Рецепция идей русского консерватизма последней трети XIX - первой половины XX веков в современной российской философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Тарасов, Олег Игоревич

  • Тарасов, Олег Игоревич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Мурманск
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 188
Тарасов, Олег Игоревич. Рецепция идей русского консерватизма последней трети XIX - первой половины XX веков в современной российской философии: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Мурманск. 2014. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Тарасов, Олег Игоревич

Оглавление

Введение

Глава 1.Историко-теоретический анализ русского консерватизма

1.1.Понятие и философская природа консерватизма

1.2,Общие культурные и исторические предпосылки формирования

русского консерватизма

1.3.Генезис и развитие философии русского консерватизма в первой половине XIX века

Глава 2.Философские концепции русских консерваторов последней

трети XIX - первой половины XX вв

2.1 .Цивилизационно-культурный консерватизм (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев)

2.2.Государственно-охранительный консерватизм (К.П. Победоносцев, JI.A. Тихомиров)

2.3.Консервативная философия русской эмиграции (И.А. Ильин, И.Л. Солоневич, евразийство)

Глава 3. Идейно-теоретическая преемственность философии современного российского консерватизма

3.1.Монархический дискурс и его развитие в современном российском консерватизме

3.2.Рецепция идей русских консерваторов последней трети XIX - первой половины XX веков в современных нетипичных формах консервативной философии

3.3.Современное неоевразийство и его преемственность по отношению к цивилизационно-культурному консерватизму и евразийской философии последней трети XIX - первой половины XX веков

Заключение

Библиографический список

178

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рецепция идей русского консерватизма последней трети XIX - первой половины XX веков в современной российской философии»

Введение

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена комплексом ключевых факторов развития современного российского общества. Два последних десятилетия характеризуются возрастающим влиянием консервативных идей в определении магистральных путей дальнейшей эволюции социальных отношений. Ценностная ориентация российского общества получила в последние годы ярко выраженный консервативный уклон, сформировав социальный запрос на поиск самобытной, основанной на традиционном культурно-историческом укладе, модели общественного устройства. Последние годы отмечены также активным ростом сферы научного исследования философии отечественного консерватизма. Формирование нового этапа в историческом развитии российского консерватизма, начало которому было положено в конце 80-х годов, привлекло значительное внимание к данному явлению со стороны многих ученых и исследователей. Усилению позиций консерватизма в современном российском обществе во многом способствовало значительное количество научных исследований и монографий, посвященных отечественной традиции консервативной философии.

Сложный процесс становления новых форм социальных отношений внутри российского общества, сопровождающийся коренной ломкой традиционных устоев и начал социального бытия, неизбежно привел к необходимости переосмысления границ либерального реформизма и возрождению консервативных настроений. В тесной взаимосвязи научного и социального дискурсов, на пересечении фундаментальных исследований консервативной традиции прошлого и нарастающих социальных запросов настоящего времени, стал формироваться качественно новый этап развития отечественной консервативной мысли, артикулирующий новые концептуальные черты социального развития российского общества, что подчеркивает актуальность его научного исследования.

Существуют достаточные основания полагать, что новый российский консерватизм представляет собой сформировавшееся направление социально-философской мысли, хотя и в значительной степени существующее вне четких границ внешней демаркации и внутренней дифференциации. Консервативный проект развития российского общества становится источником формирования новой социальной модели развития, претендующей на статус объединяющей платформы в ситуации исторического выбора ключевых путей развития страны.

Высокая актуальность консервативных идей, обусловленная крайностями либерального сценария развития российского государства, привела к формированию новых социальных программ развития общества, многие из которых апеллируют к идейному наследию русских консерваторов прошлого. Именно период последней трети XIX - первой половины XX веков отмечен расцветом отечественной консервативной мысли, сформировавшим целостные концепции социального устройства русского общества, оказавшиеся востребованными в современном российском консерватизме. Влияние философских идей отечественных консерваторов последней трети XIX - первой половины XX веков на современную философию подчеркивается и признается современной наукой и диктует необходимость его дальнейшего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Последние годы отмечены особым вниманием исследователей к изучению русского консерватизма, в т.ч. периода последней трети XIX - первой половины XX веков. Консерватизм становится предметом не только исторических, психологических и политологических, но и философских исследований. В историко- и теоретико-философском контексте феномен консерватизма рассматривали Г. Рормо-зер, А. Френкин1, В.И. Шамшурин2, С.Н. Бабурин3, М. Ремизов4, А.Ю. Мина-

1 Рормозер Г., Френкин А. Новый консерватизм: вызов для России. М.: Институт философии РАН. 1996. 237с.

2 Шамшурин В.И. Консерватизм и свобода. Краснодар: Глагол, 2003. 476с.

3 Бабурин С.Н. Возвращение русского консерватизма. М.: Институт русской цивилизации, 2012. 832с.

ков5, М.Ю. Чернавский6 и др. Заслуживают внимания попытки рассмотрение теории и практики русского консерватизма XIX века, среди которых цен-

п

тральной место занимает сборник под редакцией В.Я. Гросула , посвященный системному анализу исторической и идейно-теоретической эволюции отечественной консервативной мысли. Значимым явлением стало появление фундаментальной работы A.B. Репникова8.

