Революция или диктатура: Ханна Арендт и Карл Шмитт о сущности политического тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Гуляев, Роман Владимирович

  • Гуляев, Роман Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 153
Гуляев, Роман Владимирович. Революция или диктатура: Ханна Арендт и Карл Шмитт о сущности политического: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2013. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гуляев, Роман Владимирович

Оглавление

Введение

Глава 1. Действие и ответственность как политические категории в философии Ханны Арендт

1.1 «Банальность зла»: философский аспект

1.2 Место «Политики» в практической философии Аристотеля. Основные идеи трактата в интерпретации Ханны Арендт

1.3 Влияние идей Аристотеля на творчество Ханны Арендт

1.4 Теория революции Ханны Арендт

Глава 2. Концепция диктатуры Карла Шмитта

2.1 Диктатура и проявление политического

2.2 Французская революция: force publique как угроза праву

Глава 3. «Банальность зла» как полемика с Карлом Шмиттом

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Революция или диктатура: Ханна Арендт и Карл Шмитт о сущности политического»

Введение

Актуальность диссертационного исследования

Американский мыслитель немецкого происхождения Ханна Арендт (19061975) в предисловии к своей работе «О революции» со ссылкой на В. И. Ленина называет XX век «веком войн и революций», и признает, что основные политические события этого столетия действительно сводились к этим двум понятиям. Сейчас, спустя 50 лет после первого издания этой работы, приходится признать актуальность ленинского определения и для первых десятилетий XXI века: ни войны, ни революции не исчезли, хотя первые именуются преимущественно «контртеррористическими операциями» и акциями «принуждения к миру», а вторые, имея вполне осязаемое начало, не получают внятного завершения и чем дальше, тем больше отдаляются от перспективы создания нового политического порядка в сторону хаотичной и перманентной гражданской войны. Требуется понять, изменились ли сами понятия войны и революции — или только их восприятие в нашем сознании; что стоит за исчезновением понятий «друг», «враг» из политического словаря; и, наконец, являются ли современные представительные либеральные демократии полноценной формой политической активности.

В этой связи неудивителен интерес к Арендт и другому автору, рассматривающему человеческую деятельность через призму политики, — Карлу Шмитту (1888-1985). Их работы, будучи посвященными событиям более или менее давнего прошлого, дают весьма продуктивный инструментарий для интерпретаций настоящего; многие выводы, казавшиеся спорными на момент выхода их книг, становятся убедительными сейчас, и даже те их тезисы, с которыми мы согласиться не можем, позволяют по-новому взглянуть на современность и определить ее черты. Кроме того, именно Арендт и Шмитт

предоставляют возможность актуализировать политико-философские учения, которые зачастую рассматриваются лишь с исторической точки зрения, — Аристотеля, Гоббса, Монтескье, Руссо — и демонстрируют их значимость не только для политического дискурса ХУИ-ХУШ веков, но и для современности. По Шмитту, такие понятия, как «нация», «суверенитет», разделение легальности и легитимности обрели современное значение после 1789 года; однако это значение для него является ложным, искаженным, требующим пересмотра.

Такую попытку Шмитт предпринимает в работе «О диктатуре» (1921), которая занимает центральное место в композиции нашего исследования. Это сочинение Шмитта посвящено истории появления и развития особой техники управления государством — диктатуры, однако при этом оно не является чисто историческим. По мнению отечественного исследователя творчества Шмитта А.Ф.Филиппова, «само применение определенного рода техники имеет политический смысл, более того, определение политических действий как действий технических тоже имеет политический смысл»1. Диктатура, начиная с самого ее появления в республиканском Риме, развития в Средние века и Новое время, была крайне эффективным средством решения определенных задач — ив 1921 году сложно было переоценить важность такого инструмента для увязшей в парламентских дискуссиях Веймарской республики, которая постоянно сталкивалась с вызовами как внешнеполитическими, так и внутренними, и не могла адекватно отвечать на них. Приложение с анализом статьи 48 Веймарской конституции, описывающей полномочия рейхспрезидента по введению чрезвычайного положения, сопоставимо по объему с основными главами работы. Сама логика произведения Шмитта указывает на то, что диктатура для него — не политический лозунг, призванный охарактеризовать действия того, кто ее применил, как беззаконие и тем самым дискредитировать его, но важное и

1 Шмитт К. Диктатура. От истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы.

СПб.: Наука, 2005. — С. 278. Далее цитируется как: Диктатура; указание страниц — по этому изданию.

эффективное политическое средство. Таким образом, разговор о диктатуре президента у Шмитта отнюдь не носит риторический характер, но является предельно конкретным. Проблематизируется здесь не только сама возможность применения диктатуры, но также способ эффективного ее ограничения рамками закона, что для Шмитта не менее принципиально.

