политические процессы и их эволюция на постсоветском пространстве», «Радикализация религиозно-политических процессов как угроза национальной безопасности России», «Экстремизм в религиозной сфере: содержание и противодействие». з) практические рекомендации, касающиеся стабилизации социально-политической обстановке на Северном Кавказе:

• предметом особой заботы федеральных и региональных властей должны стать социальная сфера и ее «болевые точки»: положение безработных, особенно молодежи и женщин, беженцев, пенсионеров и инвалидов. Главная проблема региона — занятость молодого мужского населения, которое составляет значительную часть Северо-Кавказского населения и поведение которого во многом определяет сегодняшнюю общественно-политическую ситуацию;

• необходимо принятие специальной программы социально-экономического развития региона и их финансирование. Учитывая демографические факторы и ресурсные возможности, следует признать необходимость постоянной и временной трудовой миграции населения республик Северного Кавказа в другие регионы страны и создавать необходимые условия для этого процесса. • для ослабления экстремистской деятельности в регионе необходимы следующие мероприятия: регулярная смена власти на выборной основе с точным соблюдением действующих конституционных принципов и законов; недопустимость вмешательства федеральных властей в выборные процедуры в регионе; повышение компетенции и правосознания политиков и населения в вопросах государственного управления; учет специфики состава населения, национальных традиций и конфессиональных особенностей в управлении органами государственной власти.

Проведенное исследование отнюдь не исчерпывает сложную и многогранную проблему выявления элементов радикализма, экстремизма и терроризма в религиозно-политических процессах на Северном Кавказе, их влияния на безопасность России. Автор не претендует на полноту изложения темы, на окончательность решения предложенных вопросов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многолетняя нестабильность социально-политических процессов на Северном Кавказе вновь и вновь возвращает внимание политиков, общественных деятелей, учёных в сферу поиска путей решения скопившихся в регионе проблем. Попытки разрешить существующие там противоречия средствами законотворчества, дипломатии, вооружённого насилия, их различным сочетанием пока ещё не привели к прочной стабилизации общественно-политических отношений. В СевероКавказском регионе безопасность России по-прежнему подвергается отрицательному воздействию многочисленных негативных факторов, значительное количество которых имеют религиозно-политическую основу.

Именно на Северном Кавказе религиозно-политические процессы приобрели радикальный характер, обрели насильственные и варварские формы, бросив вызов не только государству, но и общественным устоям местного населения. Расширение спектра угроз, проявляющихся в исследуемом регионе, усиление их дестабилизирующего воздействия на безопасность Российской Федерации, актуализируют проблему разработки теоретико-методологических, политико-правовых, социально-экономических и духовных основ обеспечения государственной политики России в регионе, значение научных результатов и выводов проведенного диссертационного исследования, важность обоснованных практических рекомендаций по формированию приоритетных направлений в деятельности органов государственной власти по противодействию религиозно-политическому экстремизму на Северном Кавказе.

Исходя из объекта, предмета, границ исследования, реализуя его цель и » задачи, диссертантом получены следующие основные результаты исследования: обобщены и осмыслены теоретико-методологические подходы современной политической науки к изучению религиозно-политических процессов, предложено авторское определение категории «религиозно-политический процесс»; определены сущность, структура n разновидности религиозно-политических процессов; представлена типология религиозно-политических процессов, раскрыто содержание социально-политических доктрин религиозных течений, оказывающих существенное влияние на общественно-политическую обстановку в России; раскрыты историко-политические обстоятельства возникновения и развития конфессиональных течений на Северном Кавказе, объясняющие сущность современных религиозно-политических процессов в регионе; выявлены и проанализированы источники появления экстремизма и терроризма в религиозно-политической сфере в Северо-Кавказском регионе, их влияние на безопасность России; изучены особенности, приоритеты функционирования региональной политики Российской Федерации в условиях активизации деятельности внешних акторов (участников) религиозно-политического процесса на Северном Кавказе; показана взаимосвязь исламского фактора с радикализацией религиозно- . политических процессов на Северном Кавказе, выявлены и предложены этапы экстремистской активности в религиозно-политической сфере в СевероКавказском регионе; выявлена взаимосвязь политической активности субъектов религиозно-политических процессов с артикуляцией их интересов; выработаны предложения для внесения поправок в концептуальные, док-тринальные и нормативно-правовые документы, касающихся противодействию религиозно-политическому экстремизму на Северном Кавказе и регулирования государственно-религиозных отношений.

