Религиозные представления и обряды цыган Юго-Восточной Европы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Трофимова, Ксения Павловна

  • Трофимова, Ксения Павловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 241
Трофимова, Ксения Павловна. Религиозные представления и обряды цыган Юго-Восточной Европы: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Москва. 2013. 241 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Трофимова, Ксения Павловна

Оглавление

Введение

Глава I. Особенности религиозной кульутры цыган и 19 методологические проблемы изучения религиозных представлений цыганских сообществ

§1. Религиозная культура цыган в контексте межкультурных 19 процессов

§2. Проблемы систематизации и репрезентации вариативных 37 религиозных представлений

Глава II. Представления о мире и человеке

§ 1 .Космологические элементы в религиозных представлениях

цыган

§2. Образ человека

Глава III. Образ Бога. Образы святых

§1. Образ Бога

§2. «Божьи люди»: особенности содержания образов святых

Глава IV. Демонология в религиозных представлениях цыган

§1. Образы демонических персонажей: духи-хозяева, дьявол, 161 джинны

§2. Образы женских демонических персонажей

§3. Чохано: представления о «нечистых» покойниках

Заключение

Литература и источники

¿с

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозные представления и обряды цыган Юго-Восточной Европы»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Национальные процессы последних десятилетий в Европе явственно показывают насколько остро стоит вопрос о культурном и, в том числе, религиозном самоопределении народов в мультикультурном пространстве. Данное пространство включает в себя как культуры народов, составляющих макросообщество, так и культуры этнических меньшинств. Этнокультурная карта современной Европы крайне пестра и многообразна, что не в последнюю очередь связано с миграционными процессами.

Юго-Восточная Европа, Балканский регион исторически является пространством пересечения и, соответственно, взаимодействия различных народов, культур и религий. В связи с этим, а также, учитывая социально-политические особенности региона, национальный вопрос стоит здесь особенно остро: для различных народов актуальны процессы постоянного конструирования и реконструкции этнокультурной идентичности. Религия в этих процессах играла и продолжает играть одну из ключевых ролей.

В полиэтничном и мультикультурном пространстве современных Балкан следует выделить сообщества, которые находятся в состоянии перехода и зачастую оказываются в маргинальном положении относительно макросообщества. Цыганские группы, на наш взгляд, можно отнести именно к таким сообществам.

В ХХ-ХХ1 веке процессы этнокультурного самоопределения цыган протекают интенсивно, что помимо прочего связано с тенденцией к изменению их традиционного уклада жизни в условиях трансформаций культур макросообщества. Для современной Европы как на официальном формальном, так и на обыденном неформальном уровне большое значение имеет «цыганский вопрос», понимаемый как вопрос об интеграции цыганских групп в европейское сообщество. С одной стороны, для достижения этой цели внутри цыганского

сообщества формируются политические и общественные движения (например, Международный Союз Цыган (International Romani Union), а также многочисленные региональные организации). С другой - процессы, происходящие вне сообщества, например, 2005-2015 гг. были провозглашены правительствами европейских государств декадой интеграции цыган (Decade of Roma Inclusion 2005-2015)1.

Культуру цыган на Балканах отличает двойственный характер. В результате различных этнокультурных процессов цыганские сообщества восприняли значительную часть содержания культур народов макросообщества, что отразилось, в том числе, в языке, фольклоре, религиозных представлениях, ритуальных комплексах. В то же время цыгане были и остаются носителями самобытной культуры, которая лежит в основе локальных традиций. Наиболее ярко вышеуказанная двойственность культуры цыган проявляется в их религиозных представлениях. Речь идет, прежде всего, о народной религиозной культуре, которая представлена в виде множества традиций, наделенных специфическим содержанием в зависимости от тех социокультурных контекстов, в которых они оформлялись и продолжают развиваться. Вариативность религиозных традиций, бытующих в цыганских сообществах, с одной стороны, и культурные параллели, образующие между ними сходные структуры, с другой, свидетельствуют о сложности культурного пространства Балкан, а также о непрерывном взаимодействии различных религиозных культур в его рамках.

Изучение традиционной религиозной культуры цыган наряду с исследованием традиционных религиозных культур других этнических общностей служит одним из шагов к комплексному исследованию этнического, культурного и религиозного плюрализма балканского региона.

1 Декада интеграции цыган является коллективной инициативой, высказанной и поддержанной правительствами, межгосударственными и общественными организациями двенадцати европейских государств, среди которых: Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, Венгрия, Македония, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Испания. Соединенные Штаты Америки выступают в рамках данной программы в статусе наблюдателя.

II

Как уже было отмечено, религия играет существенную роль в процессах национального самоопределения и конструирования или реконструкции культурной памяти народов Юго-Восточной Европы. Исследование современных религиозных процессов позволяет выявить определенные модели, отражающие характерные черты протекания этих процессов у отдельных народов и в различных культурных пространствах. Знание содержательных оснований традиционной религиозной культуры в цыганских сообществах и особенностей формирования локальных традиций позволит проследить векторы ее трансформации в связи с актуальными религиозными процессами.

Таким образом, исследование религиозных представлений и обрядов цыган Юго-Восточной Европы необходимо как для выявления специфических черт цыганской культуры, так и для построения обобщенных моделей социокультурных процессов взаимодействия этнонациональных меньшинств с макросообществом. Значение этой темы для анализа этнонациональных процессов, происходящих в современной полиэтничной и мультикультурной России, представляется нам несомненным.

Разработанность проблемы. Изучение цыган как этнокультурной общности становится предметом академических исследований с XIX века и продолжается по настоящее время. Значительное внимание уделяется цыганскому языку: фиксируются его диалекты, проводится их компаративный анализ. Параллельно в целом ряде работ исследуется историческая проблематика, прежде всего, вопрос о генезисе данного народа. Рассмотрение этого вопроса непосредственно связано с лингвистическими штудиями. На раннем этапе становления цыгановедения (конец XIX - начало XX века) возникают первые обоснованные теории происхождения и реконструкции маршрутов и волн миграций цыганского народа. Рассматривая историю цыганской общности в различных геополитических пространствах, учеными предпринимаются попытки дифференциации цыганских этнокультурных групп по различительным признакам (лингвистическим, антропологическим, культурным). В рамках

I

развивающейся культурной антропологии исследователи обращаются к сбору материалов, свидетельствующих о повседневной жизни внутри того или иного сообщества - о специфике распределения в них статусов и ролей, о структуре родства, об обычном праве, хозяйственной деятельности, верованиях и обрядах.

Несмотря на большое количество цыгановедческих штудий, до настоящего момента специальных работ, посвященных целостному исследованию религиозных представлений и обрядов цыган, появлялось сравнительно мало. Среди работ, так или иначе посвященных этим проблемам, преобладают исследования в области фольклористики и этнолингвистики, а также социологические исследования, сконцентрированные на актуальных религиозных процессах. Изучение религиозных представлений и практик составляют часть исследований, проводимых в рамках культурной антропологии.

Для настоящего диссертационного исследования наибольшее значение имеют работы, в которых, так или иначе, рассматриваются религиозные представления и обряды цыган. Классическим исследованием такого рода считается монография сербского этнолога Тихомира Джорджевича «Цыгане в Сербии. Этнологические исследования» , впервые опубликованная в 1903 году и ставшая классическим трудом для многих последующих поколений цыгановедов. Хотя вопросы религиозных представлений цыган рассматриваются Т. Джорджевичем во вторую очередь, ему принадлежит ряд ценных наблюдений и суждений относительно религиозной культуры цыган на Балканах в начале XX века3. Особый интерес для нас представляет фиксация автором этно-конфессиальной специфики самоидентификации цыганских групп в это время, а также утверждение о сходстве описываемых обрядов и верований цыган с религиозными традициями макросообществ. В 1983 году югославский антрополог Татомир Вуканович, основываясь на наблюдениях Т. Джорджевича, накопленных к тому моменту материалах полевых исследований и обобщающих работах

2 Djordevic, Т. R. Die Zigeuner in Serbien. Ethnologischen Forschungen. Teil I, II. Budapest: Thalia, 1903, 1906.

3 Ъор})евиЬ Т. Наш народни живот. 2. - Београд: Просвета, 1984; Ъор1)евиЙ Т. Наш народни живот. 3. - Београд: Просвета, 1984.

западноевропейских цыгановедов, публикует работу «Цыгане в Югославии»4. Один из разделов этой книги целиком посвящен описанию и систематизации демонологических представлений, отдельных календарных практик и обрядов жизненного цикла цыган Юго-Восточной Европы. В ряду монографий, содержащих разделы, посвященные теме настоящего диссертационного исследования, следует выделить такие работы, как «Цыгане в Болгарии»5, «Цыгане в Оттоманской империи»6 известных болгарских этнографов Елены Марушиаковой и Веселина Попова. В данных работах исследователи, исходя из содержания описываемых верований и обрядов цыган, анализируют их происхождение, обозначая прослеживаемые параллели с традициями окружающих народов. Также следует упомянуть второй том фундаментального исследования российского и швейцарского цыгановедов Льва Николаевича Черенкова и Стефана Лэдериха «Цыгане»7; книгу именитого сербского социолога религии Драголюба Джорджевича «На коне с лаптопом в переметных сумках.

о

Введение в ромологию» . Последняя работа примечательна тем, что ее автор рассматривает теоретический и методологический контекст в исследовании религиозной культуры цыган. Также к этому ряду следует отнести работы македонского исследователя Трайко Петровски9, который уделяет большое внимание изложению верований и обрядовых практик цыган Македонии. Религиозные аспекты повседневной жизни современных болгарских цыган (некоторые распространенные поверья и специфика погребальной обрядности) затрагиваются в работах Алексея Пампорова10. Среди работ, посвященных обзору фольклорных источников и религиозных обрядов цыган в Европе, можно особо

4 Vukanovic T. Romi (Cigani) u Jugoslaviji. - Vranje: Nova Jugoslavia, 1983.

5 Marushiakova E„ Popov V. Gypsies (Roma) in Bulgaria. - Frankfurt am Main: Peter Lanf Verlag, 1997.

6 Marushiakova E., Popov V. Gypsies in the Ottoman Empire. - Hatfield: University of Hertfordshire Press, 2001.

7Tcherenkov L., Laederich S. The Rroma: Otherwise known as Gypsies, Gitanos, Ггкрто1, Tsiganes, Xigani, Cingene, Ziegeuner, Bohémiens, Thravellers, Fahrende, etc. Vol. 2: Traditions and Texts. - Basel: Schwabe, 2004.

