Русский фольклор в поликультурном пространстве Мордовии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат исторических наук Волостнова, Татьяна Ивановна

  • Волостнова, Татьяна Ивановна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Саранск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 218
Волостнова, Татьяна Ивановна. Русский фольклор в поликультурном пространстве Мордовии: дис. кандидат исторических наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саранск. 2006. 218 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Волостнова, Татьяна Ивановна

Введение.

1. Консолидация культурных миров русского и мордовского народов в становлении и развитии культурной традиции Мордовии.

1. 1. Исторические условия формирования русско-мордовского диалога в культурной традиции мордвы.

1. 2. Художественное отражение фактов истории в культурной традиции мордовского народа.

2. Социокультурная адаптация жанров русского фольклора в современном поликультурном пространстве Мордовии.

2. 1. Жанры обрядовой поэзии.

2. 2. Жанры необрядовой поэзии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русский фольклор в поликультурном пространстве Мордовии»

Актуальность исследования. Современная культурно-историческая ситуация требует фундаментальной научной разработки проблем возрождения, сохранения и развития отечественной культуры, проблем культурных взаимодействий в условиях полиэтнического социума. В частности, это относится к процессам воспроизводства общечеловеческих культурных ценностей и этнокультурных традиций, связанных с развитием современных форм бытования аутентичного фольклора, успешно трансформирующихся в различных направлениях для удовлетворения этнокультурных запросов, а также потребностей представителей других национальностей в условиях единого полиэтнического культурного пространства. Поскольку устное народное творчество является зеркальным отражением жизни общества в ходе его исторической эволюции, происходившей особенно интенсивно в XVIII - XX вв., изучение русского фольклора в данном контексте, с точки зрения осмысления культурно-духовного развития Мордовии как части России, приобретает особую значимость.

С решением обозначенной проблемы связан вопрос об обновлении аксиологических ориентиров, который обусловлен оценкой исторического и культурного развития наций и народностей в аспекте диалога культур. Сказанное во многом определяет пристальный интерес широкого круга исследователей к социально-философским, нравственным и эстетическим исканиям в области теории и истории культуры, духовным и национальным истокам современного человека, нашедшим непосредственное отражение в произведениях устного народного творчества.

Отметим и то, что в настоящее время в отечественной историографии наблюдается активный всплеск региональных исследований. Для этого, на наш взгляд, имеется объективная основа, исходящая из процесса регионализации всей общественной жизни. Учет регионального фактора в экономике, политической сфере, культуре становится объективным требованием нашего времени при формировании стратегии целостного перспективного развития России. Сама жизнь поставила перед учеными вопрос о том, что конкретно позволяет придать единство сообществу, что является его цементирующим фактором. Необходимость анализа подобного рода предопределила специфику научных подходов, связанных с неизбежностью локализации, регионализации рамок исследования. Обозначенный аспект во многом предопределил наш интерес к специфике русского фольклора как этнокультурного феномена в поликультурном пространстве Мордовии.

Русский фольклор Мордовии является малоизученной областью народной культуры. Его следует рассматривать в неразрывной связи с историей заселения края, этнографическими особенностями, процессом формирования стилевых черт таких жанров фольклора, как заговоры, лирические, свадебные песни, пословицы, поговорки, загадки, а также их функциональной предрасположенности. Ибо в устно-поэтических произведениях раскрывается образ жизни народа, его история, национальная психология, особенности языка и культуры, так как именно фольклор представляет собой совокупность устных произведений с осознанной и неосознанной художественной установкой, непосредственно включенных в практическую жизнь народа и созданных в процессе совместного труда поколений.1

Народное творчество — продукт истории народа, категория историческая, а, следовательно, и диалектическая. С течением времени она претерпевает изменения, которые обусловлены диалектикой развития самой народной жизни. Понимание внутренней сущности фактов истории через народно-художественное восприятие, отражающееся в фольклоре, позволяют осмыслить связь фольклора с историей, с одной стороны, а с другой стороны, реконструировать механизм его происхождения через постижение идейной сущности, социальной природы, своеобразия жанров и художественных средств, сложившихся в культурной традиции. В условиях обострения проблем духовного развития общества, обращение к творческому наследию прошлого, к духовным корням является весьма актуальным и своевременным, так как точнее помогает оценить пройденный путь, надежнее определить ориентиры в будущее.

Анализ публикаций по теме диссертации приводит к мысли о том, что изучение традиций культуры мордовского народа нуждается в многоаспектных исследованиях. К настоящему моменту многими учеными-историками, фольклористами, этнографами, культурологами достигнуты несомненные успехи на этом поприще. Вместе с тем все таки отсутствуют обобщающие работы по изучению процессов формирования и развития традиций культуры в мордовском крае. В имеющихся публикациях основной акцент делается на анализе материальной, обрядовой культуры, музыкально-поэтического творчества. Определенное внимание в опубликованных работах этнографов, краеведов, фольклористов уделяется структурным элементам фольклора, при этом не в должной мере анализируются исторические аспекты, отраженные в самом содержании, обстоятельства появления самих образцов народного творчества, их местные стилевые и текстовые особенности. Нет публикаций текстов русского фольклорного фонда, который используется как русским населением Мордовии, так мокшанским и эрзянским этносами.

В силу того, что исследуемый регион расположен в центральной части Восточно-Европейской равнины, граничит с Нижегородской, Пензенской, Ульяновской областями, Чувашской республикой, и здесь сравнительно небольшой территории в тесном соседстве проживают с давних времен русские, мордва, татары, чуваши, в культурной традиции Мордовии проявились разнообразные формы взаимосвязи, обусловленные историко-этнографическими и художественно-эстетическими факторами.

Благодаря вышеизложенному весьма очевидна, на наш взгляд, актуальность и правомерность вопроса функционирования русского фольклора как этнокультурного феномена в поликультурном пространстве Мордовии как самостоятельной проблемы, подлежащей научному исследованию.

Хронологические рамки исследования охватывают прежде всего современный период, понимание которого невозможно без ретроспективы в период с XVIII в. и до начала XXI в., при этом следует подчеркнуть, что, что консолидация культурных миров русского и мордовского народов, врастание русского фольклора в культуру мордовского народа имеют древнюю традицию. Как известно, на рубеже I — II тысячелетий началось постепенное заимствование жанрово-видового многообразия русского фольклора, а также его творческая рецепция и интеграция в мордовскую национальную культуру.