Материалы диссертационного исследования дают основания сделать следующие теоретические выводы.

Во-первых, являясь одной из важных категорий политологии, религиозно-политические процессы представляют собой общественное явление, сущность которого можно представить в двух аспектах - «макро» и «микро». В макроаспекте религиозно-политический процесс определяется как динамическая характеристика всей религиозно-политической системы в целом, последовательная смена ее состояний, стадий развития. Что же касается микроаспекта, то под религиозно-политическим процессом в данном случае понимается некая равнодействующая суммы акций различных социально-политических субъектов, представляющих социально-политическую доктрину различных религиозных течений, то есть совокупность субпроцессов или микропроцессов в рамках политических интересов субъектов процесса. Таким образом, можно подчеркнуть, что определение понятия религиозно-политического процесса осуществляется через составляющие его компоненты - субпроцессы, а политическая деятельность его отдельных участников (акторов) выступает в качестве исходного субстрата. Очевидно, что в определении религиозно-политического процесса на макроуровне имеет место в основном дедуктивный характер, а на микроуровне в основе лежит индуктивный метод.

Следует отметить, что религиозно-политические процессы имеют с политическими процессами ряд общих черт. Они выступают следствием существующих социально-экономических, политических, идеологических, этнических, религиозных и других противоречий. Религиозно-политические процессы формируются в результате развития отношений между различными социальными слоями, группами, классами, партиями, нациями, государствами и коалициями, той или иной конфессиональной принадлежности в результате столкновения их интересов и соответствующих действий, взаимодействий и противодействий религиозно-политических сил.

Вместе с тем религиозно-политические процессы имеют и свой специфический признак, что позволяет говорить именно о религиозно-политических процессах. В них значительную роль играют наличие политических задач, вытекающих из какой-либо религиозной доктрины, достижение которых предусматривает использование обязательно религиозного фактора. Последний, в свою очередь, не исключает использование силовой составляющей (военной силы, экстремизма, терроризма) как особого средства достижения политических целей.

С учетом сказанного религиозно-политические процессы-это расстановка на определенный момент времени различных религиозных и политических сил, состояние отношений между ними, в основе которых лежат религиозно-этические основания, их развитие и воздействие на объекты политики с целью решения политических проблем.

Таким образом, если суммировать различные концептуальные подходы, то можно понимать религиозно-политический процесс как, во-первых, динамическое, интегральное изменение макрополитической жизни, заключающее в себе изменение компонентов политической системы с помощью религиозного фактора; во-вторых, как совокупную политическую активность субъектов религиозной сферы; в-третьих, как борьбу за контроль над рычагами властвования и управления обществом, характеризующуюся определенной расстановкой и соотношением социально-политических сил с активным использованием религиозно-политических субъектов.

Во-вторых, религия по-своему объясняет реально существующий мир и регулирует не мнимые, а реальные отношения между людьми, она порой выполняет сложные социальные функции, в том числе и интегрирующую, что позволяет определенным религиозно-политическим силам выступать в роли властных структур.

Зто в свою очередь требует изучения эволюции религиозно-политических процессов, в том числе на Северном Кавказе, которые обусловлены проблемами в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, а также факторами, способствующими их возникновению и обострению. В числе таких факторов можно выделить политические, этнические, конфессиональные, экономические, геополитические. Все указанные факторы взаимосвязаны и переплетены. Порой трудно определить, что лежит в основе активизации того или иного религиозно-политического процесса. Именно поэтому возникает необходимость рассмотреть историко-политические основы появления религиозных объединений на Северном Кавказе, которые определяли, определяют и будут определять религиозно-политические процессы в регионе.