8 Ъор1)евиЬ Д.Б. Ha кон>у с лаптопом у бисагама. Увод у ромолошке студне. - Нови Сад: Прометей 2010.

9 Петровски Т. Ромите во Македонка денес. Книга 1. - Cnonje: Романо ило, 2000; Петровски Т. Ромите во Македонка денес. Книга 2. - Ciconje: Романо ило, 2000; Петровски Т. Ромите во Македонка денес. Книга 3. -CKonje: Романо ило, 2002; Петровски Т. Ромкси фолклор. - Ciconje: Романо ило, 2002.

10 Пампоров А. Ромското всекидневие в България. - София: Международен центьр за изследване н малцинствата и културните взаимодействия, 2006.

выделить исследование французской исследовательницы Франсуазы Козанне «Мифы и религиозные обряды цыган»11.

В настоящее время внимание ученых, как правило, привлекают отдельные аспекты религиозной культуры цыган, а потому основной материал по проблеме сосредоточен в авторских монографиях, коллективных монографиях, сборниках статей и этнографических материалов12, в статьях в специализированных журналах. К числу значимых периодических изданий следует отнести

* 13

академические журналы «Romani Studies» (Journal of the Gypsy Lore Society) , «Etudes Tsiganes»14. В них опубликованы ценные работы исследователей, в том числе статьи, касающиеся религиозной проблематики.

Многообразие тем и исследовательских проблем в целом может быть сведено к нескольким тематическим блокам: 1) религиозная и этнокультурная идентичность цыган15, 2) содержание народных верований и обрядов16, 3)

17

современные религиозные процессы в среде цыган Юго-Восточной Европы .

11 Cozannet F. Mythes et coutumes religieuses des Tsiganes. - Paris: Payot, 1973.

12 Прекрасным примером такого рода сборника может служить издание «Studii Romani», которое регулярно публикуется в Софии одноименным болгарским академическим обществом цыгановедов с 1994 года. См. также EtnoloSka grada о Romima-Ciganima u Vojvodini. - Novi Sad: Vojvodanski muzej, 1979.

13 Журнал «Journal of the Gypsy Lore Society) был основан в 1888 году, а в 2000 г. был переименован в «Romani Studies». Журнал является печатным изданием академического сообщества изучения цыганской культуры «The Gypsy Lore Society» и позиционируется в качестве площадки для междисциплинарных исследований.

14 Издание выпускается с 1955 года и содержит материалы академического и научно-популярного характера, посвященные исторической, филологической, культурологической проблематике.

15 Todopoeuh Д. Друштвена удал>еност од рома (Етничко-релипуски оквир). - Ниш, Нови сад: Stylos, 2007; Roma Religious Culture. Ed. Dordevii, D.B. - NiS: Punta, 2003; Duijzings C. Religion and the politics of identity in Kosovo. -L.: Hurts & со., 2000; Marushiakova, E., Popov, V. The relations of ethnic and confessional consciousness of gypsies in Bulgaria // Facta Universalis. Philosophy and Sociology. - Vol.2, № 6. - 1999. - P. 81-89; Marushiakova, E. & Popov, V. Myth as Process // Scholarship and the Gypsy Struggle. Commitment in Romani Studies. 2000. - Hatfield: University of Hertfordshire Press, - P. 81-93; Релину а и верски обыча^ Рома. - Ниш, JYHHP, 2003.

16 Roma Religious Culture. Ed. Dordevic, D.B. - NiS: Punta, 2003; Vere manjina i manjinske vere. - NiS: Zograf, 2001; Kurban in the Balkans. - Belgrade: Institute for Balkan Studies SASA, 2007; Saitovic-Lukin В., Todorovic D., Dordevic D.B., Osmani I., Vuckovic R, Romani Narratives about Pre-death, Death and After-death Customs. Romano Vakeriba kotar Anglunomeribasere, Meribasere thay Palomeribasere Adetya. - NiS: YSSSR, 2005; Saitovic-Lukin В., Todorovic D., Dordevic D.B., Osmani I.,. VuCkovic R. Romani cult places and culture of death. Romane kultna thana thay I kultura merivasiri. - NiS: YSSSR, 2005; Марушиакова, E. Родилни обичаи в една циганска группа // Български фолклор. -№2. - 1992. с. 60-67.

17 Roma Religious Culture. Ed. Dordevic, D.B. - NiS: Punta, 2003; Todorovic Dr. (ed.) Evangelization, Conversion, Proselytism. — NiS: Punta, 2004. 3opt)eeuh Д.Б., Todopoeuh Д. Устала JeMKa. TeKHje, тарикати и uiejxoeH нишких Рома. - Ниш: Пунта, 2009; Ackovic D. Tetkica Bibija. Proslave Bibija u ogledalu dnevne I periodiCne Stampe u poslednjih sto godina. - Beograd: Rromintepress 2004; Славкова M. Турските цигани в България и евангелското движение // Българска Етнология. - № 3 - 2004. - с. 30-50; Славкова М. Циганите евангелисти в България. - София: Парадигма, 2007; Erdds С. La notion de mulo ou «mort-vivant», et le culte des morts chez les Tsiganes hongrois // Etudes Tsiganes.

В русскоязычной литературе практически нет работ, которые бы ставили и

развивали тему настоящего исследования. В основном, академические

исследования направлены на рассмотрение религиозной культуры цыган в

общеевропейском контексте: вопросы, являющиеся предметом настоящего

диссертационного исследования, затрагивались лишь косвенно. Отдельные

сведения о религиозных представлениях и обрядах цыган, в том числе, в Юго-

18

Восточной Европе можно встретить в работах советского этнографа Л. Мануша , доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Центра европейских и американских исследований Института этнологии и антропологии РАН Н.Г. Деметер19, независимого исследователя Н.В. Бессонова20. Важный вклад в изучение различных аспектов культуры цыган привнесен работами отечественных исследователей М.В. Смирновой-Сеславинской, Г.Н. Цветкова, O.A. Абраменко21, A.B. Черных22, И.Ю. Махотиной23.

Объектом исследования является религиозная культура цыган Юго-Восточной Европы (Сербии, Боснии и Герцеговины, Македонии, Косово, Болгарии).

Предметом исследования выступает содержание религиозных представлений и обрядов цыган Юго-Восточной Европы, выраженное в

Bulletin de l'association des Etudies Tsiganes. - № 1- 1959. - P.l-10; Попов В Култьт към Биби в балкански културно-исторически контекст // Етнографски проблемы на народната духовна култура. - Том IV - 1996. - с. 186-218; Vekerdi J. L'idée de Dieux chez les Tsiganes Vlax // Études Tsiganes. - № 1-2 - 1977. - P. 14-22; Maximoff M. Coutumes des Tsiganes Kalderash après le mariage - la mort - la «pomana» // Etudes Tsiganes. Bulletin de l'association des Etudies Tsiganes. - № 3- 1962. - P. 10-18; Foztô L. Ritual revitalization after socialism. Community, personhood, and conversion among Roma in a Transylvanian village. - Berlin: LIT Verlag Münster, 2009.

18 Мануш JI. Культ шивы и цыгане (К проблеме древней религии цыган) // Советская этнография. - №1- 1979. - с. 71-78.

19 Отметим лишь некоторые исследования: Деметер Н.Г. Цыгане Европы: Проблема этнокультурной истории, XXX вв. Дис. ... д-ра ист. наук. M., 2000; Деметер Н.Г. Цыгане на постсоветском пространстве и в Европе: исторические, социальные и культурные перспективы // Этнографическое образование. - № 3 - 2011. - с. 120-130 и

В-

Деметр Н.Г., Бессонов Н.В., Кутенков В.К. История цыган: новый взгляд. - Воронеж, ИПФ «Воронеж», 2000.

21 Абраменко O.A. Очерки языка и культуры цыган Северо-Запада России (русска и лотфика рома). - СПб.: Анима, 2006.

22 Черных A.B. Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора. - Пермь: Перм. Ун-т., 2003.

23 Махотина И.Ю. Цыгане и русская культура: литература и фольклор. Дисс. ... к. филол. наук. Тверь, 2011; Смирнова-Сеславинская М.В., Цветков Г.Н. Цыгане. Происхождение и культура. - София, М.: Парадигма, 2009.

нарративах, мифах, легендах, сказках, песнях, молитвенных формулах, а также в соответствующих обрядах.

Цель исследования - реконструкция и анализ общезначимого содержания актуальных религиозных представлений и обрядов цыган Юго-Восточной Европы.

Для реализации указанной цели потребовалась постановка и решение следующих задач:

1. Определить контуры религиозной культуры цыганских сообществ в Юго-Восточной Европе, описать ее характер, выявить в ней сущностные и вариативные элементы, рассмотреть культурные процессы, происходящие в цыганских сообществах.

2. Обозначить некоторые методологические аспекты реконструкции и репрезентации религиозных представлений и обрядовых практик живых традиций.

3. Выявить и описать общезначимые религиозные представления цыган Юго-Восточной Европы. Дать общую содержательную характеристику образов распространенных мифологических персонажей, указать специфические черты образов и обозначить тенденции их изменения. На основе исследуемых верований и обрядов эксплицировать и систематизировать космологические, антропологические представления.

4. Исследовать специфические формы, которые религиозные представления и обряды цыган принимают на уровне локальных традиций.

