Рим и иудеи в период ранней империи: К проблеме взаимодействия античной и древнееврейской цивилизаций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Рогова, Юлия Константиновна

  • Рогова, Юлия Константиновна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 194
Рогова, Юлия Константиновна. Рим и иудеи в период ранней империи: К проблеме взаимодействия античной и древнееврейской цивилизаций: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Санкт-Петербург. 2006. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Рогова, Юлия Константиновна

Введение.

Глава 1. Общие вопросы римской политики в отношении иудеев в период с 63 г. до н.э. по 135 г.н.э.

§ 1 .Периодизация историиримско-иудейских взаимоотношений.

§2. Правовой статус иудеев Римской империи. Законодательные акты об иудеях.

§3. Римский «антисемитизм».

§4. Взаимоотношения иудейской и римской политических элит.

Глава 2. Иудея под властью Рима в 6 - 66 гг. н.э.

§1. Обращение этнархии Архелая в провинцию.

§2.Римская администрация в провинции Иудея (6 - 66 гг.).

§3. Социальные и религиозные движения в провинции

Иудея (6-66 гг.).

Глава 3. Иудейские восстания против Рима.

§ [.Причины и поводы Иудейской войны 66 - 73 гг.

§2. Иудейское восстание 66 - 69 гг. (до осады Иерусалма).

§3. Осада Иерусалима, падение Храма и окончание войны.

§4. Восстания при Антонинах.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рим и иудеи в период ранней империи: К проблеме взаимодействия античной и древнееврейской цивилизаций»

Целью настоящего исследования является изучение взаимоотношений Римского государства и иудейского населения империи в тот период, когда эти взаимоотношения носили наиболее интенсивный и драматический характер, то есть именно от времени превращения Иудеи в римскую провинцию (6 г. н.э.) до поражения восстания Бар Кохбы (135 г. н.э.). Этот период мы можем обозначить как часть второго этапа в истории римско-иудейских отношений, и, в этой связи, необходимо обозначить все этапы развития этих отношений. Предшествующие появлению на Востоке Помпея контакты между римским государством и иудеями следует выделить в отдельный период, так как они носили эпизодический характер, а их цели весьма отличались от последующих, соответственно - период от первых контактов Маккавеев с Римом до вмешательства в иудейские дела Помпея (161 - 63 гг. до н.э.) - это первый (начальный) этап. Вслед за вторым этапом, рассмотрению которого посвящена настоящая работа, следовал третий - период относительно бесконфликтного сосуществования Римского государства и иудеев, завершившийся изданием Миланского эдикта и признанием христианства на государственном уровне (135 - 313 гг.). И, наконец, четвертый этап - период от времени правления императора Константина до крушения западной Римской империи, характеризующийся появлением идеологических установок христианства в качестве определяющих отношение к иудеям (313 - 475 гг.).

Исследовать все аспекты многообразных проблем вытекающих из отношений государственной власти, в лице Рима, и одной из категорий подданных государства, в лице иудеев, в рамках данной работы не представляется возможным. Мы ограничимся выделением тех сюжетов, которые, как нам кажется, важны для понимания природы римско-иудейских отношений. Особое внимание нами будет уделено участию римской государственной власти в конфликтных ситуациях, где в качестве одной из сторон выступали иудеи. Мы можем выделить три типа таких конфликтных ситуаций: 1) конфликты иудеев с самим Римским государством (сюда, безусловно, относятся все три крупных восстания падающих на этот период), 2) конфликты иудеев с неиудейским населением империи, 3) внутренние конфликты иудеев. >

Одной из главных причин многочисленных конфликтов иудеев Палестины с Римским государством традиционно припято считать иудейский национализм, постоянное стремление местного населения к отпадению от Рима. Патриотический всплеск восстания Маккавеев привел, в свое время, к образованию фактически независимого иудейского государства, стремившегося к расширению своих территорий. Агонизирующие эллинистические монархии Селевкидов и Птолемеев не служили заметной преградой на этом пути. Та своеобразная форма эллинизации иудейского общества, которая проводилась правителями Хасмонейской династии, подчинялась стремлению к завоеванию сопредельных эллинистических территорий. Однако, разворачивающееся движение к завоеванию натолкнулось на серьезное препятствие - интересы появившегося на Востоке римского государства. Захлебнувшаяся в водовороте событий первого века до н.э. идея сильного суверенного государства иудеев окончательно не исчезла и еще в течение полутора столетий давала о себе знать, находя выражение в волнениях и восстаниях различной интенсивности. Лишь с крахом последнего крупного восстания, возглавляемого Симоном Бар-Кохбой, национальная идея иудеев на долгие века сконцентрировалась вокруг их религиозной самобытности. Так ли это на самом деле? Действительно ли главным мотивом противостояния иудеев Риму был их сепаратизм? Последнее столетие существования Второго Храма - время расцвета разного рода движений, которые трудно трактовать как сугубо экономические, политические или религиозные. Их обилие, по крайней мере, говорит в пользу того, что в обществе назревали серьезные структурные изменения. Какую роль в этом процессе играло римское государство и как под влиянием происходивших процессов менялась политика римского государства по отношению к иудеям, нам и предстоит выяснить в нашем исследовании.

В решении поставленной проблемы нам может помочь изучение законодательных актов, касающихся иудейских дел. Среди законодательных актов нами выделяется несколько групп: 1) общеимперские, 2) выпущенные от имени императора по конкретному поводу, 3) выпущенные наместниками провинций по конкретному поводу. Естественно, что в такой относительно большой промежуток времени, обнимающий два столетия, политические задачи римского государства по отношению к иудеям претерпевали значительные изменения. Вследствие этого, еще одной целью настоящей работы является выделение в изучаемом промежутке времени отдельных подпериодов, приводивших к изменению отношений Рима и иудеев. Следующим важным моментом настоящего исследования является проблема отношения римского общества к иудеям и, особенно, отношения к ним римской политической элиты. Нами будет в очередной раз поднята проблема антисемитизма в древности.

