Рисование с натуры в основной школе как способ познания реального мира: на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи "гохуа" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Се Юнхуэй

  • Се Юнхуэй
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 236
Се Юнхуэй. Рисование с натуры в основной школе как способ познания реального мира: на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи "гохуа": дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2014. 236 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Се Юнхуэй

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РОССИИ И КИТАЯ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

1.1. Общекультурные условия становления современной системы обучения изобразительному искусству в школах России и Китая

1.2. Методические основы обучения изобразительному искусству в российских и китайских школах

1.3. Рисование с натуры как основной вид изобразительной деятельности в

процессе обучения основам изобразительной грамоты

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ

«ГОХУА»

2.1 .Апробация методической системы обучения российских школьников китайской живописи «гохуа»

2.2.Ход экспериментального исследования (констатирующий и поисковый этапы)

2.3. Методика эффективности процесса обучения рисованию с натуры как способа

познания реального мира

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рисование с натуры в основной школе как способ познания реального мира: на примере обучения российских школьников национальной китайской живописи "гохуа"»

ВВЕДЕНИЕ

Проблема исследования н ее актуальность. Современные методики обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе значительно отличаются большим методическим разнообразием в зависимости от организации всей системы обучения в стране, ее целей, задач и особенностей развития. Тем не менее, специалисты всех стран признают, что знакомство детей с миром искусства необходимо начинать уже на ранних этапах развития ребенка, согласно его возрастным и психологическим особенностям. Это связано в первую очередь с тем, что искусство составляет материальную основу художественной культуры народа и неразрывно связано с самой его жизнью и самоиндефикацией, а также определяет систему ценностей и то информационное пространство, в котором происходит формирование личностных качеств подрастающего поколения.

Но, тем не менее, следует отметить, что общекультурное и эстетическое развитие ребенка - это лишь одна из многих, хоть и наиболее важных задач стоящих перед начальным образованием. Необходимо также развивать и ряд практических умений, навыков, неразрывно связанных с формированием определенных функций мышления. Давно доказан тот факт, что, занятие изобразительным искусством стимулирует развитие различных функций мышления, развивает моторику рук, глазомер, формирует вкус и художественно эстетические качества. Многие художники-педагоги отмечали большую воспитательную силу искусства и его духовно-нравственный потенциал.

По словам H.H. Ростовцева «Отражая жизнь в художественных образах, давая ей эстетическую оценку, изобразительное искусство является могучим инструментом освоения прекрасного в самой действительности, своеобразной школой жизни. Эмоционально воздействуя на человека, оно развивает, формирует и разум и чувства человека. Зная эти качества и особенности изобразительного искусства, учителю рисования надо умело использовать их в воспитательных целях». [101, с. 8]

Российская система общего образования за долгие годы накопила большой опыт в области обучения изобразительному искусству, раскрыла его методическое

значение. Существующая в России более двух с половиной столетий академическая система профессионального обучения изобразительному искусству, способствовала сохранению и передаче, накопленного за несколько столетий мирового опыта в этой области. Это, в свою очередь, оказало большое влияние на становление и развитие изобразительного искусства как учебного предмета в общеобразовательной школе.

Как учебная дисциплина, изобразительное искусство в школе опирается на базовые дидактические принципы, такие как: принцип научности, принцип доступности, связи теории с практикой и т.д.. Это позволяет органично вписывать данную дисциплину в общий комплекс образовательных дисциплин, таких, например, как: черчение, геометрия, история мировой художественной культуры, история, литература и т.д. Таким образом повышать общую эффективности всего процесса обучения.

Другим аспектом, позволяющим говорить об расширении методических возможностей изобразительного искусства как изобразительного предмета, является то, что творческий процесс сам по себе является одной из форм познания мира. Как в процессе игры дети учатся познавать окружающий мир, так и в процессе создания творческой работы они учатся посредством художественных материалов и средств выразительности, присущим тому или иному виду изобразительной деятельности, реализовывать образы, возникающие в их сознании под воздействием окружающего мира. В процессе изучения того или иного объекта или явления действительности, задействовав все аспекты восприятия, в том числе и эмоциональный, учащиеся изучают окружающий и мир.

Это обстоятельство во многом определяет специфику обучения изобразительному искусству в разных странах мира. Конечно, это лишь один из многих факторов, наравне с национальными особенностями культур и эстетическими установками, а так же общих целей и задач, которые ставит перед образованием государство и мировое сообщество.

Поэтому, в каждой стране имеется свой уникальный опыт обучения изобразительному искусству, основанный на культурно-историческом фундаменте.

Именно эти уникальные формы представляют сейчас большой интерес, так как эта область практически не рассматривалась с точки зрения ее методической ценности. Основное развитие современных методик обучения изобразительному искусству строится на анализе и привлечении знаний, полученных в разных смежных сферах науки, таких как психология, физиология. Лишь в последнее время уделяется особое внимание региональной специфике культурного наследия, что оказывает влияние и на обучение изобразительному искусству.

Тем не менее, методически незадействованными остаются огромные возможности традиционных аспектов художественной культуры различных стран и огромный многовековой опыт обучения. Нам представляется несостоятельным мнение о том, что обучение изобразительному искусству на протяжении столетий сводилось лишь к механической передаче конкретных навыков и изучению художественных материалов или изобразительных канонов, и лишь с развитием таких отраслей научного знания как психология, физиология и так далее, методический опыт начинает систематизироваться и развиваться в соответствии с текущими потребностями общества. Вероятнее всего предположить существование других форм передачи подобного рода информации и отсутствие систематизированного подхода в этой сфере. Тем не менее, как и любое знание, знание об эффективности способов обучения аккумулировалось, и в итоге приобрело те формы, которые мы наблюдаем на современном этапе. Но, у каждой художественной культуры того или иного региона или страны, частью которой, конечно, является художественное образование, существовали собственные, уникальные подходы, каждый из которых может открыть новые горизонты для любых современных методик обучения изобразительному искусству.

Следует отметить колоссальные методические аспекты данного направления. Работая в одной манере и стремясь к реализации одних и тех же образовательных задач из поколения в поколения, любая методика вырабатывает ряд эффективных методов и средств обучения, позволяющих учащимся за более короткие сроки и более эффективно приобрести ряд практических навыков и умений, а также необходимые для этого теоретические знания. Но, одновременно с этим, в

процессе обучения складываются конкретные эстетические установки, связанные с характерными для той или иной культуры спецификой восприятия.

щества на данном этапе развития человеческой цивилизации, то это обстоятельство становится важным не только для получения художественного образования, но и формирования всего мировоззрения человека.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что для улучшения образовательного процесса на примере обучения изобразительному искусству необходимо задействовать различные методические системы, сложившиеся в рамках той или иной художественной культуры.

Богатейший материал, в этом аспекте, может предоставить художественная культура Китая.

В представленном диссертационном исследовании мы рассматриваем процесс обучения национальному китайскому виду художественного творчества, а именно живописи «гохуа» на занятиях изобразительному искусству в российской общеобразовательной школе, как один из способов познания окружающего мира во всем его многообразии. Перед нами стоит задача изучения как теоретического материала по данной теме, так и процесса практической работы и его результатов.

Методической базой исследования являются научные труды ведущих специалистов в области философии, эстетики, методики преподавания изобразительного искусства, педагогике, психологии, физиологии, истории искусств.

При этом мы обратились как к работам российских авторов, так и китайских.

Так, при разработке теоретической базы нашего исследования мы опирались на такие фундаментальные труды как работы Б.Г. Ананьева, H.H. Волкова, В.В. Давыдова, J1.B. Занкова, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, С.Е. Игнатьева, В.И. Кириенко, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева, JT.C. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской.

Рассматривая специфику российской системы обучения изобразительному искусству в школе, мы опирались на работы таких авторов как H.H. Ростовцев, B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, С.Е. Игнатьев, С.П. Ломов, Т.Я. Шпикаловой, Н.М.

Сокольниковой.