Целый ряд диссертационных работ последнего времени также посвящены изучению русской консервативной мысли. Среди наиболее видных исследований в данной категории можно выделить диссертации С.Н. Архипо-ва9, М.Ю. Чернавского10, И.Н. Тяпина11, В.М. Камнева12, П.В. Седаева13, Э.А. Попова14 и др.

В диссертационном исследовании A.B. Деникина15, а также в ряде его монографий16, проведен системный социально-философский анализ русского консерватизма XIX века, позволивший в значительной степени расширить методологический аппарат исследования консервативной философии как целостной мировоззренческой системы. Особую ценность указанному исследованию придает попытка преодоления ограниченности политологического

4 Ремизов М. Опыт консервативной критики. М.: Прагматика культуры. 2002. 112с.

5 Минаков А.Ю. Русский консерватизм в первой четверти XIX века. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. университета, 2011. 560с.

6 Чернавский М.Ю. Философские основания идеологии либерализма. М.: Прометей, 2008. 203с. Чернавский М.Ю. Религиозно-философские основы консерватизма в России. М.: Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности, 2004. 188с.

7 Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика / Под редакцией В.Я. Гросула. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 440с.

8 Репников A.B. Консервативные концепции переустройства России. М.: Academia, 2007. 652с.

9 Архипов С.Н. Социально-философский анализ консерватизма : Дис.... канд. филос. наук: 09.00.11 : Саранск, 2004. 166с.

10 Чернавский М.Ю. Религиозно-философские основы консерватизма К.Н. Леонтьева. Дисс. канд. филос. н. М„ 2000.

11 Тяпин И.Н. Философско-исторические идеи российского политического консерватизма XIX - начала XX в.: диссертация ... доктора философских наук : 09.00.03. Санкт-Петербург, 2009. 392с.

12 Камнев В.М. Исторические формы и религиозно-философские основания русского консерватизма : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.03. Санкт-Петербург, 2010. 324с.

13 Седаев П.В. Общественно-государственный идеал в русской консервативной философии : дис.... канд. филос. наук : 09.00.03. Н. Новгород, 2006. 145с.

14 Попов Э.А. Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика : идеология и социально-политическая практика : дис.... д-ра филос. наук : 09.00.11. Ростов н/Д, 2006. 362с.

15 Деникин A.B. Русский консерватизм XIX века как социально-философский стиль мышления : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.03. Москва, 2000.417с.

16 Деникин A.B. Консерватизм и либерализм в социально-философской мысли России XIX века: становление методологии. М.: Изд-во МПУ «Народный учитель», 2000.; Деникин A.B. Социально-философская мысль России XIX века (консерватизм и либерализм). Учебное пособие. M.: ВГНА МНС России. 2002.

подхода, а также предложенная автором оригинальная классификация признаков русского консерватизма.

Однако следует констатировать, что до настоящего момента проблема рецепции идей русского консерватизма последней трети XIX - первой половины XX веков в современной социальной философии России не становилась предметом специальных исследований. Косвенно вопросы влияния консервативной философии последней трети XIX - первой половины XX веков на современный этап развития консерватизма, а также преемственность последнего по отношению к наследию дореволюционных мыслителей, рассматриваются в историко-философских работах, посвященных эволюции консервативной мысли, корпус которых и определяет степень разработанности данной темы.

Ряд авторов подвергают анализу современный российский консерватизм как самостоятельный этап развития консервативной философии, что побуждает их к выявлению как специфических черт, отличающих его от предыдущих исторических форм, так и элементов преемственности социально-философских идей, общность которых позволяет идентифицировать современный консерватизм как таковой.

Одной из первых работ, последовательно рассматривающих различные

1 7

этапы эволюции консервативной мысли, стала монография В.А. Гусева . Автор подробно рассматривает дореволюционный этап развития консервативной мысли, период эволюции консерватизма в белой эмиграции, а также современное состояние консервативной мысли в России. Отдельная рецепция идей в современном консерватизме имеет место, по мнению автора. При этом влияние представителей отечественной консервативной мысли последней трети XIX - первой половины XX веков в монографии В.А. Гусев скорее презюмируется, чем реконструируется, тем более что автор на момент написания работы и не видит в этом никакой необходимости.

17 Гусев В.А. Русский консерватизм: основные направления и этапы развития. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2001. 240с.

1 Й

В монографии Э.А. Попова также можно обнаружить анализ консерватизма в современной России, хотя он проводится в работе скорее с точки зрения его влияния на будущее российской государственности. Э.А. Попов приходит к выводу, что преемственность идейного ядра современного консерватизма с наследием мыслителей дореволюционного эпохи, является лакмусовой бумажкой, индикатором консервативной мысли как таковой. Все остальные социально-политические течения, претендующие на звание «консервативных», являются таковыми лишь номинально, по внешней форме, но не по своему внутреннему содержанию.

В монографии В.М. Камнева19 последовательно рассмотрены основные исторические формы эволюции отечественной консервативной мысли с XIX века по современный период. Анализируя различные аспекты философского развития консерватизма в постсоветской России, В.М. Камнев отмечает как отдельные параллели с идеями консерваторов прошлого, преимущественно дореволюционного периода, так и качественно новые подходы к решению социальных проблем в современной консервативной философии. Данная монография стала основой для докторской диссертации В.М. Камнева, в которой был расширен круг персоналий, представляющих идейное наследие дореволюционного консерватизма.

