Роль народных театров в идейно-эстетическом воспитании личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Абдуллаев, Закир Иса оглы

  • Абдуллаев, Закир Иса оглы
  • 1983, Баку
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 149
Абдуллаев, Закир Иса оглы. Роль народных театров в идейно-эстетическом воспитании личности: дис. : 00.00.00 - Другие cпециальности. Баку. 1983. 149 с.

Оглавление диссертации Абдуллаев, Закир Иса оглы

Введение.стр. 3

Глава I. Народные театры - исторически новая, развитая форма художественной теат -ральной самодеятельности.

§ I. Социально-экономические и культурные предпо сылки становления и развития народных театров.стр. 13

§ 2. Народные театры, их общие и отличительные черты с предыдущими формами театральной самодеятельности. стр. 25

Глава П. Народные театры и эстетическое развитие личности.

§ I. Народные театры и проблемы свободного времени. стр. 42

§ 2. Народные театры и формирование эстетических потребностей. стр. 52

§ 3. Самодеятельные народные театры и эстетическое воспитание трудящихся. стр. 63

§ 4. Актеры-любители,как объекты эстетического воспитания. стр. 70

Глава Ш. Роль народных театров в идейно-нравственном воспитании личности.

§ I. Познавательное значение деятельности актеровлюбителей в коллективах народных театров. стр. 88

§ 2. Влияние эстетической активности актеров-любителей на их идейно-нравственное развитие. стр. 100

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль народных театров в идейно-эстетическом воспитании личности»

Актуальность темы. На современном этапе поступательного развития социалистического общества одной из главных задач,стоящих перед КПСС и Советским государством, является воспитание нового человека,формирование всесторонне,гармонически развитой личности. Задач здесь - как это отмечается на ХХУ1 съезде КПСС-стоит перед нами немало. И успех воспитания обеспечивается лишь тогда,когда она опирается на прочный фундамент социально-эконо -мической политики".*

Социально-политические,экономические и культурные предпосылки, создающие широкие возможности для,всестороннего развития нового человека,одновременно способствуют росту его социальной активности в реализации величественных задач коммунистического строительства. Именно поэтому КПСС в своей научно-практической деятельности уделяет особое внимание коммунистическому воспитанию советских людей.

Это обуславливается так же и тем,что, во-первых, у нас в стране все делается во имя человека, для блага человека; все другие задачи социалистического общенародного государства служат росту благосостояния народа, созданию более благоприятных условий для всестороннего развития личности.

Во-вторых,всесторонне развивающийся на основе социально-экономических, культурных и политических преобразований,новый человек,в свою очередь, проявляет еще больше высокую социальную активность в деле осуществления грандиозных задач строительства нового общества, во имя превращения коммунистического общест

I. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.,1981,с.63. венного идеала в действительность.

Вопросы формирования нового человека с особой актуальностью ставились и на июньском (1983г.) Пленуме ЦК КПСС,где было специально подчеркнуто, что "Партия добивается того,чтобы чело -век воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний,но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами,высокой культурой труда и поведет ния".

Таким образом, в условиях совершенствования развитого социализма ". наша партия исходит из того,что формирование нового человека - не только важнейшая цель,но и непременное условие р коммунистического строительства".

Объективной основой формирования нового человека является советская действительность,социалистические общественные отношения. Сама жизнь,новые общественные отношения,трудовая и общественная деятельность советских людей способствуют их всестороннему развитию.

КПСС и Советское государство придают этому объективному процессу планомерный,целенаправленный характер,повседневно управляют становлением и развитием советских людей. С этой целью они используют разнообразные методы,средства и формы.

Одним из действенных средств воспитания нового человека является искусство и литература.

Будучи отражением реальной и социальной действительности, искусство и литература способствуют познанию этой действитель -ности в своеобразной форме, в художественных образах, приобщению

1. См.:Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС,14-15 июня 1983г.М. .-Политиздат, 1983,с.18.

2. Там же, с.27. лвдей к красоте, формированию и развитию их эстетических вкусов и идеалов.Эстетическое развитие, являясь,в свою очередь, одним из компонентов духовного становления личности, находится в органической взаимосвязи и взаимодействии с другими сторонами ее внутреннего мира. В силу этого эстетическое развитие посредством искусства и литературы и единстве со всеми другими компонентами духовного мира человека ведет к формированию всесторонне развитой личности.

Не случайно в материалах июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС подчеркивается, что "Формировать, возвышать духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности - важнейшая миссия социалистической культуры".1

Одной из особенностей современного социалистического искусства является то, что оно вес больше и больше приобретает массовый характер. И эта особенность проявляет себя не только в увеличении и расширении возможностей идейно-воспитательного воздействия профессионального искусства на широкие слои народных масс, но и в непосредственном деятельном участии самих масс в создании и обогащении художественно-культурных ценностей."Социализм, - как было отмечено еще на ХХ1У съезде КПСС, - не только открыл трудящимся массам широкий доступ к духовным ценностям, но и сделал их непосредственными творцами культуры. Одно из ярких свидетельств того - необычайный размах художественного народного творчества. Художественное творчество народа - одна из характерных черт нашей советской действительности, нашей жизни".^

1. См. Материалы Пленума Щ КПСС, 14-15 июня 1983г.:- М.: Политиздат,1983, с.17

2. Материалы ХНУ съезда КПСС.М., 1971, с.89

Коренные социально-экономические и политические преобразования, осуществляемые в ходе социалистического и коммунистического строительства в нашей стране, создам реальные условия для проявления творческих сил народов, активного участия масс в формировании искусства коммунизма и возрастания роли художественной самодеятельности в деле коммунистического воспитания трудящихся. Благодаря неуклонному улучшению материального благосостояния, повышению уровня духовной жизни и увеличению свободного времени трудящихся самодеятельное художественное творчество в последние годы получает все больший размах. В СССР наряду с профессиональным искусством всемерт но поощряется и развитие народного художественного творчества.

