Рецепция живописи модернизма в феноменолого-экзистенциальной традиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Кондратьева, Евгения Викторовна

  • Кондратьева, Евгения Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Томск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 139
Кондратьева, Евгения Викторовна. Рецепция живописи модернизма в феноменолого-экзистенциальной традиции: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Томск. 2013. 139 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кондратьева, Евгения Викторовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 СПЕЦИФИКА ЖИВОПИСНОГО ПОСТИЖЕНИЯ МИРА ХУДОЖНИКОМ

1.1 Дорефлексивное телесное взаимодействие с миром как источник художественного творчества

1.2 Феноменологический проект П. Сезанна

1.3 Экзистенциальное измерение художественного стиля

1.4 Проблема онтологического статуса творческого воображения

2 СПЕЦИФИКА ФЕНОМЕНОЛОГО-ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА

2.1 Переход от объективного пространства к экзистенциальному

2.2 Феноменолого-экзистенциальная интерпретация цвета

3 ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЯ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

3.1 Ключевые характеристики произведения живописи как эстетического объекта

3.2 Стадии эстетического восприятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рецепция живописи модернизма в феноменолого-экзистенциальной традиции»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Тема актуальна для прояснения отношений между философией и искусством с точки зрения взаимодействия философии и живописи. Философы обращаются к живописи как за иллюстрацией своих идей, так и для их развития. Так, М. Мерло-Понти обращается к П. Сезанну, А. Матиссу, О. Ренуару, П. Клее; М. Хайдеггер - к В. Ван Гогу, а Р. Ингарден упоминает П. Пикассо. Конец XIX - начало XX века характеризуется коренным переломом в развитии искусства, ознаменовавшим собой переход от классической живописи, берущей свое начало в эпохе Возрождения, к современной. Становление современной живописи происходит вследствие преодоления принципа мимезиса: воспроизведения и имитации реального мира. Картина не представляет собой кальку предметов объективного мира, и, более того, уже собственно изображение предметов как таковых не является необходимым. Вопрос тогда заключается в том, а что же собственно живопись изображает? Можем ли мы говорить о картине как о выражении субъективных порывов художника? Живопись рубежа веков начинает освобождение от иных смыслов, лежащих вне ее самой: ценностей политических, исторических, религиозных и т.д., и переходит к вопросам, связанным с нашим восприятием и видением мира. Стоит отметить, что теоретики и историки искусства того времени лучше были осведомлены об особенностях эпохи Возрождения, чем о новых течениях. По нашему мнению, осознание сущности этой трансформации и новое понимание живописи продуктивно может быть исследовано в рамках феноменолого-экзистенциальной традиции.

Феноменология и экзистенциализм являются одними из самых влиятельных направлений философской мысли XX века. И если, по общему мнению, у основателя феноменологии Э. Гуссерля мы не находим сложившейся философии искусства, то его наследники, значительно трансформировавшие некоторые его положения, применили феноменологический метод к анализу

искусства, пожалуй, достигнув своей кульминации у представителей Франции (Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, М. Дюфрен).

Ключевой фигурой для данного исследования будет М. Мерло-Понти, так как именно в его работах анализ живописи представлен в наиболее полном объеме. Рассуждения о живописи проходят красной нитью через все творчество Мерло-Понти и являются как хорошим материалом для иллюстрации его идей, так и демонстрируют плодотворность феноменологического анализа искусства. Кроме того, эссе, посвященные живописи, показывают развитие философской концепции Мерло-Понти: от экзистенциальной феноменологии, сложившейся под влиянием Э. Гуссерля, в «Сомнении Сезанна» (1945), к полемике с Ж.-П. Сартром и А. Мальро в работе «Косвенный язык и голоса безмолвия» (1952) и затем к созданию оригинальной онтологии в эссе «Око и дух» (1960). Тем не менее, вопросы, связанные с интерпретацией живописи в феноменолого-экзистенциальной традиции в целом, и в творчестве Мерло-Понти в частности, крайне недостаточно представлены в отечественной литературе, чем и обусловлена актуальность данного исследования. Таким образом, проблему исследования можно выразить в виде вопроса: с одной стороны, как живопись модернизма повлияла на феноменолого-экзистенциальную философию, а с другой стороны, каковы возможности феноменолого-экзистенциальной рецепции живописи модернизма?

Степень теоретической разработанности темы.

В отечественной литературе феноменология и экзистенциализм подвергались рассмотрению в многочисленных работах, поэтому отметим лишь некоторые из них. Вопросы, связанные с сознанием и бытием человека, рассматривали В. И. Молчанов, Г. М. Тавризян, 3. М. Какабадзе, Т. А. Кузьмина, М. К. Мамардашвили, Т. И. Ойзерман и другие. Исследование философии М. Хайдеггера осуществлялось в работах В. В. Бибихина, Н. В. Мотрошиловой, П. П. Гайденко, Т. В. Васильевой, Е. В. Борисова и других. Экзистенциализму Ж.-П. Сартра посвящена монография В. Н. Кузнецова. Социальный аспект философии М. Мерло-Понти рассматривала

JI. Б. Щербакова; Н. А. Голиневич проанализировала соотношение концепций Э. Гуссерля и М. Мерло-Понти в отношении вопроса существования; к феноменологии восприятия французского философа обращались Я. Г. Бражникова и В. И. Кривопальцев; антропологическое измерение рассматривали И. С. Вдовина и В. Л. Кошелева; феноменологию телесности проанализировал В. А. Подорога; проблему языка в философии Мерло-Понти рассматривали Ю. С. Степанов и Н. А. Слюсарева. Стоит заметить, что исследование творчества Мерло-Понти чрезвычайно популярно в англоязычной литературе, только в этом году было выпущено более семи монографий, посвященных французскому философу. Из англоязычной обзорной литературы по методу и ключевым понятиям философии Мерло-Понти отметим Л. Хасса (L. Hass), С. Приста (S. Priest) и Б. Флина (В. Flynn).