Ряд научных статей последних лет также, прямо или косвенно, посвящен влиянию наследия русских консерваторов XIX - начала XX веков на современную консервативную философию. Отдельные работы отмечают влияние геополитических идей русских консерваторов на современную консервативную философию20, или поднимают проблему актуальности консерватив-

18 Попов Э.А. Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2005. 242с.

19 Камнев В.М. Хранители и пророки. Религиозно-философское содержание русского консерватизма. СПб.: Наука, 2010. 470с.

20 Работяжев В.Н. Консервативная геополитическая мысль в России: преемственность и обновление // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. №5. 2009. С. 74-93; Работяжев Н.В. Между традицией и утопией: левый консерватизм в России // Полис (Политические исследования). 2014. № 4. С. 114-130.

ных идей XIX - начала XX веков в современной России . Особый круг научных статей посвящен вопросам эволюции евразийской философии, влияние классического евразийства 1920-30-х гг. на современные формы неоевразийской консервативной мысли22.

Тем не менее, сегодня приходится констатировать, что историко-философский ракурс современного этапа развития отечественного консерватизма остается незаслуженно обделенным вниманием со стороны научного сообщества. За последние годы произошел стремительный рост интереса к работам дореволюционных теоретиков консервативной мысли, отечественная академическая литература пополнилась фундаментальными исследованиями в этой области. Но, при этом, изучение современного отечественного консерватизма проводится по преимуществу в политологических работах, в то время как потенциал его сравнительного историко-философского анализа практически игнорируется исследователями.

Объектом диссертационного исследования является философия русского консерватизма, рассмотренная в ракурсе эволюции ее основных исторических форм.

Предметом работы является рецепция современным российским консерватизмом идей классического русского консерватизма последней трети XIX - первой половины XX веков.

Целью работы является историко-философская реконструкция идей русского консерватизма последней трети XIX - первой половины XX веков и анализ их рецепции современной консервативной философией России.

Задачи диссертационного исследования способствуют достижению поставленной цели, для чего необходимо:

21 Брутян А.Л. Актуальность идей русского консерватизма в современной России // Вестник Московского

университета. Сер. 18. №1. 2004. С. 153-162.

22

Зиновьев И.В. Теория межкультурного диалога н.с. трубецкого и неоевразийство // Аналитика культурологии. 2008. № 11. С. 36-42; Кинева Т.С. Евразийство в современном идейно-политическом пространстве России // Государственное управление. Электронный вестник. 2009. № 18. С. 5; Орлик И.И. Евразийская идея: возникновение и эволюция // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2010. № 4. С. 7-21; Сендеров В.А. Неоевразийство: реальности, опасности, перспективы //Вопросы философии. 2004. № 6. С. 22-37; Сигачёв М.И. Образ запада как региона в представлении евразийцев и неоевразийцев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 1. С. 304-307.

1. Дать понятие и определить философскую природу консерватизма.

2. Проанализировать общие культурные и исторические предпосылки формирования русского консерватизма в период до последней трети XIX века.

3. Выявить теоретические истоки современного монархического дискурса в отечественной философской мысли последней трети XIX - первой половины XX веков, охарактеризовать его нынешнее состояние.

4. Рассмотреть генезис современных нетипичных форм консерватизма и определить их идейную связь с консервативной философией последней трети XIX - первой половины XX веков.

5. Проанализировать преемственность идей русских консерваторов последней трети XIX - первой половины XX веков с современной неоевразийской философией.

6. Выявить общие черты, ценности и приоритеты современной российской консервативной философии в аспекте их идейного родства с наследием русских консерваторов последней трети XIX - первой половины XX веков.

Теоретическая основа исследования отличается значительным разнообразием. Для реконструкции культурных и исторических предпосылок формирования русского консерватизма потребовалось обращение к корпусу древнерусской литературы, в особенности к богословско-полемической и обличительной ее части. Генезис русского консерватизма рассматривается на примере работ Н.М. Карамзина, а также старших славянофилов A.C. Хомякова, И.В. Киреевского, К.С. Аксакова, Ю.Ф.Самарина.

Собственно период последней трети XIX - первой половины XX веков потребовал обращение к работам представителей цивилизационно-культурного (Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева) и государственно-охранительного консерватизма (К.П. Победоносцева, JI.A. Тихомирова), а также консервативных мыслителей период русской эмиграции (И.А. Ильина, И.Л. Солоневича, Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого).

Наконец, анализ философии современного российского консерватизма был проведен на основании работ современных консерваторов-монархистов (митр. Иоанна (Снычева), прот. Александра (Шаргунова), М.Б. Смолина), современных неоевразийцев (JI.H. Гумилева, С.Е. Кургиняна, А.Г. Дугина, A.C. Панарина), а также Г.А. Зюганова как представителя современного левого консерватизма.

