Роман Хабиба Алиева "Батырай": комплексный анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Магомедшапиева, Нурият Камалудиновна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 162
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Магомедшапиева, Нурият Камалудиновна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Способы раскрытия художественной формы романа Хабиба Алиева «Батырай»
1.1. Роман «Батырай» как собрание жанров.
1.2. Композиция и сюжет «лирической прозы» X. Алиева, особенности повествования и автора-героя;.
1.3. Хронотоп в романе «Батырай»;.
1 А. Авторские и фольклорные изобразительно-выразительные средства в романе.
ГЛАВА II. "Внутренняя" форма как способ воплощения художественного мира писателя
2.1. Основные мотивы и проблематика романа «Батырай»;.
2.2. Особенности конфликта в произведении X. Алиева;.
2.3. Концепция исторической личности Батырая в романе;.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Лирическая проза и лиризм дагестанской прозы2005 год, кандидат филологических наук Хизриева, Патимат Рамазановна
Лиризм русской прозы 30-х годов XIX века: В.Ф. Одоевский, М.Ю. Лермонтов2004 год, кандидат филологических наук Остапцева, Вера Николаевна
Жанрово-стилевые особенности трилогии Фазу Алиевой "Роса выпадает на каждую травинку"2012 год, кандидат филологических наук Джамалудинова, Хадижат Гамзатовна
Северокавказская лирическая проза: Поэтика и проблематика2003 год, кандидат филологических наук Мамбетова, Марьяна Хусейновна
Роман Ахмедхана Абу-Бакара "Манана": комплексный анализ2010 год, кандидат филологических наук Магомедшапиева, Гидаят Камалудиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роман Хабиба Алиева "Батырай": комплексный анализ»
Дагестанская литература начала 1960-х годов ознаменовалась усилением исповедальных мотивов, экспрессивности авторской речи, а также появлением пространных диалогов с читателем. Интенсивное лирико-субъективное начало в прозе этих лет не только приводило к видоизменению традиционных жанров, но и способствовало появлению произведений необычной жанровой формы. В дагестанской литературе примерами таких произведений стали книги Р. Гамзатова «Мой Дагестан», А. Абу-Бакара «Пламя родного очага», произведения Ф. Алиевой и т.д.
Роман Хабиба Алиева «Батырай», наряду с другими творениями дагестанских авторов, отразил такие явления, как усиление роли художественного субъекта, стремление автора к откровенности в выражении своей идейно-политической, а также социально-этической позиции. В итоге перед нами произведение, подпадающее под определение субъективированной прозы (произведений, в которых повествование как бы пропущено сквозь призму сознания героя) или же «лирической прозы».
Актуальность темы исследования объясняется значением творчества X. Алиева для дагестанской литературы, а также отсутствием в дагестанском литературоведении специальных исследований, посвященных проблеме искусства и художника. Указанная проблема, на наш взгляд, является одной из центральных для научного освещения творчества Алиева, создавшего в своих произведениях особый тип героя-повествователя, лирического героя, чрезвычайно близкого автору и выражающего его философию художественного творчества. В современной филологической науке отмечается возрастающий интерес к теме художника и его творческой деятельности как самовыражения неординарной личности в реальном мире вообще и в мире искусства, в частности, к изучению природы творчества героя-«творца», героя-«художника».
Что касается литературоведческих вопросов общего характера, затронутых в диссертации, то они касаются, большей частью, жанровой специфики романа «Батырай». Неканоничность, изменчивость жанра, подвижность жанровых границ и, как следствие, взаимопроникновение жанров и родов приводит к образованию нетрадиционных жанровых форм, которые пока еще мало изучены. Особенно это касается жанровых трансформаций в дагестанской литературе, где возникшая путем соединения лирики и эпоса жанра лирическая проза встречается все чаще в последние годы. Частые же дискуссии относительно произведений лирического типа объясняются отсутствием обобщающих теоретических работ по вопросам проблематики, поэтики и стилистики лирической прозы.
Термин «лирическая проза» все еще остается недостаточно определенным. И. хотя об особом явлении лирической прозы высказанно немало суждений, все же вопрос о ее жанровом обособлении в* литературоведении еще остается спорным. Что же касается выделяемых исследователями критериев, то они не позволяют установить типологическую сущность лирической прозы, что подчас ставит под сомнение вообще правомерность ее выделения в отдельную разновидность жанра.
Объект исследования настоящей диссертации - роман Хабиба Алиева «Батырай».
