Роман И.А. Гончарова "Обломов": Система персонажей и ее авторская интерпретация в критических статьях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Ким Чжон Мин

  • Ким Чжон Мин
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 142
Ким Чжон Мин. Роман И.А. Гончарова "Обломов": Система персонажей и ее авторская интерпретация в критических статьях: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Санкт-Петербург. 2004. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ким Чжон Мин

Введение.

Глава 1: Специфика интерпретации текста в литературно-критических статьях Гончарова и гончаровская концепция «типа»

1.1. Романные конфликты в зеркале гончаровской критики. Концепция «типа».

1.2. «Свое» в «чужом» тексте: «типы» и «идеалы» в статьях Гончарова «Мильон терзаний» и «Опять "Гамлет" на русской сцене».

1.3. Тип «лишнего человека» в статьях Гончарова (к полемике об Обломове как «лишнем человеке»).

Глава 2: Поэтика парных конструкций в романе «Обломов».

2.1. «Сердце» и «ум»: Обломов и Штольц.

2.2. «Умное сердце»: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.

2.3. Спутники Обломова: Захар, Тарантьев.

2.4. Поэтика парных конструкций и объективность автора.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роман И.А. Гончарова "Обломов": Система персонажей и ее авторская интерпретация в критических статьях»

В последние полтора-два десятилетия интерес к творчеству Гончарова заметно возрос — как в России, так и у западных славистов. При этом все чаще высказывается мнение о загадочности и закрытости художественного мира писателя, о недопонимании особенностей этого мира как критикой, так и позднейшей филологической наукой. Большинство исследователей вынуждены признать, что творческое наследие Гончарова нуждается в более адекватном и современном прочтении и осмыслении. За последние годы изменилась методика и в целом направленность исследований, посвященных Гончарову. От многократно повторенного в работах 1950—1980-х годов исследования «творческого пути» писателя от романтизма к реализму (работы А. П. Рыбасова, Л. Г. Цейтлина, Н. И. Пруцкова, JI. М. Лотман и др.), от анализа гончаровских «характеров» научный интерес переключается в другие области. Благодаря исследованиям последних лет углубилось и усложнилось представление о творческой эволюции писателя, о влиянии на него не только Карамзина, Пушкина, Белинского, Гоголя (что составляет заслугу предшествующих десятилетий и ни в коей мере не оспаривается), но и эстетики Винкельмана, Н. И. Надеждина (его университетского педагога), круга Майковых (Вал. Майкова в особенности), идеологии и поэтики «натуральной школы». Появился ряд обобщающих монографий и статей об эстетике и миросозерцании Гончарова (работы В. И. Мельника, В. А. Недзвенкого, Е. А. Краснощековой, Л. С. Гейро, В. А. Котельникова, О. Г. Постнова, В. Н. Криволапова1 и др.), о художественном методе писателя,

1 Мельник В. //. 1) И. А. Гончаров в полемике с этикой позитивизма: (К постановке вопроса) // Русская литература. 1990. N 1. С. 34—45; 2) Этический идеал И. А. Гончарова. Киев, 1991; 3) О религиозности И. А. Гончарова // Русская литература. 1995. N 1. С. 203— 212; Недзвсцкий В. А. 1) И. А. Гончаров — романист и художник. М., 1992; 2) Романы И. А. Гончарова М., 2000, Краснощекова Е. А. Гончаров. Мир творчества. СПб., 1997; Ггиро JI. С. Судьба Гончарова: Эпизоды и размышления // Ivan A. Gontcarov: Leben, Werk und 3

• поэтике и стилистике, об отдельных компонентах его художественной системы — принципах типизации, структуре конфликта, временной организации текста, цитатности, «идиллическом» хронотопе и проч. (работы М. В. Отрадина, П. Е. Бухаркина, Е. И. Ляпушкиной, Л. Л. Фаустова, Т. Б. Ильинской, Г. Димент1 и др.). Более широко публикуется и исследуется л литературно-критическое наследие писателя. Вышли в свет 7 томов Академшгсского Полного собрания сочинений и писем Гончарова с обширными комментариями.3

Центром научного внимания по-прежнему остается роман «Обломов», проблематика которого с течением времени приобретает новую актуальность.

• Однако нельзя не признать справедливым мнение О. Г. Постнова, писавшего о том, что в новейших работах о Гончарове присутствует «пестрота мнений», но отсутствуют споры и научные дискуссии, и в целом «изучение Гончарова как-то с трудом складывается в единый процесс».4 Очевиден, кроме того, дефицит исследований, сопрягающих воедино эстетические принципы Гончарова-романиста и критика.

Wirkung. Koln, Weimar, Wien, 1994. S 25—44; Котельников В. А. Иван Александрович Гончаров. М, 1993; Постное О. Г. Эстетика И. А. Гончарова. Новосибирск, 1997, Криволапое В. II. «Типы» и «Идеалы» И. А. Гончарова. Курск, 2001.

1 Отрадин А/. В. 1) К вопросу о своеобразии эпической объективности в романе И. Л. Гончарова «Обломов» // И. А. Гончаров: Материалы юбилейной гончаровской конференции 1987 года. Ульяновск, 1992. С. 115—126; 2) Проза Гончарова в литературном контексте. СПб., 1994; Кухаркин П. Е. «Образ мира, в слове явленный»: (Стилистические проблемы «Обломова») // От Пушкина до Белого: Проблемы поэтики русского реализма XIX—нач. XX в. СПб., 1992. С. 118—135; Ляпушкина Е. II. Русская идиллия XIX века и роман И. А. Гончарова «Обломов». СПб., 1996; Фаустов А. А. I) Роман И. А. Гончарова «Обломов». Художественная структура и концепция человека. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Тарту, 1990; 2) Фаустов А. А., Савинков С. В. Очерки по характерологии русской литературы. Воронеж', 1998; Ильинская Т. К. Проблема ретроспективности в творчестве И. А. Гончарова: (соотношение художественного и мемуарного образов). Автореф дисс. . канд. филол. наук. СПб., 2001; Diment Galya. The auto-biographical novel of co-consciousness. Florida, 1994; Goncharov's «Oblomov»: A Critical Companion / Ed. by G. Diment. Evanstone, 1998

2 И. А. Гончаров-критик / Вступ. статья и коммент. Е. А. Краснощековой. М., 1981; Гончаров II. А. Очерки. Статьи. Письма. Воспоминания современников. М., 1986; Гончаров II. А. На родине / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. В. А. Недзвецкий. М., 1987.

