Роль экранной публицистики в социальном развитии Алжира тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Сайхи, Хоррия

  • Сайхи, Хоррия
  • 1985, Москва
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 194
Сайхи, Хоррия. Роль экранной публицистики в социальном развитии Алжира: дис. : 00.00.00 - Другие cпециальности. Москва. 1985. 194 с.

Оглавление диссертации Сайхи, Хоррия

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I, Исторический очерк развития экранного документализма в Алжире.

§ I. История рождения кинопублицистики в Алжире во времена французского господства

§ 2. Рождение алжирского документального кино.

§ 3, Важнейшие этапы развития алжирской экранной публицистики после завоевания независимости

ГЛАВА П. Современная социальная действительность в экранной публицистике Алжира.

§ I* Социальная роль экранной публицистики Ю

§ 2. Отражение экономических, социальных и политических аспектов жизни страны в документальном кино и на телевидении

§ 3. Виды» типы и жанровые различия современной экранной публицистики и ее место в общекультурном процессе ♦

ЗЖЛЮЧЕНИЕ

Слисок использованной литературы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль экранной публицистики в социальном развитии Алжира»

Рассчитанная на миллионы зрителей, обращенная непосредственно к массам, экранная кино- и телепублицистика занимает особое место и в искусстве, и среди средств массовой информации, и в идеологической борьбе, с напряженностью идущей в наше время на мировой арене между силами прогресса и защитниками империализма» Если говорить о молодых развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки, то эта борьба особенно обострена в тех из них, где идет процесс прогрессивных преобразований. В таких странах национальным прогрессивным силам приходится преодолевать не только сопротивление местной реакции, но и противостоять мощному натиску со стороны империалистических сил в сфере политики, экономики, культуры. Среди таких стран находится и моя родина - Алжирская Демократическая Республика.

Мы выбрали в качестве объекта исследования в нашей диссертации проблему развития экранной публицистики и ее роль в важнейших социально-политических событиях Алжира. Выбор этой темы определяется насущным интересом теории к вопросам становления документальных жанров кино и телевидения в развивающихся странах, прежде всего в странах, избравших некапиталистические модели преодоления вековой отсталости, ликвидации колониального наследия, экономического и социального прогресса. Мы глубоко убеждены в том, что богатейший опыт стран, уже завершивших те преобразования, которые происходят в государствах, подобных Алжиру, то есть прежде всего социалистических государств и среди них - Советского Союза, показывает, что экранной публицистике ОФведена в борьбе против старого за новое огромная роль. Экранная публицистика всегда была и остается оружием борьбы за выполнение важнейших идеологических задач, за духовное здоровье человека, его активное, преобразующее себя и общество мировоззрение, за расширение влияния прогрессивных, гуманистических идей и вкусов, сознательного классового отношения ко всем явлениям общественной жизни. Экранная публицистика призвана запечатлеть важнейшие социальные изменения, происходящие в процессе прогрессивных преобразований в жизни трудящихся города и деревни, отражать руководящую роль партии и всенародных органов гла-сти в этом процессе. Наконец, она должна способствовать не только патриотическому воспитанию людей, но и формированию у них интернационализма, причастности к великой социальной револщии, происходящей ныне в мире. Конфликты острого социального звучания, революционно-преобразующая деятельность масс, их участие в борьбе за национальное освобождение, становление новой личности, рожденной новыми производственными отношениями, переоценка в духе прогрессивных изменений старых моральных ценностей и выработка новых - все это также входит в задачу экранной публицистики и всего национального кинематографа, всех средств массовой информации в стране.

Мы поставили перед собой задачу проанализировать историю становления алжирской кинематографии, тесно связанную на первых своих этапах с так называемым "колониальным кинематографом", ее роли и места в период вооруженной борьбы алжирского народа за национальное освобождение от колониального господства, развитие кинематографа в начальный период существования независимого Алжира, его новые задачи, поставленные "радикализацией" алжирской революции. Мы постарались также проанализировать работу Алжирского телевидения как наиболее массового средства аудиовизуальной информации и пропаганды. Нетрудно заметить, что все эти задачи теснейшим образом связаны с потребностями решения крупнейщих проблем национального развития страны. Вот почему нам представляется необходимым связнеэть основные этапы эеолюции экранной публицистики в Алжире с поворотными моментами истории страны, имея в виду, что эти моменты определяли и определяют до сих пор многие элементы алжирской кино- и телепублицистики - содержание, эстетику, достоверность, жанровые различия, профессионализм и т.п.

К началу XX века, взятого в нашей работе как отправная точка исследования, Алжир уже почти полстолетия находился под колониальным господством Франции, придававшей ему особое значение и в своей колониальной империи и в колониальной политике. Колониальные власти осуществляли здесь особо изощренную политику ассимиляции местного населения. Экспроприировав наиболее плодородные земли в северных провинциях Алжира, они передали их затем европейским иммигрантам, в основном из Франции. Тем самым администрация укрепляла социально-экономическую базу своей власти. В то же время она с успехом "приручала" местную феодальную верхушку, сделав со временем из нее послушное средство подавления и эксплуатации алжирского народа. Ассимиляционной политике были подчинены и все средства массовой информации и культуры в стране» Основная ее цель заключалась в навязывании местному населению слепого преклонения перед всем французским, в отказе от национальной культуры.

Следует отметить, что алжирский народ не смирился перед натиском колонизаторов. Проникновение капитализма и капиталистических отношений как в городе, так и, что особенно важно, в деревне способствовало классовому размежеванию алжирского колониального общества. Появились национальный пролетариат, национальная буржуазия, национальная интеллигенция. Наиболее активная ее часть переходила постепенно на позиции национально-освободительной борьбы. Ее зарождение было связано с появлением в I905-I90S годах организации "младоалжирцеЕ", состоявших из представителей алжирской интеллигенции.

Характерно, что уже в то время среди алжирской интеллигенции оформилось два противоборствующих между собой течения.Одно из них выступало за самостоятельность арабского Алжира и требовало защиты арабского языка и культуры. Другое выступало за уравнение арабов в гражданских правах с французами, за расширение системы французского образования. Среди части алжирских националистов получил распространение и панисламизм. Впрочем, большинство "младоалжирцеЕ" поддерживали Францию, надеясь на то, что после завершения первой мировой войны она проведет реформы, отвечавшие интересам коренного населения.

Надеждам их нн суждено было сбыться. Колониальная эксплуатация страны продолжалась. Вместе с тем в I9I9-I92.0 годах наметился новый подъем национально-освободительного и рабочего .движения. Можно утверждать, что он возник под непосредственным влиянием победы Великой Октябрьской социалистической революции в России, известия о которой доходили до алжирского населения благодаря возвращавшимся с фронтов в Европе алжирских солдат, мобилизованных метрополией, а также сообщениям французских и колониальных газет. Известен исторический факт - участие алжирцев в восстании французских военных моряков в Одессе - один из первых контактов алжирцев с революционным русским народом.

В стране возникают организации интеллигенции, прогрессивного духовенства, выдвигающие перед колониальной администрацией требования глубоких реформ, установления местного самоуправления, реабилитации арабского языка и национальной культуры. Одной из таких организаций была созданная в 1931 году Ассоциация алжирских улемоЕ-реформаторов, основателями которой стали 13 известных арабоязычных писателей, поэтов, историков и публицистов. Свою работу члены ассоциации проводили под лозунгом: "Алжир - моя родина, ислам - моя религия, арабский - мой язык". В то же время членов этой организации нельзя было отождествлять с религиозными организациями фанатиков. Напротив, их целью было вырвать широкие массы мусульман из-под влияния духоЕ-ных феодалов. Прогрессивный характер носила также борьба улемов против официального духовенства, оплачиваемого колониальными властями.