Территориальные рамки исследования. В центре нашего внимания Республика Мордовия - один из регионов России, сумевший, с одной стороны, сохранить целостность и самобытность национальной культуры, с другой - характеризующийся преобладанием в своем составе русского населения (русских в республике более 60 %). География исследования охватывает ареалы проживания русских и мордвы в сельской местности Мордовии, где в большей степени сохранились фольклорные традиции: русские и мордовские селения десяти районов: Ардатовского, Атяшевского, Болыпеберезниковского, Ковылкинского, Кочкуровского,

Краснослободского, Лямбирского, Рузаевского, Старошайговского, Чамзинского.

Объект исследования - русский фольклор как этнокультурный феномен.

Предмет исследования - русский фольклор в этнокультурном пространстве Мордовии в аспекте традиций и специфики, обусловленной влиянием художественно-эстетической культуры мордовского народа.

Степень изученности проблемы. Вплоть до последнего времени русский фольклор привлекал внимание ученых главным образом в связи с исследованием русско-мордовских отношений, которые стали предметом рассмотрения с XIX в. Устно-поэтические произведения на территории Мордовии собирались многими фольклористами, этнографами, писателями. Они единодушны во мнении об универсальности культурной традиции Мордовии, ее богатстве, огромном нравственно-эстетическом потенциале, своеобразии взаимоотношений русского и мордовского народов.

Интерес к устному народному творчеству, к быту мордовского народа проявлял наш знаменитый земляк, революционный демократ Н. П. Огарев. Он призывал не просто описывать те или иные проявления общественной жизни, а раскрывать закономерности их образования и развития, ибо «.только объяснение законности, методы развития явлений известного порядка составляет теорию, т.е. науку».2 Проживший около двадцати лет в близком окружении мордвы и знавший хорошо их обычаи Н. П. Огарев, писал: «Русская народная жизнь совершенно противоположна европейскому, английскому, немецкому, французскому обычаю. Русский народ издревле продвигаясь с запада на восток, все заселял и заселял новые пустые земли. Чужие племена, которые встретились на этом пространстве, подчинились не завоеваниям, а влиянию русского обычая. Мордва, черемисы и даже татары о внутри России приняли русский обычай».

Достаточно серьезное внимание исследованию народного быта, фольклора уделял критик Н. А. Добролюбов. В составленные им списки пословиц была внесена русская пословица, ярко характеризующая русско-мордовские отношения: «С боярами знаться честно, с попами свято, а с мордвой хоть грех, да лучше всех». Данная пословица в силу своего исключительного социально-политического смысла трижды цитируется Н. А. Добролюбовым в рукописных вариантах его работ.4

Исследователь обрядов и верований, писатель П. И. Мельников-Печерский сделал вывод о большом сходстве дохристианских верований мордвы и русских, важности изучения обрядов мордвы как самих по себе, так и для выяснения сущностной картины исследования дохристианских верований и обычаев русского народа. «Вообще мордовская вера имела, кажется, большое сходство с языческою верой русских славян, если не была одна и та же, — пишет он. — У русских, уже девятьсот лет принявших христианство, она совершенно забылась, но остатки ее сохранились в разных обрядах, из которых многие трудно или вовсе невозможно объяснить. Мордва крещена не так давно и еще помнит старинную веру. По сохранившимся у мордвы религиозным обрядам и по преданиям об их религии можно объяснить многие русские обычаи и обряды».5

Интересны наблюдения академика А. А. Шахматова о бытовании русских песен в мордовских деревнях. В своей работе «Мордовский этнографический сборник» он пишет: «Бывало поздней осенью, убрав хороший урожай, мордва принималась за свадьбы. Она вообще не прочь повеселиться и быть в компании. Любит песни как мордовские так и русские».6 п

В трудах финского ученого X. Паасонена нашли отражение вопросы исторического развития мордовской народной поэзии, обнаруживающие общность с жанровой системой финно-угорского фольклора. Генетическая соотнесенность культурных традиций подтверждается характерными особенностями целого ряда жанров, в частности, мордовскими историческими песнями и их связью с русскими балладами.

Мордовского ученого и просветителя М. Е. Евсевьева занимали вопросы этнографии, языка, фольклора, истории своего народа. Наиболее крупной этнографической работой является «Мордовская свадьба», где описывается комплекс обрядов, сходных или сопоставимых с русскими (например, печение каравая, хождение невесты в баню, расставание с девичеством, а также конкретное содержание и форма причитаний невесты). На основании анализа собранных и изученных материалов М. Е. Евсевьев сделал вывод о существовавших древних культурных взаимовлияниях финно-угорских и восточно-славянских народов. Он считал фольклор ценнейшим художественным сокровищем, запись произведений народного творчества вел со знанием дела, никогда не искажал их по своему усмотрению. Поэтому значимость его фольклорных записей в науке имеет непреходящее значение. «Великую силу имеет национальная песня, — писал он. — В ней излиты все страдания народа, вся его тоска о лучшем, все его идеалы. Каждый из нас разве не испытал чувства восхищения, слушая родную песню, разве не охватила нас тоска по родному? Мы должны беречь народную песню как святыню».8

М. Е. Евсевьев, собирая и изучая мордовские песни, сказки, материалы по обрядовому фольклору и сравнивая их с русскими устно-поэтическими произведениями, пришел к выводу о безусловном наличии русско-мордовских и мордовско-русских заимствований, хотя определенно и не указывает, каким образом это происходило и как это отразилось на конкретных произведениях. По мнению ученого, взаимовлияния культур двух народов фольклорные заимствования осуществлялись с давних пор, и с течением времени эти процессы становятся более очевидными. «Собиранием мордовских песен и обрядов я занимаюсь очень давно и поэтому смело могу утверждать, что мордовские обряды, песни, сказки и загадки большое сходство имеют с русскими» — писал он.9

Большой вклад в разработку проблемы русско-мордовских фольклорных отношений внесли мордовские ученые-фольклористы JI. С. Кавтаськин, А. И. Маскаев, К. Т. Самородов, В. И. Костин, А. М. Шаронов. Они убедительно показали, что традиционная культура мордвы развивалась не изолированно от русской, а в условиях взаимоконтактов.

