Религиозный фактор в культуре питания: на примере таджиков г. Казани тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат наук Маддахи Машизи Джавад

  • Маддахи Машизи Джавад
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Казань
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 327
Маддахи Машизи Джавад. Религиозный фактор в культуре питания: на примере таджиков г. Казани: дис. кандидат наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Казань. 2014. 327 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Маддахи Машизи Джавад

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

§1. Интерпретация понятий «Религия» и «Культура питания

§2.Основы исламской культуры питания

ГЛАВА 2. СИМВОЛИЧЕСКИЕ РОЛИ В ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ПИТАНИЯ

§ ¡.Правила поведения, связанные с питанием

§2. Обереговая символика культуры питания в исламе

§З.Еда и феномен терапии и исцеления в исламе

ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ИСТОЧНИКАМИ ЕДЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСЛАМА И МУСУЛЬМАН-ТАДЖИКОВ...186 - 267 § 1 .Принципы исламской культуры питания и питания таджиков-

мусульман

§2. Отношение к продуктам с точки зрения ислама и мусульман-

таджиков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозный фактор в культуре питания: на примере таджиков г. Казани»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Одним из важнейших компонентов системы жизнеобеспечения этноса является пища или шире - система питания, имеющая множество географических, исторических, социальных и культурных аспектов. Систему питания какого-либо этноса составляют перечень основных продуктов, употребляемых в пищу; способы заготовки и хранения продуктов; виды и состав приготовляемых из них кушаний; употребление особых дополнительных компонентов, приправ и специй; этническая специфичность пищи; традиции в характере питания; способы обработки продуктов и приготовления блюд; пищевые ограничения, запреты и предпочтения; утварь; постройки и помещения, где происходит приготовление и прием пищи; режим питания.

Включение в систему питания правил поведения перед принятием пищи, а также во время трапезы и после нее, установление особых связей между сотрапезниками, использование различных продуктов с включением коллективной трапезы в ритуально-обрядовые действия и иные социальные практики - все это формирует более широкое понятие - культура питания. Культура питания, по сути, является усвоением присущей людям культуры через еду.

Принятие пищи - это осмысленная деятельность, обусловленная социальными, экономическими и культурными факторами, всем, что в совокупности входит в повседневный цикл жизни. Одним из измерений образа питания является именно культурный аспект, в рамках которого люди решают, что употреблять в пищу, а от чего отказаться. Этот выбор основан не только на вкусовых предпочтениях и/или стоимости продуктов, но также на различных иных факторах, важнейшим из которых является вероисповедание. Религия - это один из главных

факторов, который формирует систему питания, определяет в ней запрещенное и разрешенное, чистое и нечистое, святое или не святое. Религиозные каноны, касающиеся, в числе прочего, и питания, зародились в глубокой древности и представляют собой концентрированный опыт человечества, направленный на сохранение физического и духовного здоровья общества. Поэтому изучение религиозного фактора в формировании системы питания приобретает общечеловеческое значение, независимо от конфессии и степени религиозности того или иного локального сообщества.

Из всех мировых религий самым молодым вероучением является ислам. Пища в исламе занимает особое место, а культура питания мусульманских народов регламентирована множественными нормами, изложенными в источниках ислама. Несмотря на это, до сих пор всеобъемлющего и согласованного изучения роли религиозного фактора в культуре питания мусульман не предпринималось, что актуализирует исследования в этой области.

Объект диссертационного исследования - культура питания, под которой понимается система традиций и устоев в отношении приёма пищи, а также застолья и кухни в широком понимании.

Предметом исследования является степень

детерминированности культуры питания религиозными предписаниями и традициями.

Цель исследования - на основе изучения письменных и полевых источников выявить степень соответствия предписанной религиозными канонами исламской культуры питания реальной (бытующей) культуре питания мусульман на примере группы таджиков современного города Казань. Таким образом, хронологически теоретическая часть

исследования носит ретроспективный характер, а эмпирическая часть относится к современности.

Для достижения поставленной цели планируется решить ряд задач:

- дать интерпретацию понятий «религия», «культура питания» и их взаимосвязи («исламская культура питания»);

выявить символические роли (поведенческие, обереговые, терапевтические) в нормативной (предписанной) и реальной (бытующей) исламской культуре питания;

- провести сравнение принципов нормативной и реальной исламской культуры питания.

В качестве исследуемой совокупности избрана группа мигрантов

- таджиков, проживающая в г.Казани. Изучение этнических меньшинств в рамках больших культурных общностей позволяет познать изначальную культуру, к которой восходит данное меньшинство, а также создает предпосылки для сближения и культурного обмена между различными общинами в обществе. Культурный обмен представляет собой условие жизни микрокультур и этнических групп в любом месте и в любое время. Любое общество и наследие любой культуры включает в себя широкий спектр обрядов и обычаев, ритуалов и церемоний, образа жизни, представлений и убеждений различных культурных групп. Малочисленность некоторых групп не уменьшает их значения, потому что они являются связующими звеньями, обеспечивая жизнь более многочисленной общности. На протяжении всей истории Россия была местом сосуществования различных этнических, национальных и культурных групп, которым в разных обществах отводится

первостепенное положение. Это страна, которая в силу этнического многообразия и наличия множества диаспор представляет собой одно из уникальнейших культурных пространств в мире, что придает ей множество потенциальных возможностей.

Таджики являются одной из групп, значительная часть которых переселились в Россию в основном в качестве трудовых эмигрантов. Казань является одним из центров расселения таджиков в стране. Сочетание у представителей этой диаспорной группы особенностей культурной идентичности обеих стран - России и Таджикистана, порождает микрокультуру с уникальной спецификой, так что их можно считать связующим звеном между автохтонными культурами этих двух стран. Внутригрупповая солидарность в рамках этой микрокультуры настолько высока, что ее представители предпочитают жить и работать рядом друг с другом, чтобы им было легче поддерживать друг с другом связь и общаться. Таджики — это народ арийского происхождения, который считается одним из наиболее древних этносов, населяющих Центральную Азию, Афганистан и регион Синцзян в Китае, и составляет основное население Таджикистана, будучи разбросанным также по таким регионам, как северная часть Индии, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, Иран и Россия. Согласно последней переписи Таджикистана, которая прошла в 2008 г., численность таджиков составила 7, 215,700 тыс. чел. Религией 90% таджиков является ислам. Большинство их являются суннитами-ханафитами, а некоторые - шиитами1. Языком этого народа является таджикский (восходит к фарси), хотя русский язык также имеет широкое хождение, в таких сферах, как административное делопроизводство, торговля. По своему языку, культуре и истории они очень близки к иранцам.

