Рецепция западной рационалистической и мистической традиции в религиозной философии В.С. Соловьева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Полетаева, Татьяна Александровна

  • Полетаева, Татьяна Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Белгород
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 166
Полетаева, Татьяна Александровна. Рецепция западной рационалистической и мистической традиции в религиозной философии В.С. Соловьева: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Белгород. 2009. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Полетаева, Татьяна Александровна

Введение

Глава 1. Противоречия немецкой классической философии в контексте религиозной философии B.C. Соловьева

1.1. Гносеологический рационализм Канта в религиозно-философской рефлексии B.C. Соловьева

1.2. Эволюция немецкого философского рационализма: от гносеологизма Канта к философии откровения Шеллинга

Глава 2. Становление религиозной философии B.C. Соловьева в критическом контексте западного рационализма

2.1. Проблема веры и разума в религиозной философии В.С.Соловьева: синтетический проект

2.2. Критическое осмысление B.C. Соловьевым проблем немецкой философии в религиозно-философском направлении

Глава 3. Философско-мистические идеи B.C. Соловьева

3.1. Религиозно-философское учение B.C. Соловьева о внутреннем опыте и мистической интуиции

3.2. Соловьевская концепция богопознания в «Теоретической философии»: феноменологический проект

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рецепция западной рационалистической и мистической традиции в религиозной философии В.С. Соловьева»

Актуальность исследования обуславливается в первую очередь тем обстоятельством, что в начале XXI века русская философия, оригинальная, по признанию многих ученых, своей религиозной спецификой, стоит перед проблемой осмысления своего наследия и задачей уразумения своего предназначения. С другой стороны, актуальность работы обуславливается всегда существующим интересом к классическим проблемам философии, которые, так или иначе, привлекают внимание к вопросам человеческого бытия.

Одной из актуальных для российского самосознания была и остается проблема взаимоотношения западного и отечественного культурного наследия, России и Европы, а применительно к философии - взаимосвязь западной философской традиции и русской религиозно-философской мысли, степень оригинальности русской философской рефлексии. Для России всегда проблемным оставался диалог с немецким культурным и философским гением. Известно, что критическая философия Канта возникла как реакция на кризис западной метафизики и стала водоразделом в философии Нового времени. В гносеологии Канта мир оказался разделен на две сферы: познаваемую, подвластную разуму, и непознаваемую, разуму недоступную (область метафизики). На протяжении XVII-XVIII веков западная философия, занятая поисками метода познания, пришла постепенно к тому, что в ней механицизм и рационализм срослись друг с другом в нерасторжимое целое. Но пока познающий разум успешно раскрывал тайны окружающего мира, западную философию, «запечатанную в рамки кантианского разума», постепенно охватывал кризис, который в XIX-XX вв. привел к возникновению различных течений неклассической мысли: философии жизни, экзистенциализма, феноменологии и других.

В русской религиозной философии в XIX веке на основе критического переосмысления западной философии также появились идеи, которые можно назвать попыткой преодоления западного рационализма. Начало серьезным философским исканиям в этом направлении и положил B.C. Соловьев, первый оригинальный и систематичный русский религиозный философ. При этом главными ориентирами для B.C. Соловьева в его свободном философском поиске были идеи Спинозы, Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Гартмана, но более всего - Шеллинга, пытавшегося создать христианскую философию на почве европейского культурного модерна. Верность Богочеловеческому идеалу, желание привести философию, подобно Шеллингу, к христианским истокам у B.C. Соловьева сочеталась с обращением не только к идеям немецких и отечественных философов (в частности, славянофилов), но и к западным мистикам, гностицизму, каббале, а также к личному мистическому опыту. Рациональным и мистическим способами B.C. Соловьев пытался построить грандиозную систему философского цельного знания. Философские идеи B.C. Соловьева, часть которых сопоставима с христианским (святоотеческим) учением, могут быть рассмотрены как составляющие этой системы.

Это в наши дни не менее актуально, чем в кризисные времена прошлых столетий. Как и тогда, сегодня для нас смысложизненной остается, проблема русской этнокультурной и цивилизационной идентичности, решить которую невозможно вне поля философского самосознания.

Степень научной разработанности проблемы. Впервые изучением религиозной философии B.C. Соловьева в критическом контексте западного рационализма на основе изучения вопроса осмысления философии И. Канта в философии B.C. Соловьева начали заниматься неокантианец начала XX века А.И. Введенский, а затем вступивший с ним в спор В.Ф. Эрн. В статье «О мистицизме и критицизме в теории познания B.C. Соловьева» А.И. Введенский объявлял заслугой B.C. Соловьева «распространение у нас критицизма» и «пополнение исследования Канта», считая влияние Канта на B.C. Соловьева очень существенным и к концу жизни усилившимся. Эта точка зрения вызвала резкий отпор со стороны В.Ф. Эрна, который в статье «Гносеология B.C. Соловьева» упрекал А.И. Введенского в том, что он вовсе не изучает гносеологию Соловьева, а просто «неокантизирует по поводу ее». А.Ф. Лосев замечал, что А.И. Введенский, доказывая стремление B.C. Соловьева к кантианству, искусственно отбирал из его философии некоторые элементы, которые, если рассматривать их изолированно, действительно напоминают Канта. Но подход B.C. Соловьева к западному рационализму был критическим, подчеркивает А.Ф. Лосев, в нем многое рассмотрено в традициях славянофилов, правда, в отличие от последних, резко отвергавших все западное, B.C. Соловьев считал западный рационализм исторически необходимым. По мнению современного исследователя В.В. Лазарева, судить о влиянии Канта на философию B.C. Соловьева можно только посредством исторического подхода в сравнении учений философов, а не через простое сопоставление текстов, как это делал А.И. Введенский.

Отдельные вопросы критического переосмысления западного рационализма в философии B.C. Соловьева рассматривали В.Н. Брюшинкин, Н.С. Доронина, А.В. Ахутин, С.А. Чернов.

Постановка проблемы критического осмысления B.C. Соловьевым западного рационализма в контексте становления его религиозной философии предполагает необходимость изучения метафизических идей самого B.C. Соловьева. К этой проблематике обращались современники B.C. Соловьева М.И. Влади-славлев, Н.Н. Страхов, А.А. Козлов, Д.П. Миртов, Чернов В.М. (Юрьев Б.), Н.Г. Дебольский, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, В.В. Лесевич, Л.М. Лопатин, исследователи начала XX в. А.А. Никольский, B.C. Шилкарский, А.И. Введенский, И.П. Сперанский, В.Д. Спасович, Л. Шестов; в первой половине XX в. В.В. Зеньковский, К.В. Мочульский, Э.Л. Радлов, Г.Ф. Флоровский; начиная со второй половины XX в. и по наши дни - А.И. Абрамов, Е.Б. Рашковский, П.П. Гай-денко, С.С. Хоружий, В.Ф. Асмус, Л.И. Василенко, И.И. Евлампиев, Н.А. Кормин, О.Г. Ермишин, А.А. Доброхотов, В.А. Кувакин, В.Н. Брюшинкин, Н.С. Доронина, зарубежные авторы Э. Свидерски, П. Элен, Л. Венцлер и другие.

Одной из ведущих тем религиозной философии В.С.Соловьева в области метафизики стала тема внутреннего опыта и интеллектуальной интуиции, понимаемой как мистическое восприятие трансцендентного. Способ познания истины через непосредственное знание (интеллектуальную интуицию) уходит корнями в античность, к Платону. В европейской философии к идее интеллектуальной интуиции до Канта обращались Декарт, Лейбниц, Спиноза. Декарт и Лейбниц развивали свое учение об интуитивном знании, опираясь на соображения о логической природе достоверных истин. Лейбниц говорил об интуитивном знании как абсолютном. Спиноза считал интеллектуальную интуицию высшим видом познания. Кант признавал только чувственную интуицию. Фихте и особенно Шеллинг не исключали возможности интеллектуальной интуиции, но под влиянием немецких мистиков у Фихте в понимание интеллектуальной интуиции был внесен мистический элемент, который стал преобладать в понимании интуиции Шеллинга. B.C. Соловьев развивал идею Шеллинга о мистической интуиции, пытаясь ввести ее в создаваемую им систему цельного знания.

