Русская идея в миросозерцании Ф. М. Достоевского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Сизов, Владимир Сергеевич

  • Сизов, Владимир Сергеевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Киров
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 217
Сизов, Владимир Сергеевич. Русская идея в миросозерцании Ф. М. Достоевского: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Киров. 1999. 217 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Сизов, Владимир Сергеевич

Введение.

Глава 1. Место русской идеи в мировоззрении Достоевского.

§ 1. Мировоззрение Достоевского: тема Идей.

§2. Сущность русской идеи Достоевского.

Глава 2. Формирования русской идеи Достоевского.

§ 1. Русская идея как тема русской философской мысли первой половины XIX века.

§ 2. Объединяющий замысел Достоевского.

§ 3. Духовные искания общественных начал.

§ 4. Идеология «почвенничества» в формировании русской идеи.

§ 5. Общечеловеческая миссия России.

Глава 3. Основные аспекты русской идеи Достоевского.

§ 1. Славянство и единение человечества.

§ 2. Общественный идеал Достоевского

Ф.М. Достоевский и B.C. Соловьев).

§ 3. «Православное дело» как «общее дело»

Ф.М. Достоевский и Н.Ф. Федоров).

Глава 4. Испытание русской идеи в художественном опыте Достоевского.

§ 1.0 различении уровней рефлексии у Достоевского.

§ 2. Изнанка русской души в «Записках из Мертвого дома».

§ 3. Роман «Бесы»: соблазн народопоклонства.

§ 4. Проблематика обновления человечества на основах христианской нравственности в романе «Подросток».

§ 5. Может ли русский народ овладеть «позитивной» свободой?

Поэма о Великом инквизиторе в романе «Братья Карамазовы»).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская идея в миросозерцании Ф. М. Достоевского»

Актуальность темы и главная цель исследования. В русской философии XIX и начала XX веков «русская идея» выступила особой темой, определившей направление философских поисков и полемики, которые не утратили своего значения и в настоящее время. В основе этой темы, прежде всего, лежит потребность национальной, государственной и культурной идентификации, потребность, которая обостряется в периоды критические для страны. Таковым для России был рубеж веков, таковым же является и постсоветская современность.

К этой теме неизбежно обращались многие известные русские мыслители, особенно чуткие к этической, религиозной и историософской проблематике - B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, E.H. Трубецкой, В.В. Розанов, С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин, В.И. Иванов, C.J1. Франк и др. К зачинателям самого разговора о «русской идее» можно отнести П.Я. Чаадаева, славянофилов и западников, которые пытались осмыслить место и роль России в мировом историческом процессе. Актуальность такого осмысления определялась особым состоянием умов в тогдашней России, -когда казалось, что страна находится накануне некоего судьбоносного выбора пути своего развития, причем пути, затрагивающем все стороны жизни -государственное устройство, религию, традиции и т.д.

В русле этих поисков творчество Ф.М. Достоевского занимает особое место, не только потому, что именно Достоевский в 1860 г. попытался придать «русской идее» статус идеологемы или идеологического задания, призванного дать ориентиры и критерии нравственных и социальных преобразований как раз исходя из специфики России. Главный интерес к фигуре писателя в контексте данной темы обусловлен для нас тем, что мы имеем дело прежде всего с художественным видением самой «русской идеи», т.е. видением, которое позволяет выявить «идею» на уровне ее конкретных носителей, выразителей или тех, в ком эта идея призвана осуществиться. Учтем еще неординарные качества Достоевского как писателя, прежде всего, его диалогический (М.М. Бахтин), и тесно связанный с этим экспериментальный («фантастический» - если воспользоваться уместным к данному случаю словом самого Достоевского) принцип развертывания сюжета, и мы поймем, что уже по этой причине всякая «идея» могла существовать в его творчестве только многомерно, со всеми ее возможными «антиподами», соблазнами, да и, наконец, эмпирическими верификациями. Достоевский ни в коей мере не был чисто умозрительным философом или философом «наряду с» писателем. Когда мы делим его творчество на публицистику и романы, то велик соблазн видеть противоречия между Достоевским-публицистом и Достоевским-художником. И действительно, таковые имеются, однако, это противоречия по-своему цельной натуры. Здесь, во-первых, отражаются скорее реальные противоречия самого материала, самой действительности, включающей «злобу дня», пристрастия и полемики художника, этой действительности принадлежащего. Но, кроме того, именно художественный гений Достоевского, диалогическая многомерность его романов вносили существенные коррективы в формулировки и тезисы Достоевского-публициста, придавали объемность всяким идеям, которые многолико персонифицировались в его романах. Подчеркнем: объемность здесь определяется и романами и публицистикой писателя.

Поэтому, возможно, ни у кого из русских мыслителей, кроме как у Достоевского, проблематичность «русской идеи» как особого нравственного, социально-исторического и идеологического задания желаемой реальности, идеала, который пытался разглядеть в действительности художник, не проявилась с такой силой и глубиной. По сути, о том же говорил В.В. Зеньковский, характеризуя антропологию Достоевского: «Не только грех, порочность, эгоизм, вообще «демоническая» стихия в человеке вскрыты у Достоевского с небывалой силой, но не менее глубоко вскрыты движение правды и добра в человеческой душе, «ангельское» начало в нем. В том-то и сила и значительность антропологического антиномизма у Достоевского, что оба члена антиномии даны у него в высшей своей форме»1.

Нужно отметить, что в философской литературе и публицистике само отношение к «русской идее» неоднозначно, что усугубляется еще и тем, что не существует какого-либо ее догматического определения. Мыслителей здесь можно условно подразделить на два противоположных лагеря. Первые принимают необходимость самой идеи как положительного идеала, через осуществление которого Россия в «чистоте помыслов» сможет достичь высот нравственности и выполнить свое историческое предназначение. К мыслителям такого плана можно отнести Ф.М. Достоевского, B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, H.A. Бердяева, митр. Антония (Храповицкого), преп. Иустина (Поповича), а из современных авторов, А.И. Солженицына, A.B. Гулыгу, Е.С. Троицкого. Ко второму лагерю относятся те, кто считает русскую идею идеологией русского империализма, программой экспансии, где церковь и власть заодно. К этому лагерю можно отнести К.Н. Леонтьева, Д.С. Мережковского, J1. Шестова, И.Л. Солоневича и др., а из современных исследователей - А.Л. Янова, Д.В. Драгунского, А. Валицкого, В.К. Кантора, Дж.П. Скэнлана и др.

В наши дни обсуждение темы русской идеи вновь становится актуальным. Это связано не только с академическим интересом к отечественной философской мысли, хотя, несомненно, освоение такого наследия представляет собой насущную и важнейшую задачу. Особо важно другое: отмеченная актуальность непосредственно связана с сегодняшней ситуацией в России. Сегодня многие политики говорят даже о необходимости формирования некоей общенациональной российской идеи, способной в трудных условиях объединить российское общество через базовые ценностные ориентиры, которые бы учитывали не только «экономическую необходимость»,

1 Зенъковский В.В. История русской философии: В 2-х т. - Д.: Эго,1991.- Т.1.Ч.2. - С. но также особенности национального менталитета, историческое своеобразие России. Во всяком случае, трудный опыт первых постсоветстких реформ показал, сколь недостаточно одного только экономического плана преобразований. Реализация экономических моделей в существенной мере зависит от «среды осуществления». Сколь ни проста эта истина, столь же сложно ее осуществить на практике, ибо изучение этой среды, которая включает людей с их психологией, традициями, культурными навыками и т.д., сложно настолько, что можно сказать: выучив экономическую науку, мы до сих пор не знаем самих себя и потому самообман стал столь характерным стилем многих современных российских политиков и реформаторов.

Можно ли на основании зафиксированного сказать, что мы находимся в той же или весьма схожей ситуации, что была во времена Достоевского? Учитывая, какой трагичный исход для России был из той ситуации, ясно, что ни один здравомыслящий политик не может желать повторения. Философия тут не может давать рецептов. Однако уже само необходимое здесь осмысление прошлого вынуждает к тому, чтобы мы предположили аналогию ситуаций прошлого и настоящего, хотя и помнили бы при этом о границах всяких предположений такого рода. В наших сегодняшних блужданиях и поисках стоит прислушаться к голосам уже искавших - тех, чьи имена и составляют вершины нашего культурного наследия.

Отсюда вытекает главная цель настоящего исследования: раскрыть своеобразие поисков культурно-исторической и этической самоидентификации на материале творчества Ф.М. Достоевского для того, чтобы увидеть, какие возможны на этом пути завоевания и соблазны, куда вообще ведет этот путь и какова в нем необходимость. Для этой цели необходимо проследить саму логику таких поисков, которая как таковая может не зависеть от намерений ищущего. Выявление такой логики и есть прерогатива философского анализа.

