Религиозно-ритуальные аспекты китайского танцевального искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Вац, Алла Борисовна

  • Вац, Алла Борисовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 182
Вац, Алла Борисовна. Религиозно-ритуальные аспекты китайского танцевального искусства: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Санкт-Петербург. 2012. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Вац, Алла Борисовна

Введение

I. Истоки китайского танцевального искусства

1.1. Особенности осмысления танцевального искусства в китайской теоретической мысли

1.2. Танцевальное искусство в древнекитайских повествованиях на мифологические темы

1.3. Современные знания о генезисе китайского танцевального искусства

II. Танцевальное искусство Древнего Китая

11.1. Танцевальное искусство эпохи Шан-Инь (XVII-XIbb. до н.э.)

11.2. Танцевальное искусство эпохи Чжоу (XI-III вв. до н.э.)

11.3. Танцевальное искусство первых китайских империй (III в. до н.э. -III в. н.э.)

III. Культовые и придворные танцы III-XIX вв

III. 1. Танцевальное искусство в эпоху «смутного времени» (III-VI вв. н. э.)

III.2. Культовые, церемониальные и придворные танцы империй Суй (581 -618) и Тан (618-906)

III.3 Культовые и придворные танцы X-XIII вв

Ш.4. Отношение к танцевальному искусству властей империй Юань

(1271-1368), Мин (1368-1644) и Цин (1644-1912)

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозно-ритуальные аспекты китайского танцевального искусства»

Введение

Обоснование и актуальность темы исследования

Предлагаемое диссертационное исследование посвящено истории развития китайского танцевального искусства, начиная с древнейших (доисторических) времен и вплоть до начала XX в. (завершение глобальной исторической фазы, связанной с имперской формой правления)1 в аспекте его связи с местными религиозными воззрениями и практиками.

В настоящее время общепринята точка зрения об универсальной связи генезиса танцевального искусства с архаическими верованиями и ритуальными практиками. Еще в начале XX в. была разработана классификация древнейших танцев религиозного характера («священных плясок»), которая, как мне кажется, не утратила своей научной актуальности и сегодня. В ней выделены: культовая пляска - принадлежность собственно литургических акций; обрядовая пляска, совершающаяся при отправлении обрядов (например, посвящение, брачная церемония); и мистическая (или экстатическая) пляска - разновидность культовой пляски, имевшая целью, через вхождение в экстатическое состояние, установление коммуникации с высшими силами или даже уподобление духам и божествам [Вашкевич 1908: 8]. Все три указанные разновидности танцев отчетливо прослеживаются и в художественном творчестве Китая, причем, относящемся не только к архаическим временам, но и к более поздним историческим эпохам, особенно для традиции народного (низового) танца .

Нормально китайская империя прекратила свое существование в начале 1912 г., что было объявлено в Декрете об отречении, подписанном от имени последнего китайского (китайско-маньчжурского) императора (Пу И). Декрет был обнародован 12 февраля 1912 г., и в нем же провозглашался переход Китая к республиканской форме правления.

2История китайского низового танцевального искусства, включая и этнические танцы, подробно разбирается во многих работах китайских ученых, о чем подробнее говорится ниже.

Предлагаемое диссертационное исследование посвящено диаметрально противоположной по отношению к фольклору сфере китайского танцевального искусства, а именно официальному танцу, т. е. произведениям, исполняемым в ходе государственных ритуалов и придворных мероприятий. Учитывая исключительную роль в истории Китая института верховной власти, правомерно говорить, что ритуально-придворный танец, равно как и официальное искусство в целом, занимали ведущее место в художественном творчестве древнего и имперского Китая.

Дополнительную научную актуальность заявленной теме исследования придает государственная политика КНР по отношению к танцевальному искусству. Напомним, что первые же годы существования КНР ознаменовались возникновением т. н. социалистического танца, предназначавшегося для пропаганды коммунистических идеалов и демонстрации изменений, произошедших в жизни общества (подробно о китайском танцевальном искусстве 1950-70-х гг. на русском языке см. [Вац 2011: 88-106]). Еще 21 июля 1949 г., т. е. еще за полгода до образования КНР, по инициативе руководства КПК, была создана «Ассоциация танца», объединявшая хореографов и исполнителей. В число торжеств в честь провозглашения КНР (1 октября 1949 г.) вошло и масштабное зрелище на площади Тяньаньмэнь, во время которого были исполнены многочисленные танцевальные номера. В 1952 г. было создано Китайское общество изучения танцевального искусства (Чжунго удао ишу яньцзю хуэй Ц"), через год проведен Первый Всекитайский фестиваль музыки и танца В 1962 г. основан главный государственный коллектив - Ансамбль песни и пляски «Восток» (Дунфан гэ-у туань ЖТзШШШ), который в скором времени дополнился многочисленными региональными (провинциальными) коллективами, специализировавшимися в этнических танцах. Танцевальное искусство, хотя и на достаточно слабом хореографическом уровне,

продолжало занимать первоочередное место в государственной художественной активности и в годы «Культурной революции» (1966-1976).

Таким образом, знание официального танцевального искусства древнего и имперского Китая является насущно необходимым условием, как для изучения художественного наследия этой страны, так и понимания особенностей государственной политики КНР в области художественной деятельности и духовной жизни китайского общества.

Степень изученности проблемы

Первые шаги в изучении истории танцевального искусства Китая и

непосредственно традиции официального танца были предприняты

европейскими учеными еще в первой трети XX в. Имеется в виду, прежде

всего, труд М. Гранэ (Marcel Granet, 1884-1940) «Легенды и танцы древнего

Китая» («Danses et legends delà Chine ancienne»), опубликованный в 1926 г.

[Granet 2004]. В нем, во-первых, выделен круг культовых и придворных

танцев и предложена их классификация. Во-вторых, прослежены возможные

хореографические истоки важнейших танцевальных представлений и

выявлена их культурно-религиозная символика, исходя из их связей с

религиозными и мифологическими представлениями. Наиболее существенно,

что М. Гранэ разработал принципиально новые, по сравнению с историко-

филологической экзегезой, методологические подходы к изучению

художественного творчества древнего Китая на материале письменных

памятников: через анализ текстов в социолого-историческом и

культурологическом аспектах [Китайская философия 1994: 71]. Однако во

время создания этого труда еще не были известны те археологические

материалы, которые выступают важнейшими материальными

свидетельствами китайской культуры неолитической эпохи и III-II

тысячелетий до н.э. Малодоступными науке оставались и древнейшие

китайские письменные тексты (цзягувэнъ, подробно см. далее). Поэтому

многие из наблюдений М. Гранэ, сделанные на материале исключительно

б

литературных источников, нуждаются в соответствующих корректировках. Кроме того, его исследование ограничено хронологическими рамками древности, не позволяя тем самым проследить дальнейшее существование выделенных танцевальных традиций и общую эволюцию официального танцевального искусства.

В последующие несколько десятилетий опыт, предпринятый М. Гранэ, не нашел достойного продолжения. Одной из причин послужили, на мой взгляд, особенности осмысления танцевального искусства (в оригинальной терминологии, танец-^ Ш ) в китайской теоретической мысли. Оно рассматривалось (о чем подробно говорится в Главае 1,1 диссертации) в качестве элемента «музыкального комплекса» (музыки-лээ Ш), причем, вспомогательного по отношению к другим видам музыкального творчества (музицированию и пению) и сводящегося к «коллективной пляске». В результате создается впечатление отсутствия в Древнем Китае танца как самостоятельного вида искусства. Неудивительно, внимание исследователей оказалось приковано к истории собственно музыкального творчества в его практическом (инструментарий, специфика интонационного строя) и теоретическом (музыковедческие концепции в их связи с религиозно-философскими воззрениями и общенаучными знаниями) аспектами 3 . Показательно, что к изучению национального танцевального искусства китайские ученые вплотную приступили лишь в конце 1950-х гг., когда были изданы первые монографические труды на данную тему [Кобзев 2010: 345].

Сегодня среди китайских изданий имеется уже серия монографий по истории национального искусства, важнейшими из которых являются «Китайское древнее танцевальное искусство» Ли Цина [Ли Цин 1991] и труды Ван Кэ-фэнь. В работе Ли Цина, несмотря на ее название, воссоздана история китайского танцевального искусства с архаических времен и до

3В этом отношении показательны история и основные тематические направления исследований китайской музыки в отечественной науке [Желоховцев 2010: 488-489].

