Ритм и синтаксис русской художественной прозы конца XIX - первой трети XX века (орнаментальная проза и сказовое повествование) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Забурдяева, Валентина Ивановна

  • Забурдяева, Валентина Ивановна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1985, Ташкент
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 251
Забурдяева, Валентина Ивановна. Ритм и синтаксис русской художественной прозы конца XIX - первой трети XX века (орнаментальная проза и сказовое повествование): дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Ташкент. 1985. 251 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Забурдяева, Валентина Ивановна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРИЕМЫ ОЦЕНКИ РИЖИЧНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРСВЫ.

1.1. О ритмообразующих факторах прозаической речи

1.2. Методика исследования ритма художественной

1.3. О некоторых особенностях ритмической организации классической художественной прозы А.П.Чехова, И.А.Бунина, В.В.Вересаева, А.И.Куприна

ГЛАВА П. О СИНТАКСИСЕ И РИТМЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ ПРСВЫ. Часть I. Некоторые особенности синтаксической организации орнаментальной прозы.

2.1.1. О типах повествования в. произведениях А.Белого, А.Ремизова, Б.Пияьцяка, Ю.Тынянова, К.Федина.

2.1.2. Синтаксические приемы ритмизации орнаментальной прозы.

Часть 2. Ритмико-интоиационная структура орнаментальной прозы.

2.2.1. Ритмико-интонационная организация художественной речи романа А.Белого "Петербург"

2.2.2. О речевом ритме рассказа "В плену" А.Ремизова

2.2.3. Ритмомелодические особенности художественной речи Б.Пильняка

2.2.4. О ритмической организации художественной речи романа Ю.Тынянова "Смерть Вазир-Мухтара"

2.2.5. Ритмико-мелодическая организация повествовательной ткани романа К.Федина "Города и годы"

ГЛАВА Ш. О СИНТАКСИСЕ И РИТМЕ СКАЗА И ФОЛЬКЛОРНО-СКАЗШОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ.

Часть I. Синтаксические приемы организации сказа и фольклорносказового повествования 3.I.I. 0 синтаксических сигналах устной разговорной речи в сказе. 1143.1.2. Ритмико-синтаксические приемы и способы имитации народно-поэтической речи в фольклорно-сказовом повествовании Н.С.Лескова, А.М.Ремизова,

П.П.Бажова

Часть 2. Ритмико-интонационная структура сказа и фольклорно-сказового повествования

3.2.1. Ритмические характеристики сказа и фольклорно-сказового повествования Н.С.Лескова ».

3.2.2. Ритмические характеристики текстов из сказок

А.Ремизова .».1643.2.3. Ритмические характеристики сказа М.Зощенко

3.2.4-» Ритмические характеристики фольклорно-сказового повествования П.П.Бажова

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ритм и синтаксис русской художественной прозы конца XIX - первой трети XX века (орнаментальная проза и сказовое повествование)»

Актуальность темы.

Несмотря на большое число работ, посвященных исследованию ритма и интонации русской речи, проблема ритмики художественной прозы продолжает оставаться актуальной. Изучение ритмики русской художественно-прозаической речи не привело пока что к однозначному толкованию этого явления и не дало конкретной методики его анализа. Оспариваются не только различные методы определения ритма художественной прозы, но и его сущность, и даже сам факт его существования как фонетико-синтаксического явления, отличного и от стихотворного ритма, и от ритма нехудожественной прозы» Большинство учёных, работающих в настоящее время над этой проблемой, признаёт необходимость комплексного исследования ритма художественной прозы, обусловленного сложностью, полифоничностью самого явления речевого ритма. Комплексная методика изучения прозаического ритма, разработанная в трудах Р.Д.Лебедевой (93,1962), Г.Н.Ивановой (65,1969), Н.В.Черемисиной (142,1971), дала возможность установить различную степень объективной ритмичности художественно-прозаических текстов сравнительно со стихотворными и нехудожественными (научной прозой, публицистикой, разговорной речью), представив её в числовом выражении. Однако предложенные методы оказались малоэффективными при выявлении индивидуального своеобразия ритма прозы отдельных писателей, требующем учёта множества других семантико-синтаксических и экспрессивно-смысловых факторов.

Очередным этапом изучения ритмики художественной прозы является установление реального стилистического своеобразия, стилистической индивидуальности ритмики того или иного художника слова.

Известно, что художественная проза не представляет сколько-нибудь однородного явления, что в ней существуют различные поэтические стили или "типы"» Русская художественно-прозаическая речь конца XIX - первой трети XX веков характеризуется сложным соотношением различных повествовательных типов, среди которых наиболее яркими являются классическая проза, орнаментальная проза и сказ. Эти поэтические стили имеют значение и для проблемы ритмики художественной прозы в целом. Прежде чем приступать к такому тонкому, "ювелирному11 делу, как выявление индивидуально-характерологических особенностей ритмики прозы отдельных писателей рассматриваемого периода истории русской литературы, целесообразно установить специфические приёмы ритмизации художественно-прозаических текстов, предопределённые повествовательным типом прозы, литературным направлением, к которому тяготеет тот или иной автор.

Предмет исследования»

Предметом исследования является ритмико-интонационная и синтаксическая организация прозаических текстов различных поэтических стилей художественной прозы конца XIX - первой трети XX веков. В классической прозе закреплена "повествовательная художественная норма", опирающаяся на речевой узус образованного современника, представленный не натуралистически, а в "обобщённом, абстрагированном виде" (36,1971,с.56,с.88), Этот тип художественной речи "свободен от эстетической установки на сопоставление с определёнными жанрами общественно-речевой практики. Прозаические формы этого типа - чистая художественная условность" (33,1980,с.74-). С установкой на речевой узус образованного современника связан в классическом повествовании и обобщённый, типизированный образ автора. Являясь речевым воплощением нормативного, "нейтрального" образа автора (повествователя), классическое повествование представляет собой искусственную художественную систему, организованпики речевых ную "таким соединением бытующих в разных сферах общественной праксредств, которого не знает сама внехудожественная языковая действительность"^,1971,с.56). Однако художественная условность повествовательной нормы классической прозы воспринимается читателем как естественное ее состояние. Повествовательная норма воплощенная в классической художественной речи,служит "нейтральным фоном" для восприятия стилизованного повествования,воплощенного в сказе, фольклорно-сказовой речи, и орнаментального повествования, ориентированного на поэтическую речь. Роль такого канона,"исходного пункта дифференциальных ощущений"(153,1925,с,26-27) выполняет не отдельное художественное произведение, а классическое объективно-авторское повествование "данной поры в целом,читательский опыт и существующее у читателя и возникшее на основании этого опыта представление о нормальном повествовании"(36,1971,с.13-14).

В рассматриваемый период истории русской литературы нейтральная повествовательная норма нашла наиболее художественно завершенное воплощение в творчестве таких художников слова, как А.П.Чехов, И.А.Бунин,А.И.Куприн, В.В.Вересаев.

Одновременно с этим канонизированным типом художественной речи существовала и другая литературная школа,провозгласившая необходимость обновления,обогащения языка художественной литературы,создания стиля,соответствующего эпохе.Идея особого поэтического языка, замоценного,эстетически значимого слова воплотилась,с одной стороны,в различных формах сказового повествования^ другой - в орнаментальной прозе. * В работе используется определение сказа,сформулированное Б.М.Эй-:енбаумом и развитое В.В.Виноградовым:"Сказ - это своеобразная ли-ературно-художественная ориентация на устный монолог повествующе-о типа,это художественная имитация монологической речи,которая как удто строится в порядке ее непосредственного говорения"(32,198О, .49;160,1927,с.214),Наряду со сказом в этот же период получают раз-итие сказовые стилизации различных фольклорных жанров(легенды, казки,сказа).

Сказ и орнаментальная проза по-разному соотносятся с литературным языком, с нормативным авторским повествованием. Если в сказе, по выражению Н.А#Кожевниковой, имеет место "гипертрофия характерности", то в орнаментальной прозе наблюдается "гипертрофия литературности" (82,1971,с.97)» Сказ имитирует особенности устной речи определённой социальной прослойки, и "в первую очередь те разновидности речи, которые находятся за пределами литературного языка", тогда как в орнаментальной прозе "отталкивание от нормативного повествования, которое ощущалось как близкое к практическому языку, а иногда даже как равное ему, выражается. в сознательном подчёркивании условности, искусственности повествования, которое достигается сближением его со стихотворной речью", (81, 197б,с.55). "Особый поэтический язык в орнаментальной прозе, -подчёркивает Н.А.Кожевникова, - это выход за рамки литературного языка, осуществлённый в рамках самого литературного языка, и обусловленный общим романтическим характером мировосприятия - а именно его ассоциативностью и синтетичностью" (81,19761,с.66)»

В качестве объекта исследования ритмико-синтаксической структуры чистого сказа были избраны рассказы Н.С.Лескова, М.М.Зощенко, фольклорно-сказового повествования - сказки Лескова, А„М.Ремизова, сказы П.П.Бажова» Особенности ритма и синтаксиса орнаментальной прозы анализировались на материале произведений А»Белого ("Петербург"), А.Ремизова ("В плену"), Ю.Тынянова ("Смерть Вазир-Мухта-ра"), К.Федина("Города и годы"), Б.Пильняка ("Голый год", рассказы).