Учению B.C. Соловьева о внутреннем опыте и мистической интуиции и связанной с ним софиологии, развитым философом в противовес кантовскому рационализму, уделено важное место в диссертационной работе. К этой проблематике обращались современники B.C. Соловьева Б.Н. Чичерин, Н.Г. Де-больский, И.И. Лапшин; в первой половине XX в. А.И. Введенский, С.М. Лукьянов, С.М. Соловьев, Ю.Н. Данзас, К.В. Мочульский, Г.И. Чулков, Н.М. Бахтин; во второй половине XX в. А.Ф. Лосев, А.В. Кожев, В.В. Зеньковский; начиная с 70-х гг. XX в. - Н.К. Гаврюшин, И.И. Гарин, И.И. Евлампиев, Н.А. Кормин, С.С. Хоружий, Л.Е. Шапошников, П.П. Гайденко, А.В. Ахутин, А.П. Козырев, Н.А. Ваганова, Л.И. Василенко, С.П. Заикин, Н.К. Бонецкая, Н.В. Котрелев, Е.Б. Рашковский, А. М. Карпеев, А.А. Носов, К.Ю. Бурмистров, П.А. Сапронов.

Продолжили критику западного рационализма и развили философско-мистические идеи В.С.Соловьева русские религиозные философы XX в.: С.Н. Трубецкой, Е.Н. Трубецкой, С.А. Аскольдов, свящ. С. Булгаков, свящ. П. Флоренский, А.А. Козлов, Н.А. Бердяев, В.Ф. Эрн, В.И. Иванов, Д.С. Мережковский, Н.О. Лосский, С.А. Алексеев, А.П. Карсавин, С.Л. Франк, П.И. Новгородцев, И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев. Вопросы преемственности критического осмысления западного рационализма в философии указанных мыслителей и их собственные идеи, развитые на основе соловьевских, рассматривали Н.О. Лосский, С.С. Хоружий, В.Н. Брюшинкин, Л.А. Калинников, С.А. Чернов.

Несмотря на большой объем и разнообразие существующих работ по теме диссертации, можно говорить об отсутствии трудов, посвященных системному анализу критического осмысления западного рационализма в религиозной философии В.С.Соловьева. Работы множества авторов, описывающие мистический опыт и софиологию B.C. Соловьева, не рассматривают подробно само его учение о внутреннем опыте и мистической интуиции. Кроме того, в контексте конкретизации этого учения B.C. Соловьева существует необходимость соотнести понимание внутреннего опыта в античном язычестве, каббале, западном мистицизме, немецкой классической философии, а также в восточно-христианском мистическом богословии и осуществить их сравнительный анализ. Наконец, обращение к религиозно-метафизическим вопросам, поднимаемым B.C. Соловьевым, позволяет акцентировать внимание на проблемах религиозно-философской антропологии.

Многогранность проблемы, сложность ее решения обусловили выбор темы, объекта и предмета исследования, определили исходные позиции и задачи.

Объектом исследования является западноевропейская рационалистическая и фипософско-мистическая традиг(ия в контексте русской философско-теоретической мысли.

Предметом исследования выступает рецепция западноевропейского рационализма и мистицизма в религиозной философии B.C. Соловьева.

Целью диссертационного исследования является анализ критического осмысления B.C. Соловьевым немецкой рационалистической и фипософско-мистической традиции в процессе его духовно-мыслительной эволюции.

Для реализации этой цели необходимо было решить следующие задачи:

- рассмотреть эволюцию немецкого философского рационализма от гно-сеологизма Канта к философии откровения Шеллинга в контексте религиозной философии B.C. Соловьева;

- осуществить анализ становления религиозной философии B.C. Соловьева в контексте западного рационализма: от синтетических проектов по решению проблемы веры и разума до критического осмысления метафизики и теории познания Канта и немецких философов-классиков;

- проанализировать становление и развитие философско-мистических идей B.C. Соловьева от учения о внутреннем опыте и мистической интуиции до феноменологического проекта богопознания в работе «Теоретическая философия».

Теоретико-методологические основы данного исследования составляет комплексное соединение философского и теологического знания, которое дает основание для целостного анализа изучаемой проблемы. Автором были использованы такие общезначимые научно-методологические подходы к объекту исследования, как компаративистский метод, текстологический, типологический, историко-философский, историко-культурологический, а также метод философско-герменевтической интерпретации религиозно-теологического дискурса. Особое внимание в работе уделено феноменологическому методу анализа сознания.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- рассмотрена эволюция немецкого философского рационализма от гно-сеологизма Канта к философии откровения Шеллинга в контексте религиозной философии B.C. Соловьева;

- осуществлен анализ становления религиозной философии B.C. Соловьева в контексте западного рационализма: от синтетических проектов по решению проблемы веры и разума до критического осмысления метафизики и теории познания Канта и немецких философов-классиков;

- проанализировано становление и развитие философско-мистических идей B.C. Соловьева от учения о внутреннем опыте и мистической интуиции до феноменологического проекта богопознания в «Теоретической философии».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В контексте решения основной задачи своей философии - «оправдания веры» средствами разума - B.C. Соловьев осуществил рациональную критику кантовой гносеологии, восприняв ее достижения и переосмыслив ряд ее проблем в духе святоотеческого богословия. Так, решая одну из ее главных проблем субъективности познания, - B.C. Соловьев соединил две идеи Канта: о мире как представлении субъекта и о субъективном уме, развитом до идеи ума трансцендентального, и показал, что материя, пространство и время - это мысленные представления трансцендентального субъекта. Этот вывод можно сопоставить со святоотеческим учением (свт. Григория Нисского, преп. Максима Исповедника) о чувственном мире как представлении ума - бестелесной Сущности, произведшей умопостигаемые начала телесного бытия, проявляющиеся в физических свойствах материальных тел. Могли ли конкретные идеи святых отцов повлиять на B.C. Соловьева или же философ рассуждал здесь независимо, однозначно сказать нельзя, но в любом случае, очевидно, что в данном решении проблемы субъективности познания им предпринята попытка рациональным способом доказать одну из основополагающих истин христианского учения.

2. Раннее философско-мистическое учение B.C. Соловьева о внутреннем опыте и мистической интуиции можно рассматривать как попытку решения другой главной проблемы кантовой гносеологии и западного рационализма в целом - непознаваемости «вещи в себе». Идея интеллектуальной-мистической интуиции до B.C. Соловьева развивалась в немецкой классической философии Фихте и Шеллингом, находившихся под влиянием учения о непосредственном знании Якоби и Гамана, у которых оно имело черты интуиции чувственной (т.е. того, что признавал и Кант) и интуиции религиозной. Мистический характер интеллектуальная интуиция получила у Шеллинга, что было обусловлено уходом философа от немецкого рационализма в область античного теоретизирования, к Платону. B.C. Соловьев отталкивался от идеи Intellectuele Anschauung Шеллинга, которого критиковал за противопоставление умственного созерцания рассудочному мышлению. Однако свое учение о внутреннем опыте и мистической интуиции B.C. Соловьев развивал, находясь под влиянием идей каббалы и западного мистицизма протестантской традиции. В непосредственной связи с учением B.C. Соловьева о внутреннем опыте находилась его концепция софиологии, предлагаемая им как философское обоснование Богочеловеческого идеала, и связанный с ней некритично воспринимаемый личный мистический опыт, переживаемый философом, подобно западным мистикам, в «медиумическом» состоянии.