7

начала XX в. Первая монография Ван Кэ-фэнь - «Об истории древнекитайского танцевального искусства», была издана в 1980 г. [Ван Кэ-фэнь 1980]и вскоре переведена на японский и английский языки [Wang Ке Feng 1985]. Второй ее труд - «История развития китайского танца» [Ван Кэ-фэнь, 2004], в настоящее время считается базовым научным сочинением по истории китайского танцевального искусства. В нем особое внимание уделено связям танца с верованиями и обрядовыми практиками, но преимущественно для народного творчества и этнических танцев. Разделы, посвященные танцевальному искусству, присутствуют в подавляющем большинстве современных исследований по истории и культуре отдельных исторических периодов (например, [Ван Чжун-ло 2003: т.2, е.. 1268-1258; Ван Чжун-ло, 2004:с. 938-943; Хуан Синь-бин 1994: 136-166]). Они, как правило, содержат богатую информацию, однако, носят в основном описательный характер и с преимущественным вниманием к фольклорным и этническим танцам.

Сведения о танцевальном искусстве, введенные в тот или иной научный контекст, присутствуют также в подавляющем большинстве европейских исследований по религиям Китая (например, [Allan 1991 ;Bilsky 1975; Bodde 1975; Chang 1983; Keightly 2002]). Налицо тенденция к возрастанию интереса к официальным культовым танцам как неотъемлемой принадлежности религиозно-ритуальной жизни Китая, о чем свидетельствует недавно опубликованное (2009 г.) двухтомное издание

«EarlyChineseReligion». Во всех его разделах, касающихся религиозности Древнего Китая, активно обсуждаются вопросы танцевального искусства (в первую очередь, [Cook 2009; Eno 2009; Poo 2009]). Из публикаций по истории китайского музыкального творчества особый интерес представляют, во-первых, работы, посвященные древнейшим этапам истории китайской музыки [Tong Kin-Woon 1983, Tong Kin-Woon 1984]. И, во-вторых, исследования музыкального творчества эпохи Тан (618-907). На протяжении

1980-1990-х гг. был реализован масштабный международный научный проект под общим названием «Музыка танского двора»(Мшю from the Tang Court), результатом которого стало издание семи отдельных книг [Music 1981; Music 1985; Music 1985а; Music 1987; Music 1987a; Music 1997; Music 2000], часть представляют собой сборники статей. Инициаторы и исполнители проекта ставили перед собой основную задачу реконструировать на материале оригинальных источников собственно музыкальную традицию эпохи Тан и проследить ее влияние на церемониальную музыку Японии. Поэтому большая часть материалов, вошедших в данные книги, касается сугубо музыковедческих тем. Однако в них тоже присутствуют важные фактические сведения и теоретические наблюдения по поводу придворных танцевальных постановок. Вместе с тем, в центре внимания авторов находится именно придворная (банкетная) танцевальная традиция, тогда как о культовых танцах эпохи Тан упоминается лишь вскользь.

Сходная картина наблюдается и в российской гуманитарии, включая китаеведение. О тех или иных ритуальных танцах также говорится во многих отечественных работах, посвященных истории религий и духовной жизни Китая (например, [Кравцова 1994: с. 246-253; Маслов 2003: с. 174-175, с. 268271]). Некоторые детали, касающиеся искусства танца, разбираются в работах о китайском театре, в первую очередь, в монографии В. Ф. Сорокина [Сорокин 1979], и в работах о музыкальном творчестве, среди которых особо выделяется монография В. И.Сисаури «Церемониальная музыка Китая и Японии» [Сисаури 2008]. Первая часть этой книги целиком посвящена китайской музыкально-танцевальной традиции. В ней приведены сведения о культовых и придворных танцах Древнего Китая, империй Хань и Тан. Работы же, посвященные непосредственно танцевальному искусству крайне малочисленны. К ним относятся, во-первых, краткие очерки китайского танцевального искусства из изданий общего характера (например [Худеков 2009: 26-28]). Во-вторых, публикации (исключительно статейного формата)

обзорного характера (например, [Кобзев 2010]) или освещающие локальные эпизоды истории китайских танцев (например [Лукичева 2001]). Отдельного упоминания заслуживают статьи С. Кучеры [Кучера 1977; Кучера 2010].В одной из них излагается традиционная классификация китайских танцев и дается аналитическое описание их основных видов. В другой - рассмотрены проблемы осмысления танцевального искусства в древнекитайской культуре, исходя из концепта «музыкального комплекса» (юэ). Обе статьи содержат в себе переводы важнейших фрагментов на данную тему из древних и последующих текстов.

Таким образом, предлагаемое исследование является первым на русском языке опытом воссоздания целостной и максимально полной во временном объеме истории китайского официального танцевального искусства и определения его места и роли в религиозно-ритуальной жизни древнего и имперского Китая.

Целью настоящего исследования является реконструкция и осмысление истории китайского официального танцевального искусства в его связи с государственными верованиями и религиозными практиками. Заявленная цель предполагала решение следующих задач:

- определить характер отношения к национальному танцевальному искусству в китайской культуре;

- проследить истоки китайского танцевального искусства на материале археологических находок;

- определить место и роль танцевального искусства в религиозно-ритуальной деятельности древнейших китайских государств;

- определить место и роль танцевального искусства в официальном художественном творчестве и государственной религиозно-ритуальной деятельности китайского имперского общества;

- выявить структуру официального танцевального репертуара в различные исторические эпохи;

- проследить характер связи светского придворного танцевального искусства с культовыми (ритуальными) танцами;

- установить принципы и механизм взаимодействия официального танцевального искусства с низовой религиозностью и простонародными танцевальными формами.

Основным объектом исследования выступают китайские письменные источники по истории национального танцевального искусства и отдельных произведений.

Предметом исследования служит история и культурно-религиозные функции официального танцевального искусства древнего и имперского Китая.

Источниковедческая база исследования

Главными источниками исследования послужили оригинальные китайские письменные памятники. Во-первых, древние (относимые ко второй половине I тысячелетия до н.э.) сочинения, созданные в рамках философских школ, прежде всего, памятники конфуцианского канона. Особое значение для темы предложенного исследования имеет трактат «Юэ цзи» Ш1Й («Записи/записки о музыке»), входящий в состав одного из важнейших конфуцианских канонических сочинений «Ли цзи» |ж1Й(«Записи о ритуалах») из свода «Пятиканоние» («У цзин» JL Ш )и признанный древнейшим китайским сочинением, в котором в системном виде излагаются воззрения на музыкальные виды искусства [Ли цзи 1989: т. 2, цз. 19]; частичный пер. нарусск. яз. [Ли цзи 1973]; пер. на англ. яз [Cook 1995].

