Роль "Нового течения" в пропаганде марксистских идей в Латвии (1893-1897 гг.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.01, кандидат исторических наук Бутулис, Илгварс Янович

  • Бутулис, Илгварс Янович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1984, Вильнюс
  • Специальность ВАК РФ07.00.01
  • Количество страниц 194
Бутулис, Илгварс Янович. Роль "Нового течения" в пропаганде марксистских идей в Латвии (1893-1897 гг.): дис. кандидат исторических наук: 07.00.01 - История Коммунистической партии Советского Союза. Вильнюс. 1984. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Бутулис, Илгварс Янович

ВВЕДЕШ/ГЕ

ГЛАВА I. Источники и историография "Нового течения

§ I. Источники и методика исследования.

§ 2. Марксистская историография движения.

§ 3. Немарксистская историография "Нового течения", ее фальсификаторская сущность

§ 4. Узловые проблемы движения, развитие основных научных концепций

ГЛАВА П. Пропаганда марксистских идей в газете новотеченцев "Диенас лапа"

§ I. Характеристика статей, помещенных в газете

Диенас лапа"

§ 2. "Диенас лапа" - создатель революционных и республиканских традиций латышского пролетариата

§ 3. Пропаганда интернационального опыта рабочего и социал-демократического движения

§ 4. Основные тенденции и особенности марксистской пропаганды в газете "Диенас лапа"

ГЛАВА Ш. Пропаганда марксистских идей на вечерах вопросов и ответов в легальных обществах

§ I. Деятельность "Нового течения" по превращению вечеров вопросов в орудие марксистской пропаганды

§ 2. Содержание пропаганды новотеченцев на вечерах вопросов легальных обществ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История Коммунистической партии Советского Союза», 07.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль "Нового течения" в пропаганде марксистских идей в Латвии (1893-1897 гг.)»

В последней четверти прошлого века в международном рабочем движении начался новый период - период относительно мирного развития, в рамках которого происходили численный прщюст цролетариата, возникновение и утепление социалистических партий. Создание П Интернационала способствовало интернационализации рабочего движения, развитию и укреплению социалистического движения.

В этот период наряду с развитием рабочих партий в международном рабочем движении распространяется марксизм, укрепляется его влияние, что имело огромное, первостепенное значение.

В России этот период ознаменовался деятельностью группы "Освобождение труда* и первых марксистских кружков, началом теоретической и практической деятельности В.И.Ленина.

Первым пропагандистом марксизма в Латвии было "Новое течение" - идейное движение прогрессивной демо!фатической латышской интеллигенции, которое с 1893 по 1897 год легально пропагандировало марксисткие идеи.

Возможности легальной пропаганды марксизма в условиях царской России были сильно ограничены, однако роль такой пропаганды в формировании пролетарского сознания нельзя недооценивать, так как в начале рабочего движеиия легальные возможности часто были единственными.

В.И.Ленин, характеризуя задачи легальной пропаганды, писал: ".очень возможно, что первые шаги по пробуждению сознания в низших слоях рабочих должны пасть на долю легальной просветительной деятельности. Для партии очень важно использовать эту деятельность, направлять ее именно туда, где она наиболее требуется, надавить легальных деятелей на распашку той нивы, которую засеют потом социал-демо!фатические агитаторы"*.

Возникновение "Нового течения" в Латвии генетически связано с развитием капитализма и рабочего движения в России. Активная пропаганда марксизма в стране, в том числе и в Латвии, началась в 90-е года XIX века и опиралась на опыт международного рабочего движения. Марксизм пропагандировался в легальной печати; однако организация пропагандистов не была оформленной.

Новое течение" имеет ряд специфических черт, которые вытекают из исторических особенностей Латвии.

В конце XIX века Латвия была одним из наиболее развитых районов царской России, где капитализм не только в городе, но и в деревне, вследствие особых аграрных отношений, развивался более стремительно. . :В XIX веке в России сложилась революционная традиция - дворянская и разночинская оппозиция самодержавию, что способствовало впоследствии распространению марксизма. До возникновения "Нового течения" в Латвии не существовало революционных традиций, и его главным идейным источником было всероссийское революционное движение.

С 1861 года в России образовалась оппозиция либеральной

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.4, с.276. буржуазии самодержавию. Прогрессивное движение латышской буржуазии 50-70-х годов (младолатыши) было направлено против всевластия немецкого дворянства, но не было оппозиционным по отношение к царизму. Новотеченгр восприняли от младола-тышей как положительную традицию их активную культурно-просветительную работу.

Демократические идеи, демофатия как течение существовали в России задолго до распространения социалистических идей. Социал-демократы имели непосредственных предшественников в лице революционных народников. "Новое течение" было первым подлинно демократическим движением в Латвии; в его деятельности переплетались общедемократические и марксистские тенденции.

В России в целом социалистические идеи существовали до начала рабочего движения, в Латвии же социал-демократическое и рабочее движение возникло одновременно.

Периодизация начального этапа распространения марксизма в России и в Латвии отличается некоторыми особенностями. По стране в целом первым этапом социал-демократии является период с 1883 по 1895 год, а вторым - с 1895 по 1898 год. В Латвии же первый этап эмбрионального развития социал-деI мо1фатического движения относится к 1893-1897 годам.

Для России в целом характерен легальный марксизм как сознательное соглашение социал-демократов с либеральной буржуазией с целью разгрома народничества. В Латвии народники влияния не имели, отсутствовала буржуазная оппозиция, поэтому не было и легального марксизма в таком его виде.

