Русская философия второй половины XIX - начала XX веков как педагогика: Историко-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Гололобова, Татьяна Александровна

  • Гололобова, Татьяна Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1998, Нижневартовск
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 160
Гололобова, Татьяна Александровна. Русская философия второй половины XIX - начала XX веков как педагогика: Историко-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Нижневартовск. 1998. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Гололобова, Татьяна Александровна

Введение ;3-13 стр.

Глава 1. Русский антропологический материализм и педагогическая антропология 14-48 стр.

Глава 2. Философия свободного воспитания ( Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель) 49-74 стр.

Глава 3. Христианская философия и педагогика ( П.Д. Юркевич, В.В. Зеньковский)75-105 стр.

Глава 4. Педагогика как прикладная философия С.И. Гессена 106-143 стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская философия второй половины XIX - начала XX веков как педагогика: Историко-философский анализ»

Актуальность темы исследования.

В силу внутренних особенностей и внешних социально-политических обстоятельств своего развития русская философия на протяжении всего исторического существования искала и успешно находила различные формы существования (См.:, Емельянов Б.В. Национальные особенности русской философии // Емельянов Б.В. Этюды о русской философии. Екатеринбург. 1995: Ванчугов В. Очерк истории философии "самобытно-русской". М., 1994 и др.). Одной из таких форм бытия русской философии и культуры является русская художественная литература. Об этой ее характеристике имеется большая научная литература. Меньше написано о другой форме ее существования - педагогике. Вместе с тем большинство выдающихся русских педагогов' имеют значительные заслуги перед отечественной философией, отражая в своих работах и высказываниях не только собственно педагогические, но и философские идеи своего времени. Тоже можно сказать и о большинстве русских философов, постоянно указывающих на тесную связь и взаимообогащение философии и педагогики. В качестве примера сошлемся на речь малоизвестного русского религиозного философа-профессора Киевской духовной академии П.Линицкого "Образовательное значение философии (1872). В ней он прямо указывал, что "философия всегда имеет характер национальный, ибо есть выражение самосознания народного духа". Она проникает во все стороны духовной жизни народа, в том числе в образование и воспитание: поэтому общее образование должно соединяться с образованием философским" (Линицкий П. Образовательное значение философии: Речь/ЛГруды Киевской духовной академии. 1872. №11. С. 14).

Связь русской педагогики и философии - большая малоисследованная проблема. И это делает ее всеобъемлюще актуальной. Она актуальна прежде всего как научная историко-философская проблема, поскольку обращает внимание на ту область отечественной мысли, которая не просто характеризует развитие только философии, или только педагогики, а указывает на их взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимообогащение. Становление отечественной педагогики как науки относится к середине XIX века с последующим достаточно бурным ее развитием во второй половине XIX - начале XX вв. Ее история как и история русской философии этого периода, до недавнего времени носила печать идеологических штампов и замалчивания тех ее сторон, которые относились к идеалистическим или религиозным проявлениям мировоззрения русских мыслителей и педагогов. Поэтому исследование взаимосвязи русской философии и педагогики второй половины XIX - начала XX вв. актуализируется общей тенденцией современной отечественной гуманитарной науки - дать подлинную, адекватную картину развития русской общественной мысли без каких либо ограничений. Конечно, при этом должна быть дана критическая, теоретически обоснованная оценка историко-философских фактов и источников.Здесь нельзя, как это можно было наблюдать в историко-философских работах послеперестроечного периода, просто менять знаки оценок: некритически возносить тех, кого еще недавно либо ругали, либо замалчивали. Как писал известный русский педагог П.Ф.Каптерев, "следует критически относиться к прошлому, переоценивать его результаты, с выбором применять их к настоящему, но отбрасывать все более ранние приобретения целиком нет достаточных оснований" (Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., 1982. с 203). Эти слова, как методологическое положение, прежде всего необходимо применять к работам русских философов и педагогов-идеалистов, таких как П.Д.Юркевич, В.С.Соловьев, В.В.Зеньковский. С.И.Гессен и др. Их работы в настоящее время опубликованы и дают достаточный материал для историков философии, изучающих заявленную проблему.