Историко-философские исследования по экспликации основных принципов и тем феноменологии и экзистенциализма представлены в работах Н. В. Мотрошиловой, В. Н. Кузнецова, И. С. Вдовиной, специализирующейся на французском направлении традиции. Из зарубежной литературы в этой связи стоит отметить Ж.-Ф. Лиотара, анализ современной французской философии В. Декомба, историко-философское сопоставление французского и немецкого этапов развития феноменологического движения Г. Шпигельберга, а также серию сборников «Analecta Husserliana» под руководством А.-Т. Тыменецкой, посвященных самым разным аспектам феноменологии, в том числе и вопросам эстетики.

Тем не менее, отечественных работ, посвященных именно анализу эстетических идей в феноменолого-экзистенциальной философии немного. Феноменологическая эстетика главным образом представлена в работах К. М. Долгова, а также И. С. Вдовиной, Э. П. Юровской, Н. Б. Маньковской. Рассмотрение отдельных аспектов философии живописи М. Мерло-Понти находим в работах И. Н. Духана, К. Л. Лукичевой, И. П. Никитиной, Н. А. Каревой. Анализ концепции эстетического восприятия М. Дюфрена представлен у Д. А. Силичева, М. Е. Юдиной. Значение экзистенциальной

концепции М. Хайдеггера в отношении анализа бытия искусства рассматривается в работах П. П. Гайденко, Н. П. Букреевой и других. Анализ эстетических идей Р. Ингардена можно найти у Д. М. Ханина и Е. В. Кораблевой. Из англоязычной литературы прежде всего стоит отметить справочник по феноменологической эстетике под редакцией Г. Р. Сеппа (Н. R. Sepp)1 и хрестоматию по философии живописи Мерло-Понти под редакцией Г. А. Джонсона (G. А. Johnson) . Среди других авторов, обращавшихся к тем или иным аспектам философии живописи Мерло-Понти, отметим П. Кроутера (Р. Crowther), В. М. Фоти (V. М. Foti), К. Семоновитч (К. Semonovitch), Е. Каэлина (Е. Kaelin), сравнившего эстетические концепции Мерло-Понти и Сартра. Эстетическая концепция Ингардена в тесной взаимосвязи с онтологическими вопросами представлена в монографии Дж. А. Митчерлинга (J. А. Mitscherling). Таким образом, вопросы связанные с взаимодействием феноменолого-экзистенциальной традиции и живописи, в отечественной литературе практически непроанализированы, в чем и заключается новизна и актуальность данного исследования.

Также отметим литературу, которая позволяет нам более глубоко проникнуть в сущность изменений, происходящих в живописи на рубеже XIX-XX веков - период, к которому часто обращаются представители феноменолого-экзистенциальной традиции. Исследований искусствоведческого плана по истории живописи первой половины XX века, а также по изучению творчества художников этого периода, очень много. Однако для нас больший интерес будут представлять работы, в которых осуществляется выделение более общих, сущностных характеристик коренной трансформации живописи с привлечением более широкого контекста. Среди работ данного типа отметим: С. П. Батракова «Художник XX века и язык живописи: от Сезанна к Пикассо», А. К. Якимович «Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: от импрессионизма до классического авангарда», В. С. Турчин «Образ

двадцатого», Г. Рид «Краткая история современной живописи». Также отметим современных отечественных авторов, исследования которых направлены на выделение и анализ форм взаимодействия между философией и искусством, их взаимовлияния, проведение параллелей между философскими и художественными поисками: М. С. Каган, А. Я. Зись, В. М. Дианова, В. П. Бранский.

Таким образом, объектом данного исследования являются эстетические идеи феноменологии и экзистенциализма. Предмет исследования -интерпретация живописи в работах М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, М. Дюфрена, М. Хайдеггера, Р. Ингардена.

Целью работы является обоснование и выявление механизмов корреляции между феноменолого-экзистенциальной философией и живописной практикой модернизма.

Для выполнения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1) Рассмотреть дорефлексивный телесный опыт восприятия мира как источник художественного творчества и экзистенциальную интерпретацию стиля в философии М. Мерло-Понти.

2) Провести сравнительный анализ интерпретации онтологического статуса и роли воображения в концепциях Ж.-П. Сартра и М. Мерло-Понти.

3) Продемонстрировать корреляцию между интенцией художественного проекта П. Сезанна и феноменолого-экзистенциальной философией.

4) Выявить специфику понимания художественного пространства, феномена глубины, соотношения цвета и линии в феноменолого-экзистенциальной традиции и продемонстрировать корреляцию с живописной практикой модернизма.

5) Выделить ключевые черты произведения живописи как эстетического объекта и рассмотреть стадии эстетического восприятия в концепциях Р. Ингардена и М. Дюфрена.

Методолого-теоретическая основа исследования.

Теоретической основой нашего исследования являются работы наиболее влиятельных представителей феноменолого-экзистенциальной традиции, затрагивающих вопросы эстетики в целом и философии живописи в частности: М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, М. Дюфрена, М. Хайдеггера, Р. Ингардена, Н. Гартмана, а также их полемика, критический анализ и взаимовлияние. Так, например, концепция М. Мерло-Понти сложилась под влиянием философии М. Хайдеггера, свою позицию по проблемам воображения и свободы М. Мерло-Понти формулирует в полемике с Ж.-П. Сартром; М. Дюфрен, разрабатывая концепцию эстетического объекта, проводит критический анализ убеждений Ж.-П. Сартра и Р. Ингардена в этом вопросе, а также посвящает статью М. Мерло-Понти3. Также мы упоминаем взгляды тех «классических» мыслителей, которые каким-либо образом оказали влияние на вышеупомянутых философов в преемственности или полемике с их методами, таких как, например, И. Кант и Р. Декарт. В этой связи целесообразно говорить об использовании метода компаративного анализа, генетического метода и историко-философской реконструкции. Мы используем идею Э. Панофского о возможном проведении параллелей между представлениями о пространстве философов и пространственными построениями в живописи. К философии М. Мерло-Понти мы подходим как к целостному образованию, несмотря на попытки ряда исследователей выделения и некоторого обособления различных этапов в творчестве французского философа, тем самым, следуя за И. С. Вдовиной, Н. А. Голиневич и Я. Г. Бражниковой. А феноменологический метод, используемый в анализе произведений изобразительного искусства, обусловлен самим предметом исследования, который позволяет подходить к произведению живописи как к внутренне целостному образованию, без дробления его на отдельные составляющие, например, форму и содержание, и которое рассматривается в тесной связи со зрителем, актуализирующем произведение искусства.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1) Конкретизировано влияние живописи конца XIX - первой половины XX века на философскую концепцию М. Мерло-Понти.

