Россия в Святой Земле. Русская духовная миссия, Генеральное консульство в Иерусалиме и Иерусалимский патриархат в начале XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Янышевский, Максим Николаевич

  • Янышевский, Максим Николаевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 246
Янышевский, Максим Николаевич. Россия в Святой Земле. Русская духовная миссия, Генеральное консульство в Иерусалиме и Иерусалимский патриархат в начале XX века: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2013. 246 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Янышевский, Максим Николаевич

Оглавление.

Введение.

Глава 1.

Соперничество европейских государств и греко-арабский конфликт на территории Палестины перед Первой мировой войной.

Глава 2.

Деятельность Русской духовной миссии в Иерусалиме перед Первой мировой войной.

Глава 3.

Проблема взаимоотношений Российского генерального консульства в Иерусалиме и посольства в Константинополе с Русской духовной миссией в Иерусалиме перед Первой мировой войной.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Россия в Святой Земле. Русская духовная миссия, Генеральное консульство в Иерусалиме и Иерусалимский патриархат в начале XX века»

Святая Земля как духовный центр христианства с самых древних времен, неизменно привлекала к себе взоры всего христианского мира, который невольно стремился к Святому Гробу Господню. Здесь, в колыбели христианства, человек черпал духовные силы. В то время, когда религия являлась одним из важных начал народной жизни, христианские общины в Иерусалиме делились на группы по вероисповедному признаку. Так, выделялись православные, католики и монофизиты. Данные группы смогли обеспечить перед мусульманским государством право присутствия у Гроба Господня и владения христианскими святынями. Но, с течением времени, общее вероисповедное начало стало уступать свое место началу частному - национальному. Во второй четверти XIX века, после окончания египетской оккупации Сирии и Палестины, европейские страны получили доступ к Ближнему Востоку. Они стали открывать для себя ее потенциал, ее политическое и стратегическое значение. Так, за усиление своего влияния в регионе начали соперничать между собой: Германия, Франция, Италия, Англия. Свою независимую политику стали проводить Соединенные Штаты Америки. «Освоение» Палестины прошло очень быстро. В течении одного десятилетия европейскими державами в Иерусалиме было открыто шесть представительств: британское (1838), прусское (1842), французское и сардинское (1843), американское (1844), австрийское (1849) и испанское (1854). Россия учредила свое консульство в 1858 году, имея на тот момент генеральное консульство в Бейруте и вице-консульством в Яффе. Не последнее место в борьбе европейских стран занимал и религиозный вопрос, знаменем которого, по замечанию В.Н. Хитрово, нередко прикрывались: «политические цели европейских держав»1. Для России, объявившей себя покровительницей православного

1 Хитрово В.Н. Православие в Святой Земле. Спб., 1881. С.7. (Православный Палестинский сборник. Т.1. Вып.1.) населения в Турции, он являлся ключевым, а после Крымской войны, стал ниточкой, позволившей наверстать упущенное положение в Ближневосточном регионе.

13 июня 1842 года вице-канцлер граф К.В. Нессельроде подал императору записку с предложением осторожных церковно-дипломатических мер по усилению в Святой Земле русского влияния. В ней говорилось: «Бедствия христианской Церкви на Востоке происходят не от одного лишь мусульманского владычества. Они также имеют причиной: 1) стремление католиков и протестантских миссионеров к распространению своих вероисповеданий; 2) недостаточность нравственных и материальных средств греческого духовенства для предупреждения пагубного их прозелитизма»2. Было принято решение «тайно» послать соглядатая из духовного сословия. Почему именно духовное лицо? Аргументы были следующие: «1) Ему, по самому сану своему, удобнее, чем светскому человеку, можно было бы вникнуть во все обстоятельства, касающиеся православной Церкви; 2) сим оказано было бы греческому духовенству соучастие единоверной Российской церкви; 3) греческое духовенство получило бы через то одобрение и нравственную опору, и наконец, 4) российское духовное лицо могло бы быть ближайшим посредником между Святейшим Синодом и иерусалимским духовенством, передавать оному советы и внушения для пользы православной Церкви, иметь хотя поверхностное наблюдение за полезным употреблением собираемых в России для Святого Гроба сумм и т.п.»3.

Так, в 1843 году, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, архимандрит Порфирий (Успенский) отправился в «паломническую поездку» в Иерусалим. Путешествие длилось с 1843 по

2 Россия в Святой Земле. Документы и материалы. С. 12.

3 Там же. С. 13.

1846 год и итогом явилась укоренившаяся мысль учредить в Святой Земле постоянное духовное представительство — Русскую духовную миссию. Первый период деятельности миссии длился с 1847 года и до начала Крымской войны.

События Восточной войны и ее результаты заставили по-иному взглянуть на восточный вопрос. По итогам Парижского мира Россия получила такой сильный удар, после которого так и не смогла оправиться, не смогла вновь приобрести то влияние, которое имела до 1853 года. Она потеряла военный черноморский флот, не могла она соперничать и своим капиталом, но у России оставалось оружие, которое западные страны ни как не могли забрать — общность православной веры с несколькими миллионами христиан Турции. «Именно этот идеологический рычаг ближневосточной политики и явился одним из главных»4 в последующие десятилетия. Для усиления русского влияния в Палестине было принято решение «увеличить» количество русских паломников настолько, чтобы данный фактор заставил Европу считаться с интересами России в данном регионе. Как показало время, расчет был верным5. Одновременно, развитие паломничества в Святую Землю напрямую связывалось с внутренней политической задачей развития Черноморского региона. Так, «русское православное паломничество в Святую Землю и покровительство ему со стороны государства впервые приобрело статус инструмента внешнеполитического влияния России»6. Инициатором данной идеи

4 Герд Л.А. Константинополь и Петербург. Церковная политика России на Православном Востоке (1878 — 1898). С. 439.

5 По этом вопросу можно посмотреть работы: Хитрово В.Н. Какими путями идут русские паломники в Святую Землю// Сообщения ИТТПО. 1901. Т. 12. Вып.З; Дмитриевскии A.A. Современное русское паломничество в Святую Землю // Труды Киевской Духовной Академии. 1903. Год XLIV. Кн. VI (июнь). С. 274 - 319; J1 псовой H.H. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX века. С. 346 — 358.

Вах К.А. Великий князь Константин Николаевич и русское паломничество в Святую Землю. С. 4. явилась «партия Мраморного дворца», во главе с великим князем Константином Николаевичем. Для ее осуществления в августе 1856 года, в Петербурге, было учреждено «Русское общество пароходства и торговли» (далее РОПИТ), а в марте 1859 года — Палестинский комитет. Возглавил его сам великий князь Константин Николаевич. Перед Комитетом стояла задача приобрести в собственность земельные участки на территории Святой Земли и устроить на них приюты для паломников. Венцом деятельности комитета стало строительство иерусалимских «русских построек». После окончания строительства Палестинский комитет был упразднен.