Географическое положение Латвии, исторические связи с Германией определили сильное идейное влияние опыта запад ноевропейского, особенно немецкого, социал-демократического рабочего движения на "Новое течение". Этот опыт являлся вторым идейным источником "Нового течения".

Традиции и уровень образования в Латвии, влияние немецких социал-демократов были причиной того, что новотеченцы старались привить латышскому пролетариату социализм прежде всего через всестороннюю культурно-просветительную работу.

Марксистская пропаганда 90-х годов в Латвии концентрировалась главным образом в легальной газете "Диенас лапа"* и вокруг нее. В.И.Ленин указывал: "В стране самодержавной, с полным порабощением печати, в эпоху отчаянной политической реакции, преследовавшей самомалейшие ростки политического недовольства и протеста, - внезапно пробивает себе дорогу в подцензурную литературу теория революционного марксизма, излагаемая эзоповским, но для всех "интересующихся" понятным языком"*.

Диенас лапа" начала выходить в 1886 году в качестве органа мелкобуржуазной оппозиции, направленного против реакционных кругов латышской буржуазии. Издателями газеты были Рижское общество латышских ремесленников и его ссудно-сбе-регательная касса. С 1886 по 1888 год (редактор Ф.Бергманис) и с 1888 по 1891 год (редактор П.Стучка) газета выражала взгляды демократической передовой латышской интеллигенции. В начале 90-х годов она начала постепенно отмежевываться от латышской буржуазии и в период с 1893 по 1897 год стала идейным и организационным центром "Нового течения" (редак

Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.6, с.15

Ежедневный листок". торы Я.Шшекшан35 - 1891-1895 гг. и П.Стучка - 1895-1897 гг.)

Райнис позднее писал: "Диенас лапа" была совсем новым явлением в латышском газетном деле; она требовала европейского образования, отточенного стиля и прогрессивного образа мышления"1. В газете сотрудничали виднейшие прогрессивные публицисты того времени - П.Стучка, Я.Плиекшан, Ф.Ро-:зинь, П.Дауге, Я.Ковалевский, Д.Бундаа.

Как пропагандист марксистских идей "Диенас лапа" отличалась некоторыми специфическими чертами. Газете была свойственна огромная идеологическая насыщенность, так как наряду с марксистской мыслью здесь всегда чувствовалось положительное отношение самих новотеченцев к марксизму.

Писать о революционном и рабочем движении в России было запрещено цензурой. Поэтому "Диенас лапа" большое место отводила пропаганде опыта западноевропейского социал-демократического рабочего движения.

Марксистская направленность газеты переплеталась с сильно]! общедемократической тенденцией. Это отчасти и объясняет тот факт, что "Диенас лапа" имела ярко выраженную просветительскую, научно-популярную направленность.

Задачей назеты была также организация и консолидация "Нового течения", что проявлялось как в прямых организационных действиях редакции, так и в печатном слове, политических идея* Непосредственная деятельность редакции газеты по организации движения довольно широко освещена в литературе, поэтому в й Подлинная фамилия поэта Райниса. диссертации главное внимание уделено изучению организаторской силы газетного слова и политических идей.

Марксистскими исследователями "Нового течения"* П.Лай-заном, П.Дауге, П.Кудрявцевым, Р.Трейсом и другими определены существенные черты содержания газеты "Диенас лапа", освоен и проанализирован ряд опубликованных в ней статей на общественно-политические темы, показана публицистическая деятельность П.Стучки, Я.Плиекшана, Ф.Розиня, П.Дауге и других новотеченцев. До сих пор главные усилия исследователей были направлены на анализ марксистской революционной теории в газете и практически не освещенным оставалось весьма богатое отображение в ней революционного опыта.

В.И.Ленин прямо указывал, что ".нужно., чтобы мы восприняли в свое движение не только непреклонную революционную теорию, выработанную вековым развитием европейской мысли, но и революционную энергию и революционный опыт, завещанные нам нашими западноевропейскими и русскими предшест-«2 венниками.

Историография "Нового течения" в общем ограничивается разбором статей газеты, причем, как правило, только сашх ярких из них. Невзирая на неоспоримые успехи в исследовании содержания газеты, такой подход не дал еще исчерпывающего ответа на вопрос, каковыми в целом были содержание, объем, динамика и особенности марксистской пропаганды в газете новотеченцев.

I Laizâns P. Jaunstrâvnieku filozofiskie uzskati. R., 1966: Dauge P. Stuckas dzïve un darbs.R., 195?» Kudr^avcevs P. Révolueionàrо ¿aunstrâynieku sabied-riski politiskâ darbïba un vi^u sakari ar stradnieku kustïbu.- Tëstures problêmas, l.R;, 1957» 177--2°5» lpp.; Treijs R. PamatsI^iras brïvais vârds. R. ,1981. о

Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.5, с.335 .

В конце XIX века в Риге и в других городах Латвии повсеместно возникали разные легальные общества. К 1890 rojiy только в Лифляндии было 710 различных легальных обществ, в том числе 250 обществ в Риге1. В числе рижских обществ имелись 194 похоронные кассы и общества взаимопомощи, являвшиеся главной легальной организаторской формой рижских рабочих. Первоначальной целью этих обществ было оказание помощи своим членам. Наряду с такими обществами организовывались просветительские, благотворительные, певческие общества.

В отличие от обществ Лиепаи, Елгавы и сельских обществ рижские легальные общества имели пролетарский или полуцро-летарский характер. Их социальную основу составлял рабочий класс, а руководила ими мелкобуржуазная интеллигенция.