Цель исследования - проследить, дифференцируются ли художественно-прозаические тексты, принадлежащие различным поэтическим стилям - сказу, фольклорно-сказовому повествованию и орнаментальной прозе, - особенностями своей ритмико-синтаксической организации, и если дифференцируются, то каковы самые общие закономерноети ритмико-интонационной и синтаксической структуры каждого такого художественного "типа" прозы. Выяснение этих закономерностей приблизит нас к пониманию индивидуального своеобразия художественной речи отдельных писателей и вместе с тем поможет более глубокому осмыслению содержательной стороны ритма прозаического произведения.

Поскольку сказ и орнаментальное повествование проецируются на нормативное авторское повествование, которое существует за пределами конкретного произведения либо представлено в самом произведении как нейтральный фон, на котором осуществляются смысловые и стилистические эффекты "сдвинутого повествования", целесообразно осуществлять сопоставление ритмико-синтаксической организации этих повествовательных форм на фоне классического типа художественной прозы. Для этого оказалось необходимым хотя бы в самых общих чертах охарактеризовать ритмико-интонационную структуру классического авторского повествования, воплощенного в произведениях А.П.Чехова, М.А.Бунина, А.И.Куприна, В.В.Вересаева. В настоящей работе приведены и обобщены лишь результаты статистического обследования речевого ритма прозы указанных авторов.

Неравномерность привлечения и освещения материала различных поэтических стилей обусловлена как ограниченностью рамок диссертационного исследования, так и тем, что многие ритмико-синтаксичес-кие явления, свойственные художественной речи вышеперечисленных прозаиков, были предметом наблюдений ученых и с различной степенью полноты описаны в научной литературе (См.:7,1964;147,1971;99,1967; 141,1970;89,1973;88,Г971;17,т2;10,1971;И,1982;137,1974), тогда как о ритмической организации "ненормативных" типов повествования имеются лишь отдельные наблюдения, заметки.

Цель исследования предопределила ряд частных задач, решение которых поможет установлению путей достижения художественной ритмичности прозы, выявит приёмы, переводящие ритм - естественное свойство речи - в категорию содержательно-эффективную* В настоящей работе предполагается, во-первых, выявить самые общие закономерности синтаксической организации орнаментального, фольклорно-сказо-вого повествования и сказа, обусловленные ориентацией на различные речевые сферы (стихотворная речь, фольклорные жанры, устная разговорная речь) и закрепляющие на письме некоторые наиболее существенные особенности авторской фразировки и интонирования текста; во-вторых, установить репертуар синтаксических приёмов, сообщающих повествованию различных поэтических стилей специфическую художественную ритмичность. Решение этих задач позволит, в свою очередь, сформулировать ряд предварительных выводов, предположений относительно индивидуально-авторской манеры ритмизации художественного повествования различных писателей* В-третьих, с помощью методов математической статистики делается попытка определить и сопоставить цифровые показатели отклонения от идеальной ударной« темпоральной и мелодической ритмичности художественной речи писателей классиков, "орнаменталистов" и прозаиков, повествование которых имитирует особенности устно-разговорного монолога; в-четвёртых, после обобщения ритмических показателей художественной прозы писателей, близких по речевой манере повествования, предполагается сопоставить характеристики ударного, интонационного и темпорального ритма различных поэтических стилей художественной речи» Это сопоставление позволит выявить некоторые специфические для различных типов художественного повествования принципы и направления актуализации естественного речевого ритма. В-пятых, предпринимается попытка выяснить, связано ли колебание цифровых показателей речевого ритма в отдельных художественных произведениях писателей с жанровой спецификой, структурой образа автора и обусловленными ею типами повествования, с содержательной стороной обследованных текстов, степенью их эмоциональной насыщенности и сюкетно-фабульной ролью в составе художественного целого.

Сложность проблемы предопределила необходимость использования комплексной методики исследования ритмико-синтаксической структуры художественной речи. В работе нашли применение следующие методы; а) обычный для всего марксистско-ленинского теоретического познания индуктивно-гипотетико-дедуктивный метод; б) статистические методы; в) описательный метод; г) сопоставительный метод.

Наши наблюдения направлены на четыре формы ритма: ударный, синтагматический, интонационный и синтаксический. Первым трём приёмам ритмизации текста мы даём числовое выражение, пользуясь методами математической статистики, разработанными К.Марбе, Е«Г»Кагаро-вым, Г.Н.Ивановой-Лукьяновой и успешно использованными при изучении ритмики русской речи (171,19№;71,1928;65,1969). Комплекс статистических методов позволяет выразить показания ударной, интонационной и синтагматической характеристик художественных текстов в единой числовой системе отклонения от идеальной ритмичности в распределении ритмообразующих факторов. Для исследования трёх форм ритма из произведений каждого автора было выбрано по тридцать отрывков сплошного повествования (если в произведении были использованы противоположные типы повествования, например, сказ и объективное авторское повествование, то количество анализируемых фрагментов соответственно увеличивалось), состоящего из 100 фонетических слов. Результаты статистического анализа форм речевого ритма оформлены в виде таблиц, диаграмм и вынесены в приложение»

Обследование синтаксической организации художественной речи различных поэтических стилей осуществлялось с помощью описательного метода. Описание проводилось на основе анализа синтаксической структуры целого текста привлечённых произведений. При этом выбирались художественные произведения, в которых творческая манера, индивидуальный почерк автора проявились наиболее отчётливо* Сопоставительный метод применялся при исследовании ритма и синтаксиса различных поэтических стилей художественной прозы, разных типов повествования, скомбинированных в рамках одного художественного целого, при выявлении индивидуально-авторской манеры ритмизации текстов того или иного художника слова.1 По степени ритмической организации сопоставлялись также различные композиционно-речевые формы повествования (описание, повествование, рассуждение), отдельные сгажетно-фабульные фрагменты одного произведения.

Научная новизна работы заключается в комплексной характеристике ритмико-интонационной и синтаксической структуры художественной речи, осуществляемой с помощью статистического, описательного и сопоставительного методов. Подобный подход имеет ряд преимуществ перед анализом ритмики прозы с помощью чисто статистического метода. Хотя особенности звукового строения художественной речи, поддающиеся количественному учёту, оказываются наиболее доступными для наблюдения и систематизации, но тем не менее "цифровые ритмические характеристики не могут выявить всего содержательного своеобразия ритма прозы как специфически художественного явления" (42, 1968,сЛ69-170) и установить индивидуально-характерологические черты ритмики речи отдельных прозаиков.

Ритмические показатели конкретного текста обусловлены смысловым и синтаксическим строем составляющих его фраз. "Этот ритм, -пишет Б.В.Томашевсний, есть не что иное, как следствие синтаксического строя, и потому оно не может с ним быть в каком бы то ни было противоречии, оно всецело из него вытекает. В нормальной речи интонация есть равнодействующая этих факторов, оформляющая строение речи" (129,1929,с.309-310)^ В то же время "синтаксическое строение текста не возникает как автоматическое следование писателя правилам языка, а создается в результате творческого усилия, определяясь в числе прочего и своеобразной ритмической установкой - первичным и непосредственным выражением целостного своеобразия того художественного мира, который создает в слове и словом писатель. В этом смысле ритм прозы настолько же порождается синтаксисом при читательском восприятии, насколько порождает в процессе писательского творчества синтаксическое своеобразие произведения". (Подчеркнуто нами - В.З.) "Соответственно если в стихе слово и предложение явно и непосредственно являются, говоря словами Ю.Н.Тынянова, "результантой двух рядов"(135,1965,с.40)ритмического и синтаксического, то в прозе эти два ряда предстают в одном измерении,как внутренне противоречивое, но внешне обычное ритмико-синтаксическое единство" (44,1982,с.282-283).

Нам представляется,что синтаксическая организация художественной речи,фиксирующая важнейшие особенности авторской фразировки и интонирования текста,должна учитываться при определении художественной значимости ритма прозы наряду с такими ритмообразующими факторами,как степень регулярности в чередовании ударных - безударных слогов,восходящих - нисходящих интонаций и уравненности смежных синтагм по объему.Зачастую именно синтаксическая организация текстов объясняет непосредственные причины резкого возрастания либо снижения их интонационных и синтагматических характеристик.

Мы исходим из предположения, что определение эстетической специфики ритма художественной речи может быть осуществлено не только путем аппелирования к общей идее конкретного произведения. В работе делается попытка доказать, что колебание характеристик ударного, синтагматического и интонационного ритма конкретных художественно-прозаических текстов "дышит в унисон" с поэтическим стилем прозы, типом повествования и степенью лирической окрашенности произведения либо отдельных его фрагментов.