2) Проанализированы возможности феноменолого-экзистенциальной философии в рецепции живописи модернизма.

3) Продемонстрировано, что феноменолого-экзистенциальная философия является адекватной методологической основой для продуктивного осмысления сущности коренных трансформаций живописи, берущих начало в рубеже Х1Х-ХХ веков.

4) Проведен анализ и продемонстрирована корреляция между экзистенциальной интерпретацией пространства в феноменолого-экзистенциальной традиции и преодолением классической перспективы в живописи рубежа Х1Х-ХХ веков.

Положения, выносимые на защиту:

1) Живопись конца XIX - первой половины XX века мотивировала основные интуиции философии М. Мерло-Понти.

2) Философия М. Мерло-Понти является основой для продуктивного теоретического осмысления характерных особенностей живописи модернизма. Во-первых, общее направление исследования философа - обращение к первоначальному, дорациональному опыту восприятия мира - коррелирует с интенцией творческих усилий живописи модернизма. Во-вторых, Мерло-Понти фактически обосновывает немиметический характер живописи, утверждая, что художник посредством взаимодействия своего тела и вещей, творческого воображения проникает в саму текстуру реальности, ее «невидимую подоплеку», и предоставляет выражение «ткани» бытия на своих полотнах, а не копирует ее. В-третьих, экзистенциальная интерпретация стиля, как характерной манеры существования человека в мире и отношения к нему, и утверждение его интерсубъективного характера позволяет говорить о важности каждого живописного направления как представляющего свое выражение

бытия, при этом не элиминируя как некоторый социально-культурный контекст их происхождения, так и индивидуальность, присущую конкретному автору.

3) Произведение живописи как эстетический объект обладает многослойной структурой, но при этом является принципиально целостным образованием. В эволюции представлений о структуре картины Н. Гартмана, Р. Ингардена, М. Дюфрена можно увидеть переход от рассмотрения фигуративной живописи к нефигуративной, смещение акцента от репрезентированных предметов, ситуаций и способов их воспроизведения к той экспрессии, которой обладает произведение живописи как целое. Экспрессии, непосредственный доступ к которой мы получаем посредством нашего эстетического чувства, а не рационального анализа.

4) Феноменолого-экзистенциальная традиция осуществила теоретическое осмысление изменений представления о художественном пространстве, которые были произведены живописью на рубеже Х1Х-ХХ веков. Феноменолого-экзистенциальная традиция подвергла критике представление об объективном пространстве (однородном, бесконечном, изотропном), утвердившееся в терминах физики и математики начиная с Нового времени, и перешла к экзистенциальной интерпретации пространства, связанного с нашим опытом восприятия и бытия в мире. В живописи этот процесс проявился ниспровержением классической перспективы Ренессанса, основанной на представлении об объективном пространстве, окончательно осуществленном в «перцепционной» перспективе П. Сезанна и переходом к экспериментам в области художественного пространства.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные результаты и материалы исследования значимы для анализа форм взаимодействия и взаимовлияния философских идей и художественных практик, могут стать основой для дальнейшей разработки применимости и эффективности феноменологического метода в анализе сущности современной живописи, а также могут быть использованы в курсах эстетики, философии искусства, культурологии.

Результаты исследования были обсуждены на I Международной молодежной конференции «Российско-германский форум молодых ученых» (Томск, ТПУ, 2012), XX Международной молодежной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, МГУ, 2013), а также опубликованы в материалах 50-й и 51-й Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2012, 2013) и в журнале «Известия Томского политехнического университета» (Томск, 2013), входящем в перечень ВАК.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, три главы, содержащие восемь параграфов, заключение и список использованной литературы.

1 СПЕЦИФИКА ЖИВОПИСНОГО ПОСТИЖЕНИЯ МИРА ХУДОЖНИКОМ

Глава посвящена анализу представлений о сущности живописного постижения мира, понятии художественного стиля, роли и статуса художника главным образом в творчестве М. Мерло-Понти, интерпретация которых тесно связана с его более общим представлением о бытии человека в мире.

1.1 Дорефлексивное телесное взаимодействие с миром как источник

художественного творчества

Философия М. Мерло-Понти сложилась под влиянием феноменологии Э. Гуссерля и экзистенциализма М. Хайдеггера. Но ни к одному из этих направлений французского философа нельзя отнести определенно. Опираясь на идеи позднего Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти несколько отходит от первоисточника: переосмысливает некоторые постулаты и по-новому расставляет акценты. Он выстраивает свою концепцию, обращаясь к эстетическо-антропологической проблематике, в отличие от Э. Гуссерля, отдававшего предпочтение логике и математике как образцам строгости мышления4. Для иллюстрации положений своей экзистенциально-феноменологической философии Мерло-Понти нередко обращается к искусству. Французский философ пишет и о музыке, и о литературе, и о кинематографе, но наиболее часто и на каждом из этапов своего творчества Мерло-Понти обращается именно к живописи.

Свою первую публикацию «Структура поведения» М. Мерло-Понти посвящает проблеме соотношения сознания и природы. В целом работа не является феноменологическим исследованием. Во многом «Структура поведения» основана на материале наук, в большей степени психологии. Но именно в этой работе французский философ вводит понятие «существование»,

и говорит о невозможности сведения поведения полностью к физическому или целиком к психологическому. Как замечает Г. Шпигельберг, «Структура поведения» главным образом выступила «пролегоменами» к феноменологии, которые, «выявляя несостоятельность механистического бихевиоризма и, в меньшей степени, гештальт-психологии, демонстрируют необходимость нового начала»5.