3. Проблема веры и разума понималась B.C. Соловьевым в категориях западноевропейского гнозиса. На это указывают разделение философом понятия веры на два вида — веру как третий род познания (связанную по смыслу с мистической интуицией) и веру религиозную, в представлении В.С.Соловьева автономную по отношению к разуму. Решение указанной проблемы, равно как и развитие учения о вере как третьем роде познания, В.С.Соловьев проводил, находясь под влиянием западной идеи синтетических проектов, что выразилось в создании им концепции синтеза веры, разума и опыта, а затем концепции свободной научной теософии как синтеза богословия, философии и науки. В «Теоретической философии» B.C. Соловьев разрабатывает феноменологический проект богопознания, переосмыслив свое раннее учение о внутреннем опыте и избавившись от гностических идей. Это учение о философском достиэюении безусловного знания, идеи которого сопоставимы не только с идеями феноменологии Э. Гуссерля, но и с идеями святоотеческого мистического богословия. «Феноменологический субъект» в этом проекте, несмотря на внешнюю схожесть с «интенциональным «субъектом Э. Гуссерля, предполагает духовную интерпретацию - это «отказ от субъективного центра ради центра безусловного», «заданность» некоего субстанционального осуществления, «становящийся разум Истины».

Научно-практическая значимость исследования состоит в конкретизации рецепции немецкой философско-мистической традиции в религиозной философии B.C. Соловьева. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях по истории русской философии XIX-XX вв., религиозной философии и антропологии, философии религии, при составлении общих и специальных лекционных курсов и написании учебных пособий, в исследованиях религиоведческого и философско-культурологического характера.

Апробация работы. Положения диссертации были изложены в докладах, прочитанных на международной научно-практической конференции «Восприятие Космоса и Истории в миросозерцании русского Православия» (Белгород, БелГУ, октябрь 2007 г.), II Всероссийской научной конференции молодых ученых, докторантов, аспирантов и студентов «Философия и наука поверх барьеров: Человек и культурно-исторические типы глобализации» (Белгород, 25 октября 2007 г.); IV Всероссийской научной конференции молодых ученых, докторантов, аспирантов и студентов «Философия и наука поверх барьеров: Культурно-цивилизационные и антропологические кризисы идентичности в современном мире» (Белгород, 9 апреля 2009 г.), на общеуниверситетском аспирантском семинаре БелГУ, а также отражены в 7 публикациях автора, в том числе 1 статье в рецензируемом журнале, включенном в перечень научных изданий ВАК.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Белгородского государственного университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав по два параграфа, заключения и библиографии. Общий объем работы 165 страниц по машинописному стандарту, включая библиографию.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Полетаева, Татьяна Александровна

Выводы

1. В третьей главе в рамках анализа рецепции западной мистической традиции в философии B.C. Соловьева рассмотрено, как, решая одну из главней-' ших проблем кантовой гносеологии — о непознаваемости вещей в себе, B.C. Соловьев развивает идею Шеллинга об Intellectuele Anschauung. Рассмотренное учение В.С.Соловьева о внутреннем опыте и мистической интуиции показывает, что понимание последней связано у философа с его представлением о вере

435 Соловьев B.C. Теоретическая философия//Соловьев B.C. Собр. соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1990.-Т. 1.- с .830.

436 Прим.: На наличие в «Теоретической философии» В С. Соловьева идей Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника обращал внимание также А.И.Абрамов [Абрамов А.И. К вопросу о преемственности идей В.Соловьева в русском религиозном ренессансе начала XX века // Религиозно-идеалистическая философия в России XIX- начала XX века: Критический анализ. - M., 1989. - С.81-85].

437 Интересный гипотетический эскиз мистической интуиции в феноменологическом ракурсе предлагает Л. И. Василенко: он обращает внимание на то, что мистическая интуиция может восприниматься как интен-циональный акт, совершающий конституирование смысла. Отсюда и понимание Вл Соловьевым Всеединства - не как сложноорганизованного системно-структурного целого, а как духовного единства, «в котором вещи находят свои смысловые места». Но при этом, пишет Л И.Василенко, смысл познаваемых вещей по Соловьеву задается разумом философа, который прежде этого создает «всесмысловой образ мирового Всеединства». Понимаемое в русле феноменоюгии такое Всеединство вполне сопоставляется с «интенциональ-ным горизонтом», в котором конституируются смыслы вещей [Василенко Л.И. «Мистическая интуиция» Владимира Соловьева // Вестник ПСТГУ: Богословие. Философия. Вып. 15 - М.: 2006. - С. 140-141]. Похожие, хотя и более упрощенные аналогии приводит Н.А.Кормин, который считает, что интеллектуальное усмотрение вещей у Вл. Сочовьева близко к гуссерлевской «феноменологической установке», [Кормин Н.А. Философская эстетика Вл. Соловьева. Часть 1. Святая гармония. - М.:2001,- С. 178]. как третьем роде познания. Сравнение учений, содержащих идею внутреннего опыта: концепции B.C. Соловьева, мистерий античного язычества в трактовке Платона, учения Шеллинга об Intellectuele Anschauung, каббалы и святоотеческого мистического богословия - показывает общие черты всех учений: это, прежде всего, схожесть их в описании последовательности главных этапов, которые можно изложить как 1) отвращение внешних чувств человека, его души и познания от всех явлений внешнего мира и 2) видение Бога и сущности вещей.

2. Выяснено, что из всех указанных в п.1 учений наибольшее влияние на концепцию B.C. Соловьева о внутреннем опыте оказала каббала. Это видно в том, что у B.C. Соловьева не говорится о необходимости каких—либо особых действий для подготовки к внутреннему опыту: из его учения следует, что для начала внутреннего опыта достаточно лишь желания получить знание (для каббалы характерна идея желания получить). Аналогию с каббалой можно усмотреть также и в том, что, согласно B.C. Соловьеву, итогом внутреннего опыта является «слияние» с Богом (причем, вершиной личного мистического опыта самого философа, как показывает анализ его софиологических стихов, по-видимому, было слияние с Софией, понимаемой B.C. Соловьевым как интимно-человечески переживаемое существо, идеал Вечной Женственности), а также идея «возвращения» души к реальной жизни после завершения внутреннего опыта.

3. Выяснено, как именно на учение B.C. Соловьева о внутреннем опыте могли повлиять западные мистики-протестанты (Баадер, Беме, Сведенборг, Парацельс, Гихтель, Готфрид Арнольд, Джон Пордедж, Сен-Мартен). Это влияние, прежде всего, видно в том, что B.C. Соловьев прямо говорил о методе «феноменологического узрения», который он взял у западных мистиков, а также в том, когда писал, что во внутреннем опыте на человека воздействуют «трансцендентные существа». В последнем утверждении прослеживается аналогия с учением западного философа Эригены (IX в.), называвшего подобные существа «тварными первоначалами». Примечательно, что в святоотеческом богословии при описании внутреннего опыта говорится о воздействии на человека не «трансцендентных существ» и не «тварных первоначал», а идей-волений, логосов вещей, или Божественных энергий. Исходя из вышесказанного, можно сделать параллельный вывод, что сведение в западном богословии божественных идей к «тварным первоначалам» постепенно низвело западное богословие и вместе с ним западную метафизику из области Божественного в область тварного духовного мира, на котором B.C. Соловьев и замыкал внутренний опыт, некритично при этом уверяя, что мистическая интуиция основана на «божественном начале».

