Русская религиозная поэзия 1960 – 1980 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Колымагин Борис Федорович

  • Колымагин Борис Федорович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 296
Колымагин Борис Федорович. Русская религиозная поэзия 1960 – 1980 гг.: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». 2019. 296 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Колымагин Борис Федорович

Содержание

Введение - с

Глава 1. Лирический герой в контексте религиозно-этических поисков 1. 1. Основные свойства религиозной поэзии - с. 29 1. 2. Лирический герой и церковная ограда - с

1. 3. Религиозно-этические ориентиры неподцензурных авторов - с. 83 Глава 2. Рецепция сакрального в поэзии «второй культуры»

2. 1. Религиозная поэзия 1960 - 1980 гг. и Ветхий Завет - с

2. 2. Религиозная поэзия 1960 - 1980 гг. и Новый Завет - с. 115 Глава 3. Религиозная поэзия и культовая практика

3. 1. Стихи на двунадесятые праздники - с

3. 2. Отражение житийной литературы в неофициальной поэзии - с

3. 3. Рецепция молитвенной практики и богослужений Русской православной церкви в культурном подполье - с

Глава 4. Основные темы религиозной поэзии 1960 - 1980 гг.

4. 1. Тема православного храма в реалиях советского времени - с. 188 4. 2. Тема атеизма - с

4. 3. Иудео-христианский дискурс религиозной поэзии - с

4. 4. Тьма в конце тоннеля: тема смерти и жизни после жизни - с

4. 5. Тема истории - с

4. 6. Тема паломничества - с

4. 7. Теологические и философские аспекты - с

4. 8. Другие религии в поэзии 1960 - 1980 гг. - с

4. 9. Молчание в религиозном контексте - с

Заключение - с

Библиография - с

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская религиозная поэзия 1960 – 1980 гг.»

Введение

В период 1960 - 1980 годов в Советском Союзе во весь голос заявила о себе религиозная поэзия. Запрещенная в публичном пространстве, она обнаружила себя в культурном подполье: в самиздате, на кухонных посиделках и полулегальных поэтических вечерах.

Кризис, связанный с крахом сталинизма, подтолкнул многих поэтов, музыкантов, художников к поиску духовных основ жизни.

В 1960-е годы, в период оттепели, кризис особенно не ощущался. Однако именно в это время появляется значительное число авторов, осваивающих религиозный пласт бытия. Видимо, поэты оказались более чуткими к тектоническим сдвигам, происходящим в глубине социума. Духовные стихи мы можем обнаружить в наследии Вениамина Блаженного и Александра Со-лодовникова, начавших писать еще в сталинское время. Из заметных авторов «второй культуры» следует назвать И. Бродского, Л. Аронзона, Г. Сапгира, И. Холина, А. Волохонского, а также входивших в круг о. Александра Меня поэтов Е. Сабурова и Д. Авалиани. Именно с 1960-х годов, а не с 1970-х, как делают это некоторые исследователи1, можно говорить о возрождении духовного течения в современной русской поэзии.

Особенно актуальными стали поиски альтернативы в 1970-е годы, когда миф о коммунизме окончательно утратил свою силу. Политолог Ален Безансон так описывал духовную ситуацию в СССР: «В пустоте, простирающейся под шатким идеологическим настилом, все больше заметно пробуждение религиозного духа, обрядов, даже религиозной культуры и филосо-

1 Котова Н.А. Современная духовная поэзия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.: 2008. С. 1. Код доступа: http://www.avtoref.mgou.ru/ar/ar278.pdf. Дата обращения: 10.07.2018

л

фии» . В творчестве Ю. Кублановского, О. Седаковой, Е. Шварц, О. Охапки-на, Д. Бобышева, В. Кривулина, С. Стратановского, Н. Байтова прослеживаются религиозные мотивы.

В 1980-е годы увлечение религией становится модой, значительное число неподцензурных авторов обращаются к духовным темам и образам. В это время работают литераторы, переступившие церковную ограду (С. Аве-ринцев, В. Никитин, Е. Пудовкина, Е. Игнатова), и те, кто находится к ней на дистанции.

Религиозная поэзия - яркое явление в истории самиздата. Но до сих пор не названы все интересные авторы. Не выявлены в необходимом объеме те произведения, которые несут каркас духовности неподцензурной поэзии. Не проанализированы многие идеи и интуиции, собирающие духовный текст «второй культуры».

В постсоветские годы появилось немало трудов, где затрагивается тема «второй культуры». В частности, работы Ю.Б. Орлицкого, В.Г. Кулакова,

-5

Л.В. Зубовой, Г.Н. Малышевой и других авторов. Но, несмотря на это, ученые делают свои выводы исходя не из фундаментальных исследований, а из точечных свидетельств «очевидцев», поскольку о религиозной составляющей в научных работах если и говорится, то вскользь. Исключение составляет

2 Безансон А. Краткий трактат по советологии, предназначенный для гражданских, военных и церковных властей // Вестник РСхД, № 2, 1976. С. 194.

3 Зубова Л.В. Языки современной культуры. М.: НЛО, 2010; Зубова Л.В. Современная русская поэзия в контексте истории языка. М.: НЛО, 2000; Зубова Л.В Поэтический язык Иосифа Бродского. СПб.: Лема, 2015; Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. М.: РГГУ, 2002; Орлицкий Ю.Б. Динамика стиха и прозы в русской словесности. М.: РГГУ, 2008; Кулаков В.Г. Поэзия как факт: Статьи о стихах. М.: НЛО, 1999; Кулаков В.Г. Неофициальная поэзия 1950 - 1980 гг.: история и поэтика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.: 2000. Код доступа:

https://vivaldi.nlr.ru/bd000132581/view#page=1 Дата обращения: 10.07.2018; Кулаков В. Г. Постфактум. Книга о стихах. М.: НЛО, 2007;

Малышева Г.Н. Очерк русской поэзии 1980-х годов (специфика жанров и стилей). М.: Наследие, 1996; «Вторая культура». Неофициальная поэзия Ленинграда в 1970 - 1980-е годы: материалы Международной конференции (Женева, 1 - 3 марта 2012 г.) / сост. и науч. ред. Жан-Филипп Жаккар, Виолен Фридли, Йенс Херльт ; ред. Петр Казарновский. СПб.: Росток, 2013.

кандидатская диссертация Н.А. Котовой «Современная духовная поэзия», не

4

лишенная, впрочем, многих дискуссионных моментов .

Русская религиозная поэзия имеет давнюю историю. Она восходит к литургической практике и творчеству народных сказителей, «калик перехожих». Неизвестного слагателя народных стихов можно считать первопоэтом православного текста русской литературы. Он погрузился в православное пространство и своей перволичной речью как бы сигнализировал о возникновении поэтической функции. Под «православным пространством» мы в данном случае понимаем Писание, жития святых, творения Отцов Церкви, литургические песнопения, иконопись, словом, все то по-настоящему церковное, что стало источником духовных стихотворений5.