Впервые свою феноменологическую концепцию М. Мерло-Понти представляет в докторской диссертации «Феноменология восприятия». В самом начале своей работы он задается вопросом о том, что же такое феноменология. По мнению философа, этот вопрос еще далек от разрешения, несмотря на то, что «Феноменология восприятия» была написана уже спустя полвека после появления первых работ Э. Гуссерля. Для феноменологии, по мысли М. Мерло-Понти, мир должен быть «уже тут»: «до рефлексии, как некое неустранимое присутствие и все ее усилия, следовательно, направлены на то, чтобы отыскать наивный контакт с миром, чтобы придать ему наконец философский статус»6. Обозначая задачу феноменологии подобным образом, французский философ выступает как против веры науки в то, что абстрактный и объективный взгляд на мир, используемый наукой, предоставляет целостную картину реальности, так и против объективной картины мира, существующей независимо от субъекта. По мнению М. Мерло-Понти, научное виденье мира не является ни автономным, ни цельным, поскольку пренебрегает фундаментальным взаимодействием человека с реальностью. Мир же не является чем-то внешним по отношению к нам, тем, что мы можем просто созерцать: мы находимся в мире. Единственная возможность для человека осознать и убедиться, что он соотнесен с миром, заключается в том, «чтобы приостановить это движение», «отказать миру в нашем пособничестве», «вывести из игры», то есть необходимо совершить феноменологическую редукцию. По убеждению М. Мерло-Понти «величайший урок редукции заключается в невозможности

полной редукции»7. Именно поэтому Гуссерль вновь и вновь поднимает вопрос о возможности редукции. Для М. Мерло-Понти наилучшее определение редукции принадлежит ассистенту Э. Гуссерля Э. Финку, который говорил об «удивлении перед лицом мира»8.

Феноменология по замыслу М. Мерло-Понти должна обратиться к восприятию, то есть дорефлексивному телесному участию человека в мире. Возражая «внутреннему человеку» Августина, французский философ говорит: «истина не «живет» лишь во «внутреннем человеке» или, точнее, нет никакого внутреннего человека, человек живет в мире, и именно в мире он себя познает»9. Все, что человек знает о мире, он открыл из своего видения и жизненного опыта. Наука же является вторичным выражением нашего опыта, и, чтобы определить ее значение, нам также необходимо обратиться к описанию первичного опыта. Так, утверждая, что воспринимаемый мир является основой для нашей рациональности, М. Мерло-Понти развивает описательную философию восприятия. Таким образом, прибегая к методу феноменологической редукции, французский философ стремится найти первичный, изначальный контакт человека с миром, опыт восприятия мира, возникающий еще до всякого его объяснения и предшествующий любой мысли о мире, опыт о мире, который человек получает посредством своей телесности.

По нашему мнению, можно заметить, что общая направленность философского исследования Мерло-Понти - в поиске некоторого изначального дорефлексивного контакта с миром — коррелирует с направлением творческих усилий живописной практики модернизма. На рубеже Х1Х-ХХ веков живопись пытается отойти от смыслов лежащих вне ее самой, от многочисленных наслоений культурной цивилизации - политических, религиозных, этических, социальных, - и обратиться к некоторому изначальному, к тому, что лежит за пределами идеи упорядочивающего и систематизирующего разумного человека: к иррациональному, природному, стихийному, - к тому, что в общем

7 Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999. С. 12.

8 Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999. С. 12.

9 Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999. С. 9.

14

случае находилось вне интереса классической живописи. Так, например, для художников фовистов источником вдохновения становится искусство африканцев, жителей Океании и Гвинеи - народов, незатронутых западным цивилизационным развитием. А сюрреалисты обращаются к глубинам подсознательного человека.

В концепции М. Мерло-Понти тело человека выступает субъектом восприятия. Именно при помощи него человек находится в мире. При этом тело не оказывается противопоставленным миру. Позиция тела оказывается двойственной: оно выступает и субъектом, и объектом восприятия: оно является и видимым, и видящим. Сама возможность видения обусловлена «родством» тела и вещей. Тело является продолжением мира и существует среди вещей. Человек укоренен в мире, и не является чем-то автономным по отношению к нему. Классические противопоставления сознания и мира, души и тела, субъекта и объекта - являются ошибкой рефлексивной философии. Субъектно-объектная парадигма прежде всего характерна для классической науки и, фактически, воспроизводит разделение на мыслящую и протяженную субстанцию у Р. Декарта. Стоит отметить, что преодоление дуализма души и тела мы уже видим в высказываниях Заратустры Ф. Ницше, совершившего попытку преодоления презрительного отношения к телу и утвердившего его как активное жизненное начало, в котором и кроется наша самость. Однако для Ницше наше современное положение и способ восприятия мира являются созданными в ходе истории, описание же опыта живого тела у Мерло-Понти вне истории.

М. Мерло-Понти призывает уйти от трактовки всякого сущего как объекта, и перейти непосредственно к чувственно воспринятому миру, каким он существует для нашего тела. Такое первоначальное, непосредственное восприятие представляет собой не хаос впечатлений, как можно было бы предположить, а некую целостность. Будучи само целостным, тело, являясь «поставщиком восприятия», предоставляет доступ к целостности мира. Восприятие тела также оказывается и дорефлексивным, так как оно действует