Ханна Арендт является фигурой, связующей политическую мысль античности с современностью. Для нее, как и для Шмитта, либеральная демократия образца второй половины XIX века — крайне подозрительное явление, только корни этого подозрения лежат в иной, нежели у Шмитта, плоскости. Для Арендт участие в политической деятельности не может сводиться к простому голосованию на выборах; критику вызывает и сама идея объединения демократического государственного устройства с прогрессистской концепцией либерализма, смешивающей политические права и свободы гражданина с неполитическими. Событие, повернувшее европейскую политическую практику в сторону этого дискурса, — Великая французская революция, поэтому Арендт, так же как и Шмитт, уделяет ей самое пристальное внимание. Однако ее больше интересует не происходящее в ходе революции обнажение механизма авторитета и легализация насилия, ведущая к установлению нового порядка (главные проблемы для Шмитта), а революция per se, как особый род политического действия. Кроме того, изучение революции представляет огромную важность и для понимания современности — определенное влияние марксизма на Арендт здесь не столь значимо, просто она не может не отреагировать на политические события, происходившие после каждой из мировых войн. Тоталитаризм и возросшая роль идеологии — новые явления политической практики XX века — являются предметом интереса Арендт не в меньшей степени, чем массовое установление новых режимов в Европе после Первой мировой войны и распад колониальной системы с появлением множества новых стран на месте бывших колоний — после Второй мировой. Без внятной типологии революций,

описательного аппарата и понимания механизма революционного процесса, равно как и без укоренения идеи революции в антропологии и этике, осмысление XX века невозможно. Разностороннему изучению этих вопросов посвящена книга Арендт «О революции» (1963), которая будет вторым важным сюжетом нашего исследования.

В этой работе Арендт выстраивает собственную историческую линию политической философии, рассматривая как генезис понятия «революция», так и две основных ее возможности, проявившиеся в XVIII веке. Речь идет об американской Войне за независимость, приведшей к возникновению в 1776 году Соединенных Штатов Америки, и Французской революции. Связь с античностью здесь проявляется не в том, что революция служит средством установления демократии по полисному образцу. Революция сама по себе рассматривается как предельный случай свободного действия (бывшего главной чертой полисной публичной жизни), которое прежде всего связано не с необходимостью освобождения от существующего политического угнетения, но с истинно человеческой потребностью в создании нового — нового права, нового порядка. Здесь угадывается влияние другого важного для Арендт автора — Августина, который сформулировал картину человека как «начинателя».

Столь несхожие жизненные пути и сферы научных интересов приводят к первому вопросу: насколько уместно рассматривать этих двух авторов в сопоставлении друг с другом, какими могут быть основания для подобного сопоставления и что оно может дать? Далее, если сравнение все же возможно, то как быть с понятием, также вынесенным в формулировку темы работы: сущность политического? Можно ли считать Арендт и Шмитта авторами, исследующими не только конкретные аспекты политики, но политику как способ человеческого существования?

Таким образом, объектом исследования станет проблематика политического в том виде, в каком ее представляют Арендт и Шмитт; отдельный

вопрос — уместно ли рассматривать их концепции не только в рамках политической теории, но и политической философии. В данном исследовании будет предпринята попытка обоснование необходимости рассматривать этих авторов именно в сопоставлении: представляется, что отдельные положения и сюжеты их сочинений (в первую очередь имеется в виду Арендт) являются аргументом в неявной заочной полемике с противоположной позицией. Спор же, относительно которого точки зрения двух исследователей кардинально расходятся, как раз и заключается в сущности политического и, соответственно, природе человека как субъекта, существующего политически.

Конкретным предметом исследования являются вопросы о революции, диктатуре и персональной ответственности за политические решения, составляющие основную проблематику трудов обоих авторов. У Арендт это будут работы «Истоки тоталитаризма», «Банальность зла, или Эйхман в Иерусалиме», статьи из сборника «Ответственность и суждение», в которых она развивает критику тоталитаризма как политического феномена и поднимает связанные с ним этические проблемы, а также «О революции» и «Vita activa, или О деятельной жизни», где формулируется ее собственная позитивная политическая и антропологическая программа. Центральными для данного исследования работами Шмитта будут «Диктатура» и «Понятие политического», где, с одной стороны, рассматриваются те же сюжеты, что и в работах Арендт (Великая французская революция, концепции Монтескье и Руссо, роль диктатуры в политике и др.), что позволяет предметно сравнить их методы и оценки, с другой — излагаются ключевые положения шмиттовского понимания политики.

Степень разработанности темы

По отдельности концепции Арендт и Шмитта изучены достаточно полно и разносторонне. Еще при жизни Шмитта его коллегами Хансом Барионом, Эрнстом Форстхоффом, Эрнст-Вольфгангом Бёкенфёрде и Вернером Вебером были выпущены юбилейные сборники «Carl Schmitt zum 70. Geburtstag

dargebracht von Freunden und Schulern» (1959) «Epirrhosis. Festgabe für Carl Schmitt zum 80. Geburtstag» (1968), содержащие основную немецкоязычную библиографию Шмитта на момент выхода и впоследствии переиздававшиеся. Однако в своей статье 1996 года тот же Бёкенфёрде, фиксируя «изумительный» интерес у Шмитту, отмечал2, что «еще за десять лет до того цитирование Шмитта, не имеющее целью его критику или уничижение, давало повод видеть в авторе "шмиттианца" и угрозу демократии». Юрген Хабермас в своей статье «Ужасы автономии» высказывает надежду, что Шмитт не окажет такого «мощного тлетворного влияния на англосаксонский мир»3, как Ницше и Хайдеггер, и одновременно «разоблачает» подлинную сущность якобы нейтрального исследовательского интереса Шмитта к тем или иным проблемам. «За полемическим высказыванием Карла Шмитта о политическом романтизме скрываются эстетизированные колебания его собственной политической мысли. И в этом отношении его духовное родство с фашистской интеллигенцией проявляется со всей отчетливостью». Преемственность этой позиции можно видеть в работе Гопала Балакришнана с говорящим названием «Враг: интеллектуальный портрет Карла Шмитта»4, в которой систематичное изложение его взглядов по наиболее значимым вопросам (диктатура, чрезвычайное положение, кризис парламентаризма, проблемы легальности и легитимности) приводится для объяснения причин поддержки Шмиттом национал-социализма и разоблачения его образа, который, по мнению автора, остается для англоязычного читателя terra incognita.

