Религиозность как социальный ресурс профилактики наркотизации в молодежной среде тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Моисеева, Виктория Владимировна

  • Моисеева, Виктория Владимировна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 230
Моисеева, Виктория Владимировна. Религиозность как социальный ресурс профилактики наркотизации в молодежной среде: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Москва. 2009. 230 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Моисеева, Виктория Владимировна

Введение.

Глава I. Теоретико-методологические особенности исследования наркоситуации.

1.1. Наркотизм как форма девиантного поведения.

1.2. Методолого-методические особенности изучения наркотизма.

1.3. Профилактика наркотизма: современные подходы.

1.4. Влияние религиозности на девиантное поведение: теоретико-методологические основания изучения.

Глава II. Роль религиозности в противодействии наркотизации в молодежной среде.

2.1. Методология исследования.

2.2. Религиозная самоидентификация российских школьников.

2.3. Влияние религиозности на употребление психоактивных веществ у подростков.

2.4. Роль религиозных институтов в профилактике наркомании и их взаимодействие с другими субъектами антинаркотической деятельности — государственными и общественными.

2.5. Особенности религиозного подхода к пониманию наркомании и профилактической деятельности (на примере православного христианства)

2.6. Анализ реабилитационной деятельности православных центров помощи наркозависимым.

2.7. Социальный портрет лиц, обращающихся в религиозные центры реабилитации наркозависимых.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозность как социальный ресурс профилактики наркотизации в молодежной среде»

Процесс активных социальных и экономических трансформаций, переживаемых в последние десятилетия российским обществом, сопровождался формированием новой наркоситуации и возникновением наркотической культуры принципиально иного типа. На сегодняшний день в стране нет практически ни одного городского или сельского населенного пункта, где бы не было лиц, злоупотребляющих наркотиками.

В 2006 году специализированными наркологическими учреждениями страны было зарегистрировано 350 тыс. больных наркоманией, или 245,4 в расчете на 100 тыс. населения, и 167 тыс. человек - потребителей наркотиков, у которых синдром зависимости еще не сформировался1. Известно, что статистика Минздрава РФ, МВД России и других министерств и ведомств не отражает реального положения вещей, когда дело касается такого латентного явления, как наркомания. По оценке Всемирной организации здравоохранения (далее ВОЗ), на учет становится в среднем каждый 50-й наркоман, таким образом, общее число потребителей наркотических веществ, включая «скрытых» наркоманов, может в несколько раз превышать количество состоящих на официальном учете.2

В настоящее время, по оценкам специалистов Госнаркоконтроля, наркоманией в России страдают до 1,8 миллионов человек, а время от времени потребляют наркотики ещё до 6 миллионов. По данным ВОЗ, если доля наркоманов в структуре населения составляет 7% и более, то в этой стране происходят необратимые процессы дегенерации населения, разложения всех социальных структур. Наркокультура начинает воспроизводиться в ее собственных рамках.

Основными тенденциями современного этапа эволюции наркомании являются: увеличение масштабов ее распространения — наркомания перестала быть только молодежной проблемой, она охватила все половозрастные группы российского населения; ее феминизация — увеличение доли женщин среднего и старшего возрастов - потребителей наркотических и наркогенных веществ; тенденция «обытовления» знакомства молодых людей с наркотиками, использование их в качестве инициации при переходе из подросткового возраста в статус взрослого человека.

Серьезные опасения вызывает расширение круга потребителей наркотиков за счет вовлечения в незаконный оборот наркотиков граждан из социальных групп, ранее на входивших в так называемую группу риска На фоне растущего числа граждан, привлеченных к уголовной ответственности за наркопреступления, возросло количество служащих, руководителей, учащихся. На рубеже ХХ-ХХ1 веков употребление наркотиков теряет маргинальный характер и

1 Кошкина Е. А., Киржанова В.В., Муганцева Л.А. Распространенность наркологических расстройств и краткосрочное прогнозирование наркомании: анализ статистических дагнных // Религия и наркотики (опыт социологического анализа) / Под ред. М.Е. Поздняковой, Т.А. Хагурова, -М.: Изд-во Института социологии РАН, «Арт-офис», 2007.

2 П. П. Огурцов, Н.В. Мазурчик. Лечение хронического гепатита С у лиц с наркотической зависимостью». «Гепатологический форум. 2007, № 3. перестает быть атрибутом определенных субкультур, становясь распространенной социальной практикой. Общество от наивного любопытства переходит к более взвешенному «пробованию», «экспериментированию» с психоактивными веществами.

Главная особенность современного этапа наркотизации заключается в увеличении массового завуалированного (скрытого) употребления наркотиков. Современный потребитель наркотиков редко попадает в поле зрения как правоохранительных органов, так и государственных медицинских образований, растворяясь в группах населения с социально одобряемым поведением, и обнаруживая иные личностные характеристики и ценностные ориентации, нежели потребители конца XX века. Если всплеск наркомании в 90-х годах, несмотря на латентность явления, проходил практически в открытой форме, то сейчас для новой волны наркотизации характерно участие в ней потребителей наркотиков, озабоченных выработкой таких механизмов саморегуляции при употреблении, которые позволяли бы оставаться не только «социально сохранным» в семье и на работе, но и поддерживать образ успешного человека.

Масштабы распространения наркотиков, его социальные, медицинские и экономические последствия вызывают в обществе тревогу и желание противодействовать силами различных социальных институтов, в том числе путем осуществления профилактических мероприятий. Разработка и апробация различных профилактических программ среди детей, подростков, молодежи становятся все более актуальным научно-практическим направлением во многих странах Западной Европы, в США, Австралии, а в последние годы — ив России. Однако формирование эффективных профилактических стратегий проходит с трудностями. Это объясняется недостатком теоретически строго обоснованных моделей противодействия наркотизации, отсутствием достаточного количества апробированных профилактических техник, неточным определением объекта воздействия и т.д.

Кардинальная проблема распространения психоактивных веществ (далее ПАВ) в России состоит в несоответствии характера нашей профилактики такому глубинному социальному явлению, как массовое стремление людей модулировать свое психо-физиологическое состояние. Перенесенные же на российскую почву, в большинстве своем без серьезной предварительной адаптации, западные технологии борьбы с наркоманией оказываются малоэффективными при их использовании в нашей стране. Тяжесть алкогольной и наркотической ситуации в России требует построения новых теоретических конструктов для изучения причин наркотизации и создания новой концептуальной модели, позволяющей по-новому осмыслить механизмы распространения психоактивных веществ. В этой связи важнейшая научно-практическая задача — определение ресурса для формирования новой базы профилактических программ.