1 http://fa.wikipedia.org/wiki (дата обращения 10.06.2014)

По данным переписей населения, численность таджиков в Татарстане изменялась следующим образом: 1959 г. - 0, 1970 г. - 88 чел., 1979 г. - 231 чел., 1989 г. - 742 чел. (в том числе, в Казани - 428 чел.), 2002 г. - 3625 чел. (в том числе, в Казани - 847 чел.). Согласно результатам Всеобщей переписи населения 2010 г. в России находятся около 200303 таджиков, из которых 5859 человек проживают в Татарстане, в том числе, 1589 человек в Казани. Мужчин насчитывается 1172 человек, а женщин - 417 человек1. Согласно имеющейся информации, таджики больше заняты в таких сферах, как мелкое предпринимательство, сфера обслуживания, строительства, общественное питание, транспорт2.

Степень научной разработанности темы. Изучение пищи, пищевых традиций, питания в целом как части культуры жизнеобеспечения этноса относится к традиционной тематике в мировой антропологической науке. Существует значительное количество исследований, посвященных таким вопросам, как теоретическое осмысление феномена культуры питания (Арутюнов и др3., 1982; Боас4, 1921; Бутонов5, 1984; Григулевич6, 1990а; Козлов7, 1991; Койнихан8,

1 http://www.gks.ru (дата обращения 10.06.2014)

2http://www.fergananews.com/articles/4424 (дата обращения 03.06.2014)

3 Арутюнов С.А., Маркарян Э.С., Мкртумян Ю.И. Проблемы исследования культуры жизнеобеспечения этноса//Советская этнография. 1982. №3. С. 6-11.

4 Boas F. Ethnology of the Kwakiutl. Washington D.C, 1913. 712 p.

5 Бутинов H. А. Пища, родство, инцест. Культура народов Индонезии и Океании. (Сборник музея Антропологии и этнографии). JL: «Наука», 1984. Вып. 39. С. 113117.

6 Григулевич Н. И. Питание русского населения Азербайджана. Традиции и инновации. Русские старожилы Азербайджана //Материалы по этнической экологии. М: «Наука», 1990а. 4.1. С. 61-80.

7 Козлов В. И. Жизнеобеспечение этноса: содержание понятия и его экологические аспекты //Этническая экология. М.: «Наука», 1991. С. 14-48.

8 Counihan С. The anthropology of food and body: Gender, meaning and power. 1999. 264 P-

1 7

1999; Крупник , 1973; Ричарде, 1995); локальные и национальные особенности системы питания в различных регионах Земли (см., например, Абдулкаримов3, 1992; Артюх4, 1981; Арутюнов и др5., 1981; Григулевич6, 1990; Мухамедова7 Р.Г., 2001; Якунчева8, 2004; Шарифуллина Ф.Л.9, 2010; Арутюнов10, 2011); классификации систем питания (Арутюнов, Мкртумян, 1981; Чеснов11, 1979); культурный

17

взаимообмен систем питания (Денисов , 1969; Курогло, Никогло, 199513; Минц14, 1985; Токарев15, 1999); изучение пищи с точки зрения

1 Крупник И. И. О классификации методов изучения пищевых систем /Актуальные проблемы этнографии (материалы комиссии этнографии 1972-1973 гг.). М.: «Наука», 1973. С. 5-19.

2 Richards A. Land, Labor and diet in Northern Rhodesia.Oxford University Press, 1995. 488 p.

3 Абдулкаримов C.A. Культурно-исторические аспекты питания казанских татар (конец XIX начало XX века). Автореф. дисс... уч. степ. канд. ист. наук. М., 1992. 21 с.

4 Артюх Л.Ф. Пища и питание украинских крестьян конца XIX начала XX вв. (Этнографическая характеристика). Автореф. дисс... к.и.н. - Минск, 1981. 25 с.

Арутюнов С.А. и другие. Этнография питания народов стран Зарубежной Азии. М.: «Наука», 1981.256 с.

6 Григулевич Н. И. Этноэкологическое исследование локальных пищевых комплексов русских старожилов Армении //Советская этнография. 1990. №1. С. 114125.

7 Мухамедова Р.Г.Пища и домашняя утварь //Татары. М.: Наука, 2001. С.316-326

8 Якунчева М. Г. Система и этикет питания мордвы конца XIX - начала XX века. Автореф. дис... канд. ист. наук. Саранск, 2004. 18 с.

9 Шарифуллина Ф. Л. Касимовские татары (по генеалогическим и этнографическим материалам) /М.И.Ахметзянов, Ф.Л.Шарифуллина. Казань: Магариф, 2010. 375 с.

10 Арутюнов С.А. Карта культуры питания народов мира //Этнографическое обозрение. 2011. №2. С. 7-16.

11 Чеснов В .Я. О принципах типологии традиционно-бытовой культуры. //Проблемы типологии в этнографии. М.: «Наука», 1979. С.26-38

12 Денисов П. В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. Чебоксары: «Чувашское книжное издательство», 1969.176 с.

13 Курогло С.С., Никогло Д.Е. К проблеме этнокультурных взаимосвязей гагаузов с другими народами (на примере терминологии традиционной гагаузской кухни). Кишинев: «Штиинца», №1.1995. С.15-28

14 Минц JI. Н. Система питания венгров (к изучению этнокультурных связей). Автореф. дисс... канд. ист. наук. М., 1985. 25 с.

15 Токарев С.А. Исторические формы бытовых взаимоотношений народов //Токарев С.А. Избранное. -М., 1999. Т. 1. С. 223-230

1 7

семиотики (Байбурии , 1981; Бромлей , 1991); особенности и функции отдельных компонентов пищи (Богнибова3, 1988; Жуковская4, 1979;

г /• «7

Листова , 1980; Габдрахманова , 2011; Шитова, Гаделгареева , 1979; Попова8, 2014) и многим другим.

Что касается зависимости культуры питания от различных факторов в целом и религиозных предписаний, в частности, то эта область остается наименее изученной. Наиболее очевидна связь пищи с природно-географическими и социально-экономическими факторами, к чему и обращаются авторы. Так, например, Джон Термов и Лорен Вильяме (2004) в своей книге под названием «Социология еды и питания» рассматривают социальные основания еды и изучают политические, экономические, культурные и социальные факторы, влияющие на производство, распределение и потребление продуктов питания с социологической точки зрения, полагая, что именно социальные паттерны создают условия для выбора людьми еды. В данной книге рассматриваются такие вопросы, как различные системы

Байбурин А. К. Семиотические аспекты функционирования вещей //Этнографическое изучение знаковых средств культуры. JI : «Наука», 1981. С. 119130.

2 Бромлей Ю.В. Этнознаковые функции культуры. М.: «Наука», 1991. 226 с.

3 Богнибова Е. В. О молоке, молочных продуктах и блюдах. Кишинев: «Тимпул», 1988.131 с.

4 Жуковская Н. Пища кочевников Центральной Азии (к вопросу об экологических основах формирования модели питания) //Советская этнография. 1979. №5. С. 64-76.

