Романтическая традиция Э. Т. А. Гофмана в творчестве М. А. Булгакова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат филологических наук Новикова, Наталья Вячеславовна

  • Новикова, Наталья Вячеславовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 205
Новикова, Наталья Вячеславовна. Романтическая традиция Э. Т. А. Гофмана в творчестве М. А. Булгакова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии. Нижний Новгород. 1999. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Новикова, Наталья Вячеславовна

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ.,

ГЛАВА I Принципы характерологии у Гофмана и

Булгакова (к проблеме героя)

§ 1. Инфернально-фантастические образы

§ 2. Образ художника в романтической и

реалиегической динамике

§ 3. Образ рационалистического героя -

антиномии и параллели

§ 4. Женские образы и метафизика бытия

ГЛАВА II Ирония, сказка и вещь как основа

стилевого наследования

§ 1. Ирония как стилевая доминанта

творчества Гофмана и Булгакова

§ 2. Сказка как стилевая романтическая

форма

§ 3, Вещь и особенности романтического

стиля

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Романтическая традиция Э. Т. А. Гофмана в творчестве М. А. Булгакова»

ВВЕДЕНИЕ

Диссертационная работа посвящена изучению традиции немецкого романтика Э.Т.А.Гофмана (1776-1822) в произведениях русского писателя М.А.Булгакова (1891-1940).

Проблема художественной традиции - одна из актуальных в современном литературоведении. Её значение усиливается в XX столетии, литературно-художественная жизнь которого является результатом итогового взаимодействия предшествующих эстетических систем и поиском обретения собственных путей развития. Гофман и Булгаков - два художника, принадлежащих к различным культурно-историческим эпохам, национально-литературным школам и направлениям. Сопоставительный анализ творчества удаленных в пространственно-временном отношении авторов обусловливает обращение к разным методикам изучения проблемы взаимовлияний и требует дополнительной интерпретации основных положений, связанных с изучением романтической традиции в целом, а не только её гофма-новской разновидности. В отечественной и зарубежной науке существует ряд фундаментальных работ, в которых сходные вопросы получают многоаспектное освещение. Можно выделить несколько основных подходов ученых в исследовании романтической традиции.

В первом из них романтизм рассматривается как явление конкретной культурно-исторической эпохи (конец XVIII - начало XIX веков), проявившее в наиболее сконцентрированном виде все основные художественно-эстетические принципы, свойственные данному методу. Он не может возникнуть вторично, но при этом способен сохранять или возобновлять свое существование в виде традиции, становясь важным элементом внутри другого художественного (и, в частности, реалистического) метода, проявляя себя на разных структурно-семантических уровнях литературного произведения: тематическом, поэтологическом, жанрово-композиционном и стилистическом.

В зарубежных исследованиях такое понимание романтизма представлено в известных трудах Р.Гейма, О.Вальцеля, В.Беньямина, а в отечественной науке наиболее концептуальное выражение получило в сравнительно-историческом литературоведении в работах В.М.Жирмунского, Г.А.Гуковс-кого, В.В.Вансяова, И.Ф.Волкова и других ученых

Второй подход в изучении романтизма связан с его пониманием как универсального типа творчества, который,наряду с реализмом, соотносится с двумя основными тенденциями развития искусства.

Немецкие исследователи Г.Пранг, Г.Дишнер, Р.Фабер отмечают "протеизм" романтического метода, обусловливающий отсутствие его четких исгорико-временных границ 2. В работах отечественных ученых -У.Р.Фохта, Л.И.Тимофеева, Н.А.Гуляева, И.В.Карташовой, А.А.Гаджиева, В.И.Хрулева 3 и др. - романтизм рассматривается как особый тип творческого мышления и миропонимания, проявляющий себя на разных этапах литературного процесса.

Типологический подход раскрывает новые аспекты проблемы диалектики литературных влияний. В художественном произведении могут одновременно сосуществовать и романтические и реалистические элементы, которые не находятся в отношении подчиненности и обладают эстетической самостоятельностью, они взаимообогащают друг друга, но сохраняют при этом собственную значимость.

R.Haym. Die romantische Schule. Berlin, 1870; O.Walzel, Deutsche Romantik. Leipzig/Berlin, 1908; W.Beajamin. Der Begriff der Kunstkritik in der deutschen Romantik. Bern, 1920; Ванслов B.B. Эстетика романтизма. M.,Искусство, 1966; Жирмунский В.М.Байрон и Пушкин. Л., Наука, 1978; Волков И .Ф .Творческие методы и художественные системы. М., Искусство, 1989; Великий романтик Байрон и мировая литература. М., Наука, 1991; Гуковский ГА. Пушкин и русские романтики. М., Ннтрада, 1у95.

2 Prang Н. Begriffsbestimmung der Romantik. Darmstadt, 1968; Dischner G., Faber R. (Hg). Romantische Utopie, utopische Romantik. Hildesheim, 1979.

3 Тимофеев Л.И. Советская литература. Метод. Стиль. Поэтика. М., Сов.писатеяь, 1964; Гаджиев АА. Романтизм и реализм. Баку, йзд-во ЭЛМ, 1972; Хрулев Б.й. О природе романтического мышления //О традициях и новаторстве в литературе. Уфа, изд-во Башк. гос. ун-та, 1976; Гуляев НА,, Карташова И.Ъ. Введение в теорию романтизма. Тверь, ТГУ, 1991; Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., Аспект-пресс, 1995.

В 80-90-е годы появляется ряд работ, авторы которых (Д.Наливайко, И.А.Тертерян и др.) 1 предпринимают попытку рассмотрения романтизма как эстетической системы. Продуктивность системного подхода заключается в изучении эволюции, определенной трансформации романтизма (что свидетельствует о его динамичности), сохраняющем при этом свои специфические признаки и свойства, имеющие универсальное значение для данной системы (что обусловливает его единство).

У немецких исследователей это направление в литературоведении открыли известные труды Х.А.Корфа, идеи которых были подхвачены более поздними поколениями ученых2.

Однако проблема гофмановского наследия в творчестве Булгакова -автора XX века - обусловливает обращение ещё к одному аспекту исследования романтической традиции. Художественно-литературная жизнь последнего столетия во многом опирается на предшествующий культурный опыт. И значение сочетаемости различных форм эстетического освоения исторических и культурных процессов усиливается. Формируется новый подход в освоении традиции (в том числе и романтической), которая может обнаруживать свое присутствие в художественном произведении в неявном виде (в качестве ссылок, цитат, разнообразных формул, структур и т.д.), представляя тем самым своеобразный "текст в тексте." Появляется возможность интертекстуального подхода к освоению традиции, наиболее глубоко разработанного в трудах В.Изера, Р.Барта, Ж.Дерриды3, а в отечественном

1 Наливаёко Д. Романтизм как эстетическая система // Вопросы литературы. 1982, №11; Тертерян И А. Романтизм как целостное явление //Вопросы литературы. 1983, №4; Бент М.И. Течения или этапы? Ещё раз о единстве романтизма // Вопросы литературы, август, 1990.

2 KorfFHA. Humanismus und Romantik. Leipzig, 1925; KorfFHA. Geist der Goethezeit. Bd.3. Leipzig, 1940. Bd.4. Leipzig, 1953; Schenk H.G. Geist der europäischen Romantik. Frankfurt а. M., 1970; Bänsch D. (Hg)/ Zur Modernität der Romantik. Stuttgart, 1977.

3 Деррида Ж.Философия и литература//Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. М.,РИК "Культура", 1993; Барт Р. Избранные работы. Семиотика, Поэтика. М., Прогресс "Универсал", 1994; Изер В. Историко-функциональная текстовая модель литературы // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1997, № 3.

литературоведении, представленного работами ученых структурно-семиотической школы - Ю.М.Лотмана, Б.А.Успенского и др !.

Таким образом, анализ романтической традиции предстает перед нами как сложная теоретическая проблема, требующая комплексного рассмотрения с привлечением методик различных школ и научных направлений.

В зарубежном литературоведении феномен писательской индивидуальности Гофмана рассматривается либо в русле романтической эстетики, либо как факт жизненной исключительности писателя, обусловленный его биографией.

Так, К.Гюнцель в предисловии к сборнику документальных материалов о судьбе Гофмана отмечает появление фантасмагорий и сатиры немецкого романтика лишь как следствие его "трудных взаимоотношений с окружающим миром" г, а двуплановость его произведений К.Гюнцель связывает с музыкальной одаренностью Гофмана. Подчеркивая, что именно благодаря этому писатель стал "достоянием Европы", известным в Париже и Петербурге, исследователь тем не менее не указывает на примеры очевидного воздействия гофмановского таланта.

Р.Сафранский также в основном сосредоточен на отношении Гофмана к романтической атмосфере Берлина и, в частности, вокруг журнала "Athenäum". Внимание ученого сконцентрировано на репутации "политической неблагонадежности'' Гофмана 3, которого обычно вырывали из контекста общественной жизни Германии XIX века.

В.Эттельт исследует воздействие романтизма на эстетические принципы Г офмана, подчеркивает значение для него философских взглядов Шеллинга и даже близость некоторых позиций с отдельными положениями фи-

1 Лотмдн Ю.М. Культура и взрыв. М., "Прогресс", 1992; Успенский Б А. Избранные труды. В 2 т. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 'Тнозис", 1994-Г

2 Gihizel К, Das Leben zwischen Kunst und Wirklichkeit //HotYmamm E.TA. Leben tmd Werk in Breiten Selbstzeugnissen und Zeitdokumenten, 3, Aufl., Berlin,Verlag der Nation, i984, S. 8-9.