В своем творчестве певцы опирались на книжную ученость. Как говорит Г.А. Федотов: «Исследования показали, что в основе духовных стихов всегда лежали книжные повести, более или менее церковного происхождения. Почти во всех случаях источники их находятся или в Священном писании (вернее, в церковных чтениях на тексты Писания), в житиях святых или в различных апокрифах»6.

В то же время знания народных сказителей были достаточно поверхностными, и свои мысли они излагали простым, хотя и не лишенным красоты языком. Как пишет Ф.И. Буслаев: «Содержание стиха, по свободе в обращении со священными преданиями, напоминает наивные фрески средневековых западных живописцев» . Анализируя стихотворение о Вознесении, он отмечает высокий художественный уровень текста: «Этот стих поражает глубиною мысли и высоким поэтическим творчеством, и только из опасенья быть

4 Котова Н.А. Современная духовная поэзия. Диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2008. Код доступа: http://www.dslib.net/russkaja-literatura/sovremennaja-duhovnaja-pojezija.html Дата обращения: 11.07.2018

5 Колымагин Б.Ф. Искушение культурой: Проблемы взаимодействия Церкви и культуры в современной России. М.: Русский импульс, 2008. С. 170 - 175.

6 Федотов Г. Стихи духовные. М.: Гнозис, 1991. С. 14.

7 Буслаев Ф. О литературе: Исследования; Статьи. М.: Худож. лит. 1990. С. 308.

5

заподозренным в пристрастии к народности, мы не решаемся этот стих признать лучшим в нашей поэзии христианским произведением, далеко оставляющим позади себя все, что доселе писали в религиозном роде Ломоносов, Державин и другие позднейшие поэты»8.

На примере творчества народных сказителей видно, что расхожее представление о том, что канон сильно ограничивает свободу художника, нуждается в уточнении. В народных духовных стихах существуют серьезные расхождения между их содержанием и святоотеческой традицией. Скажем, в наиболее древнем космогоническом тексте о Голубиной книге безымянный сказитель очень далек от библейского понимания творения. Сама мысль, что Бог создал мир из ничего, похоже, не укладывается в его голову. Видимый мир буквально произошел от Бога, является его эманацией: «Солнце красное от лица Божия, / Зори ясныя от риз Божиих, / Млад-светел месяц от грудей Божиих, / Ночи темные от дум Божиих / Буен ветер от воздохов / Дробен дождик от слез Его»9.

И, тем не менее, между авторами духовных стихов и церковным руководством серьезных конфликтов не возникало.

В ХУШ веке практически все ведущие поэты обращались к религиозным темам: Ломоносов, Херасков, Сумароков, Державин, Сковорода. Фигура М.В. Ломоносова знаменует собой одновременно и традицию, и разрыв с ней. Если взять религиозный аспект творчества русского гения, то мы увидим, что главная тема поэта связана с красотой мироздания, с миром, который «хорош весьма». Горы и равнины, реки и моря, пустыни и леса, диковинные птицы и животные - все это доказывает мощь и величие Творца. При всей любви к церковнославянскому языку, Ломоносов перелагает Священное писание, особенно псалмы, на русский. И в этом смысле он является продол-

8 Там же

9 Варенцов В. Сборник песен Самарского края. СПб.: Издание Н.А. Серно-Соловьевича, 1862. С. 12.

6

жателем традиции святых Кирилла и Мефодия, которые мечтали о том, чтобы богослужение было понятно людям.

Одна из особенностей религиозных стихов XVIII столетия состоит в том, что риторика в них часто соприкасается с поэзией. Порой очень трудно отследить, где кончаются витиеватые риторические фигуры и начинается подлинная поэзия, мощный, поглощающий все речевой поток. В этом смысле показательны тексты Гавриила Державина. Его оды построены на риторической триаде: тезис - антитезис - синтез. Возьмем, например, оду «Властителям и судьям». Вот ее тезис: «Ваш долг есть - охранять законы, / На лица сильных не взирать, / Без помощи, без обороны / Сирот и вдов не оставлять».

Вот антитезис: «Не внемлют! Видят и не знают! / Покрыты мглою очеса; / Злодейства землю потрясают, / Неправда зыблет небеса».

И, наконец, синтез, призыв к теократии: «Приди же, Боже! Боже правых! / И их молению внемли. / Приди, суди, карай лукавых! / И будь Един Царем земли!»10.

К лирическим текстам духовные оды мы относим во многом благодаря тому, что в них отчетливо явлена личностная «я - Ты» связь. Лирическое начало здесь, как заметил Б.Н. Романов, проявляется, прежде всего, в звуке, в интонации11.

В начале XIX столетия в России сложилось новое литературное течение - романтизм. Вместе с ним кардинально меняется и православная поэтическая составляющая русской поэзии.

Для теоретиков романтизма христианство, несомненно, играло важную роль. Но библейские ценности в их трудах нередко выводятся за церковную ограду, «работают» на феномен светской религиозности.

10 Державин Г.Р. Духовные оды. [Электронный ресурс:]. Мюнхен: Im Werden Verlag, 2005, с. 13 - 14. Код доступа: https://imwerden.de/pdf/derzhavin_duhovnye_ody.pdf Дата обращения: 20.08.2018

11 Романов Б.Н. Христос в русской поэзии // Христос в русской поэзии. М.: Ключ, 1996. С. 15.

В начале XIX века в России появилось значительное число людей, которые очень редко переступали порог храма, но продолжали утверждать, что религия играет заметную роль в их жизни. Однако вера их носила внекон-фессиональный характер. Они занимались поиском мистических партнеров, выстраиванием сложной системы духовных союзов. Среди них большой популярностью пользовались разнообразные сюжеты, связанные с легендами о святом Граале, Агасфере, тамплиерах и других тайных обществах. Среди тех, кто интересовался этими темами, был В. Жуковский - знаковая фигура раннего романтизма.

Жуковский находился под заметным влиянием идей Руссо и немецких романтиков. Вслед за ними он придавал большое значение эстетической стороне религии. В самом же искусстве поэт стремился увидеть «откровение» высших истин, оно было для него «священным».

