Религиозно-политический аспект безопасности Ближнего и Среднего Востока: саудовско-иранские отношения и перспективы внутриисламского диалога тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.04, кандидат политических наук Салиев, Акылбек Ленбаевич

  • Салиев, Акылбек Ленбаевич
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2006, Бишкек
  • Специальность ВАК РФ23.00.04
  • Количество страниц 245
Салиев, Акылбек Ленбаевич. Религиозно-политический аспект безопасности Ближнего и Среднего Востока: саудовско-иранские отношения и перспективы внутриисламского диалога: дис. кандидат политических наук: 23.00.04 - Политические проблемы международных отношений и глобального развития. Бишкек. 2006. 245 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Салиев, Акылбек Ленбаевич

Введение.

Глава 1. Религиозно-политические особенности государственности Саудовской Аравии и Ирана.

1. Становление ваххабитской и шиитской концепций исламского государства.

1.1. Политический и религиозный раскол в Исламе.

1.2. Особенности и развитие арабо-персидской религиозно-политической мысли.

2. Специфика современной ваххабитской и шиитской государственности.

2.1. Роль идеологического течения ваххабизма в государстве Саудитов.

2.2. Шиитская революционная доктрина в государственном строительстве современного Ирана.

Глава 2. Некоторые особенности международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке.

1. Соотношение «национального» и «общеисламского» интересов во внешней политике Саудовской Аравии и Ирана.

1.1. Концепция исламского единства и арабизм Саудовской Аравии.

1.2. Национальный интерес Ирана и экспорт исламской революции.

2. Зоны столкновения интересов и ключевые проблемы региональной безопасности.

2.1. Палестинская проблема в политике Саудовской Аравии и Ирана.

2.2. Внутрииракский конфликт I? контексте суннито-шиитских противоречий.

2.3. Ядерная программа Ирана и перспективы сохранения режима нераспространения ядерного оружия.

Глава 3. Состояние и перспективы внутриисламского диалога в эпоху глобализации.

1. Роль саудовско-иранских отношений в развитии межгосударственного сотрудничества мусульманских стран региона: подходы к обеспечению региональной безопасности.

2. Преодоление внутриисламских противоречий и проблема консолидации мусульманского мира.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», 23.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозно-политический аспект безопасности Ближнего и Среднего Востока: саудовско-иранские отношения и перспективы внутриисламского диалога»

XXI век во многом характеризуется обострением культурных и религиозных противоречий, новым видом идеологического противостояния различных политических систем. География распространения этих процессов довольно обширна и охватывает не только традиционные регионы на «стыке цивилизаций», но и может иметь место внутри отдельной религиозно-культурной ойкумены.

Исламский мир при всей его сплоченности на уровне религиозно-культурной идентификации мусульман, как членов одной общины (уммы), все же неоднороден и разделяется множеством мелких и крупных противоречий политического и религиозного характера.

Противоречия внутри мусульманского мира в той или иной степени имели место всегда, говорим ли мы о политическом расколе первого периода правления халифов, либо о религиозных разногласиях между различными теологическими школами и течениями современности, хотя в целом они никогда не имели критического значения для концепции исламской целостности и единства не только в собственно религиозном смысле (единобожие), но и в социально-политическом и иных отношениях, поскольку мусульмане всегда ощущали принадлежность к единой общине, несмотря на разделяющие их границы национальных государств.

За всю длительную историю исламской цивилизации и развития государственности в рамках ислама политическая доктрина власти и идеи государственного управления прошли значительный эволюционный путь. Появление различных мусульманских государств после распада Османского Халифата определило характер и направление развития идей возрождения чисто исламского государства. Наиболее ярким проявлением новых тенденций можно считать появление в XX веке, в рамках исламской цивилизации, таких феноменов, как политический режим королевства Саудовской Аравии, построенный на идеях ваххабизма, и Исламская Республика Иран, в основе политического устройства которой лежит шиитская революционная доктрина.

Идеологические различия двух, в принципе, непримиримых режимов мусульманского мира носят глубокий фундаментальный характер как в вопросах политической доктрины власти, так и в некоторых теологических положениях, получивших свое осмысление в разные периоды времени. В то же время они схожи в том, что берут за основу государственности идеи возвращения к первоначальным основам ислама в рамках своих идеологий, носящих открыто революционный характер в Иране и консервативный в Саудовской Аравии, где ваххабизм принят в качестве официальной идеологии правящего режима. В целом, положение этих стран в регионе во многом определяется как соперничество двух религиозных систем в области политического, экономического и военного влияния на Ближнем и Среднем Востоке, а также сопровождается религиозным противоборством за право лидерства в мусульманском мире. Специфика их отношений заключается в том, что обе стороны официально не отрицают право на существование друг друга, поддерживая дипломатические связи, но на неофициальном уровне категорически отвергают не только правильность выбора религиозно-политического пути развития, но и правомерность существования ваххабизма и шиизма, как религиозных течений в исламе.

Особенное выражение противостояние приобретает в тех районах Ближнего и Среднего Востока, где остро встает проблема борьбы за власть между суннитской и шиитской общиной, как, например, в Ливане или в настоящее время в Ираке, которые играют роль-своего рода нейтральных территорий, где эти противоречия могут проявляться в открытом, естественном состоянии. Но эти противоречия не имеют критического характера и потенциально не могут привести к открытому военному конфликту между Саудовской Аравией и Ираном, а лишь раскрывают их позиции по тому или иному вопросу региональных отношений.

Немаловажным аспектом идеологического противостояния является и то, что в нем также присутствует влияние внешних сил, которые заинтересованы в /дальнейшем развитии конфликта между Ираном и Саудовской Аравией, а также в усугублении раскола в мусульманском мире в целом. И можно с определенной долей уверенности говорить, что сложившаяся ситуация значительно усложняет решение многих проблем региональной безопасности и становится основным препятс твием на пути реальной интеграции и единства всего мусульманского мира.

Между тем, система региональной безопасности, если таковая может быть создана, немыслима без разрешения многих вопросов политико-идеологического характера и, прежде всего, снятия напряженности и противоречий между Ираном и Саудовской Аравией, а также нейтрализации негативного влияния извне и вмешательства во внутренние дела государств региона. В неменьшей степени вопрос безопасности и стабильности политических режимов региона также связан со сложной обстановкой на Ближнем и Среднем Востоке из-за продолжающихся попыток изменения региональной системы международных отношений - события в Афганистане и Ираке, нестабильное состояние палестино-израильского урегулирования и, наконец, напряженность вокруг ядерной программы Ирана. Рассмотрение проблемы религиозно-идеологического противостояния в мусульманском мире, исходя из этих концептуальных позиций, и предопределило актуальность исследования.

Актуальность разработки избранного нами ракурса темы была обусловлена еще и тем, что сложившийся ранее порядок международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке, функционировавший на основе «арабской эксклюзивистской системы», претерпевает сейчас кардинальные изменения базисного характера, связанные с ростом экономического, политического потенциала и определенного религиозного авторитета Ирана в мусульманском мире. Упрочение позиций Ирана в региональных делах, а также на международной арене в контексте исламского видения мировых политических процессов не может не вызывать беспокойство в Саудовской Аравии - религиозного лидера мусульман в мировом масштабе, поскольку на фоне динамичных и своевременных инициатив Ирана и его непримиримой позиции по отношению к США Саудовская Аравия теряет не только политический, но и религиозный авторитет в мусульманском мире.

Особую актуальность в этом контексте представляют не только перспективы отношений между двумя религиозно-политическими центрами силы мусульманского [Востока, но и их внутреннее содержание, определяемое взаимоотношением суннизма и шиизма как религиозных течений в целом. Именно от уровня сотрудничества и снятия большинства религиозных и политических противоречий между Саудовской Аравией и Ираном зависит решение проблем безопасности в регионе и, в конечном итоге, возможность политической консолидации стран региона и мусульманского мира в целом.

Научная новизна исследования состоит в подходе к изучению проблем безопасности Ближнего и Среднего Востока через призму религиозно-политического противостояния Ирана и Саудовской Аравии, с учетом многих факторов исторического, теологического и политического характера и выявлении на этой основе условий возможной консолидации мусульманского мира.

В диссертации проводится прямая взаимосвязь между политическим расколом единой мусульманской общины, определившим пути эволюционного развития арабо-персидской религиозно-политической мысли, и современным состоянием идеологических противоречий в отношениях между Саудовской Аравией и Ираном. Раскрываются специфика современной суннитской и шиитской государственности и ее роль в системе принятия внутриполитических и внешнеполитических решений Саудовской Аравии и Ирана.

Научная новизна исследования определяется еще и тем, что Саудовская Аравия и Иран представлены как два противоположных «полюса притяжения» в региональной системе отношений, для которых характерно отсутствие прямого конфликта (с применением военной силы), но присутсвует довольно жесткое противостояние в зонах столкновения интересов по ключевым проблемам региональной безопасности. При этом особенность этого подхода сводится к тому, что политика Саудовской Аравии и Ирана идет исключительно в русле их религиозной идентификации и самоопределения в рамках системы внутриисдамских связей.

Взаимоотношения Ирана и Саудовской Аравии рассматриваются в исследовании в качестве основообразующего фактора безопасности региона, в то время как влияние внешних сил и, прежде всего, США, несмотря на их объективную заинтересованность и роль главного инициатора политических процессов в регионе, выведено за рамки внутрирегиональных взаимоотношений. Иными словами, изучение проблем безопасности региона осуществляется только в рамках этой части мусульманского мира в его естественном политико-географическом виде и оценивается с точки зрения перспектив активизации внутриисламского диалога и последующей политической консолидации мусульманского мира в целом.

Объектом исследования является религиозно-политический аспект безопасности Ближнего и Среднего Востока на примере саудовско-иранских отношений.