3 Safranski R. H.TA.HotTmaim: Das Leben eines skeptischen Phantasten. München-Wien: Hanser, 1984.

лософии Гегеля Однако и здесь Гофман скорее обращен в прошлое, нежели в будущее, то есть в перспективу дальнейшего воздействия его творчества на мировой литературный процесс.

Таким образом, в зарубежном гофмановедении преобладает аспект-ный принцип исследования.

Сходные подходы в освоении наследия немецкого автора обнаруживают и отечественные исследователи. В контексте романтической эпохи черты художественного мышления и метода Гофмана рассматривают В,И.Грешных, А.В.Карельский, Ф.П.Федоров 2; особенности поэтики -Н.М.Берновская, О.Б.Вайнштейн, Д.Л.Чавчанидзе 3; жанрово-композицион-ные особенности произведений - М.И.Бент, Е.В.Карабегова, Л.В.Славго-родская 4; вопросы синтеза искусств и стиля - Н.А.Корзина, А.В.Скобелев 5.

Вместе с тем в зарубежном литературоведении выделяется ряд работ, в которых сделана попытка проблемного рассмотрения традиции Гофмана. В частности, немецкий ученый И.Ингман 6, анализируя рецепцию наследия немецкого романтика в России XIX столетия на мотивном уровне произве-

! Ettelt W. Е.ТА.Hoffmann: Der Künstler und Mensch, Würzburg: Königshausen und Neumann, 1981.

2 Структура мышления Э .ТА. Гофман а в новелле "Кавалер Глюк" //В мире Гофмана. Калиниград, Калинигр. ун-т, Í 994; Карельский А.В. От "субъективного пламени" к "теплу объективности (Жизненные воззрения Э.ТА.Гофмана)// Карельский A.B. От героя к человеку, два века западноевропейской литературы. М., Сов. писатель, 1990; Федоров Ф.П. Проблемы искусства в творчестве Э.Т А.Гофмана. Дис. ... к. филол. наук. Л., 1972.

3 Берновская Н.М. О романтической иронии в творчестве Э.ТА.Гофмана, Дис. ... к. филол. наук. М., 1971; Вайнштейн О,Б. "Волшебные стекла" Э.ТА.Гофмана //Литературные произведения XVIII-XIX веков в исторической и культурном контексте. М., МГУ, 1985; Чавчанидзе Д.Л. Некоторые особенности художественного образа и сюжета Э.ТА.Гофмана. Дис. ...к. филол. наук. М., 1969.

4 Бент М.И. К эволюции жанра новеллы в "Серанионовых братьях" Гофмана //Проблемы литературы и поэтики & зз. рубежной литертуре X.IX-XX веков. Пермь, ПГУ, 1987; Карабегова Е.В, Немецкая романтическая волшебно-фантастическая повесть и её развитие от иенских романтиков к Э.ТА.Гофману. Дис. ...к. филол. наук. Мм 1984; Славгородская Л.В. Романы Э.ТА.Гофмана. Дис. ... к. филол. наук. Л., 1972.

5 Корзина НА. Стиль прозы Э.ТА.Гофмана и романтический синтез искусств. Дис. ...к. филол, наук, Калинин, 1985; Скобелев A.B. Фантастическое как средство выражения авторской позиции (Э.ТА.Гофман "Выбор невесты") //Форма раскрытия авторского сознания (на материале зарубежной литературы). Воронеж, В ГУ, 1985.

6 inghman N.W. К.Т A .Hoffmann's reception in Russia. Würzbure, Jai-Verl..

1974.

дений Гоголя, отмечает, что проблемно-типологическое сопоставление творчества двух художников приводит к более полному раскрытию авторской индивидуальности каждого из них.

В монографии М.Мильнера с разных сторон исследуются "амбивалентная метафора произведения искусства" зеркало как отражение нарциссического комплекса романтического героя, художественные возможности фантасмагории. Ученый выделяет на перечисленных основах гофмановскую традицию в литературе второй половины XIX века.

Сходным образом швейцарский германист Х.Гроб определяет архетипы произведений Гофмана и создает концепцию "коллективного бессознательного" в романтическом творчестве2.

Обращение к наследию Гофмана с позиций нового литературоведческого опыта обнаруживает перспективы другого научного подхода в изучении его произведений. Исследование разнообразных форм воздействия традиции романтического автора на творчество писателей Х1Х-ХХ веков позволяет увидеть художественно-эстетическую продуктивность многих гофмановских открытий, сохранивших свое непреходящее значение для других этапов развития литературного процесса.

В отечественной гофманистике начало подобному научному направлению на материале русской литературы XIX столетия положили исследования А.Б.Ботниковой, отмечающей, что для художественного развития России прошлого века прежде всего был близок Гофман-психолог и Гофман-критик. Ученый рассматривает непосредственное влияние и заимствование поэтических элементов произведений немецкого автора Одоевским, полемическую форму творческих связей с романтическим писателем у Пушкина, диалектическое восприятие романтической традиции Гоголем и

1 Milner M. La fantasmagorie: Essai sur l'optique fantastique. Paris: PUF, 1982, p.134.

2 Grob H. Puppen, Engel, Enthusiasten: Die Frauen und Helden im Werke E.TA.Hoffmaims. Bern, 1984.

эстетическую трансформацию гофмановских принципов и форм у Достоевского К

Однако в произведениях немецкого автора воплощены многочисленные идейно-образные и сюжегно-тематические "ряды", характерные для романтизма, но функционирующие и в наше время2.

Так, процессуальное понимание жизни как акта постоянного творчества, рождения приводит к появлению образа творца, художника, музыканта, созидающее начало которого противостоит логике тотального саморазрушения. Примером частного проявления последней становится тема опасности излишней рационализации мышления и дегуманизации человеческих отношений, утраты духовного начала, наиболее ярко воплотившаяся в механических образах автоматов, кукол и т.д.

Не менее важной является и разработанная у Гофмана проблема свободы человека, раскрытия сложности и многогранности его натуры, тончайших психологических нюансов (появление образа двойника), возможность выбора в своих поступках и связанная с этим романтическая концепция судьбы. Первостепенное значение для литературы XX века имеют гоф-мановские формы художественного воплощения романтической иронии.

Сохраняет свою значимость для современности представленная в произведениях немецкого писателя тема вечного поиска идеальной, свободной от земных условностей любви и новое понимание женского образа. Немаловажное воздействие на дальнейшее развитие литературы оказали созданные Гофманом инфернальные и фантастические герои, существенно обогатившие способы конструирования художественной реальности.

Безусловного внимания заслуживает романтический подход к проблеме историзма, нашедший у Гофмана наиболее яркое воплощение в принципе "местного колорита" и особенностях бытописания.

1 Ботникова А.Б. Э.ТА.Гофман и русская литература (первая половина XIX века). Воронеж, изд-во Воронеж, ун-та, 1у77.

2 Träger К. Geschichte und Romantik. Berlin, 1984.

Актуальными для развития современной литературы являются разработки Гофмана в области образной и сюжетной организации произведения, в основе которой находится контрастный принцип, совмещение противоположностей: реального и фантастического, духовного и материального, рационального и интуитивного, бытового и символического, придающих тексту многоплановость повествования.

В этой связи для нас особое значение имеют труды, в которых рассматривается текстовое воздействие Гофмана на писателей XX века. Здесь необходимо выделить исследования А.А.Гугнина, В.А.Фортунатовой, Г А.Фролова К

Подобные работы устанавливают необходимость новых теоретических и практических представлений о классике европейского романтизма, каким является Э.Т.АГофман, создают аналоговый уровень изучения наследия немецкого автора, о котором пойдет речь в настоящей диссертации.

Существующая на сегодняшний день обширная литература о творчестве Гофмана и Булгакова образует два изолированных, неперекрещи-вающихся в аспекте специального сопоставления ряда исследований. Хотя следует заметить, что за последнее время появилось несколько работ о творчестве Булгакова, авторы которых признают устойчивость гофманов-ского влияния в произведениях русского писателя. Но вместе с тем показательна и диаметральная противоположность в оценке степени воздействия немецкого романтика на современного автора. Так, В.Я.Лакшин не разделяет точки зрения о значительном влиянии гофмановских произведений : "...блестящий Гофман, автор "Кота Мурра", не прошел мимо внимания писателя с такой литературной культурой, как Булгаков. Но вряд ли следует преувеличивать тут меру влияния"1.

1 Гугнин АА. Некоторые проблемы изучения постмодернизма //Проблемы истории литературы. М., МГОПУ, 1996; Фортунатова В А. К традиции Гофмана в литеттуреТДР и ФРГ //Межлитературные связи и проблема реализма. Горький, ГТУ, 1988; Фролов ГА. Наследие романтизма в современной немецкой литературе (Восточная Германия). Автореф. дне.... д. филол. наук. М., 1991.

2 Лакшин В.Я. Мир Михаила Булгакова //Булгаков МА.Собрание сочинений, В 5 т.Т.1 .М., Художественная литература, 1992, С. 41.