4. Рассмотрены проблемы личного мистического опыта B.C. Соловьева в контексте его софиологии; Выяснено, что на понимание B.C. Соловьевым Софии повлияли западный мистицизм, каббала, гностицизм и платоническая традиция. Сравнение схемы B.C. Соловьева о структурах реальности (как одного из итогов его личного мистического опыта и софиологии) со схемами мира у Я. Беме и преп. Максима Исповедника приводит к выводу о том, что схема мира, предлагаемая B.C. Соловьевым, не имеет аналогов ни в Священном Писании, ни в святоотеческом богословии (схема1 мира преп. Максима Исповедника описана в традициях христианского гнозиса и соответствует сотериоло-гическому богословию Церкви), отличается наличием платонических элементов, определенной схожестью с оккультно-гностической конструкцией Беме и, кроме того, имеет оригинальные черты, которые, очевидно, были узнаны B.C. Соловьевым из особого откровения, полученного им, по-видимому, в состоянии «медиумического транса».

5. В третьей главе также показано, что в «Теоретической философии» широко используются феноменологические термины, встречающиеся в ранних сочинениях философа в связи с учением о внутреннем опыте и возможности метафизического познания — это наряду с применением понятий «внутренний опыт», «вера» как род познания, с одной стороны, указывает на то, что в «Теоретической философии» не столько дается новая гносеология, сколько переосмысливается прежняя. С другой стороны, сравнение феноменологических понятий B.C. Соловьева с идеями гуссерлевской феноменологии (о феноменологическом субъекте, реальном «я» и трансцендентальном «я», интенционально-сти, эпохэ и редукции) показывает, что они совпадают с последними либо номинативно, либо имея смысловые аналогии. Поэтому «Теоретическую философию» можно называть также эскизом, или предтечей феноменологии.

6. В «Теоретической философии» B.C. Соловьев предлагает понимание человека как «десубстанциализированного» феноменологического субъекта. Это понимание отлично от «трансцендентального субъекта» Канта и близко внешне к «интенциональному субъекту» Э. Гуссерля. Отличие феноменологического субъекта B.C. Соловьева от гуссерлевского — в интерпретации. Если «интенциональный субъект» Э.Гуссерля не подразумевает никакой духовной интерпретации, то B.C. Соловьев, говоря о «феноменологическом субъекте», трактует его как «отказ от субъективного центра ради центра безусловного», как «заданность» некоего субстанционального осуществления. Для B.C. Соловьева единственная вечная субстанция - Бог, а человек не может быть самостоятельной субстанцией перед Богом, именно в этом смысле он есть феноменологический субъект, «становящийся разум Истины». Исходя из вышеизложенного в п.5.и п.6, можно утверждать, что в «Теоретической философии» B.C. Соловьев переосмысливает свое раннее учение о внутреннем опыте, отрекшись от гностических идей, и превращает его в феноменологический проект богопо-знания - учение о философском достижении безусловного знания, идеи которого о феноменологическом субъекте, нравственной чистоте познающего субъекта, аскетическом самоотречении психологического «Я» и смысле достижения истины как пребывания в ней близки к идеям святоотеческого мистического богословия о важнейших гносеологических условиях непосредственного достижения цельного знания и о кульминации мистического опыта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема русской этнокультурной и цивилизационной идентичности не решаема вне поля философского самосознания. С этой точки зрения, как говорит М.А.Маслин, «русская философия, как россиеведение <.> должна представляться весьма актуальной <.> в XXI столетии». Для российского самосознания проблема обозначенной идентичности особенно ярко выявляется в контексте взаимоотношения западного и отечественного культурного наследия. В этом смысле обращение к творчеству B.C. Соловьева с точки зрения изучения рецепции западной рационалистической и мистической традиции в его религиозной философии позволяет уточнить и понять степень оригинальности русской философской рефлексии.

Изучение проблемы, поставленной в диссертационной работе, показывает, что становление религиозной философии В.С.Соловьева в критическом контексте западного рационализма можно рассматривать как решение важнейшей смысложизненной задачи русского мыслителя, стремившегося в своей философии, как говорил он сам, «сотворить из догмата Христианского твердое, но широкое основание, неприкосновенное, но живое начало всякой философии и всякой науки». Никольский А.А., подчеркивая апологетическую значимость трудов B.C. Соловьева, называл его катехизатором русских интеллигентов XIX в., «христианствующим философом». Проблема состояла лишь в том, что осуществить поставленную задачу последовательно B.C. Соловьеву не удалось - этому помешало увлечение философа синтезом самых различных учений, которые В.С.Соловьев находил в большей степени в западной традиции.

В работе выяснено, что проблема веры и разума, волновавшая философа на протяжении всей его жизни, понималась и решалась им в рамках западного гнозиса, что выразилось в желании «оправдать» веру средствами разума и воплотилось в разработке синтетических проектов (синтез веры, разума и опыта, синтез философии богословия и науки).

Наряду с этим внимание B.C. Соловьева к гносеологии основателя западного рационализма Канта, по словам Н.Бердяева, бывшего «гениальным выразителем серьезной болезни в бытии человеческом», показывает, что, с одной стороны, русский философ симпатизировал Канту, неоднократно подчеркивая заслуги последнего для философии, но, с другой стороны, подвергал критическому осмыслению противоречия и ограничения теории познания Канта, а также его духовных последователей. Осмысление это было неоднозначно и позволяет увидеть, как в религиозной философии B.C. Соловьева происходила «встреча» Востока и Запада.

Так, решая главную проблему кантовой гносеологии - субъективности познания - B.C. Соловьев осуществил синтез двух идей Канта: о мире, как представлении субъекта, и идеи о субъективном уме, развитой до идеи ума трансцендентального и показал, что указанный синтез логически ведет к утверждению, что весь мир (а также пространство и время) есть представление трансцендентального субъекта. В работе выяснено, что этот вывод сделан B.C. Соловьевым в духе восточного (православного) богословия, в котором содержится учение о мире как представлении бестелесной Сущности (Бога-Творца), произведшей умопостигаемые начала телесного бытия, проявляющиеся в физических свойствах материальных тел.

Однако в контексте решения второй главной проблемы кантовой гносеологии - непознаваемости вегци в себе, B.C. Соловьев развил учение о внутреннем опыте и интеллектуальной интуиции именно в русле западной мистической протестантской и нехристианской традиций. В работе выяснено, что к идее интеллектуальной интуиции обращались также и духовные последователи Канта - Фихте и Шеллинг, причем у Шеллинга интуиция приобрела мистический характер благодаря обращению философа к платоновским категориям мысли. B.C. Соловьева иногда называют «шеллингианцем» по влиянию, оказанному на него Шеллингом, но проведенное исследование показывает, что хотя B.C. Соловьев действительно заимствовал у немецкого философа идею непосредственного опыта и мистической интуиции, однако подвергнул ее критике и свое учение развивал в отличном от Шеллинга понимании, что доказывает сравнительный анализ учений о внутреннем опыте самого B.C. Соловьева, Шеллинга, святых отцов, западных мистиков, трактовки Платоном древних эллинских мистерий и каббалы. Выяснено, что на учение B.C. Соловьева о мистической интуиции более всего повлияли каббала и западный мистицизм. В непосредственной связи с этим учением философа находились софиология и личный мистический опыт философа.

Теоретическая философия» B.C. Соловьева свидетельствует о том, что в конце жизненного пути философ переосмыслил свое раннее учение о внутреннем опыте и превратил его в учение о философском достижении безусловного знания. При этом можно увидеть, с одной стороны, перевод философско-мистических идей в феноменологическую плоскость, а, с другой стороны, сближение с идеями святоотеческого мистического богословия, что позволяет говорить о феноменологическом проекте богопознания, разработку которого В.С.Соловьев не успел довести до конца.

Критическое осмысление западной рационалистической и мистической традиции в русле философской апологетики христианства на основе переосмысления философско-мистических идей B.C. Соловьева продолжили его духовные последователи С.Н.Трубецкой, Е.Н. Трубецкой, С.Аскольдов, о.П.А.Флоренский, о.С.Н.Булгаков, Н.А. Бердяев, Н.О.Лосский, С.Л.Франк и др.