Управление всей нашей недвижимостью в Палестине и решение паломнического вопроса было передано в руки МИД. Так, при Азиатском департаменте МИД была основана Палестинская комиссия. Но, постепенно, по словам A.A. Дмитриевского, «мнительная осторожность» и забота о «будущем черном дне» поглотила все внимание Палестинской комиссии, и насущные проблемы паломнических приютов были совершенно забыты. Это явилось одной из основных причин, по которой Комиссия в 1889 году была упразднена. Все ее полномочия и имущества были переданы Императорскому православному палестинскому обществу (далее ИППО), которое возглавил великий князь Сергей Александрович. Таким образом, параллельно с Русской духовной миссии в Иерусалиме, подчинявшейся Святейшему Синоду Русской церкви, существовало несколько структур: РОПИТ, ИППО (предшественником которого явился Палестинский комитет и Палестинская комиссии) и Генеральное консульство. К сожалению, отсутствие единого руководства и различное видение конечной цели русского присутствия в Святой Земле, на фоне развития деятельности европейских государств, породило между нашими представительствами конфликт.

Особенно натянутые отношения существовали между Генеральным консульством и Духовной миссией. На первый взгляд, проблема отношений наших представительств в Святой Земле кажется не большой, но она является характерным звеном в общей проблеме действий русской дипломатии на Ближнем Востоке в XIX — начале XX века. Данная тема была избрана для исследования, и представляется крайне важной для рассмотрения эволюции церковно-государственных взаимоотношений перед Первой мировой войной в лице Российского посольства в Константинополе, Генерального консульства в Иерусалиме и Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Обращение к анализу процессов, протекавших внутри отношений наших представительств в Палестине важно для преодоления преувеличенных представлений о зависимости синодальных структур от государства.

Тема настоящей диссертации представляется актуальной в научном отношении, поскольку совместные действия государственных и церковных структур Русской церкви играли и продолжают играть важную роль в деле укрепления российского влияния в Ближневосточном регионе. К сожалению, деятельность Духовной миссии на Ближнем Востоке — малоизвестная страница т. н. парадипломатии, которая в советский период истории Отечества «выпала из кадра» зарубежной активности России. Между тем, духовно-религиозная деятельность РПЦ за рубежом и тогда и сегодня — важная составляющая успешной работы современной российской дипломатии. Некоторые проблемы, которые исследуются в данной работе — отношения внутри Иерусалимского патриархата между греками и арабами, продолжаются и поныне. Существует и не однозначное отношение к данной проблеме внутри российских зарубежных представительств в данном регионе. Продолжаются и поныне напряженные отношения внутри Святогробского братства, члены которого всегда готовы низложить своего патриарха, как это случилось в 2005 году.

Этот инцидент, как правильно отметил в своей работе М.И. Якушев, «вновь показал, что церковные каноны могут быть принесены в жертву политическим интересам»7.

Настоящая работа охватывает период отношений между нашими представительствами в Палестине: Российским посольством в Константинополе, Российским генеральным консульством в Иерусалиме и Русской духовной миссии в Иерусалиме перед Первой мировой войной. Нижняя хронологическая рамка исследования соответствует 1903 году, когда Русскую духовную миссию в Иерусалиме возглавил один из активных в ее истории начальников архимандрит Леонид (Сенцов). Верхний хронологический рубеж диссертации определен началом Первой мировой войны, когда в 1914 году, после объявления Портой войны России, наше дипломатическое представительство и руководство Духовной миссии вынуждено было покинуть пределы Палестины. Тем самым, прекратив на территории Святой Земли деятельность, связанную с заботой о русских соотечественниках.

Российские государственные и церковные представительства на территории Святой Земли, их деятельность на фоне деятельности европейских государств, позиции по отношению к Иерусалимской патриархии и видение роли России в Ближневосточном регионе стали основным предметом работы. Объектом исследования явились отношения между Российским генеральным консульством в Иерусалиме, под руководством А.Ф. Круглова, и Русской духовной миссией в Иерусалиме, под начальством архимандрита Леонида (Сенцова).

Основная цель диссертационной работы состоит в исследовании отношений Российского генерального консульства с Русской духовной миссией, в контексте усиления соперничества европейских государств за

7 Якушев МИ Христианские субъекты Османской империи — Антиохийский и Иерусалимский патриархаты — в политике Российской империи. С. 5. гегемонию на территории Ближнего Востока и внутренней борьбы греков с арабами в Иерусалимской церкви. Ее раскрытие предполагает решение ряда конкретных задач:

Во-первых, определение контекста, в котором приходилось действовать российским представительствам на территории Святой Земли.

Во-вторых, определение модели поведения российских представительств на фоне окружающего контекста.

В-третьих, определение основной проблемы взаимоотношений российских представительств друг с другом.

Автор предполагает сосредоточить преимущественное внимание именно на обозначенных проблемах. Целый ряд значимых сфер, связанных с окружающим контекстом в лице Иерусалимского патриархата (например, взаимоотношение с обществом «Единения и развития», взаимоотношение с местной государственной властью, представленной в лице губернатора, взаимоотношения со Вселенским и Антиохийским патриархатом), рассматривается в работе лишь в общих чертах, с описанием существующих проблем в предвоенные годы. Не разбирается в данной работе и деятельность Императорского православного палестинского общества, в контексте отношений с Русской духовной миссией, Российским генеральным консульством и Иерусалимским патриархатом, хотя ее деятельность тесно пересекается с выше означенными структурами.

Научная новизна и оригинальность диссертации состоят в том, что она представляет собой первое в современной отечественной историографии комплексное исследование истории церковно-государственных взаимоотношений в лице Российского генерального консульства в Иерусалиме и Русской духовной миссии в Иерусалиме в указанный период. Значительное место в диссертации уделяется внутренним проблемам Иерусалимского патриархата, который и являлся камнем преткновения в отношениям между нашими представительствами, и роли российского посла в Константинополе М.Н. Гирса, в преодолении существовавших проблем отношений наших представительств с главой Русской духовной миссией. В работе рассматривается малоизученный комплекс проблем, касающихся внутри структурных отношений МИД. Работа написана на базе русских материалов и источников, большая часть которых впервые вводится в научный оборот.

Попытка комплексного исследования отношений Российского генерального консульства в Иерусалиме и Русской духовной миссии в Иерусалиме позволяет расширить наши общие представления о церковно-государственных отношениях за пределами России, конкретизировать оценку их деятельности. Кроме того, работа дает возможность перейти к изучению новых аспектов, связанных с ролью совместных действий наших представительств государственной и церковной власти за рубежом, в период перед Первой мировой войной.

Практическая значимость диссертации определяется важностью исследуемой проблематики для исторической науки. Теоретические положения работы, а также сделанные в ней оценки и выводы способны помочь в исследовании и понимании последующей истории церковно-государственных отношений, истории Иерусалимского патриархата, проблемы отношений русских представительств с главой Иерусалимской церкви.

