Российская авторская керамика последней трети XX - начала XXI века: истоки, особенности и тенденции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Бугровская, Ангелина Сергеевна

  • Бугровская, Ангелина Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 183
Бугровская, Ангелина Сергеевна. Российская авторская керамика последней трети XX - начала XXI века: истоки, особенности и тенденции: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2016. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бугровская, Ангелина Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА I. Российские школы художественной авторской керамики последней трети

XX - начала XXI веков

1. 1. Московская школа керамики

1. 2. Ленинградская школа керамики

1. 3. Красноярская школа керамики

1.4 Влияние различных отечественных школ на развитие авторской керамики

России

ГЛАВА II. Основные тенденции развития российской художественной керамики последней трети XX - начала XXI веков

2.1. Влияние современного изобразительного искусства и дизайна на художественную керамику

2.2. Значение новых технологий в процессе эволюции художественного образа в современной авторской керамике России

2.3. Искусство керамики и выставочная практика начала XXI вв.: новые формы концептуальной презентации

2.4. Влияние конкурсов, симпозиумов фестивалей и творческих групп на состояние современной керамики России

Заключение

Библиография

164

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Российская авторская керамика последней трети XX - начала XXI века: истоки, особенности и тенденции»

Введение

В разнообразной и насыщенной культуре рубежа ХХ-ХХ1 столетий органичной частью нового образа художественного пространства России становится авторская декоративная керамика. В ее творческой практике проявились важнейшие современные явления, привносящие новый взгляд на богатство художественного прошлого и потенциал новаторских тенденции в декоративном искусстве.

Древний материал универсален: художники создают монументальные и станковые композиции, произведения мелкой пластики и масштабные ландшафтные произведения. Сегодня существует множество значительных примеров синтеза керамики с архитектурой. Особое эстетическое звучание керамических произведений в монументально - декоративном искусстве и дизайне сегодня свидетельствуют о расширении художественных и функциональных возможностей керамики.

В современном керамическом искусстве России существует разнообразная по технологическим и эстетическим качествам палитра керамических глин: терракота, фаянс, фарфор, бисквит, каменная и шамотная массы. Выбор материала художником зависит от конкретного творческого замысла и масштаба произведения, процесс создания которого требует высокого уровня мастерства и виртуозного владения технологией на всех стадиях работы с материалом.

В основе формирования отечественного керамического искусства лежит суммарный художественный опыт. Российская керамика сконцентрировала как лучшие традиции и достижения народной эстетики, выраженные в принципах особой ритмической и пластической системы, так и значительные индивидуальные творческие поиски профессиональных художников. Они явились точкой отсчета для изучения пластической культуры современной художественной керамики России. С течением времени воспринятый, преобразованный и приумноженный творческими поисками последующих поколений русских художников опыт традиционного керамического искусства сегодня присутствует в современном прочтении традиционных образов, синтезе

приемов гончарного формования и остро-современной тематики, экспериментов керамистов в области старинных технологий декорирования и обжига. Решающим фактором дальнейшего развития устоявшихся образов и технологий становится их индивидуальное прочтение, которое порождает формальное многообразие и вариативность художественных решений. Тенденция современности к глобализации искусства, в свою очередь, объединяет опыт различных культур.

Наравне с частными мастерскими, такими как Абрамцевская, Талашкинская, Кикеринская, важными центрами развития отечественной художественной керамики являлись учебные заведения: Строгановское центральное училище технического рисования, Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица и Школа Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. В данном исследовании уделяется особое внимание истории керамических отделов МГХПА им. С. Г. Строганова и СПГХПА им. А. Л. Штиглица, вследствие их особого влияния на формирования стилистики ведущих керамических школ (московской и ленинградской).

На протяжении ста девяноста лет существования «Строгановки» важным направлением в процессе обучения было керамическое ремесло. Сформированная еще в царское время школа керамики прошла разные этапы развития отечественного искусства, каждый из которых привносил новые формы и приемы исполнения, что позволило не только сохранить, но и обогатить свои традиции. Эстетические ориентиры, творческие поиски и достижения каждого периода воплотились в особенностях строгановской керамики. (Приложение 1)

Большая роль в развитии искусства керамики принадлежала педагогам -новаторам. Строгановская керамическая школа подарила России немало талантливых мастеров. В дореволюционной «Строгановке» учились и преподавали яркие творческие личности: М. Врубель, Н. Андреев, А. Брускетти-Митрохина, А. В. Филиппов и другие.

Впоследствии многие керамисты работали на фабриках художественной керамики Кузнецова1. Выпускники Строгановки составили основу творческого коллектива артели художников-гончаров «Мурава»2.

После Октябрьской революции на первый план вышла необходимость создания утилитарной керамики, сосредоточившая внимание художников-новаторов на проектировании новых форм. Кроме того, на высокий технологический уровень вышли обжиг и методики декорирования керамики. Как отмечает исследователь А. Власова, в развитии этого направления большую роль сыграл выдающийся ученый-химик, первооткрыватель жидкого золота в отечественной керамической промышленности С. Г. Туманов. Он преподавал

-5

курс керамических красок с самого основания факультета. На керамическом факультете ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа в разное время преподавали выдающиеся мастера: М.В. Егоров, П.И.Галкин, А.В. Филиппов, Б.С. Шведов, Д.Д.Иванов, Б.Б. Ланге, А.М. Родченко, Н.П. Гаттенбер, И.С. Ефимов, В. А. Фаворский, В. Е. Татлин, И. М. Чайков, А. В. Куприн, Л. А. Бруни, П. В. Кузнецов4.

Программа обучения Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица, основанного в 1871 году, отличалась многопрофильностью подготовки учащихся и ремесленной ориентацией на изучение и копирование образцов старого искусства. Школа Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге, основанная в 1839 году, напротив, отличалась творческими поисками и интересом к современным достижениям в мировом искусстве, широким пониманием задач керамики и возможностей ее применения. Выдающиеся художники, преподаватели школы Н. Рерих, Е. Поленова, И. Билибин, Н. Роот следовали новейшим воззрениям на принципы художественного преподавания в

1 Биографические данные художников строгановской школы содержаться в исследовании Исаева П. Н. Художники-керамисты Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища 1825-1918: биограф. слов. - М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова , 2009. - 423 с.

2 Связь Строгановской керамической школы и деятельности артели "Мурава" прослеживает Трощинская А. В. в статье Артель художников - гончаров «Мурава» // "Антиквариат", № 6, 2005, - М., С. 56-67.

3 Власова А. Из истории керамического факультета Вхутемаса-Вхутеина. // Сборник «Советское декоративное искусство», № 9, 1987. — М.: «Советский художник». С.212.

4 деятельность керамического факультета ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа рассматривает А. Власова в статье Из истории керамического факультета Вхутемаса-Вхутеина. // Сборник ст. «Советское декоративное искусство», № 9, 1987. — М.: «Советский художник». С. 212-231

области декоративно-прикладного искусства. К. Н. Пруслина отмечает, что А. Щекотихина-Потоцкая, ставшая впоследствии крупнейшим мастером советского фарфора, обучалась в керамической мастерской школы.5

Агитационный фарфор 1920-х годов привнес в роспись новую революционную тематику и образно-пластические решения. Неоценимая роль в становлении культуры отечественной керамики начала 1930 г. принадлежит И. Фрих-Хару, который создал первую в нашей фарфорово-фаянсовой промышленности художественную лабораторию на фаянсовом заводе им. М. И. Калинина в Конакове. Важную роль сыграло привлечение им к работе над фаянсом скульпторов из ОРСа и других художников разного профиля -Е. Гуревич, С. Лебедеву, И. Слонима, В.Фаворского, М. Холодную, И. Чайкова6. В конаковской художественной лаборатории впервые ставится задача создания новых форм и моделей бытовых изделий. Подобные лаборатории были организованны и на других фаянсовых и фарфоровых заводах по всей стране.

В середине XX века в мировом художественном пространстве вновь возник живой интерес к керамическому искусству, вследствие чего в 1953 году в Женеве была основана Международная Академия керамики. Благодаря ее усилиям, в 1955 году проходят Международные выставки керамики (1 - я в Каннах, Франция; 2-я -

п

1959 г. в Остенде, Бельгия; в 1962 - 3-я всемирная выставка в Праге) .