Предмет исследования - способы раскрытия художественной формы романа Хабиба Алиева «Батырай», особенности жанра, сюжета и композиции, образа автора, хронотопа, поэтических средств, элементы "внутренней" формы выражения художественного мира X. Алиева на примере конфликта, образной системы, основных мотивов и проблематики романа.
Цели исследования - разносторонний анализ и определение идейно-художественной специфики романа X. Алиева «Батырай».
Задачи работы - определяются спецификой цели, предмета и объекта исследования и сводятся к следующему:
- выявить особенности доминирующих и второстепенных жанров в романе «Батырай»;
- охарактеризовать образ автора, организующего повествование, а также различные формы сознания лирического героя-«творца»;
- выявить особенности авторских и фольклорных изобразительно-выразительных средств в романе X. Алиева; определить роль лирических отступлений в исследуемом, произведении, а также влияние поэтической составляющей на прозаическую структуру произведения;
- изучить художественную философию истории в романе Алиева и концепцию исторической личности Батырая;
- охарактеризовать проблематику и соотношение различных типов, конфликта в произведении, изучить структурно-организующую роль мотивов и лейтмотивов в композиции;
- представить анализ песенного творчества в произведении Алиева в их эстетической и поэтологической значимости;
- описать хронотопику данного романа и выявить закономерности ее функционирования; осмыслить разностороннюю картину идейно-тематического, художественного своеобразия романа X. Алиева «Батырай».
Степень изученности темы. Вопросам лирической прозы посвящено немало научных трудов, в частности работа А. Эльяшевича «О лирическом начале в прозе». Эльяшевич рассуждает о лирической стихии, охватывающей различные жанры, о традициях лиризма в отечественной и мировой литературе, а также об особенностях сюжета, конфликта, характера в произведениях лирического типа. Автор стремится конкретизировать понятие лиризма, выступая против отождествления лиризма и романтизма, лиризма и автобиографичности, исповедальности и лиризма.
Более тонким подходом к проблеме разделения литературы на роды отличаются работы В. Новикова, С. Петрова и Я. Эльсберга, рассматривающих лирическую прозу как особый тип художественного обобщения, сущностью которого «является непосредственное присутствие в произведениях авторского «я», раскрывающего свои переживания, чувства и мысли, созвучные чувствам и мыслям эпохи» [131, с. 154].
Большинство исследований на интересующую нас тему показывают отличие лирического начала от эпического; в то же время мало исследуются особенности проявления лирического начала в прозе по сравнению с его проявлением в поэзии. В статьях, посвященных жанровому своеобразию лирической прозы, отсутствует четкая дефиниция. Так, например, исследователь А. Эльяшевич к собственно лирической прозе относит произведения, в которых главенствует лирическая струя, что позволяет отнести к ним слишком большое количество творений.
В свою очередь, В. Новиков понимает под основным законом лирического жанра прозы «непосредственное присутствие авторского «я», раскрывающегося в своих переживаниях, чувствах, мыслях» [131, с. 153]. А. Павловский рассматривает жанровое своеобразие лирической прозы в ее прямой связи с поэзией: «Стих преобразовал молекулу прозы и создал нечто третье, это третье - лирическая проза, импрессионистская, разбросанная, субъективная, едва оторвавшаяся от дневника и почти не оторвавшаяся от стиха» [137, с. 84].
Названные критерии не выделяют лирическую прозу из большого потока мемуаристики и художественного очерка, так что вопросы специфики понятия «лирическая.проза» остались на сегодняшний день открытыми. •
Наиболее точное определение жанра лирической прозы находим- в работе Э.А. Бальбурова «Поэтика лирической прозы», в ней автор в пределах лирической прозы выделяет несколько жанровых форм: «малую форму -«лирико-философскую миниатюру»» [20, с. 32], - генетически восходящую, прежде всего, к «Стихотворениям в прозе» И.С. Тургенева и обычно выражающую какое-то отдельное переживание, поэтическую мысль; «форму лирического рассказа» [20, с. 33], в котором то или иное событие служит лишь поводом к поэтическому размышлению как структурной и содержательной основы произведения. Анализ лирического рассказа на примере творчества Ф. Алиевой впервые в дагестанской литературе провел А. Вагидов в книге «Современный дагестанский рассказ».