После рассмотрения общих моментов римско-иудейских взаимоотношений нам кажется необходимым перейти к исследованию практической стороны проблемы, то есть к тому, что представляла из себя римская политика в отношении иудеев на месте, в провинции Иудея. Изучая римское провинциальное управление, мы обязаны выявить общие начала, характерные для империи в целом, но также и специфические особенности рассматриваемого региона. На примере провинции Иудея мы попытаемся определить, насколько соответствует истине укоренившийся в науке взгляд на то, что в завоеванных областях римляне стремились сохранить существующий status quo.

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению интересующих нас сюжетов, необходимо остановиться на кратком разборе источников и историографии. Наиболее полным и ценным источником для рассматриваемого нами периода являются произведения Иосифа Флавия (37г. н.э. - ок.ЮОг. н.э.). Этот иудейский историк, писавший по-гречески, сам вовлеченный в одно из наиболее драматичных событий истории - Иудейскую войну, после которой он оказался в Риме, оставил нам несколько сочинений, значение которых трудно переоценить. Все они, за исключением самого первого, составленного на арамейском языке1, дошли до нас. Первое, по времени написания, дошедшее до нас сочинение - «Иудейская война», состоит из семи книг, повествующих об обстоятельствах войны иудеев с римлянами в 66-73гг. Это произведение было составлено историком, по мнению большинства исследователей, в период между 75г. и 79г. н.э. Следующее крупное сочинение Иосифа - «Иудейские древности», состоящее из двадцати книг, было написано Иосифом на двадцать лет позже и имело своей целью познакомить греческого и римского читателя с историей иудейского народа. Для нашего исследования наиболее важны последние семь книг этого произведения, охватывающие период от воцарения Ирода до начала Иудейской войны. Два малых произведения историка, написанные в конце жизни, его «Автобиография» и «Против Апиона. О древности иудейского народа» имеют полемическую направленность. В «Автобиографии» содержится ценный материал о положении дел в Галилее, в то время, когда там, в качестве военачальника, находился Иосиф.

Некоторые сведения, касающиеся истории интересующего нас периода могут быть почерпнуты из книг Нового Завета, особенно из Евангелий и Деяний апостолов3. Важным источником, отражающим положение иудеев диаспоры служат произведения Филона Александрийского (ок. 20 г. до н.э.

1 См. в кн.: Раджак Т. Иосиф Флавий. Историк и общество. М., 1993. С Л 94-203.

Feldman L.H. Josephus // The Anchor Bible Dictionary. Vol.III. New York, 1992. P.98 Iff.

3 Вопросы датировки отдельных произведений Нового Завета, а также проблемы историчности сведений в них содержащихся подробно освящены в сборнике: The New Testament and Its Modern Interpreters, Atlanta, 1989. ок. 50 г. н.э.), в особенности такие как «О посольстве к Гаю» и «Против Флакка». Некоторую информацию по разным аспектам жизни иудеев как диаспоры, так и Палестины мы можем извлечь из произведений античных писателей и поэтов: М. Туллия Цицерона, Кв. Горация Флакка, П. Овидия Назона, Валерия Максима, Л. Аннея Сенеки, Плутарха. Важные дополнения к повествованию Иосифа Флавия о Иудейской войне и предшествующем ей периоде могут быть почерпнуты из произведений римских историков -Корнелия Тацита ("Анналы" и "История"), Светония Транквилла ("Жизнеописания двенадцати цезарей"), Диона Кассия ("Римская история"). В начале V книги "Истории" Тацита иудеям посвящен отдельный обширный этнографический экскурс, дополняющий рассказ о восстании и подавлении его Веспасианом и Титом. Источник сведений Тацита неизвестен, но он явно происходит из кругов враждебно настроенных по отношению к иудеям. Информацию о восстаниях иудеев при Траяне и Адриане можно найти у Диона Кассия, а также в «Церковной истории» Евсевия Памфила.

Важное место в реконструкции истории иудеев диаспоры занимают надписи и папирусные документы. В 30-х гг. прошлого века было предпринято издание иудейских надписей на греческом и латинском языках, происходящих из средиземноморского бассейна4. Благодаря надписям, до нас дошли сведения, подчас неизвестные по литературным источникам. Собрание иудейских папирусов из Египта имеет не меньшую ценность5. Так, только на папирусах до нас дошли многие документы, отражающие экономическое и правовое положение иудеев Египта и Кйренаики, и, в том числе, подлинное письмо императора Клавдия к александрийцам, в котором затрагивается проблема статуса александрийских иудеев.

4 Frey J.В. Corpus Inscriptionum Iudaicarum (СИ). Vols. I-II. Roma-Paris, 19361952.

5 Tcherikover V.A., Fuks A., Stern M. Corpus Papyrorum Iudaicarum. Vols. Ml. Cambridge (Mass.), 1957-1964.

Неоценимым источником по многим аспектам жизни иудеев Палестины являются рукописи, найденные в разных частях Иудейской пустыни (Вади-Кумран, Масада, Вади-Мураббаат и др.), за которыми закрепилось общее название «Свитки Мертвого моря»6. Впервые о рукописях, обнаруженных бедуинами в пещерах местности Вади-Кумран, стало известно в 1947 г., когда часть их попала в руки профессора Иерусалимского университета Э.Л.Сукеника. Рукописи из кумранских пещер представляют собой остатки библиотеки неизвестной секты, чаще всего идентифицируемой как ессейская, некогда состоявшей из, приблизительно, шестисот книг. Большая часть рукописей, к сожалению, сохранилась только во фрагментах. Найденные документы можно условно разделить на три группы: 1) ветхозаветные тексты на языке оригинала и в переводах на арамейский (таргумы) и греческий языки (Септуагинта), 2) апокрифы, 3) не известные ранее произведения, созданные в п среде сектантов (не только кумранитов) . При обследовании пещер в Вади-Мураббаат были найдены документы, имеющее отношение к восстанию Бар о

Кохбы, включая подлинные письма руководителя восстания . Наконец, во время раскопок крепости Масада (1963-65 гг.), последнего оплота восставших во время Иудейской войны 66-73 гг., были обнаружены фрагменты деловых папирусов, ветхозаветных книг, апокрифов, а также сектантских рукописей9.

