Религиозность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: состояние, структура, динамика и современная практика использования в военно-социальном управлении: социологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.08, кандидат социологических наук Дубограй, Евгений Викентиевич

  • Дубограй, Евгений Викентиевич
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.08
  • Количество страниц 209
Дубограй, Евгений Викентиевич. Религиозность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: состояние, структура, динамика и современная практика использования в военно-социальном управлении: социологический анализ: дис. кандидат социологических наук: 22.00.08 - Социология управления. Москва. 2008. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Дубограй, Евгений Викентиевич

Введение.

Раздел 1. Социологическая концепция религиозности военнослужащих ВС РФ: теория, методология, исторический опыт использования религиозности в военно-социальном управлении.

Раздел 2. Религиозность военнослужащих как фактор военной службы: состояние, структура, динамика.

Раздел 3. Использование религиозного фактора в военном управлении и в процессе воинского воспитания военнослужащих.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология управления», 22.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: состояние, структура, динамика и современная практика использования в военно-социальном управлении: социологический анализ»

В настоящее время в России отмечается стабильный рост числа религиозных граждан, изменяется религиозная ситуация в стране. Вероятно, это результат реальной свободы совести, которая стала возможной после распада СССР. Несмотря на высокий уровень образованности россиян, мы видим, что знания не вытесняют веру человека или его желание верить в сверхъестественные силы. Данные последних социологических исследований в этой области подтверждают динамику роста религиозности в России.

Религия в российском обществе все больше выполняет функции государственной идеологии, а также продолжает выполнять терапевтическую функцию для каждого в то время, когда уровень жизни россиян как никогда низок, когда в самом бедственном положении оказываются социально незащищенные слои нашего общества.

Являясь отражением тех социальных отношений, которые имеют место в обществе, Российская армия так же все больше и больше вовлекается в религию. Это происходит по-разному: и путем проведения культовых мероприятий в воинских частях и подразделениях, и приглашением в расположения воинских частей религиозных деятелей, и тем, что все больше верующих граждан пополняют ряды ВС РФ.

Результаты социологических исследований июля 2006 года свидетельствуют, что 68 процентов военнослужащих Российской армии считают себя в той или иной степени верующими (религиозными). В 1991 году их было 25 процентов.3 Рост числа верующих отмечен среди всех категорий военно

1 Режепо П.А. Статистика генералов. СПб, 1903. С. 19.

2 По результатам собственного исследования автора. См.: Приложение 2 «Программа социологического исследования: Религиозность военнослужащих ВС РФ: состояние, структура, динамика».

3 Мозговой СЛ. Социологический анализ религиозной ситуации в Вооруженных силах РФ (по материалам исследований 1996 года) // Религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997. № 9-10. служащих: рядовых, прапорщиков и офицеров. Церковь всё больше выполняет воспитательные функции, как в обществе в целом, так и в Вооруженных силах РФ. И порой эффективнее, чем само государство и его институты. Это, прежде всего, формирование у личного состава таких качеств личности, как патриотизм, самоотверженность, взаимопомощь, и т. д. Церковь осуществляет ряд мер по укреплению морально-психологического состояния военнослужащих-и их социальной защите.

В Вооружённых силах представлены все традиционные для России религиозные конфессии. Такое распределение отражает культурное наследие России и является для нее очень характерным.

Не стоит забывать и о том, что религия относится к важнейшим элементам культуры. В течение тысячелетий она являлась и является неизменным структурообразующим элементом этой культуры. Вера и религиозная культура были основным стержнем гражданского общества и института военной организации в России, давали смысл и радость бытия в отчем доме.4

Сотрудничество церкви с государством, особенно в области социальной политики, способствует активному вовлечению верующих во все сферы жизни общества. В этом плане есть основания говорить о позитивной направленности деятельности церкви в современном обществе.

В современной Российской армии также отмечается и рост доли верующих военнослужащих, и расширение форм взаимодействия воинских частей-с религиозными организациями. Социология не осталась безучастной к этим процессам. Осуществление военного строительства ВС РФ создает благоприятные условия для раскрепощения духовной жизни военнослужащих, повышения роли церкви в нравственном становлении личности защитника Отечества. Еще классик отечественной социологии П.А. Сорокин писал: «Человек до сих пор представляет собой не столько существо знающее, сколько верующее»5.

4 Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Сила государства в его защитниках. // Ориентнр. 1997. №5. С. 1.

5 Сорокин П.Л. Общедоступный учебник социологии. М.: Наука, 1994. С. 146.

Эффективное решение современных проблем религиозности военнослужащих во многом определяется тем, насколько она изучается и исследуется военными социологами, психологами, философами, историками, другими учеными и практиками. В этом направлении предпринимаются в целом успешные шаги. В решении этих проблем наиболее весомый вклад вносят кафедра социологии Военного университета, Социологический центр ВС РФ (ранее Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований при МО РФ, отдел военно-социальных исследований Главного управления воспитательной работы ВС РФ), кафедры общественных наук вузов системы военного образования. Одним из направлений изучения религиозности военнослужащих является изучение религиозности на уровне первичных воинских коллективов.

Несмотря на то что: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.»6, объективный рост доли верующих соотечественников диктует необходимость учета религиозности на уровне государственного и военного управления. И чем дальше общество переходит от неопределенных стремлений и разномыслия к стабильности и единству, от «Демократической России» к «Единой России», тем больше у него стремления утвердить новое «морально-политическое единство». И есть одна система, способная в какой-то мере выполнить эту роль; это религия, православие, которые приобретают характер обязательности и всеобщности.

Вопросы духовно-нравственных основ военной службы всегда находились в центре внимания Русской Православной Церкви, как в прошлом, так и в настоящее время. На протяжении многих веков Церковь и Армия тесно взаимодействовали, воспитывая храбрых и сильных духом защитников Отечества. В период существования СССР, на протяжении более 70 лет, религия

6 Конституция Российской Федерации. Официальный текст. -М.: ОМЕГЛ-Л, 2004. С. 6. Ст. 14.

