Романы Ирмтрауд Моргнер в контексте немецкой гиноцентрической прозы Германии второй половины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Ивлиева, Полина Дмитриевна

  • Ивлиева, Полина Дмитриевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 206
Ивлиева, Полина Дмитриевна. Романы Ирмтрауд Моргнер в контексте немецкой гиноцентрической прозы Германии второй половины XX века: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Нижний Новгород. 2013. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ивлиева, Полина Дмитриевна

Оглавление

Введение

Глава I. Женская литература на рубеже XX и XXI веков и принципы феминистской критики

1.1. «Женский бум» в истории и литературе 1970 - 1980 - х гг. (к проблеме термина «феминизм»)

1.2. Женская литература: эволюция явления и проблема определения

1.3. К проблеме гиноцентризма в отечественном и зарубежном литературоведении

1.4. Принципы феминистской критики в контексте деконструктивизма как части семантического поля литературоведения

Глава 2. Аутентичность и историзм в романах Ирмтрауд Моргнер 1970 - 1980-х гг

2.1. Проблема аутентичности в новейшей немецкой литературе XX века

2.2. Принципы аутентичного письма в романах И. Моргнер

Глава 3. Гиноцентрические стратегии письма (И. Бахман, К. Вольф, И. Моргнер) и проблема авторского мифотворчества

3.1. Соратницы и сподвижницы Ирмтрауд Моргнер в интеллектуальной борьбе за

женское «я»

3.1.1. Художественная практика И. Бахман в контексте гиноцентрического романа

3.1.2. Криста Вольф как теоретик и представитель женской литературы Германии XX века

3.2. Авторский «произвол» как явление современного мифотворчества и современные инварианты образа Медеи

3.3. Трансформация мифологических образов в романах И. Моргнер

Заключение

Приложение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Романы Ирмтрауд Моргнер в контексте немецкой гиноцентрической прозы Германии второй половины XX века»

Введение

Литература последней трети ушедшего XX и первого десятилетия начавшегося XXI века - это явление многогранное и недостаточно изученное, включающее в себя множество различных направлений и течений. Немецкая литература была и остается предметом споров и дискуссий литературоведов и критиков, не потеряв при этом самобытности. Особый интерес представляет «женско-центрированная традиция»1 в германской литературе, т.е. традиция изучения творчества авторов-женщин, текстов, написанных женщинами, героинь-женщин и женского стиля письма, что всё в совокупности реализует концепцию женского авторства в узком смысле и идею женской эмансипации в литературе в широком.

Творчество Ирмтрауд Моргнер (Irmtraud Morgner, 1933 - 1990) -выдающееся звено литературного процесса Германии второй половины XX века. Немецкая писательница, лауреат Национальной премии ГДР, родилась в г. Хемнитц (после образования ГДР - Карл-Маркс-Штадт), изучала германистику в Лейпцигском университете, после окончания работала ассистенткой редактора в одном из берлинских периодических изданий и лишь с 1958 года позиционировала себя как профессиональная писательница, что не мешало ей состоять в газете «Neue Deutsche Literatur» («Новая немецкая литература») в должности внештатного автора. Её карьера началась с публикации рассказа «Сигнал к отправлению» («Das Signal steht auf Fahrt», 1959) и романа «Дом на краю города» («Ein Haus am Rand der Stadt», 1962), которые, несмотря на их социально-реалистическую направленность, прошли относительно незамеченными в немецкой литературе. После публикации романа «Свадьба в Константинополе» («Hochzeit in Konstantinopel», 1968), который, по мнению самой писательницы, является её первой настоящей книгой, стало узнаваемым не

1 Термин заимствован из области феминистской литературной критики

только имя Ирмтрауд Моргнер среди прочих представителей литературной прозы того времени, но и свойственная только ей манера письма, характеризующаяся смесью фантастики с элементами сказки, гротескного юмора, лаконичностью языка повествования и наличием обширной парадигмы символико-метафорических приемов «кодирования».

Начало 70-х годов было ознаменовано путешествием писательницы в Париж, Рим и Москву, после чего появилось, но так и осталось незавершенным по причине смерти автора главное произведение её жизни - «Трилогия Зальман», принесшее Моргнер международное признание и «звание» феминистки ГДР. После выхода в свет двух из задуманных романов трилогии («Жизнь и приключения трубадура Беатрис в описании её шпильфрау Лауры» («Leben und Abenteuer der Trobadora Beatriz nach Zeugnissen ihrer Spielfrau Laura», 1974) и «Аманда» («Amanda. Ein Hexenroman», 1983) писательница совершила ряд поездок по Германии, Австрии и Швейцарии, где она выступала с чтением собственных произведений, а уже в 1984 году Ирмтрауд Моргнер в компании писательницы Хелги Шутц посетила университеты США, делясь со слушателями опытом и лекционными наработками. Роман «Жизнь и приключения...» является выдающимся социально-ориентированным произведеним писательницы.

И. Моргнер дважды была замужем. Второй из ее супругов, Пауль Вине (Paul Wiens), был поэтом, писателем и в тоже время неофициальным сотрудником и осведомителем штази, что нашло отражение в романах Моргнер и в существенной степени повлияло на автобиографическую направленность её произведений.

К достижениям последних лет жизни И. Моргнер относятся участие в Гамбургском Женском Фестивале двумя годами позже, выступления в качестве приглашенного доцента в университете Цюриха, публикация работы «Красавица и животное: Ценная история» («Der Schöne und das Tier. Eine Liebesgeschichte», 1991), присуждение премии имени Генриха Манна (1975), Литературной премии города Гайдерхейм (1985) и Литературной юмористической премии города Касселя (1989).

В 1996 году после тяжелой многолетней болезни Ирмтрауд Моргнер скончалась, по этой причине проблему вечного противостояния полов, которую она пронесла через все своё творчество, так и не удалось разрешить.

Актуальность темы представленного исследования связана с тем, что позволяет включиться в многолетнюю дискуссию о существовании женской прозы в качестве самостоятельного литературного явления, а также о жанре гиноцентрического романа и слагаемых поэтики произведений этого направления современной европейской, в том числе немецкой прозы.

В литературе, как явлении крайне чувствительном к преобразованиям всякого рода, отражаются любые изменения в исторической и социокультурной атмосфере эпохи. Писатели, перерабатывают информацию извне, осознанно или бессознательно отдают свои предпочтения тому или иному методу, приему и средствам словесно-художественного оформления бытия.

Вторая половина двадцатого века - эпоха тендерного противостояния, которое проявилось во всех пластах и аспектах человеческого бытия, в частности в политике, социологии, юриспруденции, культурологии, породив движение феминизма. В сферу влияния этого женского движения за равноправие попало и искусство, а результатом явления становится так называемая «женская литература» - понятие, которое до сих пор остается дискуссионным в науке о литературе. Более того, феминизм стал отправной точкой и источником вдохновения так называемого литературоведческого феминизма, который возник как критическая реакция на преобладание мужчин в каждой существовавшей до сих пор формы литературоведения.

Понятие «женская литература» является очень широким и, обратившись лишь к некоторым примерам из русской литературы, к образцам женской прозы Германии или к ярчайшим представительницам новейшей англо- и франкоязычной литературы, мы увидим, что под него подпадают все тексты, написанные женской рукой. Всех писательниц объединяет только одно - их авторская тендерная принадлежность. Особняком, однако, стоит ряд авторов-женщин, которые в середине двадцатого столетия вышли за рамки так

называемой женской литературы и обратились в своём творчестве к глубоким общечеловеческим проблемам бытия. Таких писательниц, как И. Бахман, К.Вольф, И. Моргнер и некоторых других можно отнести к новому формирующемуся литературному направлению, основанному на принципе гиноцентризма, - гиноцентрическому {gyne - греч. «женщина», centrum — «центр круга»). Основным жанром гиноцентрической литературы является гиноцентрический роман. В данной работе термин «гиноцентризм» используется в значении принципа художественного воссоздания истории через образ женщины, её мирочувствование и мировидение. Таким образом, в гиноцентрической литературе малая история женщины и большая история общества уравнены в правах.

Чем же гиноцентрическая литература отличается от просто «женской литературы»? Первая (гиноцентрическая) характеризуется

высококонцентрированной субъективностью, глубиной и философичностью, пытается решить социальные проблемы, затрагивает политические и экономические проблемы, вписывает в канву повествования свое «я», которое является оценочным фактором и мерилом всего происходящего. Обязательно наличие феминистической подоплеки, образа сильной, мужественной женщины, совокупность принципов и приемов отображения субъективной авторской реальности, обширной символико-мифологической парадигмы кодирования и определенных принципов письма.

Вторая же представляет собой лишь увлекательное, массовое, занимательное «одноразовое чтение», посвященное исключительно частным переживаниям одной конкретной женщины, будничным проблемкам, легко и понятно написанное и поэтому общедоступное.

Объектом исследования является немецкоязычная гиноцентрическая проза указанного периода как социально-культурный феномен, в частности творчество писательниц И. Бахман, К. Вольф, И. Моргнер.

Непосредственным предметом исследования являются аутентичные произведения Ирмтрауд Моргнер (Irmtraud Morgner), особенности поэтики и

стиль её произведений в контексте немецкой гиноцентрической прозы второй половины XX века. В центре внимания - романы «Жизнь и приключения трубадура Беатрис в описании её шпильфрау Лауры» («Leben und Abenteuer der Trobadora Beatriz nach Zeugnissen ihrer Spielfrau Laura», 1974) и «Аманда» («Amanda. Ein Hexenroman», 1983) как наиболее яркие образцы данного литературного направления.

