Религия и искусство как «аутопойетические» системы в теории Никласа Лумана (социально-философский анализ) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Лютаева Мария Сергеевна

  • Лютаева Мария Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 202
Лютаева Мария Сергеевна. Религия и искусство как «аутопойетические» системы в теории Никласа Лумана (социально-философский анализ): дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова». 2021. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лютаева Мария Сергеевна

Введение

Глава первая. Религия и искусство как «аутопойетические»

системы в теории Н. Лумана

1.1. Основные понятия теории «аутойетических» социальных

систем Н. Лумана

1.2. Религия как «аутопойетическая» система

1.3. Искусство как «аутопойетическая» система

Глава вторая. Сравнительный анализ «аутопойезиса» религии и искусства

2.1. Истоки семантических различений (архаическая Греция

УШ-У1 вв. до н.э.)

2.2. Утверждение различений религии и искусства (эпоха

классики, Афины, V- IV вв. до н.э.)

2.3. Специфика коммуникации в религии и искусстве: роль восприятия, новизны, удвоения реальности и организаций

Заключение

Список литературы

Введение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религия и искусство как «аутопойетические» системы в теории Никласа Лумана (социально-философский анализ)»

Актуальность исследования

Феномены религии и искусства сопутствуют существованию человека на протяжении всей его истории, привлекая к себе внимание многих великих интеллектуалов, целых философских направлений, наряду с теми, кто специализируется в религиоведении и искусствознании. Приблизиться к однозначному определению сущности этих феноменов человечеству так и не удалось и, как полагают некоторые исследователи, к примеру, Никлас Луман, не удастся. В таком контексте искусство и религия видятся парадоксальными феноменами, определяемыми конкретными контекстами и ускользающими от строгой и однозначной унификации. Фундаментальное понимание феноменов религии и искусства является, начиная с античности, предметом многочисленных дискуссий в философском, религиозно-теологическом, искусствоведческом и религиоведческом сообществах, где сама проблема «фундаментальности» получала разные истолкования. В настоящее время проблема «искусство и религия», как считает И. А. Тульпе, выделилась в отдельную область исследований, где, однако, еще отсутствует единый понятийный аппарат и общая методологическая база для анализа данной тематики, при этом у исследователей не возникает сомнений в тесной взаимосвязанности искусства и религии.

Важным стимулом к исследованию послужил так называемый «эстетический поворот», обозначившийся в философии XX века и проявившийся в творчестве таких мыслителей как В. Беньямин, М. Фуко, Ж. Бодрийяр, Ж . Ф. Лиотар, Дж. Ваттимо, Ю. Хабермас, А. Бадью, С. Жижек и многих других. В рамках этого проекта «глобальной эстетизации» обсуждение классических философских вопросов становится невозможным без использования эстетических категорий. Часто в таких условиях происходит смешивание религии и искусства, когда, к примеру, религия может трактоваться как искусство (Д. Кроунфильд), а искусство - как

религия (Ю. Хабермас, Г. Зельдмайр). Здесь возникает несколько проблемных ракурсов, обозначенных в классификации, предложенной В. С. Глаголевым и опирающейся на доминирование одной из сфер. В случае рассмотрения «из религии» выявляется проблемная область «религиозного искусства», или в случае исследования «из искусства» формируется область «религиозных тем в искусстве». Таким образом, сложность вызывает сам метод комплексного рассмотрения отношений религии и искусства. Одним из слабых мест исследований, опирающихся на конкретную предметную область или социальную сферу, оказывается точка зрения наблюдателя, поскольку описание и анализ ведутся «изнутри» выбранной области: религии или искусства. Необходимым шагом обобщенного, комплексного и непредвзятого исследования видится выход на мета-уровень. Таким вариантом представляется теория «аутопойетических» систем Н. Лумана, одного из крупнейших социальных философов ХХ века.

Работы Н. Лумана, специально посвященные религии и искусству как «аутопойетическим» системам, еще не переведены на русский язык, поэтому его идеи относительно данных областей социальной реальности остаются недостаточно разработанными в отечественной науке. Луман констатировал, что «различные функциональные системы во многих отношениях рассматриваются как сопоставимые»1. В отношении любой функциональной системы можно исследовать такие вопросы как формирование системы и ее границы, функции, медиум и формы, оперативную замкнутость, аутопойезис, наблюдение первого и второго порядка, кодирование, программирование, а также коммуникацию в особенностях ее проявления в восприятии, феноменах новизны и удвоения реальности, организациях. Теория Лумана опирается на принципиальный тезис о невозможности единого понимания и интерпретации природы, человека и общества (натуралистической, гуманистической, субъективистской, нравственной, теологической и т.п.),

1 Luhmann N. Die Kunst der Gesellschaft. Frankfurt a. M., 1997. S. 217

4

поскольку возможно только множество фокусов (само)наблюдений и (само)описаний.

Степень разработанности проблемы

Исследование опирается на научные разработки и исследования с одной стороны, посвященные изучению и рецепции концепции Н. Лумана в целом, тогда как, с другой, концептуализации проблемы соотношения религии и искусства.

В целом, социально-философская теория Никласа Лумана, ставшего уже признанным классиком социальной философии, в России достаточно хорошо изучена. Непосредственно исследованию творчества Н. Лумана посвящены диссертации А. Ф. Филиппова, О. В. Поскониной, В. А. Попова, А. В. Алексеенко, И. Б. Дмитриева. Начало исследованиям в российской науке творчества философа было положено работой А. Ф. Филиппова2 (1984). К этому времени в мировом философском сообществе Н. Луман был уже известной фигурой на фоне его обширной философской полемики с Ю. Хабермасом. Диссертационное исследование А. Ф. Филиппова содержит изложение основных социально-философских положений теории Н. Лумана, критически оцениваются влияния предшествующих и современных философу научных и философских концепций. Эта работа может служить теоретической и понятийной базой для дальнейших исследований творчества Н. Лумана. С момента ее выхода начинается постепенное освоение и рецепция научных идей немецкого социолога. Диссертационные исследования, в которых анализируются идеи немецкого социолога и философа, относятся к различным направлениям гуманитарных наук: философии, социологии, политологии, юриспруденции и т.п. Исследования сосредоточены вокруг различных проблемных областей, а широкое использование в российских гуманитарных исследованиях теории Н. Лумана

2 Филиппов А.Ф. Теоретические основы социологии Никласа Лумана (критический анализ). Диссертация кандидата философских наук. М., 1984. 198 с.