Конец XX века ознаменовался в России глубоким системным кризисом, социальной дезорганизацией, резкой социальной поляризацией и дифференциацией, идеологической дезориентацией, деформацией общественных устоев. Оказавшись в ситуации ценностно-нормативного вакуума, российское общество остро нуждалось в неком идеологическом ориентире, обеспечивающем воссоздание ценностного и нормативного пространства. Это выразилось, в частности, в массовом росте интереса к религии как к социальному и культурному явлению, изменении оценки исторической и современной роли религии и религиозных организаций, что породило у россиян определенные ожидания, частично оправдавшиеся, частично преувеличенные, о способности религиозных организаций содействовать преодолению кризиса российского общества, благотворно влиять на те или иные процессы, вызывающие тревогу у населения. По различным данным социологических исследований (ИС РАН, ВЦИОМ, Левада-Центр и др.), на сегодняшний день примерно две трети россиян считают себя верующими людьми, а религиозность молодежи России во многом отражает общероссийскую ситуацию.

Религия исторически играла важную, непреходящую роль в формировании и развитии различных общностей, их самосознания. Религиозные нормы действовали запретительно по отношению к различным формам отклоняющегося поведения, в них сосредоточен многовековой опыт социального общежития. Употребление наркотических веществ равно осуждается большинством традиционных религий. Следовательно, есть основания полагать, что рост религиозного сознания у населения может способствовать предотвращению наркотизации и улучшению наркоситуации в стране. Однако, как показывают исследования, негативные тенденции наркотизации населения в начале XXI века все еще продолжают сохраняться.

Исходя из вышеизложенного, основную проблему данного исследования составляет социальное противоречие между декларируемыми и реально существующими ценностями в обществе, заключающееся, с одной стороны, в сохраняющем устойчивость широком распространении наркотиков, появлении новых опасных тенденций наркотизации, с другой стороны, в повышении интереса и приобщении различных групп населения к традиционным религиям (которые, осуждают употребление психоактивных веществ).

Состояние научной разработанности проблемы. Проблема наркотизма относится к категории достаточно хорошо разработанных в отечественной и зарубежной науке. Причины наркотизма стали изучаться с середины XIX века. Однако пока нет единого подхода, объясняющего это явление. Ведь наркомания - это многокомплексная проблема В ней есть все составляющие - социальная, экономическая, юридическая, медицинская, психологическая, духовная и другие.

Исторически первыми исследованиями наркотизма были медицинские. В рамках медицинских исследований с рубежа Х1Х-ХХ веков изучаются симптоматика и последствия заболевания наркомании, проводятся поиски новых методик лечения, планируются программы превенции и реабилитации наркотизма. Среди выдающихся отечественных ученых-медиков,

3 Мчедлов М.П. Религиозны ли молодые россияне? // Человек. - 2005. - №6. 5 исследовавших проблему наркомании, необходимо назвать таких, как ЭЛ. Бабаян, В.А. Бахтияров, Т.А. Богданова, В.В. Бориневич, М.Н. Гернет4, Я.Г. Голонд, А.Г. Данилин,5, И.В. Данилина, Е.А. Кошкина6, Г.Я. Лукачер, М.В. Макшанцев, И.М. Пятницкая7, А.М.Рапопорт, ВЛ. Ревзин, Е.С. Скворцова, С.М. Тимофеев, Ю.В. Шиленко, A.C. Шоломович, Н.И. Яковлев и многие другие.

Со временем проблема наркотизма привлекла внимание юристов и криминологов. Большой спектр правовых последствий наркотизма, а также структура и формы организации наркобизнеса исследовались такими специалистами, как Ю.Е. Аврутин8, Т.А. Боголюбова9, Э.Г. Гасанов10, А.Я. Гричко, И.А. Двойменный11, Г.Н. Драгин, В.М.Егоршин, Г.В. Зазулин, Г. Латышев, Л.П. Николаева, В.И. Омигов, М.Ф. Орлов, Л.М. Тимофеев12 и др.

Специфика социологического подхода к изучению явления наркомании заключается в том, что и в теоретическом, и в практическом плане наркомания рассматривается как одна из форм отклоняющегося поведения, приводящая к специфическому образу жизни. Социологические исследования рассматривают наркотизм как социальную проблему, анализируют роль общественных факторов в формировании наркотических паттернов поведения (социально-экономическая организация общества, культурные традиции, социализация и пр.). Особенно широко изучается проблема молодежного наркотизма. Социологический подход к объяснению

13 наркотизма доминирует в течение последних двух десятилетий (A.A. Габиани , Я.И. Гилинский14, АЛ. Гришко15, Ш.Е. Джаманбалаева16, Т.В. Иванова, Ю.Н. Иконникова, И.М.

4 Гернет М. Н. Избранные произведения. — М.: Юридическая литература, 1974. С 444 - 445

5 ГульданВ.В., Романова О. Л., Данилин А. Г. и др. Наркомания с точки зрения социолога, врача, правоведа и журналиста (обсуждение за «круглым столом» редакции) // Социологические исследования, 1989. - № 2.

6 Кошкина ЕЛ, Шамота А.З., Киржанова В.В. Изучение динамики распространенности наркомании с учетом структуры потребляемых наркотических веществ на региональном уровне: аналитический обзор. — М.: МЗ РФ, 2002; Цеттш М.Г„ Кошкина ЕЛ, Шамота А.З,. Надеждин A.B. Состояние наркологической помощи несовершеннолетним в РФ и предложения по её совершенствованию // Вопросы наркологии. 1997. - №4; Кошкина ЕЛ, Спектор Ш.И., Сенцов В.Г., Богданов С.И. Медицинские, социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма — М.: ПЕР СЭ, 2008.

7 Пятницкая И. Н. Наркомании. Руководство для врачей. — М.: Медицина, 1994.

8 Аврутин Ю.Е., Гилинский Н.М. Система социальной профилактики правонарушений: перспективы создания и механизм функционирования // Теоретические проблемы изучения территориальных различий в преступности: Социальные аспекты профилактики преступности. Труды по криминологии. Вып. 817, — Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1988. С 3-14

9 Боголюбова Т.А., Четвертакова Е.Ю. Уголовно-правовые меры борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в странах СНГ. - М.: изд-во Юрлитинформ ООО, 2009; Боголюбова Т.А, Толпекин КА. Деятельность прокуратуры по предупреждению наркотизма на региональном уровне / под ред. - М.: Изд-во НИИ пробл. укрепления законности и правопорядка, 1997.

I Гасанов Э. Г., Гясанов Э. В. Борьба с наркотической преступностью: Международный и сравнительно-правовой аспекты. -М.: ЮрИнфоР, 2000.