В схожем ключе строит свое исследование Уилльям Шейерман, стремящийся проследить «связь между ужасающей полемикой, которую Шмитт вел в эпоху

2 Böckenförde E.-W. Carl Schmitt Revisited // Telos, September 21, 1996. P. 81

3 Habermas J. The Horrors of Autonomy: Carl Schmitt in English // Habermas. The New Conservatism: Cultural Criticisms and the Historians' Debate. Cambridge 1989. P. 135

4 Balakrishnan G. The Enemy: An Intellectual Portrait of Carl Schmitt. London: Verso, 2000

нацизма, и его работами до 1933 года, зачастую впечатляющими»5. Джон Ролз в предисловии к «Политическому либерализму» высказывается в более общем ключе, не указывая прямо на роль Шмитта в приходе нацистов к власти, но, безусловно, подразумевая не в последнюю очередь именно его: «Причина падения Веймарского конституционного режима заключалась в том, что ни одна из традиционных немецких элит не поддержала его конституции и не пожелала участвовать в ее претворении в жизнь. Никто из представителей этих элит более не верил в состоятельность либерального парламентаризма... Не имевший их поддержки президент Гинденбург был вынужден обратиться к Гитлеру, который такой поддержкой обладал и про которого консерваторы думали, что смогут его контролировать»6.

«Шмитт ясно дает понять, что [утверждением о том, что «Гегель умер»] он не пытается подвергнуть сомнению священную традицию этатизма в немецкой политической мысли — напротив, он сам пытается сделать в нее посильный вклад» — американский историк Ричард Волин занимает нейтральную позицию по отношению к политическим метаниям Шмитта, указывая на важнейшую проблему его творчества. Смерть гегелевского Rechtsstaat, т.е. «верховенства закона», конституционного правового государства, которую сам Шмитт и диагностирует в статье «Государство, движение, народ», вышедшей вскоре после прихода Гитлера к власти, является для него, по словам Волина, «сомнительным поводом для радости»8, однако одновременно — тем условием, в котором отныне предстоит жить.

Такие авторы, как Шанталь Муфф9, Элен Кеннеди10 и Андреас Каливас11 воздерживаются от однозначных оценок и используют критику Шмитта в адрес

5 Scheuerman W.E. Carl Schmitt: The End of the Law. Rowman & Littlefield Publishers, 1999. P. 15

6 John Rawls J. Political Liberalism. Expanded edition. Columbia University Press, 2005. P. 59-60

7 Wolin R. Carl Schmitt: The Conservative Revolutionary Habitus and the Aesthetics of Horror / Political Theory,

Vol. 20, No. 3 (Aug., 1992). P. 424

8 Wolin R. Carl Schmitt: The Conservative Revolutionary Habitus and the Aesthetics of Horror. P. 425

9 Mouffe C. The Democratic Paradox / The Challenge of Carl Schmitt. London: Verso, 2000

10 Kennedy E. Constitutional Failure: Carl Schmitt in Weimar. Duke University Press, 2002

Веймарской республики для указания слабых мест современных демократических систем и в итоге их укрепления. Так, Каливас отмечает стремление Шмитта разделить два уровня демократии: политику нормы и политику исключения. «С одной стороны, он [Шмитт] проводил различие между первой, исключительной, стадией основания, на которой легитимность преобладает над" легальностью, и последующей стадией нормальной политики, на которой легальность подчиняет себе легитимность... С другой, Шмитт представил институт политической репрезентации как средство заполнить пустоту, образующуюся после того, как общепризнанный суверен успешно создал новый высший закон и самоустранился из сферы политики»12. В целом Шмитт рассматривается в его работе как сторонник освобождения конституционализма от «монополизации» со стороны

I -у

либерализма с целью «придать ему более демократическое направление» , и сравнение с Арендт обусловлено близостью ее интенций.

Уже упомянутый немецкий исследователь Хайнрих Майер в своей книге «Карл Шмитт, Лео Штраус и Понятие политического. О диалоге отсутствующих»14 указывает на взаимное влияние двух политических теоретиков XX века, непосредственное общение между которыми было прервано с установлением Третьего рейха. Майер сравнивает первое, второе и третье издания «Понятия политического» (1927, 1932, 1933 годы) и во внесенных Шмиттом правках и уточнениях видит ответы на критику со стороны Штрауса, написавшего в 1932 году рецензию на эту работу. Ключевая проблема, на которую он выходит, — сравнение и разделение политической философии (которую в данном случае представляет Штраус) и политической теологии, к которой себя причислял

11 Kalyvas A. Democracy and the Politics of the Extraordinary: Max Weber, Carl Schmitt, and Hannah Arendt. — Cambridge University Press, 2008.

12 Kalyvas A. Democracy and the Politics of the Extraordinary: Max Weber, Carl Schmitt, and Hannah Arendt. — Cambridge University Press, 2008. — P. 128.

13 Op. cit. —P. 129.

14 Meier H. Carl Schmitt, Leo Strauss und «Der Begriff des Politischen»: Zu einem Dialog unter Abwesenden. — J.B.Metzler, 1988. Русс. пер. Майер X. Карл Шмитт, Лео Штраус и Понятие политического. О диалоге отсутствующих. — М.: Скименъ, 2012.