Предметом исследования являются особенности саудовско-иранских отношений на Ближнем и Среднем Востоке, определяемые их различиям в видении и применении религиозно-политической доктрины ислама во внутренней и внешней политике, а также специфика влияния отношений между этими странами, с учетом регионального соперничества, на безопасность региона и перспективы внутриисламского диалога.

Территориальные рамки исследования охватывают регион Ближнего и Среднего Востока, в его традиционном политико-географическом толковании. Здесь необходимо отметить, что в ряде исследований принято разделять

Ближний и Средний Восток, как два отдельных политических региона. На наш взгляд, это было продиктовано политическими соображениями времен биполярной структуры мироустройства, поскольку позволяло более четко обозначать разделение сфер влияния в условиях «холодной войны». В настоящее время, на фоне углубляющихся процессов глобализации и растущей взаимозависимости политических и экономических систем в мире, объективно отпадает необходимость проводить искусственные разделительные линии в регионе, который не только географически, но и политически представляет собой систему устойчивых взаимосвязей.

С другой стороны, чрезмерно расширенное определение этого региона, получившего название в некоторых западных подходах как «Большой Ближний Восток», который включает не только арабские страны, но и Турцию, Пакистан, Иран, страны Кавказа и Центральной Азии, также представляется излишне политизированным и искусственным понятием. По нашему мнению, наиболее подходящим и отвечающим современным тенденциям является определение «Ближний и Средний Восток» как общего региона, включающего в себя устоявшийся в советском и российском востоковедении состав стран.

Однако, исходя из концепции диссертационного исследования, страны, входящие в этот регион, рассматриваются исключительно через призму сау-довско-иранского идеологического противостояния, тем самым территориальные рамки исследования значительно сужаются до стран, в которых это противостояние имеет наиболее яркое выражение.

В хронологическом плаче в диссертации затрагивается ряд ключевых периодов истории ислама, представляющих особое значение в контексте выбранного нами ракурса исследования, а именно: VIII в. - начало религиозного раскола в мусульманской общине; XVIII в. - зарождение ваххабитского религиозно-политического движения; иранская революция 1978-1979 гг. и создание исламского шиитского государства; современный период, охватывающий последнее десятилетие XX в., вплоть до наших дней.

Цели и задачи исследования - всесторонний анализ религиозно-политического аспекта безопасности Ближнего и Среднего Востока на примере отношений исламских государств - Саудовской Аравии и Ирана и выявление путей развития внутриисламского диалога с учетом особенностей современной политической ситуации в регионе.

Рассмотрение темы с этих концептуальных позиций позволяет выделить ряд конкретных задач научного и практического характера:

• изучить природу раскола в исламе и его эволюцию на примере особенностей развития арабской и персидской религиозно-политической мысли, а также определить, в этом контексте, ключевые факторы, оказавшие влияние на становление суннитской и шиитской концепций исламского государства;

• рассмотреть построение ваххабитской и шиитской государственности с целью определения специфики идеологических течений ваххабизма и революционного шиизма по отношению к классической системе правления в исламе;

• определить соотношение «национального» и «общеисламского» интересов во внешней политике Саудовской Аравии и Ирана путем сравнительного анализа методов распространения религиозных и политических идей ваххабизма и революционного шиизма;

• раскрыть специфику религиозно-политического аспекта безопасности региона и дать его определение с учетом значения внешнеполитических инициатив Саудовской Аравии и Ирана на Ближнем и Среднем Востоке;

• определить влияние подходов Саудовской Аравии и Ирана в отношении ключевых проблем безопасности региона на степень развития внутри-исламского диалога в условиях их регионального соперничества, а также выявить воздействие основных проблем региональной безопасности на целостность мусульманского мира в современных условиях;

• раскрыть современное положение Саудовской Аравии и Ирана в системе международных отношений мусульманских государств Ближнего и Среднего Востока и дать прогноз перспективам развития саудовско-иранских отношений;

• показать основные пути преодоления внутриисламских противоречий и рассмотреть проблему консолидации мусульманского мира на основе анализа межгосударственных и межобщинных связей в мусульманском мире.

Методологическая основа диссертации - сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, ретроспективный и прогностический методы исследования. При изучении внешней политики Саудовской Аравии и Ирана в регионе также используются методы системного и комплексного анализа. Одним из существенных компонентов теоретической основы исследования явились работы мусульманских правоведов на арабском языке, относящиеся к классической теории государства в исламской политической мысли.

Методологическую основу исследования также составили теоретические положения и научные критерии, разработанные и апробированные в отечественном и зарубежном обществоведении по международным вопросам и политике государств, находящихся в различных регионах и на разных стадиях социально-общественного развития. Определяя свои методологические позиции, автор стремился учесть и критически использовать достижения и результаты многообразных школ и направлений различных отраслей науки: в религиоведении, политологии, истории, этнологии и международных отношениях. Он старался извлечь те идеи и принципы, которые служили бы ориентирами и инструментами для написания по возможности достаточно объективного и научно аргументированного труда по сложным проблемам, входящим в понимание религиозно-политического аспекта безопасности региона1.

1 Morgentau Н. Politics among Nations. The Struggle for Powerand Peace. -N.Y., 1961; Валлерстайн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. - М., 1998; Хрусталев М.А. Системное моделирование международных отношений. Автореф. дне.д-ра полит, наук. - М. 1992; Капица М.С. Новые подходы в теориях и методиках

Краткий библиографический обзор

Для наиболее объективного анализа проблем Ближнего и Среднего Востока нами был изучен обширный ряд исторической, теолого-правовой и религиозной литературы и источников на арабском, русском и английском языках, а также монографий и других научных работ, посвященных актуальным проблемам международной безопасности, региональных отношений и международной политики. Использовались также материалы специальной и общей периодической печати иностранного происхождения, включая прессу и источники глобальной сети Интернет на различных языках.

Источники. Учитывая специфику рассматриваемой нами темы, источники следует подразделить на две группы: 1) документы и другие официальные материалы правительств, законодательных органов, международных организаций; 2) теолого-правовые труды и трактаты известных мусульманских теологов и правоведов, разрабатывавших классическую теорию и практику применения исламского правления, в частности, толкование Корана и применение Сунны Пророка в государственной деятельности.

Важную роль сыграли источники ряда ведущих международных и региональных организаций, таких как ООН, ЛАГ, ССАГПЗ, ОИК, а также официальной документации МИД Саудовской Аравии и Исламской Республики Иран по наиболее важным проблемам региональной и международной безопасности. В диссертации также использовались источники из числа международных договоров в области нераспространения ядерного оружия, соглашения по контролю за нераспространением ядерных технологий, соглашения по разрешению конфликтных ситуаций на Ближнем и Среднем Востоке и многие другие важные документы в области международной и региональной безопасности. востоковедных исследованиях // Восток. - 1992. -№2; Иванов H.A. Восток: новые подходы к изучению истории // Восток. - 1993. - № 4; Фурсов А.И. Мир-системный анализ: интерпретация И. Валлерстайном периода 1945-1990 гг. (основные идеи) // Восток. - 1992. - №3; Фурсов А.И. Школа мир-системного анализа (основные положения концепции И. Валлерстайна) // Восток. - 1992. — № 1.

К источникам теолого-правового характера мы относим работы таких ученых, как Аль-Багдади, Хасан Ибрахим и Аш-Шахрастани , которые использовались при обращении к вопросам политического и религиозного раскола между суннитами и шиитами. Для сравнительного анализа концепции Коранического представления о природе власти в исламе, а также при подробном рассмотрении ее теории и исламской системы правления в целом следует особо выделить труды Имама Аль-Маварди, Субхи Ас-Салиха и Хашима Хусейна Использование этих трудов позволило провести глубокий сравнительный анализ теории власти у суннитов и шиитов, её природы в исламе, а также применить системный подход в исследовании истории мусульманской общины в процессе ее развития на разных исторических этапах. К одной из примечательных сторон этих источников можно отнести подробное рассмотрение теоретической базы исламского представления о природе власти вообще, как формы исламского правления и института власти в исламском государстве Пророка и причинах раскола между мусульманами.

Особо, на наш взгляд, стоит отметить работы исламских теологов и правоведов относительно интерпретации политических терминов Корана и Сунны таких ученых как Сибаъи Абу Дарда, Ибн Таймии, Ражиха Курди, Ахмада Риза Мустафы, Камиля Салама Ад-Дукси4. Использование данных источников во многом способствовало формированию объективного представления о наиболее важных взглядах на концепцию власти в исламе, равную как для суннитов, так и для шиитов. В исследовательском плане проведение на их основе

2 Аль-Багдади. Аль-Фарк (Различие).- Амман. 1950 - Т. 2; Аш-Шахрастани. Китабуль адьян ва фирак (Книга религии и сект). - Каир, 1988; Хасан Ибрахим, "Гарихуль Ислам ва Хилафа (История Ислама и Халифата). -Бейрут, 1982.-Т. I. Аль Маварди. Ал-ахкам ас-султанийя (Принципы управления). - Дамаск, 1974; Субхи Ас-Салих. Нузум аль исламия ва ихтилафу филь хилафа (Исламские системы и разногласия в выборе Халифы). - Амман, 1985; Хашим Хусейн. Ас-сиратуль Аль Аима иена аъшар (Жизнеописание двенадцати Имамов). - Тегеран, 1981. -Т.З.

Сибаъи Абу Дарда. Шарху нахжаль балага филь Таухид Ас-султату ллах. (Объяснение законов красноречия в единстве власти Аллаха). - Каир, 1966; Ибн Таймия. Аль фатави аль кубро (Свод больших юридических заключений). - Амман, 1980; Сийасат аш-шариа. (Политика Шариата). - Каир, 1951; Ражих Курди. Шарху маъани мусталахат ас-сиясия филь Куран (Объяснение смысла политических терминов в Коране). - Дамаск, 1978; Ахмад Риза Мустафа. Тахкик фи далаилал-Имамат (Доказательство Имамата). - Бейрут, 1975; Камиль Салама Ад-Дукси. Давлятуль Расул мин таквин иля тамкин (Государство Пророка от создания до укрепления).-Амман, 1997. сравнительного анализа является необходимым в том плане, что вышеперечисленные труды используются как основные источники в правовых юридических базах и теологических обоснованиях власти в таких странах, как Саудовская Аравия и Иран.

