Российский репертуарный драматический театр в условиях современной социокультурной ситуации: организационно-творческие аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат наук Фролова, Надежда Леоновна

  • Фролова, Надежда Леоновна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 315
Фролова, Надежда Леоновна. Российский репертуарный драматический театр в условиях современной социокультурной ситуации: организационно-творческие аспекты: дис. кандидат наук: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 2017. 315 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Фролова, Надежда Леоновна

Оглавление

3

Глава 1. 2000 год: состояние российского репертуарного театра на рубеже

XX-XXI веков

§ 1.1. Репертуарный театр в контексте социокультурных изменений:

исторические предпосылки к современному состоянию

§ 1.2. Конституирующие признаки и проблематика развития

репертуарного театра в период с 1991 по 2000 год

§ 1.3. Анализ ключевых статистических показателей деятельности репертуарных театров в период с 1991 по 2000 год

Глава 2. Поиск путей преодоления кризиса российского репертуарного

театра в период с 2000 по 2007 год

§ 2.1. Проблематика развития репертуарного театра в 2000-2007

годах

§ 2.2. Нетипичные организационно-творческие формы репертуарного

театра

§ 2.3. Анализ ключевых показателей деятельности репертуарных театров в период с 2000 по 2007 год

Глава 3. Сосуществование традиций и новаторства в российском

репертуарном театре с 2007 по 2014 год

§ 3.1. Векторы развития современного репертуарного театра в

России

§ 3.2. Анализ ключевых показателей деятельности репертуарных

театров в период с 2007 по 2014 год

Заключение

Библиография

Приложения

2

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Российский репертуарный драматический театр в условиях современной социокультурной ситуации: организационно-творческие аспекты»

Введение

Актуальность темы диссертации. Последнее десятилетие ХХ века принесло нашей стране кардинальные перемены. Социокультурная ситуация, сформированная погружением в состояние постмодерна и переходом к рыночной экономике с ее глобализационными процессами, создала новые условия функционирования искусства вообще и театра в частности. Театрам пришлось вновь определять собственное предназначение, искать место в изменившейся системе общественных отношений, пересматривать отношение к зрителю, налаживать коммуникационные связи с обновленным государством и социумом.

Со времени своего учреждения в 1756 году и до начала 1990-х годов театр в России находился во власти государственной идеологии и соответствующей культурной политики, чем подтверждалась необходимость его существования за счет государства. Общеизвестны художественно-творческие достижения театров России XIX и XX века.

В начале 1990-х годов Конституция РФ гарантировала гражданам России ряд свобод: мысли, слова, творчества, а также передвижения по стране и миру. Это обстоятельство, с одной стороны, подарило художникам не только творческую свободу, но и вседозволенность. С другой стороны, художники оказались перед необходимостью осваивать рыночные принципы и механизмы функционирования. 70 лет бытования в условиях плановой экономики не могли пройти бесследно для российской театральной системы, до 1917 года включавшей в себя как дотируемые государством, так и частные, рыночно ориентированные театры. Для сети советских репертуарных театров резкий переход в новую экономическую реальность оказался потрясением и отрицательно сказался на уровне российского театрального процесса. Театральный эксперимент 1987-1989 годов, а позднее и новые условия хозяйствования ставили целью создать благоприятную почву для обретения театрами как творческой, так и

финансовой самостоятельности, однако политические, экономические и

3

социальные потрясения предопределили скорый конец подобной практики. Значительное сокращение государственной поддержки театров в 1990-х годах привело к тому, что многие из них в это время выживали с трудом1.

Утратив прежнее значение «второго университета» и субститута гражданского общества, театр должен был найти новую социальную нишу, чтобы оправдать финансовую поддержку государства и общества. Иными словами, театры встали перед выбором: сохранять высокий статус храма искусства или заняться освоением рынка культурных услуг. Первый путь предполагал обретение некоего нового институционального качества, которое инициировало бы актуальную эстетическую рефлексию, содержательный художественный анализ идей и противоречий новой жизни, воспитание культурно развитого зрителя и, как следствие, оправдывало бы некоммерческий характер деятельности. Второй путь заключался в слиянии театра с набирающей мощь индустрией развлечений, в принципиальном редуцировании и облегчении тематики, ориентации на массового потребителя и его вкус, формируемый поп-культурой глобализма. Закономерно, что данный подход вел к коммерциализации театра и коренному изменению его роли как важного социокультурного института.

Вместе с тем обретенная свобода стимулировала интеграцию российского театра в общемировую постмодернистскую культурную парадигму, порожденную процессом глобализации. Для российского театра, в котором на протяжении почти 250 лет господствовали различные эстетические принципы, объединенные важнейшим свойством -смыслообразующей ролью литературного текста, это столкновение, продолжающееся до сих пор, может иметь серьезные последствия.

1 См. подробнее: Левшина Е.А. Летопись театрального дела рубежа веков. 1975-2005. СПб.: Балтийские сезоны, 2008. С. 276; Эволюция культурной деятельности в новом столетии. Социально-экономические аспекты культурной политики. В 3 т. СПб.: Алетейя, 2005, Т. 1. 400 с.

Система координат рожденной в недрах постмодернизма перформативной театральной культуры, представленная в книгах «Постдраматический театр» Ханса-Тиса Лемана и «Эстетика перформативности» Эрики Фишер-Лихте, предполагает отказ от нарративности и текстуальности как доминанты сценического текста - это означает, что от исполнителя требуется в первую очередь владение средствами внешней выразительности. Навык детальной проработки внутренней партитуры роли в данном виде театра оказывается невостребованным, а одно из основных достижений русского театра -ансамблевость - может стать ненужным анахронизмом. Между тем ансамбль - завоевание отечественного театрального искусства, берущее начало со времен М.С. Щепкина и являющееся недостижимым для многих зарубежных театров.