Характеризуя степень изученности, можно сказать, что на данный момент уже существует ряд работ, которые направлены на изучение феномена западноевропейской «женской литературы». Различным аспектам женской литературы и женского письма посвящены исследования И. Жеребкиной2, А. Э. Воротниковой3, К.Вольф4, И. Бахман, Ремаевой Ю. Г5, Манфреда Юргенсена (Manfred Jurgensen)6, Элейн Шоуолтер (Elaine Showalter)7, Сюннове Класон

8 9

(Synnöve Clason ), Элисон Левис (Alison Lewis) , Габриеле Шпригат (Gabriele Sprigath)10, Ирмелы Брендер (Irmela Brender)11 и других. Так, в труде И.Жеребкиной («Введение в тендерные исследования», 2001) излагаются теоретические аспекты проблемы, в частности различаются три вида текстов: «женские тексты», написанные женщинами авторами, «фемининные тексты», написанные в стиле, культурно означенном как «женский» и «феминистские тексты», сознательно бросающие вызов методам, целям задачам доминантного патриархального литературного канона.

Методологической значимостью для исследования немецкоязычной женской прозы обладают монографии («Гиноцентрические романы Германии и

2 Введение в тендерные исследования. Часть 1. Учебное пособие. // под ред. И. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ; СПб: Алетейя, 2001 - 708 с. - (Книжная серия «Тендерные исследования»).

3 Воротникова, А. Э. Гиноцентрические романы Германии и Австрии 70-80-х гг.: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10. 01. 03/А. Э. Воротникова; Воронеж, гос. ун-т. — Воронеж, 2008. 37 с.

4 Вольф К. Франкфуртские лекции/Ют первого лица: Пер. с нем./Сост. Е.А. Кацева- М.: Прогресс, 1991. 416 с.

I Ремаева Ю.Г. Постфеминистская проза Британии на рубеже XX-XXI вв. :феномен "чиклит": дис. ...канд. филол. наук: 10.01.03 / Ю. Т. Ремаева; H. Новгород, — ИНГУ, 2007. 260с.

fiFrauenliteratur.-Autorinnen. Perspektiven. Konzepte. Hrsg. von Manfred Jurgensen. Bern, Frankfurt 1983.382 s.

7 Elaine Showalter, A Literature of Their Own. The British Woman Novelists from Bronte to Lessing (Princeton, N.J.: Princeton UniversityPress, 1977)

8 Synnöve Clason: Der Faustroman „Trobadora Beatriz", Stockholm 1994

9 Alison Lewis: Subverting patriarchy, Oxford 1995

10 Gabriele Sprigath Frauen und Männer und die Wirklichkeit der Kunst/hrsg. von Cristian Geissler [u. a.] - 1983, H.4 S. 147-154.

II Irmela Brender Gedanken zur Frauen Literatur /hrsg. von Heinz Puknus. Mit e. einleitenden Essay von Elisabeth Endres. - München: Beck, 1980.

Австрии 1970-1980-х гг.» (2006), «Мифорецепция в романе К. Вольф «Кассандра» (2007), «Поэтика памяти и забвения в романе Э. Елинек «Дети мертвых» (2013), и докторская диссертация А.Э. Воротниковой «Гиноцентрические романы Германии и Австрии 1970-1980-х гг.», посвященные глубокому анализу творчества Э. Елинек, И. Бахман, Б. Фришмут, К. Вольф и других. Работы исследовательницы представляют собой теоретическое осмысление проблемы тендера и сущности женской литературы на материале немецкоязычной прозы второй половины XX столетия. По мнению исследователя, женской литературы как таковой не существует, равно как и мужской. Однако нужно иметь в виду «предпочтения мужчин и женщин в выборе идейно-художественных средств»12. Явления «женской эстетики» следует воспринимать «как проявление настойчивой потребности слабого пола в самоутверждении и в утверждении своего особого места в искусстве, отличного от мужского»13.

А.Э.Воротникова вводит в методологию литературоведения понятие гиноцентризма, вкладывая в него идейно-эстетический смысл и способ освоения бытия. В монографиях и докторской диссертации Воротниковой решается проблема существования гендерно детерминированной эстетики, излагаются основные понятия «женской литературы», устанавливается общность выбранных автором произведений на основе реализации в них гиноцентрического принципа. Таким образом, выводы автора о роли гиноцентрического принципа в литературе становятся основополагающими для методологии настоящего исследования.

Среди диссертационных исследований, посвященных изучению женской прозы, отметим кандидатскую диссертацию Ремаевой Ю. Г.14 «Постфеминистская проза Британии на рубеже XX-XXI вв.: феномен «чиклит», в которой исследуются романы нового направления постфеминистской прозы Британии, известные в англоязычном литературоведении как Chick Lit / «чиклит», создававшиеся на рубеже XX и XXI вв. Автор концентрирует свое

12 Воротникова, А. Э. Гиноцентрические романы Германии и Австрии 70-80-х гг.: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10. 01. 03/А. Э. Воротникова; Воронеж, гос. ун-т. — Воронеж, 2008. С. 11.

13 Там же

14 Ремаева Ю.Г. Постфеминистская проза Британии на рубеже XX-XXI вв. :феномен "чиклит": дис. ...канд. филол. наук: 10.01.03 / Ю. Г. Ремаева; Н. Новгород, — ННГУ, 2007. 260с.

внимание на осмыслении «молодого» явления Британии - женской прозы так называемой «новой волны», которая в связи с изменившимся социальным и психологическим статусом женщины характеризуется новыми формами повествования, новыми темами и героинями.

Среди зарубежных исследователей большой интерес представляют работы австралийского германиста Манфреда Юргенсена (Manfred Jurgensen)15, профессора университета штата Квинсленд, который затрагивал различные аспекты явления «женской литературы» и осмысливал процессы, происходящие в Германии, начиная с 60-х годов. Причем под понятием «Deutschland» понимается скорее не географическое явление, а некий образ западногерманской книжной ярмарки, которая вмещает в себя всё, что так или иначе литературно впитал в себя и затем выразил немецкий язык. М. Юргенсен вплотную занимался изучением «женского вопроса» и выпустил ряд научных работ, посвященных немецким авторам-женщинам современности: «Women, Writers, Women Writers: An Alternative History of German Literature», «Deutsche Frauenautoren Der Gegenwart: Bachmann, Reinig, Wolf, Wohmann, Struck, Leutenegger, Schwaiger» (1983), «Frauenliteratur: Autorinnen, Perspektiven, Konzepte» (1983).

Манфред Юргенсон попытался обобщить все творчество писательниц и создать некое общее поле под условным обозначением «Женская эстетика», не умаляя при этом индивидуальность каждой из писательниц и их отдельно взятых произведений. Кроме того, одной из его целей было осветить и проанализировать проблему противостояния женских текстов и женской рецепции, освободить и уравнять в правах» женский анализ по отношению к традиционному мужскому. Объектом его интересов стали такие имена, как Ингеборг Бахман, Криста Райниг, Криста Вольф, Габриеле Воман (Gabriele Wohmann), Карин Штрук (Karin Struck), Гетруд Лейтенеггер (Gertrud Leutenegger) и Бригит Швайгер (Brigitte Schwaiger). Без внимания не остались и тексты таких авторов как, Анна Зегерс, Ильзе Ахингер, Мария-Тереза Кершбаумер и Барбара Фришмут. Список также пополнила Ингеборг Древитц (Ingeborg Drewitz) и её автобиографическое

ь Jurgensen-Manfred (ed.). Frauenliteratur: Autorinnen-Perspektiven-Konzepte. Bern : Lang, 1983. 233 p.

творчество. Выбирая объекты для исследования, Юргенсон исходил из личной заинтересованности и собственных вкусовых предпочтений. Так, к сожалению, без внимания осталась немецкая писательница ГДР Ирмтрауд Моргнер, которую, по мнению многих критиков (Synnöve Clason), едва ли можно превзойти в оригинальности. Как было сказано выше, Германия не является для профессора просто государством в Центральной Европе. Соответственно, ни «немецкие» швейцарские, ни «немецкие» австрийские писательницы не упускаются из поля зрения. Для Манфреда Юргенсона и его коллег важнейшим был вопрос, как и с помощью чего вышеназванные авторы способствовали созданию новой картины мира, и это является причиной, позволившей профессору объединить писательниц в рамках одной темы, несмотря на индивидуальный почерк каждой их них. Решающим аргументом была всё же не принадлежность к полу, а в первую очередь стиль произведений, в частности «женская взволнованность» (Frauenbewegtheit) и художественные свойства произведений.

Среди отдельных публикаций и научных изысканий о женском письме можно выделить работы Элен Сиксу (Helene Cixous)16, Габриеле Otto (Gabriele Е.

1 7 i о

Otto) , Элизабет Гросс (Elizabeth Grosz) .

Хотя явление гиноцентризма уже стало мировым, на сегодняшний день отсутствуют работы, предполагающие системный анализ романов гиноцентрической литературы.

Творчество Ирмтрауд Моргнер до сих пор находится на периферии изучения в германистике и практически не исследовано, а её имя достаточно редко и лишь вскользь упоминается современными литературоведами. По сравнению с творчеством таких авторов, как И. Бахман и К. Вольф, чья библиография трудов достаточно обширна и насчитывает не один десяток наименований как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении,

lf' Helene Cixous, «The Laugh of the Medusa», Signs 1 (summer, 1976), P 875-899.