7 Каарианнен К., Фурман Д.Е. Религиозность в России в 90-е годы XX - начале XXI века. // Доклад Института Европы РАН № 173 - М.: ИЕ РАН - Издательство «ОГНИ ТД», 2006. С. 37. находилась в непримиримой оппозиции государственной идеологии, актуальность ее социологического анализа и учета в управлении была минимальна. На современном этапе исторического развития нашей страны сотрудничество Вооруженных сил и Церкви возобновилось.

Все вышесказанное и определило необходимость и актуальность специального научного социологического исследования религиозности военнослужащих на современном этапе строительства профессиональных Вооруженных сил.

Актуальность проблемы исследования обусловлена:

1) повышением роли, которую религия играет в современном российском обществе, усилением влияния института религии на другие социальные институты общества, в том числе и на военную организацию общества;

2) необходимостью разработки единых методологических основ социологического исследования (модели изучения) религиозности военнослужащих ВС РФ на фоне отсутствия единства в подходах ученых к изучению этого качества личности, группы;

3) потребностью в получении достоверной социологической информации о влиянии религиозности военнослужащих на прохождение ими службы, на морально-психологическое состояние личного состава;

4) необходимостью обобщения войскового опыта использования религиозности военнослужащих в военно-социальном управлении и воинском воспитании военнослужащих;

5) востребованностью конкретной методики учета религиозности военнослужащих и использования потенциала религии органами военного управления на организационном уровне: подразделение, часть, соединение.

Следует отметить, что вопросы влияния религии на институт военной службы, религиозности военнослужащих исследовались целым рядом военных социологов, философов, психологов, историков и других ученых, специалистов, монографические работы которых использовались при проведении настоящего социологического исследования.8 Вместе с тем религиозность военнослужащих в разные периоды истории новой России исследована, на наш взгляд, недостаточно, а порой и с применением различных теоретико-методологических и научно-прикладных исследовательских процедур.

Исходя из вышеизложенного целью диссертационного исследования является: получение актуальной социологической информации о сущностных характеристиках религиозности военнослужащих и анализ возможности их использования в деятельности органов военного управления на современном этапе.

Реализация поставленной цели потребует решения следующих задач:

1. Проанализировать состояние, структуру и динамику религиозности военнослужащих ВС РФ.

2. Разработать и апробировать авторскую модель измерения уровня религиозности военнослужащего.

3. Определить социальные факторы формирования религиозности у военнослужащих и установить, является ли сама религиозность значимым фактором военной службы.

4. Измерить направленность и силу влияния религиозности на морально-психологическое состояние различных категорий военнослужащих.

5. Обобщить исторический, российский и зарубежный опыт использования религиозности военнослужащих в военном управлении подразделениями и в процессе воспитания личного состава.

6. Предложить конкретную методику учета религиозности военнослужащих и использования потенциала религии органами военного управле

8Деннсенко П.А. Современная религиозная ситуация в РФ и ее ВС: основные противоречия и тенденции развития (Социально-философский анализ): Автореф. канд. филос. н. М., ВУ, 1997.; Носков Ю.Г. К вопросу о реализации принципа свободы и совести в Вооруженных силах РФ // Свобода совести: новые подходы и новые вызовы. Материалы международной конференции. М., 1999.; Образцов И.В., Соловьев С.С. Российская Армия от Афганистана до Чечни: Социологический анализ. М., 1997.; Отношение к религии военнослужащих по призыву // Справочно-аналнтический материал (по материалам социологических исследований ГУВР ВС РФ). М., ГУВР ВС РФ, 1998.; Павлов А.В. Воздействие религии на современную армию (социально-философский анализ) Научный доклад на докт. филос. н. // М., ГАВС, 1994.; Пе-вень Л.В. Особенности развития религиозной ситуации в ВС РФ (1996-1999гг.) // Воин Содружества 1999. № 3.; Веремчук В.И. Социологическое исследование религиозности военнослужащих / Учебное пособие. М.: ВУ, 2004. ния на личностном и организационном уровне: подразделение, часть, соединение.

Гипотезы

Основная гипотеза. В нынешних условиях развития Российского общества и его Вооруженных сил религиозность военнослужащего оказывает позитивное влияние на прохождение им военной службы и может быть использована в современной практике военно-социального управления. Частные гипотезы.

1. Характеристики религиозности военнослужащих Вооруженных сил России отражают религиозную ситуацию в Российском обществе.

2. Применение методики комплексной оценки религиозности военнослужащих (религиозного сознания, религиозного поведения и религиозной самоидентификации) дает не только достоверную, но и более полную информацию о религиозности военнослужащих и религиозной ситуации в Вооруженных силах.

3. Религиозность военнослужащего оказывает положительное влияние на прохождение им военной службы.

4. Религиозность является фактором морально-психологического состояния личного состава, который необходимо учитывать органам военного управления.

5. Недостаточный опыт сотрудничества с религиозными организациями командиров и начальников, неудовлетворительное знание руководящих документов, регламентирующих использование религии в военном управлении, не позволяет использовать воспитательный потенциал религии с максимальной эффективностью.

Объектом исследования является религиозность военнослужащих Вооруженных сил РФ.

Предметом исследования — являются структура, состояние, динамика религиозности военнослужащих ВС РФ, как факторы военной службы и управленческого поведения военнослужащих.