Методологическая основа исследования. Базовой методологической установкой исследования является стремление к реконструкции влияния идей русского консерватизма последней трети XIX - первой половины XX веков на современную отечественную консервативную философию. Характер данного устремления предопределил широкое использование в диссертации двух основных методов.

С одной стороны, в диссертации использовался исторический метод, применяемый как для выявления духовных и интеллектуальных истоков русской консервативной мысли, так и различные аспекты эволюции ее исторических форм, хронологическое влияние предшествующих стадий идейно-теоретического развития на последующие. С другой стороны, для реконструкции влияния идей русского консерватизма последней трети XIX - первой половины XX веков на современную отечественную консервативную философию потребовалось применение сравнительно-исторического (компаративистского) анализа, который позволяет в ходе историко-типологического сравнения выявить общее и особенное в развитии различных исторических форм эволюции отечественной консервативной мысли, прежде всего, двух ее этапов: классического русского консерватизма последней трети XIX - первой половины XX веков и современного российского консерватизма.

Решение поставленных в диссертации задач потребовало также привлечения широкого круга общенаучных методов анализа, синтеза, индукции, дедукции и классификации.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена решением поставленных задач и состоит в следующем.

1. На основании анализа ситуативного и содержательного подходов к пониманию философской природы консерватизма сделан вывод о необходимости рассматривать в качестве центрального понятия консервативного дискурса категорию «традиции», отражающую общее для всех направлений и течений консервативной философии стремление следовать определенной традиции как позитивно оцениваемой части культурно-исторического наследия общества. Обосновывается ограниченность распространенного подхода к пониманию консерватизма исключительно как сохранения существующего социального и политического порядка.

2. На основании анализа основных культурных и исторических предпосылок формирования русского консерватизма сделан вывод о прямой идейно-теоретической связи характерных черт отечественной консервативной мысли с богословско-эксклюзивистскими идеями восточно-христианской церкви и событиями церковного раскола XI века. Обосновывается ключевое влияние русской средневековой религиозно-философской мысли на формирование отечественного консерватизма.

3. На основании анализа современного монархического дискурса сделан вывод о его кризисном состоянии, которое выражается, как в общей маргинализации монархического дискурса, так и в его идейно-теоретической истощенности, отсутствии оригинальности и концептуальной самостоятельности. Доказывается, что работы современных теоретиков монархического движения преимущественно заимствуют весь свой идейный и методологический аппарат из творческого и философского наследия русских консерваторов последней трети XIX - первой половины XX вв.

4. На основании анализа современной консервативной философии сделан вывод о необходимости выделения особой группы нетипичных форм консерватизма, среди которых наиболее влиятельным и содержательным является т.н. левый консерватизм. Доказывается глубокая идейно-теоретическая связь современного левого консерватизма с историософским и геополитическим наследием русских консерваторов последней трети XIX -

первой половины XX веков. Обосновывается исключительный и нестандартный характер левого консерватизма, истоки его формирования и места в современном социально-философском дискурсе.

5. В работе обосновывается тезис о поступательном развитии отечественного национально-культурного консерватизма, современным этапом которого является неоевразийская философия. Доказывается решающее влияние историософских, социально-философских и геополитических идей русских консерваторов последней трети XIX - первой половины XX вв. на современное евразийство. Подчеркивается и обосновывается творческое развитие и высокий уровень теоретической рефлексии неоевразийской философии.

6. В работе выделены основные черты и ключевые идеи русских консерваторов последней трети XIX - первой половины XX вв., воспринятые и переосмысленные современными консерваторами. Подчеркивается преимущественно самостоятельный характер современной консервативной мысли, не сводимый исключительно к идеям прошлого. Обосновывается тезис о рецепции идей русского консерватизма последней трети XIX - первой половины XX веков как основания правомерности притязаний современных теоретиков консерватизма на формулирование национально-ориентированной модели социального устройства, отвечающей традициям и самобытному характеру российской цивилизации.

Положения, выносимые на защиту.

1. Анализ основных исторических и национально-культурных форм консервативной философии свидетельствует об ошибочности распространенного мнения о том, что сущностью консерватизма является исключительно сохранение существующего социального и политического порядка (status quo). В большинстве случаев консервативные концепции носят реформатор-ско-утопический характер, концентрируя ценностно-смысловые ориентации не на status quo, а на совершенной модели социального устройства общества, предполагаемой в прошлом, причем часто не в историческом, а в идеальном. В этой связи представляется целесообразным отказаться от понятия «сохра-

нения» как центральной категории консерватизма в пользу понятия «традиция».

2. Специфика отечественной консервативной философии выражается в ее антизападном характере и представлениях об особой исторической миссии и предназначении русской цивилизации и государства. Истоки данных представлений имеют религиозную основу и проистекают из церковного раскола XI века некогда единой христианской церкви на католическую и православную ветви. Богословский эксклюзивизм древнерусской литературы, дополненный религиозно-националистическими мотивами сформировал уже в древнерусский период представления о богоотступничестве западной цивилизации, обреченной на погибель в эсхатологической перспективе и богоизбранности русского государства как единственного хранителя истинной веры.