Однако В.И.Гусев, напротив, усматривает в булгаковских произведениях образцы "высокого романтизма", роман "Мастер и Маргарита" определяется им как "произведение ... целиком выполненное в традициях классического романтизма; это очевидно и не требует доказательств. Гоголевское, гофмановское, фаустовское и т.п. начала видны здесь невооруженным глазом" Излишняя категоричность подобных суждений в среде литературоведов предполагает более аналитический и объективный подход к проблеме.

П.Р.Абрагам, иссяедуя роман "Мастер и Маргарита", отмечает сходство фантастики Булгакова и Гофмана2. При этом автор работы подчеркивает, что в "чистом виде" фантастика у современного писателя встречается довольно редко и только в реалистическом контексте. На литературную близость Булгакова Гофману, по мнению исследователя, указывает и образ двойника. Кроме того, в духе романтической традиции писатель свое собственное состояние (»относит с нравственностью всего общества, авторское "я" становится адекватным человеческому бытию в целом.

В содержательной работе, посвященной изучению творческой истории романа Булгакова "Мастер и Маргарита", Б.В.Соколов отмечает сильное влияние романтизма (в том числе и гофмановского), связанное прежде всего с образом Мастера. На обращение Булгакова к романтической традиции свидетельствуют и некоторые сюжетные аналогии. Ученым отмечается параллель между началом романа "Мастер и Маргарита" (сцена появления Воланда и его свиты на Патриарших прудах) и предисловием романа Гофмана "Эликсиры Сатаны": начало действия в обоих случаях на закате жаркого дня, перед наступлением сверхъестественных событий Берлиоза охватывает "томление неизъяснимое", "таинственные нити проявления жизни

1 Гусев В.И. Современная советская проза и классическая традиция.М., Знание, 1979, С.ЗЗ.

2 Абрагам П.Р. Роман "Мастер и Маргарита" М.Булгакова в аспекте лите->атуных традиций (проблемы интерпретации). Дис. ... к. филол. наук. М., 1989,

^ат^нь

готовы оборваться" и т.д. 1 Романтическая традиция у Булгакова, по мнению Б.В.Соколова, представлена именами ещё двух авторов-Ф.Г.Клоппггока и Г.Гейне ("Мессиада" и "Путевые картины"). К сожалению, подобные ценные наблюдения далее не получают развитие.

В.И.Немцев указывает на близость Булгакова к позднеромантической концепции человека и истории. По мнению автора работы, романтизм привлекал Булгакова идеальной ориентацией. Это был уход от действительности для нового осмысления современности с точки зрения "возвышенного" человека2.

Одной из немногих работ, в которой изучается проблема гофманов-ского наследия в творчестве Булгакова более подробно на основе анализа художественных текстов, является исследование М.Б.Ладыгина "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова и традиции романтического романа (к вопросу о типологии жанра)"3. Анализируя особенности романтического романа, автор статьи обращается к сопоставлению образных систем писателей, устанавливает типологическое сходство героев (роман "Мастер и Маргарита" и "Принцесса Брамбилла"). И следователь считает, что названные произведения написаны только для одного героя, а это является характерной чертой романтического художественного текста. Анализ образной системы дает возможность М.Б.Ладыгину заключить, что Булгаков и Гофман оказываются сближены в трактовке инфернальных образов. Кроме того, на восприятие романтической традиции указывает и тематическое сходство. Развитие темы искусства приводит к созданию аналогичной структуры произведений Гофмана и Булгакова, выразившейся в романах "Мастер и Маргарита" и "Житейские воззрения кота Мурра". В то же время отмечаются черты, выделяющие булгаковские произведения из ряда западноевропейских

1 Соколов Б.В. Творческая история романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" . Дис. ..д. филол. наук. М., 1991, С. 252.

2 Немцев В.И. Проблема автора в романах МА.Булгакова("Белая гврадия", 'Театральный роман", "Мастер и Маргарита"). Дис.... к. филол. наук. М, 1у86.

3 Ладыгин М.Б. "Мастер и Маргарита" МА.Булгакова и традиции романтического романа (к вопросу о типологии жанра) //Типологии и взаимосвязи в русской и зарубежной литературе. Красноярск, КГЙИ, 1981.

романов. По мнению автора работы, оптимистическое начало произведений русского писателя не так уж часто встречается в немецком романтизме, в частности, у Гофмана.

Л.Н.Дарьялова1 обращается к сопоставительному анализу особенностей художественного мышления Гофмана и Булгакова. В качестве его доминирующей черты исследователь выделяет диалогичность, благодаря которой раздробленность, фрагментарность бытия "перетекает''' в сложную, но единую, целостную гуманистическую концепцию мира. Диалогичноеть художественного мышления Гофмана и Булгакова получает разнообразные формы художественного воплощения, которые обнаруживают сходство на уровне повествования (диаструктурность текста), образа художника (Крейслер и Мастер), композиционных и стилевых особенностей произведений (пересечения фантастики и реальности, принцип иронии).

Таким образом, перечисленные выше работы позволяют говорить о признании со стороны отечественных ученых влияния Гофмана на творчество Булгакова. Однако характер подобных исследований сводится к частным наблюдениям или констатации отдельных разрозненных фактов. Но при этом вне сферы внимания литературоведов остается типология гофма-новских мотивов в художественном мире Булгакова, их сопоставление с общей художественной концепцией современного (XX века) автора.

В этой связи несомненную ценность для постановки проблемы имеют свидетельства самого Булгакова об интересе к романтической традиции2 и творчеству Гофмана. Заявляя о себе как о "мистическом писателе", изображающем действительность в "черных и мистических красках"(5, 446), Булгаков в какой-то мере уже определил круг авторов, близких ему по идей-

1 Дарьялова Л. Э.ТА.Гофман и М.Булгаков: некоторые аспекты художественного мышления //В мире Гофмана. Калининград, Калинингр. ун-т, 1994.

2 В этой связи обратим внимание, что эпоха романтизма в целом вызывала значительный интерес Булгакова и как читателя, и как слушателя. Здесь следует отметить работы, посвященные анализу романтической музыкальной традиции в творчестве современного автора. К ним относятся исследования И.Бэлзы, Б.Гаспарова, С.Кузнецова, О.Кушлиной, Д.Магомедовой, Я.ГЕлатека, Ю.Смирнова, М.Тросниковой. Немецкую философскую и теологическую традицию конца ХУШ-начала XIX веков в булгаковском контексте рассматривает I .Лесскис.

но-философеким, нравственным и художественным убеждениям, в их число входит и Гофман.

Так, в письме от 6-7 августа 1938 года Булгаков прямо указывает на собственную близость к жизненной и творческой судьбе немецкого романтика. В 1938 в журнале "Литературная учеба" была опубликована статья И.М.Миримского "О социальной фантастике Гофмана". Вот что по этому поводу Булгаков пишет жене: "Я случайно напал на статью о фантастике Гофмана. Я берегу её для тебя, зная, что она поразит тебя также, как и меня. Я прав в "Мастере и Маргарите"! Ты понимаешь, чего стоит это сознание - я прав!" К

Исследователи, работающие с рукописями автора, отмечают, что статья эта сохранилась в архиве со следами многочисленных пометок писателя. Приведем несколько примеров, так сильно поразивших Булгакова в своем сходстве с немецким романтиком. Многие из них относятся к особенностям художественной манеры, стиля (определенного как сочетание реального с фантастическим, вымышленного с действительным), многообразию форм сатирического изображения реальности (от добродушного юмора до уродливого гротеска). Безусловно важной и острой для Булгакова была и мысль о противостоянии гения и филистерства, приводящего художника к безумию или гибели. Не остался без внимания у Булгакова и тот факт, что Гофман не был понят и воспринят литературным окружением своего времени. Все эти замечания о немецком романтике XIX века оказались чрезвычайно близки и русскому писателю, творившему уже в другом столетии.

Для нас данные наблюдения интересны и показательны ещё в одном аспекте. Изучая особенности развития романтической литературы, необходимо учитывать не только характер прямого воздействия одного автора на другого, но и движение самой логики романтического художественного мышления. Это позволит выйти на теоретический уровень осмысления проблемы гофмановской традиции в творчестве Булгакова, рассмотреть кон-

1 Булгаков МА. Собрание сочинений. В 5 т. Т.5, С. 593. М., Художественная литература, 1992. (Далее ссылки на произведения Булгакова приводятся по названному изданию с указанием в скобках номеров тома и страницы).

крегные факты и примеры на фоне их включенности в широкий контекст эпохи, увидеть общие закономерности литературного процесса.

Кроме того следует отметить, что непосредственно прямые ссылки Булгакова на творчество немецкого романтика встречаются не так часто. Но примечательна другая особенность. Поэтический мир Гофмана причудливо входит и растворяется в художественной реальности булгаковских произведений через многочисленные аллюзии, переклички, цитаты, образы и пр. В этом смысле гофмановское влияние ощутимо уже в самом начале творческого пути Булгакова. Так, в фельетоне "Столица в блокноте" (1922 г.) встречаем: "...за спиной молодого человека, без всякого сигнала с его стороны (большевистские фокусы!), из воздуха соткался милиционер. Положительно, это было гофмановское нечто..." (2, 262).