во многом связано с появлением переводов его монографий и статей на русский язык. Большой вклад в исследование и применение теории Лумана для научного описания современного общества внесли работы А. Ю. Антоновского, которые представляют собой переводы трудов немецкого философа и научное осмысление теории социальных систем в контексте общих проблем эпистемологии. В монографии А. Ю. Антоновского «Никлас Луман: эпистемологическое введение в теорию социальных систем» (2007), в которой проведено детальное изучение теории и методологии, предложенной немецким философом, освещены междисциплинарные связи его идей с кибернетической теорией Х. фон Ферстера, математической логикой Дж. Спенсера-Брауна, направлением в области биологии и нейро-физиологии, разработанным У. Матурана и Ф. Варела, нейро-психологией Г. Бейтсона. Различные аспекты и проблемные области социальной теории Лумана являются предметом многих научных публикаций А. Ю. Антоновского. Комплексному рассмотрению теории общества Н. Лумана как коммуникации посвящена монография А. В. Назарчука, в которой отдельная глава посвящена проблемам религиозной и моральной коммуникации.

Внимание к исследованиям концепции Н. Лумана в области религии возросло в связи с его участием в 1969-1971 годах в составе рабочей группы, цель которой было реформирование и модернизация Протестантской Церкви, участниками которой были Й. Шпигель, К. В. Дам, Г. Рау, В. Хубер и социолог П. Динель. Итогом участия в дискуссии стала работа «Организация религии и Церкви» (1972), оказавшая сильное влияние на немецких теологов К. В. Дама, Х. Креббера, Х. Хилда. С точки зрения теологов Я. Хермелинка и Г. Вагнера неоценимая роль Н. Лумана заключалась в разработке понятия «организации как феномена, структуры и проблемы больших Церквей своего

времени, через которое может быть объяснено меняющееся место религии в современном обществе»3.

В отечественном религиоведении применение методологической, понятийной базы теории систем Н. Лумана исследуется Е. И. Арининым, Е. В. Воронцовой, Ж. В. Латышевой, Ю. Г. Матушанской, Е. А. Островской. Проблематичность широкого распространения и научного освоения наследия Лумана о религии заключается в отсутствии переводов на русский язык основных его работ, посвященных этой сфере социальной жизни4. Е. А. Островская в работе «Институционализация религиозной модели общества»5 рассматривает концепцию религии Н. Лумана: теоретические предпосылки, социальную функцию религии, ее структурную трансформацию в процессе исторического развития, применяет на практике для изучения процесса институционализации буддизма. Е. В. Воронцова отмечает недостаточную освещенность взглядов Лумана в области социологии религии6. Она же изложила понимание феномена религии Луманом в его ранних работах и проанализировала его с точки зрения рецепции в протестантской теологии7. В исследовании Е. В. Воронцовой представлен обзор критических исследований немецкими теологами лумановской концепции религии. Это работы Д. Поллака, Я. Хемерлинка, К. Ф. Дайбера, Х. Даллмана и других. Также Е. В. Воронцова рассмотрела динамику изменения теоретических

3 Воронцова Е. В. Протестантская теологическая рецепция организационной теории Никласа Лумана // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2011, № 4 (36). С. 57

4 Luhmann N. Funktion der Religion. Frankfurt a. M., 1977; Luhmann N. Die Religion der Gesellschaft. Frankfurt a. M., 2000.

5 Островская Е.А. Институционализация религиозной модели общества: диссертация доктора социологических наук: 22.00.01. Санкт-Петербург, 2003. Островская Е.А. Социология религии: введение. СПб.: Петербургское востоковедение, 2018. 320 c. Островская Е.А. Религиозная модель общества. Социологические аспекты институционализации традиционных религиозных идеологий. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2005. 374 с.

6 Воронцова Е.В. Теологическая и религиоведческая рецепция социологии религии Никласа Лумана // 750 определений религий: история символизаций и интерпретаций. Владимир. Издательство ВлГУ. 2014 С. 127139.

7 Воронцова Е.В. Протестантская теологическая рецепция организационной теории Никласа Лумана.// Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011, №4 (36). С. 52-61

воззрений философа относительно феномена религии в контексте эволюции

О

его социально-философской теории .

Теоретическому освещению пониманию религии как «аутопойетической» системы на основе взглядов Лумана посвящены работы Е. И. Аринина. В его исследованиях обозначена перспектива применения теории «аутопойетических» систем в практических исследованиях, а также очевидный приоритет лумановской концепции ввиду отсутствия в определении и описании религиозной реальности оппозиций и противопоставлений «верующих/ неверующих», «истинной / ложной» религии, но предложена нейтральная и объективная позиция «наблюдения за ними как наблюдателями» 9. Ю. Г. Матушанская исследует взаимосвязь между «самореференцией концетуальной модели исторического процесса в Библии и аутопойезисом европейской цивилизации» на основе методологической базы структурного функционализма Н. Лумана. 10

В российской социально-философской традиции наследие Н. Лумана в области осмысления искусства еще практически не изучалось. М. С. Каган в работе «Эстетика как философская наука» позитивно характеризует системное мышление Никласа Лумана, видит в нем «методолога», внесшего «значительный вклад в развитие системного подхода» введением в социальную теорию понятий «самоуправления, саморегуляции и саморефлектирования» в том числе в области изучении культуры, языка, искусства11. Интересна работа Д. Кречмара «Искусство и культура России XVШ-XIX вв. в свете теории систем Никласа Лумана», где автор демонстрирует способность теории систем Лумана к решению проблем

8 Воронцова Е.В. Место социологии религии в системной теории Н.Лумана. // Свеча-2017. «Образ» религии в России: образовательные проекты и конструирование религиозной толерантности. Том 33. Владимир. Издательство «Аркаим», 2017. С. 88-99

9 Аринин Е.И. Религия в истории и теория «аутопойетических социальных систем» Никласа Лумана // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 2014, №2. С. 80-85; Аринин Е.И. Религия как «аутопойетическая система» в работах Никласа Лумана // Государство. Религия. Церковь. В России и за рубежом. 2013 №3. С. 130-161.

10 Матушанская Ю.Г. Аутопойезис библейской философско-исторической концепции как мировоззренческой основы западной цивилизации. Диссертация ... доктора философских наук. 09.00.11. -Архангельск, 2015. 382 с.

11 Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. С. 51, С. 55

8

литературоведения о корреляции языковых и социальных феноменов, поставленным в рамках формалистической и структуралистской теории литературы Р. О. Якобсоном и Ю. Н. Тыняновым, констатируя ее ничтожно малое использование в этом направлении. Раздел монографии Е. А. Богатыревой «Немецкая философия на рубеже веков: концепции искусства и культуры» посвящен анализу лумановской теории масс-медиа в контексте концептуализации понятий «модерн» и «постмодерн». Как альтернативу постмодернистским теориям описания общества определяет лумановскую теорию искусства К. В. Лощевский в статье «Функция искусства в

12 13

социологии Н. Лумана» . Ж. В. Латышева исследует религию и искусство как социальные процессы смыслового трансцендирования, где использует понятийный и методологический аппарат Лумана. И. Е. Викулов14, опирается на теоретический аппарат Н. Лумана в области масс-медиа и применяет его для описания массмедийных образов религии. Е. Севенен15 в обширном исследовании искусства с точки зрения системной теории посвящает Луману отдельную главу. С. В. Никонова16 опирается на концепцию Лумана в исследовании вопроса истоков медиасферы, ее конструирующей, а не отражающей роли.