3. Исследование современного монархизма и его развития в отечественной консервативной философии демонстрирует его кризисное состояние, которое выражается, как в общей маргинализации монархического дискурса, так и в его идейно-теоретической истощенности, отсутствии оригинальности и концептуальной самостоятельности. Работы современных теоретиков монархического движения преимущественно заимствуют весь свой идейный и методологический аппарат из творческого и философского наследия русских консерваторов последней трети XIX - первой половины XX вв.

4. Современный левый консерватизм является наиболее влиятельным течением среди нетипичных форм консервативной философии, под которыми предлагается понимать конгломерат традиционалистских и охранительных учений, сформировавшихся на базе чуждых консерватизму идеологий, а именно: либерализма, социализма и коммунизма. Левый консерватизм стал ответной реакцией на распад советской социалистической общности и процессы вестернизации современной России, что придает ему черты реакционности. Наиболее отчетливое и системное воплощение идейные конструкции левого консерватизма нашли в социально- и политико-

философских идеях Г.А. Зюганова. К числу источников его консервативной концепции, прежде всего, таковых относится наследие русских консерваторов Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева. В работах Зюганова можно обнаруживаются прямые отсылки к идеям И.А. Ильина, евразийцев П.Н. Савицкого и Л.Н.Гумилева.

5. Современная неоевразийская философия ориентирована на необходимость реализации масштабной и стратегической геополитической задачи - формирование российско-евразийской цивилизации, противостоящей северо-атлантической цивилизации и экспансии ценностей глобализма и мондиа-лизма. Неоевразийская философия сформировалась под влиянием нескольких источников, среди которых необходимо выделить цивилизационно-культурный консерватизм Данилевского-Леонтьева, евразийскую философию Трубецкого-Савицкого, этнографическую концепцию Л.Н. Гумилева, германскую политическую философию «консервативно-революционного направления», марксистскую критику буржуазного общества, а также политические идеи европейских «новых правых».

6. Представляется возможным выделить общие черты, ценности и приоритеты современной российской консервативной философии, позволяющие обнаружить ее родство с наследием русских консерваторов прошлого. Рецепция идей русского консерватизма последней трети XIX - первой половины XX веков выражена в восприятии современной социальной философии, а) представлений об особой исторической роли (миссии) России и русской православной цивилизации; б) идеала сильного централизованного государства и этатизма; в) общего негативистского настроя в отношении духовных, социально-экономических и политических ценностей западной неправославной цивилизации, их активной экспансии в Россию; г) критики либерально-демократических концепций социального и политического развития русского общества; д) историософской методологии анализа оснований самобытности русской (славянской) цивилизации.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тарасов, Олег Игоревич, 2014 год

Библиографический список

1. Аксаков К.С. Литературная критика / К.С. Аксаков, И.С. Аксаков // Литературная критика. М.: Современник, 1982.

2. Аксаков К.С. Сборник статей // Молва. № 9. 1857.

3. Аникеева E.H. К вопросу об инклюзивизме индийских религий и экс-клюзивизме христианства // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ. М.: ПСТБИ, 1998.

4. Белокуров С.А. Арсений Суханов. Речь, произнесенная 27 октября 1891 г. перед защитой диссертации // Богословский вестник. 1892. Том I. №3.

5. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

6. Берк Э. Размышление о революции во Франции. М.: Рудомино, 1993.

7. Берк Э. Размышления о французской революции // Политические институты и обновление общества. М.: Наука, 1983.

8. Брутян А.Л. Актуальность идей русского консерватизма в современной России // Вестник Московского университета. Сер. 18. №1. 2004.

9. Будовниц И.У. Русская публицистика XVI века. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1947.

10. Булгаков М., митр. Православно-догматическое богословие. М.: Па-ломникъ, 1999.

11. Виноградов А.И. Субъекты истории в русской философии последней трети XIX - начале XX века. Мурманск: МГПУ, 2010.

12. Волоцкий И., преп. Просветитель. М.: Институт русской цивилизации, 2011.

13. Вырко Р.Г. Нелегальное направление в русской национально-патриотической оппозиции в СССР (на примере всероссийского социально-христианского союза освобождения народа) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. № 12.

14. Галкин A.A. Рахшмир П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. М., 1987.

15. Георгий (Максимов), д. Вне церкви нет спасения. М.: Православное миссионерское общество им. преп. Серапиона Кожеозерского, 2012.

16. Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI-XIX вв. М.: Московский рабочий, 1991.

17. Гольдберг A.JI. К предыстории идеи «Москва - третий Рим» // Культурное наследие Древней Руси: Истоки: Становление: Традиции. М., 1976.

18. Григоров Е.В. Проблемы определения консерватизма // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2009. №3(6).

19. Григоров Е.В. Рождение консерватизма? Э. Бёрк, Жозеф де Местр, Н.М. Карамзин // Вестник Сургутского Государственного Педагогического Университета. 2010. №3. С. 94-107.

20. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001.

21. Гусев В.А. Русский консерватизм: основные направления и этапы развития. Тверь, 2001.

22. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. СПб.: Типография брат. Пантелеевых, 1895.

23. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М.: Издательство «Русский язык», 1976.

24. Декрет Второго Всероссийского съезда Советов о мире от 26 октября (8 ноября) 1917 г. // Декреты Советской власти. Том I. 25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г. М.: Гос. изд-во полит, литер., 1957.