5 Листова Н.М. Пища в обрядах и обычаях. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы (исторические корни и развитие обычаев). М.: «Наука», 1980. С. 161 -173.

6 Габдрахманова Г. Ф. Современный рынок мясных халяль-продуктов у татар //Этнографическое обозрение. №1. 2011. С.34-47.

7 Шитова С. Н., Гаделгареева Р.Г. Злаки в повседневной, праздничной и обрядовой пище башкир в конце XIX начале XX века //Хозяйство и культура башкир в XIX -начале XX века. М.: «Наука», 1979. С. 78-125.

8 Попова Е. В. Социальные и ритуальные аспекты трапез в традициях взаимной помощи //Ежегодник финно-угорских исследований. Вып. 2. Ижевск, 2014. С. 97105.

питания, продукты питания, общественное питание и гигиена, еда и социальное разделение, еда и телесность1. Джордж Фастер и Барбара Андерсон в книге «Медицинская антропология» (1980) посвятили одну главу еде и представили ее в качестве важного культурного концепта, обладающего смыслом и оказывающего влияние на общественные отношения. Авторы этой книги считают еду сложным явлением, включающим в себя кулинарную деятельность, склонности и антипатии, коллективное сознание, представления и табу - одним словом, культурный концепт, который определяется многие паттерны поведения. В этой книге рассматриваются такие вопросы, как аппетит и голод, классификация еды, символические роли еды, еда и стресс, а также символизм еды.

К религиозным нормам как фактору, влияющему на систему питания, чаще всего обращаются при изучении пищевых запретов и ритуалов (Смоленский, Григоров3, 1995; Воронина4, 2010). В Иране опубликовано нескольких исследований по теме на персидском языке, наиболее значимыми из которых являются следующие работы:

- «Изучение еды и напитков с точки зрения Корана и гастрономических наук» Абдоллы Гасеми5 (2006). В данном исследовании рассматриваются некоторые продукты питания, которые упоминаются в Коране, а также причины их дозволенности или запретности, с точки зрения ислама и гастрономических наук, исламская точка зрения на то, какие продукты являются полезными, а какие —

1 Germov J, Williams L. Sociology of Food and Nutrition: The Social Appetite, Oxford University Press, 2004. 444 p.

2 Faster G. M., Anderson B. Medical anthropology. New York: John Wiley and Sons, 1978.368 p.

3 Смоленский Б. Jl., Григоров Ю. Г. Религия и питание. Киев, 1995. 176 с.

4 Воронина Т. А. Этнокультурные аспекты изучения русского православного поста (XIX - начало XXI вв.). Автореф.дисс...д-ра ист.н. М., 2010. 63 с.

Гасеми А. Рассмотрение съестных продуктов и напитков с точки зрения Корана и гастрономических наук. Кум, 2006. 177 с.(на персидском языке)

вредными, сравнивается с данными современных гастрономических наук на предмет их соответствия или противоречия;

- «Питание в Исламе» Захры Ахмади1 (2005). Эта работа больше раскрывает причины дозволенности или запретности некоторых видов еды или питья с точки зрения Корана и прочих исламских источников, показывает важность еды в жизни людей и других живых существ и затрагивает проблему расточительства (исраф) и необходимости выражения благодарности в гастрономических вопросах;

- «Взгляд на питание с точки зрения Ислама» Мохаммад-Таги

л

Аятоллахи (1998). Эта работа посвящена изложению исламской точки зрения на проблему еды и питания, а также влияния питания на здоровье человека. В результате исследований автор приходит к выводу, что исламская культура питания опирается на принципы социальной и экономической справедливости и считает всех людей равноправными в употреблении в пищу дозволенных продуктов, усматривая основную причину бедности и голода, от которых страдают многие люди, в политике колониальных стран;

- «Застольные обычаи в древнем и исламском Иране» Хади Вакили и

л

Кобры Ноудахи (2011). Авторы данной работы постарались в историко-компаративном ключе изучить обычаи, связанные с едой и принятием гостей в древнем Иране, исповедовавшем зороастризм, сопоставив с аналогичными обычаями Ирана в исламский период его истории.

1 Ахмади 3. Питание в исламе. Тегеран, 2005.185 с. (на персидском языке)

2 Аятоллахи, С. Взгляд на питание с точки зрения ислама //Мешкот. 1988. №18. С. 158-174. (на персидском языке)

3 Вакили X., Ноудахи К. Правила поведения за столом в древнем Иране в исламский период //Мешкат. 2011. №112. С. 119-137 (на персидском языке)

Мохаммад Кавияни1 в своем труде под названием «Исламский образ жизни и инструменты его оценки» (2012) изучает роль религии в частных вопросах жизни с психологической точки зрения и указывает на характер формирования исламского образа жизни, соответствующих представлений и поведения, которое складывается на основе этого образа жизни. В одном из разделов этой книги автор рассматривает проблемы, связанные с едой и воздействием, которое она оказывает на духовный и физический аспекты жизни человека, считая еду одним из важнейших факторов, которые могут оказать глубокое воздействие на духовное развитие личности.

Абдолла Джавади-Амоли2 в своей книге под названием «Ключи от жизни» (2012) посвящает одну из глав вопросам, касающимся правил поведения за столом, принятия пищи и употребления напитков с точки зрения религии и исламских религиозных предводителей, рассматривая жизненный путь Пророка Мухаммада, его манеру употребления пищи и напитков как практический образец для всех мусульман.

Алиреза Хасанзаде3 опубликовал книгу под названием «Еда и культура» (2008), которая включает в себя 27 статей, посвященных различным проблемам культуры питания, и рассмотрел в них такие разные сферы жизни, как убеждения, обряды, символы, мифы и табу, с точки зрения центральной роли еды.

1 Кавияни М. Исламский стиль жизни и инструменты его оценки. Кум: «Собхан», 2013.433 с. (на персидском языке)

2 Джавади Амоли А. Ключи от жизни. Кум: «Эсра», 2012. 776 с. (на персидском языке)

3 Хасанзаде А. Пища и культура. Тегеран: «Мехрнамак», 2008. 705 с. (на персидском языке)

Али Болукбаши1 в своей книге «Повар и кухня» (2013) провел антропологическое исследование по социальной истории кулинарии. В этой работе речь идет о кухне и антропологическом изучении искусства кулинарии, а не еде или пище, которые являются продуктами этого искусства. Автор попытался изучить процесс эволюции и развития кулинарии с древнейших времен до сегодняшнего дня и характер развития кулинарной культуры в различных мусульманских общинах мира, а также рассмотрел исторические и социальные факторы, оказывавшие влияние на принципы приготовления различных блюд и процесс трансформации способов производства еды в свете культуры и социальной жизни.

