Русская постмодернистская литература и оккультизм тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Дубаков, Леонид Викторович

  • Дубаков, Леонид Викторович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Ярославль
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 214
Дубаков, Леонид Викторович. Русская постмодернистская литература и оккультизм: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Ярославль. 2010. 214 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Дубаков, Леонид Викторович

Введение.

Глава 1. Оккультный и литературоведческий контекст современной русской постмодернистской литературы.

1.1. Основные литературоведческие подходы к пониманию творчества В. Пелевина, В. Сорокина, П. Крусанова, Е. Шварц.

1.2. Разновидности оккультного в их отношении к современной русской постмодернистской литературе.

Глава 2. Оккультно мотивированные персонажи в современной русской постмодернистской литературе.

Глава 3. Оккультные событийные конструкты в современной русской постмодернистской литературе.

Глава 4. Функции оккультной традиции в современной русской постмодернистской литературе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская постмодернистская литература и оккультизм»

После освобождения российского литературоведения от идеологических рамок, вкоторыхононаходилосьна протяжении большей части 20: века;, стало ясно,, что вниманием исследователей* по; объективным причинам было обойдено множество- актуальных тем и проблем;, осваиваемых и решаемых русской литературой: В частности, вне поля зрения литературоведения, оказался такой феномен, как оккультизм в литературе;

Сегодня; например; не; вызывает сомнений тот факт, что оккультизм; оказал глубокое и многоаспектное влияниена литературу «серебряного века». В той или иной степени - прямо; или опосредованно - воздействия оккультных мотивов• «не: избежал» практически ни один?из писателей того-пег риода. (Исследованию влияния, которое1 оказал оккультизм на литературу «серебряного века»; посвящена известная монография Н. Богомолова «Русская литература XX века и оккультизм»1.) ' ' ■ ■

Говоря о современной литературе, нужно признать, что воздействие на неё:оккультизма по сравнению с периодом начала XX века по разным причинам не настолько тотально: Вместе с тем, нельзя не отметить то, что оккультные мотивы; занимают всё же отнюдь не периферийное' место1 в творчестве: таких значительных фигур:современной литературы, как, например, В. Пелевин, В. Сорокин, П. Крусанов, Е. Шварца : , При этом целостных исследований, касающихся; темы влияния оккультизма на творчество этих и иных современных писателейшшоэтов;, за; редкими5 исключениями; (представляющими, собой газетные или журнальные ста. I тьи или рецензии2) практически нет. То же можно сказать и применительно к

• ■ ■■" ; • ■ ■ ' ■ ■ - ■• ■■■ -.'■•;! I Богомолов, Н. Русская литература начала XX века и оккультизм [Текст] / Николай Богомолов. — М.: Новое литературное обозрение, 2000. — 560 с. • I

2 Имеются в виду отдельные критические статьи, в которых фрагментарно рассматривается вопрос о наличии в тех или иных произведениях современных авторов отдельных оккультных мотивов. См., например, статьи: Белов, А. К вопросу о влиянии творчества К. Кастанеды на В.О. Пелевина [Электронный ресурс]/ Андрей Белов. - Режим доступа: http://pelevin.nov.rU/stati/o-kastaneda/l.htmI; Вербицкий, М. Ведро-живых вшей [Электронный ресурс] / Михаил Вербицкий. - Режим доступа: http://www.srkn.ru/criticism/vcrbitski2.shtml; Кукулин, И. Эзотерическая амнистия песнн [Текст] / Илья Куку-лин // НЛО. - 2002. - № 55. - С. 144-155. Отдельно, однако, в этом ряду нужно сказать о'статьях.М. Ремизоз ; нейтральности занимаемой некоторыми авторами позиции в отношении анализируемых текстов: априорное отрицание - по разным причинам - любого проявления оккультного очевидно вредит объективности анализа3.

Отсутствие полного и объективного описания воздействия оккультизма на содержание и поэтику ряда ярких и значительных художественных произведений вышеназванных авторов (причём нужно заметить, что некоторые из рассматриваемых нами текстов написаны в 80-е годы прошлого века), которое бы выявило наиболее существенные тенденции освоения ими оккультного и обозначило бы связь оккультных и постмодернистских идеологических и повествовательных стратегий, обуславливает научную актуальность нашей работы.

Таким образом, настоящее исследование посвящено анализу влияния, которое оказывает оккультизм, в разных его вариантах, на современную русскую постмодернистскую литературу. Это влияние распространяется на тематику и проблематику, на идейную составляющую, на поэтику (композицию, хронотоп, образы персонажей, предметов, событий, язык) произведений ряда крупных русских писателей и поэтов. Так или иначе все эти аспекты мы в настоящем исследовании затрагиваем.

Объект исследования: поэтика и содержательные особенности отдельных художественных произведений В. Пелевина, В. Сорокина, П. Крусанова, Е. Шварц, написанных в период от начала 80-х гг. по настоящее время.