Можно говорить о Жуковском в контексте нового религиозного сознания. Того сознания, которое будет нам явлено в культурном подполье в творчестве, например, А. Миронова. Мы видим явные отклонения от традиционных представлений: многие библейские смыслы просто уходят из поля зрения художника. Так, «Бог» и «душа» часто выступают у него только символами душевных состояний. Земная жизнь человека при этом предстает в каком-то странном, гностическом ракурсе. Соработничество Богу здесь, на земле, словно ничего не значит для автора. Для него оказывается важным скорее оказаться на небе, ибо «небо» - родина души. «Земля» же - лишь временное ее пристанище, юдоль печали. В то же время мы видим в стихах поэта удивительные с точки зрения православия вещи. В ситуации, когда традиционная церковность постепенно редуцировалась к символам и обрядам, поэт напомнил о том, что христианство - это путь Жизни, который требует духовных усилий.

Поэзия (и шире - культура) становится у Жуковского устроителем

иерархии жизненных ценностей и целей человека, не обремененного «госу-

8

дарственными заботами». Жуковский впервые, может быть, в русской поэзии заговорил о святыне сердца человека, о самоценности его духовного опыта.

Фигура Жуковского является чрезвычайно важной в истории религиозной поэзии, ибо она возникает в точке серьезных мировоззренческих сдвигов в высшем слое общества.

Похожую роль уже в другую эпоху - в Серебряном веке - играет А. Блок. И Василий Жуковский, и Александр Блок в ситуации кризиса идеологии обращаются к религиозному опыту, к Зову, к моменту встречи с Другим, к Божественному присутствию, к Шехине. И в этом смысле они предвосхищают опыт поэзии 1960 - 1980 гг. Они словно показывают, как можно себя вести в точке бифуркации.

Поэзия XIX века дала нам самую богатую палитру религиозной жизни.

К теме «Псалтирь в русской поэзии» добавились «Христос в русской поэ-

12

зии», «Двунадесятые праздники», «Религия и культура» и другие .

Многие поэты - А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Майков, Ф. Глинка, А. Толстой, А. Фет, Я. Полонский - обращались к христианским мотивам и образам. Но это обращение всегда носило локальный характер, не захватывало весь творческий горизонт.

Поэзия XIX века дала нам образ Христа страдающего, Христа, идущего к униженным и оскорбленным. Здесь нельзя не вспомнить Н. Некрасова, его поиск Божьей правды: «Выводи на дорогу тернистую! / Разучился ходить я по ней, / Погрузился я в тину нечистую / Мелких помыслов, мелких страстей. / От ликующих, праздно болтающих, / Обагряющих руки в крови / Уведи ме-

13

ня в стан погибающих / За великое дело любви!» .

Эти строки из стихотворения «Рыцарь на час» в советской школе трактовались в революционном контексте, но они имеют, прежде всего, христи-

12 Голгофа. Библейские мотивы в русской поэзии. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001; Пророк. Библейские мотивы в русской поэзии. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001; Час молитвы. Библейские мотивы в русской поэзии. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.

13 Некрасов Н.А. Избранные стихи. М.: Гослитиздат, 1937. С. 279.

9

анские коннотации. Поэт хочет умереть за великое дело Любви, ради которого Спаситель пришел в мир.

Поэзия преодолевает монофизитство, к которому постоянно скатывается народная религиозность. И показывает Христа не как парящего надо всеми небожителя, а как спутника, как друга, как собеседника. Как мерило совести, наконец.

Активно использовали религию авторы Серебряного века. А. Блок, А. Белый, Вл. Соловьев, Вяч. Иванов, Н. Гумилев, Ф. Сологуб обращались к традиционной духовности. Впрочем, им были не чужды и взгляды в сторону теософии, оккультизма, новых религиозных движений.

В нулевые и десятые годы XX века многие поэты интересуются метафизикой. Религиозные стихи печатаются в духовных журналах, вроде «Миссионерского обозрения», появляются тематические сборники, последний из которых вышел в свет в 1916 году.

Катастрофа 1917 года и последовавшая за ней борьба с религией отодвинули духовную литературу на периферию. Но и в ситуации советских гонений религиозная поэзия продолжала жить в творчестве Н. Клюева, М. Волошина, А. Ахматовой, Б. Пастернака, М. Цветаевой. Другое дело, что для рядового советского читателя она оказалась недоступной. Как недоступными оказались для него стихи матери Марии (Кузьминой-Караваевой), Б. Поплав-ского, В. Ходасевича, Г. Иванова и других авторов, затрагивавших в русском зарубежье духовные темы.

Иногда религиозная тема появлялась в переводной литературе, но достаточно редко.

«Вторая культура» обратилась к религии как к возможности соприкоснуться с горним и обогатить творческую палитру. И не разочаровалась. Религиозная поэзия, как свидетельствует опыт неофициальных писателей, способна придавать стихам объем жизни, новое чувство открытости, свежести и свободы.

Стихи, обращающиеся к горнему, не обязательно ограничены темами и образами. Самое нейтральное с точки зрения содержания стихотворение может быть по сути религиозным. О критериях оценки религиозности мы поговорим в первой главе. Здесь же отметим, что, несмотря на потенциальную возможность расширить поле исследования, мы этого делать не будем и ограничимся за редким исключением тематически связанными с религией текстами. К такому расширению разумно прибегать при рассмотрении творчества отдельных авторов, а не при «панорамном» взгляде, когда материал оказывается просто неподъемным.

В исследовании религиозная поэзия будет проанализирована в тематическом ключе, позволяющем объединить поэтов стилистически абсолютно разных. Однако такой подход, и об этом следует сказать сразу, многое закрывает. Скажем, тайна прикосновения к последним вещам остается, в лучшем случае, на уровне констатации.

Большинство неофициальных поэтов, интересующихся духовными проблемами, ориентировались на православную аксиологию. Были, конечно, авторы, которые продвигали ценности других религий. Например, М. Генде-лев связывал перспективы своего духовного роста с иудаизмом. М. Файнер-ман наряду с христианством интересовался дзен-буддизмом. Находились литераторы, которые эксплуатировали сектантские мотивы (А. Миронов, Е. Шварц, И. Бурихин, Е. Пазухин). И все-таки именно православие оказалось в фокусе внимания культурного подполья. И именно о нем в большинстве случаев будет идти речь в последующих разделах. Что касается других религий, то их влияние имеет локальный характер, и оно будет рассмотрено в отдельном параграфе.

Автор данной работы сознательно вынес за рамки своего исследования сектантские мотивы и образы «второй культуры», поскольку эта тема нуждается в специальных разработках. К тому же она слишком расширяет поле

ориентированной на духовную вертикаль поэзии.