Ответ на вопрос: "Были ли попытки устройства легальных рабочих обществ?" - В.И.Ленин рассматривает как существенную составную часть анализа рабочего и социал-демократического 2 движения .

В конце века в условиях все усиливающейся классовой и идеологической борьбы общества внесли оцределенный вклад в повышение культурного уровня рабочих, в дело их просвещения. Однако их главной заслугой было стимул1фование рабочего движения. В демо1фатически настроенных обществах большое значение, в частности, имели вечера вопросов и ответов.

Начиная с 80-х годов XIX века вечера вопросов и ответов стали самой распространенной формой культурно-просветительной работы легальных обществ. На этих вечерах учителя, врачи, юристы отвечали на воцросы рабочих и ремесленников, Записная книжка Лифляндской губернии на 1890 год. Р.,1890. 2 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.7, с.75. выступали с докладами. Тематика вечеров обычно ограничивалась бытовой сферой, здравоохранением, педагогикой, этикой, они часто носили явно несерьезный, развлекательный характер. v/

Новую жизнь в эти вечера вдохнули новотеченцы, выдвинув на первый план интересы рабочего класса. Пропаганда марксистских идей в легальных обществах стала важной сферой деятельности "Нового течения".

Уже П.Стучка и Я.Янсон-Браун писали, что "вечера вопросов превратились в серьезные агитационные и пропагандистские мероприятия"* и что "на них можно было.словно молотом ковать каждый вопрос, высекая искры марксистской агитации" .

Б.И.Ленин, подчеркивая необходимость анализа работы легальных обществ, ставит вопрос так: "Были ли опыты утилизироо вать легальные общества в целях социал-демократии?" В отношении деятельности новотеченцев на этот вопрос можно ответить утвердительно.

Оцределенный вклад в исследование вечеров вопросов в вышеуказанных работах внесли П.Кудрявцев, который ввел в научное обращение протокольные материалы общества "Ионатан", П.Лайзан, проанализировавший эти материалы и П.Дауге, который пришел к интересным выводам в отношении вечеров вопросов и ответов. В других исследованиях вечера вопросов только упоминаются как общепризнанная предпосылка, необходимая дня характеристики "Нового течения". Специальных исследований по этой проблеме нет, и степень ее изученности явно недостаточна.

1 StuSka P. Jauna strava.- Darbs ,1914-,3, 14-4.-149-lpp •

2 Jansons-Brauns J. Pirmie so^i.- Ibidem, 159--171.lpp • q Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.7, с.75.

Историографией "Нового течения" до сих пор не разрешено логическое противоречие в исследовании вечеров вопросов: признавая, что новотеченцы вели активную пропагандистскую работу в ряде обществ Рйги, а также других городов Латвии и в сельских обществах, историография движения тем не менее проявляет моноцентристский подход к данной проблеме, выделяя значение одного лишь общества "Ионатан".

Отчасти это объясняется как действительно выдающейся ролью "Ионатана" в пропаганде марксистских идей, так и силой инерции сложившейся историографической традиции. Однако главные причины здесь следует искать в особенностях источнике вой базы проблемы и в характере исследуемого объекта.

Марксистская историография "Нового течения" до сих пор рассматривалась в рамках более общих историографических проблем*. Обширная, сложная, изобилующая противоречивыми научными концепциями, марксистская литература о "Новом течении" в его историческом развитии как особый объект исследования до сих пор не анализировалась. Лишь в работах П.Лай-зана (уже упомянутой) и И.Киртовского дается небольшой обзор наиболее важных исследований и нескольких концепций по узловым проблемам "Нового течения".

Критике немарксистской историографии посвящена в целом содержательная статья П.Кудрявцева?, однако сложные перипетии

Бирон А.К., Дорошенко В.В. Советская историография Латвии. Рига, 1970: Бирон А.К., Бирон М.Ф. Становление советской историографии Латвии. Рига, 1981; Томан Б.А. Историография истории Коммунистической партии Латвии. Рига, 1983. Kirtovskis I. Latviesu progresivas ekonomiskas domas attistiba XIX gadsimta 80.un 90.gados. R., 1956. Кудрявцев П. Критика буржуазных фальсификаторов "Нового течения". - Известия Академии Наук ЛССР, 1960, № 12, с.5-14. меньшевистской и буржуазной историографии, ряд антинаучных концепций и характерных образцов этой литературы в статье не рассматриваются.

Наряду с недостаточной степенью изученности "Нового течения" актуальность темы обусловливается еще двумя факторами. Во-первых, деятельность новотеченцев всегда была предметом острой классовой и идеологической борьбы; во-вторых, достижения советской исторической науки, особенно источниковедения и вспомогательных дисциплин истории, дают возможность по-новому интерпретировать существующие источники по "Новому течению".

С учетом степени изученности "Нового течения" и предоставляемых источниками возможностей поставлена главная цель исследования: раскрыть содержание, определить характер и главные тенденции марксистской пропаганды "Нового течения".

В связи с этим выделены конкретные задачи диссертации:

1. Проанализировать марксистскую историографию "Нового течения", процесс формирования и развития научных концепций; разоблачить антинаучность и несостоятельность меньшевистской и буржуазной историографии "Нового течения".

2. Осветить деятельность газеты "Диенас лапа" по пропаганде марксистских идей, показав содержание, объем, динамику и особенности этой пропаганды; определить соотношение марксистских и общедемократических тенденций в газете и проследить за идейными связями новотеченцев с революционным движением в России, с международным социал-демократическим рабочим движением.

3. Проанализировать марксистскую пропаганду новотеченцев на вечерах вопросов легальных обществ; определить географический ареал, содержание, динамику и удельный вес этой пропаганды, а также круг самых активных пропагандистов на вечерах вопросов.