Религия и искусство, как отмечает И. А. Тульпе, является давно обсуждаемой проблемой, но пока еще не занимает центрального положения в философском, религиоведческом, искусствоведческом проблемном

17

дискурсе . Она сопоставляет религию с другими формами человеческой духовной деятельности (мифологией, моралью, искусством), где основанием

12 Лощевский К.В. Функция искусства в социологии Н.Лумана // Наука вчера, сегодня, завтра. Новосибирск. 2017, №6 (40). С. 37-40.

13 Латышева Ж.В. Трансцендирование как предмет социально-философского исследования : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11. Архангельск, 2016. 420 с.

14 Викулов И.Е. Массмедийные образы религии : социально-философские аспекты: диссертация ... кандидата философских наук. - Архангельск, 2019. 217 с.

15 Севенен Э. Никлас Луман «Критическая теория и способы изучения искусства»//Социологические исследования, 2007, № 12. С. 108-114

16 Никонова С.В. Эстетизация как парадигма современности. Философско-эстетический анализ трансформационных процессов в современной культуре. автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.04. СПб., 2012. 42 с.

17 Тульпе И.А. Религия и искусство в системе культуры. Автореферат диссертации... доктора философских наук: 09.00.14. СПб., 2021. С. 3

сравнения, мета-уровнем, выступает культура . В советский период выделяются влиятельные работы советских философов-классиков Д. М. Угриновича19, Е. Г. Яковлева20. В постсоветский период В. В. Бычков, критикуя тенденции цивилизационного развития современности и маркируя их как «пост-культуру», отстаивает позиции исторической укорененности художественной культуры в «бытии Великого Другого (Бога, Духа, высшей

духовной сферы вне человеческого сознания)»21 и «традиционных

22

ценностях» - истине, добре, красоте, святости22. И. П. Давыдов разрабатывает программу функционального описания и исследования культовых пространств с помощью философско-религиоведческих методов,

23

методологии типологизации священных изображений23.

Объект исследования - религия и искусство как особые системные области социальной жизни.

Предмет исследования - сравнение специфики коммуникации в социальных субсистемах религии и искусства, рассмотренных с точки зрения концепции «аутопойетических» систем Никласа Лумана.

Цель исследования - осуществить сравнительный анализ феноменов религии и искусства как «аутопойетических» субсистем общества. Задачи исследования

1. Выявить и систематизировать основные понятия системной теории Никласа Лумана и принципы их применения для описания различных социальных феноменов;

18 Тульпе И.А. Религия и другие формы жизни человеческого духа. СПб.: Наука, 2016. 460 с.

19 Угринович Д. М. Искусство и религия: Теоретический очерк. М.: Издательство политической литературы, 1982. 267 с.

20 Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религииУчеб. пособие по спецкурсу для студентов филос. фак. ун-тов и вузов искусств. М.: Высшая школа, 1985. 287 с.

21 Бычков В.В. Триалог. Разговор первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры. М.: ИФРАН, 2007. С. 9

22 Там же. С. 9

23 Давыдов И. П. Западноевропейская церковная архитектура в контексте истории становления и развития религиозного искусства (Примерная рабочая программа учебной дисциплины) // Религиоведение. 2017. № 1. С. 139-149

2. Определить и описать особенности феномена религии как «аутопойетитческой» субсистемы;

3. Определить и описать специфику феномена искусства как «аутопойетитческой» субсистемы;

4. Выявить и сравнить особенности становления семантических различений коммуникации в субсистемах религии и искусства на примере античной Греции периода архаики (VIII -VI вв. до н.э.) и специфику утверждения различений в эпоху классики (V - IV вв. до н.э.);

5. Выявить сходство и специфику коммуникации в областях религии и искусства на основе таких характеристик как восприятие, новизна, феномен удвоения реальности и организаций.

Научная новизна исследования

1. В исследовании доказана перспективность применения единого понятийно-терминологического аппарата концепции «аутопойетических» систем, разработанного Н. Луманом, позволяющего описать различные социальные феномены, в том числе религию и искусство, как дифференцированные коммуникативные субсистемы общества;

2. В работе выявлены эволюционные механизмы и самогенерирующие процессы коммуникации в религии и искусстве, такие как вызревание внутренней среды, оформление семантического контекста, генерализация ожиданий коммуникации, генезис системных бинарных кодов, наблюдение второго порядка, письменная саморефлексия. Социальные системы религии и искусства описываются как «собственные достижения», формирующиеся из себя самих, то есть вне детерминации со стороны внешних по отношению к ним факторов - способов производства, парадигм мышления, эпистем, габитуса и т.п.

3. В диссертации выявлены особые функции систем религии и искусства, которые представляются фокусами для сравнения,

предлагающими различные решения социальных проблем, специфическими способами описания общества.

4. Впервые в качестве примера применения теории Лумана представлен анализ текстов и других материалов периода античной Греции УШ-1У вв. до н.э. с целью сравнения процессов становления и утверждения различений, их тематизации, самоописания и оформления в проблемные области религии и искусства;

5. В рамках концепции «аутопойетических» систем впервые выявлены и представлены сходства и особенности коммуникации в религии и искусстве на основе таких характеристик как восприятие, новизна, удвоение реальности, организации, что предоставляет возможность, с одной стороны, развести данные области, проанализировать специфику коммуникации в религии и искусстве, способ описания социальной реальности, постановки и решения проблем; с другой, найти принципы сопряжения и взаимовлияния, основания их семантической согласованности.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическую значимость исследования составляет введение в

научный оборот новых форм изучения религии и искусства с помощью

инновационных возможностей концептуального аппарата и методологии,

разработанной Н. Луманом, которые в данных областях исследования пока

мало применяются. Это позволяет адаптировать к особенностям современной

гуманитарной науки теоретические разработки Н. Лумана в области религии

и искусства. На примере анализа эволюции и дифференциации

семантических различений в обществе античной Греции (УШ-1У вв. до н.э.)

продемонстрирован способ выявления значимых смысловых единиц

коммуникативных систем религии и искусства, прослежена динамика

изменения значений, отражающих принцип системного «аутопойезиса»:

конструирование границ «система/окружающий мир», дифференциация

терминов религиозной коммуникации и сферы искусства, формирование

12

устойчивой тематизации. Практическая значимость диссертационного исследования дополняет и расширяет область прикладных эмпирических и теоретических исследований религии и искусства, включив в него методологию и понятийный аппарат Н. Лумана. Результаты исследования могут быть применимы в научно-исследовательской деятельности и учебно-образовательном процессе, отдельные разделы актуальны для учебных курсов, предназначенных для студентов гуманитарных специальностей. Положения и выводы данного исследования позволят подготовить новое поколение учебных изданий по дисциплинам, читаемым для студентов и аспирантов по религиоведению и философии.