Увеличение интереса к декоративной керамике в России сопровождалось формированием отечественных региональных керамических школ в конце 50-х -начале 60-х гг. Керамика становится востребованной в быту, а также в новых общественных и жилых интерьерах, экстерьерах и ландшафтной среде.

В 1957 г. по приказу Министерства высшего и среднего образования в МВХПУ (бывшее Строгановское) была создана кафедра керамики и стекла, инициатором создания которой стал профессор Н. С. Селезнев. Новый технологический опыт Н. С. Селезнев приобрел в начале 60-х во время

5 Пруслина К. Н. Русская керамика (конец XIX - XX века) / Издательство «Наука», М. 1974. С. 39

Воронов Н. И.Г. Фрих-Хар, художник и человек. // Советская скульптура 78, М. - 1980. - С. 57

7 Искусство керамики // Сб. ст. под ред. С.Н. Степанян. М.: Советский художник. - 1970. - С. 5

стажировки в Высшей школе декоративного искусства в Праге под руководством известного профессора О. Эккерта.

Для работы на кафедре был привлечен творческий педагогический состав: В.

о

А. Васильев, В. А. Ватагин, П. М. Кожин, Е. С. Лукинова, Т. П. Шабанова .

Кафедра художественной керамики и стекла Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной, воссозданного в 1945 г., унаследовала основные традиции Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. В разные годы кафедру возглавляли

A. И. Миклашевский, В. Ф. Марков, Б. А. Смирнов.

Преобразования в ленинградской художественной керамике, произошедшие во время «оттепели», характеризовались общей тенденцией демократизации общественной жизни России. В конце 1950-х годов существенно изменил учебную программу В. Ф. Марков. В это время на кафедре преподавали: Ф. С. Энтелис, В. С. Васильковский; К. М. Митрафанов и Н. С. Кочнева, О. А. Иванова, С. С. Первая, создавшие уникальную образовательную систему, основанную на композиционных принципах керамического искусства и его синтеза с архитектурой9.

В 60 - 70 годы одним из главных направлений в отечественной авторской керамике стали поиски образно-поэтических настроений, происходившие на фоне постепенного отхода в керамике от массовых изделий. В это время рождается новое направление отечественного искусства керамики, где литературная основа объединяется с законами ритма и пластики.

Открытия, совершенные в это время в керамике, такими художниками как

B. Космачев, В. Малолетков, Л. Сошинская, В. Петров, И. Афанасьева, В. Орехова, Ю. Леонов, Н. Полторацкая, М. Фаворская, А. Дудова, (московская керамическая школа); М. Копылков, А. Задорин, О. Некрасова-Каратеева, Л. Савинова, В. Цыганков, В. Васильковаский, В. Цивин, В. Гориславцев,

8

Из интервью с Н. Полторацкой 18.12.2014

9 Гусарова Ю. В. К истории создания кафедры // Кафедра керамики и стекла. 60 лет: юбилейный сборник материалов кафедры. СПб. - С. 3 - 12

Л. Солодков, А. Гущин (ленинградская керамическая школа) положили начало новым перспективным направлениям керамического искусства.

Отечественная керамика обретает особое стилистическое разнообразие в 7080-е годы XX века. Одной из тенденций развития керамического отечественного искусства становится переход от утонченного эмоционального художественного образа к интеллектуальному воплощению авторского замысла.

Отражением этих эстетических поисков стали этапные выставки: «Московская керамика» (1974, 1984, 1989), «Ленинградская керамика» (1977,1982, 1987), «Ленинградская керамика сегодня» (Рига, 1986) и ежегодные выставки «Одна композиция» (1977 - 1986), проходившие в Ленинградском отделении Союза художников СССР.

Современные творческие поиски художников-керамистов, совершивших важнейшие открытия в авторской керамике 70 - 80 гг. и сегодня остаются ярчайшим явлением в отечественном керамическом искусстве. Совершенствование и постоянное преобразование авторского почерка -основные характеристики этого процесса.

Одна из задач художественной практики сегодня - новый подход к национальному характеру и своеобразию произведений; обращение к творческому опыту предшествующих поколений; изучение и сохранение лучших традиций народной культуры. Об этом наглядно свидетельствует, наблюдающаяся в среде художников-керамистов, (на примере вновь создаваемых керамических произведений) тенденция к изучению и переосмыслению народного творчества. Именно поиск новых путей развития в мировом искусстве, когда осмысление корневой основы, представленной традиционной культурой, становится верным ориентиром, сегодня обуславливает актуальность этого направления творческой деятельности художников.

Примеры воплощения образов устного народного творчества в керамическом материале много веков существуют в народной игрушке, архитектурной керамике и изразцах. На рубеже XIX-XX веков - времени формирования декоративной станковой и монументальной авторской керамики в России, как самостоятельного

вида искусства, - сюжеты из русского эпоса воплощали в глине М.Врубель, Н. Андреев, С. Малютин и множество других талантливых художников.

Начало новаторских творческих поисков в этом направлении пришлось на середину 1970-х гг., времени утраты ощущения родины и сакральных смыслов. Обращение к архетипическим образам в 70-е годы, к возрождению утраченного и забытого прослеживается не только в искусстве керамики, но и в литературе писателей-деревенщиков, в кинематографе. Творческие переклички и параллели в искусстве примерно одного времени - не случайны. Само движение искусства, обусловленное известными историческими событиями, требовало возвращения к категориям вечного. В это время в декоративном искусстве произошли заметные перемены, в результате которых керамика обрела совершенно новые качества и сферы применения, отражавшие повышенный интерес художников к истории, литературе и архитектуре.

Г. В. Ф. Гегель справедливо отмечал, что наследование является душой каждого последующего поколения, его духовной субстанцией, принципами и богатствами и вместе с тем материалом, который подвергается обработке, обогащается и сохраняется 10.

Примером гармоничного синтеза традиции и новаторства служит творчество выдающихся художников-керамистов: А. Камардина (г. Тверь), С. Воробьева (г. Москва), Г. Сметаниной (г. Рязань), Е. Расторгуева (г. Москва), Е. Леонов (г. Сергиев Посад).

На протяжении XX столетия искусство керамики прошло путь от преобладания утилитарного предназначения до свободного выражения интеллектуальных поисков художников в арт-объектах, инсталляциях, перфомансах. Современная керамика - форма художественной деятельности, не всегда подлежащая тиражированию, что позволяет ей обрести особую ценность в условиях века развитых технологий, века безграничных возможностей репродуцирования, копий и реминисценций. В керамическом искусстве сегодня

10 Гегель Г.В. Сочинения. т. 9. - М. 1936. - С. 11

наглядно отражаются все сложные, противоречивые культурные процессы и метаморфозы современного мирового искусства, параллельно сосуществуют отчасти противоположные по философски-эстетическим основам тенденции и творческие поиски художников. Примером такого сосуществования является творчество таких, непохожих друг на друга художников-керамистов, как О. и О. Татаринцевы, с их стремлением к лаконичности геометрических форм и ярким локальным цветам, и произведения В. А. Малолеткова с утонченной цветовой палитрой и изысканностью композиционных решений.

Актуальность исследования. В современной системе пластических искусств России значимой составляющей является керамика. За последнее время пластическая традиция российской керамики претерпела значительные изменения в соответствии с культурно-художественными тенденциями своего времени. На этот процесс в значительной мере повлияло развитие новых технологий, заметно расширивших творческие возможности современного художника-керамиста. Керамика является обширной областью для творческих экспериментов. Обращаясь к уникальному опыту мирового искусства керамики, современные художники используют и традиционные формы, образы и технологии, наиболее созвучные современным художественным тенденциям. При этом в художественном пространстве керамического искусства всё чаще возникает проблема сосуществования устоявшихся образно-пластических построений и сюжетов с новыми образами и типами мышления. Это отмечается не только в художественной практике, но и отражается в выставочной деятельности начала XXI века и является одной из причин возникновения новых концепций организации экспозиционного пространства.