Во-вторых, сочинения (трактаты -чжи посвященные музыкальным видам искусства, входящие в состав официальных историописаний - чжэн ши IE , доел, «образцовая/правильная история», обозначаемые также в отечественной научной литературе как «династийная история». Первым таким сочинением является трактат «Юэ шу» Щ || («Трактат/Книга о музыке») из знаменитого историографического труда «Ши цзи» jfe. |Й («Записи историка»/»Исторические записи») Сыма Цяня в] ЩШ 1457-86? гг. до н.э.) [Ши цзи 1963: т. 4, цз. 24]; пер. на русск. яз. [Сыма Цянь 1986: 70-96]. Трактаты на музыкальные темы, чаще всего носящие стереотипное название «Юэ чжи» Ш /fe («Трактат о музыке») присутствуют в большинстве собственно чжэн ши, а именно: в «Хань шу» ШШ («Книга [о династии/эпохе Ранняя] Хань») Бань Гу ЖШ (32-92), под названием «Ли юэ чжи» ШШ'<& («Трактат о ритуалах и музыке») [Хань шу 1964: т. 4, цз. 22, 25А-Б]; в «Цзинь шу» ЦЦ («Книга [об эпохе/династии] Цзинь») [Цзинь шу 1987: т. 3, цз. 2223]; в «Сун шу» ^Ц («Книга [об эпохе/династии Лю] Сун») Шэнь Юэ (441-513) [Сун шу 1983: т.2, цз. 19-22]; в «Нань Ци шу» Ш^И(«Книга [об эпохе /династии Южная] Ци») Сяо Цзы-сяня iSf~F!I (489-531) [Нань Ци шу 1987: т.1, цз. 11]; в «Вэй шу» («Книга [об эпохе/династии Северная] Вэй») [Вэй шу 1974: т.8, цз. 109]; в «Суй шу» («Книга [об эпохе/династии] Суй») [Суй шу 1982: т.2, цз. 13-15]; в «Цзю Тан шу» («Старая история [династии/эпохи] Тан»), в обоих случаях трактаты имеют название «Инь юэ чжи»(«Трактат о мелодиях и музыке») [Цзю Тан шу 1975: т.4, цз. 2831]; в «Синь Тан шу» («Новая книга [об эпохе/династии] Тан»), «Ли юэ чжи» Ш Ш Ш [Синь Тан шу 1975: т.2, цз. 11-22]; в «Цзю У-дай («Старая история Пяти династий») [Цзю У-дай шу 1976: т. 6, цз. 144-145]; в «Сун ши» («История [династии/эпохи] Сун») [Сун ши 1977: т. 9-10, цз. 126142]; в «Ляо («История Ляо») [Ляо ши 1974: т. 2, цз. 54]; в «Цзинь

ши» ЗЁ(«История Цзинь») [Цзинь ши 1975: т.З, цз.39-40]; в «Юань ши»

12

(«История Юань»), «Ли юэ чжи» [Юань ши 1976: т. 6, цз. 67-71]; и в «Мин ши» («История Мин») [Мин ши 1977: т.5, цз. 61-63].

Следующим важнейшим источником выступает фундаментальный труд «Юэфу ши («Собрание юэфу») Го Мао-цяня (1050?-

1126 гг. н. э.) [Го Мао-цянь 1955]. В нем тоже содержится богатейшая информация по танцевальному искусству, начиная с древнейших времен и до X в.н.э. И, что еще более существенно, предложена классификация танцевальных традиций, проистекающая из генеральной для данного сочинения, музыкально-песенной классификации.

Кроме того, в предлагаемой работе активно использованы археологические материалы и научно-исследовательская литература, посвященная музыкальному творчеству, культуре и истории Китая.

Хронологические рамки исследования

Хронологические рамки исследования охватывают собой максимально обширный период существования китайского танцевального искусства - от момента его зарождения, подтвержденного археологическими материалами, т. е. приблизительно с V тысячелетия до н.э., и до конца существования имперского Китая. При воссоздании истории развития китайского танцевального искусства за основу принята традиционная китайская историографическая хронология, в которой национальный исторический процесс разбивается на эпохи, соотносившиеся с правлением отдельных династий (правящих домов).

Методологическая база исследования

В работе использовались несколько методов. За основу взят метод историко-культурологического исследования, согласно которому каждый объект должен рассматриваться в условиях своего исторического бытия и в рамках соответствующего культурного контекста. Также был использован

культурно-семиотический подход к феноменам религиозного сознания, предполагающий их осмысление в качестве элементов целостного идейного континуума и с учетом историко-политических и социально-психологических факторов. При анализе религиозно-ритуальных истоков и функций танцевального искусства автор руководствовалась подходами и методиками к феноменам древней религиозности, разрабротанными Э. Б. Тайлором [Тайлор 1989], Е. М. Мелетинским [Мелетинский 1976], С. А. Токаревым [Токарев 1990]; а также работами, посвященными непосредственно истории музыкального творчества - Р. И. Грубера [Грубер 1941], и танцевального искусства- Н. НВашкевича [Вашкевич 1908], Э. А. Королевой [Королева 1977; Королева 1979], С. Н.Худекова [Худеков 2009]. Анализ и интерпретация письменных источников и реалий духовной жизни Китая проводились на основании методологических установок, сформировавшихся в трудах классиков отечественного китаеведения, в первую очередь ак. В. М. Алексеева [Алексеев 2002]; и получивших дальнейшее развитие в исследованиях многих российских ученых, в т. ч. Л. С. Васильева [Васильев 1970], В. М. Крюкова [Крюков 2000], И. С. Лисевича [Лисевич 1969], Б. Л. Рифтина [Рифтин 1979], Г. А. Ткаченко [Ткаченко 1990], Э. М. Яншиной [Яншина 1984].

Научная новизна исследования обусловлена уже тем фактом, что оно является первой в отечественной гуманитарии монографической работой, посвященной истории и религиозно-ритуальным функциям китайского танцевального искусства. Кроме того, в ней:

- проанализированы и объяснены воззрения на танцевальное искусство, присущие древнекитайской теоретической мысли и мифолого-религиозным представлениям;

- доказано формирование официального танцевального репертуара в контексте возникновения китайской государственности и государственной религиозно-ритуальной деятельности;

- реконструирована структура официального танцевального репертуара, выделены его важнейшие составляющие компоненты - поминальные, ритуальные, церемониальные, придворные (банкетные) танцы; прослежены их генезис и эволюционные этапы на всем протяжении имперского Китая;

- показана связь танцевального искусства с конкретными религиозно-ритуальными формами и представлениями о верховной власти и правителе;

- выявлен механизм взаимодействия официальных и низовых танцев;

- объяснены культурно-идеологические причины масштабных заимствований китайским танцевальным искусством чужеземных музыкальных традиций и восприятия чужеземными правящими режимами структуры китайского имперского танцевального репертуара;

- дано аналитическое описание важнейших произведений культового и придворного репертуара;

- введен в научный оборот ряд источников по истории китайского танцевального искусства.

Положения, выносимые на защиту:

- вопреки распространенной точке зрения об исходно второстепенном, по отношению к музицированию и пению, положении танца в китайской художественной культуре, его генезис в качестве относительно самостоятельной традиции состоялся еще в рамках неолитической эпохи.

- формирование официального танцевального репертуара с главенствующим в нем положением культовых танцев началось в древнейших китайских государствах (во II тысячелетии до н.э.); тогда же наметилась

дифференциация культовых танцев, исходя из характера важнейших государственных обрядов.

- в древнем и имперском Китае танец являлся не просто компонентом сценария ритуальных акций, но и одним из главных способов демонстрации могущества правящего режима, воспевания его достижений и прославления деяний отдельных монархов. Кроме того, он наделялся назидательной и воспитательной функциями. Этим объясняются возникновение и устойчивость практики создания танцевальных представлений лично монархами, а также обновление официального танцевального репертуара при каждом правящем режиме.

- официальное танцевальное искусство, благодаря его исходно архаико-магическому происхождению, активно взаимодействовало с низовыми танцевальными формами, восходящими к простонародным (календарным, сельскохозяйственным, экзорцистким) обрядам, что способствовало, с одной стороны, динамике его репертуара, а, с другой, распространению изначально придворных танцев в популярную художественную культуру.

- имея исходно гетерогенное происхождение, официальное танцевальное искусство обладало удивительной способностью к чужеземных заимствованиям.

- роль и место танцевального искусства в государственной идеологической политике и ритуальной деятельности были полностью восприняты и властями чужеземных государств, неоднократно возникавших на территории Китая, что лишний раз свидетельствует о значимости танцевального искусства как элемента китайской имперской государственности.

Теоретическая и практическая значимость исследования

В диссертации намечены теоретико-методологические подходы к изучению официальной культуры Китая и других стран Дальневосточного

региона. Содержащиеся в ней наблюдения и фактические сведения могут быть продуктивно использованы в научно-исследовательских проектах по истории мирового танцевального искусства и мировой музыкальной и художественной культуры, по истории музыкальной и художественной культуры стран Дальневосточного региона и непосредственно Китая, а так же в исследованиях, искусствоведческого, этнографического и этнологического характера, и при разработке соответствующих лекционных курсов.

Апробация исследования

Текущие результаты исследования и его основные выводы апробированы в виде авторского учебного пособия «Танцевальное искусство Китая. Искусство и современность» (2011) и цикла статей. Кроме того, они были использованы при преподавательской деятельности в танцевальной школе Diva Dance (КНР г. Шанхай).