Обращаясь к анализу данных по психологии, имеющих непосредственное отношение к нашему исследованию, мы проработали два основных направления. Так, рассматривая эмоциональный характер восприятия, являющийся одни из важнейших условий познавательной активности учащихся, мы обратились к трудам таких психологов как J1.C. Выготский, С.Х Раппопорт, С. JI. Рубинштейн, а физиологические особенности человеческого восприятия окружающей действительности и изображения - Р. Арнхейма, H.H. Волкова, Л.С. Выгодского, Е.И. Игнатьева.

Рассматривая специфику национальной китайской живописи «гохуа» мы обращались к работам таких авторов как Е.В. Заводская, Го Жо-Сюй, H.A. Виноградова.

Историю становления художественного образования в Китае рассматривали в своих работах Чжэнь Жуй Лин, Чжан Дао Сэнь, Сюй ПэйХун.

В настоящее время современные проблемы художественно-педагогического образования в Китае рассматриваются в трудах таких педагогов как Ли Су Цзе, Чжоу Пэн Хой, Ван Цзин Цзяо.

В области общекультурного взаимодействия мы опирались на работы Си Цзинчжи, Лид Г, Чень Жуйлинь, Инь Шаочунь, ЖэньГунсюнь, ГуПин, Вань ЦзяньЦзюнь.

Анализируя общие тенденции в начальном образовании Китая мы обратились к работам Цай Юаньпэй.

Так, основным обстоятельством, обуславливающим актуальность представленного исследования, является отсутствие методик, позволяющих активизировать процесс обучения изобразительному искусству учащихся общеобразовательных школ посредством их знакомства с художественным наследием других стран, а именно Китая, на примере обучения национальному виду живописи «гохуа». Так же это важно для сохранения и преумножения методического опыта как китайских, так и российских художественных школ. Также решение проблемы отсутствия подобных методик способству::

7

сохранению целого пласта общекультурного наследия как внутри китайской культуры, так и в общем культурном мировом пространстве.

Решение этой проблемы будет способствовать повышению качества обучения изобразительному искусству в целом, как в российских школах, так и китайских, так как позволит обогатить методики обучения национальному виду китайской живописи, учащихся иностранных школ.

Целью исследования является разработка авторской методической системы, способствующей эффективному обучению российских школьников национальной китайской живописи «гохуа», а также позволяющей активизировать их познавательную активность и мышление.

Объектом исследования является методическая система позволяющая посредством изучения национальной китайской живописи «гохуа» активизировать познавательную активность и мышление учащихся.

Предмет исследования - методика, средства и формы организации учебного процесса, способствующие реализации указанной выше цели, а также сопутствующие этому умения и навыки.

Гипотезой исследования является предположение о том, что: если процесс обучения изобразительному искусству в общеобразовательной российской школе обогатить изучением традиционной национальной китайской живописи «гохуа», то это будет способствовать активизации познавательной активности учащихся, а так же позволит сообщить им уникальные навыки и знания, способствующие решению важнейших образовательных задач на данном этапе. Для этого необходим разработать специальную методическую систему, включающую в себя

а) цели, задачи и содержание учебного курса «Основы «гохуа»»;

б) комплекс методов, приемов и различных форм организации учебно-

воспитательного и развивающего процессов на основе основных принципов

дидактики;

в) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов, к которым относятся специально разработанные автором, методические таблицы

иллюстрирующие различные приемы работы и техники, характерные для этого вида изобразительного творчества, репродукции работ выдающихся мастеров, а также ряд таких интерактивных средств обучения как учебные фильмы, подборки электронных изображений по соответствующей тематике и т.д., то это будет в значительной степени способствовать повышению познавательной активности, а как следствие - развитию мышления школьников.

Также следует отметить, что для эффективной работы данной системы она должна обладать следующими качествами:

- она должна быть разработана на основе тщательного отбора и анализа современного опыта в области обучения изобразительному искусству и знаний других смежных наук и направлена на повышение уровня личной познавательной активности учащихся в процессе обучения изобразительному искусству;

- опорой на основные дидактические принципы и их взаимодействие;

- методически обоснованный, эффективный комплекс разнообразных педагогических методов и приемов в сочетании с соответствующими формами организации процесса обучения основам изобразительной грамоты в общеобразовательной школе;

- единство задач обучения и соответствие программы обучения основам «гохуа» общим задачам обучения основам изобразительной грамоты в начальной школе;

- расширение не только практических умений и навыков учащихся в процессе работы в новых техниках, но и реализация общеэстетических возможностей этого вида изобразительной деятельности как средства повышения активизации познавательных процессов и развития мышления учащихся.

В соответствии с предметом, целью, и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования.

1. Проанализировать научные труды и другие исследования, позволяющие выявить педагогические и психологические условия повышения познавательной активности учащихся в процессе обучения изобразительному искусству в школе.

2. Определить и методически обосновать систему критериев, посредством

которых можно определить уровень интенсивности познавательной активности в процессе занятий учащимися национальной китайской живописью «гохуа».

3. Разработать оптимальный комплекс принципов, методов, форм, и средств обучения, способствующих активизации познавательной активности учащихся общеобразовательных школ в условиях синтеза российской и китайской методик преподавания изобразительного искусства.

4. Экспериментально апробировать методическую систему, способствующую активизации познавательной активности учащихся общеобразовательных школ в России и Китае на примере обучения основам «гохуа».

Для решения поставленных задач н проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, а также научных исследований по заявленной проблеме;

- анализ действующих учебных программ по изобразительному искусству, как в российской так и китайской общеобразовательной школе;

- беседы с педагогами;

-наблюдение за практической работой учащихся на занятиях изобразительным искусством;

-проведение педагогического эксперимента включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, а также результаты экспериментальной работы;

-изучение имеющегося практического опыта в области развития познавательной активности учащихся в процессе занятия изобразительным искусством;

- статистическая обработка результатов экспериментального исследования;

- анализ учебных работ.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

- систематизирован, обобщен и проанализирован теоретический и практический опыт повышения познавательной активности учащихся на занятиях

изобразительным искусством;

- определен комплекс эффективных способов и средств активизации познавательных процессов в ходе занятий изобразительным искусством на примере изучения национальной китайской живописи в общеобразовательной школе;

- разработаны и методически обоснованы критерии оценки учебно-творческих работ учащихся;

- выявлены оптимальные условия организации учебного процесса, необходимые для повышения познавательной активности учащихся в процессе занятий живописью;

- разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система, способствующая повышению познавательной активности учащихся в процессе занятий изобразительным искусством на примере изучения национальной китайской живописи «гохуа».

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в решении значительной научно-педагогической задачи - раскрытие и расширение методических возможностей национальных видов искусства в процессе обучения основам изобразительной грамоты в общеобразовательной школе на примере занятий «гохуа», разработка методов интенсификации познавательных процессов мышления у учащихся посредством данного вида изобразительной деятельности, а также в возможности применения полученных результатов в смежных исследованиях, посвященных проблемам преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Некоторые аспекты работы могут быть предметом дальнейшей разработки в педагогической науке и практике данного вопроса.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что в результате проведенного исследования была разработана система практических упражнений, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе.

Несмотря на то, что данная система была разработана на материале занятий

«гохуа» - национальной китайской живописи, она соответствует общим требованиям предъявляемым к проведению занятий по изобразительному искусству в общеобразовательной школе и позволяет решать ряд педагогических задач наиболее эффективным образом. Это стало возможным благодаря следующим качествам данной системы:

- соответствие общих целей и задач обучения данной системы с конкретными педагогическими установкам процесса обучения основам изобразительного искусства в российской школе;

-активизация познавательной активности учащихся осуществляется благодаря не только изучению новых технологий и художественных материалов, но и их знакомством с другими способами восприятия окружающей действительности, свойственными другому народу, его эстетическими установками и культурным ценностям;

- в процессе обучения основам «гохуа» по представленной методической системе, художник-педагог может гармонично использовать сочетания приемов и методов обучения характерных как для российской, так и китайской методики обучения изобразительному искусству;

- модель разработанной системы способствует взаимообусловленному развитию практических навыков и теоретических знаний;

- система практических занятий «гохуа» находится в тесной взаимосвязи и соответствии с традиционной российской методикой обучения изобразительному искусству в школе;

- разработанная и представленная авторская методика обучения национальной китайской живописи «гохуа» в российских школах опирается на те же базовые дидактически принципы, которые свойственны российской академической школе обучения изобразительному искусству, а именно принцип научности, доступности обучения, наглядности, активности и сознательности обучения, систематичности и последовательности обучения. [8, с. 101]

В процессе внедрения и апробации практической эффективности разработанной авторской методической системы активизации познавательных

процессов у учащихся в общеобразовательной школе, был выполнен ряд методических разработок и целый комплекс учебных практических работ, которые представляют интерес в рамках дальнейших разработок по данной тематике.