Отбирая материал для нашего исследования, мы ориентировались на 1 максимальный охват различных пластов современного литературного процесса с тем, чтобы как можно полнее освоить тему работы. Этот подход обувой (Ремизова, М. Ведь вы этого достойны Заметки об Александре Проханове, герое нашего времени [Текст] / Мария Ремизова // Континент. - 2002. - №113. - С. 365-375.) и особенно Е. Ермолина (Ермолин, Е.А. Артефакты гламурного времени. Роман-памфлет и оккультный роман как симптомы [Текст] / Евгений Ермолин // Континент. - 2008 - №135. - С 404-421.), в которых авторами предпринята успешная попытка •значимых обобщений, касающихся характера и целей обращения представителей современной прозы и в частности А. Проханова к оккультным источникам.

3 Яцутко, Д. Гром. Совершенная дребедень [Электронный ресурс] / Денис Яцутко. - Режим доступа: http://www.srkn.ru/criticism/yatsutkol.shtml | словил тот факт, что анализируемые произведения существенно различаются и по жанру, и по объёму. ;

Предмет исследования: способы формирования образа реальности; заимствующие отдельные принципы оккультных систем; специфика художественного освоения оккультной тематики, доминирующая у различных современных авторов; способы организации художественного пространства и времени, способы композиционной организации текста, особенности конструирования современной литературой образов персонажей, имеющих параллели к образам персонажей оккультных книг; интертекстуальные связи произведений современной русской литературы и текстов, фиксирующих те, или иные проявления оккультного.

Научная новизна данной работы состоит в том, что впервые в отече- * ственном литературоведении было осуществлено; целостное исследование влияния- оккультизма на, современную русскую постмодернистскую литературу; было рассмотрено воздействие, оккультизма; не только на уровне тематики, проблематики и мотивной; организации, но: и на уровне влияния* оккультного на способы« композиционной и пространственно-временной организации : произведений^ на способы создания образов персонажей; предметов; реальности в целом; были'выявлены основные тенденции освоения, оккультизма современной русской литературой; с учётом индивидуального творческого опыта разных авторов.

Цель .работы: охарактеризовать сущностные черты влияния оккультизма преимущественно на произведения русских писателей-постмодернистов. В рамках данного исследования выделяются следующие задачи:

1. Выявить в произведениях современных русских писателей-постмодернистов фрагменты тех или иных оккультных доктрин, темы, идеи, проблемы, образы, предметный мир, терминологию, характерные для различных проявлений оккультного.

2. Проанализировать особенности влияния оккультных доктрин на тематику и проблематику, идейную составляющую, образный строй, предмет ную детализацию, язык произведений В. Пелевина, В. Сорокина, П. Крусано-ва, Е. Шварц.

3. Охарактеризовать основные тенденции освоения современной русской постмодернистской литературой оккультных тем, идей, мотивов, заимствованных и из так называемых оккультно-художественных произведений4, и напрямую из оккультных учений и практик.

4. Обосновать сходство интенциональных черт современного литературного постмодернизма и оккультизма.

Под оккультизмом (от лат. оссикиз — тайный, сокровенный) в данном исследовании понимается совокупность «учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе»5.

Здесь нужно оговорить, что выбор именно этого определения термина «оккультизм» обусловлен объективным- «произволом» автора диссертации, так как едва ли не все возможные варианты понимания термина, предлагаемые разными источниками — внешними по отношению к этому явлению или имманентными по отношению к нему, - отличаясь в деталях, схожи в главном.

Так, например, согласно «Большому толковому словарю русского языка», оккультизм - «общее название мистических учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, утверждающих существование

4 В отличие от писателей и поэтов начала XX века, испытывавших воздействие оккультизма на своё творчество непосредственно - то есть либо через прямое изучение соответствующих доктрин или техник, либо через чтение оккультных первоисточников, писатели конца XX века - начала XXI, как правило, осваивают оккультное через обращение к художественной (или отчасти художественной) литературе, такой, в которой уже произошло освоение исходных оккультных положений. Причём произведения, составляющие такую литературу, рассматриваются не просто как привнесшие что-то относительно значительное в оккультную .традицию и не просто как художественно оформившие, трансформировавшие те или иные оккультные элементы, но как самостоятельные, оригинальные оккультные источники, в которых художественное соединяется с собственно оккультным, «оккультизируется». К таким, ставшим оккультными, художественным произведениям можно отнести, например, книги К. Кастанеды, произведения Р. Баха, повесть П.Д. Успенского. В исследовании, применительно к таким источникам, используется определение «оккультно-художественные».

5 Большой Российский энциклопедический словарь [Текст]: Гл. редактор А. М. Прохоров. - 2-е изд. — М.:Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1408 с. - С. 557. скрытой связи человека с потусторонним миром»6. Авторы книги «Истоки тайноведения» дают следующее определение: «Оккультизм — «совокупность воззрений, верований, знаний и приёмов, относящихся к области таинственных сил природы и человека» . Схожее определение можно обнаружить также в широко известном среди оккультистов журнале «АУМ»: «Оккультизм -это комплекс наук и учений, изучающий скрытую сторону жизни человека и окружающего мира»8, - и у современного астролога Евгения Колесова: «Оккультизм <.>- учение о существовании скрытой взаимосвязи между событиями и явлениями, не объяснимой полностью ни с точки зрения канонического богословия, ни с точки зрения рациональной науки»9.