Исходя из тезиса, согласно которому композициоц.но-речевые формы конкретного произведения (описание, повествование, рассуждение), "выражая смысл, пусть очень общий, отвлеченный,, содержат в потенции . определенную степень экспрессивности", формальным выразителем которой является ритм (21,1971,с.112), мы пытаемся также проследить, связана ли степень ритмической организации художественных текстов с их содержательной стороной, и если связана, то каков характер этой зависимости.

Новой является и сама попытка сопоставления ритмико-интона-ционной и синтаксической организации орнаментальной прозы и сказа, фольклорно-сказового повествования. Практическое значение работы.

Выявленные в процессе диссертационного исследования закономерности ритмического строения художественной прозы различных поэтических стилей могут быть использованы при постановке преподавания русского языка, литературы в школе, в вузовских курсах синтаксиса и стилистики современного русского языка, в специальных курсах и спецсеминарах, а также для совершенствования техники художественного мастерства писателей. Апробация работы.

Основные результаты исследования докладывались на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Ташкентского государственного университета (1977,1978,1981,1982), на семинарии при ФПК МГУ (1976) и ТашГУ (1980), а также изложены в трёх опубликованных статьях.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Забурдяева, Валентина Ивановна

3.2.5. ВЫВОДЫ.

I. Индивидуальное своеобразие ритмической организации художетвенной речи Н.С.Лескова возникает благодаря очень гибкой инто-тции, построенной на регулярном чередовании восходяще-нисходя-1их мелодем.

Различные типы повествования в художественной прозе данного штора отличаются по характеру интонирования: наиболее строгая щорядоченность в чередовании контрастных интонаций характеризу-л фольклорно-эпическое повествование сказки "Час воли божьей", ] авторском повествовании рассказов, сказов показатели отклонения )т идеальной интонационной ритмичности возрастают. Волнообразная, •бытовая" интонация, свойственная фольклорно-эпическому повество-аанию и сказу писателя, исчезает, уступая место однообразным ме-юдическим повышениям.

Писатель мастерски использует и выразительные возможности зинтагматического, ударного ритма. Так, высокая степень упорядо-1енности междуударных интервалов по числу безударных слогов, Правненности смежных синтагм по объему, урегулированности в чере-*овании контрастных мелодем, свойственная фольклорно-сказовому ювествованию названного автора, поддерживается дактилической ударной структурой клаузул и анапестической - зачинов синтагм. 3итмическое акцентирование начал и концовок синтагм,подчеркивающее 5х одномерность, воспринимается читателем, фиксируется его внутренним слухом. Ритмическая тенденция обнажается, ритм как естественное свойство речи становится средством художественного воздей-зтвия, порождает определенный эстетический эффект.

В сказе пониженные ритмические характеристики имитируют раз-леренность и строгую организованность естественного ритма устной разговорной речи.

Вместе с тем синтаксическая организация и ритмико-мелодиче-зкая структура сказовых текстов данного писателя определяются замыми общими элементами их содержания, степенью эмоциональной наыщенности и сюжетно-фабульной ролью в структуре целого произве-ения. Тип повествования, его композиционно-речевые формы диктуют абор определенных синтаксических элементов, которые закрепляют, иксируют в письменном тексте его фразировку и интонирование.

2. Ритмическая выразительность словесной ткани фольклорно-пического повествования сказок Ремизова создается очень высокой тепенью уравненности междуударных интервалов по числу безударных логов и урегулированности смежных синтагм по количеству фонетиче-ких слов, использованием в начально-конечных и смежных синтагмах дного предложения, а также в начальных, конечных синтагмах смеж-ых конструкций одинаковых ритмических фигур. Колебание ударных и нтонационных характеристик в художественной речи данного писате-я определяется содержанием текстов.

3. Ударные и синтагматические характеристики сказовых текстов .Зощенко ниже аналогичных показателей в сказе Н.С.Лескова. В то э время сказ Зощенко значительно уступает сказу Лескова в плане рганизации интонационного ритма. Однако внутрифразовое мелодиче-кое однообразие компенсируется у данного прозаика интонационной лбкостью целого текста, возникающей вследствие регулярного исполь-ования коротких предложений, реализующих одну интонационную волну.

Ритмико-синтаксическая организация различных по времени напи-ания произведений М.М.Зощенко не оставалась неизменной. Вместе с золюцией творческой манеры этого художника слова, изменением типа зссказчика, функций сказовой формы повествования, модифицировалась знтаксическая организация повествования и, соответственно, струк-гра речевого ритма. Наиболее яркая, выразительная ритмичность зойственна рассказам писателя, опубликованным в 20-х годах нашего жа. Повышенная ритмичность "Рассказов Назара Ильича г-на Синебрю-)ва" возникает благодаря урегулированности в чередовании контрарных мелодических рисунков внутри отдельных предложений и упорядочению в расположении ударных слогов между безударными. Выразительная ритмичность коротких, ударных рассказов писателя содает-ся высокой степенью уравненности смежных синтагм по числу фонетических слов.

Повесть "Возмездие" и рассказы, опубликованные в ЗО-х годах отличаются высокими показателями интонационного ритма. Останавливает внимание тот факт, что характеристики ударного ритма текстов, повествование которых ведется от лица персонифицированных рассказчиков (Н.Синебрюхов, А.Л.Касьянова), меньше аналогичных величин в текстах, которые организованы точкой зрений анонимного сказителя.

Колебание ритмических показателей в отрывках из произведений указанного автора обусловлено и их содержанием. Самыми ритмичными являются у него фрагменты, дающие описание действий и заключающие характеристики персонажей. В рассказах М.Зощенко обнаруживается тенденция ритмического разграничения начальных и финальных частей.

Характеристики ударного ритма художественной речи П.П.Ба-кова значительно выше аналогичных величин в фольклорно-сказовом зовествовании Н.С.Лескова, А.М.Ремизова и сближаются с цифровыми юказателями сказа М.М.Зощенко. В то же время по показателям синтагматического ритма сказовое повествование Бажова сближается с Эолее ритмичным фольклорно-сказовым повествованием Лескова, Ремизова. По степени организации интонационного ритма фольклорно-ска-зовое повествование указанного автора значительно уступает как фольклорно-эпическому повествованию, так и сказу Н.С.Лескова. Как 1 в сказе М.Зощенко, однообразие мелодических рисунков внутри гредложений компенсируется у Бажова гибкой интонацией целого тек-)та, возникающей вследствие преобладания у автора одно-или двусин-гагменных конструкций. Таким образом, не только синтаксическая ор-'анизация, но и специфическая ритмическая структура прозы данного 1втора является следствием взаимодействия двух начал: имитации гстной речи и фольклорно-сказовой стилизации. Влиянием фольклор-[о-сказового начала обусловлены низкие показатели синтагматиче-¡кого ритма. Характеристики ударного и интонационного ритма зацепляют в письменном тексте особенности ритмоинтонации устной »азговорной речи. Колебание ритмических характеристик отдельных ;екстов указанного автора является содержательно-эффективным. Ор,-[ако выявленные тенденции взаимообусловленности ритма и смысла в :удожественной речи данного прозаика не имеют характера строгой (акономерности и допускают отступления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

I. Анализ синтаксической структуры неклассических поэтиче-ких стилей русской художественной прозы конца XIX - первой тре-и XX вв. обнаружил, что в орнаментальной прозе и сказе использу-тся ряд структурно совпадающих, но стилистически контрастных син-аксических построений. В рассматриваемых типах художественной розы имеют место ритмико-синтаксические явления, которые, буду-и функционально и стилистически нетождественными, различаются 'акже некоторыми формальными чертами. К ним относятся: а) инвер-ия и дислокация членов высказывания и синтагмы; б) синтаксический :араллелизм; в) перечисления; г) повторы.

Известно, что в орнаментальной прозе, как и в стихотворной >ечи, инверсия и дислокация членов синтагмы и высказывания не вле-ет за собой изменение в расположении акцентов. В поэтически окраинных конструкциях с инверсированными и дислоцированными членами охраняется свойственная нейтральной литературной речи восходящая кцентная структура с усиленным ударением на конце синтагмы, выска-ывания (7б,197б,с.141). В сказовых текстах инверсия и дислокация ленов синтагмы и высказывания, отражая свойственную разговорной ечи тенденцию к препозиции той части синтаксического объединения, :оторая несет самый сильный акцент (75,1969,с.7), напротив, сопро-ождается нисходящей (восходяще-нисходящей) либо двухвершинной кцентной структурой.