Современный этап развития нашей страны - этап зрелого социализма - характеризуется еще более расширением социальной активности трудящихся масс. Творческая деятельность и инициатива трудящихся пронизывает все сферы жизнедеятельности развитого социализма и проявляет себя в самых разнообразных формах.

В Программе КПСС, где рассматривается перспектива всестороннего расцвета духовной жизни нашего общества, подчеркивается, что " . В условиях перехода к коммунизму творческая деятельность во всех областях культуры становится особенно плодотворной и доступной р для Есех членов общества".

КПСС и Советское правительство всячески поощряет и обереь гает самодеятельное творчество широких масс. На июнском (1983г.) Пленуме ЦК КШС специально подчеркивается, что:"Необходимо проявлят: постоянное внимание к развитию самодеятельного творчества, приобо щению масс к ценностям культуры".

1.См.:Конституция (Основной Закон)Союза Советских Социалистических Республикам.,1977,с.13

2.См.:Программа Коммунистической партии Советского Союза.М.: Политиздат,1975, с.130

3.Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г. - М.:Политиздат,1983, с.76

Подобную же заинтересованность и озабоченность в расширении сети художественного творчества широких масс,роста их творческой активности не трудно обнаружить и в Постановлении ЦК КПСС " 0 60"й годовщине образования Союза Советских Социалистических республик", где так лее подчеркивается,что: "В стране созданы широкие возможности для проявления талантов и дарований,расцвета культуры всех наций и народностей, для творческой деятельности масс в области науки и искусства".^

В области художественной самодеятельности одной из новых форм проявления творческого почина трудящихся являются народные театры. Деятельность народных театров,возникших по инициативе самих масс в конце 50-х годов в нашей стране,направлена на удовлет -ворение художественно-эстетических потребностей,расширение куль турного кругозора трудящихся,пропаганду театрального искусства и о выявление новых талантов. Исключительно велика роль народных театров в идейно-эстетическом воспитании самих участников этой новой формы художественной театральной самодеятельности,которая в нас -тоящее время объединяет десятки тысяч рабочих,колхозников,представителей интеллигенции,работников сферы обслуживания и т.д.

Члены коллективов народных театров,участвуя в самодеятельном театре,расширяют сферу своей общественной активности, в своей художественно-эстетической деятельности всесторонне и глубоко воспринимают произведения литературы и искусства, у них интенсивно развивается способность чувствовать и анализировать эти духовные ценности,расширяется мировоззрение и взгляды по отношению к окружающей реальности и искусству,усовершествуются эстетические вкусы

1. 0 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических республик.Постановление ЦК КПСС, Баку, 1982, с.15.

2. См.: Рамиз Агаев. Народные театры - новая форма самодеятельного театрального искусства ( на азерб.яз.). Баку,1973, с.6. и идеалы, формируется потребность соблюдения законов красоты не б искусстве, т.е. на сцене, но и на производстве и семейно-бытовой жизни. Поэтому исследование этого нового явления в культурной жизни социалистического общества - деятельности народных театров, закономерностей их становления и развития, специфики и социальных функций, в особенности места и рож народных театроЕ в идейно-эстетическом воспитании советского человека приобретает большую актуальность.

Степень разработанности темы. Следует отметить, что в последние годы в ряде работ советских философов и социологов, посвященных исследованию различных аспектов художественной самодеятельности народных масс, в той или иной степени затрагиваются отдельные вопросы непосредственно связанные с деятельностью народных театров.1

Деятельность же народных театров в целом до недавнего времер ни исследовалась преимущественно искусстЕОЕедами. Между тем, это новое явление в социально-культурной жизни нашего общества, наиболее развитая и совершенная форма художественной самодеятельности.

1. См.:А.М.Ахундов.Самодеятельное художественное творчество и его роль в идейно-эстетическом воспитании трудящихся.Автореферат кандидатской диссертации.Баку.1964г.; А.И.Косарева.Роль самодеятельного художественного творчества в эстетическом развитии личности.М.,1965;Д.Н.Катышева и Т.С.Титкина.Художественная самодеятельность - средство идейно-эстетического воспитания трудящихся. М., 1967;А.С.Севастьянов.Самодеятельное искусство как средство эстетического воспитания рабочего класса.Автореферат кандидатской диссертации.М., 1967;ХГ.СафоноЕ.Природа и социальные функции художественной самодеятельности. Автореферат кандидатской диссертации. Воронеж,1973;Ю.А.Лукин.Художествен-ная культура в системе идейно-воспитательной работы.М.,1979;

Н.П.Толченова,Б.Г.Лукьянов.Художественная самодеятельность и эстетическое воспитание трудящихся.М.:Знание,1983, №3.

2. А,А.Казимиров. Усовершенствование сценического мастерства актера самодеятельного театра.КиеЕ,1964;И.Юрьев.Народный театр. 1968;А.Мирзоев.Народные театры Азербайджана.Баку,1968;Н.Савуш-кина.Русский народный театр.М.-.Наука, 1976;Р.АгаеЕ,Современные народные театры Азербайджана.Баку.1979 и др. народных масс,выдвигает ряд философских и социологических вопросов,решение которых приобретает особую практическую и теоретическую. значимость. Цель и задачи исследования.

С целью теоретического осмысления художественно-эстетических проблем народных театров в условиях развитого социализма,их социальной активности и воспитательно-преобразующей функции,в ра -боте решаются следующие задачи.

1. Социально-экономические и художественно-эстетические предпосылки развития и формирования народных театров в Азербайджане.

2. Роль и значение народных театров в системе эстетического воспитания.

3. Познавательно-преобразующая и воспитательная функция народных театров как высшей формы художественной самодеятельности масс.

4. Народные театры и проблемы свободного времени и эстетической потребности широких масс в условиях развитого социализма.

5. Взаимосвязь и взаимовлияние профессионального и самодеятельного театрального искусства.

6. Степень участия представителей различных социально-возрастных групп и специальностей в коллективах народных театров республики.

Новизна исследования. Новизна предпринятого диссертационного исследования заключается в комплексном решении одной из органических сторон художественной деятельности широких масс - народных театров.