25. Дневник Л.А. Тихомирова. 1915-1917 гг. // Сост. A.B. Репников. М.: РОССПЭН, 2008.

26. Дугин А.Г. Евразийский путь как национальная идея // Евразийское обозрение. №9. 2003.

27. Дугин А.Г. Консерватизм как явление: возможна ли его общая теория? // Философия права. 2009. № 4.

28. Дугин А.Г. Органическая демократия // Консервативная революция. М.: Арктогея, 1994.

29. Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством. М.: Арктогея-центр, 2000.

30. Дугин А.Г. Политическая философия евразийства // А.Г. Дугин. Философия политики. М.: Арктогея-Центр, 2004.

31. Еремин И.П. Литературное наследие Феодосия Печерского // Труды Отдела древнерусской литературы. Том V. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1947.

32. Есюков А.И., Честнейшин Н.В., Честнейшина Д.А. Социальная философия русского консерватизма. Архангельск: Поморский университет. 2009.

33. Ефимов Н.И. «Русь - новый Израиль»: Теократическая идеология свое-земнаго православия в до-Петровской письменности. Казань, 1912.

34. Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Раритет, 2001.

35. Зиновьев И.В. Теория межкультурного диалога Н.С. Трубецкого и неоевразийство // Аналитика культурологии. 2008. №11.

36. Зюганов Г.А. Глобализация и судьба человечества. М.: Молодая гвардия, 2002.

37. Зюганов Г.А. Глобальное порабощение России, или «Глобализация по-американски». М.: Эксмо, 2011.

38. Зюганов Г.А. За горизонтом. М.: Информпечать, 1995.

39. Зюганов Г.А. Россия и современный мир. М.: Обозреватель, 1995.

40. Зюганов Г.А. Уроки истории и современность // НГ-Сценарии. 4 ноября 1997.

41. Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи. М.: Военное издательство, 1993.

42. Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Том четвертый. М.: Русская книга 1994.

43. Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Том первый. М.: Айрис Пресс, 2008.

44. История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. М.: Республика, 2001.

45. Иуков Е.А. Феномен радикального консерватизма как фактор политической деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. №3.

46. К.П. Победоносцев: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1996.

47. Камнев В.М. Советский консерватизм как историсофская проблема // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2009. Т. 1. № 3.

48. Камнев В.М. Социальный консерватизм Константина Леонтьева // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2008. Т. 61. № 6.

49. Камнев В.М. Хранители и пророки. Религиозно-философское содержание русского консерватизма. СПб.: Наука, 2010.

50. Капустин Б.Г. Левый консерватизм КПРФ // Независимая газета. 1996. 5 марта.

51. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М.: Наука, 1991.

52. Карамзин Н.М. Записки старого московского жителя. М.: Московский рабочий, 1988.

53. Карамзин Н.М. Избранные сочинения в 2-х томах. Том 2. М.-Л.: Художественная литература, 1964.

54. Карипов Б.Н. Консерватизм: понятие, генезис, сущность и особенности // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2009. №1.

55. Кинева Т.С. Евразийство в современном идейно-политическом пространстве России // Государственное управление. Электронный вестник. 2009. № 18.

56. Киреевский И.В. Избранные статьи. М.: Современник, 1984.

57. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений. М.: Типография Императорского Московского Университета, 1911. ТЛ.

58. Киреевский И.В. Разум на пути к истине. М.: Правило веры, 2002.

59. Клименко А.Н. Геополитическая миссия Русской Православной церкви // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2013. № 12 (287).

60. Консерватизм как течение общественной мысли и фактор общественного развития (Материалы «круглого стола») // Полис. 1995. №4.

61. Коробов Е.П. Философско-религиозная парадигма JI.A. Тихомирова в контексте русской культуры // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2011. № 4.

62. Кузьмин А.Г. Православный монархизм в современной России: особенности идеологии и организации движения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 8 (14): в 4-х ч. Ч. VI.

63. Кургинян С.Е. Актуальный архив. Работы 1988-1993 гг. М.: ЭТЦ, 2010.

64. Кургинян С.Е. Постперестройка: Концептуальная модель развития нашего общества, политических партий и общественных организаций / С.Е. Кургинян и др. М.: Политиздат, 1990.

65. Кургинян С.Е. Седьмой сценарий. Часть первая. М.: ЭТЦ, 1992.

66. JI.A. Тихомиров. Апология веры и монархии. М.: Изд-во журнала «Москва», 1999.

67. Ларюэль М. Когда присваивается интеллектуальная собственность, или о противоположности Л.Н. Гумилева и П.Н. Савицкого // Вестник Евразии. 2001. №4 (15).

68. Леонтьев К.Н. Полное собрание сочинений и писем в двенадцати томах. Том восьмой. Книга первая. Публицистика 1881-1891 годов. СПб.: Владимир Даль, 2007.

69. Леонтьев К.Н. Полное собрание сочинений и писем в двенадцати томах. Том седьмой. Книга вторая. Публицистика 1880 года. Ранние научные работы.

70. Леонтьев К.Н. Полное собрание сочинений и писем в двенадцати томах. Том седьмой. Книга первая. Публицистика 1862-1879 годов. СПб.: Владимир Даль, 2005.