Шмитт. Русское издание, помимо перевода Ю.Ю.Коринца, переводившего также шмиттовские «Теорию партизана», «Номос Земли» и «Диктатуру», включает полную на момент издания русскоязычную библиографию Шмитта и Штрауса, а также послесловие редактора, А.В.Михайловского, где читатель знакомится с биографией и творчеством Майера, его методом реконструкции «диалога отсутствующих», а также основными критериями различения политической теологии и философии. Также сопоставление взглядов Шмитта и Штрауса присутствует в статье Джона МакКормика из Чикагского университета, где общим основанием для сравнения становится политическая философия Томаса Гоббса: «Как замечал Гоббс, "страсти, делающие людей склонными к миру, суть страх смерти", и оба автора видят нечто существенное и подлинно человеческое в том, что Гоббс видит основание государства в страхе смерти — и, как постоянно подчеркивает Штраус, насильственной смерти»15. Стоит отметить, что сравнение концепций Штрауса и Арендт, находившихся в состоянии «неначатого диалога», производилось в статье16 Р.Бейнера.

Рецепция взглядов Шмитта во второй половине XX века также стала объектом значительного числа исследований, среди которых можно выделить

17 1Я 10

работы Ж.-В.Мюллера , М.Г.Солтера , Д. ван Лаака . Также следует упомянуть работу Райнхарда Меринга , посвященную биографии Шмитта и являющуюся главным источником при воссоздании историко-биографического контекста его

15 McCormick J. Fear, Technology and The State: Carl Schmitt, Leo Strauss, and the Revival of Hobbes in Weimar and National Socialist Germany // Political Theory, Vol. 22, No. 4 (1994). — P. 620. Более развернутый анализ этой проблематики производится в монографии McCormick J. Carl Schmitt's Critique of Liberalism: Against Politics as Technology. — Cambridge University Press, 1999. Шмитт (вместе с М.Вебером и Ницше) рассматривается в ней как противник технологического подхода к политике, который характеризует либерализм с его стремлением к нейтрализации и рационализации политического пространства.

16 Beiner R. Hannah Arendt and Leo Strauss: Uncommenced Dialogue / Political Theory. Vol. 18 №2, 1990. P. 238254.

17 Müller J.-W. Carl Schmitt in Post-War European Thought. — Yale University Press, 2003

18 Salter Michael G. Carl Schmitt: Law as Politics, Ideology and Strategic Myth. — Routledge-Cavendish, 2012.

19 Van Laak D. Gespräche in der Sicherheit des Schweigens: Carl Schmitt in der politischen Geistesgeschichte der

frühen Bundesrepublik. — Oldenbourg Akademieverlag, 2002.

20

Mehring R. Carl Schmitt: Aufstieg und Fall: Aufstieg und Fall. Eine Biographie. — C.H.Beck, 2009.

творчества (в данный момент существует только немецкое издание, на русском

л 1

языке выходила подробная рецензия А.В.Михайловского , где описывается специфика подхода Меринга, отказывающегося от единственной характеристики своего героя в пользу максимально широкой и разносторонней картины).

22

На русском языке можно выделить исследования А.Ф.Филиппова , А.В.Михайловского23, О.В.Кильдюшова24. А.Ф.Филиппов был автором первого перевода Шмитта на русский язык («Понятие политического», текст был опубликован в «Социологическом обозрении» в 1992 году). Ему же принадлежит статья «Политика времен нацизма. Предисловие к публикации "Политики" Карла

25

Шмитта» , которая представляет наибольшей интерес в контексте данного исследования. В ней разбирается сюжет «Карл Шмитт в Нюрнберге» (очевидна параллель с книгой Арендт о процессе Эйхмана) — послевоенные обвинения в адрес Шмитта, который, с одной стороны, виделся одним из главных теоретиков нацистской агрессии, вылившейся в мировую войну, с другой — занимался активной теоретической борьбой против «еврейского духа в науках о праве». Отмечая стремление Шмитта в 1960-х трактовать собственный тезис о политике как выделении исключительно внешнего врага, с которым следует вести ограниченную правовыми принципами войну, А.Ф.Филиппов обращает внимание на гораздо более широкие возможности трактования этой концепции: «Это не значит, что концептуальный аппарат "Понятия политического" не годится для

21 Михайловский A.B. Биографический пазл: Райнхард Меринг о «взлете и падении» Карла Шмитта /

Социологическое обозрение. 2009. Т. 8. № 3.— С. 71-76.

22

Филиппов А.Ф. Карл Шмитт. Расцвет и катастрофа // Шмитт К. Политическая теология. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково Поле, 2000; Филиппов А.Ф. Критика Левиафана // Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса. — СПб.: Владимир Даль, 2006; Филиппов А.Ф. Техника диктатуры: к логике политической социологии // Шмитт К. Диктатура. — СПб.: Наука, 2005.

23 Михайловский A.B. Борьба за Карла Шмитта. О рецепции и актуальности понятия политического / Вопросы философии № 9,2008.— С. 158-171; Михайловский A.B. Политическая философия vs Политическая теология // Карл Шмитт, Лео Штраус и «Понятие политического». О диалоге отсутствующих. М.: Скименъ, 2012.— С. 167-191.

24 Кильдюшов О.В. Читая Карла Шмитта // Шмитт К. Государство и политическая форма. — М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2010.

25 Филиппов А.Ф. Политика времен нацизма. Предисловие к публикации «Политики» Карла Шмитта / Социологическое обозрение. — 2010. Т. 9. № 3.