Главным исследовательским задачам соответствует и структура диссертации. Диссертация построена по проблемно-хронологическому принципу, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. В первой главе рассматривается историография "Нового течения", во второй - пропаганда марксистских идей в газете "Диенас лапа" и в третьей - пропаганда марксистских идей на вечерах вопросов легальных обществ.

Похожие диссертационные работы по специальности «История Коммунистической партии Советского Союза», 07.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История Коммунистической партии Советского Союза», Бутулис, Илгварс Янович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выдающуюся роль в "Новом течении" сыграла газета "Дие-нас лапа", которая являлась идейным и организационным центром новотеченцев.

Именно газета новотеченцев впервые познакомила прогрессивное латышское общество с опытом революционного движения в Западной Европе, в меру возможности акцентировала всероссийские социально-экономические проблемы, таким образом воспитывая пролетариат в духе интернационализма. В условиях, когда латышский пролетариат еще не имел своих революционных традиций, значение этого печатного органа трудно переоценить.

Большой заслугой газеты "Диенас лапа" является формирование республиканской антимонархической традиции, популяризация демократических свобод и демократических форм массовых выступлений, откровенное выражение своих социалистических убеждений.

Широкая пропаганда опыта меж,пународного рабочего движения, отображение положения рабочих в России, разъяснение любого вопроса с классовых позиций пролетариата определяют доминирующее место рабочего вопроса в газете "Диенас лапа", сыгравшей выдающуюся роль в укреплении самосознания латышского пролетариата.

Марксистская направленность многих статей необыкновенно широкое отображение международного социалистического движения, стремление по-марксистски подходить ко всем проблемам определяют марксистский характер газеты новотеченцев.

То, что в течение пяти лет в легальной, самой популярной в Латвии газете регулярно и масштабно пропагандировался марксизм, делает ее выдающимся явлением не только во всероссийском, но и в международном масштабе.

Публицисты "Нового течения" впервые на латышском языке начали разработку марксистской общественно-политической терминологии, создавая богатый марксистский тезаурус, что имело большое значение для идейного вооружения латышского пролетариата и социал-демократического движения Латвии. Начиная с 1893 года "Диенас лапа" стала демократической рабочей газетой с определенным марксистским направлением.

Пропаганда "Нового течения" на вечерах вопросов, как и в газете "Диенас лапа", носила энциклопедический характер. Это определялось необходимостью очень широкой шформации, чтобы слушатели вечеров (главным образом - рабочие) могли осознать себя как звено естественного и социального развития.

На вечерах вопросов новотеченцы не только давали богатейшую информацию, но и воспитывали у слушателей способность самостоятельно мыслить и рассуждать, прививая им марксистское мировоззрение.

Вечера вопросов, легальные издания "Нового течения" способствовали размежеванию общества по отношению к марксизму, выяснению противоположных общественных взглядов. К вечерам южно отнести слова, сказанные о сборнике "Пурс": "Они способствовали точному образу мышления, воспитывали уважение к законам объективной реальности, развивали стремление вместо иллюзий и предположений ставить прочные, подтвержденные опытом, основы и научную логику"*.

Вечера вопросов в пропаганде марксистских идей сыграли роль трансформатора и катализатора: те же марксистские идеи, которые пропагандировала "Диенас лапа", на вечерах стали более доступными, понятными, быстрее оказывали воздействие на рабочих.

Новотеченческие вечера воспитали блестящих революционных трибунов, ораторов, полемистов: П.Стучку, Я.Райниса, Ф.Розиня, Я.Янсона-Брауна, Я.Лсара. Именно с деятельности но-вотеченцев на вечерах вопросов берет начало столь характерная для латышских социал-демократов и в последующем столь умело использованная традиция - действовать в легальных обществах , чтобы нести марксистское слово в массы.

Новотеченцы первыми четко показали латышскому пролетариату перспективы и формы социальных преобразований, указывая на борьбу антагонистических классов как на двинутую силу исторического прогресса.

В меру легальных возможностей "Новое течение" умело соединяло пропаганду революционной теории и революционного опыта, доказывая, что оно правильно понимает и общую диалектику социальных процессов, и конкретные исторические события и факты.

Конечно, не все новотеченцы были последовательными пропагандистами марксизм, не все материалы газеты "Диенас лапа" и выступления на вечерах вопросов отмечались высоким качеством, часто марксистская пропаганда выражалась косвенно. Новотеченцы не ставили вопроса о борьбе за свержение

I Ар1п1з А. Ьа^ези вгата-Ьп 1ес1Ъа, И., 1977,312.1рр. самодержавия. У них еще не было ясного представления о том, что именно в этом состояла основная задача борцов за рабочее дело в России . Большинство новотеченцев считало переход к нелегальной деятельности делом чрезвычайно опасным и нецелесообразным. Позже П.Стучка признал, что новотеченцы переоценивали возможности легальной марксистской пропаганды в царской России^. В целом все же движение вело политически целеустремленную пропаганду, рассматривая с точки зрения марксизма весьма широкий круг вопросов, показывая связь всех явлений с главным противоречием эпохи - противоречием между буржуазией и пролетариатом.

Такое обсуждение разных вопросов способствовало идейному размежеванию латышского общества.

Выработка идейного единства является предпосылкой организационного единства социал-демократов. "Новое течение" начало создавать идейное единство будущих социал-демократов, но ввиду исторической ограниченности движения не довело этого до конца.