Наконец, тема эта актуальна ее несомненным выходом в современную практику педагогического процесса, постоянного поиска педагогических новаций. При этом часто обнаруживается, что новое это хорошо забытое старое.Поэтому историко-философские, историко-педагогические исследования помогают такие "повторения" избежать и использовать достижения прошлой мысли сегодня. Один из современных теоретиков педагогики - В.И.Додонов эту актуальность историко-философских исследований особо подчеркивает. Он пишет: "Определение пространственно-временного отношения стратегии образования не исчерпывает в полной мере задачи ее осуществления. Это лишь начало. Важно дать этой стратегии историческое, а значит и научное обоснование. Важно попытаться найти в историческом прошлом те основные идеи или их зародыши, которые могли бы если не лечь в основу этой стратегии, то по крайней мере обосновать значимость и правомерность ее реализации. В этом плане идейное наследие русских философов-идеалистов конца XIX - начала XX вв. является ценным материалом для решения этой важной задачи. . . Обращение к их наследию, "овеществление" их идей может дать существенные практические выходы в статистически прогностическом аспекте на современную образовательно-воспитательную систему с учетом ее реального состояния" (Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX - начала XX века. М . 1993. с. 132-133).

Обращение к взглядам русских философов и педагогов второй половины XIX - начала XX вв. дает возможность убедиться в наличии реальных попыток построения педагогических идей на философских основаниях. Русские философы и педагоги, иногда прямо, иногда косвенно подчеркивали потребность связи педагогики и философии, указывали на ее практическое значение как для философии, так и для педагогики. Для последней - особенно. Но это были, как правило, авторские заявки. Цельного, многопланового синтеза этих двух сторон духовной жизни, культуры, общественной мысли почти не наблюдается. И все же те зримые и существенные примеры существования русской философии как педагогики надо признать очевидным фактом, требующим историко-философского анализа и претворения в жизнь значимых элементов этого единства.

Степень научной разработанности проблемы.

История русской философии в ее фундаментальном многоаспектном изложении, отвечающем всем методологическим принципам историкофилософского познания еще не написана. Для создания такой картины истории русской философии многое предстоит сделать, и прежде всего заполнить белые пятна. Одним из них является слабая изученность взаимосвязи русской философии и педагогики как специфической и актуальной историко-философской проблемы. Степень ее изученности на сегодняшний день, по нашему мнению, имеет следующий вид:

В дореволюционное время эта проблема освещалась преимущественно историками педагогики. Определенное место в виде отдельных характеристик и высказываний на тему философских основ педагогических теорий обучения и воспитания русских педагогов имеется в фундаментальных трудах: Каптерев П.Ф. История русской педагогики .СПб., 1909: 2-е изд. СПб., 1914; Медведков А.П . Краткая история русской педагогики в культурно-историческом освещении. 3-е испр.и доп. изд. Пг., 1916; Модзалевский Л.И. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: В 2-х частях. СПб.,1892-1899 и др. Это -труды по истории педагогики. Другая часть решения проблемы содержалась в персональных характеристиках педагогического творчества и его философских оснований выдающихся русских педагогов: Н.И.Пирогова (Памяти Пирогова: Сб.статей.СПб., 1911; Бехтерев В.М Н.И.Пирогов как научный общественный деятель. СПб., 1910; Румянцев Н.Е. Н.И.Пирогов. Его взгляды на природу детей и задачи воспитания. СПб., 1916 и др.), К.Д.Ушинского (Острогорский А.П., Семенов Д. Русские педагогические деятели. Пирогов. Ушинский. Корф: М., 1887; Чернышев В.И. Забытые труды Ушинского. СПб., 1907; Блонский П.П. Место

К.Д.Ушинского в истории русской педагогики// Пед.листок. 1915. Кн.2 и др.), Л.Н.Толстого (Грунский Е.К. Педагогические взгляды Л.Н.Толстого. Юрьев, 1914; Лозинский Е. Новые мысли Льва Толстого о воспитании и образовании//Вестник воспитания. 1913. № 1; Степанец Б. Л.Н.Толстой как педагог. Вильно, 1912; Тулупов Н.В. Толстой как педагог. М., 1911 и др.). Наконец, третья группа публикаций по проблеме связи русской философии и педагогики принадлежала перу самих отечественных философов и педагогов, чьи труды давали оригинальное толкование проблемы. В этой достаточно обширной группе историко-философских источников изучаемой проблемы самыми известными являются работы Н.И.Пирогова (Вопросы жизни, Быть и казаться), К.Д.Ушинского (Человек как предмет воспитания, Труд в его психологическом и воспитательном значении), Л.Н.Толстого (О народном образовании, Воспитание и образование. Прогресс и определение образования), П.Д.Юркевича (Чтения о воспитании, Курс общей педагогики с приложениями), К.Д.Вентцеля (Этика и педагогики творческой личности: Проблема нравственности и воспитания в свете теории свободного и гармонического развития жизни и сознания), С.И.Гессена (Основы педагогики: Введение в прикладную философию, Мировоззрение и образование), В.В.Зеньковского (Проблемы воспитания в свете христианской антропологии, Русская педагогика в ХХвеке) и др.