II Двойменный И.А. Незаконный оборот наркотиков // Социологические исследования. 1999. - № 5. С. 74-79

12 Тимофеев JI. М. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли. —М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998.

13 Габиани A.A. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. - М.: Мысль, 1990; Габишш A.A. Наркотики п среде учащейся молодежи // Социологические исследования, 1990, - N.9, с. 84-91; Габиани АЛ Кто такие наркоманы? // Социологические исследования. Октябрь 1992. 2. С. 78-83.

14 Гилинский Я.И. Наркотизм: мифы и реальность // Молодежь. Цифры, факты, мнения, 1996. - N1, с. 80-84. Гилинский Я.И. Война с наркотиками или мирное сосуществование: Тезисы конференции по проблемам девиантного поведения, 1998 и др.

15 Гришко А. О наркомании среди подростков// Социологические исследования. -1990. - №2.

16 Джачанбашева Ш. Е. Проблемы наркотизации и алкоголизации в республике// Социолоппеские исследования. -1998.- Nb 3.

Кириллов, Ю.Ю. Комлев17, JI.E. Кессельман18, Б.М Левин19, Н.В. Лисовский, В.Т. Макшанцева20, H.H. Маликова21, М.Е. Позднякова,22 Л.И. Романова23, Л.Н. Рыбакова24, Г.И. Саганенко25, А.Л. Салагаев , Г.Г. Силласте , Л.М. Тимофеев, В.А. Чудновский, И.И. Шурыгина идр).

Таким образом, проблема наркотизма имеет различные аспекты и измерения. Исходя из этого, можно констатировать, что нет (и не может быть) единого способа борьбы с этим злом. Российская практика преодоления наркотизма еще относительно «молода» и достаточно несовершенна по сравнению с международным опытом, накопленным на ниве преодоления иных, тесно соприкасающихся с преступностью, негативных социальных явлений. Воздействие на девиантную часть населения требует участия многих служб общества: социологов, психологов, педагогов, правовых учреждений, медиков (наркологов и психоневрологов), политиков. Одной из форм направленной борьбы с наркоманией является профилактика.

Исследованию превентивных профилактических факторов посвящены работы отечественных авторов: C.B. Березина, С.Г. Косарецкого, Н.С. Курека29, К.С. Лисецкого, В.В. Лозового, Н.Б. Сердюковой, H.A. Сироты30, И.Б. Орешниковой, Ф.Н Петровой, М.Е. Поздняковой,31 О.Л. Романовой,32 Л.Н. Рыбаковой33, И.И. Хажилиной34, В.М. Ялтонского и др.

17 Колтев Ю. Ю., Сафиу.гтн Н. X. Социология девиантного поведения: вопросы теории. Казань.: Изд-во КГУ, 2000, Kawiee Ю.Ю. Тенденции наркотизации подростково-молодежной среды в Татарстане.Казань, 2006; Колтев Ю.Ю. Социологический мониторинг наркотизации подростково-молодежной среды. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2005.

18 Кесельман JI.K Социальные координаты наркотизма. - СПб.: СПб. Филиал Института социологии РАН, 1998

19 Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

20 Макшанцева II. В., ЛукачсрГ.Я., Чудновский В. А. Социальная характеристика подростков, злоупотребляющих наркотическими и токсикомапическими средствами // Некоторые проблемы наркомании и токсикомании. — М., 1989; Лукачер Г. Я, Макшанцева Н. В., Чудовский В. А Одурманивающие средства в подростковой среде // Социологические исследования, 1990. - № 4;

21 Машкжа Н. Н. Типология отношения студентов к наркомании // Социологические исследования. 2000. 7.

22 Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы / Под обш. ред. М.Е. Поздняковой; Институт социологии РАН. - М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 1999; Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы / Под обш. ред. М.Е Поздняковой; Институт социологии РАН. - М.: Изд-во Инсплуга социологии РАН, 2002 - Вып. 2. и др.

23 Романова Л.Н. Наркомания и наркоттм. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.

24 Рыбакова Л.Н. Обращение несовершеннолетних к одурманивающим веществам: выбор или обреченность? // Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы / Под ред. М.Е.Поздняковой, М.: Изд-во Инеппуга социологии РАН, 2002; Рыбакова Л.Н. Маршруты социализации подростков и место наркотиков // Наркотизация населения в современной России: специфика, субъекты, динамика/ Под общ. ред. М.Е. Поздняковой. -М.: Реглант, 2003.

25 Саганенко Г.И. Лицом к лицу с наркоманией: перемены идут, перемены возможны, Спб.: Общественная организация «Азария», 2004; Саганенко Г.И. Наркомания в российском обществе: взгляд на проблему глазами родительской организации «АЗАРИЯ», Санкт-Петербург: Телескоп, 2004, N 6; Саганенко Г.И. Социальные контексты существования наркомании в российском обществе. Санкт-Петербург: Феникс, 2005.

26 Салагаев AJI., Шашклн A.B. Наркотизация молодежи в группах риска: от гоучения к профилактике. - Москва: Новый учебник, 2004; Салагаев А.Л., Шашкнн A.B. и др. Наркотизация в Татарстане: стратегии социального реагирования/ Под ред. Р.Г. Сааыковой, AJI. Салагаева. - Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2003.

27 Силласте Г.Г. Новая паркосшушпш н России. Результаты исследовашш//Социологические исследования. - 1994.-№6.

28 Шурыгина И.И. Влияние социального статуса семьи подростков на их отношение к различным формам девиантного поведения // Семья в России, 1999, №6; Шурыгина И.И. Этнические и конфессиональные факторы наркотизащн; подростков // Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии / Под ред. М.Е. Поздняковой, - М.: Институт социологии, 2005; Шурыгина И.И. Особенности наркотизации учащихся московских школ с этно-национальным компонентом // Девиантное поведение: методология и методика исследования / Под ред. М.Е. Поздняковой , - М.: Реглант, 2004; Шурыгина И.И. Влияние образования родителей и веры в бога на наркотизацию девочек и мальчиков. // Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии. Часть 2 / Под ред. М.Е. Поздняковой, - М.: ИС РАН, 2006 и др.