JI. С. Кавтаськин в своих публикациях отмечал любовь и интерес мордвы к песенному творчеству русского народа, которая наряду с собственно национальными песнями исполняет русские лирические песни, считая их для себя порою такими же близкими, как и свои. Русская песня, по мнению JI. С. Кавтаськина, оказала благотворное влияние на песенное творчество мордвы. Она обогатила его новыми социальными мотивами, свежими поэтическими образами.10

Представляют несомненный интерес исследования А. М. Маскаева «Славяно-мордовские связи по материалам эпической песни» и «Отражение русско-мордовских связей в народном эпосе».11 Он хорошо понимал многофункциональность фольклора как формы общественного сознания, его уникальность в качестве этно-исторического источника, донесшего до нас не только убедительные свидетельства о сравнительно поздних событиях и этапах жизнедеятельности мордовского народа, которые можно представить и по другим источникам, но отголоски стародавних времен, восстановить которые по другим источникам не представляется возможным.12

В своих работах автор отмечает, что в фольклоре русском и мордовском имеются не только сходные сюжеты, но и их генезис, что говорит о процессе сближения культур данных народов и взаимовлияний фольклорных систем. Мордовскому народу известны имена героев русских сказок — Ивана Царевича, Марьи Царевны, Емели, Кощея и многих других, которые вошли в мордовскую сказку из русского фольклора. Влияние культуры одного народа на культуру другого происходит в общем масштабе, прежде всего в плане общеидейном, а не только локально по линии сюжета или образа. Наличие национальной формы препятствует пассивному восприятию, подражанию, или механическому переносу.

Соседство мордвы и русских, близость нравственных установок, бытовых условий, на наш взгляд, содействовали появлению и бытованию типологически сходных, созданных этими народами фольклорных произведений. Судьба мордовского народа настолько была слита с судьбой русского народа, что отдельных больших событий вне этой связи в истории не зафиксировано, все шире в быт мордвы стали проникать русские фольклорные жанры, активно адаптирующиеся в условиях возрастающих взаимоконтактов. Как, например, утверждают ученые, русская песня, стала распеваться в мордовских селах не реже, чем песня на родном языке.13

Мордовский народ русские песни сохранил во многих случаях гораздо лучше, чем русское население. Причину такого явления попытался раскрыть крупный русский этнограф и фольклорист Д. К. Зеленин. «Исследователям в области русских обычаев и обрядов, верований и праздников, а так же многих черт внешнего быта, писал он в 1910 г. в журнале «Живая старина», почти всегда приходится обращаться к соответственным сторонам в жизни мордвы и находить там весьма ценные параллели, в большинстве случаев относящихся к древним заимствованиям от русских».14

Анализу русско-мордовских отношений в истории и в области народной поэзии посвятил специальную работу А.В. Марков. Он отметил, что в русском и мордовском фольклоре много общего, но возникновение этой общности объяснял либо лишь влиянием русского фольклора на мордовский, либо мордовского на русский,15 в то время как общность и сходство могут быть обусловлены также историко-генетическими и историко-типологическими факторами.

К. Т. Самородов рассмотрел русско-мордовские обрядовые связи, исследовал такой обширный раздел устной поэзии, как пословицы, присловицы и поговорки, являющиеся произведениями паремического творчества мордовского народа. Он убедительно показал, что мордовские пословицы и поговорки, взятые воедино в целом своде, в пределах каждой исторической эпохи, могут выявить черты сходства с русскими пословицами, бытующими в мордовской среде. Его книга «Мордовские пословицы, присловицы и поговорки» представляет своеобразный итог многолетней собирательской и научной деятельности ученого в области фольклора.16

Работа Э. Н. Таракиной «Мордовский детский фольклор» является первой попыткой монографического исследования детского фольклора. Автор подробно рассматривает вопросы его бытования, функциональной направленности, дает обоснованный тематический и идейно-художественный анализ по всем жанрам, делает интересные сопоставления с текстами произведений детского фольклора других народов, в частности русского.17

О существовании живых и глубоких связей в фольклоре соседних народов свидетельствует статья Н. Н. Алексеева «Мордовский фольклор и

1 Я русские былины». Автор на основе сравнения мордовского сказания «О богатыре Сабане» 19 и многочисленных вариантов русских сказаний о первой поездке Ильи Муромца делает обоснованный вывод, что многие совпадения (встреча заезжего богатыря с местным героем-общинником) не являются случайными.

20

И. М. Корсаков в работе «Русско-мордовские связи в фольклоре» уделяет внимание проблеме совместной борьбы русского и мордовского народов против татаро-монгольских завоевателей. Об этой борьбе народ сложил немало песен, легенд, сказаний.

В. И. Костин справедливо утверждает, что русские народные песни имеют широкое распространение среди мордвы. Несмотря на то, что они иногда бытуют на нелитературном языке, порой изменяются в соответствии с её национальными и бытовыми особенностями, они подчиняются тем же законам, что и бытующие в русской среде: варьируются, исполняются в рамках сложившихся традиций.21 Связи и отношения, которые исторически сложились между русским и мордовским народами, ярко запечатлены в устном творчестве мордвы и русских. Общие заботы и интересы, общие радости и горести людей позволили найти благодатную почву для освоения мордвою русских обрядов, обычаев, русской культуры, составной частью которой было традиционное песенное наследие.

Активное проникновение и закрепление русского народного песенного репертуара в Мордовии имеет свои особенности, связанные со своеобразной историей этого края, с давним и близким соседством коренного населения мордвы с русским населением пограничных областей. Народ из разных областей России принес с собой песни, которые наряду с характерными общерусскими чертами обладали специфическими особенностями, присущими песенному репертуару тех мест, откуда происходило переселение. Этот факт подтверждается частой соотносительностью песен, бытующих в русских селах и деревнях Мордовии, с их вариантами в разных областях России. Анализ песенных вариантов убедительно говорит о том, что в них полностью сохранились общерусские традиции, их содержание соответствует той действительности, которая была характерна для жителей

Мордовии.