Под влиянием Октябрьской революции 1917 года в России в Алжире усилилось рабочее движение, возникли коммунистические организации. Они были созданы на базе социалистических секций, принимавших на съезде социалистической партии в 1920 году в Туре программу Ш Интернационала и вошедших в компартию Франции. Алжирская коммунистическая партия официально оформила свое создание на I съезде в 1936 году. Но еще до этого ею была разработана широкая программа действий. Характерно, что в ее программе-максимуме содержались требования национальной независимости, прекращения колонизации и эвакуации французских войск из Алжира.

Начало второй мировой еойны было использовано колониальными властями Алжира для запрещения всех национальных организаций. Профсоюзы и многие другие организации подвергались репрессиям и органичениям, особенно широко развернувшимся после прихода во Франции к власти маршала Петэна. Петэн пытался привлечь к сотрудничеству с режимом Виши реакционно-феодальную верхушку коренного населения Алжира, заигрывал не без успеха с крупными представителями европейских колонистов. Среди определенной части французской прослойки населения колонии проявляются в этот период симпатии к идеям фашизма. Сторонники фашизма оформились впоследствии в отряды военно-фашистской организации ОАС, проявившей себя в годы вооруженной борьбы алжирского народа за освобождение в качестве активной контрреволюционной силы.

Общее военно-политическое и экономическое ослабление Франции в результате поражения 1940 года определило и эеолвдию национальной буржуазии Алжира, которая почувствовала новые возможности для себя и в плане обогащения и в плане расширения своей роли в управлении страной. Активизировалась созданная еще в 1937 году Партия алжирского народа, лидеры которой проводили узконационалистическую линию с позиций решительного антиколониализма. Идеи этой партии получили определенное распространение среди народных масс страны. Одной из вершин деятельности партии было стихийное восстание на востоке Алжира 8-16 мая 1945 года. Здесь алжирцы-мусульмане больше всего страдали от голода, болезней, а также от постоянных провокаций со стороны профашистской "милиции", организованной европейскими колониалистами. Сигналом к восстанию послужил расстрел мирной демонстрации в городах Се-тиф и Гельма по случаю Дня победы 8 мая 1945 года. Французская армия и "милиция" колонистов потопили восстание в крови. Свыше 40 тысяч алжирцев погибло, волна жестоких репрессий обрушилась на прогрессивные организации, на их активистов. Однако их поражение было временным. Майское восстание 1945 года явилось началом необратимого процесса отхода большинства коренного населения страны от иллюзий и Ееры в возможность достижения самостоятельности путем сотрудничества с метрополией.

Если говорить об алжирской кинематографии этого периода, то она Еключала лишь фильмы французского производства о стране, о ее обществе. Преобладали фильмы, рассказывающие об экономических возможностях Алжира для европейс ких колонистов, были и самне типичные ковбойские вестерны, в которых "благородные европейцы" (чаще всего, разумеется, французы) сражаются со "злодеями-арабами". В самом Алжире кинопроизводства еще не существовало. Немногие фильмы, художественные или документальные, правдиво отражающие подлинные проблемы алжирского народа, его культуру, принадлежали прогрессивны?.! кинематографистам и кинопублицистам Франции.

В ноябре 1954 года в стране вспыхнуло вооруженное восстание, подготовленное Фронтом Национального Освобождения (ФНО). Это было началом освободительной национально-демократической революции е Алжире. Среди населения был распространен манифест ФНО, в котором формулировались основные цели восставших: "Достижение национальной независимости, т.е., во-первых, установление алжирского правительства, во-вторых, уважение всех основных свобод без различия рас и религии". ФНО действовал на широкой социальной основе, а его сугубо демократические лозунги привлекли к вооруженной борьбе не только алжирских патриотов, но и прогрессивных представителей творческой интеллигенции ряда зарубежных стран. Именно этому обстоятельству мы обязаны тем, что многочисленные акции бойцов Армии национального освобождения, партизанских отрядоЕ, общая борьба алжирского народа за освобождение были запечатлены в многочисленных кинодокументах -бесценных свидетельствах алжирской истории и алжирской революции. К этой работе привлекались не только иностранные публицисты и режиссеры, добровольно помогавшие ФНО, но и первые алжирские кинорежиссеры, операторы, журналисты, для которых вооруженное восстание народа стало школой мастерства и школой патриотизма.

Война за национальное освобождение завершилась победой алжирского народа. I июля 1962 года в стране был проведен референда, на котором 99% алжирцев высказались за независимость. 3 икшя правительство Франции официально признало независимость Алжира.

26 сентября 1962 года Учредительное собрание провозгласило Алжир Народной Демократической Республикой и одобрило программу ®0. Эта программа предусматривала "сознательное созидание страны на основе социалистических принципов и народовластия", осуществление аграрной реформы по принципу "земля тем, кто ее обрабатывает", проведение политики кооперирования в деревне, а также "политики планирования при демократическом участии трудящихся в руководстве экономикой". Программа предусматривала национализацию природных ресурсов страны, транспорта, банков, осудила засилие иностранного капитала и "антинародной бюрократии", выступила за реализацию социальных требований широких народных масс.

Осуществление прогрессивных преобразований алжирского общества наталкивалось на мощное противодействие ряда 6ыеших лидеров ФИО, связанных с крупной национальной буржуазией, феодалами, иностранным капиталом. Несмотря на Есе попытки правительства, процесс преобразований шел крайне медленно и мучительно. Ноеый импульс алжирской революции дали события 19 июня 1965 года, когда к власти в стране пришел Революционный соЕет во главе с Х.Бумедьеном» 19 июня отмечается с того Бремени как "День революционного возрождения". В после,дующие годы были приняты решения в духе программных документов алжирской революции. В Алжире начали осуществляться Еажные социально-экономические преобразования: взят курс на интенсивную индустриализацию экономики, укреплялся государстЕеншй сектор. В ноябре 1971 года был опубликован закон о социалистическом управлении предприятиями, расширивший права рабочих и служащих. В том же году была национализирована важнейшая отрасль алжирской экономики - добыча и переработка нефти - основы национального богатства страны. Наконец, 8 ноября 1971 года был принят закон об аграрной революции, в соответствии с которым началось перераспределение земель и строительство так называемых социалистических деревень (кооперативных поселков).

Важнейшим событием в жизни Алжира явилось одобрение на референдуме 27 июня 1973 года проекта Национальной хартии - нового программного документа алжирской революции. Обсуждение проекта вызвало исключительно высокую активность населения. В выступлениях на собраниях, в печати, по радио и телевидению свыше 4 млн.алжирцев решительно поддержали основные положения хартии, высказав тем самым стремление народа продолжить курс на прогрессивное преобразование страны по социалистическому типу. Расценивая Национальную хартию как долговременную осногу для сплочения прогрессивных сил нации, ее активно поддержали Есе искренние сторонники социалистической ориентации АВДР. На основе этой хартии был разработан проект конституции республики, утвержденный 19 ноября 1976 года на всенародном референдуме.