Однако, несмотря на то, что не имеется сущностных расхождений между вариантами определений термина «оккультизм», предлагаемыми различными источниками, всё же существует проблема более полного описания этого явления в «аспекте отграничения его от иных способов познания мира (определение Е. Колесова, приведённое выше, как раз и обозначает эту проблему).

На проблему отличения<оккультизма от науки и религии есть три различные точки зрения - научная, оккультная и религиозная.

Так, представляя первую точку зрения, В.О. Голубинцев рассматривает оккультизм, науку и религию как совершенно «различные способы интерпретации реальности, различные духовные традиции. С точки зрения религии, -пишет исследователь, - эзотеризм [читай - оккультизм - прим. Л. Д.] есть неадекватное понимание Бога. С точки зрения науки, религия и эзотеризм -псевдознание, они не имеют научного обоснования. С точки зрения эзоте

6 Ушаков, Д Н. Большой толковый словарь современного русского языка [Текст] / Дмитрий Ушаков. - М.: Альта-Принт, 2007 - 1248 с. - С. 943.

7 Истоки тайноведения/под ред. Ивановой Е.С [Текст]. — Симферополь, «Таврия», 1994. — С. 24

8 Варшавский, Е. Оккультизм — оглашенное тайноведение [Текст] / Евгений Варшавский // АУМ. - №3. -1989.-С. 161.

9 Колесов, Е. Тринадцать врат эзотерики. История эзотерических учений от Адама до наших дней [Текст] / Евгений Колесов. - Пенза: Золотое сечение, 2006. - 260 с - С 7. ризма, наука - ограниченное знание, не дающее истинное представление о реальности»10.

Говоря о различии оккультного мировидения (сконцентрировав внимание на магии), а также мировидения научного и религиозного и отталкиваясь .от идей Д. Фрезэра и других, Б. Малиновский отмечал следующее: «.грань между магией и религией <. .> в различии между стремлением к непосредственному контролю, с одной стороны, и умилостивлением высших сил - с другой»11. «Наука и магия, - фиксировал Б. Малиновский, <.> отличаются друг от друга»12:

- «наука рождается из опыта, а магия создается традицией;

- наука руководствуется разумом и корректируется1 наблюдением, магия же, не воспринимая ни того, ни другого, существует в атмосфере*мистицизма;

- наука открыта для всех, <. .> магия* же оккультна, <. .> она передается по наследственной линии или же, по крайней мере, очень избирательно;

- в то время как наука основана на концепции естественных сил, магия зарождается из идеи некой-мистической безличной силы»13.

Иной взгляд на, эту проблему предлагает, например; Е. Варшавский, описывая оккультизм как способ воззрения на мир, включающий и интегрирующий подходы и инструменты, присущие как науке, так и религии одно1 временно (и, кроме того,- искусству). По его мнению, «науке не хватает духовности и идейности; религии — научности и современности»14; снимает же эти недостатки именно оккультизм.

Третья точка зрения не так однозначна, как может показаться. Отношение к вопросу о том, как соотносятся оккультизм и религия, меняется в зависимости от того, какая религия даёт на него ответ. Так, отдельные религии

10 Голубинцев, В О. Философия науки [Текст]: учебное пособие для вузов / В.О. Голубинцев, A.A. Данцев, B.C. Любченко. - Ростов н<Ц: Феникс, 2007. - 541 с. - С. 34.

11 Малиновский, Б. Магия, наука и религия [Текст] / Бронислав Малиновский; пер. с англ. - M.: «Рефл-бук», 1998.-304 с.-С. 23.

12 Там же.

13 Там *е.

14 Варшавский, Е. Оккультизм - оглашённое тайноведение [Текст] / Евгений Варшавский // АУМ. - №3. -1989.-С. 159. авраамического корня'(христианство,, ислам), не отрицая существования оккультизма как оригинального мировоззрения и действенной силы, просто .выносят оккультное захкобки разрешённого:

Дхармические же религии (индуизм; буддизм) включением, отдельных видов оккультного в религиозную теорию и практику, напротив, по сути размывают границу между собой- и оккультным (так, например, астрология является одной из классических буддийских дисциплин, осваиваемых в религиозных университетах и, соответственно, является одной из составляющих религиозной' жизни). То же присутствует и в иудаизме, где каббала - часть религиозной культуры* и практики; Тем'самым эта точка зрения^ в* данном случае сближается со второй.

На наш взгляд, наиболее1 адекватным, непредвзятым и очевидным решением-проблемы соотнесения'оккультизма; науки и религии является-подход, который снимает противоречия, между первой и второй точкой зрения: оккультизм, наука и религия - безусловно разные способы видения и постижения мира,.предлагающие свои, доминантные механизмы освоения макро- и. микрокосмоса (наука? — знание, религия. - веру, оккультизм - в. широком, смысле магию), между которыми (способами), однако; есть несомненные точки^пересечения;

Однако сложность при отнесении тех или иных феноменов, к оккультному, научному или религиозному возникает не только; когда эти сферы рассматриваются всинхроиическом срезе, но также и когда они рассматриваются с диахронической точки зрения. Имеется в виду то, что содержание понятия «оккультизм» изменяется от эпохи к эпохе.