Так же практическая значимость результатов исследования заключается в разработке комплексного подхода к стимулированию познавательной активности учащихся общеобразовательных школ в процессе изучения основ изобразительного искусства, что повышает эффективность всего процесса обучения в целом.

Достоверность исследования обеспечивается:

- во-первых, тем, что при его проведении мы опирались на достоверные сведения, получившие научно-фактическое обоснование и представленные в трудах ведущих специалистов в таких областях знаний как культурология, история, физиология, психология, педагогика, методика преподавания изобразительного искусства;

- во-вторых, соблюдением требований к ведению научного исследования, комплексом методов исследования, соответствующих объекту, целям, задачам исследования;

- в-третьих, длительным характером эксперимента;

- в-четвертых, анализом результатов эксперимента, объективность которого определяют выбранные критерии, единые как при фиксации начальных данных, так и конечных.

Апробация исследования осуществлялась автором посредством публикаций, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. В то же время апробация исследования проводилась в качестве проведения педагогического эксперимента на базе ГБОУ (государственное бюджетное образовательное учреждение)школа № 109 города Москвы в 7-ых и 8-ых классах с обсуждением результатов данной работы на регулярных отчетах аспирантов о проделанной работе. Внедрение результатов исследования проводилось с 2010 г. по 2014 г. при консультативном участии ведущих специалистов в области преподавания изобразительного искусства преподавателями, сотрудников МОСКОВСКОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА.

Этапы исследования:

Первый этап (2010-2011) - подготовительный. На этом этапе нами была выявлена и обоснована актуальность исследования, проведено изучение и анализ теоретического и методического аспектов проблемы, анализ литературных источников, уточнен понятийный аппарат исследования. Также на этом этапе нами был осуществлен сбор эмпирического материала по проблеме исследования, организовано наблюдение за процессом обучения изобразительному искусству в общеобразовательной российской школе.

Второй этап (2011-2012) - поисковый. На этом этапе нами уточнялась проблема исследования, формулировались цели, задачи, гипоптеза исследования. Также на данном этапе был начат педагогический эксперимент, а именно его констатирующая стадия, а также началась работа над структурой и содержанием авторской методической системы, позволяющей активизировать познавательную активность учащихся посредством занятий китайской традиционной живописью «гохуа»;

Третий этап (2012-2014) - экспериментальный. На данном этапе проводилась экспериментальная апробация авторской методической системы и подведение итогов практической работы, а также анализировались и обобщались полученные результаты, формулировались выводы, осуществлялось оформление диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

Методическая система активизации познавательной активности учащихся на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе на примере изучение техники национальной китайской живописи «гохуа» включающая в себя:

- методику стимулирования познавательной активности, включающая в себя концепцию, структуру, цели, задачи и содержание процесса обучения национальной китайской живописи «гохуа»;

- комплекс методических приемов, дидактических средств, стимулирующих возникновение интереса к объекту изображения.

- систему критериев оценки эффективности представленной методической системы;

- анализ продуктов практической учебно-творческой работы учащихся, выполненных в процессе изучения китайской национальной живописи «гохуа» на уроках изобразительного искусства в российской общеобразовательной школе.

Глава 1

ОБУЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РОССИИ И КИТАЯ. ИСТОРИЯ И

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ.

1.1. Общекультурные условия становления современной системы обучения изобразительному искусству в школах России и Китая.

Прежде чем рассматривать особенности методики обучения изобразительному искусству в таких странах как Россия и Китай, следует особое внимание уделить общекультурным и историческим факторам, оказавшим влияние на становление образования, так же специальным условиям, в которых проходил данный процесс.

Россия и Китай являются крупнейшими странами мире и обладают уникальным историческим и культурным наследием. Одним из важнейших достояний в этой сфере является своеобразная эстетика данных культур, которая с одной стороны берет свои истоки в жизни народа, с другой стороны в переосмыслении опыта соседних культур.

Любой опыт народа - духовный, культурный, опыт практических умений, навыков или теоретических знаний, накапливается из поколения в поколение, и независимо, идет ли речь о существовании института образования в данном обществе, или нет, все равно существует опыт оптимальной - в условиях данной культуры - передачи знаний.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Се Юнхуэй, 2014 год

Список литературы

1. Алексеева И. В. Основные критерии выразительности академической живописи // Актуальные проблемы художественно-педагогического образования : сборник научных трудов. Ростов-на-Дону: Изд-во пед. ун-та, 1986.

2. Алексеев В.М. Китайская народная картина. М., 1966

3. Алпатов М. В. Композиция в живописи. В 2-х частях. М.: Прометей, 1994.

4. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М. : Изд-во МГПИ, 1975. 279 с.

5. Аньчжи Ч. История китайской живописи / Ч. Аньчжи; пер. с англ. С. Демина. -Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2008. - 350 с ил.

6. Арнхейм Р. Новые очерки по психологи искусства / Пер. с англ. М. : Прометей, 1994. 392 с.

7. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 560 с

8. Беда Г. В. Живопись и ее изобразительные средства. М. : Просвещение, 1977. 188 с.

9. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с. Ю.Беда Э. Н. Композиция натюрморта в рисунке // Проблемы и перспективы развития художественного и художественно-педагогического образования : материалы Всероссийской научно-методической конференции. Краснодар : Кубан. Гос. Ун-т, 2005.

11.Беда Э. Н. Натура и фантазия в композиции натюрморта // Актуальные проблемы художественно-педагогического образования: сборник статей. Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2003.

12.Белозерова В.Г. Искусство китайской каллиграфии. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2007. 481 с.

13. Белозерова В.Г. Китайский свиток. М., 1995.

14.Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. М.: Искусство ; ИИН «Лига», 1994. Т. 1. 541 с.

151

15.Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. М.: Искусство; ИИН «Лига», 1994. Т. 2. 508 с.

16.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М. : Academia, 2002.317, [1] с.

17.Быкова Н. JI. Психологические вопросы художественного восприятия // Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов ТГПИ. Таганрог, 2000. С 88-93.

18.Васильев К.В. Древний Китай в 3 т. М.: Восточная литература, 2006.

19.Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации. М., 1998

20.Васильев JI.C. История Востока. Том 2. М.: Высш. Шк., 1994. - 495 с.

21.Вахтомин Н. К. Практика - наука - знание: К проблеме творческого мышления. М.: Наука, 1978.

22.Вергилес Н. Ю., Зинченко В. П. Проблемы адекватности образа // Вопросы философии. 1967. № 4.

23.Виноградова Е.В. Живопись гохуа в новом Китае. М., 1961

24. Виноградова H.A. Искусство Китая : Альбом, М., 1988.

25.Виноградова H.A. Искусство средневекового Китая . М., 1962

26.Виноградова H.A. Китайская пейзажная живопись. М., 1972. 160 с.

27.Виноградова H.A. Малая история искусства. М., 1979.

28.Виноградова H.A. Традиционное искусства Китая : Терминологический словарь. М., 1997.

29.Виноградова H.A., Каптерева Т.П. Искусство средневекового Востока. М., 1989

30.Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 тг. Т. 3. СПб. : ЛИТА, 2000. 848 с.

31.Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка / Акад. пед. наук РСФСР, институт психологии. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950.