Научная литература. Обращаясь к современному периоду, следует выделить научные работы ученых мусульманских авторов: Абдуль Хамида Му-тавали, Яхья Жамала, Абдуллы Ибрахима Зайдул Килами, Вахбату Зухайли3. Использование трудов вышеперечисленных авторов, охватывающих теоретическую и практическую сторону исследования методом сопоставления исламской модели правления в Саудовской Аравии с исламской моделью Ирана, во многом способствовало определению сближающихся позиций между сторонниками суннитской и шиитской политических концепций по основным вопросам современной модели исламского правления.

Поскольку в центре исследования было поставлено не только рассмотрение специфики раскола исламского мира, но также его развитие в контексте арабо-персидской религиозно-политической мысли в разные периоды истории, то для сравнительного анализа в равной степени были использованы подходы исламских мыслителей-классиков Абуан-Насра аль-Фараби, Абу Али Ибн Сины6, представляющих общемусульманскую философию, равную и для суннитов, и для шиитов. Также были использованы наиболее значимые труды исламских мыслителей современности, таких как Сайд Кутб, Али Шариати, Калим Сиддыгси7. Изучение фундаментальных трудов данных мыслителей, посвященных соотношению политики и ислама, в плане возрождения ислам

5 Абдуль Хамнд Мутавали. Шарматуль исламия ка-масдар асас лиль канун филь дуваль хадиса (Исламский Шариат как основа для закона в современных странах). - Амман, 1999; Яхья Жамал. Анзима сиясия филь ду-валу аль арабня (Политические системы в арабских странах). - Амман, 1990; Абдулла Ибрахим Зайдул Кила-ни. Усулул аъля султатуль даувля фил ислам (Основы государственной власти в Исламе). - Амман, 1997; Му-хаммад Хазр Хусейн. Китабуль ислам ва усулу хукм (Книга ислама и основы правления). - Дамаск, 2000; Юсуф Кардави. Фатави муассара (Современные юридические разработки). - Дамаск, 1994; Фатхи Дарини. Хасаису ташриъи (Особенности шариата). - Бейрут, 1999; Вахбату Зухайли. Аль фикхуль ислами ва адилла-туху (Исламская юриспруденция и её доказательства). - Дамаск, 1991.

6 См.: Сагадеев A.B. Классики арабо-мусульманской философии в переводах А.В.Сагадеева. - Нью-Йорк, 2000.-Т. 1-2.

7 Kalim Siddiqui. Stages of Islamic Revolution. - Lahore, 1996; Qutb Sayyid. Milestones. - New Dehli, 1998; Shariati Ali. Red shi'ism: the religion of martydrom. Black shi'ism: the religion of mourning. - Бейрут, 1992; Али Шариати. Аль-хазара ва тахдис. - Бейрут, 1989. ской политической культуры, разработке исламской теории власти, построения исламского государства, позволило нам составить объективное представление об основных принципах становления исламской политической мысли в интерпретации исламских теологов и мыслителей средневековья и провести сравнительный анализ между ними и современными доктринами суннитских и шиитских мыслителей XX века. Эти и другие арабские, а также иранские источники в комментариях на арабском языке послужили основой для проведения детального изучения современных религиозно-политических доктрин суннитов и шиитов, поскольку они содержали в себе наиболее полные сведения, позволяющие проанализировать взгляды иранского правящего духовенства и суннитских идеологов «Братьев мусульман», «Салафитов», а также их подходов к проблемам религиозно-политического характера.

Затрагивая вопросы становления государства Саудитов и роль религиозно-политического течения ваххабизма в его образовании, необходимо выделить ряд работ, которые не только служили добротной фактологической базой, но и оказали определенное влияние на дальнейший ход исследования. В частности, труды российских авторов А.И. Першица, A.M. Васильева, Н.И. Про шина, А. Мюллера, В.Л Бодянского8, посвященные изучению общественно-политического строя Аравии, истории развития идей салафизма и становления государства Саудитов, благодаря их насыщенному содержанию и подробному анализу многих исторических событий и фактов, позволившие объективно подойти к определению характера процесса развития «ваххабитской» идеологии Саудовской Аравии, который многими исследователями, определялся исключительно как реакционное явление в исламе.

Изучение вопроса о становлении и развитии шиитской государственности после революции 1978-1979 гг. невозможно без обращения к трудам ее

8 Першиц А.И. Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX - первой трети XX века. - М., 1961; Васильев A.M. История Саудовской Аравии (1745-1973). - М., 1982; Прошин Н.И. Саудовская Аравия. - М., 1964; Мюллер А. История ислама с основания до новейших времен / Пер. с нем. - Спб., 1895-1896.-Т. 1-3. главного идеолога и вдохновителя аятоллы Р. Хомейни9. Между тем, работы других авторов, посвященные детальному анализу применения исламской концепции власти в Иране, явились существенным подкреплением содержательной и аналитической части диссертации и предоставили исчерпывающий анализ концептуальных основ исламского режима Ирана. К ним можно отнести работы таких авторов, как М.С. Алиев, А.С. Федорова, Г.И. Мирский, JI.E. Скляров, С.М. Прозоров, Н. Мамедова, О. Арабаджян10.

Следующая группа научной литературы относится к сложному и многоуровневому вопросу о соотношении «национального» и «общеисламского» интересов во внешней политике Саудовской Аравии и Ирана. Здесь следует отметить, что эта проблематика довольно детально разработана в российском и зарубежном востоковедении, включая исследования на арабском языке. Однако характерной чертой большинства публикаций явилось то, что при определении формирования «национального» интереса и последующего построения на его основе «общеисламского» интереса многие авторы исходят из существования в исламском обществе такого феномена, как национализм.

По сути, это является традиционным подходом к изучению обществ с исламской формой правления и прямым наложением специфики «западных обществ» на исламскую почву. В этой связи часть литературы была использована исключительно с фактологической точки зрения, но она послужила основой для выдвижения выводов и аргументации, подкрепляющей авторскую точку зрения о незначительности феномена «национализма» как такового при формировании интересов во внешней политике. Между тем, особого внима

9 Ayatollah Seyyed Ruhollah IChomeyni. Pour un gouvernement islamique. - Raris-Fayolle. 1979; Имам Хомейни. Путь к свободе. Речи и завещание. - М., 1999; Хомейни Р. Политическая борьба от рождения до кончины. -М„ 1999.

10 Алиев М.С. История Ирана. XX век. - М., 2004; Федорова А.С. Идеология и практика современного исламского государства (на примере Исламской Республики Иран.// Двадцать пять лет исламской революции в Иране. - М., 2005; Мирский Г.И. Роль армии в политической жизни стран «третьего мира». - М., 1989; Скляров J1.E. Закономерности формирования и функционирования исламского режима в Иране И Иранское общество 80-х годов. Инст. Востоковедения АН СССР. -№5 (256). - М., 1988; Прозоров С.М. Шиитская (имамит-ская) доктрина верховной власти И Ислам. Религия, общество, государство. - М., 1984; Мамедова Н. Эволюция социальной опоры исламского режима // Иранское общество 80-х годов. Инст. Востоковедения АН СССР. - №5 (256). - М., 1988; Арабаджян А. О государственной политике ИРИ // Иранское общество 80-х годов. Инст. Востоковедения АН СССР. №5 (256). - М„ 1988. ния заслуживают работы на арабском и английском языках, которые способствовали выдвижению ряда важных тезисов диссертации. К ним можно отнести труды А.-М. Аль-Бадви; Х.И. Аль-Али; А.Х. Ас-Суэйг; М.А. Аль-Мансур; М. Тавакали-Таргихи; К. Хома; Ф. Касшани-Сабет".

Между тем, общие тенденции во внешней политики Саудовской Аравии и Ирана, история, преемственность и современные подходы этих стран, нашли отражение в работах и статьях советских и российских исследователей. По сути, исследования внешней политике этих стран в российском востоковедении послужили в качестве добротной основы для содержательного анализа исследуемых проблем. В частности, среди главных достоинств использованной литературы можно выделить то, что при их написании авторы использовали не только литературу на арабском и иранском языках, но подкрепляли анализ собственным опытом, полученном в результате их практической работы в странах Ближнего и Среднего Востока. К их числу можно отнести работы и статьи следующих авторов: И. А. Мелихов; Е. А. Мелкумян; М. Г. Закария; А.И. Яковлев; И. К. Федорова, Л. Кулагина, В.А.Ушаков; А. Богуславский и Аль-Бадви А.-М. Мавакиф аль-муфаккирин аль-араб фи кадая ан-нахда фи аль-алям аль-арабий мин мат-ляъа аль-карн иля мауфи ас-ситтинат (Позиции арабских мыслителей по вопросам возрождения арабского мира от начала века до периода шестидесятых годов). - Тунис, 1996; Аль-Али Х.И. Мабадиъа ва ахдаф ас-сийяса аль-хариджийя ас-саудийя. Аль-Мустава аль-халиджий, аль-исламий, ад-дуввалий (Принципы и цели саудовской внешней политики: регион Залива, исламский мир, международное сообщество). - Ас-Сийяса аль-хариджийя лиль Мамляка аль-арабийя ас-саудийя фи миат амм; Ас-Суэйг А.Х. Аль-Ислям фи ас-сийяса аль-хариджийя ас-саудийя (Ислам в саудовской внешней политике). - Эр-Рияд, 1992; Аль-Мансур М.А. Ас-Сийяса аль-хариджийя ас-саудийя фи аль-итар аль-арабий. Ад-Даур ас-саудмй ва ахамм аль-авамиль аль-муассира фихи (Саудовская политика в арабском контексте. Саудовская роль и основные, воздействующие на нее факторы); Mohamad Tavakoli-Targhi. Refashioning Iran; Language and Culture During the Constitutional Revolution. - Iranian Studies, vol. 23, numbers 4, 1990; Katouzian Нота. State and Society in Iran: The Eclipse of the Qajars and the Emergence of the Pahlavis, I.B. Taurus, 2000; Firoozeh Kashani-Sabet. Fragile Frontiers: the Diminishing Domains of Qajar Iran. Int'l. Journal of Middle Easter Studies, vol. 29, 1997.