Научная новизна исследования состоит в том, что оно представляет собой первую попытку комплексного религиоведческого исследования религиозных представлений и обрядов цыган Юго-Восточной Европы:

• обобщены и проанализированы данные, полученные автором в ходе эмпирических исследований в цыганских сообществах, включающих в себя различные этнокультурные группы (арлия, гурбеты, ашкали и др.) и

относящие себя к приверженцам определенных религиозных традиций, распространенных в регионе (ислам, православие, протестантизм, католицизм) в местах компактного проживания на территории Сербии (гг. Белград, Ниш, Лесковац), Македонии (г. Скопье), Боснии и Герцеговины (г. Сараево). Выявлено распространение религиозных представлений и обрядов, рассмотрено содержание изучаемых верований и практик на основе их сравнительного исследования и экспликации мировоззренческих оснований.

• уточнена специфика механизмов формирования комплексов верований и обрядов, а именно - механизма синтезирования верований и ритуальных действий, феномена «двойного зеркала», показан синкретический характер содержания комплексов народных верований и практик, развитых в цыганских сообществах.

• описаны и проанализированы современные религиозные представления и культы, развивающиеся внутри цыганских сообществ и играющие важную роль в процессе конструирования этнокультурной идентичности. Раскрыты особенности процессов трансформации содержания религиозных представлений и обрядов в рамках актуальных религиозных процессов в изучаемых цыганских сообществах.

• в научный оборот введены переведенные автором с английского, французского, сербского, боснийского, македонского, болгарского языков академические труды, посвященные изучению истории народа, культуры цыганских сообществ, социокультурных основ, обусловливающих современные культурные процессы, а также переведенные с цыганского, сербского, македонского, болгарского языков и их диалектов материалы, зафиксированные в устной традиции.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее

содержание содействует прояснению феномена религиозных представлений и

культовых практик цыган Юго-Восточной Европы, уточняет понимание

; специфики цыганских культур. Приводимые в работе материалы полевых

исследований, частные и общие выводы могут быть использованы при изучении

ю

локальных цыганских сообществ, особенностей культурных процессов в среде этнических меньшинств в полиэтничном и мультикультурном пространстве, при написании специальных исследований, учебных пособий и обзорных материалов. Значимы теоретические замечания о механизмах и специфике взаимодействия с макросообществом этнических меньшинств, положение которых в социальной структуре обладает маргинальными признаками, и культура которых носит интеркультуральный характер. Эти данные имеют ценность при исследовании аналогичных процессов, происходящих в России и мире.

Материалы исследования и полученные результаты могут быть использованы при написании учебных, справочных, обзорных, научно-исследовательских работ по истории религии, социологии религии, антропологии религии, цыгановедению и балканистике, а также при составлении учебных курсов по указанным дисциплинам.

Материалы, источники и методы исследования. Основополагающими источниками данной работы служат материалы полевых исследований автора, а также материалы эмпирических исследований и обобщающие труды ученых, разрабатывавших данную проблематику.

Полевые материалы были собраны автором в процессе эмпирических исследований, проводившихся в период с 2009 по 2013 гг. В указанный период осуществлено 8 экспедиций на территории Сербии (города Белград, Ниш, Лесковац), Македонии (город Скопье), Боснии и Герцеговины (город Сараево)24.

24 2009, 01 - Эмпирическое исследование по теме «Народная религиозная культура цыган на Балканах. Современные религиозные процессы» (Белград, Ниш (Сербия); Сараево (Босния и Герцеговина)).

2010, 02 - Эмпирическое исследование по теме «Народная религиозная культура цыган на Балканах. Современные религиозные процессы» (Белград, Ниш (Сербия); Сараево (Босния и Герцеговина)).

2010, 08 - Эмпирическое исследование по теме «Процесс евангелизации в цыганских сообществах: Сап§еугу Цпус1о Беу1» («Церковь Живого Бога», Ужгород (Украина)).

2010, 12 — Эмпирическое исследование по теме «Народная религиозная культура цыган на Балканах. Ислам в цыганских сообществах на Балканах» (Белград, Ниш (Сербия); Сараево (Босния и Герцеговина)).

2011, 06 - Эмпирическое исследование по теме «Народная религиозная культура цыган на Балканах. Ислам в цыганских сообществах на Балканах» (Белград, Ниш (Сербия); Скопье (Македония); Сараево (Босния и Герцеговина).

Исследование ограничивается указанными регионами, так как они исторически составляют единое культурное пространство, а также пространство внутренней и внешней миграции изучаемых цыганских сообществ. Таким образом, указанные регионы могут быть признаны репрезентативными для избранной темы, а полученные результаты - эксплицированы на Юго-Восточную Европу в целом.

Исследования проводились среди различных этнокультурных групп цыган, ведущих оседлый образ жизни, преимущественно среди городского населения в районах компактного проживания (традиционно обозначаемые «махала»), включая лагеря беженцев, образовавшиеся в результате военных конфликтов последних десятилетий в регионе. Объектом изучения также выступали культовые пространства - церкви, мечети, молельные дома, святилища, кладбища.

Полевые материалы включают в себя: данные интервью; образцы фольклора; результаты наблюдений обрядовых действий. В ходе обобщения и анализа источников использовались визуальные данные, зафиксированные в формате фото- и видеоматериалов (оформление культовых и внекультовых пространств, предметы культовой и внекультовой деятельности). Данные эмпирических исследований собраны и систематизированы в соответствии требованиями оформления авторского архива. Архив автора - «Полевые материалы автора» (или далее ПМА) - структурирован следующим образом: арабскими цифрами обозначается порядковый номер экспедиции, римскими цифрами - порядковый номер интервью, после которого следует описания информанта по следующим признакам: этническая и групповая принадлежность

2011, 12 - Эмпирическое исследование по теме «Народная религиозная культура цыган на Балканах. Ислам в цыганских сообществах на Балканах» (Белград, Ниш (Сербия); Сараево (Босния и Герцеговина)).

2012, 06 - Эмпирическое исследование по теме «Народная религиозная культура цыган на Балканах. Ислам в цыганских сообществах на Балканах» (Белград, Ниш (Сербия); Сараево (Босния и Герцеговина); Скопье, (Македония)).

2012, 08 - Эмпирическое исследование по теме «Процесс евангелизации в цыганских сообществах: Саг^еугу Црус1о Оеу1» («Церковь Живого Бога», Ужгород (Украина)).

2013, 01 - Эмпирическое исследование по теме «Народная религиозная культура цыган на Балканах. Ислам в цыганских сообществах на Балканах» (Белград, Ниш (Сербия); Сараево (Босния и Герцеговина), Скопье (Македония)).

(если она выражена); пол; возраст; место рождения; место проживания; конфессиональная принадлежность; грамотность; статус (в отношении религиозных лидеров); место, где проводилось интервью; дата; фамилия, имя, отчество исследователя.

В процессе эмпирического исследования автором применялись качественные методы, используемые в социальных науках. Среди разнообразных приемов в ходе полевой работы использовался метод наблюдения («включенного» и «невключенного»). Методика «невключенного» наблюдения применялась контекстуально, что было связано с характерными чертами восприятия «Другого» в мировоззрении изучаемых цыганских сообществ вообще и спецификой его положения в социальной структуре этих сообществ (со свойственной социальной дистанцией).

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Трофимова, Ксения Павловна, 2013 год

Литература и источники

1. Агапкина, Т.А. Южнославянские поверья и обряды, связанные с плодовыми деревьями, в общеславянской перспективе // Славянский и балканский фольклор. Народная демонология. - М.: Индрик, 2000. - С. 84-111.

2. Басилов Н.В. Культ святых в исламе. - М.: Мысль, 1970 - 144 с.

3. Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб.: Наука,

1993.-237 с.

4. Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы. - М.: Наука, 1988. - 238 с.

5. Виноградова, Л.Н. Народные представления о происхождении нечистой силы: демонологизация умерших // Славянский и балканский фольклор. Народная демонология. - М.: Индрик, 2000. - С. 25-52.

6. Виноградова, Л.Н., Толстая, С.М. К проблеме идентификации и сравнения персонажей славянской мифологии.// Славянский и балканский фольклор. -М.: ,

1994.-С. 16-44.

7. Виноградова, Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. -М.: Индрик, 2000.-431 с.

8. Виноградова, Л.Н. Славянская народная демонология: проблемы сравнительного изучения. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора филологических наук Москва, РГГУ, 2001. - 92 с.

9. Геннеп, А., ван Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. - М.: «Восточная литература» РАН, 1999. - 198 с.

Ю.Годелье, М. Загадка дара. - М.: Вост. Лит., 2007. - 295 с.

П.Деметр, Н.Г., Бессонов Н.В., Кутенков В.К. История цыган: новый взгляд. -Воронеж: ИПФ «Воронеж», 2000. - 334 с.

12.Деметер, Н.Г. Цыгане Европы: Проблема этнокультурной истории, Х-ХХ вв. Дис. ... д-ра ист. наук. - М., 2000. - 399 с.

13.Деметер, Н.Г. Цыгане на постсоветском пространстве и в Европе: исторические, социальные и культурные перспективы // Этнографическое образование. - 2011. -№3. - С. 120-130.

14. Золотые мониста: Сказки и песни цыган. - М.: Современник, 1992.-494 с.

15. Иванов B.B. Происхождение и трансформации фабулы баллады о мастере Маноле // Славянское и балканское языкознание. Человек в пространстве Балкан. Поведенческие сценарии и культурные роли. М.: Индрик, 2003. С. 422-437.

16. Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1991. - 315 с.

17.Кайуа, Р. Миф и человек. Человек и сакральное. Пер. с фр. и вступ. сл. С.Н. Зенкина. - М.: ОГИ, 2003. - 296 с.

18.Кныш, А.Д. Мусульманский мистицизм. Краткая история. Пер. с англ. М.Г. Романов. - Москва-Санкт-Петербург: «Диля», 2004. - 464 с.

19.Леви-Стросс, К. Структурная антропология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 511 с.

20.Левкиевская Е.Е. Мифологический персонаж: соотношение имени и образа // Славянские этюды. Сборник к юбилею С.М. Толстой. - М.: Индрик, 1999. - С. 243-258.

21.Левкиевская, Е.Е. Русская народная мифология. -М.: ФПЭРС СНГ, 2009. - 378 с.

22.Мануш, Л. Культ шивы и цыгане (К проблеме древней религии цыган) // Советсткая этнография. - 1979. - №1. - С. 71-78.