Научная новизна исследования

На основе анализа религиозности военнослужащих и социальной практики использования религии в процессе военного управления, сложившейся на современном этапе строительства Вооруженных сил РФ:

1) систематизирован и скорректирован социологический понятийно-категориальный аппарат, предложена методология и технология идентификации личности военнослужащего по уровню его религиозности;

2) сформирована и обоснована авторская модель социологического исследования феномена религиозности военнослужащих и конкретная программа ее исследования в Вооруженных силах РФ;

3) исследованы конкретные социальные характеристики современного состояния религиозности военнослужащих, которые легли в основу типологии личности военнослужащего по признаку религиозности;

4) установлено реальное направление и измерена сила влияния религиозности военнослужащих на уровень морально-психологического состояния;

5) исследованы и определены основные направления, пути оптимизации учета и использования религиозного фактора в процессе военно-социального управления, разработаны адресные рекомендации структурам государственного и военного управления и конкретная методика учета религиозности в воинской части.

Положения, выносимые на защиту

1. Социологическое определение и концептуальная модель религиозности военнослужащего ВС РФ.

2. Авторская модель социологического измерения религиозности военнослужащих позволяет наиболее объективно и полно измерять развитость этого качества у личного состава ВС РФ.

3. Характеристики религиозности военнослужащих Вооруженных сил РФ: состояние, структура, динамика.

4. Религиозность как фактор, обуславливающий управленческое поведение военнослужащих в современных условиях.

5. Методика использования потенциала религии в военно-социальном управлении в части (на корабле).

Теоретическую и методологическую основу исследования составили современные концептуальные подходы отечественных военных социологов и религиоведов к дефинициям религиозность, религиозность военнослужащих, их рекомендации по анализу религиозной ситуации в Вооруженных силах, Российском обществе.

Положения диссертационного исследования нашли свое отражение в следующих научных публикациях автора:

- Социологические исследования. № 7 2007 г. «Религиозность военнослужащих России: состояние, структура, факторы». — 0,8 а.л.

- Военно-социологические исследования. Сборник статей. № 4(8). М.: ГУВР ВС РФ, 2005. «Религиозность как фактор, ослабляющий неуставные взаимоотношения между военнослужащими» - 0,5 п.л.

- Военно-социологические исследования. Сборник статей. № 2(14). М.: ГУВР ВС РФ, 2006. «Социологический анализ религиозности военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации» часть 1 - 0,7 п.л.

- Военно-социологические исследования. Сборник статей. № 3(15). М.: ГУВР ВС РФ, 2006. «Социологический анализ религиозности военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации» часть 2-0,5 п.л.

- Военно-социологические исследования. Сборник статей. № 4(16). М.: ГУВР ВС РФ, 2006. «Социологический анализ религиозности военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации» часть 3 — 0,6 п.л.

- Военно-социологические исследования. Сборник статей. № 1(17). М.: ГУВР ВС РФ, 2007. «Социологический анализ религиозности военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации» часть 4 - 0,7 п.л.

- Военно-социологические исследования. Сборник статей. № 4(20). М.: ГУВР ВС РФ, 2007. «Религиозность военнослужащих России, как фактор, обуславливающий их управленческое поведение» - 0,6 п.л.

- Материалы круглого стола: «Общество и армия: развитие военногражданских отношений в интересах укрепления военной безопасности России». / Науч. ред. В.Н. Кузнецов. М.: Красная звезда 2008. «Религия как фактор военно-социального управления (современный войсковой опыт)» -0,8 п.л.

- Материалы III Всероссийского социологического конгресса: «Социология и общество: пути взаимодействия» 21-24 октября 2008 г. Секция 33. Военная социология. «Религиозность военнослужащих России как фактор, обуславливающий их управленческое поведение в современных условиях» — 0,3 п.л.

- Военно-социологические исследования. Сборник статей. № 4(24). М.: ГУВР ВС РФ, 2008. «Религиозная ситуация в Вооруженных силах Российской Федерации» - 0,8 п.л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология управления», 22.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология управления», Дубограй, Евгений Викентиевич

- Выводы автора использовались в телеграмме-указаниях статс-секретаря-заместителя министра обороны Российской Федерации HP 172/2/4722 от 06.07.2007г., в телеграмме-указаниях начальника Главного управления воспитательной работы ВС РФ № 172/2/2915 от 26.04.2008г., а предложения обобщены и отражены в предписывающей части этих документов (Приложение 20).

- Авторская модель социологического исследования религиозности военнослужащих уже использовалась Социологическим центром ВС РФ для изучения данного социального феномена летом 2006 года и выработки рекомендаций Главному управлению воспитательной работы по оптимизации использования позитивного потенциала института религии в военно-социальном управлении.

В диссертационном исследовании предложена авторская модель социологического измерения религиозности военнослужащих Вооруженных сил, под которой понимается сложносоставное качество личности военнослужащего, выражающееся в совокупности их религиозных свойств (признаков): религиозной самоидентификации, религиозности сознания и религиозности поведения.

На основе обобщенных автором основных направлений и форм использования потенциала религии в военном управлении предложены наиболее эффективные из них. Также определены темы возможных дальнейших исследований религиозности военнослужащих в интересах военно-социального управления.

Приоритетные темы дальнейших исследований религиозности военнослужащих в интересах военно-социального управления:

1. Особенности религиозности военнослужащих сравнительно с религиозностью личности (не военнослужащего).

2. Модель исследования религиозности конкретной конфессии с использованием объективных признаков религиозного поведения и религиозного сознания.

3. Военно-организационные факторы формирования религиозности военнослужащих и использование их в военно-социальном управлении.

4. Боевая обстановка, как фактор, изменяющий состояние и характеристики религиозности военнослужащих.

5. Религиозность как фактор адаптации военнослужащего к продолжительному участию в боевых действиях.

6. Влияние религиозности военнослужащих на конкретные сферы военной службы: военно-служебную, социально-психологическую, семейно-бытовую и т.д.

7. Религиозность подразделения (части, соединения) как социальный феномен: типология, порядок измерения, методика социологического исследования.