17 Gabriele E. Otto Weibliches Erzählen? Entwicklung der Erzahlverfahren in Ingeborg Bachmanns Prosa, Konigshausen & Neumann, Wurzburg 2009. S. 300.

18 Elizabeth Grosz, Space, Time, and Perversion. Essays on the Politics of Bodies (New York and London. Routledge, 1995) P 9-24.

романистика И. Моргнер видится малоизученной и незаслуженно обделенной вниманием, в первую очередь, отечественными исследователями. В тоже время, в западной науке к творчеству И. Моргнер с разными целями и в разное время обращались и продолжают обращаться исследователи, критики, литературоведы, историки: М. Шарлоте Вольф (M. Charlotte Wolf. «The treatment of fragmentation in

Irmtraud Morgner's unfinished Salman Trilogy»19), Джефф Вестгейт (Geoff

20

Westgate) ,которому в 1999 году была присуждена ученая степень за его тезисы, посвященные анализу такого современного литературного явления как Ирмтрауд Моргнер. Их общий смысл заключается в своевременности и уместности писательницы своему времени и своему народу, которая взяла на себя смелость сделать попытку переосмыслить историю и очистить её от предрассудков. Характеристика, данная произведениям И. Моргнер Джеффом Вестгейтом, не контрастирует с оценками, встречающимися у других авторов. Он скорее вновь подчеркивает очевидные и выдающиеся особенности её творчества, но на свой собственный лад: все романы И. Моргнер одинаково эксцентричны, насмешливо гротескны, «сексуально свободны», но в то же время пропитаны грустью и тоской. Читатель становится свидетелем того, как запутывается хронология и рушатся законы физики, как в рамках одного произведения мирно сосуществуют концепции Фуко, Маркса, Декарта и прослеживающийся во всем дуализм.

Элизабет Морир (Elizabeth Morier) считала содержание дилогии о Беатрис

де Диа откровенно порнографическим, чем и объясняла её непопулярность и

~ 21

настороженное отношение советских, а затем россииских читателей и критиков .

Урсула Либерц-Грюн (Ursula Liebertz-Grün) рассматривала романы И. Моргнер как историческое явление, утверждая в своей статье «Wege zu einer

19 M. Charlotte Wolf. Dissertation The treatment of fragmentation in Irmtraud Morgner's unfinished Salman Trilogy / Union Institute & University, Cincinnati, Ohio, 2004. S. 249.

211 Westgate G. Irmtraud Morgner. URL: http://www.new-books-in-german.com/feature8.htm

21 Morier E. Socialist Magical Realism. Irmtraud Morgner's Trobadora Beatrice. URL: http://www.compIcte-rcview.com/quarterly/vol2/issuc2/morgncr.htm

postpatriarchalen Ästhetik», что мы имеем дело с кратким экскурсом в тендерный конфликт ГДР начала семидесятых годов22.

Дэнни Йи (Danny Yee), австралийский рецензент, подчеркивал, что произведения писательницы являют собой уникальный образец восточногерманского социалистического магического реализма.23

Справедливой видится мысль известной представительницы немецкого женского движения Алисы Шварцер (Alice Schwarzer)24 о том, что все творчество И. Моргер представляет собой образец, воплощение и выражение идей феминизма.

Среди отечественных исследователей, в чьи научные интересы входил анализ творчества Ирмтрауд Моргнер, отметим работы Зачевского Е. «Ирмтрауд

25

Моргнер. Аманда. Бесовский роман» ; Шарыпиной Т. А. «Традиции Э. Т. А. Гофмана и концепция фантастического в немецкой прозе 70-80-х гг. (Ю. Брезан, К. Вольф, И. Моргнер)» , «Что остается...»: «мифический элемент» в литературе ГДР»27.

Творчеству И. Моргнер посвящена также кандидатская диссертация Бойчук А. М. «Романы Ирмтрауд Моргнер» , в которой исследовательница обращается к ранним произведениям Моргнер, с целью проследить причины, повлиявшие на трансформацию взглядов писательницы, что в результате привело к формированию новой манеры письма и отказ от предыдущих художественных принципов и форм. Большое внимание уделяется соотношению авторской

22 Wege zu einer postpatriarchalen Ästhetik, in: Jahrbuch der deutschen Schillergesellschaft: internationales Organ für neuere deutsche Literatur/hrsg. v. Fritz Martine [u.a.] - 40, 1996. S.324-347.

23 A book review by Danny Yee. URL: http://dannyrevicws.com

24 Neue deutsche Literatur: ndl. Zeitschrift für deutschsprachige Literatur und Kritik / mitberg. von. F. C. Weiskopf. Gel. Von Willy Breder, 1983. - 176 S.

ъ Зачевский E. Ирмтрауд Моргнер. Аманда. Бесовский роман // Современная художественная литература за рубежом. 1984. №5. С. 43-46.

2(> Шарыпина Т.А. Традиции Э. Т. А. Гофмана и концепция фантастического в немецкой прозе 70-80-х гг. (Ю. Брезан, К. Вольф, И. Моргнер) // Проблема традиций и взаимовлияния в литературах стран Западной Европы и Америки XIX-XX вв. Н. Новгород, 1993. С. 105-115.

27 Шарыпина Т. А. «Что остается...»: «мифический элемент» в литературе ГДР // История зарубежной литературы XX века: Учеб. пособие. М., 2009. С. 427-442.

й Бойчук А.М. Романы Ирмтрауд Моргнер: Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05 / Гос. ун-т. Санкт-Петербург, 1992. 16 с.

позиции и авторской роли в повествовании, анализу исторической концепции автора и её реализации на примере дилогии о Лауре Зальман.

Научная новизна представленной работы заключается в том, что в отечественном литературоведении нет исследований, которые бы содержали в себе комплексный анализ творчества Ирмтрауд Моргнер в контексте немецкой гиноцентрической прозы. В западном литературоведении направление гиноцентризма рассматривается лишь в общих чертах, внимание, как правило, в большей степени сосредоточено на политической составляющей явления, его феминистической подоплёке, а не на принципах письма и особенностях поэтики, отсутствует общепринятая теоретическая база изучения названного явления. В представленной работе явление гиноцентризма рассматривается системно, даётся теоретическое обоснование, охватываются различные аспекты его становления, развития, функционирования и значимости. В работе анализируются произведения гиноцентрической прозы Германии как социально-культурный феномен, представляющий несомненный интерес не только для литературоведов, но и для культурологов, социологов, историков.

Целью настоящей работы является комплексное изучение принципов и особенностей гиноцентризма, их систематизация и теоретическое обоснование на материале романного творчества Ирмтрауд Моргнер в контексте современных аутентичных текстов Германии.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. исследовать феномен «женской литературы», эволюцию явления и проблему его определения;

2. обосновать роль деконструктивизма как одного из ключевых компонентов гиноцентрической литературы;

3. определить явление гиноцентрической литературы в качестве особого направления немецкой женской романистики (И. Моргнер, К.Вольф, И.Бахман);

4. охарактеризовать И. Бахмаи и К. Вольф как предшественниц и сподвижниц И. Моргнер, воплощавших в своих этико-эстетических изысканиях проблемы женского бытия;

5. проанализировать корпус текстов И. Моргнер («Жизнь и приключения трубадура Беатрис в описании её шпильфрау Лауры», «Аманда. Бесовский роман») в русле гиноцентризма;

6. определить место И. Моргнер в контексте немецкоязычной литературы второй половины XX века и рассмотреть особенности поэтики дилогии о Лауре Зальман в срезе исторических политических и социальных реалий современности;

7. выявить роль мифологического сюжета и степень его переосмысления в произведениях женской прозы, на примере творчества И. Моргнер;

8. исследовать проблему аутентичности в новейшей немецкой литературе XX века, прежде всего в художественной практике И. Моргнер.

Исходя из целей и задач, стоящих перед диссертантом, на защиту выносятся следующие основные положения:

1. Гиноцентрическая литература - направление в современной немецкой литературе, базирующееся на идейно-эстетическом принципе гиноцентризма, который присутствует в романах немецких писательниц как некий фундамент, определяющий весь строй и «архитектуру» произведения. Это идея, отвечающая на вопрос «что», и эстетика, отвечающая на вопрос «как», поэтому концепция женственности и выбор художественных средств, воплощающих её, взаимозависимы. Выделяются следующие принципы гиноцентрической литературы: деконструктивизм, авторское мифологизирование, аутентичность.

2. Деконструктивизм, как часть семантического поля литературоведения, представляется одним из принципов женского письма в рамках гиноцентрической литературы. Это литературно-критическая методология и практика анализа художественного текста, под которой понимается разрушение сформировавшихся и уже устаревших основ и стереотипов, но не с целью их

уничтожения и обесценивания, а воссоздания, возрождения и переосмысления в контексте эпохи нового времени и под углом зрения актуальной современной проблематики. В результате такого процесса читатель становится на место автора и творит свой вариант текста.