В этой связи особое внимание будет обращено, во-первых, на тот проблемный контекст, которым определяется видение Достоевским сути необходимых и неизбежных нравственно-социальных изменений человечества, основанных на христианских началах. Во-вторых, будут рассмотрены этапы формирования русской идеи в творчестве Достоевского, а также ее основные аспекты, включающие следующие положения: а) сохранение христианских истин в живой вере русского народа; б) славянская идея как единение человечества, начало которого открывает объединение славянских народов; в) объединяющее значение «православного дела», особая роль России в христианском мессианизме. В-третьих, автор развивает мысль о необходимости различения двух уровней рефлексии у Достоевского, что позволяет с учетом полифонии и диалогизма романов Достоевского, исследованных М.М. Бахтиным, показать различия между Достоевским-публицистом и Достоевским-художником в трактовке русской идеи.

Анализ «русской идеи», проведенный в диссертации, позволяет увидеть также параллели и расхождения между Достоевским и другими русскими мыслителями (В диссертации проводится сравнение концепции писателя с «русской идеей» B.C. Соловьева и «общим делом» Н.Ф. Федорова).

Степень разработанности темы. Основную литературу по теме исследования условно можно разделить на три группы.

Первая - это исследования по проблемам «русской идеи» в целом. Сюда можно отнести работы B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, Н.Я. Данилевского, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, К.Н. Леонтьева, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, E.H. Трубецкого, Н.Ф. Федорова, Г.П. Федотова, П. Сорокина. Из современных авторов отметим работы В.В. Аксючица, В.Е. Барабанова, B.C. Библера, Б.Н. Бессонова, В.Х. Болотокова, О.Н. Бредихиной, А. Валицкого, Г.Д. Гачева, Б. Гройса, В. Карпеца, A.M. Кумыкова, С.П. Макарычева, М.А. Маслина, В.Н. Сагатовского, А.Ф. Смирнова, А.И Солженицына, И.Л. Солоневича, Е.С. Троицкого, В.Г. Хороса, И.Б. Чубайса, И.Р. Шафаревича, А.Л. Янова.

Вторая группа - работы, посвященные философскому творчеству Достоевского. В этой связи нужно перечислить имена, ставшие по сути классическими в достоевсковедении: митр. Антоний (Храповицкий), A.C. Аскольдов, М.М. Бахтин, Р. Белнеп, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, Р. Гвардини, ЯЗ. Голосовкер, Л.П. Гроссман,

A.C. Долинин, П. Евдокимов, А. Жид, JI.A. Зандер, В.В. Зеньковский, Вяч.И. Иванов, В.Я. Кирпотин, И.И. Лапшин, Р. Лаут, С.А. Левицкий, Н.О. Лосский, А. Любак, К. Мочульский, М.А. Новосёлов, X. Прагер,

B.В. Розанов, B.C. Соловьев, Ф.А. Степун, Э. Тернейзен, Г.В. Флоровский,

C.Л. Франк, Л. Шестов, А.З. Штейнберг. Так же назовем имена современных исследователей: В.Н. Белопольский, A.B. Богданов, Н.Ф. Буданова, Б.И. Бурсов, В.Е. Ветловская, В.В. Виноградов, И.Л. Волгин, М. Джоунс, Л.В. Карасев, Ю.Ф. Карякин, Ю.Г. Кудрявцев, С.П. Макарычев, B.C. Нечаева, В. Сапов, Л.И. Сараскина, Ю.И. Селезнёва, Б.Н. Тарасов, В.А. Твардовская,

B.А. Туниманов, Г.М. Фридлендер и др.

Третья группа - публикации, посвященные непосредственно русской идее Достоевского. Здесь можно назвать работы Антония (Храповицкого),

C.А. Аскольдова, H.A. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, А.К. Горностаева, Вяч.И. Иванова, Иустина (Поповича), Г. Кругового, Н.К. Кульмана, С.А. Левицкого, К.Н. Леонтьева, Н.О. Лосского, Д.С. Мережковского, Р.В. Плетнева, Э.Л. Радлова, В.В. Розанова, П. Струве, Л. Шестова, В. Шингарева, Г.В. Флоровского. Современных авторов, которые бы углубленно исследовали русскую идею Достоевского очень мало, это: O.A. Белкин, A.B. Гулыга. Справедливости ради заметим, что практически все исследователи философских воззрений Достоевского в той или иной мере обращаются и к его концепции русской идеи.

Нужно особо отметить возрастание интереса к проблематике русского национального сознания в конце нашего столетия. Так, в 1974 - 1977 годы в Париже И.Р. Шафаревич опубликовал ряд работ, которые в нашей стране были изданы в 1991 году в сборнике под общим названием «Есть ли у России будущее?». В 1988 году в Нью-Йорке выходит книга А.Л. Янова «Русская идея и 2000-й год». Выделим здесь исследования Г.Д. Гачева о национальных особенностях русского народа («Русский эрос» (1994) и др.), публикации В.Н. Сагатовского «Русская идея: продолжим ли прерванный путь?» (1994),

A.И. Солженицына « «Русский вопрос» к концу XX века» (1995), книгу И.Б Чубайса «От Русской идеи - к идее новой России» (1997). В этот же ряд входят работы Е.С. Троицкого, A.B. Гулыги, В.В. Аксючица, В. Хороса,

B.К. Кантора и других авторов, посвященные месту русской идеи на современном этапе развития России. Немало статей по различным аспектам формирования национальной идеи новой России за последние 7-8 лет опубликовано в журналах: «Вопросы философии», «Москва», «Октябрь», «Новый мир». В 1998 году было издано даже учебное пособие по истории формирования русского национального характера ( Болотоков В.Х., Кумыкова A.M. «Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья»), рекомендованное Министерством общего и профессионального образования РФ для студентов вузов.

Вместе с тем в современных разработках этой тематики остается много нерешенных вопросов. Своим исследованием мы хотели бы заполнить определенный пробел. Дело в том, что нередко при обсуждении таких глобальных тем как история и судьба нации, национальный характер и национальная идея, авторы утрачивают конкретно-историческую почву, которая только и позволяет как-то умопостижимо верифицировать историософские утверждения относительно судьбы русского народа. Тогда и целостные сущностные характеристики исторической действительности приобретают неадекватное отвлеченное и натурально-мистическое выражение, а тема «русской идеи» оказывается средством апологетики или отрицания самой исторической действительности. Вот почему «идею», которая относится к исторической действительности, важно рассматривать именно как идею, т.е. как известную условность или идеологию, а не как мистическую субстанцию, конкретно, а не отвлеченно. Не русский народ является «носителем» русской идеи, а идея есть след попыток со стороны неравнодушного мыслителя интегрально выразить некоторые исторические тенденции, первоначально берущиеся во всей их конкретности, а уж после интегрирования - неизбежно теряющих кое-что из этой конкретности.

Разумеется, когда случается «дальтонизм» к отмеченным потерям, то речь не идет о простом «незнании истории»: у нас нет никакого сомнения на этот счет относительно всех достойных авторов, которых мы упоминали. Дело в другом: говоря об утрате конкретности, мы имеем в виду весьма нередкую апологетику или идеологизацию конкретно-исторической или даже психологической ситуации, соблазн превращать нужду в добродетель, соблазн искать сторонников или даже ответчиков для собственных ценностных суждений в гениях прошлого. Сегодня особенно необходимо быть конкретным и осторожным в употреблении слов и понятий, поскольку уникальность ситуации, в которой находится наша страна, легко может быть не замечена из-за автоматизма, с каким мы переносим иные слова и понятия, которые казались очевидно осмысленными в определенной исторической ситуации. Услышать голоса наших отечественных философов, можно только понимая всю конкретность ситуации говорящего и слушающего.

Отсюда вытекает наша главная задача: выявить на материале творчества Ф.М. Достоевского конкретно-ситуационные корни «русской идеи», проследить далее их трансформацию в «сферу всеобщего», т.е. в сферу мыслительной обработки с целью придания этим корням собственно идейного и даже идеологического смысла и статуса. Тем самым своей работой мы хотим сделать шаги на пути к ответу на главные вопросы: что есть русская идея, имеет ли она онтологический смысл, или есть чисто аксиологический или идеологический конструкт или проект, и какова ее необходимость сегодня?

Решение этой главной общей задачи предполагает решение следующих конкретных задач:

- выявление контекста становления понятия «русской идеи» у Достоевского в качестве альтернативы социалистическим умонастроениям того времени;

- выявление истоков прихода Достоевского к почвенничеству, понимаемому им как возможное соединение западнических и славянофильских устремлений;

- анализ отношения Достоевского к русской интеллигенции как посреднику между европейской культурой и русским народным сознанием;

- анализ оппозиции Достоевского публициста и художника в контексте его идейных поисков;

- сравнительный анализ понятий «православного дела» Достоевского и «общего дела» Н.Ф. Федорова; выявление значения «русской идеи» Достоевского как концентрированного выражения существенных моментов эволюции его мировоззрения.