В свете решений ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС значение подобных исследований особенно возрастает,ибо,различные стороны духовного мира советских людей, в частности и участников художественной самодеятельности формируются не изолированно друг от друга, а представляют собой целостную систему, в которой все его стороны и элементы находятся в тесной взаимосвязи и глубоком взаимопроникновении.

- В данной работе впервые основное внимание уделяется специальному исследованию намеченной проблемы в отличие от уже существующих работ, искусствоведческой направленности,"'' в историко-эстети-ческом плане, что одновременно обуславливает новизну исследования и естественно, объекта его научного осмысления.

- В диссертации в историко-социологическом плане исследуется процесс становления и развития художественной театральной самодеятельности народных масс, рассматривается социально-экономическая и культурная обусловленность возникновения народных театров, что одновременно требует специального осмысления проблемы нравственности и их роли е развитии данного социально-культурного явления.

- Учитывая обстоятельный анализ роли профессиональных и самодеятельных театров в эстетическом воспитании широкого круга зрителей в философской и искусствоведческой литературе, в диссертации вопрос этот рассматривается бегло, тогда как главное внимание уделяется изучению и обобщению места народных театров в эстетическом развитии самих членов коллективов народных театров - десятков тысяч актеров -любителей.

- Руководствуясь указаниями ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС о комплексном подходе к делу воспитания, в диссертации к становлению духовного мира участников народных театров проявляется системный подход и предпринимается попытка раскрыть механизм диалектического взаимодействия познавательно-эстетической, творчески-воспитательной

I. Л.М.Петрова. Самодеятельный театр и формирование гармонически развитой личности. Автореферат кандидатской диссертации.М., 1972 г. и социально-воспитательной функции народных театров.С этой целью рассматривается динамика формирования научно-материалистического мировоззрения членов коллективов народных театров, их трудового, идейно-политического,нравственного и атеистического воспитания с помощью эстетических средств театрального искусства.

Теоретико-методологическая основа работы. При написании диссертации автор руководствовался основополагающими положениями творцов марксистско-ленинской теории о культуре и искусстве,методологическими указаниями,выдвинутыми в решениях и постановлениях съездов и пленумов ЦК КПСС об идейно-эстетическом воспитании трудящихся .

Широко пользовался автор также и трудами видных советских эстетиков и деятелей художественной культуры, глубоко связанных с социально-эстетическими проблемами самодеятельного искусства широких масс.

Практическая ценность работы. В диссертации теоретические проблемы народных театров используются преимущественно на материалах Азербайджанской ССР. Автор, в частности, с целью конкретного изучения проблемы провел анкетный опрос среди членов народных театров, организовал собеседование с актерами-любителями города Сумгаита, познакомился с необходимыми материалами,посвященными деятельности народных театров различных городов и районов Азербайджана. Все эти материалы были обработаны, обобщены и использованы в диссертационной работе.Они имеют ярко выраженное практическое значение и могут быть использованы как в деле создания новых самодеятельных театральных коллективов,росте их профессионального мастерства и социальной активности, так и в лекционно-пропаган-дистской работе,в процессе лекций и семинарских занятий по марксистско-ленинской эстетике, в частности в разделе "Эстетическая культура развитого социалистического общества".

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Абдуллаев, Закир Иса оглы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития нашей страны еще более возросла социальная активность,инициативность трудящихся во всех сферах жизни и деятельность социалистического общества. К одним из проявлений творческой активности советских людей в области культуры, составляющей важнейшую часть общественной жизни социалистического общества, являются народные театры.

Выросшие на социально-экономической почве развитого социалистического общества, народные театры,как правило,создавались в рабочих поселках, районных центрах и селах, где не функционировали профессиональные театры, и главным образом были направлены на коммунистическое воспитание широкой зрительской массы,формирование их эстетической культуры, улучшение театрального обслуживания населения. В отличие от своих предшественников- театральных кружков и самодеятельных коллективных кружков,народные театры являются качественно новой ступенью самодеятельного искусства:и по значительно лучшим материальным возможностям и условиям работы и, главное, целенаправленной,систематической учебе и творчеству,дающим возможность овладеть подлинным исполнительским мастерством, добиться высокого художественного совершенства. Учебно-художественный репертуар народных театров обогащается за счет классических и современных пьес. Коллективы народных театров постоянно находятся в активной творческой деятельности и систематически выступают перед трудящимися.

Одной из существенных особенностей народных театров,как качественно новой,развитой формы театральной художественной самодеятельности, является постоянное творческое общение с профессио- . нальныни театрами. Это общение, эта связь проявляется в разнообразных формах.Участники коллективов народных театров на опыте профессиональных театров изучают тайны художественного искусства и в своей деятельности опираются на традиции профессиональных театров,широко используют богатый опыт большого искусства.Квалифицированные , опытные мастера искусства последовательно руководят деятельностью многочисленных самодеятельных коллективов,делятся с актерами-любителями,занимающимися самодеятельным искусством, своим опытом,знанием, умением и талантом. Многие известные деятели искусства, работающие в государственных творческих учреждениях, направляются для оказания помощи в самодеятельные коллективы. Сегодня в каждой республике, в каждой области функционируют научно-методические центры народного творчества и культпросвет-учреждений, центры организации художественной самодеятельности. Они снабжают коллективы художественной самодеятельности необходимыми методическими средствами, организуют репетици и обмен опытом руководителей и участников этих коллективов.

Ежегодно проводимые смотры народного творчества "Театральная весна", "Праздник искусства и др., бесспорно способствуют прогрессу художественной самодеятельности. Создаются различные и многообразные общественные связи между профессиональным искусством и коллективами художественной самодеятельности. В настоящее время речь не сводится к опеке сильных над слабыми,маститых над безиз-вестными, но о новых формах творческих взаимосвязей профессионального искусства с народной самодеятельностью.