Корни целого ряда проблем использования религиозности военнослужащих в военном управлении находятся в обществе за рамками Вооруженных сил России. И решать их надо, начиная с государственного уровня, при активном участии граждан, общественных организаций, производственных коллективов, средств массовой информации.

Вместе с тем решение многих проблем зависит непосредственно от органов управления Министерства обороны, командиров, воспитательных, социальных, правовых, социологических и психологических структур.

Заключение

Социологический анализ религиозности военнослужащих Вооруженных сил России в рамках теоретико-методологического подхода, реализованного в нашем диссертационном исследовании, предопределен:

- насущной потребностью в разработке целостной теоретической концепции исследуемого качества;

- задачами теоретико-экспериментального изучения функциональности;

- поиском в современных условиях наиболее эффективных форм сотрудничества с религиозными организациями и объединениями.

На основе анализа различных подходов, их классификации и типологиза-ции разработана авторская теоретическая концепция исследуемого качества, проведена ее теоретико-экспериментальная проверка и апробация в Вооруженных силах России. Это позволило научно обосновать выводы:

- о современной религиозной ситуации в ВС РФ;

- состоянии религиозности военнослужащих;

- уровне их религиозности в условиях военно-социальной среды;

- динамике и факторах религиозности военнослужащих;

- влиянии уровня религиозности на МПС личного состава ВС РФ.

Диссертационное исследование основывалось на методологических принципах анализа религиозности, объединяющих основные философские и общенаучные критерии определения религиозности личности. Проведенное исследование показало, что, несмотря на исключительную практическую актуальность социологического изучения религиозности человека, в научной литературе пока не сложилось единого понимания критериев, сути и содержания данного феномена.

Проведенный анализ позволил классифицировать теоретические концепции понимания религиозности как качества личности, разработанные на основе различных парадигмальных установок, теорий, теоретических концепций и подходов.

В понимании религиозности личности мы опирались на представления данного феномена исходя из системного подхода, предложенного такими учеными, как Д.М. Угринович, И.Н. Яблоков, Д.Е. Фурман, Н.А. Митрохин, В.Ф. Чеснокова, Ю.Ю. Синелина, С.Д. Лебедев; военными учеными: В.И. Ве-ремчук, Л.В. Певень, С.А. Мозговой.

На базе вышеперечисленных исследований и исследований других ученых, у автора сложилось понимание сущности системного подхода к изучению и анализу социальных явлений, характеристик и процессов, основывающееся на их представлении о религиозности как сложносоставном социологическом качестве личности, группы.

В ходе исследования выявлено, что учет и использование религиозности военнослужащих в военном управлении реализуется в Вооруженных силах стихийно, без четкой согласованности взаимодействия различных уровней военного управления. Кроме того, данная проблема в теоретико-методологическом, методическом, практическом и проектно-прикладном плане имеет немало «белых пятен», что обусловливает необходимость ее глубокого изучения и анализа. В частности:

- сложившиеся различные понятийно-категориальные представления об этом феномене образуют неоднозначно содержательную картину, что вызвано определенной противоречивостью и неупорядоченностью подходов к его изучению и анализу;

- отсутствие общей социологической основы (методологической, теоретической, методической) объективно актуализирует необходимость разработки целостной концептуальной конструкции, выступающей основой для анализа религиозности военнослужащих и взаимосвязанных с ней факторов и сфер военно-служебной деятельности.

Проведенный теоретический анализ позволил определить сущность религиозности как качества личности военнослужащих. Под религиозностью военнослужащих мы понимаем качество личности (группы), выражающееся в совокупности ее религиозных свойств (сложносоставных признаков): религиозной самоидентификации, религиозного сознания, религиозного поведения.

Предложенная теоретическая концепция предполагает определенную схему изучения и анализа религиозности военнослужащих Вооруженных сил России. Качество религиозности может быть классифицировано по следующим основаниям: а) по уровню (степени) - убежденные верующие, верующие, колеблющиеся, неверующие, атеисты (убежденные неверующие), противоречивые (неискренние). б) по конфессиональной принадлежности объекта — соответствующая традиционным и нетрадиционным религиозным конфессиям.

Разработанная авторская модель изучения религиозности военнослужащих обосновывает измерение уровней и прочих характеристик религиозности, а также факторов, влияющих на данное социальное качество.

В исследовании представлены основные типы религиозных военнослужащих и критерии, по которым оцениваются эти уровни их религиозности. В данном исследовании автор выделяет пять уровней (степеней) религиозности военнослужащих.

На основании выделенных уровней и критериев, автор оценивает реальное состояние религиозности военнослужащих на современном этапе, и представляет анализ этого состояния.

Исходной точкой для определения понятия «религиозность военнослужащих» послужило наличие трех доступных для измерения групп показателей, которые, в свою очередь, являются социальными характеристиками религиозности: а) религиозной самоидентификации: степень собственной религиозности и конфессиональная самоидентификация; б) религиозного сознания: уверенность в объективном существовании Бога; наличие мотива религиозной веры; степень информированности об основных нормах своей религии; степень информированности об основных положениях своей религии; степень информированности об основных ценностях своей религии и др.; в) религиозного поведения: исполнение (чтение) молитв, следование религиозным нормам поведения в повседневной жизни, совершение культовых действий в условиях военной службы, празднование религиозных праздников, соблюдение постов, ношение религиозных символов или обладание ими и др.

Предложенная модель позволила в рамках управленческого учета проводить оценку глубины религиозности военнослужащих в частях и подразделениях Вооруженных сил РФ. Апробированная в ходе военно-социологических исследований в войсках, данная модель может быть применена для анализа религиозности военнослужащих Министерства обороны РФ.