11

Оказалось за рамками работы и язычество. Язычество, как особое религиозное течение, не культивировалось в культурном подполье. При желании некоторые поэтические сюжеты и образы, например, образ ведьмы, можно интерпретировать как жест в направлении некрещеной Руси. Но особых попыток в социуме воскресить языческую ментальность в ее полноте не делалось. По крайней мере, не делалось в том публичном пространстве, в котором существовала «вторая культура». Всерьез языческие мотивы возникают только в контексте освоения богословской темы всеединства, когда пантеизм активно заявляет о себе. Но христианские мотивы, софийность мира ограничивают пантеизм, не дают ему широкого поля деятельности, и язычество не захватывает изнутри человека культурного подполья. Языческие мотивы служат исключительно для расширения поэтического поля дискурса. Что касается суеверий, то они были всегда. И порой, как это случалось в Серебряном веке, эксплуатировались культурой. Но рассматривать их в качестве материала для самостоятельного религиозного проекта «второй культуры» было бы неверно.

Религиозная поэзия 1960 - 1980-х гг. создавалась на почве православия. Однако многим авторам не чужды были идеи экуменизма. Они звучали открыто или проявлялись косвенным образом. Так, большинство поэтов, писавших о двунадесятых праздниках, сделали акцент на Рождестве, широко празднуемом «латинянами». Юрий Визбор назвал свою песню «Католическая церковь» (1970), Зинаида Миркина написала немало текстов по мотивам католической по духу западноевропейской живописи. Протестантские темы отчетливо звучат в стихотворениях, где поэты касаются творчества протестантских мыслителей - Гегеля, Канта, Кьеркегора. Проявляется протестантизм и в специфических жестах, связанных с особой ролью Писания у реформаторов. Скажем, когда О. Бешенковская пишет: «И хоть в «Сайгоне» пили, но

Россию / (на книгу - руку) - пропили не мы»14, то книга для нее в этом контексте - Библия, на которой дают клятву президенты в некоторых странах при вступлении в должность.

В нашем исследовании мы ограничиваемся не «духовной», а именно «религиозной поэзией», которая по своему спектру уже, чем духовная. Отличается она и от «метафизической поэзии». Последняя подразумевает связь с английской барочной традицией и несет в себе философское начало15. Как справедливо замечает А.В. Нестеров: «Опыт английской поэзии первой половины XVII века и русской — второй половины ХХ века схожи тем, что и там и там поэтическое сознание пытается найти, что же можно противопоставить невыносимому давлению «реальности», - и находит выход в обращении к духовным мирам, в том, что лежит за пределами физики»16.

Религиозной поэзии, как и метафизической, доступна область гнозиса. Хотя далеко не всякий гнозис для нее приемлем. При этом религиозная поэзия не боится собственно «физики». Картинки религиозных праздников и будней, образы юродивых и простых советских верующих оказываются в фокусе ее внимания. С метафизической поэзией она пересекается лишь частично.

Здесь, наверное, следует дать определение религиозной поэзии, чтобы в дальнейшем не смешивать ее с духовной и метафизической. Под «религиозной поэзией» мы понимаем такую литературу, которая связана своими корнями с традиционными религиями и которая осваивает заданный определенными духовными практиками культурный код.

Уже из приведенной дефиниции следует, что традиция играет значительную роль в выстраивании текста религиозной поэзии. Не случайно один из видных представителей «второй культуры» Сергей Стратановский говорит

14 Бешенковская О. Беззапретная даль. СПб.: Геликон плюс, 2006, с. 149.

15 Элиот Т.С. Поэты-метафизики / Пер. К. Чухрукидзе // Литературное обозрение, 1995, № 5. Шайтанов И. Уравнение с двумя неизвестными // Вопросы литературы, №6, 1998.

16 Нестеров А. Герменевтика, метафизика и «другая критика» // Новое литературное обозрение, №61, 2003.

13

о феномене религиозной поэзии в контексте Предания . Все это так, но необходимо сделать некоторые уточнения. Для трансляции традиционных ценностей можно использовать разные поэтические инструменты. Важно, чтобы они работали, то есть, чтобы художественный эффект был бесспорен.

Иначе говоря, традиция применительно к духовным стихам играет важную роль в сфере мировосприятия и «вертикальных интуиций». В сфере же поэтики она не существенна, зависит от художественных артефактов. Следует уточнить высказывание И.Б. Роднянской, утверждающей, что по ту

и по эту сторону цензуры настоящая поэзия восстанавливала не «ленинские

18

нормы», а отнятые имена вещей . «Имена вещей» неофициальные поэты, конечно, восстанавливали. Но при этом возможностей для маневра у них было гораздо больше. В официальной печати не только религиозные темы были непроходными. Существовали, к примеру, негласные эстетические запреты, связанные с экспериментом. Неофициальные поэты их не знали, поэтому и имена вещей восстанавливали успешнее, чем поэты официальные.

Религиозное творчество 1960 - 1980 гг. не боится эксперимента. Об этом свидетельствует авангардные по своему духу стихи С. Стратановского. Если брать примеры из смежной области, то можно вспомнить художника К. Петрова-Водкина, сумевшего сочетать авангард с иконическим восприятием пространства. Или абстракциониста В. Кандинского, написавшего книгу «О

19

духовном в искусстве»19.

Роль традиции в советской неофициальной поэзии не является первостепенной. Хотя, безусловно, следует признать, что для целого ряда авторов она важна. Так, авторская стратегия Ю. Кублановского, Е. Пудовкиной, А. Солодовникова, С. Аверинцева не только имеет определенное направление движения, заданное Преданием, вследствие чего тексты оказываются приспособленными для теологических интерпретаций. Применительно к их

17 Стратановский С. Религиозные мотивы в современной русской поэзии. Статья 3 // Волга, №6, 1993.

18 Роднянская И. Проблема все же есть... // Новый мир, №8, 1995.

19 Кандинский В. О духовном в искусстве - Ленинград: Фонд «Ленинградская галерея», 1989.

14

творчеству можно говорить о рецепции классической лирики, то есть об использовании традиции в узкоцеховом, поэтическом смысле.

Религиозная поэзия «второй культуры», вопреки мнению некоторых

20

исследователей , в сфере поэтики не представляет собой единого течения. Анализируя духовную поэзию 1960 - 1980 гг., мы видим много разных поэтических походок, встречаем большое разнообразие лирических «я».

Религиозные мотивы часто возникают в контексте воскрешения практики авангардной поэзии, актуализации ценностей модернизма. Не будем забывать и о том, что «второй культуре» важна была связь с современной поэзией Запада, где метафизические темы и поэтический эксперимент дополняли друг друга. Элиот был хорошо известен культурному подполью.

Субъект культурного подполья складывался на пути внутреннего освобождения, учитывающего религиозный опыт. Это не значит, что сам опыт непременно отражался в стихах. Однако определенный стиль жизни - асоциальное поведение, в которое, по советским меркам, входила и религиозность - в известном смысле собирали личность поэта андеграунда. Эскапистская стратегия игнорирования советского абсурда путем приобщения к духовности выглядела совершенно естественной.