Коллективы профессиональных театров организуют творческие репетиции для участников народных театров, помогают в сценическом оформлении и организации спектаклей. Сегодня созданы самодеятельные спутники - своеобразные общественные филиалы профессиональных театров. Стали традиционными выступления выдающихся мастеров искусств на сцене самодеятельных театров и актеров-любителей народных театров на сцене профессиональных театров.Такие формы творческих взаимосвязей способствуют повышению мастерства актеров,вышедших из народа, в творческом смысле обогащают и профессиональные театры.

Художественной самодеятельности народных масс в наши дни уделяют серьезное внимание писатели, композиторы, художники,кинематографисты, театральные и хоровые общества. Создаются особые комиссии на общественных началах, которые занимаются организацией всесторонней помощи самодеятельным коллективам. При домах народного творчества созданы различные творческие объединения, в которых на общественных началах работают лучшие мастера профессионального искусства.

Народные же театры, в свою очередь, дают профессиональным театрам в некотором роде дыхание жизни. Многие известные в настоящее время артисты, которыми гордятся профессиональные сцены,именно в самодеятельных театрах сделали свои первые творческие шаги, долгое время воспитывались на сценах народных театров, и именно здесь, выдержав очень серьезный экзамен на творческую зрелость, получили путевку в "большое искусство".

В настоящее время профессиональные и народные театры развиваются как две самостоятельные, но органические взаимосвязанные ветви социалистического искусства. Они взаимообогащают друг друга и совместно служат делу приобщения широких народных масс к искусству, воспитанию у них подлинного эстетического вкуса.

Для того,чтобы народные театры, играющие столь важную роль в культурной жизни нашей страны, могли отвечать высоким идейно-художественным требованиям современной эпохи, их деятельность должна постоянно находиться в центре внимания соответствующих научных учреждений, организаций и союзов, а также всей общественности. В первую очередь, особое внимание должно уделяться постоянному обновлению репертуаров народных театров за счет произведений,воспевающих руководящую роль Коммунистической партии в нашем обществе, интернационализм и дружбу народов, борьбу народов мира против сил империализма, за мир, свободу, социализм, реалистически отображающих творческий труд советских людей, их богатый духовный мир.

Принимая во внимание главную социальную задачу,стоящую перед народными театрами - идейно-эстетическое воспитание широкой зрительской массы,необходимо стремиться к расширению их числа за счет наиболее способных, сложившихся, творчески зрелых драматических кружков и драматических коллективов, в особенности сельских местностях, где отсутствуют профессиональные театры.

Плодотворная творческая деятельность народных театров во многом зависит от их материально-технического снабжения,обеспечения. По этой причине следует признать целесообразным передачу в их пользование домов культуры и дворцов, построенных на основе достижений современной архитектуры и отвечающих функциональным потребностям современности.

Большое внимание должно уделяться обеспечению народных театров декорациями,костюмами, музыкальными инструментами и другими необходимыми материалами.

Особо следует отметить важность широкого освещения на страницах печати роли и значения, которые играют в идейно-эстетическом воспитании широких трудящихся масс коллективы народных театров. К сожалению, на страницах таких республиканских газет, как "Коммунист", "Бакинский рабочий", "Вышка", "Бакы", "Баку" и др. чрезвычайно редко от случая к случаю печатаются материалы о деятельности народных театров. Исключительно важная задача в обобщении накопленного опыта художественной самодеятельности в республике, ложится на журналы "Медени-Маариф иши" (Культурно-просветительная работа"), "Бедии Озфаалиййет" ("Художественная самодеятель -ность"), газету "Адабийет ве инджесенет" ( "Литература и искусство"!

Следует признать, что в отдельных статьях,посвященных деятельности народных театров, хотя и порой, главное внимание уделяется роли и месту этой качественно новой форме театральной само -деятельности в идейно-эстетическом воспитании личности, однако, не следует при этом упускать из виду,что наряду с приобщением широкой зрительской массы к искусству, улучшением общетеатрального обслуживания населения, народные театры играют исключительную роль в формировании и развитии эстетической культуры, художественно-эстетических вкусов и потребностей самих актеров-любителей. В этой связи, целесообразным и практически полезным предоставляется нам освещение на страницах печати этой новой функции театральной самодеятельности. Причем особенно возрастает в свете сказанного исследования социологов, эстетиков,искусствоведов, посвященных исследованию роли народных театров в идейно-эстетическом воспитании самих актеров-любителей. Эта же потребность, в свою очередь,должна стимулировать дифференцированный подход к данной проблеме.

Всесторонне изучение деятельности народных театров,выявивших и упрочивших свое специфическое место в культурной жизни страны, продолжает сохранять свою актуальность.Одним из аспектов такого изучения, сохранившим творческую и практическую знаимость, является выявление места и роли народных театров,как высокой ступени художественной самодеятельности, в широком размахе социальной активности и инициативности советских людей.

Личность, благодаря участию в театральной художественной самодеятельности, расширяет рамки своей социальной активности,причем за счет такой ее формы - эстетической деятельности,которая обеспечивает наиболее полное удовлетворение личных индивидуальных потребностей людей и способствует подлинно-гармоническому и всестороннему духовному совершенству личности.

В результате этой новой сферы деятельности интенсивно развивается способность личности глубоко и полно воспринимать,чувствовать и анализировать произведения литературы и искусства,расширяется эстетико-художественный и эстетико-мировоззренческий диапазон восприятия искусства и действительности. В результате этого еще больше совершенствуются эстетические чувства,потребности,вкусы личности,формируется способность воспринимать и действовать по "законам красоты" не только в искусстве, на сцене, но и на производстве, в быту,личной жизни.

Значение народных театров не ограничивается лишь плодотворностью влияния.на эстетическое развитие личности. Эстетическое воспитание составляющее органическую составную часть всей системы коммунистического воспитания, формирования нового человека,претворяется в жизнь только во взаимосвязи и взаимовлиянии с другими компонентами системы.