23.Мелетинский, М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 1976. - 408 с.

24.Мосс. М. Общества. Обмен. Личность: труды по социальной антропологии - М.: Наука; Главная редкация восточной литературы, 1996. — 360 с.

25.Мосс, М. Социальные функции священного. - СПб.: Евразия, 2000. - 448 с.

26.Образ мира в слове и ритуале. Балканские чтения - I. - М.: Российская академия наук, институт славяноведения и балканистики, 1992. - 200 с.

27.Плотникова, A.A. Этнолингвистическая география Южной Славии. - М.: Индрик, 2004 - 786 с.

28.Проблемы славянского языкознания. Три доклада к XII Международному съезду славистов. - М.: Институт славяноведения РАН, 1998 - 127 с.

29. Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т., 2001. - 319 с.

30.Седакова, O.A. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. - М.: Индрик, 2004. - 320 с.

31. Смирнова-Сеславинская М.В., Цветков Г.Н. Цыгане. Происхождение и культура. - София, М.: Парадигма, 2009. - 828 с.

32. Сказки и песни, рожденные в дороге: Цыганский фольклор. - М., 1985. - 520 с.

33.Славкова, М. Циганите евангелиста в България. - София: Парадигма, 2007. - 374 с.

34. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. А-Я. М.: Эллис Лак, 1995. -413 с.

35.Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И. Толстого. Том 1, А-Г. - М.: Международные отношения, 1995. - 278 с.

36.Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И. Толстого. Том 2, Д-К. - М.: Международные отношения, 1999. - 702 с.

37.Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И. Толстого. Том 3, К-П. - М.: Международные отношения, 2004. - 704 с.

38.Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И. Толстого. Том 4, П-С. - М.: Международные отношения, 2009. - 656 с.

39. Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И. Толстого. Том 5, С-Я. - М.: Международные отношения, 2012. - 736 с.

40.Славянский и балканский фольклор. Верования. Текст. Ритуал. - М.: Наука, 1994. -270 с.

41. Смирнова-Сеславинская, М.В., Цветков, Г.Н. Цыгане. Происхождение и культура. - София, Москва: Парадигма, 2009. - 830 с.

42. Схема описания мифологических персонажей // Материалы к VI международному конгрессу по изучению стран Юго-Восточной Европы. София, 30. VIII. 89 - 6. IX. 89. Проблемы культуры. М., 1989. С. 78.

43.Терборн, Г. Мультикультурные общества // Социологическое обозрение. - 2001. -Т. 1, №1. - С. 50-67.

44. Тернер, В. Символ и ритуал. - М.: Наука, 1983 - 277 с.

45.Тишков, В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. - М.: Наука, 2003 - 544 с.

46. Толстая, С.М. Славянские мифологические представления о душе // Славянский и балканский фольклор. Народная демонология. -М.: Индрик, 2000. - С. 52-96.

47. Толстой, Н.И., Толстая С.М. Имя в контексте народной культуры // Проблемы славянского языкознания. Три доклада к XII Международному съезду славистов -М., 1998.-С. 88-125.

48.Хальбвакс, М. Социальные рамки памяти. - М.: Новое издательство, 2007. - 348 с.

49.Шаповал, B.B. Этногенез наяву [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.philology.ru/liloro/romanes/shapoval9.htm (03.01.2013);

50.Штейнберг, И., Шанин, Т., Ковалев Е., Левинсон, А. Качественные методы. Полевые социологические исследования. - Спб.: Алетейя, 2009. - 356 с.

51.Эванс-Притчард, Э.Э. Теории примитивной религии. - М.: ОГИ, 2004 - 142 с.

52. Элиаде, М. Очерки сравнительного религиоведения. - М.: Ладомир, 1999. - 488 с.

53.Этносоциология: учеб. пособие для вузов / Арутюнян, Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов A.A. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 271 с.

54. Алексиев, Б. Фолклорни профили на мюсюлмански светци в България. - София: Марин Дринов, 2005. - 191с.

55.Арнаудов, М. Български народни праздници. - София: Хемусъ, 1995. - 162 с.

56.Батьаши на Балкану. Идентитет этничке за]еднице. СикимиЬ, Б. (ур.). - Београд: Балканолошки институт САНУ, 2005. - 322 с.

57.Вакарелски, X. Български погребални обичаи: сравнително изучаване. - София: БАН, 1990.-223 с.

58.Вампирите во макидонските веруваььа и преданна. Под. Спировска, Л., Вражиновски, Т. - CKonje: Институт за фолклор «Марко Цепенков», 1988. - 98 с.

59.Вражиновски, Т. Народна традищуа. Рел Kraja. Култура. - CKonje: Матица Македонска, 1999.-271 с.

60.Вражиновски, Т. Народна митолопуа на македонците. Кн. I. - CKonje- Прилеп: Матица Македонска, 1998. - 352 с.

61.Вражиновски, Т. Народна митолопуа на македонците. Кн. II. - CKonje- Прилеп: Матица Македонска, 1998. - 324 с.

62.ВукановиЙ, Т. Роми (Цигани) у 1угослави]и. - Вран>е: Нова JyrowiaBnja, 1983. -453 с.

63.Георгиева, И. Българска народна митология. - София: Наука и изкуство, 1993. -260 с.

64.Георгиева, И. Константин Великий - император и святой // Славянские этюды. Сборник к юбилею С.М. Толстой. - М.: Индрик, 1999. - С. 161-171.

65.Ъор1)евиЙ, Д.Б., ТодоровиЬ, Д. Устала 1емка. Teioije, тарикати и mejxoBH нишких Рома. - Ниш: Пунта, 2009. - 68, 57 с. : ил. + 1 CD.

66.Ъор^евиЬ, Д.Б. На кон>у с лаптопом у бисагама. Увод у ромолошке студне. -

Нови Сад: Прометей 2010,- 464 с.

67.Т>ор!)евиЙ, Т.Р. Зле очи у веровагьу 1ужних Словена // Српски етнографски зборник. LUI. Београд, 1938. - 339 с.

68.1iopî)eBHh, Т.Р. Наш народни живот. Кн.. 3. - Београд, 1930.

69.Ъор1)евиЬ, Т. Наш народни живот. Том 2. - Београд: Просвета, 1984. - 349 с.

70.Тюр1)еви1\, Т. Наш народни живот. Том 3. - Београд: Просвета, 1984. - 443 с.

71.Ъор1)еви11, Т.Р. Животни круг. Ра1)ан>е, свадба и смрт у вероватьима и обича]има нашег народа. - Ниш: Просвета, 2002. - 452 с.

72.Т>ор1)евиЙ, Т.Р. Циганске народне приповетке. - Београд: Р.Д. Ъуковий, 1933. -263 с.

73.3латанови!\, С. Василица и самоодре!)е1ье Рома // Гласник етнографског института САНУ LII, 2004.- 155-164.

74.Еролова, Е. Маркери на самоидентификация при ромите кардараши // Балкански идентичности. Част III. - София: НИИ, 2003. - С. 284-290.

75.3ечевий, С. Култ мртвих код срба. - Београд: Гласник, 2007. - 135 с.

76.3ечевий, С. Митска бийа српских предан>а. - Београд: «Вук КарациЙ», 1981. - 223 с.

77.Ислям и култура. Изследвания. Под ред. Лозанова, Г., Миков, Л. - София: Международен центьр по проблемите на малциствата и културните взаимодействия, 1999. - 462 с.

78. ТовановиЙ, Б. Цркве из снова // Гласник етнографског My3eja у Београду, № 75, 2011, Р. 63-71.

79.КостиЬ, Ц. Муслимански Цигани у Скошъу. - Скошъе: б.и., 1934. - 84 с.

80.Кючуков, Хр. Кратка психологическа характеристика на циганите-мюсюлмани в България // Етническата картина в България. (Проучвания 1992). - София: Клуб '90, 1993. - С. 29-32.

81.Марушиакова, Е. Родилни обичаи в една циганска группа // Български фолклор. -1992.-№2.-С. 60-67.

82. Марушиакова, Е. Попов, В. Студии Романи. T. I. - София: Клуб'90, 1994 - 227 с.

83.Марушиакова, Е. Попов, В. Студии Романи. Т. И. - София: Клуб'90, 1995 - 160 с.

84.Марушиакова, Е. Попов, В. Циганите в България. - София: Клуб'90, 1993 - 239 с.

85.Матер1али международно'1 циганознавчо'1 науково-практично'1 конференци «Роми

225

УкраТни: ¡зминолого в майбутне» (Кшв, 10-11 червня 2008 року) - К., 2008. - 296 с.

86.Миков, JI. Късна култова архитектура на хетеродоксните мюсюлмани в България // Ислям и култура. Изследования, София, 1999. - 462 с.

87.Миков, JL За етнорелигиозния произход на къзълбашите от Североизточна България // Българска етнология, № 3-4, 1997, с. 65-79.

88.Пампоров, А. Ромското всекидневие в България. А. Желязкова (ред.). - София: Международен център за изследване н малцинствата и културните взаимодействия, 2006. - 394 с.

89.Петрович, С. Српска митологща у 5. V кььига. Митологща, Marnja и Обича^щ: истраживатье сврл>ишке области. - Ниш: Просвета, 2000. - 512 с.

90.Петровип, С. Српска митологща у 5 ктьига. III гаьига. Антропологи]а српских ритуала. - Ниш: Просвета, 2000. - 225 с.

91.ПетровиЙ, С. Српска MHmraoraja у 5 кгьига. I кн>ига. Систем српске митологще. — Ниш: Просвета, 1999. -364 с.

92.Петровски, Т. Ромски фолклор. - CKonje: Романо ило, 2002. - 104 с.

93.Петровски, Т. Ромите во Македонка денес. - CKonje: Романо ило, 2000. - 92 с.

94.Петровски, Т. Ромите во Македонща денес. Кн. 2. - Скоп]'е: Романо ило, 2001. -104 с.

95.Петровски, Т. Ромите во Македошуа денес. Кн. 3. - CKonje: Романо ило, 2001. -130 с.