Структура работы

В соответствии с заявленными целью и задачами исследования диссертация состоит из Введения, трех основных глав, Заключения и Списка использованной литературы.

I. Истоки китайского танцевального искусства

1.1. Особенности осмысления танцевального искусства в китайской теоретической мысли

Существование танцевального искусства зафиксировано уже в древнейших китайских письменных текстах, известных как «надписи на гадательных костях» (кит. гуйцзя-шоугу-вэньцзы Щ «письмена на

черепашьих панцирях и костях животных», сокращенно цзягувэнъ # '$С, или цзявэнъ Они создавались в ходе процедуры гадания и содержат в

себе сведения о важнейших реалиях религизной жизни эпохи Шан-Инь (ХУП-Х1 вв. до н.э.)4, точнее, второй половины этой эпохи5, или второй половины II тысячелетия до н.э. Среди пиктограмм, составляющих эти надписи, выявлено несколько знаков, обозначающих «танец» - протоформа современного иероглифа^ Ц (подробно о значении этого знака см. Глава П.2) «исполнение представления» (цзоу Ц), и, возможно, отдельные виды танцев [То^ Кт-\Уооп 1983: 32-34]. Однако в последующей китайской теоретической мысли, начавшей складываться приблизительно в середине I тысячелетия до н.э. в рамках зарождающейся философии, восторжествовал концепт музыки-/ш Ш, т. е. единого исполнительского комплекса, в котором

4В научной литературе могут быть указаны различные даты хронологических рамок Шан-Инь и отдельных событий (на русском языке подробно см. [Концевич 2010: 93]). Здесь и далее мною использованы датировки, полученные в результате масштабного исследовательского проекта, осуществленного (1996-2000 гг.) большой группой ученых КНР [Ся 2000]. Хотя эти датировки вызывают дискуссии (многие ученые полагают, что вычислить точные даты китайской истории до середины XI в. до н.э. невозможно), они все же приняты в ряде новейших наиболее авторитетных изданиях, см., например [Епо 2009: 41].

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Вац, Алла Борисовна, 2012 год

Список Литературы:

Источники:

1. Бэй Ци шу 1972 - Бэй Ци шу ¡Ш^И (Книга [об эпохе/династии] Северная Ци/История [династии] Северная Ци)/Сост. Ли Бай-яо

Т. 1-2. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1972

2. Вэй шу 1974 - Вэй шу (Книга [об эпохе/династии Северная] Вэй/История Вэй)/Сост. Вэй Шоу ШШ Т. 1-8. Пекин, Чжунхуа шуцзюй, 1974.

3. Вэнь сюань 1959 - Вэнь сюань ^СЩИзбранные произведения изящной словесности)/Сост. Сяо Тун ШШ (Чжаомин-тайцзы ЙрВДЖ"?); коммент. Ю Мао Т.1- 2. Пекин: Шаньу инынугуань, 1959.

4. Го Мао-цянь 1955 - Юэфу ши цзи §^ЯШ^(Собрание юэфу)/Сост. Го Мао-цянь Т. 1-4. Пекин: Вэньсюэ гуцзи каньсин шэчубань, 1955.

5. Ли цзи 1989 - Ли цзи Щ1Й (Записи о ритуалах)//Сы шу у цзин ИШЗзЖ (Четверокнижие и пятиканоние). Т. 2. Тяньцзинь: Гуцзи шудянь, 1989.

6. Лунь юй 1988 - Лунь юй чжэн и Ш Ш1Е Ш («Беседы и речения» с истинными пояснениями)/Коммент. Лю Бао-наня Ш*ШШН Чжу цзы цзи чэн |Щ^ШШ, (Корпус философской классики/Сборник работ философов различных школ). Т. 1. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1988.

7. Люйши чуньцю 1988 - Люйши чуньцю # (Осени и весны господина Люй)/Коммент. Гао Ю ЩЩН Чжу цзы цзи чэн (Корпус философской классики/Сборник работ философов различных школ). Т. 6. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1988.

8. Лян шу 1987 - Лян шу (Книга [об эпохе / династии] Лян/История [династии] Лян)/Сост. Яо Сы-лянь ШШШ- Т. 1-3. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1987.

9. Ляо ши 1974 - Ляо ши й№(История [династии/эпохи] Ляо)/Под ред Токто/Тото ШШ. Т. 1-3. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1974

1бб

10. Мин ши 1977 - Мин ши Щ ЗЙ. (История [династии/эпохи] Мин)/Под ред. Чжан Янь-юя 311МЗЕ. Т.1-28. Пекин:Чжунхуа шуцзюй, 1977

11. Мэн-цзы 1988 - Мэн-цзы^ ([Сочинение] учителя Мэна)// Чжу цзы цзи чэн ^ (Корпус философской классики/Сборник работ философов различных школ). Т. 7. Пекин:Чжунхуа шуцзюй, 1988.

12. Нань Ци шу 1987 - Нань Ци шу (Книга [об эпохе / династии] Южная Ци / История [династии] Южная Ци)/ Сост. Сяо Цзы-сянь Ж^ Щ. Т. 1-3. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1987

13. Сань-го чжи 1982 - Сань -го чжи __ /¿л (Трактат о Трех царствах /

Троецарствии, Анналы Трех царств / Троецарствия, История Трех царств / Троецарствия)/Сост. Чэнь Шоу РЖИР. Т. 1-5. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1982.

14. Синь Тан шу 1975 - Синь Тан шу 11? Лг Ц (Новая книга [об эпохе/династии] Тан) /Под ред. Оуян Сю Щ^ШШ- Т. 1-20. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1975

15. Синь У-дай ши 1974 - Синь У-дай ши ШтЗх^ЗЁ. («Новая история Пяти династий»)/Сост. Оуян Сю ¡щКРМШ.Т. 1-3. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1974

16. Суй шу 1982 - Суй шу Ш Ш (Книга [об эпохе/династии Лю] Суй/История [династии] Суй)/Под ред. Вэй Чжэн ШШ- Т. 1-6. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1982

17. Сун ши 1977 - Сун ши ^^.(История [династии/эпохи] Сун)/Под ред. Токто/Тото ШШ. Т. 1-40. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1977

18. Сун шу 1983 - Сун шу ^^(Книга [об эпохе / династии Лю] Сун / История [династии Лю] Сун)/ Сост. Шэнь Юэ Т. 1-8. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1983

19. Хань шу 1964 -Хань шу ЩЦ (Книга [о династии/эпохе Ранняя] Хань/История [Ранней] Хань)/ Сост. Бань Гу ШЩ. Т. 1-12. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1964.

20. Хоу Хань шу 1982 - Хоу Хань шу ШШШ (Книга [об эпохе / династии] Поздняя Хань, История эпохи/династии Поздняя Хань)/ Сост. Фань Е ЙЖ. Т. 1-12. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1982

21. Цзю У-дай ши 1976 - Цзю У-дай ши ШЕ^З^Старая история Пяти династий)/Под ред. Сюэ Цзюй-чжэна ^ЛИЕ. Т. 1-6. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1976

22. Цзинь ши 1975 - Цзинь ши ^^(История[династии/эпохи] Цзинь)/Под ред. Токто/Тото ШШ. Т. 1-8. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1975

23. Цзинь шу 1987 - Цзинь шу I § (Книга [об эпохе / династии] Цзинь/История [династии] Цзинь)/ Под ред. Фан Сюань-лина Т. 1-10. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1987.

24. Цзю Тан шу 1975 - Цзю Тан шу Ц Ц # (Старая история [династии/эпохи] Тан)/Под ред. Лю Сюя Щ^. Т. 1-16. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1975

25. Чжоу шу 1974 - Чжоу шу Щ Щ (Книга [об эпохе/династии Северная ]Чжоу/История [династии Северная] Чжоу)/ Сост. Линху-дэфэнь ^ШШШ. т. 1-3. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1974

26. Чжуан-цзы 1988 - Чжуан-цзы цзи ши £ь^Ш?([Сочинение] учителя Чжуана со сводными объяснениями)/Коммент. Го Цин-фаня ЩШШ //Чжу цзы цзи чэн Щ-^ЩЩКорпус философской классики/Сборник работ философов различных школ). Т. 3. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1988.