Искусство - не только специфическая форма познания и отражения действительности, способ постижения красоты и приобщения человека к красоте, формирования его эстетических чувств,вкусов и идеалов, но и особая форма общественного сознания,расширяющая познавательные возможности личности, формирующая его коммунистическое мировоззрение, нравственные убеждения,патриотические и интернационалистические чувства, духовную культуру.

Эстетический вкус, эстетические вкусы,чувства и идеалы актера-люоителя, более полно и более глубоко формирующиеся с помощью искусства, в условиях активной сценической деятельности оказывают интенсивное воздействие и на развитие вьппеотмеченных компонентов духовного мира личности.

В связи с этим при изучении, исследовании народных театров, органической части духовной жизни социалистического общества,следует уделить особое внимание этим связям народного театра и духовного развития личности.

Для полного и всестороннего осмысления роли народных театров как качественно новой ступени в духовном развитии актеров-любителей, в настоящее время ощущается острая необходимость в теоретическом и социологическом исследовании процесса влияния театральной самодеятельности на формирование научно-материалистического мировоззрения личности, его нравственных убеждений,патриотических и интернационалистических чувств и т.д.

Народные театры как неотъемлимая составная часть художественной деятельности широких масс,как новое и прогрессивное социально/культурное явление, характеризующее демократический характер социалистического образа жизни,способствующее воспитанию научно-материалистического мировоззрения,нравственно-этических принципов,чувства патриотизма и интернационализма и т.д.,требует и в дальнейшем пристального к себе внимания эстетиков,социологов, педагогов, деятелей литературы и искусства, без творческой взаимопомощи которых невозможно комплексно и дифференцированно решать важнейшие научно-теоретические и практические задачи художественной самодеятельности широких масс, ее исторические и социально-эстетические вопросы.

Список литературы диссертационного исследования Абдуллаев, Закир Иса оглы, 1983 год

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. В 2 т. т.2. Вступит.статья М.Лифшица. М.Искусство,1957.-631 с.

3. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. В 2 т. т.2. М.:Искусство,1957, 758 с.

4. Маркс К.,Энгельс Ф. и Ленин В. Об искусстве. М.:Советская1. Россия, 1957. 152 с.

5. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.:Гослитиздат, 1957.686 с.

6. Ленин В.И. О культурной революции. Сб. Изд. 2-е. М.Политиздат, 1971. 256 с; 42-54 с.

7. Ленин В.И. О воспитании и образовании. Изд. 3-е. М.Просвещение, 1973. 704 с. 343-344, 376-377 с.

8. Произведения видных деятелей КПСС и Советского государства

9. Калинин М.И. О коммунистическом воспитании. Избранные речи и статьи. М.'.Просвещение, 1968. 103.

10. Крупская Н.К. Об искусстве и литературе. Статьи,письма,высказывания. Л. М.: Искусство, 1963. - 283 с.

11. Крупская Н.К. Вопросы коммунистического воспитания молодежи. М.: Политиздат, 1966. 63 с.

12. Луначарский А.В. О театре и драматургии. Избранные статьи.

13. В 2 т. Вступит.статья А.Дейча.М.Искусство, 1958. T.I. русский дореволюционный и советский театр. 838 с. Т.2. Западноевропейский театр. 707 с.

14. Луначарский А.В. Избранные статьи по эстетике.Сост.и коммент.

15. А.Ф.Ермакова. М.'.Искусство, 1975. 391 с.

16. Цеткин К. О литературе и искусстве.Предисл.М.Кораллова. М.: Гослитиздат, 1958. 132 с.

17. Нариманов Н.Н. Статьи и речи. В 2 т. T.I. (на азерб.языке) Баку, Азернешр, 1971. - 267 с. с.32-36.

18. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР: Докл.на совместном торжеств.заседании Центрального Комитета КПСС,Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 дек. 1982г. М.Политиздат,1982.-30 с.

19. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.:Политиздат, 1983. - 31 с.

20. АЛИЕВ Г.А. Формирование активной жизненной позиции:Опыт и актуальные проблемы нравственного воспитания. Докл. на Всесоюз. науч. практ.конф. 25 апр.1979г.- М.: Политиздат, 1979. 61 с.

21. Алиев Г.А. Советский Азербайджан-. М.Политиздат,1981. 159с.

22. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической,массово-политической работы партии. Докл. на июньском Пленуме (1983г.) ЦК КПСС.Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г. М.Политиздат, 1983. - с.27-67.

23. Основные руководящие партийные и государственные документы

24. КПСС. Съезд 24-й, Москва, 1972. Материалы ХХ1У съезда КПСС. -М.Политиздат, 1972. 320 с.

25. КПСС. Съезд 25-й. Москва, 1976, Материалы ХХУ съезда КПСС. -М.Политиздат, 1976. 256 с.

26. КПСС. Съезд 26-й. Москва, 1981. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. -М.Политиздат, 1981. 223с.

27. КП Азербайджана. Съезд 28-й, Баку, 1971. Материалы ХХУШ съезда

28. Коммунистической Партии Азербайджана, 10-12 марта 1971г. Баку,Азерб. Гос. Изд-во, 1971.102 с.

29. КП Азербайджана. Съезд 29-й, Баку, 1976. Материалы XXIX съезда

30. Коммунистической Партии Азербайджана. 28-30 января 1976г. Баку,Азернешр, 1976. 179 с.

31. КП Азербайджана. Съезд 30-й, Баку, 1981. Материалы XXX съезда

32. Коммунистической Партии Азербайджана 28-30 января 1981г. Стенографический отчет. Б.: Азернешр, 1982. 597 с.

33. ЦК КПСС. КПСС в резолюциях и решениях, съездов,конференций и Пленумов ЦК. Изд.7. Часть 1У. 1954-1960. М. .-Политиздат, I960. 639 с. с.512-524.

34. ЦК КПСС. КПСС о культуре,просвещении и науке. Сб.документов. М.: Политиздат, 1963. 552 с.

35. ЦК КПСС. Об усилении атеистического воспитания населения.

36. Постановление ЦК КПСС, от 16 июля 1971 года. В кн.: Об идеологической работе КПСС. Сборник документов. М.: Политиздат, 1981, с.82-89.