29 Курек Н. С. основные подходы к профилактике и диагностике по повышенного риска зависимости от психоактивных веществ в подростковом возрасте// www.narcom.ru

30 Сирота H.A., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм

В литературе, посвященной антинаркотической превентивной работе, далеко не последнее место занимают материалы, носящие религиозный характер, ориентированные на духовную сферу. Наиболее известными среди них являются материалы работы ассоциаций Анонимных Алкоголиков и Наркоманов. Учёные (социологи, психологи) такие подходы, обращающиеся к духовной стороне проблемы наркотизма, называют «духовно-ориентированными методами»35. Так, например, в работах Москаленко В.Д., Валентик Ю.В. представлен обзор методологии,

36 истории и терапевтических возможностей сообщества Анонимных Алкоголиков в США. Зыковым О. В. и Цетлиным М.Г. также изложены основные принципы лечения и профилактики по методам Анонимных Алкоголиков (АА) и Анонимных Наркоманов (АН).37

В мировой практике (в частности, в Америке и Западной Европе) проблемы влияния религиозных факторов на распространение употребления ПАВ изучаются достаточно давно. С 1969 г. ученые всего мира проводят примерно по два исследования в год, посвященных влиянию религии на девиантное поведение. Однако до настоящего момента эти исследования были сосредоточены в основном на вопросах медицинского и криминологического характера, значимых же эмпирических исследований влияния религии на приобщение к ПАВ не проводилось. Подобные исследования носят ограниченный характер, так как акцент на религиозных и расовых различиях может быть расценен как проявление религиозной или расовой дискриминации. Тем не менее, теоретические подходы к изучению связи религиозности и девиантного поведения были разработаны западными учеными. Например, теория «адского огня» (Т. Хирши), теория «социального контроля» (Т. Хирши, Р. Старк),38 теория «рационального выбора», теория «дифференциальных связей» и др.

Согласно теории «адского огня», религиозность оказывает индивидуальный сдерживающий эффект на противоправное поведите за счет угрозы сверхъестественных зависимого поведения. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005; Сирота Н.А., Ялтонскгш В.М., Хстсилина ИМ., Видерман Н.С. Профилактика наркомании: от теории к практике. - М.:Генезис, 2001

31 Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы / Под общ. ред. М.Е. Поздняковой', Институт социологии РАН. — М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 1999. Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы / Под общ. ред. М.Е. Поздняковой; Инстшут социологии РАН. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 2002 — Вып. 2. и др.

32 Романова О. Л. Методологические аспекты первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ у детей // Вопросы наркологии. 1997. - №2; Романова О. JT. Первичная профилактика наркологических заболеваний у детей // Вопросы наркологии. 1993. -.№3; Романова О. JL, Самойлова М. В. Позитивная антинаркотическая профилактика в начальной школе // Вопросы наркологии. 1994. - № 1.

33 Рыбакова JTM. Обращение несовершеннолетних к одурманивающим веществам: выбор или обреченность? // Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы / Под ред. М.Е.Поздняковой, М.: Изд-во Института социологии РАН, 2002; Рыбакова ЛМ. Маршруты социализации подростков и место наркотиков // Наркотизация населения в современной России: специфика, субъекты, динамика / Под общ. ред. М.Е. Поздняковой. - М.: Реглант, 2003.

34 Хажлтша ИМ. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М.: Изд-во инст-та психотерапии, 2002.

35 Духовно ориентированные методы лечения наркологических заболеваний // Лешии по наркологии. Издание второе, переработанное и расширенное / Под ред. И. Н. Иванца. —М.: Нолидж, 2000. С. 406-411.

36 Сообщество Анонимных Алкоголиков в США: подход и терапевтические возможности // Вопросы наркологии. 1989.-№2. С. 51-62.

37 Духовно ориентированные методы лечения наркологических заболеваний //Лекции по наркологии. Издание второе, переработанное и расширенное / Под ред. Н. Н. Иванца.—М.: Нолидж, 2000. С. 406-411.

38 Hirschi Т. Causes of delinquency. Berkeley: University of California Press, 1969; Hirschi, Т., Stark R. Hellfire and Delinquency. Social Problems, 1969,- № 17.-P.202-213. санкций после смерти («гореть в адском огне») и предопределяет нормативное поведение посредством обещания сверхъестественных наград («попасть в рай», «обеспечить загробную жизнь» и т.п.). С точки зрения теории «дифференциальных связей», религия сдерживает преступность путем социального отбора и социализации. Социальный отбор означает, что наиболее религиозные индивиды выбирают для общения сверстников со схожими конвенциональными ценностями.

В наши дни наблюдается рост интереса к фактору религиозности как в России, так и за рубежом, изменились показатели религиозности. Активно изучаются значимость религии в жизни индивида, уровень включенности в нее и глубина веры. Произошел пересмотр подходов к исследованию проблемы: разрабатываются новые, более надежные инструменты измерения религиозности. Появились практические многочисленные исследования по этой теме во всех областях знания.

В России за последние два десятилетия было осуществлено несколько масштабных исследований, так или иначе затрагивающих проблемы религиозности и места религии в современном обществе. Прежде всего, следует отметить проект «Энциклопедия современной религиозной жизни России»39, осуществленный в 1994-2004 годах в 78 субъектах РФ. Кроме того, результатом более чем десятилетнего изучения процессов воцерковления стала работа В.Ф. Чесноковой - «Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века»40, получившая широкий резонанс в среде теологов, ориентированных на православие и православных священнослужителей, но встретившая неоднозначную оценку в научном сообществе. Из значительных авторов в первую очередь нужно отметить работы Е. Аринина, В.И. Гараджи41, Г. Гудим-Левковича, Е.Д. Руткевич, Ю.Ю. Синелиной42, М.П. Мчеддова43, Н. Митрохина44, Р. Лопаткина, Д.М Угриновича.

Большой интерес представляют всероссийское социологическое исследование «Россияне о судьбах России в XX веке и о своих надеждах на XXI век», проведенное весной 2000 года Российским независимым институтом социальных и национальных проблем (РНИСиНП), а

39 Проект «Энциклопедия» состоит из двух частей. С 2003 по 2006 годы было издано четыре тома справочника «Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания» (Под ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М.: Логос, 2003-2006). С 2005 по 2009 годы была издана вторая часть проекта - три тома «Атлас современной религиозногй жизни в России» (Отв. ред. С. Филатов, М. Бурдо, СПБ.: Летний сад, 2005-2009)

40 Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. - М.: Академический проект, 2005

41 Гараджа В.И. Социология религии. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей.— М.: Наука, 1995

42 Санелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения //Социологические исследования. — 2001. - № 7. С. 89-96; Синелина Ю.Ю. О циклах изменения религиозности образованной частью российского общества (начало XVIII в.-1917 г.)// Социологические исследования. 2003. -№ 10. С. 88-96. и др.

43 Мчедлов М.П. О религиозности Российской молодёжи // Социологические исследования 1998. - № 6. Мчедлов М.П. Вера в России в зеркале статистики // НГ-Релипш. 17.052000; Мчедлов МДНовый тип верующею на пороге третьего тысячелетия // Исторический вестник. М., 2000. - №05-06(09-10), Мчедлов М.П. Религиозны ли молодые россияне? // Человек. 2005.-№6.