Вместе с тем многоуровневый характер гофмановской традиции включает не только особенности художественно-эстетического влияния, но соотносится и с более широким кругом исторических, социальных, мировоззренческих, психологических и биографических аспектов, которые также рассматриваются при сопоставительном анализе жизненного и творческого пути двух авторов.

Таким образом, сложный, комплексный характер гофмановской традиции включает в себя многочисленные звенья, что приводит к необходимости выделить её первичный уровень и вторичный, своего рода метатра-дицию, связанную с принадлежностью Гофмана к романтизму и огромному воздействию этого художественного метода на русскую литературу.

Актуальность данной диссертационной работы определяется более полным изучением творчества Гофмана и Булгакова на основе сопоставительного анализа произведений известных писателей.

Новизна работы состоит в том, что признанный классик европейского романтизма Гофман и классик русской литературы Булгаков оказываются сближены в аспекте их романтического мировосприятия, в воплощении основных романтических универсалий в непосредственной художественной практике.

Методологической основой диссертационной работы являются принципы историко-сравнительного, типологического и структурно-семиотического подходов, а также принципов исследования зарубежных ученых по проблеме усвоения предшествующего художественного опыта.

Изучая реальность, которая существует в произведениях современного писателя и имеет конкретную форму зависимости от гофмановской традиции, мы призваны выработать её концептуальное описание. В этом состоит цель настоящей работы. Цель определила задачи, решаемые в ходе исследования:

- выяснить основные аспекты изучения наследия Гофмана в соотнесении с его актуальностью для развития художественно-эстетического процесса Х1Х-ХХ веков и раскрыть связующий характер традиции немецкого писателя у Булгакова, обращаясь не только к сходным элементам творчества, но и на основе взаимоотношений текстовых элементов с внетекстовыми реалиями и значениями: особенностями историко-культурного контекста, взглядами писателей на проблемы окружающей их действительности и искусства, их размышлениями о творческой и жизненной позиции художника и его роли в обществе, восприятием романтической традиции в эпоху Булгакова и др.;

- определить сходство и своеобразие принципов характерологии гофманов-ских и булгаковских героев;

- проанализировать основные формы стилевого наследия Гофмана в произведениях Булгакова.

Практическое применение диссертационной работы состоит в том, что результаты научного исследования могут использоваться в качестве материала в курсах по теории и истории литературы, специальных курсах, посвященных проблеме литературных взаимодействий романтизма и реализма.

Апробация работы. Материалы и результаты диссертации нашли свое отражение в публикациях и обсуждались на конференциях по проблемам романтизма в русской и зарубежной литературе (VI Гуляевские чтения,

Тверь, 1996 г.), взаимосвязям и взаимодействиям русской и зарубежной литературы в Санкт-Петербургском государственном университете (1997 г.), IX Пуришевских чтениях (Москва, 1997 г.), первой нижегородской сессии молодых ученых гуманитарных наук (Нижний Новгород, 1998 г.) и других вузовских конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых, отражая специфику поставленной проблемы, разделена на ряд параграфов, заключения и библиографии, включающей 269 наименований. Объем работы 185 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Новикова, Наталья Вячеславовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Романтическая традиция Э.Т.А.Гофмана - явление множественное. Она представляет сложное, внутренне единое и устойчивое образование, включающее в себя перспективный художественно-эстетический опыт, что определило его творческую продуктивность и востребованность на более поздних этапах литературного процесса и обусловило его диалектическое развитие и динамичность. Одним из подходов в изучении традиции немецкого романтика является исследование её особенностей и их влияния на творчество писателя-реалиста XX века - М.А.Булгакова.

При сопоставительном анализе произведений обоих авторов рассматривались типология гофмановских и булгаковских героев и принципы создания характера, а также стилевые компоненты художественной манеры писателей.

Исследование гофмановской традиции в творчестве Булгакова позволяет заключить, что романтизм и реализм, разделенные как историко-литературные явления, продолжают существовать в органичном единстве художественной практики. Гофман и Булгаков оказываются сближены как писатели, мыслители, выражающие не только ключевые для своего времени вопросы, но и универсальные, неизменные проблемы человеческого бытия. Извечный дуализм разума и чувства, рационализма и воображения, реальности и мистики оказывается воплощенным в системе персонажей, представляющих определенные модели характеров творческой личности ("художника"), рационалистического героя, женского и фантастического образов.

Это позволило вывести исследование гофмановской традиции в творчестве Булгакова на новый уровень. Изучение проблемы героя в произведениях обоих авторов соотносится не столько с регистрацией конкретных аналогий в системе персонажей этих писателей, сколько с выявлением сходных принципов моделирования характеров, рассмотрением типологических соответствий, позволяющих обнаружить сущностные, константные, универсальные свойства человека. Сопоставление творчества Гофмана и Бзшгакова дает возможность научного моделирования характера с разных - романтических и реалистических - позиций, что существенно обогащает представление о сложности и многогранности личности и приближает нас к некоему абсолюту гуманитарных наук - познанию человека.

В результате аналитических поисков создается своеобразный "характерологический универсум", где каждый тип героя многозначен и несет в себе черты романтизма и реализма, гофмановского и булгаковского воздействия. Исследование художественного опыта обоих авторов свидетельствует о значительных возможностях романтизма в решении проблемы характера, что обусловливает динамику типологии романтического героя. Это подтверждается общностью гофмановских и булгаковских персонажей, а также сходством романтических принципов и приемов, используемых авторами при воплощении образа.

Сопоставительное изучение творчества Гофмана и Булгакова позволяет рассматривать романтический характер как феномен, отражающий художественную, исторически и эстетически обусловленную концепцию человека, но вместе с тем обнаруживающий свою актуальную значимость для развития литературного процесса XX века. Сочетание романтических и реалистических принципов характерологии в творчестве Булгакова приводит к многогранному изображению человека и его сложных взаимосвязей с окружающим миром в самых различных аспектах. Это сообщает образам его героев более масштабную смысловую и художественную выразительность.

Вместе с тем выявленные типологические формы романтизма-реализма не являются абсолютно тождественными в творчестве Гофмана и

Булгакова и имеют признаки, обусловливающие их отличия. Своеобразие подобных форм определяется историческим контекстом и писательской индивидуальностью. Вся система доказательств была направлена на то, чтобы обозначить близость романтического и реалистического авторов, но при этом никогда не упускалось из внимания, что в качестве предмета исследования было выбрано творчество двух оригинальных авторов, удаленных друг от друга в пространственно-временном отношении. Поэтому наряду с выделением сходных принципов и закономерностей, отражающихся в гофмановских и булгаковских произведениях, рассматривались отличительные черты, составляющие неповторимость художественной манеры каждого писателя.

При сопоставительном анализе стилевого плана произведений обоих авторов были выделены несколько компонентов - ирония, сказка и вещь. Они являются разноуровневыми категориями стиля. Но при всей их полярности оказываются внутренне связанными друг с другом, отражая многокомпонентное единство стилевого плана гофмановских и булгаковских текстов.

Вычленение разноположенных элементов стиля обусловлено и новыми открытиями в области научно-исследовательского опыта. Ирония, сказка и вещь как явления из разных областей научного знания оказываются объединены на основе более широкого, культурологического подхода. Они рождают иные концепты, другие способы трактовки романтизма, обнаруживая многообразие этого стиля. Таким образом, уходя от романтизма как историко-литературного явления, мы не отдаляемся от него как от одного из сущностного, универсального, художественно-философского метода.

Романтическая гофмановская традиция у Булгакова отличается системностью. Это означает, что романтизм у современного писателя есть нечто большее, чем составляющие его части: отдельные цитаты, высказывания, детали. Поэтому его исследование не могло ограничиваться методиками, основанными только на точном количественном подсчете использования Булгаковым романтических элементов. Предметом анализа стал не отдельный романтический факт, а романтичность как общее свойство булгаковского стиля, как особый подтекст его произведений.

Но это вовсе не означает потери творческой индивидуальности Булгакова, оригинальности и неповторимости его стиля. Булгаков не повторяет и не имитирует Гофмана. Романтические образы немецкого писателя служат современному автору для создания воображаемых ситуаций, событий или явлений и становятся одним из источников творчества. Немецкий романтик стимулирует воображение писателя XX века, он служит целям вымысла и пробуждает фантазию Булгакова.

Присутствие гофмановского начала в произведениях современного автора создает новое стилистической единство, романтические и реалистические компоненты которого находятся во взаимодействии, обогащая друт друга. Вследствие этого булгаковский реализм получает романтическую форму разработки.

Анализ гофмановских и булгаковских произведений позволяет нам сделать вывод о продуктивности романтического стиля, который, в силу своей универсальности, оказался актуальным для писателя XX века. Усвоение стилевой традиции немецкого романтика современным писателем носило творческий и динамичный характер, что нашло свое отражение в многочисленных модификациях гофмановских форм. Их использование приводит, с одной стороны, к возникновению романтической стилизации, с другой, - усилению булгаковского реализма с помощью романтических образов и дет алей,

В этом смысле отношения гофмановского романтизма и бутпаковского реализма соответствуют принципу дополнительности, раскрывающему глубокое диалектическое значение. Они позволяют увидеть их относительность, "неполноту", взаимозависимость и обнаружить необходимость романтизма для реализма и реализма для романтизма.