Проведенное исследование позволило получить следующие результаты:

- описана религиозная ситуация в Вооруженных силах РФ и религиозность военнослужащих;

- проанализировано современное состояние религиозности военнослужащих (уровни религиозности, конфессиональная принадлежность): большинство военнослужащих - колеблющиеся и отождествляют себя с православным христианством;

- выявлен фактор, в наибольшей степени влияющий на формирование религиозности военнослужащих - это уровень религиозности социального окружения военнослужащего (как в настоящем, так и в прошлом);

- измерена сила и направленность фактора религиозности на морально-психологическое состояние, а также на некоторые другие сферы жизнедеятельности военнослужащих;

- обобщен опыт использования религиозного фактора в военном управлении и в процессе воспитания военнослужащих;

- обоснованы конкретные рекомендации органам военного управления всех уровней по оптимизации использования фактора религиозности в военно-социальном управлении.

Автором доказано, что религиозность военнослужащих оказывает слабое, но всегда положительно направленное влияние на морально-психологическое состояние и ряд других качеств военнослужащего, сфер его жизнедеятельности в условиях военно-социальной среды. Из-за очень слабой силы связи фактора религиозности с успешностью военной службы нет целесообразности достигать целей военного управления, через, прямое воздействие на религиозность военнослужащих. Кроме того, подобное воздействие со стороны органов военного управления является недопустимым с точки зрения нормативно-правовой базы нашего государства: Конституции, законов, приказов и распоряжений.

Особое внимание в нынешней ситуации следует обратить на неудовлетворительную информированность должностных лиц системы военного управления среднего и низшего звена о руководящих документах, регламентирующих использование религиозного потенциала в воспитании военнослужащих. Как следствие, наблюдается недостаточный учет командирами и начальниками религиозности своих подчиненных. Более трети офицеров-управленцев (34%) принимая управленческие решения, никак не учитывают религиозную ситуацию в своих частях и подразделениях.

Проведенное исследование показало, что в целом подавляющее большинство религиозных военнослужащих удовлетворяют свои духовные потребности на военной службе. Этому способствует:

- невысокий уровень запросов верующих военнослужащих по удовлетворению религиозных потребностей;

- - понимание и терпимость, которую, в основном, проявляют начальники верующих военнослужащих;

- достаточный для этого уровень взаимодействия войсковых частей, подразделений с религиозными организациями, одной из задач которого является удовлетворение религиозных потребностей военнослужащих.

При анализе силы и интенсивности проявления характеристик религиозности военнослужащего предлагается использовать следующую классификацию их основных типов (соответствующих уровням религиозности) военнослужащих:

Убежденные верующие с доминантной религиозной ориентацией прочно верят в основные положения вероучения, осознают себя членами определенной религиозной общности. Регулярно и часто совершают акты культового действия, главный мотив которых — религиозный. Играют активную роль в религиозной группе, распространяют религиозные взгляды, воспитывают детей в религиозном духе. Религиозное сознание существенно влияет на мотивацию социальной деятельности. Относятся позитивно к религиозным ценностям и нормам и негативно - к мирским.

Верующие с подчиненной религиозной ориентацией верят лишь в самые существенные положения вероучения, и, как правило, осознают себя членами определенной религиозной общности. Культовые действия совершают нерегулярно, религиозный мотив участия в них может оказаться неглавным. Активной роли в религиозной группе не играют, не принимают деятельного участия в распространении религиозных взглядов. Сильного религиозного влияния на детей не оказывают. Религиозное сознание лишь отчасти воздействует на мотивацию социальной деятельности. Позитивно воспринимают некоторые религиозные ценности и нормы, негативно — мирские.

Колеблющиеся, с неустойчивой религиозной ориентацией, испытывают колебания между верой и неверием, обнаруживают сомнение в истинности даже основных и существенных положений вероучения. Могут входить в какую-либо религиозную общность. Культовые действия совершают редко, участвуют лишь в наиболее важных религиозных праздниках и обрядах, чаще всего под влиянием нерелигиозных мотивов. Они не имеют постоянных связей с религиозной группой, религиозные взгляды не распространяют, детей в религиозном духе не воспитывают. Религиозные стимулы, как правило, не влияют на мотивацию социальной деятельности. Не имеют определенных взглядов на религиозные и мирские нормы и ценности.

Неверующие не обнаруживают какой-либо ориентации в отношении к религии и религиозности, не имеют религиозной веры, не верят в истинность положений вероучения, не относят себя к религиозной общности. Культовых действий не совершают, хотя не исключены отдельные подобные акты по нерелигиозным мотивам. Религиозных взглядов не распространяют, безразличны, но терпимы к религии и религиозности. При воспитании детей не формируют у них ни позитивной, ни критической позиции по отношению к религии. Социальная деятельность стимулируется безрелигиозными мотивами. Равнодушно относятся как к религиозным, так и мирским нормам и ценностям.

Атеисты (убежденные неверующие) не верят в положения вероучений, не обладают религиозной верой, культовых и внекультовых религиозных действий не совершают. Обладают тем или иным объемом атеистических знаний, имеют осознанные атеистические убеждения и ориентацию. Детей воспитывают в атеистическом духе. При выборе видов социальной деятельности принимают во внимание атеистические мотивы. Негативно относятся к религиозным ценностям и нормам и позитивно — к безрелигиозным.

Противоречивые (неискренние) демонстрируют взаимоисключающие признаки. Например, военнослужащий может считать себя убежденным верующим, но при этом абсолютно ничего не знает ни о том, в кого и во что он верит, ни о ценностях и нормах своей религии. Как правило, это проявление недобросовестного отношения к заполнению анкеты респондентом. Такой военнослужащий может быть соотнесен с одним из пяти выше упомянутых типов после дополнительного исследования с другими (неанкетными) методами сбора информации.

Современное состояние учета и использования фактора религиозности военнослужащих России в военном управлении обусловливает актуальную потребность в корректирующем воздействии на эти процессы с целью их оптимизации. Эта потребность предопределена:

- неуверенностью, которая сопровождает военных руководителей, при обращении их к потенциалу религии в военном управлении;

- неудовлетворительной осведомленностью об основных руководящих документах, регламентирующих эту сферу.