Марксистские идеи, пропагандируемые новотеченцамн, оказали неоспоримое организационное влияние на латышский пролетариат, на растущее социал-демократическое движение в Латвии. "Новое течение" активизировало массы, привлекая людей к политической жизни, сплотило своих идейных сторонников, направило оппозиционные настроения в русло марксизма, ориентировало массы на определенную историческую цель, показывая, как ее достичь.Также деятельность редакции газеты "Диенас лапа" по координации марксистской пропаганды и новотеченческие вечера вопросов сыграли определенную роль в организации рабочего

I Stucka Р. Иака-Ъи 1г1азе, 2. вёз. , 19.1рр.

И социал-демокраа'м^еского движения в Латвии.

Однако сама проблема объединения различных элементов складывающейся демократической оппозиции под флагом марксизма была очень сложной и в рамках "Нового течения" неразрешимой.

Действительно выдающуюся роль в идейном и организационном руководстве движением сыграли оба редактора газеты "Диенас лапа" - П.Стучка и Я.Плиекшан; они определили политическое лицо газеты новотеченцев, координировали марксистскую пропаганду на вечерах вопросов и сами являлись ведущими пропагандистами на этих вечерах.

Выдвигая новые ценностные ориентиры, призывая к положительным социально-экономическим переменам, пропаганда марксизма носила характер катализатора.

Пропагандистская деятельность "Нового течения" создала общий опыт, традиции и преемственность, столь необходимые латышскому пролетариату.

Главное значение движения состоит в том, что оно стремилось соединить социализм с рабочим движением и в меру возможностей значительно их сблизило.

Особое место "Нового течения" в начальном периоде распространения марксистских идей определяется тем, что первые попытки соединить социализм с рабочим движением были в Латвии менее болезненными и происходили в более быстром теше, чем целом в России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Бутулис, Илгварс Янович, 1984 год

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс.К. Заметки о новейшей прусской цензурной информации. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1,с.3-27.

3. Ленин В.И. Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов. Полы.собр.соч., т.1, с.125--346.

4. Ленин В.И. Задачи русских социал-демократов. Полн. собр.соч., т.2, с.33-470.

5. Ленин В.И. О чем думают наши министры. Полн.собр.соч., т.2, с.75-80.

6. Ленин В.И. Заявление редакции "Искры". Полн.собр.соч., т.4, с.354-360.

7. Ленин В.И. Насущный вопрос. Полн.собр.соч., т.4, с.193-198.

8. Ленин В.И. Наша ближайшая задача. Полн.собр.соч., т.4, с.187-192.

9. Ленин В.И. Попятное нацравление в русской социал-демократии. Полн.собр.соч., т.4, с.240-273.

10. Ленин В.И. Предисловие к брошюре "Майские дни в Харькове". Полн.собр.соч., т.4, с.363-370.

11. Ленин В.И. Проект заявления редакции "Искры" и "Зари". Полн.собр.соч., т.4, с.322-333.

12. Ленин В.И. Протест российских социал-демократов. Полн. собр.соч., т.4, с.163-176.

13. Ленин В.И. Гонители земства и Аннибапы либерализма. -Полн.собр.соч., т.5, с.21-72.

14. Ленин В.И. Аграрная программа русской социал-демократии.- Полн.собр.соч., т.6, с.303-348.

15. Ленин В.И. Замечания на первый проект программы Плеханова. Полн.собр.соч., т.6, с.195-202.

16. Ленин В.И. Письмо "Северному Союзу РСДРП". Полн.собр. соч., т.6, с.360-370.

17. Ленин В.И. Проект программы Российской социал-демократической рабочей партии. Полн.собр.соч., т.6, с.203-210.

18. Ленин В.И. Революционный авантюризм. Полн.собр.соч., т.6, с.377-398.

19. Ленин В.И. Что делать? Полн.собр.соч., т.6, с.1-192.

20. Ленин В.И. К вопросу о докладах комитетов и групп РСДРП общепартийному съезду. Полн.собр.соч., т.7, с.72-82.

21. Ленин В.И. К деревенской бедноте. Полн.собр.соч., т.7, с.129-203.

22. Ленин В.И. К учащимся средних школ. Полн.собр.соч., т.7, с.66.

23. Ленин В.И. 0 демонстрациях. Полн.собр.соч., т.7, с. 33.

24. Ленин В.И. 0 задачах социал-демократического движения.- Полн.собр.соч., т.7, с.56-57.

25. Ленин В.И. Письмо к товарищу о наших организационных задачах. Полн.собр.соч., т.7, с.1-32.

26. Ленин В.И. Эра реформ. Полн.собр.соч., т.7, с.313-321.

27. Ленин В.И. Уроки Московского восстания. Полн.собр.соч, т.13, с.369-377.

28. Ленин В.И. Юбилейному номеру " С1$а ". Полн.собр.соч., т.19, с.305-309.

29. Ленин В.И. Экономическая и политическая стачка. Полн. собр.соч., т.21, с.317-324.

30. Ленин В.И. Ученикам Капршской школы. Полн.собр.соч., т.47, с.194-202.

31. Документы и материалы КПСС и КМа) документы КПСС и КШ1

32. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. M., 1981. - 223 с.

33. Постановление о 80-летии второго съезда РСДРП. Правда, 5 апреля 1983.

34. Latvijae Komunistiskâs partiras kongresu, konferen^uun CE plenumu rezolucijjas un limumi.1 .R. ,1958,640lpp.

35. Latvijas Komunistiskas partiras XXII kongrese. Eateriâli. R., 1976, 125 lPP•25. -Материалы:.; ХХШ съезда Коммунистической партии Латвии. Рига, 1981, 143 с.б) произведения деятелей КПСС и КГШ

36. Черненко К,У. Избранныереш и статьи. -М., 1983. 670 с.