96.Попов, В. Култьт към Биби в балкански културно-исторически контекст // Етнографски проблемы на народната духовна култура. Том IV. - София: ЕИМ, 1996.-С. 186-218.

97. Попов, Р. Светци и лечители в българския народен календар // Славянские этюды. Сборник к юбилею С.М. Толстой. - М.: Индрик, 1999. - С.365-373.

98.Релипуа и верски обычай Рома. - Ниш: 1УНИР, 2003. - 120 с.

99.Славкова, М. Турските цигани в България и евангелското движение // Българска Етнология. - 2004. - №3. - С. 30-50.

100. Съдбата на мюсюлманските общности на Балканите. Т. VIII. Етнология на суфиските ордени — теория и практика. Състав Желязкова, А., Нилсен, Й. — София: IMIR, 2001. - 326 с.

101. ТодоровиЙ, Д. Друштвена удалъеност од рома (Етничко-релnrajски оквир). - Ниш, Нови Сад: Stylos, 2007. - 242 с.

102. Филиповип, М.С. 06n4ajn и верованья у Скопской котлини // Српски етнографски зборник. Кн>ига LIV. Друго оделенье. - Београд, 1939. - С. 277-566.

103. Христоф, П. Общности и празници. Служби, слави, събори и курбани в южнославянското село през първата половина на XX век. - София: БАН. Етнографски институт с музей, 2004. - 248 с.

104. Цепенков М.К. Народни веруван.а. Детски игри. - Скоще, 1972.- 470 с.

105. Цепенков М.К. Сеништа и соништа: Записи. - CKonje, 1979. - 160 с.

106. Ча]канови!\, В. О српском врховном богу. - Београд: СКА, 1941. - 208 с.

107. 4ajKaHOBHh, В. Стара српска религща и митолопуа. T.V. - Београд: Просвета, 1994.-421 с.

108. ЧворовиЬ, J. Приче мачванских Рома: наратив као стратеги]а учегьа // Гласник етногрфског института САНУ LVIII (1) - Београд, 2010. - С. 185-200.

109. Ackovic, D. Tetkica Bibija. Proslave Bibija u ogledalu dnevne I periodicne stampe u poslednjih sto godina. - Beograd: Rromintepress, 2004. - 152 p.

110. Bandic, D. Carstvo zemaljsko I carstvo nebesko. Ogledi o narodnoj religiji. -Beograd: Biblioteka XX vek, 2008. - 172 s.

111. Barjaktarovic, M. Romi u Prizrenu (monografsko-etnografska skica). [Roma in Prizren (monographical and ethnographical outline)] // Glasnik etnografskog muzeja -1979. - №43.-S. 170-185.

112. Belaj, M. Medugorje kao proces. Spacijalizacija iskustava I stvaranje "mesta" // Mjesto, Nemjesto. Interdisciplinary promisljanja prostora I culture. - Zagreb: Institut za etnologiju I folkloristiku, Institut za antropoloske I prostorske studije, ZRC SAZU, 2011.-S. 243-265.

113. Berger, P. The Heretical Imperative: contemporary possibilities of religious affirmation. -N.Y.: Anchor Press, 1980. - 206 p.

114. Biegman, N. Living Sufism: rituals in the Middle East and the Balkans. - Cairo: American University in Cairo Press, 2009. - 188 p.

115. Blagojevic, M. Savremeni religijske promene u Srbiji I process integracije u Evropu // Filozofija i drustvo. - 2006. - №29. - S. 95-111.

116. Bogomilova, N. The Religious Situation in Bulgaria, Serbia and Montenegro: Differences and Similarities // Religion in Eastern Europe. - 2005. - Vol.25, №4. - P.l-21.

117. Bowen J.R. Review: Discursive Monotheisms // American Ethnologist. - 1993. -Vol. 20, №1.-P. 185-190.

118. Bowman G. Orthodox-Muslim Interactions at "Mixed Shrines" in Macedonia // Eastern Christians in Anthropological Perspective. Hann Ch., Goltz H. (ed.). - Berkley: University of California Press, 2010. - P. 195-219.

119. Bringa, T. Being Muslim. The Bosnian Way. Identity and Community in a Central Bosnian Village, Princeton: Princeton University Press, 1995 - 281 p.

120. Burszta, W. Nationalismus Across the Globe: An overview of the nationalism of state-endowed and stateless nations / Burszta W., Kamusella T., Wojciechowski S. (Eds.) - Poznan: School of Humanities and Journalism, 2005. - 502 p.

121. Cerulo, K.A. Identity Construction: New Issues, New Directions // Annual Review of Sociology. - 1997. - Vol. 23, P.385-409.

122. Cozannet, F. Mythes et countumes religieuses des Tsiganes. - Paris: Payot, 1973. -232 p.

123. Cremene, A. La mythologie du vampire en Roumanie. - Monaco: Rocher, 1981. -249 p.

124. Crowe, D. M. A history of the gypsies of Eastern Europe and Russia. - N.Y.: St Martin s Press, 1994. - 317 p.

125. Cvorovic, E. Gypsy Narratives: from Poverty to Culture. - Belgrade: Etnografski Institut SANÜ, 2004. - 177 p.

126. Cvorovic, E. Gypsy Ethnic Socialization in Serbia // Гласник етнографског института САНУ LUI. - 2005. - S. 35-48.

127. Cvorovic, E. Juvenile Marriages, Child-Brides and Infant Mortality among Serbian Gypsies // Гласник етнографског института САНУ LIX (2). - 2011. - С. 2744.

128. Cvorovic, J. The making of the Gypsies: invention of traditions // Issues of Etnology and Anthropology (Етноантрополошки проблеми). - 2006. - Vol.1, №1. -P. 47-59.

129. Der Rom und der Teufel Märchen, Erzählungen und Lieder der Roma aus dem

Burgenland, О rom taj о beng Romane pamaristscha phukajiptscha taj gila andar о Burgenland. - Klagenfurt: Drava, 2000. - 255 p.

130. Djordevic, T.R. Die Zigeuner in Serbien: ethnologischen Forschungen. -Budapest: Thalia, 1903. -VII, 80 s.

131. Djordevic, T.R. Die Zigeuner in Serbien: ethnologischen Forschungen. Teil II. -Budapest: Thalia, 1906. - S. [81J-134.

132. Donald, K. Historical dictionary of the Gypsies (Romanies) / 2nd ed. - Lanham: Scarecrow Press, 2007. - 384 p.

133. Dove ando Kur'ani [электронный ресурс] Режим доступа: http ://romanodersi. wordpress.com/category/kotar-o-kurani/ (25.03.2013)

134. Duglas M. Purity and danger. An analysis of the concepts of pollution and taboo. - L., N.Y.: Routledge, 2002. - 244 p.

135. Duijzings G. Religion and the politics of identity in Kosovo. - L.: Hurts & со., 2000.-238 p.

136. T>ordevic D. В., Todorovic D., Milosevic L. Romas and Others - Others and Romas. Social Distance, Sofia: "Ivan Hadjiyski" Institute for Social Values and Structures, 2004 - 129 p.

137. Dordevic, D.B., Mitrovic, L. Islam na balkanskoj vetrometini. - Nis: JUNIR, 2007.- 130 s.

138. Dordevic, D.B. Religij I veroispovesti nacionalnih manjina u Srbiji // Sociology a. - 2005. - Vol. XL VII, № 3. - S. 193-212.

139. Dordevic, D.B., Todorovic, D. Javor iznad glave: klasicna vera i romskopravoslavna seoska groblja. - Nis: Komrenski socioloski susreti, 1999. - 126 s.

140. Dordevic, D.B. Religije I veroispovesti nacionalnih manjina u Srbiji // Sociologija - 2005. - Vol. XLVII, №3. - P. 193-212.

141. Durovic, В., Dordevic, D.B. Obredi pri velikim verskim praznicima kod Roma u Nisu (Rites during Big Religious Holidays among Roma in Nis) // Etno-kulturoloski zbornik (Ethno-Cultural Annals). - 1996. - Vol.2. - №2. - P. 66-72.

142. Eisenstadt, S.N. The Reconstruction of Religious Arenas in the Framework of 'Multiple Modernities' // Millennium - Journal of International Studies. - 2000. - Vol. 29, №3.-P. 591-611.

143. Encyclopaedia of Islam, Second Edition. Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis,

C.E. Bosworth, Е. van Donzel, W.P. Heinrichs. Brill Online.

144. Encyclopedia of social and cultural anthropology / Ed. by Barnard, A., Spencer, J. L., N.Y.: Routledge, 2002. - 1014 p.

145. Erdos, C. La notion de mulo ou «mort-vivant», et le culte des morts chez les Tsiganes hongrois // Etudes Tsiganes. Bulletin de Г association des Etudies Tsiganes. -1959. - №1. - P.l-9.

146. Ethnology of Sufi Orders: Theory and Practice. / Ed. by Zhelyazkova, A., Nielsen, J. - Sofia: IMIR., 2001. - 631 p.

147. Etnoloska grada о Romima-Ciganima u Vojvodini. - Novi Sad: Vojvodanski muzej, 1979.-420 p.

148. Evangelization, Conversion, Proselytism.Todorovic, D. (ed.). - Nis: Punta, JUNIR, 2004.-100 p.

149. Ficowski, J. Cyganie na polskich drogach. - Krakow: Wydaw. Literackie, 1986. -426 p.

150. Ficowski, J. Cyganie w Polsce. Dzieleje I Obyczaje. - Warszawa: Wydaw. Interpress. 1989. - 230 p.

151. Filipovic, M.S. Visocki cigani. - Zagreb: Etnografski muzej, 1932. - 20 p.

152. Foszto, L. Ritual revitalization after socialism: community, personhood, and conversion among Roma in Transylvanian village. - LIT Verlag Munster, 209 - 230 p.

153. Geertz, C. The interpretation of cultures: selected essays. - L.: Fontana Press, 1993.-470 p.

154. Grillo, R.D. Cultural essentialism and cultural anxiety // Anthropological theory. -2003. - №3. - P.157-173.

155. Groome, F.H. Gypsy Folk Tales - Hong Kong: Forgotten Books, 2008. - 509 p.

156. Gypsy Law Romani Legal traditions and Culture. / Walter Otto Weyrauch (ed.). - Berkeley: University of California Press, 2001. - xiv, 284 p.