32.Восприятие и изображение : экспериментальное исследование / Под ред. Е. И. Игнатьева. М.: АПН, 1963.

33.Выгодский JI.C. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. 344 с.

34.Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1991.

35.Гинсбург И. Чистяков и его педагогическая система. JI.-M., 1940. - 425 с.

36.Голосовская А.Ю. Китайское искусство. Принципы. Школы. Мастера. Из-во «Астрель» М. 2004.

37.Гройсман A. JI. Основы психологии художественного творчества : Учеб. пособие. М.: Когито-центр, 2003. 187 с.

38.Даниэль С. М. Искусство видеть : О творч. способностях восприятия, о яз. линий и красок и о воспитании зрителя. JI. : Искусство : Ленингр. отд-ние, 1990. -221 с.

39.Денисенко В. И., Кольцова Н. С. Методика выполнения длительного этюда натюрморта в условиях сложного освещения // Актуальные проблемы художественно-педагогического образования: сборник статей. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2003.

40.Денисов B.C. Восприятие цвета. Ч. 1. - М.: Эксмо, 2008. - 176 с.

41.Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл,2010. - 424 с.

42.Дубова О.В. Становление академической школы в западноевропейской культуре. М.: Памятники исторической мысли, 2009. 276 с.

43.Дун Ци - чан Хуа Чжан (Суть ивописи). Шанхай, 1936 . - с. 478

44.Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т. гл. ред. М.Л. Титоренко; Ин-т Дальнего Востока РАН. - М.: Вост. лит. 2006.

45.Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академический проект «Культура», 2005. 304 с. 46.3авадская Е.В. Культура востока в современном западном мире. М., 1993.

47.Завадская Е.В. Мудрое вдохновение Ми Фу. М., 1983 48.3авадская Е.В. Ци Бай-ши. М., 1982.

49.Завадская E.B. Эстетические проблемы живописи Старого Китая. М., 1975 с. 348.

50.3инченко В. П. Художественное восприятие как творчество // Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью и композицией : Сборник научных трудов. М.: Прометей, 1994. 300 с. 51.3инченко В. П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии. 1973

52. Игнатьев Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968.

53.Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., доп. М. : Гос. учеб.-пед. изд-во Мин. проев. РСФСР, 1961. 32 с.

54.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Йеменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций.. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.

55.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Йеменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций.. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.

56.Искусство Востока. Художественная форма и традиция. Под Ред. B.C. Волкова. Изд. «Дмитрий Буланин». СПб. - 2003 г.

57.Искусство стран Востока / под ред. P.C. Василевского. М., 1986 г.

58.История эстетической мысли. В 6-ти т. T.I. Древний мир. Средние века в Европе/Ин-т филоисофии АН СССР; Сектор эстетики. - М.: Искусство, 1982. -464 с.

59.Коффка К. Восприятие: введение в гештальттеорию // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.: Изд-во МГУ, 1975. С. 96-114

60.Кравцова М.Е. История культуры Китая. 3-е изд., испр. И доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 416 е., ил. - (Мир культуры, истории и философии).

61.Кравцова М.Е. История культуры Китая. 3-е изд., испр. И доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 416 е., ил. - (Мир культуры, истории и философии)

62.Кравцова М.Е. Мировая худоежственная культура. История искусства Китая: Учебное пособие. - СПб.: Изательства «Лань», «ТРИADA», 2004. - 960 е.: ил. + вклейка (32 е.). - (Мир культуры, истории и философии).

63.Кривцов В.А. Эстетика даосизма. М., 1993.

64.Кривцун О. А. Психология искусства. М. : Издательство Литературного института им. А. М. Горького, 2000. 224 с.

65.Крымов Н. П. Художник и педагог. М.: Изобразительное искусство, 1989.

66.Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1-4 класс.- М.: Дрофа, 2010.

67.Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного в начальной школе. М.: Агар, 2005 г.

68.Кузин В. С. Психология живописи : учебное пособие для вузов. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. 304 с.

69.Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка : Учебник. М. : Эксмо, 2008. 480 с.

70.Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. СПб.: БЛИЦ, 1996. 159 с.

71.Ломов Б.Ф. Движение глаз и зрительное восприятие. М. : Наука, 1978.

72.Ломов С. П. Живопись : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М. : АГАР, 2008. 232 с.

73.Ломов С.П. Дидактика художественного образования. М.: Педакадемия.2010

74.Ломов С.П., Амонжалов С.А., Методология художественного образования. М. Прометей, 2011

75.Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Карамзина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. 5-7 класс. Из-во: «Дрофа» М.: 2014.

76.Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Карамзина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. 8-9 класс. Из-во: «Дрофа» М.: 2014.

77.Лубо - Лесниченко Е. Китай на Шелковом мути. М.. 1994.

78.Лэй Лэй Ц. Искусство китайского рисунка кистью: техники и жанры / пер. с англ. - М.: издательство «Ниола-Пресс», 2009. - 128 е.: ил.

79.Малявин В.В. Китай в XVI-XVII веках. Традиции и культура. М., 1995. Новое в археологии Китая. Исследования и проблемы: Сб. Статей. Новосибирск, 1985.

80.Малявин В.В. Китайское искусство. Принципы. Школы. Мастера. Изд-во «АСТ», М. 2004 г.-432 с.

81.Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги: книга для учителя. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1981.416 с.

82.Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств 18-го века. М.: Искусство, 1956. 521 с.

83.Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.- М.: Педагогика, 1981.

84.Мясников B.C. Русско-китайские отношения в XX в. Т. 4, кн. 1-2., М, 2000. 85,Ондоралов Н. В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. - М.: Просвещение, 1988.

86.0рлов А. Б. Психология детства: новый взгляд // Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Секция V. Детство и творчество - М.. 1988.

87.Павлов И. П. Полное собрание сочинений. М. : Изд-во АН СССР, 1951. Т.З. Кн.2.

88.Пань Тяньшоу и традиции живописи гохуа. Российская академия художеств. М. 1993. г

89.Пейнэньчжай шухуа пу. Собрание текстов по живописи каллиграфии из павильона Пейнэньчжай. Т. 2 Шанхай, 1937 . - с. 220.

90.Петрова Ю. Академическая школа в постановках // ACADEMIA. Российская академия художеств. 2008. № 09 (29).

91.Петровский В. А. Личность в психологии. - Ростов-н/Д. 1996;

92.Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества : учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект ; Гаудеамус, 2006. 490 с.

93.Полин Шерретт. Китайский рисунок кистью. Художественно пособие для начинающих. Изд. «Арт-родник», 2004 г.

94.Померанцева JT.E. Позние даосы о природе, обществе и искусстве. М., 1979.

95.Пострелова Т.А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура XX в.Из-во. «Наука». М., 1986 г.

96.Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа / Сборник статей под ред. Е. И. Игнатьева. М. : Академия педагогических наук, 1954.

97.Пучков А. С., Триселев А. В. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение, 1982. 160 с.

98.Раппопорт С. X. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. М.: Советский художник, 1978.

99.Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М.: Интеркласс, 1994. 240 с.

100. Рисунок. Учебное пособие для начальных классов (1-5 кл.) Китайская Народная Республика. 2003

101. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию - М.: Просвещение, 2000.

102. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе - М.: Агар, Рандеву-АМ, 2000.

103. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе : учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1980. 239 с.

104. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: 1997

105. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии - М., 1946. - 556 с.

106. Сапожников А. П. Полный курс рисования / под ред. В. Н. Ларионова. 3-изд. М.: АЛЕВ, 1998. 160 с.

107. Се Хэ Гухуа пиньлу (Категории старинной живописи)

108. Севостьянов Е. Изобразительность и выразительность в искусстве. М. : Изобразительное искусство, 1970.

109. Сладковский М. И. Китай—основные проблемы истории, экономики, идеологии. — М.: Мысль, 1978—300 стр.

110. Слово о живописи из сада с горчичное зерно. Изд-во В. Шевчук Москва 2001 г.

111. Сычев B.J1. Искусство Китая. М., 1990.