3 Гончаров II. А. Поли. собр. соч. и писем: В 20 т. JI., 1997— (издание продолжается).

4 Постное О. Г. Эстетика И. А. Гончарова. С. 28.

Необходимый материал для исследования этой проблемы дают критические статьи Гончарова. Именно в соотношении с этими статьями, и в первую очередь в соотнесенности с фигурами Чацкого и Гамлета, — учитывая гончаровскую интерпретацию данных характеров в статьях «Мштьон терзаний» (1872) и «Опять "Гамлет" на русской сцене» (1875), эта проблема и рассматривается в диссертации.

Мы исходим из положения о единой структурной организации «художественного мира» Гончарова, определяющей общую для его романного и нероманного творчества типологию конфликтов и характеров, четко выраженную «системность» в построении персонажной сферы. Данное положение опирается на ряд убедительно обоснованных научных концепций — Е. М. Таборисской,1 Н. Л. Гузь (типологическая общность «сквозных» в л творчестве писателя «характеров»), Е. Л. Краснощековой (реализация «сверхзамысла» в каждом го гончаровских «замыслов»), Л. А. Фаустова («свое»/«чужое», идиллия/история) в общей структуре «художественного мира» Гончарова) и других. В критических статьях писателя выстраиваются те же, что и в романах, конфликты и та же, что и в романах, синтезирующая и примиряющая противоположные крайности концепция «нормального» человека (т. е. соответствующего искомой автором «норме» и его «артистическому идеалу»). Кроме того, мы разделяем неоднократно высказывавшееся в научной литературе (от Е. Л. Ляцкого до М. Эре, Г. Димент и др.) мнение о принципиальной идентичности «художественного мира» и «жизненного мира» писателя.

1 Таборисская Е. А/. 1) Автор и герой в романе И. А. Гончарова «Обломов» // Изв. Воронеж, пед ин-та 1972. Т. 125. С. 61—75; 2) О понятии «пространство героя»: (На материале романа И Л. Гончарова «Обломов») // Изв. Воронеж, пед. ин-та. 1974. Т. 148. Вып. 4. С. 43—64; 3) Роман И. Л. Гончарова «Обломов»: (Герои, художественное пространство, авторская позиция). Лвтореф. дисс. . канд. филол. наук. Л., 1977.

2 Гузь //. А. Типология характеров в романах И. А. Гончарова. Лвтореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1985.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Ким Чжон Мин

Заключение

Порядок глав в диссертации — по логике и хронологии — должен был бы быть иным. Но мы выбрали «обратную перспективу», выделив таким образом ряд важнейших для романного и нероманного творчества писателя вдейно-структурных принципов. Главы включаются в отношения «дополнительности» и «резонирования»: анализ структуры романа «Обломов» иллюстрирует некоторые творческие положения, которые описаны Гончаровым в его статьях, статьи служат необходимым аналитическим введением к исследованию романа.

В эстетике писателя, точнее, в той модели собственного творческого процесса, которую Гончаров выстраивает в статьях, в «конфликтные» отношения вступают «образ» и «идея», архитекторами которых в творческом акте, по Гончарову, остаются вечные соперники, оппоненты и антиподы (но не антагонисты) — «ум» (логика) и «сердце» (воображение, интуиция). Как в романах, так и в критике Гончарова центральными остаются конфликты статики/динамики и «сердца»/«ума», т. е. начал интуитивно-художественного (поэтического, эстетического) и рационально-деятельного. Это универсальные конфликты, организующие бытийную и духовную сферы в его художественном мире, определяющие жизнепонимание, стратегию поведения, самоидентификацию и творческую и С01щальную актуализацию гончаровского героя.

Принцип «типизации» (не индивидуализации) выдвигается у Гончарова на первое место в собственном (и чужом) творческом процессе как важнейший конструктивный и созидательно-поэтический элемент. Самоосознание и самооценка художника в этом случае полностью отражает то, что объективно составляет особенность художественного метода Гончарова как пжзтспя-тжолога (В. Л. Недзвецкий) по преимуществу.

Категории «тип» и «идеал» (с той семантикой, которую сообщает им Гончаров) должны означать два уровня обобщения — первый, детерминированный временем и социально-историческими условиями, второй — сверхобобщение, вневременное, универсальное. «Идеал» у Гончарова, помимо предельной степени обобщения, имеет, безусловно, и этическую составляющую, предполагая сочувствие авторского «сердца», и не столько эмоциональное, сколько разумно-гуманное. «Идеальных» героев, сочетающих с «горячим» «сердцем» — «строгую логику», Гончаров видит в Чацком («Мильон терзаний») и Гамлете («Опять "Гамлет" на русской сцене»). Объективность в гоичаровской интерпретации обоих текстов, как демонстрирует наше исследование, приносится в жертву субъективной, эмоциональной, «эстетической» кр1ггике (опускающей социально острые проблемы), направленной на раскрытие вечного и вневременного в человеческой «натуре». Но именно эти «типы» (хотя Гончаров свою интерпретацию выстраивает на категорическом отрицании того, что к героям Грибоедова и Шекспира применимо понятие «тип») оказываются психологически близки самому писателю. Важно, как моделирует Гончаров грибоедовский образ, «вычитывая» в «чужом» «свое», только то, что ему эстетически близко и одноприродно.