В книге Мортазы Фархади «Варе» (2001), опирающейся на полевые исследования и сведения автохтонного населения иранских сел, рассматривается особый тип неформальной традиционной организации кооперации сельских женщин в Иране, которая базируется на определенном продукте питания, а именно молоке, и анализирует ритуалы, традиции, представления и праздники, сформировавшиеся вокруг этого продукта питания, обращая особое внимание на религию и религиозные представления как на самый основной фактор, составляющий эту женскую кооперацию, сформировавшуюся на основе конкретного продукта питания.

В целом, как следует из приведенного обзора, комплексных исследований, рассматривающих взаимосвязи религиозных представлений и систем питания у отдельных народов до настоящего времени не существовало.

1 Болукбаши А. Повар и кухня. - Тегеран: «Фарханг-е джавид», 2013. 333 с. (на персидском языке)

2 Фархади М. Варе. - Тегеран: «Хошбейн», 2001. 627 с. (на персидском языке)

Теоретико-методологические и методические основы исследования. В данной работе мы постарались изучить роль исламской религии в формировании культуры питания мусульман, опираясь на теоретические рамки функционализма, структурализма, герменевтики и семиотики. В связи с этим наиболее важными представляются теоретические труды классиков зарубежной антропологии, прежде всего, Клиффорда Гирца, Бронислава Малиновского, Клода Леви-Стросса, Эмиля Дюркгейма и Джеймса Фрейзера.

За последние несколько десятилетий в антропологии, изучении религии, культуры и ритуалов было проведено не так много исследований, в которых не уделялось внимания идеям и трудам Клиффорда Гирца. Из всех современных антропологов К. Гирц является важнейшим популяризатором герменевтического подхода к религии и культуре в целом. Гирц определяет культуру как систему понятий, которая выражается в виде символов и дает людям возможность коммуницировать друг с другом. По его мнению, в сознании людей мир наделяет смыслом именно культура, которая делает людей способными к восприятию и пониманию1. Гирц рассматривает религию как культурную символическую систему, которая оказывает влияние на эмоции и мотивы верующих, предлагая им последовательную картину бытия. Эти символы и деятельность, связанная с религиозными обрядами, создает систему ценностей, которая дает им образцы вещей, какими они являются, и образцы того, какими они должны быть. В свете своей герменевтической и семиотической теории Гирц постарался объяснить, каким образом символы и ритуальные практики могут давать

1 Фокухи Н. История антропологической мысли и теорий. — Тегеран: «Ней», 2002, с. 256. (на персидском языке)

идеализированное представление, которое, с одной стороны, отражает актуальную социальную ситуацию, а с другой стороны, подготавливает почву для изменения текущей ситуации и контроля над ней1. Чтобы показать осмысленность культурных практик и обладание ими смыслом, выходящим за рамки объективной реальности, Гирц призывает антропологов быть более точными и глубокими в своих методах и взглядах. Его метод достижения цели - это то, что сам Гирц называет «плотным описанием», противопоставляя его «жидкому описанию». По мнению Гирца, жидкое описание имеет дело лишь с эмпирическим наблюдением и фиксацией данных, а плотное описание возникает лишь тогда, когда человек желает выяснить смысл эмпирических данных2. По его мнению, при жидком описании каждого поступка мы получаем лишь представление о физическом движении, но именно плотное описание подразумеваемых понятий и намерений сообщает о мотивах и правилах, которые выражаются физическими действиями. Как считает Гирц, чтобы понять культурные действия, сперва можно обратиться к жидкому описанию, которое различными путями, такими как наблюдение, сведет воедино все эмпирические составляющие социального действия, а на втором этапе применить плотное описание, что в совокупности составляет процесс интерпретации социальных действий3.

Помимо герменевтической и символической теории Гирца, в данной работе использовались функционалистские концепции

1 Geertz С. Religion as a cultural system in the interpretation of cultures. New York. Basic Book, 1973, p. 112.

2 Geertz C. Religion as a cultural system in the interpretation of cultures. New York. Basic Book, 1973, p. 32.

3 Карамипур, А. Подход Клиффорда Гирца к религии и культуры. // современная религиозная мысль, 2011, № 24. с. 162. (на персидском языке)

Б.Малиновского в сфере религии и питания. Малиновский считал, что важнейшая функция культур состоит в обеспечении потребностей человека. Он делил эти потребности на три группы: во-первых, биологические потребности, такие как потребность в питании; во-вторых, инструментальные потребности, такие как потребность в обучении, законах и установлениях; в-третьих, консолидирующие потребности, такие как потребность в религии, которая дает возможность коммуникации, взаимопонимания и обмена. Он считал, что каждый из компонентов культуры обладает некой пользой, а иначе бы он даже не возникал. Их специфика состоит в том, что они удовлетворяют индивидуальные и коллективные потребности людей. Например, человек нуждается в еде, а потому он создает систему под названием «культура питания». Изучение концепций Малиновского показывает, что в его представлении религия глубоко связана с такими понятиями, как еда, жизнь и смерть или же, иначе говоря, сводит воедино жизнь в этом мире и следующем. К тому же, учитывая роль эмоциональных сил, архитектоники жизни и смерти, религия коренится во многих представлениях1.

Кроме идей Б.Малиновского и К.Гирца, в некоторых частях работы, в честности тех, где речь идет о сакральном и профанном или же противоречии между природой и культурой мы использовали теории двух видных фигур социологии и антропологии, таких как Эмиль Дюркгейм и Клод Леви-Стросс.

Большое значение для понимания общих черт первобытных и современных религий и их взаимосвязи с пищей имеют идеи Джеймса Фрейзера. В различных главах своей книги «Золотая ветвь» он

1 Malinowski, В. Magic, science and Religion. MacMillan: 1955, p. 187.

рассмотрел понятие еды как нечто, не ограничивающееся биологическим смыслом этого слова, и постарался показать, что все религии были в своей основе культом плодородия, который находится в тесной связи с едой. В одном из разделов этой книги, который заслуживает особого внимания, Фрейзер рассматривает верования и представления различных примитивных обществ, в которых сложилась тесная связь между их религиозно-магическими практиками и едой.

При написании работы автор использовал общие теоретико-методологические положения, разработанные в современной социальной антропологии и религиоведении: принципы объективности, системности, историзма, взаимосвязанности и взаимообусловленности объектов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Маддахи Машизи Джавад, 2014 год

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.

Абашин С.Н. Чай в Средней Азии: история напитка в ХУШ-Х1Х веках //Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М., 2001. С. 204-231.

Абдулкаримов С.А.Культурно-исторические аспекты

питания казанских татар (конец XIX начало XX века). Автореф. дисс... уч. степ. канд. ист. наук. М., 1992, 24 с.

Аз-Замахшари М. Весна чистых. - Бейрут: «Муассасат аль-Алами», 2010, 978 с. (на арабском языке)

Айаши М. Интерпретация аяший. - Тегеран: «Мактабат аль-ильмийа аль-исламийа», 2002, Т. 1. - 403 с. (на арабском языке)

Ализаде М. Социологический анализ стиля питания //Социальное благоустройство, 2011, №44, с. 285-318.