3. Феминистская критика - течение на стыке литературоведения и лингвистики, порожденное деконструктивизмом, приверженцы которого ищут новые пути понимания проблемы взаимодействия языка и пола, в изучении опыта и его отражении в творчестве, специфические принципы «женского» письма в литературе, стремятся к деструкции привычной, а, следовательно, традиционной стереотипичной дихотомии «мужчина - женщина»

4. Немецкая женская проза занимает особое место в контексте мировой литературы. Её возникновение берёт начало в 60-х годах XX столетия и обусловлено, во-первых, женской эмансипацией, а во-вторых, политико-экономическим и идеологическим переделом Германии после Второй мировой войны. Военная и социально-политическая тематика, так или иначе, присутствуют в каждом из произведений немецких авторов-женщин (К. Вольф, И. Бахман, Э. Елинек, И. Моргнер) как некий ориентир, направляющий творческие поиски писателей, однако характер её интерпретации определен тендером, личными переживаниями и опытом каждой их писательниц, поэтому ключевой принцип женской прозы - аутентичность - способ показать то, что происходит в человеке в субъективной и одновременно документальной форме (переосмысление «немецкой вины», падение Берлинской стены, а также собственное восприятие и понимание).

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ивлиева, Полина Дмитриевна, 2013 год

Список использованной литературы:

Тексты и источники:

1. Вольф, К. Кассандра/ К. Вольф. - М.: Иностранная литература, №1, 1986. -С. 102-171.

2. Вольф, К. Медея: Пер. с нем. М. Рудницкий / К. Вольф. - М.: Иностранная литература, №1, 1997 - С. 5-79.

3. Гёте, И. В. Фауст / И. В. Гёте. - М.: Художественная литература, 1969. - 510 с.

4. Елинек, Э. Пианистка: Роман / Перевод с нем. А. Белобратова // Э. Елинек. -СПб.: «Симпозиум», 2004. - 320 с.

5. Карельский, А. Гофман Э. Т. А. Собрание сочинений. В 6 т. Т.1. — М.: Худож. лит., 1991.

6. Курочкин, М. Истребитель класса «Медея» / М. Курочкин. - М.: Литературное агентство «Око», 2012.

7. Найман, А. Г. Песни трубадуров / А. Г. Найман.- М.: Наука, 1979. - 260 с.

8. Райхарт, Э. Тени февраля. Роман/Пер. с нем. 3. Мардановой. Послесловие К. Вольф. / Серия «Австрийская библиотека в Санкт-Петербурге» / Спб.: «Симпозиум», 2012. - 156 с.

9. Улицкая, Л. Медея и ее дети / Роман, рассказы // Л. Улицкая. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - С. 7-239.

10. Christa Wolfs Medea. Voraussetzungen zu einem Text / Deutscher Taschenbuch Verlag. - Berlin: Gerhard Wolf Janus press, 1998. - 202 s.

11. Morgner, I. Amanda. Ein Hexenroman/ I. Morgner. - Berlin und Weimar: Aufbau - Verlag,1983. - 670 S.

12. Morgner, I. Das Signal steht auf Fahrt /1 Morgner. - Berlin: Aufbau-Verl., 1959. - 123 S.

13. Morgner, I. Der Schöne und das Tier : eine Liebesgeschichte / I. Morgner. Frankfurt am Main: Luchterhand, 1991. - 38 S.

14. Morgner, I. Gauklerlegende/ I Morgner. - Darmstadt; Neuwied: Luchterhand, 1982. - 103 S.

15. Morgner, I. Hochzeit in Konstantinopel/ I Morgner. - Berlin [u.a.]: AufbauVerl., 1975. - 238 S.

16. Morgner, I. Leben und Abenteuer der Trobadora Beatriz nach Zeugnissen ihrer Spielfrau Laura /1. Morgner. - Berlin und Weimar: Aufbau - Verlag, 1974. - S. 706

17. Morgner, I. Referat und Diskussion/Schriftstellerkongress der Deutschen Demokratischen Republik - 8, / I. Morgner. - 1979. - 366 S.

18. Morgner, I. Rumba auf einen Herbst / I. Morgner. - Hamburg [u.a.]: Luchterhand-Verl., 1992. - 374 S.

19. Morgner, I. Über atheistische Religio. Ein Hexenvortrag / Schriftsteller über Wissenschaften und Wissenschaftler/hrsg. u. mit e. Nachw. von John Erpenbeck / I. Morgner. - Berlin, 1987. - 250 S.

20. Mythos Medea. Herausgegeben von Ludger Lütkehaus. Leipzig, 2001.

21. Wolf, Ch. Essays / Gespräch / Reden / Briefe 1987 - 2000 // Ch. Wolf. -München: Luchterhand, 2001. - 812 S.

22. Wolf, Ch. Kassandra. Vier Vorlesungen. Eine Erzählung / Ch. Wolf. - Berlin; Weimar: Aufbau-Verlag, 1983. - 352 S.

23. Wolf, Ch. Von Kassandra zu Medea. Impulse und Motive für die Arbeit an zwei mythologischen Gestalten//Wolf Ch. Hierzulande. Andernorts. Erzählungen und andere Texte. 1994-1998. München: Luchterhand, 1999. - S. 158 - 168.

24. Zwei Briefe von Irmtraud Morgner, Zeitschrift für deutschsprachige Literatur und Kritik / mitberg. Von F.C. Weiskopf. Gel. Von Willy Bredel. - 40, 1992. - 204 S.

Литература по теории и истории вопроса:

23. Аверинцев, С. С. Символ / С. С. Аверинцев // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. - M.: Советская Энциклопедия, 1971. - Т. 6. - С. 826 -831.

24. Аверинцев, С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью / С. С. Аверинцев // Из истории культуры Средних веков и Возрождения / Отв. ред. В. А. Карпушин. - М.: Наука, 1976.-С. 42-67.

25. Алпатов, Е.М. История лингвистических течений / Е. М. Алпатов. С. 222.

26. Аристотель. Поэтика. / Аристотель. - М.: Гос. издательство Художественной литературы, 1957.- 184 с.

27. Барт, Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов / Р. Барт // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 427 с.

28. Барт, Р. Миф сегодня / Р. Барт // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Общ. ред. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - С. 72 - 131.

29. Барчунова, Т.В. Неискушенный фальсификационизм? Рецензия на книгу: Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. H.H. Марчук / Т. В. Барчунова. - М.: Вече, ACT, 1999.

30. Бахтин, M. М. Литературно-критические статьи / M. М. Бахтин; сост. С. Г. Бочаров, В. В. Кожинов - М.: Художественная литература, 1986. - 543 с.

31. Бахтин, M. М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) / Бахтин M. М. // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Художественная литература, 1975. - С. 447 - 483.

32. Бахтин, M. М. Эстетика словесного творчества / M. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.

33. Белей, К. Критическая практика / К. Белей, 1980. - С. 5 - 104.

34. Белянин, В.П. Психолингвистика / В. П. Белянин. - М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2004. - 232 с.

35. Бойчук, A.M. Романы Ирмтрауд Моргнер: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.05 / А. М. Бойчук-Санкт-Петербург, 1992. -16 с.

36. Большой толковый социологический словарь. M.: «АСТ», 1999. - Т. 2. С. 386 - 388.

37. Вагнер, Р. Избранные работы / Сост. И. А. Барсова, С. А. Ошеров. - М.: Искусство, 1978. - 695 с.

38. Вагнер, Р. Статьи и материалы. / Р. Вагнер. - М.: Музыка, 1974. - 199 с.

39. Валисова, Т. Г. Немецкая историческая проза 70-80-х гг. XX века. Поэтика жанров: дис. канд. филол. наук: 10. 01. 03 / Т. Г. Валисова. - Пермь, 2005. - 204 с.

40. Васильчикова, Т. Н. Драматургия Ханса Хенни Янна и типология немецкой экспрессионистической драмы: дис.д-ра филол. наук: 10.01.03 / Т. Н. Вастльчикова. - Ульяновск, 2006. - 431 с.

41. Введение в тендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной — Харьков: ХЦГИ, 2001 ; СПб.: Алетейя, 2001. — 708 с.

42. Введение в тендерные исследования. Часть II. Хрестоматия / Под ред. С.Жеребкина. -Харьков, СПб., 2001.-991 с.

43. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая. — М.: Языки славянской культуры, 2001. - 288 с.

44. Вейман, Р. История литературы и мифология: очерки по методологии и истории литературы / Р. Вейман. - М.: Прогресс, 1975. - 360 с.

45. Вольф, К. Миф и образ / вступ. и пер. с нем. Кацевой Е. // Вопр. лит. - М., 1999.-Вып. 4.-С. 178- 185.

46. Вольф, К. Франкфуртские лекции//От первого лица: Пер. с нем./Сост. Е.А. Кацева- М. : Прогресс, 1991.- 416 с.

47. Воротникова, А.Э. Голоса и их роль в романе Кристы Вольф «Медея» / А.Э. Воротникова // Культура общения и ее формирование: материалы региональной научно-методической конференции. Вып. 8. - Воронеж: Полиграф, 2001. - С. 193-194.

48. Воротникова, А. Э. Гиноцентрические романы Германии и Австрии 70-80-х гг.: автореф. дис. д-ра филол. наук: 10. 01. 03/А. Э. Воротникова. — Воронеж: ВГУ, 2008. - 37 с.

49. Воротникова, А. Э. Миф в романе К. Вольф «Кассандра»: дис. канд. фил. наук: 10.01.03 / А. Э. Воротникова. - Воронеж, 2001. - 194 с.

50. Воротникова, А.Э. Дис.: Гиноцентрические романы Германии и Австрии 1970-1980-х гг.: дис д-ра фил. наук: 10. 01. 03/А. Э. Воротникова. - Воронеж: ВГУ, 2008.-443 с.