44 Митрохин Я Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М.: НЛО, 2004 также исследования «Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа» (ИКСИ РАН, 2004 г.) и «Новая религиозная идентичность как фактор консолидации российского общества» (ИСГТИ РАН, 2006). Эти исследования охватывали широкий круг проблем. Одним из основных разделов было изучение воздействия религиозного фактора на сознание и поведение граждан.

В этих работах при исследовании влияния религии на поведение индивида акцент делался на изучение воздействия религиозности на социально-политические и идеологические взгляды россиян, их отношение к духовно-нравственным ценностям и т.п. Вместе с тем, в них не затрагивались проблемы, связанные с анализом влияния религиозных представлений на девиантное поведение. Таким образом, актуальность диссертационной работы состоит в рассмотрении и анализе возможностей религиозного фактора влиять на одну из форм девиантного поведения—наркотизацию молодежи.

Объект, предмет, цель и задачи исследования

Объект исследования - антинаркотическая профилактическая деятельность религиозных организаций.

Предмет исследования - религиозность молодежи как фактор антинаркотической профилактики.

Цель диссертационной работы — изучение роли религиозности в формировании отношения молодежи к ПАВ, выявление возможностей ее использования в антинаркотической профилактике.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: проанализировать основные теоретико-методологические подходы к изучению наркотизма как формы девиантного поведения, а также существующие системы его профилактики; выявить особенности религиозности современной российской молодежи, степень её приверженности религии, активность религиозной жизни; изучить роль религиозных организаций в профилактике наркотизма, а также специфику духовно-ориентированных подходов к профилактике наркотизма (на примере православия); изучить личностные, поведенческие социально-психологические характеристики наркозависимых, обратившихся за религиозными методами реабилитации, истоки и особенности их религиозности, процесс формирования поведенческого компонента религиозности в их семье; выявить границы и особенности влияния религиозных факторов на отношение молодежи к психоактивным веществам, процессы прекращения приема наркотиков и дальнейшей реабилитации личности.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, сформировавших основные подходы к пониманию характера и содержания проблем девиантного поведения и религии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, М. Вебер, Т. Лукман). Большое влияние на понимание автором воздействия религии на девиашное поведение оказали теоретические подходы к изучению связи религиозности и девиантного поведения: теория «адского огня» (Т. Хирши), теория «социального контроля» (Т. Хирши, Р. Старк), теория «рационального выбора», теория «дифференциальных связей», которые позволили более концептуально подойти к анализу полученных нами эмпирических материалов.

Теоретико-методологическую ценность для диссертации представляют также работы Я.И. Гилинского, Г.Г. Заиграева, Ю.Ю. Комлева, М.Е. Поздняковой, А.Л. Салагаева, Ф.Э. Шереги, в которых освещается социологический подход к пониманию наркотизма и представлен обширный материал по образу жизни наркозависимых. Также автор опирался на работы Н.А.Сироты, В.М. Ялтонского, И.И. Хажилиной, Н.С. Видерман, Н.С. Курека, К.С. Лисецкого, посвященные исследованию превентивных профилактических факторов, а также Е.Д. Руткевич, М.П. Мчедлова, Н.Митрохина, посвященные изучению религии.

В исследовании использовались следующие методы сбора и анализа эмпирической информации: вторичный анализ специальной литературы, вторичный анализ результатов социологических исследовании, анализ статистики, анкетный опрос, полуструктурированное глубинное интервью, опрос экспертов, анализ документов (в том числе школьных сочинений), включенное наблюдение.

Эмпирическая база исследования. Основу эмпирической базы исследования составили результаты двух исследовательских проектов, осуществляемых под руководством М.Е. Поздняковой, в которых принимал участие диссертант, а также самостоятельное исследование, посвященное работе православных антинаркотаческих реабилитационных центров:

1. «Социологический анализ влияния этнических и конфессиональных факторов на распространенность наркомании в молодежной среде» (2003 -2005 г.г.)

2. «Социальный ресурс религиозности в противодействии наркотизации в полиэтничной молодежной среде современной России (к проблеме профилактики)» (2006 - 2008 г.г.).

3. Роль антинаркотаческих реабилитационных центров в третичной профилактике наркотиизма и алкоголизма.

В рамках проектов было осуществлено: включенное наблюдение за деятельностью религиозных центров реабилитации наркозависимых в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге; анализ документов, фиксирующих процесс работы религиозных центров реабилитации наркозависимых (планы работы, методические пособия для пациентов, договоры, газеты, журналы и различные пособия, выпускаемые центрами); глубинные интервью с пациентами православных реабилитационных центров в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге (21 чел.). Кроме того, среди этнических мусульман в Адыгее была опрошена группа потребителей наркотиков (15 человек); экспертный опрос религиозных деятелей в Москве, Московской области, Санкт

Петербурге, Краснодарском крае (в том числе в Адыгейской республике) и руководителей религиозных центров реабилитации (18 человек); анкетный опрос учащихся 9-11 классов в школах с этнокультурным компонентом в

Москве (N=573), школах Казани (N=297), Надыма (N=586), Элисты (N=225); анкетный опрос учащихся 7-9 классов в городах: Москва (N=1237), Казань (N=808),

Бузулук (N=253), Моясга (N=305), Вятские поляны (N=276); анализ сочинений выпускников общеобразовательных школ г. Москвы (N=43); вторичный анализ специальной литературы и средств массовой информации (в т.ч. анализ документов на официальном сайте Ватикана) и результатов зарубежных и отечественных исследований по теме.

Количественный анализ данных выполнен с помощью специального пакета программ SPSS 13.0 (Statistical Package for Social Sciences).

Научная новизна исследования заключается в разработке нового подходе к профилактике наркотизации, который предполагает обращение к религиозным представлениям молодежи как к потенциальному ресурсу предупреждения девиантного поведения.

Впервые предпринята попытка комплексного анализа современной российской религиозности в связи с профилактикой распространения и употребления ПАВ: изучение профилактических возможностей религиозных организаций; изучение религиозности как поведенческой практики индивида; изучение религиозности как элемента мировоззренческой и нравственной структуры индивида.

Изучены конфессиональные особенности и различия приобщения подростков к употреблению ПАВ, а также влияние религиозности на вовлеченность в наркопотребление.

Новым в исследовании являются не только вопросы о значимости веры и ее функциональной полезности в отношении защиты от употребления наркотиков, но и рассмотрение более активного применения ее традиционных возможностей (например, утешительных) в преодолении этого социального недуга.