Религия несла воздух неполитизированной свободы. Чего нельзя было сказать о религиозных институциях. И, прежде всего, о Русской православной церкви. Культурное подполье никогда не отождествляло свое отношение к Московскому патриархату и свое отношение к православию как к фактору духовного бытия. Эта разница, столь очевидная сегодня и выразившаяся в поговорке «шел к Богу, а попал в Церковь», артикулировалась достаточно ясно в самиздате. Более того, культурное подполье испытывало определенное недоверие не только к институциям, но и к «божественным» словечкам, предвидя, что в один прекрасный момент они будут задействованы новой

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Колымагин Борис Федорович, 2019 год

БИБЛИОГРАФИЯ

Поэтические сборники и публикации

1). Авалиани Д. Словарик // Новый мир. 1994. № 12.

2). Авалиани Д. Гуттаперчевый мальчик // Новый мир, №8, 1997.

3). Авалиани Д. Без названия. Вступительное слово и подготовка текста Т. Михайловской // Арион, №2, 2005.

4). Авалиане Д. Пламя в пурге. Тексты. М.: Арго-риск, 1995.

5). Авалиани Д. Визитная карточка // [Электронный ресурс:] Вавилон. Тексты и авторы. Дмитрий Авалиани. Код доступа: http: //www.vavilon.ru/texts/avaliani0 .html.

6). Авалиани Д. Из неопубликованного. Равнобуквицы // Новое литературное обозрение, №69, 2004.

7). Аверинцев С.С. Стихи духовные. Киев, «Дух i Лггера», 2001.

8). Айги Г. Стихи из книги «Поле-Россия» // Вестник РСХД, №1 - 2,

1982.

9). Айги Г. Разговор на расстоянии: Статьи, эссе, беседы, стихи. СПб.: Лимбус Пресс, 2001.

10). Айги Г. Здесь: избранные стихотворения. 1954 - 1988. М.: Современник, 1992.

11). Антология новейшей русской поэзии «У голубой лагуны» в 5 томах. Сост. К. Кузьминский, Г. Ковалев [Электронный ресурс:] http: //www.kkk-bluelagoon.ru/index.htm

12). Аполлон 77: Альманах. Париж, 1977.

13). Аронзон Л. Стихи // Часы. 1977. № 7.

14). Аронзон Л. Собрание произведений в 2-х томах. СПб.: Из-во Ивана Лимбаха, 2006.

15). Ахметьев И. Миниатюры. Мюнхен: Sagner, 1990.

16). Ахметьев И. Стихи и только стихи. Избранные стихотворения 1968 - 1992 гг. М.: Б-ка альманаха «Весы»; Изд. квартира А. Белашкина, 1993.

17). Бешенковская О. [Без названия] // Часы, № 43, 1983.

18). Бешенковская О. [Без названия] // Часы, № 66, 1984.

19). Бешенковская О. Беззапретная даль. СПб.: Геликон плюс, 2006.

20). Бирюков С. Знак бесконечности. Тамбов: Добровольное общество любителей книги России, 1995.

21). Блаженный В. Стихи. // Православная община, №35, 1996.

22). Блаженный В. [Без названия] // Православная община, №36, 1996.

23). Блаженный В. Стихотворения. М.: РИК Русанова, 1998.

24). Блаженный В. Бог да грешник // Арион, № 2, 1999.

25). Блаженный В. Лучистая энергия сердца // Дружба народов, № 6,

1999.

26). Блаженный В. Мне неизвестны библейские сроки // Дружба народов, № 5, 1997.

27). «Блаженны нищие духом.». (Стихи христиан нашего времени). М.: Нонпарел, 2007.

28). Бобышев Д. Медитации // Вестник РСХД, №4, 1978.

29). Бобышев Д. Знакомства слов. М.: Новое литературное обозрение,

2003.

30). Бобышев Д. Стихотворения // Часы, № 33, 1981.

31). Богослужебные тексты и псалмы на русском языке в переводе Ан-ри Волохонского. М.: Пробел, 2016.

32). Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского. СПб.: Пушкинский фонд, 2000, тома 1 - 4.

33). Бродский И. Большая книга интервью. М.: Захаров, 2000.

34). Бродский И. Стихи // Православная община, № 31, 1996.

35). Бурихин И. Семь пьес для Марии Египетской // Часы, № 11, 1978.

36). Варенцов В. Сборник песен Самарского края. СПб.: Издание Н.А. Серно-Соловьевича, 1862.

37). Величанский А. Охота на эхо. Стихотворения и переводы. М.: Прогресс-Традиция, 1997.

38). Величанский А. Удел. Стихи. М.: Прометей, 1989.

39). Величанский А. Из книги «Помолвка» // Православная община, №4, 1991.

40). Величанский А. [Без названия] // Православная община, №40, 1997.

41). Вестник РСХД (Париж - Нью-Йорк - Москва).

42). Волохонский А. Стихи. Публикация и предисловие М. Мейлаха // Часы, №13, 1978.

43). Волохонский А. Собрание произведений в 3-х т. Т. I: Стихи / Составление, предисловие и примечания Ильи Кукуя. М.: Новое литературное обозрение, 2012.

44). Волохонский А. Собрание произведений в 3-х т. Т. III: Переводы и комментарии / Составление, предисловие и примечания Ильи Кукуя. М.: Новое литературное обозрение, 2012.

45). Воскрешение. Сборник духовной поэзии. М.: Ноосфера, Издательский отдел Московского патриархата, 1989.

46). Востокова С. Стихотворения // Часы, № 30, 1981.

47). Генделев М. Перевернутый семисвечник // Часы, № 3, 1976.

48). Голгофа. Библейские мотивы в русской поэзии. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.

49). Державин Г.Р. Духовные оды [Электронный ресурс:] Мюнхен: Im Werden Verlag, 2005. Код доступа: https://imwerden.de/pdf/derzhavin_duhovnye_ody.pdf

50). Дмитриев А. Стихотворения // Новое литературное обозрение, №15, 1995.

51). Запесоцкая Р. Из книги «Постижение» // Крещатик, №1, 2005.

283

52). Запесоцкая Р. Стихи // Вестник РСХД, №3, 1987.

53). Игнатова Е. Стихотворения // Часы, № 28, 1980.

54). Игнатова Е. Стихотворения // Часы, № 30, 1981.

55). Игнатова Е. Стихотворения // Часы, № 46, 1983.

56). Игнатова Е. Стихотворения разных лет. // Иерусалимская антология.

57). Кацюба Е. Игр рай. М.: ЛИА Р. Элинина, 2003.

58). Красовицкий С. Мадригал церкви Покрова на Нерли // У голубой лагуны. Том 1.

59). Кривулин В. Композиции. М.: Арго-риск, Книжное обозрение,

2009.