Таким образом, сегодняшняя борьба символа и слова, начавшаяся на российских сценах вслед за европейскими, должна оказывать определенное влияние на литературоцентричный отечественный театр.

Вместе с тем в России высочайшие достижения как школы представления, так и школы психологического переживания тесно связаны с моделью репертуарного театра, где над спектаклем работает творчески сплоченный коллектив актеров, сценографов, музыкантов во главе с художественным лидером, как правило, - режиссером.

Обозначенные тенденции ставят перед российской системой репертуарных театров проблему адаптации репертуарной модели театра к условиям современной социокультурной ситуации, суть которой - в замене идеологии режима на идеологию рынка. Данная проблема имеет многофакторный и системный характер и заключает в себе ряд важных аспектов: творческий, социологический, организационный и экономический. Всестороннее исследование обозначенной проблемы представляется актуальным по следующим причинам.

Во-первых, ее изучение в контексте общемировых и российских культурных процессов позволяет выявить причинно-следственные взаимосвязи и взглянуть на указанную проблему под широким углом, что дает возможность определить вектор долгосрочного развития театральной системы в нашей стране.

Во-вторых, от конкретных прагматических решений по каждому из перечисленных аспектов зависит состояние российского репертуарного театра в настоящем и ближайшем будущем. Соотнесение выводов по насущным вопросам с набирающими силу мировыми трендами является необходимым условием для разработки наиболее эффективных и рациональных предложений по обеспечению условий для дальнейшего совершенствования репертуарного театра в России.

Цель и структура работы. Цель диссертационной работы - на базе изученных историко-культурных, эстетических и организационных процессов обосновать значимость модели репертуарного театра в развитии современного культурного пространства и предложить решение проблемы адаптации репертуарного театра к современным социокультурным условиям.

В соответствии с заявленной целью объектом исследования выступает российский репертуарный драматический театр как социокультурный институт, а предметом - трансформации, происходящие с моделью репертуарного театра под влиянием внешних и внутренних социокультурных изменений.

Цель исследования предопределила ряд задач:

• определить конституирующие признаки российской репертуарной модели театра;

• выявить причины системного кризиса, постигшего российский репертуарный театр в конце ХХ века;

• проанализировать совокупность мер, предпринятых для

преодоления кризиса репертуарного театра;

6

• определить круг теоретических и практических проблем функционирования драматических репертуарных театров и найти их оптимальные решения;

• сделать конструктивные выводы о характере и динамике процессов, происходящих в конкретных репертуарных театрах, относящихся к разным видам и типам репертуарной модели согласно предложенной автором классификации, за период с 1991 по 2014 год.

Термин «репертуарный театр» имеет множество трактовок, но автор диссертации исходит из того, что театр репертуарной модели обладает тремя взаимосвязанными признаками: репертуаром, творческим коллективом и осуществлением художественного руководства, определяющим и воплощающим ту или иную эстетическую концепцию.

Итак, при анализе репертуарного театра и его трансформаций автор опирается на следующие понятия.

Репертуарный театр в России - основная форма организации театра, характеризующаяся управлением театром как художественной системой, в которой постоянная труппа, работающая на базе единой художественной идеи, общих целей и задач, исполняет репертуар, являющийся выражением этической и эстетической программ художественного руководства. Прокат успешных спектаклей репертуарного театра продолжается долгое время -от нескольких сезонов до нескольких десятилетий. Под постоянством труппы в данном контексте автор понимает долгосрочные взаимоотношения художественно-творческого состава с театральной организацией, не исключающие умеренную систематическую ротацию артистов, отвечающую диалектическим принципам стабильности и обновления, о которых писал Б.Ю. Сорочкин2.

2

Сорочкин Б.Ю. Формирование творческого состава драматического театра. Л. 1982. 69

с.

Под прокатом (эксплуатацией) репертуара понимается режим показа спектаклей в определенной последовательности, фиксируемой в репертуарной (или прокатной) афише. Репертуарная афиша - это план проката репертуара, он содержит названия текущего репертуара и сопоставляет их с числами месяца и днями недели.

Помимо указанных понятий автор оперирует также понятием репертуарного предложения, емко определенного Е.А. Левшиной: «Репертуарное предложение театра - это не только перечень названий, входящих в репертуарную афишу, это и количественные характеристики проката. Частота проката отдельных названий, удельный вес каждого из них в прокатной афише могут существенно изменить общую картину репертуарного предложения, сделать незаметными одни - редко

3

показываемые - названия и акцентировать другие» .

Рассмотрение трансформаций репертуарного театра предопределило разработку классификации современных видов исследуемой организационно-творческой театральной формы. Автор выделяет три вида репертуарной модели, существующие в России в настоящее время.

1) Репертуарные театры с постоянной труппой составляют основную часть сети российских репертуарных театров. Поэтому внутри данного вида можно также ввести градацию: типологизировать театры по принципу отношения к традиции. Автор выделяет два типа: театры консервативного типа и театры современного типа, однако важно отметить, что это лишь крайние величины, два полюса, между которыми располагается целый спектр театров, которые могут тяготеть к одному из типов или даже сочетать черты обоих типов.