В советское время изучение истории отечественной философии и педагогики определялось идеологическими соображениями марксистско-ленинской философской традиции и замыкалось рамками так называемой прогрессивной материалистической философии". Поэтому решение проблем взаимосвязи философии и педагогики было представлено именами философов материалистической ориентации В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, Н.П.Огарева, Н.Г.Чернышевского, Н.В.Шелгунова (Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. M.-JL, 1948; Герцен

A.И. Избранные педагогические высказывания М., 1951; А.И.Герцен о воспитании. М., 1948; Добролюбов H.A. Избранные педагогические высказывания. М., 1939; Добролюбов H.A. Педагогические сочинения. М., 1949; Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические высказывания. М., 1940; Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения, М., 1954; Шелгунов Н.В. Избранные педагогические сочинения. М., 1954; Белинский

B.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г. Добролюбов H.A. Педагогическое наследие. М., 1988; Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании. М.,1990). Сюда, правда, добавлялись работы К.Д.Ушинского, а позже Н.И.Пирогова и Л.Н.Толстого.

Перестройка 80-90 годов, разрушение идеологических стереотипов, крушение единовластия марксистско-ленинской философии в корне изменила картину изучения проблемы. Прежде всего начали публиковаться забытые работы философов и педагогов-идеалистов. Для изучения поставленной нами проблемы важное значение имеет публикация трудов П.Юркевича, С.Гессена, К.Вентцеля, В.Зеньковского. Одновременно начали появляться публикации о их философском и педагогическом наследии. Правда, это до сих пор лишь журнальные публикации (Например: Богуславский М.В. Слово о Вентцеле//Свободное воспитание. 1992. № 1;

Королев Ф.Ф. К.Н.Вентцель - виднейший представитель теории свободного воспитания//Советская педагогика. 1964. № 4; Мальцева В.М. В.В.Зеньковский о духовно-нравственном развитии личности //Педагогика. 1994. № 4; Никольская A.A. Психолого-педагогические взгляды П.Д. Юркевича // Педагогика. 1993. № 3; Осовский Е.Г. С.И. Гессен: странности судьбы // Педагогика. 1993. № 6 и др. ) и проблема взаимосвязи русской философии и педагогики решалась в них косвенно, как одна из сторон философского и педагогического творчества русских мыслителей. Эта же характеристика относится к нескольким диссертациям, защищенным в последнее время: Ан С.А. Философские основания русской педагогической мысли конца XIX - XX вв. ( Историко-философский анализ)/ Автореф. докт. дис. Екатеринбург, 1994; Бухалова Т.В. Философские взгляды П.Д. Юркевича / Автореф. канд. дис. М., 1995; Толмачева Т.П. Педагогические взгляды К.Н. Вентцеля/ Автореф. канд. дис. М., 1992 и др.). Представленный нами краткий обзор степени научной разработанности проблемы позволяет утверждать, что он недостаточен и, следовательно, актуализирует поставленную в нашем исследовании проблему.

Цель и основные задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является анализ основных проблем взаимосвязи русской философии второй половины XIX - начала XX вв. с педагогикой. Достижение поставленной цели требует постановки и решения следующих исследовательских задач:

- Выяснения причин возникновения и основных интегрирующих моментов развития русского антропологического материализма и педагогической антропологии.

- Анализа традиция философии свободного образования и воспитания в России на примере философских взглядов и педагогических теорий Л.Н.Толстого и К.Н. Вентцеля.

Выявления основных концептуально-понятийных принципов взаимодействия христианской философии и педагогики.