Алжирская экранная публицистика находилась в самой гуще всех событий национального развития, начиная с перЕых дней вооруженной борьбы народа за свое национальное освобождение. Она фиксировала удачи и промахи алжирской революции, формировала общественное мнение, что особенно проявлялось в период обсуждения программных документов партии и правительства. Многие алжирские публицисты, прошедшие школу войны с колонизаторами, видели в камере идеологическое оружие борьбы. Они считали, что сама жизнь может дать убедительные примеры становления и укрепления новых общественных отношений, активного участия народа в каждодневной борьбе за новое общество. Определенным экзаменом на политическую зрелость для алжирских кинематографистов стало принятие Национальной хартии, круто изменившей ход многих ключевых процессов общественного развития страны. Деятели кино и телевидения оказались перед выбором - идти вместе с народом или против него. Возобладало первое течение и это, в общем-то, объяснимо с точки зрения всей логики развития алжирской экранной публицистики, представители которой были очень тесно связаны с народом. Тем не менее, нельзя не указать и на оппозиционное течение, противостоящее курсу социалистических преобразований. Не следует забьшать, что сословный характер формирования национальной интеллигенции, в том числе и кадров киноработников, работников телевидения, накладывал свой отпечаток и на мировоззренческие позиции, идеологические езгляды творческих работников. А ведь именно на них возлагалась и возлагается задача формирования общественного мнения, Боепитания людей. Вот почему заслуживает внимания тот бесспорный факт, что большинство алжирских кинематографистоЕ оказалось на высоте СЕоей миссии.

В работе мы не оставляем без внимания и негативные стороны деятельности алжирской кино- и телепублицистики. В немалой степени они определяются объективными факторами, в частности, недостаточно развитой материально-технической базой производства продукции, а также общим невысоким уровнем профессиональной подготовки работников этих служб пропаганды. Справедливости ради следует отметить, что эти недостатки устранимы и постепенно устраняются. Тем не менее нужно подчеркнуть решающее значение связи творческих работников с жизнью, с народом, о котором они рассказывают в своих произведениях. Для того, чтобы кинематографисты вообще и кинопублицисты, в частности, могли активно еоздействовать на ход социалистических преобразований в алжирском обществе, нужна прежде всего идейная убежденность. Мы должны помнить, что документальные, раЕно как и художественные фильмы о современности, более всего укрепляют чугство сопричастности личности - как каждого зрителя, так и создателей фильмов, - к коллективу, к коллективным задачам, помогают укреплять и развивать личную ответственность каждого за судьбу общества. Крайне важно в этой большой и сложной работе и обращение к историческим событиям, в которых кинематографисты должны искать источник вдохновения для себя. Мы должны пошить, что исторические события, события национально-освободительной борьбы, участвовавшие в них люди (а Алжир, подчеркиваем, имеет в этой сфере исключительно богатую и весьма поучительную историю) заслуживают внимания современных кинематографистов, прежде Есего публицистов. Наша история должна активизировать у зрителя чувство причастности к прогрессивным традициям своего народа, желание быть достойным их, стремление развивать эти традиции.

Нам представляется, что для того, чтобы алжирская кинематография, е том числе и экранная публицистика, сумели в полной мере выполнить поставленные перед ними задачи, необходимо решать многие проблемы организации этой сферы духовного производства :

- методологическая, политическая и общекультурная подготовка режиссеров, операторов, сценаристов;

- введение планового производства кинопродукции, то-есть скоординированная политика в кино и на телевидении;

- систематическое изучение и анализ общественного мнения.

Перед алжирской экранной публицистикой стоят задачи активного участия в пропаганде новых идей и разоблачении негативных явлений общественного развития. Требование времени - это создание не коммерческой продукции, а убедительных и ярких фильмов на национально-революционную тему, раскрывающих и утверждающих прогрессивные начала в обществе, разоблачающих реакционную пропаганду. Воздействие последней на алжирскую кино- и телеаудиторию особенно велико.В частности, увеличение мощности телестанций западноевропейских стран бассейна Средиземного моря, а также соседних арабских государств, расширяет возможности буржуазной и империалистической пропаганды.

Анализируя характер отражения действительности в киноматериале, мы еще раз можем подтвердить кардинальный вывод марксистской эстетики о том, что проблема метода - не только проблема эстетическая, но и проблема идеологическая. И какой бы способ интерпретации жизни не выбрал художник, метафорический или строго документальный, всегда необходимо понять, что именно взято, отобрано как предмет интерпретации, как образ жизни Здесь огромное поле деятельности для художника. В.И.Ленин писал, нто исторический детерминизм, оказывая влияние на человека, "нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его дей-ствий"*Л Процесс познания неотделим от активного изменения объекта познания, от предметной деятельности и общественной практики. Все это требует активного идейного отношения публициста к изображаемому им объекту. Воссоздание жизни не предполагает копирования действительности. Реальность не может быть воспроизведена с одной лишь точки зрения. Это предполагает, с одной стороны, широту воззрений кинематографиста, его идейную убежденность, а, с другой - комплексный подход к явлениям общественной I/ Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.1, с.159. жизни, к тем переменам, которые происходят в обществе, идущему по определенному пути развития.

Эти методологические положения пока еще не составляют основы творческой деятельности алжирских публицистов. Чаще всего они работают, исходя из собственных убеждений, искренности позиций. Вот почему еще нужно многое сделать, чтобы помочь формированию мировоззренческой и научно подкрепленной убежденности алжирских кинопублицистое. Такой подход максимально приблизит их к выполнению поставленных перед ними задач по пропаганде нового в алжирском обществе.

Есть закономерность в том, что подъем документализма в литературе, кино и других искусствах приходится тленно на периоды глубоких, революционных перемен в жизни страны, Еообще мировой истории. Приближение к ноеой реальности в искусстве становится в такие периоды насущной потребностью художника и зрителя, общественной необходимостью. Оно во многом определило формирование и развитие документального кино в Алжире. Но здесь следует сказать еще и о том, что чаще всего выражение этой потребности остается на уровне информации, ему подчас далеко до искусства. Это еще одна проблема, которую мы постарались поднять в нашей работе. Мы убеждены в том, что каждый работник идеологического фронта, а именно такими являются, по нашему глубокому убеждению, экранные публицисты, должен чувствовать себя сражающимся борцом. В этой связи мы хотели бы привести слова В.И.Ленина о том, что ".всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной"-^. Это положение весьма актуально и для алжирской экранной публицистики, если учесть особенности Алжира как страны, созна-I/ Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.6, с.40. тельно избравшей путь социалистической ориентации развития. Классовая борьба, происходящая внутри нашего общества, требует идейной стойкости публицистов, работающих в жанрах кино-и теледокументалистики.

Исходя из всего вышеизложенного и целевого назначения работы, наше исследование подчинено анализу следующих проблем:

- показ идейной направленности первых колониальных документальных фильмов, связанных так или иначе с алжирской тематикой;

- выявление политических и идеологических предпосылок возникновения алжирского документального кино в ходе вооруженной борьбы народа за национальное ".освобождение;

- обоснование необходимости появления и развития алжирской кинодокументалистики как закономерного процесса в борьбе с существовавшей колониальной системой и использовавшихся ею служб идеологической обработки алжирского населения;

- аргументация социальной роли экранной публицистики;

- показ осноеных этэпое развития алжирской экранной публицистики после завоевания страной политической независимости и возникновения республики;

- критический анализ отражения социальной действительности в различных произведениях алжирской экранной публицистики;

- классификация и анализ жанровых различий современной экранной публицистики Алжира.