Следуя философской традиции B.C. Соловьева, они сформировали в русской мысли направление гносеологического онтологизма. Предлагая концепции церковной гносеологии, общей онтологии, чистого разума, духовные последователи B.C. Соловьева подтвердили своей философией, что всегда актуальной будет задача, поставленная B.C. Соловьевым — задача целостного христианского миропонимания для развития христианского мышления в вере и, как говорит Ф.Коплстон, достижения «релевантности христианских убеждений современным вопросам и проблемам».

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Полетаева, Татьяна Александровна, 2009 год

1. Гегель, Г. В. Ф. Учение о праве, долге и религии Текст. / Г. В. Ф. Гегель // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет : в 2 т. - М., 1971. - Т. 2 : Философская пропедевтика. Письма. Афоризмы / АН СССР, Ин-т философии; сост., общ. ред. А. В. Гулыги. - С. 7-78.

2. Кант, И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика Текст. / И. Кант // Кант И. Сочинения : в 6 т. / АН СССР, Ин-т философии ; под общ. ред. В. Ф. Асмуса и др. М., 1963-1966. - Т. 2 / ред. А. В. Гулыга. - М., 1964. -С. 291-360.

3. Кант, И. Критика способности суждения Текст. : пер. с нем. / И. Кант. М. : Искусство, 1994. — 368 с. - (История эстетики в памятниках и документах).

4. Кант, И. Критика чистого разума Текст. / И. Кант ; пер. с нем. Н. Лос-ского. Минск : Литература, 1998. - 959 с.

5. Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки Текст. / И. Кант ; пер. с нем. В. Соловьева. М. : Акад. проект, 2008. - 174 с. - (Философ, технологии).

6. Соловьев, В. С. Вера, разум и опыт Текст. / В. С. Соловьев ; предисл. А. А. Носова ; публ. и примеч. Н. В. Россиной, И. В. Борисовой // Вопросы философии. 1994. - № 1.-С. 111-128.

7. Соловьев, В. С. Гегель Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Сочинения : в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд. - М., 1990. - Т. 2. - С. 419441.

8. Соловьев, В. С. Духовные основы жизни Текст. : 1882-1884 / В. С. Соловьев. Брюссель : Жизнь с Богом, 1958. - 144 с.

9. Ю.Соловьев, В. С. Жизненная драма Платона Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Сочинения : в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд. - М., 1990.-Т. 2.-С. 582-626.

10. П.Соловьев, В. С. Каббала, мистическая философия евреев Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Собрание соч. : в 12 т. Брюссель, 1966-1970. - Т. 11-12.- 1969.-С. 332-335.

11. Соловьев, В. С. Кант Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Сочинения : в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд. - М., 1990. - Т. 2. - С. 441479.

12. Соловьев, В. С. Кризис западной философии Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Сочинения : в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд. - М., 1990.-Т. 2.-С. 3-138.

13. М.Соловьев, В. С. Критика отвлеченных начал Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Сочинения : в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд. - М., 1990.-Т. 1.-С. 581-831.

14. Соловьев, В. С. Собрание сочинений В. С. Соловьева: письма и приложение Текст. : в 4 т. / В. С. Соловьев ; под ред. Э. JI. Радлова. Фототип. изд. - Брюссель : Жизнь с Богом, 1970. - Т.1. - 270 с. ; Т. 2. - 352 с. ; Т. 3. - 218 с.; Т. 4. - 239 с.

15. Соловьев, В. С. Россия и вселенская церковь Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Собрание сочинений : в 12 т / под ред. С. М. Соловьева, Э. JI. Радлова.-Брюссель, 1966-1969.-Т. 11-12.-М., 1969.-С. 143-350.

16. Соловьев, В. С. Смысл любви Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Сочинения : в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд. - М., 1990. - Т. 2. -С. 493-547.

17. Соловьев, В. С. Собрание сочинений в 8 т. (Т.9 дополнительный). -СПб., 1901-1907. Соловьев, В. С. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева Текст. : в 9 т. / В. С. Соловьев ; предисл. М. Соловьева. - СПб. :

18. Обществ, польза, 1901-1907. Т. 9 (доп.) : Биография и статьи из Энцикл. словаря.-М., 1907.-263 с.

19. Соловьев, В. С. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева Текст. : в 10 т. / В. С. Соловьев ; под ред. С. М. Соловьева, Э. JI. Радлова. -2-е изд. СПб. : Просвещение : Самообразование, 1911-1914. - т. 1-10.

20. Соловьев, В. С. София. Второй диалог. Космический и исторический процесс Текст. / В. С. Соловьев // Логос. 1996. - № 7. - С. 145-167.

21. Соловьев, В. С. София. Начала вселенского учения Текст. / В. С. Соловьев ; подгот. текста, пер. с фр. и прим. А. П. Козырева // Логос. 1991. - № 2. - С. 171-198.

22. Соловьев, В. С. София. Первая триада. Первые начала Текст. : Каир, февр. 1876 / В. С. Соловьев // Логос. 1993. -№ 4. - С. 274-296.

23. Соловьев, В. С. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика Текст. / В. С. Соловьев / В. С. Соловьев ; сост. и коммент. Н. В. Котрелева. -М. : Книга, 1990. 573 с. - (Из литератур, наследия).

24. Соловьев, В. С. Теоретическая философия Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Сочинения : в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд. - М., 1990.-Т. 1.-С. 757-831.

25. Соловьев, В. С. Три разговора Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев B.C. Сочинения : в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд. - М., 1990. - Т. 2. -С. 635-762.

26. Соловьев, В. С. Три силы Текст. : речь, написанная в публ. заседании О-ва любителей Рос. словесности / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Собрание сочинений : в 12 т. / под ред. С. М. Соловьева, Э. Л. Радлова. Брюссель, 1966-1969.-Т. 11-12.-М., 1969.

27. Соловьев, В. С. Философские начала цельного знания Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев B.C. Сочинения : в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд.-М., 1990.-Т. 2.-С. 139-288.

28. Соловьев, В. С. Чтения о Богочеловечестве Текст. / В. С. Соловьев. -М. : ACT, 2004. 251 с. - (Философия. Психология).

29. Фихте, И. Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии: попытка принудить читателей к пониманию Текст. / И. Г. Фихте. Репринт, изд. 1937 г. - М. : Тетра, 1993. - 120 с.

30. Шеллинг, Ф. В. Й. Историко-критическое введение в философию мифологии Текст. / Ф. В. Й. Шеллинг // Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения : в 2 т. : пер. с нем. / АН СССР, Ин-т философии ; сост., ред. А. В. Гулыга. М., 19871989. - Т. 2. - М., 1989. - С. 160-374.

31. Шеллинг, Ф. В. Й. К истории новой философии Текст. : Мюнхен, лекции : из рукоп. наследия / Ф. В. Й. Шеллинг // Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения : в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии ; сост., ред. А. В. Гулыга. М., 1987-1989. - Т. 2.-М., 1989.-С. 387-560.

32. Шеллинг, Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма Текст. / Ф. В. Й. Шеллинг // Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения : в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии ; сост., ред. А. В. Гулыга. М., 1987-1989. - Т. 1. - М., 1987. - С. 227489.

33. Шеллинг, Ф. В. Й. Философия откровения Текст. : в 2 т. / Ф. В. Й. Шеллинг ; пер. с нем. A. JL Пестова. СПб. : Наука, 2000-2002. - Т. 1. - М., 2000. - 699 с.; Т. 2. - М., 2002. - 480 с. - (Слово о сущем).

34. Шеллинг, Ф. В. Й. Философские письма о догматизме и критицизме Текст. / Ф. В. Й. Шеллинг // Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения : в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии ; сост., ред. А. В. Гулыга. М., 1987. - Т. 1. - С. 39-88.

35. Монографии, учебники, статьи

36. Августин Блаженный. Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви Текст. / Августин Блаженный (Августин Аврелий) // Августин Блаженный. Об истинной религии. Теол. трактат. Минск, 1999. - С. 806-881. - (Классическая филос. мысль).