Классическом примером такой временной «миграции» явлений с поля оккультного, например; на научное-поле является алхимия: то, что в Средние века считалось по своему характеру тайноведческим - попытка «расщепить» некое вещество на отдельные элементы и, изменив их структуру, собрать из них иное вещество, отличное от исходного, — на сегодняшний день в перспективе является вполне научным и актуальным.

Таким, образом* несмотря на то, что имеются различные определения 1 оккультизма, а источники, их предлагающие, почти не расходятся друг с другом, дать безусловно точное и, главное, исчерпывающее определение оккульI

I , тизма всё-таки едва ли представляется возможным. I

С этой проблемой столкнулся в своём исследовании и Н. Богомолов и предложил следующий вынужденный подход: вынести вопрос о точности •терминологии за скобки и ориентироваться в том, что считать оккультным, опираясь на общепринятое мнение, бытовавшее в то время, когда создавались анализируемые произведения: «.для нас своего рода направляющим стало отношение к терминологии издателей; и< сотрудников1 сборников «Оккультизм и йога», которые вводили в круг своего внимания' самые различные явления, от эзотерических концепций* космической и человеческой истории до вегетарианства,<.> от Элевсинских мистерий до полтергейста, от алхимии до расплывчатой убеждённости,' что-всё в мире должно быть хорошо и правильно»1?.

Этот подход взяли на вооружение и мы, однако при этом существенно сузив (руководствуясь здравым смыслом и объективным присутствием того» или иного вида оккультного в произведениях анализируемых авторов) круг явлений, которые при желании можно причислить к оккультной^ сфере. Методологическую основу исследования составили: - работы культурологического и филологического характера по истории и теории оккультизма в целом и отдельных оккультных учений и техник, созданные в русле традиционной науки (работы Ю.Я. Бондаренко16, Р.В. Броля17, O.A. Ивановой18, И.Т. Касавина19, Б. Малиновского20, Б.И. Пружик

Богомолов, Н. Русская литература начала XX века и оккультизм [Текст] / Николай Богомолов. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 560 с. - С.7.

16 Бондаренко, Ю. Астрология как социально-исторический феномен [Текст] / Юрий Бондаренко. - М.: В/О "Знание", Центральный дом науч. атеизма, 1990. - 111 с.

17 Броль, Р. Астрология как историко-культурный феномен [Текст]: дисс. . кандидата культурологи: 24.00.01 / Броль Роман Валериевич. - М., 2001.-167 с.

18 Иванова, O.A. Специфика современного эзотеризма в России: культурфилософский анализ [Текст]: дис. канд. филос. наук: 09.00.13 / Иванова Ольга Анатольевна. - Ставрополь, 2006. - 150 с.

19 Касавин, И.Т. Ученик шамана [Текст] / Илья Касавин // Магический Кристалл: магия глазами ученых и чародеев. - М.: Республика, 1992. - 528 с. 1 нина" , В.И.

Самохвалова22, Е.А. Торчинова^, Д. Фрезэра"", Н.Ю. Хачатуро

23

24 вой25, М. Элиаде26, К.Г. Юнга27, Е.Ю. Яковлевой28 и др.);

- работы по теории и истории оккультизма в- целом и отдельных окI культных учений, написанные известными оккультистами, (работы Е.П. Бла-ватской , Е.| Колесова , Э. Леви , Г.О. Мёбеса , Папюса , П.Д. Успенского34, В .А. Шмакова35, Р.Штейнера36 и др.);

20 Малиновский, Б. Магия, наука и религия [Текст] / Бронислав Малиновский: пер. с англ. - М.: «Рефл-бу'к», '1998. -304 с. ;

21 Пружинин, Б.И. Астрология, астрономия и интерпретативные гипотезы [Текст] / Борис Пружинин // Магический Кристалл: магия глазами ученых и чародеев. - М.: Республика, 1992. - 528 с.

22 Самохвалова, В.И. Размежеваться, чтобы объединиться? (о тенденции отношений науки и паранауки) [Текст] / Вера Самохвалова // Полигнозис. - 1998. -№ 4. - С.125-134.

23 Торчинов, Е. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. - СПб., Азбука-классика. Петербургское востоковедение. - 2005. - 567 с.

24 Фрезэр, Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии [Текст] Джеймс Фрезэр; пер. М.К. Рыклина, пер. с англ. И. Утехина. - М.: TEPPA-Книжный клуб, 2001. - 528 с.

25 Хача1урова, Н. Лингвориторйческие параметры российского эзотерического дискурса рубежа XX-XXI вв. [Текст]: дис. канд. филол. наук: 10.02.19 / Хачатурова Наталья Юрьевна. - Сочи, 2004. - 180 с.