Орнаментальная проза активно использует в качестве выразитель-ого приема ритмизации явление синтаксического параллелизма, скреп-:яющего предикативные части, отдельные предложения, ССЦ. Симметрия интаксической структуры частей СП, отдельных конструкций, сопро-ождаемая синонимичностью их содержания, может порождать смысловую радацию. Преобладание в тексте именных либо глагольных фраз, симметричных по строению и словорасположению, выполняет художественно-изобразительные функции. Писатели - орнаменталисты охотно прибегают к приему параллелизма, основанному на отрицательном противопоставлении, а также к зеркальной симметрии (то есть хиастиче-скому словорасположению членов синтаксически однотипных предикативных основ). Синтаксическая структура фразы обычно отягощается пространными перечислительными рядами однородных членов, а также контекстуально-синонимическим повтором однородных членов, порождающим прием градации.- Интенсивное использование подобных построений - результат влияния стихотворной речи, в которой они обычны. Явление синтаксического параллелизма регулярно сопровождается в орнаментальном субъективно-авторском повествовании повторами. Помимо простейших случаев внутрифразовой повторности слов, здесь, как и в лирической поэзии, используются различные фигуры повторности: анафора, эпифора, кольцо, стык, подхват, повтор-спираль (см.В.Жирмунский - 53,1975).

При этом анафорический, эпифорический и кольцевой повторы могут скреплять соседние синтагмы, части сложного предложения, отдельные предложения, ряд предложений, составляющих одно ССЦ, ряд ССЦ, отдельные фрагменты произведения, разделенные значительным текстовым пространством, главки, главы, начальные и финальные отрывки произведения. Материально повторяющиеся элементы могут быть представлены: словами (знаменательными, служебными), словосочетаниями, предикативными основами, отдельными предложениями,СП, СП усложненного типа, ССЦ, тематически законченными фрагментами. Простейшая повторность слов, словосочетаний, предикативных основ на уровне простого, сложного предложения, ССЦ выполняет в орнаментальной прозе несколько функций: а) является средством акцентирования, усиления, выдвижения особо важных элементов смысла в микроконтексте, что позволяет выявить относительную значимость выделенix фрагментов в структуре целого произведения; б) выполняет роль зязующего средства на уровне СП, ССЦ; в) участвует в создании эиема градации; г) позволяет передать субъективно-модальные и лоциональные оттенки отношения автора к сообщаемому; д) будучи одержанной звукописью и симметрией в расположении ударных и бездарных слогов, создает инерцию ритмического движения в микро-энтексте; и е), наконец, осуществляя "торможение образной массы", эздавая из нее "своеобразные ступени", простейшая повторность зодлевает "видение вещи", уничтожает автоматизм читательского эсприятия (153,1925,с.30; 152,1925,с.12).

На основе простейшей повторности возникают контактные и дис-штные словесные темы и лейтмотивы, В художественной речи Б.Пиль-5ка, А,Ремизова лейтмотивность приобретает четкое структурное кормление и, вытесняя сюжет, становится конструктивным принципом ^строения повествования, В субъективном повествовании Ю.Тынянова, .Федина встречаются чаще всего контактные повторы, создающие ;инство и цельность небольших, обособленных от сюжетного движения )агментов. Лейтмотивы могут организовывать контрастные и сходные ]ды. Не только первые, но и вторые модифицируются по структуре и шчению. Часто ключевая тема, выявленная с помощью повтора, тран-зормируется, углубляется благодаря неожиданности и новизне слово-ттребления. Сочетание прямого и метафорического словоупотребления ш повторе, приводящее к "остранению слова в минимальном контексте распространению его влияния на большие фрагменты текста" (81,1976, 58-59), способствует выявлению имплицитного плана повествования, федаче авторской оценочной интенции. Дистантные повторы, осуще-;вляющие перекличку значительных частей повествования, исполь-гются и как композиционный прием. Они позволяют также выде-[ть ряд ключевых тем, последовательно пронизывающих повествование, [разить наиболее важные авторские идеи. Дистантные и контактные лейтмотивы употребляются и как специфическое художественное средство при описании обстановки, характеристике персонажей.

Ориентация на стихотворную речь проявилась в орнаментальном повествовании и в использовании выразительных возможностей звукописи (аллитерационно-ассонансных рядов, рифм, полурифм, пароними-ческих сочетаний).

Повторы, перечисления, синтаксический параллелизм, звукопись, инверсия и дислокация членов высказывания и синтагмы сообщают орнаментальному повествованию поэтическую окрашенность, которая поддерживается и лексическим контекстом.

В чистом сказе явлени-е синтаксического параллелизма имеет ограниченное применение. Оно проявляется обычно в тех ССЦ, которые зтроятся из односоставных обобщенно-личных, неопределенно-личных предложений, сообщающих повествованию народно-поэтическую окраску, дли из цепочек распространенных парцеллированных сказуемых. Пере-зислительные ряды нераспространенных однородных сказуемых, глав-зых членов односоставных предложений, реже - дополнений и обстоятельств состоят, как правило, из двух - трех членов. Повторы злов, словосочетаний и предикативных основ осуществляют в сказе, 1редставляющем "однонаправленное двухголосое слово" (12,1972), зледующие функции: являясь знаками спонтанной устной речи, а) они акцентируют ключевые моменты высказывания; б) выступают в роли $аполнителей пауз обдумывания; в) служат средством выражения жспрессивно-оценочной интенции рассказчика. В сказе, представ-шющем собой "разнонаправленное двухголосое слово", сложные фор-[ы повторов, сочетающиеся с рамочными конструкциями и хиастиче-¡ким словорасположением в смежных построениях, сообщают тексту эпическую окраску, контрастирующую с незначительностью, мизерно-тью самого излагаемого факта, подчеркнутого бытовой, сниженной ;ексикой, что порождает комический эффект и используется в качестве выразительного средства иронического пародирования манеры изложения рассказчика. В данном типе повествования встречаются такие формы повторов, как внутрифразовый тавтологический, сино-нимо-тавтологический (паратаксические сочетания имен, глаголов, наречий), анафора и повтор-подхват, сопровождающий явление парцелляции.

2. Наряду с ритмико-синтаксическими построениями в орнаментальном повествовании и сказе используются конструкции омонимичные, совпадающие структурно, но различающиеся функционально. К ним относятся парцеллированные, сегментированные, вводные и вставные конструкции, обособленные члены уточняюще-пояснительного характера, вопросительные и восклицательные, эллиптические и номинативные предложения. В орнаментальной прозе эти синтаксические явления порождают повествование, отличающееся нарочитой усложненностью, замысловатостью ритмико-синтаксического рисунка. Совместно с такими конструктивными элементами ритмико-синтаксической организации орнаментального субъективно-авторского повествования, как синтаксический параллелизм, повторы и возникающие на их основе лейтмотивы, сквозные словесные темы, перечисление, они формируют особую художественно-речевую систему, противопоставленную нейтральной повествовательной норме классической художественной прозы. По нашим наблюдениям, эти построения, как и ритмико-синтак-сические приемы, выступают в художественной речи А.Белого, А.Ремизова, Б.Пильняка в роли конструктивного принципа организации всей словесной ткани, а в прозе К.Федина, Ю.Тынянова они организуют речевое движение фрагментов субъективно-авторского повествования.

Будучи употребленными в сказовом повествовании в качестве сигналов устной речи, данные синтаксические конструкции совместно с инверсией и дислокацией членов на уровне синтагмы и высказывания, повторами, сложными предложениями и сложными синтаксичесши целыми, построенными по принципу ассоциативного нанизывания оставляющих элементов, позволяют зафиксировать в письменном тенге основные тенденции ритма и интонации устной речи: I) резкое овышение тона на интонационном центре' синтагмы - ударном слоге зделенного слова, что создает эффект интонационной прерывистости; ) членение речи на минимальные синтагмы (23,I963,c.I70); 3) преоб-адание нисходящей (восходяще-нисходящей) либо двухвершинной ак-знтной структуры в простом высказывании; 4) ритмическое чередовало сильноударных и слабоударных звеньев в сложном высказывании 76,1976,с.I33-I38;9I,I976,c.I85-I9I). С помощью этих синтаксиче-*их элементов писатели отражают спонтанность, неподготовленность зтной речи, имитируют присущие ей гибкость, прерывистость.

Характер функционирования синтаксических сигналов устности и зтмико-синтаксических средств, сообщающих эмоционально-окрашен-ш фрагментам фольклорно-поэтический колорит, в сказе различных доожников слова неоднозначен. В рассказах Лескова использование эимет устной разговорной речи отличается неравномерностью, что эедопределяется типом повествования, типом рассказчика, степенью ?о образованности, сюжетно-фабульной ролью фрагмента, его содер-шием, степенью его эмоциональной насыщенности. В рассказах Зо-знко, напротив, лексико-синтаксические средства, формирующие сказ, )оявляются- в любом, наугад взятом фрагменте. В то же время самый шертуар синтаксических сигналов сказа Зощенко претерпевал значи-)льные изменения в зависимости от типа рассказчика, который моди-щировался у прозаика соответственно эволюции его творческой ма-)ры и художественной формы произведений. Различным типам зощен-)вского рассказчика соответствовали и разные языковые маски.