Методологической основой диссертационного исследования явились труда классиков марксизма-ленинизма, посвященные вопросам использования публицистики в общественном развитии, а также материалы и решения съездов и пленумов КПСС, ряд национальных документов, в частности, "Национальная хартия", "Хартия социалистического управления предприятиями", "Аграрная хартия" и т.д. Информационную базу нашего исследования составили также труды и статьи некоторых деятелей Организации режиссеров и работников телевидения и кино Союза аудиовизуальных средств Алжира, документы конференций работников телевидения и кино, состоявшихся в период с 1969 г» по 1983 г. в Алжире, выходящий, в стране журнал "Два экрана", советский журнал "Киноискусство", личные интервью с более чем 20-е режиссерами алжирского кино и телевидения, а также интервью с большой группой кинематографистов - участников Международного Ташкентского кинофестиваля кинематографистов стран Азии, Африки и Латинской Америки 1984 года из Египта, Сирии, Йемена, Палестины, Судана, Туниса и др.

Большую методологическую помэщь автору оказали рекомендации и советы советских специалистов по теории журналистики, ис-+ тории кино и телевидения, в частности, Е.П.Прохорова, С.В.Дро-башенко, Э.Г.Багирова и др. В процессе исследования мы руководствовались частными научными методаии логических, конкретно-социологических, исторических сравнительных исследований.

Диссертация представляет собой первую попытку комплексного научного анализа многих сторон и проблем деятельности кино и телевидения Алжира, начиная с колониального периода и до настоящего времени. Мы должны особо обратить внимание, что специальных исследований, диссертаций или монографий по истории и современной практике алжирской экранной публицистики до сих пор нет ни в Алжире, ни в других странах. Можно указать лишь на некоторые попытки исследования данного круга проблем, опуликован-ных в разное время в алжирском журнале "Два экрана:. Это прежде всего статьи алжирских журналистов и критиков Ж.П.Ледо, Д.Меда-си, М.Берах, Б.Абду , некоторые другие. Вот почему автор берет на себя смелость утвервдать, что игл даны самостоятельные решения и проанализированы в комплексе следующие проблемы, которые и выносятся на обсуждение и защиту:

- показаны значение и сущность политической и идеологической направленности документальных фильмов;

- аргументирована общественно-социальная роль документального кино как политического и идеологического оружия в руках алжирского народа в его борьбе протиЕ колониализма и неоколониализма за построение нового прогрессивного общества;

- дан критический анализ вклада прогрессивных французских кинематографистов в дело борьбы алжирского народа против колонизаторов ;

- классифицированы' некоторые жанроЕые различия современной экранной публицистики и показаны ее роль и место в общекультурном процессе;

- даны некоторые рекомендации по совершенствованию деятельности алжирского документального кинематографа и алжирского телевидения в духе тех задач, которые Еыдвигают перед ним партия, правительство и требования времени.

Достоверность исследования и содержащихся в нем теоретических выводов и практических рекомендаций заключается в том, что они основаны на тщательном анализе и теоретическом обобщении документальных жанров, произведения которых были обнаружены автором в фондах Алжирского радио и телевидения (APT), а также личного архива одного из основоположников алжирской кинодокументалистики - Французского режиссера Рене Вотье.

При работе над диссертацией автор изучил и использовал опыт советского документального кинематографа 20-х годов. По мнению автора, этот опыт имеет бесценное значение для становления и дальнейшего развития алжирской экранной публицистики. Советское документальное кино явилось действенным средством художественно-образного отражения и познания ноеого социалистического общества на первых стадиях его развития, а также в последующие периоды существования социалистического государства, активным помощником КПСС в решении, важнейших насущных задач, пропагандистским и информационным оружием Советского государства.

По нашему мнению, практическое значение исследования состоит в том, что его выводы и теоретические результаты, а также критический анализ состояния и перспектив алжирской экранной публицистики, рассмотрение некоторых дискуссионных проблем развития кинематографа в развивающихся государствах - все это может быть использовано в учебном процессе на отделениях журналистики соответствующих высших учебных заведений. Выдвигаемые в диссертации предложения и рекомендации могут быть также использованы и при дальнейшем изучении кинематографа в развивающихся государствах, а также для научно обоснованной разработки методологических проблем документального кино (на примере APT).

Структура и объем диссертации и отдельных ее параграфов обусловлены поставленными автором задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глэе, подразделенных на шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Сайхи, Хоррия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы приходим в нашей работе к следующим основным выводам.

"Колониальное кино" служило оправданию колониальной политики метрополии в глазах собственного народа, особенно в глазах левых политических организаций и прогрессивно настроенной интеллигенции Франции. С другой стороны, такое кино служило и своеобразной рекламой, призванной поощрять миграцию в Алжир европейских колонистов, прежде всего из метрополии. Вот почему колониальные власти как в самом Алжире, так и соответствующая администрация во Франции, скрывали правду о действительном положении в колонии. Правда подменялась красивым вымыслом, а в центре внимания кинематографистов была экзотика страны. Такова общая характеристика "колониального кино" в Алжире и об Алжире в период, предшествующий второй мировой Еойне.

После войны отношение колониальных властей к кино в Алжире меняется. Следует отметить новый момент: в Алжир устремляются на съемки кинематографические группы и частные компании из США, ряда европейских стран. Несмотря на то, что метрополия поддерживала частную инициативу в самых различных сферах экономики и культуры, она, тем не менее, настороженно относилась к таким группам, опасаясь, еидимо, что правда об Алжире выйдет из-под контроля колониальной цензуры и окажется очевидной для мировой общественности. Вместе с тем, общий подъем национально-освободительной борьбы в колониальных странах, начавшийся после второй мировой войны, захватил и Алжир. Колониальные власти ответили на него массовыми, кровавыми репрессиями. Выражая интересы европейских колонистов, многие из которых были тесно связаны с откровенно профашистскими организациями,и местной реакции в лице феодалов и буржуазии, они стремились скрыть свои деяния в

Алжире.

Но в отношении колониальной администрации к кино в Алжире появилось и нечто новое. Ощущая несостоятельность политики грубого подавления народного недовольства в колонии, Еласти взяли кино на вооружение для пропаганды преимуществ ассоциации Алжира с Францией, прибегнув тем самым к методу психологической обработки местного населения. Они пытались нейтрализовать подъем освободительного движения, полным ходом разворачивающегося в стране, воздействуя прежде Есего на буржуазные феодальные и мелкобуржуазные слои алжирского населения.

С началом вооруженной борьбы в Алжире в 1954 году рождение алжирской национальной кинематографии стало необходимостью. Политическое просвещение масс, пробуждение их национального самосознания, мобилизации на борьбу против колониальных войск и отрядоЕ "милиции" местных фашистских организаций — вот те главные задачи, которые с самого начала стояли перед молодой алжирской кинематографией, делавшей свои первые шаги с создания именно документальной экранной публицистики. Алжирское революционное кино выполняло двойную миссию: оно пропагандировало идеи алжирской революции и, в то же время, противостояло психологическим акциям служб пропаганды колониальной армии метрополии. Следует отметить, что практически вплоть до самого провозглашения независимости Алжирской республики алжирское революционное кино оставалось малоизвестным самому народу страны. Но оно получило значительную известность за пределами Алжира, сыграЕ тем самым положительную роль в мобилизации международной общественности в защиту справедливого дела алжирской революции.