Поставленные задачи помимо использования традиционных методик потребовали разработки новых подходов к качественным и количественным исследованиям в проекте. Новизна исследования заключается в переосмыслении и адаптации традиционных критериев религиозности. В результате разработаны такие индексы религиозности индивида, которые позволили сравнить уровень вовлеченности в наркопотребление в группах подростков с разной степенью религиозности. Для изучения повседневных представлений подростков о проблеме наркотизма и о влияния религии на отношение и употребление наркотиков был применен анализ школьных сочинений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исследование религиозного сознания молодежи позволяет утверждать, что вера в Бога сегодня становится одной из новых норм поведения, проявляющейся в тяготении к норме и в других видах деятельности, в том числе и в отказе от употребления наркотиков. Вместе с тем, религиозное мировоззрение современной молодежи отличается размытостью, неопределенностью, отсутствием последовательности, полноты в системе воззрений и ясного содержания. Потенциальная, конформистская религиозность молодых людей дает основание сделать вывод о преобладании в молодежной среде «религиозно настроенных» перед атеистами и глубоко верующими.

2. Вера в Бога является важным фактором снижения наркотизации при условии высокой религиозности (сочетание таких критериев как вера в Бога, соблюдение правил, предписаний и обрядов своей религии, посещение богослужений, знание текстов молитв). Значительная включенность в религию снижает степень распространенности наркотизации и алкоголизации у школьников. Рост религиозного сознания может уберечь молодежь от включения в ненормативное поведение. Влияние религиозных воззрений можно представить как запретительный поведенческий паттерн, ограничивающий употребление подростками наркотиков. Однако прямая связь между религиозностью, наркотизацией и алкоголизацией в подростковой среде не носит причинно-следственного характера, скорее, эта связь опосредована ориентацией на духовные ценности и семейные привязанности.

3. Как религия, обладающая духовно-нравственным потенциалом, выраженном в арсенале социально-психологических средств воздействия на человека и общество, так и принадлежность индивида к определенной конфессии, вместе выступающие сдерживающими факторами в распространении психоактивных веществ, могут и должны стать значимым ресурсом в профилактике наркотизации населения и, в частности, молодежи. Тем не менее, ресурс имеет определенный ряд ограничений.

4. Взаимодействие религиозных организаций с другими субъектами антинаркотической деятельности - государственными и общественными — осложнено вследствие различных нравственных оценок проблемы наркошзма. Религиозное понимание проблемы (природы) наркотизма и алкоголизма носит мистический характер, что отражается на принципах как профилактических, так и реабилитационных методов воздействия на индивида и препятствует включению религиозного компонента в иные профилактические проекты и структуры, мешает выработать единую реабилитационно-профилакшческую программу.

5. Перед религиозными организациями достаточно остро стоит проблема нехватки подготовленных кадров для участия в профилактической деятельности. Религиозный деятель, собравшийся помогать наркозависимым, зачастую не имеет достаточного представления о природе и характере наркотической зависимости, об особенностях специфического образа жизни. В этой связи наблюдается превалирование богословско-теоретической, мистико-аскетической и догматической направленности работы над практической, а религиозные антинаркотические формы работы отличаются некоторым отставанием от реалий современной наркоситуации.

6. Деятельность религиозных организаций по преодолению наркомании направлена преимущественно на реабилитацию людей с уже сформировавшейся зависимостью, то есть борьба сводится в основном к третичной профилактике наркотизма. К духовно-ориентированным методам обращаются в тех случаях, когда все остальные возможности уже испробованы и не принесли результата, то есть как «к последней надежде».

Теоретическая значимость работы следует из поставленных задач исследования и состоит в том, что его теоретические выводы вносят определенный вклад в развитие социологии девиаций и в область изучения наркомании. Перспективным в теоретическом отношении видится выявление социальных ограничений сложившихся теорий профилактики девиантности и наркотизма, а также изучение не включенного пока в социальную профилактическую модель наркотизма (включающую также биологические и психологические основы) религиозного компонента.

Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения диссертации могут быть использованы в исследованиях проблем подростков и молодежи, при дальнейшем изучении причин и тенденций распространения наркомании в обществе, а также мер по предотвращению наркотизации населения. Полученные научные результаты могут быть использованы при разработке профилактических антинаркотических моделей и программ, г выявленные ограничения и противоречия в работе религиозных организаций помогут скорректировать свою деятельность в соответствии с современным состоянием проблемы наркотизма. Научные выводы представляют интерес для тех, кто изучает теоретические проблемы наркотизма, для практиков социальных служб, психологов и работников центров по реабилитации, а также для представителей религиозных организаций, в том числе занимающихся реабилитацией индивидов, находящихся в зависимости от психоактивных веществ.

Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследований докладывались на конференциях, семинарах и симпозиумах как в России, так и зарубежом, в частности на международной научной конференции «Методолого-методические проблемы эмпирического исследования девиантного поведения» (апрель 2004 г., Москва, доклад, статья), на «Сорокинских чтениях» (декабрь 2004 г., Москва, доклад), научно-практической конференции «Молодые социологи о трансформациях в России» (сентябрь 2005 г., ИС РАН, Звенигород, доклад, статья), Всероссийской научно-практической конференции - Первые Казанские социологические чтения «Современное российское общество: состояние и перспективы» (ноябрь 2005 г., Казань, доклад); на международной научной конференции «Девиантность и глобализация» (май 2005 г., Санкт-петербург, доклад), на Социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России» (октябрь, 2006 г., Москва), научной социологической конференции (апрель 2007 г., Хельсинки), на 20-ом международном Балтийском криминологическом семинаре (июнь 2007, Санкт-Петербург, доклад) «Преступность и девиантность в изменяющемся мире», на Всероссийской конференции «Религии Поволжья: проблемы социального служения» (ноябрь 2008 г., Нижний Новгород, доклад).

Содержание диссертационной работы нашло отражение в публикациях автора в научных журналах, сборниках. Общий объем научных публикаций по теме диссертации составляет 17,7п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и трех приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Моисеева, Виктория Владимировна

Заключение

Подводя итоги, резюмируем основные идеи и выводы нашего исследования. Рассмотренный в данной работе материал позволяет, с нашей точки зрения говорить о подтверждении основной гипотезы исследования.

В условиях, когда на фоне социально-экономических и культурных трансформаций в российском обществе активно идет формирование новой наркотической культуры, тяжесть социальных последствий которой только предстояит оценить, актуальность поиска и формирования эффективных профилактических ресурсов не вызывает сомнений.

Как представляется, нам удалось показать, что религию и религиозность правомерно рассматривать как один из значимых факторов ангинаркотической профилактики.