Методы исследования

Исследование, в первую очередь, опирается на публикации по

социальной философии, особенно, на монографии и статьи Н. Лумана, во

вторую, на критические и исследовательские материалы отечественных и

зарубежных исследователей (А. Ю. Антоновский, Е. И. Аринин, Е. В.

Воронцова, А. В. Назарчук, Е. А. Островская, А. Ф. Филиппов, P. Beyer, F.

Halsal, M. Rampley, E. Sevänen и др.). В качестве основополагающего метода

используется системный подход. Для выявления особенностей религии и

искусства как «аутопойетических» социальных субсистем применяются

общенаучные и философские методы: анализ, синтез, абстрагирование,

обобщение, дедукция, индукция, описательный и сравнительный методы.

Междисциплинарный характер исследования предполагает привлечение

методов таких дисциплин как академическое религиоведение,

искусствоведение, семиотика и лингвистика. Для выявления и сравнения

семантических различений в их динамике на примере культуры античной

Греции (VIII-IV вв. до н.э.) используются понятийный аппарат и

методология, предложенные Н. Луманом, а также исторические проблемно-

хронологический и синхронный методы. Вслед за Н. Луманом, который

аккумулировал наработанную научную методологию, необходимо

13

использовать методы и подходы, которые он использует: системно-эволюционный, феноменологический, формально-логический, структурно-функционального анализа и кибернетики второго порядка.

Положения, выносимые на защиту

1. Теория «аутопойетических» социальных систем Никласа Лумана может выступать мета-теоретическим уровнем для описания различных социальных феноменов, в том числе религии и искусства, предлагая универсальный концептуальный аппарат и единый методологический комплекс для их теоретического осмысления.

2. Религия и искусство описываются как «аутопойетические» (саморазвивающиеся) субсистемы общества, сравнимые на основе выявленных формальных принципов (различение система/ окружающая среда, медиум / форма, бинарные коды, программы) и коммуникативных аспектов (генерализованные медиа успеха, тематизация, саморефлексия), дифференцирующиеся как уникальные автономные феномены, развивающиеся согласно внутрисистемной логике и не детерминированные внешними факторами.

3. Научное описание религии и искусства проявляется в их рассмотрении с точки зрения коммуникативной теории «наблюдения второго порядка», в компетенцию которого входит наблюдение за наблюдателем и фиксация применяемых «различений»;

4. Применение метода выявления семантических различений («различение различений») и анализа их динамики на конкретном историко-культурном примере (античная Греция УШ-1У вв. до н.э.) позволяет развести религию и искусство как дистанцирующиеся коммуникации, каждая из которых имеет уникальное проблемно-тематическое поле.

5. Выявленные характеристики коммуникации, такие как роль

восприятия, новизна, удвоение реальности и особенности функционирования

организаций позволяют определить сходства и различия искусства и религии

14

как коммуникативных социальных феноменов, имеющих единую операционную составляющую - коммуникацию как различение сообщения и информации.

Степень достоверности и апробация исследования

Положения диссертации были представлены на конференциях

различного уровня. Религия и коммуникация. VI международная научно-

практическая конференция 18-20 апреля 2019. г. Минск. Доклад «Религия как

"аутопойетический" феномен в его соотнесении с искусством» (по

материалам работ Н. Лумана). Парадигмы исследования религии в XXI веке.

Юбилейная научная конференция, посвященная 60-летию кафедры

философии религии и религиоведения МГУ им. М. В. Ломоносова. 29-30

ноября 2019г. Доклад «Исследование опыта возрождения православной

традиции с применением концептуального аппарата системной теории Н.

Лумана (на примере прихода села Палашкино Камешковского района

Владимирской области)». Международная конференция «Climate Change and

Disasters: An Indian Perspective» (11-15 января 2020 г. Бангалор, Индия,

Ecumenical Christian Centre). Доклад «Ecological problems and religion in the

context of the system theory of N. Luhmann». Вторая международная

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лютаева Мария Сергеевна, 2021 год

- 239 с.

120. Кречмар, Д. Искусство и культура России XVIII-XIX вв. в свете теории систем Никласа Лумана / Д. Кречмар. - Москва : Аиро-ХХ, 2000. - 72 с.

121. Кроче, Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика / Б. Кроче / Пер. с ит. В. Яковенко. - Москва : Изд. М. и С. Сабашниковых, 1920. — 172 с.

122. Ксенофан. О богах // Эллинские поэты VII—III вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. — Москва : Ладомир, 1999. - 515 с.

123. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения : Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой / Ксенофонт Афинский ;

187

Пер., статьи и комментарии С. И. Соболевского. - Москва ; Ленинград : Academia, 1935. - XXIV, 417 с.

124. Ксенофонт. Киропедия / Ксенофонт ; Изд. подгот., пер., примеч., составил В. Г. Борухович и Э. Д. Фролов. - Москва : Наука, 1976. - 334 с

125. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве / Леонардо да Винчи ; пер. с ит. А. А. Грубера, В. П. Зубова ; под ред. А. К. Дживелегова. -Санкт-Петербург : Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. - 224 с.

126. Лавджой, А. Великая цепь бытия : История идей / А. Лавджой ; Пер. с англ. Владислава Софронова-Антомони. - Москва : Дом интеллектуал. кн., 2001. - 376 С.

127. Лактанций. Божественные установления. Книги 1 - 7 / Лактанций ; пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель В. М. Тюленева. - Санкт-Петербург : Издательство «Олега Абышко», 2007. - 512 с.

128. Лактанций. О смертях преследователей (De mortibus persecutorum) / Лактанций; пер. с лат. яз., вступ. ст., коммент., указ. и библиогр. список В. М. Тюленева. - Санкт-Петербург : Алетейя, 1998. - 279 с.

129. Латышева, Ж. В. Трансцендирование как предмет социально-философского исследования : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 / Ж. В. Латышева. - Архангельск, 2016. - 420 с.

130. Лессинг, Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии / Г. Эю Лессинг. URL: https://www.litres.ru/gothold-lessing/laokoon-ili-o-granicah-zhivopisi-i-poezii/, ограниченный (дата обращения 09.02.2021).

131. Лещёв, С. В. Коммуникативное, следовательно, коммуникационное / С. В. Лещёв. - Москва : Эдиториал УРСС, 2002. - 172 с.

132. Логинов, А. В., Трофимов, А. А., Линько, А. В. Возмездие у праиндоевропейцев / А. В. Логинов, А. А. Трофимов, А. В. Линько. - Москва : Academia, 2017. - 390 с.

133. Логутова, М. Г. Devotio Moderna / М. Г. Логутова // Православная энциклопедия. Т. 14. Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. С. 280 - 282.

134. Лортц, Й. История церкви / Й. Лортц. - Москва: Христианская Россия. 1999. - 511 с.

135. Лосев, А.Ф. Гомер / А. Ф. Лосев. - Москва : Молодая гвардия, 2006. - 398 с.

136. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А. Ф. Лосев. - Москва : АСТ, 2000. - 624с.

137. Лощевский, К. В. Функция искусства в социологии Н.Лумана / К.