112. Тан Хоу, Хуа цзянь (Зеркало живописи). Пекин, 1958, с. 350

113. Унковский A.A. Живопись фигуры. М.: Книга по Требованию, 2012. - 66 с.

114. Харитонов М. Ф. Научно-теоретические и методические основы учебных постановок по рисунку и живописи на художественно-графических факультетах: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1972.

115. Цай Юаньпэй. Рассуждение о образовательное независимость//Цай Юаньпэй хрестоматия. Шанхай: Издательство Шанхай Дальний Восток. 1995

116. Чжунго пэньцзинн (Китайские пейзажные миниатюры). Пекин, 1985

117. Чжэн Чан, Чжунго хуасюэ цюаньши. Общая история китайской теории живописи. Шанхай. 1935. - 545 с.

118. Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832-1919. М. : Искусство, 1953.

119. Чистяков П. П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. - М., 1953.

120. Шарко C.B. Россия и Китай. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2010.

121. Шашков Ю.П. Живопись и ее средства: Учебное пособие для вузов - М.: Академический Проект: Трикста, 2006. 128 с.

122. Шорохов Е. В. Композиция : учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. 285 с.

123. Шорохов Е. В. Основы композиции. М. : Просвещение, 1979.

124. Шорохов Е. В. Предмет композиции // Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством : Межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. инт им. В. И. Ленина; Отв. ред. Н. Н. Ростовцев. М. : МГПИ, 1983. С. 125-135.

125. Шпикалова Т.Я. Ершова Л.В. Программа по изобразительному искусству. Изобразительное искусство. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы. Издательство «Просвещение», М.: 2005

126. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен», М., 1960 (1-е издание), 1992 (2-е издание), 1993 (Доп. издание).

127. Юй Аньдун. Становление художественно-педагогического образования в китайской народной республике. //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Вып 22 том 4. 2006.

128. Юй Цзянь-хуа. Гохуа яньцзю. Исследование о национальной живописи. Шанхай, 1934, с 280.

129. Юй Цзянь-хуа. Чжунго хуалунь лэйбянь (Антология текстов по теории китайской живописи), т. 1. Пекин, 1957, - с. 560.

130. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.

131. Яшин А. И. Оборудование и наглядные пособия как средство активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2000. - 217 с.

132. Яшухин А. П. Живопись. Этюд с натуры. Ростов-на-Дону, 1987. 79 с.

Литература на китайском языке.

1. Арнхейм Р. Мнение о художественном образовании (перевод с английского) издательство Ху Нань.

2. Ван Цимин. Введение в рисунок. - Издательство Китай. 1996.

3. Ван Дагэнь. Образование художества. - Издательство ХПУ Китая. 2000.

4. Вань Цзянь Цзюнь. Новая история Китайского образования. Издательство Образование пров. Гуанчжо, 2003. - 103 с.

5. Ван Чэн: "Методы работы в технике масляной живописи," Чжэцзян изобразительных искусств Издательство.1999

6. Джин Шани, Дин Илин. Живопись. Китайская академия изобразительных искусств Издательский дом. 1999- 56 с.

5. Чень Жуйлинь. Исследование в художественно-педагогической истории образования 20-ого века в Китае. Издательство Цинн Хуа. 2005.

6. Инь Шаочунь. Мечта художественного образования. Издательство Ху Нань. 2004.

7. Лид Г. Образование с помощью искусства, (перевод с английского). Издательство Ху Нань. 2004. Ван Жэньбо и др. Цинь Хань вэньхуа (Культура эпох Цинь и Хань), Шанхай, 2001.

8. Ду Цзиньпэн, Ян Цзюйхуа. Чжунго шицянь ибао (Драгоценности наследия китайской древности). Шанхай, 2000.

9. Чанша Чу му бохуа (Шелковая картина из усского погребения в окрестностях Чанша). Пекин, 1973.

Ю.Люй Сымянь. Чжунго чжиду ши (Итсория китайского общественного устройства). Шанхай, 1985 .

11 .Лян сунн мин хуа цэ (Альбом знаменитых живописных произведений обеих династий Сун). Пекин, 1963

12.Чжунго мэфшу цюань цзи. Хуэйхуа бянь (полное собрание китайского изобразительного искусства. Живопись). Т. 1-6. Пекин, 1984

13.Пань Яо Чан. История китайского художественного образования в новой эре. -Издательство Китай. 2002. - 206 с.

14.Сборники отличных диссертационных работ в предметах и художественном образовании во всем Китае. Издательство Ху Нань. 2003 .

15. Си Цзинчжи. Художество в России и восточной Европе. - Издательство Китай. 2004.

16. Сунь Ишэн. Рисунок по представлению - Издательство Хуацон. 1986

17. Сунь Цзиншэн. Художественная методика в школе. - Издательство Цзянсу. 1087.

18.Хуан Цзусянь. От принципа к форме - общее искусствоведение. Издательство Хунан. 2003.

19. Цянь Чуси. Теория и методика в обучении изобразительному искусству. Издательство высшего образования. 2000.

20. Чэн Пэн. Искусство в России и в СССР 20-го века, издательство культуры и искусства. 1997.

21.Чень Жуйлинь. Исследование в художественно-педагогической истории образования 20-го века в Китае. Издательство Цин Хуа. 2005.

22. Чжан Даодун. Учебный процесс в теории искусства. Издательство Шаньси. 2001.

23. Чэнь Чжэньлянь. Сопоставительное исследование по обмену рисунка между Китаем и Японией до нашей эры. - издательство Аньхой. 2000.

24. Эстетической сознание древних китайцев. - Пекин: издательство пекинского университета.

25.Программы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, тетрадь № 13 Ме151ш/ 2012.

26.Программы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, тетрадь № 14 Ме1з1ш/ 2012.

27. Программы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, тетрадь № 15 Ме1з1ш/ 2012.

28. Программы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, тетрадь № 16 Ме181ш/ 2012

29. Программы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, тетрадь № 17 М^БЬи/ 2012

30. Программы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, тетрадь № 18 Ме18Ьи/ 2012/

Литература на английском языке.

1. Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy. Princeton. 1952, vol 1. p 468/

2. Keithtly D.N. The Ancestral Landscape. Time, Space and community. Washington, 1982.

3. Priest A. Aspects of Chinese Painting. N Y., 1954, p. 240

4. The Cambridge History of Ancient China/ From the Origins of civilization to 221 D.C. Ed. by M. Loewe, L.Shaughnessy. New York, 1999.

5. The Greate Bronze Age of china / Ed. by Wen Fang. New York, 1980.

Приложения 1 Блок 1

Урок 1. Первоначальное знакомство учащихся с видами «гохуа».

Цели задания:

- развитие эстетического чувства учащихся и художественного вкуса в процессе знакомства с произведениями художественной культуры Востока;

- развитие наблюдательности;

- формирование способности к анализу произведения изобразительного искусства;

Задачи:

краткое знакомство учащихся с историей и эстетическими особенностями китайской национальной живописи;

- знакомство учащихся основными понятиями «гохуа»;

- знакомство учащихся с каллиграфией, как видом изобразительной деятельности, родственной «гохуа»;

- изучение учащимися различных материалов «гохуа».

Оборудование.

Проектор, наглядные пособия, как электронные так и выполненные в ручную, специальные кисти, тушь, акварель, гуашь, бумага для «гохуа», ткань палитры.

Ход занятия.

Занятие начинается с того, что преподаватель здоровается вначале на русском языке, затем на китайском. После этого он задает учащимся вопрос, что они знают о китайском искусстве. Выслушав ответы, преподаватель говорит о том, что сейчас он предлагает совершить учащимся виртуальное путешествие в страну китайской живописи, после которого он задаст классу вопрос, для правильного ответа на который ученикам понадобиться все их внимание к рассказу учителя. Тот кто наиболее полно ответит на вопрос педагога, сможет первый попробовать поработать инструментами для «гохуа», привезенными из Китая.