51. Воротникова, А.Э. Мифорецепция в романе К. Вольф «Кассандра»: монография / А.Э. Воротникова. - Воронеж: ВГПУ, 2007. - 150 с.

52. Гайденко, В. П. Об исходных понятиях доктрины Фомы Аквинского / В. П. Гайденко // Фома Аквинский. Онтология и теория познания (фрагменты сочинений). - М.: Институт философии РАН, 2001. - С. 3-31.

53. Гайденко, П. П. История греческой философии в её связи с наукой / П. П. Гайденко. - М.: Либроком, 2009. - 264 с.

54. Голосовкер, Я. Э. Логика мифа / Я. Э. Голосовкер. - М.: Наука, 1987. - 218 с.

55. Гомер. Гимн Деметре / Гомер // Эллинские поэты в переводах В. В. Вересаева / сост. В. В. Вересаев. - М.: Гослитиздат, 1963. - С. 88 -104.

56. Гофман, А. Б. Социология Эмиля Дюркгейма / А. Б. Гофман // Э. Дюркгейм. Социология. Её метод, предназначение / Сост. А. Б. Гофман. - М.: Канон+, 1995. -352 с.

57. Грейвс, Р. Мифы Древней Греции. / Р. Грейвс. - М.: Прогресс, 1991. - 619 с.

58. Гречко, П.К. Деконструкция культуры: к постановке проблемы / Личность. Культура. Общество. - 2004. - N 4(24). - С. 142 - 151.

59. Гудков, Д. Б. Лингвистический миф в национальной мифологии / Д. Б. Гудков // Вестник ЦМО МГУ. - 2009 - № 1. - Лингвокультурология. - С. 79 -85.

60. Гумбольдт, В. фон Язык и философия культуры. / В. фон Гумбольдт. - М.: Прогресс, 1985.-451 с.

61. Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию / В. фон Гумбольдт. -М.: ОАО ИГ «Прогресс», 2000. - 397 с.

62. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль. - М.: Академический проект, 2009. - 496 с.

63. Гуссерль, Э. Избранные работы / Сост. В. А. Куренной. - М.: Изд. дом «Территория будущего», 2005. - 464 с.

64. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г. К. - М.,1987. - 511 с.

65. Зачевский, Е. Ирмтрауд Моргнер. Аманда. Бесовский роман // Современная художественная литература за рубежом. 1984. №5. - С. 43 - 46.

66. Земская, Е.А., Китайгородская, М.А., Розанова, H.H. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании / Под ред. Е.А. Земской и Д.Н. Шмелева. М., 1993- С.90 - 136.

67. Зиммель, Г. Женская культура / Г. Зиммель // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. - М.: Юрист, 1996. - 607 с.

68. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.,1999. - 761 с.

69. Ильин, И. П. Массовая коммуникация и постмодернизм. // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. -М., 1990. - С. 80 - 96.

70. Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. П. Ильин - М.: Интрада, 1998. - 255 с.

71. Ильин, И. П. Постструктурализм.Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин. - М.: Интрада, 1996. - 210 с.

72. История античной литературы / Под ред. Н. А. Чистяковой и Н. В. Вулих. М.: Высшая школа, 1972.- 439 с.

73. История зарубежной литературы XIX века / ред. Н. А. Соловьевой. - М.: Высшая школа, 1991. -637 с.

74. История зарубежной литературы XX века: Учеб. пособие / Т.А. Шарыпина, В. Г. Новикова, Д. В. Кобленкова. - М.: Высш. шк, 2009. - 429 с.

75. История литературы ГДР/Отв. ред. А.Л.Дымшиц. - М.: Наука, 1982. - 543 с.

76. История литературы ФРГ/Отв. ред. И.М.Фрадкин. -М.: Наука, 1980. - 687 с.

77. История немецкой литературы, I том / Под ред. Б.И.Пуришева, Р.М.Самарина, И.М.Фрадкина. - Издательство Академии наук СССР, 1962. - 470 с.

78. История немецкой литературы, II том/Под ред. Н.И.Балашова, Б.И.Пуришева, С.В.Тураева. - Издательство Академии наук СССР, 1963. - 476 с.

79. История немецкой литературы, III том / Под ред. Н.И.Балашова, Р.М.Самарина, С.В.Тураева. - Издательство Академии наук СССР, 1966. - 593 с.

80. История немецкой литературы, IV том/ Под ред. Р.М.Самарина, И.М.Фрадкина. - Издательство Академии наук СССР, 1968. - 619 с.

81. История немецкой литературы, V том/ Под ред. И.М.Фрадкина, С.В.Тураева. - Издательство Академии наук СССР, 1976. - 696 с.

82. Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер. - М.: Гардарики, 1998.-470 с.

83. Кассирер, Э. Избранное: Индивид и космос. / Э. Кассирер. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 653 с.

84. Кассирер, Э. Философии символических форм. Т. 3. Феноменология познания. / Э. Кассирер. - М.; СПб.: Университетская книга, 2002. - 397 с.

85. Кассирер, Э. Философия символических форм. Т. 1. Язык. / Э. Кассирер. -М., СПб.: Университетская книга, 2002. - 270 с.

86. Кассирер, Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление. / Э. Кассирер. - М; СПб.: Университетская книга, 2002. - 279 с.

87. Кристева, Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики / Ю. Кристева - М.: РОССПЭН, 2004. - 656 с.

88. Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов. — М.: Высшая школа, 1989. — С. 160-185.

89. Кукес, А. А. Тендерные исследования и женская автобиографическая проза: ("Образы детства" Кристы Вольф в контексте метода баланса Дж. Бенджамен) // Голоса молодых ученых. - М., 2003. - Вып. 12. - С. 66 - 90.

90. Кучумова, Г. В. Парадигмальные сдвиги - Немецкоязычный роман 1980 -2000 гг.: курс на демифологизацию: монография / Г.В. Кучумова. Самара: Самаре, гуманит. акад., 2009. -152 с.

91. Лебедев, С.А. Философия науки: Словарь основных терминов / С. А. Лебедев. — М.: Академический Проект, 2004 - С.20.

92. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. - М.: Институт экспериментальной социологии. - СПб.: Алетейя, 1998 - 160 с.

93. Литературная энциклопедия терминов и понятий / ред. А Н. Николюкин. -М.: Интелвак, 2001. - 1596 с.

94. Литературный энциклопедический словарь / общ. ред. В. М. Кожевников, П. А. Николаев. -М.: Совет, энциклопедия, 1987. - 752 с.

95. Лосев, А. Ф. Античная философия истории / А. Ф. Лосев. - М.: Наука, 1977. - 205 с.

96. Лосев, А. Ф. Бытие. Имя. Космос / А. Ф. Лосев. - М.: Мысль,1993. - 958 с.

97. Лосев, А. Ф. Гомер / Предисл. А. А. Тахо-Годи. - 2-е изд., испр. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 400 с.

98. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. - М.: Мысль, 2001. - 558 с.

99. Лосев, А. Ф. Имя: Избранные работы, переводы, беседы, архивные материалы / А. Ф. Лосев. - СПб.: Алетейя, 1997. - 616 с.

100. Лосев, А. Ф. Миф. Число. Сущность. / А. Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1994. - 920 с.

101. Лосев, А. Ф. Мифология греков и римлян / А. Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1996. -975 с.

102. Лосев, А. Ф. Философия имени / А. Ф. Лосев. - М: Изд-во МГУ, 1990. - 269 с.

103. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. - М.: Политиздат, 1991. - 524 с.

104. Маковский, М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов / М. М. Маковский. - М.: Владос, 1996.-416 с.

105. Маковский, М. М. Историко-этимологический словарь английского языка / М. М. Маковский. - М.: Издат. дом "Диалог", 2000. - 416 с.

106. Маковский, М. М. Язык - миф - культура: Символы жизни и жизнь символов. / М. М. Маковский. - М.: Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН, 1996.-330 с.

107. Манн, Ю. В. Автор и повествование / Ю. В. Манн // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / ред. П. А. Гринцер. - М.: Наука, 1994.-С.431 -481.

108. Маньковская, Н. Эстетика постмодернизма / Н. Маньковская. - С-Пб.: Алетейя, 2000. - 347 с.

109. Мелетинский, Е. М. О литературных архетипах. / Е. М. Мелетинский. - М.: РГГУ, 1994.- 134 с.

110. Мелетинский, Е. М. О происхождении литературно-мифологических сюжетных архетипов / Е. М. Мелетинский // Литературные архетипы и универсалии: Сборник / ред. Е. М. Мелетинский. - М.: Рос. гос. гуманитар. Ун-т, 2001.-С. 73-127.

111. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. - 408 с.

112. Мелетинский, Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаический памятник. / Е. М. Мелетинский. - М.: Восточная литература, 1963. -462 с.

113. Мелетинский, Е.М. Мифологические теории XX века на Западе / Е. М. Мелетинский //Вопр. филос. №7, 1971. - С. 163-171.

114. Мелетинский, Е.М. Мифологический словарь / Е. М. Мелетинский. - М.: Сов. энциклопедия, 1991. - 736 с.

115. Мифология. Большой энциклопедический словарь: 4 изд. / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 736 с.

116. Мифология. Большой энциклопедический словарь: 4 изд. / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 736 с.

117. Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 т. - М.: Советская энциклопедия, 1980.-2 т. 720 с.

118. Млечина, И.В. Жизнь романа: О творчестве писателей ГДР / И. В. Млечина. - М.: Сов. пис., 1984.- 368 с.