Историко-политологический анализ эволюции религиозных течений, традиционно представляющих Северный Кавказ показал, что в настоящее время все они переживают «тяжелую болезнь» на фоне внешнего благополучия и расцвета. Болезнь эта вызвана прежде всего деятельностью акторов (участников) религиозно-политических процессов в регионе, среди которых особую активность проявляют внешние субъекты процесса (США, Турция, Саудовская Аравия, Иран, Грузия, Азербайджан и др.) и их российские сторонники (различные националистические, религиозные сепаратистские и иные течения).

Изменение форм, методов и функций институтов государственного управления в конце XX и начале XXI века кардинально изменили режимы религиозно-политических процессов в России. Если органы государственной власти за указанный период выступали пассивными участниками религиозно-политических процессов, т.е. действовали в «режиме упадка», который характеризовался утратой управления и способностью регулировать социальные отношения, то другие акторы политических процессов адекватно отвечали на новые социальные требования и вызовы времени. Такой характер политических изменений означал, что активные участники религиозно-политических процессов почувствовав слабость правящих кругов, нащупали цели и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внутри страны и за рубежом. Таким образом, вот уже несколько лет характер религиозно-политических процессов на Северном Кавказе определяют не институты государственного управления, а те внутренние и внешние силы, заинтересованные в ослаблении позиций России в южном регионе. Именно эти участники (акторы) религиозно-политических процессов на Северном Кавказе, находясь сегодня на подъеме, не просто функционируют, но и активно развиваются.

Такая расстановка религиозно-политических сил на политической сцене показывает в первую очередь слабость государственного управления. Ключевой характеристикой нынешнего религиозно-политического процесса является переход от одной расстановки и соотношения сил на политической сцене к другой, от одного баланса и равновесия сил через его нарушение (дисбаланс) к новому равновесию.

В-третьих, изучение влияния религиозно-политических процессов на безопасность России в Северо-Кавказском регионе выявили серьезные основания для выдвижения подобного тезиса. Следует подчеркнуть, что активизация религиозно-политических процессов в регионе часто принимает радикальный, фундаменталистский, ортодоксальный характер, проявляющийся порой в экстремистских, террористических формах.

Выявленные и предложенные автором этапы проявления религиозно-политических процессов на Северном Кавказе наглядно демонстрируют механизм их радикализации. Особенно остро это касается так называемого «исламского фактора». Под предлогом «возрождения культурно-исторических и нравственных ценностей ислама» экстремистские организации, имеющие штаб-квартиры в отдельных государствах Ближнего и Среднего Востока не останавливаются перед значительными материальными затратами для закрепления своих политических и экономических позиций в Северо-Кавказском регионе, пытаются придать религиозным чувствам мусульман антироссийскую направленность, инспирируют конфликты между представителями различных направлений ислама. Сторонники радикального ислама, занимая жесткую позицию по отношению к мусульманскому духовенству России, обвиняют его в отходе от канонов ислама, оттесняют от руководства общинами всеми возможными мерами, вплоть до физического уничтожения.

Отметим, что на Северном Кавказе, где переплелись сложные политические, социально-экономические, национальные, конфессиональные и другие проблемы существует реальная угроза национальной безопасности, целостности и суверенитету страны, проявившаяся в форме агрессивного сепаратизма, выстраивающего свою стратегию на базе воинствующего национализма отдельных этнических групп населения и привнесенных в регион проявлений экстремизма на религиозной основе.

В-четвертых, религиозное сознание все активнее проявляет себя на политической сцене, участвует в формировании субъективных, ценностномотивационных, эмоционально-психологических предпосылок часто радикального характера, что предполагает дальнейшее изучение религиозно-политических процессов на Северном Кавказе. Отметим основные тенденции, характеризующие современные религиозно-политические процессы в регионе.