большего. Большее — это и раздираемое гражданскими войнами государство, и борьба партий, и кабинетная политика верхов... Политика может быть политикой тотальной мобилизации. Политическое может быть организацией народа в вождистском государстве, где фюрер не просто подчиняет, но мобилизует массы. Только здесь речь пойдет уже не о внутренне мирном полицейском государстве, войска которого ведут обеспеченные правом войны за его пределами. Речь пойдет о тотальном государстве, государстве тотальной мобилизации, динамику

г 26

которому придают, казалось бы, не только внешние, но и внутренние процессы» . Выражаются эти процессы в устранении чужаков (расовых, культурных и политических), восстановлении единства народа и его устремлении за пределы установленных границ. Однако А.Ф.Филиппов настаивает на том, что эти стадии (и соответствующие им исторические события) не являлись заранее предопределенным следствием политической теории Шмитта, а были лишь одним из многих выборов, и их катастрофический итог не может быть поводом отвергнуть теоретические основания.

В отношении Ханны Арендт исследовательская литература также представлена весьма широко, и в рамках выбранной темы стоит сосредоточиться прежде всего на работах, в которых, помимо Арендт, фигурирует Шмитт либо затрагивается проблематика, близкая данному исследованию. Так, Энтони Курт в

27

своей книге «Ответ Ханны Арендт на кризисы ее времени» отмечает существующую проблему в исследовании ее творчества: как провести границу между Арендт — политическим философом и Арендт — комментатором текущих событий? И даже более того некоторые авторы, как Вернер Лакер , прямо ставят вопрос о том, как несомненная философская глубина сочеталась в ней с предвзятостью и поверхностностью суждений о современности, а острота и

26 Филиппов А.Ф. Политика времен нацизма / Социологическое обозрение. — 2010. Т. 9. № 3.— С. 90-91.

27 Court A. Hannah Arendt's Response to the Crisis of her Times. — Unisa Press, 2009. — P. 2.

28 Laqueur W. The Arendt Cult: Hannah Arendt as Political Commentator // Hannah Arendt in Jerusalem. Ed. S.E.Aschheim. — University of California Press, 2001. P. 47-65. Лакер приводит довольно анекдотичные примеры вроде возмущения Арендт студентами, которые приходили на ее лекции в джинсах, или ее неумения водить машину для обоснования ее «неправильной оценки» американской жизни. См. pp. 49-56.

свобода мысли — с бытовым консерватизмом. Для обоснования глубины и оригинальности суждений Арендт Курт идет длинным путем, отчасти характерным и для настоящей работы: реконструирует традицию античной политической мысли и ее влияние на Арендт, затем анализирует фашистскую идею тотального государства и его критику со стороны Карла Шмитта (причем собственная концепция Шмитта обозначается как «тотальная диктатура») и, наконец, приходит к определению Арендт как теоретика посттоталитарной эпохи.

29 о

Кроме того, можно отметить исследования М.Канован , рассматривающей Арендт в контексте англо-американской консервативной мысли, и И.Горовица30, который выводит «радикальный консерватизм» Арендт из всех основных направлений ее философии Д.Майер-Каткин, описывающего рецепцию

о |

«Банальности зла» в американской публицистике и излагающего подробную историю взаимоотношений Арендт с Мартином Хайдеггером32 (причем фокус этой книги смещен в большей степени на Арендт, а Шмитт, в том числе проблема его сотрудничества с нацистским режимом, описан менее ярко). Также вокруг

33

биографий Арендт и Хайдеггера строит упомянутую выше работу Ж.Таминье (у

"34

которого также есть переведенная на русскии статья , посвященная «ректорской

о«

речи» Хайдеггера и ее критике со стороны Арендт), Д.Вилла на русском языке

■1/

можно отметить вышедшую недавно работу Н.В.Мотрошиловой .

29 Canovan М. Hannah Arendt as a Conservative Thinker // Hannah Arendt. Thirty Years Later. Ed. L. May, J. Kohn. — MIT Press, 1997.

30 Horowitz I.L. Hannah Arendt: Radical Conservative.— Transaction Publishers, 2012.

31 Maier-Katkin D. The Reception of Hannah Arendt's Eichmann in Jerusalem in the United States 1963-2011. — Berlin Arendt Networking Group Newsletter. Bd. 6, Nr. 1/2, 2011.

32 Maier-Katkin D. Stranger from Abroad: Hannah Arendt, Martin Heidegger, Friendship and Forgiveness. — W. W. Norton & Company, 2010

33 Taminiaux J. The Thracian Maid and the Professional Thinker: Arendt and Heidegger. — State University of New York Press, 1997.

34 Таминье Ж. Платоновские корни хайдеггеровской политической мысли // Ежегодник по феноменологии и герменевтике. №1. М.: Изд-во РГГУ, 2008 — С. 161-189.

35 Villa D. Arendt and Heidegger. The Fate of the Political. — Princeton University Press, 1996.

36 Мотрошилова H.B. Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт. Бытие-время-любовь. — М.: Академический проект, Гаудеамус, 2013.

37

Концепция революции Арендт является важной темой в работе отечественного исследователя А.В.Магуна (где, правда, Шмитту и «Банальности зла» внимание уделяется лишь эпизодически) и его же «Курсе политической

ЛО

философии Нового времени» — в нем представлены среди прочих и Арендт, и Шмитт, однако скорее как представители различных течений в политической мысли, чем как актуальные оппоненты друг друга. Русскоязычные издания Арендт дополнялись послесловиями Ю.Н.Давыдова39 В.В.Бибихина40, переводчика «Vita activa» (где он отмечает, что «звезда» Арендт в России «только восходит» и описывает основные вехи ее жизни и содержание основных произведений), А.Ф.Филиппова41. К сожалению, издание «Банальности зла» 2008 года, помимо известных42 проблем с переводом и попыткой привязать выход книги к актуальным политическим событиям вроде войны с Грузией, дополнено весьма кратким и критическим послесловием Э.Зуроффа43, который, очевидно, не столько анализирует текст, сколько занимается обличением Арендт как недобросовестного историка холокоста.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гуляев, Роман Владимирович, 2013 год