Среди исследователей фольклора и его бытования в мордовской среде особо выделяются работы Е. JI. Ховрина. В статье «О бытовании русских песен у мордвы» он отмечает такое интересное явление, как восприятие русскими песен и частушек, сложенных в мордовской среде на русском языке. По своей поэтической структуре такие песенные произведения мало отличаются от исконно русских и в русской среде принимаются за национальные. Свой творческий вклад в русскую поэтическую сокровищницу мордва вносит издавна, но на современном этапе, когда культура русской речи у нее резко повысилась и благодаря частому исполнению русских песен хорошо освоена их поэтика, он значительно возрос.23

А. Г. Самошкин весьма доказательно пишет о неоспоримом влиянии русской частушки на мордовскую, которая сыграла важную роль в оформлении и значительно ускорила процесс создания мордовской частушки на основе ее собственных поэтических традиций.24 В работе «О русско-мордовских фольклорных связях в заклинательной поэзии» он пишет о проникновении русских заговоров в мордовскую среду, о поиске связей в двух направлениях: выявление русских поэтических элементов в мордовских заговорах и обнаружении общих элементов в русских и мордовских заговорных формулах. Другим видом русского влияния на мордовские заговоры является проникновение русской лексики. В мордовских текстах могут употребляться или отдельные слова, или выражения и обороты. В качестве примера приводится материал, свидетельствующий об исторической тенденции взаимосвязи между культурами мордовского и русского народов. Ученый делает вывод, что взаимовлияние культур могло сложиться лишь на основе дружественного и длительного сотрудничества в хозяйственной и культурной жизни.25

Заслуживает внимания работа А. М. Шаронова «К вопросу об изучении русско-мордовских фольклорных отношений», которая является серьезным исследованием в этой малоизученной области и имеет важное значение для всестороннего рассмотрения мордовско-русских фольклорных отношений. В ней автор в историко-сравнительном плане рассматривает мордовские и русские исторические песни, приводит богатый материал для постановки и решения означенной научной проблемы, использует многочисленные опубликованные источники и рукописные фонды.26

В диссертации «Русско-мордовские фольклорные отношения» (исторические песни XVI — XVIII вв.

У А. М. Шаронов всесторонне рассматривает основные циклы исторических песен, привлекает произведения других фольклорных жанров (предания, легенды), сравнивает на уровне идейного содержания, сюжета, композиции, системы образов. Автору удалось показать: мордовские исторические песни разного времени и разных тематических циклов не одинаково взаимодействуют с русскими. На наш взгляд, очень важно то, что показывая близость с русскими песнями, автор всегда выявляет национальное своеобразие мордовских песен, их оригинальные особенности как в содержании, так и в формах бытования. Наибольшая близость с русскими песнями прежде всего зафиксирована в произведениях, повествующих о соответственных исторических событиях и лицах. Так, варианты песни о Саманьке по сюжету и многим деталям близки к песням о взятии Казани.

Работа Т. М. Ананичевой «Русско-мордовские взаимосвязи в обрядовом фольклоре» обобщает материалы, собранные в русско-мордовских селах Среднего Поволжья (Ульяновской, Пензенской областях, Дубенском, Кочкуровском, Теньгушевском районах Мордовии). Она рассматривает проявление национальной типологии в семейно-обрядовой поэзии (в свадебной, как наиболее сохранившейся) и ее мелодической

28 системе.

Проблемы взаимоотношения фольклора и современной мордовской

90 поэзии рассматриваются в работах Н. П. Самаркиной. Автор справедливо утверждает, что жизнеспособность традиции является одним из условий обеспечения феномена национальной культуры в целом и ее развитие в этнокультурном пространстве региона.

Вышеперечисленные исследования убеждают в том, что история любого народа неотделима от истории его взаимоотношений с другими народами, в первую очередь своими этническими соседями. Поэтому всестороннее изучение каждого народа неизбежно предполагает выяснение как его специфических черт, так и черт, общих с другими народами. Именно этой проблеме посвящено исследование доктора исторических наук А. С. Лузгина «В тесном соседстве». Оно написано в историко-этнографическом плане и является итогом многолетних научных изысканий автора. В основу положены материалы этнографических и этносоциологических экспедиций 1970 - 1980-х гг. по мордовским и русским селениям, в которых автор принимал непосредственное участие.

Отдельного упоминания заслуживает кандидатская диссертация С. Г. Мордасовой «Традиционная культура русских Республики Мордовия и система их жизнеобеспечения». В ней автор на основе разнообразных и оригинальных источников анализирует такие элементы культуры, как

•3 1 семейные обряды, праздники, одежда. Однако проблема функционирования русского фольклора как этнокультурного феномена в условиях поликультурного пространства Мордовии в ней не рассматривалось.

В контексте изучаемой проблемы заслуживают внимания исследования В. А. Балашова, JI. И. Никоновой, В. А. Юрченкова, Н. Г. Юрченковой и др. посвященные культуре мордовского народа, проживавшего совместно с русским народом, что по мнению столь авторитетных исследователей, несомненно оказало существенное влияние на культурную традицию Мордовии.

В мае 2004 года в Мордовии состоялась научно-практическая конференция «Социальные конфликты в России XVII — XVIII вв.». Обсуждались вопросы развития социального движения XVII — XVIII вв. Несколько докладов было посвящено русско-мордовским фольклорным отношениям.

В июне 2005 года в Научно-исследовательском институте гуманитарных наук при Правительстве республики Мордовия состоялась региональная научно-практическая конференция «Центр и периферия: культура российской провинции», на которой рассматривалась материальная и духовная культура республики Мордовия, ее типология и своеобразие, обосновывалась многоаспектность подходов к провинциальной культуре при ее изучении.

Проведенный историографический анализ свидетельствует о том, что феномен русского фольклора в этнокультурной традиции Мордовии специально не исследовался, несмотря на наличие довольно обширного списка наработок по проблематике.

Источниковая база исследования определяется совокупностью источников, позволяющих достаточно аргументированно и обстоятельно раскрыть тему в целом.