Алимова Б.М. Пища и культура питания тюркоязычных народов Дагестана в XIX -начале XX вв. // Система питания народов Дагестана. Махачкала, 1984. С. 82-98.

Алимова Б.М. Пища и культура питания тюркоязычных народов Дагестана в Х1Х-нач. XX в.: Общее и особенное в свете генетических истоков и этнокультурных взаимодействий.: Дисс... канд.ист.н. Махачкала, 2003.

Аль-Барки А. Достоинства. - Кум: «Дар аль-кутуб аль-сламийа», 1992, 456 с. (на арабском языке)

Аль-Кулайни М. Аль-Кафи. - Тегеран: «Нур-е вахй», 2008, Т. 6, 750 с. (на арабском языке)

Аль-Кулайни М. Аль-Кафи. - Тегеран: «Дар аль-кутуб аль-исламийа», 2007, Т. 5, 593 с. (на арабском языке)

Аль-Кумми М. Уйун аль-ахбар ар-Рида. - Тегеран: «Джахан», 2004, Т. 2, 312 с. (на арабском языке)

Алъ-Магриби Н. Да'аим аль-ислам. - Миср: «Дар аль-Ма'ариф», 1965, Т. 2, 544 с. (на арабском языке)

Алъ-Рази М. Нахдж аль-Балага. Тегеран: «Айдон», 2007, 956 с. (на арабском языке)

Аль-Садук М. Иляль аш-Шараи. - Кум: «Мактабат ад-Давари», 2006, 974 с. (на арабском языке)

Аль-Харрани X. Дары умов. - Кум: «ислами», 1985, 382 с. (на арабском языке)

Ан-Наджафи М. Жемчужины слова. - Бейрут: «Дар аль-ихйа ат-турас аль-араби», 2008, Т. 31, 636 с. (на арабском языке)

Ансариян X. Перевод Нахдж аль-Балага. - Тегеран: «Азади», 2002, 897 с. (на персидском языке)

Аршин Е.ИТюрин Ю.Я. Религиозная антропология. Часть 1. Владим. гос. ун-т. - Владимир: «Ред.-издат. комплекс ВлГУ», 2005, 124 с . Арон Р. Основной процесс мышления в социологии. - Тегеран: «Науки и культуры», 2008, 806 с.

Артюх Л. Ф. Пища и питание украинских крестьян конца XIX начала XX вв. (Этнографическая характеристика). Автореф. дисс... к.и.н. — Минск, 1981,25с.

Артюх Л.Ф., Яровая В. А. Пища //Украинско-молдавские этнокультурные взаимосвязи в период социализма. - Киев: «Наукова думка», 1987, с. 136 -155.

Арутюнов С.А., Воронина ТА. Традиционная пища как выражение

этнического самосознания. -М.: «Наука», 2001, 293 с.

Арутюнов С. А. Основные пищевые модели и их локальные варианты у народов России // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М., 2001.С. 10-18.

Арутюнов С.А. Карта культуры питания народов мира //Этнографическое обозрение, 2011, №2, с. 7-16.

Арутюнов С.А. Пища // Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 3. Материальная культура. М.: Наука, 1989. С. 206-207.

Арутюнов С.А. и другие. Этнография питания народов стран Зарубежной Азии. -М.: «Наука», 1981, 276 с.

Арутюнов С.А., Маркарян Э.С., Мкртумян Ю.И. Проблемы исследования культуры жизнеобеспечения этноса

//Советская этнография, 1982, №3, с. 6-11.

Арутюнов С.А., Мкртумян Ю.И. Проблема классификации элементов культуры (на примере армянской системы питания) //Советская этнография, 1981, №4, с. 3-7.

Ас-Суйуты Д. Аль-Джами' ас-Сагир. - Бейрут: «Дар аль-Фикр», 1981, 518 с. (на арабском языке)

Ат-Туси М. Ан-Нихайа фи муджаррад аль-фикх ва-ль-фатава. - Бейрут: «Дар аль-китаб аль -'араби», 1980, 789 с. (на арабском языке)

Am-Tycu М. Тахзиб аль-ахкам. - Тегеран: «Нур-е вахй», 2008,Т. 6, 510 с. (на персидском языке)

Ахад И. Общественное питание //Суре, 2012, №60, с. 65-69. (на персидском языке)

Ахмади 3. Питание в исламе. - Тегеран: «Тегеран», 2005, 185 с. (на персидском языке)

Ахунди М. Отношение к еде и питанию с точки зрения ислама //Хассун, 2009, №15 , с. 175-191. (на персидском языке)

Аятоллахи, С. Взгляд на питание с точки зрения ислама //Мешкот, 1988, №18, с. 158-174.

Бабаев Ю.А. Вопросы истории и культуры народов Мавераннахра и Хорасана в трудах Абурайхана Беруни: культурологический аспект: Дисс...канд.ист.н. Худжанд, 2006.

Баишева С.М. Продовольственное самообеспечение улусов проживания малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия): Дисс...канд.ист.н. Якутск, 1998.

Байбурин А. К. Об этнографическом изучении этикета // Этикет у народов Передней Азии. М.: Наука, 1988. С. 12-38.

Байбурин А. К. Ритуал: между биологическим и социальным // Фольклор и этнографическая действительность. СПб., 1992. С. 18-29.

Байбурин А.К. Ритуал: свое и чужое // Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990. С.З-17.

Байбурин А. К. Семиотические аспекты функционирования вещей //Этнографическое изучение знаковых средств культуры. — Л : «Наука», 1989, с. 119-130.

Бейман У. Символическое отведение бед в иранском театре //Иран-намэ, 1991, №34, с.293-303.

Бейтс Д. Пелак Ф. Культурная антропология. - Тегеран: «Научное издательство», 2003, 829 с.

Бердыев М. С. Трансформация традиционной системы питания туркмен в наши дни // Советская этнография. 1985. № 1. С. 88-98.

Берс А. А. Религиозные запреты на пищу. - М.: «Научное обозрение», 1901, с. 3-28.

Бехния М. Зерновые зоны холодного климата. - Тегеран: «Тегеран», 2007, 326 с. (на персидском языке)

Блощицына М.В. Культура питания русских Верхнего Приобья и Саяно-Алтая в конце Х1Х-ХХ вв.: локальные варианты и их трансформация: Дисс...канд.ист.н.. Новосибирск, 2008.

Богнибова Е. В. О молоке, молочных продуктах и блюдах. — Кишинев: «Тимпул», 1988, 131 с.

Болукбаши А. Повар и кухня. - Тегеран: «Фарханг-е джавид», 2013, 333 с. (на персидском языке)

Бордю П. Теория действия. — Тегеран: «Нагш-о-негяр», 2010, 344 с. (на персидском языке)

Бромлей Ю.В. Этнознаковые функции культуры. - М. : «Наука», 1991, 224 с.