После этого преподаватель приступает к рассказу о «гохуа», сопровождая

свои слова показом заранее подготовленного материла на проекторе. Основной упор в рассказе делается на специфические визуальные черты китайской живописи, разъясняется их природа и связь с искусством каллиграфии. Также рассматривается разница между китайской национальной живописью и традиционной европейской. Также раскрывается разница между такими видами «гохуа» как сеи и гун-би.

После окончания данного рассказа, преподаватель задает учащимся вопрос, на какие примеры европейского и русского изобразительного искусства «гохуа» похожа большего всего. Если учитывать возраст учащихся - возраст средней школы, то, конечно большинство из них работали акварелью и выполняли наброски животных, цветов, насекомых. Поэтому ответ на этот вопрос не должен вызывать у них затруднение.

После этого, учащиеся приступают к самостоятельной работе, которая заключается в написании иероглифов, этапы выполнения которых преподаватель последовательно демонстрирует. Данные иероглифы должны быть не очень сложные, и содержать в себе самые характерные виды мазков.

Самостоятельная работа.

В конце занятия преподаватель делает выставку практических работ, сопровождая ее соответствующим комментариями, после чего дает учащимся задание на дом, которое заключается в том, чтобы ознакомиться с произведениями сеи и гунби и на следующее занятие подготовить распечатанные репродукции особенно понравившихся работ, а также составить объяснение того, почему каждый ученик выбрал именно эти работы и чем они ему понравились.

Также в рамках подготовки самостоятельной домашней работы, можно рекомендовать учащимся посещение музея Востока или изучение его сайта.

Данная работа, позволяет накопить учащимся некоторый визуальный опыт для лучшего понимания изобразительной специфики национального китайского искусства, в частности «гохуа».

Рис 1.Рис2.Рис 3 Знакомство ученика с базовыми приемами каллиграфии.

Рис4 Соотношение туши и воды для разных видов мазков.

Урок 2. Знакомство с технологическими особенностями «гохуа».

Цели задания:

- продолжение знакомства с основами «гохуа»;

- развитие наблюдательности, терпения и аккуратности;

- формирование моторных навыков учащихся.

Задачи:

-знакомство учащихся с такими технологическими особенностями «гохуа» как возможности краски и поверхности;

- знакомство учащихся основными видами мазков;

-получение практических навыков работы с различной изобразительной поверхностью, как бумагой, так и тканью;

- изучение основных видов работы кисти.

Оборудование.

Проектор, наглядные пособия, как электронные, так и выполненные в ручную, специальные кисти, тушь, акварель, гуашь, бумага для «гохуа», ткань, палитры.

Ход занятия. Занятие начинается с того, что преподаватель просит продемонстрировать подготовленные учащимся репродукции работ. После чего он отбирает те, на которых очевидней всего видна разница в технике исполнения мазка и демонстрирует это учащимся, делая соответствующие пояснения.

Далее преподаватель говорить о том, что основой создания выразительного произведения в стили «гохуа», является высокий технический уровень исполнения, который характеризуется разнообразием применяемых средств выразительности, которые являются общими как для европейского, так и китайского изобразительного искусства. Одним из основных моментов здесь является мастерство нанесения красочного слоя. Для этого можно сравнить акварельные работы выполненные русскими и европейскими мастерами, а также произведения китайских художников.

Благодаря такому сравнению, учащиеся наглядно могут убедиться в том, что разнообразная техника мазка одинаково важна как для работы, выполненной в

европейских, русских и китайскаих традициях.

Также преподаватель делает упор на то ,что, опыт полученный учащимися на данном уроке позволит им в дальнейшем выполнять более выразительные работы и в более привычных для них видах изобразительной деятельности -работе над живописным этюдом с натуры или выполнении набросков.

Далее учащиеся приступают к практической работе, которая заключается в выполнении различных видов мазков, наиболее часто используемых в произведениях «гохуа».

Для облегчения понимания данной работы, а также обеспечения максимального практического результата, преподаватель делит мазки на три основные группы:

- мазки кисти, выполняемые при разном нажиме, изменение нажима в течение одного мазка, а также выполнение разной степени нажима по всей длине мазка;

- разные формы мазка, которые получатся в результате поворотов кисти в разные стороны, а также разницы в нажиме, благодаря чему мазки могут быть изогнутые, в форме точек и запятых;

- мазки с изменением тональности, которая достигается за счет разного количества пигмента на частях кисти, а также разного количества разбавителя и степени увлажненности изобразительной поверхности.

Данные мазки выполнятся учащимися последовательно группами на одном листе бумаги, для того что бы разница в их изображении была более очевидной. Выполнению каждой группы мазков предшествует личный показ учителя.

Самостоятельная работа.

В качестве самостоятельной работы учащимся предстоит выполнить подобное упражнение дома. Кроме этого, необходим также выполнить подборку репродукций работ, выполненный в различных видах «гохуа» и одноцветной краской повторить данные мазки, аналогично тому, как они применятся в данных произведениях.

Рис. 1

Рис. 2 Упражнения для подготовки ученика к началу работы.

Рис. 3 Применение наглядных пособий на уроке в школе.

Урок 3. Изучение эстетических и изобразительно-выразительных особенностей «гохуа». Цели задания:

- формирование художественного вкуса и эстетического отношения к

168

произведениям изобразительного искусства;

- развитие у учащихся способности анализа произведения с точки зрения его изобразительных особенностей

- развитие наблюдательности, глазомера, моторики.

Задачи:

- приобретение навыков работы с материалами «гохуа»;

- изучение основных приемов работы в сеи;

Оборудование.

Проектор, наглядные пособия, как электронные, так и выполненные в ручную, специальные кисти, тушь, акварель, гуашь, бумага для «гохуа», ткань, палитры.

Ход занятия.

Занятие начинается с того, что преподаватель демонстрирует работы, которые подлежат копированию и разъясняет значение аналитического копирования. Данный вид копирования имеет большой методический потенциал, так как его основной целью является не максимально точное воспроизведение предоставленного изображения во всех деталях, а аналитическое, избирательное изучение того или иного приема работы.

Так для первой копии, которую выполняют учащиеся преподаватель подбирает относительно простые репродукции, затем анализирует каждый элемент изображения перед учащимися, а затем сам поэтапно демонстрирует исполнение данной работы.

Далее учащиеся повторяют за преподавателем то же самое. В процессе их работы, преподаватель ходит по рядом, и, при необходимости, делает поправки и подсказывает ученикам, чтобы предупредить появление некоторых недостатков.

Далее учащиеся самостоятельно выбирают для копирования одну из работ, представленных преподавателем для этих целей и выполняют изображение самостоятельно. Причем это может быть как все изображение целиком, так и отдельный его фрагмент по согласованию с преподавателем.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа учащихся, их домашнее задание заключается в выполнении аналогичной работы дома. По результатам данной работы на последующем занятии рекомендуется проведение просмотра с выставлением оценок.

Данная процедура позволяет подвести итог по прохождению первого блока практических заданий.

Рис. 2

Рис. 1

Демонстрация репродукций работ художника Го Вэй Цюя, предназначенных для копирования.

Блок 2

Урок 4. Знакомство с практическими особенностями «гохуа» на примере «четырех благородных». Бамбук. Цели задания:

- развитие ассоциативного мышления;

-формирование навыков анализа формы изобразительными средствами «гохуа»;

- формирование художественного вкуса и эстетического отношения к произведениям изобразительного искусства;

- развитие у учащихся способности анализа произведения с точки зрения его изобразительных особенностей

- формирование навыков работы с натуры в технике «гохуа».

Задачи:

- формирование навыков композиционной организации листа приобретение навыков работы с материалами «гохуа»;

- закрепление основных приемов работы кистью;

- получение навыков применения конкретных видов мазков с целью передачи характерных особенностей формы предметов.

Оборудование.

Проектор, наглядные пособия, как электронные, так и выполненные в ручную, специальные кисти, тушь, акварель, гуашь, бумага для «гохуа», ткань, палитры, бамбук в банке.

Ход занятия.