37. Андропов 10.В. Избранные речи и статьи. М., 1983«- 320 с.

38. Пельше А.Я. Избранные речи и статьи. M., 1978. - 671 с.

39. Пономарев Б.Н. Избранное. Речи и статьи. M., 1977. -624 с.

40. Суслов М.А. Избранное. Речи и статьи. М., 1972. -695 с.

41. Rojsi^s р. Rakstu izlase. 1., R. , 1963, 380 lpp.

42. Stucka P. Rakstu izlase. l.-3.sej., R. , 1976.1980.

43. Voss А* Рёс ^epina novelejumiem. R. , 1968, 12o lpp.

44. Литература, имеющая методологическое значение

45. История Коммунистической партии Советского Союза. -М., 1982. 784 с.

46. Очерки истории Коммунистической партии Латвии. Рига,ч.1 1962. - 477 с.х1. ЭЕ й

47. Алексеев А. Метод Жака Кайзера. В кн.: Проблемы современной зарубежной печати. Л., 1969, с.56-77.

48. Барг М.А. О некоторых предпосылках формализации исторического исследования. В сб.: Проблемы всеобщей истории, вып.1. Казань, 1967, с.14-34.

49. Бобиньска Ц. Проблемы в источниках. Вопросы истории, 1965, J& 6, с.76-86.

50. Варшавчик М.А. Источниковедение истории КПСС. М., 1973. -360 с.

51. Варшавчик М.А., Спирин Л.М. О научных основах изученияистории КПСС. М., 1978, 192 с.

52. Дробижева Л.М. История и социология. М., 1971. 157 с.

53. Жуков Е.М. Очерки методологии истории. М., 1980. 247 с.

54. Мадиевский С.А. Методология и методика изучения содиаль-ных групп в исторической науке. Кишинев, 1973. 64 с.

55. Маслов H.H. Некоторые вопросы методологии историографии истории КПСС. В сб.: Некоторые вопросы методологии историко-партийного исследования. Л., 1978, с.31-50.

56. Маслов H.H. Основные проблемы методологии истории КПСС. М., 1981. 64 с.

57. Очерки методологии познания социальных явлений. М., 1970. 344 с.

58. Петряев К.Д. Вопросы методологии исторической науки. -Киев, 1976. 179 с.

59. Поршнев Б.Ф. Мыслима ли история одной страны? В сб.; Историческая наука и некоторые проблемы современности. М., 1969, с.301-316.

60. Пронштейн А.П., Коваленко 10.В., Введенская Л.А. История и лингвистика. Ростов-на-Дону, 1970. 115 с.

61. Пронштейн А.П. Методика исторического исследования. Ростов-на-Дону, 1971. 468 с.

62. Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1982. 303 с.

63. Стрельский В.И. Источниковедение истории СССР. Период империализма. М., 1962. 603 с.

64. Стрельский В.И. Теория и методика источниковедения. Киев, 1976. 130 с.

65. Ученова В. Публицистика и политика. М., 1979. 270 с.

66. Философия и методология истории. Сборник статей. М., 1977. 334 с.

67. Sociologisko petíjumu metodología, metodika un tehnika. R. , 1981, 243 lpp.4. Источникиа) архивные материалы

68. Партийный архив Института истории партии при ЦК КПП. Ф.55„ оп.9, д.2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

69. Центральный Государственный Исторический архив, ср.4568 оп.1, д. 13, 15, оп.4, д.З.ф.6479, оп.1, д.264, 265, 270.б) периодика

70. Baltijas Vestnesis. 1890.-1897*44. Dienas Lapa. 1890.-1897«45. Latvietis. 1890.-189746. Marjas Viesis. 1890.-189747. Q?evxáa. 1890.-189748. Pürs, 1.-7- 1891.-1897в) опубликованные источники

71. Записная книжка Лишляндской губернии на 1890 год. Рига, 1890.

72. Birkerts A- No atminu grämatas.- Gräm.: Dai^-darbi un atmii^as. R., 1961, 327.-375-lpp

73. Liberarais mantojums. 1, R-, 1957, 576 lpp.

74. Рго:1^аг1вка геуо1йс1да Ьа1г73.да. 1, М. , 1924,780 1рр.

75. Ее17о1исз.опага кг^хЪа Ъа1лгл.3г. 1, И., 1927, 214 1рр.5. Литература

76. Алине И. Национальный вопрос на страницах "Диенас лала". Ученые записки Латвийского государственного университета им.П.Стучки, 1964, гё 62, с.3-29.

77. Балбер. А.К. Пропаганда марксизма и распространение ле-нинско-искровских идей в социалдемократическом рабочем движении Латвии (1890-1904 гг.). Авторесо.канд.дисс.1. Л., 1952.

78. Берзиньш Я.П. Экономическое положение и стачечное движение рабочих Латвии в конце XIX века. Автореф.канд. дисс. Рига, 1970.

79. Бирон А.К., Бирон М.Ф. Становление советской историографии Латвии. 20-е и 30-е годы XX века. Рига, 1981.323 с.

80. Бирон А.К., Дорошенко В.В. Советская историография Латвии. Рига, 1970. 498 с.

81. Вилке Б.Я. Формирование промышленного пролетариата во второй половине 19 века. Рига, 1957 206 с.

82. Да,уте П.»И.Райнис. Певец борьбы, солнца и революции. М., 1920. 207 с.

83. Дауге П. Мои воспоминания. Пролетарская революция, 1928, В 11/12 (82/83), с.181-222.