Репертуарные театры консервативного типа характеризуются консервативностью и традиционностью эстетики. Яркими представителями этого типа являются Государственный Академический

ЛевшинаЕ.А. Планирование проката репертуара драматического театра. Л.: ЛГИТМиК, 1985. С.5

Малый театр, МХАТ имени М. Горького, Государственный Академический театр имени Моссовета, Московский Академический театр сатиры и другие.

Репертуарные театры современного типа характеризуются бережным отношением к традициям и умело совмещают их с художественными новациями и экспериментами. К театрам данного типа можно отнести Государственный Академический театр имени Евг. Вахтангова, Российский государственный Академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александринский театр), Московский театр «Мастерская П.Н. Фоменко», Российский государственный Академический театр драмы имени Ф. Волкова, театр «Студия театрального искусства» и другие.

2) Репертуарные театры без труппы характеризуются отсутствием актерских ставок и продюсерским стилем руководства театром. Правомерность включения данного вида театра в классификацию репертуарных театров обоснована в тексте диссертации. К таким театрам на данный момент относятся Экспериментальный театральный центр новой драмы «Практика», Государственный театр Наций, Государственный драматический театр «Приют комедианта» и частный «Театр. doc».

3) Театры - полифункциональные центры характеризуются стремлением к экспериментальной театральной эстетике, а также позиционированием себя в городской среде в качестве культурного центра, объединяющего под одной крышей кафе, книжные магазины, образовательные проекты, обсуждения, кинопоказы, выставки и другие формы культурной деятельности. Данный вид театра представлен Московским драматическим театром имени Н.В. Гоголя («Гоголь-центр»), Московским драматическим театром имени К.С. Станиславского (Электротеатр «Станиславский») и Новой сценой Российского государственного академического театра драмы имени А.С. Пушкина

(Александринский театр), также к названному виду на данном этапе

9

тяготеет Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова.

Поставленные цель и задачи определили логику и структуру работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Приложений и Списка литературы. Три главы диссертации выстроены в хронологическом порядке, с 1991 по 2014 год, каждая глава содержит параграфы, посвященные как теории, так и практике театрального дела.

Теоретическая часть диссертации базируется на обобщенных результатах искусствоведческих, культурологических и социально-экономических исследований. Структурообразующим элементом, определяющим содержание теоретической части, является совокупность четырех аспектов проблемы адаптации репертуарного театра к современным социальным и культурным условиям: творческого, социологического, организационного и экономического. Практическая часть работы основана на анализе статистических данных. Обстоятельно исследована деятельность драматических театров Министерства культуры РФ и их репертуара - по источникам, предоставленным Главным информационно-вычислительным центром Министерства культуры РФ (ГИВЦ МК РФ).

Принятая в диссертации классификация репертуарных театров позволяет систематизировать состояние репертуарного театра в динамике его развития. В практической части работы автор анализирует репертуарное предложение и показатели деятельности как всей сети драматических театров, так и театров каждого вида репертуарной модели.

Поскольку в фокусе работы - современный театральный процесс, то

исследование сосредоточено на периоде с 1991 по 2014 год. К 2000 году

накопились и четко обозначились главные проблемы и противоречия

театрального процесса 1990-х - времени становления новой российской

реальности. Помимо этого, необходимость рассмотрения взаимосвязей и

зависимостей современного состояния российского репертуарного театра и

10

исторического прошлого обусловила обращение к историческому контексту. Также автором принимаются во внимание культурные процессы, имевшие место в последующие два года - 2015-м и 2016-м -после принятия новой редакции «Основ законодательства Российской Федерации о культуре»

В первой главе рассматривается развитие системы профессионального репертуарного театра в России со времени ее формирования до конца ХХ века, обосновывается важность репертуарной модели для культурного процесса Х1Х-ХХ веков, анализируются факторы, обусловившие кризис репертуарного театра, начавший проявляться уже в 1980-х годох и выразившийся к 2000 году в оттоке зрителей, падении общего уровня качества театральной продукции и «старении». трупп

Полифункциональность термина «репертуарный театр» представила определенные трудности при рассмотрении сути данного явления, вследствие чего автором была предложена система конституирующих признаков рассматриваемой театральной модели.

К 2007 году благодаря ряду предпринятых разносторонних действий положение репертуарного театра стабилизируется. Начинает действовать бюджетная реформа, а театр предпринимает попытки осмысления своего нового места в изменившемся обществе, что выражается в создании альтернативных организационно-творческих форм репертуарной модели. Анализу названных процессов посвящена вторая глава.

В 2014 году обретает жесткость государственная культурная

4

политика, что является результатом как внутренних политических процессов, так и взаимодействия России с миром, в котором устойчиво доминируют тренды глобализма и постмодернизма. Репертуарные театры начинают определяться с ответом на важнейший вопрос об ином институциональном качестве, однако вместе с тем изменяется содержание

4 Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 утвержден документ «Основы государственной культурной политики».

аспектов проблемы адаптации. Театры оказываются перед необходимостью предоставить критерии эффективности собственной деятельности. Сосуществование в едином культурном поле традиционной репертуарной модели и ее трансформаций рождает не только конкуренцию, но и некоторое противостояние в театральном сообществе. В третьей главе осмысляются вышеперечисленные тенденции последних лет и приводятся прогнозы дальнейшего развития театрального процесса

В Заключении синтезируются результаты проведенного анализа в рамках заданного хронологического подхода и приводятся общие выводы по социокультурной и театральной ситуации с начала XXI века, а также практические предложения по сохранению и развитию национального культурного достояния - репертуарной модели театра. Приложения содержат подробную статистическую информацию о деятельности драматических театров сети Министерства культуры, как предоставленную ГИВЦ МК РФ, так и собранную автором из различных справочных изданий.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Конституирующими признаками репертуарной модели театра являются, во-первых, репертуар как выражение этической и художественной программы театра, во-вторых, творческий коллектив с постоянной умеренной ротацией, объединенный общими эстетическими целями и, в-третьих, осуществление художественного руководства театром, направленное на последовательную реализацию сформулированной художественно-творческой программы.