Библиография

Источники

1. Аристотель. Политика / Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983

2. Арендт X. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000

3. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М.: Центрком, 1996

4. Арендт X. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. М.: Европа, 2008

5. Арендт X. Жизнь ума. М.: Наука, 2013

6. Арендт X. Люди в темные времена. М.: Московская школа политических исследований, 2003

7. Арендт X. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии № 1, 1992

8. Арендт X. О насилии // Мораль в политике: Хрестоматия. Отв. ред. Б.Г. Капустин. М.: КДУ; МГУ, 2004

9. Арендт X. О революции. М.: Европа, 2011

10. Арендт X. Ответственность и суждение. М.: Издательство института Гайдара, 2013

11. Арендт X. Скрытая традиция. М.: Текст, 2008

12. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Гоббс Т. Сочинения в 2 т. — Т. 2. М.: Мысль, 1991

13. Литтелл Д. Благоволительницы. М.: Ад Маргинем Пресс, 2012

14. Макиавелли Н. Государь / Макиавелли Н. Избранные произведения. М.: Художественная литература, 1982

15. Монтескье Ш. О духе законов / Политология. Хрестоматия. М.: Гардарики, 2000

16. Пейн Т. Здравый смысл / Пейн Т. Избранные сочинения. М.: Изд-во АН СССР, 1959

17. Платон. Государство / Платон собр. соч., т.З, ч. 1. М, 1971

18. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М.: КАНОН-пресс, Кучково Поле, 1998

19. Французская Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1989

20. Фукидид. Из речи Перикла над могилами воинов. Хрестоматия по античной литературе в 2 т. Т. 1. М.: Просвещение, 1965

21. Хайдеггер М. Самоутверждение немецкого университета // Историко-философский ежегодник' 94. М.: Наука, 1995

22. Шмитт К. Государство и политическая форма. М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2010

23. Шмитт К. Государство. Право и политика. М.: Территория будущего, 2013

24. Шмитт К. Диктатура. От истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы. СПб.: Наука, 2005

25. Шмитт К. Теория партизана. М.: Праксис, 2007

26. Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса. СПб.: Владимир Даль, 2006

27. Шмитт К. Номос земли. СПб.: Владимир Даль, 2008

28. Шмитт К. Политическая теология. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000

29. Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. № 1- С. 37—67

30. Шмитт К. Эпоха деполитизаций и нейтрализации // Социологическое обозрение, т. 1, № 2, 2001

31. Штраус JI. О тирании. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2006

32. Arendt Н. On Revolution. New York: Penguin Classics, 1990

33. Arendt H. Men in Dark Times. New York: Harcourt, Brace and World, 1968

34. Arendt H. The Origins of Totalitarianism. New York: The World Publishing Company, 1951

35. Arendt H. The Human Condition. Chicago: University of Chicago Press, 1958

36. Arendt H. What is Authority / Hannah Arendt, Between Past and Future. New York: Penguin Books, 1968

37. Arendt H. Responsibility and Judgment. Ed. Jerome Kohn. New York: Schocken Book, 2003

38. Arendt H. Crises of the Republic: Lying in Politics; Civil Disobedience; On Violence; Thoughts on Politics and Revolution. Mariner Books, 1972

39. Aristotle. Vol. 19. Nicomachean Ethics. Loeb Classical Library No. 73. Harvard University Press

40. Aristotle. Vol. 21. Politics. Loeb Classical Library No. 264. Harvard University Press

41. Hannah Arendt: The Last Interview and Other Conversations. Melville House, 2013

42. Schmitt С. Der Begriff des Politischen. Berlin: Duncker & Humblot, 1963

43. Schmitt C. Die Diktatur. Von den Anfängen des modernen Souveränitätsgedankens bis zum proletarischen Klassenkampf. Berlin: Duncker & Humblot, 1921

44. Schmitt C. Das internationale Verbrechen des Angriffskrieges und der Grundsatz «Nullum crimen, nulla poena sine lege». Berlin: Duncker & Humblot, 1994

45. Schmitt C. Politische Theologie. Vier Kapitel zur Lehre von der Souveränität. Berlin: Duncker & Humblot, 1922

46. Schmitt C. Die geistesgeschichtliche Lage des heutigen Parliamentarismus. Munich & Leipzig, 1923

47. Schmitt C. Römischer Katholizismus und politische Form. Hellerau, 1923

48. Schmitt С. Der Begriff des Politischen, in: Archiv für Sozialwissenschaften und Sozialpolitik 58, 1927

49. Schmitt C. Political Theology: Four Chapters on the Concept of Sovereignty. Chicago: University of Chicago Press, 2004

Исследования

50. Агамбен Д. Homo Sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Европа, 2011

51. Агамбен Д. Homo Sacer. Чрезвычайное положение. М.: Европа, 2011

52. Бибихин В.В. Послесловие переводчика Н Арендт X. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000,- С. 424-431

53. Таранов E.H. Государственно-правовая теория К. Шмитта: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.01. Краснодар, 2007

54. Давыдов Ю.Н. Ханна Арендт и проблема тоталитаризма // Арендт X. Истоки тоталитаризма. М.: Центрком, 1996 - С. 623-639

55. Дашевский Г. Примерное представление о зле / Коммерсантъ Weekend №38 (84) 2008