157. Hammond, D. Magic: A Problem in Semantics // American Anthropologist, New Series, - 1970. - Vol. 72, № 6. - P. 1349-1356.

158. Hancock, I. A Glossary of Romani Terms // The American Journal of Comparative Law, - 1977. - Vol. 45, №2. - P. 329-344.

159. Hancock, I. On Romani origins and Identity [Электронный ресурс] // Romani Archives and Documentation Center (сайт) / Hancock I. - Режим доступа:

http://www.radoc.net/radoc.php?doc=art_b history_origins&lang=en&articles= (03.01.2013)

160. Hrvatic, N. Romi u Hrvatskoj: od migracija do interkulturalnih odnosa // Migracijske i etnicke teme. - 2004. - Vol. 20, №4. - P. 367-385.

161. Islam at the Balkans in the Past, Today and in the Future. / Dordevic, D.B., Todorovic, D., Mitrovic, L. (ed.). - Nis : YSSSR, Punta. 2007. - 136 p.

162. Jasic, N. Stari niski Romi. - Nis : Komrenski socioloski susreti, 2001. - 119 s.

163. Jevtic, M. Uloga religije u inedtitetu juznoslovenskih nacija // Godisnjak 2008. Fakultet politickih nauka. - S. 171-186.

164. Kenrick, D., Golemanov, D. Three Gypsy Tales from the Balkans // Folklore. -1967. -Vol. 78, №1.-P. 59-60.

165. Koinova, M. Muslims in Macedonia. Minorities in Southeast Europe. Report. [Электронный ресурс] Center for Documentation and Information on Minorities in Europe - Southeast Europe (CEDIME-SE). - 2000. - Режим доступа: http://www.greekhelsinki.gr/pdf/cedime-se-macedonia-muslims.PDF (03.01.2013).

166. Kurban in the Balkans / Sikimic, В., Hristov, P. (ed.) - Belgrade: Institute for Balkan Studies SASA. 2007. - 298 p.

167. Lincoln, B. Discourse and the construction of society. Comparative studies of myth ritual and classification. - Oxford, N.Y.: Oxford University Press, 1989. - IX, 238 P-

168. Levinson, M.P., Sparkes, A.C. Gypsy Identity and Orientations to Space // Journal of Contemporary Ethnography. - 2004. - Vol. 33, №6. - P. 704-734.

169. Marushiakova, E., Heuss, H., Boev, I., и др. Identity Formation among Minorities in the Balkans: The cases of Roms, Egyptians and Ashkali in Kosovo. -Sofia: Minority Studies Society Studii Romani, 2001 - 60 p.

170. Marushiakova, E., Popov, V. Myth as Process // Scholarship and the Gypsy Struggle. Commitment in Romani Studies. - Hatfield: University of Hertfordshire Press, 2000.-P. 81-93.

171. Marushiakova, E., Popov, V. Gypsies (Roma) in Bulgaria. Frankfurt am Main: Peter Lang Verlag, 1997. - 216 p.

172. Marushiakova, E. Popov, V. Historical and Ethnographic Background. Gypsies, Roma, Sinti // Between Past and Future: the Roma of Central and Eastern Europe -

Hatfield: University of Hertfordshire Press, 2001. - P. 33-53.

173. Marushiakova, E., Popov, V. Gypsies in the Ottoman Empire: a contribution to the history of the Balkans. - Hatfield: University of Hertfordshire Press, 2001. - 108 p.

174. Marushiakova, E., Popov, V. The Roma - a Nation without a State? Historical Background and Contemporary Tendencies // Nationalismus Across the Globe: An Overview of the Nationalism of State-endowed and Stateless Nations. - Poznan: School of Humanities and Journalism, 2005. - P. 433-455.

175. Marushiakova, E., Popov, V. The relations of ethnic and confessional consciousness of gypsies in Bulgaria // Facta Universatis. Series: Philosophy and Sociology. - 1999. - Vol.2, №6. - P. 81-89.

176. Maximoff, M. Coutumes des Tsiganes Kalderash après le marriage, la mort, la pomana // Etudes Tsiganes. Bulletin de l'association des Etudies Tsiganes. - 1962. -№3. - P. 10-17.

177. Mélikoff I. Bckïa.ûù.lKizilba§: Historical Bipartition and Its Consequences // Alevi Identity. Cultural, Religious and Social Perspectives. Ed. by Tord Olsson, Elizabeth Ôzclalga and Catharina Raudvere. Swedish Research Institute in Istanbul. Istanbul, 1998.-210 P.

178. Mitterauer, M. Religije u Jugoistocnoj Evropi: historijskoantropoloski pristup // Migracijske i etnicke teme. -2008. - Vol. 24, №1-2. - S. 7-30.

179. Meduetnicki odnosi, Identiteti I Kultura Mira na Balkanu, - Nis: Filozofski fakultet, Centar za socioloska istrazivanja, 2009 - 352 s.

180. Morris, B. Religion and anthropology. A critical introduction. -N.Y.: Cambridge university press, 2006. - 362 p.

181. Murgoci, A. The Evil Eye in Roumania and Its Antidotes // The Evil Eye: A Casebook. Ed. by A. Dundes. 1992. - 318 p.

182. Norris, H.T. Islam in the Balkans: religion and society between Europe and the Arab world. - Columbia: University of South Carolina Press, 1993. - 304 p.

183. Norris H.T. Popular Sufism in Eastern Europe. Sufi brotherhoods and the dialogue with Christianity and "Heterodoxy", Routledge, 2006. - 155 p.

184. Oran, B. Religious and national identity among the Balkan Muslims: a comparative study on Greece, Bulgaria, Macedonia and Kosovo // Cahier d'études sur la Méditerranée orientale et le monde turco-iranien. - 1994. - №18. - P. 307-323.

185. Orthodoxy from an Empirical Perspective. Blagojevic M., Todorovic D. (ed.). -Nis-Belgrade: Sven, YSSR, Institute for Philosophy and Social Theory, 2011. - P. 243.

186. Popovic, A. Les confréries mystiques musulmanes dans les Balkans // Communication présentée au Colloque international "Le rôle su Soufisme et des confréries musulmanes dans l'islam contemporain. Une alternative à l'islam politique?" Turin, 20-21-22 novembre 2002 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fga.it/fileadmin/storico/UPLQAD/ALL/CEA/40.pdf (07.01.2013)

187. Popovic, A. Les derviches balkaniques, II: les Sinanis // Turcica. - 1991. - Vol. 21-23.-P. 83-113.

188. Popovic, A. Les derviches et la mort (sur quelques croyances liées à la mort chez les derviches des Balkans) // Les derviches balkaniques hier et aujourdhuit. - Istanbul -1994.-P. 355-371.

189. Radisavljevic, Ciparizovic D. Religioznost hodocasnika u Srbiji: Studija slucaja tri svetilista // Filozofija I drustvo. -2012. - XXIII (1). - S. 53-68.

190. Rappaport, R.A. Ritual and religion in the making of humanity. - N.Y.: Cambridge university press, 1999. - 535 p.

191. Rapport N., Overing J. Social and Cultural Anthropology The key concepts. - L., N.Y.: Routledge, 2000. - 464 p.

192. Redfield, R. Peasant society and culture. An anthropological approach to civilization. -Chicago: The University of Chicago Press, 1956. - viii, 163 p.

193. Roma religious culture. D.B. Dordevic (ed.). - Nis: Punta, Yuroma Center, 2003. - 191 p.

194. Russell, B.H. Research methods in anthropology: qualitative and quantitative approaches. 4th edition. - Lanham-New York-Toronto-Oxford: Rowman & Littlefield Publishers, inc., 2006. - 803 p.

195. Saints of the Balakns. Detelic M. Jones G. (ed.). - Belgrade: Institute for Balkan Studies, 2005.-208 p.

196. Saitovic-Lukin, В., Todorovic, D., Dordevic, D.B., Osmani, I., Vuckovic, R. Romani Narratives about Pre-death, Death and After-death Customs: Romano Vakeriba kotar Anglunomeribasere, Meribasere thay Palomeribasere Adetya. - Nis: YSSSR, 2005.-336 p.

197. Shils, E. Tradition // Comparative Studies in Society and History. - 1971. - Vol.

13, №2. -P. 122-159.

198. Sijercic, H. Kako je Bog stvorio Rome. - Toronto: Magorio Books, 2009. - 24 s.

199. Sikimic, B. Karavlachs in Bosnia and Herzegovina today // The Romance Balkans. Sikimic, В., Asie, T. (éd.). - Belgrade: Institute for Balkan Studies, 2008. - P. 227-246.

200. Sikimic, B. Durdevdan kod vlaskih Roma u selu Podvska // Kultura. 2002. -103104 -Beograd, C. 184-193.

201. Sikimic, B. Tradicionalna vlaska kultura danas: UrsatorilT // Actele simpisionului Banatul, trecut istoric §i cultural. Timiçoara - Novi Sad - Reçija, 2005. -P. 261-269.

202. Sorescu-Marinkovic, A. Imagining the Past, Creating Identity: the Case of Bayash // Гласник етнографског института САНУ LIX (2), 2011. - P. 45-59.

203. Soulis, G.C. The Gypsies in the Byzantine Empire and the Balkans in the Late Middle Ages//Dumbarton Oaks Papers-1961.-Vol. 15.-P. 141-165.

204. Stewart, Ch. Shaw, R. Syncretism/Anti-Syncretism: The Politics of Religious Synthesis. - London: Routledge, 1994. - 240 p.

205. Stoyanovitch, K. Les tsiganes. Leur ordre social. - Paris: Editions Marcel Riviere etCie, 1974.-246 p.

206. Strukelj, P. Romi na Slovenskem. Ljubljani: Cankarjeva zalozba, 1980. - 323 p.

207. Tcherenkov, L., Laederich, S. The Rroma: Otherwise known as Gypsies, Gitanos, ГтЗфтоц Tsiganes, Tigani, Cingene, Ziegeuner, Bohémiens, Thravellers, Fahrende, etc. Vol. 1: History, Language, and Groups. - Basel: Schwabe, 2004. - 516 p.