По своей методологической основе наша работа носит характер герменевтический (это особенно касается анализа текстов Ф.М. Достоевского), мы также используем принцип схематизации историко-философского материала, что позволяет проводить исторические сравнения и аналогии.

Научная новизна исследования выражена в основных положениях, выдвигаемых на защиту:

- этапы формирования русской идеи у Достоевского, выделяемые в диссертации, свидетельствуют об эволюции писателя от социалистического утопизма (несмотря на постепенное исчезновение из него конкретных социальных рецептов) к заданию нравственного идеала. В этом смысле даже мессианизм позднего Достоевского более реалистичен, чем его ранние социалистические позиции;

- отмеченный реализм тесно связан с художественной проработкой-исследованием русской идеи в романах, основной урок которых проясняется как невозможность «окончательного решения» в сфере нравственности или философии истории. Здесь мы выделяем известное различие между рефлексией Достоевского-публициста и рефлексией Достоевского-художника;

- рассматривая «славянскую идею» и «православное дело» как существенные моменты историософии Достоевского, необходимо с осторожностью подходить к истолкованию этих моментов. В этой связи мы проводим критический анализ интерпретации B.C. Соловьевым задания Достоевским русской идеи как дела и идеи Церкви, а также отделяем смысл «православного дела» от «общего дела» у H.H. Федорова. Точка зрения B.C. Соловьева, истолковывающая русскую идею Достоевского как идею Церкви, нуждается в определенном критическом пересмотре;

- русская идея Достоевского не является чисто идеологическим или утопическим проектом, но выражает особый метафизический план, выступавший для писателя своего рода метасюжетом или объединяющим мотивом его романов. Актуальность Достоевского, уже не только как идеолога или метафизика, заключается не просто в том, что его идеи созвучны многим сегодняшним поискам российской культурно-исторической идентификации. Сам конкретный путь русского писателя и мыслителя здесь весьма значим и главным образом потому, что Достоевский при всех утопических соблазнах русской идеи, остался реалистом, избежав прекраснодушной апологетики «почвы» и своеобразия России - результат, весьма поучительный и редкий в наше время.

Практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования представляют интерес с точки зрения осмысления проблем истории русской философии и социальной философии.

Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курса философии, спецкурсов по истории русской философии XIX-XX веков и русской литературы XIX века.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены на II международной научной конференции «Славянский мир: история и современность» /20-21 мая 1997 г. Уральский гуманитарный институт, г. Пермь / и на международном симпозиуме «Эмоции, творчество, искусство» / 16-19 сентября 1997 г. Пермский государственный институт искусств и культуры, г. Пермь /. Главные положения и выводы диссертации были обсуждены на методологических семинарах кафедры философии ВГПУ, а также использовались в лекциях по русской философии, прочитанных в Вятском социально-экономическом институте (г. Киров) в 1997-1998 годах.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Сизов, Владимир Сергеевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Достоевский своим творчеством пытался духовно изменить не только отдельную личность, но и весь русский народ. М.К. Мамардашвили говорил, что Достоевский, как и Пушкин, Тютчев, Толстой, на деле создавали новое пространство и человеческие возможности, «целую Россию пытались родить (как из себя) из своих произведений!»1. В этой мысли современного выдающегося мыслителя заложен тот ведущий мотив, под влиянием которого Достоевский создавал свои идеи относительно предназначения России.

И.Л Волгин считает, что весь «Дневник писателя» необходим был Достоевскому именно с тем, чтобы поставить себя в прямые отношения с читающей Россией, заговорить с ней от первого лица и попытаться разрушить вечную преграду, отделяющую писателя от читателя. И.Л. Волгин так же как и М.К. Мамардашвили подмечает, что «Трем российским гениям - Гоголю, Достоевскому, Толстому - в какой-то момент становится мало одной литературы. Они вдруг начинают стремиться к тому, чем писатель как будто бы вовсе не обязан заниматься: они желают установить новое соотношение между искусством и действительностью. Они жаждут воссоединить течение обыденной жизни с ее идеальным смыслом, сделать этот смысл мировой поведенческой нормой. Иначе - придать самой действительности новый л образ» . р Великий русский писатель искренно верил, что идея лучшей жизни людей - не утопия, а реальность, если только высшая власть в России прислушается к его идеям, если царский дом проникнется величием идеи всемирного братства,» к которому человечество могло бы привести семейство

1 Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.,1992. - С. 187.

Волгин И. Л. Последний год Достоевского. - М., 1991. - С. 476.

Романовых. С этой целью Достоевский неоднократно бывает в царской семье, с этой целью он всячески подчеркивает в своей публицистике ту необыкновенную роль, которую бы мог сыграть в истории человечества русский монарх.

• Достоевский надеялся, что, поставив высокую цель «воздвижения Христа» в мире он увлечет к ней не только царя, но и интеллигенцию, простой народ, всю русскую нацию в целом и Россия действительно изменится, обновится, займет выдающееся место в мире. * Для великого писателя, по г;' мнению В.В. Розанов мысль о том, что «из России ничего не выйдет», была не переносимой, страшной пыткой1.

Мы знаем, что многие пророчества Достоевского не оправдались. Нет надежд на осуществление и русской идеи. Д.С. Мережковский считает, что она и не может быть осуществлена в принципе, поскольку историческая деятельность противоположна исторической схеме Достоевского. Идея всемирного духовного единения человечества во Христе существовала именно в западной половине христианства, в католичестве, тогда как в православии этой идеи никогда не было. «Здесь, на Востоке, римский кесарь, самодержец в языческом смысле, «земной бог», «человекобог» - каким был до христианства, таким и остался в христианстве. И не было такого насилия, такого кощунства, такого непотребства самодержавной власти, которые не благословлялись бы православной церковью. Последний предел этой власти достигнут в естественном продолжении и завершении восточной римской империи - в русском самодержавии. И ежели государственная власть пап Достоевскому кажется отречением от Христа, то русское самодержавие должно бы ему казаться прямым и широким путем в царство Антихриста» .

1Розанов В.В. Возле «русской идеи» // Мысли о литературе. - М.,1989. - С.309. 2

Мережковский Д.С. Пророк русской революции // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 - 1931годов. - М., 1990. - С.91. Русская идея Достоевского не смогла воплотиться в жизнь. И сам писатель порой подозревал, что такой исход возможен. Значит ли это, что ее необходимо окончательно и бесповоротно сбросить со счетов? Нет. В ней есть качество, которое в наше время крайне необходимо для духовного возрождения России. Это качество - невероятный оптимизм. Сегодня вновь, как всегда бывало в годы самых суровых испытаний, среди простого народа укрепляется сознание безысходности ситуации, мысли о близости «конца света».

Апокалиптическое сознание проникает и в слои современной русской интеллигенции. О.Н. Новоселов в своей во многих отношениях замечательной книге «Русская православная судьба» искренно считает, что в ближайшем будущем Россию не ждет никакое возрождение: «.Возрождения России - не будет. Эту простую истину надо мужественно принять и твердо усвоить. Ведь возрождение означало бы второе рождение, но рождение бывает только один раз» \ Он говорит о близости второго пришествия Христа и необходимости обретения веры и духовного очищения. И эти слова вроде бы правильные, но они не дают личности той свободы, которую проповедовал Достоевский. Можно ли обрести любовь к Богу из страха перед ним, в виду грозящей неотвратимости наказания? Любовь к Богу должна быть истинно свободной -не по обязанности, не из-за близости конца. На этом пути человек может пройти и через бунт против Бога, но это необходимая сторона обучения «позитивной» свободе, через которую только и познается истинная любовь к Богу. И тогда уже неважно, близок ли на самом деле Апокалипсис, тем более что сам Христос указал: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 36). На земле столько разных бед, что вот уже две тысячи лет кто-нибудь да предсказывает нам «начало конца».

1 Новоселов О.Н. Русская православная судьба. Религиозно - философское исследование. - Киров, 1997. - С. 483.

Достоевский призывает к единению народов вокруг Христа не только из-за Спасения, но в первую очередь ввиду высочайшей нравственности тех принципов, которые Он заповедовал. Внедрив их в практику жизни, не только избранные обретут Спасение и вечную жизнь, но уже целые народы. По мнению Достоевского, человечество сначала здесь, на земле, должно устроить нормально свою жизнь. Нормально, значит, в том числе и безбедно, без страданий. Никогда бедность и страдания не увеличивали нравственности человеческого общества. Еще Аристотель указывал, что если человек не имеет чего-либо чем может свободно распорядиться, то не может проявить

XI благородной щедрости по отношению к ближним .