56. Зарецкий Ю.П. Ренессансная автобиография и самосознание личности: Энеа Сильвио Пикколомини (Пий II). Нижний Новгород: Издательство ННГУ, 2000

57. Кильдюшов О.В. Читая Карла Шмитта // Шмитт К. Государство и политическая форма. M.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2010.- С. 7-33

58. Концепт «Революция» в современном политическом дискурсе. Под ред. Л.Е.Бляхера, Б.В.Межуева, А.В.Павлова. СПб.: Алетейя, 2008

59. Коплстон Ф. История философии: Средние века. М., 2003

60. Лапшин К.Н. Учение о государстве в трудах К.Шмитта: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.01. Краснодар, 2012

61. Лившиц М.С. Научный семинар по книге X.Арендт «Истоки тоталитаризма» // Социологический журнал. № 4, 1995

62. Магун A.B. Отрицательная революция: к деконструкции политического субъекта. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008

63. Магун A.B. Единство и одиночество. Курс политической философии Нового времени. М.: Новое литературное обозрение, 2011

64. Магун A.B. Понятие суждения в философии Ханны Арендт // Вопросы философии. — 1998,—№ 11. —С. 102—115.

65. Майер X. Карл Шмитт, Лео Штраус и Понятие политического. О диалоге отсутствующих. М.: Скименъ, 2012

66. Митчем С. Фельдмаршалы Гитлера и их битвы. Смоленск: Русич, 1998

67. Михайловский A.B. Борьба за Карла Шмитта. О рецепции и актуальности понятия политического // Вопросы философии № 9, 2008

68. Михайловский A.B. Консервативная революция: апология господства // Концепт «Революция» в современном политическом дискурсе. СПб.: Алетейя, 2008

69. Мотрошилова Н.В. Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт. Бытие-время-любовь. М.: Академический проект, Гаудеамус, 2013

70. Муфф Ш. Карл Шмитт и парадокс либеральной демократии // Логос № 6 (45), 2004

71. Нитхаммер Л. Вопросы к немецкой памяти. М.: Новое издательство, 2012

72. Петрушевский А.Ф. Генералиссимус князь Суворов. СПб., 1884

73. Рикер П. Справедливое. М.: Гнозис, Логос, 2005

74. Робин К. Реакционный дух. Консерватизм от Эдмунда Берка до Сары Пэйлин. М.: Издательство института Гайдара, 2013

75. Росси E.H. Человек и общество в социальной философии К.Шмитта : диссертация на соискание ученой степен кандидата философских наук: 09.00.11. Новгород, 2008

76. Руткевич A.M. Прусский социализм и консервативная революция // Концепт «Революция» в современном политическом дискурсе. СПб.: Алетейя, 2008

77. Таминье Ж. Платоновские корни хайдеггеровской политической мысли // Ежегодник по феноменологии и герменевтике. №1. М.: Изд-во РГГУ, 2008 - С. 161-189

78. Токвиль А., де. Старый порядок и революция. М.: Московский философский фонд, 1997

79. Филиппов А.Ф. Техника диктатуры: к логике политической социологии / Диктатура. От истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы. СПб.: Наука, 2005

80. Филиппов А.Ф. Ожиревший Левиафан. Читают ли в Кремле Карла Шмитта? // Русский Журнал. Рабочие тетради. Выпуск 1, май 2008

81. Филиппов А.Ф. Карл Шмитт. Расцвет и катастрофа // Шмитт К. Политическая теология. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково Поле, 2000

82. Филиппов А.Ф. Политический романтизм Карла Шмитта / Социологическое обозрение, 2010, т. 9, № 1

83. Филиппов А.Ф. Послесловие //Арендт X. Жизнь ума. М.: Наука, 2013.- С. 492-516

84. Штраус Jl. Замечания к «Понятию политического» Карла Шмитта / Майер X. Карл Шмитт, Лео Штраус и Понятие политического. О диалоге отсутствующих. М.: Скименъ, 2012

85. Эванс Р. Третий рейх. Зарождение империи. 1920—1933. М.: Астрель, 2010

86. Barion Н., Böckenförde E.-W., Forsthoff Е., Weber W. Carl Schmitt zum 70. Geburtstag dargebracht von Freunden und Schülern. Berlin: Duncker & Humblot, 1959

87. Barion H., Böckenförde E.-W., Forsthoff E., Weber W. Epirrhosis. Festgabe für Carl Schmitt zum 80. Geburtstag. Berlin: Duncker & Humblot, 1968

88. Beiner R. Hannah Arendt and Leo Strauss: Uncommenced Dialogue / Political Theory. Vol. 18 №2, 1990. P. 238-254

89. Benjamin W. Erfahrung und Armut / Illuminationen, Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1977

90. Bentley J. Martin Niemöller: 1892-1984. New York: Macmillan Free Press, 1984

91. Burnet J. Greek Philosophy. London, Macmillan and Co., 1928

92. Canovan M. Hannah Arendt as a Conservative Thinker // Hannah Arendt. Thirty Years Later. Ed. L. May, J. Kohn. MIT Press, 1997

93. Cobban A. The Decline of Political Theory // Political Science Quarterly, Vol. 68,1953

94. Court A. Hannah Arendt's Response to the Crisis of her Times. Unisa Press, 2009

95. Die Sansculotten von Paris. Hrsg. Von W.Markov, A.Sobul. Berlin: Akademie Verlag, 1957

96. Easton D. The Decline of Modern Political Theory // The Journal of Politics, 1951

97. Elshtain J. Hannah Arendt's French Revolution / Amor Mundi, Explorations in the Faith and Thought of Hannah Arendt, ed. J.Bernauer. Boston: Martinus Nijhoff, 1987