Основным результатом диссертационного исследования является демонстрация возможностей использования религии как профилактического ресурса, препятствующего распространению наркомании в молодежной среде на различных уровнях функционирования религиозности: на уровне мировоззренческой и нравственной структуры индивида, на уровне поведенческой социальной практики и на уровне религиозных организаций. Религия, обладающая духовно-нравственным потенциалом, выраженном в арсенале социальнот психологических средств воздействия на человека и общество, а также принадлежность индивида к определенной конфессии, вместе формируют запретительный поведенческий паттерн, ограничивающий общение подростков с наркотиками. Вера в Бога сегодня становится одной из новых норм поведения, проявляющейся в тяготении к норме и в других видах деятельности, в том числе и в отказе от употребления наркотиков. В этом контексте религия воспринимается школьниками как духовное воплощение высоких моральных норм и принципов, как объективация Добра, а наркотики выступают как Зло, деградация, смерть, от которых лучше держаться подальше. В этом контексте на первый план выходит запретительная функция религии, которая формирует отношение подростков к наркотикам и их употреблению с позиции этнокультурных и религиозных норм.

Анализируя возможности, особенности и границы влияния различных религий на формирование отношения учащихся к наркотикам, автор разделяет школьников на группы с разным уровнем религиозности и приходит к выводу о её сдерживающем влиянии на распространение наркотиков среди подростков. Чем значительнее включенность в религию, то есть чем сильнее проявления религиозного поведения у подростков, тем ниже наркозараженностъ группы. И наоборот, школьники с низкими показателями религиозности лучше разбираются в конкретных видах наркотических веществ и в способах их употребления. Таким образом рост религиозного сознания может уберечь молодежь от включения в ненормативное поведение.

Слабую религиозность можно воспринимать как одну из непосредственных причин девиантного поведения.

У верующих в Бога школьников вера в Бога выполняет функцию духовной опоры. Неверующие в Бога подростки, нашедшие духовную опору в лице родителей, друзей, близких и др, отметили, что не нуждаются в контакте с Богом и не склонны к употреблению наркотических веществ. Неверующе учащиеся, столкнувшиеся с недостатком внутренних и внешних ресурсов, дефицитом эмоциональных связей, испытывают чувство глубокой неудовлетворенности, в духовной сфере у них образуются пустота, заполнить которую они стремятся употреблением психоактивных веществ. Таким образом связь между религиозностью, наркотизацией и алкоголизацией в подростковой среде не носит причинно-следственного характера, скорее, эта связь опосредована ориентацией на духовные ценности и семейные привязанности.

На сегодняшний день практически все категории подростков попадают в группу риска Исключением не становятся и верующие с высоким уровнем включенности в религиозную жизнь, т.к. даже в этой группе обнаруживаются немногочисленные факты употребления марихуаны. То есть, слабая религиозность может быть фактором риска к началу потребления ПАВ, но наличие одной только религиозности не является абсолютным фактором защиты от употребления. Это говорит о том, что на сегодняшний день, религиозное мировоззрение отличается «размытостью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания» и свидетельствует о сложности и неоднозначности процесса религиозного возрождения в России.

Показано, что сознание учащейся молодежи характеризуется отсутствием выраженной религиозной идеологии. Оно эклектично и поверхностно. Среди подростков, идентифицирующих себя с верующими, преобладает тенденция пассивного членства в церкви, выражающаяся в формальной принадлежности к ней. Молодежной среде присуща «социальная религиозность», для которой характерна приверженность одобряемой социальной установке при минимальной связи с осознанными внутренними духовными потребностями.

Автор, тем не менее, не склонен предполагать, что в ближайшем будущем среди российских школьников можно ожидать роста религиозного сознания. Однако, поскольку исследование показало, что даже распространенный тип религиозности — «формально

235 верующие» - имеет положительное влияние на ценностные ориентации школьников и действует как ограничитель распространения наркотизации в молодежной среде, это позволяет предположить, что преподавание истории мировых религий с точки зрения заложенных в них нравственных ценностей, повышение кругозора подростков и их знаний о различных культурах и религиозных системах принесут более ощутимый эффект в профилактике наркотизации, чем «повальное воцерковление».

235 Некоторые специалисты говорят о «бытовом», или «национально ориентированном», типе религиозности.

159

Другой уровень влияния религиозности на способность сдерживания наркоугрозы прослеживается в деятельности религиозных организаций. С одной стороны религиозные организации, например, Русская православная церковь, активно проявляют желание включиться в различные сферы профилактической деятельности наркотизма, сотрудничать с организациями, обязанностью которых является проведение антинаркотических профилактических работ. С другой стороны, как показали результаты диссертационного исследования, взаимодействие различных конфессий с другими субъектами профилактики девиантного поведения, как государственными, так и общественными оказывается не очень эффективным. Это выражается, например, в рассогласованности оценки профилактической деятельности друг друга.

Различия нравственных оценок проблемы наркотизма мешают выработать общественным и религиозным организациям единую программу как профилактики, так и лечения и реабилитации людей, зависимых от ПАВ. Под первичной профилактикой Русская православная церковь понимает миссионерскую и катехизаторскую деятельность, осуществляемую её пастырями. Предлагается введение в школах основ православной веры и Закона Божьего. В то же время антинаркотические информационные, образовательные, медицинские модели, а также модель основанная на деятельности, альтернативной потреблению наркотиков — критикуются и признаются неэффективными, проблема злоупотребления наркотиками в них излишне рационализируется так, что невольно потребление наркотиков рекламируется.

Другим фактором, затрудняющим социальную работу Русской православной церкви по преодолению наркотизма, является то, что проблема наркомании сама по себе является достаточно новой, поэтому РПЦ сейчас находится в процессе накопления опыта борьбы с ней. Ещё не совсем чётко определены и сформулированы способы её преодоления. Это осложняется проблемой нехватки подготовленных кадров для участия в профилактической деятельности. Религиозный деятель, собравшийся помогать наркозависимым, зачастую не имеет достаточного представления о природе и характере наркотической зависимости, об особенностях специфического образа жизни. В этой связи наблюдается превалирование богословско-теоретической, мистико-аскетической и догматической направленности работы над практической, а религиозные антинаркотические формы работы отличаются некоторым отставанием от реалий современной наркоситуации.

Тем не менее, отмечается высокая эффективность работы религиозных организаций в реабилитации наркозависимых (то есть, в третичной профилактике). Основные принципы реабилитации основаны, неесмотря на декларацию использования сугубо религиозных методиов основаны в большей степени на комплексном подходе, с ориентацией на социально-психологичесие модели реабилитации. У каждого центра своя модель проведения реабилитации! Однако, как показало исследование, во всех трёх центрах присутствуют элехменты миннесотской модели «12 шагов», хотя и адаптированную к православным канонам. Возможно, эта модель является универсальной, и какие-то её элементы и этапы необходимы для любой модели.