Обращение автора к проблематике взаимодействия наших представительств потребовало тщательной проработки методологических оснований ее изучения. При их определении значительную помощь автору оказали труды отечественных историков ИППО. Содержащиеся в их исследованиях обобщающие положения и конкретные оценки, послужили важным ориентиром при рассмотрении причин возникновения проблем.

Методологической основой работы стали основные обязательные принципы создания исторического исследования - историзма, научной объективности и системности. На эти методологические основы опирались конкретные методы данного исследования - историко-сравнительный и проблемно-хронологический. Оба метода обеспечили широкие познавательные возможности для всестороннего изучения церковно-государственных и межцерковных взаимоотношений, и позволили:

- реконструировать по архивным материалам и историческим источникам событийную канву истории Русской духовной миссии, Российского генерального консульства и Иерусалимской патриархии перед Первой мировой войной. аналитически рассмотреть процессы происходившие в взаимоотношениях между Российским посольством в Константинополе, Российским генеральным консульством в Иерусалиме, Русской духовной миссией и Иерусалимским патриархатом перед Первой мировой войной.

Диссертация строится по проблемно-хронологическому принципу и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка источников и исследований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Янышевский, Максим Николаевич

Заключение.

Христианские общины в Иерусалиме делились на группы по вероисповедному признаку. Самыми крупными группами являлись католики и православные. Как внутри некогда единого христианства произошло разделение на Восточное и Западное, так и с течением времени внутри этих групп под давлением обособляющихся национальных начал стали появляться делящие их трещины. К примеру, внутри Западного христианства, внутри дисциплинированного ордена францисканцев, обосновавшихся в Иерусалиме с XIII века, разногласия доходили до откровенной вражды. И лишь старания Рима сглаживали перед лицом христианского мира это ненормальное положение. Одно время спор о преимущественном праве в ордене обострился до такой степени, что Ватикан должен был непосредственно вмешаться в дело и самостоятельно распределить роли. Так, пост кустода или стражи Святого Гроба Господня всегда был занимаем францисканским монахом итальянского происхождения. Пост его викария занимал француз, а заведующим всей хозяйственной частью, включая и финансовую, должен был быть испанец.

Но не все национальности исповедующие католичество оказались «у пирога». Так, в стороне остались немцы. В изучаемый период Германия проводила активную политику на территории Османской империи, которая была направлена на усиление своего влияния. Эти же усилия, направленные на подчеркивание своей значимости, проводились и в религиозной политике. Берлином были предприняты шаги направленные к выделению немецких католиков в отдельную национальную группу. Это стремление, в свою очередь, подтолкнуло остальные национальности к поднятию своих государственных флагов на территории Святой Земли и к обособлению своей деятельности.

Таким образом, данные шаги ведущих европейских государств образовали новый принцип покровительства, который получил официальный статус. Былому единству был положен конец. От этого разделения по национальному признаку пострадала Франция. Ее протекторату был нанесен острый удар. Если ранее она представляла перед лицом Османского государства весь католический мир, то теперь она осталась покровительницей лишь тех католических учреждений и орденов, личный состав которых являлся смешанным. Так, национальная борьба стала неотъемлемым фактором в религиозной жизни католиков в Иерусалиме.

Германия на территории Палестины помимо католических общин имела и протестантские общины, которые к Первой мировой войне имели в Святой Земле около 50 учреждений. В это число входили больницы, приюты, школы и храмы. Они вели активную миссионерскую деятельность среди населения Палестины, но Берлин, в политике усиления влияния в Палестине, использовал не только католическую и протестантскую Церковь. Так, в Святой Град была командирована экспедиция под руководством профессора Мюленса, которая, объединив свои усилия с еврейскими учеными, в 1913 году открыла «Международный гигиенический институт». В его состав на правах полноправных членов вошло «Германское общество для борьбы с малярией в Иерусалиме», «Еврейское санитарное общество» и «Общество врачей и натуралистов для изучения санитарных вопросов Палестины». Но международная форма служила для Германии лишь вывеской, за которой осуществлялась национальная деятельность. Данный вопрос являлся существенным, на это указывают те обстоятельства, что еще во время переговоров о создании института немецкие ученые поднимали такие вопросы как: цвет вывесок будущих учреждений, язык, форма бланков, национальность директора.

Открыла Германия в Иерусалиме и свой археологический институт, который занял место французской школы св. Стефана и стал играть видную роль в местной жизни Святого Града.

Германия использовала различные способы для усиления своей роли. В том числе, в ее планы входило оказание влияния на местное еврейское население. В описываемый период еврейская община в Иерусалиме значительно усилилась, заставляя иностранные государства начинать с ней считаться. Беспокоилось по этому поводу и коренное арабское население, которое было настроено к евреям враждебно. Мусульманское арабское население в таком покровительстве государства видело специальную политику, направленную на сдерживание арабского движения. Здесь Берлин пыталась вырвать инициативу у Лондона. Но слишком сильное давление вызвало опасения у еврейских деятелей и породило антигерманское выступление. В свою очередь, эту же карту пыталась разыграть и Франция. По примеру Германии Париж стал искать возможность влияния на еврейские образовательные учреждения.

Франция в Святой Земле сделала очень много. В Иерусалиме перед Первой мировой войной она имела не менее 16 учреждений, из которых главными являлись: Библейская школа доминиканцев, издающая журнал «Библейское обозрение», греко-латинская семинария св. Анны, сирийская семинария бенедиктинцев, пансион «Братство христианских школ», профессиональная школа сионских священников, пансион и приют сионских монахинь для сирот, начальная школа и приют св. Иосифа, детский приют бенедиктинцев, больница св. Людовика и подворье «Notredame de France» для паломников. Кроме того, она имела до 30 французских школ, приютов и больниц, которые были разбросаны по главнейшим центрам Палестины. Во всех этих учреждениях работало до 800 монахов и монахинь из различных конгрегаций.

Но особую славу французской деятельности в Святой Земле принесла Библейская школа св. Стефана доминиканского ордена. Это учебное заведение быстро завоевало себе симпатии как среди католического мира, так и среди светской публики. Усердная работа ее директора Лягранжа, хороший подбор профессоров из среды самих же доминиканцев, создали школе настолько значимое имя, что в Иерусалим стали посылать студентов из различных стран Европы. Публичные лекции и конференции, которые проходили в школе, привлекали к себе все европейское общество Иерусалима. Все это придавало доминиканскому учреждению характер французского национального фактора, который усиливал влияние Франции в данном регионе. Но это учреждение доминиканцев с самого начала вызвало зависть не только со стороны православных и прочих не католических групп, но и со стороны самих же католиков различных национальностей. Особенно возмущались итальянские и немецкие деятели, которые, пользуясь первоначально ошибочным предположением директора Лягранжа и разноречием в отношении места основания школы, объявили «крестовый поход» против школы св. Стефана.