Выявлено, что православие, ислам и иудаизм на Северном Кавказе переживают кризис, который сопровождается сложными процессами как внутри конфессий, так и вокруг них. В последнее десятилетие активизировалась деятельность религиозных объединений, не характерных для исследуемого региона. В христианском мире речь идет прежде всего о деятельности членов различных протестантских церквей (пятидесятников, баптистов, адвентистов), а также адептов новых религиозных учений (Кришнаитов, Свидетелей Иеговы и т.п.). Исламское общество в наибольшей степени подвержено внутреннему «разрушению», которое характеризуется распадом по национальным, родопле-менным и другим основаниям, а также появлением мусульманских религиозных течений не характерных для данного региона. Иудаизм в регионе переживает трудности, связанные с продолжающимся оттоком своих сторонников, а также проявлением негативных отношений со стороны отдельных экстремистских, фашистских организаций.

Важной тенденцией, характеризующей религиозно-политические процессы на Северном Кавказе выступает усиливающаяся политизация религии. Все чаще в деятельности различных религиозно-политических объединений политические цели и интересы преобладают над религиозными. Отметим, что среди мер противостояния экстремизму в религиозной сфере, предусмотренных рядом официальных мероприятий, практически нет касающихся деятельности самих религиозных институтов. Разочарование в деятельности официального духовенства и реакция на его конформизм порождает отчуждение большой части верующего населения от проблем государства. Отсюда пассивность общества, его отстраненность от борьбы с проявлениями экстремизма в религиозной сфере, расценивание такой борьбы как борьбы за власть.

В-пятых, радикализация религиозно-политических процессов на Северном Кавказе угрожает конституционному строю, территориальной целостности, всей системе безопасности региона и страны.

Сегодня следует оказать экстремизму в религиозно-политической сфере общегосударственное противодействие, разработать и практически реализовать единую наступательную политику, включающую комплекс правовых, политических, экономических, социальных, организационных и других мер, нацеленных на устранение причин и условий, способствующих возникновению и осуществлению экстремистской деятельности религиозных объединений, снижению его активности и локализации последствий его проявлений. Именно это автор предлагает в направлениях деятельности органов государственной власти по противодействию религиозно-политическому экстремизму на Северном Кавказе.

Теоретический анализ, исследование поставленных в диссертации задач, сделанные обобщения и выводы, позволяют сделать практические рекомендации.

В теоретико-методологическом плане основные положения диссертации могут послужить исходным материалом для дальнейшего изучения религиозно-политических процессов, связанной с ними проблемы экстремизма в религиозной сфере, его влияния на безопасность общества, государства и личности, роли государственных органов в противодействии радикализации религиозно-политических процессов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Баринов, Виктор Вадимович, 2005 год

1. Документальные и архивные источники:

2. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993. -Ст.2,7,13,28.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Норма, 2000.- С.24-35.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Норма, 2000.- С.47-63, 74-79.

5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Ст. 1-7.

6. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта 2002 г., 25 июля 2002 г.). Ст. 2-4, 12.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» //Собрание законодательства РФ 1995. № 21. Ст. 1930.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 1998г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (ред. 2000г.) //Собрание законодательства РФ 1998. № 31. Ст. 3808.

9. Закон Российской Федерации «О безопасности» //Безопасность России. -Ч.1.-М., 1998.

10. Закон Республики Дагестан от 16 сентября 1999 г. «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан».

11. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ 2000. № 2. Ст. 170.

12. Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2003г. №715 «О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

13. Решение о проекте Решения о Программе государств участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года (Москва, 21 июня 2000г.).

14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Независимая газета, 25 мая. 2003г.-С.2-6.

15. Основные направления государственной национальной политики Российской федерации на Северном Кавказе //Материалы Северо-Кавказского межнационального совещания, Ессентуки, 29 января 1999 г./.- М.: «Славянский диалог», 1999.- 125 с.

16. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Составитель и автор Д.Ю. Арапов. М.: ИКЦ «Академкнига», 2001. - 367 с.

17. Архив внешней политики России, ф. Турецкий стол (старый), оп. 502 а, д. 4505; АВПР. Кабардинские дела, д. 19.

18. Бушуев С.К. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России (20-70-е гг. XIX в.). М.: МГУ, 1955. - С.3-21, 76-81.