Наконец, третья разновидность - это «большая жанровая форма лирической прозы как целый комплекс переживаний, ассоциативно связанный ряд поэтических раздумий, сопряженных не с отдельным эпизодом, событием, а с частью биографии, порой даже со всей жизнью» [20, с. 33] (как в Дневных звездах» О. Берггольц). В последнем случае мы говорим о лирической повести, где слово «повесть» обретает новый смысл. Термин «лирический роман» почти не употребляется, так как романный художественный мир не сводится к лирическому самораскрытию героя — он многогероен, событиен, связан с объективными характерами, обстоятельствами, конфликтами.
Размышляя над проблемами нового для отечественной литературы жанрового образования, исследователь С. Ахмедов, в частности, основоположником лирической прозы в Дагестане назвал Эффенди Капиева, произведения которого «пронизаны лиризмом, заинтересованным авторским отношением к изображаемым событиям и героям» [19, с. 25]. Именно этот автор, по мнению Ахмедова, «первым возвел дагестанскую прозу в ранг высокой поэзии, представил ее в сфере истинно-художественного, эмоционально-поэтического искусства слова» [19, с. 26]. Писатель и критик К. Абуков, в свою очередь, называл лирико-романтические элементы «стилевой доминантой большинства дагестанских литератур на современном этапе» [4, с. 12].
Автор монографии «Картины эволюции кумыкской прозы 60-80гг.» М. Гусейнов выделил в качестве основных критериев лирической прозы «отсутствие событийности, преобладающую роль субъекта повествования, воспоминания, эмоциональную окрашенность повествования» [59, с. 31]. Однако и эти признаки достаточно условны, так как могут характеризовать и эпические произведения, пронизанные лиризмом. К лирической прозе М. Гусейнов относит произведения К. Меджидова, Хаджи Расима, Магомед-Расула, И. Казиева, хотя их можно отнести в равной мере и к эпической прозе.
К проблеме лиризма в дагестанской литературе обращался известный, ученый- А. Вагидов:.
Без всестороннего научного анализа лирической прозы X. Алиева; ее идейно-художественного своеобразия^ представление о: художественно-типологическом облике современной дагестанской литературы будет неполным. Роман Хабиба Алиева. «Батырай» в свое время; вызвал многочисленные отклики критиков и литературоведов своей необычной жанровой формой, но в своих отзывах исследователи так и не смогли выявить его жанр. В частности, говоря о жанре: книги, выделяли такие ее черты, как автобиографизм, называли ее творческой исповедью, атакже лирическим стихотворением в прозе, но четкого жанрового определения не давалось.
В то же время критики единодушно отмечали, что произведение X. Алиева сочетает в себе лиризм, психологическую точность, реалистичность. Ему присущи яркие образы, необычная метафоричность. Говоря о структуре данного8 произведения, также акцентировали значительную роль образа лирического героя, который задает тон произведению; создает атмосферу лиризма, сопричастности и сопереживания происходящему.
Жанровый аспект изучения лирической; прозы значительно сужает круг произведений, относящихся к этому жанру, но сохраняет за этим понятием определенный структурно-типологический смысл и тот элемент новизны, который был свойствен термину с момента появления. В настоящем исследовании, однако, говоря о произведении X. Алиева, мы употребляем термин «лирический роман» лишь как стилевую характеристику традиционного романного жанра.
Научная новизна работы в том, что в ней охарактеризованы особенности художественной формы романа Хабиба Алиева «Батырай»: жанрово-стилевые особенности романа; композиция и сюжет; особенности повествования и автора; пространственно-временная структура; авторские и фольклорные изобразительно-выразительные средства в романе; проанализированы элементы "внутренней" формы выражения-художественного мира X. Алиева: концепция исторической личности-Батырая в романе; особенности разных типов конфликта в произведении» и способы их разрешения; образная система и разные типы характеров; основные мотивы и проблематика романа «Батырай»; впервые в дагестанском литературоведении системно представлен круг тем, мотивов и образов, связанных с проблемой «искусство и художник» в романе X. Алиева.
Методологическая основа и методы исследования. В основу исследования положены труды дагестанских литературоведов' Ф. Абакаровой, К.Х. Акимова, С.Х. Ахмедова, A.M. Вагидова, Г.Г. Гамзатова, П.-З.А. Джалиловой, М. А. Гусейнова, Э:Ю. Кассиева, З.К. Магомедовой, Э. М. Омаршаевой, К.К. Султанова, Т.Ю. Султановой и др. Методологической основой работы являются сравнительно-исторический и системный подходы научного анализа. Основной метод изучения прозы X. Алиева - аналитический. Применяются в работе и типологический, структурно-функциональный подходы к научному анализу. Рассмотренные проблемы лирической прозы X. Алиева исследуются в общеисторическом и литературном контексте эпохи.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она пополняет общую картину основных художественных приемов писателя X. Алиева. Исследование его романа «Батырай» может способствовать более глубокому пониманию аналогичных произведений других дагестанских авторов.