B. Лощевский // Наука вчера, сегодня, завтра. Новосибирск. - 2017. - №6 (40).

C. 37-40

138. Луман, Н. Введение в системную теорию / Н. Луман ; под ред. Дирка Беккера ; пер. с нем. К. Тимофеевой. - Москва : Логос, 2007. - 360 с.

139. Луман, Н. Общество общества. Кн. 1: Общество как социальная система ; пер. с нем. А. Антоновского ; Кн. 2: Медиа коммуникации ; пер.с нем. А. Глухова, О. Никифорова ; Кн. 3:. Эволюция ; пер. с нем. А. Антоновского / Н. Луман. - Москва : Логос, 2011. - 640 с.

140. Луман Н. Общество общества. Кн. 4: Дифференциация ; пер. с нем. Б. Скуратова ; Кн. 5: Самоописания ; пер. с нем. А. Антоновского, Б. Скуратова, К. Тимофеевой / Н. Луман. - Москва : Логос, 2011. - 640 с.

141. Луман, Н. Реальность массмедиа / Н. Луман ; пер. с нем. А. Ю. Антоновского. - Москва: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2012. - 240 с.

142. Луман, Н. Социальные системы. Очерк общей теории / Н. Луман ; пер. с нем. И. Д. Газиева ; под ред. Н. А. Головина. - Санкт-Петербург: Наука, 2007. - 640 с.

143. Луман, Н. Истина, знание, наука как система / Н. Луман ; пер. с нем. А. Ю. Антоновского. - Москва : Логос, 2016. - 408 с.

144. Луман, Н. Власть / Н. Луман ; пер. с нем. А. Ю. Антоновского. -Москва : Праксис, 2001. - 256 с.

145. Луман. Н. Что такое коммуникация / Н. Луман ; пер. с нем. Д. В. Озирченко. «Социологический журнал. - 1995. - № 3. С.114-124

146. Лурье, С. Я. Демокрит / С. Я. Лурье. - Ленинград: Наука, 1970. -

664 с.

147. Мартин Лютер. О свободе христианина / Мартин Лютер ; сост., вступ. статья, пер. с нем., коммент., примеч. И. Фокина. - Уфа: ARC, 2013. -728 с.

148. Маринович, Л. П. Возникновение и эволюция доктрины превосходства «греков» над «варварами» / Л. П. Маринович // Античная цивилизация и варвары. Ин-т всеобщей истории РАН. - Москва : Наука, 2006. с. 5 - 29

149. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. Второе издание. Т.2. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Москва : Государственное издательство политической литературы, 1955. - 652 с.

150. Мартин, Т. Р. Древняя Греция от доисторических времен до эпохи эллинизма / Т. Р. Мартин ; Альпина Диджитал, 2013. - 265 с.

151. Матушанская, Ю. Г. Социальная роль религиозного текста в теории систем Никласа Лумана / Ю. Г. Матушанская // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2012. - №4 (15). URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-rol-religioznogo-teksta-v-teorii-sistem-niklasa-lumana , свободный (дата обращения 20.05.2021).

152. Матушанская, Ю. Г. Аутопойезис библейской философско-исторической концепции как мировоззренческой основы западной цивилизации. / Ю. Г. Матушанская. Диссертация ... доктора философских наук. 09.00.11. - Архангельск, 2015. - 382 с.

153. Матушанская Ю.Г. Великий наблюдатель: о понятии «Бог» в теории социальных систем Никласа Лумана. / Ю. Г. Матушанская // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2019. № 1. С. 110118.

154. Мелиоранский, Б. М. Сектантство / Б. М. Мелиоранский // Христианство. Энциклопедический словарь. В 3 т. Т. 2. Москва : «Большая Российская энциклопедия», 1995. С. 534 - 540

190

155. Толково-комбинаторный словарь русского языка : опыты семантико-синтаксического описания русской лексики / И. А. Мельчук, А. К. Жолковский. - 2-е издание, исправленное. - Москва : ЯСК, 2016. - 544 с.

156. Михайлова, А. Ф. Судьба в структуре трагедии Софокла «Царь Эдип» / А. Ф. Михайлова // Вопросы классической филологии. Вып.12. Сборник статей в честь А. А. Тахо-Годи. - Москва : МГУ, 2002. С. 64 - 74

157. Мюллер, В. К. Англо-русский словарь. - Москва: АСТ, 2015. -1184 с.

158. Мюллер, М. Шесть систем индийской философии / М. Мюллер. -Москва : Искусство, 1995. - 447 с.

159. Назарчук, А. В. Учение Никласа Лумана о коммуникации / А. В. Назарчук. - Москва : Весь Мир, 2012. - 246 с.

160. Назарчук, А. В. Теория коммуникации в современной философии / А. В. Назарчук. - Москва : Прогресс-Традиция, 2009. - 318 с.

161. Налимова, Н. А. Классические Афины до «эпохи Перикла»: утраченные архитектурные и живописные памятники / Н. А. Налимова // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2. / Под ред.А.В. Захаровой. - Санкт - Петербург : НП-Принт, 2012. С. 24 - 29

162. Нахов, И. М. Мой Гомер. Субъективные заметки об «объективности» гомеровского эпоса // Вопросы классической филологии. Вып.12. Сборник статей в честь А. А. Тахо-Годи. - Москва : МГУ, 2002. С. 3 - 38

163. Национальный корпус русского языка. URL: https://ruscorpora.ru/new/ , свободный (дата обращения: 13.02.2021).

164. Никео-Константинопольский символ веры // Православная энциклопедия. Т. 49. - Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2018. С. 470.

165. Никитюк, Е. В. Процессы по обвинению в нечестии (асебии) в Афинах в последнюю четверть V в. до н.э. / Е. В. Никитюк // «Античный мир:

Проблемы истории и культуры. Сб. науч. статей к 65-летию со дня рождения проф. Э. Д. Фролова». - Санкт - Петербург : Изд-во СПбГУ, 1998. С. 117-138.

166. Никитюк, Е. В. Процессы по обвинению в религиозном нечестии (aösßsia) в Афинах в последней четверти V в. до н.э. Диссертация ... кандидата исторических наук. 07.00.03. / Е. В. Никитюк. Санкт-Петербург, 1999. - 330 с.

167. Николай Кузанский. О мире веры. (Nicolai de Cusa. De pace fidei (1453) / Николай Кузанский. URL.: http://bibikhin.ru/o_mire_very, свободный (дата обращения 28.02.2021).

168. Никонова, С. В. Эстетизация как парадигма современности. Философско-эстетический анализ трансформационных процессов в современной культуре : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.04 / С. Б. Никонова. - Санкт-Петербург, 2012. - 42 с.

169. Новосадский, Н.И. Елевсинские мистерии : исслед. Н.И. Новосадского. - Санкт-Петербург : тип. В.С. Балашева, 1887. 183 с.