Актуальность данного исследования обусловлена возросшим творческим потенциалом и многообразием современной отечественной керамики, необходимостью анализа текущих процессов, изучения проблем, возникающих на современном этапе ее развития, а также тенденций, отмечаемых в творчестве ведущих художников, определяющих пути ее дальнейшего развития. Появление новых технологий, изменение художественно-пластического языка,

использование современных медийных возможностей в демонстрации и популяризации керамики, значительное расширение критериев художественной оценки произведений требуют серьезного научного и методического осмысления.

Изучение многообразия стилистических тенденций и явлений новейшей истории отечественного искусства керамики лежит в основе анализа влияния на современного художника различных национальных керамических школ, а также аспектов взаимодействия российских и европейских тенденций формообразования.

Исследование, комплексный анализ и систематизация различных компонентов развития современной российской художественной керамики данного периода также необходимы для углубления методик художественного образования, осмысления и создания целостной картины художественной жизни современной России.

Степень научной разработанности проблемы. Востребованность художественной керамики во второй половине XX века на уровне «больших искусств» потребовала междисциплинарного изучения процессов на основе трудов таких исследователей, как М. В. Алпатов, В. А. Фаворский, Б. Р. Виппер, П. А. Флоренский, Ю. М. Лотман, Э. Панофски, М. С. Каган, Ж. Бодрияр и др.

Особо ценными источниками стали работы Е. Ю. Андреевой, Б. Гройса, В. В. Бычкова, Ж. Делеза, Й. Хейзинги и др. теоретиков, исследующих проблемы современного искусства.

Большое внимание в исследовании уделяется развитию московской керамической школы и роли МГХПА им. С. Г. Строганова в формировании художественной среды мастеров-керамистов. Представление о ранних периодах существования керамической мастерской в Императорском Строгановском училище складывается на основе сведений, содержащихся в работах А. Б. Салтыкова, А. В. Селиванова, К. Н. Пруслиной, а также в исследовательских работах Т. Л. Астраханцевой и главного хранителя музея МГХПА им. С. Г. Строганова А. В. Трощинской.

Редкие сведения о деятельности керамического факультета ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа изложены в статье А. Власовой «Из истории керамического факультета Вхутемаса - Вхутеина» (1987). Однако, практически неосвещенной остается деятельность керамического факультета МИПИДИ. Интересный биографический материал о керамическом отделении после воссоздания училища

содержится в статьях З.С. Федоровой «Пятидесятые годы - новый этап в развитии

11 12 традиций керамики» , В. А. Малолеткова «Шестидесятые годы в Строгановке» ,

A. Л. Удальцовой и Н. Хлебцевич «Творчество и функциональность в

13

формировании специальности «керамика» , а также в монографии

B. А. Малолеткова «Мозаика памяти». Кроме того, в исследовании приведены материалы, полученные из бесед с художниками Ю. П. Леоновым, В. П. Ореховой, В.С. Петровым, Н.В. Полторацкой, В.П. Дьяконовым и Е. С. Лукиновой.

Инициатором создания кафедры керамики был декан факультета «Монументально-декоративное и прикладное искусство» профессор Н. С. Селезнев. Он привнес в строгановскую систему обучения европейские новации в формообразовании и технологические поиски, что отражено в его многочисленных статьях и научных исследованиях. Новый художественно-технологический подход Н. С. Селезнев приобрел в начале 60-х годов во время стажировки в Высшей школе декоративных искусств в Праге (Чехословакия) под руководством знаменитого профессора О. Эккерта14. Ведущие исследователи декоративной керамики России XX века Н. В. Воронов, Л. Г. Крамаренко, Л. В. Казакова, В. А. Малолетков, к сожалению, при анализе московской и ленинградской школ, не акцентировали внимание на традициях художественно-

11 Федорова З. С. Пятидесятые годы - новый этап в развитии традиций керамики // Строгановская школа композиции / под. ред. О. Л. Голубевой. МГХПУ им. С. Г. Строганова, М. 2005. - С. 297-299

12 Малолетков А. В. Шестидесятые годы в Строгановке // Строгановская школа композиции / под. ред. О. Л. Голубевой. МГХПУ им. С. Г. Строганова, М. 2005. - С. 300-303

13 Удальцова А., Хлебцевич Н. Творчество и функциональность в формировании специальности «керамика» // Строгановская школа композиции / под. ред. О. Л. Голубевой. МГХПУ им. С. Г. Строганова, М. 2005. - С. 290-296

14 Малолетков В. А. Мозаика памяти. - М.: Юный художник, 2013. - С. 51

промышленных академий им. С. Г. Строганова и им. А. Л. Штиглица, как учебных заведений.

Отправной точкой для исследования процесса формирования современной художественной стилистики отечественной авторской керамики стали материалы, изложенные в трудах исследователей декоративного искусства советского периода: Н. В. Воронова, Л. Г. Крамаренко, К. А. Макарова, Л. В. Андреевой, К.М. Кантора, Н. С. Степанян, М. Д. Изотовой, В. А. Малолеткова, Т.Л. Астраханцевой, З. С. Федоровой.

Значительные изменения художественного языка, образно-смыслового ряда и стилистики в отечественной декоративной авторской керамике, начиная с 70-х годов XX века, постоянно привлекали внимание арт-критиков и искусствоведов. Многочисленные статьи и очерки, опубликованные в сборниках «Советское декоративное искусство» (1984), «Искусство керамики» (1970), «Художники об искусстве керамики» (1971) и на страницах периодической печати таких журналов как «ДИ СССР», сборниках «Советское декоративное искусство», «Советская скульптура» и «Советское монументальное искусство» дают общее представление о духовной атмосфере отечественной художественной жизни 1960 - 1980 годов в области керамического искусства. Обширный фактологический и иллюстративный материал, приводимый в этих печатных изданиях необходим для понимания истоков современной художественно-стилистической традиции и оценки достижений керамики России современного периода.

Основные особенности художественной стилистики отечественных школ авторской керамики и анализ новаторских тенденций в развитии этой отрасли искусства 1970-х гг. впервые изложены в статье Н.В. Воронова «О творческих группах»15.

Систематизированным исследованием одной из основополагающих тенденций в советской керамике стала монография М. Копылкова и М. Изотовой, исследующая генезис развития ленинградского объединения керамистов «Одна композиция» (1977-1986).

15 Воронов Н. О творческих группах // ДИ СССР.- 1972 г, № 5. - С. 12-15

Последние исследования, посвященные проблемам отечественной авторской керамики содержатся в материалах докторской диссертации Л. Г. Крамаренко «Декоративное искусство России XX века: К проблеме формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды», кандидатской и докторской диссертаций В. А. Малолеткова «Основные этапы развития российской декоративной керамики последней трети XX века» и «Тенденции развития мировой декоративной керамики последней трети XX - начала XXI вв.», кандидатской диссертации Ю. В. Гусаровой «Ленинградская керамика как феномен отечественного искусства второй половины XX века», докторской диссертации Т.Л. Астраханцевой «Типология, виды и жанры русской керамической скульптуры первой половины XX века в художественной эволюции стиля» и кандидатской диссертации Е.П. Сталинской «"Деревня художников" как художественно-творческий феномен русского искусства рубежа XX-XXI веков».

Фундаментальным исследованием в теории современной авторской керамики стала монография В. А. Малолеткова «Современная керамика мира. Творческий опыт последней трети XX - начала XXI века» (2010). Впервые, в ней проведен анализ российских и зарубежных школ художественной керамики, выявлены их основные стилистические особенности и специфика, характерные элементы формообразования и декора.

Несомненный интерес вызывает и монография Л. В. Казаковой -«Декоративное искусство России в контексте мирового студийного творчества» (2013). В ней исследован характер студийного творчества, которое стало одной из отличительных черт художественного процесса после изменения государственной политики в области искусства.

В периодических печатных изданиях начала XXI века «Арт-хроника», «Декоративное искусство», «Диалог искусств», «Номи» приведены обзорные и критические работы, отражающие полифонию современного культурного процесса.