37. Ансельм Кентерберийский. Прослогион Текст. / Ансельм Кентербе-рийский // Ансельм Кентерберийский. Сочинения / пер. И. В. Купреевой. М., 1995.-С. 125-146.

38. Антоний, митр. Ленинградский и Новгородский. Из истории Новгородской иконографии / митр. Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников) // Богословские труды. М., 1986. - Сб. 27. - С. 61-80.

39. Асмус, В. (прот.) Лекции по истории Церкви Текст. / прот. В. Асмус. ; Православ. Свято-Тихонов. богослов, ин-т. -М. : ПСТБИ, 1995. 82 с.

40. Асмус, В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике Текст. : очерк истории XVII нач. XX в. / В. Ф. Асмус. - М. : Соцэкгиз, 1963. - 311 с.

41. Ахутин, А. В. Поворотные времена Текст. : ст. и наброски / А. В. Ахутин. СПб. : Наука, 2005. - 743 с. - (Слово о сущем ; т. 50).

42. Ахутин, А. В. София и черт. Кант перед лицом русской религиозной метафизики Текст. / А. В. Ахутин // Вопросы философии. 1990. - № 1. - С. 51-69.

43. Бабушкин, В. У. Феноменологическая философия науки: критич. анализ Текст. / В. У. Бабушкин ; АН СССР, Ин-т науч. информ. по обществ, наукам ; отв. ред. Б. Т. Григорьян. М. : Наука, 1985. - 189 с.

44. Бахтин, Н. М. Из жизни идей. Вера и знание Текст. / Н. М. Бахтин // Звено. Париж, 1926. - № 155. с. 3-4.

45. Беме, Я. Аврора, или утренняя заря в восхождении Текст. : [пер. с нем.] / Я. Беме. Репринт, изд. 1914 г. - М. : Гуманус : Политиздат, 1990. - 415 с. - (Филос. классика).

46. Бердяев, Н. А. Собрание сочинений Текст. : в 4 т. / Н. А. Бердяев ; общ. ред. Н. А. Струве. 3-е изд. - Париж : Ymka-Press, 1983-1989. - Т. 3 : Типы религиозной мысли в России. - М., 1989. - 714 с.

47. Бердяев, Н. А. Из этюдов о Якове Беме. Текст. Этюд II : Учение о Софии и андрогине Я. Беме и русская софиологическая традиция / Н. А. Бердяев // Путь. 1930. -№ 21. - С. 34-62.

48. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества Текст. / Н. А. Бердяев. — М. : Правда, 1989. — 607 с. (Из истории отечеств, филос. мысли).

49. Бессерман, П. Каббала и еврейский мистицизм / П. Бессерман ; пер. с англ. А. Блеез. -М. : Фаир-Пресс, 2002. 196 с. - (Грандиозный мир).

50. Бонецкая, Н. К. К истокам софиологии Текст. / Н. К. Бонецкая // Вопросы философии. 2004. - № 4. - С. 70-80.

51. Булгаков, С. Н. Свет невечерний Текст. : созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. М. : Республика, 1994. - 415 с. - (Мыслители XX века).

52. Бурмистров, К. Ю. Особенности восприятия каббалы в русской религиозной философии (В.Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков, А. Лосев) Текст. / К. Ю. Бурмистров // Тирош : тр. по иудаике. 2000. - № 4. - С. 67-90.

53. Василенко, JI. И. «Мистическая интуиция» Владимира Соловьева Текст. / Л. И. Василенко // Вестник Православного Свято-Тихонского гуманитарного университета. Сер. 1. Богословие, философия. 2006. - № 15. — С. 130141.

54. Василенко, Л. И. Введение в русскую религиозную философию Текст. / Л. И. Василенко. М. : Православ. Свято-Тихонов. гуманит. ун-т, 2006. - 442 с.

55. Василенко, Л. И. Краткий религиозно-философский словарь Текст. / Л. И. Василенко. М. : Истина и жизнь, 2000. - 253 с.

56. Введенский, А. О мистицизме и критицизме в теории познания В. С. Соловьева Текст. / А. Введенский // Вопросы философии и психологии. М., 1901. - Кн. 1 (56) : Сб. статей, посвящ. памяти В. С. Соловьева. - С. 2-35.

57. Гаврюшин, Н. К. По следам рыцарей Софии Текст. / Н. К. Гаврюшин. М. : Стар Интер, 1997. - 223 с.

58. Гайденко, П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века Текст. / П. П. Гайденко. М. : Прогресс-Традиция, 2001. - 468 с.

59. Гайденко, П. П. Гностические мотивы в учениях Шеллинга и Владимира Соловьева Текст. / П. П. Гайденко // Знание. Понимание. Умение. 2005. -№ 2. -С. 202-208.

60. Гарин, И. И. Соловьев В. С. Текст. / И. И. Гарин // Гарин И. И. Пророки и поэты : в 7 т. -М., 1991-1995. Т. 3.- 1994.-С. 465-541.

61. Гриненко, Г. В. Неокантианство Текст. / Г. В. Гриненко // Гриненко Г. В. История философии : учеб. М., 2004. - С. 462-471.

62. Гулыга, А. В. Кант Текст. / А. В. Гулыга. М. : Мол. гвардия, 1977.303 с.

63. Гулыга, А. В. Философское наследие Шеллинга Текст. / А. В. Гулыга // Шеллинг Ф. В. Сочинения : в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии ; сост., ред., авт. вступ. ст. А. В. Гулыга ; пер. с нем. М. И. Левиной. М., 1987. - Т. 1. - С. 3-38.

64. Гулыга, А. В. Шеллинг Текст. / А. В. Гулыга. М. : Мол. гвардия, 1982.-317 с.

65. Гулыга, А. В. Эстетика Канта Текст. / А. В. Гулыга // Кант И. Критика способности суждения. М., 1994. - С. 9-35.

66. Гуссерль, Э. Феноменология Текст. : ст. в Британской энциклопедии / Э. Гуссерль ; пер. В. И. Молчанова//Логос. 1991. -№ 1. - С. 12-21.

67. Данзас, Ю. Н. Гностические реминисценции в современной русской религиозной философии Текст. /Ю. Н. Данзас // Символ. 1998. - № 39. - С. 121-149.

68. Дионисий, Ареопагит. Послание к Тимофею Текст. / Дионисий Арео-пагит // Мистическое богословие : на основании соч. крупнейшего мыслителя поздней античности Дионисия Ареопагита. Киев, 1991. - С. 5-12.

69. Дюнисш, Ареопагитъ. О небесной Iepapxin Электронный ресурс. / Дюнисш Ареопагитъ // Святоотеческое наследие : б-ка творений св. отцов и учителей Церкви. — М., 1898- . Режим доступа: http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id==saeculum.iiii.d030003.

70. Евлампиев, И. И. История русской метафизики в XIX-XX веках : рус. философия в поисках Абсолюта Текст. : в 2 ч. / И. И. Евлампиев. СПб. : Але-тейя, 2000. - Ч. 1. - 415 с.; Ч. 2. - 413 с.

71. Зеньковский, В. В. История русской философии Текст. : в 2 т. / В. В. Зеньковский. Ростов н/Д : Феникс, 1999. - Т. 1. - 544 с.

72. Зеньковский, В. В. Христианское учение о познании Текст. / В. В. Зеньковский. М. : Грааль, 2001. - 139 с.

73. Калинников, Л. А. Трансцендентальный идеализм о системе способностей души, или о функциях сознания Электронный ресурс. / Л. А. Калинников

74. Философия сознания: история и современность : материалы науч. конф., по-свящ. памяти проф. МГУ А. Ф. Грязнова, Москва, 14-15 нояб. 2003 г. / отв. ред. В. В. Миронов. М., 2003. - Режим доступа: http://kosilova.textdriven.com/narod/studia/mind/mind.htm.