170. Новые медиа: социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник. Санкт - Петербург : Алетейя, 2015. URL.: https://www.litres.ru/raznoe-4340152/novye-media-socialnaya-teoriya-i-metodologiya-issledovaniy/ , ограниченный (дата обращения 28.02.2021).

171. Овсиенко, Ф. Г. Секуляризация / Ф. Г. Овсиенко // Религиоведение. Словарь / Е. С. Элбакян. - Москва : Академический проект, 2007. С.461-462

172. Остин, Дж. Три способа пролить чернила : философские работы / Дж. Остин ; пер. с англ. В. Кирюшенко. - Санкт-Петербург : Алетейя : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006. - 334 с.

173. Островская, Е. А. Институционализация религиозной модели общества : диссертация ... доктора социологических наук : 22.00.01 / Е. А. Островская. - Санкт-Петербург, 2003. - 390 с.

174. Островская, Е. А. Религиозная модель общества.

Социологические аспекты институционализации традиционных религиозных

192

идеологий / Е. А. Островская. - Санкт - Петербург : Издательство С.-Петербургского университета, 2005. - 374 с.

175. Островская, Е. А. Социология религии: введение / Е. А. Островская. - Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 2018. - 320 с.

176. Островская, Е. А. Теория традиционных религиозных идеологий: методологические возможности и горизонты применимости / Е. А. Островская // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Том 12. Вып. 1.— СПб.: Изд-во РХГА, 2011. с. 83-96.

177. Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. Т.2 / Павсаний ; пер. с лат., вступ. ст. С. П. Кондратьева. - Москва : Ладомир, 1994. - 592 с.

178. Петрученко О. Латинско-русский словарь / О. Петрученко. М. : В. В. Думнов, наследники Бр. Салаевых, 1914. - 810 с.

179. Платон. Диалоги / Платон ; пер. с древнегреч. В. С. Соловьева. — Москва : РИПОЛ классик, 2016. — 576 с.

180. Платон. Сочинения в четырех томах. Т.3. Ч.2. / Платон ; под общей редакцией А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. Пер. с древнегреч. - Санкт-Петербург : Издательство С.-Петерб. ун-та ; «Издательство Олега Абышко», 2007. - 731 с.

181. Позднев, М. М. Психология искусства. Учение Аристотеля / М. М. Позднев ; Санкт-Петерб. гос. ун-т, Ун-т Дмитрия Пожарского. - Москва ; Санкт-Петербург : Русский фонд содействия образованию и науке, 2010. -816 с.

182. Попов, В. А. Системно-теоретическая проблематика власти в социологии Т. Парсонса, Н. Лумана и Р. Мюнха : диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.01 / В. А. Попов. - Москва, 2008. - 175 с.

183. Предметно-понятийный словарь греческого языка : крито-микенский период / АН СССР, Ин-т языкознания ; сост. В. П. Казанскене, Н. Н. Казанский. - Ленинград : Наука, 1986. - 209 с.

184. Посконина, О. В. Философия государства Никласа Лумана : Монография / О. В. Посконина. - Ижевск : Изд-во Удмурт. ун-та, 1996. - 222 с.

185. Преображенский А. Г. Этимологический словарь. Т.1. М.: Типография Г. Лисснера и Д. Совко, 1910.

186. Религия как политические и политологические проекты (религиоведческий анализ) : коллектив. моногр. / Е. И. Аринин и др. ; под ред. проф. Е. И. Аринина ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. -Владимир : Аркаим, 2019. - 328 с.

187. Руткевич, Е. Д. Секуляризация / Е. Д. Руткевич // Большая российская энциклопедия. URL.: https://bigenc.ru/religious studies/text/3546097, свободный (дата обращения 28.02.2021).

188. Светлов, Р. В. Платон и «вольнодумцы» / Р. В. Светлов // Христианские чтения. - 2016. - № 3. С. 206 - 216.

189. Севенен, Э. Никлас Луман : Критическая теория и способы изучения искусства / Э. Севенен ; пер. с нем. Н. В. Романовского // Социологические исследования. - 2007. - № 12, C. 108-114.

190. Серегина, А. Ю. Аусбургский религиозный мир / А. Ю. Серегина // Православная энциклопедия. Т3. Москва : Церковно - научный центр «Православная энциклопедия», 2001. С. 683.

191. Сидоров, А. М. Эстетический поворот: от Канта и романтизма к современной философии / А. М. Сидоров // Кантовский сборник. - 2011. -№2. С.52-59.

192. Синелина, Ю.Ю. Концепции секуляризации в социологической теории / Ю. Ю. Синелина. - Москва : Ин-т социально-политических исслед., 2009. - 118 с.

193. Смирнов, А.Ф. Иконоборчество / А. Ф. Смирнов // Христианство. Энциклопедический словарь. В 3 т. ; Т. 1. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 1993. С. 596

194. Смолкин, В. Свято место пусто не бывает: история советского атеизма / В. Смолкин ; перевод с английского О. Б. Леонтьевой. - Москва : Новое литературное обозрение, 2021. - 547 с.

195. Спор о древних и новых / Сост., вступ. статья В. Я. Бахмутского ; Комментарии В. Я. Бахмутского и Н. В. Наумова ; Пер. с фр. Н. В. Наумова ; Редкол.: М. Ф. Овсянников (пред.) и др.— Москва : Искусство, 1985. —472 с.

196. Страбон. География / Страбон ; пер. с лат., вступ. ст., коммент. С. Г. Стратановского ; под общ. ред. С. Л. Утченко. - Ленинград : Наука, 1964. -944 с.

197. Суворов, Н. С. Курс церковного права. Т.1. / Н. С. Суворов. -Ярославль : Типо-Литогр. Г. В. Фальк, 1889. - 381 с.

198. Суриков, И. Е. Античный полис : курс лекций : учебное пособие по спецкурсу для исторических факультетов вузов / И. Е. Суриков и др. ; Инт всеобщ. истории РАН, Ун-т Дмитрия Пожарского. - Москва : Ун-т Дмитрия Пожарского, 2010. - 240 с.

199. Суриков, И. Е. Аристократия и демос : политическая элита архаических и классических Афин : учебное пособие по спецкурсу для исторических факультетов вузов / И. Е. Суриков. - Москва : Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. - 256 с.

200. Суриков, И. Е. Древняя Греция : история и культура / И. Е. Суриков. - Москва : АСТ : Астрель, 2005. - 190 с.

201. Суриков, И. Е. История и культура Древней Греции : энциклопедический словарь / И. Е. Суриков и др. - Москва : Языки славянских культур, 2009. - 792 с.

202. Суриков, И. Е. Античная Греция : ментальность, религия, культура : Opuscula selecta / И. Е. Суриков ; Ин-т всеобщей истории РАН. -Москва : Языки славянской культуры (ЯСК), 2015. - 719 с.

203. Суриков, И. Е. Молчат гробницы? Археология античной Греции / И. Е. Суриков. — Москва : Издательский Дом ЯСК : Языки славянской культуры, 2017. — 216 c.