Основным видом источников для написания диссертационного исследования явились полевые материалы, собранные в русских и мордовских селах республики Мордовия. В период с 1997 г. по 2004 г. автором работы осуществлялись регулярные экспедиции с целью сбора народного поэтического творчества русского населения в условиях естественной среды бытования. В целях объективности произведения русского фольклора изучались с учётом их модификаций, связанных с историческими процессами, протекающими в республике. Фактический материал собирался по специальной программе, в рамках которой выяснялась история заселения и биография населенных пунктов, изучались условия бытования и функционирования, а также исполнительская фольклорная традиция в связи с их социальной и возрастной принадлежностью. С 2000 г. проводилось повторное исследование многих сел, что дало возможность полнее проследить и выявить закономерности изменения русского фольклора в процессе его социокультурной адаптации. Методика исследования заключалась в сравнительном анализе фольклорных текстов из разных сел и районов.

Первая поездка была осуществлена в 1997 г. в деревню Новая Михайловка Лямбирского района. Выявлено бытование нескольких старинных и городского типа русских народных песен, состоялись знакомства с талантливыми людьми, прекрасными исполнителями народных песен. Основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться в фольклорно- этнографических экспедициях, были следующие:

1) Поиск сказителей, песельников. Истинных носителей народной традиции, хорошо знающих и владеющих местной словесной и вокально-певческой традицией, осталось мало. Возраст их был достаточно велик (от 70 до 90 лет).

2) Смущение и страх сказителей перед записывающей аппаратурой. Нежелание петь под запись.

3) Боязнь осуждения соседями: „Что мы тута поём, дел что ля у нас нету. Петь-то — это грех!",— строго говорила, например, Ионова Анастасия Ивановна, жительница деревни Новая Михайловка Лямбирского района Мордовии.

С такой же проблемой пришлось столкнуться в селе Мокшалей Чамзинского района. Здесь хозяйка дома, где проходила запись, Левина Мария Викторовна, даже ставни затворила и дверь на засов закрыла, чтобы соседи не узнали, что у неё в «хатке» песни поют. « Асудять меня, соседи-то, засмеють», — сетовала она.

5) Суеверия, сохранившиеся ещё со времен языческой культуры, передаваемые из поколения в поколение, переплетенные с христианской религией. Так, например, в селе Вечериси Ардатовского района женщина, певшая верхний подголосок, крестила рот при долгих выносках кодансов в конце каждой строфы. „Рот-то открыт — душа улетит" — говорила она.

6) Еще одна трудность при записи - это умение настроить исполнителей на исполнение древних жанров фольклора, свадебные, лирические, календарные, хороводные песни. Умение «расшевелить» их память, настроить разговор в нужном направлении, уйти от псевдонародного, найти путь к тем пластам народного творчества, которые глубоко осели в их подсознании. Люди, исполнявшие старинные народные песни, в подавляющем большинстве своем уже великовозрастные бабушки и дедушки. Так, например, в селе Ожга Старошайговского района пела очень ценные свадебные и лирические необрядовые песни Козлова Антонина Павловна 1910 г.р.

7) Часто исполнители не допевали песни до конца или вообще проговаривали текст без мелодии. Если имел место очень интересный вариант народной песни, то нужно было обязательно сделать так, чтобы песня как важная историко-этнографическая информация была полностью зафиксирована. В селе Жаренки Ардатовского района, лирическую песню «Вечор ко мне девице» (прил., № 60), сказительница исполнила несколько раз. Только один из всех встреченных нами в процессе полевых сборов исполнителей пользовался у односельчан широкой славой хранителя фольклора, и, главное, сам осознавал себя таковым. Остальные информаторы соглашались рассказывать или спеть только после длительных уговоров, указывали на неполноценность своих произведений, ссылаясь на то, что забыли, ведь слышали или пели давно в детстве.

Были исследованы селения десяти районов: Ардатовский (с. Жаренки, Вечериси); Атяшевский (с. Вечерлей, Чукалы); Болынеберезниковский (с. Большие Березники, д. Федоровка); Ковылкинский (с. Михайловское, Покровск); Кочкуровский (с. Мордовское Давыдово, Русское Давыдово, Семилей, Качелай); Краснослободский (с. Селищи); Лямбирский (с. Атемар, д. Новая Михайловка); Рузаевский (д. Макаровка); Старошайговский (с. Летки, Ожга, Лемдяй, Николаевка); Чамзинский (с. Мокшалей). Информаторами выбирались в основном люди пожилого возраста, хорошо знающие традиционные обряды и отчасти соблюдающие их. Благодаря им удалось собрать уникальный материал о русском фольклоре Мордовии.

В ходе проведенных экспедиций совершены аудио записи фольклорного материала, зафиксированы русские народные песни различных жанров, пословицы и поговорки, легенды, гадания, сказки. Записаны сведения о народных праздниках и обрядах.

Важными источниками диссертационной работы стали пословицы, поговорки, загадки, старинные народные песни, записанные студентами Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева филологического факультета Байбулатовой Л., Авдеевой Г., Шуваловой О., Мангутовой Л., собрания русского и мордовского фольклора дореволюционного и советского времени, подготовленные П. И. Мельниковым-Печерским («Очерки мордвы»), X. Паасоненом («Mordwinische Volksdichtung»), А. А. Шахматовым («Мордовский этнографический сборник»), М. Е. Евсевьевым (Избранные труды»), серия «Устно-поэтическое творчество мордовского народа», сборники произведений русской народной поэзии XIX — XX вв., публикации в периодической печати.

Много ценного материала содержат сборники русских народных песен, а также подобного рода материалы, позволившие провести анализ песенного творчества русских сел Мордовии в рассматриваемый период.33

Выявленный комплекс источников позволил достигнуть поставленной цели работы, решить основные задачи связанные с кругом изучаемых явлений.

Методология исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют современные концепции развития культуры этносов России, свободные от идеологической конъюнктуры и стереотипов, а также научно-теоретические положения, выдвинутые в трудах известных ученых, в частности Д.С. Лихачева. Стержневой мыслью концепции Д. С. Лихачева является тезис о том, что культура представляет главный смысл и глобальную ценность существования как отдельных народов, малых этносов, так и государств. Методологической базой явились труды таких ученых, как Афанасьев А.Н.,

Буслаев Ф.И., Веселовский А.Н., Домокош П., Круглов Ю.Г., Померанцева Э.В., Пропп В.Я., Путилов Б.Н., Соколов Ю.М., а также работы мордовских исследователей Девяткиной Т.П., Корнишиной Г.А., Мокшина Н.Ф., Самородова К.Т., Шаронова A.M., Юрченкова В.А., Юрченковой Н.Г.