3. Некоторые синтаксические построения (рамочные конструкции, ¡оказывания с препозицией ремы-глагольного сказуемого), выполняю-ie в сказе роль знаков устности, становятся конструктивной основой синтаксической организации фольклорно-сказового повествования Н.С.Лескова,А.М.Ремизова,П.П.Бажова, Интенсивность их употребления в этом типе повествования резко возрастает, функциональная нагрузка усложняется: они выступают здесь не столько в качестве сигналов устности, но прежде всего участвуют в формировании особого эпического повествования, воплощают идею народного языка. Что же касается других синтаксических примет спонтанной устной речи (парцеллированных, сегментированных, вводных, вставных конструкций и т.д.), то частотность их использования в* прозе различных писателей неодинакова, но в пределах конкретного художественного целого она относительно равномерна. В сказах Бажова, повествование которых ведется с точки зрения рассказчика в форме I лица, активность их употребления велика. Поскольку автор не представляет читателям рассказчика, его социально-определенное лицо вырисовывается с помощью указанных языковых черт, поддерживающих иллюзию чужой устной речи. В сказах и сказке "Час воли божьей" Н.С.Лескова, в цикле сказок А.М.Ремизова повествование, организованное безличным рассказчиком в форме 3 лица, предопределило резкое снижение удельного веса подобных синтаксических построений. Впечатление спонтанного устного говорения ослабляется тем, что фольклорно-сказовое повествование ориентировано здесь преимущественно на художественно обработанные формы устной речи, свойственные народному эпосу. К числу приемов, сообщающих данному типу повествования фольклорно-поэтическую окраску, относятся пара-таксические повторы слов; простейшие модели симметрии строения и словорасположения частей сложного предложения, подкрепленные двукратным (реже трехкратным) анафорическим либо эпифорическим повтором, сложные синтаксические целые, построенные из цепочек парцеллятов - распространенных глагольных сказуемых, либо из односоставных неопределенно-личных предложений; такие формы звуковой инструментовки текста, как конечные рифмы, скрепляющие смежные синтагмы или начально-конечные синтагмы одного высказывания, и синтаксически связанные паронимические сочетания; традиционные для народного эпоса зачины и концовки; сказовые формулы, фразы и, наконец, явление "макроритма", то есть повтора сю-жетно-фабульных и композиционных элементов произведения. Таким образом, фольклорно-сказовое повествование представляет собой органическое соединение литературной имитации устной речи и фольклорно-сказовой стилизации, с преобладанием первого начала в сказах Бажова, начала второго - в сказках Ремизова, Лескова.

Неоднородность синтаксического строя художественной прозы различных поэтических стилей определяет различие их ритмико-ин-тонационной структуры. Проведенное статистическое обследование художественных текстов классической, орнаментальной прозы и сказа показало, что самая низкая степень актуализации естественных внутриречевых ритмомелодических факторов наблюдается в классическом объективно-авторском повествовании А.И.Куприна, В.В.Вересаева. Об этом свидетельствуют очень высокие среднеарифметические и наиболее распространенные показатели отклонений от идеальной ударной, интонационной и синтагматической ритмичности, а также большие интервалы колебания данных характеристик в текстах названных прозаиков.

Ритмико-мелодические характеристики художественных текстов &.П.Чехова, И.А.Бунина значительно ниже аналогичных величин в художественной речи В.В.Вересаева и А.И.Куприна. Это обусловлено геи, что художественная проза Чехова, Бунина испытала воздействие юэзии, музыки. Лирический способ освещения событий, фактов, героев здесь доминирует над эпическим. Лирическая окрашенность сло-зесной ткани текстов данных авторов предопределила актуализацию гак вторичных признаков стиха, так и внутриречевых ритмико-мелоических явлений. Следовательно, уже в рамках классического автор-кого повествования вызревали некоторые тенденции, получившие ги-ертрофированное выражение в прозе орнаментальной. В целом же лассическая художественная проза рассматриваемого этапа литера-урного развития уступает и орнаментальной прозе,и сказу по степе-[и организации ударного, интонационного и синтагматического ритма.

5. В орнаментальной прозе А.Белого, А.Ремизова, Б.Пильняка, (.Тынянова, К.Федина функциональная значимость ритма резко возражает. При этом динамический ритм предстает здесь не только в фор-1е характерного для прозы "нарушения беспорядка", но даже и как 'нарушение порядка" (см.характеристики ударного и синтагматическо-'0 ритма в прозе А.Белого), присущего стиху. Актуализация внутри-эечевых ритмомелодических элементов, как и ритмико-синтаксических 1риемов, осуществляется здесь под знаком ориентации на стихотвор-1ую речь и служит одним из факторов создания особой поэтической )истемы, противопоставленной классическому повествованию. Колеба-1ие ритмических характеристик в художественной речи вышеперечис-1енных прозаиков оказывается художественно значимым: оно определяется содержательной стороной и эмоциональной насыщенностью худо-кественных текстов, а также их сюжетно-фабульной ролью в художественном целом.

6. Сказовые формы повествования Н.С.Лескова, А.М.Ремизова, Л.М.Зощенко, П.П.Бажова также более ритмичны в плане организации ударного и синтагматического ритма, чем классическое авторское повествование. Об этом свидетельствуют графики, регистрирующие рас-тределение ударных и синтагматических характеристик в художественных текстах данных писателей. Только в сказе Н.С.Лескова, испытав-лем сильное воздействие книжного начала, наиболее распространен-аый показатель ударного ритма превышает типичную для сказа харак-геристику. Что же касается характеристик интонационного ритма, то зказовые тексты Лескова, состоящие большею частью из сложных предложений, в которых доминирует бессоюзная связь, отличаются очень высокой степенью интонационной ритмичности, о чем свидетельствуют среднеарифметический, наиболее употребительный показатели и небольшой интервал колебаний данной характеристики. В то же время художественные тексты М.Зощенко и Бажова оказались менее ритмичными в плане внутрифразовой урегулированности в чередовании восходящих и нисходящих интонаций, чем отрывки из произведений А.П.Чехова, И.А.Бунина. Однако внутрифразовая мелодическая монотония компенсируется в художественной речи Зощенко и Бажова мелодической гибкостью текста в целом, возникающей благодаря тому, что он строится преимущественно из коротких, одно-либо двусинтагменных предложений, реализующих одну интонационную волну.

Пониженные ритмические характеристики сказового повествования имитируют естественную ритмическую упорядоченность, свойственную устной разговорной речи. Однако сказ не просто отражает ритмико-интонационные тенденции разговорной речи. В этом типе повествования ритмомелодические формы дифференцируются и интегрируются в соответствии с композиционно-речевой структурой повествования, сюжетно-фабульным строением художественного целого и степенью эмоциональной насыщенности отдельных его моментов. Ритмическая структура сказового повествования также оказывается содержательно-эффективной. В сказе Лескова, Зощенко эта художественная упорядоченность естественного ритма имеет более выраженный характер, приобретая форму некоторых закономерностей, в сказовом повествовании П.П.Бажова она осуществляется как ряд общих тенденций, допускающих отступления. По степени организации форм ударного и интонационного ритма художественная речь Бажова ближе к сказу Лескова, Зощенко, нежели к фольклорно-ска-зовому повествованию Лескова, Ремизова.

7. В фольклорно-сказовом повествовании Лескова, Ремизова за-нетна еще более строгая художественная упорядоченность внутрире-1бвых ритмомелодических, а также ритмико-синтаксических факторов, ¡ем в сказе. Так, Лесков, стилизуя различные жанры народного эпо-;а, актуализирует в легенде "Левша" и сказке "Час воли божьей" нетождественный набор ритмообразующих факторов. Стилизация одного фольклорного жанра в творчестве различных художников слова тоже эсуществляется с помощью неоднородных комплексов ритмообразующих средств, что обусловливает появление индивидуальных вариантов, отличающихся как друг от друга, так и от исходного жанра. Ярким примером того, насколько своеобразными, оригинальными по своей ритмической структуре могут быть различные стилизации одного жанра устного народного творчества, служат сказки Н.С.Лескова и А.М.Ремизова.

8. Сопоставление сводных статистических данных, регистрирующих колебание ударных, синтагматических и интонационных характеристик в различных поэтических стилях художественной прозы рассматриваемого периода, подтверждает вышеприведенные выводы. Графики, построенные в результате статистической обработки показателей ударного, синтагматического и интонационного ритма текстов классического авторского повествования, орнаментального субъективно-авторского повествования и сказа показывают, что орнаментальная проза и сказ более ритмичны, нежели проза классическая (см.рис.10).

Так, начальная и конечная точки графика, демонстрирующего распределение ударных характеристик в орнаментальной прозе, отступают влево относительно аналогичных точек в графике, отражающем колебание данных показателей в классической прозе. Несмотря на то, что вершины кривых совпадают (<5 н.р. = 1,1), график орнаментальной прозы оказывается смещенным влево, в сторону минимальных показателей <Ь . Площадь графика, регистрирующего распределение показателей ударного ритма в сказовом повествовании, также смещена влево относительно площади, очерченной кривой, отражающей употребление данных характеристик в классической прозе.