В настоящем исследовании предпринята попытка рассмотрения, фиксации, систематизации и анализа обширного фактологического материал по результатам выставок, научных конференций, круглых столов, просмотров творческих групп, симпозиумов, творческих акций отечественных художников-керамистов в России и за рубежом. Изучение всех вышеназванных источников дало возможность автору вывести общие принципы развития отечественного искусства керамики последней трети XX - начала XXI веков и обосновать выводы о его важной роли в современной художественной культуре.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бугровская, Ангелина Сергеевна, 2016 год

Литература:

10. Академик Императорской Академии художеств Н. В. Глоба и Строгановское училище /отв. ред. Т. Л. Астраханцева / НИИ теории и истории изобразит. искусств РАХ, МГХПА им. С. Г. Строганова. - М.: Индрик, 2012. - 432 с.

11. Алпатов М. Всеобщая история искусства. Тт. 1-3 - М.: гос. изд-во Искусство, 1985. - 1820 с.

12. Андреева Е. Всё и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века. - М.: Изд. Ивана Лимбаха, 2004. - 512 с.

13. Андреева Л. В. Советский фарфор 1920-1930-х годов - М.: Искусство, 1976. - 340 с.

14. Арзуманова О. Керамика Абрамцево в собрании Московского Государственного Университета Инженерной Экологии. / Арзуманова О., Любартович В., Нащокина - М.: Жираф, 2000. - 224 с.

15. Арзуманова О. И. Керамика Абрамцево. - М.: Жираф, 2000. - 216 с.

16. Астраханцева Т. Гжельская майолика XX века. Монография-альбом. -СПб: Аврора, 2006. - 288 с.

17. Блаватский В. История Античной расписной керамики. - М.: 1953. -302 с.

18. Богаевский Б.Л. Гончарные Божества Минойского Крита. - Л., 1931. -482 с.

19. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, 1975. -148 с.

20. Брайан С. Керамика. Путеводитель по традиционным техникам мира. -М.: Астрель. 2005. - 216 с.

21. Бычков В. В. Триалог: Разговор первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры. / Бычков В. В., Маньковская Н. Б., Иванов В. В. - М.: ИФРАН, 2007. - 239 с.

22. Бычков В.В. Эстетическая феноменология авангарда и модернизма. -М.: Книга неклассической эстетики, 2000. - 138 с.

23. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. -М.: изд-во В. Шевчук, 2004. -368 с.

24. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. - М.: Искусство, 2004. - 592 с.

25. Вихарева Н.И. Рождение новой профессии. - М.: МГХПУ, 2006. -127 с.

26. Власов В.Г. Стили в искусстве. - СПб.: Лита, 1998. - 672 с.

27. Воронов Н. Искусство, рожденное огнем. - М.: Советский художник, 1973. - 141 с.

28. Галкина Е. Кузнецовы : династия, семейное дело. / Е. Галкина, Р. Мусина - М.: Времена года, 2005. - 420 с.

29. Гегель Г.В. Сочинения. т. 9. - М. 1936. - 307 с.

30. Гинзбург Н. и В. Гала Соркина. Государственный историко-архитектурный и ландшафтный музей заповедник «Царицыно». - М.: Бостон, 2011. - 316 с.

31. Гройс Б. Искусство Утопии. - М.: Художественный журнал, 2003. -320 с.

32. Гройс Б. Утопия и обмен. Стиль Сталин. О новом. Статьи. - М.: Знак, 1993. - 374 с.

33. Долорес Рос М. и Фригола. Художественная керамика. - М.: изд. дом Художественная школа, 2011. - 160 с.

34. Дулькина Т. И. Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. / Дулькина Т. И., Григорьева Н. С. - М.: Художник РСФСР, 1989. - 176 с.

35. Дулькина Т. И. История отдела керамики и стекла Государственного Исторического музея (конец XIX в. - 1950-е гг.) - М.: Государственный Исторический музей, 2002. - 80 с.

36. Дулькина Т. И., Григорьева Н. С. Керамика Гжели XVШ - XX веков. -М.: Художник РСФСР, 1988. - 216 с.

37. Исаев П. Н. Художники-керамисты Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища 1825-1918: биограф. слов. - М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2009. - 423 с.

38. Казакова Л.В. Декоративное искусство России в контексте мирового студийного творчества. - М.: Гнозис, 2013. - 160 с.

39. Каган М.С. Искусствознание и художественная критика. Избранные статьи. - Спб.: Петрополис, 2001. - 528 с.

40. Каган М.С. Морфология Искусства. - Спб.: Искусство, 1972. - 440 с.

41. Каган М.С. Философия культуры. Становление и развитие. - СПб.: Лань, 1998. - 448 с.

42. Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб.: Петрополис, 1997. - 544 с.

43. Казакова Л. «Декоративное искусство России в контексте мирового студийного творчества» - М.: Гнозис, 2013. - 224 с.

44. Копылков М., Изотова М. Одна композиция. - Новая Нива, 2010. - 320 с.

45. Крамаренко Л. Владимир Городецкий. - М.: Художник РСФСР, 1976. -114 с.

46. Крамаренко Л. Отечественное декоративное искусство XX века: Очерки. - Москва., 2003. - 242 с.

47. Кукина Е. Золотой век глины. - М.: Грифон, 2009. - 254 с.

48. Кулешов А.Г. Русская глиняная игрушка как вид народного творчества. Истоки и типология. - М.: Наука, 2012. - 184 с.

49. Лиховцев А. М. Керамика. Кафедра художественной керамики МГХПА им. С. Г. Строганова. / под ред. А. Л. Удальцовой. - М.: Индивидуальный предприниматель Лиховцева В. И., 2010. - 144 с.

50. Лотман Ю.М. Об искусстве. - Спб.: Искусство-СПб, 2005. - 752 с.

51. Лукич Г. Конструирование художественных изделий из керамики. - М.: Высшая школа, 1979. - 182 с.

52. Макаров К. Советское декоративное искусство. - М.: Советский художник, 1974. - 332 с.

53. Макаров К.Алексей Сотников (жизнь и творчество). - М.: Советский художник, 1986. - 159 с.

54. Малолетков В. А. Арт - проект «Рождество у Графа Остермана» . - М.: Юный художник, 2003. - 138 с.

55. Малолетков В. А. Между Востоком и Западом. - М.: Юный художник, 2003. - 225 с.

56. Малолетков В. А. Мозаика памяти. - М.: Юный художник, 2013. -304 с.

57. Малолетков В. Монография «Современная керамика мира (творческий опыт последней трети XX начала XXI вв.». - М.: Юный художник, 2010. -342 с.

58. Малолетков В. А. Новые реалии в искусстве и современное искусствоведение. Материалы научной конференции 26 апреля 2013 г. Актуальные проблемы искусствознания. - М., 2013. - 186 с.

59. Малолетков В. Чаша судьбы. - М.: 2-15 - 376 с.

60. Малолетков В.А. Современная керамика мира. Творческий опыт последней трети XX - начала XXI века. - М., 2010. - 360 с.

61. Мусина Р. Р. История художественной керамики. МГХПА им. С. Г. Строганова. / Мусина Р. Р. , Федорова З. С. - М.: изд-во МГХПУ им. С.Г.Строганова, 2010. - 376 с.

62. Мусина Р. Р. Российская традиционная керамика. -М., 2011. - 168 с.

63. Некрасова М. А. Народное искусство России. Народное творчество, как мир целостности. - М.: Советская Россия, 1983. - 220 с.

64. Панофски Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. - М.: Академический проект, 1999. - 486 с.

65. Пруслина К. Н. Русская керамика (конец XIX - XX века). - М.: Наука,

1974. - 54 с.

66. Пруцин О. Керамика Нового Иерусалима. - М.: Акад. Реставрации, 2001. - 111 с.

67. Салтыков А.Б. Избранные труды. - М.: Советский художник, 1962. -728 с.

68. Советское декоративное искусство, 1945-1975 / ред. Толстой В. - М.: Искусство, 1989. - 452 с.

69. Трощинская А. В.Произведения М. А. Врубеля из собрания музея декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА им. С. Г. Строганова. - М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2013г. - 112 с.

70. Травинская Ж. А. Сказки детства. - Орел. 2014. - 48 с.

71. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. - М.: Изд-во МГУ, 1993. -246 с.