60). Кривулин В. Музыкальные инструменты в песке и снеге // Часы, № 8, 1977.

61). Кривулин В. Стихи 1984 года // Вестник РСХД №4, 1984.

62). Кривулин В. Обращение. Л.: Советский писатель, 1990.

63). Кублановский Ю. Поэт и Париж // Южное сияние, №4, 2012.

64). Кублановский Ю. Из сборника «Земное время» (1978 г.) // Вестник РСХД, №3, 1979.

65). Кублановский Ю. Стихи // Вестник РСХД, №4, 1979.

66). Кублановский Ю. Стихотворения // Вестник РСХД, №1 - 2, 1984.

67). Кублановский Ю. Стихи // Вестник РСХД, №2, 1986.

68). Кублановский Ю. Стихи // Вестник РСХД №2, 1987.

69). Кублановский Ю. Стихи // Вестник РСХД, №2, 1988.

70). Кублановский Ю. [Без названия] // Вестник РСХД, №3, 1989.

71). Кублановский Ю. Число: Стихотворения. М.: Издательство Московского клуба, 1994.

72). Кублановский Ю. С последним солнцем. Paris.: La Presse Libre,

73). Куприянов Б. Роман в стихах // Часы, № 38, 1982.

284

74). Лихтенфельд Б. Из книги «Мифология опыта» // Часы, № 30, 1981.

75). Миркина З. Потеря потери. Избранные стихи 60-х, 70-х и начала 80-х годов. Переводы из суфийской поэзии. М.: Evidentis, 2001.

76). Миронов А. Стихи разных лет // [Электронный ресурс: ] Новая камера хранения. Код доступа: http: //www.newkamera.de/mironov/mironov_01. html

77). Миронов А. Метафизические радости. Стихотворения 1964 - 1982 гг. СПб.: Призма - 15, 1993.

78). Миронов А. Избранное: Стихотворения и поэмы 1964 - 2000. СПб.: ИНАПРЕСС, 2002.

79). На середине мира. Елена Пудовкина. [Электронный ресурс:] Код доступа: http://seredina-mira.narod.ru/pudovkina1 .html

80). Надеждина А. Стихи // Вестник РСХД, №3, 1965.

81). Надеждина А. Новые стихи // Вестник РХСД, №3, 1967.

82). Некрасов Вс. Авторский самиздат (1961 - 1976). М.: Совпадение,

2013.

83). Некрасов Н.А. Избранные стихи. М.: Гослитиздат, 1937.

84). Никитин В.А. Сумерки смертного дня. Избранные стихотворения. Париж: ИМКА-Пресс, 1990.

85). Никитин В. Памяти Юрия Селиверстова // Вестник РСХД, №2,

1990.

86). Никодимов В. [Без названия] // Часы, № 49, 1984.

87). Охапкин О. Избранное. Стихи и поэмы. [Электронный ресурс:] Код доступа: http:// www.religare.ru/25_861.html

88). Охапкин О. [Без названия] // Часы, №8, 1977.

89). Поэтическая Библия. Елена Пудовкина. [Электронный ресурс:] Код доступа: http://www.poetry-bible.ru/pages/pudovkina_elena

90). Пророк. Библейские мотивы в русской поэзии. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.

91). Пригов Д.А. Написанное с 1975 по 1989. М.: Новое литературное обозрение, 1997.

92). Пудовкина Е. Десять стихотворений // Вестник РСХД №2, 1981.

93). Пудовкина Е. Стихи // Вестник РСХД, №3, 1986.

94). Пудовкина Е. Стихотворения // Часы, №29, 1981.

95). Пудовкина Е. Стихи // Звезда, №1, 1992.

96). Рукина Г. Из сборника «Преображенье» // Часы, № 75, 1988.

97). Русские стихи 1950 - 2000 годов. Антология (первое приближение). В двух томах. / Сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М.: Летний сад, 2010.

98). Сабуров Е. Незримое звено. Избранные стихотворения и поэмы. М.: Новое издательство, 2012.

99). Сабуров Е. Три горы огней. Стихи; о поэзии // Знамя, № 5, 2010.

100). Самиздат века / Сост. А.И. Стреляный, Г.В. Сапгир, В.С. Бахтин, Н.Г. Ордынский. М. - Мн.: Полифакт, 1997.

101). Сапгир Г. Стихотворения и поэмы. СПб.: Академический проект,

2004.

102). Сапгир Г. Избранное. М.: Третья волна, 1993.

103). Седакова О. Триптих из баллады, канцоны и баллады // Часы, №23, 1980.

104). Седакова О. Стихи // Вестник РСХД №3, 1984.

105). Седакова О. Стихи. М.: Гнозис; Carte Blanche, 1994.

106). Седакова О. Китайское путешествие. Стелы и надписи. Старые песни. М.: Carte Blanche, 1990.

107). Седакова О.А. Стихи. М: Эн Эф Кью / Ту Принт, 2001.

108). Солодовников А. А. «...В светлом саду христианства». Полное собрание стихотворений. Пьесы. Ноты. Воспоминания о поэте. М.: Гриф и К., 2010.

109). Список действующих лиц. Самиздатский альманах. М.: 1982.

286

110). Стратановский С. Скоморошьи стихи // Вестник РСХД, №2, 1977.

111). Стратановский С. Стихи. СПб.: Ассоциация «Новая литература»,

112). Стратановский С. Три стихотворения // Вестник РСХД, №2, 1990.

113). Стратановский С. Десять стихотворений 1980-го // Часы, № 28,

1980.

114). Файнерман М. Михаил приветствует Юпитера. М.: Виртуальная галерея, 2006.

115). Файнерман М. Из неопубликованного // Новое литературное обозрение, №1, 1992.

116). Файнерман М. Зяблик перелетный. М.: ИЧП «Гео», 1995.

117). Холин И. Избранное. Стихи и поэмы. М.: Новое литературное обозрение, 1999.

118). Христос в русской поэзии. М.: Ключ, 1996.

119). Час молитвы. Библейские мотивы в русской поэзии. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.

120). Часы. Самиздатский журнал, №№ 1 - 80.

121). Чейгин П. Третья книга. СПб.: издатель Виктор Немтинов, 2012.

122). Чейгин П. Без названия // Часы, № 42, 1983.

123). Щедровицкий Д. Из восьми книг. Стихи. [Электронный ресурс:] М.: Теревинф, 2012.

124). Шварц Е. Танцующий Давид. N. Y.: Russica Publishers, 1985.

125). Шварц Е. Труды и дни Лавинии, монахини из ордена обрезания сердца. Нью-Йорк, Ардис, 1987.

126). Шварц Е. Лоция ночи: Книга поэм. СПб.: Советский писатель,

1993.