Будаева Ц.Б. Этноэкологические традиции народов Байкальского региона в условиях трансформационных процессов: проблемы сохранения и развития: Дисс...канд.ист.н. М., 2005.

Буриев К.Б. Библиография земледельческой культуры таджикского народа: Дисс...канд.ист.н. Душанбе, 2000.

Бутинов Н. А. Пища, родство, инцест. Культура народов Индонезии и

Океании. (Сборник музея Антропологии и этнографии). - Л.: «Наука»,

1984, вып. 39, с. 113-117.

Бушков Р.А. Традиционные напитки в быту народов Среднего Поволжья

в конце XIX нач. XX вв.: Дисс.канд. ист. наук. Казань, 1994.

Вакили X., Ноу дохи К. Правила поведения за столом в древнем Иране в исламский период //Мешкат, 2011, №112, с. 119-137. (на арабском языке)

Веблен Т. Теория зажиточного класса. - Тегеран: «Ней», 2007, 400 с. (на персидском языке)

Воронина Т. А. Этнокультурные аспекты изучения русского православного поста (XIX - начало XXI вв.). Автореф.дисс...д-ра ист.н., М„ 2010,63 с.

Габдрахманова Г. Ф. Современный рынок мясных халяль-продуктов у татар //Этнографическое обозрение, 2011, №1, с. 34-47.

Гараати М. Толкование Корана Ан-Нур. - Тегеран: «дарсхайи аз Коран», 2012. Т. 3, 658 с. (на персидском языке)

Гасеми А. Рассмотрение съестных продуктов и напитков с точки зрения Корана и гастрономических наук. - Кум: 2006, 177 с. (на персидском языке)

Гивиян А. Антропология религиозных общин. — Тегеран: «Университет Имама Садека», 2011, 480 с. (на персидском языке)

Гидденс Э. Социология. - Тегеран: «Ней», 2012, 890 с. (на персидском языке)

Григулевич Н. И. Питание русского населения Азербайджана. Традиции и инновации. Русские старожилы Азербайджана //Материалы по этнической экологии. -М: «Наука», 1990. 4.1, с. 61-80.

Григулевич Н. И. Этноэкологическое исследование локальных пищевых комплексов русских старожилов Армении //Советская этнография. 1990, №1, с. 114-125.

Губайдулин К., Губайдулина М. Пища казанских татар. М.: Дружба народов, 1991.220с.

Дарйабандари Н. Поваренная книга всяких вкусностей. - Тегеран: «Карнаме», 2013, 986 с. (на персидском языке)

ДаръяиМ. Написано Золотой. - Тегеран: «сафирардехаль», 2012, 184 с. Денисов П. В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. -Чебоксары: «Чувашское книжное издательство» 1969, 175 с. Жуковская Н. Пища кочевников Центральной Азии (к вопросу об экологических основах формирования модели питания) //Советская этнография, 1979, №5, с. 64-76.

Джавади Амоли А. Ключи от жизни. - Кум: «Эсра», 2012, 776 с. (на персидском языке

Дугарин И. Еда с антропологической точки зрения: еда, культура и общество //Пайам-е ЮНЕСКО», 1988, №204, с. 4-7. (на персидском языке)

Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни.- Тегеран: «Аламе Табатабаи», 2004, 532 с. (на персидском языке)

Дюрраз А. Введение в исследование истории религий. - Тегеран: «Фарханг», 1998, 336 с. (на персидском языке)

Жуковская Н. Л. Пища кочевников Центральной Азии (к вопросу об экологических основах формирования модели питания) // Советская этнография. 1979. № 5. с. 64-76.

Жуковская Н. Л. Этнография питания народов Центральной Азии // Этнография питания Центральной Азии. М.: Наука, 1981. С. 120-140.

Кавияни М. Исламский стиль жизни и инструменты его оценки. - Кум: «Собхан», 2013, 433 с. (на персидском языке)

Карамипур, А. Подход Клиффорда Гирца к религии и культуры. // современная религиозная мысль, 2011, № 24. с. 153-176.

Козлов В. К Жизнеобеспечение этноса: содержание понятия и его экологические аспекты //Этническая экология. - М.: «Наука», 1991, с. 14-48.

Крупник К К О классификации методов изучения пищевых систем /Актуальные проблемы этнографии (материалы комиссии этнографии 1972-1973 гг.). -М.: «Наука», 1973. с. 5-19.

Козловская М.В. Феномен питания в эволюции и истории человека: Дисс...канд.ист.н. М., 2002.

Коми А, Мафатих аль-Джанан. - Кум: «мечети Джамкаран», 2004, 1198 с. (на персидском языке)

Константинов В. Ф. Философская энциклопедия. - Тегеран: 2002, Т. 2, 875 с.

Кош Д. Понятие культуры в социальных науках. - Тегеран: «Соруш», 2012, 212 с. (на персидском языке)

Курбанова М.Б. Традиционная пища узбеков и таджиков Бухарского оазиса (конец XIX — начало XX в.). Автореф. дисс...канд.ист.наук. Ташкент, 1994. 24 с.

Курманова С.Р. Пища немцев Западной Сибири во второй половине XX - начале XXI века.: Дисс...канд.ист.н. Омск, 2010.

Курогло С.С., Никогло Д.Е. К проблеме этнокультурных взаимосвязей гагаузов с другими народами (на примере терминологии традиционной гагаузской кухни). - Кишинев: «Штиинца», 1995, 15 с.

Лаврентьева Л. С. Символические функции еды в обрядах // Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990. С. 37-47.

ЛистоваН.М. Пища в обрядах и обычаях. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы (исторические корни и развитие обычаев). -М.: «Наука», 1980, с. 161 -173.

Лич Э. Леви-Стросс. - Тегеран: «Харазми», 1978, 206 с. (на арабском языке)

Маджлеси М. Бихар аль-Анвар. — Тегеран: «Тегеран», 2002, 306 с. (на персидском языке)

Макарем Ширази Н. Выбор интерпретации примера. - Тегеран: «Дар аль-кутуб аль-исламийа», 2010, 650 с. (на персидском языке)

Макарем-Ширази Н. Интерпретация примера. - Кум «Дар аль-кутуб аль-исламиййа», 2013, Т. 14, 569 с. (на персидском языке)

Макарем-Ширази Н. Интерпретация примера. - Кум «Дар аль-кутуб аль-исламийа», 2013. Т. 11, 467 с. (на персидском языке)

Макарем-Ширази Н. Перевод Священного Корана. - Тегеран: 2010, 604 с. (на персидском языке)

Макарем-Ширази Н. Этика в Коране. - Кум «Мадрасе-йе Эмам Али», 2008. Т. 1, 464 с. (на персидском языке)

Маназерахсан М. Общественная жизнь в эпоху правления Аббасидов. -Тегеран: «эльми ва фарханги», 1991, 338 с. (на персидском языке)

Маслова Г.С. Пища и хозяйственная утварь // Материалы и исследования по этнографии русского населения Европейской части СССР. Труды ИЭ. Т. ЬУИ. М., 1960. С. 143-171.