26 Элиаде, М. Азиатская алхимия [Текст] Мирча Элиаде; пер. с рум., англ. и фр. A.A. Старостина [и др.]. -Москва: Янус-К, 1996. - 604 е.; Элиаде, М. Оккультизм и современный мир [Текст] Мирча Элиаде // Оккультизм, колдовство и моды в культуре / Пер. с анг. - К.: София; М.: Гелиос, 2002. — С.81-112.

2 Юнг, К.Г. Психология и алхимия [Текст]/Карл Густав Юнг; пер. с англ. С.Л. Удовик - Москва: REFL-book, Ваклер, 1997. - 592 с.

28 Яковлева, Е. Эзотеризм (социокультурные аспекты) и его отражение на страницах современной российской прессы По материалам журналов "Наука и религия", "Волшебная гора", "Урания" [Текст]: дис. . канд. .филол. Наук: 10.01.01 / Елена Яковлева. - М., 2000.

2 Блаватская, Е. Разоблаченная Изида [текст]. В 2 т. / Елена Блаватская. - М.: Эксмо 2007г. - 832 е.; Блават-ская, Е. Тайная доктрина [Текст]. В 3 т. / Елена Блаватская. - М.: Эксмо, 2005. -2576 с.'

30 Колесов, Е. Тринадцать врат эзотерики. История эзотерических учений от Адама до наших дней [Текст] / Евгений Колесов. - Пенза: Золотое сечение, 2006. — 260 с.

31 Леви, Э. История магии: Обряды, ритуалы и таинства [Текст] / Элифас Леви. - М.: Центрполнграф, 2008. -383 е.; Леви, Э. Учение и ритуал [Текст] / Элифас Леви. - М.: ЭКСМО, 2004. - 704 с.

32 Мёбес, Г.О. Курс энциклопедии оккультизма читанный Г.О.М. в 1911-1912 академическом году в городе Санкт-Петербурге [Текст] / Григорий Мёбес. - М.: Энигма, 2003. - 528 с.

33 Папюс. Каббала, или Наука о Боге, Вселенной и Человеке [Текст] / Папюс. - М.: Локид-Пресс, 2003. - 319 е.; Папюс. Первоначальные сведения по оккультизму [Текст]. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - 416 е.; Папюс. Практическая магия [Текст] / Папюс. - М.: Издательское,предприятие «Обновление». - 1993. - 231 е.; Папюс. Чёрная и белая магия [Текст] / Папюс. - М.: А.О. «Политекст», 1993. — 240 с.

34 Успенский, П.Д. В поисках чудесного [Текст] / Пётр Успенский. - СПб.: Изд-во Чернышёва, 1992. - 528 е.; Успенский, П.Д. Новая модель Вселенной [Текст] / Петр Успенский. - СПб.: Изд-во Чернышёва, 1993. -557 с. ; Успенский, П.Д. Психология возможной эволюции человека; Космология возможной эволюции человека [Текст] Пётр Успенский; пер. с англ. А.М. Руткевича и Д.С. Басова.' - СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2002. - 192 с.

35 Шмаков, В. Священная книга Тота. Великие арканы TAPO. Абсолютные начала Синтетической фнлосо-■фии Эзотеризма [Текст] / Владимир Шмаков. - Киев, София, 2008. - 544 с.

36 Штейнер, Р. Очерк тайноведения [Текст] / Рудольф Штайнер. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 384 с; Штей-нер, Р. Избранное о религии, мистериях, Боге и человеческой душе [Текст] / Рудольф Штайнер - М.: Интербук, 1991.-318 с. k

- работы, посвящённые исследованию» влияния оккультизма на худо

4 37 38 жественную|литературу (работыН.А. Богомолова , Л. Геллера , М. ИованоI вича39, М. БЛМейлаха40, В ¡И. Фатющенко41, Э. Старки42 и др.);

-работы.по теории постмодернизма; работы,.посвящённые специфике х бытования постмодернизма в русской художественной литературе (работы Р.

Барта43, Ж. Бодрийяра44, Ф. Гваттари, Ж. Делеза45, Ж. Деррида46, И.П. Ильи-на47,

Ю. Кристевой,48 И.С. Скоропановой49, М.Ы. Эпштейна50, М. Б. Ямполь-ского51 и др.).

Методы исследования: методы герменевтического, сравнительного; интертекстуального,- структурного анализа.

Теоретическая значимость-исследования состоит В1 выявлении и раз! > вёрнутой характеристике влияния.различных форм оккультного на содержательные аспекты произведений современной русской-литературы и на способы, конструирования отдельных элементов'поэтики художественного текста; лз фиксации и обосновании рецептивной «податливости» по отношению к ок

37 Богомолов, Н. Русская литература начала XX века и оккультизм [Текст] / Николай Богомолов. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 560 с.

38 Геллер, Л. Эзотерические элементы в социалистическом реализме [Текст] / Леонид Геллер: Тезисы: Opthodoxien und Heresien in den slavischen Literaturen / Beitr. der gleuchanamigen Tagung vom 6.-9. September 1994 in Friburg / Hrsg. v. Rolf Fieguth. Wien, 1996 / Wiener slawistischer Almanach. Sonderband 41. - S. 330.