Молено утверждать, что религиозные способы третичной профилактики являются достаточно эффективными. Здесь важно следующее. Для медиков, работающих исключительно на соматическом уровне, этап, на котором происходит работа по устранению влечения к наркогенным веществам, восстановление психической целостности, представляет определенную трудность. Ради чего бросать колоться, курить, глотать? Медики и светские психологи в полной мере справедливо считают, что влечение к наркотику может быть ограничено только чем-то противоположным и более сильным, чем наркотическое пристрастие. Поскольку болезненная страсть к наркотику подчиняет себе психику больного, в ней не остается основы для критического отношения к болезненному пристрастию. Необходимо найти нечто, что сохраняет для больного свое значение, пусть оно и подавлено. На наш взгляд, вера как раз и может стать тем новым сильным пробудившимся чувством, способным, по крайней мере, на время, снизить или заменить влечение к наркотическому веществу. Подобное положение позволяет утверждать, что: а) сами по себе духовно-ориентированные способы профилактики и преодоления зависимости являются достаточно перспективными, и б) вполне оправданным представляется возможное участие в профилактической деятельности даже религиозных сект, при важном условии, что они не являются деструктивными, поскольку в них тоже может быть достигнут свой положительный результат - более или менее продолжительное состояние ремиссии, которое даст возможность хотя бы временной «передышки» как самому зависимому, так и его родственникам.

О положительной роли религиозных организаций (в частности РПЦ) говорит также тот факт, что лечение и реабилитация в таких центрах часто являются практически бесплатными. Это существенно облегчает и без того трудную долю родственников зависимого, которые, в силу известных причин, подчас находятся уже на грани бедности. Однако человеку, решившему выбрать именно религиозный путь исцеления следует помнить, что стать религиозным, чтобы перестать быть наркоманом — это ложное отношение к религии и прагматизм. Молитва, религиозные таинства — это не антинаркотик, а включение в высшую духовную жизнь. Здесь должен ставиться вопрос не только об излечении, а о новой жизни, о новых ее целях, содержании и средствах. Нельзя верить для того, чтобы излечиться, а можно излечиться потому, что веришь. Религия прежде всего — воля, а подвиг воли — это умение воспринять и хранить благодать, обретаемую в Церкви.

Как показало исследование, многие наркоманы в своем восприятии мира уже имеют определенные представления о Боге, причем, для них довольно значимые, только не все любят об этом говорить. А если отношения с Богом у человека уже есть, то когда кто-то третий пытается «влезть» в эти отношения в качестве посредника, подкорректировать их, это может вызывать потребность защититься. Между тем, в изученных христианских моделях в различных вариантах прослеживалась тенденция активного внушения со стороны деятелей Церкви о необходимости немедленного воцерковления для преодоления недуга. Кроме того, несколько недооценивается в них и роль медицинских и психологических методов. Подобная позиция представляется несколько однобокой и говорит о том, что проблема наркотизма для служителей Церкви — достаточна новая и ещё не совсем чётко определены и сформулированы способы её преодоления.

А между тем, «воцерковление» — одно из наиболее сложных и неопределенных слов, описывающих процесс, смысл которого произносящие понимают по-разному. Современные церковные люди говорят о необходимости воцерковления, будучи убеждены, что они сами уже воцерковлены. В связи с этим уместно возникает вопрос: действительно ли «воцерковление» необходимо тем, кого служители Церкви стараются во что бы то ни стало воцерковить? А что, если человек, имеющий, по их мнению, «неправильную» веру в Бога, пройдя предлагаемый процесс воцерковления, вообще утратит всякую веру? В связи с этим, родился вывод о том, что в личных отношениях человека с Богом никто не должен претендовать на роль посредника. Служители Церкви, оказывающие помощь зависимым людям, должны быть спутниками, своего рода проводниками, знающими дорогу, но не «посредниками».

Пастырь, собравшийся помогать зависимым людям, желающий всю свою жизнь посвятить борьбе с этой страшной человеческой трагедией, должен обрести навыки не только пастырского, но и педагогического, и психологического попечения о своей пастве. Сотрудничество медиков, психологов, педагогов и священников могло бы более эффективно решать проблему наркомании.

Вряд ли принципиальное доминирование какого-нибудь одного подхода пошло бы на пользу больным этой непростой болезнью. Желательно, чтобы и психолог, и медик-нарколог, и священник, выполняя свою специфическую функцию в этой работе, были осведомлены о специфике работы друг друга.

При этом сотрудничестве объединяющим фактором, полем работы в контексте нашей культурной традиции может стать христианское миропонимание, осознание жизненного смысла человека в его духовной, душевной и телесной составляющих. Церковь не обладает какой-то секретной технологией лечения наркозависимости, но именно совместная работа врачей, священников и психологов способна выработать научно обоснованные программы реабилитации. Церковь - не клиника, однако свою душепопечительскую работу провести она может лучше, чем кто-либо другой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Моисеева, Виктория Владимировна, 2009 год

1. Баймухаметов С. Сны золотые. Исповеди наркоманов, М.: Издательство ИКАР, 1999.

2. Бачинин В.А. О двух парадигмах социологического мышления // Социологические исследования. 2004. 7.

3. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. М.: Никколо-Медиа, 2001

4. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: ACADEMIA Центр, Медиум, 1995

5. Бердяев Н. О назначении человека. М.: Республика, 1993.

6. Боголюбова Т.А., Четвертакова Е.Ю. Уголовно-правовые меры борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в странах СНГ. М.: изд-во Юрлитинформ ООО, 2009;

7. Боголюбова Т.А, Бойков В.Э. Бумеранг социального самочувствия // Социологические исследования. -1998,1;

8. Бычков С. Русская Церковь и императорская власть: Очерки по истории Православной Российской Церкви 1900- 1917 г.г. Т. -1. М.: б.и., 1998

9. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.3;

10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // в книге «Избранные произведения». М.: Прогресс, 1990. Вебер М. Социология религии // М. Вебер «Избранное. Образ общества». М., Юрист, 1994

11. Веселкова Н. Полуформализованное интервью // Социологический журнал. 1994.

12. Габиани A.A. Кто такие наркоманы? // Социологические исследования. Октябрь 1992.2.

13. Габиани A.A. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М.: Мысль, 1990.

14. Габиани A.A. Наркотики в среде учащейся молодежи // Социологические исследования, 1990, N9.

15. Гараджа В.И. Социология религии. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей.- М.: Наука, 1995

16. Гасанов Э. Г., Гасанов Э. В. Борьба с наркотической преступностью: Международный и сравнительно-правовой аспекты. М.: ЮрИнфоР, 2000.

17. Гернет М. Н. Избранные произведения. М.: Юридическая литература, 1974.19,20.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.