71. Лукьянов М.Н. Консерватизм versus статус-кво: консервативная традиция в России и Западной Европе // Вестник Пермского университета. №4(16). 2011.

72. Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV—начала XVI века. М.-Л., 1960.

73. Мюррей М. Введение в философию религии / М. Мюррей, М. Рей. М.: Изд-во ББИ, 2010.

74. Орлик И.И. Евразийская идея: возникновение и эволюция // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2010. №4.

75. Пайпс Р. Русский консерватизм и его критики. М.: Новое издательство, 2008.

76. Панарин A.C. Глобальное всесмешение или новая повесть об Антихристе // Москва. 1999. №1.

77. Панарин A.C. Западники и евразийцы // Общественные науки и современность. 1993. №6.

78. Панарин A.C. Искушение глобализмом. М.: Эксмо-Пресс.

79. Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Алгоритм, 2002.

80. Панарин A.C. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М.: Логос, 1998.

81. Панарин A.C. Россия в циклах мировой истории. М.: Изд-во МГУ, 1999.

82. Пестрецов А.Ф. Соборность - константа русского национального самосознания // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2008. №1 (9).

83. Письма Победоносцева к Александру III. Т. I. М.: Новая Москва, 1925.

84. Победоносцев К.П. Речь на заседании особого совещания 8 марта 1881 г.//Былое. 1906. №1.

85. Победоносцев К.П. Сочинения. СПб.: Наука, 1996.

86. Повесть временных лет / Под ред. В.П. Адриановой-Перетц, изд. второе исп. и дополн. С.-Пб.: Наука, 1996.

87. Повесть Временных лет // Памятники литературы Древней Руси. XI -начало XII века. М., 1978.

88. Погодин М.П. Ответ издателя // Московский вестник. 1828. № 22.

89. Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси XI-XIII. С.-Пб.: Наука, 1992.

90. Попов Э.А. Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2005.

91. Предчувствия и свершения. Коллективный манифест первых евразийцев (1921) // Основы евразийства. М.: Арктогея-Центр, 2002.

92. Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. С.-Пб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1885.

93. Работяжев В.Н. Консервативная геополитическая мысль в России: преемственность и обновление // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2009. №5.

94. Ремизов М.В. Опыт типологии консерватизма. Логос. № 5-6.

95. Репников A.B. Очерки истории русского консерватизма // Журнал консервативной мысли «Русское время». 2009. №1.

96. Репников A.B. Русский консерватизм: вчера, сегодня, завтра // Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее: Сборник научных трудов. Вып.1. Воронеж, 2001.

97. Руткевич A.M. Что такое консерватизм? М.-СПб.: Университетская книга, 2009.

98. Савицкий П.Н. Географические и геополитические основы евразийства // Основы евразийства. М.: Арктогея-Центр, 2002.

99. Савицкий П.Н. Европа и Евразия (по поводу брошюры кн. Н.С. Трубецкого «Европа и человечество» // Русская мысль. София, 1921. №1-2.

100. Самарин Ю.Ф. Полное собрание сочинений A.C. Хомякова. Т. I. М.: Университетская типография, 1900.

101. Самарин Ю.Ф. Сочинения. Том первый. Статьи разнородного содержания и по польскому вопросу. М.: Тип. А.И. Мамонтова, 1877.

102. Саркисянц М. Россия и мессианизм. К «русской идее» H.A. Бердяева. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.

103. Сендеров В.А. Неоевразийство: реальности, опасности, перспективы // Вопросы философии. 2004. № 6.

104. Сигачёв М.И. Образ запада как региона в представлении евразийцев и неоевразийцев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 1.

105. Синайский А., свящ. Отношение древнерусской церкви и общества к латинскому западу (католичеству). X-XV вв. Церковно-исторический очерк. С.-Пб., 1899.

106. Скворцова A.B. Социально-философские концепции европейского и русского консерватизма (на примере Э. Берка и К.Н. Леонтьева) // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. 2009. Т. 15. № 1.

107. Слово о Законе и Благодати / Сост. вступ. ст., пер. В.Я. Дерягина. М.: Столица, Скрипторий, 1994.

108. Смолин М.Б. Русский путь в будущее. М.: ФондИВ, 2001.

109. Смолин М.Б. Тайны русской империи. М.: Вече, 2014.

110. Снычев И., митр. Одоление смуты. Слово к русскому народу. СПб.: Царское дело, 1995.

111. Снычев И., митр. Русь соборная. Очерки христианской государственности. СПб.: Царское дело, 1995.

112. Снычев И., митр. Самодержавие Духа. Очерки русского самосознания. СПб.: Изд-во Л.С. Яковлевой, 1994.

113. Современное мировое политическое пространство и национальные интересы России: Материалы круглого стола // Вестник Московского университета. Серия 12. №5.

114. Сокольская И.Б. Консерватизм: идея или метод? // Полис (Политические исследования). 1998. №5.

115. Солоневич И.Л. Народная монархия. М.: Алгоритм, 2011.

116. Сочинения преп. Максима Грека в русском переводе. Часть вторая. Догматико-полемические его сочинения. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1910.

117. Сталин И.В. Сочинения в шести томах. Том VI. М.: ОГИЗ; Гос. изд-во полит, лит., 1947.