Напротив, Достоевский неоднократно подчеркивал, что «здоровые корни» нации - это успех во всем. Писатель дал нам парадоксальный, но гениальный по своей глубине совет: чтобы получить хорошие финансы, надо сначала позаботиться о нравственном воспитании всего народа. Этот совет Достоевского, как нельзя более актуален и в наше время. Возможно именно в нем сокрыта универсальная формула выхода России из всех ее сегодняшних кризисов. Нравственность - это и залог преуспевания, а не наоборот.«

Достоевский в своих романах смог освободиться от мифа, что человеческая бедность является залогом добродетельности. М.К. Мамардашвили отзывался об этом : «Он из себя изживает все то, что помимо воли входило в него в виде инстинктов русской толпы того времени. Например, странное, фантастическое почтение к «униженным и оскорбленным». Он первым поставил под вопрос эту манию, литературную и общеинтеллигентскую (вовсе, кстати сказать, не такую демократическую, как кажется на первый взгляд). Он обратил внимание на то, что нищета - это ведь тоже обладание, тоже своего рода гордыня и способ угнетения других. И "обладая нищетой", можно быть

1 Аристотель. Политика // Сочинения: В 4 т. М., 1983. Т.4. - С. 410 - 411. таким же негодяем, какого формирует обладание богатством»

Апокалиптические настроения на самом деле ведут не к Спасению человечества, а к массовой истерии, к «опусканию рук». Достоевский своей концепцией русской идеи, напротив, пытался вселить в людей оптимизм, надежду, вместо страха, веру в возможность своими силами приблизить истинное Царство Божие, через возведение его подобия на земле. Русская идея Достоевского, несмотря на всю свою утопичность, явилась тем «духовным якорем», который удерживал и удерживает многих мыслителей, с одной стороны, от соблазна оправдать свою социальную пассивность скорым «концом света», а с другой стороны, от другой крайности - атеизма и философии вседозволенности, если нет Бога.

Таким образом, изучение русской идеи Достоевского актуально и сегодня ввиду ее высокого уровня социальной активности. Если взять за основу эту ее характеристику, то она может стать тем стержнем, вокруг которого может сформироваться новая современная национальная идея России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сизов, Владимир Сергеевич, 1999 год

1. Абовин-Егидес U.M. Сквозь ад: В поисках третьего пути. - М.: Мол. гвардия, 1991. - 367 с.

2. Авдеева JI.P. Русские мыслители: A.A. Григорьев, Н.Я. Данилевский, H.H. Страхов. М.: Изд-во МГУ, 1992. - 1951. с.

3. Аксючиц В.В. Бог и отечество формула русской идеи // Москва. -1993.-№1.-С.120- 127.

4. Аксючиц В.В. Под сенью Креста. М.: Выбор, 1997. - 560 с.

5. Аллен Л. Образ автора у Достоевского // Аллен Л. Этюды о русской литературе: Статьи. Л., 1989. - С. 11-21.

6. Аллен Л. Роман «Бесы» в свете почвенничества Достоевского // Аллен Л. Этюды о русской литературе: Статьи. Л., 1989. - С. 4 - 10.

7. Ан С. Дух великого инквизитора // Век. -1907. 27 мая. № 20. - С. 301-302.

8. Асколъдов A.C. Достоевский как учитель жизни // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 1931 годов / Сост. В.М. Борисов, А.Б. Рогинский. - М.: Книга, 1990. - С. 252 - 263.

9. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. М.: Философ, об-во СССР, 1991. - Т. 1 - 320 с. - Т.2. - 378 с. -Т.3.-471 с.

10. Барабанов В.Е. Русская идея в эсхатологической перспективе // Вопросы философии. 1990. - № 8. - С. 62-73.

11. Барабанов В.Е. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии.-1991.- №8.-С. 102-116.

12. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М: Сов. писатель, 1963.-364 с.

13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров. -М.: Искусство, 1986. 445 с.

14. Беблер B.C. Национальная русская идея? Русская речь: Опыт культурол. предположения // Октябрь. - 1993. - № 2. - С. 155 - 183.

15. Белкина O.A. Пушкинская речь Ф.М. Достоевского в восприятии К.Н. Леонтьева // Русская литература. 1992. - № 3 - С. 141-148.

16. Белнеп P.JI. Структура «Братьев Карамазовых»/ Пер. с англ. СПб.: Академический проект, 1997. - 144 е.- (серия «Современная западная русистика»)

17. Белопольский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи. -Ростов н /Д: Изд-во. Рост, ун-та, 1987. - 2061. с.

18. Бельчиков Н.Ф. Достоевский в процессе петрашевцев. М.: Наука, 1971.-294 с.

19. Бем А. Л. О Достоевском. Прага, 1929. - 36 с.

20. Бем А.Л. Статьи о литературе / Сост., предисл. и прим.: И. Сурат, С. Бочарова // Вопросы лит. М., 1991. - № 6. - С. 67 -108.

21. Бенедиктов H.A., Макарычев СЛ., Шаталин E.H. Русская идея: Очерк развития отечественной философской мысли: Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 1993. - 130 с.

22. Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского. // H.A. Бердяев о русской философии / Сост.: Б.В. Емельянова, А.И. Новикова. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - Ч. 1. - 280 с.

23. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Сварог и К, 1997.-416 с.

24. Бердяев H.A. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 1931 годов / Сост.: В.М. Борисов, А.Б. Рогинский. - М.: Книга, 1990. - 215 - 233 с.

25. Бердяев H.A. Русская идея; Судьба России: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. М.: Сварог и К, 1997. - 541 с.

26. Богданов A.B. Новое средневековье. О «Проблемах идеализма» // Образование. 1903. - Кн. 3. - С. 1 - 28.

27. Богданов A.B. Идея вседозволенности: от Достоевского к Андрееву и Камю // Классика и современность. М.: Изд-во МГУ, -1991.-С. 217 - 227.

28. Болотоков BJC., Кумыков A.M. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья / Под ред. Б.А. Амосова. М.: Логос, 1998. - 264 с.

29. Борщевский С.С. Щедрин и Достоевский. История их идейной борьбы. М.: Гослитиздат, 1956. - 392 с.

30. Бредихина О.Н. Русское мировоззрение: восстановимы ли традиции?: Книга вопрос. - Мурманск, 1997. - 131 с.

31. Буданова Н.Ф. Достоевский и Константин Леонтьев // Достоевский: Материалы и исследования. Л.: Наука, 1991. - Вып. 9. - С. 199 - 222.

32. Булгаков С.Н. Венец терновый. Памяти Ф.М. Достоевского. СПб.: скл. изд. в религиозно-филосовск. об-ве, 1907. - 20 с.

33. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М.: Русская книга, 1992.527 с.

34. Булгаков С.Н. Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип: Публ. лекция в Киеве, нояб. 1901г. //Рус. арх. 1992. - №2. - С. 254 - 278.

35. Булгаков С.Н. Очерк о Ф.М. Достоевском. Чрез четверть века 1881 -1906 // Тихие думы. М.: Республика, 1996. - С. 187 - 215. - ( Б-ка этической мысли).

36. Бурсов Б.И. Личность Достоевского: Роман-исследование. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1979. - 680 с.

37. Валентинов Н. Опасность мессианизма // Новый журнал. Нью-Йорк, 1975, Кн. 119.-С. 254-260.

38. Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии // Вопросы философии 1994. - № 1. - С. 68 -72.

39. Ветлицкая В.Е. Идеи Великой французской революции в социальных воззрениях молодого Достоевского // Великая французская революция и русская литература / АН СССР Ин-т. рус. лит. (Пушкинский дом). Л., 1990. -С. 282-317.

40. Вехи. Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909 1910 / Сост., коммент. Н. Казаковой; Предисл. В. Шелохаева. - М.: Мол. гвардия, 1991. - 4622. с. -(Звонница: Антология русской публицистики).

41. Виноградов И. Диалог Белинского и Достоевского: Философская алгебра и социальная арифметика: К 175-летию со дня рождения В.Г. Белинского // Знамя. 1986. - Кн.6. - С. 216 - 230.

42. Виноградов И. Красота зла: Из «Этюдов о Достоевском» // Континент. 1993. - № 76. - С. 304 - 321.

43. Владимирцев В.П. Ф.М. Достоевский и народная загадка // Рус. речь.1994.-№ 5.-С. 104-107.

44. Владыкина Е.Ф., Ненашев М.И. , Поспелова Н.И., Сизов B.C. История русской философии XIX XX веков. - Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. - 128 с.

45. Волгин И. Л. Доказательство от противного Достоевский-публицист и вторая революционная ситуация в России // Вопросы лит. - 1976. - № 9. - С. 100-141.

46. Волгин И. Л. Достоевский и русское общество. «Дневник писателя» 1876-1877 годов в оценках современников // Рус. лит. 1976. - № 3. - С. 123 -143.

47. Волгин И. Л. Завещание Достоевского: О речи Ф.М. Достоевского, произнесенной на торжествах, посвященных открытию памятника А.С. Пушкину в Москве 8 июня 1880 г. // Вопросы лит. 1980. - № 6. - С. 154 — 196.

48. Волгин И. Л. Нравственные основы публицистики Достоевского. (Восточный вопрос в «Дневнике писателя») // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1971. - № 4 - С. 312 - 324.