Была намечена цель всеми силами подорвать ее значение в глазах всего католического мира. В этом отношении дальше всех продвинулись немецкие иезуиты. По вопросу основания школы св. Стефана ими был выпущен целый ряд публикаций, которым удалось подорвать доверие европейской публики. Далее, член иезуитского ордена Функ основал в Риме библейскую школу и отвлек к себе от Иерусалимской школы большую часть сумм, пожертвованных ранее в Иерусалим различными католическими благотворительными организациями. Таким образом, им была подорвана материальная база доминиканской школы. В итоге, католические училища стали посылать своих учеников не в Иерусалим, как ранее, а в Рим. На этом немецкие иезуиты не остановились, и к 1913 году орден приобрел значительный участок по дороге в Рамаллу, на котором предполагалось построить монастырь, духовную академию и типографию. Католические ордена может и опасались внутренней конкуренции, но они не могли не признать, что появление нового союзника в лице иезуитов лишь усиливало их роль на территории Палестины.

Проиграв данное сражение, французы не остановились. Так, Французское генеральное консульство активно начало работать над открытием в Иерусалиме нового высшего учебного заведения. Пытался Французский генеральный консул Геро популяризовать среди своих соотечественников паломничество в Иерусалим, действуя заодно с католическим орденом ассумпционистов. Согласовывались действия генерального консула Геро с французскими католиками и в борьбе с итальянцами внутри латинской кустодии. Так, данный союз попытался использовать разрыв отношений между Италией и Турцией, возбудив вопрос о незаконности пребывания кустода - итальянца Рацолли сверх обычного срока на своей должности в Иерусалиме. Геро просил о его замене, хотя бы временно, кустодом другой национальности — французом.

Италия также не стояла на месте. Итальянцы имели преимущество внутри кустодии, занимали значительное место внутри францисканского ордена, из них полностью состоял орден салезианцев. Вместе с представителем своего государства графом Сенни, итальянские католики перед Первой мировой войной работали в направлении миссии среди православной эфиопской общины в Иерусалиме.

Деятельность Англии отличалась скромностью, но она также вела проповедь христианства среди местного населения, и лишь своей поддержкой еврейского народа выделялась среди прочих европейских государств. Но это не означало, что Англия не пыталась распространить свое влияние на данной территории. Существовал проект, который перед Первой мировой войной позволили бы территории Палестины, граничащие с Египтом, отдать в руки англо-египетского правительства. Предприниматели из Каира намеревались скупить земли Иорданской долины, начиная от Тивериадского озера и заканчивая Иерихоном. Предполагалось на данной территории произвести ирригационные работы и устроить хлопковые плантации. Критическое финансовое положение Турции давало основание для осуществления данного проекта.

На территории Палестины действовали и американские миссионеры. Под покровительством и защитой Американского консульства в Иерусалиме находилось три общества: «Американская палестинская миссия христианского миссионерского союза», «Общество американских квакеров в Рамалле» и «Американский археологический институт в Иерусалиме». Все вышеперечисленные общества были основаны на частные средства, но американское правительство было заинтересовано в успехе их деятельности.

Как мы видим, не только среди Западного христианства не было единства, оно отсутствовало и внутри Восточного христианства. Так, ряд православных государств проводило самостоятельную политику на территории Святой Земли.

Значительную роль в жизни Иерусалима перед Первой мировой войной стало играть Греческое королевство, усиливая свое влияние внутри Иерусалимской патриархии и греческой диаспоры. Греческого генерального консула поддерживал ближайший советник патриарха Тавлари, имевший личные связи с премьер-министром Венизелосом.

Перед Первой мировой войной Греция начала в своей политике использовать такое явление как паломничество к Святым Местам. В 1910 году в Константинополе и Афинах была образована специальная греческая комиссия по усилению греко-православного паломничества в Иерусалим среди интеллигенции. То, что греческое правительство было заинтересовано в данном проекте доказывает тот факт, что среди паломнической группы 1911 года находился профессор Афинского университета Андручи Гама, который имел особое поручение от главы греческого правительства Венизелоса.

Россия могла бы лишь радоваться столь явному усилению общеправославного паломничества. Но, оно способствовало распространению идей эллинизма среди греков Палестины. В свою очередь, члены Святогробского братства с большим самоудовлетворением смотрели на проявление к ним такого внимания и несомненно поддерживали в сердце все, что способствовало укреплению эллинизма. В нем они видели одно из средств укрепления своего собственного положения, значительно страдавшего от внутренних турецких переворотов.

С целью усиления своего влияния внутри православной патриархии, греческое правительство решило открыть в Иерусалиме отделение Афинского банка. В Святом Граде и на прилежащих к нему территориях на 1911 год действовало 4 отделения крупных международных банков: «Лионского кредитного», «Оттоманского банка», «Англо-Палестинского банка» и «Германского палестинского банка». «Англо-палестинский банк» поддерживал еврейские общины. Германский банк пытался явить собой альтернативу по отношению к банку Англии. Лионский банк обслуживал интересы католических организаций, он же обслуживал Иерусалимскую православную церковь, проводя сдачу патриаршей недвижимости в аренду, и выдавая кредиты. Лионский банк, как монополист, извлекал из этих финансовых операций значительную выгоду, и, одновременно, имел отличную осведомленность о всех делах православной патриархии. Это давало французам повод вмешиваться во внутренние дела Святогробского братства, производя давление в вопросе о долгах, которых у греков было в множестве. Афины пытались предоставить греческим иерархам Иерусалимской церкви альтернативу. Альтернативу пытался создать и Петербург, в 1912 году подняв вопрос об открытии в Иерусалиме русского банка.

В годы перед Первой мировой войной еще одно православное государство решило открыть свое представительство в Святом Граде — королевство Румыния. Так, в Бухаресте был образован частный комитет для постройки румынского подворья и храма в Иерусалиме. Хотя деятельность Румынского государства проявилась в незначительной форме, но она проявилась, и ей предстояло только расти и развиваться, с оглядкой на греческую патриархию. 28 апреля 1914 года состоялось заседание Иерусалимского синода, на котором большинство голосов было приняло решение о согласии Иерусалимской церкви на строительство подворья Румынской церкви на территории Святого Града. Главной причиной столь положительного решения являлся тот факт, что при предварительной встрече патриарха Дамиана и губернатора Иерусалима, его блаженство не смогло получить мнение Порты по данному вопросу. Губернатор Маджид-бей уклонился от прямого ответа, что и заставило Иерусалимскую патриархию задуматься над принимаемым решением, потому как не было желания противоречить в данном вопросе государственной власти.