Сопоставление гончаровской и тургеневской концепции «лишнего человека», попыток обоих писателей решить проблему «социальной продуктивности» личности, поиск обоими деятельного, цельного и сильного персонажа заслуживает, на наш взгляд, пристального внимания и изучения. В диссертации только обозначена эта проблема как дискуссионная и мало изученная. Нет сомнений, что в сопоставлении, а отчасти и во «взаимодополнении» должны быть прочитаны тургеневский «Гамлет и ДонКихот» и гончаровский «Опять "Гамлет"на русской сцене».

Мы рассмотрели только одну из функций парных конструкций в романе «Обломов», но функцию важнейшую, организующую «горизонт автора» и обеспечивающую благодаря принципу «дополнительности» авторскую эпическую объективность». Возможно, как это предложил, к примеру, М. Эре, видеть в оппозициях Гончарова и «дидактический контраст»,1 восходящий к просветительской эстетике. Отношения двойничества и антитетичности возможно рассматривать не только как парные конструкции, но как «цепочки» или «гнезда» образов-реплик, во всех случаях служащих «резонансными дополнениями» (Л. Л. Фаустов) к центральному образу. Так, двойниками Обломова и Захара являются все обломовцы, двойниками Обломова и Алексеева - все Семеновы, Петровы, Сидоровы, чье «имя легион» и т. д. Во всех случаях, «подобия» отчетливее всего иллюстрируют тот принцип «дробления», «мельчения» и повторения человеческого «типа», который Гончаров описал в своих статьях-комментариях к романам и который рассматривался нами в первой главе диссертации. «Проект» подобных потенциальных «двойников» Штольца как будто также намечен в романе в авторском патетическом восклицании о грядущих Штольцах «под русскими именами». Однако Штольц, как и Ольга, в такой степени индивидуализированы и «идеализированы» Гончаровым (то есть возвышены до «идеала»), что «измельчение» созданного образа на реплики и подобия становится невозможным. А это значит, что эти герои — действительно «идеалы», а «не типы», говоря гончаровским языком.

В отношениях парности у Гоштрова состоят не только персонажи, но и все прочие элементы текста. Мы не предпринимаем попытки этот тезис проиллюстрировать, но рассматриваем его как один из продуктивных для дальнейшего исследования. Так, очевидно, что дуальные оппозиции составляют ключевые понятия-категории эстетики Гончарова В одном ряду — поэзия, искусство, мечта, фантазия, воображение, созерцание, инстинкт (бессознательное), «сердце». В другом — проза, реальность, деятельность, логика, «ум». Можно выстроить те же категории и их вариации по-другому, отталкиваясь от оппозиций сердце/ум, образ/идея, мечта/реальность, созерцательность (праздность) / труд, артистическое/практическое

1 см: Ehre М. Oblomov and His Creator. P. 30. характерный вариант во «Фрегате "Паллада"» — артистическое/научное). Эстетические, моральные, бытийные оппозиции не создают феномена романтического «двоемирия» (хотя к нему восходят). В разных авторских контекстах и «регистрах» — патетических, элегических, идиллических, иронических, комических, а они у Гончарова постоянно перенастраиваются и «резонируют», — семантика этих категорий радикально меняется. Праздность и мечтательность служат знаками одухотворенно-поэтического, «сердечного» мироощущения, труд ради труда — знаком бездуховного практицизма. Воображение в одних контекстах — синоним творчески-созидательной активности, в других — неприемлемая для Гончарова «отвлеченность», «призрак», «химера». И только в соотнесенности, во взаимоутверждении и взаимоотрицании эти принципиально не обеспеченные автором семантической устойчивостью категории приобретают статус «всеобъемлемости» (это важное для писателя понятие).

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ким Чжон Мин, 2004 год

1. Гончаров И. А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. JL, 1997— (издание продолжается).

2. Гончаров И. А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1952.

3. Гончаров И. А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1977—1980.

4. Гончаров И. А. Литературно-критические статьи и письма. Л.,1938.

5. Гончаров И. А. Обломов: Роман в четырех частях / Изд. подготовила Л. С. Гейро. Л., 1987 (Сер. «Лит. памятники»),

6. Гончаров И. А. На родине / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. В. А. Недзвецкий. М., 1987.

7. Гончаров И. А. Очерки. Статьи. Письма. Воспоминания современников. М., 1986.

8. И. А. Гончаров-критик / Вступ. статья и коммент. Е. А. Краснощековой. М., 1981.1. Литература

9. Азбукин В. И. А. Гончаров в русской критике (1847-1912). Орёл,1916.

10. Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей. М., 1994.

11. Александрова М. А. «Странный человек» в комедии «Горе от ума»//А. С. Грибоедов. Хмелитский сб. Смоленск, 1998. С. 79—94.

12. Алексеев А. Д. Библиография И. А. Гончарова: (1832-1964). Л.,1968.13. jtieKceee А. Д. Летопись жизни и творчества И. А. Гончарова. М.; Л., 1960.

13. Анненков П. В. Критические очерки / Под ред. проф., д-ра филол. наук И. Н. Сухих. СПб., 2000.

14. Анненский Иннокентий. Гончаров и его Обломов // Анненский Иннокентий. Книги отражений. М., 1979. С. 251—270 («Лит. памятники»).

15. Антонова Г. Н. «Лишние люди» в оценке Тургенева и Герцена в 40-е годы XIX в. // Науч. докл. высш. школы. 1962. № 1. С. 108—117.