49. Волгин И. Л. Последний год Достоевского: Исторические записки. -М.: Сов. писатель, 1991. 543 с.

50. Волгин ИЛ. Родиться в России: Достоевский и современники: Жизнь в документах. М.: Книга, 1991.-605 с.

51. Волынский А.Л. Достоевский. Критические статьи. 2-е изд. - СПб.: Общественная польза, 1909. - 367 с.

52. Вышеславцев Б.П. Русская стихия у Достоевского // Русские эмигранты о Достоевском / Вступ.ст., примеч. С.В. Белова. СПб., 1994. - С. 61 -87.

53. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. - № 6. - С. 111 - 122.

54. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса /Вступ. ст., сост. и коммент. В.В. Сапова. М.: Республика, 1994.-368 с.

55. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс - Культура, 1995. - 480 с.

56. Гачев Г. Д. Русский Эрос. М.: Интерпринт, 1994. - 279с.

57. Гиренок Ф. Патология русского ума. Картография дословности. М.: «Аграф», 1998.-416 с.

58. Голосовкер Я.Э. Засекреченный секрет. Философская проза. Томск: Водолей, 1998.-224 с.

59. Григорьев A.A. Воспоминания / Ред., коммент. Иванова-Разумника. -М. Л.: Academia, 1930. - 699 с.

60. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. 1992. - № 1. - С. 52 - 60.

61. Гроссман Л.П. Достоевский. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Мол. гвардия, 1965. - 605 с.

62. Гулыга А. В. Уроки классики и современность: Сб. ст. М.: Худож. лит., 1990.-381с.

63. Гулыга А. В. Русская идея и её творцы. М.: Соратник, 1995. - 306 с.

64. Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского. М.: Худож. лит., 1971. - 592 с.

65. Давыдов Ю. Два понимания нигилизма: Достоевский о Ницше. -Вопросы лит. 1981. - № 9. - С. 115 - 160.

66. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Сост., послесл. и коммент. С.А. Вайгачева. М.: Книга, 1991. - 574 с.

67. Джоунс М.В. Достоевский после Бахтина. Исследование фантастического реализма Достоевского / Пер. с англ. A.B. Скидана. СПб.: Академический проект, 1998. - 256 с. (Серия «Современная западная русистика», т. 18)

68. Дмитриева Н.К., Моисеева А.П. Философ свободного духа (Николай Бердяев: жизнь и творчество). М.: Высш. шк., 1993. - 271с. - (Философские портреты).

69. Долинин A.C. Последние романы Достоевского. M.-JL: Сов. писатель Ленингр. отделение., 1963. -344 с.

70. Долинин A.C. Достоевский и другие: Ст. и исслед. о рус. классич. лит.- Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние. 1989. - 478 с.

71. Долинин A.C. В творческой лаборатории Достоевского. М.: Сов. писатель, 1947. - 174 с.

72. Достоевская А.Г. Воспоминания. -М.: Правда, 1987. 541 с.

73. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1988.

74. Достоевский и его время / Под ред.: В.Г. Базанова, Г.М. Фридлендера.- Л.: Наука, 1971.-368 с.

75. Достоевский. Материалы и исследования. Л.: Наука, 1974 - 1991. -Т. 1-9.

76. Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. / Редкол.: В. Вацуро и др.; сост. и коммент. К. Тюнькина. М.: Худож. лит., - 1990. - Т.1.- 623 с. Т.2. - 623 с. - (Литературные мемуары).

77. Ф.М. Достоевский и Православие / Сост. А.Н.Стрижев. М.: Отчий дом, 1997.-318 с.

78. Достоевский и мировая культура: Альманах №7. М.: Б.и., 1996.192с.

79. Евлампиев И.И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия // Вопросы философии. 1998. - № 3. - С. 18-34.

80. Ермаков ИД. Психоанализ литературы. Пушкин. Гоголь. Достоевский.- М.: Новое литературное обозрение, 1999. 512 с.85Жид А. Достоевский; Эссе: Пер. с франц. Томск: «Водолей», 1994.

81. Зайцев Б. Достоевский и Оптинь пустынь: (Очерк) // Лит. Россия. -1989.-8 дек.-С. 18-19.

82. Замотин ИИ. Достоевский в русской критике. Ч.1.: 1846 — 1881 гг. — Варшава: Тип. окр. штаба, 1913. 334с.

83. Зандер Л.А. Тайна добра: Проблема добра в творчестве Достоевского. -Франкфурт-на-Майне: Посев, 1960. 154 с.

84. Звеерде Э. ван дер Конец русской философии как русской? // Вопросы философии. 1998. -№ 2. - С. 127-135.

85. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. /Сост. А.В. Поляков. Л.: Эго, 1991. - Т. 1.4.1. - 221 с. - Т.1.4.2. - 280 с. - Т.2.Ч. 1. - 255 с. -Т.2.Ч.2. - 269 с.

86. Зеньковский В.В. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского // Искусство кино. -1991.-№ 11.-С. 108-116.

87. Иванов Вяч. И. Лик и личины России. М.: Искусство, 1995. - 668 с.

88. Иванов Вяч. И. Родное и вселенское / Сост., вступ. ст. и прим. В.М. Толмачева. М.: Республика, 1994. - 428 с. - (Мыслители XX века).

89. Иванов Вяч. И. О русской идее // Вяч. И. Иванов. Родное и вселенское / Сост., вступ. ст. и прим. В.М. Толмачева. М.: Республика, 1994. - С. 360 -373.

90. Игнатов А. Черт и сверхчеловек: предчувствие тоталитаризма Достоевским и Ницше: Ст. из Германии. // Вопросы философии. 1993. - № 4. -С. 35 —46.

91. Ильин В.Н. Достоевский и Бердяев // Новый журнал. Нью-Йорк, 1971.-Кн. 105.-С. 260-273.

92. Ильин И.А. Собрание сочинений: В Ют. / Сост., вступ. ст. коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Рус. книга, 1993 - 1994. - Т. 1- 4.

93. Иоанн митр. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. -Саратов: Надежда, 1995. - 336 с.

94. Иустин (Попович) Достоевский о Европе и Славянстве. СПб.: Адмиралтейство, - 1998. - 270 с.

95. Кавелин К Д. Письмо Ф. М. Достоевскому // Кавелин К Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. М.: Правда, 1989.-654 с.

96. Кантор В.К «. .Есть европейская держава». Россия: Трудный путь к цивилизации. Историософские очерки. М.: РОССПЭН, 1997. - 480 с.

97. Кантор В.К Личность и власть б России: сотворение катастрофы // Вопросы философии. 1998. - № 7. - С. 14 - 22.

98. Кантор В.К Меняется ли российская ментальность? // Лит. газета. -1998. 15 апр. - № 15 (5696).- С. 5.

99. Карасев Л.В. О символах Достоевского // Л.В. Карасев Онтологический взгляд на русскую литературу. М.: РГГУ. - С. 34 - 71.

100. Карлов Н.В. Честь имени, или О русском национальном самосознании // Вопросы философии. 1997. - № 4. - С. 3 - 18.

101. Карсавин Л.П. Достоевский и католичество // Карсавин Л.П. Сочинения / Сост., вступ. и прим. С.С. Хоружева. М.: Раритет, 1993. - С. 120 -156.

102. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Л.П. Карсавин Сочинения / Сост., вступ. и прим. С.С. Хоружева. М.: Раритет, 1993. - С. 157 -216.

103. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. М.: Ренессанс, 1992.-324 с.

104. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века. М.: Сов. писатель, 1989. - 646 с.

105. Киреевский КВ. Избранные статьи / Вступ. ст. В.А. Котельникова. -М.: Современник, 1984.-383 с.

106. Кирпотин В.Я. Достоевский. Творческий путь (1821-1859). М.: Гослитиздат, 1960.- 607 с.

107. Кирпотин В.Я. Достоевский в шестидесятые годы. М.: Худож. лит., 1966.-560 с.

108. Кирпотин В.Я. Достоевский о судьбах европейской цивилизации. Научн. докл. высш. школы. // Филол. Науки. 1981. - № 4. - С. 9 - 22.

109. Кирпотин В. Я. Достоевский и Белинский. М.: Худож. лит., 1976.301 с.

110. Кирпотин В.Я. Достоевский-художник: Этюды и исследования. М.: Сов. писатель, 1972. - 319 с.

111. Кондаков КВ. Введение в историю русской культуры: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1997. - 687 с.

112. Косик В.И. Константин Леонтьев: размышления на славянскую тему. М.: Зерцало, 1997. - 240 с.

113. Коялович М. О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям. Минск: Лучи Софии, 1997. - 688 с.

114. Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского. М.: Изд-во МГУ, 1979.343 с.

115. Кузнецов Б. Сходящиеся параллели. Ещё раз об Эйнштейне и Достоевском // Новый мир. 1979. - № 3. - С. 224 - 235.

116. Кулешов В.И. Славянофилы и русская литература. М.: Худож. лит., 1976.-288 с.