39 Йованович, M.'Николай Гумилёв и масонское учение [Текст] / Миливое Йованович/Н. Гумилёв и русский Парнас: Материалы научной конференции 17-19 сентября 1991 г. - СПб.: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме; 1992. - С. 32-45.

40 Мейлах, М.Б. Об одном экзотическом подтексте «Стихов о неизвестном солдате» [Текст] / Михал Мейлах /Столетие Мандельштама: Материалы симпозиума. - Tiffany, 1994. - Р. 112-117.

41 Фатющенко, В.И., Цимбаев. Н.И. Владимир Соловьев - критик и публицист [Текст] / В. Фатющенко, Н. Цимбаев // Владимир Соловьев - критик и публицист. - М.: «Современник», 1990. - С. 5-33.

42 Starkie, Е. Arthur Rimbaud. - London, 1957.

43 Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика [Текст] / Ролан Барт: пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - M.: Прогресс, 1989. -616 с.

44 Бодрийяр, Ж. Злой демон образов [Текст] / Жан Бодрийяр // Искусство кино. - 1992. - № 10. - С. 64-70.

45 Делез, Ж. Платон и симулякр [Текст] / Жиль Делёз // Новое литературное обозрение. - 1993. - № 5. - С. 556.

46 Деррида, Ж. Письмо японскому другу [Текст] / Жак Деррида// Вопр. философии. - 1992. - № 4.

47 Ильин, И. Эра необарокко: постмодернизм восьмидесятых и девяностых годов [Текст] / Илья Ильин // Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М.: Интрада, 1998.-255 с.

48 Кристева, Ю. Дискурс любви [Текст] / Юлия Кристева // Танатография Эроса. - СПб.: Мифрил, 1994. - С. 101-111 ;

49 Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература [Текст] / Ирина Скоропанова: учеб. пособие. -3-е изд., изд., и доп. - M.: Флинта: Наука, 2001. - 608 с.

50 Эпштейн, M. Постмодерн в русской литературе [Текст] / Михаил Эпштейн. - М.: Высшая школа, 2005. -495 с. •

51 Ямпольский, М.Б. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф [Текст] / Михаил Ямпольскии. -M.: Ad Marginem,' 1993. - 456 е.культному преимущественно' постмодернистских произведении; в экспериментальном [совмещении при анализе; конкретного произведенияшитературо-ведческих методов «интерпретации' текста и методов, присущих оккультизму. ^ Практ11ческаяг значимость, исследования обусловлена возможностью использования егогматериалов в курсе изучения истории литературы конца

XX - начала XXI века; Наблюдения и выводы,- сделанные в работе, могут I расширить представления о творчестве В. Пелевина, В. Сорокина, П. Крусанова, Е. Шварц в вузовском образовании; оказать помощь при: составлении ' * ' . . или корректировке спецкурсов ж спецсеминаров, посвященных, изучению как

•известных, так и остающихся на периферии изучения произведений этих авторов; предложить новые: подходы > к г анализу некоторых известных: произведений названных писателей:

Структура работы: диссертация состоит из введения; 4-х глав, заключения и библиографического списка, включающего 219 наименований. .

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Дубаков, Леонид Викторович

Заключение

Среди представителей'современной русской литературы конца XX -начала XXI века преимущественный интерес к различным видам и формам оккультного проявляют, прежде всего, писатели постмодернистской ориен тации. По всей видимости, это обусловлено рядом характерных интенций постмодернизма, позволяющих его представителям сравнительно эффективно осваивать в своих произведениях в том числе и такие пограничные явления, как оккультизм. Проникновению оккультных идей и мотивов и их активному влиянию на содержательные и поэтические аспекты художественных произведений современной постмодернистской литературы способствуют такие постмодернистские особенности, как: .

- «эзотерическая направленность художественного поиска», то есть ориентация писателей-постмодернистов на художественное исследование оккультно-мистических явлений, и I;

- повышенная' готовность к художественному эксперименту, обусловленные в данном случае тенденцией постмодернизма к пересечению, границ между различными сферами знаний и деятельности, между различными традициями; : 1

- попытка прорыва в инореальность, то есть попытка изображения-реальности, отличной с- точки зрения своей картины мира от реальности привычной, обыденной, что обусловлено тягой постмодернизма к конструированию новой, радикально другой реальности;

- интерес к различным акциональным практикам, позволяющим более активно воздействовать на читающего (это обусловлено тенденцией постмодернизма к организацию перформанса).

Одной из главных особенностей «отбора» современной литературой разновидностей и форм оккультизма с целью последующего художественного их освоения оказывается, во-первых, достаточно широкий перечень оккультных источников и явлений, на которые ориентируются анализируемые нами писатели, во-вторых, тяготение к восприятию ими оккультного не только в «классическом» его виде (астрология, алхимия, И-цзин, гностицизм, тео > софия), но и посредством обращения к т.н.* «оккультно-художественным» '' текстам, т.е. таким текстам, в которых уже-произошла художественная ре

I 1

I I цепция оккультизма, но которые при этом рассматриваются как самостоя; 1 тельные оккультные источники. | I I

К специфике восприятия и художественного отражения оккультного-современной русской постмодернистской литературой можно, прежде всего, отнести двойственный характер регистрируемого в текстах отношения писа

I ! телей к используемым ими оккультным идеям и мотивам.