16. Антонова Г. Н. Проблема «лишнего человека» в творчестве И. С. Тургенева сороковых-пятидесятых годов XIX века. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Саратов, 1965.

17. Антонова Г. //. Чернышевский и Тургенев о «лишних людях» (1859-1863 гг.) // Н. Г. Чернышевский: Статьи, исслед. и материалы. Саратов, 1962. Т. 3. С. 92—106.

18. Архипова А. В. Чацкий в интерпретации русских писателей XIX века//А. С. Грибоедов. Хмелитский сб. Смоленск, 1998. С. 199—216.

19. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

20. Бахтин М. Л/. Собр. соч. Т. 5, 6. М., 1975, 2002.

21. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. ML, 1979.

22. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.; Л., 1953—1959.

23. Бёмиг М. «Сон Обломова»: апология горизонтальности // Гончаров И. А.: Материалы междунар. конф., посвящ. 180-летию со дня рождения И. А. Гончарова. Ульяновск, 1994. С. 26—37.

24. Бершова Е. В. Роман И. А. Гончарова «Обломов». Монографический анализ: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1955.

25. Битюгова И. А. Роман И. А. Гончарова «Обломов» в художественном восприятии Достоевского // Достоевский: Материалы и исслед. Л., 1976. Вып. 2. С. 191—198.

26. Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1985.

27. Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999.

28. Бочарова А. К. Проблема «лишнего человека» в статьях В. Г. Белинского, ее освещение в последующей критике // Русская литература 3040-х годов XIX века. Рязань, 1976. С. 57—70.

29. Буланов А. Л/. «Ум» и «сердце» в русской классике: Соотношение рационального и эмоционального в творчестве И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, JI. Н. Толстого. Саратов, 1992.

30. Бухаркнн П. Е. «Образ мира, в слове явленный»: (Стилистические проблемы «Обломова») // От Пушкина до Белого: Проблемы поэтики русского реализма XIX—нач. XX в. СПб., 1992. С. 118—135.

31. Бухаркин П. Е. Риторика и смысл. Очерки. СПб, 2001.

32. Бухаркин П. Е. Стиль «Обыкновенной истории» И. Л. Гончарова // Вопросы русской литературы. Львов, 1979. Вып. 1(33). С. 69—76.

33. Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. М.; Л., 1962.35. «Век нынешний и век минувший.»: Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002.

34. Гаркави А. Л/. Чернышевский и Добролюбов о «лишних людях»: (Преемственность литературно-критических оценок) // П. Г. Чернышевский: Статьи, исслед. и материалы. Саратов, 1975. Т. 7. С. 27—48.

35. Виноградов В. В. Поэтика русской литературы. М., 1976.

36. Виноградов В. В. Избр. труды: О языке художественной прозы. М., 1980.

37. Влащенко В. И. «Ум с сердцем не в ладу» («Горе от ума» как драма Чацкого) // «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской.»: Сб. статьей / Ред. Е. В. Миненко. СПб., 1995.

38. Гейро JT. С. История создания и публикации романа «Обломов» // Гончаров И. А. Обломов: Роман в четырех частях / Изд. подготовила Л. С. Гейро. Л., 1987 (Сер. «Лит. памятники»).

39. Гейро JI. С. Роман «Обломов» в контексте творчества Гончарова // Гончаров И. А. Избр. соч. М., 1990. С. 3—18.

40. Гейро Л. С. Судьба Гончарова: Эпизоды и размышления // Ivan А.

41. Gontcarov: Leben, Werk und Wirkung. Koln, Weimar, Wien, 1994. S. 25—44.

42. Герцен A. //. Собр. соч.: В 30 т. М., 1954—1965.

43. Гинзбург Лидия. Литература в поисках реальности. Л., 1987.

44. Гинзбург Л. О литературном герое. Л., 1979.

45. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. М., 1999.

46. Гинзбург Лидия. О структуре литературного персонажа // Искусство слова. М., 1973.

47. ГинзбургЛ. Творческий путь Лермонтова. Л., 1940.

48. Глухое В. И. К оценке Герценом «липших людей» // Науч. докл. высш. школы: Филол. науки. 1965. № 3. С. 104—112.

49. Глухое В. И. Образ Обломова и его литературная предыстория (К проблематике «лишнего человека») // И. А. Гончаров: Материалы, междунар. конф., поев. 185-летию со дня рождения И. А. Гончарова. Ульяновск, 1998. С. 134—142.

50. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: В 14 т. Л., 1937—1952.

51. И. А. Гончаров в воспоминаниях современников / Подгот. текста и примеч. А. Д. Алексеева и О. А. Демиховской. Л., 1969.

52. И. А. Гончаров: Материалы междунар. конф., поев. 180-летию со дня рождения И. А. Гончарова. Ульяновск, 1994.

53. И. А. Гончаров: Материалы междунар. конф., поев. 185-летию со дня рождения И. А. Гончарова. Ульяновск, 1998.

54. И. А. Гончаров: Материалы юбилейной гончаровской конф. 1987 года. Ульяновск, 1992.

55. И. А. Гончаров: Новые материалы и исследования / Отв. ред. С. А. Макашин, Т. Г. Динесман. М., 2000. (Литературное наследство. Т. 102).

56. И. А. Гончаров: Новые материалы о жизни и творчестве писателя. Ульяновск, 1976.

57. Гончаровские чтения, 1994. Ульяновск, 1995.

58. Гончаровские чтения, 1995—1996. Ульяновск, 1997.

59. Григорьев An. Литературная критика / Сост., в ступ. ст. и примеч. Б. Ф. Егорова. М., 1967.

60. Григорьев An. Соч.: В 2 т. М., 1990.

61. Григорьев An. Эстетика и критика. М., 1980.

