Русская зернь и филигрань XI-XV веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.06, доктор исторических наук Жилина, Наталья Викторовна

  • Жилина, Наталья Викторовна
  • доктор исторических наукдоктор исторических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.06
  • Количество страниц 1272
Жилина, Наталья Викторовна. Русская зернь и филигрань XI-XV веков: дис. доктор исторических наук: 07.00.06 - Археология. Москва. 2003. 1272 с.

Оглавление диссертации доктор исторических наук Жилина, Наталья Викторовна

Глава

I. Задачи, методы и основы изучения русской средневековой филиграни с

1. Историография с

2. Источники с

3. Методика исследования с

4. Технология зерни и филиграни с

5. Средневековая филигрань с

6. Предыстория высококвалифицированного филигранного дела на Руси '. с

Глава

II. Зернь и скань Древней Руси в XI-XIII вв.с. 170-327 ЬРясна с

2. Лучевые колты с

3. Трехбусинные украшения c.2d

4. Бусины ожерелий с

5. Оправы бусин с

6. Оправы каменных крестов с

7. Нагрудные цепи с

8. Украшения рук с

9. Шедевры филигранного искусства с.286-304: Лунничные колты с.286-292 Медальоны с.293-301 Детали головных уборов с

10. Оклады предметов культа с

11. Накладная орнаментация на украшениях с эмалью и чернью.с

12. Изделия иноземных форм и происхождения на Руси, с.309-317 Основные выводы с

Глава

III. Скано-зерненый убор в XI-XIII вв. с

1. Развитие мужского головного убора с

2. Развитие женского головного убора с

3. Развитие подвесного яруса с

4. Развитие шейно-оплечного яруса с

5. Эволюция металлического убора в IX-XI вв. с

6. Скано-зерненый убор в XI в с

7. Скано-зерненый убор в первой половине XII в. с

8. Скано-зерненый убор во второй половине XII первой трети XIII вв с

9. Филигранный элитарный убор конца XII первой трети XIII вв с.395-398 Основные выводы с

Глава

IV. Русская филигрань в XIII-XV вв с.401-468 Период стабилизации XIII-XIV вв с.401-422:

1. Значение рубежа татаро-монгольского завоевания для русского филигранного дела с.401-404 - Металлический филигранный убор в XIII-XVI вв.,с.404-415 - Оклады церковных произведений с

2. Стилистическое развитие русской филиграни в XIV-XV вв с

3. Технология русской филиграни в XIV-XV вв с

4. Филигранная оправа камеи из черного камня из фондов КМИДР с

5. Оклад иконы Св. Николая из Лавры на Афоне, с

6. Золотая подвеска из раскопок Твери с

7. «Шапка Мономаха» с

8. Брошь из Тушкова городка с

9. Филигрань оклада иконы Владимирской Богоматери.с.462-465 Основные выводы с.466-468. Заключение с. 469-498

Приложение

I. Каталоги средневековых филигранных изделий, с. 499-610 Каталог А. Изделия с зернью и филигранью из Древней Руси X начала XI вв с. 501-550 Схема карты каталогов В, С, D с. Каталог В. Византийские филигранные изделия VI-XV вв. с.552-574 Каталог Восточные филигранные изделия VI-XV вв с.575-603 Каталог D. Западно- и североевропейские филигранные изделия X-XIV вв, с. 604-610

Приложение

II. Каталоги русских филигранных изделий, с. 611-806: Каталог 1. Древнерусские изделия со сканью и зернью XI-XIII вв. с.611-792 Каталог 2. Русские филигранные произведения XIII-XV вв с.793-806

Приложение

III. Реконструкции древнерусского убора. 807-935: Каталог 3. Реконструкция убора по кладовым комплексам с.807-886 Альбом графических реконструкций к Каталогу с.887-935

Приложение

IV. Таблицы с.936-968

Приложение

V. Список рисунков с.969-981

Приложение

VI. Рисунки к тексту с.9822-1321

Приложение

VII. Библиография с. 1322-1341

Список сокращений с

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская зернь и филигрань XI-XV веков»