Сравнивая алжирский кинематограф с кинематографом других арабских стран, мы должны подчеркнуть, что он относительно мо-

лод, так как появился только в начале 60-х годов. Но если судить по идейному и творческому уровню, то алжирская кинематография стоит, по нашему мнению, выше урогня кино многих других арабских стран. Нам представляется, что этот феномен следует объяснить тем, что алжирская кинематография развивалась в самой тесной связи со всем ходом национально-освободительной борьбы в Алжире, была неразрывна с ней. С рождением АНДР кино, а за ним и телевидение, обратились к проблемам национального развития, становления новой прогрессивной ориентации алжирского общества. Этому в немалой степени способствовали меры, принятые государством по национализации кинопроизводства и кинопроката, а также таких средств массовой информации,.как телевидение и радио. В этом плане Алжир идет впереди многих арабских страж.Эти меры позволили государству более строго контролировать предлагаемые зрителям программы фильмов, ограничивая до некоторой степени еыход на экран кинопродукции западных стран. Национализация аудиовизуальных средств информации и пропаганды свидетельствовало о том значении, которое придавали им правящая партия ФНО и правительство республик и на первом этапе становления социалистической ориентации страны. Эти меры призваны были сыграть благотворную роль в деле создания такой кинопродукции, которая способствовала бы формированию новой этики, нового поведения личности согласно требованиям ноеого, нарождающегося в Алжире общества.

Особое место в этом плане отводилось телевидению как наиболее оперативному средству массовой аудиовизуальной пропаганды и информации. Его осноеной функцией "является вовсе не приукрашивание действительности, мистификация общественного мнения или же уродливое изображение реального во имя каких-

либо частных целей"1/. Напротив, и большинство ответственных работников ТВ разделяли мнение о том, что роль телевидения должна сводиться прежде всего к тому, чтобы непосредственно участвовать в общественных процессах, информировать зрителя обо всех важнейших событиях как в стране, так и за рубежом. Но роль телевидения ни в коем случае не должна ограничиваться только информационными функциями. Оно должно давать каждому событию соответствующую оценку и интерпретацию, чтобы помочь зрителю понять суть события, его место в контексте происходящих в обществе перемен. Экранная публицистика является политическим оружием, а потому она должна быть сопричастна ко всем явлениям в политической, экономической, социальной и культурной жизни нации. Это и будет ее вкладом в углубление революционных преобразований, намеченных Национальной Хартией Алжира.

В то же время мы обязаны констатировать, что количество документальной продукции и, в особенности, ее качество в плане эстетики все еще далеко не соответствует грандиозности и важности задач, поставленных партией и государством перед экранной публицистикой вообще. Причин, объясняющих такое несоответствие, немало. Следует отметить и не всегда адекватное этим задачам отношение.директивных и политических органов партии и государства к вопросам и проблемам кинематографии и телевидения. Заметно превалирует до сих пор отношение к ним, как к коммерческим предприятиям, обязанным приносить прибыль, то есть быть рентабельным в финансовом отношении. Ошибочность, если даже не порочность подобной политики в общем-то не может не вызывать сомнения. Мы считаем, что, при всей сложности проблемы финансирования, кинематография, Еключая, естественно, и телевидение,

l/"Algerie Actualitё", 2/7 janvier 1982.Interview Ahmed Cheniki.

является сферой духовного производства, инструментом информации и пропаганды, необходимыми для мобилизации алжирского народа на выполнение программы Национальной Хартии. Понятно,что Алжиру, как и любой развивающейся стране, важнее решать в первую очередв главные Еопросы экономического и социального развития. Тем не менее, отношение к кинематографу и к телевидению, как к второстепенным сферам заботы государства, грозит обернуться немалыми потерями в области духовного воспитания граждан нового общества. Алжир избрал прогрессивную ориентацию развития, которой приходится пробивать себе путь в условиях острой социальной, классовой борьбы как внутри алжирского общества, так и за пределами страны. И в этой борьбе, как мы показали Еыше в нашей работе, кинематографу вообще и экранной публицистике, е частности, отведено очень важное место. В этом убеждает и опыт экранной публицистики социалистических государств, прежде всего Советского Союза.

Мы должны признать, что в Алжире до сих пор отсутствует четкая и скоординированная политика, основанная на признании именно культурной функции кино и телевидения. В то же Еремя следует отметить, что в колониальный период власти страны в меньшей степени учитывали коммерческую сторону кинематографа, отдавая предпочтение его идеологическому значению. Было бы крайне неверным^ чтобы сейчас в этом плане осуществлялась иная политика. Следует отказаться от отношения к кинематографии вообще и прежде всего к производству документальной продукции как к доходной отрасли производства. Подобное отношение сдерживает реализацию творческих планоЕ кинематографистов и отнюдь не способствует ни количественному, ни качественному росту их

продукции. Относительно слабая материально-техническая база национального кинопроизводства и в общем-то ограниченный рынок

для алжирской кинопродукции сдерживают, безусловно, развитие национального кинематографа. Тем не менее и эти обстоятельства не могут быть непреодолимыми препятствиями для количественного и качественного роста произведений экранной публицистики в кино и на телевидении. К тому же мы убеждены, что материальные и финансовые издержки производства могут быть компенсированы тем благотворным воздействием, которое может оказать и оказывает уже экранная публицистика на формирование человека в новом алжирском обществе.

С негативными - объективными и субъективными - явлениями в алжирской кинематографии связаны в последнее время и проекты денационализации кинопроката и кинопроизводства. Существует мнение о том, что они должны быть переданы в руки частных предпринимателей. Мы считаем, что если такие проекты будут реализованы, то они пагубно отразятся на общем качественном уровне алжирского кинематографа, прежде всего на идейно-политическом содержании документальной продукции. Мы берем на себя смелость предсказать, что денационализация кинопроизводства приведет к тому, что экранная публицистика потеряет ту роль, которую она уже играет в общекультурном процессе прогрессивных преобразований, идущем в нашей стране. Вот почему сами планы денационализации представляют собой серьезную угрозу будущему алжирского кинематографа. Характерно, что основная масса алжирских кинематографистов решительно настроена против любых попыток денационализации кинематографии. Для иллюстрации подобной позиции мы можем привести выдержку из выступления режиссера Ахмада Када на открытии семинара по проблемам аудиовизуальных средств пропаганды, проходившего в алжирской столице в 1983 году. "На самом деле,-

сказал он, - кино не является ни коммерческим сектором, ни сектором ремесленного производства. Это прежде всего стратегический

сектор, который, в соответствии с принципами Национальной Хартии, должен оставаться под контролем государства".

Алжирское кино призвано отражать надежды и чаяния широких трудящихся масс, пропагандировать и утверждать в общественном сознании политику партии и государства. Кино должно посвящать себя решению культурных задач нашего общества и решительно^ отмежевываться от чисто коммерческой деятельности. Но если однажды оно окажется в руках частных предпринимателей, то вряд ли сможет выполнить свою миссию. Выступая по случаю Международного дня алжирского кинематографа в одном из кинозалов алжирской столицы министр культуры и туризма Алжира Абдельмаджид Мезроне отметил, в частности: "Гуманистические ценности, которые характеризуются достоинством людей и уважением к жизни, должны побуждать нас бороться против насилия и проявлений животных инстинктов, преобладающих ' ео многих художественных произведениях. Такие произведения угодят молодежь в сторону от подлинного служения идеям и ценностям нашего общества"-^. С таким утверждением трудно не согласиться. Погоня за прибылью в сфере кинопроизводства подрывает основу национального кинематографа, побуждает создавать прежде всего коммерческие фильмы.

Необходимость сохранения контроля государства над кинематографией определяется также причинами, если так можно Еырази-ться, чисто профессионального характера. Как следует из заявления Комитета директоров Союза аудиовизуальных средств Алжира "только вмешательство государства в сферу кинематографа способно обеспечить нашим творческим работникам гарантию независимости, само существование национального кино"2/ 1/ El Moudjahid, 9/11, 1984, р.12.