Еще более яркая контрастность различных типов художественной прозы обнаруживается при сопоставлении синтагменных графиков (см. рис.II). Наиболее распространенные показатели синтагматического ритма в орнаментальной прозе (0,06 и 0,1) ниже, чем в прозе классической (0,18 и 0,14). Амплитуда колебания данных характеристик первой заключена в пределах от 0 до 0,23, второй - от 0,02 до 0,42. Наибольшее число текстов орнаментальной прозы имеет характеристики К > 2 от 0 до 0,14, тогда как в классической прозе этот интервал шире: от 0,06 до 0,26. Третьим по частоте употребительности в орнаментальной прозе является показатель К > 2, равный нулю.

Сказовое повествование также отличается более высокой степенью уравненности смежных синтагм по объему, нежели классическая проза. Однако степень контрастности ритмической организации здесь оказывается менее разительной. На это указывает меньший, чем в классической прозе, наиболее распространенный показатель (0,1), совпадающий со вторым по степени употребительности показателем в классической прозе, и более узкий интервал колебания синтагматических характеристик (0,02 - 0,34). Наибольшее число выборок из сказовых текстов имеет характеристики К > 2, расположенные в границах от 0,06 до 0,18, тогда как в классической прозе эти пределы шире.

В орнаментальном повествовании наблюдается более высокая, чем в классической прозе, степень упорядоченности в чередовании контрастных мелодических рисунков синтагм (см.рис.12).

Наиболее распространенные показатели в этих типах художественной прозы совпадают (О н.р. = 0,6), но вторые по степени употребительности - различаются (в орнаментальной прозе - 0,5, в классическом повествовании - 0,7), Интервал колебания данных величин в орнаментальной прозе ограничен пределами от 0,29 до 0,9, большая часть случаев приходится на показатели от 0,3 до 0,7, в то время как в классической прозе аналогичная характеристика шире: от 0,25 до I (большая часть случаев расположена в границах от 0,4 до 0,9)* Площадь графика К> 2 орнаментальной прозы сменена влево, в сторону минимальных показателей синтагматического ритма.

Вершина и начальная точка интонационного графика, отражающего характер использования интонационных показателей в сказовом [ювествовании Лескова, Зощенко, Бажова, также смещена влево на одно деление относительно идентичных точек кривой распределения данных характеристик в классической прозе. Однако интервал колебания этой характеристики в сказе (0,2 - I) еще больше, чем в классической прозе (0,25 - I). Но мелодическая монотония внутри отдельных 1редложений в прозе Зощенко и Бажова нейтрализуется интонационной гибкостью целых текстов.

Сопоставление среднеарифметических, наиболее распространениях показателей, амплитуд колебания трех ритмических характеристик з сказе и орнаментальном субъективно-авторском повествовании различных писателей (таблицы 12 и 16; рис.4 и 7; 5 и 8, 6 и 9), ана-1из сводных данных (рис.10,II,12) убеждает в том, что в орнаментальной прозе внутриречевые ритмомелодические факторы упорядочены 5ольше, чем в сказовом повествовании.

9. Таким образом, орнаментальная проза и сказ, сближаясь мате-шально, в плане использования некоторых сходных по внешнему устройству синтаксических конструкций и более строгой, чем в клас-¡ическом повествовании, упорядоченности внутриречевых ритмообразуюих средств, резко различаются функционально-стилистически. В ор-аментальной прозе актуализация форм ударного, интонационного и интагматического ритма, синтаксических ритмообразующих факторов, нтенсивное использование синтаксических построений, омонимичных онструкциям, имитирующим в сказе некоторые особенности спонтан-ой устной речи, осуществляется с целью создания особой художест-енно-речевой системы, поэтического языка, противопоставленного зыку классической литературы. В сказе синтаксические сигналы стности и ритмомелодические факторы позволяют отразить естествен-[ые ритмомелодические тенденции устной разговорной речи.

10. Характер, формы, приемы актуализации различных факторов >итма в структуре художественного целого определяются системой ис-юльзованных в нем типов повествования, композиционно-речевых юрм повествования, степенью выраженности авторского субъективно-щеночного начала, а также принадлежностью произведения к одному 13 существующих в данный период русской художественной литературы юэтических стилей или "типов" прозы. У каждого прозаика эта связь )итма и смысла оказывается индивидуально своеобразной, предопреде-¡енной творческой манерой, конкретными художественными задачами.

Разработка данного направления исследования может быть продолжена путем выявления специфических особенностей функционировали структурно совпадающих, но стилистически контрастных синтакси-íecкиx построений в художественной речи различных писателей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Забурдяева, Валентина Ивановна, 1985 год

1. Аванесов Р.И. Ударение в современном русском литературном языке. М., 1955. - 56 с.

2. Артемов В.А. Об интонации. В кн.: Труды военного института иностранных языков. - М., 1953, №3. с. 1-34; №4. с.1-54.

3. Артемов В.А. К вопросу об интонации русского языка. -В кн.: Ученые записки Московского госпединститута иностранных языков. М., 1953, т.6, с.9-54.

4. Артемов В.А. О некоторых правилах взаимоотношения интонации и синтаксиса. В кн.: Тезисы докладов межвузовской конференции "Синтаксис и интонация". - М., 1962, с. 30-35.

5. Арутюнова Н.Д. О синтаксических типах художественной' прозы. В кн.: Общее и романское языкознание. - М., 1972, с.189-199.

6. Асафьев Б.В. Избранные труды. М., 1952, т.1. - 400 е.; 1957, т.5. - 388 с.

7. Бадаева Н.П. Синтаксические приемы ритмизации авторской речи в рассказах А.П.Чехова. В кн.: Чехов - великий художник слова.-Ростов-на-Дону, 1964, с. 25-58.

8. Баландина Н.В. Приемы сказа (на материале романа М.М.Пришвина "Кащеева цепь"). В кн.: Вопросы языка современной русской литературы. - М.:Наука, 1979, с. 386-400.

9. Балухатый С.Д. Некоторые ритмико-синтаксические категории русской речи. Известия Самарского университета, Самара, 1922, № 3, с. 14-26.

10. Барковская Л.Ф. Идейно-эстетическое значение ритма в рассказах И.А.Бунина. Известия Воронежского пединститута, т. 114, Воронеж, 1971, с. 54-61.

11. Барышникова K.K, Ритм и интонация. В кн.: Экспери-1ентально-фонетические исследования речи. Вып.2, Минск, 1969, ). 15-26.

12. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература. Изд. 3-е, 1972. - 465 с.

13. Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1934. - 317 с.

14. Белый А. О художественной прозе. "Горн", кн. П-Ш, 919, с. 49-55.

15. Белый А. Ритм как диалектика и "Медный всадник". М.: Федерация, 1929. - 279 с.

16. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М^:Прогресс, 1974, 377-384.

17. Бицилли П.М. Творчество Чехова. Опыт стилистического шализа. София, 1942. - 138 с.

18. Бобров С.П. Синтагмы, словоразделы, литавриды (понятие ) ритме содержательно-эффективном и о естественной ритмизации )ечи). Русская литература, 1965, № 4, с. 80-101; 1966, tö I,i. 79-97.

19. Бондарко A.B. Звуковой строй современного русского язы-са. М.: Просвещение, 1977. - 172 с.

20. Бонди С.М. О ритме. В кн.: Контекст - 1976. Литератур-ю-теоретические исследования. - М.: Наука, 1977, с. 100-129.

21. Брандес М.П. Стилистический анализ. М., 1971. - 160 с.

22. Брик О.М. Ритм и синтаксис. Новый ЛЕФ. - М., 1927, 2 4, с. 23-29; № 5, с. 32-37; № 6, с. 33-39.

23. Брызгунова Е.А. Практическая фонетика и интонация рус-¡кого языка. М., 1963. - 306 с.

24. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М.: рогресс, 1969. - 251 с.

25. Брызгунова Е.А. Интонация. В кн.: Русская грамматика. - М., 1980, т.1, с.96-122.

26. Брызгунова Е.А. О смыслоразличительных возможностях русской интонации. Вопросы языкознания, 1971, № 4, с. 42-52.

27. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М.: Высшая школа. 1970. - 202 с.

28. Ваараск П.К. Тонические средства речи. ч.1,-Таллин, 1964. 185 с.

29. Ванников Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. М.: Русский язык, 1979. - 291 с.

30. Виноградов В.В. Язык Зощенки. В кн.: Михаил Зощенко. Статьи и материалы. - Л., 1928, с. 51-92.

31. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Художественная литература, 1959. - 641 с.

32. Виноградов В.В. Проблема сказа в стилистике. В кн.: В.В.Виноградов. О языке художественной прозы. Избранные труды. - М.: Наука, 1980, с. 43-54.

33. Виноградов В.В. О художественной прозе. В кн.: В.В.Виноградов. О языке художественной прозы. Избранные труды. - М.: Наука, 1980, с. 56-175.

34. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: АН СССР, 1963. - 250 с.

35. Винокур Г.О. Понятие поэтического языка. В кн.: Винокур Т.О. Избранные работы по русскому языку. - М.» 1959, с. 388393.

36. Вопросы языка современной русской литературы. Литературный язык и художественное повествование. М.: Наука, 1971. -96с.

37. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Теория русской речевой интонации.- Петербург, 1922. 128 с.

38. Галеева М.М. Элементы фразовой интонации речи. В кн.: Проблемы теоретической и прикладной фонетики и обучение произношению. Материалы межвузовской научно-методической конференции.- М., 1973, с. 170-172.

39. Гвоздев А.Н. К вопросу о фонетических средствах русского языка. В кн.: А.Н.Гвоздев. Избранные работы по орфографиии фонетике. -М., 1963, с. 141-182.

40. Гвоздев А.Н. О фонологических средствах русского языка.- М.5 Л., 1949. 168 с.

41. Гвоздев А.Н. Современный русский язык. ч. П, изд. 3-е,- Просвещение, 1966. 342 с.

42. Гиршман М.М. Содержательность ритма прозы. Вопросы литературы, 1968, N5 2, с. 169-183.

43. Гиршман М.М. Над строками анкеты. Вопросы литературы. 1973, № 3, с. 126-135.

44. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М.: Советский писатель, 1982. - 327 с.

45. Громов П. Путь Зощенко. В кн.: Михаил Зощенко. Избранные произведения в двух томах, т. I., - Л., 1968, с. 3-46.

46. Гучинская Н.О. Ритм и стиль в стихах и прозе. ч.1, Стихи. Стилистика художественной речи. Вып.П, Сборник научных работ. - Ленинград, 1975, с. 94-101.

47. Долежел Л., Гаузенблас К. Нейтрализация противопоставления в языково-стилистической структуре. В кн.: Проблемы современной филологии. - М.: Наука, 1965, с. 118-122.

48. Драгомирецкая Н.В. Стилевые искания в ранней советской прозе. В кн.: Теория литературы. кн.Ш. - М.: Наука, 1965,с. 130-171.

49. Яинкин Н.й. Механизмы речи. М., 1958. - 370 с.

50. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. - 156 с.

51. Жирмунский В.М. Вопросы теории литературы. Л., 1928.- 357 с.

52. Жирмунский В.М. О ритмической прозе. Русская литература, 1966, № 4, с. 103-114.

53. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975. - 664 с.

54. Забурдяева В.И. О ритме русской прозаической речи. -Вопросы русского и общего языкознания. Сборник научных трудов № 580.-Ташкент, 1979, с. 135-145.

55. Забурдяева В.И. Ритмическая структура художественной речи А.Белого. Исследования по семантике русского языка. Сборник научных трудов № 182.-Ташкент, 1982, с. 78-81.

56. Зелинский К. Поэма страха. В кн.: А.Белый. Петербург.- М., 1935, с. XXI.

57. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения, М.: Русский язык, 1979. - 237 с.

58. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь. М.: Наука, 1981. - 273 с.

59. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Л., 1960. - 336 с,

60. Златоустова Л.В. Фонетическая структура слова в потоке речи.-Казань, 1962. 155 с.

61. Златоустова Л.В. Изучение звучащего стиха и художественной прозы инструментальными методами. В кн.: Контекст-76.- М., 1977, с. 61-80.

62. Златоустова Л.В. О единице ритма стиха и прозы. В кн.: Актуальные вопросы структурной и прикладной лингвистики. - М., 1980, с. 83-89.

63. Зощенко М. О себе, о критиках и о своей работе. В кн.: М.Зощенко. Статьи и материалы. - Л., 1928, с. 7-11.

64. Иванов B.B. Категория определенности неопределенности и шифтеры. - В кн.: Категория определенности - неопределенности в славянских и балканских языках. - М.: Наука, 1979, с. 90 - 118.

65. Иванова Г.Н. Ритмика русской прозы. АКД, М., 1969.13 с.

66. Иванова Г.Н. О ритме прозы. В кн.: Развитие фонетики современного русского языка. - М.: Наука, 1971, с. 128-146.

67. Иванова Г.Н. Об ударности динамически неустойчивых слов. В кн.: Развитие фонетики современного русского языка. -М.: Наука, 1971, с. 170-188.

68. Иванчикова Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского, М.: Наука, 1979. - 286 с.

69. Иванчикова Е.А. Лексический повтор как экспрессивный прием синтаксического распространения. В кн.: Мысли о современном русском языке. - М.: Просвещение, 1969, с. 126-139.

70. Иванчикова Е.А. Синтаксис текстов, организованных авторской точкой зрения. В кн.: Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза - М.: Наука,1977.

71. Кагаров Е.Г. О ритме русской прозаической речи. Доклады Академии наук СССР, вып. Ш. - Л., 1928, 30 с.

72. Канышева Т.А. К вопросу об интонации и грамматике.-В кн.: Законы семантического развития в языке. М., 1961, с. 120-139.

73. Ковтунова И.И. О понятии инверсии. М.: Наука, 1965, с. I67-I7I.

74. Ковтунова И.И. Порядок слов в русском литературном языке ХУШ первой трети XIX в. - М.: Наука, 1969. - 227 с.

75. Ковтунова И.И. О порядке слов в русском языке. Русский язык в национальной школе. 1969, № 2, с. 6-12.

76. Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М.: Просвещение, 1976. -235 с.

77. Ковтунова И.И. Порядок слов в стихе и прозе. В кн.: Синтаксис и стилистика. - М.: Наука, 1976, с. 43-64.

78. Ковтунова И.И. Структура художественного текста и новая информация. В кн.: Синтаксис текста. - М.: Наука, 1979, с. 262-275.

79. Кожевникова Кв. Субъективизация и ее отношение к стилюVсовременной эпической прозы. tbbfasüoifctrtfici' гил1бШга'9 ХШ, 1968, 4, с. 236-242.

80. Кожевникова Кв. Спонтанная устная речь в эпической прозе. JPuifia, 1970. 151 с.

81. Кожевникова H.A. Из наблюдений над неклассической ("орнаментальной") прозой. Серия литературы и языка, т.35, № I. - М., 1976, с. 55-66.

82. Кожевникова H.A. О типах повествования в советской прозе. В кн.: Вопросы языка современной русской литературы. - М.: Наука, 1971, с. 97 - 163.

83. Кожевникова H.A. О роли лейтмотивов в организации художественного текста. В кн.: Стилистика художественной речи.-Саранск, 1979, с. 40-60.

84. Кожевникова H.A. Из истории языка советской литературы (Язык орнаментальной прозы). В кн.: Русский язык. Вопросы его истории и современное состояние. - М., 1978, с. I27-I4I.

85. Кожевникова H.A. О типах повтора в прозе А.Белого.

86. В кн.: Лексические единицы и организация структуры литературного текста. Сборник научных трудов .-Калинин, 1983, с. 52-70.

87. Кожевникова H.A. Пути развития сказа в русской прозе XIX-XX вв. В кн.: Синтаксис текста. - М.:Наука,1979,с.276-298.

88. Кожевникова H.A. О звуковой организации прозы А.Белого. В кн.: Проблемы структурной лингвистики. - М.: Наука, 1981, с. 197-212.

89. Кочетков А.К. Средства выражения эмоциональности и экспрессивности в языке И.А.Бунина, (сб. "Темные аллеи") Известия Воронежского госпединститута, т. 114, 1971, с. 123-130.

90. Краснянский В.В. Повествовательная речь в рассказах И.Бунина 1915-191бгг. АКД. - М., 1973. - 22 с.

91. Кузнецова Г.М. Мелодика простого повествовательного предложения в современном русском языке. В кн.: Ученые записки Ленинградского госуниверситета. - Л., i960, № 237, вып.40, с. 39-71.

92. Лаптева O.A. Русский разговорный синтаксис. М.: Наука, 1976. - 374 с.

93. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л.: Художественная литература. 1974. - 285 с.

94. Лебедева Р.Д. Основные типы структуры периода в "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина. В кн.: Очеркипо русскому языку. Киров, 1962, с. I40-I6I.

95. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. - 365 с.

96. Лежнев А.З. Проза Пушкина. Опыт стилевого исследования. М.: Художественная литература, 1961. - 137 с.

97. Лесскис Г.А. О зависимости между размером предложенияи характером текста. Вопросы языкознания, 1963, № 3, с. 93-112.

98. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. -М.: Просвещение, 1976. 284 с.

99. Мейлах Б.С. Проблемы ритма, пространства и времени в комплексном изучении творчества.- В кн.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.:Наука, 1974, с. 3-10.

100. Михайлов О.Н. И.А.Бунин. Очерк творчества. М. :Наука, 1967, - 174 с.

101. Морфология и синтаксис современного русского литературного языка. М.:Наука, 1968, с.233-365.

102. Москалева А.Г. Некоторые особенности ритмики "Записок охотника" И.С.Тургенева. Лингвистический сборник, вып.2, ч.2, Ярославль, 1974, с. 64-71.

103. Мукаржовский Я. Литературный язык и поэтический язык.-В кн.: Пражский лингвистический кружок. М.прогресс, 1967,с. 406-431.

104. Николаева Т.М. Фразовая интонация славянских языков. М, -.Наука, 1977. - 266 с.