Созданная же картина идейно-тематического и художественного своеобразия романа «Батырай» как характерного примера произведения национального автора дает представление и об общем состоянии современной дагестанской литературы.
Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при чтении спецкурсов и проведении спецсеминаров в вузах, а также при изучении творчества дагестанских писателей в высших и средних специальных учебных заведениях. Материалы диссертации могут быть задействованы при изучении вопросов, связанных с определением жанрово-стилевых особенностей дагестанской прозы, при подготовке лекционного курса по дагестанской литературе, спецкурса по творчеству X. Алиева.
На защиту выносятся следующие основные положения диссертации.
1. Роман Алиева - синтетический жанр лирической прозы, включающей в себя элементы романов: историко-биографического, историко-этнографического, историко-хроникального, романа-воспоминания, романа-гипотезы, и др., а также элементы очерка, эссе, исповеди, автобиографии с доминированием лирико-философского аспекта; это «книга-песня» или же «стихотворение в прозе». Повествовательная структура романа здесь соответственно изменена: основные события перенесены во внутренний мир героя.
2. По особенностям стиля анализируемый роман - сложное сплетение лирических и эпических форм повествования с использованием драматических диалогов и словесной экспрессии. Важными средствами построения композиции выступают монолог и диалог (диалог-спор, диалог-характеристика, диалог в форме вопросов и ответов). Преобладает такая форма раскрытия характера, как поток мыслей, воспоминания, ассоциативные реакции сознания, внутренние монологи.
3. Композиция романа включает в себя описание, характеристику, стихи и песни главного героя, портрет, пейзаж, эпизод, сцену, рассуждение
И другие компоненты, традиционные для романа, а также элементы рамочной композиции - вставные новеллы, ретроспекции, сновидения, пророчества, афоризмы, притчи; романное повествование держится на изображении процесса рождения песни.
4. В романе «сюжет действительности» сочетается с «сюжетом настроений»: структуру произведения определяет смена различных впечатлений главного героя. В данном произведении основным принципом организации текста является мысль главного героя, подчиняющая себе весь образный материал, который располагается по принципу «ассоциативного сцепления» событий.
5. Язык романа X. Алиева «Батырай» в меру архаизированный и вполне понятный современному читателю; высокохудожественный стиль сочетается с живой народной разговорной речью. Язык романа красочный, насыщенный тропами, афористичный, метафоричный. Поэтика данного творения вобрала в себя элементы многих фольклорных жанров: поверья, проклятья, наставления, частушки, прием гиперболы, принцип синтаксического параллелизма.
6. Оригинальность романного конфликта в том, что сталкиваются не люди между собой, а люди и песни; борьба идет не с Батыраем, а с его творениями. Музыкальные образы составляют значительный образно-смысловой пласт алиевской прозы и выполняют важнейшие художественные функции (ассоцирующие, психологические, маркирующие). Основными же мотивами являются мотивы жизни и смерти, любви и ревности, личности и толпы, веры и сомнений, творчества и преследований социального неравенства и классовой борьбы, и т.д.
Апробация работы. Основные положения диссертации излагались на ежегодных научных конференциях на факультете дагестанской филологии
Даггосуниверситета, а также были опубликованы в научных сборниках и журналах.
Структура и объем диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Она включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы. Диссертация представляет собой рукопись на 152 страницах в компьютерном варианте.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Творчество Виктора Лихоносова в контексте лирической прозы1999 год, кандидат филологических наук Горецкий, Виталий Федорович
Художественное осмысление процессов жизни северокавказского общества в контексте духовно-нравственных и интеллектуально-философских исканий личности в лирической повести2005 год, доктор филологических наук Хуако, Фатимет Нальбиевна
Повести Фазу Алиевой 1960-1980-х годов2009 год, кандидат филологических наук Магомедгаджиева, Патимат Салмановна
Жанровое своеобразие поэмы в литературе Удмуртии2006 год, кандидат филологических наук Богданова, Людмила Анатольевна
Автор и герой в романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго": Своеобразие субъектных и внесубъектных форм выражения авторского сознания1999 год, кандидат филологических наук Бондарчук, Елена Михайловна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Магомедшапиева, Нурият Камалудиновна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в ходе исследования мы пришли к следующим выводам. Роман X. Алиева «Батырай» - это проза, совмещающая в себе черты, характерные как для лирики, так и для эпоса. В то же время она не отличается эпической полнотой, так как показывает мир, преломленный через субъективный взгляд героя, - то есть углубляется в микромир, посредством которого обрисовываются социальные явления. Именно потому повествование здесь ведется в большей мере от первого лица, что, в свою очередь, связано не с эпическим замыслом объективного изображения действительности.