204. Суриков, И. Е. Очерки об историописании в классической Греции / И. Е. Суриков. - Москва : Языки славянских культур, 2011. - 504 с.

205. Суриков, И.Е. Проблемы раннего афинского законодательства / И. Е. Суриков. - Москва : Языки славянской культуры, 2004. - 144 с.

206. Суриков, И. Е. Солон и Дельфы / И. Е. Суриков // Studia Historia.

- 2003. - Voll.3. С.38-52

207. Татаркевич, В. История шести понятий : Искусство. Прекрасное. Форма. Творчество. Воспроизведение. Эстет. переживание / В. Татаркевич; Пер. с пол. Бориса Домбровского. - Москва : Дом интеллектуал. кн., 2002. -376с.

208. Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс. Апологетик. К Скапуле / пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель А. Ю. Братухина. - Санкт-Петербург : «Издательство Олега Абышко», 2005. — 256 с.

209. Трубецкой, Е. Н. Политические взгляды Платона и Аристотеля / Е. Н. Трубецкой. Москва : Либроком, 2011. - 112 с.

210. Тульпе, И. А. Искусство в контексте религиоведения / И. А. Тульпе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2012. - №3. С.192-199

211. Тульпе , И. А. Религия и другие формы жизни человеческого духа / И. А. Тульпе. - Санкт-Петербург: Наука, 2016. - 460с.;

212. Тульпе, И. А. Религия и искусство в системе культуры. Автореферат диссертации... доктора философских наук: 09.00.14. Санкт-Петербург, 2021. - 43 с.

213. Туманс, Х. Рождение Афины. Афинский путь демократии от Гомера до Перикла (VIII-Vвв. до н.э.) / Х. Туманс ; вступ. ст., науч. и лит. ред. Э. Д. Фролова - Санкт-Петербург : ИЦ «Гуманитарная академия», 2002.

- 544 с.

214. Угринович, Д. М. Искусство и религия : (теоретический очерк) / Д. М. Угринович. - Москва : Изд-во политической литературы, 1982. - 287 с.

215. Узланер, Д. А. Конец религии? История теории секуляризации / Д. А. Узланер; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики», 2019. - 240 с.

216. Успенский, Б. А. Семиотика искусства / Б. А. Успенский. -Москва : Языки русской культуры, 1995. - 357 с.

217. Успенский, Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство братства во имя святого князя Александра Невского. 1997. V. Пято-Шестой Собор и его учение о церковном образе / Л. А. Успенский. URL.: https://www.sedmitza.ru/lib/text/440335/ , свободный (дата обращения 21.02.2021)

218. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т.4 / М. Фасмер ; пер. с нем. О. Н. Трубачева. - Москва : Прогресс, 1987. - 864 с.

219. Феофраст. Характеры / Феофраст ; пер. с др.-греч., ст., примеч. С. Г. Стратановского. - Ленинград : Наука, 1974. - 124 с.

220. Филиппов, А. Ф. Теоретические основы социологии Никласа Лумана (критический анализ) : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03. - Москва, 1984. - 200 с.

221. Филиппов, А. Ф. Теория систем: аутопойезис продолжается / А. Ф. Филиппов // Социологическое обозрение. - 2003. - Т.3. - №1. с. 56-60.

222. Филиппов, А. Ф. Sociologia : наблюдения, опыты, перспективы : в 2 т. : Т. 2 / А. Ф. Филиппов ; под общ. ред. С. П. Баньковской ; Центр фундаментальной социологии. - Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2015. -468 с.

223. Филиппов, А. Ф. Понятие наблюдателя в социологии пространства / А. Ф. Филиппов // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. - 2016. с. 118-131

224. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. : Антология / Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. - Москва : Прогресс : Культура, 1993. - 399 с.

225. Фрагменты ранних греческих философов : Ч.1. ; изд. подгот. А. В. Лебедев. - Москва : Наука, 1989. - 576 с.

226. Фреге, Г. Логика и логическая семантика : СБ. тр. / Г. Фреге ; Пер. с нем. Б. В. Бирюкова; Под ред. З. А. Кузичевой; Введ. и послесл. Б. В. Бирюкова; Коммент. Б. В. Бирюкова и З. А. Кузичевой. - М. : Аспент пресс, 2000. - 512 с.

227. Фукидид. История / Фукидид ; пер. с др.-греч. А. Г. Стратановского. - Санкт-Петербург : Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. - 800 с.

228. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко ; Пер. с фр. ; Общ. ред. Бр.Левченко. - Киев : Ника-Центр, 1996.— 208 с.

229. Хабермас, Ю. Структурное изменение публичной сферы : Исследования относительно категории буржуазного общества. С Предисловием к переизданию 1990 года / Ю. Хабермас ; пер. с нем. В. В. Иванова. - Москва : Весь мир, 2017. - 344 с.

230. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне : Двенадцать лекций / Ю. Хабермас ; Пер. с нем. - Москва : Весь мир, 2008. - 416 с.

231. Хёйзинга Й. Homo ludens : Человек играющий / Й. Хёйзинга ; пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова. СПб. Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. - 400 с.

232. Хёйзинга, Й. Осень средневековья / Й. Хёйзинга ; пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова. - Санкт-Петербург : Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. -720 с.

233. Швецов, С. П. К вопросу о значении термина hybris в архаический период / С. П. Швецов // ХХОЛН. - 2014. - Vol. 8.2. С. 399-417.

234. Шелли Б. История Церкви, рассказанная просто и понятно / Брюс Шелли ; перевод с английского В. Измайлова. — Москва : Эксмо, 2021. — 608 с.

235. Шестаков, В. П. История истории искусства от Плиния до наших дней / В. П. Шестаков. - Москва : ЛЕНАНД, 2020. - 336 с.

236. Шестаков, В. П. История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века. - Москва : Издательство ЛКИ, 2012. - 376 с.

237. Шестаков, В. П. История эстетических учений / В. П. Шестаков. -Москва : Книжный дом «Либроком». - 408 с.

238. Шохин, К. В. Философия религии и ее исторические формы (античность - конец XVIII века) / К. В. Шохин. - Москва : Альфа-М, 2010. -784 с.

239. Шталь, И. В. Художественный мир гомеровского эпоса / И. В. Шталь. - Москва : Наука, 1983. - 296 с.

240. Эко, У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике / У. Эко. Санкт-Петербург : Академический проект, 2004. — 384 с.

241. Элиаде, М. История веры и религиозных идей: от каменного века до элевсинских мистерий / М. Элиаде ; пер. с фр. Н. Н. Кулаковой, В. Р. Рокитянского, Ю. Н. Стефанова. - Москва : Академический проект, 2009. -622 с.

242. Эллинские поэты VII—III вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. — Москва : Ладомир, 1999. - 515 с.

243. Эразм Ротердамский. Похвала глупости / Эразм Ротердамский ; пер. с лат. П. Ардашева. - Санкт-Петербург : Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. -192 с.