119. Настольный словарь для справок по всем отраслям знания. Т.З. Спб.,1864.-С.1106.

120. Не помнящая зла: Новая женская проза / Сост. JI. JI. Ванеева. -М.: Моск. рабочий, 1990. - 365 с.

121. Низамиддинов, Д. Н. Мифологическая культура / Д. Н. Низамиддинов.— М.: Гелиос, 1993. -48с.

122. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. / Ф. Ницше. -М.: Олма-Пресс, 2001. - 384 с.

123. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки. / Ф. Ницше. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 208 с.

124. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру // Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1990. - 829 с.

125. Ницше, Ф. Стихотворения. Философская проза / Ф. Ницше. - СПб.: Художественная литература, 1993. - 628 с.

126. Нордгрен, Э. Развитие постструктурализма в теории литературного феминизма / Э. Нордгрен // Преображение. Русский феминистский журнал. - М., 1994. №2.-С. 131-132.

127. Ныркова, Д.В. Жанровое своеобразие романа Кристы Вольф «Медея» / Д. В. Ныркова // Культурно-языковые контакты. - Владивосток, 2006. - Вып. 9. - С. 405 - 416.

128. Овчарова, C.B. Миф в творчестве Франца Фюмана: особенности интерпретации: дис. к-та фил. наук: 10.01.03 / С. В. Овчарова - Магнитогорск: УрГУ, 2009 - 216 с.

129. Павлова, Н. С. Типология немецкого романа / Н. С. Павлова. - М.: Наука, 1982. - 280 с.

130. Пизанская, К. Из «Книги о Граде женском» // «Пятнадцать радостей брака» и др. сочинения французских авторов XIV—XV вв. / Под ред. Ю.Л. Бессмертного. -М„ 1991.-С. 218-256.

131. Постмодернизм: энциклопедия / сост. и науч. ред. A.A. Грицанов, М.А. Можейко. Минск, 2001. - 1040 с.

132. Потебня, А. А. Мысль и язык / А. А. Потебня. - М.: Лабиринт-МП, 1999. -300 с.

133. Потебня, А. А. Слово и миф / А. А. Потебня. - М.: Правда, 1989. - 200 с.

134. Потебня, А. А. Собр. трудов. Символ и миф в народной культуре. / А. А. Потебня. - М.: Лабиринт, 2000. - 480 с.

135. Пронин, В.А. История немецкой литературы / В. А. Пронин. - М.: Логос, 2007. - 386 с.

136. Прощина, Е. Г. Романтическая концепция мифа и ее отражение в малой прозе Фридриха де ла Мотт Фуке: дис. канд. филол. наук: 10.01.03 / Прощина Елена Геннадьевна. - Н. Новгород, 2004,- 171 с.

137. Пуришев, Б. Лирическая поэзия средних веков / Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов // Б. Пуришев. - М., 1974. С. 5—28.

138. Ремаева, Ю.Г. Постфеминистская проза Британии на рубеже XX-XXI вв.: феномен "чиклит": дис. канд. филол. наук / Ю. Г. Ремаева; Н. Новгород, — ННГУ, 2007. -260 с.

139. Ровенская, Т. Роман Л.Улицкой «Медея и ее дети» и повесть Л.Петрушевской «Маленькая Грозная»: опыт нового женского мифотворчества / Т. Ровенская // Адам и Ева. Альманах тендерной истории. М., 2001. №2. -С.137-163.

140. Рымарь, Н. Т. Поэтика романа / Н. Т. Рымарь// Под ред. С. А. Голубкова. -Куйбышев: Изд-во Саратовского университета, 1990. - 257 с.

141. Сидорова, М.В. Миф о Медее в творчестве Хайнера Мюллера и Кристы Вольф // Идейно-хдожественное многообразие зарубежной литературы нового и новейшего времени. - М., 2006. - Ч. 7. - С. 161 - 175.

142. Сиксу, Э. Хохот Медузы / Э. Сиксу // Тендерные исследования. 1999. -№ 3 (2/1999).-С. 71-89.

143. Словарь тендерных терминов / Ред. А.А.Денисова; Регион, обществ, организация "Восток-Запад: Женские инновац. проекты". - М.: Информация -XXI век, 2002. - 256 с.

144. Слюсарева, И. Оправдание житейского: Ирина Слюсарева представляет «новую женскую прозу» / И. Слюсарева. - М.: Знамя, № 11, 1961. - С.238 - 240.

145. Соколова, Е. В. Имя против любви. Рецензия на книгу И.Бахман "Малина" (М., Аграф, 1998). / Е. В. Соколова. - Иностранная литература, №9, 1999 - С. 238 -241.

146. Тахо-Годи, А. А. Греческая культура в мифах, символах и терминах./ А. А. Тахо-Годи, А. Ф. Лосев. - СПб.: Алетейя, 1999. - 717 с.

147. Тахо-Годи, А. А. Греческая мифология. / А. А. Тахо-Годи. - М.: Искусство, 1989.-301 с.

148. Тахо-Годи, А. А. Миф как стихия жизни, рождающая её лик, или в словах данная чудесная личностная история / А. А. Тахо-Годи // Мифология греков и римлян / А. Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1996. - С. 910 - 932.

149. Фюман, Ф. Двадцать два дня, или Половина жизни / Ф. Фюман. - М., 1976. - 278 с.

150. Художественный мир Э. Т. А. Гофмана. М., 1982. - 296 с.

151. Хюбнер, К. Истина мифа / К. Хюбнер. - М.: Республика, 1996. - 448 с.

152. Хюбнер, К. Критика научного разума / К. Хюбнер. - М.: ИФРАН, Бонн: Интер Национес, 1994. - 326 с.

153. Чумакова, Т.Н. Мифопоэтика Кристы Вольф / Т. Н. Чумакова // Классические и неклассические модели мира в отечественной и зарубежной литературах. - Волгоград, 2006. - С. 812 - 817.

154. Шакирова, Д.Р. Древний миф и актуальные проблемы современности в романе К. Вольф «Медея. Голоса» / Д.Р. Шакирова // Литературоведение и эстетика в XXI веке. - Казань, 2006. - Вып. 3. - С. 69 - 71.

155. Шарыпина, Т. А. «Что остается...»: «мифический элемент» в литературе ГДР // История зарубежной литературы XX века: Учеб. пособие. М., 2009. - С. 427- 442.

156. Шарыпина, Т. А. Античность в литературной и философской мысли Германии первой половины XX века / Т. А. Шарыпина. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. - 136 с.

157. Шарыпина, Т. А. Восприятие античности в литературном сознании Германии 20 века (троянский цикл мифов): дис. д-ра филол. наук: 10.01.03 / Т. А. Шарыпина. - М., 1988. - 532 с.

158. Шарыпина, Т. А. Восприятие античности в литературном сознании Германии 20 века (троянский цикл мифов): автореф. дис. д-ра филол. наук: 10.01.03 / Т. А. Шарыпина. - М., 1988. - 40 с.

159. Шарыпина, Т. А. Очерки по истории зарубежной литературы XX века: учебное пособие: в 2 ч. / Т. А. Шарыпина, В.Г. Новикова. Д. В. Кобленкова. - Н. Новгород, ННГУ, 2005. -2 ч.

160. Шарыпина, Т. А. Проблемы мифологизации в зарубежной литературе XIX -XX вв.: Материалы спецкурса / Т. А. Шарыпина - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1995.- 114 с.

161. Шарыпина, Т.А. Медея XX века: русские версии в европейском контексте / Т. А. Шарыпина // Россия и Греция: диалоги культур. - Петрозаводск, 2007. - Ч. 2. -С. 215-219.

162. Шарыпина, Т.А. Том Ланой «Мама Медея»: бельгийский вариант в немецком контексте // Вестник ННГУ: Серия Филология. - Выпуск 1(7). - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006.

163. Шарыпина, Т.А. Традиции Э. Т. А. Гофмана и концепция фантастического в немецкой прозе 70-80-х гг. (Ю. Брезан, К. Вольф, И. Моргнер) / Т.А. Шарыпина // Проблема традиций и взаимовлияния в литературах стран Западной Европы и Америки XIX-XX вв. Н. Новгород, 1993,- С. 105 - 115.

164. Шеллинг, Ф. В. И. Введение в философию мифологии / Ф. В. И. Шеллинг // Шеллинг, Ф. В. И. Сочинения. - М.: Мысль, 1998. С. 1033 -1312.

165. Шеллинг, Ф. В. И. Философия искусства / Ф. В. И. Шеллинг. - М.: Мысль, 1999. -608 с.

166. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. - М.: Инвест - ППП, 1995. - 240 с.

167. Элиаде, М. Избранные сочинения. Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское / М. Элиаде. - М.: Ладомир, 2000. - 414 с.

168. Элиаде, М. Мифы, сновидения, мистерии / М. Элиаде. - Киев: Рефл-бук, Валкер, 1996.-288 с.

169. Юнг, К. Г. Аналитическая психология / К. Г. Юнг. - СПб.: МЦИКТ «Кентавр», 1994. - 136 с.

170. Юнг, К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / К. Г. Юнг. - М., Киев: ЗАО Совершенство - Port-Royal, 1997. - 384 с.

171. Юнг, К. Г. О современных мифах / К. Г. Юнг. - М.: Практика, 1994. - 251 с.

172. Юнг, К. Г. Психология бессознательного / К. Г. Юнг. - М.: ACT: Канон + ОИ «Реабилитация», 1998. - 399 с.