62. Гришунин А. Л. «Горе от ума» как формула жизни // А. С. Грибоедов: Материалы к биографии.: Сб. науч. трудов. Л, 1989. С. 245—249.

63. Гузь Н. А. Способы выражения авторской позиции Гончарова и Чехова: (На материале романа «Обломов» и повести «Три года») // А. П. Чехов: (Проблемы жанра и стиля). Ростов н/Д, 1986. С. 40—51.

64. Гузь Н. А. Типология характеров в романах И. А. Гончарова. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1985.

65. Гузь Н. А. Характерология романов И. А. Гончарова в оценке русской критики // Историко-функциональное изучение русской литературы. М., 1984. С. 49—57.

66. Десницкий В. А. Трилогия Гончарова // Десницкий В. А. Статьи и исследования. Л., 1979. С. 165—212.

67. Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 9 т. М.; Л., 1961—1964.

68. Дружинин А. В. Литературная критика. М., 1983.

69. Дружинин А. В. Прекрасное и вечное / Сост., вступ. ст. Н. Н. Скатова; Коммент В. А. Котельникова. М., 1988.

70. Дудышкин С. С. Повести и рассказы И. С. Тургенева. Статья первая//ОЗ. 1857. № 1. Отд. П. С. 1—28.

71. Евгеньев-Максимов В. Е. И. А. Гончаров. Жизнь, личность, творчество. М., 1925.

72. Егоров Б. Ф. Борьба эстетических идей в России 1860-х годов. Л.,1991.

73. Егоров Б. Русская литературная критика // Русская критика: В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин. Л., 1973. С. 3—26.

74. Есин Б. И. История русской журналистики. М., 1980.

75. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. JI.,1977.

76. Жук А. А. Русская проза второй половины XIX века. М, 1981.

77. Зайцева Т. Б. Чехов и И. А. Гончаров: проблемы поэтики. Лвтореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1995.

78. Иванов-Разумник Р. В. История русской общественной мысли: В 2 т. СПб., 1907. Т. 1. С. 176—183.

79. Ильин В. Н.. Митрофанушка Простаков, Петруша Гринев, Ильюша Обломов и Русская Империя // Возрождение. 1968. N 201.

80. Ильинская Т. Б. Проблема ретросиективности в творчестве И. А. Гончарова: (соотношение художественного и мемуарного образов). Лвтореф. дисс. . канд. филол. наук. СПб., 2001.

81. История русского романа: В 2 т. М.; JI., 1964. Т. 2.

82. История русской литературы: В 4 т. Д., 1981, 1982. Т. 2, 3.

83. Кантор В. «Долгий навык ко сну» // Кантор В. В поисках личности: Опыт русской классики. М., 1994. С. 176—210.

84. Кантор В. Русский европеец как явление культуры. М., 2001.

85. Корман Б. О. Метод и материал: Стихотворение А. С. Пушкина «Поэт и толпа» и романтическая традиция // Типология лит. процесса и индивидуальность писателя. Пермь, 1979. С. 16—31.

86. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. Новгород, 1997.

87. Котельников В. А. «Обломов» Гончарова в оценках 1860-х гг: (Добролюбов и русская критика о романе) // Революционно-демократические традиции и русская культура: Сб. науч. трудов. JI., 1987. С. 76—85.

88. Котельников В. А. Иван Александрович Гончаров. М., 1993.

89. Краснощекова Е. А. Гончаров. Мир творчества. СПб., 1997.

90. Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров и А. И. Герцен (к проблематике «лишнего человека») // И. А. Гончаров: Материалы, междунар.конф., поев. 185-летию со дня рождения И. А. Гончарова. Ульяновск, 1998. С. 134—142.

91. Краснощекова Е. А. Два характера («Чувствительный и холодный» Н. М. Карамзина и «Обыкновенная история» И. А. Гончарова // Карамзинский сборник: Творчество Н. М. Карамзина и историко-литературный процесс. Ульяновск, 1996.

92. Краснощекова Е. А. Критическое наследие И. А. Гончарова // И. А. Гончаров-критик. М., 1981. С. 3—19.

93. Краснощекова Е. А. «Обломов» И. А. Гончарова. М., 1970.

94. Криволапое В. Н. Вспомним о Штольце // Русская литература. 1997. № 3. С. 42—66.

95. Криволапое В. Н. Еще раз об «обломовщине» // Русская литература. 1994. N 2. С. 27—47.

96. Криволапое В. Н. «Типы» и «Идеалы» И. А. Гончарова. Курск,2001.

97. Кропоткин П. А. Идеалы и действительность в русской литературе. СПб., 1907.

98. Кулешов В. //. История русской критики. М., 1978.

99. Кулешов В. И. Проблемы реализма в критических статьях писателей: Тургенева, Гончарова, Островского, Короленко // История русской критики XVill—XIX веков. М., 1972. С. 384—387.

100. Лашкевич А. В. Байрон и байронизм в литературном сознании России первой половины XIX в. // Великий романтик. Байрон и мировая литература. М., 1991.

101. Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: В 4 т. М.; Д., 1958—1959.

102. Линков В. Я. История русской литературы XIX века в идеях. М.,2002.

103. Лихачев Д. С. Нравоописательное время у Гончарова // Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979. С. 299—305.

104. Лотман Л. М. И. А. Гончаров // История русской литературы: В 4т. Л., 1982. Т. 3. С. 160—202.

105. Лотман Л. М. Натуральная школа и проза начала 1850-х гг. // История русской литературы: В 4 т. Л., 1981. Т. 2. С. 580—633.

106. Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века: (истоки и эстетическое своеобразие). Л., 1974.

107. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998.

108. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983.

109. Лощиц Ю. М. Гончаров. 2-е изд., испр. и доп. М., 1986.