В начале занятия преподаватель спрашивает учащихся, помнят ли они, какие растения в искусстве древнего Китая почитались как благородные и просит их перечислить.

Когда ученики перечислят данные растения, преподаватель говорит, что сегодня, так как начинается один из важнейших этапов обучения, благодаря которому, учащиеся научатся изображать растения и животных средствами «гохуа».

Важнейшим для обучения «гохуа» является умение рисовать бамбук, так как на примере данного растения хорошо получается отрабатывать важнейшие технические приемы, особенно распространенные в «гохуа» - отрывистые виды мазка, ровные линии и точки- узлы, позволяющие делать акцент при визуальном

восприятии изображения. Также данное задание позволит учащимся применить практические навыки создания различных мазков для передачи формы бамбука.

Преподаватель делает особый упор на характер формы бамбука, который обусловил его символическое значение в китайской художественной культуре. Как известно, бамбук является олицетворением честности, прямоты, символ мужества, преданности и постоянства.

Сочетание его формы и порожденного ею символического значения, привело к том, что бамбук стали изображать, используя отрывистые ровные линии, добиваясь изящного, стройного силуэта. Именно это ощущение и необходимо добиться в работах учащихся.

При выполнении работы преподаватель особое внимание делает на том, что данное изображение должно вестись довольно быстро. В целях облегчения композиционных задач, рекомендуется выполнить небольшой эскиз карандашом на бумаге, а так же подготовительный рисунок на чистовом листе.

Так же учащихся необходимо подготовить к тому, что с первого раза может не получиться, тогда, следует еще несколько раз повторить попытку.

Самостоятельная работа.

На данном этапе важно добиться большого количества повторений, для развития практических навыков работы и необходимых моторных навыков. Поэтому данную работу можно повторить дома, используя различные виды изобразительных материалов - не только тушь, но и акварель с гуашью.

Рис.1

Рис2.

Работы

учащихся,

РисЗ.

изображающих

бамбук.

Рис 1.2.3 Помощь детям на уроке

Урок 5. Знакомство с практическими особенностями «гохуа» на примере «четырех благородных». Хризантема.

Цели задания:

- развитие ассоциативного мышления;

- формирование навыков анализа формы изобразительными средствами «гохуа»;

- формирование художественного вкуса и эстетического отношения к произведениям изобразительного искусства;

- развитие у учащихся способности анализа произведения с точки зрения его изобразительных особенностей;

- формирование навыков работы с натуры в «гохуа».

Задачи:

- формирование навыков композиционной организации листа

-приобретение навыков работы с материалами «гохуа»;

- закрепление основных приемов работы кистью;

- получение навыков применения конкретных видов мазков с целью передачи характерных особенностей формы предметов.

Оборудование.

Проектор, наглядные пособия, как электронные, так и выполненные в ручную, специальные кисти, тушь, акварель, гуашь, бумага для «гохуа», ткань, палитры, цветы хризантемы.

Ход занятия.

В начале задания преподаватель делает акцент на то, что данное задание имеет те же цели и образовательные задачи, что и предыдущее. Это обусловлено тем, что изучение канонических способов изображения «четырех благородных» позволит учащимся приобрести минимальный, основной набор средств для работы в «гохуа».

Так как каждому растению соответствует особенное символическое значение, связанное с его визуальными характеристиками, то наблюдая природу и

изучая классические образцы, методом аналитического копирования, учащиеся начнут точнее находить те визуальные особенности изображения, которые будут способствовать раскрытию художественного образа, что составляет основное умение, необходимо для глубокого осознания специфики эстетической культуры китайской национальной живописи.

Так, например, на данном занятии изучается хризантема. Учитель демонстрирует живую хризантему, различные фотографии данного цветка и ее изображения в различных культурах, как европейском искусстве, так и китайском и просит учеников описать данный цветок и сказать какие он вызывает ассоциации.

Так многие учащиеся отмечают, что хризантема похожа на облако, она мягкая, пушистая, прозрачная, воздушная и легкая. Это цветок который цветет даже при первых морозах, когда остальные цветы уже поблекли. Это символ надежды перед грядущими испытаниями. Кроме того хризантема - символ вдохновения и возвышенного уединения. Именно поэтому, данный цветок художники и поэты Китая ассоциируют с собой.

Именно хризантема позволяет добиться максимального использования цветового контраста в китайской живописи, приближенной по своей сути к графическому произведению.

Характеристики ее формы, делают ее противоположной бамбуку. Хризантема мягка и воздушна, поэтому для ее изображения требуются совсем иные типы мазков. Здесь часто применяются округлые мазки, или мазки -«запятые». Это могут быть мазки, внутри которых есть тональная растяжка. Также здесь могут используются заливки, напоминающие эффект, которого можно достичь работая акварелью по сырой бумаге.

Перед выполнением практической работы преподаватель сначала анализирует несколько изображений хризантемы с точки зрения формы мазков, затем выполняет аналогичной изображение, после чего учащиеся приступают к самостоятельной работе.

Данное задание довольно сложное, поэтому вначале выполнения основной

работы учащимся рекомендуется отработать каждый элемент изображения на черновиках, потом сделать незаметную композиционную разметку листа, и только потом начинать работу над основным изображением.

В конце занятия предлагается проведение выставки и обсуждения работ.

Самостоятельная работа.

Так же как и в предыдущем задании, задачей самостоятельной работы является закрепление полученных практических навыков работы. Поэтому дома учащиеся выполняют аналогичное задание, так же используя тушь, акварель и гуашь.

Рис 1.2. Методические пособия для рисования хризантемы.

Рис 1.2.3.4 Самостоятельные работы детей, работы учащихся, выполненные под руководством преподавателя

Урок 6. Знакомство с практическими особенностями «гохуа» на примере «четырех благородных». Цветущая слива.

Цели задания:

- развитие ассоциативного мышления;

-формирование навыков анализа формы изобразительными средствами «гохуа»;

- формирование художественного вкуса и эстетического отношения к произведениям изобразительного искусства;

- формирование навыков работы с натуры;

- развитие у учащихся способности анализа произведения с точки зрения его изобразительных особенностей.

Задачи:

- формирование навыков композиционной организации листа

-приобретение навыков работы с материалами «гохуа»;

- закрепление основных приемов работы кистью;

- получение навыков применения конкретных видов мазков с целью передачи характерных особенностей формы предметов.

Оборудование.

Проектор, наглядные пособия, как электронные, так и выполненные в ручную, специальные кисти, тушь, акварель, гуашь, бумага для «гохуа», ткань, палитры. Искусственная ветка цветущей сливы.

Ход занятия.

Данное занятие продолжает изучение специфики изображения «четырех благородных», что позволит учащимся не только ознакомиться с художественной культурой Китая, но и на более характерных примерах получить навыки, необходимые для работы в сеи.

Так же как и при выполнении предыдущего задания преподаватель прости описать по репродукциям работ художников и фотографиям данное растение.

Многие дети характеризуют его как сочетающее в себе разные формы -

округлые формы лепестков, нежных оттенков и жестких, корявых, но пластичных веток.

Действительно, изображение дикорастущей сливы в китайском искусстве связывают с отступлением зимы, чистотой человеческих помыслов, женственности, возрождения. Это один из наиболее популярные и часто встречаемых в искусстве Китая мотив.

При изображении данного мотива необходимо использовать разные мазки -как округлые, с использованием уже не только тональной, но и цветовой растяжки, так и отрывистые прямые мазки, но в отличие от бамбука здесь больше узлов -своеобразных точек, где мазок превращается в запятую или точки.

Сочетание данных видов мазков позволяет максимально точно передать характер изображаемой формы.

Именно после данного объяснения и личного, поэтапного показа учителя, учащиеся приступают к самостоятельной работе, также, как и в прошлые разы приготовив подготовительный карандашный рисунок и потренировавшись на черновиках.

Самостоятельная работа.

Основной задачей самостоятельной работы на данном этапе так же является закрепление практических навыков. Поэтому домашняя работа заключается в повторении классного материала.