117. Кулешов В.И. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. М.: Дет. лит., 1984.-208 с.

118. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении / Под ред. A.B. Гулыги; Пер. с нем. И.С. Андреевой. М.: Республика, 1996. -447 с.

119. Лебедева Т.Е. Социальная утопия Достоевского и «земной рай» древнерусской литературы // Пути русской прозы XIX века. Л., 1976. -С. 1584.

120. Левитин В. Гениальное предвидение Достоевского: О романе «Бесы». // Полярн. звезда. 1991. - № 1. - С. 143 - 153.

121. Левицкий С. А. Ф.М. Достоевский. // Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии: В 2 т. М.: Канон, 1996. - Т. 2. - С. 135 - 156.

122. Леонтьев КН. О всемирной любви, по поводу речи Ф.М. Достоевского на Пушкинском празднике // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 1931годов / Сост.: В.М. Борисов, А.Б. Рогинский. - М.: Книга, 1990. - С. 9 - 31.

123. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. - С. 6 - 249.

124. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высш. шк., 1991. -559 с. - (Библиотека философа)

125. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Отзвуки концепции «Москва -третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции барокко) 1976. // Успенский Б.А. Избр. труды: В 2 т. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - Т.1. - С. 124-141.

126. Луначарский A.B. Достоевский как художник и мыслитель // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов / Сост.: В.М. Борисов, А.Б. Рогинский. М.: Книга, 1990. - С. 234 - 242.

127. Любимов Д.Н. Из воспоминаний // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. / Редкол.: В. Вацуро и др. М.: Худож. лит., 1990. - Т. 2 - С. 406 - 419.

128. Майков А.Н. <Из письма к П.А. Висковатову> // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. / Редкол.: В. Вацуро и др. М.: Художественная литература, 1990. - Т.1. - С. 252 - 259.

129. Макарычев С.П. Достоевский в мировой культуре: Учебное пособие. -Н. Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 1994. 66 2. с.

130. Макарычев С.П. Новое мышление и проблема понимания: Уроки Достоевского / Гос. ком. РСФСР по делам науки и высш. шк. Н. Новгрод: Изд-во Нижегородского ун-та, 1992. - 1262. с.

131. Малягин В. Достоевский и Церковь // Ф.М. Достоевский и православие / Сост. А.Н. Стрижев. М.: Отчий дом, 1997. - 320 с.

132. Мамардашвили М.К Как я понимаю философию. М.: Прогресс -Культура, 1992.- 414 с.

133. Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки / Под общ. ред. Ю.П. Сенокосова. М.: Лабиринт, 1996. -432 с.

134. Межуев В. М. О национальной идее // Вопросы философии. 1997. -№ 12. - С. 3 - 14.

135. Мережковский Д. С. Пророк русской революции (К юбилею Достоевского) // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 1931годов / Сост.: В.М. Борисов, А.Б. Рогинский. - М.: Книга, 1990. - С. 86-118.

136. Мережковский Д.С Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. -М.: Республика, 1995. 618 с. - (серия «Прошлое и настоящее»)

137. Милюков А.П. Федор Михайлович Достоевский // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. / Редкол.: В. Вацуро и др. М.: Худож. лит., 1990. - Т.1. - С. 259 - 290.

138. Мэйлбах Борис. «Загадка» Пушкинской речи Достоевского. // Лит. Грузия. 1976. - № 7. - С. 76 - 81.

139. Мэтлок Д.Ф. Литература и политика: Фёдор Достоевский: Ст. амер. слависта, посла США в СССР / Послесл. Л. Сараскиной. // Вопросы лит. 1989. - № 7. - С. 39-67.

140. Мяло КГ. Космогонические образы мира: между западом и востоком // Культура, человек и картина мира / Ответ, ред.: А.И. Арнольдов, В.А. Кругликов; Ин-т философии АН СССР. М.: Наука, 1997. - С. 227 - 262.

141. Нагорная JI.K. Богочеловечество в русской религиозной философии (середина XIX начало XX вв.): Монография / Алт. гос. ун-т. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1994. - 139, 2. с.

142. Ненашев М.И. П. Чаадаев: «Россия целый особый мир» // Философские исследования. - 1998. - № 3. - С. 174 - 192.

143. Нечаева B.C. Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Время» (1861 -1863). -М.: Наука, 1972.-317 с.

144. Нечаева B.C. Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Эпоха». М.: Наука, 1975.-303 с.

145. Нечаева B.C. Ранний Достоевский. М.: Наука, 1976. - 288 с.

146. Николаев П.А. «Сострадательная любовь» // Ф.М. Достоевский Бедные люди. Белые ночи. Неточка Незванова. Униженные и оскорбленные. -М.: Худож. лит., 1986. С. 5 - 16.

147. Новгородцев П.И. Об общественном идеале / Сост. и вступ. ст. A.B. Соболева. М.: Пресса, 1991. - 638 с.

148. Новоселов О.Н. Русская православная судьба: Религиозно-философское исследование. Киров, 1997. - 560 с.

149. О Великом инквизиторе: Достоевский и последующие / Сост., предисл., ил. Ю.И. Селиверстова; Послесл. Г.Б. Пономаревой и В.Я. Курбатовой. М.: Мол. гвардия, 1992. - 2702. с.

150. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 -1931 годов / Сост.: В.М. Борисов, А.Б. Рогинский. М.: Книга, 1990. - 432 с.

151. О Русь, волшебница суровая: (Сборник) / Сост., вступ. ст. и прим. Л.Е. Шапошникова. Н.Новгород: Волго-Вят. кн. изд-во, 1991. - 252 с.

152. Опочинин E.H. Из «Бесед с Достоевским» // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. / Редкол.: В. Вацуро и др. М.: Худож. лит, 1990. - Т.2. - С. 381 - 389.

153. Осипов Г.В. Россия: национальная идея и социальная стратегия // Вопросы философии. -1997. -№ 10. С. 3 -12.

154. Осповат A.JT. К изучению почвенничества (Достоевский и Ап. Григорьев) // Достоевский. Материалы и исследования. Л.: Наука, 1978. - С. 144-150.

155. Панаева АЯ. Воспоминания. М.: Худож. лит., 1972. - 486 с.

156. Пантин В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну // Вопросы философии. 1998. -№ 7. - С. 3 -13.

157. Параллели: (Россия-Восток-Запад): Альм, филос. компаративистики/ Филос. общ-во СССР. Ин-т философии АН СССР. М., 1991. - Вып.1. -165 с.- Вып.2. -182 с.

158. Плетнев Р.В. Достоевский и Евангелие // Русские эмигранты о Достоевском. Сборник. / Вступ. статья, подгот. текста и примеч. C.B. Белова. -СПб.: Андреев и сыновья, 1994. С. 160 -191.

159. Погодин A.JT. От Фурье к св. Серафиму Саровскому (Эволюция Достоевского) // Русские эмигранты о Достоевском / Вступ.ст., примеч. C.B. Белова. СПб, 1994. - С. 106 - 111.

160. Подберезкин А.И. Русский путь // А.И.Подберезкин, И.Т. Янин Искусство жить в России. М.: АО « РАУ - Университет», 1997. - С. 3 - 39.

161. Полторацкий Н.П. Бердяев и Достоевский // Зап. Рус. Акад. группы США, 1971.- Т. 5.- С. 103- 108.

162. Полторацкий Н.П. Русская идея H.A. Бердяева // Мосты. Мюнхен, 1961.- Кн. 7.- С. 234-246.

163. Пономарева Г. Бунт Ивана Карамазова: Источники и параллели. -М.: Мол. гвардия, 1992. 270 с.

164. Пресняков А.Е. Российские самодержцы /Сост., предисл, прил. А.Ф. Смирнов М.: Книга, 1990. - 464 с.

165. Психология национальной нетерпимости. Хрестоматия / Сост. Ю.В. Чернявская. Минск: Харвест, 1998. - 560 с. - (Б-ка практич. психологии).

166. Радлов Э. Л. Соловьев и Достоевский // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 1931годов / Сост.: В.М. Борисов, А.Б. Рогинский. - М.: Книга, 1990. - С. 316 - 331.

167. Реизов Б.Г. К истории замысла «Братьев Карамазовых» // Реизов Б.Г. Из истории европейских литератур. Д.: Изд-во ЛГУ, 1970. - С. 129 - 138.

168. Розанов В.В. Два слова в защиту Достоевского как человека: Ст. 1906г. / Предисл. и публ. В. Сукача. // Новое время. 1996. - № 32. - С. 42 - 43.

169. Розанов В.В. Легенда о Великом Инквизиторе. М.: Республика, 1996.-701 с.

170. Розанов В.В М.П. Соловьев и К.П. Победоносцев о бюрократии: одна из замечательных идей Ф.М. Достоевского // Начало. 1991. - № 1. - С. 44 -65.

171. Розанов В.В. Мысли о литературе. -М.: Современник, 1989. 605 с.