2. Для сохранения творческого потенциала коллектива репертуарного театра труппа должна состоять из постоянной (штатной) и ротируемой (контрактной) частей. Взяв за основу опыт дореволюционного Московского Художественного театра, можно утверждать, что ротируемая (контрактная) часть не должна превышать 2/3 от общего числа актеров, а

их ротация может проводиться не чаще чем раз в год.

3. Наличие или отсутствие в штатном расписании актерских ставок не влияет на принадлежность театра к репертуарной модели.

4. В 2010-х годах репертуарные театры значительно усиливают коммуникативную и художественно-образовательную составляющие своей деятельности, что демонстрирует их стремление обрести новое институциональное качество, оправдывающее необходимость государственной и общественной поддержки.

5. В репертуарных театрах без труппы и театрах-полифункциональных центрах осуществляется основной процесс поиска новых форм театрального языка. Репертуарные театры с постоянной труппой современного и консервативного типов вбирают результаты экспериментов и обогащают ими традиции отечественного театрального искусства.

Теоретическая значимость исследования заключается в востребованности и применимости результатов комплексного анализа совокупности разнообразных процессов: творческих, организационных, социологических и экономических, происходящих в российском репертуарном театре сегодня.

Практическая значимость диссертации состоит в обосновании конструктивных творческих и организационно-экономических мер, направленных на укрепление репертуарного театра в России. Внедрение и дальнейшая разработка предложений, приведенных в Заключении, как мы надеемся, поможет решению организационно-творческих проблем, а следовательно, и развитию театров репертуарной модели.

Разработанность темы исследования. Комплексный подход к исследованию предопределил необходимость обращения к широкому кругу источников. Историко-культурологический аспект исследуемой темы отражен в монографиях, научных сборниках и журналах, вышедших

под грифом Государственного института искусствознания5. Автор также обращается к книге М. Пахтера и Ч. Лэндри «Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке»6. В перечисленных изданиях рассматриваются общие вопросы существования и функционирования культуры как системы, актуальные проблемы культурной политики, а также закономерности развития театра как важного современного социокультурного института.

Искусствоведческие исследования, на которые опирается данная работа, разбирают ситуации в российском театре с конца ХХ века по настоящее время и анализируют проблематику его функционирования в эстетическом, социальном и историко-культурном ракурсах.

Среди других исследований, посвященных состоянию современного театра в России, отметим книги «Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX-

7 Я

XXI веков» А. Висловой и «Конец театральной эпохи» М. Давыдовой. Авторы придерживаются полярных взглядов на процессы, происходящие в русском театре постперестроечной эпохи, и рассматривают их в культурологическом мировом контексте. Обращение к указанным монографиям, а также к дайджест-обзору прессы «Российский театр -

5 Соколов К.Б. Глобализация: История, современность и искусство. М.: Государственный институт искусствознания, 2012. 444 с.; Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. СПб.: Алетейя, 2001. 556 с.; Культура России. 2000 годы. СПб.: Алетейя, 2012. 864 с.; К проекту закона «О культуре в Российской Федерации». Материалы исследований. М.: Государственный институт искусствознания, 2015. 144 с.; Системные исследования культуры. Вып. 3. М.: Государственный институт искусствознания, 2013. 256 с.; Культурологические записки. Вып. 12. О границах искусства. М.: ГИИ, 2010. 418 с.; Культурологические записки. Вып. 14. Художник между властью и рынком. М. : ГИИ, 2013. 248 с.; Культурологические записки. Вып. 16. Культурная политика - 2014. Проблемы и перспективы. М.: ГИИ, 2014. 358 с.; Вопросы театра// Proscaenium. Вып.1-2. М.: ГИИ, 2009. 352 с.; Вопросы театра// Proscaenium. Вып.12. М.: ГИИ, 2012. 352 с.; Вопросы театра// Proscaenium. Вып.13. М.: ГИИ, 2013. 352 с.

6 Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке. М.: Классика-XXI, 2003. 96 с.

п

Вислова А. В. Русский театр на сломе эпох. Рубеж ХХ-ХХ! веков. М.: Университетская книга, 2009. 272 с.

о

Давыдова М. Конец театральной эпохи. М.: ОГИ, 2005. 384 с.

время перемен»9 и к работам ведущих театроведов: А.В. Бартошевича, Р.П. Должанского, Г.А. Заславского, Е.Г. Ковальской, М.Н. Липовецкого, П.А. Руднева, О.В. Федяниной, Н.А. Шалимовой и др. - позволяет определить причины, следствия и характер процесса трансформации модели репертуарного театра, понять, как новые формы репертуарного театра могут обогатить традиционный репертуарный театр и придать ему дальнейший импульс развития.

Автор обратился к фундаментальным историческим социокультурным исследованиям Г.Г. Дадамяна, Г.З. Мордисона, Ю.М. Орлова, поскольку анализ причинно-следственных связей современного состояния театра предполагает рассмотрение проблем в широком историческом контексте.