12 Мелихов И. А. Арабские монархии Персидского залива на этапе модернизации (1970-1990-е гг). Автореферат. - М., 2000; Мелкумян Е. С. ССАГПЗ в глобальных и региональных процессах. - М.: ИВ РАН, 1999; Закария М. Г., Яковлев А.И. Нефтяные монархии Аравии на пороге XXI века. - М., 1998; Яковлев А. И. Саудовская Аравия: достижения и противоречия реформ // Мировая экономика и международные отношения. -2001. - № 1; Федорова И. К отношениям США и ИРИ в 1986 г // Иранское общество 80-х годов. Инст. Востоковедения АН СССР. №5 (256). - М., 1988; Кулагина Л. Внешняя политика ИРИ в 1985 г. // Актуальные проблемы Исламской Республики Иран. Инсг. Востоковедения All СССР. № 7 (251); Ушаков В.А. Ислам и внешняя политика Ирана // Современный ислам: проблемы политики и идеологии. Вып. 3. Часть 11. - М., 1985; Богуславский А. Внешняя политика Исламской Республики Иран на современном этапе // Аналитические записки: Иран. Институт Изучения Израиля и Ближнего Востока. - М., 2004.

При обращении к вопросам безопасности и, в частности, раскрытии специфики саудовско-иранского противостояния на Ближнем и Среднем Востоке на примере наиболее сложных проблем регионального характера было использовано значительное количество современного информационно-аналитического материала, предоставляемого иностранными СМИ, аналитическими центрами и институтами, занимающимися изучением международно-политических проблем в регионе. В частности, особый интерес представляют аналитические отчеты Международной Группы по предотвращению кризисов (Брюссель), Института Ближнего Востока (Россия), публикации Института Востоковедения РАН, Центра политических исследований в России и многих других научных организаций1"1, а также отдельные статьи сотрудников и монографии А. Шеина, А.Ф. Чистякова, А. Шестакова, Е.А. Степанова, Р. Соко-ловски и др. 14

В дальнейшем, при рассмотрении перспектив развития саудовско-иранских отношений и активизации внутриисламского диалога, были использованы авторские подходы и аналитические разработки в этой области. В частности, это было продиктовано тем, что в настоящее время, несмотря на объективную актуальность этих проблем в исламском мире, проблема консолидации внутри ислама на межгосударственном и межобщинном уровне практически не рассматривается ввиду укоренившегося в сознании общественности представления о непреодолимости религиозных противоречий между различ Iran: Is There a Way Out of the Nuclear Impasse? / International Crisis Group, Brussels. - Middle East Report № 51-23 February 2006; Iran: The Struggle for the Revolution's Soul / International Crisis Group, Amman/Brussels. -Middle East Report № 5 - 5 August 2002; Iran: Where Next on the Nuclear Standoff? / International Crisis Group, Amman/Brussels. - Briefing, 24 November 2004; Iran in Iraq: How Much Influence? / International Crisis Group, Brussels. - Middle East Report №38-21 March 2005; Углубление отношений с Россией не тактический прием, а осознанное желание. Интервью с ЧИП ИРИ в России Г. Шафеи // Ядерный контроль. Журнал ПИР-Центра политических исследований. -№ 4 (74), Том 10. - Зима 2004; Аналитические записки. Иран. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. - М„ 2004.

14 Шеин А. Ближним Восток «по вертикали» и «по горизонтали» // Международная жизнь. - 1999. -№8; Чистяков А.Ф. Ближний Восток в свете геополитических перемен // Международная жизнь. - 1995. - №8; Чистяков А.Ф. Ближний Восток после урегулирования арабо-израильского конфликта // Международная жизнь. -1995. - №2; Шесгаков А. Исламское экстремистское движение в современном Иране // Актуальные проблемы Исламской Республики Иран. Институт Востоковедения АН СССР. Специальный бюллетень № 7 (251). - М., 1987; Степанова Е.А. Влияние войны в Персидском заливе 1991 года на формирование современной американской модели регулирования региональных конфликтов //'Вестник Московского Государственного Университета. - Серия 8. - История. - 1998. - №3; Richard Sokolsky, Stuart Johnson and F. Stephen Larrabee. Persian Gulf Security: Improving Allied Military Contributions. - NY: RAND Inst., 2001. ными течениями. В данном же случае, в результате стремительных изменений ситуации в регионе, мы можем говорить, что впервые появились реальные предпосылки для мусульманской консолидации.

В целом, хорошим подспорьем в формировании фактологической и аналитической основы диссертации стало использование периодических изданий, печатных и электронных СМИ на арабском, иранском (в переводах) и английском языках, а также результаты проведенных автором бесед с представителями официальной власти Саудовской Аравии, Ирана, общественности и научных кругов этих стран.

Практическая значимость работы. Материалы, положения и выводы диссертации могут способствовать комплексному и глубокому пониманию религиозных, политических и социальных процессов, происходящих на современном историческом этапе в регионе Ближнего и Среднего Востока, а также дальнейшим исследованиям его актуальных проблем. Настоящая работа активизирует методы исследований религиозного фактора в политике лидирующих стран Ближнего и Среднего Востока посредством всемерного учета важнейших внутренних аспектов региональных отношений.

В этой связи результаты диссертации и ее методология могут быть использованы как научными, так и практическими организациями при написании различных исследований по глобальным и отдельным проблемам Ближнего и Среднего Востока, а также мусульманского мира в целом.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в научных работах автора, в выступлениях на семинарах и международных научных конференциях, при обсуждении в Институте стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском Славянском университете, а также на кафедре истории и культурологии (с участием сотрудников кафедры политологии) гуманитарного факультета Кыргызско-Российского Славянского университета.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», 23.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», Салиев, Акылбек Ленбаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ближний и Средний Восток является историческим и религиозным центром ислама и события, происходящие в этом регионе, безусловно, оказывают самое прямое влияние не только на мусульманские государства региона, но и на весь исламский мир в целом. Выбранный нами ракурс исследования религиозно-политического аспекта безопасности региона в контексте саудовско-иранских отношений и определение на этой основе перспектив внутриислам-ского диалога позволил выявить ряд важных особенностей и закономерностей развития исламских государств региона, а также сделать выводы комплексного и многоуровневого характера.

Существующие между Саудовской Аравией и Ираном противоречия в религиозной плоскости носят фундаментальный характер и представляются нам непреодолимыми. При этом теологические разногласия не имеют исторического обоснования, связанного с периодом раскола мусульманской общины в VII в. Раскол исламской общины имел сугубо политический характер и выражался в несогласии по поводу форм и принципов преемственности власти. Но по мере осмысления, в рамках разделившихся на почве политического несогласия групп, это событие привело к образованию религиозных течений и выработке соответствующих религиозно-политических концепций, наиболее устойчивыми из которых оказались концепции суннитов и шиитов.

Дальнейшее осмысление этих концепций, но уже в процессе длительной эволюции религиозно-политической мысли, прошедшей в период влияния античной философии и наследия более древних цивилизаций с опытом государственного управления, а также воздействия внешних сил на фоне общей отсталости и упадка в мусульманском мире, вызвало реакцию в виде движения возрождения ислама на Востоке и привело к образованию ваххабизма в XVIII в., который лег в основу государственности в Саудовской Аравии к концу XIX в., а также, но уже в середине XX в. - революционного шиизма, как противопоставление официальному (государственному) шиизму в Иране в период правления монархии Пехлеви.

Таким образом, общим выводом относительно исторических предпосылок становления ваххабитской и революционной шиитской (неошиитской) концепций исламского государства является то, что, во-первых, раскол исламской уммы послужил толчком к параллельному развитию концепций власти и государственности в суннизме и шиизме, во-вторых, в результате эволюции этих концепций политические разногласия приобрели еще и религиозное осмысление, которое усугубило существовавшие разногласия, придав им непреодолимый религиозный смысл, исключающий какое-либо сближение в теологической плоскости. Однако условия, в которых получил развитие ваххабизм, несмотря на значительный временной разрыв, обнаруживают сходство с ситуацией, приведшей к появлению неошиизма в Иране. Если ваххабизм являлся религиозной (фундаменталистской) реакцией на османское правление и носил более национальный (внутриарабский) характер, то в Иране антишахская окраска протестиого религиозного движения также апеллировала к возврату фундаментальных ценностей ислама, но с учетом идеологической специфики.

Наивысшим проявлением этих концепций власти стала их непосредственная реализация на практике в Саудовской Аравии и Иране. Специфика построения государственности этих стран заключается в том, что под влиянием исторических и социальных условий развития этих государств внешне схожая и апеллирующая к общему идеалу первого государства времен Пророка и праведных халифов система политического правления приняла новые формы.

А именно, ваххабизм, возвращаясь к основам религии, ограничился лишь внедрением религиозной догматики единобожия в социальную структуру родоплеменного общества Аравии, при этом исключив из нее изначальную форму правления, заменив ее договором между духовными и племенными лидерами, по сути, разделяя власть на светскую и духовную части в рамках монархической системы власти («султанш»).

В свою очередь, неошиизм, реализовывая на практике те же фундаментальные принципы, предпринял попытку максимально приблизить неошиитскую концепцию правления к идеалу государства времен Пророка, но, в отличие от Саудовской Аравии, возвращение к истокам началось с восприятия политической концепции власти в исламе, которая, в свою очередь, дала толчок возрождению религиозного самосознания в обществе, подготовив почву для внедрения доктринальных принципов ислама. Однако политическая концепция власти, разработанная имамом Хомейни, «велайят уль-факих», представляла собой модификацию классической формы власти в ее сакральном понимании, т.е. выступала в качестве компромиссного варианта между «султания» и «хиляфа», при этом объединяя и светскую, и духовную власть в руках духовного лидера.