172. Розанов В.В. О Достоевском // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 1931 годов /Сост.: В.М. Борисов, А.Б. Рогинский. - М.: Книга, 1990. - С. 64 - 73.

173. Розанов В.В. О русских богоискателях // Живая жизнь. 1908. - № 1.- С. 5-8.

174. Розанов В.В. Размолвка между Достоевским и Соловьевым; Белинский и Достоевский: Ст. 1902г. и 1914г. / Публ. В.Г. Сукача // Наше наследие. 1991. -№ 6. - С. 70 - 75.

175. Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского // Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради. 1860-1881 гг. (Литературное наследство, Т. 83) М.: Наука, 1971. - С. 9 - 92.

176. Розов Н.С. Национальная идея как императив разума // Вопросы философии. 1997. - № Ю. - С. 13 - 28.

177. Россия глазами русского: Чаадаев. Леонтьев. Соловьев / Отв. ред., авт. вст. ст. А.Ф. Замалеев; РАН. СПб.: Наука, СПб отд-ние, 1991. - 364 с. -' («Истоки отечественной мысли»).

178. Русская душа. Тысяча лет отечественного любомудрия / Сост., авт. вступ. ст. С. В. Перевезенцев. М.: Роман - газета, 1994. - 240 с.

179. Русская идея: В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: Сборник.: В 2 т. / Преде, редкол. А.Я. Зись. М.: Искусство, 1994. - Т. 1. -538 с.

180. Русская идея: Сборник. / Сост., и авт. вступ. ст. М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. - 496 с.

181. Русская идея и евреи. Роковой спор. Христианство. Антисемитизм.t

182. Национализм: Сб. статей / Сост. З.А. Крамольникова. М.: Наука; «Восточная литература», 1994. -244 с.

183. Русская философия: Малый энциклопедический словарь / Отв. ред. А.И. Алешин. М.: Наука, 1995. - 624 с.

184. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М.: Республика.- 1995.- 655 с.

185. Русская цивилизация и соборность: Сб. ст. / Сост. Е.С. Троицкий. -М.:Б. и., 1994.-250 с.

186. Русские эмигранты о Достоевском. Сборник. / Вступ. статья, подгот. текста, примеч. C.B. Белова. СПб.: Андреев и сыновья, 1994.

187. Русский узел евразийства. Восток в русской мысли: Сборник трудов евразийцев / Сост., вступ. ст., прим. С. Ключников. М.: Беловедье, 1997.-527с.

188. Рюриков B.C. Ф.М. Достоевский и его роман «Братья Карамазовы» // Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Роман в четырех частях с эпилогом. -М. : Правда, 1981. Ч. 1.- 2. - С. 5 - 24.

189. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения: Жизнь и смерть в рус. философии. СПб.: Изд-во С-Петербург. ун-та, 1995.- 151 с.

190. Сагатовский В.Н. Русская идея продолжим ли прерванный путь? -СПб.: Пертрополис, 1994. - 217 с.

191. Сараскина Л.И. «Бесы»: роман предупреждение. - М.: Сов. писатель, 1990. - 480 с.

192. Сараскина Л.И «Россия опять собирается с мыслями»: О поздн. публикации Ф.М. Достоевского и А.И. Солженицына // Звезда. 1994. - № 6. -С. 109-116.

193. Селезнев Ю.И. В мире Достоевского. М.: Современник, 1980. - 376с.

194. Селезнев Ю.И. Достоевский М.: Молодая гвардия, 1990. - 541 с. -(«Жизнь замечательных людей»).

195. Семенов Тян-Шанский П.П. Из «Мемуаров» // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. / Редкол.: В. Вацуро и др. М.: Худож. лит, 1990. - Т. 1. - С. 291-311.

196. Семенова С.Г. Николай Федорович Федоров // Федоров Н.Ф. Сочинения, М.: Раритет, 1994. - С. 5 - 13.

197. Сетницкий H.A. Мессианство и «русская идея» // Горский А.К., Сетниц- кий H.A. Сочинения / Сост.: E.H. Берковской (Сетницкой), А.Г. Гачевой, вступ. ст. и прим. А.Г. Гачевой. М.: Раритет, 1995. - С. 380 - 406.

198. Сизов B.C. Русская идея в миросозерцании Ф.М. Достоевского. Монография. Киров, 1998. - 167с.

199. Сизов B.C. Русская идея B.C. Соловьева и Ф.М. Достоевского: кто на кого повлиял? // Сознание Мировоззрение - Мышление. Сб. научн. ст. Вып.4,-Киров: изд-во ВГПУ, 1999. - С. 65 - 80.

200. Славянский мир: история и современность (М-лы II международной науч. конф.) 20 21 мая 1997 г. - Пермь: Изд-во Урал, гуманит. ин-та, 1997. -122 с.

201. Современная Русская Идея и Государство: «Обозреватель» -«Observer»: спец. вып. М., 1995. - 182 с.

202. Солженицын А.И. «Русский вопрос» к концу XX века // Новый мир. -1994.- № 7. С.135 - 176.

203. Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 1931 годов / Сост.: В.М. Борисов, А.Б. Рогинский. - М.: Книга, 1990. - С. 32 - 58.

204. Соловьев B.C. Россия и Вселенская Церковь // О христианском единстве. M.: Рудомино, 1994. - 336 с.

205. Соловьев B.C. Сочинения: 2 т./ Вступ. ст. В.Ф. Асмуса. M.: Правда, 1989. - Т. 1. - 687 с. - Т. 2. - 735 с.

206. Соловьев С.М. Владимир Соловьёв: Жизнь и творческая эволюция / Послесл. П.П. Гайденко; Подгот. текста И.Г. Вишневецкого. М.: Республика, 1997. -431 с.

207. Солоневич И. JI. Народная монархия. М.: Феникс, ГАСК СК СССР, 1991.-512 с.

208. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в XX столетии // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. - С. 463 - 489.

209. Степанян К. Из церкви в капище: социализм и духовная трагедия народа: Уроки Достоевского сегодня: К 170-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского // Волга. 1991. - № 10. - С. 163 - 174.

210. Степанян К. Так кто же боится Достоевского? / Об искаженном толковании на Западе творчества Ф.М. Достоевского// Лит. газ. 1981. - № 44, 28 окт. - С. 2.

211. Степин B.C. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого // Вопросы философии. 1997. - № 5 - С. 3 - 14.

212. Степун Ф.А. Миросозерцание Достоевского // Ф.А. Степун Встречи. Сост. C.B. Стахорский. М.: Аграф, 1998. - С. 43 - 65.

213. Степун Ф.А. «Бесы» и большевистская революция // Ф.А. Степун Встречи. Сост. C.B. Стахорский. М.: Аграф, 1998. - С.66 - 82

214. Страхов Н.Н. Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. В 2 т. / Редкол.: В. Вацуро и др. М.: Худож. лит, 1990. - Т. 1. - С. 375 - 532.

215. Струве П.Б. Patriótica: Политика, культура, религия, социализм / Сост.: В.Н. Жукова, А.П. Полякова; Вступ. ст. и примеч. В.Н. Жукова. М.: Республика, 1997. - 527 с. - (Мыслители XX века).

216. Струве П.Б. Пророк русского духовного возрождения // Русские эмигранты о Достоевском / Вступ., примеч. С.В. Белова. СПб., 1994. - С. 25 -30.

217. Суслова А.П. Из книги «Годы близости с Достоевским»// Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М.: Худож. лит., 1990. -Т. 2.-С. 8-19.

218. Тарасов Б.Н. «Вторая» Европа Достоевского: К 175-летию Ф.М. Достоевского // Лит. в школе. 1996. - № 5. - С. 4 - 18.

219. Тарасов Б.Н. Две Европы Достоевского // Лит. в школе. 1996. - № 4. - С. 4 - 23.

220. Тарасов Б.Н. Чаадаев. 2-е изд. доп. М.: Мол. гвардия, 1990. - 5752. с. - (Сер. «Жизнь замечательных людей»),

221. Твардовская В.А. Достоевский в общественной жизни России (1861 -1881). -М.: Наука, 1990.-336 с.

222. Тимофеева В.В. Год работы со знаменитым писателем // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. / Редкол.: В. Вацуро и др. М.: Художественная литература, 1990. - Т. 2. - С. 137 - 196.

223. Тихомиров Б.Н. Ф.М. Достоевский о смерти и бессмертии // Жизнь. Смерть. Бессмертие. СПб., 1993. - С. 84 - 85.

224. Троицкий Е.С. Возрождение русской идеи. Социально-философские очерки / Е.С. Троицкий; Всемирный семинар «Русская идея и возрождение России» и др. М., 1991. - 223 с.

225. Троицкий Е.С. О русской идее: Очерк теории возрождения нации: В 2 ч.-М.:Б. и., 1994.-313 с.

226. Троицкий Е.С. Соборная сила многонациональной России. М.: Б. и. 1995.-36 с.