27. Чэнь шу 1972 - Чэнь шу Щ.Щ (Книга [об эпохе / династии] Чэнь, История [династии] Чэнь)/Сост. Яо Ча ШШ- Т. 1-2. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1972

28. Ши цзи 1963 - Ши цзи ЗЁ. |Е (Исторические записи / Записки историка)/Сост. Сыма Цянь ^ЫШ. Т. 1-10. Пекин:Чжунхуа шуцзюй, 1963

29. Ши цзин 1989 - Ши цзин цзи чжуань Ш Ш # («Канон поэзии/стихов» с собранием комментариев»)/Коммент. Чжу Си Э^ШН

Сы шу у цзин Щ ш ЛШ (Четверокнижие и пятиканоние). Т. 2. Тяньцзинь: Гуцзи шудянь, 1989,

30. Юань ши 1976 — Юань ши ТСЗЁ.(История [династии/эпохи] Юань)/Под ред. Сун Ляна Я^ЗЛ- Т. 1-15. Пекин:Чжунхуа шуцзюй, 1976

31. Янь Кэ-цзюнь 1987 -. Цюань шан гу сань дай Цинь Хань Сань-го Лю-чао вэнь (Полное [собрание] литературы с глубокой древности, трех [первых] эпох, [династий] Цинь и Хань, Троецарствия и Шести династий)/ Сост. Янь Кэ-цзюнь Ц рШ. Т. 1-4. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1987.

На русском языке:

32. Алексеев 1978 - Алексеев В. М. Китайская литература. Избранные труды. М: Наука, 1978. 595 с.

33. Алексеев 2002 - Алексеев В. М. Труды по истории китайской литературы. Кн. 1-2. М.: Восточная литература, 2002.

34. Баргачева 2007 - Баргачева В. Н., Кравцова М. Е. Хань У-ди//Духовная культура Китая: Энциклопедия/Под ред.М. Л. Титаренко. Т.2. М.: Восточная литература, 2007. С. 655-658

35. Баргачева 2007 - Баргачева В. Н. Куан Хэн //Духовная культура Китая: Энциклопедия/Под ред. М. Л. Титаренко. Т.2. М.: Восточная литература, 2007. С. 480-481

36. Баргачева 2007а - Баргачева В. Н., Кравцова М. Е. Хань У-ди//Духовная культура Китая: Энциклопедия/Под ред. М. Л. Титаренко. Т.2. М.: Восточная литература, 2007. С. 655-658

37. Блинова 2006 - Блинова Е. А. Мин тан // Духовная культура Китая: Энциклопедия/Под ред. М. Л. Титаренко. Т.1. М.: Восточная литература, 2006. С. 342-343

38. Бокщанин 2010 - Бокщанин А. А., Непомнин О. Е., Степугина Т. В. История Китая: древность, средневековье, новое время. М.: Восточная литература, 2010. 599 с.

39. Васильев 1970 - Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970. 483 с.

40. Васильев 1988 - Васильев Л. С. Этика и ритуал в трактате «Ли цзи»//Этика и ритуал в традиционном Китае. Сб. статей. М.: Наука, 1988. С. 173-201

41. Васильев 2006 - Васильев Л. С. Древний Китай. Т.З. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.). М.: Восточная литература, 2006. 679 с.

42. Вац 2010 - Вац А. Б. Танец: происхождение и развитие//Духовная культура Китая: Энциклопедия/Под ред. М. Л. Титаренко. Т.6. М.: Восточная литература, 2010. С. 346-356

43. Вац 2010а - Вац А. Б. Ши-цзы у//Духовная культура Китая: Энциклопедия/Под ред. М. Л. Титаренко. Т.6. М.: Восточная литература, 2010. С. 864-867

44. Вац 2011 - Вац А. Б. Танцевальное искусство Китая: история и современность. СПб: Лань, Планета музыки, 2011. 208 с.

45. Вашкевич 1908 - Вашкевич Н. Н. История хореографии всех веков и народов, М.: Издание Кнебель, 1908. 79 с.

46. Гроот 2001- де Гроот, Я. Я. М. Война с демонами и обряды экзорцизма в Древнем Китае. СПб.: Евразия, 2001. 448 с.

47. Грубер 1941 - Грубер Р. И. История музыкальной культуры. T.I. С древнейших времен до конца XVI в. 4.1. М.-Л.: Государственное музыкальное издательство, 1941. 595 с.

48. Еремеев 2005 - Еремеев В. Е. Символы и числа «Книги перемен». М.: Ладомир, 2005. 600 с.

49. Еремеев 2009 - Еремеев В. Е. Акустико-музыкальная теория//Духовная культура Китая: Энциклопедия/Под ред. М. Л. Титаренко. Т.5. М.: Восточная литература, 2009. С. 188-225

50. Еремеев 2009а - Еремеев В. Е. Календарь//Духовная культура Китая: Энциклопедия/Под ред. М. Л. Титаренко. Т.5. М.: Восточная литература, 2009. С. 147-153

51. Желоховцев 2010 - Желоховцев А. Н. и др. Изучение китайского искусства в России: изобразительные и прикладные искусства, архитектура и музыка//Духовная культура Китая: Энциклопедия/Под ред. М. Л. Титаренко. Т.6. М.: Восточная литература, 2010. С. 470-494.

52. Кашина 1977- Кашина Т.Н. Керамика культуры Яншао. Новосибирск-Наука, 1977. 167 с.

53. Китайская философия 1994 - Китайская философия.

Энциклопедический словарь/Под.ред. М. Л. Титаренко. М.: Мысль 1994. 573 с.

54. Кобзев 2006 - Кобзев А. И. Дэ// Духовная культура Китая: Энциклопедия/Под ред. М. Л. Титаренко. Т.1. М.: Восточная литература, 2006. С. 257-258

55. Кобзев 2009 - Кобзев А. И. Нумерология//Духовная культура Китая: Энциклопедия/Под ред. М. Л. Титаренко. Т.5. М.: Восточная литература, 2009. С. 28-52

56. Кобзев 2010 - Кобзев А. К, Серова С. А. Танец: традиции и новации//Духовная культура Китая: Энциклопедия /Под ред. М. Л. Титаренко. Т.6 М.: Восточная литература, 2010. С. 340-345

57. Концевич 2010 - Концевич Л. Р. Хронология стран Восточной и Центральной Азии. М.: Восточная литература, 2010. 806 с.

58. Королева 1977 - Королева Э. А. Ранние формы танца. Кишинев: изд Штиинца, 1977. 215 с.

59. Королева 1997 - Королева Э. А. Танец и художественная культура. От возникновения человечества до первых великих цивилизаций. Минск: Армита-маркетинг менеджмент, 1997. 189 с.

60. Кравцова 1994 - Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая. Опыт

культурологического анализа. СПб.: Петербургское Востоковедение 1994. 543 с.

61. Кравцова 2001 - Кравцова М. Е. Поэзия вечного просветления:

Китайская лирика второй половины V - начала VI в. СПб- Наука 2001 407 с. '

62. Кравцова 2004 - Кравцова М. Е. История искусства Китая. Учебное пособие. М.- СПб: Лань, ТРИАДА, 2004. 960 с.

63. Кравцова 2004а - Хрестоматия по литературе Китая/Сост., прим. М. Кравцовой. СПб: Азбука-классик, 2004. 768 с.