19. Блиев М.М. Кавказская война: социальные истоки и сущность //История СССР. -1983. -№2.

20. Дубровин Н.Ф. История войн и владычества русских на Кавказе. СПб., 1886.- С.3-17.

21. Ковалевский П.И. Завоевание Кавказа Россией. СПб., 1905. - с.3-14, 34-57, 82-127.

22. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией в XYI-XYII вв. М.,1965. - с.17-25.

23. Утверждение русского владычества на Кавказе /Под ред. В.А.Потто. Тифлис, 1901. - с.59-68.

24. Фадеев Р.А. Шестьдесят лет Кавказской войны. Тифлис, 1860. - с.7-12, 6782.

25. Фадеев А.В. Россия и Кавказ первой трети XIX века. М.: Изд-во АН СССР, 1960.

26. Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. Тифлис, 1901. -С.23-34.1. Научная литература:

27. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М.: Мысль, 2002. - 317с.

28. Абазов Р., Василивецкий А., Пономарев В. (под редакцией А. Верховского). Ислам и политическая борьба в странах СНГ. М.: Панорама, 1992. - С.3-25, 33-41.

29. Авдеев Ю.И. Терроризм как социально-политическое явление // Современный терроризм: состояние и перспективы. М.:Эдиториал УРСС, 2000.-С.36-54.

30. Авцинова Г.И. Политический радикализм в России: концептуальные подходы к понятию и пути нейтрализации //Вестник Московского университета Серия 12. Полит, науки.-1995. -№ 3. -С.47-58.

31. Арестов В.Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления. Харьков, 1987. -147 с.

32. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала, 1999. - 162 с.

33. Арухов З.С. Вооруженные конфликты на Северном Кавказе в свете теории и практики джихада //Сборник Ислам и политика на Северном Кавказе. — Ростов-на-Дону.: СККУ ВШ, 2001.-С. 115-142.

34. Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. М.: Политиздат, 1985.-С.5-21.

35. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990 - С. 131.

36. Булгаков С.Н. Христианский социализм Новосибирск, 1991. - С.3-18.

37. Воронов И.В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации: Дис. канд. полит, наук. М.: РАГС, 2003. - 154 с.

38. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма. М., 1990. - С.21-29.

39. Гараджа В. Политика и религия. М.: Наука и религия, №3,1991.-С.2-3, №5.-С.2-3.

40. Герейханов Г.П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России (философско-политологический анализ): Дис. канд. филос. наук. — М.: АФПС, 1999. 198 с.

41. Гуревич П.С. Социальная мифология. М., 1983. - С.4-8, 34-56.

42. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. М.: Наука, 1985. - С.3-7.

43. Дюркгейм Э. Социология и теория познания //Хрестоматия по истории психологии-М., 1980.-С. 123.

44. Дельмаев Х.В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада. (Критический философско-социологический анализ).- М.: ВПА, 1987. С.21-54.

45. Джемаль Гейдар. Освобождение ислама. — М.: «Умма», 2004. 412 с.

46. Добаев И.П. Традиционализм и радикализм в современном исламе на Северном Кавказе//Сборник Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону.: СККУ ВШ, 2001. - С.142-145.

47. Ерошин В.П. Некоторые вопросы повышения борьбы с терроризмом //Терроризм, роль и место органов безопасности России в борьбе с ним: Сб. материалов науч.-практ. конф. М.: Академия МБ, 1992. — 99 с.

48. Ильин И.В. О терроре и терроризме: природа, сущность, причины, проявления //Информационный сборник «Безопасность». 2001. - №7 - 12. - С. 312-342.

49. История в энциклопедии Дидро и Аламбера. J1. 1978.

50. Ильин И.А. Наши задачи. Париж - Москва, 1992. - С.3-11.

51. Курбанов Г. Религия и политика террора. Махачкала: «Народы Дагестана», 2002.- 110 с.

52. Коровинов А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990. -С.7-10.

53. Краснов М.П. Политический экстремизм угроза государственности // Российская юстиция.-1999. - № 4. - С. 22-28.