72. Турчин В. С. Полихромия в станковой скульптуре рубежа веков. Из истории русского искусства второй половины - начала XX века. - М.: 1978. - 124 с.

73. Фаворская М. Маленькие тексты. - М., 2000. - 34 с.

74. Фольклористы России. Краткий справочник персоналий. Государственный республиканский центр русского фольклора. - М. 2007. -125 с.

75. Флоренский П.А. Иконостас. Избранные труды по искусству. - Русская книга, 1993. - 366 с.

76. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству / сост. игумен Андроник (Трубачев), М.С. Трубачева, П.В. Флоренский, В.В. Бычков . -М.: Изобразительное искусство, 1996. - 333 с.

77. Хан-Магомедов С. О. ВХУТЕМАС в 2 т. Том 2. - М.: Ладья, 2004. -296 с.

78. Хохлова Е. Н. Скопинская керамика. - Рязань.: Приз, 1998. - 128 с.

79. Художники об искусстве керамики. Советская художественная керамика 1954-1964. / сост.: Пруслина К., Попов В. - М.: Искусство, 1971. -312 с.

80. Cooper Emmanuel, The Potters Book of Glaze Recipes., London and New York, 1980.- 208 p.

81. Cooper Emmanuel, Ten Thousand Years of pottery, 4th edn, London and Philadelphia, 2000. - 352 p.

82. Vadim Kosmatschof. Skulpturen, Germany, 1997. - 128 p.

83. Fraser Harry Glazes for the Craft Potter, new edn., London and Sells New York, 1998. - 160 p.

84. Freestone lan, and David Gaimster(eds), Pottery in the Making, World Ceramic Traditions, London and Washington, D.C., 1997. - 240 p.

85. Hamer Frank and Janet, The Potter's Dictionary of Materials and Techniques, 4th edn, London and Philadelphia, 1997. - 544 p.

86. Hopper Robin, Functional pottery, Form and Aesthetic in Pots of Purpose, London and lola, Wisconsin, 2000. - 248 p.

87. Leach Bernard, A Potter's Book, 3rd edn, London, 1976. - 319 p.

88. Murfitt Stephen, The Glaze Book, a Visual Catalogue of Decorative Ceramic Glazes, London and lola, Wisconsin, 2002. - 288 p.

89. Pegrum Brenda, Painted Ceramics, Colour and Imagery on Clay, Marlborough, 1999. - 160 p.

90. Rhodes Daniel, Clay and Glazes for the Potter, new edn. London, 1988. -248 p.

91. Riley Noel, Tile Art, A History of Decorative Tiles, London, 1987. - 128 p.

92. Warshaw Josie, The Potter's Guide to Handbuilding, London, 2000. - 96 p.

Музейные и выставочные каталоги :

93. Бржезицкая А. Среди коллекционеров. - М., 2008. - 256 с.

94. Васнецовская земля в творчестве российских художников. Васнецовский пленер 2006-2015. Керамический симпозиум 2011-2015. Альбом произведений участников Всероссийского «Васнецовского пленэра» и Керамического симпозиума. - Киров (Вятка): О-Краткое, 2015. - 159 с.

95. Васютинская Е. В. Малолетков В.А. Серия «Новые имена» - М.: Советский художник, 1980. - 56 с.

96. Вне границ. Международная выставка керамики. Каталог выставки. -СПб. 2012 - 108 с.

97. Воронцово. Глина, вода, огонь. Каталог. Вст. ст. Э.Б. Самецкая - М.: 2006. — 120 с.

98. Гориславцев В. Каталог выставки. Автор вступительной статьи Э.Самецкая. - М., 2001. - 48 с.

99. Гориславцев В. Керамика, фаянс, фарфор. - М., 2003. - 59 с.

100. Город за Раем. Каталог выставки. - М., 2013. - 46 с.

101. Дегтярев Г. Керамика. - М., 2014. - 86 с.

102. Дудова А. Керамика. Декоративная скульптура. Живопись. Графика. Каталог / Дудова А., Петров Б. - М.: Советский художник. 1990. - 64 с.

103. Дулёвский фарфор. - М. 2006. - 68 с.

104. Камардин А. Альбом . - Тверь. 2008. - 122 с.

105. Каталог выставки произведений В. Ореховой. Вступительная статья Воронова Н. - М.: Наука, 1972. - 56 с.

106. Каталог выставки «Московская керамика-2» - М.: Советский художник. 1984. - 68 с.

107. Каталог выставки «Прогулки pro Голландию» - Ярославль, 2013. - 20 с.

108. Каталог выставки скульптуры малых форм РСФСР - III. М., Л., 1977. -22 с.

109. Каталог выставки «Петербургский дуэт». - Киров, 2014 - 64 с.

110. Каталог выставки произведений художников Е. Ф. Белашовой, А. М. Каневского, Н. В. Кирсановой, П. М. Кожина, А. В. Кокорина, Г. В. Нерода. - М., 1956. - 122 с.

111. Керамика. Фонд современной керамики Елагиноостровского дворца-музея. - Спб., 2006. - 78 с.

112. Малолетков В.А. Альбом. Ав. вступит. статьи и сост. альбома Е. В. Васютинская. - М., Советский художник, 1980. - 36 с.

113. Малолетков В.А. Декоративная пластика. Каталог выставки произведений. Автор вступительной статьи Е. В. Васютинская. - М., Советский художник, 1981. - 78 с.

114. Малолетков В.А. Керамика. Графика. Каталог персональной выставки в музее-усадьбе Кусково. - М. : Пустынник, 1994. - 24 с.

115. Ода к радости: русский фарфор в собрании Юрия Трайсмана. / сост. Karen L. Kettering. - М.: Пинакотека, 2008. - 527 с.

116. Олевская Инна. Пространство Искусства. Альбом. - М.: Среди коллекционеров. 2010. - 332 с.

117. «Они мне сказали, а я повторяю». Из поэзии Шумера и Вавилонии. Слово и глина. III тыс. до н. э. - III тыс. н. э. Каталог выставки. - СПб.: «Редкая книга из Санкт-Петербурга». 2001. - 72 с.

118. Попов А. Керамика. - М., 2002. - 136 с.

119. Русский фарфор XX века Кусково. - М., 2007. - 279 с.

120. Советский фарфор 1930-1980. Прайс каталог., ООО АртСпб - изд-во Деан, 2006. - 234 с.

121. Сухарева Е. Каталог. - Спб., 2012. - 32 с.

122. Творческие мастерские кафедры «Художественная керамика». Альбом . - Красноярск. 2014. - 72 с.

123. Тарасюк И. Альманах. Государственный Русский музей. - Спб., 2007. -120 с.

124. Февральская тарелка. Каталог выставки. - Спб., 2014. - 38 с.

125. Федоровская Татьяна и Сергей Олейников в современном искусстве Гжели. Каталог выставки. - М., 2010. - 72 с.

126. Феодоровская Т. Сергей Олейников в Искусстве Гжели. ГОУ ВПО Гжельский государственный художественно-промышленный институт. -Гжель., 2012. - 60 с.

127. Porcelain. Хрупкая связь. Каталог выставки. - М., 2010. - 30 с.

128. II выставка «Московская керамика». 1984. Каталог выставки. Вст. ст. Макаров К. - М.: Сов. Художник, 1984. — 72с.

129. XXIIIe Biennale international. Création contemporaine et céramique Vallauris 2014. lienart éditions, Paris, 2014. Commune de Vallauris Golfe-Juan / Musée Magnelli, musée de la Céramique, 2014. - 224 с.

Статьи и периодические издания :

130. Аграновская М. Новый образ палеонтологии // Декоративное искусство СССР. - 1986, № 9. - С. 32-38.

131. Адашевская Л. Керамические истории Валентины Кузнецовой. // Декоративное искусство. - 2005, № 3. - С. 73-74.

132. Андреева Л.В. Вещи вокруг и мы сами. // Декоративное искусство СССР. -1975, № 7. - С. 23-30.

133. Андреева Л.В. П.М. Кожин. // Сб. ст. Советское декоративное

искусство. М.: Советский художник. - 1987, № 9. - С. 129-132.