Для этого произведения характерно изменение повествования обусловленное проникновением лирики и соответствующим утерей эпической основы. В центре внимания здесь не непосредственное изображение действительности, а отражение последней в переживаниях героя, во многом близкого самому автору.
В романе X. Алиева чувства главного героя переданы с такой непосредственностью, полнотой и богатством оттенков, что данное произведение можно назвать «стихотворением в прозе», тем более, что этот герой является поэтом, а в качестве центральных персонажей здесь выступают стихи, песни. Романтическое начало в исследуемом произведении преобладает над исторической достоверностью, что обусловлено специфики самого творчества и вообще сути Художника.
Главный герой Батырай - это крупная историческая личность, локальной сферой которой является стихотворно-иесенное ремесло. Несомненно, наряду с реальным прототипом здесь действуют и вымышленные персонажи (урахинцы), правдоподобность воссоздания и изображения которых переводит их в разряд типических, претендующих на максимальную жизненную достоверность.
Проза Алиева отличается особой проникновенной тональностью, что вкупе с музыкальностью и гибкостью языка, а также соответствующей тематикой усугубляет ее поэтичность. Ей также присущи так неотъемлемые черты лирической формы, как взволнованность, ассоциативность, монологичность. Лирические стилевые средства в романе «Батырай» обнаруживают себя в лирических отступлениях, в поэтически^ возвышенной тональности всего произведения, наконец, ее проявление настолько сильно, что сама повествовательная структура жанра романа претерпевает существенные изменения, перенося основную канву событии внутренний мир героя и акцентируя эмоциональный, описательный во аспект.
Описание времен года, картин природы в произведении Алиева является еще одним признаком, подтверждающим, что роман «Батырай» принадлежит к лирической прозе. Природа у Алиева реалистична по своей материальной оболочке, но глубоко романтизирована в своей духовной сущности, подаренной ей влюбленным в нее поэтом. На фоне природы даны и другие герои романа; вообще, основные события, знаковые встречи и диалоги происходят в этом произведении на лоне природы. Так что сценой действия становится весь подлунный мир, а все происходящее претендует на космический размах и значимость, архетипичность.
В произведении Хабиба Алиева «Батырай» сочетаются черты романов разных типов: историко-этнографического романа (изображение бы^а, нравов, традиций и обычаев даргинцев вообще и урахинцев, в частности , историко-хроникального романа (хроники отдельных селении в эпо Шамиля); историко-гипотетического романа (романа-гипотезы о возможном ходе внутренних рассуждений, духовном развитии Батырая предполагаемой мотивации тех или иных его поступков); исторй*<>-биографического романа (о жизни даргинского поэта с юношеских лет и самой смерти). В итоге получилось необычное произведение с жанровьгМ* признаками биографического, научно-популярного, эротического, философского, семейно-бытового романа.
Ощущается несомненное влияние поэзии на это прозаическое произведение: это «книга-песня», - проза, почти тождественная лирике, которую условно можно назвать горским верлибром. Книга эта сотворена по законам лирического жанра, в результате чего она превращается в широкое лирическое полотно в прозе, являющее лирику в эпосе. Отличительными ее чертами также стали интенсивный лиризм, исповедальность, документальность, что несколько приглушило собой присутствие эпического начала. Эпический же характер книги связан с основной целью писателя воссоздать облик родины во всей его полноте через призму одной неординарной личности, сопричастной судьбе целой нации.
В романе Алиева повествование ведется от 3-го лица, но автор
О сочетании с обилием максимально дистанцируется от читателя, что в сочетании внутренних монологов героя создает иллюзию рассказа от лица самого
Батырая; формально «язык» главного героя возвышается над «языком» автора. По особенностям же стиля создается сложное сплетение лирических и эпических форм повествования с использованием драматических диалогов и словесной экспрессии.
Важными средствами построения композиции выступают монолог и диалог (диалог-спор, диалог-характеристика, диалог - полемика ); композиционная целостность поддерживается монологами и диалогами почти всех героев о поэте и поэзии. Главного героя характеризует непрерывный диалог с природой, с Аллахом, с окружающими, с чунгуром и с самой песней, с самим собой. Вместо традиционной для дагестанской литературы монологической формой раскрытия характера, преобладает поток мыслей, воспоминаний, ассоциативных реакций сознания, внутренние монологи.