54. Кисриев Э. Ислам в общественно-политической жизни Дагестана //Мусульмане изменяющейся России. М.: РОССПЭН, 2002. - С.261-278.

55. Керимов Г.М. Проблемы войны и мира в исламе//Вопросы научн. Атеизма. Вып.31.-М.: Мысль. 1993.

56. Кудрина Н.Н. Политический терроризм: сущность, формы проявления, методы противодействия: Дис. канд. полит, наук. СПб., 2000. - 211 с.

57. Левшуков Р.А. Религиозный экстремизм в Карачаево-Черкесской республи-ке//Сборник Ислам и политика на.Северном Кавказе. Ростов-на-Дону.: СККУ ВШ, 2001. - С.95-100.

58. Лукьянов А.Г. Этноконфессиональная ситуация в Северо-Кавказском регионе как угроза национальной безопасности России (философско-политологи-ческий анализ): Дис.канд.полит.наук -М.: МЭПИ, 2004. 198 с.

59. Лопаткин Р.А. Экстремизм религиозный //Политическая энциклопедия. М.: Мысль, 2001. - Т.2. - С. 637-638.

60. Лосев А.Ф. Мифология, культура, наука. М.,1990. - С.32-37.

61. Лосский Н.О. Характер русского народа М., 1990. - С.3-9.

62. Малышева Д.Б. Религия и общественно-политическое развитие арабских и африканских стран. М.: Наука,1986. - С.7-9, 12-19.

63. Мамардашвили М.К. Классические и неклассические идеалы рациональности. Тбилиси, 1984. - С. 14-17.

64. Майдыков А.Ф., Козлов В.Б. Место и роль ОВД в предупреждении и пресечении криминальных проявлений политического экстремизма. М., 1996. -45 с.

65. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. - С.3-5.

66. Межнациональные конфликты: место и роль органов внутренних дел в межнациональных конфликтах //Материалы конференции Академии МВД РФ. М., 1992. - С.54-59.

67. Международный терроризм и право /Реферативный сборник. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН. 2002. - 147 с.

68. Мчедлов М. Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы. М.: Свободная мысль №5,1993.- С.52-62.

69. Марков Н.Н. Государственная национальная политика Российской Федерации на Северном Кавказе (политологический анализ): Дис.канд.полит.наук — М.: АФПС РФ, 2001.- 168 с.

70. Малышева Д.Б. Религиозный фактор в вооружённых конфликтах современности: Развивающиеся страны Азии и Африки в 70-80 годы/АН СССР, Институт мир. экономики и межд. отношений.-М.: Наука, 1991.

71. Полонская JI.P. Советский исламский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития //Азия и Африка сегодня. 1994, №1. — С.11-15.

72. Поздняков Э.А. Философия политики М., 1994. - С.234-247.

73. Парсонс Т. Социальная система. М., 1952. - С.7-11, 36-41.

74. Парето В. О применении социологических теорий// Социс. 1995. №10: 1996 №1.

75. Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним: Сб. науч. тр. М., 1998. - 151с.

76. Платон. Государство. Политик. Законы //Гуманитарные основы управленческой деятельности: Хрестоматия. В 2 т. Т.1 М.: Академия ФПС России, 2002. -524 с.

77. Религия и политика в посткоммунистической России /Материалы «круглого стола»/Вопросы философии №7,1992.-С.6-33.

78. Саидбаев Т.С. Политика и религия. М.: Соц-политические науки № 9, 1991.- С.45-53.

79. Сагадеев А. Джихад //Наука и религия №6,1986.-С.18-20.

80. Степаньянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике. М.: Наука, 1982.-С.3-5, 21-34.

81. Сорель Ж. Размышления о насилии М.,1907. - С.3-16.

82. Соловьев B.C. Русская идея. М.1992. - С.3-17, 71-79.

83. Тагаев М. Наша борьба, или повстанческая армия имама. Киев: Наука, 1997.- 158 с.

84. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1994. С.4-6.

85. Телякавов М.П. Экстремизм в деятельности религиозных объединений на Северном Кавказе как угроза региональной безопасности России (политологический анализ): Дис.канд.полит.наук. М.:ПА ФСБ РФ,2003. - 178 с.