Корпус исследований в области социологии, управления и экономики культуры представлен именами Т.В. Абанкиной, В.Н. Дмитриевского, Е.А. Дудкиной, А.И. Дымниковой, В.С. Жидкова, Е.Л. Игнатьевой, М.Е. Левской, Е.А. Левшиной, В.Ю. Музычук, А.Я. Рубинштейна, Б.Ю. Сорочкина, Л.Г. Сундстрема, А.А. Ушкарева, Ю.У. Фохт-Бабушкина. В исследовании одно из центральных мест отведено научному сборнику «Культура России. 2000-е годы», содержащему научные статьи многих из названных ученых. Материалы сборника многогранно отражают социально-экономическую ситуацию не только в современной культуре, но и в сценическом искусстве.

Проблемам функционирования репертуарного театра и развития иных организационно-творческих театральных форм посвящены опубликованные в театральной периодике статьи ведущих театроведов, таких как А.В. Бартошевич, А.В. Вислова, М.Ю. Давыдова, Р.П. Должанский, О.В. Егошина, Г.А. Заславский, Б.Н. Любимов,

9 Российский театр - время перемен (дайджест-обзор по материалам российской прессы за 2005-2010 годы подготовлен по заказу Союза театральных деятелей Российской Федерации). [Электронный ресурс]. - URL: http:// trubnikova.com/rossiyskiy-teatr-vremya-peremen/ (дата обращения: 13.04.2015).

15

В.А. Максимова, П.А. Руднев, А.М. Смелянский и др. В данном исследовании перечисленные источники способствуют освещению теоретических вопросов. Интервью с авторитетными режиссерами и театральными менеджерами, материалы конференций СТД РФ также дают ценные сведения о текущей театральной практике.

В отдельную группу источников необходимо выделить законодательно-правовые акты, определяющие нормы функционирования бюджетных организаций и артикулирующие официальные положения государственной культурной политики. Без данных источников был бы невозможен анализ экономико-правового положения государственных театров.

Несмотря на остроту социокультурной ситуации, в которой последние 25 лет находится российский репертуарный театр, количество комплексных исследований театрального процесса ограничено. Данным обстоятельством обусловлена научная новизна диссертации. Корреляция театральной теории с практикой позволяет осмыслить не только глубокие изменения, произошедшие в репертуарном театре, но и причины трансформации существующей организационно-творческой театральной модели в рамках предложенной автором систематизации форм репертуарного театра. Это, в свою очередь, дает возможность получения объективных научных результатов и практических рекомендаций для плодотворной деятельности, направленной на сохранение историко-культурного наследия, культурных ценностей и совершенствования форм театральной жизни.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Фролова, Надежда Леоновна, 2017 год

Библиография

Книги, статьи и материалы научных и статистических сборников

1. Baumol W.J., W. Bowen G. Performing Arts: the Economic Dilemma. - New York: Twentieth Century Fund, 1966. -582 p.

2. Апфельбаум С.М. Современный российский театр: состояние и перспективы/С.М. Апфельбаум // Культура России. Актуальные задачи духовного возрождения России.- М.: ГИВЦ Минкультуры России, 2012. - С.62-73.

3. Вислова А.В. Русский театр на сломе эпох. Рубеж ХХ-ХХ1 веков. - М.: Университетская книга, 2009. - 272 с.

4. Давыдова М. Конец театральной эпохи. - М.: ОГИ, 2005. -384 с.

5. Дадамян Г.Г. Атлантида советского искусства. 1917 - 1991. Ч. I. 1917 - 1932. - М.: Российская академия театрального искусства - ГИТИС, 2010. - 524 с.

6. Дмитриевский В.Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе взаимоотношений сцены и публики: от истоков до начала ХХ века. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. - 327 с.

7. Дмитриевский В.Н., Стрельцова Е.Н. Театральная деятельность в 1999 году. - М.: ГИВЦ МК РФ, 2000.

8. Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история. Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2001 - 592 с.

9. Жидков В.С., Клявина Т.А. Социология искусства. Хрестоматия. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - 310 с.

10. К проекту закона «О культуре в Российской Федерации». Материалы исследований. - М.: Государственный институт искусствознания, 2015. - 144 с.

11. Культура России. 2000 годы. - СПб.: Алетейя, 2012. - 864 с.

178

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Левшина Е.А. Летопись театрального дела рубежа веков. 19752005. - СПб.: Балтийские сезоны, 2008. - 462 с. Левшина Е.А. Планирование проката репертуара драматического театра. Л.: ЛГИТМиК, 1985. - 66 с. Леман Х.-Т. Постдраматический театр. - М.: ABCdesign, 2013. - 312 с.

Липовецкий М. Иллюзия документальности и другие иллюзии//Театр. - Вып. 19. - 2015. - С. 84-89 Орлов Ю.М. Московский Художественный театр: стратегия проката репертуара// Актуальные вопросы экономики и организации театрального дела. - М.: ГИТИС, 1986. - С. 161180.

Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке. - М.: Классика-XXI, 2003. -96 с.

Прямая речь. - М.: Правда, 1987. - 352 с.

Серия II. Передовой опыт, поиски, решения. Театральная деятельность / Сост. А.В. Каменец. - М.: ГИВЦ МКиТ РФ, 1992.

Соколов К.Б. Глобализация: История, современность и искусство/К.Б. Соколов. - М.: Государственный институт искусствознания, 2012. - 444 с.

Сорочкин Б.Ю. Формирование творческого состава драматического театра. - Л., 1982. - 69 с. Театры Российской Федерации в цифрах за 2000 год. - М.: ГИВЦ МК РФ, 2001.

Театры Российской Федерации в цифрах. 2004 год. - М., 2005. Театры Российской Федерации в цифрах. 2007 год. - М., 2008. Театральное искусство. Информационный обзор / Сост. А.В.

Каменец. - М.: ГИВЦ МКиТ РФ, 1995. - 30 с.