227. Трубецкой E.H. Звериное царство и грядущее возрождение России // Кубань. 1991. - № 2. - С. 58 - 66.

228. Трубецкой E.H. Миросозерцание Вл.С. Соловьева: В 2 т. М.: Медиум, 1995. - Т.1. - 606 с. - (Прилож. к журн. «Вопросы философии»).

229. Трубецкой E.H. Старый и новый национальный мессианизм I/Трубецкой E.H. Смысл жизни. М.: Ин-т философии; Мысль, 1994. - 718 с.

230. Туниманов В.А. Творчество Достоевского (1854 1862). - JL: Наука, 1980.-294 с.

231. Ульянов H.H. Комплекс Филофея / Вступ. ст. В.И. Дурновцева // Вопр. истории. 1994. - № 4. - С. 150 - 162.

232. Федоров Н.Ф. Сочинения / Общ.ред.: A.B. Гулыга; Вступ. статья, прим. и сост. С. Г. Семеновой. М.: Мысль, 1982. - 711с.

233. Федоров Н.Ф. Сочинения. М.: Раритет, 1994. - 416с. - (Библиотека духовного возрождения).

234. Федотов ГЛ. Судьба и грехи России: (Избр. статьи по философии русской истории и культуры): В 2 т. СПб.: София, 1991. - Т. 1. - 351 с. - Т.2. -350 с.

235. Философия «русской идеи»: Россия и Европа / Дискуссия в лаборатории философских проблем этнологии ин-та философии АН СССР // Обществ, науки и современность. 1991. - № 5. - С. 143-154.

236. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. -М.: Русское слово, 1997. 432 с.

237. Флоровский Г. прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.601 с.

238. Флоровский Г. Блаженство страждущей любви // Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998. - С. 68 - 73.

239. Франк СЛ. Достоевский и кризис гуманизма (К 50-летию со дня смерти Достоевского) // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 1931 годов / Сост.: В. М. Борисов, А.Б. Рогинский. - М.: Книга, 1990.-С. 391 -397.1

240. Франк СЛ. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н. К. Гаврюшина. М.: Прогресс - Культура, 1994. - С. 489-584.

241. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995.396с.

242. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. Л.: Сов. писатель, 1985. -455 с.

243. Фридлендер Г.М. Пушкин. Достоевский. «Серебряный век»: (Сборник) / Рос. АН. ин-т рус. лит. СПб: Наука, 1995. - 522 с.

244. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М. - Л.: Наука, 1964.404 с.

245. Фридлендер Г.М. У истоков почвенничества (Ф.М. Достоевский и журнал «Светоч») // Известия АН СССР. Серия литературы и языка, 1971. № 5.- С. 411-416.

246. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994. - 445 с.

247. Цимбаев Н.И. До горизонта земля! (К пониманию истории России) // Вопросы философии. - 1997. - № 1. - С. 18 - 42.

248. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т.1. -М.: Наука, 1991.-799 с.

249. Чубайс КБ. От Русской идеи к идее Новой России. Как нам преодолеть идейный кризис. - М.: Соц. защита, 1997. - 79 с.

250. Шафаревич И.Р. Есть ли у России будущее?: Публицистика. М.: Сов. писатель, 1991. - 560 с.

251. Шеблыкин И. Ф.М. Достоевский о «всемирной отзывчивости русской души» // Мол. гвардия. 1997. - № 3. - С. 25 - 32.

252. Шердаков В.Н. Поиски Ф.М. Достоевским нравственных устоевчеловека. Научн. доклад высш. школы. // Филос. науки. 1981. - № 6. - С. 94 tv102.

253. Шестов Л. О «перерождении» убеждений у Достоевского // Русские эмигранты о Достоевском / Вступ. примеч. C.B. Белова. СПб., 1994. - С. 237 -258.

254. Шестов Л. Достоевский и Нитше (Философия трагедии) // Шестов Л. Сочинения М.: Раритет, 1995. -С. 15 - 176.

255. Штейнберг А.З. Система свободы Ф.М. Достоевского // Русские эмигранты о Достоевском / Вступ. примеч. C.B. Белова. СПб., 1994. - С. 87 -106.

256. Юлов В.Ф. Философия. Проблемный курс лекций для вузов.- Киров, ВятГПУ, 1998.-512с.

257. Янов А. Л. Русская идея и 2000 год: главы из книги // Нева. 1990. -№ 9.-С. 143- 164; № ю. - С. 151 - 175; № 11. -С.150-175; № 12.-С. 163171.

258. Яновский С.Д. Воспоминания о Достоевском // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М.: Худож. лит., 1990. - Т.1. - С. 230 -251.

259. Belknap R. The origins of Alésa Karamazov. American Contributions to the Sixth International Congress of Slavists, vol. 2. Ed. by W.E. Harkins. The Haguel., 1968.

260. Besançon A. Michelet, Dostoïevski, L'Histoire // Contrepoint, 1975.no.19. P. 87-101.

261. Carroll J. Break out from the crystal palace: The anarcho-psychol. Critique : Stirner, Nietzche, Dostoevsky / John Carroll. - London; Boston: Routledge a. Kegan Paul, 1974.-188 p.

262. Clément O. Berdiaev: un philosophe russe en France. Descleé De Brouwer, 1991.-241 p.

263. Doerne M Tolstoj und Dostöjewskij. Zwei christliche Utopien. Göttingen, Vandenhoech & Ruprecht, 1969. 197 s.

264. Dostoevski and the human condition after a century /Ed. by Alexej Ugrinsky et al. New York etc.: Greenwood press, 1986. - VI, 238 p.

265. Dostoevskii and Britain /Ed. by W.J. Leatherbarrow Oxford; Providence: Berg, 1995. - IX, 310 p.

266. F.M. Dostoevskij. Amsterdam: North-Holland, 1986. - P. 255 - 322.

267. Dostojevskijs roman om Raskolnikow. En artikkelsaml. om Forbrytelse og straff under red. av Geir Kjetsaa. Oslo, Aschehoug, 1973. - 177 p.

268. Dostoevsky. A collection of critical essays. Ed. by Rene Wellek. -Englewood Cliffs ( N. J.), Prentice Hall, cop. 1962. - 180 p.

269. Dostojewskis Erbe in unserer Zeit. Neueste Forschungen sow. Literaturwissenschaftler zum Künstlerischen Erbe Dostojewskis, l Ausgew. u. hrsg. Von Helmut Grass-hoff u. Gisela JonasJ. Berlin, Akad. - Verl., 1976. - 220 s.

270. F.M. Dostoevsky, 1821-1881 / Ed. by Nicholas Arseniev a. Constantine Belousow. New York: Assoc. of Russ. - Amer, scholars in USA, 1971. - 180 p.

271. Dostoevsky as reformer: The Petrashevsky case / Ed. a. transi, by Liza Knapp. Ann Arbor (Mich.): Ardis. Cop. 1987. - 127 p.

272. Dostojevski kao mislilac. T.l / Nikola Milosevic. Beograd: OOUR; Ljublana: iro, 1981.-353 s.

273. Dostojevski kao mislilac. T.7 / Ruska religijska filozofija i F.M. Dostojevski. Nova religijska svest i drustvena realnost. Pogled na svet F.M. Dostojevskog / Nicolaj Berdajev. Beograd: OOUR; Ljublana: iro, 1982. - 378 s.

274. Dostojevski kao mislilac. T.8 / Dostojevski i Nice. Prevazillazenje Samoocevidnosti / Law Sestov. Legenda o velikom inkvizitoru./ V.V. Rozanov. -Beograd: OOUR; Ljublana: iro, 1982. 379 s.

275. Dostoevsky: New perspectives / Ed. by Robert Louis Jackson. -Englewood Cliffs (N.J.): Prentice Hall, cop. 1984. - 269 p.

276. Dostoevsky and Gogol: Texts a. criticism / Ed. a. transl. by Meyer P. a. Rudy S. Ann Arbor (Mich.): Ardis, 1979. - XXXIX, 295 p.

277. Düwel W. Fjodor Dostojewski. 1821- 1881. Von Dr. habil. Wolf Düwel. -Berlin, Deutsch. Kulturbund, 1971. 108 s.

278. Jackson R.L. Dostoevsky's Quest for Form. A Study of his Philosophy of Art. New Haven and London, Yale University Press, 1966.

279. Laut R. Die Philosophie Dostojewskis in sistematisher Darstellung. -Piper, München, 1950. -518 s.

280. Mueller L. Dostojewskij und Solowjew. Reden ueber Dostojewskij. -München, 1992.

281. Sandoz E. The grand inquisitor. A study in political apocalypse. Inaug. -Diss. (.) vorgelent von Ellis Sandoz. München, 1967. - 367 s.

282. Yarmolinsky A. Dostoevsky. His life and art. By Avrahm Yarmolinsky l 2d ed., completely rev. and enl. j New York. Criterion books, l cop. 1957J- XII, -434 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.