Махдави-Кани М. Религия и образ жизни. - Тегеран: «Ней», 2008, 472 с. (на персидском языке)

Машкур М. Краткая информация о религиях. - Тегеран: «Шарг», 1989, 490 с. (на персидском языке)

Мигранова Э.В.Традиционная система питания башкир: На материалах юго-западных и юго-восточных районов Республики Башкортостан: Дисс...канд.ист.н. Уфа,2003.

Минц Л.Н. Система питания венгров (к изучению этнокультурных связей). Автореф. дисс... канд. ист. наук.-М., 1985, 22 с.

Мохаммади-Райшахри М. Энциклопедия хадисов медицинской тематики. -Тегеран: «Дар оль-хадис», 2012, 672 с. (на персидском языке)

Мусапур Э. Отношения между религией и культурой питания иранцев в эпоху Сефевидов //Тарих-е тамаддон-е эслами, 2011, №14. с. 113-141. (на персидском языке).

Мухамедова Р.Г. Пища и бытовая утварь /Татары. — М.: Наука, 2001, 583 с.

Никджу М. Институт гастрономической культуры //Суре, 2012, №60, с. 78-81. (на персидском языке)

Никогло Д.Е. Традиционная пища гагаузов XIX - начала XX вв.: Дисс...канд.ист.н. М., 2001.

Нолан П., Ленски, Г.Э. Человеческие общества: введение в макросоциологию. - Тегеран: «Ней», 2012, 660 с. (на персидском языке)

Оберкромби Н. Культура социологии. - Тегеран: «Чапахш», 1944, 485 с. (на персидском языке)

Пакатчи А. Пересекающиеся понятия природы и культуры в семиотическом и культурном пространстве Московско-Тартусской школы. - Тегеран: «Фархангшенаси-йе Хонар», 2005, 345 с. (на персидском языке)

Пахутов А. Е. Традиционная пища монгольских народов как историко-этнографический источник: Дисс. канд. ист. наук. М., 1979.

Попова Е. В. Социальные и ритуальные аспекты трапез в традициях взаимной помощи //Ежегодник финно-угорских исследований. Вып. 2. Ижевск, 2014, с. 97-105.

Порохова М. В. Перевод Священного Корана — Тегеран: 2009. 815с.

Раванди С. Ад-Да'ават. - Кум: «Имам аль-Махди», 1987, 437 с. (на персидском языке)

Рамазанова З.Б. Пища народов Нагорного Дагестана в XIX - начале XX вв.: классификация форм и анализ факторов сложения и развития: Дисс...канд.ист.н. Махачкала, 2007.

Ривъер К. Введение в антропологию. - Тегеран: «Нэй», 2011, 312 с. (на персидском языке)

Руи Фэн Л. Традиция здорового питания в Китае //Пайам-е ЮНЕСКО, 1988, №204, с. 24-27. (на персидском языке)

Рух алъ-Амини М. Основания культурологии: сочинение о культурной и этнической антропологии. - Тегеран: «Аттар», 2009, 200 с. (на персидском языке)

Садати М. X. Хамгияххари бе масабе-йе йек фарханг (Вегетарианское сыроедение как культура)// Маджалле-йе энсаншенаси. - Тегеран, 2012, №16, с. 67-115. (на персидском языке)

Сапами А. Финики в культуре населения Хашта и Дальвара. - Тегеран,

2004, №1, с. 53-75. (на персидском языке)

Сахеби М. Д. Отношения между религией и культурой в иранском обществе. - Тегеран: «Вазарат-е фарханг», 2005, 840 с. (на персидском языке)

Смоленский Б. Л., Григоров Ю. Г. Религия и питание. - Киев, 1995, 176с.

Токарев С.А. Исторические формы бытовых взаимоотношений народов

//Токарев С.А. Избранное. - М., 1999, Т. 1, с. 223-230.

Собхани Д. Сияние вилаята. - Тегеран: «Эмам Садег», 2011, 860 с. (на персидском языке)

Табарси Ф. Нравственные доблести. - Тегеран: «Мим», 2011, 896 с. (на персидском языке)

Табатабаи М.Х. Аль-Мизан. - Кум: «Дар аль-эльм», 1984, 352 с. (на персидском языке

Тихомирова М. Н. Культура питания татар Среднего Прииртышья:

проблемы формирования и этнокультурных связей. — Омск, 2006, 232 с .

Тихомирова М.Н.Традиционная пища татар Среднего Прииртышья во второй половине XIX - первой трети XX вв.: Дисс...канд.ист.н. Омск,

2005.

Тоуфиги X. Знакомство с основными религиями. — Тегеран: издательство Самат, 2006, 300 с.

Урсегова М.В. История этнологического и социоантропологического изучения питания: краткий обзор // Этнографическое обозрение, №2, 2011, с. 67-74.

Чеснов В.Я. О принципах типологии традиционно-бытовой культуры. //Проблемы типологии в этнографии. - М.: «Наука», 1979, 253 с.

Шитова С.Н., Гаделгареева Р.Г. Злаки в повседневной, праздничной и обрядовой пище башкир в конце XIX начале XX века //Хозяйство и культура башкир в XIX - начале XX века. - М.: «Наука», 1979, с. 78-125.

Фархади М. Варе. - Тегеран: «Хошбейн», 2001, 627 с. (на персидском языке)

Фокухи Н. Гармония и противоречие в идентичности и этничности. -Тегеран: «Гол Азин», 2008, 352 с. (на персидском языке)

Фокухи Н. История антропологических идей и теорий. - Тегеран: 2011, 482 с. (на персидском языке)

Фокухи Н. История антропологической мысли и теорий. - Тегеран: «Ней», 2002, 480 с. (на персидском языке)

Фрейзер Д. Золотая ветвь. - Тегеран: «Агях», 2009, 861 с. (на арабском языке)

Хадеми Н. Культура еды в Коране //Баенат, №59, 2008, с. 119-142. (на персидском языке)

Хаджиева MX. Традиционная система питания карачаевцев и балкарцев в XIX-XX вв.: Дисс...канд.ист.н.. Карачаевск, 2008.