179

26. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. - М.: ACT, 2008. - 569 с.

27. Ушкарев А.А. Общероссийский мониторинг театральной деятельности «Театральная Россия» в соответствии с Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 года. Научный отчет по государственному контракту № 4472-01-41/02-13 от «29» ноября 2013 г. - М., 2013.

28. Финансовые средства театров Министерства культуры Российской Федерации в цифрах за 2000 год. - М.: ГИВЦ, -2001. - 76 с.

29. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. - М.:Канон-плюс, 2015. - 376 с.

30. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. - СПб.: Алетейя, 2001. - 556 с.

31. Эволюция культурной деятельности в новом столетии. Социально-экономические аспекты культурной политики. В 3 т. - СПб.: Алетейя, 2005. Т. 1. - 400 с.

32. Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпочтения и общественный интерес. В 3 т. -СПб.: Алетейя, 2002. Т. 1. - 640 с.

Статьи в периодической печати

33. Бартошевич А. Как это делается в Британии// Proscaenium. Вопросы театра. - Вып. 13. - М.: ГИИ, 2013. - С.83-84.

34. Болотян И. «Док» и «Догма»: теория и практика// Театр. -Вып. 19. - 2015. - С. 130-139.

35. Ковальская Е. Движение «Солидарность» на открытие «Театра.doc»//Театр. - Вып. 19. - 2015. - С. 16-25.

36. Культурологические записки. Вып. 12. О границах искусства. -М.: ГИИ, 2010. - 418 с.

37. Культурологические записки. Вып. 14: Художник между властью и рынком. - М.: ГИИ, 2013. - 248 с.

38. Культурологические записки. Вып. 16. Культурная политика -2014. Проблемы и перспективы. - М.: ГИИ, 2014. - 358 с.

39. Системные исследования культуры. Вып. 3. - М.: Государственный институт искусствознания, 2013. - 256 с.

40. Федянина О. Организационные формы и структура современного немецкого театра// Proscaenium. Вопросы театра. - Вып. 13. - М.: ГИИ, 2013. - С. 76-82.

Авторефераты диссертаций

41. Мордисон Г.З. История театрального дела. Основание и развитие государственного театра в России (XVI-XVIII века): Автореф. дисс. ... докт. искусствоведения: 17.00.01. - СПб., 1992. - 38 с.

42. Орлов Ю.М. Московский Художественный Театр. Новаторство и традиции в организации творческого процесса: Автореф. дисс. ... докт. искусствоведения: 17.00.01. - Л., 1989.

Электронные источники

43. Абдуллаева З. Васильев: система// Театр. - 2011. -[Электронный ресурс]. - URL: http://oteatre.info/vasilyev-sistema/ (дата обращения: 17.09.2015).

44. Абдуллаева З. Упражнение //Искусство кино. - 2015. -[Электронный ресурс]. - URL: http://kinoart.ru/blogs/uprazhnenie (дата обращения: 20.03.2016).

45. Андрей Могучий: душа БДТ принадлежит городу. - URL: http://www.spbdnevnik.ru/news/2014-07-18/andrey-moguchiy--dusha-bdt-prinadlezhit-gorodu/ (дата обращения: 11.02.2016).

46. Барбой Ю. Постдраматический театр и посттеатральный драматизм // Петербуржский театральный журнал. - Вып. 2 (76). - 2014. - [Электронный ресурс]. - URL: http://ptj .spb.ru/archive/76/introduction-to-lehman/postdramaticheskij -teatr-ipostteatralnyj -dramatizm-76 (дата обращения: 15.06.2015).

47. Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова. -[Электронный ресурс]. - URL: http://bdt.spb.ru (дата обращения: 20.03.2016).

48. Борлаков В. Карачаево-балкарская довоенная драматургия. -Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1975. - URL: http://www.elbrusoid.org/upload/iblock/fa9/fa97d8b0b6e2f09aeb0a c23e00744698.pdf (дата обращения: 18.10.2015).

49. Бояков Э. Слова берутся из реальности. Интервью вела М. Борисова. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.deiz.ru/data/10/07.html (дата обращения: 18.09.2015).

50. В начале XXI века. Заметки об искусстве актера. Репертуарный театр / В. Максимова // Proscenium. Вопросы театра. - 2009. -URL: http://sias.ru/publications/magazines/voprosyteatra/files/%D 0%92%D0%A2%201 -2_2009.pdf (дата обращения: 11.06.2015);

51. В обновленном БДТ продолжила работу Педагогическая лаборатория //Фонтарка.ру. - 2013. - [Электронный ресурс]. -URL: http://calendar.fontanka.ru/articles/1842 (дата обращения: 20.03.2016).

52. Вислова А.В. Культурные индустрии и театр // Культурологический журнал. - [Электронный ресурс]. - 2012. - № 1 (7). - URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/115.html&j_id=9 (дата обращения: 21.06.2015).

53. Гаевская М. Бенефис вчера и сегодня//Театральная жизнь. -1998. - № 7. - URL: http: //www.maly.ru/news_more.php?number=3 &day=12&month= 4&year=2006 (дата обращения: 29.07.2015).

54. Давыдова М. За что можно посадить театрального директора? [Электронный ресурс]. - URL: -http://os.colta.ru/theatre/events/details/17976/ (дата обращения: 14.08.2015).

55. Дадамян Г.Г. Киркой и лопатой работать в театре нельзя // Новая газета. - 2012. - № 95. - URL: http://www.novayagazeta.ru/arts/54104.html (дата обращения: 17.06.2015).