Число исследований, посвященных тем или иным аспектам истории иудейского народа в период римского владычества, на сегодняшний момент так велико, что простое их перечисление заняло бы десятки, если не сотни страниц. Поэтому мы отметим только те из них, которые, как нам кажется,

6 Впервые это название появилось в заглавии следующей публикации текстов: Burrows М., Brownlee W.H., Trever J.С. The Dead Sea Scrolls of St. Mark's Monastery. Vols. I-II. New Haven, 1950-1951.

7 Амусин И.Д. Кумранская община. M.,1983. С. 35-90. о t

Они опубликованы в кн.: Discoveries in the Judean Desert. Vol.11. Oxford, 1961.

9 Yadin Y. Masada. New York, 1969. P. 173-174. более всего повлияли на изучение рассматриваемого сюжета. Интерес к исследуемому нами периоду и в XIX веке , и позже, объясняется интересом к истории происхождения христианства. Этот период истории западными учеными обозначался как «История новозаветного времени» (нем. -Neutestamentliche Zeitgeschichte, англ. - History of New Testament Times). Именно такое название получила работа видного немецкого ученого Эмиля Шюрера в первом издании10. Позже, автор отказался от этого названия из-за его неопределенности, и во втором издании работа получила новое название: «История еврейского народа в эпоху Иисуса Христа»11. Шюрер провел огромную исследовательскую работу, скрупулезно собрав и критически осмыслив все известные к тому времени источники. Работа Шюрера, хотя многие ее положения, в свете новых находок и новых исследований, были опровергнуты, все же не потеряла своего значения и до настоящего времени. Показателем этого может служить тот факт, что в 70-е годы предыдущего столетия было предпринято переиздание его работы, снабженное новейшими

I j комментариями . К истории Иудеи римского периода обращались, также, многие историки Рима. В первую очередь мы можем упомянуть раздел, посвященный провинции Иудея в пятом томе «Римской истории» Теодора Моммзена, вышедший в свет в 1885 г. Моммзен одним из первых подчеркнул неразрывную связь истории иудеев Палестины и диаспоры13.

Из исследований, появившихся в начале двадцатого столетия, стоит выделить обширный труд Жана Жюстера «Евреи в Римской империи». Жюстер,

10 Schiirer Е. Neutestamentliche Zeitgeschichte. Bd.I-II. Leipzig, 1976.

11 Schiirer E. Geschichte des jiidischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. I-III. Leipzig,1898-1901.

12 • •

Так называемый «английский Шюрер»: Schiirer Е. The History of the Jewish

People in the Age of Jesus Christ / Ed. Vermes G., Millar F., Black M., Goodman M. Vols. I-III. Edinburgh, 1973-1987.

13 Моммзен Т. Римская история. T.V. [1885] СПб.,1994. С.445. в большей степени чем Шюрер, концентрирует внимание на социально-экономическом и, особенно, правовом положении иудеев14. Сравнительно недавно была опубликована статья М.Рабелло, в которой автор сделал попытку прокомментировать с помощью новейших исследований труд Жюстера13. До Второй Мировой войны, во многом благодаря работам Шюрера и Жюстера, а также протестантских историков христианства, таких, например, как Эд. Мейер, Ф.Джексон и К.Лейк16, был достигнут консенсус по основным проблемам иудейской истории римского периода. В первой половине двадцатого столетия, помимо уже упомянутой работы Жюстера, появилось сравнительно мало исследований, посвященных политической и социально-экономической истории иудеев периода римской империи (здесь можно отметить, пожалуй, только разделы об Ироде и Иудейской войне в «Кембриджской древней истории», написанные А.Момильяно17). Большую же часть работ можно разделить на две группы: 1) исследование источников:

I о произведений Иосифа Флавия (Р.Лакёр, С.-Дж. Теккерей ), Филона Александрийского (Э.Р.Гуденаф19), новозаветных сочинении, иудеискои апокрифической и апологетической литературы, 2) исследование религиозной

14 Juster J. Lesjuifsdans l'empire romain. Vols.I-II. Paris,1914. ь Rabello A.M. The Legal Condition of the Jews in the Roman Empire.// ANRW. Tl.II. Bd.13. Berlin, 1980.S.682-739.

16 Meyer E. Ursprung und Anfange des Christentums. Bd.1-111. Stuttgart, 1921.; Jackson F., Lake K. The Beginnings of Christianity. Vols.I-II. New York, 1930.

17 Momigliano A. l)Herod of Judaea; 2)Rebellion within the Empire // САН. Vol.X.

Cambridge, 1934. Pp. 316-339; 849-865.

18

Laqueur R. Der jiidische Historiker Flavius Josephus. Leipzig, 1920; Thackeray H.St.J. Josephus the Man and the Historian. New York, 1929.

19 Goodenough E.R. Introduction to Philo Judaeus. New Haven, 1940. жизни иудеев (А.Вертолет, Р.Г.Чарльз, Дж.Лайтли, Дж.Ф.Мур, С.Цейтлин, Л.Финкельштейн и др.)20.

Расширение источниковой базы, произошедшее после 1947г., стимулировало исследования в области иудейской истории римского периода. Помимо традиционных направлений - изучения источников, исследования политической и религиозной истории иудеев и т.д., интерес историков обращается к исследованию иудейского общества. Находки в Иудейской пустыне наглядно показали насколько односторонним был взгляд на различные социальные институты и социальные движения Иудеи раньше. Основная задача современных исследований состоит в попытке поместить источники и явления истории в соответствующий им социально-культурный контекст. Таким образом, политика, экономические отношения, социальная структура общества, религиозные движения древности, рассматриваются как неразрывное целое. Исходя из такого подхода к проблеме, в последние десятилетия появился ряд сборников, где собраны статьи специалистов по разным частным вопросам иудейской истории, призванные дать цельную картину жизни иудеев21.

20

Bertholet A. Die Judische Religion von der Zeit Esras bis zum Zeitalter Christi.

Tiibingen,1911.; Charles R.H. Religious Development between the Old and New

Testament. London, 1914.; Lightly J. Jewish Sects and Parties in the Time of Jesus.