В этой связи специфика ваххабитской и шиитской государственности заключается в том, что оба течения в попытке построения классической системы правления пошли на ряд изменений, продиктованных особенностями Своего исторического и социально-политического развития, что привело к новым формам исламской государственности, совмещающей в той или иной комбинации доктрииальные положения ислама и его политическое наследие. Таким образом, автор приходит к выводу, что ваххабитская интерпретация власти в меньшей степени соответствует идеалам первого исламского государства, в то время как шиитская модель максимально приблизилась к реализации исламской доктрины правления, но ввиду того, что в теологическом плане она опирается на позиции шиизма, также может считаться отступлением от основ ислама.

Интенсивное внедрение исламской доктрины в структуру общественных отношений и внутреннюю политику Саудовской Аравии и Ирана естественным образом способствовало укреплению роли государственных идеологий этих режимов и получило соответствующий выход в сферу внешней политики.

Общей характерной чертой обеих стран явилось то, что применение доктринальных положений ислама внутри страны автоматически накладывает обязательства во внешней среде, связанные в основном с продвижением и защитой ценностей ислама. И если Саудовская Аравия, будучи религиозным лидером мусульманского мира, стала субъектом международных отношений в начале 30-х гг., выдвинув идеологию ваххабизма в качестве главного инструмента, призванного отвечать за обеспечение интересов всего мусульманского мира, то в Иране идеологическая экспансия, исходящая из тех же побуждений, берет начало только в 1979 г., приняв форму исламской революции.

Однако внешне схожие цели несут в себе различное внутреннее содержание. И оно выражается в национальном интересе, нацеленном на распространение ислама в рамках своего видения исламской доктрины и ее политической составляющей, под видом деятельности по защите общеисламского интереса во всем мире. При этом важным отличием общеисламских инициатив этих стран является то, Саудовская Аравия делает упор на распространение религиозной специфики ваххабизма, в то время как Иран, осознавая меньшинство последователей шиизма в мусульманском мире, больше нацелен на популяризацию политических идей неошиизма, минимально затрагивающих суннитское религиозное мировоззрение.

В связи с этим, автор пришел выводу, что национальный интерес во внешней политике Саудовской Аравии и Ирана заключается в распространении религиозной концепции ваххабизма и политической концепции неошиизма, получая выражение в деятельности по обеспечению общеисламского интереса. При этом соотношение национального и общеисламского интереса в политике этих государств не всегда имеет стабильный характер. Идеологическая пропаганда религиозно-политической специфики этих режимов, под видом общеисламских инициатив, находится в зависимости от политической ситуации в регионе, вынуждая руководство гибко реагировать на любые изменения в странах Ближнего и Среднего Востока, периодически переоценивая идеологическое наполнение выдвигаемого ими общеисламского интереса, увеличивая или уменьшая интенсивность популяризации своих идей.

Анализ особенностей отношений между Саудовской Аравией и Ираном выявляет многие важные проблемы, от решения которых зависит не только безопасность региона, но и будущее всего мусульманского мира. Очевидно, что противостояние между этими странами продиктовано их стремлением к лидерству в регионе, которое позволит стать центром объединительных процессов всего мусульманского мира. В этой связи их политика в отношении ключевых проблем безопасности региона имеет первостепенное значение для достижения своих целей.

Специфика же религиозно-политического аспекта безопасности региона заключается в том, что традиционная взаимосвязь религии и политики в исламе накладывает отпечаток на все уровни отношений между странами региона, вбирая в себя и актуализируя весь комплекс исторических, теологических, политических проблем мусульманского мира в единое целое. В естественном, фрагментированном состоянии эти проблемы не представляют угрозы, но как только они переходят в зону столкновения интересов противоборствующих сторон, они проявляются во всем своем сложном и многообразном комплексе, поскольку становятся удобным инструментом манипуляций общественным сознанием в угоду интересов тех или иных стран.

Региональное соперничество с учетом религиозно-политического аспекта отношений между Саудовской Аравией и Ираном, а также их идеологические установки, определяющие их самоопределение в системе внутренних исламских связей, создают условия для выработки собственных подходов к ключевым проблемам безопасности региона. В то же время, как показало исследование многие проблемы в области безопасности, рассматривая их с точки зрения возможной политической консолидации мусульманского мира, не всегда могут иметь негативное влияние на отношения между Саудовской

Аравией и Ираном, нередко выступая в качестве основы взаимовыгодного сотрудничества и солидарности.

Палестинская проблема в политике Саудовской Аравии и Ирана традиционно занимает важное место и не только по причине ее религиозно-исторической значимости для всех мусульман мира, но и ввиду того, что в современном мире она выступает как своеобразный барометр отношения этих стран к самой важной проблеме мусульманского мира. И от того, как та или другая сторона относится к решению этой проблемы, во многом зависит их политический и религиозный авторитет в арабо-мусульманском мире. По сути, Палестина играет роль трибуны общеисламской политической борьбы за реализацию неотъемлемых прав мусульманских народов и авангард исламского призыва за обеспечение общих интересов.

Саудовская Аравия, исходя из своей гибкой, балансирующей политики между западным и исламским миром, значительно переосмыслила свою позицию в отношении Палестины, пройдя путь от полного отрицания Израиля, до его частичного признания, призывая противоборствующие стороны к диалогу и сотрудничеству. Исламская республика Иран, с самого начала своего существования, не только отрицала право Израиля- на существование, но и продолжает открыто призывать к его уничтожению. Однако оба подхода, несмотря на идеологически правильный, с точки зрения ислама, иранский вариант решения этой проблемы, представляют два противоположных пути решения, которые вряд ли будут успешными. Саудовская Аравия понимает, что чрезмерная гибкость и сотрудничество с США в этом вопросе ведет к неминуемой потере ее религиозного и политического авторитета, в то же время Иран, осознавая свою правоту, понимает, что чрезмерная жесткость не всегда может отвечать не только его интересам, но и интересам всего мусульманского мира.

В этой связи проявление открытого сотрудничества по палестинской проблеме и выражение солидарности в противостоянии Израилю предоставляет шанс, с одной стороны, Саудовской Аравии сглаживать ее чрезмерно примирительную политику и корректируя в нужное русло свое восприятие в исламской среде. В свою очередь, Иран, в целом не изменяя содержание политического курса, использует сотрудничество с Саудовской Аравией, для того чтобы показывать, что его идеи и подходы не только идеологически правильны, но и находят поддержку и понимание в среде арабских лидеров региона.

В противоположность значению палестинского конфликта, иракская проблема не только усложняет саудовско-иранские отношения, но и представляет угрозу безопасности региона, выявляя при этом комплекс разноплановых противоречий, могущих иметь непредсказуемые последствия для целостности мусульманского мира. Политический кризис, вызванный военной операцией США и их союзников в Ираке, стремительно трансформировался во внутри-конфессиональный конфликт между общинами суннитов и шиитов, в котором Саудовская Аравия и Иран не смогли сохранить нейтралитет. Открытые столкновения между суннитами и шиитами, как пример проявления прямой конфронтации двух идеологий, могут проецироваться на весь остальной ара-бо-мусульманский мир, делая практически невозможным политическую консолидацию мусульманского мира.

Между тем, наличие неразрешенных проблем и общая напряженная обстановка в регионе, давление со стороны США и Израиля подталкивают Иран скрыто стремиться к обладанию ядерным, оружием, несмотря на официально мирный статус его исследований атомной энергии. В этой связи возможность обладания ядерным оружием представляется для Ирана единственным ответом на превосходящие угрозы безопасности страны. При этом достижение ядерного статуса Ираном может иметь ключевое значение в свете определения лидерства в мусульманском мире.

Анализ комплекса проблем позволяет утверждать, что подходы Саудовской Аравии и Ирана в отношении главных проблем безопасности региона оказывают непосредственное влияние на степень и интенсивность внутриисламского диалога, который, в свою очередь, находится в прямой зависимости от уровня саудовско-иранского сотрудничества и взаимодействия. Более того, существующие конфликты на Ближнем и Среднем Востоке могут иметь как позитивное значение - проблема Палестины, которая выступает в качестве основы для общеисламского сотрудничества и солидарности на почве противостояния внешним угрозам исламской цивилизации, так и негативное - воздействие в виде усугубляющихся суинито-шиитских противоречий внутри Ирака, угрожая целостности исламского мира.

Современное положение Садовской Аравии и Ирана в системе международных отношений мусульманских государств региона, определенное в нашем исследовании как два противоположных полюса притяжения и центра силы, характеризуется целым комплексом религиозных и политических факторов, которые влияют на их восприятие в мусульманском мире. По мнению автора, позиции Саудовской Аравии отличаются устойчивым авторитетом в среде официальных политических режимов арабских стран, которые тесно связаны различными обязательствами политического и экономического характера. Между тем, ее роль как союзника США и отчасти проводника их интересов, отрицательно сказывается на ее религиозном и политическом авторитете в регионе. В противоположность этому, Иран не имеет широкой поддержки на уровне государственных режимов арабских стран, однако его последовательная политика противодействия вмешательству во внутренние дела региона со стороны США и непримиримая позиция по многим проблемам региональных. отношений способствует росту политического авторитета, как единственной страны, открыто отстаивающей права мусульман. '

Обращаясь к проблеме консолидации, автор пришел к выводу, что объединение исламского мира на основе сближения теологических подходов Невозможно. Но в ходе исследования стало очевидно, что в условиях религиоз-но~политических противоречий Саудовской Аравии и Ирана, а также их регионального соперничества, речь может идти только о политической консолидации мусульман на основе принципов исламской солидарности, исключая создание каких-либо интеграционных образований в виде слияния национальных государств.