64. Кравцова 2007 - Кравцова М. Е.УIIДуховная культура Китая. Энциклопедия /Под.ред. М. Л. Титаренко. Т. 2. М.: Восточная литература, 2007. С. 623-624

65. Кравцова 2007 а - Кравцова М. Е. Ван чжи //Духовная культура Китая: Энциклопедия /Под.ред. М. Л. Титаренко. Т. 2. М.: Восточная литература, 2007. С. 405-407

66. Кравцова 20076 - Кравцова М. Е. Китай//Энциклопедия для детей [Т.1]. Всемирная история. В 4 ч. Ч. 1. История Древнего мира/под ред. М. Аксёнова и др. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. С. 8-63

67. Кравцова 2008 - Кравцова М. Е. «Ши да сюй»//Духовная культура Китая: Энциклопедия /Под.ред. М. Л. Титаренко. Т. 3. М.: Восточная литература, 2008. С. 579-581

68. Кравцова 2008а - Кравцова М. Е. Фу Сюань //Духовная культура Китая: Энциклопедия /Под.ред. М. Л. Титаренко. Т. 3. М.: Восточная литература, 2008. С. 460-462

69. Кравцова 20086 - Кравцова М. Е. Чжан Хуа//Духовная культура Китая: Энциклопедия /Под.ред. М. Л. Титаренко. Т. 3. М.: Восточная литература, 2008. С. 545-548

70. Кравцова 20086 - Кравцова М. Е. Гун юэ// Духовная культура Китая: Энциклопедия /Под.ред. М. Л. Титаренко. Т. 3. М.: Восточная литература, 2008. С. 283-286

71. Кравцова 2010 - Кравцова М. Е. Традиция погребальной монументальной скульптуры в контексте историко-политической и духовной культуры имперского Китая (I—XII вв.) // Аз1а^са. Труды по философии и культурам Востока. Вып. 4. СПб: Издательство С.-Петербургского государственного университета, 2010. С. 25-57

72. Крюков, 1978 - Крюков М. В., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы. Проблема этногенеза. М.: Наука, 1978. 342 с.

73. Крюков 1984 - Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос в средние века. М.: Наука, 1984. 334 с.

74. Крюков 1998 - Крюков В. М. Символы власти в доконфуцианском Китае (к антропологии дэ) // От магической силы к моральному

императиву: категория дэ в китайской культуре. Сборник статей. М.: Наука, 1998. С. 88-93.

75. Крюков 2000 - Крюков В. М. Текст и ритуал: Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу. М.: Памятники исторической мысли, 2000. 464 с.

76. Кучера 1977 - Кучера С. Из истории китайского танцевального искусства ци-панъ jV/Китай: история, культура и историография. Сборник статей. М.: Наука, 1977. С. 158-199

77. Кучера 2010 - Кучера С. Музыка и культ в Древнем Китае: проблемы восприятия музыки и ее исполнения во время религиозных действ//Установления династии Чжоу (Чжоу ли). Раздел 1. Небесные чиновники. Цзюань l./Пер. скит, вступ. ст., коммент. и приложения С. Кучеры. М.: Восточная литература, 2010. С. 343-390

78. Лисевич 1969 - Лисевич И. С. Древне-китайская поэзия и народная песня. М.: Наука, 1969. 286 с.

79. Лисевич 1969а: - Лисевич И. С. Жанр сун в китайской поэзии и литературной критике (до эпохи Тан)//Жанры и стили литератур Китая и Кореи. Сборник статей. М.: Наука, 1969. С. 12-23

80. Лисевич 1979 - Лисевич И. С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М.: Наука, 1979. 265 с

81. Лисевич 2010 - Лисевич И. С. Мозаика древнекитайской культуры: Избранное. М.: Восточная литература, 2010. 446 с.

82. Ли цзи 1973 - Ли цзи//Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.2. М.: Мысль, 1973. С. 115-119

83. Лукичева 2001 - Лукичева П. А. Ритуальный танец и его пластическое выражение в китайской скульптуре периода династии Хань//Восток-Россия-Запад: мировые религии и искусство. Тезисы докладов Международной научной конференции. СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2001. С. 107-109

84. Манучарова 2009 - Манучарова А. Святилище Мин тан в религиозной жизни имперского Китая I-VI вв. К постановке проблемы/УВосток: Традиции и современность. Сборник студенческих работ. Вып. 1.

Китай. СПб: Издательство С.-Петербургского государственного университета, 2009. С.65-75

85. Мелетинский 1976 - Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 407 с.

86. Меликсетов 2004 - История Китая/Под ред. А. В. Меликсетова. 3-е изд. М.: Издательство Московского Университета, 2004. 752 с.

87. Монзелер 1940 - Монзелер Г. О. Религии в Китае//Китай: история, экономика, культура, героическая борьба за национальную независимость. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1940. С. 274-281

88. Маслов 2003 - Маслов А.А. Китай: укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз, М.: Алетейа, 2003. 480с

89. Пан 2006 - Пан Т. А. Маньчжурские письменные памятники по истории и культуре империи Цин ХУП-ХУШ вв. СПб: Петербургское Востоковедение, 2006. 228 с.

90. Переломов 1998 - Переломов Л. С. Конфуций. «Лунь юй». М.: «Восточная литература», 1998. 588 с.

91.Попова 1999 - Попова И. Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая. М.: Восточная литература, 1999. 279 с.

92. Попова 2009 - Попова И. Ф. «Цзю Тан шу»// Духовная культура Китая: Энциклопедия/Под.ред. М. Л. Титаренко. Т. 4. М.: Восточная литература, 2009. С. 712

93. Пурпурная яшма 1980 - Пурпурная яшма. Китайская повествовательная проза 1-У1 вв. Перевод с китайского. М.: Художественная литература, 1980. 366 с.

94. Рифтин 1979 - Рифтин Б. Л. От мифа к роману. Эволюция изображения персонажа в китайской литературе. М.: Наука, 1979. 358 с.

95. Рифтин 2007 - Рифтин Б. Л. Изучение древнекитайской мифологии//Духовная культура Китая: Энциклопедия/Под ред. М. Л. Титаренко. Т. 2. М.: Восточная литература, 2007. С. 25-58

96. Рыбаков 2009 - Рыбаков В. М. Танская бюрократия. 4.1. Генезис и структура. СПб: Петербургское Востоковедение, 2009. 512 с.

97. Сисаури 2008 - Сисаури В. И. Церемониальная музыка Китая и Японии. СПб: Из-во С.-Петербургского государственного университета, 2008. 292 с. Словарь 1983 - Большой китайско-русский словарь/Под.ред. И. М. Ошанина. Т. 1-4. М.: Наука, 1983-1984

98. Сорокин 1979 - Сорокин В. Ф. Китайская классическая драма ХШ-Х1У вв. Генезис, структура, образы, сюжеты. М.: Наука, 1979. 334 с.

99. Сухов 2009 - Сухов М. В. «Суя шу»//Духовная культура Китая: Энциклопедия/Под.ред. М. Л. Титаренко. Т. 4. М.: Восточная литература, 2009. С. 602-603

100. Сыма Цянь 1972 - Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 1/Пер. с кит.и коммент. Р. В. Вяткина, В. С. Таскина, вступ. ст. М. В. Крюкова. М.: Наука, 1972. 439 с.

101. Сыма Цянь 1975 -Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. П/Пер. с кит. Р. В. Вяткина, В. С. Таскина; под общ.ред. Р. В. Вяткина.М.: Наука, 1975. 439 с

102. Сыма Цянь 1986 - Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 1У/Пер. скит., вступ. ст., коммент. и приложение Р. В. Вяткина. М.: Наука, 1986. 453 с.

103. Тайлор 1989 - Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 573 с.

104. Терехов 2007 - Терехов А. Э. Жуй//Духовная культура Китая: Энциклопедия/Под ред. М. Л. Титаренко. Т. 2. М.: Восточная литература, 2007. С. 453-457

105. Терехов 2007а - Терехов А. Э. Тай пин// Духовная культура Китая: Энциклопедия/Под ред. М. Л. Титаренко. Т. 2. М.: Восточная литература, 2007. С. 600-602

106. Ткаченко 1990 - Ткаченко Г. А. Космос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в «Люйши чуньцю». М.: Наука, 1990. 284 с.

107. Ткаченко 2001 - Люйши чуньцю. Весны и осени господина Люя. Лао-цзы. Дао дэ цзин. Трактат о пути и доблести/Пер. скит., пред., прим. и словарь Г. А. Ткаченко. Серия «Философское наследие», Т. 132. М.: Мысль, 2001.525 с.

108. Токарев 1990 - Токарев С. А. Ранние формы религии. М.: Издательство политической литературы, 1990. 622 с.

109. Худеков 2009 - Худеков С. Н. Всеобщая история танца, М.: Эксмо, 2009. 608 с.

110. Чжоу ли 2010 - Установления династии Чжоу (Чжоу ли). Раздел 1. Небесные чиновники. Цзюань l./Пер. скит, вступ. ст., коммент. и приложения С. Кучеры. М.: Восточная литература, 2010. 495 с.