London, 1925.; Moore G.F. Judaism in the First Three Centuries of the Christian

Era: The Age of Tannaim. Vols.I-III. Harvard, 1927-1930.; Zeitlin S. The History of the Second Jewish Commonwealth: Prolegomena. Philadelphia, 1933. 21*

Diaspora Jews and Judaism: Essays in Honor of, and n Dialogue with, A. Tomas Kraabel/ Eds. J. A.Overman, R.S.MacLennan. University of South Florida, 1992; Judaisms and Their Messiahs at the Turn of Christian Era/ Eds. J.Neusner, W.S.Green, E.Frerichs. Cambridge, 1987; The Jewish People in the First Century: Historical Geography, Political History, Social, Cultural and Religious Life and Institutions/Eds. S.Safrai, M.Stern. Vols.I-II. Assen-Philadelphia, 1974-76; The Jews

Монографии по частным аспектам иудейской истории римского периода, в большинстве своем, также ставят перед собой задачи изучения отдельных явлений в контексте развития общества. Так, одна из лучших на сегодняшний момент работ, посвященных Иосифу Флавию, исследование Тэссы Раджак

22

Иосиф Флавий. Историк и общество» , наглядно демонстрирует эту тенденцию. Английская исследовательница делает попытку определить место Иосифа в современном ему обществе и, исходя из этого, определить цели и задачи, которые ставил перед собой иудейский историк при написании своих произведений. Особенно ярко такой подход проявился в современных работах по сектантским движениям Иудеи. Если в монографии Мартина Хенгеля, посвященной зелотам23, все еще развивается традиционный взгляд, основоположником которого был Э.Шюрер, на движения конца периода Второго Храма как на сугубо религиозные, то, уже начиная с семидесятых годов прошлого века, религиозные движения перестают рассматривать в отрыве от остальных составляющих общественной жизни. В работах Р.Хорсли и Дж.Хэнсона, Д.Роудса, Т.Доналдсона, А.Салдарини широко привлекаются социальные науки, как единственный способ дать цельную картину состояния аграрного общества, каковым являлась Иудея в первые века новой эры, чье население на девяносто процентов состояло из сельских жителей24. among Pagans and Christians in the Roman Empire/ Eds. J.Lieu, J.North, T.Rajak.

London-New-York, 1992.

22 • • •

Rajak T. Josephus: the Historian and his Society. London, 1983.- Раджак Т. Иосиф

Флавий. Историк и общество /Пер. с англ. В.Д.Балкина и др. М.,1993.

23 Hengel М. Die Zeloten. Leiden,1961.

24 Roads D. Israel in Revolution: 6-74 C.E. Philadelphia, 1976; Horsley R., Hanson J. Bandits, Prophets, and Messiahs. New York, 1985; Saldarini A.J. Pharisees, Scribes and Sadducees in Palestinian Society. Wilmington, 1988; Donaldson T.L. Rural Bandits, City Mobs and the Zealots// JSS. Vol.XXI, no. 1. 1988.

Всплеск интереса к истории иудеев римского периода, произошедший после 1947 г., вызвал появление монографии, сравнимой по значению с работой

25

Шюрера - «Евреи под управлением римлян» Мэри Э. Смоллвуд . На сегодняшний день эта работа наиболее полно отражает современное состояние разработанности проблем иудейской истории. Нельзя обойти вниманием

26 интереснейшее исследование М.Гудмена - «Правящий класс Иудеи» . Автор, памятуя о том, что все наши источники происходят из среды правящего класса и повествуют о событиях внутри этого класса, исследует формирование высшего слоя в иудейском обществе в условиях господства римлян, его реальное положение и цели, им преследуемые.

Одним из важнейших направлений в современной историографии является изучение взаимодействия цивилизационных парадигм иудейского и греко-римского миров, особенно ярко проявлявшемся на их стыке, в диаспоре. В последнее время появляется все больше работ посвященных как истории отдельных иудейских общин Египта, Малой Азии и Рима (В.Чериковер, Г.Леон,

27

А.Кашер, П.Требилко, Дж.Беркли и др.) , так и шире - взаимоотношениям иудеев с окружающими их народами (М.Хенгель, Л.Фельдман, Дж. Коллинз)28.

23 Smallwood Е.М. The Jews under Roman Rule. Leiden, 1976.

26

Goodman M.The Ruling Class of Judaea. Cambridge, 1987.

27 Tcherikover V. 1) Prolegomena //CPJ. Vol.1. Cambridge (Mass.), 1957-1964. Pp.43-98.; 2) Hellenistic Civilization and the Jews. Philadelphia,1959; Leon H.J. The Jews of Ancient Rome. Philadelphia, I960.; Kasher A. The Jews in Hellenistic and Roman Egypt. Tubingen,1985.; Trebilco P. Jewish Communities in Asia Minor. Cambridge, 1991.; Barclay J.M.C. Jews in the Mediterranean Diaspora from Alexander to Trajan (323 ВСЕ - 117 СЕ). Edinburgh, 1996.

ЛО

Hengel M. Judaism and Hellenism. Vols.I-II. London, 1974.; Feldman L.H. Jew and Gentile. Princeton, 1993; Collins J.J. Between Athens and Jerusalem. Grand Rapids, 2000.

Русская и советская историография не так богата исследованиями по истории римско-иудейских взаимоотношений. Первые издания, посвященные иудейской истории, появившиеся в России, представляли собой переводы работ западных исследователей, В 1895 г., известный историк и публицист С. М. Дубнов подготовил к публикации перевод на русский язык книг немецких историков С. Бека и М. Бранна по истории евреев. Эти книги были им объединены, дополнены и переработаны, так что он с полным правом мог считаться соавтором нового издания, названного им «Еврейская история от

29 конца библейского периода до настоящего времени» . Впоследствии Дубнов выпустил свой собственный обширный курс, под названием "Всемирная история еврейского народа", а также, на его основе, "Учебник еврейской истории для еврейского юношества" . Все эти работы, по сути, были хорошими популярными изданиями, призванными познакомить русскоязычную публику с историей вопроса. На рубеже XIX-XX вв., помимо переводов исследований западных ученых31, издаются, в переводе на современный русский язык, произведения Иосифа Флавия (перевод Г.Г.Генкеля - с

32 оригинального текста, Я.Л.Чертока - с немецкого подстрочника) . В еврейской

29

Бек С., Бранн М. Еврейская история от конца библейского периода до настоящего времени/Под ред. С.М. Дубнова. Т. 1-2. Одесса, 1896-1897

30 Дубнов С.М. 1) Всемирная история еврейского народа от древних времен до настоящего. Т. 1-4, Одесса, 1901-1913; 2) Учебник еврейской истории для еврейского юношества. 4.1-3. Одесса, 1898-1901.