56. Дадамян Г.Г. Культурную жизнь страны будут проектировать продюсеры. - URL: http://newslab.ru/article/276486 (дата обращения: 12.06.2015).

57. Директор театра «Приют комедианта» Владимир Минков: наш зритель не увидит халтуры/ Владимир Минков, беседу вела Е. Боброва// Петербургский дневник. - 2016. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.spbdnevnik.ru/news/2016-05-16/direktor-teatra-priyut-komedianta-viktor-minkov--nash-zritel-ne-uvidit-khaltury (дата обращения: 27.03.2016).

58. Додин Л. Советский репертуарный театр/ Додин Лев, беседу вел Д. Циликин// Театр. - 2013. - URL: http://oteatre.info/lev-dodin-sovetskij-repertuarny-j-teatr/ (дата обращения: 10.06.2015)

59. Должанский Р. Возможности сравнялись с амбициями // Коммерсант. - 1996. - № 159. - URL: http://www.kommersant.ru/doc/240020 (дата обращения:

22.06.2015).

60. Должанский Р. Прибытие на новую «Платформу» // Коммерсант. ru. - 2012. - URL: http://www.kommersant.ru/doc/1997205/ (дата обращения:

20.03.2016).

61. ^roL медиатека. - [Электронный ресурс]. - URL: http://mediateka.gogolcenter.com/ (дата обращения: 20.03.2016).

62. Зайонц М. В зале старинного замка//Сегодня. - 28.01.1995. -URL: http: //www.maly.ru/news_more.php?number=5&day=19&m onth=7&year=2005 (дата обращения: 29.07.2015).

63. Зарецкая Ж. БДТ продолжит разговор о «новых людях» в «Детях райка» //Фонтарка.ру. - 2015. - [Электронный ресурс]. - URL: http://calendar.fontanka.ru/articles/2115/ (дата обращения: 20.03.2016).

64. Зарецкая Ж. Стройка БДТ изнутри: диво-сцена, ангелы вместо серпа и молота, автограф маршала Жукова//Фонтарка.ру. -2013. - [Электронный ресурс]. - URL: http://calendar.fontanka.ru/articles/940/ (дата обращения: 20.03.2016).

65. Заславский Г. Кто поселится в Театре Корша? - URL: http://www.ng.ru/culture/2006-12-11/11_teatr.html (дата обращения: 21.09.2015).

66. Заславский Г. Театр как театр - не кафедра и не храм // Континент. - 2000. - [Электронный ресурс]. - URL: http: //magazines. russ. ru/continent/2000/103/za. html (дата обращения: 25.06.2015)

67. Зеркалева А. 8 лет практики // Интервью. - 2013. - URL: http://interviewrussia.ru/life/1697 (дата обращения: 11.02.2016).

68. Клим. Театр и реформы // Proscaenium. Вопросы театра. - 2013. - URL: http://sias.ru/upload/voprosy_teatra/2013_1-2_20-36_klim.pdf (дата обращения: 23.06.2015);

69. Крымов Д. Театр художника. Художник театрам/Дмитрий Крымов, беседу вела Ю. Бурмистрова// Частный корреспондент. - 2008. - URL:

http://www.dmitrykrymov.ru/lab/about/1260/ (дата обращения: 17.06.2015).

70. Любимов Б.Н. Попробуем дожить // Proscaenium. Вопросы театра. - 2012. -URL: http://sias.ru/publications/magazines/voprosyteatra/files/vt_% 203-4_2012.pdf (дата обращения: 10.06.2015).

71. Максимов В. Постдраматизм без берегов // Петербуржский театральный журнал. - Вып. 2 (76). - 2014. - [Электронный ресурс]. - URL: http://ptj.spb.ru/archive/76/introduction-to-lehman/postdramatizm-bez-beregov/

72. Марков П.А. О театре. - URL: http ://www.teatrlib .ru/Library/Markov/Theatr_ 1/#_Toc137543188 (дата обращения: 20.06.2015).

73. Министерство культуры Российской Федерации. -[Электронный ресурс]. - URL: http://mkrf.ru/press-center/news/ministerstvo/teatralnyy-kvartal-teatra-natsiy-otkrylsya-na-stra (дата обращения: 27.03.2016).

74. Миронов Е. Шекспиры на контрактной основе// Миронов Евгений, интервью вела Карась А. - [Электронный ресурс]. -URL: http://www.rg.ru/2012/10/08/mironov.html (дата обращения: 20.09.2015).

75. Нехаева А. Обновленный «Гоголь-центр» с аншлагом открылся в Москве. - URL: http://tass.ru/kultura/519467 (дата обращения: 11.02.2016).

76. Положение о премии. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.proryvspb.ru/menu_20110109225601.html (дата обращения: 19.03.2016).

77. Приют комедианта. - [Электронный ресурс]. - URL: http://pkteatr.ru/theater/director/ (дата обращения: 20.09.2015).

78. Режиссер-постановщик Андрей Житинкин: «Зритель устал от экспериментов»/ Андрей Житинкин, беседу вела Л. Ященко// Театрал. - 2012. — URL: http://www.teatral-online.ru/news/6808/ (дата обращения: 19.03.2016).

79. Ренанский Д. Пляска смерти/ZColta. - 2014. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.colta.ru/articles/theatre/1843 (дата обращения: 20.03.2016).

80. Розовский М. Огурец // Новая газета. - Вып. 18 от 18.02.2014. -URL: http://www.novayagazeta.ru/arts/62320.html (дата обращения: 28.01.2016).