111. Чжуан-цзы 2002 - Чжуан-цзы/Пер., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина. М.: Астрель, 2002. 420 с.

112. Ши цзин 1987 - Ши цзин. Книга песен и гимнов/ Пер. с кит. А Штукина; Вступ. Н. Федоренко. М.: Художественная литература, 1987. 352 с.

113. Шефер 1981 - Шефер Э. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи Тан. М.: Наука, 1981. 608 с.

114. Щуцкий 2003 - Щуцкий Ю. К. Китайская классическая «Книга перемен». 2-е изд., исправленное и дополненное под ред. А. И. Кобзева. М.: Восточная литература, 2003. 606 с.

115. Юркевич 2006 - Юркевич А. Г. «Ли цзи»//Духовная культура Китая: Энциклопедия /Под.ред. М. Л. Титаренко. Т. 1. М.: Восточная литература, 2006. С. 308-309

116. Юркевич 2006а - Юркевич А. Г. «Цзо чжуань»//Духовная культура Китая: Энциклопедия/Под.ред. М. Л. Титаренко. Т. 1. М.: Восточная литература, 2006. С. 542-543

117. Юань Кэ 1965 - Юань Кэ. Мифы Древнего Китая/Пер. с кит. М.: Наука, 1965. 496 с.

118. Яншина 1984 - Яншина Э. М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М: Наука, 1984. 248 с.

На китайском языке:

119. Ван Кэ-фэнь 1980 - Ван Кэ-фэнь Чжунго гудай удао ши хуа Ф Ш "ЙТ И 5S ^15(06 истории древнекитайского танцевального искусства). Пекин: Жэньмин иньюэ чубаныпэ, 1980. 256 с.

120. Ван Кэ-фэнь 2004 - Ван Кэ-фэнъ Чжунго удао фа чжань ши 43 Ш Ш Ш Ж М ^ (История развития китайского танца), Шанхай: Жэньминь чубанынэ, 2004. 413 с.

121. Ван Чжун-ло 2003 - Ван Чжун-ло Суй Тан У-дай ши (История [эпох] Суй, Тан и Пяти династий). Т. 1-2. Шанхай: Жэньминь чубанынэ, 2003. 1341 с.

122. Ван Чжун-ло 2004 - Ван Чжун-ло Вэй Цзинь Нань-бэй-чао ши |КЮЬ1№(История [эпох] Вэй, Цзинь и Южных и северных династий). Шанхай: Жэньминь чубанынэ, 2004. 994 с.

123. Ван Юнь-си 1990 - Сянь Цинь лян Хань вэньсюэ пипин шиМ Ш Ш X Ф Ш rF (История китайской литературной критики периодов до Цинь и обеих династий Хань)/Под ред. Ван Юнь-си ЗЕЙШ и др. Шанхай: Гуцзи чубаныпэ, 1990, 655 с.

124. Ту Цзе-ган 1998 - Ту Цзе-ган ЩШ- Цинь Хань ды фанши юй жушэн ([Традиция] магов-фанши и конфуцианство [в эпохи] Цинь и Хань). Шанхай: Гуцзи чубаныпэ, 1998. 260 с.

125. Ду Цзинь-пэн 1994 - Ду Цзинъ-пэн tfc й Ш- Шо «хуан» ШЙ (Анализируя термин «хуан») // Вэньу (Культурное наследие, ж., Пекин), 1994, № 7. С. 55-61

126. Ли Жи-сюнь 1993 - Ли Жи-сюнъ ^ 0 Щ\\. Шаньдун Чжанцю Нюйляншань му чуту юэ у юн цзи юйгуань вэньти

Щ Ш Ж ± Ш Ш Ш Ж W Ш РрИ Ш (Глиняные статуэтки, найденные в погребении [периода] Чжань-го [у горы] Нюйляншань [на территории уезда] Чжанцю [провинции] Шаньдун, и вопросы, связанные [с этой находкой])//Вэньу ^(Культурное наследие, ж., Пекин), 1993, №3. С. 1-6.

127. Лю Цин 1991 - Лю Цин )(fjff- Чжунго гудай удао (Китайское древнее танцевальное искусство), Пекин, 1991. 108 с.

128. Лю Ши-вэнь 1994 - Лю Ши-вэнъ SiJdr^C, Чэнъ И-чунъ Ван Бэнъ-син ЗЕФЩ. Чжунго Суй, Тан, У-дай ишу ши ^IMÜS^Mj^ (История китайского искусства эпох Суй, Тан и Пяти

династий//Чжунго цюань ши Ф (Полная история Китая). Т. 10.

Пекин: Жэньминь чубаныиэ, 1994. С. 1-270

129. Сунь Кай 2004 - Сунь Кай ШШ. Цинь хуйяо (Собрание сведений о важнейших событиях [эпохи] Цинь)/Коммент. Ян Куаня Ш %. Шанхай: Гуцзи чубаньшэ, 2004. 611 с.

130. Ся 2000 - Ся Шан Чжоу дуаньдай гунчэн 1996-2000 нянь цзедуань чэнго гайяо Ж^МШХХШ 1996-2000

(Основные результаты научного проекта 1996-2000 гг. по изучению эпох Ся, Шан и Чжоу) // Вэньу (Культурное наследие, ж., Пекин). 2000, № 12. С. 49-62.

131. Сяо Син-хуа 1994 - Сяо Син-хуа МИ^Р. Чжунго иньюэ ши Фй ИШ^(История китайской музыки). Тайбэй: Вэньцзинь чубань, 1994. 360 с.

132. Тянь Сы-ян 2009 - Тянъ Сы-ян Ш1Щ. Хань юэфу Нюйсин тицай шэньмэй лунь ^с14Ш##И1и(Юэфу эпохи Хань:Об эстетических особенностях женщины). Пекин: Чжунго шэхуй кэсюэ чубаньшэ, 2009. 169 с.

133. Ханьюй 1986 - Ханьюй да цы дянь Щ §д Ж Ш Л (Энциклопедический словарь китайского языка). Т.1-13/Под ред. Ло Чжу-фэна Ш^М. Шанхай: Ханьюй дацыдянь чубаньшэ, 1986 - 1992

134. Ханьюй 1986а - Ханьюй да цзы дянь Щ !п Ж ^ Л (Энциклопедический словарь китайских иероглифов). Т. 1-8. Чэнду: Сычуань цышу чубаньшэ, Хубэй цышу чубаньшэ, 1986-1990.

135. Хуан Син-бин 1994 - Хуан Синь-бин ШШШ.Чжунго Вэй, Цзинь, Нань-бэй-чао ишу ши фЩШИШ^ЫЛ^ (История китайского искусства [в периоды] Вэй, Цзинь, Южных и северных династий)//Чжунго цюань ши Ф Ш^5&(Полная история Китая). Т. 8. Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 1994. С. 1-199

136. Чжу Мин-пань 1987 - Чжу Мин-панъ Нань-чао Сун хуйяо (Собрание сведений о важнейших событиях [эпохи Лю] Сун [периода] Южных династий). Шанхай: Гуцзи чубаньшэ, 1987. 734 с.

137. Чжу Мин-пань 1987а - Чжу Мин-пань ШШ-- Нань-чао Ци хуйяо ^ Щ Щ Иг Ц (Собрание сведений о важнейших событиях [эпохи Южная] Ци [периода] Южных династий).Шанхай: Гуцзи чубаныпэ, 1987. 568 с.

138. Чжу Мин-пань 19876 - Чжу Мин-пань Ш&Ш- Нань-чао Лян хуэйяо ш ш Ш # Ш (Собрание сведений о важнейших событиях [династии] Лян [периода] Южных династий). Шанхай: Гуцзи чубаныпэ, 1987. 604 с.