Рис 1.2.3 Работы, выполненные под руководством преподавателя.

Урок 7. Знакомство с практическими особенностями «гохуа» на примере «четырех благородных». Орхидея.

Цели задания:

- развитие ассоциативного мыишения;

- формирование навыков анализа формы изобразительными средствами «гохуа»;

- формирование навыков работы с натуры;

- формирование художественного вкуса и эстетического отношения к произведениям изобразительного искусства;

- развитие у учащихся способности анализа произведения с точки зрения его изобразительных особенностей.

Задачи:

- формирование навыков композиционной организации листа

-приобретение навыков работы с материалами «гохуа»;

- закрепление основных приемов работы кистью;

- получение навыков применения конкретных видов мазков с целью передачи характерных особенностей формы предметов.

Оборудование.

Проектор, наглядные пособия, как электронные, так и выполненные в ручную, специальные кисти, тушь, акварель, гуашь, бумага для «гохуа», ткань, палитры, орхидея в горшке.

Ход занятия.

Данное занятие завершает изучение «четырех благородных». Изображение орхидеи - считается одним из самых сложных мотивов в «гохуа». Это связано как с большим разнообразием форм данного цветка, так и разнообразия приемов, которые используются при его написании.

В начале задания учащимся так же предлагается описать орхидею, которая представлена как на фотографиях и репродукциях работ китайских и европейских художников, так и живым цветком.

Учащиеся отмечают, что все орхидеи очень отличаются друг от друга, и что

при их написании можно использовать различные приемы, с которыми они уже ознакомились на прошлых занятиях. Тем не менее, преподаватель отмечает, что классическое изображение в китайской живописи - это изображение дикорастущей орхидеи. Ее отличает изящество формы, длинные тонкие листья, и пластичные лепестки, так же довольно тоненькие.

Благодаря такой особенности формы, а также тому, что орхидея редкий цветок, находящийся в природе в труднодоступных местах, он считается олицетворением изящества, тонкого вкуса и аристократизма.

Именно эти качества отличают форму данного цветка, для изображения которого учащимся предстоит усвоить технику длинного тонкого мазка, который может быть выполнен тонкой круглой эластичной кистью в одно движение. Также при этом виде мазка можно изменять нажим, а так же проворачивать кисть. Этот прием используется для того, чтобы показать заворот листьев.

Что касается написания самих цветков, то здесь подход может быть разный, в зависимости от разновидности цветка. Одомашненные орхидеи чаще имеют округлую форму, поэтому при их изображении целесообразно использовать мазки в форме запятых или окружности, внутри которых возможна тональная растяжка.

Дикорастущие орхидеи имеют цветки с вытянутыми лепестками, чем-то напоминающие листья, но и могут иметь форму эллипса с заостренными краями. В целом, силуэт орхидеи отличается изяществом и пропорциональным контрастом - маленькие цветы с лепестками, напоминающими форму крыльев мотылька или стрекозы и длинные пластичные листья.

Данный контраст необходимо отразить в изображении. Чаще всего, в классических образцах особый акцент делается на листья, а цветы лишь своим размером и цветом, придают сложность изображению.

Поскольку это задание является одним из самых сложных в данном разделе, преподавателю рекомендуется вначале продемонстрировать выполнение данного рисунка, так как это будет хорошей демонстрацией основных приемов работы кистью, необходимых для написания данного растения.

Самостоятельная работа.

Выполнение самостоятельной работы дома подразумевает закрепление практических навыков полученных на занятиях в классе. Поэтому, дома учащимся необходимо повторить не только различные варианты рисунка орхидей (возможно по репродукциям), но и выполнить зарисовки других «четырех благородных».

Рис 1.2.3 Пособия, демонстрирующие этапы работы над рисунком орхидеи.

Рис 1.2. Лучшие работы детей на данном этапе..

Урок 8. Рисование птиц в «гохуа». Цели задания:

- развитие фантазии и зрительной памяти;

-знакомство с выразительным особенностями анималистического жанра на примере «гохуа»;

-формирование навыков анализа визуальных свойств объекта и их раскрытия посредством средств «гохуа».

- формирование наблюдательности;

- формирование навыков работы с натуры;

- формирование художественного мышления. Задачи:

- изучение способов лwwewwo-конструктивной трактовки конструкции;

- формирование навыков художественной трактовки формы -закрепление навыков работы с материалами «гохуа»;

- закрепление навыков конструктивного анализа формы;

- закрепления умения применения конкретных видов мазков с целью передачи характерных особенностей формы предметов.

Оборудование.

Проектор, наглядные пособия, как электронные, так и выполненные в

ручную, специальные кисти, тушь, акварель, гуашь, бумага для «гохуа», ткань, палитры. Чучело синицы.

Ход занятия.

В начале занятия преподаватель говорит учащимся о том, что это первый урок по китайской живописи, когда им понадобиться применить знания, полученные на предыдущих занятиях по изобразительному искусству при выполнении работы в «гохуа». Сегодняшнее занятие посвящено птицам.

Изображение птиц сопряжено с рядом трудностей. Во-первых необходимо соблюдать особенности строения тела птицы, а так же раскраса. Во-вторых, чтобы работа выглядела живо необходимо убедительно передать движение птицы. Из-за этого тело птиц будет развернуто к зрителю в разных ракурсах, так как мы можем это видеть на работах разных художников, как китайских, так и европейских. После этого можно продемонстрировать учащимся работы голландских художников, русских художников анималистов, а так же китайских мастеров.

После этого преподаватель спрашивает учащихся, чем по их мнению отличаются изображения «четырех благородных», от изображения птиц. Многие учащиеся подмечают, что изображения птиц отличаются большим разнообразием трактовки, т.е. отличия в рисовании птиц у каждого автора значительно сильнее, нежели в изображении «четырех благородных».

Чтобы добиться точного изображения птицы необходимо точно представлять особенности строения формы тела птицы. Для этого преподаватель показывает заранее подготовленное пособие с изображением схемы формы птичьего тела. Причем, на специально разработанной таблице можно проследить не только этапы рисования птицы, начиная от общей формы, но и увидеть как будет меняться данная форма в зависимости от ракурса.

Данный метод очень похож на метод, применяемый в русской академической школе обучения изобразительному искусству и традиционно применяется преподавателями при разъяснении конструктивных особенностей той или иной формы. Таким образом, можно говорить о том, что применение

некоторых аспектов академического рисование позволяет в значительной степени активизировать обучение различным формам изобразительной деятельности, в частности китайской традиционной живописи.

После этого преподаватель использует такой метод наглядности как педагогическое рисование на доске, в процессе которого разъясняет последовательность изображения.

Затем преподаватель выполняет быструю зарисовку в технике сеи птиц в разных ракурсах.

После этого учащиеся выполняют композиционную зарисовку с тем, чтобы определить в каком ракурсе и где будут располагаться птицы.

После этого выполняет изображение на формат, с учетом месторасположения всех элементов и техники исполнения тех или иных предметов из рассмотренных выше.

В процессе работы преподаватель проходит по рядам и дает соответствующие рекомендации и делает необходимые поправки.

После этого проводится просмотр работ, где учащиеся коллективно обсуждают последовательно каждую работу.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа на данном этапе заключается в изучении выразительных средств таких материалов как тушь, акварель, гуашь и карандаш в анималистическом жанре. Это подразумевает выполнения ряда аналитических копий с работ русских и китайских анималистов, а так же ряда натурных зарисовок в любой из указанных здесь техник.

Рис 1.2 Этапы работы над изображением птицы.

Рис 1.2.3.4 Работы учителя, демонстрирующие разные способы изображения птиц.

Рис 1.2.3.4 Работы детей. .

Рис. 1.2. Проведение коллективной работы.

Урок 9. Рисование животных в «гохуа».

Цели задания:

- развитее художественного вкуса и эстетического восприятия изображения;

- развитие композиционных навыков;

- развитие фантазии и зрительной памяти;

-продолжение знакомства с выразительным особенностями

анималистического жанра на примере «гохуа»;

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.