Органам государственного и военного управления следует учитывать, что религиозность не только сложносоставное качество личности многих военнослужащих, но и глубоко личная духовная сфера, охраняемая законодательством и не допускающая грубого и невежественного вмешательства, воздействия извне.

В структуре сложившейся системы использования религиозного фактора в военном управлении следует выделить следующие элементы: звенья управления, выполняющие конкретные управленческие функции либо их часть и уровни управления, под которыми понимаются совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в иерархии организационного построения:

- государство в лице законодательной и исполнительной власти - институциональный уровень;

- руководство Вооруженных сил, Главное управление воспитательной работы, командование видов ВС, военных округов, флотов - высший уровень военного управления;

- командиры и начальники всех степеней (уровень конкретной воинской части, подразделения) - организационный уровень военного управления.

Основными теоретико-методологическими принципами, на которых строится теоретическая концепция использования религиозного фактора командирами и начальниками, являются:

- принцип законности, правовой обоснованности принимаемых управленческих решений по отношению к особой категории военнослужащих — верующих военнослужащих;

- принцип профессионализма и компетенции в процессе использования фактора религиозности в воинском воспитании военнослужащих и в военном управлении;

- принцип сотрудничества частей и подразделений Вооруженных сил с религиозными организациями и объединениями, без ущерба выполнения обязанностей военной службы.

Сущность оптимизации форм и методов использования религиозного потенциала заключается в поиске, создании, разработке и использовании таких методов социального воздействия с привлечением религиозного фактора, которые обеспечивают наиболее эффективное достижение целей военного управления.

В то же время, уровни религиозности военнослужащих очень слабо зависят от управленческого воздействия командиров, даже если те используют религиозный фактор в своем воздействии.

В работе сформулирован ряд основных направлений оптимизации форм и методов использования религиозного потенциала в военном управлении, среди которых:

- конкретизация механизмов взаимодействия командований воинских частей, соединений с религиозными объединениями в различных условиях воинской жизнедеятельности;

- актуальность социологических исследований религиозной ситуации и религиозности военнослужащих по предлагаемой автором модели, каждые два года (в качестве мониторинга);

- нецелесообразность обсуждения вопроса о введении института священнослужителей в ВС РФ на современном этапе из-за нецелесообразности этого управленческого решения.

Ряд предложений и рекомендаций автора по оптимизации процесса использования потенциала религии в военно-социальном управлении уже реализованы в виде конкретных управленческих решений:

- Отделом по взаимодействию с общественными и религиозными организациями ГУВР ВС РФ совместно с Синоидальным отделом РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами разработан и находится на стадии согласования «Кодекс священнослужителя сотрудничающего с Вооруженными силами РФ», в котором, в том числе, сформулированы «квалификационные» требования предъявляемые православному священнику, работающему в воинских частях и подразделениях.

- Разработан и находится на согласовании проект «Соглашения о сотрудничестве между Вооруженными силами и мусульманскими религиозными организациями» предполагающий сотрудничество на «нештатной» основе, подобно сотрудничеству ВС с РПЦ.

- Предложенные автором формы военно-религиозного взаимодействия широко применялись (испытывались на практике) в ходе армейских учений «Южный Щит — 2006» и утверждались соответствующим приказами начальников (организационный уровень).

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Дубограй, Евгений Викентиевич, 2008 год

1. Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М.: Изд-во МГИДА, 2002.

2. Бачинин В.А. О двух парадигмах социологического мышления // Социологические исследования. 2004. № 7.

3. Белл Д. От священного к светскому / Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996.

4. Бергер П.Л. Понимание современности / Пер. с англ. // Социологические исследования. 1990. № 7.

5. Бергер П.Л. Религиозный опыт и традиция // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996.

6. Вебер М. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1990.

7. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Избранные произведения. М., 1990.

8. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избр.: Образ общества. М., 1994.

9. Веремчук В.И. Социологическое исследование религиозности военнослужащих: Учебное пособие. М.: ВУ, 2004. 120 с.

10. Веремчук В.И. Военная служба и религия: социологический анализ взаимодействия на институциональном уровне управления: Монография. -М.: ВУ, 2005.-204с.

11. Веремчук В.И. Социология религии. М.: ЮНИТИ, 2004.

12. Вестник военного и морского духовенства. 2005. № 2 (663).

13. Военно-социологические исследования: Сб. ст. № 4 (8). М.: ГУВР ВС РФ, 2004.

14. Военно-социологические исследования: Сб. ст. № 4. М.: ГУВР ВС РФ, 2003.

15. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспект Пресс, 1996.

16. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) / Отв. ред. Ф.Г. Овсиенко, М.И. Одинцов, Н.А. Тро-фимчук. М.: Изд-во РАГС, 1996.

17. Григорьев Н.Ю. Взаимодействие Вооруженных сил РФ и русской православной церкви в современных условиях: содержание, специфика и перспективы (социально-философский аспект) дис. . канд. фил. наук. М.: ВУ, 2003.

18. Денисенко П.А. Современная религиозная ситуация в ВС РФ и ее основные противоречия и тенденции развития (Социально-философский анализ): Автореф. дис. . канд. филос. наук. М.: ВУ, 1997.

19. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 11: Культура и религия. М.: ИНФРА-М, 2007. - 1104 е.: ил.

20. Драгомиров А. Наука побеждать Суворова // Российский военный сборник. Вып. 18: Не числом, а уменьем: Военная система А.В. Суворова. М.: Военный университет, Русский путь, 2001.

21. Дубов И., Ослон А., Смирнов JI. Экспериментальное исследование ценностей в Российском обществе (1994) // Десять лет социологических наблюдений. М.: Фонд «Общественное мнение», 2004. С. 543-583.