139. Цзинь Вэй-чжу 1978 - Цзинъ Вэй-чжу МШ- Удао вэньцай тао пэнь юй юаныпи уюэ ШШШЖ^ШШШ (Керамическая миска с рисунком танца и зарождение танцевально-музыкального искусства)// Вэньу XЩ(Культурное наследие, ж., Пекин), 1978, №3. С. 50-52

140 Цинхай 1978 - Цинхай Датунсянь Шансуньцзячжай чуту дэ удао вэньцай тао пэнь * Ш X Ж II ± Ш Ш Ш Ж ± ШШ Ш Ш & Р^ & (Керамическая миска с нарисованным танцем, найденная у деревни Шансуньцзячжай уезда Датун провинции Цинхай)//Вэнь у ХШ (Культурное наследие, ж. Пекин), 1978, №3. С. 49-51

141. Чжунго и хай 1994 - Чжунго и хай фЦЩЩ (Море китайского искусства). Шанхай: Гуцзи чубаныпэ, 1994. 980 с.

142. Юань Кэ 1985 - Юань Кэ МЯ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь Ф Ш # Ш # Ш 1ч] Л (Словарь китайских мифов и легенд). Шанхай: Цышу чубаньшэ, 1985. 540 с.

143. Ян Куань 2005 - Чжань-го хуйяо ЩШШШ (Собрание сведений о важнейших событиях [периода] Чжань-го)/Сост. Ян Куань ШЖ, У Ха0" кунь 1-2, Шанхай: Гуцзи чубаньшэ, 2005

На европейских языках:

144. Allan 1991 - Allan S.The Shape of the Turtle.Myth, Art and Cosmos in Early China. Albany-New York: State University of New York Press,

1991.230 р.

145. Bagley 1999 - Bagley, R. Shang Archeology //The Cambridge History of Ancient China from the Origins of Civilization to 221 В. C. /Ed. by

Michael Loewe and Edward L. Shaughnessy. Cambridge: Cambridge Press, 1999. P. 124-231

146. Bilsky 1975 - Bilsky L. J.The State Religion of Ancient China. Vol. 1-2. Taipei: The Chinese Association for Folklore, 1975.

147. Bodde 1975 - Bodde D. Festivals in Classical China: New Year and Other Annual Observances During the Han Dynasty. Princeton: Princeton University Press, 1975. 439 p.

148. Bujard 2009 - Bujard, M. State and Local Cults in Han Religion//Early Chinese Religion. Part One: Shang through Han (1250 BC-220 AD)/ Ed. byJohn Lagerwey and Marc Kalinowski. Vol. 2.Leiden-Boston, «Brill», 2009.P. 777-813

149. Chang 1983 - Chang K. C. Art, Myth, and Ritual: The Path to Political Authority in Ancient China. Harvard: University Press, 1983. 157

P-

150. Childs-Johnson 1995 - Childs-Johnson, £.The Ghost Head Mask and Metamorphic Shang imagery//Early China, N 20 (1995).P. 79-82.

151. Cook 1995 - Cook, S. Yue ji - Record of Music: Introduction, Translation, Notes, and Commentary//Asian Music. Vol. XXVI, N 2 Musical Narrative Traditions of Asia (1995). P. 1-96

152. Cook 2009 - Cook C. ^.Ancestors Worship during the Eastern Zhou // Early Chinese Religion. Part One: Shang through Han (1250 BC-220 A.D.)/Ed. by John Lagerwey and Marc Kalinowski. Vol. 1. Leiden-Boston: Brill, 2009. P. 237-280

153. Eno 2009 - Eno R, Shang state religion and the pantheon of the oracle texts// Early Chinese Religion. Part One: Shang through Han (1250 BC-220 A.D.)/Ed. byJohn Lagerwey and Marc Kalinowski. Vol. 1. Leiden-Boston: Brill, 2009. P. 41-102.

154. Falkenhausen 1995 - Falkenhausen L. von. Reflection on the Political Role of Spirit Mediums in Early China // Early China. 20 (1995).P. 279-300

155. Granet 2004 - Granet MDanses et légendes de la Chine ancienne.2-e edition. Paris: Les Presses universitaires de France, 2004. 464 c.

156. Gulik 1961 - Gulik, R. H.van. Sexual Life in Ancient China: A Preliminary Survey of Chinese Sex and Society from ca. 1500 B.C. till 1644 A.D. Leiden: Brill, 1961.392 p.

157. Hucker 1988 - Hucker Ch. O. A Dictionary of Official Titles in Imperial China. Taipei: Southern Materials Center, 1988. 676 p.

158. Keightly 2002 - Keightly D. iV.The Ancestral Landscape.Time, Space, and Community in Late Shang China (ca. 1200-1045 B. C.). Berkeley: University of California, 2002. 209 p.

159. Kern 2009 - Kern, M. Bronze Inscriptions, the Shying and the Shangshu: the Evolution of the Ancestral Sacrifice during the Western Zhou // Early Chinese Religion. Part One: Shang through Han (1250 BC-220 AD) Ed. byJohn Lagerwey and Marc Kalinowski. Vol. 1. Leiden-Boston: Brill,

2009. P. 143-200.

160. Kohn 1990 - Kohn L. Eternal Life in Taoist Mysticism//Journal of the American Oriental Society, Vol. 110, No. 4, (Oct. - Dec., 1990). P. 622-640

161. Lagerwey 2009 - Lagerwey J., Kalinowski M. Introduction//Early Chinese Religion Part One: Shang through Han (1250 BC-220 A.D)/Ed. by John Lagerwey and Marc Kalinowski. Vol. 1. Leiden-Boston: Brill, 2009. P.

1-40

162. Music 1981 - Music from the Tang Court. Vol.l/Ed. by Laurence E. R. Picken, R. F. Wolpert.Cambridge- London-New York: Cambridge

University Press, 1981. 108 p.

163. Music 1985 - Music from the Tang Court. Vol.2/Ed. by R. F. Wolpert.Cambridge- London-New York: Cambridge University Press, 1985.

116 p.

164. Music 1985a - Music from the Tang Court. Vol.3/Ed. by Laurence E. R. Picken, R. F. Wolpert.Cambridge- London-New York:Cambridge

University Press, 1985. 116 p.

165. Music 1987 - Music from the Tang Court. Vol.4/Ed. by Laurence E. R. Picken, R. F. Wolpert.Cambridge- London-New York:Cambridge University Press, 1987. 152 p.

166. Music 1987a - Music from the Tang Court. Vol.5/Ed. by R. F. Wolpert. Cambridge: Cambridge University Press, 1985. 116 c.

181

167. Music 1997 - Music from the Tang Court. Vol.6/Ed. by Laurence E. R. Picken, R. F. Wolpert, N. Nickson. Cambridge- London-New York: Cambridge University Press, 1997. 307 p.

168. Music 2000 - Music from the Tang Court. Vol.7.Some Ancient Connections Explored/Ed. By Laurence E. R. Picken, Noel J. Nickson. Cambridge- London-New York:Cambridge University Press, 2000. 328 p.

169. Poo 2009 - Poo Mu-chou. Ritual and Ritual Texts in Early China // Early Chinese Religion. Part One: Shang through Han (1250 BC-220 AD)/Ed. by John Lagerwey and Marc Kalinowski. Vol. 1. Leiden-Boston: Brill, 2009. P. 281-314

170. Riegel 1993 - Riegel J.K. Li chi//Early Chinese Texts: A Bibliographical Guide/Ed. by M. Loewe. Early China Monograph Series N 2. Berkeley: University of California, 1993. P. 293-297

171. Shaughnessy 1999 - Shaughnessy E. L. Western Zhou History //The Cambridge History of Ancient China from the Origins of Civilization to 221 B. C./Ed. by Michael Loewe and Edward L. Shaughnessy. Cambridge: Cambridge Press, 1999. P. 292-351

172. Tong Kin-Woon 1983 - Tong Kin- Woon. Shang Musical Instruments. Part 1//Asian Music. Vol.14, N2.Chinese Music History. Texas: Texas University Press, 1983. P. 17-182

173. Tong Kin-Woon 1984 - Tong Kin-Woon. Shang Musical Instruments. Part 3//Asian Music. Vol.15, N2.Chinese Music History. Texas: Texas University Press, 1983. P. 67-143

174. Wang Ke Feng 1985 - Wang Ke Feng. The History of Chinese Dance, Beijing: Foreign Language Press, 1985. 112 p

175. Zoeren 1991 - Zoeren St.van. Poetry and Personality .Reading, Exegesis, and Hermeneutics in Traditional China. Stanford: Stanford University Press, 1991. 333 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.