75. Карпеев, А. М. Многозначность термина «София» в философии В. С. Соловьева Текст. : проблема смысловой интерпретации филос. определения Софии / А. М. Карпеев. Самара : Изд-во Самар. гуманит. акад., 2007. - 120 с.

76. Карсавин, JI. П. Святые отцы и учители Церкви: раскрытие православия в их творениях Текст. / JI. П. Карсавин. -М. : Изд-во МГУ, 1994. 176 с.

77. Киреевский, И. В. Избранные статьи Текст. / И. В. Киреевский ; сост. В. А. Котельникова. М. : Современник, 1984. - 383 с. - (Б-ка «Любителям рос. словесности» : из литератур, наследия).

78. Климент Александрийский. Строматы Текст. : [в 3 т., 7 кн.] / Климент Александрийский ; пер. с древнегреч. Е. В. Афонасина. СПб. : Изд-во Олега Абышко : Библиополис, 2003. - Т. 1, кн. 1-3. - 2003. - 542 с. - (Б-ка христ. мысли. Источники).

79. Климент Александрийский. Строматы, творение учителя церкви Климента Александрийского Текст. / Климент Александрийский ; с первонач. текста пер. с примеч. Н. Корсунского. Ярославль : тип. губ. зем. управы, 1892. -944 стб., VI с.

80. Коген, Г. Теория опыта Канта. Глава 16. Система критического идеализма Текст. / Г. Коген ; пер. В. Н. Белова // Вопросы философии. 2006. - № 4. - С. 151-173.

81. Кожев, А. В. Религиозная метафизика Владимира Соловьева Текст. /

82. A. В. Кожев ; пер. с фр. А. П. Козырева // Вопросы философии. 2000. - № 3. -С. 104-135.

83. Козырев, А. П. «София» и «православный гнозис» Сергея Трубецкого Текст. / А. П. Козырев // Вопросы философии. 2007. - № 11. - С. 83-87.

84. Козырев, А. П. Гностические влияния в философии Владимира Соловьева Текст. : дис. . канд. филос. наук : 09.00.03 / А. П. Козырев. М., 1996.- 225 с.

85. Козырев, А. П. Парадоксы незавершенного трактата Текст. : к публикации перевода фр. рукоп. Владимира Соловьева «София» / А. П. Козырев // Логос. 1991.-№2.-С. 152-170.

86. Коплстон, Ф. От Фихте до Ницше Текст. / Ф. Коплстон ; пер. с англ.

87. B. В. Васильева. М. : Республика, 2004. - 541 с.

88. Кормин, Н. А. Философская эстетика Владимира Соловьева Текст. : в 2 ч./ Н. А. Кормин ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. М. : ИФРАН, 2001. - Ч. 1 : Святая гармония. - 185 с.

89. Лабанов, С. Владимир Эрн: «мыслитель с темпераментом бойца» Электронный ресурс. / С. Лабанов // Православие.ru : интернет-журнал Сретен. монастыря. М., 1999-2008. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/ern.htm.

90. Лазарев, В. В. Этическая мысль в Германии и России Текст. : Кант- Гегель — Вл. Соловьев / В. В. Лазарев ; Рос. акад. Наук, Ин-т философии. М. : ИФРАН, 1996.-301 с.

91. Лайтман, М. Наука Каббала Текст. / М. Лайтман. 2-е изд. - М. : Древо жизни : Kabbala.org.ru, 2002. - 594 с. - (Каббала. Тайное учение).

92. Лега, В. П. Лекции по истории философии Текст. : курс лекций : в 2 ч. / В. П. Лега. М. : ПСТБИ, 1999. - Ч. 1 : Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. - 162 с.

93. Лейбниц, Г. В. Размышления о познании, истине и идеях Текст. / Г. В. Лейбниц // Лейбниц Г. В. Сочинения : в 4 т. М., 1984. - Т. 3. - С. 101-107.

94. Лопатин, Л. М. Вопрос о реальном единстве сознания Текст. / Л. М. Лопатин // Лопатин Л. М. Аксиомы философии : избр. ст. / сост. И. В. Борисова. М., 1996. - С. 203-238. - (Науч. философия).

95. Лопатин, Л. М. Философское миросозерцание Вл. С. Соловьева Текст. / Л. М. Лопатин // Вопросы философии и психологии. М., 1901. - Кн.1 (56) : Сб. статей, посвящ. памяти В. С. Соловьева. — С. 45-91.

96. Лосев, А. Ф. Вл. Соловьев Текст. / А. Ф. Лосев. М. : Мысль, 1983. - 206 с.

97. Лосев, А. Ф. Владимир Соловьев и его время Текст. / А. ф. Лосев. -М. : Мол. гвардия, 2000. 613 с. - (Жизнь замечательных людей. Сер. биогр. ; вып. 782).

98. Лосев, А. Ф. Русская философия Текст. / А. Ф. Лосев // Лосев А. Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991. - С. 209-236.

99. Лосев, А. Ф. Творческий путь Соловьева Текст. / А. Ф. Лосев // Соловьев В. С. Сочинения : в 2 т. -М., 1990. Т. 1. - С. 3-32.

100. Лосский, В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие Текст. / В. Н. Лосский. М. : Центр «СЭИ», 1991. -288 с. - (Религиозно-филос. сер. ; вып. 1).

101. Лосский, Н. О. История русской философии Текст. / Н. О. Лосский. М. : Прогресс, 1994. - 456 с.

102. Лосский, Н. О. Обоснование интуитивизма Текст. / Н. О. Лосский // Лосский Н. О. Избранное. М., 1991. - С. 13-334.

103. Лосский, Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция Текст. / Н. О. Лосский. М. : ТЕРРА-Кн. клуб : Республика, 1999. - 400

104. Маслин, М. А. Историко-философское россиеведение: ценностные измерения Текст. / М. А. Маслин // Философия и будущее цивилизации : тез. докл. и выступлений IV Рос. философ, конгр., Москва, 24-28 мая 2005 г. : в 5 т. М., 2005. - Т. 2. - С. 278-279.

105. Маслин, М. Русское философское наследие в XXI веке : докл. на III ежегод. сессии Мирового обществ, форума «Диалог цивилизаций. Родос-2005», Родос (Греция), 5-9 окт. 2005 г. / М. Маслин // Вестник. 2006. - № 1. - С. 332335.

106. Материалы к сравнительному изучению западноевропейской и русской философии: Кант, Ницше, Соловьев Текст. / под общ. ред. В. Н. Брюшин-кина. Калининград : Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2002. -256 с.

107. Мистическое богословие : на основании соч. крупнейшего мыслителя поздней античности Дионисия Ареопагита. Киев : Путь к истине, 1991. -392 с.

108. Молчанов, В. И. Время и сознание Электронный ресурс. : критика феноменологической философии / В. И. Молчанов. М. : Высш. шк., 1998. -144 с. - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/personalia /molchanov/zb.htm.

109. Мочульский, К.В. Владимир Соловьев: жизнь и учение Текст. / К.В. Мочульский // Мочульский, К.В. Гоголь, Соловьев, Достоевский. М.: Республика, 1995.

110. Никольский, А. А. Русский Ориген XIX века Вл. С. Соловьев Текст. / А. А. Никольский ; предисл. и примеч. А. А. Ермичева. СПб. : Наука, 2000.-419 с.

111. Петр, игум. Владимир Соловьев и национальный вопрос Электронный ресурс. / игум. Петр (Мещеринов) // Церковный вестник. 2005. - № 13-14. - Режим доступа: http://www.tserkov.info/numbers/diskus/?ID=1513.

112. Платон. Федон // Платон. Диалоги. СПб.: Азбука, 2000. Платон. Федон Текст. / Платон // Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / общ. ред. А. Ф. Лосева и др. ; пер. с древнегреч. С. А. Ананьина и др. - М. : Мысль, 1999. -С. 7-80.