86. Тожидцинов Т. «Концепция джихада» и исламская политическая терминоло-гия//Современный ислам: проблемы политики и идеологии. Вып.З. Часть2 / ДСП/- М.: Наука, 1985.- С. 102-110.

87. Тегин Ю.А. Идеологическая концепция Ассоциации «Братьев-мусульман» как орудие реакции /критический анализ. Дис.канд. филос. наук.- М.:ВПА, 1983.-154 с.

88. Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура. М.,1992. - С.3-9.

89. Франк С.Л. Смысл жизни. М., 1994. - С.11-13.

90. Филатов С.Б. Католическая церковь и внешняя политика США //США: экономика, политика, идеология № 5, 1984.-С.40-50.

91. Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия и политика в массовом сознании. М.: Социолог, исследования. №7, 1992.-С.З-12.

92. Ханбабаев К.М. Ваххабизм в Дагестане//Сборник Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону.: СККУ ВШ, 2001. - С.32-47.

93. Хачилаев Н. Руководство к программе всемирного восстания мусульман. Из книги «Наш путь к газавату», 1999. 90 с.

94. Шахов М.Н. Теоретические проблемы современного терроризма. М.: ИБПИТ, 2003. - 280 с.

95. Шведов В. Религия и политика. М: Межд. жизнь № 5, 1992.-С.48-59.

96. Эзрин Г. Государство и церковь. М. 1974. - С.3-14

97. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21. С.305.

98. Юнг К.Г. Архетип и символ. М. 1991.

99. Список иностранной литературы:

100. Almond G. Verba S. The Civil Culture Revicted. Boston - Toronto, 1980.

101. Arenolt H. 1986. Communicative Power.-S.Lures (ed.) Power. Oxford: Blacr-well. Bachrach P. And Baratz M.S. 1970.

102. Power and Poverty: Theory and Practice. N.Y. L. -Toronto: Oxford University Press.

103. Bernard J.A. Where is the Modern Sociology of Conflict? // American Journal of Sociology. 1950, №17, p 11-16.

104. Biersteolt R. 1950. Analysis of Social Power. American Sociological Review, Vol. 15. №6. 733-735.

105. Carver T.N. The Basis of Social Conflict // American Journal of Sociology. 1908, №13, p628-637.

106. Clutterbuck R. Terrorism in unstable world. New-York 1994. 235p.

107. Connoly W.E. The Terms of Political Discourse / 3rd ed. Oxford: Blacrwell, 1993.

108. Coser L.A. Toward a Sociology of Social Conflict.-Columbia University, 1954, University Mcrofilms Publication №8639.

109. European Comission, Tageted Socio-Economic Reseach. Workprogramme, Edition, 1995.

110. European integration and transborder cooperation. // Scintific script. Vol.1. 1998.177р.

111. Extremism and Terrorism in the World // Foriegn Policy. Washington №99.1995. p.165-180.

112. Gallagher, James J. Low Intensity Conflict: A Guide for Tactics, Techniques, and Procedures.-Harrisburg, Pa.: Stackpole Books, 1992.

113. Gross B. Political process. International Encyclopedia of Social Sciences, vol.12/ - N/Y. - London, 1968.

114. Бурдьё П. Социология политики. М., 1993.

115. Вейиагст Б. Политические институты с позиций концепции рационального выбора. Политическая наука: новые направления. - М., 1999.

116. Гордин Я. Трагедия взаимной бескомпромиссности //Terra incognita. Ежемесячный правозащитный журнал. №2 (6). - Февраль 2002.

117. Дойч М.Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) Политология: Хрестоматия (сост. М.А. Василик) - М., 2000;

118. Салмин A.M. Политический процесс и демократия. Социально-политические науки, 1991. - №6; и др.

119. Сойли Нистен-Хааарала. Российско-Чеченский конфликт международное право и политика //Чечня и Россия: общества и государства. — М.: Полит-информ-Талбури, 1999. - С.54-78.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.