- Рассмотрения этих принципов в философско-педагогических концепциях П.Д. Юркевича и В.В. Зеньковского.

- Исследования основных положений "педагогики как прикладной философии" русского неокантианца С.И.Гессена.

Решение этих задач, по нашему мнению, способно дать достаточно полное представление о существовании русской философии в рамках педагогики, о их взаимосвязи и взаимовлиянии.

Методологическая основа исследования

Методологическое основание диссертационного исследования составляют принципы историко-философского познания философии отдельного народа, важнейшими из которых автор считает принципы историзма и целостного подхода к изучаемому явлению.

В качестве историко-философских источников используются произведения выдающихся русских философов и педагогов XIX - начала XX века, особенно Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского, Л.Н.Толстого, К.Н.Вентцеля, П.Д.Юркевича, В.В.Зеньковского,

С.И.Гессена, а также работы тех исследователей, которые писали о русской философии и педагогике этого периода.

Апробация работы

Материалы диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и социально-экономических наук Нижневартовского государственного педагогического института, основные идеи диссертации автор излагал на различных научных конференциях: на Региональной научно-практической конференции "Актуальные проблемы подготовки специалистов высшей школы" (Нижневартовск, 1994), на Республиканской научно-практической конференции "Индивидуализм, коллективизм, соборность в структуре русской духовности" (Комсомольск-на-Амуре, 1994), на Научной конференции "Высшая школа в преддверии XXI века" (Екатеринбург, 1995), на Межрегиональной научно-практической конференции "Философия и социология образования на пороге XXI века" (Екатеринбург, 1996), на Всероссийской научно-практической конференции "Православие, современное образование и культура" (Барнаул, 1996).

Выводы и положения диссертации отражены автором в 7 публикациях, указанных с списке использованной литературы.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и социально-экономических наук Нижневартовского государственного педагогического института и рекомендована к защите.

Структура и обьем диссертации

Структура работы обусловлена целью и основными задачами исследования. Она состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Объем ее составляет 160 страниц машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Гололобова, Татьяна Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема "русская философия как педагогика" не только новая, актуальная, малоисследованная, как мы это пытались показать во введении, но и многоаспектная как в теоретико-методологическом, так и историко-философском плане. В своем диссертационном исследовании, носящем историко-философский характер, мы взяли лишь четыре ее темы, наиболее, на наш взгляд, характерные, доказывающие связь русской философии с педагогикой. При этом мы не ставили задачу досконально изучить всю традицию существования каждой из них, по-сколъку и в отдельности они, например, взаимосвязь антропологического материа-лизма и педагогической антропологии, могут составить тему специального исследования. Наша задача носит скорее поисковый характер, претендуя на заявку большой исследовательской программы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

Они определяются совокупностью поставленных и решенных задач. Предпринятое нами исследование показало несомненную связь основных фило-софских течений (как материалистических, так и идеалистических) русской мысли с педагогическими концепциями обучения и воспитания, принятыми в русской школе второй половины XIX - начала XX века. В результате, как можно утверждать, имеются несколько положений, составляющих научную новизну нашей диссертационной работы:

1. Насколько известно автору, данная работа является первым исследованием, посвященным русской философии в ее связи с педагогическими концепциями обучения и воспитания.

2. В диссертационном исследовании на основе анализа ряда наиболее типичных и доказательных примеров взаимосвязи философии и педагогики утверждается ее закономерность, выстраивающаяся в определенную традицию русской философии.

3. В данном исследовании анализируется параллельное становление и взаимообогащение антропологического материализма Н.Г.Чернышевского и его соратников и педагогической антропологии Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского, концептуально оформившие многие педагогические новации конца XIX - начала XX века.

4. В диссертации на примере религиозных философско-идеалистических концепций П.Д.Юркевича и В.В Зеньковского раскрыты философские основания православной педагогики П.Д.Юркевича и "проблем воспитания в свете христианской антропологии" В.В.Зеньковского. К ним примыкают так же религиозно-ориентированные, специфически выраженные "педагогика свободного воспитания" Л.Н.Толстого и "космическая педагогика " К.Н.Вентцеля, каждая из которых имеет свои философские предпосылки.