37. ЦК КПСС. О дальнейшем улучшении идеологической,политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС, от 26 апреля 1979 г. М.Политиздат, 1979. - 15 с.

38. ЦК КПСС. О 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Постановление ЦК КПСС, от 13 декабря 1979г.-М.Политиздат, 1980. 16 с.

39. ЦК КПСС. О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества. Постановление ЦК КПСС, от 28 марта 1978 г. В сб.:Справочник партийного работника, вып. 19. М.Политиздат, 1979. с.361-365.

40. ЦК КПСС. О работе с творческой молодежью.Постановление ЦК

41. КПСС, от 12 октября 1976 г. В кн.:Об идеологической работе КПСС. Сб.документов. М.Политиздат, 1977. -639 с. с.598-604

42. ЦК КПСС. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик: Постановление ЦК КПСС, от 19 февраля 1982 г. М.: Политиздат, 1982. - 31 с.

43. КПСС.Программа Коммунистической Партии Советского'Союза.Цриняга ХШ съездом КПСС.М.: Политиздат,1975, 144с,

44. ЦК КП Азербайддана.Материалы Пленума Центрального Комитета КП Азербайджана.8 июля 1983г.Баку,Азернешр,1983.- 62с,

45. Кбнсти ту ция( Основной закон)Союза Советских Социалистических Респуб лик.Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977г. М.Политиздат,1977. 62с.

46. ВЦСПС. Об улучшении руководства народными самодеятельными театрами профсоюзов. Постановление ВЦСПС от 7 апреля 1965 г.-В кн.: " Сборник постановлений ВЦСПС. Апрель июнь 1965 ", М. : Профиздат ,1965 . - с. 124-128,

47. ВЦСПС. О состоянии и трах улучшения репертуара художественных коллективов,выступающих в рабочих клубах .Постановление Президиума ВЦСПС от 15 июля 1966 г. В кн.:"Сборник постановлений ВЦСПС . Июль- сентябрь 1966 М. : Проф-издат,1966. -с.95-101

48. АгаевР. Современные Азербайджанские народные театры.(на азерб. языке), Баку: Язычи, 1979. 78 с.

49. Ахвердиев А. Избранные сочинения, (на азерб.языке) в 2-х т.

50. Т.2. Баку: Азернешр, 1957. 413 с. с.388-405.

51. Аллахвердиев М.Г. История Азербайджанского народного театра (наазерб.языке), Баку: Маариф, 1978. 233 с.

52. Алексеева Л.Я.,Бялосинская Н.С. Воспитательная роль самодеятельного театра. М.:Профиздат, 1965. 128 с.

53. Алиев А.Г. Искусство и религия (на азерб.языке), Баку:Азернешр, 1966. 52 с.

54. Арзуманова М.А. Асланов A.M. Афасижев М.Н. Афасижев М.Н. Ахундов Ф.М. Буров А.И.

55. Байрамов К.Б. Биккенин Н.Б. Ванелов В.В. Верцман И.Е.

56. Эстетика и культура поведения. М.:Профиздат, 1970. 120 с.

57. Искусство и воспитание, (на аз ерб. языке;., Баку: Гянджлик, 1967. 190 с.

58. Эстетические потребности человека. М.:3нание, 1979. 64 с.

59. Искусство как предмет комплексного исследования. М.:3нание, 1983. 64 с.

60. Произведения в 3-х т. Т.2. (на азерб.языке),Баку: Элм, 1961. 576с. с.232-240.

61. Эстетика: Проблемы и споры.Методологические ос -новы дискуссии в эстетике. М.Искусство,1975.-175 с.

62. Национальное и интернациональное в культуре.(на аз ерб.языке),Баку:Гянджлик,1974.- 100 с.

63. Социалистическая идеология. 2-е изд.доп.- М.: Политиздат, 1983. - 414 с.

64. Эстетика, искусство,искусствознание. М.:Изобра -зительное искусство, 1983. 440 с.

65. Проблемы художественного познания.М.Искусство, 1967. 342 с.

66. Гольдентрихт G.C, Гончаров И.Б.1. Громов Е.С. IVлиев Д.С.1. Тутева Л.М.1. Дейч А. Джафаров Д.1. Долгое К.М.

67. Джидарьян И.А. Егоров А.Г.1. ЕгороЕ А.Г.1. Зотое Н.Д.1. ЗейналоЕ С.М.1. Иванов В.Г. Исмайлов И.З.

68. КасумоЕ М.М. Джафаров Д. Г.1. Касум-заде Ф.Ф.

69. Специфика эстетического сознания .М.:Высшая школа, 1974. 103с

70. Искусство как средство духоеного развития.личности. В кн.Духовное становление человека. Л.:1972. -175 с.

71. Художественное творчество.М.Политиздат. 1970. -263 с.

72. Моральный облик советского человека, (на азерб. языке), Баку:Гянджлик, 1976 -76с

73. Эстетическое воспитание и творческая активность личности. -ОД.:Знание, 1983. -84с.

74. Мы любим театр.М.Искусство, I960. -128с.

75. Азербайджанский драматический театр.(I873-I941) (на азерб.языке), Баку: Азернешр,1959. -416 с

76. Филос офия, искусс тв о, политика.М.:Знание,1976. -64с.

77. Эстетическая потребноеть.М.Наука,1976 -190 с.

78. Искусство.и общественная жизнь.М.Советский писатель, 1959. -409 с.

79. Проблемы эстетики.М.:СоЕетский писатель,1977. -464с.

80. Нравственная ответственность личности:сущность и этапы становления.-М.:ЗнаниеД981, -64с.

81. Организация эстетического.воспитания учащихся. Баку:Маариф,1972. -108с. с.77-108

82. Комплексный подход к воспитанию.М.:Знание,1978. -64с.

83. Развитие социалистической культуры народов советского Востока, (на азерб.языке) ,5>аку;Азернешр, 1967. -79с.