1 ;

Так, на уровне избираемых стратегий освоения тайноведческого материала можно, например, констатировать: ; \

1 I

1) Ориентацию В. Сорокина на дискредитацию оккультного источника в частности в аспекте-использования его персонажей и сюжетики) посредст вом его травестирования с привлечением мотивов, связанных с сексуальными перверсиями [это же отчасти присутствует и в прозе В*. Пелевина]. Так, возвышенные» пассажи «Розы Мира» перебиваются цитатами или поступками персонажей, имеющими неприкрыто сексуальный характер. Тенденцию этого писателя к демонстрированию оккультных персонажей и оккультных сюжетов как абсурдно фикциональных, сновидческих и потенциально опасных для духовной и социальной свободы [то же отчасти у В. Пелевина]. Наконец, прецеденты создания, в частности на основе «наработок» «Розы Мира», новых оккультных методов, но с противоположным этическим знаком. »

2) Ориентацию В. Пелевина на балансирование между серьёзностью и ироничностью с перевесом в ту или другую сторону (в зависимости от отношения к конкретному оккультному источнику), реализуемое посредством использования развёрнутой «сниженной» метафоры, сохраняющей информацию о «высоком» оккультном сравниваемом; на использование избирательной травестии, комически изображающей не само оккультное, а особенности его потенциального поверхностного восприятия читателями. Так, концепция . остановки мира» К. Кастанеды облекается в; образ ходящего по кругу поез . - !. , I . . да, который |нужно остановить, чтобы изменить гнетущую реальность; образ «тоналя» К Кастанеды превращается в образ |«навозного шара»; образ «про-: светлённой Чайки» из повести Р. Баха «перелицовывается» в образ бройлера; образы Г. Гурджиева и И: Успенского «опрокидываются» в образы анекдотических В. Чапаева и Петьки.

При этом характерной чертой освоения) оккультного у В. Пелевина является помещение оккультных образов или воплощение оккультного сюжета в явно «сниженном» по сравнению с первоисточником контексте. Это помещение даёт писателю возможность создать эффект остранения, а через него превратить текст в инструмент активного целенаправленного идеологического и эмоционального воздействия на читателя.®

Эта же цель достигается писателем через обращение к приёмам ок-культномотивированной композиционной и пространственно-временной организации текста, а также через- использование повествовательных техник, основывающихся на оккультных принципах| (оппозиция «инь» и «ян» И-Цзин, «смещение точки сборки» как ведущие композиционные приииципы романа «Числа» и романа «Жизнь насекомых»).

3) Ориентацию П. Крусанова и Е. Шварц на подспудное подключение элементов иронии ко в целом серьёзному и глобально ориентированному использованию оккультных идей и образов. : Кроме того, можно отметить, что при культных» писателей или оккультных учений, современная русская постмодернистская литература свободно совмещает отдельные их положения или их целиком с другими мировоззренческими системами (контаминация кастане

• . * ' ' • довских идей и мотивов с идеями и мотивами буддийскими; к «Розе Мира» «подключается» философия К. Кастанеды (пассажи о безупречности воина в «Укусе ангела»); также, зачастую современная литература оспаривает или переосмысляет, (до-) перестраивает отдельные положения их [«оккультных» писателей] концепций (оспаривание В. Пелевиным с буддийских позиций в обращении к идеологиям «ок

Священной книге оборотня» идеи К. Кастанеды о наличии высшей мисти) ' ! ческой инстанции (Орла) и идеи Г. Гурджиева и П. Успенского о «вечном I возвращении»). |

При конструировании образов героев, которые содержат элементы об

1 - 1 л разов персонажей оккультно-художественных текстов, писатели создают эф! ' I фект мерцания, при котором герой является и самостоятельным и одновре менно сквозь его черты просвечивают черты «оккультных» персонажей (Хан и Андрей в «Жёлтой стреле» совмещают и оригинальные черты, и черты до1 на Хуана и К. Кастанеды (персонажа); В. Чапаев и Пётр Пустота в «Чапаеве и Пустоте» одновременно — в рамках произведения — и герои романа Д. Фурманова, и копии реальных Г. Гурджиева и П. Успенского; дон Хуан и дон

Хенаро в «Жизни насекомых» — люди и жуки). 1

То же можно-обнаружить и в прозе П. Крусанова и В. Сорокина: первый из них аккумулирует черты различных оккультных персонажей в одном I герое' (образ «антихристоподобного» Ивана Некитаева содержит в себе сразу I черты 3-х инкарнаций антихриста, о которых говорит «Роза Мира»); второй I I же, напротив, распределяет по разным персонажам черты расслоенного ис ходного оккультного персонажа (черты образа «розамирского» антихриста отходят к Сталину и Хрущёву «Голубого сала»).