208. Tcherenkov L., Laederich S. The Rroma: Otherwise known as Gypsies, Gitanos, Гйфтог, Tsiganes, Jigani, Cingene, Ziegeuner, Bohémiens, Thravellers, Fahrende, etc. Vol. 2: Traditions and Texts. - Basel: Schwabe, 2004. - 582 p.

209. The Anthropology of Space and Culture. S.M. Low, D. Lawrence-Zuniga (ed.). -Blackwell, 2003.- 432 p.

210. The Balkans in Transition. Arrachchige Don, N.S., Mitrovic, L. (ed.). - Nis: Center for Balkan Studies, 2007. - 176 p.

211. The Encyclopaedia of Islam. New Edition. Gibb H.A.R., Kramers J.H., Lévi-Provençal E., Schacht J. (éd.). V. I. A-B. - Leiden: Brill, 1986. - 1359 p.

212. The Encyclopaedia of Islam. New Edition. Bosworth C.E., Donzel van E., Lewis

234

В., Pellat Ch. (éd.). V. V. KHE-MAHI. - Leiden: Brill, 1986. - 1263 p.

213. Theorizing Rituals. Kreinath J., Snoek, J., Stausberg, M. (éd.). - Brill Academic Pub., 2006. - 778 p.

214. Todorovic, D., Dordevic, D.B. The Gypsy Cemetery in Donji Komren // Facta Universitatis. Series: Philosophy and Sociology. - 2001. - Vol. 2, №8. - P. 445-455.

215. Tong, D. Gypsy Folktales. - San Diego: Harcourt Brace Jovanovich, 1989. - 252

P-

216. Uhlik, R. Ciganska poezija. - Beograd: Vuk Karadzic, 1982. - 301 p.

217. Uhlik, R. Five tales from Bosnia // Journal of the Gypsy Lore Society. - 1944. -Vol. 23.-P. 97-106.

218. Uhlik R. Srpskohrvatsko-ciganski recnik: Romane alava. Sarajevo: Svjetlost, 1947.-194 p.

219. Understanding Rituals. Coppet, D. (éd.). - L., N.Y.: Routledge, 1992. - 120 p.

220. Vekerdi, J. L'idée de Dieux chez les Tsiganes Vlax // Études Tsiganes. - 1977. -№1-2.-P. 14-22.

221. Vere manjina I manjinske vere. Religions of Minorities and Minority Religions. - Nis: JUNIR, Zograf, 2001. - 278 p.

222. Versnel, H.S. Some Reflections on the Relationship Magic-Religion // Numen -1991. - Vol. 38. Fasc. 2. - P. 177-197.

223. Williams, P. Gypsy World. The Silence of the Living and the Voices of the Dead. - Chicago, London: University of Chicago Press, 2003. - 128 p.

224. Yoors, Y. Die Zigeuner. - Frankfurt/M, Berlin, Wien: Ullstein, 1982. - 272 p.

225. Zirojevic, O. Islamizacija na juznoslovenskom prostoru. - Beograd: Srpski genealoski centar. 2003. - 94 s.

226. Zirojevic, O. Cigani u Srbiji od dolaska Turaka do kraja XVI veka // Jugoslovenski istorijski casopis. - 1976. - №1-2. - S. 67-77.

Источники

Полевые материалы автора (ПМА)494 1. ПМА 1: Экспедиция в Сербию и Боснию и Герцеговину от 01. 2009. (поселение (лагерь беженцев) «Газела» (Белград, Сербия); поселение «Горица» (Сараево, Босния и Герцеговина)): мужчина, рома, ок. 30 лет, прож. в г. Белград (Сербия),

494 Религиозная принадлежность респондента указывается исходя из его самоопределения. В ходе исследования мы встречали монорелигиозную идентичность, двойственную религиозную идентичность и невыраженную религиозную идентичность.

грамотный, г. Белград, 11.01.2009; мужчина, рома, ок. 30 лет, прож. в г. Белград (Сербия), грамотный, г. Белград, 13.01.2009; Мужчина, рома, ок. 30 лет, род. в г Тузла (Босния и Герцеговина), прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), ислам, грамотный, Сараево, 16.01.2009; мужчина, 28 лет, род в Косово, прож. в г. Белград (Сербия), ислам, грамотный, г. Белград, 18.01.2009.

2. ПМА 2: Экспедиция в Сербию и Боснию и Герцеговину от 01-02. 2010 (поселение «Горица» (Сараево, Босния и Герцеговина); поселение «Депония» (Белград, Сербия)): мужчина, рома, ок 30 лет, род. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), ислам, грамотный, г. Сараево, 30.01.2010; женщина, рома, ок. 30 лет, прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), грамотная, г. Сараево, 30.01.2010; Мужчина, ашкали, ок. 40 лет, род. и прож. в Косово, ислам, грамотный, Белград, 01.02.2010; женщина, рома, ок. 40 лет, род. в Косово, прож. в г. Белград (Сербия), ислам, Белград, 01.02.2010; мужчина, рома, ок. 20 лет, прож. в г. Белград (Сербия), православие, грамотный, г. Белград, 01.02.2010; женщина, рома, ок. 17 лет, род. в Сербии, прож. в г. Белград (Сербия), православие, грамотная, Белград, 01.02.2010.

3. ПМА 3: Експедиция в Украину (Ужгород) от 08. 2010, 08. 2012: евангельская моноэтничная церковь «Са^еугу Щгус1о Оеу1» (Церковь Живого Бога): мужчина, рома, ок 35 лет, прож. в г. Ужгород (Украина), христианство, грамотный (пастор), г. Ужгород, 08-11.08.2010; женщина, рома, ок 35 лет, прож. в г. Ужгороде, христ., грамотная, г. Ужгород, 08-11.08.2010; женщина, рома, ок. 40 лет, прож. в г. Ужгороде (Украина), христ., грамотная, г. Ужгород, 08-11.08.2013.

4. ПМА 4: Экспедиция в Сербию и Боснию и Герцеговину от 12. 2010 (поселение «Горица» (Сараево, Босния и Герцеговина); поселение «Земун Полье» (Земун, Сербия)): женщина, рома, ок. 70 лет, прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), неграмотна, г. Сараево, 15.12.2010; мужчина, рома, ок. 70 лет, прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), грамотный, г. Сараево, 15.12.2010; мужчина, рома, ок. 30 лет, род. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), прожив, в г. Сараево (Босния и Герцеговина), мусульманин, грамотный, г. Сараево, 17.12.2010; мужчина, рома (арлия), ок. 65 лет, прож. в г. Белград (Сербия), ислам, грамотный, г. Белград, 20.12.2010; женщина, серб, ок 40 лет, прож. в г. Белграде (Сербия), православие, грамотная, Белград, 20.12.2010; мужчина, бошняк, ок. 60 лет, имам меджлиса, г. Белград (Сербия), ислам, грамотный, г. Белград, 20.12.2010; мужчина, рома, ок. 40 лет, род в Косово, прож. в г. Белград (Сербия), ислам, грамотный, г. Белград, 22.12.2010; женщина, рома, ок. 40 лет, прож. в г. Белград (Сербия), г. Белград, 22.12.2010.

5. ПМА 5: Экспедиция в Сербию, Боснию и Герцеговину, Македонию от 06 2011 (поселения «Београд мала», «Сточни трг», «Црвена звезда», святилище

Зайде Башче; поселения «Топана», «Шуто Оризари» (Скопье, Македония); поселение «Канара» (Сараево, Босния и Герцеговина)): мужчина, рома, ок. 20 лет, прож. в г. Ниш (Сербия), ислам, грамотный, Ниш, 08.06.2011; мужчина, рома, ок. 35 лет, прож. в г. Ниш (Сербия), ислам, грамотный, г. Ниш, 09.06.2011; женщина, ок. 18 лет, серб., прож. в г. Ниш (Сербия), православная, грамотная, г. Ниш, 09.06.2011; мужчина, рома (арлия), ок. 50 лет, прож. в г. Нише (Сербия), мусульманин, грамотный (смотритель святилища Зайде Башче), г. Ниш, 09.06.2011; мужчина, бошняк, 30 лет, род. в г. Тутин (Сербия), ислам, грамотный (главный имам мечети г. Ниш, PnjaceT Исламске за]еднице Србще/Духовное управление мусульман Сербии), г. Ниш, 10.06.2011; женщина, рома, ок. 60 лет, прож. в г. Ниш (Сербия), ислам, г. Ниш, 10.06.2011; женщина, рома, ок. 35 лет, род. в Косово, прож. в г. Ниш (Сербия), г. Ниш, 10.06.2011; мужчина, рома, ок. 50 лет, род в г. Скопье (Македония), прож. в г. Скопье (Македония), ислам, грамотный, г. Скопье, 11.06.2011; мужчина, рома, ок. 60 лет, род. в г. Скопье (Македония), прож. в г. Скопье (Македония), ислам, грамотный (глава локальной религиозной организации «Света столица и круна на исламската еренлерска тарикатска верска заедница во Македонща»), г. Скопье, 12.06.2011; мужчина, рома, 70 лет, прож. в г. Скопье (Македония), ислам, неграмотный (шейх тариката рифаййа), г. Скопье, 12.06.2011; мужчина, нем., ок. 50 лет, грамотный, христианство, миссионер, евангелическое движение Vineyard, прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), Сараево, 14.06.2011; мужчина, ок. 40 лет, род. в г. Джакова (Косово), прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), ислам, грамотный, г. Сараево, 15.06.2011; женщина, рома, ок. 20 лет, род. в г. Джакова (Косово), прож. в Сараево (Босния и Герцеговина), ислам, неграмотная, Сараево, 15.06.2011; мужчина, рома, 17 лет, прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), ислам, грамотный, г. Сараево, 15.06.2011.