31 Грец Г. История евреев от древнейших времен до настоящего/ Пер. с немецкого под ред. В.Шерешевского. Т. 1-12. Одесса, 1901-1904; Ренан Э. История израильского народа/ Пер. с франц. Е. П. Смирнова. Т. 1-4. Спб., 1911

Иосиф Флавий. Против Апиона/ Пер. 3. И. Израэльсона. Спб., 1898; Иосиф Флавий. Иудейские древности/ Пер. с греческого Г. Г. Генкеля. Т. 1-2. Спб., 1900; Иосиф Флавий. Иудейская война/ Пер. Я.Л.Чертока. Спб., 1900 периодической печати публикуются научно-популярные статьи по некоторым вопросам истории иудеев древности33.

Работы, появившиеся вскоре после Октябрьской революции, также имели скорее просветительскую или публицистическую направленность34. В годы советской власти, когда религия была объявлена вредным пережитком, а в вопросе происхождения христианства основной являлась концепция мифологической школы, отсутствовал главный стимул обращения к истории Иудеи первого века новой эры - интерес к историческому фону Нового Завета. Немногочисленные работы по происхождению христианства, появившиеся в советское время, собственно иудейской истории касались лишь вскользь35.

Немногочисленные очерки и монографии по истории Иудеи, появлялись в работах, рассматривавших историю провинций и провинциальную политику Римской империи. Так, социально-экономическим отношениям в Иудее периода ранней империи посвящен раздел в работе А.Б.Рановича «Восточные провинции Римской империи в I-III вв.»36 (М.,1949). Рассмотрению римской провинциальной политики в Иудее были посвящены также две монографии,

33 Генкель Г. Флавий Иосиф, его жизнь и творчество, (Исторический очерк)// Восход. 1899 (декабрь); Каценельсон, JI. С. Фарисеи и цадукеи. Из "Исторических очерков талмудизма"// Восход. 1897 (декабрь); 1898 (август-декабрь); A. JT. (Ландау). Жреческое сословие в Иудее в последние годы ея политического существования// Еврейская Библия. Т. IX. 1901. С. 135-173

34

Тюменев А. И. Евреи в древности и средние века. Петроград, 1922; Лурье С. Я. Антисемитизм в древнем мире. Петроград, 1923 Зэ Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. М.,1954; Ленцман Я.А. Происхождение христианства. М.,1960; Ковалев С.И. Основные вопросы происхождения христианства. М.-Л.,1964; Кубланов М.М. Происхождение христианства. Эпоха, идеи, искания. М.,1974. Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. М.,1988.

36 Ранович А.Б. Восточные провинции Римской империи в I-III вв. М.,1949.

Л 7 ЛЯ изданные в пятидесятые годы - А.Г.Бокщанина и Г.М.Лившица . Автор последней работы, Г.М.Лившиц, своей задачей видел «разоблачение реакционных идей еврейских буржуазно-националистических, сионистских историков» и освещение истории классовой борьбы в среде провинциального населения Иудеи39. Однако несмотря на заманчивость поставленной задачи, решить ее автору не удалось. В работе исследователя не заметно даже попыток найти свидетельства именно классовых противоречий в иудейском обществе. Достаточно сказать, что Лившиц причисляет одного из лидеров восстания, Иоанна из Гисхалы, к иудейской бедноте40, а сына первосвященника Анании, Элеазара делает вождем зелотов, борющимся за дело народных масс41.

Самым разработанным сюжетом иудейской истории рубежа эр в советской и русской историографии является, пожалуй, история Кумранской общины. Ей посвящено внушительное число статей и монографий таких специалистов как И.Д. Амусин, К.Б. Старкова, И.Р. Тантлевский42. Однако,

37

Бокщанин А.Г. Социальный кризис Римской империи в I веке до н.э. М.,1954

38

Лившиц Г.М. Классовая борьба в Иудее и восстания против Рима. Минск, 1957.

39 Лившиц Г.М. Классовая борьба в Иудее. С.3-4.

40 Лившиц Г.М. Классовая борьба в Иудее. С.255.

41 Лившиц Г.М. Классовая борьба в Иудее. С.239.

42 Амусин И.Д. 1) Рукописи Мертвого моря. М., 1960; 2) Кумранский комментарий на Наума (4Q pNahum)//ВДИ. 1962, №4. С.101-110; 3) "Учитель праведности" Кумранской общины// Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т.7. М.-Л.,1964. С.253-277; 4) Кумранская община. М.,1983. Старкова К.Б. 1) Устав для всего общества Израиля в Конечные дни// Палестинский сборник. ТА. 1959. С. 17-72; 2) Литературные памятники Кумранской общины// Палестинский сборник. Т.24. 1973; 3) Кумранская община и внешний мир// Палестинский сборник. Т.25. 1974. С.67-72; Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб, 1994. исходя из особенности источников (кумранских текстов), исторический фон, к которому обращались исследователи (период династии Хасмонеев), лежит за пределами наших интересов. Римский период истории Иудеи практически не затрагивался. Так, в монографии И.Р.Тантлевского, глава «Ессейско-кумранское движение во второй половине I в. до н.э. - 74 г. н.э.» занимает всего шесть страниц (С. 177-183).

В последнее десятилетие появился ряд монографий имеющих отношение к интересующей нас проблематике. Здесь нам бы хотелось отметить исследование И.А.Левинской, касающееся истории иудейской диаспоры времен ранней римской империи43, а также 11 главу книги Ю.Б.Циркина, посвященной истории библейских стран44, в которой автор рассматривает историю Палестины в контексте восточной политики римского государства.

В заключение мы хотели бы отметить, что краткость нашего обзора источников и историографии, во многом связана с тем, что по ходу работы нам неоднократно придется останавливаться на некоторых проблемах связанных с источниками и разбирать аргументацию исследователей.