Композиция романа включает в себя, помимо названных, описание, характеристику, стихи и песни главного героя, портрет, пейзаж, эпизод, сцену, рассуждение и другие компоненты, традиционные для романа. Элементы рамочной композиции - вставные новеллы, ретроспекции к ак ** представлены в романе X. Алиева во всем своем ^^"^ого сновидения, пророчества героев, афоризмы, притчи. Стихи и наЛйчие героя - это особый пласт в композиции романа, что доказыв^ют^^^ лирической основы произведения, где повествование ведется цесса
0нтся на изображении пр ключе; романное повествование держим сЮ^ етоМ рождения песни.
В романе «сюжет действительности» сочетается ена
- ^«.пяктеоов (конфликт), сколько настроений»: не столько столкновение харлмср V этого
Л геооя определяет структуру различных впечатлении главного героя и у « аКуг и документальность ус1^ произведения. Здесь автобиографичность з ^ лиричности, выраженной в чувстве любви к родине, » ^очШ В данном произведении женщинам села, родителям, природе, и « сюжет а основным прини. отсутствует повествовательность, эпический V, ' себе пгп геооя которая подчиняет организации текста является мысль главно1 и ' столЫ<° П° весь образный материал. Материал здесь располагается последовательности сооы принципу «причинно-хронологическои сколько по принципу их «ассоциативного сцепления». 1ГТГт%И т,ттшо книги «Батырай», МЫ прида Проанализировав сюжет и композицию кни ^ орГаяиз^ЯЯ пониманию того, что предмет повествования и принцип лпя ПРОЗЬ^ К построения текста лшшш^« --------ялиза текста мы выявили? фактически не свойственны ей. В результате анал характерны для поэтичен' сюжет и композиция; книги «Батыраи» ^ г событий и характеров, а разв^ произведений; Они отражают не развитие сооьи к ца тесного героя,.развернувшееся поэтической мысли исповедующегося лиричен много страниц. что основное действие роМ^ Относительно; хронотопов отметим, лт я я ОХваченный период - это ^ разворачивается в даргинском ауле Урахи, героя с юношеских лет до смерти. ^ ^^ ^
ЧТО предмет ^ являются довольно оригинальными ДЛЯ про т гГГ>Т1 ТТТ/1
-С1ТО
Язык изложения архаизированный, но романа X. Алиева «Батырай» в вполне понятный современному читате^
Высокохудожественный стиль сочетается у даргинского писателя с использованием живой народной, разговорной речи. Язык исследуемого романа в силу его тематики и специфики главного героя красочный, насыщенный тропами, афористичный, метафоричный; само произведение в целом превращается в метафору песни. Что же касается поэтики данного творения, в ней нашли свое отражение практически все элементы фольклорных жанров: поверья, проклятья, наставления, частушки, прием гиперболы, принцип синтаксического параллелизма.
В романе «Батырай» страстью, обусловливающей характер и судьбу героя и одновременно являющейся внутренней темой романа, является творчество. В исследуемом произведении темой всего произведения является творческий путь поэта, а темой трех его частей - разные периоды жизни героя: юность, зрелость, преклонный возраст, в соответствии с которыми меняются и его поэтические пристрастия. Основными мотивами являются традиционные мотивы жизни и смерти, любви и ревности, личности и толпы, веры и сомнений, творчества и преследований, мотив социального неравенства и классовой борьбы, и т.д. В круг рассмотрения вопроса о том, что лежит в основе философии творчества, которой следовал Алиев, входят и смежные проблемы, акцентированные в произведениях: взаимосвязь темы творчества и любви, творческая индивидуальность писателя.
Основная проблема, которая ставится Алиевым, — поиск «защиты» незаурядной творческой личности от мира реального бытия; от разлада с реальностью, угрожающей тому, кто наделён талантом, божьей искрой, тонкой впечатлительной натурой; защиты от роковой судьбы. Также в романе «Батырай» нами исследуются вопросы, проходящие через всё творчество писателя: одарённая личность/бездушный мир; гений/«обыватель»; свобода реальная/мнимая; любовь; жизнь/смерть.
Таким образом, в данном историческом романе мы наблюдаем только опосредованное изображение общественно-исторических реалий, - перед нами преломление социальных, эпохальных явлений через душу Художника.