84. Дауге П. Революция 1905-1907 гг. в Прибалтике. Историк-марксист, 1940, .£> II, с.35-75.

85. Дауге П. О Новом течении в Латвии. Большевик Советской " Латвии, 1946, II-I2, с.63-76.

86. Исаков С. О марксистских кружках в Тарту в 1890-е годы. Ученые записки Тартуского государственного университета, 1969, вып.287, Труды по истории КПСС, 9,с.14-49.

87. Калнынь П. Революционная социалдемократия в Прибалтийском крае. Пб., 1906. 26 с.

88. Киртовский И.Х. Очерки по истории латышской экономической мысли. I890-1920. Рига, 1976. 184 с.

89. Ландер К. Очерки по истории латышского народа, г- Русская мысль, 1906, . -9, с.20-51.

90. Мартинсон Г. "Новое течение" как прогрессивно-демократическое движение в Латвии. Автореф.канд.дисс. М., 1949.

91. Пунга X. Хроника латышского революционного движения I889-1902. Жизнь, 1902, гё I, с.54-57.

92. Розинь Ф, Возникновение классового сознания у латышских рабочих. Жизнь, 1902, 3, с.97-100.

93. Томан Б.А. Историография истории Коммунистической партии Латвии. Рига, 1983. 325 с.

94. Штейнберг В. Философская жизнь Латвии начала XX века. I900-1917. Рига, 1966. 415 с.5*22. Adamovi6s L. Latviesu vesturnieka un vesturesskolotaja uzdevumí. R., 1938» 15 lpp.

95. Anspaks J. Marksistiskas pedagógicas sákotne Latvija. R. , 1973, 360 lpp.

96. Apcerejumi par sabiedriskás un filozofiskas domas attlstlbu Latvijá (1920-1940). R.,1982, 303lpp •

97. Apiñe I. Latvijas socialdemokratio'a un naciona-lais jautajums (1893.-1917.)- R., 1974, 322 lpp.

98. Apinis A. Latviesu gramatnieciba. lío pirmsá-kumiem lidz 19.gs.beigam. R. , 1977, 355 lpp»527. ironu Matiss. Latviesu laikrakstniecibas 125 un 100 gadu jubileja. Izglítibas Ministrijas Ménesraksts, 1922, Er.l, 1.-18.lpp.

99. Aspazija. Jauna stráva. Daugava, 1932, Nr.2, 190.-195-IPP.; Nr.5, 535.-54o.lpp.; Nr.7, 776.-782.1pp.; Nr.8, 867.-872.lpp.

100. Augskalns-Aberbergs J. Latvia as sociáldemokra-tiska stradnieku partija. Vesturisks atskats. R., 1929, 151 lpp.

101. Augskalns-Aberbergs J. Marksisms Latvija. -Domas, 1933, Nr.3, 213.-216.lpp.

102. Austrums V. Avize cinitaja par progreslvu kul-türu. Cipa, 1956, Nr.218.

103. Bersons J. Jaunas stravas laikraksts (70 gadi kops "Dienas Lapas" l.numura iznáksanas). -PadomjJu Jaunatne, 1956, Nr.182.

104. Berzi$L§ J. Ar akmeni pret sauteni. Stradnieku ekonomiskais stávoklis un streiku kustiba Latvio a XIX gs. 90.gados. R., 1976, 166 lpp.5«34. Birkerts A. Aspäzigas 50 gadu jubileja. -Näkotnes Domas, 1918, Nr.l, 40.-42.lpp.

105. Birkerts A. Atmi^ias un materiäli par Jansonu-Braunu. Karogs, 1961, Nr.4, 143•-149.lpp.

106. Birkerts A. Jaunä sträva un ¿jaunsträvnieki.-Karogs, 1956, Hr.5, 96.-104.lpp.

107. Birkerts A. Kä Jelgavas vakarnieki iepazinäs ar Ed.Veidenbauma dzeju. Karogs, 194-7, Hr.6, 589--593.IPP

108. Birkerts A. Latviesu revolucionara kustiba un vi^as darbinieki. Tauretäjs, 1917» Nr. 2, 162.-167.lpp.; 1919, Nr.l./2., 27.-35.lpp.

109. Birkerts A. Rainis kä domätäjs. R., 1925, 1201.P •

110. Birkerts A. Rainis un latviesu aviznieclba. -Gram.: Rainis un Aspäzija, R., 1920, 5.-6.1pp.

111. Birkerts A. J.Pelüde vi^a revolucionara, un sabiedriskä darbiba. - Karogs, 1957> Nr.l, 102.-109.lpp.

112. Birkerts P. Müsu revolücijas varolii un mocek}.i. R. , 1928, 63 lpp.

113. Birkmanis D. Manas dzives atmii^as. Gräm.: Proletäriskä revolüci^a Latvijä, 1. Strädnieku s^iras partidas säkotne. LKP vestures materiäli. It., 1924, 34.-39.lpp.