Не было единства и внутри Иерусалимского патриархата. В изучаемый период среди арабского населения активно развивались идеи независимости. В Сирии и Палестине существовало множество тайных кружков, которые распространяли среди городского населения антитурецкие взгляды. Турецкое правительство принимало самые суровые меры в их отношении, оно пыталось ограничить их деятельность, не допуская в газетах и книгах намеки о арабской независимости. Однако, все эти внешние запретные меры не могли привести к результату и деятельность арабских комитетов продолжала развиваться, пока не привела к тому, что образовалась группа лиц, уже открыто заявивших о своем стремлении к созданию независимого арабского государства. После провозглашения Конституции 1908 года арабы открыто заговорили о своих правах, заговорили о необходимости организоваться и общими усилиями добиться своей цели. В итоге, местное население Сирии и Палестины, искони неприязненно относившееся к туркам, провозгласило своим девизом слова: «прочь иноземцев».

Греки не стали исключением. Представители православного арабского населения Палестины предложили греческой патриархии проект внутренних реформ Иерусалимской церкви. Но, переговоры по поводу изменений ни к чему не привели и спор перешел на рассмотрение правительства. Такой оборот дел был, без сомнения, самым удобным для обеих спорящих сторон. Просьбе арабов дан был ход, и им можно было надеяться, что при некоторой уступчивость, хоть чего-то, но они достигнут. Патриарх надеялся на то, что соглашение, предложенное центром, не нарушит ни закон, ни вековые привилегии греков.

Но, к этому времени внутри Иерусалимской церкви разразился скандал, связанный с низложением патриарха. Арабские руководители энергично вступилось за Дамиана, на которого совсем недавно сами нападали, и начали вести открытую агитацию во всех епархиях Палестины. Поддерживая волнение среди православного арабского населения, они надеялись на возможность добиться от патриархии, в случае удачи, исполнение всех предъявленных ранее требований. Агитация эта основывалась не на любви населения к сверженному патриарху Дамиану, такому же греку, как и его противники, а на простом расчете, и поэтому, когда произошло примирение членов Иерусалимского синода с патриархом, местная православная община вновь предъявила свои первоначальные условия.

Поддержку местная община черпала и в общем арабском движении за независимость. Так, в конфликте 1913 года лидеры арабской группы начала вести агитацию среди арабов-мусульман, открыто перенося вопрос противостояния с греками на почву панарабизма. С этой целью один из лидеров православного арабского движения Сакакини начал вести переговоры с арабом Сулейманом Тадж, который считался одним из самых ярых сторонников создания арабского государства. Еще один из руководителей Абу-Захария отправился в Париж на съезд панарабистских деятелей, где заручился определенными обещаниями помощи в борьбе с Иерусалимским патриархом.

Арабской православной общине не могла противиться и местная власть, которая боялась, что борьба с ними может легко поднять все арабское население Палестины. Поэтому, при выборе между греками и арабами, местная власть выбирала последних. К примеру, конфликт 1912 года продолжался благодаря поддержки губернатора, который официально объявил о покровительстве арабов центральной властью. В итоге, руководители оппозиции получили надежды от Азми-бея и компромисс, как решение, был отложен в сторону. При решении вопроса о монастыре в Яффе в 1913 году, губернатор Мюхди-бей не остановился перед воздействием на патриархию в вопросах канонического характера.

Определенное влияние на губернатора оказывали члены различных комитетов и тайных обществ, которые проводили свою независимую политику. Наибольшее влияние имело общество «Единения и развития», у которого был свой взгляд на данный конфликт. Во время споров Комитет выдавал себя то за сторонников православных арабов, подстрекая их к открытым протестам против Иерусалимской патриархии, то за сторонников патриарха Дамиана. Таким образом, руководство Комитета держалась позиции направленной на разделение православных христиан.

Важную роль в борьбе арабов с греками играл и Антиохийский патриархат. Митрополит Герасим, «прогрессивный» арабский епископ, был связан с арабскими комитетами. Он намеревался получить Антиохийский престол и перенести резиденцию из Дамаска в Бейрут. Этим митрополит предполагал удержать в своих руках самую богатую епархию и распространить влияние Антиохийского трона на близлежащие епархии Палестины. Этому способствовал и тот факт, что Кайфа, Назарет и Канна, где почти не наблюдалось греческое влияние, скорее тяготели к Бейруту, чем к Иерусалиму. Руководители местного арабского движения ясно свидетельствовали нашему генеральному консулу А.Ф. Круглову, что Антиохийская патриархия, в лице митрополита Герасима Мсарра, рассматривала населенные сиро-арабами епархии Иерусалимской церкви как сферу своего влияния.

Патриархия не соглашалась с самой мыслью о возможности отступиться от традиционных прав Святогробского братства и все передать в руки местных христианских общин. Свою помощь грекам в решении проблем отношения с арабами предлагал и Вселенский патриарх, подняв на заседании Синода данную проблему, и решив направить специальную комиссию в Иерусалим.

Не стояло в стороне данного конфликта и Греческое королевство. Оно предложило себя арабам как один из вариантов разрешения существующего противостояния, предупредив лидеров движения не обращаться за посредничеством к России. Греция всячески поддерживала православную патриархию. И это было естественно, так как они были связаны едиными национальными корнями.

Наша же позиция по данному вопросу даже внутри Иерусалимского генерального консульства также не отличалась единством. К примеру, российский генеральный консул А.Ф. Круглов относился к христианам — арабам негативно, полагая, что арабы не имели на тот момент нравственных устоев, которые позволяли бы в тот исторический период сменить греков на посту охраны святынь. А.Ф. Круглов признавал, жертвы русского народа и правительства так велики, что должны были дать русским в Иерусалиме соответствующее преимущество по сравнению к самим же грекам. Но, на деле, признаваемая нами необходимость единения с Восточными православными церквами, юрисдикция патриархов и другие временем установленные взаимоотношения, поставили Русскую церковь в положение подчинения греческому духовенству.

Иное мнение имел по этому вопросу сотрудник Генерального консульства в Иерусалиме Антипов. По его наблюдению в сознании православных арабов продолжала существовать уверенность в участии России в жизни арабского населения, и он высказывал позицию развития отношений с набирающим силу арабским движением.

Не было единства перед Первой мировой войной внутри самого МИД по отношению к деятельности РДМ на территории Палестины и к Иерусалимской патриархии. Мы видим как сменяющие друг друга генеральные консулы А.Г. Яковлев и А.Ф. Круглов имеют диаметрально противоположное мнение. Так, А.Г. Яковлев, занимавший пост генерального консула в Иерусалиме с 1897 по 1907 гг., проявил себя последовательным сторонником жесткой линии по отношению к грекам. Он держался мнения, что русские деятели, будучи православными, находятся как бы в кабале у православной патриархии. При каждом шаге они обвиняются ею в нарушении канонов и фантастических привилегий. Во многом, причиной столь категоричного отношения у А.Г. Яковлева явился спор с патриархом Дамианом за право обладания лаврой Харитона Исповедника. Неуступчивость дорого обошлась Российскому генеральному консулу А.Г. Яковлеву. Патриарх Дамиан не мог забыть свою обиду и до минимума свел свои отношения с представителем российского МИДа. По словам А.Г. Яковлева: «после Айн-Фарского дела патриарх задался одной целью: удалить меня отсюда, и удалить с позором»359.