105. Новиков В. Творческий путь Б.Пильняка. В кн.: Б.Пильняк, Избранные произведения. - М., 1976, с. 7.

106. Овсянико-Куликовский Д.И. Теория поэзии и прозы. М.; П., 1923. - 96 с.

107. Озаровский Ю. Вопросы выразительного чтения, кн. I, Санкт-Петербург, 1896. 116 с.

108. Панов М.В. Русская фонетика. М.: Просвещение, 1967.414 с.

109. Панченко О.Н. Номинативные и инфинитивные ряды в стихотворной речи. АКД. М., 1981. - 15 с.

110. Пешковский A.M. Стихи и проза с лингвистической точки зрения. В кн.: A.M.Пешковский. Сборник статей. Л.; М., 1925, с. 153-166.

111. НО. Пешковский A.M. Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы. В кн.: A.M.Пешковский. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.; Л., 1930, с. I33-I6I.

112. Пешковский A.M. Ритмика "Стихотворений в прозе" Тургенева. В кн.: Вопросы методики родного языка, лингвистикии стилистики. М.; Л., 1930, с. 162-176.

113. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. Изд.7, M., 1956. - 450 с.

114. ИЗ. Пешковский A.M. Интонация и грамматика. В кн. : А.М.Пеш' ковский. Избранные труды. M., 1959, с. 177-192.

115. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.Искусство, 1976. - 589 с.

116. Редькин В.А. Акцентология современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 197I. - 221 с.

117. Речь. Артикуляция и восприятие. Под редакцией Чисто-вич Л.А. М.; Л.: Наука, 1965. - 241 с.

118. Роднянская И.Б. Слово и музыка в лирическом стихотворении. В кн.: Слово и образ. - М.: Просвещение, 1964, с.195-233.

119. Розанова H.H. Суперсегментные средства русской разговорной речи. (На материале ударения в потоке речи). АКД. М., 1978. - 26 с.

120. Русская разговорная речь. М.: Наука, 1973. - 481 с.

121. Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. М.: Наука, 1983. - 235 с.

122. Сабанеев Л. Музыка речи. M., 1923. - 192 с.

123. Семенцов B.C. Ритмическая структура поэтического текста на примере анализа Бхагавадгиты. АКД. M., 1972. - 27с.

124. Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. М.: Просвещение, 1974. - 143 с.

125. Степанова К.П. О ритме прозаического произведения. -В кн.: Вопросы русской литературы.-Омск, 1972, с. 76-97.

126. Тимофеев Л.И. Ритм стиха и ритм прозы. На литературном посту. 1928, № 19, с. 20-30.

127. Тимофеев Л.И. Стих-слово-образ. Вопросы литературы, 1962, № 6, с. 76-89.

128. Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха.- М.¡Гослитиздат, 1958. 415 с.

129. Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологические очерки.- М.; Л.: Гослитиздат, 1959. 471 с.

130. Томашевский Б.В. Ритм прозы. В кн.: Б.В.Томашевский. О стихе. - М., 1929, с. 254-318.

131. Томашевский Б.В. Проблема стихотворного ритма. В кн.: Б.В.Томашевский. О стихе.-М., 1929, с. 3-36.

132. Томашевский Б.В. Стих и ритм. В кн.: Б.В.Томашевский. О стихе. М., 1929, с. 37-61.

133. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Л.: Учпедгиз, 1959. - 524 с.

134. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. М., 1979. - III с.

135. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М.: Иностранная литература, i960. - 254 с.

136. Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка. Статьи. М., 1965. - 301 с.

137. Успенский Б. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970. - 223 с.

138. Фортунатов Н.М. Ритм художественной прозы. В кн.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.:Наука, 1974, с. 173-186.

139. Федин К. Писатель. Искусство. Время. М., 1957. -523 с.

140. Фигуровский И.А. О синтаксисе прозы Бунина. Синтаксическая домината "Темных аллей'А Русская речь. 1970, № 5, с. 63-66.

141. Черемисина Н.В. Ритм и интонация русской художественной речи, АДД, М., 197I. - 48 с.

142. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М.: Русский язык," 1982. - 200 с.

143. Чичагов В.К. О динамической структуре русского повествовательного предложения. Вопросы языкознания, 1959, № 3,с. 22-40.

144. Чичерин A.B. Ритм образа. М.: Советский писатель, 1973. - 278 с.

145. Чудакова М.О. Поэтика Михаила Зощенко. М.: Наука, 1979. - 199с.

146. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, I97I.-282C.

147. Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М.: АН СССР, i960. - 371 с.

148. Шенгели Г.А. О ритмике тургеневской прозы. В кн.: Г.Шенгели. Трактат о русском стихе. M., 1923, с. 88-94.

149. Шервинский C.B. Ритм и смысл. JI., 1961. - 272 с.

150. Шкловский В.Б. О ритмо-мелодических опытах проф. Си-•верса. В кн.: Сборники по теории поэтического языка. Вып. П, Петербург, I9I6-I9I7, с. 87-94.

151. Шкловский В.Б. Искусство как прием. В кн.: Теория прозы. -M.: 1925, с. 7-25.

152. Шкловский В.Б. Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля. В кн.: Теория прозы. - M., 1925, с. 26-94.

153. Шунтова P.A. О ритме в английском языке. В кн.: Романо-германская и славянская филология.-Минск, 1975, с. 380391.

154. Щерба JI.B, Опыт лингвистического толкования стихотворений. I. "Воспоминание" Пушкина. В кн.: Л.В.Щерба. Избранные работы по русскому языку. - M., 1957, с. 26-45.

155. Щерба Л.В. Фонетика французского языка. М.,1963.- 309 с.

156. Штокмар М.П. Ритмическая проза в "Островитянах" Лескова. В кн.: ars poeticà . Стих и проза. - M., I928,c.I83-2II.

157. Энгельгардт H.A. Мелодика тургеневской прозы. В кн.: Творческий путь Тургенева. Петербург, Сеятель, 1923. - 270 с.

158. Эрдели Н.Б. К вопросу о ритме английской речи. Вестник МГУ, № 4, 1975, с. 44-59.

159. Эйхенбаум Б. Лесков и современная проза. В кн.: Б.Эйхенбаум. Литература. - M., 1927, с. 210-225.

160. Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969. - 541 с.

161. Эйхенбаум Б. Мелодика стиха. Петербург, 1922. 199 с.

162. Якобсон Р.0. Лингвистика и поэтика. В кн.: Структурализм: "за" и "против". (Под редакцией Басина Е.А. и Полякова М.)- M., 1975, с. 193-230.

163. Ярхо Б.И. Ритмика т.н. "романа в стихах". В кн.: ABS poetica , I, Стих и проза, - M., 1927, с. 9-36.

164. Behn S. Der deutsche Rhythmus und sein eigenes Gesetz. 1912, 169 s .

165. Bianchi L. Untersuchungen zum Erosa-Rhythmus Johann Peter Hebels, Heinrich von Kleists und der Brüder Grimm. Von Ptrof. Dr.Lorenzo Bianchi. Bologna ( Heiderberg,1922), 40 s.

166. Faure G. Recherches sur las caractères et le rôle desléments musicaux dans la prononciatich anglaise.Paris,Didier, 1962, 380s .168. Harth K.L. Gesprochenes Deut s ch. Weimar, 1969,221 s.

167. Danes P.Sentence intonation from a functional poinf of view.- Word,1960,v.16,H 1,s.34-54.

168. Danes F. Order of elements and sentence intonation. "Рог Roman Jakobson". 1967, t I.

169. МагЪе К.Über den Rhythmus der Erosa. Vortrag gehalten auf dem I deutschen Kongress für experimentelle Psychologie zu Giessen. Giessen, 1904, 37 s.

170. ОПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТШНИКШ

171. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. M., 1954.

172. Белый А. Петербург. M., 1935.

173. Бунин И.А. Собрание сочинений в девяти томах, т.2,4,5,7.- М.: Художественная литература, 1965-1966.

174. Вересаев В.В. Собрание сочинений в пяти томах.т.1,2,3.- М.: Правда, 1961.

175. Зощенко М.М. Избранные произведения в двух томах.т.I. -Л.; Художественная литература, 1968.

176. Куприн А.И. Собрание сочинений в девяти томах.т.1,2,3,4, 5,7. М.: Художественная литература, I970-I97I.

177. Лесков Н.С. Собрание сочинений в шести томах.т.3,4,6. М.: Правда, 1973.

178. Лесков Н.С. Собрание сочинений в двенадцати томах.т.И. Изд.второе: С.-Петербург, 1897.

179. Пильняк Б. Избранные произведения. М.ХудожественнаяIлитература, 1976.

180. Ремизов А.М. Избранное. М.Художественная литература,1978.

181. Тынянов Ю. Сочинения в трех томах.т.2. М.: Художественная литература, 1959.

182. Федин К. Города и годы. М.Художественная литература,1957.

183. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения, т.7,8,9,10. М.-.Наука, 1977-1978.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.