5. В данном исследовании на примере "педагогики как прикладной философии" С.И.Гессена показаны возможности использования философии неокантианства в педагогической теории воспитания и образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Среди национальных особенностей русской философии важнейшей является ее социальная ориентированность. Одним из проявлений этой особенности является связь русской философии с педагогическими теориями воспитания и образования. Русская философия давала им мировоззренческую ориентацию, возможность найти свое место в общей картине развития русской мысли. Педагогические теории воспитания и образования, в свою очередь, были той специфической основой, которая обогащала русскую философию, связывая ее с повседневной практикой жизни.

2.Антропологические традиции русской философии в их материалистическом варианте наиболее наглядно проявляли себя в середине XIX века в антропологическом материализме Н.Г.Чернышевского и педагогической антропологии Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского. Взаимообогащая друг друга, они создали передовую для своего времени педагогическую теорию образования и воспитания, утверждающую возможность всестороннего развития духовных и физических сил человека. Русская педагогическая антропология соответствовала уровню научного и философского знания эпохи, выражая прогрессивные тенден-ции их развития.

3. Идея свободы - одна из вечных философских проблем в педагогике воплотилась в философию свободного образования и воспитания, виднейшим представителем которой в России был Л.Н.Толстой. Он противник авторитарного воспитания - считал, что свободное получение знания должно опираться на жизненный опыт ребенка, а воспитание должно направлять вечную устремленность человека к высшим ценностям любви, добра и красоты, восстанавливать утраченную им гармонию.

4. Дальнейшее развитие идей свободного воспитания и образования в XX веке в России связано с именем К.Н.Вентцеля, предложившего для них новые основания - позитивизма (идея отрицания учебных предметов как таковых), интуитивизма (идея эволюции человека благодаря прирожденному стремлению к своей ценности и непротиворечивости в результате свободного развития его генетически обусловленных творческих сил) и русского космизма с его ориентацией человечества в космос, общностью жизни человека с жизнью космоса.

5. Свою концепцию связи философии и педагогики предложили сторонники православной духовности и просвещения. В XIX веке в России это был П.Д.Юркевич, считавший инструментом христианского воспитания детей в духе любви к ближнему и Богу - сердце, а в XX в. - В.В. Зеньковский, рассматривавший проблемы воспитания в свете христианской антропологии, важнейшими принципами которой являются:

1) представление о человеке как о целостном существе с неповторимой духовной индивидуальностью.

2) учение об образе Божьем в человеке.

3) учение о грехе и спасении.

4) учение о Софии.

6. Русский философ-неокантианец С.И.Гессен построил свои педагогические идеи, опираясь на теорию ценностей. Образованность в его представлении выявляет "духовное" содержание культуры с такими ее ценностями, как наука, искусство, нравственность, хозяйство. Педагогика С.И.Гессена понимается как прикладная философия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гололобова, Татьяна Александровна, 1998 год

1. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования/ Тезисы докладов и выступлений Научного совета ИТП и МиО. М.: РАО, 1994. 280 с.

2. Ан С.А. Светский и религиозный подходы к общему образованию в русский философско-педагогической мысли конца XIX начала XX в. Барнаул: Алтайское кн. изд-во, 1993.112 с.

3. Ан С.А. Современные тенденции в сближении научного и религиозного образования в школе. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1992. 230 с.

4. Ан С.А. Философские основания русской педагогической мысли конца XIX начала XX в. (Историко-философский анализ)/ Автореф. докт.дис. Екатеринбург, 1994. 31 с.

5. Ананьев Б.Г. "Педагогическая антропология" К.Д. Ушинского и ее современное значение// Вопросы психологии. 1969. №2. С.3-14

6. Андреевский И.С. Научные основы педагогики. Киев. Иогансон, 1903.135 с.

7. Антология педагогической мысли России второй пол. XIX начала XX в.М.: Педагогика, 1990.603 с.

8. Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов H.A. Педагогическое наследие. Сост. А.Ф. Смирнова. М.: Просвещение,1988. 384с.

9. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогическойдеятельности. Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1993.125 с.

10. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики современного образования. М.: РЭУ, 1994.36 с.

11. Бим-Бад Б.М. Идеи "педагогической антропологии" в России// Советская педагогика. 1990. №9. С. 102-109.

12. Бим-Бад Б.М. О перспективах возрождения педагогической антропологии// Советская педагогика. 1988. №11. С.38-43.