173. Юнг, К. Г. Человек и его символы / К. Г. Юнг. - СПб.: БСК, 1996. - 454 с.

174. Яровенко, С. Неомифологическое сознание и онтологизирующая парадигма мифа как выражение современной ремифологизации / С. Яровенко // Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии современного мифа: Материалы Всерос. науч. конф. - 11-12 октября 2005. / НовГУ. им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2005. - С. 254 - 259.

175. Ярошевский, М. Г. История психологии от античности до середины XX в.: Учеб. Пособие / М. Г. Ярошевский. - М.: Академия, 1996. - 416 с.

176. Bail, Gabriele: Weibliche Identität: Ingeborg Bachmanns «Malina» / G. Bail. -Göttungen: Edition Herodot, 1984. - 100 S.

177. Barthes, R. Mythen des Alltags / R. Barthes. - Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1964. - 150 S.

178. Biddy, M. Irmtraud Morgner's 'Leben und Abenteuer der Trobadora Beatriz' / M. Biddy. Beyond the eternal feminine: critical essays on women and German literature. -1982. - S.421 - 439.

179. Bormuth, M. Mit einer Handvoll Sand : Ingeborg Bachmann als Philosophin / M. Bormuth. - Warmbronn: Keicher, 2010. - 34 S.

180. Brender, I. Gedanken zur Frauen Literatur /hrsg. von Heinz Puknus. Mit e. einleitenden Essay von Elisabeth Endres /1. Brender. - München: Beck, 1980. - S. 83 -85.

181. Chung-Hi, P. Literatur von Frauen in der DDR der 60er Jahre : Untersuchungen zum Verhältnis literarisch-künstlerischer Produktionen und gesellschaftlich-politischer Rahmenbedingungen in Texten von Irmtraud Morgner, Brigitte Reimann und Christa Wolf / P. Chung-Hi. - Berlin: Logos-Verl., 1999. - 261 S.

182. Cixous, H. The Laugh of the Medusa / H. Cixous. - 1976. - P. 875 - 899.

183. Cixous, H. Jemand hat Ingeborg Bachmann getötet / H. Cixous. Dt. von Herbert Rauner. - Augsburg: ERV, 2009. - 55 S.

184. Clason, S. Der Faustroman «Trobadora Beatriz» / S. Clason. - Stockholm, 1994. - 108 S.

185. Clason, S. Frauenliteratur.-Autorinnen. Perspektiven. Konzepte. Hrsg. von Manfred Jurgensen / S. Clason. - Bern, Frankfurt, 1983. - S.382.

186. Derrida, J. Grammatologie / J. Derrida. - Frankfurt a. M, 1974. - 540 S.

187. Derrida, J. Positionen. Gespräche mit Henri Ronse, Julia Kristeva, Jean-Louis Houdebine, Guy Scarpetta / J. Derrida. - Graz/Wien, 1986. - S. 33 - 51.

188. Frauenliteratur - Autorinnen. Perspektiven. Konzepte. Hrsg. von Manfred Jurgensen. Bern, Frankfurt 1983. - 382 S.

•< 189. Frauensprache - Frauenliteratur? Für und wieder einer Psychoanalyse

literarischer Werke. Hrsg. von Inge Stephan u. Carl Pietzcker. - Tübingen: Niemeyer, 1986. - S. 68 - 134.

190. Gabriele, E. Otto Weibliches Erzählen? Entwicklung der Erzählverfahren in Ingeborg Bachmanns Prosa, Königshausen & Neumann, Würzburg 2009. - 400 S.

191. Geertz, C. Dichte Beschreibung. Beiträge zum Verstehen kultureller Systeme / C. Greertz. - Frankfurt a. M, 1983. - S. 7 - 43.

192. Gender und Macht in der deutschsprachigen Literatur / hrsg. v. Christiane Caemmerer, WalterDelabar, Elke Ramm, Marion Schutz. Band 8. - Frankfurt a. M: Peter Lang, 2007. - S. 83-128.

193. Gibt es weibliches Schreiben? Schriftstellerinnen in Schweden und DDR / hrsg. v. Rüdiger Bernhard. - Halle (Saale), 1991. - S. 3-111.

194. Grosz, E. Space, Time, and Perversion. Essays on the Politics of Bodies / E. Grosz. - New York and London: Routledge, 1995. - P. 9-24.

195. Gürtler, Ch. Schreiben Frauen anders? Untersuchungen zu Ingeborg Bachmann und Barbara Frischmuth / Ch. Gürtler. - Stuttgart: Hans-Dieter Heinz, 1983. - 395 S.

196. Hagelstange, R. Ingeborg Bachmann: Erklär mir, Liebe / R. Hagelstange. -Wiesbaden: Limes-Verl., 1961. - S. 8 - 10.

197. Hellinger, M. Feminist Linguistics and Linguistic Relativity. Working Paper on Language, Gender and Sexism 1 (1), 1991. - P. 25-37.

198. Hooks, B. Feminist Theory: From margin to center / B. Hooks. - Boston: South end Press, 1984. - 179 p.

199. John, E. Against Deconstruktion / E. John. - Princeton, N.J., 1989. - 167 p.

200. Jurgensen-Manfred (ed.). Frauenliteratur: Autorinnen-Perspektiven-Konzepte. Bern : Lang, 1983. - 233 p.

201. Klinger, C. Deja-Vu oder Die Frage nach den Emanzipationsstrategien im Vergleich zwischen oder ersten Frauenbewegung / C. Klinger. - Kommune 12, 1986. -S. 57-72.

202. Konrad, S. Goethes «Wahlverwandtschaften» und das Dilemma des Logozentrismus / S. Konrad. - Heidelberg: Winter, 1995. - S. 7-169.

203. Kuper, M. Die Wiederentdeckung des Wunderbaren: Stoff- und Motivwelt bei Irmtraud Morgner / Ferdinand Habsburg. Hrsg. von Michael Kuper. - Berlin: Zerling, 1993. - 128 S.

204. Lersch, B. Ingeborg Bachmann: Eine Poetik der Melancholie und der stummen Bilder / B. Lersch // Deutsche Literatur von Frauen / Hrsg. von G. Brinker-Gabler. -Zweiter Band. 19. und 20. Jahrhundert. - Muenchen: Beck, 1988. - S. 489 - 491.

205. Lewis, A. «Foiling the Censor»: Reading and Transference as Feminist Strategies in the Works of Christa Wolf, Irmtraud Morgner, and Christa Moog / A. Lewis. - publ. by the American Association of Teachers of German, - 1993. P. 372 - 386.

206. Lewis, A. Subverting patriarchy : feminism and fantasy in the works of Irmtraud Morgner / A. Lewis. - Oxford [u.a.]: Berg, 1995. - 315 p.

207. Lewis, B. Postmodernism and Literature / B. Lewis // «The Routledge Companion to Postmodernism». NY: Routledge, 2002. - P. 123.

208. Linklater, Beth V. "Und immer zügelloser wird die Lust": constructions of sexuality in East German literatures; with special reference to Irmtraud Morgner and Gabriele Stötzer-Kachold / Beth V. Linklater. - Bern: Lang, 1998. - 247 S.

209. Masanek, N. Männliches und weibliches Schreiben? Zur Konstruktion und Subversion in der Literatur / N. Masanek. - Würzburg: Königshausen & Neumann GmbH, 2005. - S. 17-177.

210. Meinetwegen Schmetterlinge : Gespräche mit Schriftstellern / Joachim Walther. -1. Aufl. - Berlin, 1973. S.42-54.

211. Neue deutsche Literatur: ndl. Zeitschrift für deutschsprachige Literatur und Kritik / mitberg. von. F. C. Weiskopf. Gel. Von Willy Breder, 1983. - 176 S.

212. Plow, G. Irmtraud Morgner : adventures in knowledge, 1959 - 1974 / G. Plow. -Oxford, 2006. - 281 S.

213. Rich, A. Of Woman Born: Motherhood as experience and institution / A. Rich. -Virago Press, 1977. - 275 p.

214. Schmitz-Burgard, S. Gewaltiges Schreiben gegen Gewalt : Erika Mann, Ulrike Meinhof, Ingeborg Bachmann, Christa Wolf, Elfriede Jelinek, Helga Königsdorf / S. Schmitz-Burgard. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 2011. - 226 S.

215. Schwitzke, W. Von A wie Antike bis Z wie Zeitgeschichte : Erbe und Gegenwart in Irmtraud Morgners «Salman»-Romanen / W. Schwitzke. Deutsch als Fremdsprache:

Zeitschrift zur Theorie und Praxis des Deutschunterrichts für Ausländer. - Sonderh., 1988. -S.113- 118.

216. Showalter, E. A Literature of Their Own. The British Woman Novelists from Bronte to Lessing / E. Showalter. - Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1977. -347 p.

217. Smith, G. Binary opposition and sexual power in Paradise Lost / Smith G. -Midwest Quarterly 27 (4), 1996. - P.5.

218. Sprigath, G. Frauen und Männer und die Wirklichkeit der Kunst/hrsg. von Cristian Geissler [u. a.] - 1983, H.4 -S. 147 - 154.

219. Stauß, B. Schauriges Lachen: komische Schreibweisen bei Christa Reinig, Irmtraud Morgner und Elfriede Jelinek / B. Stauß. - Sulzbach/Taunus: Helmer, 2009. -347 S.