Основная проблема, решаемая в исследовании - воссоздание истории русской зерни и филиграни в период сложения и развития русского высококвалифицированного ювелирного ремесла. В рамках этого рассмотрения анализируется вопрос происхождения элитарного филигранного русского ремесла, определяется доля его самостоятельности при переработке суммы иноземных влияний.В работе анализируются все виды миниатюрной ювелирной орнаментации, применявшиеся на Руси. Для их обозначения используется общий термин «филигрань».Зернь, или грануляция - это ювелирный прием украшения металлической поверхности или ажурных проволочно-каркасных конструкций миниатюрными металлическими гранулами, или шариками.Проволочная филигрань - это применяемая для аналогичных целей миниатюрная проволока с зернистым эффектом, достигнутым как различными способами свивания, так и штампованием. Русское слово «скань» обозначает один из видов филиграни, образуемый, как правило свиванием двух проволочных заготовок. Этот термин можно использовать и по отношению к спирально навиваемой проволоке из одной проволочной заготовки, но предпочтительней пользоваться здесь термином «филигрань».Воссоздание картины развития художественного ремесла зерни и скани, или филиграни, на Руси включает характеристику его художественного и технологического уровня, орнаментального строя и типологического и стилевого состава.Работа включает в себя решение нескольких конкретных задач: 1) осуществление типологического, стилистического и технологического анализа ювелирных изделий; 2) выделение главных стилистических и технологических этапов в развитии рассматриваемых ювелирных техник; 3) характеристика процесса сложения высокоразвитого русского ювелирного ремесла на примере развития филиграни; 4) воссоздание истории славянорусского металлического убора, основу которого составляли украшения, выполненные в технике зерни и скани.Общие хронологические рамки рассмотрения - XI-XV вв.Выбор этого периода объясняется следующими обстоятельствами. В 988 г. на Руси принято христианство. Оценка этого важного события является предметом как общих так и конкретных историко-культурных исследований. Не только религия Руси постепенно вовлекается в религиозный строй христианства, но и соответствующий христианству культурный уровень начинает оказывать глобальное влияние на русскую культуру. Для развития ремесел, и в частности, ювелирного дела, это также имело большое значение. Произошло более глубокое, чем в предшеств)^ ющие периоды, соприкосновение русской ремесленной культуры с византийской, насыщенной прогрессивными технологиями и формирующей мировые художественные стили. Для принятия и переработки новых культурных явлений государством и народом было необходимо историческое время. Период XI в. стал первым временем, когда новые явления становятся заметны. С другой стороны, в это время сохранялись предшествующие традиции как технологии, так и типологического состава вещей и убора. То есть, именно это время способно показать широкий спектр разнообразных явлений ремесленной культуры, многие из которых определили дальнейшее развитие, а некоторые наоборот отошли в прошлое.Этим период значим для исследования и важен именно, как начальный.Ремесленная и художественная культура X - начала XI вв. была сложной.'Она уже испытала воздействие ремесленной продукции и традиций Северной Европы, Востока, Византии, и западнославянского мира.Определенную роль сыграли и элементы автохтонного развития. В работе предпринимается изучение опорных серий материала по филиграни X вв., отражающего основные стили и типы вещей. Данные размещаются в специальном каталоге и сопровождаются технологической характеристикой, достаточной для сравнения с основным материалом исследования. Без этого анализа постановка вопросов происхождения ремесла была бы невозможна. XI в. в истории древней Руси - время острых социальных и политических конфликтов. Это время осуждается автором «Слова о полку Игореве», когда Русь, по его мнению, не была сильна, как государство. Но именно в первой половине - середине XI в., в период княжения Ярослава Мудрого византийская культура начинает находить на Руси благодатную почву. Киев с Софийским собором 1037 г. и Золотыми воротами становится отражением образа Царьграда. XI в. - период организации русской христианской церкви и монашества. В середине столетия основан КиевоПечерский монастырь. В это время в переводах и списках распространяется греческая историческая и церковная литература. Одно из наиболее ранних и ярких явлений - перевод Хроники Георгия Амартола. В XI в. начинается переход от курганного обряда захоронения с сожжениями к христианскому трупоположению.Несмотря на политическую нестабильность, XI в. вырисовывается как эпоха создания предпосылок для качественного скачка во многих государственных и культурных сферах, иначе блестящие вершины древнерусской культуры XII в. были бы необъяснимы. XI в. - время напряжения всех сил русского общества. Начата политика по преодолению княжеского сепаратизма и объединению Руси. В 1099 г. написана основная часть Поучения Владимира Мономаха. Сильное, хотя и временное, объединение Руси, стало результатом этой волевой политики в следующем столетии.В XII в., как показано в исследовании Т.И. Макаровой, на Руси известно высококвалифицированное производство перегородчатой эмали.Расцвет эмали в XII в. позволяет относить сложение киевской школы эмальерного дела к эпохе Ярослава Мудрого (Макарова Т.И., 1975).