Помимо Айн-Фарского дела, патриарх Дамиан был не доволен и фактами задержки А.Г. Яковлевым выдачи пожертвований, которые приходили из России греческому духовенству. А.Г. Яковлев задерживал выдачу пожертвований из-за приказа Первого департамента МИД передавать деньги или лично адресату, или же через патриарха, с предъявлением доверенности. Генеральный консул А.Г. Яковлев боялся, что, если деньги попадут к патр. Дамиану, то они не дойдут до указанных в письме адресатов, и просьбы о молитвах не будут исполнены.

Посол в Константинополе И.А. Зиновьев пытался изменить отношения между генеральным консулом и Иерусалимским патриархом, но ему не удалось, и генеральное консульство в Иерусалиме возглавил А.Ф. Кругл ов.

Новый генеральный консул возглавлял Российское генеральное консульство в период с 1907 по 1914 гг. Отрывки столичных предписаний, на которые он ссылался в переписке с константинопольским послом М.Н. Гирсом, дают возможность выявить задачи в области взаимоотношений с церковными структурами, которые он ставил перед собой. Так, главным для генерального консула А.Ф. Круглова являлось «доброжелательное отношение, поддержка и содействие <.> патриарху»360. Этой же целью, по его мнению, «определялись все наши отношения к Иерусалимской православной патриархии и этим же началом освещена вся полувековая деятельность»361 Российского генерального консульства. Необходимо подчеркнуть, что главным для генерального консула являлась защита интересов именно патриарха, а не всего греческого духовенства.

Патриархия Иерусалимской церкви имела натянутые отношения с Русской духовной миссией, и для консульства вопрос взаимоотношения Иерусалимского патриарха и начальника Русской духовной миссии являлся одним из самых главных. Подбор ссылок А.Ф. Круглова на официальные инструкции показывает, что в вопросе отношения к Миссии он являлся противником активной деятельности представителя Святейшего Синода на территории Святой Земли.

В возникающих спорах между Иерусалимской патриархией и

Русской духовной миссией, наш генеральный консул А.Ф. Круглов, в основном, держался стороны греков. К примеру, событие происшедшее в Вифании между греческими монахами и членами Миссии оценивалось им действие членов Миссии не соответствующее «ни нашим целям, ни взглядам» Российского государства на территории Ближнего Востока. А инцидент с архиепископом иорданским Мелетием, происшедшим в октябре 1911 года воспринимался как свидетельство о «пренебрежительном отношении к патриархии»362.

Беспокоило генерального консула А.Ф. Круглова и желание нашей Миссии приобрести участок земли на берегу реки Иордан, который считал, что приобретение участка на месте крещения Иисуса Христа вызовет лишь нежелательную ревность других христианских общин363. На деле, наш представитель более беспокоился за Иерусалимскую патриархию, которая, имея два монастыря на Иордане, также пыталась приобрести землю на непосредственном месте крещения Спасителя.

Духовная миссия доставляла российскому генеральному консулу множество хлопот и в ряде других вопросов, не связанных с Иерусалимской церковью. Так, одной из проблем, с которой приходилось сталкиваться нашему представителю, являлось незаконное строительство, которое вела Русская духовная миссия. Турецкое правительство запрещало покупать земли, недвижимость, и юридически затягивала все дела связанные со строительством. Подобная система сдерживания породила систему обхода распоряжений властей. Здания стали возводиться без всякого разрешения. Многие из резидентов иностранных государств прибегали к этому способу. Таким же образом действовали и начальники Русской духовной миссии. В данном случае А.Ф. Круглов полагал, что открытое игнорирование местного закона не всегда может пройти безнаказанным. Не учитывая факт роста женских общин и увеличение количества русских паломников, генеральный консул в строительстве, в первую очередь, видел путь материального укрепления Русской миссии.

Но, не только незаконное строительство вызывало возмущение генерального консула. Многие паломники из России оставались в Святой Земле на весьма продолжительный период, и нередко были случаи смерти. Генеральное консульство, в силу закона должно было немедленно констатировать факт смерти, ее причины и опечатать имущество умершего. Не смотря на эти известные обязанности генерального консула, начальник Духовной миссии сообщал о смерти подданных спустя десять, двенадцать дней.

Все выше означенные действия архимандрита Леонида (Сенцова) только усугубляли отношения между Духовной миссией и Генеральным консульством, которые постепенно переросли в личную неприязнь.

Генеральный консул укорял начальника Миссии в том, что хлопоты светского характера не дают заняться архимандриту своей главной задачей — духовным руководством русских паломников. Не нравились ему и проповеди, произносившиеся по праздникам, которые, по его мнению, не воспринимались народом. Просматривается отношение А.Ф. Круглова и в тоне, в котором освещалась в ежегодных отчетах деятельность Русской духовной миссии. Отношение генерального консула проскальзывало даже в таких мелочах, как написание сана и должности в официальной переписке. Если титул и сан «Блаженнейшего Иерусалимского Патриарха» и должность «Главы Поместной Церкви» в канцелярии Иерусалимского генерального консульства всегда надписывали с заглавной буквы, то сан «архимандрита» и должность «начальника миссии» - не всегда, что не скажешь о канцелярии Первого департамента МИД и Российского посольства в Константинополе.

Генеральный консул видел и положительные стороны в деятельности архим. Леонида (Сенцова). Так, А.Ф. Круглов соглашался перед М.Н. Гирсом, что покупка земель начальником Миссии не противоречит российской политике на территории Ближнего Востока и не затрагивает прав Иерусалимской патриархии, но их расположение в непосредственной близости с патриаршими учреждениями и вызывало нарекание Генерального консульства. По мнению А.Ф. Круглова, Русская духовная миссия при архим. Леониде (Сенцове) не выполняла возложенные на нее прямые обязательства по той причине, что все внимание ее начальника сосредоточено на материальном обеспечении русского присутствия в Святой Земле. Активная деятельность Русской духовной миссии на территории Иерусалимского патриархата позволила генеральному консулу обвинить представителя Святейшего Синода в нарушении принципа невмешательства одной автокефальной Церкви в дела другой.

Данное отношение к деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме вылилось в попытку патриарха Дамиана и генерального консула Круглова дискредитировать начальника РДМ в глазах столичного начальства, что могло привести к переводу представителя Святейшего Синода на территорию России. Описываемый конфликт вызывает особенный интерес тем, что он подтолкнул Российское константинопольское посольство изменить позицию Российского генерального консульства в Иерусалиме по отношению к Русской духовной миссии и патриархии Иерусалимской церкви.