2/ Doceumentse de Ь1Union des arts Audioviauel, Cinwma et

television, "Que vive le d^tat" - Motion du Coraite Direc-teur, p,1.

Напомним, что в 1964 году правительство Алжира национализировало кинопроизводство, а в 1969 году взяло под свой контроль систему кинопроката. Зти меры свидетельствовали о решимости правительства сделать кинематограф общегосударственным средством пропаганды и информации. Следует признать, что проведение этих мероприятий в жизнь не было легким и наталкивалось на многочисленные препятствия, непонимание, а иногда и на откровенно враждебное отношение со стороны ряда владельцев кинозалов, опасавшихся за сбои прибыли. Кх поддержали и некоторые иностранные кинокомпании, прежде Есего американские и французские, рассматривающие национализацию кино в Алжире как попытку ограничения поля своей прибыльной деятельности в стране. Тем не менее, национализация кинематографа была проведена. И бот теперь открыто говорят о необходимости его денационализации, объясняя ее финансовыми трудностями государственного сектора. В общем-то следует признать, что кинопроизводство в Алжире остается убыточной отраслью производства и существует за счет немалых дотаций государства. Но это, по нашему мнению, еще не может быть основанием для ликвидации этого государственного.сектора, поскольку кинематография имеет совершенно иное предназначение в общем комплексе народного хозяйства и культуры. Существуют и реальные опасения для утверждения о том, что денационализация кинематографа приведет к резкому сокращению числа его работников, как творческих, так и технических, и, что может быть самым негативным, - так это переориентация продукции кино на выпуск коммерческих фильмов. Справедливость этого подтверждает опыт некоторых стран, в частности, Египта, где под давлением крупного частного капитала и международного бизнеса была проведена несколько лет назад денационализация многих отраслей народного хозяйства и культ^ы, в частности,

кинематографии. Египетская кинематография - одна из старейших в арабских странах и многие ее произведения вошли в число лучших фильмов арабского кино. Однако следует отметить, что денационализация кинематографии пагубно отразилась прежде Есего на качественном уровне египетской кинопродукции, в которой преобладает теперь откровенно коммерческий подход. Нет никаких гарантий, что и алжирский кинематограф не растеряет то идейно-пощитическое содержание, которое является ныне определяющим в его продукции. Это относится и к экранной публицистике, которая особенно нуждается в помощи и материальной поддержке со стороны государства. Мы должны следовать е нашей работе положениям Национальной Хартии алжирской революции, другим уставным документам партии и государства. В этой связи мы считаем важным подчеркнуть одно из положений "Хартии социалистического управления предприятиями", в котором, в частности, сказано следующее: "Если частное предприятие характеризуется постоянным столкновением между интересами владельца предприятия и его работниками, по существу, противоположными интересами, то на социалистическом предприятии интересы производителей и интересы государства неотделимы друг от друга

В заключение мы хотели бы подчеркнуть следующие моменты, определяющие развитие алжирского кинематографа в целом на ближайшее будущее:

сохранение государственного контроля над кинематографией является важнейшим условием подлинного развития национального кино, имеющего глубокое национальное содержание и смысл. Такое кино вдохновляется национальными! реалиями и проблемами, которые предстоит решить и уже решает наше общество, и долг алжир-

I/ Charte de la Gestion socialiste des Enterprise. Alger, 1971, p.10.

ских кинематографистов, в том числе, разумеется, и представителей экранной публицистики, - быть в первых рядах созидателей нового общества в Алжире;

совершенствовать производство продукции документального жанра в кино и на телевидении в духе тех требований, которые предъявляют к нему партия и правительство страны;

добиться регулярного производства и Еыхода на экран документальной продукции благодаря лучшей координации политики кинопроизводства, проката и телевидения;

поеысить профессиональный и творческий уровень работников служб экранной публицистики, их идейно-политическую подготовку.

"Воздействие искусства на умы людей усиливается по мере повышения их культурного уровня. Это требует от творческих работников еще больше ответственности за то, чтобы находящееся в их руках мощное оружие служило делу народа."^ - эти слова из Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему повышению идейно-художественного уровня кинофильмов и укреплению материально-технической базы кинематографии" имеют прямое отношение и к алжирской кинематографии, перед которой стоят задачи повышения эстетического уровня своей продукции, расширения воздействия на весь ход прогрессивных преобразований алжирского общества.

I/ "Правда", 6 мая 1984 г., с.1

Список литературы диссертационного исследования Сайхи, Хоррия, 1985 год

1. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. - В 2-х т.-М.: Искусство, 1976.

2. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов.Полн.собр.соч., т.1, с.125-346.

3. Ленин В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. Полн.собр.соч., т.6, с.1-192.

4. Ленин В.И. Честный голос французского социалиста. Полн. собр.соч., т.27, с.5-13.

5. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. Полн.собр.соч., т.27, с.299-426.

6. Ленин В.И. Статистика и социология. Полн.собр.соч., т.30, с.349-356.

7. Ленин В.И. О литературе и искусстве. - М.: Худож.лит., 1969. - 822 с.

8. Ленин В.И. О культуре. - М.: Политиздат, 1980. - 336 с.

9. Ленин В.И. Самое важное из всех искусств. Ленин о кино.-М.: Искусство, 1963. -200 с.

10. Директивные документы партии и правительства.

11. КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. - М.: Политиздат, 1979. - 590 с.

12. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему повышению идейно-художественного уровня кинофильмов и укреплению материально-технической базы кинематографии". - "Правда", 1984 г., 6 мая, с.1.3. Материалы конференций.

13. Выступления Сид Али Мазиф, Генерального Секретаря Профсоюзной организации НУКПТ, главы делегации АБДР на кинофестивале стран Азии, Африки и Латинской Америки в Ташкенте. - Ташкент (брошюра пресс-конференции), 1979.4. Книги, сборники.

14. Абрамов Н.П. Дзига Вертов. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. -167 с.

15. Александров Г.В. Эпоха в кино. - М.: Политиздат, 1983. -334 с.

16. Алжир (сборник). - М.: Наука, 1977. - 352 с.

17. Аргентов В.А. Алжир на новом пути. - М.: Знание, 1982. -62 с.

18. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом.- М.: Политиздат, 1975. - 408 с.

19. Багиров Э.Г. Жанры телевидения. -М.: KPT, HMO, 1967.-251с.

20. Багиров Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. Пособие.-М.: МГУ, 1976. - 119 с.

21. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения.-ГЛ.гИскусство, 1978. - 155 с.

22. Баскаков В.Е. Противоречивый экран. Актуальные проблемы теории кино. - М.: Искусство, 1980. - 222 с.

23. Ю.Бирюков Н.С. Буржуазное телевидение и его доктрины. - М.: Мысль, 1977. - 278 с.

24. П.Борецкий Р.А. Информационные жанры телевидения. - М.: ШО, KPT, 1961. - 75 с.

25. Борецкий Р.А. Некоторые вопросы специфики образной публицистики телеэкрана. Вестн.МГУ, серия журналистика, 1961, № 6, с.41-54.

26. Борьба идей в современном мире. В 3-х т. (под общ,ред. акад.Ф.В.Константинова). - М.: Политиздат, 1975-1978. тт.1-3.

27. Бровченко Г.Н. Методика работы телевизионного журналиста. Учебн.метод.пособие. -М.: МГУ, 1982. - 58 с.

28. Бровченко Г.Н. Роль пластики в документальном экранном искусстве. - В кн.: Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания. - М., 1981, с.81-89.

29. Брутенц К. Современные национально-освободительные революции. - М.: Политиздат, 1974. - 551 с.