118. Сухов А.Д. Философствующий Н.М. Карамзин // Философия и культура. 2014. №5.

119. Тарасов О.И. Консерватизм: проблема терминологической неопределенности // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. Т. 1. № 4.

120. Тарасов О.И. Консерватизм: сохранение или реставрация? // Армия и общество. 2012. № 2 (32).

121. Тихомиров Л.А. Борьба века. М., 1895.

122. Тихомиров Л.А. Государственность и религия // Л.А. Тихомиров. Апология веры и монархии. М.: Изд-во журнала «Москва», 1999.

123. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. Часть первая. Происхождение и содержание монархического принципа. М.: Университетская типография, 1905.

*

124. Тихомиров Л.А. О Вере и Церкви в государстве // Московские ведомости. 1912. № 161. 12 июля.

125. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М.: Изд-во «ФИВ», 2012.

126. Тихомиров Л.А. Руководящие идеи русской жизни. М.: Институт русской цивилизации, 2008.

127. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. / Сост. В.М. Живова; Общ. ред. В.М. Живова; Вступ. ст. Н.И. Толстого и Л.Н. Гумилева. М.: Изд. группа «Прогресс», 1995.

128. Трубецкой Н.С. Об идее-правительнице идеократического государства // Основы евразийства. М.: Арктогея-Центр, 2002.

129. Тяпин И.Н. Отражение установок социальной доктрины консерватизма в философии русской истории Н.М. Карамзина // Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. 2009. № 1 (25).

130. Успенский Б.А. Этюды о русской истории. СПб.: Азбука, 2002.

131. Филатова Ю.А. Формирование консервативного стиля мышления: Эдмунд Берк и Николай Карамзин. Дисс. канд. ист. наук. М., 2005.

132. Филофей, монах. Послание о неблагоприятных днях и часах / Пер. В. Колесова// Древнерусская литература. М.: Слово/Slovo, 2001.

133. Хомяков A.C. Полное собрание сочинений A.C. Хомякова. Т. I. М.: Университетская типография, 1900.

134. Хомяков A.C. Полное собрание сочинений. М., 1886. Том 1.

135. Хомяков A.C. Полное собрание сочинений. М., 1886. Том 2.

136. Хомяков A.C. Полное собрание сочинений. Сочинения богословские. М.: Тип. И.Н. Кушнерева, 1907.

137. Хомяков A.C. Сочинения в двух томах. Том 2. Работы по богословию. М.: Московский философский фонд, Изд-во «Медиум, 1994.

138. Хомяков Д.А. Православие. Самодержавие. Народность. М.: Институт русской цивилизации, 2011.

139. Чернавский М.Ю. Два подхода к определению консерватизма // Консерватизм и традиционализм на Юге России. Сборник научных статей. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.

140. Чернавский М.Ю. Либерализм и консерватизм: социально-философский анализ : дисс.... доктора философских наук. М., 2009.

141. Шаргунов А., прот. Православная монархия и новый мировой порядок. М.: Новая книга, 1999.

142. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс.

143. A History of Russian thought / Ed. by W. Leatherbarrow, D. Offord. NY.: Cambridge University Press, 2010.

144. Allen D. Modern Conservatism: The Problem of Definition // Review of Politics. 1981. Vol. 43. №4.

145. Auerbach M. The Conservative illusion. N.Y.: Columbia University Press, 1959.

146. Beisswenger M. Eurasianism: affirming the person in an «era of faith» // A History of Russian Philosophy 1830-1930. Faith, Reason, and the Defense of Human Dignity. Ed. by G.M. Hamburg, R.A. Poole. Cambridge University Press, 2010.

147. Bronson B.H. The Double Tradition of Dr Johnson // B.H. Bronson. Johnson Agonistes, and Other Essays. University of California Press, 1946.

148. Burke E. Selected Writings and Speeches. New Jersey: Transaction Publishers, 1963.

149. Byrnes R.F. Russian Conservative Thought before the Revolution // Russia Under the Last Tsar. Ed. by T.G. Stavrou. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1969.

150. Grier P.T. The Russian Idea and the West // Russia and Western Civilization: Cultural and Historical Encounters. Ed. by R. Bova. NY, London: M.E. Sharpe, 2003.

151. Hobsbawm E.J. The Age of Revolution. Europe 1789-1848. N.Y., 1962.

152. Huntington S.R. Conservatism as an Ideology // American Political Science Review. 1957. Vol.51.

153. Kalb J.E. Russia's Rome: Imperial Visions, Messianic Dreams, 1890-1940. Madison: University of Wisconsin Press, 2008.

154. Rock S. Russian piety and Orthodox culture 1380-1589 // The Cambridge History of Christianity. Vol. 5. Eastern Christianity. Ed. Michael Angold. Cambridge: Cambridge University Press, 2006.

155. Tchoubarian A. The European idea in History in the Nineteenth and Twentieth Centuries: A View From Moscow. NY: Routledge, 1994.

156. Walicki A. A History of Russian Thought: From the Enlightenment to Marxism. Stanford University Press, 1979.

188 ^ W

157. Zernov N. Moscow the Third Rome. London, 1937.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.