22. Дубограй Е.В. Религиозность как фактор неуставных взаимоотношений между военнослужащими // Военно-социологические исследования: Сб. ст. № 4 (8). М.: ГУВР ВС РФ, 2004.

23. Духовно-нравственные основы воинского служения: Методическое пособие / Под общ. ред. Ю.Ф. Нуждина. М.: ГУВР ВС РФ, 2004.

24. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология: Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. Ред. А. Н. Красникова. М., 1998.

25. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: Пер. с фр. / Сост., послесл. и примеч. А.Б. Гофмана. М., 1995.

26. Жукова М.Г. «Твой еемь аз» Суворов. М.: Издание Сретенского монастыря, 1998.

27. Земке Я. Капелланы в Польской армии: Радио «Свобода». 2006. 14 февраля.

28. Зиммель Г. К социологии религии // Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культуры. М., 1996.

29. Золотарев О.В. Стратегия духа армии / Армия и церковь в русской истории, 1988-2005 гг.: Антология: 2-е изд., доп.: в 2 кн. Челябинск: Социум, 2006. 1488 с.

30. Зыков А. Как и чем управляются люди: Опыт военной психологии. СПб., 1898. С. 124-129.

31. Иваницкий А. Британской армии нужны капелланы ради спасения солдатских душ // Газета. 2005. 7 июня.

32. Иванов В.Н., Сергеев В.К. Всегда Великая Победа: науч. изд. М.: Серебряные нити, 2006. 240 с.

33. Иванов Е.С. Воспитание воинской чести у офицеров российской армии XVIII начала XX в.: Монография. - М.: ВУ, 2007. -208с.

34. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. Три размышления: Собр. Соч.: В 10 т. М., 1996. Т. 6. Кн. II.

35. Исакова Е.В. Храмы памятники русской воинской доблести (Серия «История». № 11). М.: Знание, 1991.

36. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Религиозность в России в 90-е годы XX -начале XXI века. // Доклад Института Европы РАН № 173 М.: ИЕ РАН -Издательство «ОГНИ ТД», 2006 - 92с.

37. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Академический Проект, 2004.

38. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский, Председатель отдела внешних церковных сношений Московского патриархата // выступление в телепередаче «Национальный интерес» РТР в 16:40. 19 мая 2008.

39. Киссель М.А. Огюст Конт // Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

40. Ковалев А.Д. Эволюционистская социология Г.Спенсера: Опыт синтетического подхода // История теоретической социологии: В 5 т. Т. 2: Социология XIX века (Профессионализация социально-научного знания). М., 1997.

41. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М.: ОМЕГА-Л, 2004.

42. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации: Приложение № 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации № 70 от 11.03.2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных сил РФ».

43. Кротов Яков. О религиозности. Радио Свобода. Россия с христианской точки зрения. // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http://www.svoboda.org/programs/Christ/2000/Christ.030500.asp

44. Куприн А.И. Золотой петух: Повести. Рассказы. Публицистика. М.: «Панорама», 1999.

45. Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве. М., 1982.

46. Лапин Н.И., Беляева Л.А., Наумова Н.Ф., Здравомыслов А.Г. Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: Эдиториал УРСС, 1996.

47. Лебедев С.Д. Взаимоотношения религии и культуры в современном обществе. Миссионерское обозрение. № 7, 2001. // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http://seminaria.bel.ru/pages/mo/2001/mo7stl.htm

48. Лебедев С.Д. Религиозность: в поисках Рубикона. // Социологический журнал. 2005. № 3.

49. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.

50. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 45.

51. Материалы «круглого стола». Религия и политика в посткоммунистической России // Вопросы философии. 1992. № 7.

52. Методика комплексной оценки взаимоотношений в воинских коллективах: Методическое пособие. М.: ВУ, 2006. 96 с.

53. Методические рекомендации ГУВР по оценке МПС. 1998.

54. Митрохин Н. Русская Православная Церковь. Современное состояние иактуальные проблемы. М.: Новое литературное обозрение, 2004.

55. Мозговой С.А. Анализ религиозной ситуации в Вооруженных силах Российской Федерации // Ракурс (Теория. Практика. Информация). № 4. М.: ГУВР, 2003.

56. Мозговой С.А. Социологический анализ религиозной ситуации в Вооруженных силах РФ (по материалам исследований 1996 года) // Религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень -М., 1997. №9-10.

57. Монбайот Дж. Америка стала Религией // Guardian / Великобритания. 2003. 29 июля. Режим доступа: http: www.guardian.co.uk.

58. Мчедлов М. Современный верующий // Свободная мысль. 1996. № 8.

59. Налетова И.Н. «Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности// Социологические исследования. 1999. № 5.

60. Нечаева М.Ю. Взгляд социолога на историю церкви (Аналитический обзор работ Габриеля Jle Бра). Екатеринбург, 2000.

61. Носков Ю.Г. К вопросу о реализации принципа свободы и совести в Вооруженных силах РФ // Свобода совести: новые подходы и новые вызовы. Материалы международной конференции. М., 1999.

62. О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации: Приложение № 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации № 79 от 28 февраля 2005 г.

63. Образцов И.В., Соловьев С.С. Российская Армия от Афганистана до Чечни: Социологический анализ. М., 1997.

64. Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ. М.: Воен. Издат. 1994.

65. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федер. закон от 26 сентября 1997 г. //Российская газета. 1997. 1 октября.

66. О статусе военнослужащего: Федер. закон от 26 сентября 1997 г.

67. Павлов А.В. Воздействие религии на современную армию (социально-философский анализ): науч. докл. . д-ра филос. наук. М.: ГАВС, 1994.

68. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Сила государства в егозащитниках 11 Ориентир. 1997. № 5.

69. Патрушев А.И. Раскритикованный мир М. Вебера. М., 1992.

70. Певень JI.B. Особенности развития религиозной ситуации в ВС РФ (1996-1999гг.) // Воин Содружества. 1999. № 3.