113. Платон. Филеб Текст. / Платон // Платон. Филеб, Государство, Ти-мей, Критий / общ. ред. А. Ф. Лосева и др. ; пер. с древнегреч. С. С. Аверинцева и др. М. : Мысль, 1999. - С. 7-78.

114. Плотин. Пятая эннеада Текст. / Плотин ; пер. с древнегреч. Т. Г. Сидаша. СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2005 [т.е. 2004]. - 318 с.

115. Польсков, К. О. Взаимное влияние философских и богословских парадигм в системе Иоанна Скота Эригены на примере трактата «О разделении природы» Текст. : автореф. . канд. филос. наук / К. О. Польсков Тула, 2005. -26 с.

116. Рожковский, В. Б. Идея цельного духа у И. В. Киреевского: культу-рол. реконструкция / В. Б. Рожковский ; М-во образования Рос. Федерации, Дон. гос. техн. ун-т. Ростов н/Д : Изд. центр ДГТУ, 2004. - 102 с.

117. Русская философия Текст. : энцикл. / под общ. ред. М. А. Маслина; сост.: П. П. Апрышко, А.П. Поляков. М. : Алгоритм, 2007. -736 с.

118. Сапронов, П. А. Мистический опыт В. С. Соловьева и христианство Текст. / П. А. Сапронов // Начало. СПб., 1996. - № 3-4. -С. 19-47.

119. Сборник статей о В. Соловьёве Текст. / [С. Булгаков, В. Иванов, Е. Трубецкой, А. Блок, Н. Бердяев, В. Эрн]. Брюссель : Жизнь с Богом, 1994. -268 с.

120. Свидерски, Э. Эпистемология добродетели Владимира Соловьева Текст. / Э. Свидерски ; пер. с англ. JI. А. Козловой, Н. Я. Мазлумяновой // Социологический журнал. 2000. - № 1-2. - С. 164-179.

121. Сергодеева, Е. А. Историко-философский контекст идеи интенцио-нальности у Ф. Брентано Текст. / Е. А. Сергодеева // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1996. - № 1. - С. 68-76.

122. Спиноза, Б. Этика Текст. / Б. Спиноза ; пер. с латин. Я. М. Боровского, Н. А. Иванцова. — СПб. : Азбука-классика, 2007. 352 с.

123. Трубецкой, Е. Н. Миросозерцание В. С. Соловьева Текст. : в 2 т. / Е. Н. Трубецкой. М. : Путь, 1913.-Т.2.-416 с.

124. Тутлис, В. П. И. Кант в России Текст. / В. П. Тутлис // Общечеловеческое и национальное в философии : материалы II между нар. науч.-практ. конф., Бишкек, 27-28 мая 2004 г. / КРСУ ; под общ. ред. И. И. Ивановой. Бишкек, 2004.-С. 8-19.

125. Устрялов, Н. В. О политическом идеале Платона Электронный ресурс. / Н. В. Устрялов // Полка букиниста : значимые книги отечественных и зарубежных авторов. М., 2009. - Режим доступа: http://society.polbu.ru/ustryalovplaton/chOOi.html.

126. Флоренский, П. А. Дедукция семи таинств: из богослов, наследия Текст. / П. А. Флоренский // Богословские труды. 1977. - Вып. 17. - С. 143147.

127. Флоренский, П. А. Записка о христианстве и культуре Текст. / П. А. Флоренский // Флоренский П. А. Сочинения : в 4-х т. М., 1996-1999. - Т. 2. - М., 1996. - С. 547-559. - (Филос. наследие).

128. Флоровский, Г. Византийские Отцы V-VIII вв. Текст. : из чтений в Православ. богосл. ин-те в Париже / Г. Флоровский. Париж : [б. и.], 1933. -260 с.

129. Флоровский, Г. Письмо к о. Сергию Булгакову от 22 июля (4 августа) 1926 г. Текст. / Г. Флоровский // Символ. Париж, 1993. - № 29. - С. 202207.

130. Флоровский, Г. Пути русского богословия Текст. / Г. Флоровский. -Париж : [б. и.], 1937. 574 с.

131. Фуре, В. Н. Контуры современной критической теории Текст. / В. Н. Фуре ; Европ. гуманит. ун-т. Минск : ЕГУ, 2002. - 164 с.

132. Хомяков, А. С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях Текст. : по поводу брошюры г. Лоранси / А. С. Хомяков // Хомяков А. С. Сочинения : в 2 т. М., 1994. - Т. 2 : Работы по богословию. - С. 72-129.

133. Хоружий, С. С. Наследие Владимира Соловьева сто лет спустя Текст. / С. С. Хоружий // Хоружий С. С. Опыты из русской духовной традиции. М., 2005. - С. 205-248.

134. Хоружий, С. С. Неопатристический синтез и русская философия Текст. / А. С. Хомяков // Вопросы философии. 1994. - № 5. - С. 75-88.

135. Хоружий, С. С. Соловьев и Ницше Текст. / С. С. Хоружий // Хору-жий С. С. Опыты из русской духовной традиции. М., 2005. - С. 249-286.

136. Чаадаев, П. Я. Статьи и письма Текст. / П. Я. Чаадаев ; [сост., вступ. ст. и коммент. Б. Н. Тарасова]. 2-е изд., доп. - М. : Современник, 1989. -621 с.

137. Чернов, С. А. Критицизм и мистицизм Текст. : обзор кантианства в журнале «Вопросы философии и психологии» / С. А. Чернов // Кант и философия в России : сб. ст. / отв. ред. 3. А. Каменский, В. А. Жучков. М., 1994. - С. 114-130.

138. Чулков, Г. И. Автоматические записи Вл. Соловьева Текст. / Г. И. Чулков ; публ. и коммент. М. В. Михайловой // Вопросы философии. 1992. -№ 8.-С. 121-132.

139. Шестов, JL Умозрение и откровение Текст. : религиозная философия Владимира Соловьева и другие статьи / JI. Шестов. Paris : YMCA-press, 1964.-349 с.

140. Эрн, В. Ф. Нечто о Логосе, русской философии и научности Текст. / В. Ф. Эрн // Эрн В. Ф. Сочинения / Филос. о-во СССР ; сост., подгот. текста Н. В. Котрелева, Е. В. Антоновой. М., 1991. - С. 71-108. - (Из истории отеч. филос. мысли).

141. Юркевич, П. Д. Идея Текст. / П. Д. Юркевич // Юркевич П. Д. Философские произведения / сост. и подгот. текста А. И. Абрамова, И. В. Борисовой. М., 1990. - С. 9-68. - (Из истории отеч. филос. мысли).

142. Юркевич, П. Д. Разум по учению Платона и опыт по учению Канта Текст. / П. Д. Юркевич // Юркевич П. Д. Философские произведения / сост. и подгот. текста А. И. Абрамова, И. В. Борисовой. М., 1990. - С. 466-526. - (Из истории отеч. филос. мысли).

143. Copleston, F. Ch. Russian religious philosophy : selected aspects / F. C. Copleston. Tunbridge Wells, Kent, England : Search Press ; Notre Dame, Ind., USA : University of Notre Dame, 1988. - 158 p.f? €>/'

144. Dahm, H. Grundzuge russischen Denkens : Personlichkeiten und/^V Zeugnisse d. 19. u. 20. Jh. / Helmut Dahm. Miinchen : Berchmans, 1979. - 591 p.

145. Ehlen, P. «Impersonalismus. und die .werdende Vernunflt der Wahrheit. in Solov'evs Spatphilosophie / P. Ehlen // Studies in East European Thought. 1999. -Vol. 51,№3.-S. 155-175.

146. Wenzler, L. Die Freiheit und das Bose nach Vladimir Solov'ev / L. Wenzler. Freiburg Breisgau. ; Miinchen : Alber, 1978. - 463 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.