среди других людей, вещей, событий без ясного осознания того факта, что оно так делает. При этом восприятие представляет собой творческое действие, в котором отсеиваются определенные вещи и фокусируется внимание на других. Так, «в акте зрения я останавливаюсь взглядом на каком-то фрагменте пейзажа, этот фрагмент оживает, разворачивается передо мной, а остальные отступают на периферию, уходят в тень, не переставая, однако, быть перед нами»10. Живопись представляет собой в наиболее ясной форме искусство видения. А визуальное восприятие, для Мерло-Понти, представляет наиболее очевидным образом тот способ, которым мы существует посредством нашего тела. Во-первых, видение являет собой некое присутствие в отсутствии: те объекты, которые мы видим, потенциально достижимы для нашего тела посредством определенных движений. Таким образом, посредством зрения наше существо как бы сплавлено с отдаленными объектами, мы как бы становимся их частью, а они частью нас. Во-вторых, зрение как никакое другое чувство наиболее очевидным образом демонстрирует непротивопоставленность субъекта и объекта. Так, наше тело является одновременно видящим и видимым. Мы можем смотреть на других людей, а они могут смотреть на нас. Тем не менее, не стоит забывать, что наше восприятие, по мнению Мерло-Понти, осуществляется через все органы чувств, через целый комплекс серий взаимодействий с миром, что создает опыт присутствия вокруг нас других вещей и людей. Более того, только посредством анализа и рефлексии мы можем разделить пять чувств и выделить некоторые их характерные особенности. И. С. Вдовина в работе «Феноменология во Франции» отмечает, что «приоритет тела, как и восприятия, необходимы Мерло-Понти для того, чтобы выйти за пределы философии сознания»11. Именно при помощи тела человек воспринимает мир, понимает его и вносит в него значения. Поэтому «интенциональность становится характеристикой не только сознания, но и

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кондратьева, Евгения Викторовна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ажимов Ф. Е. Эстетико-антропологическое измерение феноменологии М. Мерло-Понти // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2011. - № 2 - С. 81-83.

2. Акопян К. 3. XX век в контексте искусства: история болезни как повод для размышлений / К. 3. Акопян. - М.: Академический проект, 2005. - 336 с.

3. Арсланов В. Г. Западное искусствознание XX века / В. Г. Арсланов. - М.: Традиция, 2005. - 863 с.

4. Афанасьев С. Г. Феноменологическая эстетика и теория художественной эмпатии // Современные гуманитарные исследования. - 2010. - № 2. - С. 97102.

5. Афанасьев С. Г. Эмпатия Хайдеггера и Сартра // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 7. - С. 155-160.

6. Ахуднов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы / М. Д. Ахуднов. - М.: Наука, 1982. - 221 с.

7. Басова А. А. Воображение как эстетическая способность: дис. ... канд. филос. наук / А. А. Басова. - СПб., 2003. - 178 с.

8. Батракова С. П. Художник XX века и язык живописи: от Сезанна к Пикассо / С. П. Батракова. -М.: Наука, 1996. - 176 с.

9. Бражникова Я. Г. Первичный опыт бытия и феномен исторического времени в философии М. Мерло-Понти: дис. ... канд. филос. наук / Я. Г. Бражникова. -М., 2004. - 129 с.

10. Бранский В. П. Искусство и философия / В. П. Бранский. - Калининград: Янтарный сказ, 2000. - 703 с.

11. Бузина О. К. Художественный опыт и границы субъективности // Вопросы культурологии. - 2008. - № 4. - С. 14-16.

12. Букреева Н. П. Философия бытия искусства Мартина Хайдеггера: дис. ... канд. филос. наук / Н. П. Букреева. - Екатеринбург, 1995. - 174 с.

13. Быховский Б. Э. Джордж Беркли / Б. Э. Быховский. - М.: Мысль, 1970. -220 с.

14. Бычков В. В. Эстетика: учеб. для вузов / В. В. Бычков. - М.: Академический проект, 2011. - 452 с.

15. Вдовина И. С. М. Мерло-Понти: философия плоти и проблема социального // История философии. Вып. 13 / отв. ред. И. И. Блауберг. - М.: ИФ РАН, 2008.-С. 49-68.

16. Вдовина И. С. Феноменология во Франции: историко-философские очерки / И. С. Вдовина. - М.: Канон+, 2009. - 400 с.

17. Визер В. В. Живописная грамота: система цвета в изобразительном искусстве / В. В. Визер. - СПб.: Питер, 2007. - 195 с.

18. Винчигуэрра Л. Мерло-Понти и слепое пятно живописи. - 2012. - № 10 -С. 22-31.

19. Власова О. А. М. Мерло-Понти и Л. Бинсвангер: феноменология опыта // Хора. - 2008. - № 3. - С. 21-30.

20. Гартман Н. Эстетика / Н. Гартман; пер. с нем. Т. С. Батищевой, А. В. Дерюгиной. - Киев: Ника-Центр, 2004. - 639 с.

21. Гафаров X. С. Современный художественный процесс и динамика эстетической рефлексии // Фундаментальные проблемы культурологии: сб. ст. / отв. ред. Д. Л. Спивак. - М, СПб.: Новый хронограф, Эйдос, 2009. -Т. У.-с. 458-465.

22. Гайденко П. П. Мартин Хайдеггер: изначальная временность как бытийное основание экзистенции // Вопросы философии. - 2006. - № 3. - С. 165-182.

23. Герман М. Ю. Импрессионисты: судьбы, искусство, время / М. Ю. Герман. - М.: Слово, 2004. - 294 с.

24. Голиневич Н. А. Проблема существования в философии М. Мерло-Понти: дис.... канд. филос. наук / Н. А. Голиневич. - М., 2004. - 177 с.

25. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль; пер. с нем. А. В. Михайлова. - М.: Дом интеллектуал, кн. Анашвили, 1999. - 332 с.

26. Гуссерль Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль; пер. с нем. Д. В. Склядневой. - СПб.: Наука Ювента, 1998. - 315 с.

27. Данилова И. Е, Судьба картины в европейской живописи / И. Е. Данилова. -СПб.: Искусство-СПБ, 2005.-291 с.

28. Декарт Р. Рассуждение о методе с приложениями. Диоптрика, метеоры, геометрия / Р. Декарт; пер. с лат. и франц. под. ред. Г. Г. Слюсаревой, А. П. Юшкевича. -М.: АН СССР, 1953. - 655 с.

29. Декомб В. Современная французская философия/ В. Декомб; пер. с франц. М. М. Федоровой. - М.: Весь мир, 2000. - 344 с.

30. Демченко Л. М. Феноменология восприятия и понятие телесности как альтернативный способ раскрытия специфики субъективности в философии М. Мерло-Понти / Л. М. Демченко, Н. В. Гончаров // Вестн. Оренбургского гос. ун-та.-2012.-№7.-С. 13-23.