Хамильтон М. Социология религии. - Тегеран: «Салес», 1999, 428 с. (на персидском языке)

ХанегахА. Общественная антропология. - Тегеран: «Самат», 2011, 584 с. (на персидском языке)

Хасанзаде А. Пища и культура. - Тегеран: «Мехрнамак», 2008, 705 с. (на персидском языке)

Хашеи Р. Национальные медиа, глобализация и изменения в культуре питания //Тахлил-е пайам, 2012, №2, с. 65-85. (на персидском языке)

Ходадади Д. Пятнадцать дней до здоровья. - Тегеран: «Сохраварди», 2010, 467 с. (на персидском языке)

Ходайар Мохебби M. Основы религии и социологии. - Тегеран: «Тегеран», 1965, 258 с. (на персидском языке)

Хурр-Амоли М. Васаиль ал-ши'а. - Кум: «эслами», 2012, 788 с. (на персидском языке)

Чайлд Г. Человек делает сам себя. - Тегеран: «Шеркат-е кетабха-йе джиби», 1951, 242 с. (на персидском языке)

Шейбани С. Иранский стол. - Тегеран: «Нагшонегяр», 2010, 344 с. (на персидском языке).

Шарифуллина Ф.Л. Касимовские татары (по генеалогическим и этнографическим материалам) /М.И.Ахметзянов, Ф.Л.Шарифуллина. -Казань: Магариф, 2010, 375 с.

Ширвани, А. Нахдж аль-Балага. - Кум: «Дар аль-эльм», 2008, 704 с. (на персидском языке)

Щанкина Н.Н. Культура питания татар-мишарей Мордовии: Дисс...канд.ист.н. Саранск, 2005.

Эбрахими М. Приготовление пищи в Иране. - Тегеран: «Энциклопедия Ирана». 2006, 422 с. (на персидском языке)

Элиаде М. Изучение религии. - Тегеран: «Институт культурных исследований», 1995, 765 с. (на персидском языке)

Элиаде М. Священное и не священное. Издания Соруш. - Тегеран: «Соруш», 2009, 290 с. (на персидском языке)

Эрдниев У. Э. Пища и напитки калмыков // Записки калмыцкого НИИ языка, литературы и истории при совете министров Калмыцкой АССР. Элиста, 1962. Вып. 2. С.215-245.

Юсефизаде М. А. История антропологической и этнологической мысли. -Тегеран, 2005, 476 с. (на персидском языке)

Яагуби А. Священное и не священное //Марефат, 2007, № 34, с. 87-103. (на персидском языке)

Якунчева М. Г. Система и этикет питания мордвы конца XIX - начала XX века. Автореф. дис.... канд. ист. наук. Саранск, 2004, 25 с.

Boas F. Ethnology of the Kwakiutl. Washington D.C, 1913.712 p.

BocockR. Consumption. London: Routledge, 1993, 144 c.

Bourdieu P. Distinction. London: Routledge & Kegan Paul, 1984, 640 p.

Counihan C. The anthropology of food and body: Gender, meaning and power. 1999, 256 p.

Dürkheim E. The Elementary Forms of the Religious Life. Trans. Joseph Ward Swain. New York: Free Press, 1915, 358 p.

Edwards P. The Encyclopedia of philosophy. New York: Macmillan, 1967, 447p.

Elyada O. The Raw and the Cooked: Levi-Strauss and Hidden Structures of Myth, in Raw and Cooked, Ed. By R. Direktor. Haifa: Haifa University Press, 2007, 4p.

Faster G. M., Anderson B. G. Medical anthropology. New York: John Wiley and Sons, 1978, 578p.

Fox N., Ward K. J. You are what you eat? Vegetarianism, health and identity. Social Science & Medicine, 2008, p. 2585-2595.

Geertz C. Local Knowledge: Further Essays in Interpretive Anthropology. New York: Basic Books, 1983, 256p.

Geertz C. Religion as a cultural system in the interpretation of cultures. New York. Basic Book, 1973, p. 87-125.

Geertz C. The interpretation of cultures. New York: Basic book, 1966, 471p.

Germov J., Williams L. Sociology of food and nutrition: the social Appetite. New York: Oxford, second Edition, 2004, 444p.

Katz Н., Woys W. Encyclopedia of Food and Culture. Publisher: Charles Scribner's & Sons, 2002, Vole .1, 1800 p.

Leach E. Levi-Strauss. Fontana. University of Chicago Press, 1989, 146 p.

Leslie G. R., Larson R. F., Gorman B. L. Introductory Sociology. Oxford: Oxford UN. Press, 1994, 604 p.

Levi-Strauss. C. The Triangle Culinary. Art, 1965, № 26, p. 19-29.

Lusk J. L., Norwood B. Some economic benefits and costs of vegetarianism. Agricultural and Resource Economics Review, 2009, 38(2), p. 109-124.

Macbeth H., MacClenny J. Researching Food Habits Methods and problems. Berghahn: Books, 2004, 232 p.

Malinowski, Branislaw. Magic, science and Religion Ed: James Needham MacMillan; repr. Farden Ciy, NY: Doubleday. 1955, 274 p.

Marks D. Health psychology; Theory, Research, and practice. London: sage publications Ltd, 2000, 597p.

Richards A. Land, Labor and diet in Northern Rhodesia. — Oxford University Press, 1995, 425p.

Roden С. The New Book of Middle Eastern Food. London: Corzon, 1968, 513 p.

Sills D. L., Merton R. K. International Encyclopedia of the social sciences. New York: Macmillan, 1991, 342 p.

Simmel G. The philosophy of Money. New York: Tom Bohomer&Pavid Frisby, Second enlarged Ed., Routledge, 1990, 543 p

TylorE. Anthropology: An Introduction to the Study of Man and Civilization. New York: D. Appleton and Company, 1881, 478 p.

Vehlen Т. The Theory of the Leisure Class. New York: Macmillan& Co, 1899, 256p.

Webster Third New Dictionary (Online, Die), 1971. (дата обращения 10.08.2013).

Yinger J. M. The Scientific Study of Religion. New York: Macmillan, 1970, 593p.

Zubaida S., Tapper R. Culinary Cultures of the Middle East. London: I.B. Tauris publishers, 1994, 320 p.

Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. - [Электронный ресурс] — Режим доступа: http ://www. gks ,ги/ (дата обращения 10.06.2014).

Таджики - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fa.wikipedia.org/wiki/%D8%AA%D8%A7%D8%AC%DB°/o8C%DA% A9%D8%B3%D8%AA%D8%A7%D9%86 (дата обращения 10.06.2014; на персидском яз.).

Трудовая миграция из Таджикистана- [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.fergananews.com/articles/4424 (дата обращения 03.06.2014).

Энциклопедия Деххода - [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.loghatnaameh.org/dehkhodasearchresult-

fa.html?searchtype=0&word (дата обращения 11.03.2014).

Encyclopedia - [Electronic resource] - Mode of access: http://www.larousse.fr (дата обращения 07.04.2014).

Encyclopedia- [Electronic resource] - Mode of access: http://www.businessdictionary.com/definition/food.html (дата обращения 03.10.2013).

Полевые материалы автора. Республика Татарстан, Казань, 2012-2014 гг.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.