При этом рассмотрение политической консолидации возможно только на двух уровнях - политическая интеграция государств региона при условии снятия многих противоречий между Саудовской Аравией и Ираном, либо объединение на базе неофициальных (оппозиционных) лидеров религиозных общин и Ирана ввиду его растущего политического авторитета в мусульманском мире.

Говорить о каких-либо формах реального политического сближения правящих режимов Ближнего и Среднего Востока, ввиду различного видения целей и интересов, определяемых в рамках их идеологий, а также по причине непреодолимости многих противоречий, весьма затруднительно.

В этой связи автор убежден, что, учитывая современную политическую ситуацию в регионе, на фоне роста религиозной оппозиции правящим режимам арабских стран и объективного повышения авторитета Ирана и политических идей, заложенных в его идеологии, в мусульманской среде появились реальные предпосылки для политической консолидации мусульманского мира по линии солидарности оппозиционных религиозных общин арабских стран и Ирана. В то время как достижение реального единства на основе политической консолидации возможно лишь при условии смены правящих режимов большинства арабских монархий и применения политических доктрин, доказавших свою жизнеспособность и эффективность в отстаивании общих исламских интересов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Салиев, Акылбек Ленбаевич, 2006 год

1. Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем. Пути и реформы революционного процесса. М., 1981.

2. Алибейли Г. Д. Иран и сопредельные страны Востока. 1946-1978. М., 1989.

3. Алиев СМ. История Ирана. XX век. М., 2004.

4. Аналитические записки. Иран. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. М., 2004.

5. Арабаджян А. Основные моменты внутриполитической ситуации в 1985 г. // Актуальные проблемы Исламской Республики Иран. Институт Востоковедения АН СССР. Специальный бюллетень №7 (251). М., 1987.

6. Арабаджян А. О государственной политике ИРИ // Иранское общество 80-х годов. Институт Востоковедения АН СССР. Специальный бюллетень №5 (256).-М., 1988.

7. Бакланов А. Г. Ближний Восток: региональная безопасность и интересы России Исследование ЦМИ МГИМО № 15. - М., 1999.

8. Богуславский А. Внешняя политика Исламской Республики Иран на современном этапе // Аналитические записки: Иран. Институт Изучения Израиля и Ближнего Востока. М., 2004.

9. Васильев А.М. История Саудовской Аравии (1745-1973). -М., 1982.

10. Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. Учебное пособие / Под ред. А.Д. Воскресенского., М., 2002.

11. Белокреницкий В.Я. Восток через призму мировых демографических процессов (к вопросу о геодемографии и геополитике будущего века) // Восток: афро-азиатские общества. 1999. - №5.

12. Белокреницкий В.Я., Босин Ю.В., Жигалина О.И., УКмуйда М.В. Морозова М.Ю. Ислам и политика в странах Ближнего и Среднего Востока // Восток: афро-азиатские общества. 1999.- - №4.

13. Блежо Эрве. Джихад и универсальные ценности // Восток: афроазиатские общества. 1999. - №3.

14. Бодянский В.Л. Восточная Аравия. М., 1990.

15. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М., 2000.

16. Былиняк С.А. Адаптация к мировому хозяйству: опыт Азии и российские проблемы. М., 1998.

17. Валлерстайн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. -М., 1998.

18. Володарский М., Баазова Л. Россия, Иран и независимые государства

19. Центральной Азии после распада СССР (1991-1994 гг.) // Восток: афроазиатские общества. 1997. -№1.

20. Ганковский Ю.В. Новое исследование проблем исламской революции в Иране // Восток. 1994. - №3.

21. Георгиева А. Структура и форма правления в странах востока. М., 1988.

22. Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). -М, 1988.

23. Грязневич П.А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине и раннем исламе // Ислам. Религия, общество, государство. -М., 1984.

24. Грязневич П.А. Ислам и государство (к истории государственно-политической идеологии раннего ислама) // Ислам. Религия, общество, государство. М., 1984.

25. Двадцать пять лет исламской революции в Иране. Сб. ст. М., 2005.

26. Доклад Комитета по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа. ГА ООН. Официальные отчеты, 56 сессия, дополнение № 35 (А/56/35). Нью-Йорк, 2001.

27. Доклад Президента Организации по атомной энергии Ирана Г. Агазаде в МАГАТЭ. Вена, 6 мая 2003.

28. Дороненко Е.А. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905-1911, 1978-1979 годов // Восток: афро-азиатские общества. 1999. -№4.

29. Дорошенко Е. Влияние шиитского экстремизма на некоторые проблемы стран Ближнего Востока // Актуальные проблемы Исламской Республики Иран. Институт Востоковедения АН СССР. Специальный бюллетень № 7 (251).-М., 1987.

30. Егорин А.З. Арабский мир: пути, которые он выбирает // Восток. -1994.- №4.

31. Емельянова Г.М, Проблемы интеграции в арабском мире // Восток. -1991. №4.

32. Закария М. Г., Яковлев А.И. Нефтяные монархии Аравии на пороге XXI века. «ИИИиБВ»: М., 1998.

33. Игнатенко A.A. Парадоксы и антиномии властвования в средневековом исламе (на материале «княжьих зерцал» «поучений владыкам») // Восток.- 1993.-№2.

34. Иванов H.A. Восток: новые подходы к изучению истории // Восток. --1993,-№4.

35. Имам Хомейни. Путь к свободе. Речи и завещание. М, 1999.

36. Иран: ислам и власть. Сб. ст. М., 2002.

37. Иранская теократическая лестница // Азия и Африка сегодня. 1981. -№ 1.

38. Иран. Очерки новейшей истории. Лондон. U.N. Security Council. Doc. № 9200, 09.05,1969.Ислам в современной политике стран Востока. М., 1976.

39. Ислам: проблемы идеологии, права и экономики. М., 1985.

40. Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х начало 80-х годовXX в.). -ML, 1986.

41. Ислам и социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока. Сборник статей. М.: Наука, 1990.

42. Ислам в поисках «третьего пути» развития // Азия и Африка сегодня. -1987.-№1.42. «Исламский фактор» в международных отношениях в Азии (70-е -первая половина 80-х годов). Сб. ст. -М., 1987.

43. Исследование о ядерном вооружении Израиля. Организация Объединенных Наций. Иыо-Йорк, 1982.

44. История арабских стран. М., 2005.

45. Капица М.С. Новые подходы в теориях и методиках востоковедных исследований // Восток. 1992. - №2.

46. Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? К дипломатии XXI века / Пер. с англ. под ред. B.JI. Иноземцева. М., 2002.

47. Климов В. Проиранские террористические организации в странах Ближнего и Среднего Востока // Актуальные проблемы Исламской Республики Иран. Институт Востоковедения АН СССР. Специальный бюллетень № 7 (251).-М., 1987.

48. Кляшторина В.Б. Трактовка современной исламской культуры и литературы в официальной идеологии ИРИ // Иранское общество 80-х годов. Институт Востоковедения АН СССР. Специальный бюллетень №5 (256). -М,, 1988.

49. Кляшторина В. Б. Эволюция роли культуры в процессе модернизации Ирана//Особенности модернизации на Арабском Востоке. М., 1997.

50. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. -М., 2001.

51. Ковтунов А.Г. Проблемы интеграции стран Магриба // Восток. 1999. -№1.

52. Концепция власти на Ближнем Востоке. Средневековье и новое время. Издание второе. М, 2001.

53. Косач Г.Г., Мелкумян Е.С. Внешняя политика Саудовской Аравии. Приоритеты, направления, процесс принятия политического решения. -М,, 2003.

54. Кривец Е.А. Арабская культурная самобытность: идеологическая концепция и ее реальное содержание // Восток. 1994. - №2.

55. Кудрявцев A.B. Коран и его мир // Восток. 1992. - №5.

56. Кулагина Л. Внешняя политика ИРИ в 1985 г. // Актуальные проблемы Исламской Республики Иран. Институт Востоковедения АН СССР. Специальный бюллетень № 7 (251).

57. Кутб Сайид. «Под сенью Корана». «Ummah»: М., 2003.

58. Левин 3. И. Общественная мысль на Востоке. Постколониальный период. М., 1999.

59. Лисс A.B. Война в Персидском заливе как модель «новой» войны // США: экономика, политика, идеология. 1995. -№4.

60. Малашенко A.B. 80-е: новый политический старт ислама // Восток. -1991,-№5.

61. Малашенко A.B. Мусульманская цивилизация: движение и инерция // Восток,-1994. -№4.

62. Мамедова Н. Эволюция социальной опоры исламского режима // Иранское общество 80-х годов. Институт Востоковедения АН СССР. Специальный бюллетень №5 (256). М., 1988.

63. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке и политика России на рубеже XX века. М. 2000.

64. Мелихов И. А. Арабские монархии Персидского залива на этапе модернизации (1970-1990-е гг). Автореферат. М., 2000.

65. Мелкумян Е.С. ССАГПЗ в глобальных и региональных процессах. -М., 1999.

66. Мельников Ю.М., Фролов В.Л. Иранский вопрос во взаимоотношениях Москвы и Вашингтона // Международная жизнь. 1995. - №7.

67. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. -М., 1991.

68. Мирский Г.И. Роль армии в политической жизни стран «третьего мира». М., 1989.

69. Мирский Г.И. Ближний Восток и политика США // США: экономика, политика, идеология. 1998. - №3.

70. Моргентау Г. Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир // Социально-политический журнал. 1997. -№2.

71. Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982.

72. Першиц А.И. Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX первой трети XX века. - М., 1961.

73. Пресс-конференция ПИР-Центра. «Российско-иранское сотрудничество в ядерной и военной областях: до и после визита президента Ирана Хатами в Москву». Институт развития прессы, 16 марта 2001 г.

74. Пиотровский М.Б. Светское и духовное в теории и практике средневекового ислама // Ислам. Религия, общество, государство. М., 1984.