244. Яковлев, Е. Г. Искусство и мировые религии: система искусств в структуре мировых религий / Е. Г. Яковлев. - Москва : Высшая школа, 1985. - 287 с.

245. Янзина, Э. В. Учебник Древнегреческого языка / Э. В. Янзина. -Москва : Р.Валент, 2014. - 512 с.

246. Ярхо, В. Н. К пониманию термина йРрк; в древнегреческой поэзии архаического периода / В. Н. Ярхо // Античное общество. Труды конференции по изучению проблем античности. - Москва : Наука, 1967. -428 с.

247. Acta Pacis Westphalicae. Hrsg. von der Nordrhein-Westfälischen Akademie der Wissenschaften in Verbindung mit der Vereinigung zur Erforschung der Neueren Geschichte e.V. durch Konrad Repgen. Serie III Abteilung B: Verhandlungsakten. Band 1: Die Friedensverträge mit Frankreich und Schweden. 1: Urkunden. Bearb. von Antje Oschmann. Münster 1998, 15. URL.: http://www.pax-westphalica.de/ipmipo/index.html , свободный (дата обращения 21.02.2021)

248. Basilius Faber, 1572 // Müller R. Definitionen von "System" URL.: http://www.muellerscience.com/SPEZIALITAETEN/Svstem/System_Definitionen .htm , свободный (дата обращения 05.03.2021).

249. Berard, C. A city of images: iconography and society in ancient Greece. / C. A. Berard. - Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1989. - 188 р.

250. Beyer, P. Religion as communication On Niklas Luhmann, The religion of society (2000) // Contemporary Theories of Religion. A critical companion. New York, 2009. р. 99-114

251. Beyer, P. The religious theory of Niklas Luhmann. / P. Beyer. -Ottawa, Canada, 1977. - 128 p.

252. Blüme, M. Das Gesellschaftliche Funktionssystem Kunst bei Luhmann. / M. Blüme. - Grin, 2005. 36 s.

253. Danto, A. The transfiguration of the commonplace: a philosophy of art. / A. Danto. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1981. - 232 р.

254. Halsall, F. Danto and Luhmann: Ontological Systems of Art. / F. Halsal URL.: https://www.academia.edu/11205900/Danto and Luhmann , свободный (дата обращения 13.03.2021)

255. Halsal, F. Systems of art. Art, history and systems theory. / F. Halsal. -Bern, 2008. - 253 p.

256. Fowler,W. W. Roman essays and interpretations. / W. W. Fowler. -Oxford : Clarendon Press, 1920. - 302 р.

257. Fuchs P. Die Welt, die Kunst und soziale Systeme. Die Kulturtheorie von Niklas Luhmann. / P. Fuchs. - Hangen, 1990.

258. Baraldi, C., Corsi, G., Esposito, E. Glossar zu Niklas Luhmanns Theorie sozialer Systeme. / C. Baraldi, G Corsi, E. Esposito. - Frankfurt : Suhrkamp, 1998. - 248 р.

259. Gracyk, T. The philosophy of art: an introduction. / T. Gracyk. -Cambridge : Polity Press, 2012.

260. Kelly, M. Encyclopedia of aesthetics. Vol.1-4. New York: Oxford University Press, 1998.

261. Kessler, G.E. Studying religion: an introduction through cases. / G. E. Kessler. - Boston : McGraw-Hill. 2006. - 404 р.

262. Laermans R., Verschraegen G. The Late Niklas Luhmann on Religion: An Overview / R. Laermans, G. Verschraegen // Social Compass. - 2001. - № 48(1). р. 7-20

263. Liddell and Scott's Greek-English Lexicon (1940). URL.: https://logeion.uchicago.edu, свободный (дата обращения 21.02.2021).

264. Luhmann, N. Weltkunst. In: Gerhards J. (eds) Soziologie der Kunst. VS Verlag für Sozialwissenschaften. https://doi.org/10.1007/978-3-322-83283-2 4 URL.: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-322-83283-2 4, (дата обращения 07.03.2021).

265. Luhmann, N. A systems theory of religion. / N. Luhmann. - Stanford university press. Stanford: California : Kindle edition, 2013.- 6403 loc.

266. Luhmann, N. Art as a social system. / N. Luhmann. - Stanford, California: Stanford University Press, 2000. - 422 р.

267. Luhmann, N. Die Kunst der Gesellschaft. / N. Luhmann. - Frankfurt am Main : Suhrkamp, 1997. - 517 s.

268. Luhmann, N. Die Religion der Gesellschaft. / N. Luhmann. -Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 2002. - 364 s.

269. Luhmann, N. Funktion der Religion. / N. Luhmann. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1996. - 326 s.

270. Luhmann, N. Ist Kunst codierbar? // Luhmann N. Unbeobachtbare Weltüber Kunst und Architektur. / N. Luhmann. - Bielefeld, 1990.

201

271. Luhmann, N. Ökologische Kommunikation. Kann die moderne Gesellschaft sich auf ökologische Gefährdungen einstellen? / N. Luhmann. -Wiesbaden, 2004. - 275 s.

272. Luhmann, N. Essays on self-reference. / N/ Luhmann. - Columbia University Press. New York, 1990. - 245 s.

273. Luhmann, N. Religious dogmatics and the evolution of societies. / N. Luhmann. - New York : Lewiston, 1984. - liii, 137 p.

274. Luhmann, N. Deconstruction as Second-Oder Observing / N. Luhmann // New Literary History Automn 1993; Volume 24, Issue 4. Johns Hopkins University Press. P. 763-782

275. Moeller, H.-G. The Radical Luhmann. / H.-G. Moeller. - New York : Columbia University Press (Kindle edition), 2012.

276. Moeller H.-G. Luhmann Explained: From Souls to Systems (Ideas Explained). / H.-G. Moeller. Open Court : Kindle Edition, 2006.

277. Plato. Platonis Opera, ed. John Burnet. Oxford University Press. 1903. URL.: http: //data. perseus. org/citations/urn: cts: greekLit:tl g0059.tlg002.perseus-grc1:24c свободный (дата обращения 20.05.2021)

278. Rampley, M. Art as a social system: the sociological aesthetics of Niklas Luhmann // Telos. 2009, № 148, p. 111-140.

279. Seidl, D., Mormann, H. Niklas Luhmann as organization theorist // Adler. P., du Gay. P., Morgan. G., Reed. M. (eds.) Oxford Handbook of Sociology, Social Theory and Organization Studies: Contemporary Currents. Oxford: Oxford University Press, 2015. P. 125-157.

280. Stark, R. A theory of religion. / R. Stark. - New York : P. Lang, 1987. - 386 р.

281. Smith, J. Z., Green, W. S., Buckley, J. J. The Harper Collins dictionary of religion. American Academy of Religion. San Francisco : Harper San Francisco, 1995. - 1224 р.

282. Smith, J. Z. Map is not a territory / J. Z. Smith. - Chicago : The University of Chicago Press, 1993. - 329 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.