Исследование сложного многоуровневого характера традиции ЭЛ .А.Гофмана в произведениях М.А.Булгакова позволяет сделать заключение о художественной продуктивности романтизма и его значительном обогащающем воздействии на творчество реалистического писателя XX века.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Новикова, Наталья Вячеславовна, 1999 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5 т. М., Худ. лит., 1992.

2. Hoffmarm Е.Т.А. Gesammelte Werke in Einzelausgaben: In 10 Bd. Berlin und Weimar: Aufbau, 1977-1979.

3. Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений. В 6 т. М., Худ. лит., 19911997.

4. * Гофман Э.Т.А. Избранные произведения. В 3 т. М., Совет ветеранов книгоиздания, 3995.

5. * Гофман Э.Т.А. Новеллы. Л,. Лениздат, 1990, 607 с.

6. Абрагам П.Р. Роман "Мастер и Маргарита" М.Булгакова в аспекте литературных традиций (проблемы интерпретации). Дис. ...к. филол. наук. М., 1989, 249 с.

7. Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.-Г.Юнга и закономерности творческой фантазии //О современной буржуазной эстетике. М., Искусство, 1972, С. 110-156.

8.Алексеев М.П, Сравнительное литературоведение. Л., Наука, 1983,

447 с.

9.Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. Л., Изд-во ЛГУ, 1987, 143 с.

10. Ачкасова Л.С. О романтизме в советской литературе ( к проблеме новаторства) // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. ¡970, №? 2, С. 23-31.

11. Банковская Н.П. Типология романтического мышления. Дис. ... д. филол. наук. Киев, 1991, 304 с.

12. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., "Прогресс", "Универс", 1994, 616 с,

1 З.Батракова С.П, Художник переходной эпохи (Сезанн. Рильке) //Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве. М., Наука, 1984, С. 51-102.

14.Батай Ж. Литература и зло. М,, Изд-во МГУ, 1994, 166 с.

15.Бахтин М.М. Творчество Ф.Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., Худ. лит., 1990, 543 с.

16.Белый А. Символизм как миропонимание. М., Республика, 1994,

528 с.

17.Бент М.И. Поэтика сказочной новеллы Гофмана как реализация общеромантической эволюции //В мире Гофмана. Калининград, Калинингр. ун-т. Вып.1, 1994, С. 75-87.

13.Бент М.И. Течения или этапы? Ещё раз о единстве романтизма //Вопросы литературы, август, 1990, С. 219-230.

19.Бергсон А. Смех // Французская философия и эстетика XX века. М, "Искусство", 1995, С. 9-104.

20.Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., Худ. лит., 1973, 567 с.

21.Берновская Н.М. О романтической иронии в творчестве Э.Т.А.Гофмана. Дис. ... к. филол, наук. М,, МГПИ, 1971, 216 с.

22.Блох Э. Тюбингенское введение в философию. Изд-во Уральск, унта, Екатеринбург, 1997, 400 с.

23.Блум Г. Страх влияния: теория поэзии //Новое литературное обозрение. 1996, № 20, С. 5-35.

24.Богомолов Ю.А. Историко-теоретические аспекты поэтики романтизма: на материале литературы, кино и телевидения советского периода /7 Теория художественной кулыу;ры. Вып 1, 1997, С. 132-152.

25.Бойко М. Метаморфозы романтического сознания в "органической критике" А.Григорьева //Вопросы искусствознания. 1997, № 1, С.452-460,

26.Болоборовцева И.З. О роли фантастики в "Театральном романе" М.А.Булгакова // Композиция и стиль художественного произведения. Алма-Ата, 1978, С. 69-74.

27.Борев Ю.Б. Теория художественного восприятия и рецептивная эстетика, методология критики и герменевтика //Теории, школы, концепции (критические анализы). Художественная рецепция и герменевтика. М., Наука, 1985, С. 3-68.

28.Ботникова А.Б. Э.Т.А.Гофман и русская литература (первая половина XIX века). Воронеж, изд-во Воронеж.ун-та, 1977, 125 с.

29.Булгаков М. Письма. Жизнеописание в документах М. Современник, 1989, 576 с.

30.М.А.Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М., Худ. лит., 1989, 325 с.

ЗГБэлза И.Ф. Дантевская концепция "Мастера и Маргариты" М.Булгакова // Дантевские чтения- 1987. М., Наука, 1989, С. 58-90.

32. В мире Гофмана. Калиниград, Калининград, ун-т. Вып. 1, 1994,

224 с.

33.Вайнштейн О.Б. "Волшебные стекла" Э.Т.А.Гофмана //Литературные произведения XVIII-XX веков в историческом и культурном контексте. М., МГУ, 1985, С. 124-131.

34.Вайнштейн О.Б. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. М., РГГУ, 1994, 80 с.

35.Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве. М., Искусство, 1977, 176 с.

36.Ванслов В.В. О традиции и новаторстве в искусстве //Проблема наследия в теории искусства. М., Искусство, 1984, С. 45-73.

37.Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.,Искусство, 1966, 404 с.

38.Васильева Г.М.К проблеме праздника в творчестве Э.Т.А.Гофмана//Романтизм. Открытия и традиции. Калинин, КГУ, 1988, С. 38-48,

39.Вейдле В. Умирание искусства //Самосознание европейской культуры XX века. М.,, Изд-во полит, лит., 1991, С. 268-293.

40.Веселовский A,H. Историческая поэтика. M., Высшая школа, 1989,

401 с.

41.Взаимодействия жанра и метода в зарубежной литературе XVIII-XX веков. Воронеж, Изд-во Воронеж.ун-та, 1982, 155 с,

42.Взаимосвязи русской и зарубежной литератур. Л., Наука, 1983,

332 с.

43.Власов В.Г. Стили в искусстве. В 2 т. СПб, "Кольна", 1995.

44.Волгина Е.И. Эпические произведения Гете 1790-х годов. Куйбышев. КГПИ. 1981, 80 с.

45.Волков И.Ф.Творческие методы и художественные системы. М., Искусство, 1989, 250 с.

46.Вопросы романтического миропонимания, метода, жанра и стиля. Калинин, КГУ, 1986, 148 с.

47.Вулис А.З. Роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита. М,, Худ. лит., 1991, 224 с.

48.Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. М., Наука, 1989, 160 с.

49.raflaMq3 Г.Г. Актуальность прекрасного. М., Искусство, 1991,

Л -

.50/ С.

50.Гадамер Г.Г. Истина и метод; основы философской герменевтики, М ,; Прогресс, 1988, 336 с.

51.Гаджиев A.A. Романтизм и реализм. Баку, Изд-во ЭЛМ, 1972, 348 с.

52.Гальцева P.A. Западноевропейская к ул ьтур ф и л о со ф ия между мифом и игрой /У Самосознание европейской культуры XX века. М., Политиздат, 1991, С. 8-23.

53.Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 т. Искусство, 1968-Î 971.

54.Гейне Г. Письма из Берлина// Литературные манифесты западноевропейских романтиков М., Изд-во Моск. ун-та, 1980, С. 233-251,

55.Герменевтика: история и современность. М., Мысль, 1985, 303 с.

56.Гете И.В. Простое, подражание, манера, стиль // Гете И.В. Собр. соч. В 10 т. Т.10. IvL, Худ. лит., 1980, С. 26-31.

57.Горохова В.Н. Романтика и её разновидности: (на материале русской литературы XIX в). Автореф, дис. ...к. филол. наук. М., Изд-во Моск.ун-та, 1979, 24 с.

58.Гофман Э.Т.А. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. Сосгавл. К.Гюнцеля, М., Радуга, 1987, 464 с.

59.Грамзина Т.А. К проблеме фантастики в романтизме конца XVIII-начала XIX веков //Проблемы русской и зарубежной литературы. Волгоград, ВГПИ, 1971, С. 43-58.

60.Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления, JI., Изд-во ЛГУ, 1991, 140 с.

61.Грешных В.И. Структура мышления Э.Т.А.Гофмана в новелле "Кавалер Глюк" //В мире Гофмана. Калининград, Калинингр. ун-т, С. 17-26.

62.Гронская О.Н. Лингвистические средства реализации образа автора в текстах немецких романтических сказок: В.Гауфф, Э.Т.А.Гофман, К.Брентано, Л., 1984, 179 с.

63.Гугнин A.A. Некоторые проблемы изучения постмодернизма //Проблемы истории литературы. М., МГОПУ, 1996, С. 107-113.

64.Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., Интрада, 1995,

319 с.

65.Гуляев H.A., Карташова И.В. Введение в теорию романтизма. Тверь, ТГУ, 1991,92 с.

66.Давыдов Ю.И. Бегство от свободы. Философское мифотворчество и литературный авангард. М., Худ. лит., 1978, 365 с.

67.Деррида Ж.Философия и литература/УЖак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. VI., РИК "Культура", 1993, С.151-187.

68.Дмитриев A.C. Проблемы иенского романтизма. М,, Изд-во Моек, ун-та, 1975, 264 с.

69.Егоров Б.Ф, Булгаков и Гоголь (Тема борьбы со злом) //Исследования подревней и новой литературе. Л,, 1987, С. 90-98.

70.Единство и изменчивость историко-литературного процесса. Тарту, Ученые записки Тарт ГУ, 1982, 158 с.

71.Ерыкалова И.Е. Фантастика в театре М.Булгакова ("Адам и Ева", "Блаженство", "Иван Васильевич") в контексте художественных исканий драматурга 1930-х гг. Дис. ...к. филол. наук. СПб, 1994, 319 с.