75. Подцероб А. Исламский мир // Международная жизнь. 1999. - №9.

76. Поляков К. Как создавалась идеология фундаментализма. Жизнь и смерть отца «Мусльманского братства». Сейид Кутб, его идеи, последователи и борьба с «глобальным мировым злом» // НГ-РЕЛИГИИ. 1997.

77. Проблемы безопасности в Азии. Сб. ст. М., 2001.

78. Прозоров С.М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти // Ислам. Религия, общество, государство. М., 1984.

79. Прошин Н.И. Саудовская Аравия. М., 1964.

80. Резников А.Б. Иран: падение шахского режима. М., 1983.

81. Салиев А.Л. Проблемы безопасности Ближнего и Среднего Востока в условиях глобализации (религиозно-политический аспект) / Под общ.

82. Ред. В.М. Плоских. Бишкек: КРСУ, 2006.

83. Салиев А.Л. Шиитская революционная доктрина в государственном строительстве современной модели Исламской Республики Иран // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. Т. 6, 2006. - № 2.

84. Салиев А.Л. Арабизм Саудовской Аравии как инструмент внешней политики // Наука и новые технологии. Бишкек, 2006. - № 2.

85. Салиев А.Л. Концепция исламского единства и феномен национализма // Наука и новые технологии. Бишкек, 2006. - № 2.

86. Салиев А.Л. Национальный интерес Ирана и экспорт исламской революции // Социальные и гуманитарные науки. Бишкек, 2006. - №1.

87. Салиев А.Л. Политический и религиозный раскол в исламе: становление суннитской и шиитской концепций исламского государства // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. Т. 6, 2006. - № 4.

88. Сафрончук B.C. Объединенные Нации: национальные процессы и локальные конфликты // Международная жизнь. 1995. -№3.

89. Скляров JI.E. Иран: от политики экспорта «исламской революции» к региональному сотрудничеству (значение перемен для Центральной Азии) // Восток: афро-азиатские общества. 1996. - №5.

90. Скляров Л.Е. Закономерности формирования и функционирования исламского режима в Иране // Иранское общество 80-х годов. Институт Востоковедения АН СССР. Специальный бюллетень №5 (256). М., 1988.

91. Скляров Л. Е. Иран 60-80-х годов: традиционализм против современности.-М., 1993.

92. Современные международные отношения / Под ред. A.B. Торкунова. -М., 2000.

93. Сотников В.И. Иранская ядерная программа: к рассмотрению в Совете Безопасности, http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/24-01 -06a.htm

94. Становление Саудитов в Аравии. Азия и Африка сегодня. 1996, № 1.

95. Старченков Г. Проблемы старые и новые // Азия и Африка сегодня. -1985.-№2.

96. Степанова Е.А. Влияние войны в Персидском заливе 1991 года на формирование современной американской модели регулирования региональных конфликтов // Вестник Московского Государственного Университета. Серия 8. - История. - 1998. - №3.

97. Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX веков.-М, 1982.

98. Стрижов Ю.И. СССР и создание государства Израиль // Международная жизнь. 1995. -№11-12.

99. Сюкияйнен JI.Р. Концепция халифата и современное государственно-правовое развитие зарубежного востока // Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. -М., 1985.

100. Типовой дополнительный протокол к соглашению между государством и Международным Агентством по Атомной Энергии о применении гарантий. МАГАТЭ. Вена, ноябрь 1998. - INFCIRC/540 (corrected).

101. Трофимов Д.А. Исламский фундаментализм в арабских странах: истоки и реалии // Восток. 1992. - №1.

102. Углубление отношений с Россией не тактический прием, а осознанное желание. Интервью с ЧГ1П ИР И в России Г. Шафеи // Ядерный контроль. Журнал ПИР-Центра политических исследований. № 4 (74), Том 10. -Зима 2004.

103. Угроза ислама или угроза исламу? // Итоги международной конференции. М., 2001.

104. Угрозы режиму нераспространения ядерного оружия на Ближнем и Среднем Востоке / Под ред. А. Арбатова, В. Наумкина. Carnegie Endowment for International Peace. - M., 2005.

105. Ушаков В.А. Иран и мусульманский мир (1979-1998 гг.). М., 1999.

106. Ушаков В.А. Ислам и внешняя политика Ирана. В кн.: Современный ислам: проблемы политики и идеологии. Вып. 3. Часть 11. -М., 1985.

107. Федорова А. С. Идеология и практика современного исламского государства (на примере Исламской Республики Иран) // Двадцать пять лет исламской революции в Иране. М., 2005.

108. Федорова И. К отношениям США и ИРИ в 1986 г. // Иранское общество 80-х годов. Институт Востоковедения АН СССР. Специальный бюллетень №5 (2.56). -М., 1988.

109. Фурсов А.И. Мир-системный анализ: интерпретация И. Валлерстайном периода 1945 1990 гг. (основные идеи) // Восток. - 1992. -№3.

110. Фурсов А. И. Школа мир-системного анализа (основные положения концепции И. Валлерстайиа) // Восток. 1992. -- №1.

111. Хомейни Р. Политическая борьба от рождения до кончины. М. 1999.

112. Хрусталев М.А Системное моделирование международных отношений. Автореф. дис.,д-ра полит, наук. -М., 1992.

113. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2004.

114. Шестаков А, Исламское экстремистское движение в современном Иране // Актуальные проблемы Исламской Республики Иран. Институт Востоковедения АН СССР. Специальный бюллетень № 7 (251). М., 1987.

115. Шеин А. Ближний Восток «по вертикали» и «по горизонтали» // Международная жизнь. 1999. - №8.

116. Чистяков А.Ф. Ближний Восток в свете геополитических перемен // Международная жизнь. 1995. -№8.

117. Чистяков А.Ф. Ближний Восток после урегулирования арабо-израильского конфликта // Международная жизнь. -1995. №2.

118. Яковлев А. И. Саудовская Аравия: достижения и противоречия реформ // Мировая экономика и международные отношения. 2001. - № 1.

119. Литература на английском языке

120. Aburish Said К. The Rise, Corruption and Coming Fall of the House of Saud. London., 1995.

121. Abrahamian, Ervand. Iran Between Two Revolutions. Princeton: Princeton University Press, 1982.

122. Afkhami, Gholam R. The Iranian Revolution: Thanatos on a National Scale. Washington: Middle East Institute, 1985.

123. Akhavi, Shahrough. Religion and Politics in Contemporary Iran: Clergy-State Relations in the Pahlavi Period. Albany: State University of New York Press, 1980.

124. A1 Mani S.A. Conventional Weapons and Arms Transfers in the Middle East. Presentation to UNIDR Conference, Cairo. - 1993

125. A1 Yassini A. Religion and State in the Kingdom of Saudi Arabia. Lahore, 1985.

126. Bashiriyeh, Hossein. The State and Revolution in Iran, 1962-1982. New York: St. Martin's Press, 1984.

127. Cole, Juan R.I, and Nikki R. Keddie ( eds.). Shi'ism and Social Protest. -New Haven: Yale University Press, 1986.

128. The Constitution of the Islamic Republic of Iran. Articles 1-14 (General principles); 62-70 (Legislative Power); 113-117 (The Executive Power); 152155 (Foreign Policy), http://www.iranonline.com/iran/iran-info/Government/constitution.htrnl,

129. Cordesman A. Weapons of Mass Destruction in Iran / Center for Strategic and International Studies. 1998.

130. Cordesman A.H. Western Strategic Interests in Saudi Arabia. London, 1987.

131. Crown Prince Abdallah addresses the Arab summit, Beirut, 27th March 2002, http:/www.saudinf.com/

132. Cottam, Richard W. Nationalism in Iran. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1964.

133. Chubin, Shahram, and Sepehr Zabih. The Foreign Relations of Iran: A Developing State in a Zone of Great-Power Conflict. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1974.

134. Development in Pahlavi Iran. Oxford: Oxford University Press, 1986.

135. Dickson H.R.P. Kuwait and Her Neighbors. London, 1956.

136. Documents on the Israeli-Palestinian Conflict. 1967-1983. Edited by Yehuda Lukacs. Cambridge, 1984.136. The Economist 19.05.1998.

137. Fandy M. Saudi Arabia and the politics of dissent. N.Y, 1999.

138. Firoozeh Kashani-Sabet, «Fragile Frontiers: the Diminishing Domains of

139. Qajar Iran». Int'l. Journal of Middle Easter Studies, vol. 29, 1997.

140. Gerardi G., Aharinejad M. An Assessment of Iran's Nuclear Facilities // Nonproliferation Review. 1995. - Spring-Summer.

141. Hamid Algar. Roots of the Islamic Revolution. London: The Open Press. - 1983.

142. Heikal, Mohamed. The Return of the Ayatollah. London, 1981.

143. Henry P. Iran to buy 4 Reactors, Says Russia // Moscow Time. 1995. -Aug. 30.

144. Helms Ch.M. The Cohesion of Saudi Arabia. Evolution of Political Identity. -London, 1981.

145. Iran: Is There a Way Out of the Nuclear Impasse? / International Crisis Group, Brussels. Middle East Report №51- 23 February 2006.

146. Iran: The Struggle for the Revolution's Soul / International Crisis Group, Amman/Brussels. Middle East Report №5-5 August 2002.

147. Iran: Where Next on the Nuclear Standoff? / International Crisis Group, Amman/Brussels. Briefing, 24 November 2004.

148. Iran in Iraq: How Much Influence? / International Crisis Group, Brussels. -Middle East Report № 38 21 March 2005.

149. Iranian Government Constitution, http://www.iranonIine.com/iran/iran-info/Government/constitution.

150. An Islamic Response to Imperialism: Political and Religious Writings of Sayyid Jamal ad-Din «al-Afghani». Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1968.