134. Астраханцева Т.Л. От русских сезонов до танцующей узбечки // Декоративное искусство. - 2013, № 3. - С. 414-417.

135. Астраханцева Т.Л. Русская керамическая скульптура начала XX века. Взаимовлияния авторско-профессионального и народного в творчестве художников серебряного века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХАМ. - 2013, №2. - С. 12-21.

136. Астраханцева Т.Л. Русский фарфор и "Мир Искусства" // Декоративное искусство. - 1999, № 1-3. - С. 25-27.

137. Астраханцева Т.Л. "Предчувствие" войны и "военный" жанр в керамической и фарфоровой скульптуре 1930-х - начала 1940-х годов. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - 3/2011, часть 1. - С. 3-11.

138. Барановска И. Мастерская «Балтарс» новый стиль // Декоративное искусство. М. - 2013, 03/414. - С. 61-64.

139. Бахтияров Р. Книга как искусство. 20 лет издательству «Редкая книга из Санкт-Петербурга» // Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 26., Спб. - 1989. - С. 221-229.

140. Бугровская А.С. Традиции и новаторство в творчестве художника А.Камардина // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - 2013, №3. - С. 149-157.

141. Бугровская А.С. Из истории Строгановской школы керамики // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - 2015, №2. - С. 56 - 67.

142. Бугровская А.С. Художественно-стилистическая эволюция в творчестве художника-керамиста В.П. Ореховой // Научно-аналитический журнал «Дом Бурганова. Пространство культуры». - 2015, №4. - С. 114-125.

143. Бугровская А.С. Новый подход к художественным традициям в современной российской художественной керамике на рубеже ХХ-ХХ1 веков // Материалы Международной научной конференции к 190-летию МГХПА им. С.Г. Строганова и к 100-летию П.А. Тельтевского «Теория искусства, традиционная культура и творческий процесс (Тенденции научных исследований, проблемы терминологии, исторические и междисциплинарные аспекты развития дизайна, декоративно-прикладного и народного искусства и архитектуры, опыт художественно-промышленных школ)». - 2015. - С. 148-152.

144. Бугровская А.С., Крамаренко Л.Г., Малолетков В.А. Основные особенности строгановской школы керамики послевоенного периода //

Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - 2015, №4. - С. 302-309.

145. Бугровская А.С. Строгановская школа керамики // Мастера Строгановской школы 1945-2015. К 190-летию МГХПА им. С.Г.Строганова. Коллективная творческая монография в 2-х томах. т. 2; М.: - 2015. - С. 8-13.

146. Бугровская А.С. Искусство скульптуры-2013. Портрет и символ // Профессиональный информационно-методический журнал для художников-педагогов «Художественная школа». - 2013, № 4 (55). - С. 44-47.

147. Бугровская А.С. Московская керамика IV - возрождение традиции // Газета Ассоциации художников декоративного искусства «Декоративное искусство Москвы». - 2014, № 1 (5). - С. 3-4.

148. Бугровская А.С. Челябинский эксперимент // Газета Союза Художников России «Художник России». - 2015, № 12 (342). - С. 2-3.

149. Бугровская А.С. Вступительная статья для каталога выставки художника-керамиста Е.Сластниковой // Белый остров. Керамика, графика, Челябинский государственный краеведческий музей. - 2015. - С. 4-5.

150. Булгак. И. Тематика народной мелкой пластики 20-х годов // Декоративное искусство. М.: Советский художник. - 1983, №3. - С. 45-51.

151. Бутакова В. «Сотворение мифа» в Доме Бурганова. М.: Юный художник - 2012, № 2. - С. 41-45.

152. Бычков В., Бычкова Л. XX век: предельные метаморфозы культуры // Полигнозис. - 2000. №2. - С. 63-67; №3. - С. 67-85.

153. Бычков В.В. Феномен неклассического эстетического сознания // Вопросы философии. - 2003, №10,12. - С. 55-61.

154. Василевская Н. Выставка «Ленинградская керамика 77» // Советское декоративное искусство 77/78. М.: Советский художник. - 1980. - С .15-19.

155. Ващук О., Третьякова М. «Фарфоровая Сага». // Декоративное искусство. М. - 2012, 02/413. - С. 22-24.

156. Веселитская-Игнатиус Н. Светлана Асерьянец // Советская скульптура. - 1986, №10. - С. 74-83.

157. Власова А. Из истории керамического факультета Вхутемаса-Вхутеина. Сборник «Советское декоративное искусство». М.: Советский художник.-1987, № 9. - С. 212-221.

158. Воронова А. Елена Белоус // Декоративное искусство СССР. - 1990, №5. - С. 67-77.

159. Воронов Н. Культура формы. // Декоративное искусство СССР. - 1961, № 10. - С. 33-40.

160. Воронов Н. И.Г. Фрих-Хар, художник и человек. // Советская скульптура 78, М. - 1980. - С. 56-60.

161. Воронов Н. Керамика Рены Цузмер. // Декоративное искусство СССР. -1975, №4. - С. 36-40.

162. Воронов Н. О красоте и пользе (по страницам журнала «Декоративное искусство СССР»). М. - 1974. - С. 74-75.

163. Воронов Н. От чистой формы к изобразительности. // Декоративное искусство СССР. - 1973, №4. - С. 103-107.

164. Воронов Н. О творческих группах. // Декоративное искусство СССР. -1972, № 5. - С. 12-15.

165. Воронов Н. Тенденции развития современной керамики. Искусство керамики. // Сб. ст. под ред. Н.С.Степанян. М.: Советский художник. - 1970.

- С. 52-54.

166. Графическое наследие выдающихся мастеров искусств - учеников и педагогов Строгановской школы / Исторические традиции и формы художественно - образного и пространственно-средового взаимодействия архитектуры, дизайна и декоративно-прикладного искусства. Коллективная монография. М.: МГХПА им. С.Г. Строганова. - 2012. - С. 86-102.

167. Гройс Б. Русский авангард по обе стороны «черного квадрата» // Вопросы философии. - 1990, № 11. - С. 67-73.

168. Гусарова Ю. В. К истории создания кафедры // Кафедра керамики и стекла. 60 лет: юбилейный сборник материалов кафедры. СПб. - С. 3-12

169. Дремина О. Подземный дворец в Гончарной слободе. К истории создания декоративного керамического убранства станции метро «Таганская-кольцевая» // Архитектура, строительство, дизайн. - 2007, №2 (47). - С. 38-42.

170. Ершова В. Выставка Владимира Васильковского. // Декоративное искусство СССР. - 1975, № 9. - С. 81-85.

171. Есаян С. На молодежной выставке. // Декоративное искусство СССР. -1967, № 3. - С. 36-41.

172. Жадова Л., Воронов Н. Жизнь и керамика. // М.: Искусство. - 1962, №7.

- С. 38-42.

173. Заславский А. Живопись на фарфоре. // Декоративное искусство. -2014, № 2. - С. 130-137.

174. Захарова Н. Керамика Рены Цузмер. // Декоративное искусство СССР.

- 1978, № 4. - С. 81-84.

175. Изотова М. Итоги «Одной композиции» . // Декоративное искусство СССР. - 1986, № 12. - С. 35-41.

176. Изотова М. Концепции ленинградских керамистов. // Декоративное искусство СССР. - 1977, № 12. - С. 26-32.

177. Изотова М. Скульптура, графика, поэзия Л. Савельевой // Декоративное искусство. М. - 2013, 03/414. - С. 110-122.

178. Изотова М. Мастер светоносных глазурей Декоративное искусство. -2014, №1. - С. 62 - 65

179. История российского видеоарта, т. 1. // Газета «Academia». - 2006, февраль. - С. 6-7.

180. Казакова Л. "Голубая сюита" В.М. Городецкого // Советское декоративное искусство. М.: Советский художник. - 1982, №5. - С. 259-268.

181. Казакова Л. Керамомир Валерия Малолеткова. // Декоративное искусство. - лето 2011. - С. 54-55.

182. Камышанская А. Александр Ней: миграции форм. // «Искусство». -2009, №3. - С. 51-55.

183. Кантор А. Самоценность искусства и переживание пространства. // Декоративное искусство СССР. - 1980, № 12. - С. 21-28.