Делая своего героя художественной натурой и создавая соответствуй^ проблематику, Алиев, казалось бы, отдаляет свое произведение от исторического романа, хотя его герой и является реальной историчес ^ фигурой. Но «Батырай» в целом представляет собой именно ^рияес^ переживание, тематически разветвленное и развернутое в целый ко почти все характер1* переживаний, структура которого имеет в сеое почт г ^^ приметы лирической композиции и в то же время отражает особенН прозаического повествования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Магомедшапиева, Нурият Камалудиновна, 2011 год
1. Абакарова Ф. Очерки даргинской советской литературы1. Махачкала, 1969.
2. Абрамов Г. Введение в литературоведение. М., 1953.
3. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1975. ^
4. Абуков К. Литературно-критические статьи, рецензии, нггрй*портретам. Махачкала, 1979.
5. Абуков К.И. Национальные литературы Дагестана и Северного Кае*системе взаимосвязей. Махачкала, 1993.
6. Абуков К. У костра, зажженного Горьким. Махачкала, 1969. ^
7. Александрова Л.П. Историческая тема в русской советской литератУР ■1. Киев' 1959' ^зма.
8. Александрова Л.П. Советский исторический роман и вопросы истор-Киев, 1987.
9. Алиев X. Батырай. Махачкала, 1994. ^н0й Ю.Алиева 3.3. Национальный характер и его развитие в совРеМ^нойдагестанской литературе // Художественные искания соврем^дагестанской литературы. Махачкала, 1983.
10. Андреев Ю.А. Русский советский исторический роман. М. - Л., 19 ^ ^
11. Андреев Ю.А. Русский советский исторический роман: 20-30-е годы^-Л., 1968. 195^
12. Апухтина В.А. Современная советская проза (60-70-е годы). М., ^
13. Н.Архангельская А.К. Проблема конкретной исторической личной узбекской советской прозе: Автореф. . дис. канд. филол. наук. -1977. .
14. Ахмедов С. X. На путях развития дагестанской советской проз* Махачкала, 1978.
15. Ахмедов С.Х. Проза // Дагестанская литература: закономерности развития1965-1985). Махачкала, 1999. *ГРСТаНской прозы.
16. П.Ахмедов С. X. Социально-нравственные ориентиры дагес
17. Махачкала, 1990. советской прозы:
18. Ахмедов С.Х. Формирование и развитие дагестанско
19. Автореф. . дис. докт. филол. наук. Баку, 1990. МахаЧкала,
20. Ахмедов С. X. Художественная проза народов Дагестана.1996' и 960-1970 годы). —
21. Бальбуров Э. Поэтика лирическои прозы. I1. Новосибирск, 1985.
22. Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994. ^ ^ БаХтин
23. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе
24. М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1963.
25. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. ^
26. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы.
27. Гобп соч • В 6 т. м., 1954. -1.4.
28. Белинский В.Г. Исторический роман//coop, со .1. С обр соч. 1. ->• iVA '
29. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. 1978.
30. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур.' Л ^^ литературы.
31. Бикмухаметов Р. Роман и литературный процесс1971 •'№9> и художественная
32. Богатырева Т.Г. Исторический роман и современностькультура в жизни социалистического общества. М., 19 • ^^
33. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современнойсоветской прозе. М., 1977.
34. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы: Основныепроблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. М., 1962.
35. Вагидов A.M. Восхождение к единству. Махачкала, 1991.
36. Вагидов A.M. Дагестанская проза второй половины XX века. Махачкала,2005.
37. Вагидов А. М. Поиск продолжается. Махачкала, 2000.
38. Вагидов А. М. Даршдусмала Х^ябкьяйличив. Махачкала, 2009.
39. Вагидов A.M. Социалистический реализм и развитие даргинскоилитературы. Махачкала, 1987.
40. Варфоломеев ИЛ. Советская историческая романистика: Проблемы,типологии и поэтики. Ташкент, 1984.
41. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
42. Взаимосвязи фольклора и литератур народов Дагестана: сб.1. Махачкала, 1986.
43. Виноградов Х.Х. О теории художественной речи. М, 1971.
44. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991.
45. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1989.
46. Воробьева H.H. Принципы историзма в изображении характера:
47. Классическая традиция и советская литература. М., 1978.
48. Гаджиева 3. К вопросу о природе лирического эпоса (В творчестве Р. Гамзатова) // Расул Гамзатов поэт и гражданин. - Махачкала, 1976.
49. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Махачкала, 1990.
50. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. -М., 1996.
51. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 т. Т.1. -М., 1968.