114. Blanks E. Jaunä sträva. Izglitibas Ministries Menesraksts, 1923, Hr.9, 995--1006.lpp.

115. Blanks E. Jaunä sträva. Latviaas Kareivis, 193^, Nr.1365 274; 275; 280; 284.

116. Blanks E. Kä radäs sociälisma idejas Latvijä. R., 1923, 45 lpp.

117. Blanks E. Latviesu tautiska kustíba. H., 1921, 192 lpp.

118. Blanks E. Latvju nacionala doma sadzíves ciijlu ugunis. R., 1923, 221.1pp.

119. Blanks E. Sociala doma un socialais idealisms.-Universitas, 1930, Nr.6, 2.-3.1pp.5.50. Blanks E. Tautiskas vienlbas ideóa atmodas laik-meta. R., 1935, 55 lPP*

120. Blanks E. 1905.gada revolücija. R., 1930, 32 lpp.

121. Brokans V. LSD darba pieredze stradnieku kul-türizglitlbas biedrlbas 1910.-1914.gada. R., 1970, 25 lpp.

122. Caune V. Pirmie pulci^ii Liepaja. Stradnieku Avize, 1933, Nr.64.

123. Cielens P. Jauna strava. Gram.: Latviesu kon-versacijas vardnxca, 7.s§j., 14103 si.-14110 si.

124. Cielens F. Latviesu stradnieku partitas 10 gadi (1904-1914). Domas, 1914, Ur.7, 865.-873.1pp.

125. Cielens P. Rainis vai Jansons? Domas, 1931» Nr.12, 949.-957.lpp

126. Cielens P. Raiij-a darbu ideologiska nozlme. -Jaunais laiks, 1930, lTr.l, l.-5.1pp.

127. Cielens P. Socialistiskas domas aakumi Latvijá.-Domas, 1931, ITr.7, 529.~539.lpp

128. Dauge A. Atmi^ias par Ed.Veidenbaumu un talaika latviesu studentu dzivi. Gram.: Latviesu stu-dentu gadagrámata, 1914, 35.~55«lpp.

129. Dauge A. Ed.Veidenbaums (Atmi^as) Gram.: Jauna Dzive, R., 1920, 62.-78.1pp.5*61. Dauge A. Mana jaunibas zemi. R. , 1928, 160 1pp.

130. Dauge A. Par sociálisma sakumiem Latvija. -Burtnieks, 1932, Ur.3, 220.-229.1pp.

131. Dauge P. Atraigas iz latvju socialistiskas kus-tibas bernlbae gadiem. Gram.: ProletariskS revolücija Latvigá, l.M. , 1924, 25.-33.lpp.

132. Dauge P. Iz Latvia as revolucionaras pagatnes. -Krievijas Cii^a, 1922, Nr.29.

133. Dauge P. lillas, vecas atmi^afi. Stradniaku ka-lendars 1918 gadam. M., 1917, 89.-104.1pp.

134. Dauge P. Par "Jaunas stravas" laikmetu Latvi^a (Pec personiskam atmixj.am) Padomju Latvijas Bo}seviks, 1946, Hr.ll./12, 55.-63.lpp

135. Dauge P. p.Stufcka cilveks un draugs. -Stradnieku kalendars 1919.gadam, M., 1918,1.O.-123.lpp.

136. Dauge P. P.Stuckas dzlve un darbs. R., 1958, 551 lPP.

137. Dauge P. 1905-1907 g.revolücija Latvijá. R., 1949, 63 lpp.

138. Dauge P. Veca propagandista atceres iz dargas pagatnes Celtne, 1935, №.3, 201.-205.1pp.

139. Deglavs A. Riga, R., 1956, 1144 lpp.

140. Duma L., Paeglite Dz. Revolucionarie latviesu emigranti arzemes. I897.-I919. R., 1976, 336 lpp.

141. Dzerve P. P.Stucka. R., 1957, 168 lpp.

142. Dzi^leja K. J.Jansons-Brauns. R., 1927, 24 lpp.

143. Eferts-(Klusais) E. J.Jansons-Brauns. Pleskava, 1922, 66 lpp.

144. Eferts-Klusais E. Piezimes par latviesu ideologies vesturi. l.d., M., 1925, 159 lpp.

145. Egle R. E.Veidenbaums dzive un darba. Cesis-Riga 1926, 192 lpp.

146. Endrups R. Latviesu socialdemokratiskas strad-nieku parti0as sakotne. Krievijas Ci^a, 1929, lTr.70.-71.

147. Fridrihson M. At ceres par stradnieku pulcijplem Liepaja. Gram.: Proletariska revolucija Latvija 1, M., 1924, 57 lpp.

148. Goba A. Divas legendas. Daugava, 1930, Kr.7, 835.-858.lpp.; Nr.8, 960.-981.1pp.

149. Goba A. Studétie latviési 19.gs. 2.puse. Uni-versitas, Nr. 9, 138.-139.1pp.5.91» Grins A. Latviesu valsts un latvieSu vienibas doma gadu simtei^os. Seje^s, 1937, Nr.4, 359.-369.1pp.

150. Grins A. Latvijas vesture. R., 1936, 284 lpp.

151. Grlslis J. Ko mums devusi Jauna stráva? -Malienas zi^as, 1929, Nr.224; Nr.225.

152. Hermanis J. J.Rainis Jaunas stravas laikmetá. -Komunaru Ci^ia, 1935, Nr.30.

153. Hermanis J. P.Stucka Jaunas stravas laikmeta. -Komunaru Ciaja, 1936, Nr.43.

154. Isakovs S., Vilsons A. "Pipkolonijas" arhivs.-Karogs, 1968, Nr.6, 151.-160.lpp.

155. Jablonskis A. Arodkustiba Latviga. R., 1931» 175 lpp

156. Jansons-Brauns J. Baltijas revolüciQa. l.sej., Brisele, 1912, 78 lpp.

157. Kopoti raksti, 18.sej. , R. , 1983, 627.-635.1pp.5143. Rainis. Jaunä sträva. Dzlve un darbi, 9*sej., r., 1925, 77.-79.lpp.;

158. I63. Stucka P. Latvijas komunisti un to prieksteci.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.