84. Из истории Азербайджанской.эстетической мысли. Баку: АзернешрД964. 80с.

85. Воспитание эстетического вкуса, (на азерб.языке), Баку:АзернешрД961. 24с.

86. Козлов Д. Место и роль искусства в социалистическом обществе. М.:Знание, 1958. 54 с.

87. Киященко Н.И.,Лейзеров Н.Л. Искусство и духовный мир человека.-М.:Знание, 1983. 64 с.

88. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.:Изд-во Ленинградского ун-та,1971. 766 с. с.607-637.

89. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.:Знание, 1979. 64 с.

90. Кочарли Ф.К. Марксизм-ленинизм и демократическая общественная мысль в Азербайджане (на азерб.языке), Баку:Азер-нешр, 1976. 235 с.

91. Куликова И.С. Искусство и мир человека. М.:Знание, 1981. 64 с.

92. Крутов Н.Н. Нравственные потребности личности. М.:Знание,1981. -64 с.

93. Крылова Р.Б.Эстетическая деятельность и культурный прогресс. -М.:Знание, 1983. 64 с.

94. Курбанов Б.О. Идейно-эстетические проблемы литературы и искусства Азербайджана. БакугЭлм, 1977. 177 с.

95. Кунчева Л.И. Эстетическое и этическое в жизни и в искусстве.1. М.:Мысль, 1968. 141 с.

96. Лармин О.В. Эстетическое воспитание в период развитого социализма. М.:3нание, 1976. 64 с.

97. Лукин Ю.А. Ленинское эстетическое наследие и современность.1. М.:Знание, 1976. 64 с.

98. Мамедов М.А. Эстетические проблемы Азербайджанской драматургии.на азерб.языке), Баку:Азернешр, 1968.- 383 с.

99. Мамедов М.Д. Религиозное и эстетическое сознание.( на азерб.языке),Баку:Азернешр, 1971. 51 с.

100. МамедоЕ З.И. Советская литература и Боепитание ноеого человека.на азерб.языке),Баку:Азернешр,1968. 201 с.

101. Мирзоева Ш.Ш. Ленинский принцип партийности литературы и.искусства, (на азерб.языке),Баку:Элм,1965. 337 с.

102. НемироЕич-Данченко Вл. Театральное наследие. В 2-х т. T.I.

103. С татьи.Речи.Бес еды. Пис ьм а. М.: Ис ку с с те о, 1952. -422 с.

104. НоЕИКОва Л.И. Социальное познание и искусство. М.:ЗнаниеД980.-64 с.

105. Новожилова Л.И. Социология искусстЕа.(из истории советской эстетики 20 -х годое),Л. :Изд-во Ленинградского ун-та, 1968. 128 с.

106. Ноеский Л.А. Руководителю театрального самодеятельного коллектива.М. :Профиздат, 1965. 102 с.

107. Оесянникое М.В. Что изучает эстетика. М.: Знание, 1976. -64 с.

108. Пашаев Н.А. Победа культурной революции е Советском Азербайджане. М.: Наука, 1976. 262 с.

109. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художестЕенное. М.:Изд-ео Московского ун-та. 1965. 360 с.

110. Разумный В.А. Эстетика и жизнь, (на азерб.языке),Баку:1кнджлик, 1967. 80 с. .

111. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность.Формы.Методы. М.-Мысль,1969. -190 с.

112. Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств.М.: ИскусстЕО, 1980. 135 с.

113. Рубина Ю.И. и др. Основы педагогического руководство школьнойтеатральной самодеятельности.М. -.Просвещение, 1974. 175 с.

114. Руковицын М.М. Народность и партийность искусства. М.:3нание,1978. 112 с.

115. Рустамов И. Гасан Бек Зардаби. (на азерб.языке),Баку,Азернешр,1969, 186 с.

116. Рытикова Л.А. образ жизни и нравственно-эстетическое развитие личности. М.:3нание, 1982. - 64 с.

117. Садыгов Г. Эстетическое воспитание советской молодежи ( на азерб. языке), Баку: Знание, 1961. 37 с.

118. Сацетов Н.К.Театр средство эстетического воспитания масс. М.: ВТО, 1965. - 98 с.

119. Скатерщиков В.К. О социалистическом реализме в искусстве. М.:

120. Советская Россия, 1959. 60 с.(Б-ка "Художественная самодеятельность").

121. Станиславский К.Ч. Театральное наследие. Том. I. М.:Изд-во

122. АН СССР, Институт Истории Искусств, 1955. -698 с.

123. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.Политиздат,1972. 271 с.

124. Толчнева Н.П.,Лукьянов Б.Г. Художественная самодятельность иэстетическое воспитание трудящихся. М.:Знание, 1983. 64 с.

125. Уледов АЛС. Структура общественного сознания.(Теоретико-социологическое исследование), М.:Мысль,1968.- 324 с.

126. Харчев В. Прекрасное в действительности и искусстве. М.:Советская Россия, 1958. 86 с. (Б-ка "Художественная самодеятельность) .

127. Царев М. Что такое театр. М.: Молодая гвардия, I960. 47 с.

128. Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения. М.:1. Искусство, 1974. 550 с.

129. Шакирзаде А.С. Народ творец культуры коммунизма. Баку: Элм,1965. 301 с. с.136-167.1. СБОРНИК СТАТЕЙ

130. Некоторые вопросы марксистско-ленинской эстетики. М.Политиздат;1954. 300 с.

131. Искусство принадлежит народу. Л.:Лениздат, I960. 400 с.

132. Творческий метод^ М.Искусство,1960.- 344 с.(АН СССР.Институтфилософии).

133. Народные театры. М.: Мосгорсовнархоз. 1962. 214 с.

134. Проблемы эстетического воспитания и современность. М.:Советскийхудожник, 1963. 198 с.

135. Искусство и народ, М.: Наука, 1966. 285 с.

136. Из истории советской эстетичёской мысли.М.Искусство,1967.- 522 с.

137. Народные театры страны. М.: Искусство, 1968. 239 с. Эстетика сегодня. М.: Искусство, 1968. - 382 с.