В работе использованы исторшо-генетический, историко-функционалъный, историко-типологический, историко-культурный, сравнительно-исторический методы исследования, а также метод целостного анализа текста. Их сочетание позволило воссоздать целостную картину бытования и функционирования русского фольклора Мордовии, проследить важнейшие закономерности в развитии видов и жанров русского фольклора, установить типологию сюжетов, образов и мотивов, в генезе которых ту или иную роль сыграли контактные связи, факторы историко-культурной общности. Наряду с этим при написании работы были использованы основополагающие принципы научного познания: принцип объективности, предусматривающий всесторонний охват изучаемого явления с целью выявления его сущности и применение всей совокупности различных методов для получения из исторических источников максимально разнообразной и обширной информации; принцип историзма, предполагающий изучение культурно-исторического явления с учетом его динамики, конкретно-исторической обусловленности и этнической самобытности, сочетание которых позволяет воспроизвести целостную картину изучаемого этнокультурного феномена, определить его специфические и типологические черты, представить современное состояние изучаемых процессов русской культуры.

Цель исследования состоит в выявлении основных историко-культурных закономерностей формирования, развития и современного бытования русского фольклора в поликультурном пространстве Мордовии.

Достижение цели обусловливает решение следующих задач:

- проанализировать процесс формирования и становления феномена русского фольклора, системы его жанров в истории мордовской культуры;

- рассмотреть современное состояние культурной традиции Мордовии и особенности бытования русского фольклора как культурного явления в условиях полиэтнической среды;

- показать жанровое многообразие русского фольклора, бытующего на территории Мордовии среди русского, эрзянского, мокшанского населения;

- изучить идейно-тематическую и художественно-эстетическую специфику произведений фольклорных жанров в русской и мордовской среде;

- выявить важнейшие отличительные черты русско-мордовского фольклорного взаимодействия в соотношении жанрово-видовых и тематических особенностей произведений народнопоэтического творчества.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые сделана попытка комплексного анализа закономерностей формирования и развития культурной традиции Мордовии, связанной с бытованием произведений русского народного творчества в условиях полиэтнического культурного пространства. В работе выявлены мотивационные и художественно-эстетические параллели, сближающие русскую и мордовскую культуры; раскрыты на основе многоаспектного анализа фольклорных произведений в контексте историко-культурных процессов России и Мордовии их художественно-эстетические особенности.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что исследование феномена русского фольклора в поликультурном пространстве Мордовии способствует углублению представлений о развитии культуры этносов. Результаты исследования расширяют и конкретизируют научные представления о русском фольклоре Мордовии как феномене, способствуют расширению объективного и предметного поля культурологических и социально-исторических исследований, выявлению их влияния на современные социокультурные процессы в региональном аспекте.

Практическая значимость работы определяется тем, что полученные в процессе проведенного исследования результаты могут быть стимулом в дальнейшем изучении процессов взаимодействия культур, будут способствовать более углубленному пониманию сложных закономерностей формирования культурной традиции в условиях межэтнического и межнационального диалога. Материалы исследования могут быть использованы при написании монографий по проблемам теории и истории культуры, при создании учебников и учебных пособий для вузов и других учебных заведений.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Естественноисторическая база формирования и становления феномена русского фольклора в истории мордовской культуры обусловлена общностью исторических судеб и культурных традиций русского и мордовского народов.

2. Фольклор русского населения Мордовии, включающий в себя все наиболее значительные жанры произведений обрядовой и необрядовой поэзии, наиболее интенсивно формировался в культурно-историческом континууме в XVIII - XX вв.

3. В рамках общей культурной традиции русский фольклор Мордовии проявляет свою жизнеспособность, при этом выделяются локальные группы носителей фольклорной традиции населения, как русского, так и мордовского, со своей отличительной манерой интерпретации, словесно-музыкальными особенностями и формами визуально-исполнительской культуры.

4. В условиях полиэтнической культурной среды фольклорные произведения в целом сохранили художественные особенности, вместе с тем подверглись влиянию местных традиций и трансформировались. Это выразилось в основном в возникновении ряда вариантов, сохраняющих свою первооснову и одновременно включающих определенные элементы мордовского фольклора.

5. Основной тенденцией бытования русского фольклора в Мордовии является синтезирование общерусских художественных, эстетических и музыкально-певческих традиций и традиций сугубо этнических, мордовских.

6. Усиление ассимиляционных процессов в условиях современного полиэтнического культурного пространства связано с новым этапом развития культурной традиции Мордовии, обусловленным продолжающимся социальным, духовным и языковым сближением мордовского народа с русским.

Апробация работы. Теоретические положения и отдельные выводы диссертации были изложены в докладах на всероссийской научно-практической конференции «Социальные конфликты в России XVII -XVIII вв.» (Саранск, 20-22 мая 2004 г.), республиканской научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора В. В. Горбунова (Саранск, 17 декабря 2004 г.), региональной научно-практической конференции «Центр и периферия: культура российской провинции» (Саранск, 1 июня 2005 г.), а также в публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего более двухсот наименований, и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Волостнова, Татьяна Ивановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для культурной традиции Мордовии закономерным явлением следует считать наличие такого этнокультурного феномена, как русский фольклор, который в условиях современного поликультурного пространства не только продолжает бытовать и функционировать в традиционном виде, но и обнаруживает высокие адаптационные возможности, соответствующие современным реалиям.

Русский фольклор в динамично развивающемся процессе формирования и современного функционирования культурной традиции Мордовии является этнокультурным феноменом, основанным на преемственной трансляции социально-исторического опыта и активной формой объективной действительности современного бытия культуры.

Исходя из научного осмысления анализа выявленного комплекса источников, представляется возможным сделать главный вывод: консолидация культурных миров русского и мордовского народов сыграла важнейшую роль в становлении и развитии культурной традиции Мордовии. Взаимовлияние русского и мордовского фольклора имеет глубокие исторические корни, при этом характер взаимосвязей, их соотношение изменяются, так же как и сама система бытующих жанров.

На протяжении многих столетий создавались и передавались из поколения в поколение разнообразные фольклорные жанры, запечатлевшие в высокохудожественных образах обширную и многокрасочную панораму жизнедеятельности и духовности народа — его историю, труд, быт, верования и обряды, представления о народной морали и педагогике, нравственном и эстетическом идеале, национальном характере.