71. Пейкова З.И. Религиозность в России // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http://www.krotov.Org/librmin/p/peykova.html

72. Полное собрание законов Российской империи с 1649 по 1825 г. -СПб., 1830.

73. Половнев А.В. Военно-профессиональная ориентация молодых офицеров ВС РФ и ее формирование в современных условиях: дис. . канд. соц. наук. М.: ВУ, 2005.

74. Психология Религии. Христианский Гуманитарно-Экономический Университет. Одесса, 2003.

75. Рагузин В.Н. «Этнокультурные и религиозные ценности российского общества: общее и особенное» // Материалы международной научной конференции 30 сентября 2 октября 2002. Уфа.

76. Реальная Россия: Социальная стратификация современного российского общества / Руководитель проекта Михаил Трусин. М.: «Журнал Эксперт», 2006. 680 с.

77. Режепо П.А. Статистика генералов. СПб: 1903. С. 20.

78. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996.

79. Религия и политика в посткоммунистической России. Материалы круглого стола. // Вопросы философии. 1992. № 7.

80. Религия, церковь в России и за рубежом // Информационно-аналитический бюллетень. № 9-10. М., 1997.

81. Рыжов JI. Организация духовного окормления военнослужащих армий стран Западной Европы и Америки // Вестник военного и морского духовенства. 2005. № 2 (663).

82. Рыжов Ю. Социологи не виноваты: критерии религиозности не разработаны до сих пор // Независимая газета. 2003. 2 апреля.

83. Свободная мысль — XXI. // Теоретический и политический журнал. 2003. №7.

84. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования. 2001. № 7.

85. Скок А.С. Технологические основы военно-социологического исследования. М.: Изд-во «Ассортимент». Центр социальных технологий и маркетинга, 1996. 176 с.

86. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

87. Соглашение о сотрудничестве Русской Православной Церкви с Министерством обороны от 04.04.1997.

88. Солнышков А.Ю. Дедовщина как социальная система // Социология. 2004. № 2.

89. Солнышков А.Ю. Тип отношения к «значимому другому» как ключ к пониманию внутриличностных причин дедовщины // Социологические исследования. 2004. № 6.

90. Соловьев B.C. Собр. соч. СПб: 1901-1910. Т. 1.

91. Соловьев С.С., Образцов И.В. Российская армия от Афганистана до Чечни: Социологический анализ. М.: Национальный Институт имени Екатерины Великой, 1997. 440 с.

92. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. М.: Наука, 1994.

93. Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2 / Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин, гл. ред. В.Н. Иванов. М.: Мысль, 2003. 683 с.

94. Социология России / Под ред. В.А. Ядова. М.: РАН, 1998.

95. Трофимов С.В. «Элементарные формы религиозной жизни» Э. Дюркгей-ма // Социологическая энциклопедия: В 2 т. М., 2003.

96. Тух Борис Вести (Эстония), 09.01.2004. Свобода, равенство и братство кольца // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http://www.kulichki.com/tolkien/podshivka/040109a.htm

97. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М.: Мысль, 1973.

98. Угринович Д.М. Введение в религиоведение: 2-е изд., доп. М.: Мысль, 1985.

99. Уманцев В. Церковь и Вооруженные силы. Институт военных священников может появиться уже через пять лет // ВПК (Военно-промышленный комплекс). 24-30 марта 2004.

100. Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990.

101. Филатов Сергей. Сколько в России верующих? // Аргументы и Факты. 2006 № 11.

102. Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. 2005. №4.

103. ЮЗ.Фрейд.З. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренесанс, 1992.

104. Фурман Д.Е. Выбор князя Владимира // Вопросы философии. 1998. № 6.

105. Фурман Д.Е., Каариайнен К. Религиозная стабилизация. Отношение к религии в современной России // Свободная мысль — XXI. Теоретический и политический журнал. 2003. № 7.

106. Церковь «Царство Божие». Вера в Бога. // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: www.jesus.org.ru/novosti/7icH 1064844653

107. Цыганенко Н.В. Особенности функционирования социального института религии: региональный аспект // Социология трансформирующегося общества. 2004. № 4 (4).

108. Ю.Чеснокова В.Ф. Число православных в России увеличивается // Режим доступа: http://club.fom.ru/article.php?id=10.1.l .Шахназарян С.М. Выступление в ходе Рождественских чтений 31.0101.02.2007. Москва.

109. Штейфон Б. Воспитательная система Суворова // Российский военный сборник. Вып. 18. Не числом, а уменьем: Военная система А.В. Суворова. М.: Военный университет, Русский путь, 2001.

110. Юридическая энциклопедия // Электрон, изд. Режим доступа: http://www.pravoteka.ru/enc/984.html.

111. И.Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие и словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 1998.

112. Яблоков И.Н. Социология религии. Гл. 3 С. 72-133 // Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http://nounivers.narod.ru/bibl/teosl3.htm#met69.

113. Bigman, Рубеж тысячелетий: наше время. Оккультизм анахронизм или тайные знания? // Электрон, изд. Режим доступа к изд.:http://untitled. agava.ru/OurTime/о cculti smfr. shtml

114. Coser L.A. Masters of Sociological Thought: Ideas in Historical and Social Context. Fort Worth, 1977.

115. Eister A. W. Empirical Research on Religion and Society / The Review of Religions Research. Spring, 1965.

116. Glock Ch. Uber die Dimensionen der Religiositac / J. Mattheas. Kirche und Gesellschaft. Hamburg, 1969.

117. Yinger M. The Scientific Study of Religion. N.-Y., 1970.

118. Вшськов1 священики капелани - незабаром можуть з'явитися в кожнш украшськш вшськовш части Hi.// Электрон, изд. Режим доступа к изд.: http://5tv.com.Ua/newsline/184/0/5782/.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.