110. Ляпушкина Е. И. Идиллические мотивы в русской лирике начала XIX века и роман И. А. Гончарова «Обломов» // От Пушкина до Белого: Проблемы поэтики русского реализма XIX—начала XX в. СПб., 1992. С. 102—117.

111. Ляпушкина Е. И. Миф в художественной структуре «Сна Обломова» // Имя — сюжет — миф: Межвуз. сб / Под ред. Н. М. Герасимовой. СПб., 1996. С. 100—114.

112. Ляпушкина Е. И. Русская идиллия XIX века и роман И. А. Гончарова «Обломов». СПб., 1996.

113. Ляцкий Е. А. Гончаров: Жизнь, личность, творчество. 3-е изд. Стокгольм, 1920.

114. Ляцкий Е. А. Роман и жизнь: Развитие творческой личности И. А. Гончарова: 1812-1857. Прага, 1925.

115. Мазон А. А. Материалы для биографии и характеристики И. А. Гончарова. СПб., 1912.

116. Манн Ю. В. Диалектика художественного образа. М., 1987.

117. Манн Ю. В. «Истинно липший человек» // И. С. Тургенев: жизнь, творчество, традиции. Будапешт, 1984. С. 140-151.

118. Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.

119. Манн Ю. В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969. С. 241—306.

120. Маркович В. К4. «Горе от ума» в критике и литературоведении XIX—XX веков // «Век нынешний и век минувший.»: Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002. С. 7—44.

121. Маркович В. М. «Дневник лишнего человека» в движении русской реалистической литературы // Русская литература. 1984. № 3. С. 95—115.

122. Маркович В. М. Парадокс как принцип построения характера в русском романе 19 века. К постановке вопроса // Парадоксы русской литературы. СПб., 2001. С. 158-173.

123. Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30—50-е годы). Л., 1982.

124. Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. Л., 1975.

125. Мельник В. И., Мельник Т. В. И. А. Гончаров в контексте европейской литературы. Ульяновск, 1995.

126. Мельник В. //. И. А. Гончаров в полемике с этикой позитивизма: (К постановке вопроса) // Русская литература. 1990. N 1. С. 34—45.

127. Мельник В. И. О религиозности И. А. Гончарова // Русская литература. 1995. N 1. С. 203—212.

128. Мельник В. И. Реализм И. А. Гончарова. Владивосток, 1985.

129. Мельник В. //. «Русские немцы» в жизни и творчестве И. А. Гончарова // И. А. Гончаров: Материалы междунар. конф., поев. 180-летию со дня рождения И.А. Гончарова. Ульяновск, 1994. С. 102—112.

130. Мельник В. И. Философские мотивы в романе И.А. Гончарова «Обломов»: К вопросу о соотношении «социального» и «нравственного» в романе // Русская литература. 1982. N 3. С. 81—99.

131. Мельник В. И. Этический идеал И. А. Гончарова. Киев, 1991.

132. Мещерякова И. Н. Художественно-эстетическая концепция И. А. Гончарова и ее воплощение в образной системе романов. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Тбилиси, 1990.

133. Нароков Н. Оправдание Обломова: (К 100-летию романа) // Новый журнал. 1960. N 59. С. 95—108.

134. Недзвецкий В. А. И. Л. Гончаров и русская философия любви // Русская литература. 1993. N 1. С. 48—60.

135. Недзвецкий В. А. И. Л. Гончаров — романист и художник. М.,1992.

136. Недзвецкий В. А. Публицистика романиста // Гончаров И. Л. На родине. М., 1987. С. 5—24.

137. Недзвецкий В. А. Романы И. А. Гончарова. М., 2000.

138. Никифоровская Н. А. «Гамлет» в русской критике // Комарова В. П., Никифоровская Н. А. Трагедия Шекспира «Гамлет» — жизнь в веках (1601—1901 гг.). СПб., 1999. С. 81—114.

139. Овсянико-Куликовский Д. Н. Илья Ильич Обломов. Обломовщина и Штольц//Овсянико-Куликовский Д. Н. Собр. соч.: В 9 т. СПб., 1914. Т. 7. С. 228—273.

140. Одинокое В. Г. Художественная системность русского классического романа. Новосибирск, 1976.

141. Одинцов В. В. Художественный образ и стиль: О романе И. А. Гончарова «Обломов» // Русская речь. 1973. N 6. С. 37—43.

142. Опришко Е. Н. Преломление взглядов И. С. Тургенева на тип «лишнего человека» в статье «Гамлет и Дон-Кихот» // Русская литература XIX—XX веков и вопросы ее типологии. Днепропетровск, 1975. С. 7—18.

143. Осмоловский О. Н. Этико-философские взгляды И. А. Гонарова. (Концепция личности) //Литература и время. Кишинев, 1987. С. 69—80.

144. От Пушкина до Белого: Проблемы поэтики русского реализма XIX—начала XX в.: Сб. статей. СПб., 1992.

145. Отрадин А/. В. К вопросу о своеобразии эпической объективности в романе И. А. Гончарова «Обломов» // И. А. Гончаров: Материалы юбилейной гончаровской конф. 1987 года. Ульяновск, 1992. С. 115—126.

146. Отрадин М. В. Проза Гончарова в литературном контексте. СПб.,1994.

147. Отрадин М. В. Роман И. А. Гончарова «Обломов» Послесл. // Гончаров И. А. Обломов. Роман. Л., 1980. С. 435^146.

148. Отрадин М. В. «Трудная работа объективирования»: (Юмор в романе И. А. Гончарова «Обломов») // От Пушкина до Белого: Проблемы поэтики русского реализма XIX— начала XX в. СПб., 1992. С. 80—101.

149. Очерки по истории русской журналистики: В 2 т. Л., 1950; 1965.

150. Переверзев В. Ф. У истоков русского реализма. М., 1989.