43 Левинская И.А. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб., 2000. Это сочинение представляет собой переработанный и дополненный вариант издания, вышедшего на английском языке несколькими годами ранее: Levinskaya I.A. The Book of Acts in Its Diaspora Setting. Grand Rapids, 1996.

44 Циркин Ю.Б. История библейских стран. М., 2003. К сожалению, истории провинции Иудея отведено не так много страниц (С.443-492).

Гпава 1. Общие вопросы римской политики в отношении иудеев в период с 63г. до н.э. по 135г. н.э.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Рогова, Юлия Константиновна

Заключение

Включение иудеев в орбиту римского государства принесло свои плоды и той и другой стороне. Помимо социальных и политических последствий взаимоотношений государства и народа, эта связь сказалась на культуре и религии. Значительная часть еврейской литературы (не только Библия, но и произведения Филона Александрийского и Иосифа Флавия) через посредство христианства оказалась включенной в круг античной литературы.

В заключение мы хотели бы еще раз остановиться на основных выводах нашей работы. Перед нами стояла задача выявить, что из себя представляла римская политика в отношении иудеев в ранний период империи. В первой главе мы попытались выявить обстоятельства, влиявшие на выстраивание отношений с иудейскими общинами, находящимися на территории римского государства. Иудейские анклавы в эллинистических городах восточных провинций были связаны между собой и со своей исторической родиной узами куда более крепкими, нежели это было характерно для других этнических групп. Мы пришли к выводу, что основными чертами политики Рима по отношению к ним было, во-первых, отсутствие четкой законодательной базы. До эпохи Флавиев нет ясных свидетельств о существовании общего для всей территории империи законодательства, касающегося иудеев.

Римская администрация столкнулась со специфической проблемой правового статуса иудейских общин в старых эллинистических центрах. В изменившихся, со времени прихода римлян, обстоятельствах жизни старых иудейских общин в полисах Египта, Киренаики, Сирии и Малой Азии (некоторые из которых появились там по воле диадохов в качестве военных гарнизонов), определение правового статуса и легитимности существующих или желаемых привилегий приобретает особенно важное значение. Однако эта проблема так и не нашла удовлетворительного решения. Как мы показали, только в областях Малой Азии в первом веке до н.э. появлялись некие превентивные законодательные решения, закреплявшие привилегии местных иудеев, да и то, только благодаря бурной политической борьбе, происходившей между римскими политическими деятелями. В прочих областях, римские власти предпочитали вмешиваться в ситуацию лишь в случае серьезных беспорядков. Среди всего прочего, такое положение приводило к росту анти-иудейских настроений в некоторых частях империи.

Одной из особенностей римско-иудейских взаимоотношений, рассматриваемого нами периода, являлся постепенный, но неуклонно возрастающий, рост недовольства иудеями в римском обществе, что нашло свое отражение в литературе того периода. Важной составляющей римской политики в отношении Иудеи и иудеев, была зависимость многих политических решений от личных взаимоотношений римских императоров и представителей элиты иудейского общества. Изменения форм управления территорией Палестины (сперва - вассальное царство Ирода, затем, две вассальные тетрархии и провинция, вновь восстановленное в прежних границах вассальное царство, и, наконец, обращение всей территории в провинцию) чаще являлись результатом личных связей между представителями элиты иудейского общества и императорским двором, нежели результатом продуманной политики, что мы и попытались показать.

Особое внимание мы уделили вопросу о причинах и последствиях обращения части зависимого вассального государства, каким была Иудея при царе Ироде и его наследниках, в римскую провинцию. Старая хасмонейская аристократия была практически полностью уничтожена в период царствования Ирода. Та элита иудейского общества, с которой предстояло сотрудничать Риму, состояла, в основном, из лиц выдвинувшихся в правление Ирода, а потому была неустойчива. Тем не менее, римская администрация поддержала именно эту силу, выбрав ее в проводники своей политики в провинции. Параллельно с этим правящим классом, состоящим из нескольких первосвященнических родов и потомков обширного семейства Ирода, в Иудее первого века появляются альтернативные силы и лидеры, на которых римская администрация, по большей части, не обращала внимания. Пока в руках наместника провинции оставался такой важный рычаг управления аристократией как право смещения и назначения первосвященников, ситуация была более или менее спокойной, но когда это право было передано наследникам Ирода, относительная стабильность жизни в провинции начала разрушаться. Именно в этот период в Иудее начинают особенно сильно распространяться социальные и религиозные движения, доводящие обстановку до крайней напряженности. По большей части протестные группы не были связаны между собой и не составляли, как это было принято считать раньше, общего «движения зелотов» с общей идеологией. Лишь некоторые из этих групп имели более или менее длительную историю. Такова была группировка сикариев, сыгравшая немаловажную роль в первом крупном анти-римском восстании.

В своем исследовании мы попытались вновь поставить вопрос о причинах крупнейшего иудейского восстания 66 - 73 гг. н.э. Рассмотрев все возможные варианты, мы пришли к выводу, что основной спусковой механизм восстания следует искать в противоречиях внутри местного правящего класса. Римская администрация, посчитав Иудею слишком незначительной провинцией, чтобы всерьез заниматься ее делами, способствовала созданию ситуации, вылившейся в серьезное, даже по римским масштабам, восстание. Наместники, назначаемые в Иудею в последние предвоенные годы, не имели ни возможности, ни желания примирять враждебные лагеря, образовавшиеся в среде местной аристократии.

Разразившаяся междоусобная распря, в которую вмешались также альтернативные протестные группировки, вылилась в восстание против Рима. Неспособность местного наместника и легата Сирии подавить восстание, а также кризисная ситуация, в которой оказалась Римская империя после смерти императора Нерона, привели к еще большему затягиванию конфликта. В конечном итоге, единственным выходом из создавшегося положения явилось тотальное силовое подавление.

По окончании первого серьезного восстания, не было сделано практически ничего, чтобы предупредить последующие. Введение единого для всех иудеев империи налога еще более обострили и без того непростые отношения иудейских анклавов восточных провинций с местным грекоязычным населением. Рост анти-иудейских настроений в провинциальном обществе привел к крупному восстанию иудеев диаспоры. А непродуманные попытки нивелировать самобытность иудеев явились причиной последнего крупного антиримского движения в Палестине. Только после вторичного опустошения провинции, ситуация перестала быть угрожающей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Рогова, Юлия Константиновна, 2006 год

1. Cornelius Tacitus. Annales/ Rec. Carolus Halm. Lipsiae, 1912. Корнелий Тацит. Сочинения. Т. I. Анналы/ Пер. Г.С.Кнабе. Л., 1970.