72.Женегг Ж. Вымысел и слог: fïctio и dictio //Вестник Московского университета. Серия 9, Филология, 1997, №5, С. 134-156.

73.Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л., Наука, 1979, 493 с.

74.Житомирская З.В. Э.Т.А.Гофман. Библиография русских переводов и критической литературы. М., "Книга", 1964, 130 с.

75.3алесская Л.Г. О романтическом течении в советской литературе. М., Наука, 1973, 272 с.

76.Зарубежная литература в эволюции русского литературного процесса XVÏII-XX веков. Тюмень, ТюмГУ, 1991, 184 с,

77.Зегерс А. Встреча в пути // Встреча. Повести и эссе. М,, Радуга, 1983, С.453-483.

78.Зотов Ю.П., Курочкина Л.И. Диалоги текста как бесконечное смысловое пространство // Вестник Мордовского ун-та. Саранск, №1, С. 30-33.

79.Иванова И.Н. Ирония: из истории понятия //Вестник Ставропольского гос. пед. ун-та. Ставрополь, 1997. Вып. 10, С. 57-66.

80.Из истории типологических и контактных связей в русской и зарубежной литературе. Красноярск, КГПИ, 1990, ПО с.

81.Изер В. Историко - функциональная текстовая модель литературы /7 Вестник Московского университета. Серия 9, Филология, №3, 1997, С. 118-142.

82.Ильин И,П. Постстрз'ктурализм. Деконструктивизм, Постмодернизм. М., "Интрада", 1996, 256 с.

83.Ильченко Н.М. Фантастические повести К.С.Аксакова и литературная традиция Э.Т.А.Гофмана //Синтез культурных традиций в художественном произведении. Н.Новгород. НГПУ, 1996, С.47-55.

84.Искржицкая И.Ю. Современное литературоведение о проблемах взаимодействия реализма и романтизма //Филологические науки. 1980, № 3, С.71-74.

85.Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., Наследие, 1994, 509 с.

86.Калачева C.B. Гофман и Чернышевский ("Житейские воззрения кота Мурра" и "Повесть в повести") //Из истории русско-немецких взаимосвязей. М., МГУ, 1987, С. 128-137.

87.Карабегова Е.В. Немецкая романтическая волшебно-фантастическая повесть и её развитие от иенских романтиков к Э.Т.А.Гофману. Дис. ...к. филол. наук. М.,1984, 373 с.

88.Карельский А.В. От "субъективного пламени" к "телу объективности" (Жизненные воззрения Эрнста Теодора Амадея Гофмана) //Карельский А. В. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы. М., Сов.писатель, 1990, С. 51-60,

89.Карташова И.В. Гоголь и романтизм. Автореф. дис. ...д. фил. наук. М, МГУ, 1983, 39 с.

90.Катаева Е.Г. Философско-эстетический анализ проблемы хуоже-ственной традиции. Автореф. дис, ...к. филос, наук, М., МГУ, 1988, 25 с.

91.Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., Б.и., 1992, 171 с.

92.Кишкин Л.С. Литературные связи. Предмет, цели, проблематика и методика изучения. М., ИСБ, 1992, 260 с.

93.Классика и современность. М., Изд-во Московского ун-та, 1991,

254 с.

94.Ковтун Е.Н, Типы и функции художественной условности в европейской литературе первой половины XX века //Вестник Московского университета, Серия 9, Филология, 1993, № 4, С.43-51.

95.Козлов Н.П. Гротеск в сатирической трилогии М.Булгакова "Дьяволиада", "Роковыеяйца", "Собачьесердце" //Содержательность форм в художественной литературе. Проблемы поэтики. Самара, СГУ, 1991, С. 126-136.

96.Кольридж С.Т. Роль творческого воображения в воспитании /УКольриджС.Т. Избранные труды. М., Искусство, 1987, С. 257-259.

97.Конрад Н.И. Запад и Восток. М., Главная редакция восточной литературы, 1966, 519 с.

98.Корзина H.A. Стиль прозы Э.ТА,Гофмана и романтический синтез искусств. Дис. ...к. филол. наук. Калинин, 1985, 216 с.

99.Кривцун O.A. Эволюция художественных форм: Культурологический анализ, М, Наука, 1992, 299 с.

100.Кулешов В.И. Гротеск Гоголя и "фантазм" Гофмана //Кулешов В.И. Литературные связи России и Западной Европы в XIX веке. М„ изд-во МГУ, 1977, С, 157-175,

ЮГКургинян М.С, Человек в литературе XX века. М,, Наука, 1989,

л о

С,

102.Курт Э. "Романтическая гармония и её кризис в "Тристане" Вагнера". М., Музыка, 1975, 551 с.

103.Ладыгин М.Б. "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова и традиции романтического романа (к вопросу о типологии жанра) //Типологии и взаимосвязи в русской и зарубежной литературе. Красноярск, КГПИ, 1981, С. 109-129.

104.Ладыгин М.Б. Романтический роман. М.,МШИ, 1981, 140 с.

105.Лакшин В.Я. Мир Михаила Булгакова/7 Булгаков М.А. Собр. соч. Т.1. М., Худ. лит., 1992, С. 5-71.

Юб.Лашкевич А. Проблемы литературной герменевтики //Академические тетради, 1995, № 1, С. 92-93.

107.Левина Л.М. Концептуальное значение образов Маргариты и Елены в трагедии Гете "Фауст". Автореф. дие. ...к. филол. наук. Н.Новгород, НГПУ, 1996, 18 с,

!08.Литературные манифесты западноевропейского романтизма. М., МГУ, 1980, 638 с.

109.Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова. Куйбышев, КГПМ, 1990, 161 с.

1 Ю.Лихачев Д.С. Контрапункт стилей как особенность искусств //Классическое наследие и современность. Л, Наука, 1981, С.21-31.

Ш.Лосев А.Ф. Конспект лекций по эстетике нового времени. Романизм //Литературная учеба. № 6, 1990, С. 139-145.

112,Лотман Ю.М. Структура художественного текста, М., Искусство, 1970, 384 с.

ПЗ.Лотман Ю.М. Культура и взрыв. "Гнозис", изд. гр. "Прогресс", 1992, 272 с.

114.Лукин А., Рынкевич В. В магическом лабиринте сознания. Литературный миф XX века//Иносгранная литература. 1992, №3, С. 234-249.

115.Лурье Я.С, М.Булгаков и М.Твен //Известия АНСССР. Серия литературы и языка. 1987. Т.46, № 6, С. 564-571.

116. Maro медова Д.М. "Никому не известный композитор-однофамилец..." О семантических аллюзиях в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" //Известия АНСССР. Серия литературы и языка. 1985. Т.44, Mb 1, С. 83-86.

Ш.Майксиер X. Романтический фигурализм в романах Арнима, Эйхендорфа и Гофмана //Современные зарубежные исследования по романтизму. М„ ИМ МОГ К 1976, С, 19-26.

118.Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., Аспект-пресс, 1995, 380 с.

119.Манн Ю.В, О гротеске в литературе. М., Сов. писатель, 1966,

183 с.

120.Маритен Ж. Ответственность художника// Самосознание европейской культуры XX века. М,, Изд-во полит, лит., 1991, С. 171-208.

121.Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., РГГУ, 1994,

136 с.

122.Мерло-Понти М. Око и дух. М., Искусство. 1992, 63 с.

123. Миропонимание и творчество романтиков. Калинин, К ГУ, 1986,

154 с.

124.Мисюров H.H. Нюрнберг в изображении немецких романтиков: О характере средневековой городской ауры в новелле Э.Т.А.Гофмана "Мастер Мартин-бочар и его подмастерья "//Филологические науки, 1993, № 4, С. 52-62.

125.Михайлов A.B. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры: Очерки из истории филологической науки. М., Наука, 1989, 230 с.

126.Михайлов A.B. Языки культуры. М,, Языки русской культуры, 1997, 912 с.

127.Муниз Л. Эстетика и герменевтика юмора //Академические тетради, 1995, № 1, С. 36-41.

128. Муйенко Е.Г. О некоторых особенностях художественного сознания в России начала XX века //Вестник Воронежского ун-та, Серия 1. Гуманитарные назтси. 1996, № 2, С.71-77.

129.На путях к романтизму. Л., Наука. 1984, 292 с.

130.На рубеже XIX и XX веков: Из истории международных связей русской литературы. Л., Наука, 1991, 323 с.

131.Наливайко Д. Романтизм как эстетическая система// Вопросы литературы, №11, 1982, С.156-194.

132.Неклюдова М.Г, Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX -начала XX веков. М, Искусство, 199!, 395 с.

133.Немцев В.PL Проблема автора в романах М.А.Бз'лгакова "Белая гвардия", "Театральный роман", "Мастер и Маргарита"). Дис. ...к. филол. наук. М, 1986, 217 с.

134.Нигматуллина Ю.Г. Основные аспекты моделирования литературного процесса //Русская литература последней трети XIX века (Некоторые аспекты системно-комплексного анализа литературного процесса). Казань, Изд-во Казан.ун-та, 1980, С. 9-22.

135.Ницше Ф. Избранные произведения В 2 т. T.l. М., Изд-во Сирин, 1990, 448 с.

136,Одиноков В.Г.Художественно-исторический опыт в поэтике русских писателей. Новосибирск, Наука, 1990, 207 с.