151. Пиксанов Н. К. «Горе от ума» в творчестве Гончарова // А.С. Грибоедов. 1795-1829. М., 1946. С. 110-133.

152. Писарев Д. П. Литературная критика: В 3 т. / Сост., вступ. ст., подгот. и примеч. Ю. С. Сорокина. Л., 1981.

153. Плетнев Р. В. Лекции по истории русской литературы XVTII и XIX веков. Торонто, 1959.

154. Плетнев Р. В. Шесть бесед о русской литературе. Six Lectures on Russian Literature. 2-е изд. London; Ontario, 1974.

155. Погорельцев В. Ф. «Лишние люди» в русской литературе XIX в. иоследекабрьского времени // Проблемы русской литературы. М., 1973. С. 36—46.

156. Погорельцев В. Ф. Композиционно-структурные особенности произведений о «лишнем человеке» в русской литературе 10—30-х годов XIX века // Жанр и композиция лит. произведения. Калининград, 1976. Вып. 2. С. 39—45.

157. Погорельцев В. Ф. Проблема «липших людей» в русской литературе XIX века додекабрьского и иоследекабрьского времени: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1974.

158. Постное О. Г. Образ и тип в эстетике И. А. Гончарова // Культурные традиции и литературный процесс. Новосибирск, 1990.

159. ПостновО. Г. Эстетика И. А. Гончарова. Новосибирск, 1997.

160. Прокопенко 3. Т. Чацкий в русской критике XIX века и сатире Салтыкова-Щедрина//Русская литература. 1972. №3. С. 139-150.

161. Пруцков Н. И. Мастерство Гончарова-романиста. М.; JI., 1962.

162. Пруцков Н. И. Последние романы Тургенева и Гончарова // История русского романа. М.; JI., 1964. Т. 2. С. 149—193.

163. Пумпянский Л. В. Статьи о Тургеневе (1929—1930) // Пумпянский А. В. Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы. М., 2000. С. 381—505.

164. Пушкин А. С. Поли. собр. соч.: В 10 т. JI., 1977—1979.

165. Радек Л. С. Л. И. Герцен о поэме Л. Майкова «Две судьбы»: (К вопросу о «лишнем человеке» в русской литературе 40-х годов XIX в.) // Учен. зап. Кишинев, ун-та. 1964. Т. 76. С. 57—68.

166. Радек Л. С. Позиция Герцена в полемике о «лишнем человеке» // По страницам русской классики. Кишинев, 1974. С. 55—78.

167. Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. М., 1973. Т. 2

168. Роман И. Л. Гончарова «Обломов» в русской критике / Сост., вступ. ст. и комм. М. В. Отрадина. JI., 1991.

169. Руденко Ю. Роман о смысле жизни: сказка или реальность? Предисл. // Гончаров И. Л. Обломов. Роман в четырех частях. JI., 1982. С. 3—9.

170. Румянцев Б. Г. Художественное выражение комического в романах И. Л. Гончарова. Лвтореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1988.

171. РыбасовА. И. Л. Гончаров. М., 1957.

172. Сапченко Л. А. «Чувствительный и холодный» И. М. Карамзина и типология «двух характеров» в русской литературе первой половины XIX века // Карамзинский сборник: Творчество Н. М. Карамзина и историко-литературный процесс. Ульяновск, 1996.

173. Сахаров В. И. «Добиваться своей художественной правды.»: Путь И. Л. Гончарова к реализму // Контекст 1991. Литературнотеоретические исследования / Отв. ред. А. В. Михайлов. М., 1991. С. 118— 134.

174. Синцов И. Лицо и маска Ивана Гончарова // Нева. 1986. N 11. С. 170—171.

175. Страхов И. В. Художественное мышление И. А. Гончарова в изображении характеров // Вопр. психологии внимания и мышления. Саратов, 1978. Вып. 10. С. 3-46.

176. Сухих И. Н. Тургенев, Базаров и критики // Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986.

177. Таборисская Е. М. Автор и герой в романе И. А. Гончарова «Обломов»//Изв. Воронеж, пед. ин-та. 1972. Т. 125. С. 61—75.

178. Таборисская Е. А/. Анализ оппозиций как средство изучения авторского сознания: (На материале романа И. А. Гончарова «Обломов») // Проблема автора в художественной литературе. Ижевск, 1974. Вып. 1. С. 101—117.

179. Таборисская Е. М. Идейно-художественная структура образа Ольги Ильинской в романе Гончарова «Обломов» // Сб. мат-лов по итогам научно-исследовательской работы за 1968 год. Борисоглебск, 1969. С. 87—90.

180. Таборисская Е. М. О понятой «пространство героя»: (На материале романа И. А. Гончарова «Обломов») // Изв. Воронеж, пед. ин-та. 1974. Т. 148. Вып. 4. С. 43—64.

181. Таборисская Е. М. Роман И. А. Гончарова «Обломов»: (Герои, художественное пространство, авторская позиция). Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Л., 1977.

182. Тамарченко Н. Д. Типология реалистического романа: На материале классических образцов жанра в русской литературе XIX в. Красноярск, 1988.

183. Тирген П. Обломов как человек-обломок: (К постановке проблемы «Гончаров и Шиллер») // Русская литература. 1990. N 3. С. 18—33.

184. Тихомиров В. Н. И. А. Гончаров. Литературный портрет. Киев,1991.

185. Тургенев И. С. Поли. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 12 т. 2-е изд., испр. и доп. М., 1978—1986.

186. Фаворин В. К. О взаимодействии авторской речи и речи персонажей в языке трилогии Гончарова // Изв. АН СССР. ОЛЯ. 1950. Т. 9. Вып. 5. С. 351—357.

187. Фаустов А. А. Еще один штрих к «обломовщине» // Подъем. 1988. № 2. С. 133—136.