184. Кантор К. Полезное и прекрасное в прикладном искусстве. // Декоративное искусство СССР. - 1958, №6. - С. 43-46.

185. Капелян Г. О красоте и пользе еще раз. // Декоративное искусство СССР. - 1968, № 6. - С. 54-59.

186. Капелян Г. «Посмотрите, что мне привиделось!» // Декоративное искусство. - 2013, 03/414. - С. 14-19.

187. Каширина О. Лев Солодков. // Декоративное искусство СССР. - 1974, №7. - С. 71-73.

188. Каширина О. Ода русскому фарфору. // Декоративное искусство СССР. - 1976, № 4. - С. 23-26.

189. Керамика в архитектуре. // «Архитектура, строительство, дизайн». -2007, №2 (47). - С. 54-55.

190. Ковалевская С. Поиски декоративности (Н. Жилинская, Л. Сошинская, И. Савранская). // Советская скульптура 78, М. - 1980. - С. 95-102.

191. Кожин П. Не опошляйте станковизм, не выхолащивайте декоративность! // Декоративное искусство СССР. - 1965, №1. - С. 12-16.

192. Кожин П. Синтез искусств на повестку дня. // Декоративное искусство СССР. - 1962, №3. - С. 43-44.

193. Колесов Е., Романов Д. Итоги первого международного конкурса «Аг^Сегатка. Керамика и архитектура». // «Архитектура, строительство, дизайн». - 2007, №2 (47). - С. 52-55.

194. Колниете С. Сильвия Шмидкене, Леон Лукшо (о творчестве художников-керамистов). // Декоративное искусство СССР. - 1986, № 9. -С. 20-21.

195. Копылков М. Обаяние авторского почерка. // Мир музея. - 2001, № 6. -С. 20-27.

196. Костриц М. Незнакомый фарфор. // Декоративное искусство. М. - 2012, 02/413. - С. 32-39.

197. Костриц М. Символические предметы Инны Олевской. // Декоративное искусство. - 2005, №1. - С. 78-79.

198. Крамаренко Л. Вторая выставка «Московская керамика». // Декоративное искусство СССР. - 1984, № 9. - С. 44-47.

199. Крамаренко Л. Геометрические формы — их поэтический язык. // Декоративное искусство. - 2006, №2. - С. 51-54.

200. Крамаренко Л. Декоративность как самоцель. // Декоративное искусство СССР. - 1970, №1. - С. 12-14.

201. Крамаренко Л. Знакомьтесь: скульптор Валентина Кузнецова. // Юный художник. - 2006, №8. - С. 29-32.

202. Крамаренко Л. Людмила Сошинская. // Декоративное искусство СССР.

- 1989, № 9. - С. 15-21.

203. Крамаренко Л. Мир керамики Валерия Малолеткова. // Декоративное искусство СССР. - 1982, № 1. - С. 13-30.

204. Крамаренко Л. Молодые ростки древних корней. // Декоративное искусство СССР. - 1990, № 7. - С. 21-25.

205. Крамаренко Л. Одна композиция ленинградских керамистов. // Декоративное искусство СССР. - 1980, № 11. - С. 40-46.

206. Крамаренко Л. Предмет, пластика, пространство // Сб. Советское декоративное искусство-75., М. - 1976. - С. 35-39.

207. Крамаренко Л. Фарфор и стекло ГДР. // Декоративное искусство СССР.

- 1974, № 2. - С. 51-52.

208. Крюкова И. Национальные школы советской керамики. // Декоративное искусство СССР. - 1972, № 1. - С.8-17.

209. Кузьмин М. Сергей Соринский: новый архаист начинает и выигрывает. // Номи. - 1/42/2005. - С. 60-61.

210. Кульпина Ю. Гибельное очарование плоти. // Декоративное искусство. М. - 2013, 03/414. - С. 20-25.

211. Кума Х. Два пути (О Международном симпозиуме на тему «Национальные традиции в современной керамике» Вильнюс) // Декоративное искусство. - 1972. - С. 71-83.

212. Кума X. О национальных школах. // Декоративное искусство СССР. -1976, № 3. - С. 33-38.

213. Кусков С. Деяния в глине и её «иное». // Декоративное искусство. -2003, № 1-3. - С. 50-51.

214. Кучинска З. Современная керамика Латвии. Проблемы и тенденции. Декоративное искусство. // Советский художник, М. - 1987. - С. 18-22.

215. Лазарев М. Людмила Сошинская. // Декоративное искусство СССР. -1979, № 12. - С. 36-39.

216. Макаров К. Натурстиль 70-х годов. // Декоративное искусство СССР. -1979, № 2. - С. 88-92.

217. Макаров К. Керамика Врубеля. // Декоративное искусство СССР. -1981, № 12. - С. 37-38.

218. Малолетков В. Глобализация и национальные традиции в современной художественной керамике. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - 2/2013. - С. 3-11.

219. Малолетков В. Декоративная керамика стран Западной Европы (70-90-е гг. XX века). // Сб. научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова, М. - 2008. - С. 12-13.

220. Малолетков В. Анималистика в отечественной керамике начала XXI века. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда // Сб. научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова, М. - 2/2008, ч.1. - С. 98-100.

221. Малолетков В. Американская керамика последней трети XX века. // Научно-аналитический журнал «Пространство культуры». Дом Бурганова. М. - 2009, № 1. - С. 71-77.

222. Малолетков В. Декоративная керамика Южной Европы (70-90-е гг. XX века). Декоративное искусство и предметно-пространственная среда // Сб. научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова. М. - 1/2009. - С. 33-38.

223. Малолетков В. Керамика в архитектуре. // Архитектура. Строительство. Дизайн. - 2007, №2 (47). - С. 54-56.

224. Малолетков В. Новые тенденции в русской декоративной керамике начала XXI века. // Научно-аналитический журнал «Пространство культуры». Дом Бурганова. М. - 2008, № 1. - С. 41-44.

225. Малолетков В. Портрет в современной керамике России. // Сб. научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова. М. - 2/2008, 4.1. - С. 55-58.

226. Малолетков В. Проблемы формообразования в отечественной керамике. // Сб. научных трудов МГОУКИ. М. - 2008, № 5. - С. 46-48.

227. Малолетков В. Религиозные мотивы в русской декоративной керамике 1990-2007 гг. // Сб. научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова. М. -2/2008, ч.1. - С. 85-87.

228. Малолетков В. Служенье муз не терпит суеты. // Декоративное искусство Москвы. - 2016, №4. - С. 5-6.

229. Малолетков В. Шестидесятые годы в Строгановке. // Строгановская школа композиции. - М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова. - 2005. - С. 300-303

230. Маркин Ю. От горшка к метафоре и иронии. // Декоративное искусство СССР. - 1988, № 7. - С. 81-83.

231. Михайлов Н. Скульптура жилой среды. // Юный художник. М. - 2012, №2. - С. 23-26.

232. Михалкова Т. Сны из глины Веры Виглиной. // Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 33. Спб. - 2015. - С. 58-59.

233. Мусина Р. Формирование стиля дулевского фарфора. // Сб. «Советское декоративное искусство». - 1986, № 8. - С. 216-225.

234. Неймышева Л. Фарфор мастерской «Балтарс». Декоративное искусство 7. // Советский художник, М. - 1983. - С. 44-49.

235. Некрасова М. Вектор ценностей Льва Солодкова. // Декоративное искусство. - 2005, № 4. - С. 77-78.

236. Некрасова М. Возрождение керамической иконы. ДИ 2005 №4 с. 74-77

237. Некрасова М. Народное искусство как духовный феномен. // Декоративное искусство. М. - 2013, 03/414. - С. 91-98.

238. Некрасова М. Творческий дуэт Гжели. // Декоративное искусство. М. -2012, 02/413. - С. 21-26.

239. Некрасова-Каратеева О. «Петербургский дуэт» - Татьяна Новоселова, Вячеслав Швецов. // Сб. материалов 9-й международной межвузовской

научно-практической конференции «Искусство и диалог культур»., Спб. -2015. - С. 6-9.