137.0ртега-и-Гасет X. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры XX века. М., Изд-во полит, лит., 1991, С.230-268.

138.0т романтизма к реализму: из истории международных связей русской литературы. Л., Наука, 1978, 319 с.

139.Панкова Е.С. Принцип двоемирия в романтической сказке "Золотой горшок" (к особенности творческого метода Гофмана) //Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М., МПГИ, 1979, Вып.З, С. 108-121.

МО.Пермякова H.A. Булгаковская дьяволиада в интертекстуальном изучении. Авто реф. дис. ...к. филол. наук. М., 1997, 16 с.

14{.Петровский М. Мифологическое городоведение М.Булгакова. //Театр. 1991, №5, С. 9-16

142.Г1игулевский В,О., Мирская Л.А. Символ и ирония (опыт характеристики романтического миросозерцания), Киев, Штиинца, 1990, 165 с,

143.Полякова Л.В. Эстетическая программа немецких романтиков в системе художественной культуры Германии //Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. Воронеж, 1996. Вып.5, 187 с.

144.Попов Ю. Философско-эстегические воззрения Фридриха Шлеге-ля //Шлегель Ф, Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. T.i. М., Искусство, 1933, С. 1-37.

145.Преемственность в развитии литературы: (к проблеме взаимодействия и взаимовлияния литератур). Пятигорск, П.ГПИИЯ, 1993,

107 с.

146.Проблема романтического метода и стиля. Калинин, КГУ, 1980,

161 с.

147.Проблемы литературной типологии и исторической преемственности. Труды по русской и славянской филологии. Тарту, Учен, записки Тарт. ун-та. Вып. 513. Литературоведение., 1981, 115 с.

148.Проблемы романтизма. Т.1 . М., Искусство, 1967, 360 с.

149.Проблемы романтизма. Т. 2. М., Искусство, 1971, 518 с.

150.Проблемы романтизма. Тверь, ТГУ, 1990, 134 с,

15{.Проблемы эстетики и творчества романтиков. Калинин, ИГУ, 1982, 185 с.

152.Прокофьева Д.С. О некоторых чертах "поэтической прозы" эпохи романтизма /'/'Советское славяноведение. 1991, №6, С.59-65.

153.Ранние романтические веяния. Из истории международных связей русской литературы. Л., Наука, 1972, 295 с.

154.Реизов Б.Г. Историко-литературные исследования. Л., Изд-во ЛГУ', 1991,247 с.

155.Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., Медиум, 1995, 4Î5 с.

156.РозетИ.М. Психология фантазии. Минск, Изд-во Б ГУ, 1977, 343 с.

157.Розин В. Жизненный путь и духовные поиски героев М.Булгакова и Б.Пастернака (по материалам романов "Мастер и Маргарита" и "Доктор Живаго: философско-психологическая конструкция) //Наказание временем. Философские идеи и современная русская литература. М.. РОУ, 1992. С.157-178.

158.Романтизм и реализм в литературых взаимодействиях. Казань, Изд-во Казанского ун-та, 1982. 127 с,

159.Романтизм. Открытия и традиции. Калинин, КГУ, 1988, 150 с.

160.Романтизм: вопросы эстетики и художественной практики. Тверь, 1992, 143 с.

161.Романтизм: Открытия и традиции. Калинин, 1989. ТРУ, 150 с.

162.Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность //Философия эпохи постмодерна. Минск, "Красико-принт", 1996, С.182-199.

163.Руднева И.Г. Романтика в критическом реализме как теоретико-литературная проблема. Дис. ...д. филол. наук. М., МГУ, 1989, 303 с,

164.Русская литература и мировой литературный процесс. JI, ЛГПИ, 1973, 233 с.

165.Сафиуллин Я.Г. О функциях понятия "романтизм" в русской мысли начала 20 века //Ученые записки Казанского гос. ун-та. Казань, 1995. Т. 131, С. 150-154.

166.Сафронова Л.А.Человек и картина мира в поэтике барокко и романтизма //Человек в контексте культуры: Славянский мир. М, 1995, С.83-92.

167.Сахаров В. Страницы русского романтизма. М., Сов. Россия, 1988,

352 с.

168.Семиотика и художественное творчество. М., Наука, 1977,368 с.

169. Скобелев A.B. Особенности сатиры и проблема комического в творчестве Э.Т.А.Гофмана. Дис. ...д. филол. наук. Воронеж, 1984, 241 с.

170.Скобелев A.B. Фантастическое как средство выражения авторской позиции (Э.Т.А.Гофман "Выбор невесты") //Форма раскрытия авторского сознания (на материале зарубежной литературы). Воронеж, Изд-во Воронеж, ун-та, 1985, С. 6-54.

171.Скородумова Л.Э,"Фантазии в манере Калло" Э.Т.А.Гофмана; своеобразие композиции, Автореф. дис, ...к, филол. наук. М., МПГУ, 1996, 16 с.

Г/2.Скотт В, О сверхъестественном в литературе и, в частносщ о сочинениях Э.Т.А.Гофмана //Собрание сочинений. В 20 т. Т.20. М., Худ. лит., 1965, С. 602-652.

173.Славгородская Л.В. Романы Э.Т.А.Гофмана. Дис. ...к. филол. наук. Л., ЛГУ, 1972, 276 с.

174.Смирнов Ю. Мистика и реальность сатанинского бала ( в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита") //Памир. 1988, № 9, С. 139-163.

175.Современные зарубежные исследования по романтизму. М., ИНИОН, 1976, 234 с.

176.Современные зарубежные литературоведческие концепции (Герменевтика, рецептивная эстетика). Реферативный сборник. М., ИНИОН, 1983, 184 с.

177.Современный роман. М., Наука, 1990, 285 с.

178.Соколов Б.В. Творческая исгоия романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Дис. ...д. филол. наз^к. М., 1991, 390 с.

179.Соколова Т.В. Синтез чувства и интеллектуального начала в романтической эстетике// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2, СПб, 1995. Вып.4, С. 86-91.

180.Соловьва H.A. Поэтика европейского романтизма в системе сравнительного литературоведения //Вестник Московского университета. Серия 9, Филология, М., 1995, №5, С. 63-75.

181.Старобинский Ж. К понятию воображения: вехи истории //Новое литературное обозрение. 1996, № 19, С. 30-47.

182.Структура и функция поэтического текста. М., Наука, 1985, 232 с.

183.Такварелия Л.А. Проблема художника в творчестве Э.ТА.Гофмана (на примере образа Крейслера). Дис, ... к. филол. наук. Тбилиси, 1981, 152 с.

184.Творчество Михаила Булгакова. Л., Наука, Кн.1, 1991, 445 с,

185.Творчество Михаила Булгакова.Томск, Изд-во Томского ун-та,

1 Г1)Ч i ! С -<Г _

КУУ ! , ! JQ С.

186.Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., Наука, 1982, 438 с.

187.Тертерян И. Романтизм как целостное явление //Вопросы литературы. №> 4. 1983, С. 151-183.

188.Томашевский В.Б. Стилистика. Л., ЛГУ, 1983, 288с.

189.Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., Прогресс, 1995,

624 с.

190.Тураев C.B. Гофман и романтическая концепция личности //Художественный мирЭ.Т.А. Гофмана. М., Наука, 1982, С. 5-41.

191.Успенский Б.А. Избранные труды. В 2 т. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., Изд-во Тнозис", 1994, 432 с.

!92.Усшн А.К, Текст как семиосинтез объективного и субъективного. СПб., 1995, 139 с.

193.Федоров Ф.П. Проблемы искусства в творчестве Э.Т.А.Гофмана. Дис. ...к. филол. наук, Л., ЛГУ, 1972, 200 с.

194.Федоров Ф.П. Человек в романтической литературе. Рига, ЛатГУ,1987, 118 с.

195.Федоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма: структура и семантика. Даугава, Даугавп. пед. ин-т, 1989, 390 с.

196.Фоменко Л.Г. Цитаты в романе М.А.Булгакова "Белая гвардия"// О жанре и стиле советской литературы. Калинин, К ГУ, 1990, С. 47-56.

197.Фортунатова В.А. К традиции Гофмана в литературе ГДР и ФРГ //Межлитературные связи и проблем а реализ ма. Горький, ГГУ,1988, С. 56-68.

198.Фортунатова В.А.Функционирование традиции в прозе ГДР и ФРГ 60-80-х годов. Автореф. дис. ...д. филол.наук. СПб, 1995, 26 с.

199.Фрейд 3. Введение в психоанализ, М., Наука, 1989, 455 с.

200.Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., Республика, 1995,

398 с,

201.Фролов ГА. Наследие романтизма в современной немецкой литературе (Восточная Германия). Автореф. дис. ...д, филол.наук. М., 1991, 28 с.

202.Фуко М. Слова и вещи.М., Прогресс, 1977, 488 с.

203.Фюман Ф. Э.Т.А.Гофман /'/Встреча, Повести и эссе, М., Радуга, 1983, С, 419-435.

204.Хабермас Ю. Понятие индивидуальности /'/Вопросы философии. 1989, №2, С. 35-41.

205.Хайдеггер М. Время и Бытие. М., Республика, 1993, 316 с.

206.Химич В.В. "Странный" реализм Михаила Бзшгакова //Русская литература XX века: Направления и течения. Екатеринбург, УГУ, 1992, С. 105-115.