30. Будяк Л.М. Кино стран Азии и Африки.-М.:3нание,1983. -159 с.

31. Будяк Л.М. Кинематограф развивающихся стран.- М.: Знание, 1981. - 40 с.

32. Вайсфельд'И.В. Кино как вид искусства.-М.:Знание, 1983.- 144 с.

33. Вейцман Е.М. Очерки философии кино. - М,: Искусство, 1978.- 232 с.

34. Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. - М.: Искусство, 1966. - 320 с.

35. Власов М.П. Виды и жанры киноискусства.- М.: Знание,1976.- 112 с.

36. Герасимов С.А. Борьба идей в киноискусстве мира. - М.: ВГИК, 1961. - 48 с.

37. Герасимов С.А. Воспитание кинорежиссера. -М.: Искусство, 1978. - 431 с.

38. Громов Е.С. Духовность экрана.-М. Искусство,I976.-275 с.

39. Гуманизм советского киноискусства. Сб.статей.-М.:ВГИК, 1971. - 129 с.

40. Дзиган Е. Жизнь и фильмы. - М.: МскусстЕО,1981. - 233 с.

41. Дробашенко С.В. Феномен достоверности. Очерки теории документального фильма. - М.: Наука, 1972. - 183 с.

42. Дробашенко С.В. Экран и жизнь. О художественном образе в документальном фильме. - М.: Наука, 1962. - 239 с.

43. Дробашенко С.В. История советского документального кино. Учебн.метод.пособие. - М.: МГУ, 1980. - 90 с.

44. Дробашенко С.В. Эстетическая модель современного документального фильма. - В кн.: Проблемы современного кино. -М., 1976, с.115-154.

45. Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия. Формирование программ. - М.: МГУ, 1982. - 103 с.

46. Ермошкин Н.И., Мова Е.И. Духовный колониализм. - М.: Наука, 198I. - 143 с.

47. Ждан В.Н. Введение в эстетику фильма. -М.: Искусство, 1972. - 327 с.

48. Ждан В.Н. Драматургия научно-документального фильма. -М.: Госкиноиздат, 1950. - 159 с.

49. Зоркая Н.М. Портреты. - М.: Искусство, 1966. - 310 с.

50. Идеологическая борьба и современная культура. /Ред.колл.: Щербина В.Р. и др. - М.: Наука, 1972. - 447 с.

51. Калинин М.И. О некоторых вопросах агитации и пропаганды.-М.: Сое.Россия, 1958. - 76 с.

52. Караганов А.В. Киноискусство в борьбе идей. - М.: Политиздат, 1974. - 183 с.

53. Кинокамера пишет историю. /Сост. Лебедев А.А. - М.: Искусство, 1971. - 287 с.

54. Колосов Г.В., Мащерин Ю.А. В.И.Ленин и публицисты ленинской школы. - М.: Вестник МГУ, 1981. - 118 с.

55. Копылова Р.Д. Кинематограф плюс телевидение. - М.: Искусство, 1977. - 135 с.

56. Кременюк В.A. CiA против национально-освободительного движения. - М.: Мысль, 1983. - 294 с.

57. Кузнецов Г.В. ТВ журналист. - М., МГУ, 1980. - 258 с.

58. Ланда Р.Г. Подъем антиколониального движения в Алжире в I9I8-I93I гг. - М.: Наука, 1977. - ЗОЭ с.

59. Луначарский А.В. О культуре на западе и у нас. - Ниже-город: 1927. - 39 с.

60. Макаров О.А. Искусство и идеология. - М.: Знание, 1977.67 с.

61. Малашенко А.В. Официальная идеология современного Алжира. - М.: Наука, 1983. - 137 с.

62. Мартыненко Ю.Я. Документальное киноискусство. - М.: Знание, 1979. - 122 с.

63. Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания. Сб.статей под ред. Багирова Э.Г. - М.: МГУ, 1981. - 292 с.

64. Муратов С. Пристрастная камера. - М.: Искусство, 1977. -151 с.

65. Наш друг телевидение. - М.: Искусство, 1978. - 229 с.

66. Наш друг телевидение, мастера советской культуры и телевидения. - М.: Искусство, 1981. - 224 с.

67. Негиталюк М.Ф. Оружием публициста. - Льеов, ЛГУ, 1981. -231 с.

68. Никулина Г.Ю. Лица знакомые и незнакомые. Заметки о телевизионном портрете. - М.: Искусство, 1971. - 141 с.

69. Потемкин Ю.В. Алжир. Проблемы развития (опыт национально-демократической революции). - М.: Наука, 1978. - 214 с.

70. Проблемы кино и телевидения. /Под ред.С.А.Ризаева.

71. Ереван: Изд.АН Арм.ССР, 1980. - 223 с.

72. Проблемы телевидения. - М.: Искусство, 1976. - 135 с.

73. Прожогияа С.В. Франко-язычная литература стран Магриба. -М.: Наука, 1973. - 188 с.

74. Прожогина С.В. Магриб: франко-язычные писатели 60-70-х годов. - М.: Наука, 1980. - 272 с.

75. Прохоров Е.П. Публицистическое обозрение. - М.: МГУ, 1963. - 36 с.

76. Прохоров Е.П. Публицист наших дней. - М.: Знание, 1983.- 63 с.

77. Прохоров Е.П. Искусство публицистики: размышление и разборы. - М.: Сов.писатель, 1984. - 339 с.

78. Радионов О.А. Работа фронтовых операторов над боевым репортажем. - М.: ВГИК, 1968. - 50 с.

79. Радиовещание и телевидение Франции. - М.: Госкомитет радио и телевидения. - ШЛО, 1965. - 92 с.

80. СтрекоЕ И.И. Документальный фильм. - М.: Искусство, I960.- 163 с.

81. Стрельников Р.Н. Империя кривых зеркал (телевидение и методологическая экспансия империализма). - М.: Международные отношения, 1978. - 269 с.

82. Суменов Н.М. Политический фильм. - М.: Знание, 1971. - 46 с.

83. Стриженко А.А. Роль и средства социально-ориентированного общения в буржуазной пропаганде. - Барнаул: Алт.гос.унчг, 1982. - 102 с.

84. Ученова В.В. Публицистика и политика.- 2-е изд.,доп. - М.: Политиздат, 1979. - 295 с.

85. Ходнаева С.А. Прогрессивные тенденции в киноискусстве стран Азии и Африки 60-70-х годов. - Ташкент; Фан, 1983. -94 с.

86. Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики. -М.: Мысль, 1973. - 269 с.

87. Чернышевский Н.Г. Собр.соч., т.5. -М., 1950. - 646 с.

88. Шварцмен К.А. Буржуазные концепции нравственного воспитания: цели и средства. -М.: Знание, 1982. - 64 с.

89. Юровский А.Я. Специфика телевидения. - Гостелерадио СССР.

90. Юровский А.Я. Об искусстве телевидения. - М.: Знание, 1965. - 71 с.

91. Юткевич С.И. Модели политического фильма. - М.: Искусство, 1978. - 256 с.5. Статьи на русском языке.

92. Андреев Ф. Летопись Еолнущих событий. Заметки о других фильмах (Международный кинофестиваль стран Азии и Африки). Современная культура. 1976, 28 мая.

93. Абрамов Н.П. Человек в документальном фильме. - В кн.: Вопросы киноискусства. - М.: Наука, 1967, с.173-189.

94. Еагиров Э.Г. Пути изучения телевидения. - Искусство кино, 1968, J6 12, с.109-114.