Посол в Константинополе М.Н. Гире выступил против данного видения генерального консула, признав, что позиция Иерусалимского патриарха порой враждебна и направлена на уменьшение влияния России в данном регионе364. Таким образом, позиция А.Ф. Круглова по отношению к Иерусалимской патриархии перестала совпадать с политикой Российского

364 АВПРИ. Ф. 142. Оп.497. Д. 415. посольства в Константинополе с 1912 года. С этого же года генеральному консулу пришлось изменить свое отношение и к деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме, так как М.Н. Гире определил: «По тщательной проверке <.> императорское посольство пришло к заключению, что обвинения патриарха Дамиана <.> не соответствуют действительному положению вещей, и <.> деятельность архимандрита Леонида в Палестине должна быть признана корректной по отношению к патриархии и весьма полезной с точки зрения поддержания православия в крае и заботах о русских паломниках»365.

Деятельность Духовной миссии М.Н. Гире считал полезной с точки зрения русских интересов в Палестине, соответствовавшей исконной политике России, направленной к поддержанию православия в Святой Земле. Таким образом, новый российский посол в Константинополе М.Н. Гире, после разбирательства конфликта между нашими представительствами в Палестине, стал поддерживать позицию представителя Святейшего Синода Российской церкви.

М.Н. Гире решил привести в единство с собой позицию Генерального консульства в Иерусалиме, снабдив «по изложенному вопросу инструкциями»366, потому как во многом само негативное отношение к РДМ у греков формировалось из-за негативного отношения к ней со стороны самого Российского генерального консульства.

В отчетах после 1912 года мы слышим совсем другой тон. К примеру, изменилась генеральным консулом и трактовка дела И. Шамутилова. В отчетах А.Ф. Круглов начал противоречить своим же ранее сказанным словам, признавая, что И. Шамутилов действовал «от своего имени и за

365

АВПРИ. Ф.142. Оп.497. Д.415. Л. 13 - 14.

Там же. Л. 13. свой счет»367. Лукавил А.Ф. Круглов перед М.Н. Гирсом и в Иорданском деле, писав, что при нем никто не поднимал вопрос о Иордане, а в отчете за 1911 год мы находим, что тот же И. Шамутилов и в 1910 и в 1911 году продолжал свои неуместные ходатайства, в которых Генеральное консульство вынуждено было отказывать ему.

После изменения отношения к Иерусалимской патриархии со стороны Константинопольского посольства, А.Ф. Круглов продолжал помогать патр. Дамиану. Об этом свидетельствует дело о выдаче аванса Иерусалимской патриархии в размере 120.000 рублей, за счет доходов с Бессарабских имений, которое хранится в Архиве внешней политики Российской империи МИД, об этом свидетельствует позиция А.Ф. Круглова в деле о форме передачи пожертвований из России в Палестину.

Почти в каждом годовом отчете А.Ф. Круглова мы найдем примеры дружелюбного отношения патриарха к русским, который «всегда с обычной любезностью исполнял все просьбы, с которыми Генеральному консульству приходилось обращаться в православную патриархию по делам русских подданных»368. Поэтому, не до конца прав, по мысли Круглова, посол в Константинополе, обвиняя патриарха в недружелюбии к Русской миссии. Таким образом, из выше приведенного мы можем заключить о расположении Российского генерального консула А.Ф. Круглова к патриарху Иерусалимской церкви, и можно говорить о существовании искренних отношений с главой Сионской церкви и уважении позиции греков в деле сохранения христианских Святых мест.

Оправдывая действия греческой патриархии А.Ф. Круглов продолжал оправдывать и свою позицию, призывая снять с него «то тяжелое и незаслуженное мною недоверие к правильности моего свидетельства,

367 АВПРИ. Ф. 142. Оп.497. Д. 415. Л. 3. которое заключается в приведенных выше словах означенного предписания»369.

Таким образом, мы видим, что перед Первой мировой войной отношения между Российским генеральным консульством в Иерусалиме и Русской духовной миссией были напряженными. Причиной подобного отношения являлся конфликт между представителем Святейшего Синода Российской церкви и Иерусалимской патриархией, к главе которой наш генеральный консул имел некоторое расположение. В свою очередь, конфликт между представителем Российской церкви и Церковью иерусалимской существовал из-за активных действий начальника РДМ. Лишь специальные настойчивые действия посла в Константинополе М.Н. Гирса, привели в единство позицию наших представительств по отношению к Русской духовной миссии. Данное изменение отношения Российского генерального консульства к Русской духовной миссии повлекло за собой внешнее потепление отношений между Иерусалимским патриархом Дамианом и начальником Духовной миссии архимандритом Леонидом (Сенцовым). Причиной положительного отношения Российского посольства в Константинополе к Духовной миссии являлась активная деятельность ее начальника, которая влекла за собой укрепление позиций самого Российского государства на территории Ближнего Востока.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Янышевский, Максим Николаевич, 2013 год

1. Архивные фонды.

2. АВПРИ РФ — Архив внешней политики Российской империи Российской Федерации

3. Фонд № 142. «Греческий стол», опись 497.

4. Д. 407. (1903). Иоиль, иеромонах. Назначение его в состав Иерусалимской духовной миссии.

5. Д. 408. (1903). Леонид, иеромонах. Смотритель Заиконоспасского монастыря, о назначении его начальником Иерусалимской духовной миссии.

6. Д. 409. (1907). Мелетий, иеромонах. Евстратий, Михиаил, иеродиакон — назначение их в состав Иерусалимской духовной миссии.

7. Д. 410. (1907). Леонид, архимандрит. Начальник Иерусалимской духовной миссии. Ходатайство его о ссуде 120 000 рублей на нужды миссии.

8. Д. 411. (1909). Виктор, иеромонах. Мелетий, иеромонах. Акакий, иеромонах. Назначение их на разные должности.

9. Д. 412. (1910 — 1912, 1913). 1) Пересылка послания Св. Синода по поводу недоразумений между архимандритом Леонидом и Иерусалимским патриархом. 2) Жалоба на него патриарха и отзыв с.с. Круглова.

10. Д. 413. (1910, 1912). Архимандрит Леонид. Возведение им построек без разрешения турецких властей и отказ уведомлять наше консульство в Иерусалиме о смерти русских подданных в Духовной миссии.

11. Д. 414. (1911 — 1915). Духовная миссия в Иерусалиме. Перемены в ее личном и иерархическом составе.

12. Д. 415. (1913). Духовная миссия в Иерусалиме (разные документы).

13. Д. 416. (1916). Иерусалимская духовная миссия: бедственноеположение ее в Александрии.

14. Д. 417. (1916). Varia (Генеральное консульство в Иерусалиме и Иерусалимская духовная миссия).

15. Д. 418. (1904). Лавра святого Харитона (Фаранская).

16. Д. 419. (1913). Круглов, генеральный консул в Иерусалиме. «Отдельное дело» деятельность его в связи с порядком передачи следующих в Палестину пожертвований и интересами патриархии.

17. Д. 420. Иерусалимская патриархия и с.с. Круглов: ходатайство об авансе 120 ООО рублей в счет доходов с бессарабских имений. Иезуитская коллегия на землях патриархии.

18. Д. 6732. (1911). Об увеличении состава Духовной миссии.