127). Шварц Е.А. Сочинения Елены Шварц. В 4 томах. СПб.: Пушкинский фонд, 2002.

128). Шварц Е. Грубыми средствами не достичь блаженства // Ковчег, №5, 1980.

129). Шварц Е. Стихи // Вестник РСХД, №3 - 4, 1983.

130). Шварц Е. Из новой книги стихов «Корабль» // У голубой лагуны. Антология новейшей русской поэзии. Том 2Б.

Критические и теоретические работы

131). Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977.

132). Аверинцев С.С. Собрание сочинений. София - Логос. Словарь. Киев: Дух i лггера, 2006.

133). Аверинцев С.С. Связь времен. Киев: Дух i лггера, 2005.

134). Аверьянов В. Житие Вениамина Блаженного // Вопросы литературы, №6, 1994.

135). Айзенштейн Е. «Вдоль островов веселых и высоких». О поэзии Ольги Седаковой // Нева, № 12, 2014.

136). Андреева В. В «малом круге» поэзии // альманах «Аполлон 77».

137). Анпилов А. Светло-яростная точка // Новое литературное обозрение, №1, 1999.

138). Анпилов А. Сам-Язык, супруг дремоты // [Электронный ресурс:] Новая камера хранения. Код доступа: http: //www.newkamera.de/ostihah/anpilov_05 .html

139). Акундин К. Стезей избытка // Новый мир, №1, 2003.

140). Архангельский А. Огнь бо есть. Словесность и церковность: литературный сопромат // Новый мир, №2, 1994.

141). Безансон А. Краткий трактат по советологии, предназначенный для гражданских, военных и церковных властей // Вестник РСХД, №2, 1976.

142). Безносов Д. Трехкнижие Анри Волохонского // Новый мир, № 4,

143). Бибихин В.В. Слово и событие. Писатель и литература. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010.

144). Бобышев Д. Жареные розы Елены Шварц // Континент, №1, 1987.

145). Бурихин И. О гротеске и духовной концепции в стихах Е. Шварц до 1978 г. // Ковчег, № 6, 1981.

146). Буслаев Ф. О литературе: Исследования; Статьи. М.: Худож. лит.

1990.

147). Воронцов В.К. Пространственная модель «Восток - Запад» в поэзии Елены Шварц // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2011.

148). Ворошильский В. Сын гуннов, тот самый поэт // Вестник РСХД, №2, 1976.

149). Встречи у Фадиных. Русский литературный салон в Берлине. Антология. Книга вторая. Берлин - Халле: из-во университета им. Мартина Лютера Халле-Виттенберг, 2017.

150). «Вторая культура». Неофициальная поэзия Ленинграда в 1970 -1980-е годы: материалы Международной конференции (Женева, 1 - 3 марта 2012 г.) / Сост. и науч. ред. Жан-Филипп Жаккар, Виолен Фридли, Йенс Херльт; ред. Петр Казарновский. СПб., Росток: 2013.

151). Дмитренко С.Ф. Поэт Дмитрий Авалиани // Литература, № 15,

2008.

152). Зайденберг С. О поэзии Ольги Седаковой // Православная община, № 41, 1997.

153). Звягин Е. В последний год // Часы, №7, 1977.

154). Зубова Л.В. Языки современной культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2010.

155). Зубова Л.В. Современная русская поэзия в контексте истории языка. М.: Новое литературное обозрение, 2000.

156). Зубова Л.В. Поэтический язык Иосифа Бродского. СПб.: Лема,

2015.

157). Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Из-во Петрозаводского университета, 1995.

158). Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М.: Кругъ, 2004.

159). Ефимов И. Крысолов из Петербурга // Вестник РСХД, №2, 1988.

160). Иванов Б. Виктор Кривулин - поэт российского Ренессанса // Новое литературное обозрение, №68, 2004.

161). Иванов С.А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. М.: Языки славянских культур, 2005.

162). Измайлов Р. «Библейский текст» в творчестве Бродского: священное время и пространство // «Сибирские огни», №5, 2008.

163). Казак В. Лексикон русской литературы XX века. М.: РИК «Культура», 1996.

164). Кандинский В. О духовном в искусстве. Ленинград: Фонд «Ленинградская галерея», 1989.

165). Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». Минск: Издательство «И. Логвинов», 2005.

166). Ковалева И. Письма о русской поэзии. Мнение критика о критике // Новое русское слово. 17 - 18 ноября 2001 г.

167). Колымагин Б.Ф. Искушение культурой: Проблемы взаимодействия Церкви и культуры в современной России. М.: Русский импульс, 2008.

168). Комарова И.В. Символика преображенного времени в поэзии Александра Солодовникова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: филология, журналистика, №4, 2015.

169). Копелиович М. Гранитный Петербург, Иерусалим хрустальный. Заметки о творчестве Елены Игнатовой // Звезда, №7, 1999.

290

170). Копировский А.М. Вместо некролога // Православная община, №4, 1991.

171). Копировский А.М. «Он умер в январе.». Иосиф Бродский // Православная община, №31, 1996.

172). Копировский А.М. Ветхий завет в русской поэзии // Православная община, № 37, 1997.

173). Кочетков Г., свящ. О границах Церкви (в связи с экклезиологией о. Сергия Булгакова) // С.Н. Булгаков: Религиозно-философский путь. Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения (5 - 7 марта 2001 г.). М.: Русский путь, 2003, с. 301 - 311.

174). Котова Н.А. Современная духовная поэзия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.: 2008.

175). Котова Н.А. Современная духовная поэзия. Диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.: 2008.

176). Кошемчук Т.А. Русская литература в православном контексте. СПб.: Наука, 2009.

177). Кривулин В. Петербургская спиритуальная лирика вчера и сегодня (К истории неофициальной поэзии Ленинграда 60 - 80-х годов) // История ленинградской неподцензурной литературы. 1950 - 1980-е годы. СПб.: ДЕАН, 2000, с. 99 - 109.

178). Кривулин В., Горячева Т. Евангельские диалоги // Вестник РСХД, №2, 1976.

179). Кривулин В. Сергей Стратановский: к вопросу о петербургской версии постмодерна // Новое литературное обозрение, № 19, 1996.

180). Кублановский Ю. Поэзия нового измерения // Вестник РСХД, №3,

1987.

181). Кублановский Ю. Вениамин Блаженный. Стихотворения // Новый мир, №3, 1999.

182). Кузьминский К. Анри Волохонский // У голубой лагуны. Антология новейшей русской поэзии, т. 2А.

183). Кукулин И. Фотография внутренностей кофейной чашки // Новое литературное обозрение, № 54, 2002.

184). Кулаков В. Стихи и время // Новый мир, №8, 1995.

185). Кулаков В. Зрячий звук // Арион, №4, 2009.

186). Кулаков В.Г. Неофициальная поэзия 1950 - 1980 гг.: история и поэтика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.: 2000.

187). Кулаков В.Г. Постфактум. Книга о стихах. М.: Новое литературное обозрение, 2007.

188). Кулаков В.Г. Поэзия как факт: Статьи о стихах. М.: Новое литературное обозрение, 1999.

189). Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. М: СПб.: Университетская книга, 2000.

190). Малышева Г.Н. Очерк русской поэзии 1980-х годов (специфика жанров и стилей). М.: Наследие, 1996.

191). Марамзин В. О поэте И. Бурихине // альманах «Аполлон 77»,

1977.

192). Марсель Г. Присутствие и бессмертие. Избранные работы. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007.

193). Медведева Н.Г. «Тайные стихи» Ольги Седаковой. Ижевск, Удмуртский государственный университет, 2013.

194). Мотеюнайте И.В. «Пролетела осень, наступило лето»: провинциальный андеграунд «без весен и зим» // Безвременье как сюжет: Статьи и материалы. Тверь: Издательство М. Батасовой, 2017.

195). Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века. М.: Прогресс, 1986.

196). Нестеров А. Герменевтика, метафизика и «другая критика» // Новое литературное обозрение, №61, 2003.

197). Нешумова Т. Евгений Сабуров, «умевший и умерший» // Новое литературное обозрение, №99, 2009.

198). Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. М.: РГГУ,

2002.

199). Орлицкий Ю.Б. Динамика стиха и прозы в русской словесности. М.: РГГУ, 2008.

200). Павловец М. «Вакуумные тексты» Ры Никоновой и «сверхмалые тексты» в литературе // НЛО. 2014. № 130.

201). Панченко A.M. Юродивые на Руси // Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000.

202). Подрезова Н.Н. Концепция человека в поэзии О. Седаковой (антропологический аспект). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Иркутск, 2003.

203). Померанц Г. Коринфская бронза // Новое литературное обозрение, № 1, 1992.

204). Пробштейн Я. Блаженный // Новый журнал, №240, 2005.

205). Редькин В.А. Поиски веры в современной русской поэзии: По страницам периодической печати конца 1980 - 1990-х годов // Mass-Media. Действительность. Литература. Тверь, 1998. - Вып. 1.

206). Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. / Сост. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. М.: Аспект Пресс, 1996.

207). Роднянская И. Проблема все же есть. // Новый мир, №8, 1995.

208). Роднянская И. Новое свидетельство // Новый мир, № 3, 2011.

209). Роднянская И. Новое свидетельство // Новый мир, № 4, 2011.

210). Романов Б.Н. Христос в русской поэзии // Христос в русской поэзии. М.: Ключ, 1996.

211). Святые места вблизи и издали: Путевые заметки русских писателей I пол. XIX в. / Сост. К. Ургузова. М.: «Восточная литература» РАН; Школа-Пресс, 1995.

212). Седакова О. О погибшем литературном поколении - памяти Лени Губанова // Волга, № 6, 1990.

213). Седакова О. Музыка глухого времени // Вестник новой литературы, №2, 1990.

214). Седакова О. Другая поэзия // Новое литературное обозрение, №22, 1997.

215). Седакова О. Апология разума. М.: Русский путь, 2011.

216). Седакова О. Очерки другой поэзии // Седакова О. Проза. М.: Эн Эф Кью, 2001.

217). Седакова О. L'antica fiamma Елена Шварц // Новое литературное обозрение, №2, 2010.

218). Скидан А. Сумма поэтики // Новое литературное обозрение, №2,

2003.

219). Солженицын А. Иосиф Бродский - избранные стихи // Новый мир, №12, 1999.

220). Софроний (Сахаров), арх. Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря, 1996.

221). Стих. Проза. Поэтика: Сб. статей в честь 60-летия Ю.Б. Орлицкого. New York: Ailoros Publishing, 2012.

222). Стратановский С. Религиозные мотивы в современной русской поэзии: Статья 1 // Волга, № 4. 1993.

223). Стратановский С. Религиозные мотивы в современной русской поэзии: Статья 2 // Волга, №5, 1993.

224). Стратановский С. Религиозные мотивы в современной русской поэзии: Статья 3 // Волга, № 6, 1993.

225). Стратановский С. Религиозные мотивы в современной русской поэзии: Статья 4 // Волга, № 8, 1993.

226). Стратановский С. Поэтический мир Олега Охапкина // Звезда, №8, 2010.

227). Судзуки С. Сознание дзэн, сознание начинающего. М.: Альпина Паблишер, 2013.

228). Тарасенко А. Четвертое Евангелие и его палестинский контекст. СПб.: Алетейя, 2010.

229). Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс. О душе / Пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель А. Ю. Братухина. СПб.: Издательство Олега Абыш-ко, 2004.

230). Тынянов Ю. Архаисты и новаторы. Ленинград: Прибой, 1929.

231). Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М.: Прогресс, 1987.

232). Федотов Г. Стихи духовные. М.: Гнозис, 1991.

233). Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий,

1990.

234). Филоненко А.С. Свидетель в Евхаристической антропологии // Предание.ру, 2010. [Электронный ресурс:] Код доступа: https://predanie.ru/bez-avtora/audio/248070-doc-a-s-filonenko-harkovskiy-nacionalnyy-universitet-im-v-n-karazina-svidetel-v-evharisticheskoy-antropologii/

235). Черных Н. Концерт для гения первоначальной нищеты // На середине мира. [Электронный ресурс:] Код доступа: http://seredina-mira.narod.ru/nbmironov.html

236). Шайтанов И. Уравнение с двумя неизвестными // Вопросы литературы, №6, 1998.

237). Шайтанов И. Дело вкуса. Книга о современной поэзии. М.: Время,

238). Шмеман А., прот. Воскресные беседы. М.: Паломник, 1993.

295

239). Шрейдер Ю. Свет глубин. Духовная поэзия Зинаиды Миркиной // Литературное обозрение, №11, 1990.

240). Шубинский В. Садовник и сад // Знамя, №11, 2001.

241). Шубинский В. Елена Шварц. Тезисы доклада // История ленинградской неподцензурной литературы. 1950 - 1980-е годы. СПб.: ДЕАН, 2000, с. 110 - 115.

242). Щипков А.В. До и после политики. М.: ПРОБЕЛ - 2000, 2016.

243). Элиот Т.С. Поэты-метафизики / Пер. К. Чухрукидзе // Литературное обозрение, 1995.

244). Языкова И. Рождественские дары Бродского // Дорога вместе, № 3 - 4, 2015.

245). Яранцев В. Золотое сечение // Сибирские огни, №4, 2012.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.