2. Cornelius Tacitus. Historiae/Rec. Carolus Halm. Lipsiae, 1911. Корнелий Тацит. Сочинения. Т. II. История/ Пер. Г.С.Кнабе. Л., 1970.

3. Dio Cassius Coccteanus. Historia Romana/ Ed. Ursulus Philippus Boissevain. Vols. I-III. Berolini, 1895-1901.

4. Eusebius. Historia Ecclesiastica / Ed. A.Schone. Berolini, 1866. Евсевий Кесарийский. Церковная история. СПб., 1995.

5. Josephus Flavius. Opera omnia/Ed. B.Niese. Bd.I-VII. Berolini, 1885-1894. — Иосиф Флавий. 1) Иудейская война/ Пер. Я.Л. Чертка. СПб., 1991; 2) Иудейские древности/ Пер. Г.Г.Генкеля. Т. I- II. М.,1994.

6. The Greek New Testament/ Ed. K.Aland, M.Black, C.M.Martini, B.M.Metzger, A.Wikgren. Stuttgart, 1983.

7. Scriptores Historiae Augustae/ Ed. Ernestus Hohl. Lipsiae, 1927. -Властелины Рима/ Пер. С.Н.Кондратьева. М.,1992.

8. Suetonius Tranquillus. De Vita Caesarum (libri I-VIII). Lipsiae, 1898. -Светоний. Жизнь двенадцати Цезарей/ Пер. М.Л.Гаспарова. СПб., 2000.

9. Valerius Maximus. Dictorum factorumque memorabilium libri IX. Lipsiae,1830.2.) Научная литература

10. Ю.Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983.11 .Амусин И.Д. Письмо и эдикт императора Клавдия // ВДИ. 1949. №2. С.221-228.

11. Бикерман Э. Государство Селевкидов. М., 1985

12. Бокщанин А.Г. Социальный кризис Римской империи в I в. н.э. М., 1954.

13. Голубцова Е.С. Рабство и зависимость в Малой Азии// Рабство в эллинистических государствах III-I вв. до н.э. М., 1969.

14. Левинская И.А. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. М., 2000.

15. Левинская И.А. Деяния Апостолов. Главы I VIII. Историко-филологический комментарий. М., 1999.

16. Лившиц Г.М. Классовая война в Иудее и восстания против Рима. Минск, 1957. С.161-162.

17. Лурье С. Антисемитизм в древности. Петроград, 1923.

18. Моммзен Т. Римская история. T.V.1885. СПб., 1994.

19. Раджак.Т. Иосиф Флавий. Историк и общество. Москва-Иерусалим, 1993.

20. Тантлевский И.Р. «Киттии» в рукописях Мертвого моря// Греки и евреи: диалог в поколениях. СПб, 1999. С.282-283.

21. Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994.

22. Циркин Ю.Б. История библейских стран. М., 2003.

23. Alessandri S. La presunta cacciata dei Giudei da Roma nel 139 a.Cr. //Studi classici e orientale. Vol. 17. 1968. P.187-199.

24. Alexander W.H. The Enigma of Horace's Mother// CPh. Vol. 37. 1942. P.385-397.

25. Applebaum S. The Legal Status of the Jewish Communities in the Diaspora// The Jewish People in the First Century. CRINT. Vol.1, pt.l. Assen, 1971.

26. Baron S.W. A Social and Religious History of the Jews. Vol.1. New York, 1952.

27. Bell H.I. Jews and Christian in Egypt. London, 1924.

28. Braund D.C. Bernice in Rome// Historia. Bd.33. 1984. S.42-51.

29. Braund D.C. Rome and the Friendly King. New-York, 1984.3 l.Broughton T.R.S. The Magistrates of the Roman Republic. Vol.1. Oxford, 1950.

30. Brunt P.A. Procuratorial Jurisdiction//Latomus. Vol.25. 1966. P.461-489.

31. Kraeling C.H. Jewish Community at Antioch//JBL. Vol. 51. 1932.

32. Cohen S. Crossing the Boundary and Becoming a Jew // HTR. Vol. 82. 1989. P.13-33.

33. Cohen S.J.D. Josephs in Galilee and Rome. Leiden, 1979.

34. Collins J.J. Between Athens and Jerusalem. Jewish Identity and Hellenistic Diaspora. Grand Rapids, 2000.

35. Crook J. Titus and Bernice// AJP. Vol.72. 1951. P.159-172.

36. Documents illustrating the Principates of Nerva, Trajan and Hadrian/ Ed. E.M.Smallwood. Cambridge, 1966.

37. Donaldson T.L. Rural Bandits, City Mobs and the Zealots// JSS.Vol.XXI, no.l. P. 19-40.

38. Edershein A. Josephus//A Dictionary of Christian Biography. Vol.3. London, 1882. P.441-460.

39. Ewald H. Geschichte des Volkes Israel. Bd.IV. Leipzig, 1876.

40. Farmer W.R. Maccabees, Zealots and Josephus. New York, 1956.

41. Feldman L.H. Flavius Josephus Revisited: the Man, His Writing, and His Significiance// ANRW. Tl.II. Bd.21.Hbbd.2. P.831-898.

42. Feldman L.H. Jew and Gentile in the Ancient World. Princeton, 1993.

43. Feldman L.H. Josephus// The Anchor Bible Dictionary. Vol.III. New York, 1992. P.981-998.

44. Feldman L.H. Pro-Jewish Intimations in Tacitus' Account of Jewish Origins // REJ. Vol. 150. 1991. P.33'1-360.

45. Freyne S. Galilee from Alexander the Great to Hadrian, 323 B.C. to 135 C.E. Notre Dame, 1980.

46. Frova A. L'iscrizione di Ponzio Pilato a Cesrea// Rendiconti dell'Istituto Lombardo.Academia di Scienze e Lettere. Vol.95. 1961. P. 419-434.