19. Д. 6733. (1911). Тивериадское подворье нашей Духовной миссии в Иерусалиме: столкновение между персоналом нашего подворья и персоналом греческого монастыря.

20. Д. 6734. (1914). Дьяконов, д.с.с. командирование его в Иерусалим для ревизии дел Духовной миссии.

21. Фонд № 149. «Турецкий стол (новый)», опись 502/Б.

22. Д. 7217. (1915). Занятие турками зданий Духовной миссии и Палестинского общества в Иерусалиме и арест наших консулов.

23. Д. 7280. (1916). Беженцы в Александрии (донесения консула в Александрии и посланника).

24. Д. 7281. (1916). Покровительства славянам в Египте (донесения консула в Александрии).

25. Д. 7296. (1915). Защита русских интересов в Турции итальянским посланником в Константинополе (ит. яз.).

26. Фонд № 180 «Посольство в Константинополе», опись 517/2.

27. Д. 1850 (1905 — 1906). Переписка с I Департаментом.

28. Д. 1851 (1907). Переписка с I Департаментом.

29. Д. 1852 (1908). Переписка с I Департаментом.

30. Д. 1853 (1909). Иерусалим.

31. Д. 1854 (1910). Политический архив.

32. Д. 1855 (1910). Текущий архив.

33. Д. 1856 (1911). Политический архив.

34. Д. 1857 (1911). Текущий архив.

35. Д. 1858 (1912). Политический архив.

36. Д. 1859 (1912). Отчет за I полугодие.

37. Д. 1860 (1912). Отчет за II полугодие.

38. Д. 1861 (1912). Текущий архив.

39. Д. 1862 (1913). Политический архив.

40. Д. 1863 (1913). Текущий архив.

41. Д. 1864 (1914). Политический архив.

42. Д. 1865 (1914). Текущий архив.

43. Д. 3457. (1909 — 1913). РДМ. Неправильности допускаемые архимандритом Леонидом в отношении обязанностей Духовной миссии к Генеральному консульству.

44. Д. 3459. (1902— 1912— 1914). Иерусалим. Церковные дела. Д. 4096. (1905). Донесения консулов. Иерусалим. Д. 6009. (1905). Яковлев д.с.с. генеральный консул в Иерусалиме. Обвинение его патриархом Иерусалимским в клевете.

45. Архив Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвиле.

46. Фонд архиепископа Аполлинария (Кошевого). Русская духовная миссия (1921 — 1923 гг.). Кор. 3. Папка 16.1. Источники.

47. Гире A.A. Россия и Ближний Восток. Материалы по истории наших сношений с Турцией. СПб., 1906.

48. Дмитриевский A.A. Деятели русской Палестины / Сост. H.H. Лисовой. М., Спб., 2010.

49. Дмитриевский A.A. Императорское православное палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века 1882-1907. СПб., 2008.

50. Дмитриевский A.A. Русская духовная миссия в Иерусалиме / Сост. H.H. Лисовой. М., СПб., 2009.

51. Овсяный Н.Р. Ближний Восток и славянство. Сборник статей. СПб., 1913.

52. Муркос Г.А. Интересы России в Палестине //1111С, М., 2003. №100.

53. Очерк истории МИД. 1802 — 1902. СПб., 1902. Под стягом России: Сборник архивных документов. М., 1992 Порфирий (Успенский), епископ. Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записи. СПб., 1894 1902.

54. Путешествия в Святую Землю. Записки русских паломников и путешественников XII — XX. М., 1994.

55. Россия в Святой Земле. Документы и материалы: В 2 т. Т.2.- М.,2000.

56. Русские учреждения в Святой Земле и почившие деятели Императорского православного палестинского общества, 1882 — 1907. XXV. М., 2000.1. Исследован ия.

57. Вах К.А. Великий князь Константин Николаевич и русское паломничество в Святую землю. К 150-летию основания Русской Палестины 1860 — 1864. М., 2011.

58. Гасратян С.М. Христианство и Святая Земля. М., 2005.

59. Герд JI.A. Императорское православное палестинское общество в 1910-е гг.: некоторые тенденции и перспективы // ИППО. К 130-летию со дня основания. Международная научная конференция. М., 2012.

60. Герд JI.A. Константинополь и Петербург: церковная политика России на православном Востоке (1878 — 1898). М., 2006.

61. Иерусалимский православный семинар. Сборник докладов 2008 — 2009. М., 2010.

62. Киприан (Керн), архимандрит. Отец Антонин Капустин, архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817 — 1894 гг.). М., 1995.

63. Лебедев А.П. История греко-восточной церкви под властью турок. От падения Константинополя (1453 г.) до настоящего времени. Спб., 2012.

64. Лисовой H.H. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в. М., 2006.

65. Монастырь на Елеоне. Иерусалим, 2006.

66. Никодим (Ротов), архим. История русской духовной миссии в Иерусалиме. Серпухов, 1997.

67. Очерки истории Министерства иностранных дел России. Т. I-III. М, 2002.

68. Панченко К.А. Взаимоотношения Османского правительства и православной общины Арабского Востока в XVI — начале XX вв. М., 1996.

69. Панченко К.А. Османская империя и судьбы православия на Арабском Востоке (XVI — начало XX века). М., 1998.

70. Полтавская И. Русские православные духовные миссии на Дальнем, Среднем и Ближнем Востоке // Дипломатический ежегодник. М., 1995.

71. Русская духовная миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие. Богословские труды. Сб. № 39. М., 1999.

72. Скурат К.Е. История Поместных православных церквей. Т. 1-Й.1. М., 1994.

73. Смирнова И.Ю. В.Н. Хитрово и исследование протестантского религиозного присутствия в Святой Земле // ИППО. К 130-летию со дня основания. Международная научная конференция. М., 2012.

74. Соловьев М.П. Святая Земля и Императорское православное палестинское общество. М., 2012.

75. Соловьев Ю.Я. Воспоминания дипломата. 1893-1922. М.,1959.

76. Сохраним Россию в Святой Земле. К 130-летию Императорского православного палестинского общества. М., 2012.

77. Титов Ф.И. Преосвященный Кирилл Наумов, епископ Мелитопольский, бывший настоятель Русской Духовной Миссии в Иерусалиме: очерк из истории сношений России с Православным Востоком. Киев, 1902.

78. Якушев М.И. Иерусалимский и Антиохийский патриархаты в фокусе внешней политики Российской империи второй четверти XIX XX в. // Вестник Московского университета, серия 13. Востоковедение. 2001, №4.

79. Якушев М.И. Иерусалимский патриархат и святыни Палестины в фокусе внешней политики Российской империи накануне Крымской войны // ППС, 2003, № 100.

80. Якушев М.И. Христианские субъекты Османской империи -Антиохийский и Иерусалимский патриархаты в политике Российскойимперии (30-е гг. XIX начало XX в.). М., 2009.1. Периодические издания.

81. Биржевые ведомости, СПб. Новое время, СПб. Церковные ведомости, СПб.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.