52. Гей Н.К. Художественность литературы. М., 1975.
53. Гинзбург Л .Я. О литературном герое. Л., 1979.
54. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. -М., 1991.
55. Гиршман М.М. Теория литературных стилей: Современные аспекты изучения. М., 1982.
56. Глушко А. Характер и конфликт в современном советском рассказе // Современный литературный процесс и критика. М., 1975.
57. Горбунова Е. Идеи, конфликты, характеры. М.,1960.
58. Гусеинов М. Картины эволюции кумыкской прозы 60 80 гг. - Махачкала, 1993.
59. Гусеинов Ч.Г. Нравственные конфликты в современной литературе И
60. Дагестанская литература во взаимодеиствии
61. СССР: сб. ст. / сост. Гаджиева 3.3. Махачкала, 1985. —
62. Дагестанская литература: Закономерности развития
63. Махачкала, 1999. ического ромаЯ^
64. Дахужева H.A. Национальное своеобразие истор адыгейской прозе. Майкоп, 2000.
65. Добролюбов H.A. Собр. соч.: В 6 т. М.,сК0М романе А**"
66. Додонова Н.И. Проблема характера в истор
67. Толстого: Автореф. . дисс. канд. фил. наук. М., ^ " сти ß русСкО#
68. Доля Т.Д. Становление и развитие жанра лирической по^ ^ фил0Л-советской литературе. Автореф. дисс. на соиск. уч. снаук. М., 1975. советской исторической
69. Дронова Т.И. История и современность в емеННОЙ филолог***' романистике 70-х годов // Актуальные проблемы совре- Саратов, 1984. ■ менНОЙ исторической
70. Дронова Т.И. Проблема факта и вымысла в совремпитературьь романистике // Проблемы истории культуры, лэкономической мысли. Саратов, 1985. утопической- п советской исторп
71. Дронова Т.Н. Типы повествовании в со ^ романистике 70-х годов: Дис. . канд. филол. наук. ^ ^ ^ ^ ^ ^
72. Дюришин Д. Проблемы особых межлитературных общностей.1. Дюришина. М., 1993. ^
73. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литератур. М-, ^ ^^^ й
74. Ершов Л. Русский советский роман, национальньноваторство. Д., 1967. ^ ^ статей.
75. Жанрово-стилевые искания современной советской прозы.1. М., 1971. . Межвузовский
76. Жанрово-стилевые проблемы советской литературы.тематический сб. научных трудов. Калинин, 1986.
77. Жанр романа в классической и современной литературе: Межвуз. науч. сб. Махачкала, 1983.
78. История дагестанской советской литературы в 2-х т. Махачкала, Л 967.
79. Казбекова З.Г. Дагестан в европейской литературе: Грани самопознания. -Махачкала, 1994.
80. Капиева Н.В. Жизнь, прожитая набело. М., 1975. '
81. Капиева Н. Скрещение дорог // Национальная специфика и жизнь. -Махачкала, 1990. г,
82. Кассиев Э.Ю. Дагестанская литература на пути к социалистическому реализму: от просветительства к реализму нового типа. Махачкала, 1982.
83. Кешоков А. От сердца к сердцу // Грани таланта. Махачкала, 1984.
84. Киселев И.М. Герой и обстоятельства. М., 1982.
85. Кикан Х.П. Сюжетно-стилевое своеобразие современной поэмы. W Вопросы сюжетосложения. Рига, 1976. - С. 93.
86. Клитко А.И. Глубина фокуса (о прозе наших дней). М., 1981.
87. Кожинов В.В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. -М, 1963.
88. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов (Динамика развития и проблема изучения современной советской литературы.) М., 1983.156
89. Ленобль Г.м. История и литерала. М„ 1977 х Литературный энциклопедический словарь // Под ред ВМ1. Кожевникова.-М„ 1987 г.
90. Литературная энциклопедия. М„ 1987. 108.' Л» г С ЛИТ6РаТУРа ~ РеШ1ЬН0СТЬ " - Л., 1984.-ера,;: (заметки ° с°—й прозе)»19' ;°™аНЮ-М-Анализ поэтического текст,-Л., 1972• Лирическая проза в зарубежной литературе. СПб.,', 9931. Лихачев Л г гт
91. Ш. Лихачев Д.с. ^ ое " настояЩему. Статьи и очерки. Л., 1985. 193? В литеРатУре Древней Руси // Избр. работы. - Л.,^ лукач Г. Исторический роман // Литературный критик. ,987. - №7, 9,
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.