47. Gelzer M. Die Vita des Josephos // Hermes. Bd.80. 1952. S.67-90.;

48. Goodman M. Mission and Conversion: Proselytizing in the Religious History of the Roman Empire. New York, 1989.51 .Goodman M. The Ruling Class of Judaea: The Origins of the Jewish Revolt against Rome A.D. 66-70. Cambridge, 1987

49. Hemer C. The Book of Acts in the Setting of Hellinistic History. Tuebengen, 1989.

50. Hengel M. Die Zeloten. Leiden, 1961.

51. Horsley R., Hanson J. Bandits, Prophets and Messiahs. New York, 1985.

52. Horsley R.A. High Priests and the Politics of Roman Palestine //JSJ. Vol.XVII,no.l. 1982. P.23-55.

53. Jackson F., Lake K. The Beginnings of Christianity. Vol.1. New York, 1920.

54. Johnson S.E. The Present State of Sabazios Research//ANRW. Tl.II. Bd.17. Hbbd.3. Berlin-New-York, 1980. P. 1583-1613.

55. Juster J. Les Juifs dans l'Empire romain. Vol.11. Paris, 1914.

56. Kasher A. The Isopoliteia Question in Caesarea Maritima//JQR. Vol. 67. 1977. No.l. P. 18-32.

57. Kraabel A.T. The Roman Diaspora: Six Questionable Assumption //JJS. Vol. 33. 1982. P.450-456.

58. Laet S.L.,de. Le Successeur de Ponce-Pilate//Ant.class. Vol.8. 1939. P.418-426.

59. Lane E.N. Sabazius and the Jews in Valerius Maximus: a re-examination //JRS. Vol. 69. 1979. P.35-38.

60. Luederitz G.What is Politeuma?//Studies in Early Jewish Epigraphy. Leiden, 1994. P. 183-225.

61. McKnight S. A Light Among the Gentiles. Jewish Missionary Activity in the Second Temple Period. Minneapolis, 1991.

62. Millar F. The Background of the Maccabean Revolution// JJS. Vol.XXIX.1978. P.l-21.

63. Momigliano A. Herod of Judaea//CAH. Vol.X. Cambridge, 1934. P.337-369.

64. Nolland J. Proselytism or Politics in Horace Satires I,4,138-143?//VC. Vol. 33.1979.

65. O'Neill J.C. The Silence of Jesus //NTS. Vol.15. 1968. P.153-167.

66. Pfeiffer R. A History of New Testament Times. With an Introduction to Apocrypha and Pseudepigrapha . Princeton, 1964

67. Pucci Ben Ze'ev M. Greek Attacks against Alexandrian Jews during emperor Trajan's Regn //JSJ. Vol.XX. 1980. P.31-46.71 .Rabello A.M. The Legal Condition of the Jews in the Roman Empire// ANRW. Tl.II. Bd.13. Berlin, 1980.S.682-703.

68. Rajak T. Was there a Roman Charter for the Jews? //JRS. Vol. 74. 1984. P. 107123.

69. Roads D. Israel in Revolution: 6-74 C.E. Philodelphia, 1976.

70. Roads D. Zealots// The Anchor Bible Dictionary. Vol.6. New York, 1992. P.843-879.

71. Rochette B. Juifs et Romains. Y a-t-il eu un antijudaism romain?//REJ. Vol. 160. 2001. P.l2-45.

72. Rokeah D. Tacitus and Ancient Anti-Semitism //REJ. Vol. 154. 1995. P.281 -294.

73. Roth C. The Historical Background of the Dead Sea Scroll. Oxford, 1958.

74. Roth C. The Jewish Revolt against Rome: the War of 66-70 C.E. // Commentary. Vol.27. 1959. P.513-522.

75. Roth C. The Zealots in the War of 66-73 C.E.//JSS. Vol. 4. 1959. P.513-522. SO.Saldarini A.J. Pharisees, Scribes and Sadducees in Palestinian Society.1. Wilmington, 1988.

76. Schiirer E. A History of Jewish People in the time of Jesus Christ. Vol.1 -III. 1898-1901. / Ed.G.Vermes, .F.Millar, M.Black, M.Goodman. Edinburgh, 1973-1987.

77. Sherwin-White A.N. Roman Society and Roman Law in NT, Oxford, 1965. 83.Sherwin-White A.N. Procurator Augusti// PBSR. Vol. 15, n.2. 1939. P.l 1-26. 84.Sherwin-White A.N. Roman citizenship. Oxford, 1965.

78. Smallwood M.E. The Date of the Dismissal of Pontius Pilate from Judaea//JJS.

79. Vol.5. 1954. P. 12-21. 86.Smallwood M.E. The Jews under the Roman Rule. Leiden, 1976.

80. Smith M. Zealots and Sicarii//HTR. Vol. 64. 1971. P. 1-19.

81. Sordi M. The Christians and the Roman Empire. London-New York, 1988.

82. Stern M. Aspects of Jewish society: the priesthood and other classes //The Jewish People in the First Century. CRINT. Vol.11. Assen, 1974. P.570-594.

83. Sullivan R. D. The Dynasty of Judaea in the First Century// ANRW Tl.II, Bd.8, Hbbd.2. S.768-802.91 .Tcherikover V. Hellenistic Civilization and the Jews. New York, 1970.

84. Tcherikover V. Prolegomena//CPJ. Vol.1. Cambridge (Mass.), 1957. PI2-91.

85. Thackaray H.S.J. Josephus the Man and the Historian. New York, 1929.

86. Theissen G. Sociology of Early Palestinian Christianity. Philadelphia, 1978.

87. Urkunden des Politeuma der Juden von Herakleopolis (144/3 133/2 v.Chr?) // Papyrologica Coloniensia. Vol.XXIX. 2001.

88. Weiss-Rosmarin T. Masada Revisited // Jewish Spectator. Vol.34,no. 10. 1969. P.29-32.

89. Yadin Y. Bar Kochba: the rediscovery of the legendary hero of the last Jewish revolt against imperial Rome. Jerusalem, 1971.

90. Yadin Y. Masada, Herod's Fortress and the Zealots' Last Stand. New York, 1966.

91. Zeitlin S. A Survey of Jewish Historiography//JQR. Vol.59. 1968-69. P. 171214.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.