Целью использования эффекта мерцания может являться аккумулиро ! вание типичных черт, имеющихся у перечня схожих «оккультных» персона> жей (как в романе «Укус ангела»), передача'расщеплённого, шизоидного и одновременно «пустотного» (в буддийской терминологии) сознания главного героя (как в «Чапаеве и Пустоте»), демонстрация возможных вариантов религиозного или оккультного вызревания героя (как в «Проблеме верволка в средней полосе» и «Священной книге оборотня»); актуализация принципа смещения точки сборки» (как в «Жизни насекомых»); наконец, намеренная деформация устоявшихся в коллективном бессознательном пропорций и черт образов известных исторических и оккультных персонажей.

Отдельные элементы и принципы предсказательных техник могут использоваться в качестве средства создания портрета персонажа (графика гексаграмм и чисел в портрете героя романа «Числа», алхимические и астрологические образы при описании внешнего ви,д,а лирической героини некото. I рых стихотворений Е. Шварц) и «прорисовке» его характера, при организаI ции пространства и времени («Месяц в Дахау», «Числа»), предметного мира («Месяц в Дахау», «Числа», «Вести из Непала»), при выборе композиционного построения конкретных произведений: архитектоника, сюжет, образы («Числа»), - и целой книги - в её оформлении: обложка, форзац («ДПП I

НН)»). Отдельные элементы и принципы предсказательных техник могут выступать также в качестве своеобразного параллельного, паралитературного I мира, сопутствующего сюжетному движению (рассказ «Месяц в Дахау», где космограмма выступает в качестве параллельного сюжетного «потока»; роман «Числа»), предваряющего его и дающего возможность его интерпретировать, интерактивизирующего повестствование.

При этом - на уровне конструирования персонажей — имеются две раз, { нонапрвленные тенденции: В. Пелевин, создавая портреты героев и используя смысл и графику оккультных элементов, превращает своих персонажей в сами эти элементы; Е. Шварц, наоборот, одушевляет оккультные элементы, превращая их в акциональных субъектов своих стихотворений.

Основной оккультный сюжет прозы В. Пелевина и поэзии Е. Шварц I сюжет оккультной трансформации. У В. Пелевина этот сюжет мотививиро-ван идеей сопротивления неблагой иллюзорности, майвичности и представлен инвариантной историей обучения одного из главных героев произведения другим и, как следствие, внутренней (и внешней) трансформации поI следнего, его «просветления». Обозначенный' сюжет представлен у писателя в двух полярных вариантах: состоявшемся и несостоявшемся. К первому можно отнести попытки Андрея, мотылька Мити, Затворника и Шестипало! го, лисы-оборотня А Хули, П. Пустоты, ко второму — попытки вампира Ромы современной русской постмо

Шторкина («Empire «V»), Степана Михайлова («ДПП (НЕТ)»), Саши Серого («Проблема верволка в средней полосе» и«Священная книга оборотня»).

Специфика сюжетного построения может определяться в творчестве В. Пелевина оккультными принципами: так, принцип смещения «точки сборки» в «Жизни насекомых» определяет развитие сюжетного движения; числовые и гексаграммн'ые характеристики и взаимосвязи И-Цзин определяют сюжетику романа «Числа». j . .

У Е. Шварц в центре её стихотворений лежит история оккультного пре-1 , ображения героини (прежде всего,, преображения алхимического); Параллельно этой истории выстраивается также сюжет преображения?разобщённо-го мира [то же - у П. Крусанова в «Американской дырке»].

К особенностям освоения оккультного дернистской литературой можно- отнести тенденцию к сближению мотивов оккультных с мотивами материальности, телесности. Телесность и 6biT есть инструмент познания оккультного у Е. Шварц, телесность и сексуальные: отклонениям у В; Сорокина - способ демонстрации текстовой: и внеоценочной сущности в том числе оккультных явлений, i • ■ 1

Кроме»того, можно зафиксировать влияние оккультизма на специфику создаваемой; писателями-постмодернистами поэтики отдельных произведений (поэтика оппозиции и ошибки, обусловленная гностическим наследием, в «Ледяной трилогии», поэтика магического реализма в «Бом-бом» и «Американской дырке», поэтика оборотничества в «Бом-бом»).

Можно отметить также высокий интерес современной русской постмодернистской, литературы к таким темам, как метафизическая география и ме . ■ . I тафизическая история России и мира («Эрос.Москвы»: изображении Москвы, сквозь которую мерцает «розамирский» «Дуггур», — «Бом-бом»: оборотниче-ство как детерминатив ключевых особенностей ландшафта, климата, флоры и фауны России; - «Укус ангела»: Надежда Мира, катящая огненное колесо по российским пространствам и разделяющая их; - «Чапаев и Пустота»: ок-культность революции и её главных героев). В этом же ряду стоит и тема оккультных заговоров и конспирологичских вариаций, осваиваемых В. Пелевиным, В. Сорокиным. П. Крусановым.

Также можно констатировать наличествующий в современной русской постмодернистской литературе интерес к проблеме потенциального имперского порядка в России (отталкиваясь от фигуры «розамирского» антихриста (Сталина), писатели пытаются смоделировать возможные варианты развития событий в сегодняшней или завтрашней России).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.