В конце XI - начале XII вв. изготавливаются художественно и технологически совершенные изделия с чернью. Один из ремесленных подъемов приходится на рубеж XI-XII вв. В XII в. черневое дело окончательно складывается как ремесло, становясь независимым от эмальерного (Макарова Т.И., 1986). Эмалевые и черневые изделия, входившие в состав княжеского парадного убора, изготавливались в мастерских, обслуживающих княжеские дворы (Макарова Т.И., 1997).Развитие прогрессивных тенденций в филиграни, как стилистических, так и технологических, продолжается в XI-XIII вв. Изделия с филигранью из кладов этого периода привлекаются в исследовании полностью, данные о них отражены в специальном каталоге и являются основной базой исследования. Развитие филиграни в этот период дает возможность рассмотреть взаимодействие традиционной ювелирной культуры, сформировавшейся на Руси к XI в., с новой провизантийской.Богатство и разнообразие кладов, зарытых в 70-х гг. XII в. - первой трети XIII в., позволяет восстановить набор вещей предшествующего, как бы пропущенного кладами, периода первой половины - середины XII в. К этому времени можно относить начало широкого распространения большинства категорий скано-зерненых украшений. Материал этих кладов позволяют судить также и о тех типологических и стилистических изменениях, которые испытал комплекс скано-зерненого убора в связи с воздействием Византии.Этот же период показывает рождение элитарного искусства филиграни, связанного с оформлением парадного убора из перегородчатой эмали.Для оценки технологического уровня и стилистического состава русского филигранного материала проводится изучение опорных серий ювелирных изделий иностранного происхождения: Византии, Западной Европы и Востока. Данные об этих вещах отражены в специальных каталогах иностранного материала, прилагаемых к работе.Предметы с филигранным декором являются не только ремесленными изделиями, но и произведениями прикладного искусства. Поэтому предпринимается их анализ по трем основным аспектам, результаты которого в итоге сопоставляются и объединяются.1. Типологический анализ. Он включает типологическое определение каждого изделия. Типологическая классификация и эволюционные ряды призваны показать формальную эволюцию каждой категории вещей.2. Стилистический анализ. На основании выделения стилеобразующих признаков характеризуются основные стили филигранного искусства.Определяются группы материала относящиеся к тому или иному стилю. На основании датированных произведений ориентировочно определяются периоды существования стилей.3. Технологический анализ включает определение способов изготовления зерни и проволочной филиграни по визуальным признакам, фиксацию деталей технической выделки изделий. Полученные данные позволяют выделить группы мастерских, придерживавшиеся близких технологических традиций. Это в свою очередь дает ответы на вопросы о происхождении русской технологической школы филигранного дела в целом, а также - позволяет охарактеризовать своеобразие ремесла в различных древнерусских землях.Чрезвычайно интересен анализ переломного периода, наступившего после татаро-монгольского разорения Руси. В работе ставится задача оценить его по материалам филиграни. Известен целый ряд порубежных памятников, каждый из которых неповторим. Некоторые произведения XIII в. изготовлены не на Руси. Они показывают, с какими ювелирными традициями русская культура продолжала соприкасаться, преодолевая полученный в результате страшного разорения урон. Одно из этих произведений - "Шапка Мономаха", изготовленная в византийскиих традициях. Каждое филигранное изделие вносит свой вклад в восстановление линии перехода от домонгольских древностей к древностям XIX-XV вв.Рассмотрение развития русского филигранного дела в XIV-XV вв. проводится с опорой на основные русские произведения. Ставится цель показать сохранение домонгольских традиций, а также - воссоздать этапы нового стилистического развития, в котором сказались прогрессивные мировые тенденции ювелирного дела. Иными словами, это характеристика восстановления и продолжающегося развития высококвалифицированного филигранного ювелирного ремесла, сопряженного с преодолением трудностей и новой переработкой внешних влияний.Подробная публикация и анализ русских сканных произведений XIVXIX вв. проведены в работах М.М. Постниковой-Лосевой и Т.В. Николаевой (Постникова-Лосева М.М., 1974; Она же, 1981; Т.В. Николаева, 1976; Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л., 1996). Это позволяет нам дать выборочный анализ изделий высококвалифицированного ремесла, нацеленный на выделение общей линии и основных этапов его развития. Данные о произведениях XIII-XV вв. также отражены в специальном каталоге. В отличие от предшествующих исследований и в продолжение их данная работа рассматривает единый процесс развития типологии, стилистики, и технологии русской филиграни от XI в.Хронологическое ограничение исследования рамками XV в. включительно объясняется наступлением в XVI в. нового политического периода в истории Руси, связанного с образованием Русского централизованного государства с центром в Москве. Материал по филиграни XVI-XVII вв. должен рассматриваться в соответствии с характеристикой новых региональных центров ювелирного дела, и новым технологическим уровнем производства, что выходит за рамки целей, обозначенных в данном исследовании.В диссертации использованы микрофотографии деталей технологии, выполненные автором. Использованы фотографии общего вида изделий, выполненные В.П. Даркевичем, а также скопированные из фотоархива Музеев Московского Кремля. Прорисовки и графические рисунки, за исключением оговоренных случаев, выполнены автором.

Похожие диссертационные работы по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор исторических наук Жилина, Наталья Викторовна, 2003 год

1. Ожерелье с крестом и подвесками на монетной застежке золото ГЭ,№104 VI в. клад 1889 г. у Мерсины близ Тарса (Киликия). Кондаков Н.П., 1896. 187-192. Табл. XVIII: 6; Dalton. О. М., 1925. №

2. Подвеска. 1 экз. золото 14x9 Подвеска имеет вид каста с двумя петельками, оконтуренного зернью. Зернь Д = 0,5-0,75. Заготовки из отрезков штампованной проволоки.

3. Бусины. 5 экз. золото Д = 6;Н = 4 Корпус бусины образован напаянной на цилиндрическую основу зернью, зернь уложена по краям рядами, в центре - пирамидками. Объемно-геомерический стиль. Зернь Д = 0,75; Зернь Д = 0,5.

4. Бусина. 1 экз. золото Д = 5; Н = 2,0-2,5 Корпус бусины состоит из трех спаянных рядов зерни, уложенных на каркас из трех кольцевидных пластин. Объемно-геомерический стиль. Зернь Д = 0,5-0,75. Заготовки из штампованной проволоки. Подкладка шириной 0,5.

5. Трехбусинное кольцо. 1 экз. золото Д о = 1 8 ; Д б = 3-4. Бусины гладкие в виде призмы со срезанными углами. Гладкая проволока стержня Д =1,0.

6. Бусина, 1 экз. золото 12x14 Бусина покрыта рядом из пяти ромбов по кругу. Геометрический стиль. Д накладного кольца = 2,0. Скань Д о = 0,25-0,50. Сильно оплавлена. Витье из двух проволочек. Д краевого кольца = 0,75.

7. Фрагмент серьги. 1 экз. золото Д 0 = 30; Каст 12 X 10. Каст с крапанами оконтурен сканью; стержень плетеный. «Строгий» стиль. Скань Д о = 0,4; Д 1 = 0,2. Крапаны из ленты толщиной 0,2; шириной 0,9.

8. Серьга. 1 экз. золото 24x16 Серьга имеет лунничную форму, орнаментирована гладкими кольцами, застежка орнаментирована сканью. «Строгий» стиль. Гладкая проволока Д = 0,25-0,35. Скань Д о = 0,35; Д 1 = 0,15.

9. Фрагмент серьги. 1 экз. золото

10. Серьга. 1 экз. золото

11. Бусины 4 экз. 12,5x16. Бусина удлиненной формы разделена поперечно гладким ободком, подчеркнутым с каждой стороны двумя рядами скани, уложенной с эффектом «косички». Краевые кольца из скани. Скань Д о = 1,0; Д 1 = 0,5. Витье из двух проволочек.

12. Лунница. 1 экз. серебро. ММК. № 2770. Геометрический стиль. Зернь Д = 0,6 -1,5 мм (неравномерна). Скань До=1,00-1,25 мм. Витье из двух проволочек.

13. Браслет из бляшек. 1 экз. золото Бляшки в форме цветка орнаментированы зернью. Зернь Д = 0,5-0,6; разброс значений Д от 0,35 до 1,00 мм. На гранулах наблюдаются плоские площадки.

14. Подвесная цепочка к ряснам. 1 экз. серебро Д круглых бляшек =11; размеры концевой - 23,5 х 7,5 Типологические и стилевое определения аналогично Кат. 1, № 2. Зернь Д =0,8-1,0. Скань Д о = 0,5. РИАМЗ, № 7726. Старая Рязань, из кладов 1970-1973 гг.

15. Бляшка к цепочке рясен. 1 экз. золото ПОИАМЗ Тип П. Подтип IV, вариант 14. «Строгий» стиль. На бляшке - пять крестообразно нанесенных гладких колечек, между ними проходит петлеобразная фигура из скани, или гладкой проволоки.

16. Фрагмент аналогичной бляшки. 1 экз. золото. ПОИАМЗ Тип П. Сионцевидные.

17. Колты. 2 экз. серебро 104x94 ГОП;№ 10871; MP-1003. Клад из с. Кресты Тульской обл., 1876 г. Опись МОП, 1893. Часть VII. 25. Табл. 78. № 9486; ЗРАО, Т. XI, 1899. 198; Гущин А.С.,1936. 36-38; Корзухина Г.Ф., 1954. № 157: 3. 141. Табл.

18. Наконечники оправы. 2 экз. серебро.

19. Наконечники оправы. 2 экз. серебро.

20. Оправы. 2 экз. серебро. Старая Рязань, клад 1937,1950 гг. ГИМ,№ 33881, №1200/15. См.№ 88. 1) оправа креста из кипариса из четырех наконечников.

21. Наконечники оправы. 3 экз. серебро

22. Наконечники оправы креста из яшмы. 3 экз. серебро

23. Оправа для креста из черного аспида. серебро 15x14; 13x10. Не сохранилась. Клад из д. Лески Орловской обл. 1876 г. См № 94. Тип I, подтип V, вариант 17. «Строгий» стиль. Поле оставлено гладким, наконечник оконтурен двумя рядами скани.

24. Наконечники оправы шестиконечного креста. 2 экз. золото.

25. Наконечники оправы каменного креста. 3 экз. серебро. Не сохранились. Старая Рязань, клад 1887 г. Гущин А.С., 1936. 80. Табл. XXIX: 9. Тип I, подтип V, вариант 18. Строгий стиль. См. №100.

26. Бусина. 1 экз. серебро 17x12 Фонды Института археологии НАНУ; № С-52. Тип I, подтип I, вариантЬ Фигурные лопасти орнаментированы рядами зерни. Зернь Д = 0,50 -0,75. Толщина пластины-основы 0,15 Накладное кольцо Д = 0,75. Д сечения проволоки = 0,25

27. Фрагменты бусины. серебро Фонды НМИУ; № РДМ 1309. Тип I, подтип I. вариант 3. Сохранились остатки выкладок зерни рядами. Зернь Д = 0,5. Гладкая проволока Д = 0,60-0,75. ОТДЕЛ II.

28. Бусина. 1 экз. серебро Уваров А.С., 1871. Табл. VII: 29. Тип I, подтип I, вариант 3. Линейно-геометрический стиль. Разделена четырьмя бордюрами из зерневых треугольников

29. Бусина. 1 экз. серебро Уваров А.С., 1871. Табл. VII: 20. Тип I, подтип I, вариант 4. Линейно-геометрический стиль. Разделена четырьмя бордюрами из двурядной зерни, внутри продольной зоны - ромб.

30. Бусина 1 экз. серебро См. №116. ММК; № 2778/9. Вариант 3. Внутри лепестка - два ромба из зерни, между которыми - мини-ромб.

31. Бусина. 1 экз. серебро См. №116. ММК; № 2778/1 Вариант 4. Внутри лепестка - два ромба из зерни.

32. Бусины. 2 экз. серебро ММК; №2778/2,12 Вариант 4. Зернь Д = 0,45-0,60 (нерегулярна по размеру, отшлифована, высота гранул -0,40-0,45). Скань Д о = 0,65; Д 1 = 0,3-0,4. Замеры по торцу.

33. Фрагменты бусины. 1 экз. серебро 34x17. BCPIAM3 Владимир, раскопки 1999 г. (найдена в пятне древнерусской постройки раскопа № 1). Тип II, подтип II, вариант 3. Зернь Д = 0,5-0,6.

34. Бусина. 1 экз. серебро 38x20 РИАМЗ. Старая Рязань, собрание Толстого\Строганова. Тип II, подтип II, вариант 5. Ободок пластинчатый. Скань Д о = 0,4; Д 1 = 0,25. Зернь Д = 0,5-0,9. Минимальный Д = 0,35. Ширина пластины ободка - 3.

35. Бусины. 2 экз. серебро 30x20 ГИМ;№ 33881,1200/3. Старая Рязань, клад 1937,1950. См. №124. Тип II, подтип II, вариант 8. Геометричекий стиль. Ободок выделен сканью. Зернь Д = 0,6-1,1. Скань Д о = 0,5-0,6; Д 1 =0,25.

36. Бусина. 1 экз. серебро Раскопки А.С. Уваровым Владимирских курганов Уваров А.С, 1871. Табл. VII: 32. Концы бусины обмотаны сканью, по центральной зоне пять рядов спиралей, соединенных скобками. Тип II, подтип III, вариант 1.

37. Бусины. 3 экз. серебро

38. Бусины. 2 экз. серебро. 20x15 ГРМ, № БК-2780. Собрание М.П. Боткина. По центральной зоне бусины две сканных спирали, края обмотаны сканью. Д спирали = 4,0. Скань Д о = 0,4.

39. Бусина 1 экз. серебро НМИУ; № ДРА 816, РДМ-675 Грищенцы, Каневский р-н., Украина. См. №151. Тип II, подтип III, вариант 3 Зернь Д = 2,0-2,5.

40. Бусина. 1экз. серебро НМИУ; № ДРА-219; РДМ-42 с. Пересопница Ровенского р-на, Украина. Тип II, подтип III, вариант 3. Зернь Д = 1,0; Д кольца под зернь = 1,5; Д проволоки = 0,25; Толщина пластины-основы - 0,10-0,15.

41. Бусина. 1 экз. серебро НМИУ; № ДРА 65, РДМ-61 Городище Попова Гора, Черниговской губ., 1891 г. Тип II, подтип III, вариант 3. Д сечения гладкой проволоки обмотки - 0,2. Д сечения проволоки краевого кольца - 0,5-0,6

42. Бусина. 1 экз. серебро 18x15 Фонды КМИДР; № АЗС-1098. Тип III, подтип I, вариант 4. Геометрический стиль. Ободок выполнен гладкой пластиной, подчеркнутой зернью. Зернь Д = 0,35-0,90 (неравномерность по диаметру). Гладкая проволока Д = 0,9.

47. Кольцо. 1 экз. серебро Д = 40;д=12 НМИУ;№РДМ1225. Тип I, подтип I, вариант 8. Строгий стиль. Зернь Д = 2,0. Скань Д о = 0,5-0,6; Д 1 = 0,20-0,25. Гладкая проволока Д = 0,35-0,50.

49. Кольцо. 1 экз. (фрагменты). серебро КМИДР;АЗС-1093. Княжая Гора. Тип I, подтип II, вариант 11. «Строгий» стиль. Зернь Д = 2,0. Д кольца = 2,5. Скань Д о = 0,35-0,40; Д 1 = 0,15-0,20. Гладкая проволока Д = 0,35.

50. Кольца. 2 экз. серебро 55x27 ;д= 15. РИАМЗ Старая Рязань, клад 1967 г., № 2 Даркевич В.П., Монгайт А.Л., 1972. Рис. 4; Даркевич В.П., 1974. 19-

51. Кольцо. 1 экз. золото Д = 30;д=10. КМИДР;№АЗС913 Происхождение неизвестно. Киев (?). Тип I, подтип II, вариант 15. «Строгий» стиль. Зернь Д = 1,25; Д кольца =2,0. Скань Д о = 0,45-0,50 ; Д 1 = 0,25. Гладкая проволока Д = 0,20-0,25.

52. Кольцо. 1 экз. серебро Д = 28;д = 9. КМИДР;№ АЗС 1083. Происхождение неизвестно. Киев (?). Тип I, подтип II, вариант 17. «Строгий» стиль. Окружности нанесены одним рядом скани. Скань Д о = 0,5; Д 1 = 0,25. Гладкая проволока Д = 0,25.

53. Кольца. 2 экз. серебро Д=35;д=11. ГРМ; № 2723,2724. Собрание М.П. Боткина. Тип I, подтип II, вариант 18. «Строгий» стиль. Зернь Д= 1,0-1,1. Д кольца = 1,10-1,25. Скань Д о = 0,4 ; Д 1 = 0,2. Гладкая проволока Д = 0,25.

54. Кольцо. 1 экз. серебро д= 11-12. ГРМ; № 2676 Клад из Переяслава, 1884 г. Тип I, подтип II, вариант 19. «Строгий» стиль. См. № 209. Зернь Д = 1,25-2,25. Д кольца = 2,0. Скань Д о = 0,4-0,5 ; Д 1 = 0,20-0,25. Гладкая проволока Д = 0,25.

56. Бусина. 1 экз. серебро Д=12. ГРМ; № 2685. Переяслав, клад 1884 г. См. № 209. Тип I, подтип II, вариант 20. «Строгий» стиль. Зернь Д = 1,75-2,00.

57. Кольцо, 1 экз. золото Д = 35-40; д= 12. ГРМ; № 2690. Переяслав, клад 1884 г. Тип I, подтип II, вариант 21. «Строгий» стиль. Скань Д о = 0,4-0,5; Д 1 = 0,2. Гладкая проволока Д = 0,4-0,5.

58. Кольцо. 1 экз. серебро Д = 30 ;д=10 . ГИМ;№ 76990, 1673/104 Собрание Д.Я. Самоквасова. Княжая Гора(?). Тип I, подтип II, вариант 26. Бусина разделена поперечным ободком на две части, окружности нанесены двумя рядами скани. Скань Д о = 0,5; Д1 =0,15.

59. Кольца. 2 экз. золото Д = 35-40;д=12. ГЭ Киев, материалы М.К. Картера. Тип I, подтип II, вариант 27. «Строгий» стиль. Окружности и перекрестья нанесены одним рядом скани. Зернь Д = 1,75. Скань Д о = 0,75 (окружности); Д 1 = 0,4 (обмотка).

60. Кольцо. 1 экз. серебро. Д = 30-32;д= 10-11. ГИМ;№ 76990, 1673/94. Собрание Д.Я. Самоквасова Княжая Гора. У стержня гладкопроволочная спираль. Тип I, подтип II, вариант 30. «Строгий» стиль. Гладкая проволока Д = 0,4.

61. Кольца. 4 экз. серебро. Д = 33-40 ;д = 5-7. НМИУ; Происхождение неизвестно. Тип I, подтип III, вариант 1. На каждой половине бусины шесть лепестков скани с завитками внутри. «Строгий» стиль. Скань Д о = 0,35 ; Д 1 = 0,15.

65. Кольцо. 1 экз. золото Д = 25;д = 7. ГИМ;№ 12562; 2237/12 Собрание И.И. Щукина/ Тип I, подтип V, вариант 3. Зернь Д = 0,6. Скань Д о = 0,4-0,5.

66. Перстни. 2 экз. серебро Перстни деформированы и сломаны, накладная орнаментация не читается полностью. 15x11 ГЭ Невельской клад 1892 г. В основании щитка - выкладки из зерни. Зернь Д = 0,50-0,75. Типологическое определение невозможно.

67. Перстень. 1 экз. серебро См. №391. Тип I, подтип I, вариант 4. Геометрический стиль. Уваров А.С., 1871. Табл. VIII: 10. В основании щитка между лепестками треугольники из зерни.

68. Перстень. 1 экз. серебро См. №391. Тип I, подтип I, вариант 5. Геометрический стиль. А.С. Уваров, 1871. Табл. VIII: 9. В центре щитка - гранула крупной зерни на кольце, крестообразно расположены четыре аналогичных гранулы.

69. Перстень. 1 экз. серебро См. №391. Уваров А.С., 1871. Табл. VIII: 14. Тип II, подтип II, вариант 2. Геометрический стиль. В основании щитка - бордюр из треугольников зерни.

70. Перстень, 1 экз. серебро

71. X 8 Фонды НМИУ. № С-Р-652. Тип III, подтип II, вариант 3. Кольцо перстня состоит из двурядной канители, по конутру щитка два бордюра из зерни. Зернь Д= 1,5. Канитель Д о = 1,6. Толщина пластины-основы - 0,35

72. Колт. 1 экз. золото ГИМ; № 49877; 1092/7 эмаль Киев, клад в Михайловском монастыре, 1906 г. Бордюры из скани. Скань Д о = 0,65-0,75. Толщина золотой перегородки для эмали - 0,05-0,10.

73. Колты. 2 экз. золото ГРМ; № 2776,2777. эмаль Собрание М.П. Боткина. Бордюры из скани. Скань Д о = 0,65.

74. Колт. 1 экз. серебро ГРМ; №3319 чернь Киев, клад 1893 г. Сканные бордюры и кайма из гофрированной ленты. Скань Д о = 0,5; Д 1 = 0,25. Гофрированная лента: толщина - 0,1; ширина - 1,0.

75. Колты. 2 экз. серебро ГРМ; № 2672 . чернь Клад в Переяславе, 1884 г. Сканная многолучевая кайма, штампованный краевой бордюр. Скань Д о = 0,5. Штампованная проволока Д = 1,25.

76. Фрагмент обнизи колта. 1 экз. серебро ГРМ; №2715 чернь Киев, клад в ус. Гребеновского, 1899 г. Сканный бордюр, кайма из гладкой гофрированной ленты. Скань До = 1,5. Гофрированная лента: ширина -1,0; толщина - 0,25. Общая ширина каймы - 3,0

77. Дужки очелья. 2 экз. золото ГРМ; №2771,4740 Киев, клад в Михайловском монастыре, 1887 г. Краевой штампованный бордюр. Штампованная проволока Д= 1,35. ОКЛАДЫ И ОПРАВЫ.

78. Оклад иконы с Борисом и Глебом. 1 экз. серебро

79. Оклад иконы. 1 экз. золото НГИАМЗ Владычная палата. Поле оклада сплошь покрыто накладными сканными кольцами. Скань Д о = 0,75; Д 1 = 0,5.

80. Дужки очелья. золото Киев, клад 1824 г. Не сохранились. Кондаков Н.П., 1896. 103; Рис. 64. Каждая дужка орнаментирована цилиндрическими высокими кастами с зернью.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.