31. Демченко Л. М. Критический анализ феноменологической эпистемологии в формировании философии М. Мерло-Понти / Л. М. Демченко, Н. В. Гончаров // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. - 2011. — № 1. - С. 56-64.

32. Дианова В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность / В. М. Дианова. - СПб.: Петрополис, 1999. - 238 с.

33. Долгов К. М. От Киркегора до Камю: философия, эстетика, культура / К. М. Долгов. -М.: Искусство, 1990.-400 с.

34. Долгов К. М. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре / К. М. Долгов. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 1040 с.

35. Духан И. Н. Держаться вплотную к видимому: философия и искусство времени // Вопросы философии. - 2012. - № 7. - С. 64-74.

36. Дьяков А. В. Желание видимое и невидимое: Лакан и Мерло-Понти // Хора. -2008. -№ 3. - С. 14-20.

37. Дюфрен М. О Морисе Мерло-Понти // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века / сост. общ. ред. Е. А. Найман, В. А. Суровцев. - Томск: Водолей, 1998. - С. 96-110.

38. Жуковский В. И. Зримая сущность: визуальное мышление в изобразительном искусстве / В. И. Жуковский, Д. В. Пивоваров. -Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. - 284 с.

39. Жуковский В. И. Характер и особенности диалога зрителя с произведением изобразительного искусства // Педагогика искусства. - 2010. -№ 2. - С. 229235.

40. Зись А. Я. Философское мышление и художественное творчество / А. Я. Зись. - М.: Искусство, 1987. - 252 с.

41.Ингарден Р. Исследования по эстетике / Р. Ингарден; пер. с польского А. Ермиловой, Б. Федоровой. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. -572 с.

42. Иттен И. Искусство цвета / И. Иттен; пер. JI. Монаховой. - М.: Д. Аронов, 2007.-96 с.

43.Кандинский В. В. О духовном в искусстве / В. В. Кандинский. - М.: Архимед, 1992.-110 с.

44. Кант И. Критика способности суждения / И. Кант; пер. с нем. А. В. Гулыга. -М.: Искусство, 1994. - 367 с.

45. Каравацкая О. Г. Воображаемое в контексте философии человека // Вестн. Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2009. - Т. 2. -№ 3. - С. 178185.

46. Карева Н. А. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства: дис.... канд. филос. наук / Н. А. Карева. -М., 2004. - 185 с.

47. Каррон Г. Воображаемое, символизм и обратимость: своеобразный подход Мерло-Понти к бессознательному // Психология и психотехника. — 2011. — №5.-С. 36-47.

»

48. Качераускас Т. Феноменология времени и пространства // Вопросы философии.-2005.-№ 12.-С. 129-136.

49. Кораблева Е. В. Концепция «созидательного воображения» в феноменологии Р. Ингардена // Личность. Культура. Общество. - 2001. -Т. 3. -№ 1.-С. 137-157.

50. Корневище 2000: книга неклассической эстетики / ред. В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская. - М.: ИФ РАН, 2000. - 333 с.

51. Кривцун О. А. Аура произведения искусства: узнаваемое и ускользающее // Человек. -2010. -№3. -С. 107-119.

52. Кривцун О. А. Художник на сцене воображаемого // Человек. - 2005. - № 3. --С. 63-77.

53. Кудряшова Т. Б. К вопросу о роли воображения в культуре // Известия высших учебных заведений. Сер. Гуманитарные науки. - 2010. - Т. 1. - № 1. -С. 34-37.

54. Кузнецов В. Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм / В. Н. Кузнецов. - М.: Изд-во Московского университета, 1969. - 286 с.

55. Кузнецова Т. В. Современные проблемы эстетики // Вестн. Московского унта. Сер. 7, Философия. - 2011. -№ 3. - С. 46-56.

56. Линдсей Дж. Поль Сезанн / Дж. Линдсей; пер. с англ. Л. В. Москвиной. -М.: Искусство, 1989.-416 с.

57. Липский Б. И. Вещь как интенциональный объект // Вопросы философии. -2011.-№ 2.-С. 14-23.

58. Лиотар Ж.-Ф. Феноменология / Ж.-Ф. Лиотар; пер. Б. Г. Соколовой. - СПб.: Алетейя, 2001.-160 с.

59. Лукичева К. Л. О феноменологическом подходе к изучению произведений искусства // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2011. - № 17. - С. 189-195.

60. Лызлов А. В. Феноменология восприятия и аффективность / А. В. Лызлов, О. Ф. Серавина, О. Б. Ковалевская // Вопросы психологии. - 2011. - № 2. -С. 101-111.

61. Малевич К. Черный квадрат / К. Малевич. - СПб.: Азбука, 2012. - 288 с.

62. Маньковская Н. Б. Художник и общество: критический анализ концепций в современной французской эстетике / Н. Б. Маньковская. - М.: Искусство, 1985.-208 с.

63. Мартышкина Т. Н. Импрессионизм: от художественного видения к мировоззрению // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2007. - № 304. - С. 73-76.

64. Матисс А. Заметки живописца: пер. с фр. и англ. / А. Матисс. - СПб.: Азбука, 2001.-640 с.

65. Медведев Н. В. Хайдеггер о бытии человека как экзистенции / Н. В. Медведев, X. А. С. Омед // Вестн. Тамбовского ун-та. Сер. Гуманитарные науки. - 2011. - № 4. - С. 234-239.

66. Мейлах Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие: комплексный подход / Б. С. Мейлах. -М.: Искусство, 1985. - 318 с.

67. Мерло-Понти М. Видимое и невидимое / М. Мерло-Понти; пер. с франц. О. Н. Шпараги, под. ред. Т. В. Щитцовой. - Мн.: Логвинов, 2006. - 400 с.

68. Мерло-Понти М. Знаки / М. Мерло-Понти; пер. с франц. И. С. Вдовиной. -М.: Искусство, 2001. - 429 с.

69. Мерло-Понти М. Око и дух / М. Мерло-Понти; пер. с франц. А. В. Густыря. - М.: Искусство, 1992. - 64 с.

70. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти; пер. с франц. под. ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. - СПб.: Ювента Наука, 1999. -608 с.

71. Молчанов В. И. Конституция пространства. Суждение и тело // Вопросы философии.-2011.-№ 10.-С. 155-166.

72. Мотрошилова Н. В. Принципы и противоречия феноменологической философии / Н. В. Мотрошилова. - М.: Высшая школа, 1968. - 126 с.

73. Мочалов Л. В. Пространство мира и пространство картины: очерки о языке живописи / Л. В. Мочалов. - М.: Сов. художник, 1983. - 375 с.

74. Никитина И. П. Тема художественного пространства в современной философии искусства // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. Сер. Философия.-2003.-№ 1.-С. 83-91.

75. Никитина И. П. Философия искусства / И. П. Никитина. - М.: Омега-Л, 2010.-748 с.

76. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше; пер. Ю. М. Антоновского. -М.: Изд-во Московского университета, 1990. - 302 с.

77.0рганова О. Н. Специфика эстетического восприятия / О. Н. Органова. - М.: Высшая школа, 1975. - 223 с.

78. Орлова Ю. О. Феноменологическая трактовка воображения // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 6. - 2003. - Вып. 4, № 30. - С. 32-43.

79. Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика / Э. Панофский; пер. с нем. И. Хмелевских, Е. Козиной. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 336 с.

80. Первушина О. В. Картина мира: возможность феноменологического подхода // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 5. - С. 123-126.

81. Перрюшо А. Жизнь Сезанна / А. Перрюшо; пер. с франц. К. Богемской. -М.: Радуга, 1991.-351 с.

82. Подорога В. А. Феноменология тела: введение в философскую антропологию / В. А. Подорога. - М.: Ас1 Ма^тет, 1995. - 339 с.

83. Поль Сезанн: переписка, воспоминания современников / сост. Н. В. Яворская. -М.: Искусство, 1972.-426 с.

84. Пространство другими словами: французские поэты XX века об образе в искусстве / сост. пер. с франц. Б. Дубина. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005.-304 с.

85. Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б. В. Раушенбах. - СПб.: Азбука-классика, 2001. - 320 с.

86. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи: очерк основных методов / Б. В. Раушенбах. - М.: Наука, 1980. - 288 с.

87. Рид Г. Краткая история современной живописи / Г. Рид; пер с англ. Т. Скоробогатовой. -М.: Искусство-ХХ1 век, 2006. - 320 с.

88. Рыков А. В. Две концепции современного искусства: от Возрождения к XX веку // Фундаментальные проблемы культурологии: сб. ст. / отв. ред. Д. Л. Спивак. - М, СПб.: Новый хронограф, Эйдос, 2009. - Т. V. - с. 475486.

89. Самосознание европейской культуры XX века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе / сост. Р. А. Гальцева. -М.: Политиздат, 1991. - 366 с.

90. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие: вопросы методологии и критики / В.Н. Самохин. -М.: Мысль, 1985.-208 с.

91. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения / Ж.-П. Сартр; пер. с франц. М. Бекетовой. - СПб.: Наука, 2001. - 319 с.

92. Силичев Д. А. Проблема восприятия в эстетике М. Дюфрена // Вопросы философии. - 1974. -№ 12. - С. 142-148.

93. Современная западно-европейская и американская эстетика: сб. переводов / под. ред. Е. Г. Яковлева. - М.: Книжный дом «Университет», 2002. - 224 с.

94. Современный экзистенциализм. Критические очерки / ред. кол. Т. И. Ойзерман и др. - М.: Мысль, 1966. - 567 с.

95. Соколова Л. Ю. Феноменологическая концепция М. Мерло-Понти // Хора. -2008. -№3.- С. 9-13.

96. Соколова Л. Ю. Очерки французской философии XX века/ Л. Ю. Соколова. - СПб.: Роза мира, 2006. - 179 с.

97. Тавризян Г. М. Проблема человека во французском экзистенциализме: критический анализ / Г. М. Тавризян. - М.: Наука, 1977. - 139 с.

98. Турчин В. С. Образ двадцатого: в прошлом и настоящем / В. С. Турчин. -М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 648 с.

99. Феноменология искусства / К.М.Долгов [и др.]. - М.: ИФРАН, 1996. — 263 с.

100. Филиппов С. М. Интенциональный предмет и эстетическое переживание // Вестн. Пермского ун-та. Российская и зарубежная филология. - 2009. - № 5. -С. 86-94.

101. Фролов А. В. Интенциональность и объективность: эволюция понятия интенциональности в феноменологии // Вестн. Московского ун-та. Сер. 7, Философия.-2013.-№ 1.-С. 33-44.

102.Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер; сост., пер. с нем. В. В. Бибихина. -М.: Республика, 1993.-448 с.

103. Хайдеггер М. Исток художественного творения: избранные работы разных лет / М. Хайдеггер; сост., пер. с нем. А. В. Михайлова. - М.: Академический проект, 2008. - 527 с.

104. Ханин Д. М. Эстетическая концепция Романа Ингардена и ее анализ в современной эстетике // Вопросы философии. - 1984. - № 7. - С. 111-119.

105. Хемполинский М. Концепция «чистой» теории познания Романа Ингардена // Вопросы философии. - 1976. - № 8. - С. 135-138.

106. Хренов Н. А. Ситуация разрыва в культуре XX века: актуализация нелинейного уровня преемственности // Фундаментальные проблемы культурологии: сб. ст. / отв. ред. Д. JI. Спивак. -М, СПб.: Новый хронограф, Эйдос, 2009. - Т. V. - с. 458^65.

107. Хренов Н. А. Художественный опыт XX века в контексте смены культурных циклов // Общественные науки и современность. - 1999. - № 2. -С. 139-151.

108. Чемберс И. Рамки земли: Хайдеггер, гуманизм и «дом» // Новое литературное обозрение. - 2012. - № 114. - С. 38-60.

109. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение: историческое введение: пер. с англ. / Г. Шпигельберг; под. ред. М. Лебедева, О. Никифорова. - М.:. Логос, 2002. - 680 с.

110. Энциклопедия импрессионизма: пер. с франц. / под ред. М. Серюлля, А. Серюлля. - М.: Республика, 2005. - 293 с.

111. Эстетика и теория искусства XX века: хрестоматия / сост. Н. А. Хренов, А. С. Мигунов. -М.: Прогресс-Традиция, 2007. - 688 с.

112. Эстетические исследования: методы и критерии / под ред. К. М. Долгова. -М.:ИФ РАН, 1996.-348 с.

113. Юровская Э. П. Эстетика в борьбе идей: две тенденции развития французской буржуазной эстетики XX века / Э. П. Юровская. - Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. - 143 с.

114. Якимович А. К. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: от импрессионизма до классического авангарда / А. К. Якимович. - М.: Искусство, 2003. - 491 с.

115. Якимович А. К. Тезисы о непокорном художнике и свободе творчества // Искусствознание. - 2009. - № 3-4. - С. 458^77.

116. Bate M. The phenomenologist as Art Critic: Merleau-Ponty and Cezanne // British Journal of Aesthetics. - 1974. - Vol. 14, № 4. - P. 344-350.

117. Beistegui M. The New Heidegger / M. Beistegui. - London, New York: Continuum International Publishing Group, 2005. - 210 p.

118. Berman M. Dufrenne and Merleau-Ponty: a Comparative Meditation on Phenomenology // Analecta Husserliana / ed. by A.-T. Tymieniecka. - London, New York: Springer, 2009. - Vol. CIII. - P. 145-160.

119. Bratu H. Aesthetics and Phenomenology / H. Bratu, I. Marculescu // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. - 1979. - Vol. 37, № 3. - P. 335-349.

120. Brunius T. The Aesthetics of Roman Ingarden // Philosophy and Phenomenological Research. - 1970. - Vol. 30, № 4. - P. 590-595.

121. Carman T. Merleau-Ponty / T. Carman. - Abingdon: Routledge, 2008. - 261 p.

122. Chojna W. Dufrenne Mikel // A Companion to Aesthetics / ed. by S. Davies, K.M. Higgins. - Maiden: Blackwell Publising Ltd, 2009. - P. 249-251.

123.Compton J. J. Sarte, Merleau-Ponty, and Human Freedom // The Journal of Philosophy. - 1982. - Vol. 79, № 10. - P. 577-588.

124. Crowther P. Merleau-Ponty: Perception into Art // British Journal of Aesthetics. - 1982. - Vol. 22, № 2. - P. 138-149.

125. Crowther P. Phenomenology of the Visual Arts / P. Crowther. - Stanford: ' Stanford University Press, 2009. - 252 p.

126. Dufrenne M. The Phenomenology of Aesthetic Experience / M. Dufrenne. -Evanston: Northwestern University Press, 1973. - 578 p.

127.Foti V. M. Tracing Expression in Merleau-Ponty: Aesthetics, Philosophy of Biology, and Ontology / V. M. Foti. - Evanston: Northwestern University Press, 2013.-170 p.

128. Handbook of Phenomenological Aesthetics / ed. by H. R. Sepp, L. Embree. -London, New York: Springer, 2010.-383 p.

129. Hass L. Merleau-Ponty's Philosophy / L. Hass. - Bloomington: Indiana University Press, 2008. - 254 p.

130. Historical Dictionary of Heidegger's Philosophy / ed. by F. Schalow, A. Denker. - Lanham: Scarecrow Press, 2010. - 429 p.

131.1ngarden R. Phenomenological Aesthetics: an Attempt at Defining Its Range // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. - 1975. - Vol. 33, № 4. - P. 257269.

132. Iseminger G. Roman Ingarden and the Aesthetic Object // Philosophy and Phenomenological Research. - 1973. - Vol. 33, № 3. - P. 417^20.

133. Ito Y. Depth and Infinity in Merleau-Ponty // Analecta Husserliana / ed. by A.-T. Tymieniecka, S. Matsuba. - Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1998. -Vol.LVIII.-P. 65-85.

134. Johnson G. A. The retrieval of the beautiful: thinking through Merleau-Ponty's Aesthetics / G. A. Johnson. - Evanston: Northwestern University Press, 2010. -283 p.

135. Kearney R. Poetics of Imagining: Modern to Post-modern / R. Kearney. -Edinburgh: Edinburgh University Press, 1998. - 263 p.

136. Lawlor L. Early Twentieth-Century Continental Philosophy / L. Lawlor. -Bloomington: Indiana University Press, 2012. - 275 p.

137. Low D. Merleau-Ponty's Last Vision: a Proposal for the Completion of the Visible and the Invisible / D. Low. - Evanston: Northwestern University Press, 2000. -129 p.

138. Merleau-Ponty and the possibilities of philosophy: transforming the tradition / ed. by B. Flynn, W.J. Froman, R. Vallier. - New York: State University of New York Press, 2009. - 300 p.

139. Merleau-Ponty at the Limits of Art, Religion, and Perception / ed. by K. Semonovitch, N. DeRoo. - London, New York: Continuum International Publishing Group, 2010. - 214 p.

140. Mitscherling J. A. Roman Ingarden's Ontology and Aesthetics / J. A. Mitscherling. - Ottawa: University of Ottawa Press, 1997. - 245 p.

141. Priest S. Merleau-Ponty / S. Priest. - New York: Routledge, 2003. - 308 p.

142. Thacker A. Moving through modernity: space and geography in modernism / A. Thacker. - Manchester: Manchester University Press, 2003. - 249 p.

143. The Merleau-Ponty Aesthetics Reader: Philosophy and Painting / ed. by G. A. Johnson. - Evanston: Northwestern University Press, 1993. - 421 p.

144. Rieser M. Roman Ingarden and His Time // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. - 1971. - Vol. 29, № 4. - P. 443-452.

145.Warnock M. Imagination in Sartre // British Journal of Aesthetics. - 1970.-Vol. 10, №4.-P. 323-336.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.