188. Фаустов А. А. К литературному генезису термина «лишний человек»//Филологические записки. Воронеж, 1993. Вып. I. С. 59—68.

189. Фаустов А. А., Савинков С. В. Очерки по характерологии русской литературы. Воронеж, 1998.

190. Фаустов А. А. Роман И. А. Гончарова «Обломов»: Художественная структура и концепция человека. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Тарту, 1990.

191. Фомичев С. А. «Горе от ума» в перспективе «золотого века» русской литературы // «Век нынешний и век минувший.»: Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002. С. 404-413.

192. Цейтлин А. Г. И. А. Гончаров. М., 1950.

193. Цейтлин А. Г. Становление реализма в русской литературе: (русский физиологический очерк). М., 1965.

194. Чемена О. М. Создание двух романов: Гончаров и шестидесятница Е. П. Майкова. М., 1966.

195. Чичерин А. В. Гончаров // Чичерин А. В. Очерки по истории русского литературного стиля: Повествовательная проза и лирика. 2-е изд. М., 1985. С. 155—170.

196. Чудаков А. П. О поэтике Тугенева-прозаика (Повествование — предметный мир — сюжет) // И. С. Тургенев в современном мире. М., 1987. С. 240-266.

197. Щиржецкий А. Н. Белинский и Герцен о лишних людях в творчестве Пушкина и Лермонтова. Ростов-на-Дону, 1972.

198. Щукин В. Г. Культурный мир русского западника // Вопросы философии. 1992. № 5. С. 74—86.

199. Щукин В. Русское западничество сороковых годов XIX века как общественно-литературное явление. Krakow, 1987.

200. Щукин В. Тургеневское гнездо и Обломовка // Щукин В. Миф дворянского гнезда: Геокультурологическое исследование по русской классической литературе. Krakow, 1997.

201. Эткинд Е. Г. «Внутренний человек» и внешняя речь: Очерки психопоэтики русской литературы XVIII—XIX вв. М., 1998.

202. Ягодовская А. Т. Проблема характера-типа в литературе и живописи второй половины ХТХ века // Типология русского реализма второй половины XIX века / Отв. ред. Г.Ю. Стерши. М., 1990. С. 65—95.

203. Яловая 3. Ф. И. С. Тургенев и проблема «лишнего человека» в общественно-литературной жизни России периода «мрачного семилетия» (1848—1854): Автореф. дис. канд. филол. наук. Киев, 1983.

204. Яловая 3. Ф. Проблема «лишнего человека» в журнальной беллетристике конца 40-х—начала 50-х годов XIX в. // Методика преподавания рус. языка и литературы. Киев, 1980. Вып. 13. С. 105—112.

205. Baratoff N. Oblomov. A Jungian Approach: A Literary Image of the Mother Complex. Bern; Frankfurt a. M.; New York; Paris, 1990.

206. Bonamour J. Обломов и литература // Slavic Studies. Sapporo, 1981. Vol. 28. P. 1—11.

207. С live G. Goncharov and the Spectrum of Boredom // Clive G. The Broken Icon: Intuitive Existentialism in Classical Russian Fiction. New York; London, 1972. P. 63—85.

208. Ehre M. Oblomov and His Creator: The Life and Art of Ivan Goncharov. Princeton, New Jersey, 1973.

209. Gifford H. Goncharov and the Myth of Oblomov // Gifford H. The Novel in Russia: From Pushkin to Pasternak. London, 1964. P. 57—64.

210. Goncharov's «Oblomov»: A Critical Companion / Ed. by G. Diment. Evanstone, 1998.

211. Diment Galya. The auto-biographical novel of co-consciousness. Florida, 1994.

212. Diment G. The Two Faces of Ivan Goncharov: Autobiography and Duality in «Обыкновенная история» I I Slavic and East European Journal. 1988. Vol. 32. P. 353—372.

213. Ivan A. Goncarov. Leben, Werk und Wirkung: Beitrage der I Internationalen Goncarov-Konferenz. Bamberg, 8—10 Oktober 1991 / Hrs. von P. Thiergen. Koln; Weimar; Wien, 1994.

214. Louria Y., Seiden M. Ivan Goncharov's «Oblomov»: The anti-Faust as Christian hero // Canadian Slavic studies. 1969. Vol. 3. P. 39—68.

215. Love К. H. The structure of space in I. A. Goncarov's «Oblomov» // Russian literature. Amsterdam, 1990. Vol. 28. P. 175—210.

216. Lyngstad A., Lyngstad S. Ivan Goncharov. New York, 1971.

217. Mays Л/. A. Oblomov as Anti-Faust // Western Humanities Review. 1967. Vol. 21. № 2. P. 141—152.

218. Mazon A. Un maltre du roman russe, Ivan Gontcharov. 1812—1891. Paris, 1914.

219. Peace R. Oblomov: A Critical Examination of Goncharov's Novel. Birmingham, 1991.

220. Poggioli R. On Goncharov and his Oblomov // The Phoenix and Spider. Cambridge, 1957.

221. Pritchett V. S. The Great Absentee: On Goncharov // Pritchett V. S. The Living Novel and Later Appreciations. N. Y., 1964. P. 396—406.

222. Schulz R. K. The portrayal of the German in Russian novels: Goncarov,

223. Turgenev, Dostoevskij, Tolstoj. Mtinchen, 1969.

224. Setchkarev V. Andrej Stole in Gontcharov's «Oblomov»: an Attempted Reinterpretation // To Honor Roman Jakobson: Essays on the Occasion of His Seventienth Birthday, 11 October 1966. Mouton, 1967. P. 1799—1805.

225. Setchkarev Vs. Ivan Goncharov: His Life and his Works. Wurzburg,1974.

226. Stilman L. Oblomovka Revisited // The American Slavic and East European Review. 1948. № 7.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.