138. Искусство нравственное и безнравственное.М.Искусство,1969.- 263с.

139. Труд и эстетическое воспитание. Рига.Зинатне, 1969. 175 с.

140. Вопросы теории эстетического воспитания. М.Нзд-во Московскогоун-та, 1970. 109 с.

141. Эстетика и жизнь. Выпуск 2-ой, М.Искусство, 1973, 322 с.

142. Эстетика и жизнь. Выпуск 4-ый, М.Искусство, 1975. 286 с.

143. Вопросы истории и теории эстетики.Изд-во Московского ун-та.1. М.: 1975. 214 с.

144. Эстетическая культура советского человека. Л.Изд-во Ленинградского ун-та, 1976. 167. с.

145. Проблемы нравственного воспитания студентов.М.:Высшая школа,1977.215 с.

146. Духовный мир развитого социалистического общества.М.Наука,1977.с •

147. Теория эстетического воспитания. М.Искусство,1979. 255 с.

148. АН СССР. Институт философии). Коммунистическое воспитание трудящихся.Под ред.С.И.Никитова и др.

149. М.Изд-во Москвовского ун-та,1980.- 224 с.

150. Искусство воспитания. М.: Мол.гвардия. 1981. с.238.

151. Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.Искусство, 1981. 255 с.и идеологическая борьба. М.:3нание. 1983. 64 с.1. ЖУРНАЛЫ И ГАЗЕТНЫЕ СТАТЬИ

152. Р. Народный театр.(Открытие народного музыкального театра им.Араблинского в Ленкорани)/'Бакинский рабочий", 1959, 18 декабря.

153. Классическое произведение на сцене народных театров. "Мадани-Маариф" иши". 1980, № 2, с.41-44.

154. Современная драматургия и проблемы репертуара народных театров. "Мадани-Маариф иши", 1978, № I, с.32-34.

155. Герои революции на сцене народных театров. "Мадани-Маариф иши", 1983, № 3, с.31-32.

156. Ахундов И.Поклонники искусства ( 0 народных театрах), "Тешвигатчы", 1966, № б, с.19-20.

157. Ахмедов А.Эстетическое воспитание тружеников села. "Азербайджан коммунисти", 1980, № 9, с.64-71.

158. Ахмедов Т.Роль народных театров в нравственном воспитании трудящихся. "Мадани-Маариф иши", 1981, № I, с.5-7.

159. Герега П. Тревожные сигналы. ( К вопросам о создании и работе народных театров), "Советская культура", 1959, 3 сентября.

160. Егоров А. Народность советского искусства. "Вопросы философии", 1955, № 6, с.81-94.

161. Завадский Ю. Радущее и беспокоящее. (Проблемы создания и работы народных театров), "Литературная газета", 1959, 7 июля.

162. Исрафилов И. Современная драматургия и народные театры."Мадани-Маариф иши", 1983, № I, с.37-38.

163. Каган М. К вопросам о национальном своеобразии искусства'.'Вопросы философии", 1958, № I, с.113-124.1. Искусство1. Абдулзаде

164. Агаев Р. Алиев А. Алиев А.

165. Краснянский Э. Это настоящее творчество. (Заметки о народномтеатре), "Труд", 1959, 5 августа.

166. Курбанов А. Народные театры аплодирутотся. "Мадани-Маариф иши", 1979, № 2, с.34-35.

167. Курбанов Б. Некоторые социально-эстетические проблемы художественной самодеятельности. "Мадани-Маариф иши",1983, № 3, с.13-16.

168. Курбанов X. Этика художественной самодеятельности. "Маданииши", № I, с.30-31.

169. Ладур М. Красоту в жизнь. "Комцугаист", I960, № 9, с.66-76.

170. Мамедов Ю. Три "колонна" одного театра. (0 Физулинском народном театре), "Мадани-Маариф иши", 1982, № 4, с.34-37.

171. Марков П. Театр как вид искусства. "Художественная самодеятельность", I960, № I, с.30-32.

172. Неменский Б. Эстетическое воспитание всему народу. "Искусство", 1958, № 5, с.31-36.

173. Разумов В.А. Ленинский план культурной революции и его осуществление в СССР. "Политическое самообразование",1971, № 3, с.106-113.

174. Разумов В.А. Прогресс культуры советского общества."Политическое самообразование", 1974, № 12, с.17-25.

175. Скатерщиков В. Роль эстетического воспитания в формированиинового человека. "Коммунист", 1959, № 4, с.34-35.

176. Томский Н. Народ и прекрасное. "Молодая гвардия", I960, № 6, с. 214-221.

177. Шафиев Ш. Новый спектакль. "Каравелли". (0 Каравеллинском народном театре), "Мадани-Маариф иши",1982, № 4, с. 32-34.1. АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ

178. Ахундов A.M. Самодеятельные художественное творчество и его роль в идейно-эстетическом воспитании трудящихся,Автореф. канд.дисс. Баку, 1964.

179. Алексеева Л.Я. Художественная самодеятельность как средствовоспитания нового человека. Автореф.кандид. дисс. М.,1964.

180. Севастьянов А.С. Самодеятельное искусство как средство эстетического воспитания рабочего класса. Автореф. кандид.дисс. М.,1967.

181. Сафонов Л.Г. Природа и социальные функции художественнойсамодеятельности. Автореф. кандид.дисс.Воронеж, 1973.

182. Петрова Л.М. Самодеятельный театр и формирование гармоническиразвитой личности. Автореф.кандид.дисс. М.,1972.1. АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

183. Архивные материалы Министерства культуры Азерб.ССР, фонд. 13, список I, дело 136, с.132.

184. Научный архив Института истории АН Азербайджанской ССР, ф.1, зак. 15, дело 6765, лист 26.

185. Текущие документы Сумгаитских народных театров металлургов (1962-1983).

186. Текущие документы Сумгаитских народных театров химиков (19621983).

187. Текущие документы Куткашенского народного театра (1962-1983).1. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.