81. Российский театр - время перемен (дайджест-обзор по материалам российской прессы за 2005-2010 годы подготовлен по заказу Союза театральных деятелей Российской Федерации). [Электронный ресурс]. - URL: http:// trubnikova.com/rossiyskiy-teatr-vremya-peremen/ (дата обращения: 13.04.2015).

82. Руднев П. Выживание «Театра^о). - URL: http://vz.ru/columns/2006/5/24/34782.html (дата обращения: 20.09.2015).

83. Руднев П. Классик Женовач // Взгляд. - 2007. - URL: http://www.vz.ru/columns/2007/5/15/82305.htmlhttp://www.vz.ru/c

olumns/2006/6/16/37665.html (дата обращения: 20.10.2015).

186

84. Руднев П. Кризис интерпретации в театре // Драматургия. -2015. № 6. [Электронный ресурс]. - URL: http://drammaturgia.org/criticism/74-pavel-rudnev-krizis-interpretacii-v-teatre.html (дата обращения: 28.12.2015).

85. Руднев П. Новая ситуация в театре. - [Электронный документ].

- URL: http://www.vz.ru/columns/2006/6/16/37665.html (дата обращения: 10.08.2015).

86. Руднев П. Реинжиниринг бизнес-процессов в театре. - URL: http: //magazine s.russ. ru/novyi_mi/2008/3/ru19.html (дата обращения: 08.06.2015);

87. Смелянский А. Размышления у непарадного подъезда//Невское время. - 2010. - URL: http://www.nvspb.ru/stories/razmyshleniya-u-neparadnogo-podezda-42080/?version=print (дата обращения: 13.06.2015);

88. Серебренников К. О «Гоголь-центре» - до 2015 года// Кирилл Серебренников, беседу вел Г. Заславский// Независимая газета.

- 2012. - URL: http://www.ng.ru/culture/2012-09-17/1_gogol.html (дата обращения: 20.03.2016).

89. Строгалева Е. Международная конференция «Россия. Балтия. Европа. Судьба репертуарного театра XXI века»// Петербуржский театральный журнал. - 2003. - URL: http://ptj .spb.ru/archive/34/festivals-34/mezhdunarodnaya-konferenciya-rossiya-baltiya-evropa-sudba-repertuarnogo-teatra-xxiveka/ (дата обращения: 11.06.2015).

90. Театр «ОсобняК». - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.osobnjak.ru/index.php/o-nas (дата обращения: 20.09.2015).

91. Театр «Сатирикон». - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.satirikon.ru/index.php. (дата обращения: 22.06.2015)

92. Театральный смотритель. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.smotr.ru/2009/2009_mos_dv.htm (дата обращения: 19.03.2016).

93. Угаров М. Точка неразрешимости // Угаров Михаил, интервью вел К. Шавловский// Сеанс. - 2006. - URL: .http://seance.ru/n/29-30/perekryostok-novaya-drama/tochka-nerazreshimosti/ (дата обращения: 15.09.2015).

94. Уровень инфляции в России. - [Электронный ресурс]. - URL: http: //уровень-инфляции.рф/таблица_инфляции^рх (дата обращения: 19.11.2016).

95. Филиппов А. Повесть о потерянном времени. - [Электронный документ]. - URL: http://www.smotr.ru/200109/2001servek.htm (дата обращения: 20.10.2015).

96. Фокин В. Режиссура - это сочинение другого мира. - URL: http://newslab.ru/article/301761 (дата обращения: 11.06.2015).

97. Фокин В. Театр на краю/ Валерий Фокин, беседу вела Л. Шитенбург// Империя драмы. - 2011. - URL: http: //www.alexandrinsky.ru/magazine/rubrics/rubrics_397.html (дата обращения: 11.06.2015).

98. Фокин В. У новой сцены широкие задачи — от обучения до культурного просвещения/ Валерий Фокин, беседу вел О. Кармунин// Известия. - 2013. - URL: http://izvestia.ru/news/549167 (дата обращения: 20.03.2016).

99. Хакимов Т. Обнуление ноль-позиции // Искусство кино. - Вып. №5. - 2013. - URL: http://kinoart.ru/archive/2013/05/obnulenie-nol-pozitsii (дата обращения: 15.09.2015).

100. Электротеатр «Станиславский». - [Электронный ресурс]. -URL: http://electrotheatre.ru/elektroteatr-stanislavskiy (дата обращения: 11.02.2016).

Законодательные и нормативные акты

101. Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года. - URL: http://rg.ru/2011/06/21/teatr-site-dok.html (дата обращения: 02.02.2016).

102. Основы государственной культурной политики. [Электронный документ]. - URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb. pdf

103. Основы законодательства Российской Федерации о культуре. [Электронный документ]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870 (дата обращения: 26.03.2016)

104. Указ об учреждении русского профессионального театра в Петербурге. Российский общеобразовательный портал. -[Электронный ресурс]. - URL: http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12789&ob_no= 133 87 (дата обращения: 22.05.2015).

105. Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». - [Электронный документ]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63635 (дата обращения: 12.03.2016).

106. Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений». -[Электронный документ]. - URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63636 (дата обращения: 12.03.2016).

107. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». - [Электронный документ]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64939/ (дата обращения: 12.03.2016).

108. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственными муниципальных нужд».

- [Электронный документ]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54598/ (дата обращения: 12.03.2016).

109. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 276-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». - [Электронный документ]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64940/ (дата обращения: 12.03.2016).

110. Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». -[Электронный документ]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193/ (дата обращения: 12.03.2016).

111. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

- [Электронный документ]. - URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 12.03.2016).

112. Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». -[Электронный документ]. - URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 12.03.2016).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.