6. ПМА 6: Экспедиция в Сербию, Боснию и Герцеговину от 12.2011 (поселение Канара (Сараево, Босния и Герцеговина); поселения «Београд мала», «Сточни трг», святилище Зайде Башче (Ниш, Сербия); поселение «Саш махала» (Лесковац, Сербия), поселение «Карабурма» (Белград, Сербия)): Мужчина, рома, ок. 35 лет, род. в Джакова (Косово), прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), ислам, неграмотный, г. Сараево, 15.12.2011; мужчина, рома, ок. 45 лет, род. в г. Джакова (Косово), прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), ислам, неграмотный, г. Сараево, 15.12.2011; мужчина, рома, ок. 50 лет, род. в г. Джакова (Косово), прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), ислам, неграмотный, г. Сараево, 14.12.2011; женщина, рома, ок. 35 лет, прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), грамотная, Сараево, 14.12.2011; мужчина, рома, ок. 10 лет, прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), ислам, грамотный, г. Сараево, 14.12.2011; женщина, рома, ок. 20 лет, род. в г. Джакова (Косово), прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), ислам, неграмотная, г. Сараево, 14.12.2011; женшина, ок. 50 лет, рома, прож. в г. Ниш (Сербия), г. Ниш,18.12.2011; женщина, рома, ок. 60 лет, род.

в г. Скопье (Македония), прож. в г. Ниш (Сербия), ислам, грамотная, (неформальный религиозный лидер), г. Ниш, 18-19.12.2011; мужчина, боен., 30 лет, род. в г. Тутин (Сербия), ислам, грамотный (главный имам мечети г. Ниш, Ри]асет Исламске за]еднице Срби]е/Духовное управление мусульман Сербии), г. Ниш, 18-23.12.2011; мужчина, рома, ок. 70 лет., прож. в Ниш (Сербия), ислам, грамотный (шейх тариката кадириййа), г. Ниш, 18/12/2011; женщина, рома, 30 лет, прож. в г. Лесковац (Сербия), ислам, грамотная, г. Лесковац, (19.12.2011); мужчина, рома, ок. 35 лет, род. в г. Лесковац (Сербия), прож. в г. Лесковац (Сербия), ислам, грамотный, г. Лесковац, 19.12.2011; мужчина, рома, ок. 50 лет, прож. в г. Лесковац (Сербия), ислам, г. Лесковац, 19.12.2011; женщина, рома, ок. 70 лет, прож. в г. Лесковац (Сербия), ислам, г. Лесковац, 19.12.2011; мужчина, серб, ок. 50 лет, прож. в г. Ниш (Сербия), православный, грамотный, г. Ниш, 22.12.2012; женщина, рома (арлия), 30 лет, прож. в г. Ниш (Сербия), г. Ниш, 22.12.2012; мужчина, рома (арлия), ок. 50 лет, прож. в г. Ниш (Сербия), мусульманин, грамотный, (смотритель святилища Зайде Башче), г. Ниш, 22.12.2012; мужчина, ок. 40 лет, род. в Косово, прож. в г. Белград (Сербия), ислам, грамотный, (неформальный религиозный лидер), Белград, 23.12.2011.

7. ПМА 7: Экспедиция от 06.2012 в Сербию, Македонию, Боснию и Герцеговину (поселение «Карабурма» (Белград, Сербия), поселения «Сточни трг», «Београд мала», святилище Зайде Башче (Ниш, Сербия); поселения «Топана», «Шуто Оризари» (Скопье, Македония); поселение «Канара» (Сараево, Босния и Герцеговина)): мужчина, рома (арлия), ок. 50 лет, прож. в г. Ниш (Сербия), ислам, грамотный, (смотритель святилища Зайде Башче), г. Ниш, 07.06.2012; мужчина, рома, ок 20 лет, прож. в г. Ниш (Сербия), ислам, грамотный, г. Ниш, 07.06.2012; женщины, рома, ок 40 и 50 лет, прож. в г. Ниш (Сербия), 07.06.2012; женщина, рома, ок. 60 лет, род. в г. Скопье (Македония), прож. в г. Ниш (Сербия), ислам, грамотная, (неформальный религиозный лидер), г. Ниш, 07-08.06.2012; женщины, рома, ок 50 и 60 лет, прож. в г. Ниш (Сербия), г. Ниш, 07-08.06.2012; мужчина, рома, ок. 70 лет., прож. в г. Ниш (Сербия), ислам, грамотный (шейх тариката кадириййа), Ниш, 08.06.2012; женщина, ром., ок. 75 лет, род. в Косово, прож. в г. Скопье (Македония), г. Скопье, 09.06.2012; мужчина, рома, ок. 40 лет, ислам, прож. в г. Скопье (Македония), г. Скопье, 09.06.2012; женщина, рома, ок 35 лет, прож. в г. Скопье (Македония), г. Скопье, 09.06.2012; мужчина, около 40 лет, прож. в г. Скопье (Македония), православный, грамотный, г. Скопье (Македония), 10.06.2012; мужчина, рома, 30 лет, род. в г. Скопье (Македония), прож. в г. Скопье (Македония), ислам, грамотный (имам в текке Вефа Баба), г. Скопье, 1114.06.2012; мужчина, рома, ок. 60 лет, род. в г. Скопье (Македония), прож. в г. Скопье (Македония), ислам, грамотный, г. Скопье, 12.06.2011 (глава религиозной организации (объединение локальных суфийских оргнизаций): Света столица и круна на исламската ерендерска тарикатска верска заедница во Македонка); мужчина, рома, ок. 40 лет, прож. в г. Скопье (Македония), ислам, грамотный

(шейх тариката руфаййа), г. Скопье, 14.06.2012; мужчина, рома, ок. 35 лет, род. в г. Джакова (Косово), прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), ислам, неграмотный, г. Сараево, 15.06.2012; мужчина, рома, ок. 50 лет, род. в г. Джакова (Косово), прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), ислам, неграмотный, г. Сараево, 15.06.2012; женщина, рома, ок. 35 лет, прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), грамотная, г. Сараево, 15.06.2012; мужчина, рома, ок. 10 лет, прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), ислам, грамотный, г. Сараево, 15.06.2012.

8. ПМА 8: экспедиция в Сербию, Македонию, Боснию и Герцеговину от 01.2013 (поселения «Сточни трг», «Београд мала», святилище Зайде Башче (Ниш, Сербия); Бистрик, поселение «Канара» (Сараево, Босния и Герцеговина), поселения «Топана», «Шуто Оризари» (Скопье, Македония)): женщина, рома, ок. 50 лет, Ниш, 10.01.2013; женщина, рома, ок. 60 лет, род. в г. Скопье (Македония), прож. в г. Ниш (Сербия), ислам, грамотная, (неформальный религиозный лидер), г. Ниш, 11.01.2013; женшина, ок. 50 лет, рома, прож. в г. Ниш (Сербия), (смотритель святилища), Ниш, 11.01.2013; мужчина, рома, ок 50 лет, прож. в г. Ниш (Сербия), правосл., г. Ниш, 11.01.2013; мужчина, рома, ок. 70 лет., прож. в г. Ниш (Сербия), ислам, грамотный (шейх тариката кадириййа), г. Ниш, 11.01.2013; мужчина, рома, ок. 50 лет, род. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), ислам, грамотный, г. Сараево, 12, 14.01.2013; мужчина, рома, ок. 10 лет, прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), г. Сараево, 13.01.2013; женщина, рома, ок. 35 лет, прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), грамотная, г. Сараево, 13.01.2013; женщина, рома, ок. 45 лет, род. в Косово, прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), ислам, г. Сараево, 13.01.2013; мужчина, ок. 40 лет, род. в г. Джакова (Косово), прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), ислам, грамотный, г. Сараево, 14.01.2013; мужчина, рома, ок. 12 лет, прож. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), ислам, грамотный, г. Сараево, 13-14.01.2013; мужчина, рома, 30 лет, род. в г. Скопье (Македония), прож. в г. Скопье (Македония), ислам, грамотный (имам в текке Вефа Баба), г. Скопье, 1719.01.2013; женщина, рома, ок. 60 лет, прож. в Скопье (Македония), ислам, (смотритель святилища), 17.01.2013; мужчина, рома, ок. 40 лет, прож. в г. Скопье (Македония), грамотный, г. Скопье, 17.01.2013; мужчина, ок. 40 лет, прож. в г. Скопье (Македония), г. Скопье, 17.01.2013; мужчина, ок. 20 лет, прож. в г. Скопье (Македония), г. Скопье, 17-19.01.2013; женщина, рома, 17 лет, прож. в г. Скопье (Македония), г. Скопье, 18-19.01.2013; мужчина, рома, 60 лет, род. и прож. в г. Скопье (Македония), ислам, грамотный, (шейх тарикатов халветийа, рифайа, бекташийа), Скопье, 18-19.01.2013; женщина, рома, 60 лет, прож. в г. Скопье (Македония), ислам, грамотная, 18-19.01.2013; мужчина, рома, ок. 50 лет, прож. в г. Скопье (Македония), ислам-христ., грамотный, г. Скопье, 20.01.2013; мужчина, ок. 50, прож. в г. Скопье (Македония), ислам, грамотный, г. Скопье, 20.01.2013; мужчина, ок. 30 лет, прож. в г. Скопье (Македония), ислам, грамотный (неформальный религиозный лидер), г. Скопье, 20.01.2013; мужчина, рома, ок. 10

лет, прож. в г. Скопье (Македония), грамотный, г. Скопье, 20.01.2013; женщина, рома, ок. 50 лет, прож. в г. Скопье (Македония), ислам-христ., грамотная, г. Скопье, 20.01.2013.

ПМА 9: материалы личного общения с представителями цыганских сообществ (этнокультурные группы арлия, гурбеты) за пределами территории исследования: мужчина, рома, ок. 50 лет, прож. в г. Призрен (Косово), ислам, грамотный, г. Москва (Россия), 01.2013; мужчина, рома, ок. 40 лет, род. в г. Приштина (Косово), прож. в г. Прокуплье (Сербия), г. Москва (Россия), 01.2013.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.