98. Forsthoff E., Schmitt С. Briefwechsel 1926-1974, hrsg. von Dorothee Mußgnug, Reinhard Mußgnug und Angela Reinthal in Zusammenarbeit mit Gerd Giesler und Jürgen Tröger. Berlin: Akademie Verlag, 2007

99. Gomperz T. Greek Thinkers: A History of Ancient Philosophy. Vol. IV. London, John Murray, 1912

100. Habermas J. The Horrors of Autonomy: Carl Schmitt in English // Habermas. The New Conservatism: Cultural Criticisms and the Historians' Debate. Cambridge 1989

101. Harcourt B.E. On Gun Registration, the Nra, Adolf Hitler, and Nazi Gun Laws: Exploding the Gun Culture Wars. Univercity of Chicago, Public Law Working Paper No. 67, 2004

102. Hirst P. Carl Schmitt's Decisionism / The Challenge of Carl Schmitt. London: Verso, 2000

103. Honig B. Declarations of Independence: Arendt and Derrida on the Problem of Founding the Republic // APSR vol. 85, March 1991

104. Horowitz I.L. Hannah Arendt: Radical Conservative. Transaction Publishers, 2012

105. Jaeger W. Aristotle: Fundamentals of the History of his Development. New York, Oxford University Press, 1934

106. Kalyvas A. Democracy and the Politics of the Extraordinary: Max Weber, Carl Schmitt and Hannah Arendt. Cambridge, New York: Cambridge University Press, 2008

107. Kantorowicz E. The King's Two Bodies. Princeton University Press, 1997

108. Keenan A. Promises, Promises. The Abyss of Freedom and the Loss of the Political in the Work of Hannah Arendt // Political Theory, 22, No. 2 (1994)

109. Kennedy E. Constitutional Failure: Carl Schmitt in Weimar. Durham, 2004

110. Kervégan J.F. Carl Schmitt et Hegel. Le politique entre métaphysique et positivité. Paris, 1992

111. Kosseleck R. Kritik und Krise. Eine Studie zur Pathogenese der bürgerlichen Welt. Frankfurt am Main, 1973

112. Laqueur W. The Arendt Cult: Hannah Arendt as Political Commentator / Hannah Arendt in Jerusalem. Ed. S.E.Aschheim. University of California Press, 2001. P. 47—65

113. Lacoue-Labarthe P. Typographie / Mimésis désarticulations. Paris: Aubier-Flammarion, 1975

114. Lacoue-Labarthe P. La poétique de l'histoire. Paris: Galilée, 2002

115. Maier-Katkin D. The Reception of Hannah Arendt's Eichmann in Jerusalem in the United States 1963-2011. Berlin Arendt Networking Group Newsletter. Bd. 6, Nr. 1/2, 2011

116. Maier-Katkin D. Stranger from Abroad: Hannah Arendt, Martin Heidegger, Friendship and Forgiveness. W. W. Norton & Company, 2010

117. Magun A. Karl Marx and Hannah Arendt on the Jewish question: political theology as a critique / Continental Philosophy Review, Vol. 45, No. 4, 2012, p. 545-568

118. McCormick J. Carl Schmitt's Critique of Liberalism: Against Politics as Technology. Cambridge University Press, 1999

119. Mehring R. Carl Schmitt: Aufstieg und Fall: Aufstieg und Fall. Eine Biographie. C.H.Beck, 2009

120. Möhler A. Die konservative Revolution in Deutschland 1918—1932. Ein Handbuch. Graz: Leopold Stocker Verlag, 2005

121. Mouffe С. The Democratic Paradox / The Challenge of Carl Schmitt. London: Verso, 2000

122. Mouffe C. The Return of the Political. London, 1993

123. Pirro R. Hannah Arendt and the Politics of Tragedy. De Kalb: Nothern Illinois University Press, 2000

124. Rawls J. Political Liberalism. New York, 1996

125. Rensmann L., Gandesha S. Arendt and Adorno: Political and Philosophical Investigations. Stanford University Press, 2012

126. Salter M.G. Carl Schmitt: Law as Politics, Ideology and Strategic Myth. New York, 2012

127. Scheuerman W.E. Carl Schmitt's Critique of Liberal Constitutionalism // The Review of Politics, Vol. 58, No. 2, 1996

128. Scheuermann B. Between the Norm and the Exception. Cambridge: MA, 1994

129. Spense D.L. Political Theory as a Vacation // Polity Vol. 12. № 4, 1980. Русс. пер. см. «Экономист». Избранное. М.: Территория будущего, 2008

130. Taminiaux J. Bios politikos and bios theoretikos in the Phenomenology of Hannah Arendt / International Journal of Philosophical Studies Volume 4, Issue 2, 1996, p. 215-232

131. Taminiaux J. The Thracian Maid and the Professional Thinker: Arendt and Heidegger. State University of New York Press, 1997

132. Ulmen G. Politischer Mehrwert: eine Studie über Max Weber und Carl Schmitt. Weinheim: VCH, Acta Humaniora, 1991

133. Villa D. Arendt and Heidegger. The Fate of the Political. Princeton: Princeton University Press, 1996

134. Wolin R. Carl Schmitt: The Conservative Revolutionary Habitus and the Aesthetics of Horror / Political Theory, Vol. 20, No. 3

135. Young-Bruehl E. Hannah Arendt. For Love of the World. New Haven: Yale University Press, 1982

136. Zizek S. Carl Schmitt in the Age of Post-Politics / The Challenge of Carl Schmitt. London: Verso, 2000

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.