95. Бондарева Е.А. Публицист в документальном кино. Вестник Белорус.ун-та. Серия филология, журналистика, педагогика, психология, 1975, № 3, с.77-83.

96. Бровченко Г.Н. Заметки о современном документальном телефильме. Вестник МГУ. Серия журналистика, 1975, № 2, с. 8990.

97. БрускоЕа Е. Нечистая сила, или что такое коммерческий кинематограф. Коме.правда, М., 1974, 19 октября.

98. Колошин А. Документальный фильм. Всегда политика. Сов. культура, 1981, 17 июля.

99. Голдовская М.Е. Искусство наблюдать жизнь. - Искусство кино, Ш 3. с.98-104.

100. Ланда Р. Алжир на пути прогрессивного развития. Международная жизнь, М., 1981, № 7, с.82-90.

101. Ю.Муратов С.А. Жизнь идет без репетиций. - МГУ, Журналистика, 1958, 12, с.22-24.5Л1.РезоноЕа В. Кинокамера пишет историю мира. Мир книг. - М., 1981, № 4, с.21-23.

102. Славин К.Л. Диалектика жизни и сила документов-1 (проблемы документального кино). - Искусство кино, М., 1971, № 86-94.

103. Тхагушев И.И. Проблемы общественного мнения в теории и практике современной журналистики. Вестник МГУ. Серия журналистика, 1978, J& 4, с.10-20.

104. Спнсох использованной дитврагурн на французском языке

105. Charte Nationale du peuple algerien. Naissance d'une socidte nouvelle. - Paris : Editions Sociales, 1976. - 328 p.'

106. Charte hationale RABP. - Alger : Editions populaires de l'armee, 1976. - 190p.

107. Charte et code de lagestion Socialiste des Entre-prises. Republique Algerienne Democratique et Populaire. - Alger : 1971. - 32p.

108. Charte de 1a. Revolution Agraire. Eepublique Algerienne Democratique et Populaire. Alger, 1971.

109. Manifeste du Front de liberation Nationale. Proclamation du 1er Novembre 19542.6. Plan qusdriennal 1970-1973. - Alger : Ministere duplan, 1970. - 260'p.

110. Tableaux officiels de l'economie algerienne. - Alger 1970. Journal officiel de la Eiepublique algerienne Democratique et populaire du 31.12.1971.

111. Differents motions et rapports du 2e Congres des Acts Audio-visuels du 11/12 mai 1974. - Alger : UAAIT. - 149 p. '

113. Ensemble des documents adoptes par le Seminaire sur le developpement de la production audio-visuelle.

114. Alger : UAAV, 10 juin 1983. - 23 p.

121. Intervention de Mr Kada Ahmed, Responsable-Adjoint du departement des Organisations de Masse. Partie TS.L.N. UAAV - Document nc9, 1 984. - 5 p.

124. Quelques com-entaires et suggestions sur l'avant-projet de reglement interieur soumis. UAAV -Document п015. - 5 p.

125. Mesures urgentes pour la relance du Cinema alg£rien

127. Algerie - Arts Audio-visuels (Services). Cinema. Production cinematographinue : 1S57 - 1973. Ministere de 11 information et de la culture. Service des Arts Audio-visuels. Alger : MIC, 1974. - 138 p.

128. Algerie, naissance d'une societe nouvelle. Introduction de E. Lambotte. Paris : Editions Sociales, 1976. - 335 p.

129. L'Alg^rie de demain. Etude p^sentee par Frang&is Perroux. Numero hors serie de Tiers Monde. Paris Presses Universitaires de France, 1962. - 263 p.

130. Bataille et Veillot. - Camera sous le soleil. Alger, 1956.

131. Benachenou A. - Formation du sous-developpement en Algerie : 1830 - 1962. - Alger : Presse de I'Entre-prise Rationale, 1978. - 232 p.

132. Boudjecira E. - Naissance du cinema algerien. Paris : F. Мазрёго, 1971. - 101 p.

133. Borciieu Pierre. - Structures economiques. - Paris : Edition de Minuit, 1977. - 115 p.

134. Boutefnouchet M. - La c/.lture en Algerie. My the et Eealite. - Alger : SNEiJ, 1982. - 166 p.

135. Cluny Claude Michel. - Dietionnaire des nouveauz cinemas ars.bes. - Paris : Sindbad, 1978. - 392 p.

136. Franz.anon. - Sociologie d'une revolution. - Paris Maspero, 1963» - 130 p.

137. Fulchignohi Enrico. - La civilisation de 1'image. Paris : Petite Bibliotheoue Payot, 1872. - 308 p.

138. Hennebelle G. - Guide des Films anti-imperialistes. Paris : Ed. du Centenaire, 1975. - 210 p.

139. Hennebelle G. - Les cineastes africains en 1972. Dakar : Societe africaine d'Edition, 1972. - 284 p.

140. Lacheraf M. - L'Algerie : Nation et SOciete. -Paris : F. Maspero, 1976. 346 p.

141. Label J.P. - Cinema et ideologie. - Paris : Sd. Sociales, 1971. - 230 p.

142. Lounatcharski A.V. - Silhouettes. - Moscou : Progres Paris : Editions frangaises Reunis, 1980. - 430 p.

143. Maherzi L. - Ъа сin6matographie algerienne. Essai sur 1'integration politique par le cinema. Thesede doctorat d'Stat en Sciences Politiques. - Paris : 1979, 2 vol. - 617 p.

144. Megherbi A. - Les Algeriens an miroir du cinema colonial. Contribution a la sociologie de la decolonisation. Alger : SITED, 1982. - 258 p.

145. Moine- A. - Ma guerre d'Algerie. - Paris : Ed. Sociales, 1979. - 228.p.

146. Moneta J. - Le P.C.F. et la question coloniale 19201965. - Paris : Maspero, 1971, p. 110.

147. Еепё Clair. - Cinema d'hier, cinema d'aujourd'hui. Paris : Ed. Gallimard, 1970. - 351 p.

148. Sadoul G. - Etat et perspectives du Cinema africain. Paris : lettres frangaises, '19' 2. - 99 p.

149. Sadoul G. -.Dietionnaire des Films. - Paris : Ed. Seuils, 1978, 336 p.

150. Samir Farid. - Le cinema arabe. - Beirut : La bibliotheque arabe, 1981. - 130 p.

151. Tamzali Wassyla. - En attendant Omar Gatlato. P.egerd sur le cinema algdrien. - Alger : EFAP, 1979. - 224 p.

152. Teguia M. - l'Algerie en Guerre. - Alger : Office des Publications Universit aires, 1981. - 782 p.

153. Vallet Eugene. - Le drame alg£rien. La verite sur les emeutes de mai 1945. - Paris : les grandes editions frangaises, 1948. - 82 p.

160. Benbaghdadi'M. - Interview avec A. Rachedi, direc-teur de l'ONCIC. - Alg^rie Actualite, 20 avril 1969, p. 11.

171. Chaulet Pierre. - Sensibiliser une opinion internationale mal informee. - El Moudjahid, 2-3 novembre 1979, p. 7.

175. Djelfaoui Abderrahmane. - 10 ans de lutte pour la defense du monopole d'Btat. - Algerie Actuality, octobre 1979, p. 10.

180. Iledo J.-P."- Reflexion sur le documentaire. Interview de l'auteur de la dissertation, aout 1983.

186. Sadoul Georges. - Entretien sur le cinema. Afrique-Action, Juillet 1961. - pp. 23-24.

189. Tchanderli D. - Capter au vol toute image pouvant aider notre caase. - El Moudtfahide 2/3 novembre 1979. - p. 7.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.