13. Блонский П.П. Курс педагогики ( Введение в воспитание ребенка). М.: Задруга, 1916.286 с.

14. Блонский П.П. Место К.Д. Ушинского в истории русской педагогики// Педагогический листок. 1915. Кн.2. С.92-102.

15. Богуславский М.В. Слово о Вентцеле// Свободное воспитание. 1992. №1. С.12-15.

16. Бухвалова Т.Б. Философские взгляды П.Д. Юркевича/ Автореф. канд.дис. М., 1995.21 с.

17. Ванчугов В. Очерки истории философии "Самобытно-русской". М.: Пилигрим, 1994.402 с.

18. Вентцель К.Н. Общий очерк учения о нравственности// Вестник воспитания. 1902. №8. С. 1-34; №9. С.73-95.

19. Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания// Вестник воспитания. 1896. №2. С. 1-47.

20. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. избранных произведений. М.: АПО, 1993.171 с.

21. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности ( Проблеманравственности и воспитания в свете теории свободного и гармонического развития жизни и сознания): В 2-х т. М.: Изд-во Тихомирова, 1911-1912. 664с.

22. Виноградов Н.Д. Педагогика как наука и искусство// Вопросы философии и психологии. 1912. №113. С.190-210.

23. Волкович В.А. Друг человечества. H.H. Пирогов. Спб.; Б.и. 1910.159 с.

24. Ганиев P.M., Арчегова О.Р. Ретроспекция педагогических инвариантов. Владикавказ: Изд-во ун-та, 1994. 366 с.

25. Гессен С.И. Кризис демократии и новейшая эволюция школьных систем// Сб. статей, посвященных Павлу Николаевичу Милюкову. 1859-1929. Прага, 1929. С.57-86.

26. Гессен С.И. Мировоззрение и образование// Русская школа. Прага, 1934. №1. С.2-23.

27. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. Берлин: Слово, 1923.419 с.

28. Гогоцкий С.С. О различии между воспитанием и образованием в древние и новые времена: Публичная лекция. Киев: Универс. изд-во, 1874. 24 с.

29. Гололобова Т.А. Реалии и перспективы народной педагогики// Вопросы подготовки специалистов на факультете педагогики и методики начального обучения: Сб. научных трудов. Нижневартовск, 1995. С.59-70.

30. Гололобова Т.А. В.В. Зеньковский: Задачи социальной педагогики// Православие, современное образование и культура: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции ( Барнаул. 4-6 ноября 1996 года). Барнаул, 1996. С.25-27.

31. Гололобова Т.А. Концепции христианского воспитания в философской педагогической мысли России конца XIX начала XX века// Понятийный аппарат педагогики и образование: Сб. научных трудов. Екатеринбург, 1998. С.141-145. В соавторстве.

32. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М.: Учпедгиз,1974. 272 с.

33. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала XX вю М.: РАО, 1994.140 с.

34. Егоров С.Ф. теория образования в педагогике России начала XX в.: историко-педагогический очерк. М.: Педагогика, 1987.150 с.

35. Ельницкий К. Русская педагогика второй половины XIX столетия. 4-е изд. Пг.: Изд-во Гутзатца, Б.Г.184 с.

36. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века: Курс лекций. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1995.284 с.

37. Емельянов Б.В. Три века русской философии. Екатеринбург, Нижневартовск: Изд-во УрГУ, 1995.224 с.

38. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М.: Учпедгиз, 1978.160 с.

39. Зеньковский В.В. Апологетика. М.: Православно-Благотворительное Братство, 1992. 262 с.

40. Зеньковский В.В. Задачи религиозной психологии// Христианская мысль. 1917. №1. С.24-45.

41. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т. Л.: Эго. 1991.

42. Зеньковский В.В. На пороге зрелости: Беседы с юношеством о вопросе пола. М.: РЭУ, 1992. 39 с.

43. Зеньковский В.В. О педагогическом интеллектуализме// Русская школа за рубежом. Прага. 1929. №4. С. 1-21.

44. Зеньковский В.В. Предпосылки стороительства новой школы// Бюллетень

45. Педагогического бюро. Прага, 1923. №2. С.21-24.

46. Зеиьковский В.В. Принципы православной антропологии// Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., 1991. С. 115-148.

47. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993. 223 с.

48. Зеньковский В.В. Проблемы философской антропологии ( Обзор новых книг) // Современные записки. 1938. Т.66. С.427-236.

49. Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке. Париж: Религиозно-педагогический кабинет, 1960. 55 с.

50. Зеньковский В.В. К.Д. Ушинский// Зодчие русской культуры. Прага: Пламя, 1926. С.57-65.

51. Исторические и методологические проблемы изучения отечественной школы и педагогики: Сб. научных трудов. М.: АПН, 1989. 216 с.

52. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1982.704 с.

53. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. Спб.: Б.и., 1909. 540 е.; 2-е изд. Пг.:Б.и. 1915. 746 с.

54. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. 2-е изд.СПб.: Земля, 1914. 211 с.

55. Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды//Педагогика. 1992. №3. С.67-74.

56. Каптерев П.Ф. Педагогика и политика// Свободная мысль. 1992. №8. С.59-63.

57. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. Спб.: Б.и. , 1905.138 с.

58. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: Традиции и перспективы. М.: РАО. 1993.135 с.

59. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению историко-педагогического процесса. М.: РАО. 1994. 265 с.

60. Королев Ф.Ф. К.Н. Вентцель виднейший представитель теории свободного воспитания ( 1857-1947)// Советская педагогика. 1964. №4. С.73-91.

61. Костюк Г.С. Психологические основы педагогической антропологии К.Д. Ушинского// Вопросы психолгии. 1974. №2. С. 19-32.

62. Кошелева O.E. "Душвное строение" в Древней Руси// Свободное воспитание. Вып.1. М., 1992.

63. Кудрявая Н.В. Лев Толстой о гуманизации наук// Педагогика. 1994. №3. С.80-84.

64. Кудрявая Н.В. Лев Толстой о смысле жизни: Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л.Н. Толстого. М.: Красный пролетарий, 1993. 176 с.

65. Кураев А. Человек перед иконой ( размышления о христианской антропологии и культуре) // Квинтэссенция. М., 1992. С.241-250.

66. Лапшин И.И. История педагогических теорий: Лекции. Спб. Авидон, 1909.224 с. литогр.

67. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М.: Канон, 1996. 496 с.

68. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Учпедгиз,1951-1952.

69. Линицкий П. Образовательное значение философии: Речь// Труды Киевской духовной академии. 1872. №11. С. 1-14.

70. Лушников А.М. История педагогики: Учебн. пособие. 2-е изд. Екатеринбург: Изд-воУГПИ, 1994. 368 с.

71. Мальцева В.М. В.В. Зеньковский о духовно-нравственном развитии личности// Педагогика. 1994. №4. С.96-98.

72. Мальцева В.М. Учение о человеке в вольфдорской педагогики и его оценка В.В. Зеньковским// Образование и педагогика Российского зарубежья: Сб. статей и материалов. М., 1995. С.69-77.

73. Медведков А.П. Краткая история русской педагогики в культурно-историческом освещении. 3-е испр. и доп. изд. Пг.: Изд. Башмакова, 1916. 248 с.

74. Менделеев Д.И. О народном просвещении. Спб.: Демаков, 1901. 67 с.

75. Модзалевский Л.И. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен.: В 2 х ч. Спб.: Б.и., 1892-1899. Ч.1., 461 е.; 4.2. 605 с.

76. Наследие К.Д. Ушинского и современные проблемы гуманитаризации образования в России/ Материалы межвузовской научно-практической конференции. Балашов: Изд-во БГПИ, 1994. 124 с.

77. Никольская A.A. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна: Феникс, 1995. 331 с.

78. Никольская A.A. Психолого-педагогические взгляды П.Д. Юркевича// Педагогика. 1993. №3. С.58-61.

79. Образование и педагогика Российского зарубежья: Сб. статей иматериалов. М.: ИНПО, 1995.158 с.

80. Опыты православной педагогики//Лит. учеба. №1993. Кн 5/6. С.3-239.

81. Осовский Е.Г. С.И. Гессен: странности судьбы// Педагогика. 1993. №6. С.57-59.

82. Осовский Е.Г. Проблема ценности в философско-педагогической концепции С.И. Гессена// Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. М., 1994. С.98-112.

83. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: Вторая половина XIX в. М.: Учпедгиз, 1976. 600 с.

84. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: Конец XIX начала XX в.М.: Просвещение, 1991. 449 с.

85. Памяти отца Василия Зеньковского: Сб. статей. Париж: РСХД, 1984. 124 с.

86. Педагогическое наследие русского зарубежья 20-х гг. М.: Просвещение, 1993. 288 с.

87. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1985. 493 с.

88. Российское образование: история и современность. М.: РАО, 1994. 253 с.

89. Рубинштейн М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. 3-е изд. М.: Задруга, 1920. 540 с.

90. Сафаров P.A. Формирование и развитие либеральной и демократической концепции общественного воспитания в России ( начало 19 начало 20 в.) / Автореф. канд. дис. Спб., 1992.18 с.

91. Свободное воспитание: Хрестоматия. М.: РОУ, 1995.222 с.

92. Семенов В.Д. Социальная педагогика: История и современность: В помощь учителю. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1993.128 с.

93. Современные проблемы истории образования и педагогической науки: В 3-х т. М.: РАО, 1994.

94. Соколова Н.Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике. Екатеринбург: Изд-во УГПИ, 1992. 110 с.

95. Соловьев В., Богуславский М. Долгая дорога к Вентцелю// Магистр, 1991. №11. С.49-54.

96. Стеклов М.Е. Подвижник свободного воспитания: К.Н. Вентцель// Стеклов М.Е. Четыре портрета. М., Смоленск: Вердикт, 1995. С.97-126.

97. Стрижев А. Православная педагогика//Лит. учеба. 1993. №5-6. С.3-4.

98. Таинственнее, чем мир: Отрывки из произведений В. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова, В. Зеньковского о воспитании. М.: Б.и. 1991. 79 с.

99. Творчество и личность/ Тезисы докл. международного симпозиума. Курск: ГТУ. 1995.192 с.

100. Теоретико-методологические вопросы истории педагогики: Сб. научных трудов. М.: АПН, 1986.110 с.

101. Толмачева Т.П. Педагогические взгляды К.Н. Вентцеля/ Автореф. канд. дис. М., 1992.16 с.

102. К.Д. Ушинский и русская школа. М.: Роман-газета, 1994.193 с.

103. Ушинский К.Д. Материалы для педагогической антропологии// Собр. соч. Т. 10. М.;Л., 1950.

104. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании// Собр.соч. Т.2. М.; Л., 1948. С.425-288.

105. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова// Собр. соч. Т.З. М.; Л., 1948. С.11-86.

106. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии). Т. 1-2// Собр. соч. Т.8-9. М.; Л., 1950.

107. Философия и педагогика: проблемы взаимосвязи: Сб. статей. Свердловск: Изд-во СГПИ. 1988.111 с.

108. Ходзинский А. Профессор философии Памфил Данилович Юркевич: Очерк жизни, литературной деятельности и богословско-философского мировоззрения. Харьков: Епархиальн. тип., 1915. 107 с.

109. Хрестоматия по истории школы и педагогики России ( До Великой Октябрьской социалистической революции). 2-е изд. М.: Просвещение, 1986. 431 с.

110. Хуторский А. Педагогика русского космизма// Частная школа. 1993. №2. С.11-22.

111. Н.Г. Чернышевский. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1983. 335 с.

112. Чернявская Г.К. Самосознание и самореализация личности. Методологические проблемы/ Автореф. докт. дис. Спб., 1994. 38 с.

113. Чернявская Г.К. Трудный путь к самому себе. Очерки самосоразвития личности. Спб.: Изд-во СПБУ. 1994.120 с.

114. Чистяков В.В. Системный подход в современной педагогической антропологии. Ярославль: ЯГПУ, 1995. 131 с.

115. Шварцман К.А., Коновалова Л.В., Крутова О.Н. Воспитание: новыеподходы к вечной теме. Философия и этика воспитания. М.: Луч, 1993. 229 с.

116. Школа России накануне и в период революции 1905-1907 гг.: Сб. научных трудов. М.: АПН, 1985. 219 с.

117. Юркевич П.Д. Курс общей педагогики с приложениями. М.: Греч, 1869. 404 с.

118. Юркевич П.Д. Чтение о воспитании. М.: Универс. изд-во, 1865. 272 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.