При изучении закономерностей традиций культуры характер отражения истории нужно объяснять законами поэтики жанра, т.к. исторические черты (события, лица, реалии) подчиняются художественным задачам и переплавляются в соответствии с ними. При этом не следует забывать о единстве художественного и реально-исторического.

Анализ собранного автором диссертации фольклорного материала, аудио и видео материалы 70-х — 90-х гг. XX столетия свидетельствуют о весьма высоком уровне сохранности русского фольклора, песенных традиций на огромной территории географического расселения этноса — в Мордовии, в Самарской, Саратовской, Пензенской, Нижегородской, Оренбургской и других областях Среднего Поволжья и Приуралья.

В рамках общей культурной традиции русский фольклор Мордовии имеет свою жизнеспособность, изменяясь как в степени характера, исполнительской манеры, так и в отдельных жанрах и элементах поэтики. Одни жанры выдвигаются на приоритетные позиции (частушка), другие постепенно выходят из активного бытования. Некоторые жанры русского фольклора (исторические песни) значительно сузили свое бытование и живут главным образом в памяти людей старшего поколения. В отдельных жанрах и произведениях изменяются темы и сюжеты, герои и выразительные средства, способы интерпретации исполнения и формы.

При построении периодизации истории русского фольклора в культурной традиции Мордовии приходится учитывать ряд своеобразных явлений. Например, в календарно-обрядовой поэзии упоминание языческих богов и мифических существ, остатки языческих представлений позволяют думать о древности этого вида поэзии, так как эти остатки составляют сущность жанра.

В системе жанров выделяются следующие группы: 1) обрядовые (песни земледельческого календаря и свадебной обрядности, а также заговоры); 2) необрядовые активно бытующие жанры (пословицы, присловицы, поговорки, колыбельные, потешки, сказки, лирические песни, частушки); 3) необрядовые, утратившие активность бытования (песни эпической и лиро-эпической традиции).

Еще в недалеком прошлом были распространены традиционные обряды и праздники мордвы, сопровождаемые песнями, причетами, инструментальной музыкой, ибо они отразили стремление человека осмыслить окружающий мир. Рассматривая русский фольклор в контексте культурной традиции Мордовии, мы исходили из предположения, что историческая основа жанров различна, но весь фольклор в целом, в своем содержании и формах, неразрывно, многообразно связан с историей.

Историческая жизнь народа оставляет в его творчестве значительные и разнообразные следы: прямые указания на время, место действия, события и лица, отражения общественных отношений, материальной культуры, быта, воззрений народа. История в фольклоре воспроизводится поэтически, по художественно-эстетическим законам различных жанров.

Пласт русского фольклора Мордовии состоит из произведений обрядовой и необрядовой поэзии, пословиц, сказок, загадок, исторических и лирических песен, частушек. По своим художественным особенностям он достаточно стабильно сохранился в условиях полиэтнической культурной среды. В процессе своего бытования в некоторых случаях трансформировался, так как изменились условия его жизни, но по сути своей остается до сих пор важным фактором культурной и эстетической жизни народа. Он достаточно сохранился и активно проявляет жизнеспособность среди русского и мордовского населения республики Мордовия. Понимание внутренней сущности фактов истории через народно-художественное восприятие, отражающееся в фольклоре, позволит осмыслить связь фольклора с историей, реконструировать механизм его происхождения через постижение идейной сущности, социальной природы, своеобразия жанров и художественных средств, сложившихся в культурной традиции.

Специфика русского фольклора в условиях поликультурного пространства Мордовии связана с взаимодополняемостью и взаимопроникновением процессов синхронной коммуникации и межпоколенной трансмиссии традиции культуры.

Русский фольклор, как этнокультурный феномен в условиях поликультурного пространства Мордовии, представляет собой один из стратегических факторов возрождения и дальнейшего совершенствования современной этнической культуры, имеет огромное влияние в воспроизводстве общественной культуры эволюционирующих жанров русской традиционности, синтезируемых в живой памяти современников как русских, так мокшан, эрзян и самой объективной действительности культурной традиции.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Волостнова, Татьяна Ивановна, 2006 год

1. Абрамов, В. К. По следу времени: исторические очерки / В. К. Абрамов. — Саранск : Мордов. кн. изд во, 1991. — 304 с.

2. Азадовский, М. К. История русской фольклористики : в 2 т. / М. К. Азадовский. М. : Учпедгиз, 1963. - Т. 2. - 364 с.

3. Азадовский, М. К. Статьи о литературе и фольклоре / М К. Азадовский. М ; Л : Гослитиздат, 1960. - 546 с.

4. Азадовский, М. К. Литература и фольклор : очерки и этюды. Л. : ГИХЛ, 1938.-296 с.

5. Акимова, Т. М. Очерки истории русской народной песни / Т. М. Акимова. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1977. - 189 с.

6. Акимова, Т. М. О поэтической природе народной лирической песни / Т. М. Акимова. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1966. - 203 с.

7. Актуальные проблемы современной фольклористики : сб. ст. и материалов / сост. В. Е. Гусев. Л. : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1980.-224 с.

8. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор /В. П. Аникин. М. : Учпедгиз, 1957.-461 с.

9. Аникин, В. П. Русская народная сказка / В. П. Аникин. М. : Просвещение, 1977. - 208 с.

10. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество / В. П. Аникин. -М.: Высш. шк., 2001. 726 с.

11. Аникин, В. П. Теория фольклора : курс лекций. / В. П. Аникин. М. : КДУ, 2004. - 432 с.

12. Асафьев, Б. О народной музыке / Б. Асафьев. Л. : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1987.-247 с.

13. Аспект — 1989 : Исследования по мордовской литературе. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1989. - 191 с.

14. Аспект — 1990 : Исследования по мордовской литературе: Идейно-эстетические проблемы и художественные традиции. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. 117 с.

15. Афанасьев, А. Н. Народные русские легенды / А. Н. Афанасьев. М. : Книгоиздат. Современ. Проблемы, 1914. - 316 с.

16. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов : в 3 т. /

17. A. Н. Афанасьев. Т. 3. - М. : Изд-во К. Солдатенкова, 1869. - 840 с.

18. Балашов, В. А. Бытовая культура мордвы : Традиции и современность / В. А. Балашов. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991.-252 с.

19. Бахтин, В. С. От былины до считалки : Рассказы о фольклоре /

20. B. С. Бахтин. Л. : Дет. лит., 1982. - 191 с.

21. Близкий сердцу край. Земля лямбирская. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2003. 224 с.

22. Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев. М. : Искусство, 1971. - 544 с.

23. Борисов, А. Г. Мордовская свадебная лирика : автореф. дис. . канд. филол. наук. / А. Г. Борисов. Саранск, 1964. - 22 с.

24. Быстрова, А. Н. Проблема культурного пространства (опыт философского анализа) / А. Н. Быстрова. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2004. - 240 с.

25. Васильев, Т. В. Мордовия / Т. В. Васильев. — М. : Центриздат, 1931. -208 с.

26. Ведерникова, Н. М. Русская народная сказка / Н. М. Ведерникова. -М.: Наука, 1975.- 135 с.

27. Великорусские заклинания / сб. Л. Н. Майкова. СПб., 1981.

28. Виноградова, JI. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян : генезис и типология колядования / Л. Н. Виноградова. М. : Наука, 1982.- 256 с.

29. Вопросы мордовского фольклора. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1977.-104 с.

30. Вопросы финно-угроведения. Йошкар-Ола : Маркнигоиздат, 1970. -Вып. 5.-307 с.

31. Вопросы финно-угроведения. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1975. -Вып. 6. - 448 с.

32. Вопросы финно-угорского фольклора // Тр. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1974,— Вып. 50.-215 с.

33. Горбунов, В. В. Поэзия — душа народа / В. В. Горбунов. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1973. - 296 с.

34. Города и села Мордовии. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1977. - 374 с.

35. Гусев, В. Е. Эстетика фольклора / В. Е. Гусев. Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1967.- 319 с.

36. Далгат, У. Б. Литература и фольклор : теоретические аспекты / У. Б. Далгат. -М. : Наука, 1981. 303 с.

37. Даль, В. И. Пословицы русского народа / В. И. Даль. М. : Олма-пресс, 2000.-608 с.

38. Девяткина, Т. П. Мокшанские свадебные обряды и песни : (в прошлом и настоящем) / Т. П. Девяткина. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1992.- 192 с.

39. Девяткина, Т. П. Мифология мордвы / Т. П. Девяткина. — Саранск : Краен. Окт, 1998, — 336 с.

40. Добролюбов, Н. А. Полн. собр. соч. : в 6 т. / Н. А. Добролюбов. М. : Гослитиздат, 1934. — Т. 1. - 595 с.

41. Документы и материалы по истории Мордовской АССР : в 4 т. Т. 3. -Ч. 1. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1939. - 345 с.

42. Евсевьев, М. Е. Избр. тр. : собр. соч. : в 5 т. / М. Е. Евсевьев. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1961. Т. 1. — 384 с.

43. Евсевьев, М. Е. Избр. тр. : собр. соч. в 5 т. / М. Е. Евсевьев. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1966. Т. 5. - 470 с.

44. Евсевьев, М. Е. Мордовская свадьба / М. Е. Евсевьев. М., 1931. -265 с.

45. Емильянов, JI. И. Методологические вопросы в фольклористике / JL И. Емильянов. JL : Наука, 1978. - 235 с.

46. Еремина, В. И. Поэтический строй русской народной лирики / В. И. Еремина. JL : Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. - 184 с.

47. Еремина, В. И. Ритуал и фольклор / В. И. Еремина. Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1991. -208 с.

48. Жирмунский, В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки / В. М. Жирмунский. М. - Л. : Гослитиздат, 1962.-435 с.

49. Жирмунский, В. М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения этноса / В. М. Жирмунский. М., 1958.-355 с.

50. Жуковский, В. А. Собр. соч. : в 4 т. / В. А. Жуковский. М. : Гослитиздат, 1959. - Т. 2. - 571 с.

51. Забылин, М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / М. Забылин. М. : ЭКСМО, 2003. - 606 с.

52. Заветные частушки из собрания А. Д. Волкова. Политические частушки. М. : Наука, 1999. - Т. 2. - 338 с.

53. Загадки русского народа: сб. загадок, вопросов, притч и задач. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1960. 335 с.

54. Зеленин, Д. К. Восточнославянская этнография / Д. К. Зеленин. — М. : Наука, 1991. —511 с.

55. Земцовский, И. И. Русская протяжная песня / И. И. Земцовский. JI. : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1967. - 111 с.

56. Знсь, А. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы / А. Зись. -М.: Искусство, 1975. -447 с.

57. И стали песней народной : нар. песни литератур, происхождения / сб. В. Гришина. Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1979. - 293 с.

58. Исторические песни XIII — XVI веков. М. ; Л.: Изд-во АН СССР, 1960.-280 с.

59. Исторические песни XVII века. М. : Наука, 1966.-284 с.

60. Исторические песни XVTII века / сост. О. Б. Алексеева, Л Е. Емельянов. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1971. - 356 с.

61. История Мордовской АССР : в 2 т. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1979.-Т. 1.-320 с.

62. История Мордовской АССР : в 2 т. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1981.-Т. 2.-430 с.

63. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы XIX в. начале XX в. Зимние праздники. М. : Наука, 1973 .-351 с.

64. Калугина, Н. В. Основы методики работы с русским народным хором / Н. В. Калугина. М. : Музыка, 1969. - 231 с.

65. Каргина, М. И. Пространство и время в мифологии мордвы / М. И. Каргина. автореф. дис. . канд. культурологии. - Саранск, 1997.- 16 с.

66. Китиков, А. Е. Пословицы и поговорки финно-угорских народов / А. Е. Китиков. Йошкар - Ола : Марийск. кн. изд-во, 2004. - 336 с.

67. Колпакова, Н ПРусская народная бытовая песня / Н П Колпакова, М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1962. - 284 с.

68. Колпакова, Н. П. Песни и люди: о русской народной песне / Н. П. Колпакова. Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. - 135 с.

69. Колпакова, Н. П. У золотых родников. Записки фольклориста / Н. П. Колпакова. