Русский балетный театр екатерининской эпохи: Россия и Запад тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Максимова, Александра Евгеньевна

  • Максимова, Александра Евгеньевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 388
Максимова, Александра Евгеньевна. Русский балетный театр екатерининской эпохи: Россия и Запад: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2008. 388 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Максимова, Александра Евгеньевна

Введение.

I. Балетный спектакль в России конца XVIII века (на примере творчества В.Мартин-и-Солера и К.Каноббио)

1. Источники и авторы.

2. Проблемы текстологии и реконструкции нотного текста.

3. Музыкальные жанры в балетах.

4. Проблемы формообразования.

5. Музыкальная драматургия.

6. Стилистические особенности балетной музыки.

7. Оркестровый стиль балетов.

8. Либретто. В поисках сюжетов.

II. Балетная музыка в русском драматическом спектакле конца XVIII — начала XIX веков

1. Балетные сцены в русской драме.

2. Мелодрама Е.И.Фомина «Орфей»: к проблеме возникновения симфонизма в русской театральной музыке.

3. Балетные сцены в музыкально-театральных сочинениях О.А.Козловского и А.Н.Титова.

III. Балетмейстеры русского театра при дворе Екатерины II

1.Иностранные балетмейстеры в России (1760 - 1800гг.). Имена, судьбы, преемственность.

2. Ж.-Ж.Новер и репертуар русского балетного театра.

3. Источники по технике танца. Оформление спектакля.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русский балетный театр екатерининской эпохи: Россия и Запад»

Екатерининская эпоха1 - важнейший период в истории русского музыкального театра на пути формирования профессионального балетного искусства.

Балетный театр в России возник намного позже, нежели в других европейских странах, его летопись ведёт свой отсчёт лишь с начала XVIII столетия. К этому времени в Италии, Франции, Германии уже существовала многовековая традиция профессионального театрального и бального танца.

Балет как жанр, привнесённый из другой культуры, долгое время оставался зависимым от европейских театральных тенденций. До конца XIX столетия русскую балетную школу возглавляли иностранные мастера. Благодаря искусству приезжих музыкантов и хореографов танцевальная культура поднялась на очень высокий уровень. Об этом, в первую очередь, свидетельствуют репертуарные списки балетных постановок, осуществлённых на сценах Петербурга, Москвы и других российских городов.

Репертуар российских театров екатерининского времени изучен мало: единичные раритетные издания и рукописи рассредоточены по различным архивным собраниям. Однако рукописные фонды, в частности. Центральной музыкальной библиотеки Мариинского театра (Санкт-Петербург), предоставляют возможность ознакомиться с редчайшими источниками. Уникальные музыкальные, литературные и документальные материалы позволяют, исследовать историю становления и развития балетного жанра, условия его бытования, композиционные принципы и сценографию.

Оперы русских композиторов конца XVIII века не раз привлекали внимание исследователей. Отдельные сочинения издавались и исполнялись. Балет занимал в театральном репертуаре не менее значительное место. Однако музыка самостоятельных балетных спектаклей и балетных сцен в драматических постановках долгое время оставалась за пределами научных интересов. Время правления Екатерины II охватывает с 1762 по 1796 годы.

Исключение составляли балетные сцены в операх, на которые обращалось внимание в контексте драматургии спектакля и музыкальной стилистики.

Литература о балете этого времени в основном носит театроведческий характер. Исследователями затрагивались вопросы репертуара русского театра, деятельности балетмейстеров и танцовщиков, композиторов и художников.

Музыковедческие исследования о театре екатерининской поры представлены трудами «Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца

XVIII века» (Н.Финдейзен), «Музыка в русском драматическом театре» (А.М.Глумов), «Русский театр второй половины XV1I1 века» (В.Н.Всеволодский-Гернгросс), «Музыкальный театр в России» (А.А.Гозенпуд). Эти работы были написаны более чем полвека назад, к тому же многие сведения в них устарели. Книги направлены на изучение вопросов истории и эстетики балета и совсем не затрагивают музыкальный материал.

Работы Ю.В.Келдыша «Русская музыка XVIII века», «Очерки и исследования по истории русской музыки», его главы Е.И.Фомине и Д.С.Бортнянском в III т. учебника по истории русской музыки отличались новыми взглядами и значительно расширили знание об этой эпохе, но балетная музыка не удостоилась даже описательных характеристик (опять-таки, за исключением балета в опере).

Весомый вклад в концепцию развития русского балетного искусства вносят работы В.М.Красовской «Русский балетный театр от возникновения до середины

XIX века» и «Западноевропейский балетный театр. Эпоха Новерра», актуальные и сегодня. К сожалению, из этих книг мы почти не узнаем о композиторах и музыке русского балета.

В оценке оркестровых особенностей балетов нам были весьма полезны издания «Известия о музыке в России» (Я.Штелип), «Некоторые черты русской оркестровой культуры XVIII века» (И.Ветлицыпа), «Лекции по истории оркестровых стилей» (Ю.Л.Фортунатов), «Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизхма» (В.В.Березин).

В вопросах музыкальной формы ориентирами служили работы «Русский музыкальный классицизм. Становление сонатной формы в русской музыке до

Глинки» (Э.П.Федосова), «Заметки о классической оперной увертюре времён Гайдна и Моцарта» (Ю.С.Бочаров); фундаментальные исследования В.П.Фраёнова, Ю.Н.Холопова, Т.С.Кюрегян.

Отдельные проблемы балетной музыки театральных сочинений рубежа

XVIII - XIX веков затрагиваются в трудах «Евстигней Фомин» (Б.Доброхотов), «Осип Козловский. Оркестровая музыка. Партитуры» (Публикация, редакция текста, исследование, комментарии и нотный каталог Ю.А.Фортунатова), «Композитор Осип Антонович Козловский» (А.М.Соколова), «Композитор Степан Давыдов» (Л.Фёдоровская), «Музыка в русской драме. 1756 - первая половина XIX века» (М.Н.Щербакова); в монографических главах учебника История русской музыки в 10-ти томах «В.А.Пашкевич» (Е.М.Левашов), «Е.И.Фомин» (Ю.В.Келдыш), «Балетный театр» и «О.А.Козловский» (А.М.Соколова), «А.Н.Титов» (Л.А.Орлова). Избранные сведения о балете и музыке в драматическом театре содержат диссертационные исследования «Музыка в русском драматическом театре к.XVIII - нач.ХГХ в.» Н.А.Вольпер, «Развитие симфонических принципов в русской театральной музыке к. XVIII - начала XIX веков» (А.М.Галкина).

Сведения о хореографической технике балетов (помимо работ В.М.Красовской) содержит монументальный труд Л.Д.Блок «Классический танец: история и современность».

Техника оформления спектакля и сценография рассмотрены в книгах «Очерки истории русского театрально-декоративного искусства XVIII - начала

XIX века» (М.В.Давыдова), «Русское театрально-декорационное искусство» (Ф.Я.Сыркина, Е.М.Костина), а также в названной ранее книге М.Н.Щербаковой.

Большим подспорьем в нашей работе стало издание «Репертуар крепостного театра Шереметевых. Каталог пьес» (Л.А.Лепская) и энциклопедическое издание «Музыкальный Петербург. XVIII век», содержащие наиболее точную и полную информацию о репертуаре, авторах и исполнителях балетного театра. Отдельные биографические сведения были почерпнуты нами из научных статей «Композитор и клавесинист екатерининской эпохи Эрнст Ванжура» (М.П.Пряшникова), «Капельмейстер Екатерины II. Ьо Spagnuolo Висенте Мартин-и-Солер в

Петербурге» (И.А.Кряжева), а также из музыкальной энциклопедии «The New Grove of Music and Musicians» и энциклопедии «Балет».

В конце XX века появилось исследование Е.Н.Дуловой «Балетный жанр как музыкальный феномен», в котором впервые раскрывается панорама нотных балетных источников времён Екатерины II. Автору удалось не только создать обобщающее исследование о феномене балетной музыки. В книге опубликованы новые сведения о музыкальных чи литературных материалах балета второй половины XVIII - начала XIX веков. Сочинения Э.Ванжуры, М.Медведева,

В.Мартин-и-Солера, С.Титова и других композиторов рассмотрены в контексте стилистических особенностей балетных произведений. В частности, автором определяются мелодико-ритмические свойства музыки как важнейшего этапа формирования основ жанра. Классифицируя различные жанровые категории, Е.Н.Дулова вводит собственную терминологию в анализ нотных образцов и опирается при этом на репертуар столичных российских театров.

Обратиться к малоизвестному и трудоёмкому материалу нас побудило не только отсутствие работ о музыке театрального танца в России. Парадоксально, но t музыка европейского балета XVIII века почти не исследована в Европе (в том числе сохранившиеся партитуры балетов Ж.-Ж.Новера2). Не каждый музыковед сможет назвать хотя бы двух-трёх авторов балетной музыки.

Актуальным представляется дальнейшее исследование творчества композиторов и хореографов, знакомство с неизвестными источниками для восполнения картины балетного театра в России. Углублённое изучение и - систематизация музыкальных образцов, постановка и раскрытие вопросов текстологии, терминологии, жанровой специфики, стиля, формы, гармонии, оркестровки в партитурах зарубежных и русских авторов позволит составить представление о зарубежной традиции и её адаптации на русской сцене.

2 Здесь и далее написание фамилии «Новер» нами даётся в соответствии с позднейшими энциклопедическими изданиями на русском языке, но в случае цитирования литературы сохраняется вариант оригинала («Новерр») См. Новерр Ж.-Ж. Письма о танце / Ред. и вст. статья Ю.И.Слонимского. Л,-М., 1965\ Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Эпоха Новерра. Л., 1981.

Сведения о литературной основе балетов, о хореографии, технике танца и сценографии также требуют значительного пересмотра и дополнения на основании неопубликованных материалов.

Целостный анализ партитуры, сюжета, хореографии и драматургии балетного спектакля, оперного и драматического сочинения с участием балетных сцен востребован в связи с возрастающим интересом музыковедов, исполнителей-инструменталистов и хореографов к русскому музыкальному театру екатерининских времён.

Цель настоящей работы - составить комплексное представление о балете при дворе Екатерины II на примере сочинений К.Каноббио, В.Мартин-и-Солера, Е.И.Фомина, его последователей - О.А.Козловского и А.Н.Титова и других авторов. Музыкальный материал мы рассматриваем неразрывно от литературного, хореографического и сценографического замысла спектакля.

В работе представлен круг балетных источников и их авторов, дополнены известные сведения об истории создания и постановках сочинений. Материал исследования - неизвестные или малоизученные нотные и литературные источники, большинство из них приводятся впервые. Основная часть музыкальных примеров работы - оркестровые голоса, собранные автором диссертации в партитуру. Значительное место уделяется анализу композиционных особенностей балетов композиторов-иностранцев. Их опыт сопоставлен с творчеством русских музыкантов. Исследуются балетные либретто, материалы по технике танца и сценографии, приведены исторические сведения о балетмейстерах русского двора, их деятельности и творческой преемственности.

Одна из задач работы - также определить, как ведущие - тенденции западноевропейской музыки, хореографии и сценографии преломились в отечественном искусстве, выяснить, какие заимствованные формы балета оказались наиболее перспективными для российской сцены и повлияли на становление классического балета, завоевавшего впоследствии весь мир.

Балетный материал данного периода требует особого исследовательского подхода. Сочинения, созданные приезжими мастерами в России, следует рассматривать в контексте не только русской, но и западноевропейской культуры.

Спектакли, перенесённые на русскую сцену в чистом виде, на практике обретали новую форму, иные акценты. А иностранные музыканты и хореографы, освоив профессию на родине, в российских условиях видоизменяли устойчивые жанровые модели. То же относится к театральным произведениям российских авторов, ведь творчество композиторов и балетмейстеров неминуемо подвергалось внешнему влиянию, большинство из них совершенствовали свои навыки за границей или же были обучены иностранцами.

Диалог России с Западом - одна из основных проблем в истории русской культуры, но и сегодня она разработана недостаточно. Ещё в 1948г. В.О.Берков в книге «Гармония Глинки» акцентировал тесную связь музыкального языка композитора с традицией европейского классицизма и романтизма3. Однако явление европеизации русской культуры всё еще рассматривалось исследователями в рамках искусства XIX века. Позднее проблема была очерчена Ю.В.Келдышем: «Одной из главных проблем в изучении русской композиторской школы XVIII столетия до сих пор остаётся вопрос о влиянии на русскую музыку установившихся западноевропейских традиций, соотношение в ней "русского" и "западного"»4. Дальнейшие попытки изучения музыкальной стилистики данного периода коснулись в основном оперы, симфонической и камерно-" инструментальной музыки. Музыка балетная всё ещё оставалась без внимания.

Одной из первых попыток изучений творчества российского композитора XVIII века в контексте различных культурных влияний стало исследование Ю.А.Фортунатова, посвященное оркестровому стилю О.И.Козловского: «Творческий почерк Козловского и национальные особенности его музыкального языка в первую очередь связаны с искусством Польши и России. <.> поэтому для научной объективности творческая биография и музыкальное наследие Козловского должны быть освещены двусторонне, в контексте развития и польской, и русской культуры». Впоследствии автор определяет стиль композитора как «стилистически многоплановый», вбирающий черты форм раннего

3 Берков В. Гармония Глинки. Государственное музыкальное издательство. М.-Л., 1948. С. 5,26,27,32 и др.

4 Левашова О., Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки. От древнейших времён до середины XIX века. Т.1. М., 1972. С. 124. классицизма, тематизм позднего Бетховена и оркестровку романтической направленности5.

Проблема «Россия-Запад» была поставлена и Е.Н.Дуловой: «Что есть европеизация собственных навыков в сочетании с имевшимся в наличии музыкальным опытом в конце XVIII века? Проблема становится гораздо глубже, если не ограничиваться только историко-культурными констатациями связи России с Западом в период формирования национальной школы (что до сих пор является преобладающей тенденцией в изучении данного периода), но и выйти на уровень собственно теоретического обоснования самого понятия "русский музыкальный классицизм"»6.

Из взаимоотношения двух культурных пластов проистекает проблема приспособляемости жанровых образцов на русской почве. Россия оказалась наиболее восприимчивой к тем проявлениям искусства, которые не противоречили сложившимся формам церковного и светского музицирования. Русские профессиональные композиторы преимущественно обращались к опере, хоровым и камерно-вокальным жанрам. Балет, жанры инструментальной музыки были освоены позднее. Вопреки европейским влияниям, отечественные авторы почти не создавали полноценных балетов, жанр развивался в рамках драматического и оперного спектакля.

Впервые в ^диссертации рассматриваются проблемы драматургии балетного спектакля и функционального значения балетных сцен в драматическом театре.

Изучение репертуара балетного театра конца XVIII века предполагает решение проблемы взаимодействия и взаимовлияния жанров. Речь идёт прежде всего о воздействии принципов оперной, симфонической драматургии и музыкального языка на балетную композицию, и наоборот.

На новом уровне раскрывается проблема симфонизма в русском балете и драме.

5 Фортунатов Ю.А. Осип Козловский. Оркестровая музыка. Партитуры / Публикация, редакция текста, исследование, комментарии и нотный каталог // Памятники русского музыкального искусства. Вып. XI. М., 1997. С.418.

6 Дулова E.H. Балетный жанр как музыкальный феномен (русская традиция конца XVIII - начала XX века). Минск, 1999. С.216.

Первая глава посвящена композиционным особенностям балетов композиторов-иностранцев - К.Каноббио и В.Мартин-и-Солера. Вторая глава повествует о функции балетных сцен в русском драматическом театре в связи с европейскими тенденциями. Центром исследования становится мелодрама Е.И.Фомина «Орфей» и её влияние на сочинения младших современников композитора - ОА.Козловского и А.Н.Титова. Завершает работу глава о балетмейстерах и ведущих эстетических принципах балета, о теории и практике танца и особенностях сценографии.

Искренне надеемся, что материалы работы и приложений не только восполнят значительный пробел в истории русского балетного искусства, но станут основанием для возрождения утраченного наследия.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Максимова, Александра Евгеньевна

Екатерининская эпоха неисчерпаема для исследования музыкального театра.Возвращение к прошлому русского балета конца XVIII столетия позволило нам по новому взглянуть на исторические процессы не только отечественной, но и западноевропейской культуры. Самым важным в работе был поиск и изучение нотных и литературных материалов, позволяющих избежать умозрительных выводов о балетной музыке, либретто и хореографии. Знакомство с рукописями и раритетными изданиями перечеркнуло бытующее представление об утрате балетных источников екатерининской поры.В ходе работы были найдены и рассмотрены нотные и литературные источники из нескольких архивов Санкт-Петербурга и Москвы, ранее неизвестные или неисследованные. Материалы, в том числе партитурные фрагменты, сведённые по рукописным оркестровым голосам, и избранные балетные либретто, приведены в приложениях диссертации. Составлен нотный каталог, в котором собраны и дополнены имеющиеся сведения о сохранившихся рукописных и печатных источниках. ' Изучение нотных материалов позволило узнать, какой была балетная музыка в России, услышать её звучание в партитуре (хотя бы и на бумаге), вместе с тем — приблизиться к мышлению композиторов. Анализ музыкальных образцов способствовал выявлению текстологических, жанровых и стилистических особенностей материала, их систематизации. Выбор композиционных и оркестровых средств, развитая музыкальная драматургия, такие качества как преодоление границ формы и её динамизация, стремление буквально следовать сюжету, первые шаги к приёмам симфонического развития свидетельствуют о высоком профессиональном уровне авторов. Общение с произведениями К.Каноббио, В.Мартин-и-Солера, Е.Фомина и других авторов позволяет отрицать прикладное, «второстепенное» назначение музыки в русском балете конца XVIII В попытке расширить знание о балете мы стремились охватить все составляющие неразрывной цепи: либретто - музыка - хореография — сценография. Каждый раздел работы посвящен отдельным аспектам, составляющим фундамент для изучения жанра. Избранный способ работы с источниками ещё раз доказывает, что только комплексный подход даёт целостное представление о балетах и балетных сценах в театральных спектаклях.Параллельное изучение либретто и хореографических материалов, соединение оркестровых голосов в партитуру позволяет говорить о балетных образцах предметно, уходя от мифологии к знанию.Впереди - поиск новых источников, их изучение и раскрытие вопросов, диктуемых материалом. Необходима дальнейшая разработка проблемы «Россия и Запад» для обоснования понятий «русский музыкальный классицизм» и «русский балет XVIII века». Не изученной - как в отечественном, так и в зарубежном музыкознании - остаётся проблема балета в опере екатерининских времён.Проведённое исследование лишь прокладывает путь к масштабной работе по восстановлению утраченного наследия и заполнению большого пробела в истории жанра. Этот путь направлен не только к познавательной, научной цели, но и к практической - осуществить реконструкцию забытых произведений. В XXI веке, когда существуют оркестры аутентичных инструментов (в том числе роговой

оркестр), коллективы, практикующие аутентичную хореографию, а интерес к русскому искусству прошлых веков так высок, возрождение балетов остаётся лишь делом техники. Первый шаг сделан.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Максимова, Александра Евгеньевна, 2008 год

1. Кусков И. Танцевальный учитель. СПб., прп Имп. Шляхтенном сухопутном кад. корпусе, 1794. С. 1-2.3 Там же, с. 2-3.4 Там же, с.4.

2. К сожалению, источник не сохранился.

3. Ш.Компан неоднократно цитирует в книге Ж.-Ж.Руссо.16 Там же, с. 18.17 Там же, с. 13.

4. Компан 111. Танцевальный словарь М., 1790. С. 169-171.

5. АРАПОВ, П. Летопись русского театра. СПб., 1861.

6. АСЕЕВ, Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М., 1977.

7. Балет: Энциклопедия. / Гл. ред. Ю.Григорович. М., 1981.

8. БАХРУШИН, Ю.А. История русского балета. М., 1977.

9. БЕРЕЗИН, В.В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. М., 2000.

10. БЛАЗИС, К. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы. М., 1864.

11. БЛОК, Л.Д. Классический танец: история и современность. М., 1987.

12. БОЧАРОВ, Ю.С. Занятные подробности о классической сонатной форме и её родственниках. // Старинная музыка. 2002. №1. С.9-13.

13. БОЧАРОВ, Ю.С. Двухчастная соната: век восемнадцатый. // Старинная музыка. 2003. №2-3. С.9-14.

14. БОЧАРОВ, Ю.С. Оперная увертюра последней трети XVIII века: общее и особенное // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д.С.Бортнянского: материалы международной научной конференции / Научные труды МГК. Сб. 43. М, 2003. С. 111-123.

15. БРУН В., ТИЛЬКЕ М. История костюма от древности до Нового времени. М., 1995.

16. БРЯНЦЕВА, В.Н. Жан Филипп Рамо и французский музыкальный театр. М., 1981.

17. БУЛЫЧЁВА, А. Жизнь после жизни. Театральные чаконы и пассакальи в эпоху Просвещения. // Старинная музыка. 2003. №1. Публикация в Интернете: stmus. пт. ги/агс/103/513. htm.

18. БУРНАШЕВ, М. Театр при Императорской Академии художеств в XVIII веке // Старые годы. 1907. №7. С. 391-403.

19. ВАГАНОВА А. Основы классического танца. Л., 1980.

20. ВАЛЬБЕРХ, И. Из архива балетмейстера. М., 1948.

21. ВАСИЛЬЕВА-РОЖДЕНСТВЕНСКАЯ, М. Историко-бытовой танец. М., 1987.

22. ВЕТЛИЦЫНА, И. Некоторые черты русской оркестровой культуры XVIII века. М., 1987.

23. ВОЛЬМАН, Б. «Русские печатные ноты XVIII века». Л., 1957.

24. ВОЛЬПЕР, H.A. Музыка в русском драматическом театре k.XVIII нач.ХЕХв.: Дис. канд. иск. Свердловск, 1969.

25. В СЕВ О ЛО ДСКИЙ-ГЕРНГРО СС, В.Н. Русский театр второй половины XVIII века. Л., 1957.

26. Всё о балете: Словарь-справочник / Сост. Е.Я.Суриц. М.-Л., 1966.

27. ГАЛКИНА, А.М. Развитие симфонических принципов в русской театральной музыке k.XVIII — h.XIX веков: Дис. канд. иск. М., 1974.

28. ГАЛКИНА, A.M. Черты героического симфонизма в театральной музыке О.А.Козловского // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. М., 1976.

29. ГИНЗБУРГ, С. Русский музыкальный театр 1700 1835г.г.: Хрестоматия. Л.-М., 1941.

30. ГЛУМОВ, А. Музыка в русском драматическом театре. М., 1955.

31. ГОЗЕНПУД, А. Музыкальный театр в России. Л., 1959

32. ГОНЧАРОВА, И. Почти детективная история. // Старинная музыка. №1, 1998. С. 23.

33. ГУБКИНА, Н. Немецкий музыкальный театр в Петербурге в первой трети XIX века. СПб., 2003.

34. ДАВЫДОВА, М.В. Очерки истории русского театрально-декоративного" искусства XVIII начала XIX века. М., 1974.

35. ДАШКОВА, Е.Р. Портрет в контексте истории: Сборник научных трудов МГИ им. Е.Р.Дашковой. Вып.21. М., 2004.

36. ДОБРОВОЛЬСКАЯ, Г. Танец. Пантомима. Балет. Л., 1975.

37. ДОБРОХОТОВ, Б. Евстигней Фомин. 2-е изд. М., 1968.

38. ДОБРОХОТОВ, Б. Предисловие. // Е.Фомин. «Орфей». Музыкальная трагедия (мелодрама). Текст Я.Княжнина. Партитура / Ред. Б.Доброхотов. М., 1953.

39. Драмматический словарь. М., 1797.

40. ДРУЖИНИН, A.B. Журнал Павла Болотова как материал для истории русского музыкального быта XVIII века // Музыка и музыкальный быт старой России. Л. 1927.

41. ДРУСКИН М. Очерки по истории танцевальной музыки. Л., 1936.

42. ДУЛОВА, E.H. Балетный жанр как музыкальный феномен (русская традиция конца XVIII начала XX века). Минск, 1999.

43. ДЫННИК, Т. Крепостной театр. М.-Л., 1933.

44. ЕЛИЗАРОВА, H.A. Театры Шереметевых. М., 1944.

45. ЖИХАРЕВ, С.П. Записки современника. М.-Л., Academia, 1934. Т. I, II.

46. История русской музыки. В 10-ти тт. Т.З. М., 1985. Т.4. М., 1986. Т.5. М., 1988.

47. ИВАНОВСКИЙ Н. Бальный танец XVI-XIX вв. Калининград, 2004.

48. КЕЛДЫШ, Ю. Русская музыка XVIII века. М., 1965.

49. КЕЛДЫШ, Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978.

50. КИРИЛЛИНА, Л. Классический стиль в музыке XVIII начала XIX веков. М., 1996.

51. КИРИЛЛИНА, Л.В. Реформаторские оперы Глюка. М., 2006.

52. КНЯЖНИН, Я.Б. Избранные произведения / Вступительная статья, подготовка текстов и примечания Л.И.Кулаковой. Л., 1961.

53. КНЯЖНИН, Я. Титово милосердие: Трагедия в Зд. // Российский Феатр, или Полное собрание всех Феатральных сочинений. Ч. XXXII. СПб., 1790.

54. КОМПАН, Ш. Танцовальный словарь, содержащий в себе историю, правила и основания танцевального искусства с критическими размышлениями и любопытными анекдотами, относящимися к древним и новым танцам. М., 1790.

55. КОНЕН, В.Д. Театр и симфония. 2-е изд. М., 1975.

56. КУСКОВ, И. Танцовальный учитель. СПб., 1794.

57. КРАСОВСКАЯ В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л.-М., 1958.

58. КРАСОВСКАЯ В.М. Западноевропейский балетный театр: очерки истории. Эпоха Новерра. Л., 1981.

59. КРАСОВСКАЯ В.М. Западноевропейский балетный театр: очерки истории. Преромантизм. Л., 1983.

60. КРАСОВСКАЯ В.М. Западноевропейский балетный театр: очерки истории. Романтизм. М., 1996.

61. КРЯЖЕВА, И.А. Капельмейстер Екатерины II. Lo Spagnuolo Висенте Мартин-и-Солер в Петербурге// Старинная музыка. №1. 1998. С. 19.

62. КЮРЕГЯН, Т.С. Форма в музыке XVII XX веков. М., 2003.

63. ЛЕПСКАЯ, Л. Репертуар крепостного театра Шереметевых: Каталог пьес. М., 1996.

64. ЛЕЩИЛОВСКАЯ, И.И. Семён Гаврилович Зорич серб на русской службе // Е.Р.Дашкова. Портрет в контексте истории. Сборник научных трудов МГИ им. Е.Р.Дашковой. Вып. 21. М., 2004. С. 147-148.

65. ЛИВАНОВА, Т.Н. Русская музыкальная культура XVIII века в её связях с литературой, театром и бытом. Т. I. М., 1952. Т. И. М., 1953.

66. ЛИВАНОВА, Т.Н. История западно-европейской музыки до 1789. М., 1983.

67. ЛЬВОВ, Н.А. Избранные сочинения // Новая русская словесность и культура. ТЛ. Спб., 1994.

68. МАНФРЕДИНИ, В. Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке / Пер. С.Дегтярёва. СПб., 1805.

69. Материалы и документы по истории музыки. Т. II: XVIII век / Ред. М.В.Иванова-Борецкого. М., 1934.

70. МОКУЛЬСКИЙ, С. История западно-европейского театра. Т.Н. Театр эпохи Просвещения. М.-Л., 1939.

71. МОРКОВ, В. Исторический очерк русской оперы с самого её начала по 1862 год. СПб., 1862.

72. Мифология: Большой энциклопедический словарь. М., 1998. :

73. Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь. Т.1. XVIII век. Кн.1. СПб., 1996. Кн.2. СПб., 1998. Кн.З. СПб., 1998.

74. Музыкальная энциклопедия. Т.1. М., 1973. Т.2. М., 1974. Т.З. М., 1976. Т.4>М., 1978. Т.5. М., 1981.Т.6.М., 1982.

75. Музыкальная эстетика Западной Европы ХУП-ХУШ вв. М., 1971.

76. НАЗАЙКИНСКИЙ Е.В. Стиль и жанр в музыке. М., 2003.

77. НОВЕРР, Ж.-Ж. Письма о танце / Ред. и вст. статья Ю.Слонимского. Л.-М., 1965.

78. Нотные издания в музыкальной жизни России. Российские нотные издания конца XVIII 1-й половины XIX вв. Сборник научных трудов РНБ. СПб., 1999.

79. Нотные издания в фондах ГПБ: Отечественные нотные издания XVIII века. Л., 1985.

80. ПЕРЕТЦ, В.Н. Италианские комедии и интермедии, представленные при дворе имп. Анны Иоанновны в 1733 1735 гг. СПб., 1917.

81. ПЕРЕТЦ, В.Н. К постановке изучения старинного театра // Старинный театр в России. Пг., 1923.

82. ПЕТРОВ, О. Русская балетная критика конца XVIII первой половины XIX века. М., 1982.

83. ПЛЕЩЕЕВ А. Наш балет (1673-1899). СПб., 1899.

84. ПРЯШНИКОВА, М.П. Нотные издания в фондах ГБЛ: Отечественные нотные издания XVIII века. М., 1979.

85. ПРЯШНИКОВА, М.П. Композитор и клавесинист екатерининской эпохи Эрнст Ванжура / Е.Р.Дашкова. Портрет в контексте истории. Сборник научных трудов МГИ им. Е.Р.Дашковой. Вып. 21. М., 2004.

86. Путеводитель по кабинету рукописей Российского института истории искусств. Спб., 1996.

87. РААБЕН, Л. Инструментальный ансамбль в русской музыке. М., 1961.

88. РАБИНОВИЧ, A.C. Русская опера до Глинки. М., 1948.

89. РИМАН, Г. Музыкальный словарь. / Пер. с нем. Б.Юргенсона. М.: Лейпциг, 1901.

90. СЛОНИМСКИЙ, Ю.И. Жан Жорж Новерр и его «Письма». / Новерр, Ж.-Ж. Письма о танце. Редакция и вступительная статья Ю.И.Слонимского. Л.-М., «Искусство», 1965. С.14.

91. СМИРНОВ, В.В. Осип Козловский: Опыт характеристики оркестра: Дипл работа / МГК им. П.И.Чайковского. М., 1984. Научн. руководитель Ю.А.Фортунатов.

92. СТАРИКОВА, Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы: Эпоха. Быт. Нравы. М., 1988.

93. СТАСОВ, В.В. Русские и иностранные оперы, исполнявшиеся на императорских театрах в России в XVIII XIX столетиях. СПб., 1898.

94. СЫРКИНА, Ф.Я., КОСТИНА, Е.М. Русское театрально-декоративное искусство. М., 1978.

95. ТАРАСОВ, Н. Классический танец. М., 1971.

96. ТУРАЕВ, С. От Просвещения к романтизму. М., 1983.

97. ФЕДОСОВА, Э.П. Русский музыкальный классицизм: становление сонатной формы в русской музыке до Глинки: Учебное пособие. М., 1991.

98. ФИНАГИН, A.B. Евст. Фомин. Жизнь и творчество // Музыка и музыкальный быт старой России. Л., 1927.

99. ФИНДЕЙЗЕН, Н. Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века. Т. II. М.-Л., 1929.

100. ФОРТУНАТОВ, Ю.А. Лекции по истории оркестровых стилей. М., 2004.

101. ФОРТУНАТОВ, Ю.А. Осип Козловский. Оркестровая музыка. Партитуры / Публикация, редакция текста, исследование, комментарии и нотный каталог // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 11. М., 1997.

102. ФОРТУНАТОВ, Ю.А. Комментарии // Осип Антонович Козловский. Оркестровая музыка. Партитуры. Публикация, редакция текста, исследование, комментарии и нотный каталог Ю.А.Фортунатова // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 11. М., 1997.

103. ФРАЁНОВ, В.П. Музыкальная форма. М., 2003.

104. Хроника русского театра Носова. С предисловием и новыми разысканиями о первой эпохе русского театра Е.В.Барсова. М., 1883.

105. ФЁДОРОВСКАЯ, Л. Композитор Степан Давыдов. Л., 1977.

106. ХОЛОПОВ, Ю.Н. Форма музыкальная // Музыкальный энциклопедический словарь. М, 1990.

107. ХУДЕКОВ, С.Н. История танцев. Ч. III. СПб., 1915.

108. ЧАЯНОВА, О. Театр Маддокса в Москве. М., 1927.

109. ЧЕШИХИН, В. История русской оперы. 2-е изд. М., 1905.

110. ШТЕЛИН, Я. Известия о музыке в России // Музыкальное наследство. Вып. 1. М., 1935.

111. ШТЕЛИН, Я. Музыка и балет в России XVIII века. СПб, 2002.

112. ЩЕРБАКОВА, М.Н. Музыка в русской драме. 1756 первая половина XIX века. СПб., 1997.

113. ЩЕРБАКОВА, М.Н. Итальянцы в Санкт-Петербурге XVIII века // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д.С.Бортнянского: материалы международной научной конференции / Научные труды МГК. Сб. 43. М, 2003. С. 97-110.

114. ЭНГЕЛЬГАРДТ, Л.Н. Записки. М., 1997.

115. BEAUMONT, С. A Bibliography of dancing. London, 1929.

116. BEAUMONT, С. Complete book of ballets. London, 1956.

117. BIE, О. Der Tanz. Berlin, 1906.

118. International Dictionary of Ballet. Detroit, 1993.

119. MOOSER, R.-A. Operas, intermezzos, ballets, cantatas, oratorios, joues en Russie durant le XVIII siecle. Geneve, 1945.

120. MOOSER, R.-A. Annales de la musique et des musicians en Russie au XVIII siecle. Geneve, 1948-51.

121. NETTL, P. The story of dance music. N.Y., 1947.

122. SACHS, C. World history of the dance. N.Y., Norton, 1937.

123. The New Britannica. In 32 v. 15th ed. Chicago etc., 1991.

124. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. In 20 v. London, 1980.

125. The New Grove Dictionary of Opera. In 4 v. London, 1992.

126. WOOD, M. Historical dances (Twelfth to Nineteenth century). London, 1964.Публикации автора по теме:

127. Максимова, А.Е. Придворные представления в Италии начала XVII века // Балет. №9899.1998. С.38-41.

128. Максимова, А.Е. Музыкальный театр Италии первой половины XVII века: не только опера//Старинная музыка. №4. 1999. С.25-28.

129. Максимова, А.Е. Балетто Фабрицио Карозо и его трактат «Благородство дам» (Nobilta di dame) // Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция: материалы научно-практической конференции. М., 1999. С.58-68.

130. Максимова, А. По следам балетов Новера // Театр. Живопись. Кино. Музыка. Межвузовский сборник научных трудов молодых учёных. Вып. 1. М., «ГИТИС», 2004. С.277-294.

131. Максимова, А.Е. Балеты Висенте Мартин-и-Солера в Санкт-Петербурге: «Покинутая Дидона» и «Оракул» // Театр. Живопись. Кино. Музыка. Межвузовский сборник научных трудов молодых учёных. Вып. 2. М., «ГИТИС», 2005. С. 159-173.

132. Максимова, А.Е. Жанр — форма драматургия в санкт-петербургских балетах В.Мартин-и-Солера // Научные чтения памяти А.И.Кандинского. Материалы международной научной конференции. Научные труды МГК. Сб. 59. М., 2007. С. 35-56.

133. Максимова, А.Е. Рукописные балетные партитуры В.Мартин-и-Солера и К.Каноббио в архивах Санкт-Петербурга // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Материалы международных конференций. Вып. 4. М., 2008. С. 158-169.

134. Максимова, А.Е. Оркестр в балетных партитурах В.Мартин-и-Солера и К.Каноббио // Музыковедение. №5. 2008. С.24-35.В редакциях:

135. Максимова, А.Е. Петербургские «амуры» Психеи, или партитура балета П.Гарделя // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Материалы международных конференций. Вып. 5.

136. Максимова, А.Е. Русский балет конца XVIII начала XIX века: в поисках либретто // Наследие. Вып. 1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.