151. Ismael, Tareq Y. Iraq and Iran: Roots of Conflict. Syracuse: Syracuse University Press, 1982.

152. Kalim Siddiqui. Stages of Islamic Revolution. Lahore, 1996.152,. Katouzian Iioma. State and Society in Iran: The Eclipse of the Qajars and the Emergence of the Pahlavis. I.B.: Taurus, 2000.

153. Kayhan. January 6, 1988, Текст фетвы имама (Перевод на англ. Mr А. Rafiee).

154. Khomeini, Ruhollah. Islam and Revolution: Writings and Declarations of Imam Khomeini. (Trans, and annotated by Hamid Algar). Berkeley: Mizan Press, 1981.

155. Koch A., Wolf J. Iran's Nuclear Facilities: a Profile. 1998. http://www.cns.miis.edu/pubs/reports/pdfs/iranpt.pdf

156. Lenczowsk G. The Middle East in World Affairs, N. Y., 1962.

157. Lenczowski G. Iran under the Pahlavis. Stanford University. - 1978.

158. Mansur. Salem. The Political Significance for Muslims of the Islamic Revolution in Iran//The Iranian Journal of International Affairs, vol.V, No. 2, 1993.

159. Mohamad Tavakoli-Targhi. «Refashioning Iran: Language and Culture During the Constitutional Revolution». Iranian Studies, vol. 23, numbers 4, 1990.

160. Morgentau H. Politics among Nations. The Struggle for Power and Peace. -N.Y., 1961;

161. PA officials say Hezbollah is trying to disrupt cease-fire 11 Reuters and Haaretz Service, February 9, 2005.

162. Perabo B.A. Chronology of Iran's Nuclear Program / Monterey Institute of International Studies. -(S. 1.), 1995.

163. Pehlavi Mohammed Reza. Answer to History. N.Y.: Stain and Day. -1980.

164. The Persian Gulf: Iran's Role. Charlottesville: University Press of Virginia, 1972.

165. Qutb Sayyid. Milestones. New Dehli., 1998.

166. Qutb Sayyid. Jihad in the Couse of Allah. Karachi, 1988.

167. Revolutionary Iran: Challenge and Response in the Middle East. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1986.

168. Report of the Secretary-General on the implementation of resolution 1701 (2006) Lebanon. - 18 August 2006. S/2006/670.

169. Richard Sokolsky, Stuart Johnson and F. Stephen Larrabee. Persian Gulf Security: Improving Allied Military Contributions. NY: RAND Inst., - 2001.

170. Roots of Revolution: An Interpretive History of Modem Iran. New Haven: Yale University Press, 1981.

171. Russia-Iran Reactor Deal Still on Track // Moscow Times. 1995. - Sept. 30.

172. Said A.M., Mahmoud A.I. Conventional Arms Control in the Middle East: an Arab perspective. Cairo, 1995.

173. Saikal, Amin. The Rise and Fall of the Shah. Princeton: Princeton University Press, 1980.

174. Sachednia, A.A. The Idea of the Mahdi in Twelver Shi'ism. Albany: State University of New York Press, 1981.

175. Savory, Roger. Iran under the Safavids. Cambridge: Cambridge University Press, 1980.

176. Security in the Arabian Peninsula: the Gulf Cooperation Council and the United States. A Summary of Remarks by Christian Koch, Emirates Center for Strategic Studies, May 11, 2001// http://www.niideasti.org.

177. Shafic M. Basic Principles of the Islamic Government // Islamic Studies. -Vol. XX11, № 1. 1983.

178. Shuster, W. Morgan. The Strangling of Persia. New York: Century Company, 1912, Reprint Greenwood Press, 1968.

179. Sick, Gary. All Fall Down: America's Tragic Encounter with Iran. New York: Random House, 1985.

180. Stempel, John D. Inside the Iranian Revolution. Bloomington: Indiana University Press, 1981.181. Tehran Times. 06.05.2002.

181. The text or the agreement between Iran and the International Atomic Energy Agency for the application of safeguards in connection with the treaty on the non-proliferation of nuclear weapons // Information Circular IAEA. 13 December 1974.

182. UN Security Council Resolution. Situation in Lebanon. S/RES/1701 (2006). - 11 August 2006.

183. UN Security Council Resolution 1700 (2006). Concerning the situation in Iraq. Adopted by the Security Council at its 5510th meeting, on 10 August 2006. S/res/1700 (2006).

184. UN Security Council Resolutions on the Situation in the Middle East: S/RES/1655 (2006); S/RES/1664 (2006); S/RES/1680 (2006); S/RES/1686 (2006); S/RES/1685 (2006); S/RES/1697 (2006); S/RES/1701 (2006).

185. UN Security Council Resolutions on the Iran's Nuclear problem 1696 (2006). Adopted by the Security Council at its 5500th meeting, on 31 July 2006. S/RES/1696 (2006).

186. Литература на арабском языке

187. Абдуль Хамид Мутавали. Шариатуль исламия ка-масдар асас лиль канун фнль дуваль хадиса (Исламский Шариат как основа для закона в современных странах). Амман, 1999.

188. Абдулла Ибрахим Зайдул Килани. Усулул аъля султатуль даувля фил ислам (Основы государственной власти в Исламе). Амман, 1997.

189. Абу Алийя А.-Ф.Х., Ан-Натше Р.Ш. Аль-Мамляка Аль-Арабийя Ас-Саудийя ва кадыят Филистыи (Королевство Саудовская Аравия и проблема Палестины). Эр-Рияд, 1999.

190. Аль-Багдади. Аль-Фарк (Различие) Том 2. Амман, 1950.

191. Аль-Джазира, 10 апреля 2002 // http://www.suhuf.net.sa/

192. Аль-Маварди. Ал-Ахкам ас-султанийа ва-л-вилайат ад-динийа. Каир, 1973.

193. Аль-Маварди. Ал-ахкам ас-султанийя (Принципы управления). Дамаск, 1974.

194. Ахмад Риза Мустафа. Тахкик фи далаилал-Имамат (Доказательство Имамата). Бейрут, 1975.

195. Аш-Шарк Аль-Аусат, 2 марта 2003 г. http://www.asharqalawasat.com/

196. Аш-Шахрастани. Китабуль адьян ва фирак (Книга религии и сект). -Каир, 1988.

197. Ас-Суэйг А.Х. Аль-Ислям фи ас-сийяса аль-хариджийя ас-саудийя (Ислам в саудовской внешней политике). Эр-Рияд, 1992.

198. Вахбату Зухайли. Аль-фикхуль ислами ва адиллатуху (Исламская юриспруденция и её доказательства). Дамаск, 1991.

199. Вахбату Аз-зухайли. Аль-фикху аль-Ислами ва адиллатуху. Аль-бабу филь алакатуль давлия исламия ва усусуль джихад, Аль-жузу рабиъ (Исламская юриспруденция и ее основы, Глава: Международные отношения и основы джихада) Том 4. Бейрут, 1998.

200. Документы соглашения Осло. На араб. яз. http://www.al~ islam.com/key.htm

201. Ибн Таймия. Аль-фатави аль-кубро (Свод больших юридических заключений). Амман, 1980.

202. Ибн Таймийа. Сийасат аш-шариа (Политика Шариата). Каир, 1951.

203. Ибн Касир. Ас-сиратуль набавия (Жизнь Пророка). Амман, 1996. Том. 2.

204. Камиль Салама Ад-Дукси. Давлятуль Расул мин таквин иля тамкин (Государство Пророка от создания до укрепления). Амман, 1997.

205. Мусса Мавсави. Ас-сираъа байна Шиъа ва Ташъи (Борьба между шиитами и тех кто принял политические идеи раннего шиизма). Амман, 1987.

206. Ражих Курди. Шарху маъани мусталахат ас-сиясия филь Куран (Объяснение смысла политических терминов в Коране). Дамаск. 1978.

207. Салех Мухаммед Ан-Науман. Израильская ядерная программа: крах политики «позитивной маскировки» // Al Jazeera. 13, 05.2004.

208. Сахихуль Имам Аль-Бухари. Фатхуль бари. (Хадисы). Амман, 1997. Том 13.2,12. Сибаъи Абу Дар да. Шарху нахжаль бал ara филь Таухид Ас-су лтату ллах (Объяснение законов красноречия в единстве власти Аллаха). Каир, 1966.

209. Субхи Ас-Салих. Нузум. аль-исламия ва ихтилафу филь хилафа ( Исламские системы и разногласия в выборе Халифы). Амман. 1985.

210. Сумувва вазир аль-хариджийя. Аль-Иджаз ас-сухуфий ад-даурий. Ар Рияд, 6 майу 2003 (Его высочество министр иностранных дел. Резюме пресс-конференции. Эр-Рияд, 6 мая 2003). http://www.mofa.gov.sa/

211. Хасан Ибрахим. Тарихуль Ислам ва Хилафа (История Ислама и Халифата). Том 1. Бейрут, 1982.

212. Хашим Хусейн. Ас-сиратуль Аль-Аима иена аъшар (Жизнеописаниедвенадцати Имамов). Том. 3. Тегеран, 1981.

213. Яхья Жамал. Анзима еияеия филь дувалу аль-арабия (Политические системы в арабских странах). Амман, 1990.

214. Литература в переводах с других языков

215. Джомхурийе эслами. 04.09.1983; 1991-1995;

216. Хабар-о-назар. (Тегеран), 1980. № 118, 128.

217. Ayatollah Seyyed Ruhollah Khomeyni. Pour un gouvernement islamique. -Raris-Fayolle, 1979.

218. Briere G., Blanche! P. Iran: La Revolution an Norne de Dieu. Paris, 1979.

219. Gnoli, Gherardo. «The Idea of Iran». Roma : Istituto Italiano per il Medio ed Estremo Oriente, 1989.

220. Khomeiny R., ayatollah. Principles politiques, philosophiques, sociaux et religieux. P., Editions Libres-Hallier, 1979.

221. Farouchy A., Reverier J.L. U Iran contre le chah. Paris, 1979.

222. Sahebjan F. L'Iran des Pahlavis. P., 1966.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.