220. Studies in GDR culture and society. - Lanham, Md. [u.a.] - 5, 1985 - S. 309 -322.

221. Summerfield, E. Ingeborg Bachmann: Die Auflösung der Figur in Ingeborg Bachmann Romans «Malina» / Summerfield E. - Bonn: Bouvier, 1976. - 122 S.

222. The German quality: publ. by The American Association of Teachers of American, 1993. - P. 372 - 386.

223. Thiem, U. Die Bildsprache der Lyrik Ingeborg Bachmanns / U. Thiem. - Köln, 1972. - 277 S.

224. Topographien einer Künstlerpersönlichkeit : neue Annäherungen an das Werk Ingeborg Bachmanns ; internationales Symposium Wien 2006 / hrsg. von Barbara Agnese. - Würzburg : Königshausen & Neumann, 2009. - 205 S.

225. Ursula, Liebertz-Grün. Wege zu einer postpatriarchalen Ästhetik, in: Jahrbuch der deutschen Schillergesellschaft: internationales Organ für neuere deutsche Literatur/hrsg. v. Fritz Martine [u.a.] - 40, 1996. - S.324 - 347.

226. Walser, M. Über Ingeborg Bach im Fernsehfilm: «Der ich unter Menschen nicht leben kann - Auf der Suche nach Ingeborg Bachmann» (Autor: Peter Hamm, WDR/NDR/SWF 1980, Farbe, 118 Min.)

227. Waschescio, P. Vernunftkritik und Patriarchatskritik : mythische Modelle in der deutschen Gegenwartsliteratur: Heiner Müller, Irmtraud Morgner, Botho Strauss, Gisela von Wysocki / P. Waschescio. - Bielefeld : Aisthesis-Verl., 1994. - 192 S.

228. Weedon, Ch. Feminism, Theory, and the Politics of Difference / Ch. Weedon, 1999. - 220 p.

229. Wege zu einer postpatriarchalen Ästhetik, in: Jahrbuch der deutschen Schillergesellschaft: internationales Organ für neuere deutsche Literatur/hrsg. v. Fritz Martine [u.a.] - 40, 1996, - S.324 - 347.

230. Wolf, M. C. Dissertation The treatment of fragmentation in Irmtraud Morgner's unfinished Salman Trilogy / Union Institute & University, Cincinnati, Ohio, 2004. - S. 249.

231. Zwischen gestern und Morgen. Schriftstellerinnen der DDR aus amerikanischer Sicht / hrsg. v.Ute Brandes. - Berlin, 1992. - S. 193-247.

Интернет-ресурсы:

232. Бовуар, С. Второй пол [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Bovuar/ (дата обращения 13.03.2012).

233. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.slova.ru/article/676.html (дата обращения 06.02.2011).

234. Женский дискурс в литературном процессе России конца XX века» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.a-г.гиМотеп^№т1/ргеоЬгагЬ_2_1994_е.Ь1т#арре11 (дата обращения 17.01.2012).

235. Журнальный зал. Имя против любви. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines.mss.rU/inostran/1999/9/sred02.html (дата обращения 10.03.2012).

236. Журнальный зал. Ингеборг Бахман. «Воистину. Слова» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines.mss.rU/inostran/2003/2/bah.html (дата обращения 29.08.2012).

237. Информационный портал «Женщина и общество» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.owl.ru/library/004t.htm (дата обращения 5.02.2012).

238. Информационный портал «Электронная библиотека диссертаций» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/mif-v-romane-k-volf-kassandra (дата обращения 1.04.2012).

239. Мелетинский, Е. М. Миф и XX век / Е. М. Мелетинский. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/meletinskyl.htm (Дата обращения: 21.03. 2011).

240. Роганова, И.С. Немецкая литература: прошлое и настоящее / И. С. Роганова // Современная Европа. Журнал общественно-политических исследований http://www.soveurope.ru/2007.htm (дата обращения 10.04.2011).

241. Словарь тендерных терминов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.owl.ru/gender/003.htm (дата обращения 22.06.2011).

242. Толковый психоаналитический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sites.google.eom/site/viktorovcharenko/works/dictionary/d (дата обращения 10.03.2012).

243. Ульрих, M. Рай общества потребления, или Восхождение на Парнас [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazincs.russ.rU/znarnia/2009/4/Je23.html (дата обращения 2.04.2011).

244. Универсальная научно-популярная онлайн энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/FEMINIZM.html (дата обращения 13.08.2011).

245. Электронная библиотека «Грамотей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gramotey.com/?open_file=1269023812 (дата обращения 25.07.2012).

246. A book review by Danny Yee [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dannyreviews.com (дата обращения 20.03.2011).

247. A Literary Saloon & Site of Review [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.complete-review.com/quarterly/vol2/issue2/morgner.htm (дата обращения 27.05.2011).

248. Das politische Magazin von Frauen [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.emma.de (дата обращения 18.02.2011).

249. Dialog International: German-American Opinion: Politics and Culture [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dialoginternational.com/dialog_international/2012/01/review-christa-wolfs-stadt-der-engel-oder-the-overcoat-of-dr-freud.html (дата обращения 19.05.2012).

250. New books in German: Editorial [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.new-books-in-german.com/feature8.htm (дата обращения 17.06.2011).

Публикации автора по теме диссертации:

Публикации в журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК РФ:

1. Ивлиева П. Д. Проблема аутентичности в новейшей немецкой литературе XX века / П. Д. Ивлиева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И Лобачевского. - 2011. - № 6 (2). - С. 204-207.

2. Ивлиева П. Д. Сюжет о Медее в романах Л.Улицкой «Медея и её дети» и К.Вольф «Медея. Голоса» / П. Д. Ивлиева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - №1 (2). - С. 68-72.

3. Ивлиева П. Д. Феминистская литературная критика и феминистская критика языка (к проблеме определения понятия и явления) / П. Д. Ивлиева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 1 (2). - С. 112116.

4. Ивлиева П. Д. Рецепция творчества И. Моргнер в отечественной и зарубежной критике / П. Д. Ивлиева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 1 (1). - С. 328-333.

5. Ивлиева П. Д. Интерпретация образов античной и германской мифологии в романах И. Моргнер / П. Д. Ивлиева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 4 (1). - С. 59-63.

Публикации в других научных изданиях:

6. Ивлиева П. Д. К проблеме гиноцентризма в отечественном и зарубежном литературоведении / П. Д. Ивлиева // Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки. - Вып. 15. / Отв. за вып. И.А. Зверева. - Н. Новгород, 2010. -С. 130-131.

7. Ивлиева П. Д. Своеобразие фантастики в прозе немецких романтиков и поэтика романов И.Моргнер / П. Д. Ивлиева // Материалы Международной конференции «XXIII Пуришевские чтения. Зарубежная литература XIX века. Актуальные проблемы изучения», МПГУ, 2011. - С. 196.

8. Ивлиева П. Д. Фантастическое и историческое в романах И. Моргнер / П. Д. Ивлиева // Материалы X Международной научно-практической конференции «Диалог культур - культура диалога», Кострома, 2011. - С. 138-141.

9. Ивлиева П. Д. Приём аутентичного письма в романах К. Вольф «Кассандра» и «Медея» / П. Д. Ивлиева // Бюллетень научных студенческих обществ Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Гуманитарные и социальные науки, Н. Новгород, № 1., 2012. - С. 108-112.

10.Ивлиева П. Д. Проблемы рецепции немецкой «женской прозы» в зарубежной критике 80-х гг. XX века / П.Д. Ивлиева // Материалы IV Международной конференции «Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков», Санкт-Петербург, 2012. - С. 344-349.

11. Ивлиева П. Д. Трансформация образов германской мифологии в романе И. Моргнер «Жизнь и приключения трубадуры Беатрисы в описании ее шпильфрау Лауры» / П. Д. Ивлиева // Материалы научной конференция аспирантов и молодых ученых к 80-летию Института мировой литературы им. A.M. Горького РАН // Электронный журнал «Новые российские гуманитарные исследования» ISSN 2070-5395. - Москва, 2012. - № 7.

12. Ивлиева П. Д. Деконструктивизм как часть семантического поля литературоведения / П. Д. Ивлиева // Материалы Международной заочной научной конференции «Филология и лингвистика в современном обществе», Москва, 2012. - С. 4-6.

13. Ивлиева П. Д. Женская немецкая эстетика как спорное явление современного литературного процесса / П. Д. Ивлиева // Материалы XI международной научно - практической конференции «Диалог культур - культура диалога», Кострома,2012. - С. 146-148.

14.Ивлиева П. Д. «Женская литература»: эволюция явления и проблема определения / П. Д. Ивлиева // Материалы IV Международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии», Москва, 2012. - С. 57-64.

15. Ивлиева П. Д. Современные инварианты образа Медеи как пример авторского мифотворчества / П. Д. Ивлиева // Материалы IX Международной научно-практической дистанционной конференции «Современная филология: теория и практика», Москва,2012. - С. 69-74.

16. Ивлиева П. Д. Три портрета в контексте гиноцентрического романа (И. Бахман, И. Моргнер, К. Вольф) / П. Д. Ивлиева // Российский гуманитарный журнал, №2, 2013. - С. 177-184.

17. Ивлиева П.Д. «Женский бум» в истории литературы 1970 - 1980 - х гг. (к проблеме термина феминизм)/П.Д. Ивлиева // Форум молодых ученых. Филология. - Н.Новгород, 2013 - С. 281-284.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.