207.Хрулев Б.И. О природе романтического мышления ПО традициях и новаторстве в литературе. Уфа, изд-во Башк. гос. ун-та, 1976, С. 3-14.

208.Художественный мир Э,Т.А.Гофмана. М., Наука, 1982, 295 с.

209.Царик Д.К. Типология неоромантизма. Киев, Штиинца, 1984,

167 с.

210.Чавчанидзе Д.Л. Средневековый архетип в произведениях немецких романтиков (образ женщины) //Вестник Московского университета. Серия 9, Филология, № 2, 1992, С. 29-41.

21 ЬЧавчанидзе Д.Л. Некоторые особенности художественного образа и сюжета Э.Т.А.Гофмана. Дис. ...к. филол. наук. М., 1969, 323 с.

212,Чеботарева В.А. О гоголевских традициях в прозе Михаила Булгакова //Русская литература. 1984, № 1, С. 166-176.

213.Чудакова М. "Жизнеописание М.Булгакова" М.,"Книга", 1988,

496 с.

214.Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. М., Мысль, 1968, 496 с.

215.Шлегель Ф. Философия. Эстетика. Критика. В 2 т. М., Искусство, 1983.

216.Шлегель Ф.В. Письмо о романе //Литературная теория немецкого романтизма, Л., Изд-во писателей в Лениграде, 1934, С.200-213.

217.Шопенгауэр А.Избранные произведения.М., Просвещение, 1992,

479 с.

218,Элиот Т.С. Традиция и индивидуальный талант //Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX веков. Трактаты, статьи, эссе. М., Изд-во Моск. ун-та, 1987, С. 169-176.

219.Эльдарова Г.М. О восприятии Бальзаком фантастики Гофмана// Межнациональный фактор в литературном процессе. Л., ЛГУ, 1989, С. 139-153.

220,Эпоха романтизма. Из истории международных связей русской литературы. Л., Наука, 1975, 284 с.

221 .Эстетика и творчество русских и зарубежных романтиков. Калинин, КГУ, 1983, 183 с,

222.ЮнгК.Г. Душа и миф: шесть архетипов. М-К: ЗАО "Порт-Рояль", 1997,384 с.

223.Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., Наука, 1996, 267 с.

224.Якобсон Р. Работы по поэтике. М., Наука, 1987, 464 с.

225.Яковлев Д.Е. Философия искусства Шеллинга и эстетика неоромантизма //Социальная теория и современность. М., 1996. Вып. 21, С. 144-154.

226.Ясперс К, Смысл и назначение истории. М., Республика, 1994,

527 с.

227.Arendt D. Der "poetische Nihlismus" in der Romantik. Studien zum Verhältnis von Dichtung und Wirklichkeit in der Frühromantik, Bd. 2. Tübingen, 1972. 175 S.

228. Asche S. Die Liebe, der Tod und das Ich im Spiegel der Kunst: Die Funktion des "Weiblichen" in Schriften der Frühromantik und im erzählerischen Werk E.T.A.Hoffmarais //Asche S, Klönigstem: Hain, Сор. 1985. XVIII, 239 S.

229. Aufklärung: Ein literturwissenschaffliches Studienbuch. Hrsg/Wessels H. - Königstein: Athenäum 1984, 226 S,

230.Bänsch D. (Hg) // Zur Modernität der Romantik. Stuttgart, 1977,

185 S.

231.Behler E. u. a. Die Europäische Romantik. Frankfurt a.M., 1972,

163 S.

232.Benjamin W.Der Begriff der Kunstkritik in der deutschen Romantik. Bern, 1920, 145 S.

233. Breuer R, Literatur: Entwurf einer Kommunikationsorientierten Theorie des sprachlichen Kunstwerks. Heidelberg: Winter, 1984, 214 S.

234. Gramer T. Das Groteske bei E.T.A.Hoffmann.München, Fink, 1966,

215 S.

235.Cronin J. Die Gestalt der Geliebten in der poetischen Werken E.T.A.Hoffmanns. Bonn, 1967, 143 S.

236.Dischner G., Faber R. (Hg). Romantische Utopie, utopische Romantik. Hiidesheim, 1979, 358 S.

237.Drux R. Marionette Mensch: Ein Metaphernkomplex und sein Kontext von Hoffmann bis Büchner, München:Fink, Cop, 1986, 213 S.

238. Ettelt W, E.T.A.Hoffmann: Der Künstler und Mensch. Würzburg: Königshausen und Neumann, 1981, 143 S.

239.Fischer M.I, Rückgriff auf Goethe: Grundlagen einer Kritischen Rezeptionsforschung. Frankfurt a. M., Bern: Lang, 1983, 217 S.

240.Grob H. Puppen, Engel, Enthusiasten: Die Frauen und Helden im Werke E.T.A.Hoffnianns. Bern, 1984, 157 S.

241. Giinzel K. Das Leben zwischen Kunst und Wirklichkeit// Hoffmann E.T.A. Leben und Werk in Briefen, Selbstzeugnissen und Zeitdokumenten. Hrsg. von Günzel K. - 3.Äufl. Berlin, 1984, 563 S.

242.Haym R. Die romantische Schule. Berlin, 1870, 365 S,

243.Heimrich B. Fiktion und Fiktionsironie in Theorie und Dichtimg der deutschen Romantik, Tübingen, Niemeyer, 1968, Bd. YI, 152 S.

244. Heine R. Transzendentalpoesie: Studien zu F.Schlegel, Novalis u. E.T.A.Hoffmann. Bonn, 1974, 212 S.

245. Inghman N.W. E.T.A.Hoftmann's reception in Russia, Würzburg, Jal-Yerl., 1974, 303 p.

246.Karoli Ch. Ideal und Kris enthusiastischen Kiinstiertums in der deutschen Romantik. Bonn, Bouvier, 1968, 272 S.

247.Kittler F.A. (Hg) Austreibung des Geistes aus den Geisteswissenschaften. Programme des Poststrukuralismus. Padeborn /München / Wien /Zürich, 1980, 280 S.

248.Korff H.A. Geist der Goethezeit. Bd.3. Leipzig, 1940. Bd.4, 410 S. Leipzig, 1953, 390 S.

249.KorifH.A. Humanismus und Romantik. Leipzig, 1925, 378 S.

250.Masan E.G. Deutsche und englische Romantik. Göttingen, 1966, 390 S.

251.Matt Peter von. Die Augen der Automaten E.T.A.Hoffmanns Imaginationslehre als Prinzip seiner Erzählkunst. Tübingen, Niemeyer, 1971. [5], 192 S.

252. Milner M. La fantasmagorie: Essai sur Toptique fantastique. Paris: PUF, 1982, 134 p.

253.Nahrebecky R. Wackenroder, Tieck, E.T.A.Hoffmann, Bettina von Arnim: Ihre Beziehung zur musikalischen Erlebnis. Bouvier Verlag Herbert Grimdmann.Bonn, 1979, 262 S.

254.Photenhauer H. Aspekte der Modernität bei Novalis ii Zur Modernität der Romantik, Hrsg. von Bänsch D. Stuttgart, 1977, 147 S.

255.Pikulik L. Romantik als Ungenügen an der Normalität: Am Beispiel Tiecks, Hoffmanns, Eichendorffs, Frankfurt a.M,, 1979, 551 S.

256.Polheim K.K. Der Poesiebegriff der deutschen Romantik. Paderborn, 1972, 185 S.

257. Prang H. Begriffsbestimmung der Romantik. Darmstadt, 1968, 228 S,

258.Reh A.M. Psychologie und psychoanalytische Interpretationsmethoden //Psychologie in der Literaturwissenschaft. Heiidelberg, 1971, 204 S.

259.Romantik: Aufbruch zur Modern. Hrsg von K.Maurer u. Winfried. München: Fink, ¡991, 567 S,

260,Röser B. Satire und Humor bei E.T.A.Hoffmann: Eine Untersuchung der poetologischen Grundlagen und die Realisation im Werk. Bamberg, 1976, 319 S.

261.Safranski R. E.T.A.Hoffmann: Das Leben eines skeptischen Phantasten. München-Wien, 1984, 534 S.

262. Schenk H.G. Geist der europäischen Romantik. Frankfurt a.M., 1970,

310 S.

263. Schnei der M. Emst-Theodor Amadeus Hoffmann. Paris, 1979, 302 S. 264.Strich F. Deutsche Klassik und Romantik oder Vollendung und

Unendlichkeit. München, 1922, 5 Auflage, Bern, 1962, 275 S.

265.Thaimann M. Romantik in kritisher Perspektive. Heilderberg, Stiem, 1976.207 S.

266.Träger C. Aufklärung, Sturm und Drang, Klassik, Romantik. Epochendialektik oder "Geist der Goethezeit"? //Studien zur Erbetheorie und Erbeaneignung. Leipzig Reclam, 1981, 376 S.

267.Träger C. Geschichte und Romantik. Berlin, 1984, 352 S.

268.Walzel O. Deutsche Romantik. Leipzig/Berlin, 1908, 203 S.

269.Wöllner G. E.T.A.Hoffmann und Franz Kafka. Von der "fortgeführten Metapher" zum "sinnlichen Paradox". Bern-Stuttgart. Haupt, cop. 1971, 187 S.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.