240. Некрасова-Каратеева О. Аналитическое копирование как метод творческого освоения традиций декоративно-прикладного искусства. // Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия . Сб. научных трудов преподавателей и аспирантов за 2002 г. СПб.: Астерион. - 2004. - С. 3-11.

241. Некрасова-Каратеева О. Знание и эксперимент, материал и образ, ремесло и артистизм! // Кафедра стекла и керамики. 60 лет. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица., Спб.: Мохито. - 2015. - С. 13-14.

242. Немчинова Д. Двенадцать композиций Михаила Копылкова. // Декоративное искусство СССР. - 1982, №2. - С. 40-45.

243. Обоева М. Вокруг света со свистом. // Декоративное искусство. М. -2013, 03/414. - С. 10-17.

244. Орлова О. Выставка Валерия Малолеткова в Сыктывкаре. // Газета «Московский союз художников». - 2012, №5. - С. 5-5.

245. Петров-Полярный К. Керамика массовая и уникальная. // Декоративное искусство СССР. - 1986, №4. - С. 12-14.

246. Попова Н. Городецкие фантазии // Декоративное искусство. - 2012, 02/413. - С. 138-139.

247. Попова О. Вторая выставка «Московская керамика». // Декоративное искусство 9., Советский художник, М., - 1987. - С. 22-24.

248. Пронина И. Декоративное искусство в ансамбле общественного интерьера 70-80 гг. // Декоративное искусство 7, Советский художник, М. -1983. - С. 67-72.

249. Пунанс Т. На языке огня. // Декоративное искусство Москвы. - 2016, №4. - С. 2-3.

250. Пунанс Т. На выставке. // Декоративное искусство Москвы. - 2016, №4.

- С. 7-8.

251. Решетникова И. Обжиг проекта. // Декоративное искусство. М. - 2013, 03/414. - С. 31-37.

252. Рогозина Л. Керамика в архитектуре. // Декоративное искусство СССР.

- 1979, №9. - С. 17-21.

253. Романова Л. Выставка художников Валлориса. // Советское декоративное искусство-77/78., М. - 1980. - С. 54-60.

254. Романова Л. 35-й международный конкурс художественной керамики «Советское декоративное искусство 77\ 78». // Советский художник., М. -1980. - С. 55-61.

255. Самецкая Э. Керамика: затишье перед взлетом. // Декоративное искусство. - 1999, № 1-3. - С. 30-32.

256. Симуни А. Фарфор Арона Зинштейна. // Декоративное искусство. -2011, №1. - С. 144-145.

257. Соловьева В. Дымка сиреневого флера. Керамическое панно Тамары Неретиной. // Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 33. Спб.

- 2015. - С. 54-57.

258. Сталинская Е. Потомственный петербургский художник - Екатерина Сухарева. // Сб. материалов 9-й международной межвузовской научно-практической конференции «Искусство и диалог культур»., Спб. - 2015. -С. 286-288.

259. Сталинская Е. Творческий путь художника Сергея Егоровича Сухарева. // Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 36., СПб. - 2015. - С. 23-27.

260. Татлин В. Проблема соотношения человека и вещи. // РАБИС. - 1929, №48. - С. 40-47.

261. Тиханов В. Василий Алексеевич Ватагин. // Советская скульптура. -1986, №10. - С. 200-210.

262. Трощинская А. Керамика Модерна. Волшебное превращение глазури. // Юный художник. - 2011, №10. - С. 26-28.

263. Трощинская А. Керамическая сказка Сергея Малютина. // Антиквариат.

- 2007, № 7-8. - С. 54-61.

264. Трощинская А. Русский Модерн в керамике Строгановского училища. // Антиквариат. - 2006, № 6. - С. 80-92.

265. Трощинская А. Фарфор Императорского Строгановского училища с кристаллическими глазурями: опыт атрибуции. // Виноградовские чтения в Петербурге. Фарфор XVIII - XXI вв. Предприятия. Коллекции. Эксперты. Спб. - 2010. - С. 398-409.

266. Трощинская А. Художественная керамика гончарной мастерской Музеума Строгановского училища. // Антиквариат. - 2005, №11. - С. 38-50.

267. Трощинская А. Художественная керамика Императорского Строгановского училища. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ. - 2008, №1. - С. 39-50.

268. Трощинская А. Артель художников-гончаров «Мурава». // Антиквариат. - 2005, №6. - С. 94-103.

269. Удальцова А., Хлебцевич Н. Творчество и функциональность в формировании специальности «керамика» // Строгановская школа композиции / под. ред. О. Л. Голубевой. МГХПУ им. С. Г. Строганова, М. 2005. - С. 290-296

270. Уткина А. Ольга и Олег Татаринцевы «Вместо музыки» // Декоративное искусство Москвы. - 2016, №4. - С. 5-5.

271. Федорова 3. Декоративные возможности облицовочной керамики. // Сб. ст. под ред. С.Н. Степанян. М.: Советский художник. - 1970. - С. 80-91.

272. Федорова З. Пятидесятые годы - новый этап в развитии традиций керамики // Строгановская школа композиции. - М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова. - 2005. - С. 297-299

273. Хан-Магомедова В. Керамическая арт-студия «Ардмор». // Декоративное искусство., М. - 2012, 02/413. - С. 30-33.

274. Ханко В. Юбилейная выставка керамики. // Советское декоративное искусство 77/78. М.: Советский художник. - 1980. - С. 45-51.

275. Хлебцевич Н. Нефигуративное направление в творчестве керамистов-выпускников и педагогов училища конца XX - начала XXI века. // Декоративное искусство и предметно- пространственная среда. Вестник МГХПУ., М. - 2009, №2 - С. 11-19.

276. Хлебцевич Н. Становление и развитие нефигуративного направления в керамике и фарфоре 20-70 гг. XX века. // Искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ., М. - 2\2008. - С. 71-76.

277. Хохлова Е. Аста Давыдовна Бржезицкая. Штрихи к портрету. // Советское декоративное искусство 5. М.: Советский художник. - 1982. - С. 154-166.

278. Цузмер Р. Лепная керамика. // Декоративное искусство СССР. - 1971, №7. - С. 40-52.

279. Шлыкова Т. Terra incognita или творческий процесс художника-керамиста изнутри. // Ассоциация искусствоведов. Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 37., Спб. - 2015. - С. 105-107.

280. Шлыкова Т. Высокие темпы в керамическом искусстве: средние века и современность. // Ассоциация искусствоведов. Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 26., Спб. - 2013. - С. 72-76.

281. Шлыкова Т. Мастерская фантазий Ивана Тарасюка. // Ассоциация искусствоведов. Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 26., Спб. - 2013. - С. 77-73.

282. Шмакова К. Медаль. Поиски и находки. // Советская скульптура. -1986, №10. - С. 74-83.

Интернет-источники:

283. Бугровская А. С. Образы русского фольклора в современной авторской керамике [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М., 2014.]. Режим доступа: http://www.folkcentr.ru/angelina-bugrovskaya-obrazy-russkogo-folklora-v-sovremennoj -avtorskoj -keramike-doklad-na-iii-kongresse-folkloristov/ (дата обращения 25.03.2014).

284. Недугова И. А. Архаизация в культуре: рассмотрение феномена. Журнальный клуб Интелрос «Credo New» №1, 2012 [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М., 2014.]. Режим доступа:

http: //www.intelro s .ru/readroom/credo_new/credo-new-2012-1/13137-arhaizaciya-v-kulture-rassmotrenie-fenomena.html (дата обращения 20.04.2016).

285. Черемушкин П. Мне помогает неиссякаемая любовь моего народа к мифотворчеству. Журнал русский мир [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М., 2010.]. Режим доступа:

http://www.mvek.mfo/?module=articles&action=view&id=7343 (дата обращения 25.03.2014).

286. Евгений Расторгуев. Журнал Русское искусство [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М., 2008.]. Режим

доступа: http: //www.russiskusstvo .ru/exhibitions/arhive/moscow/a914/ (дата обращения 23.01.2014)

287. Quarta gallery. Евгений Расторгуев. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М., 2010.]. Режим доступа: http://www.quartagallery.ru/rastorguev-evgeniy/ (дата обращения 23.01.2014)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.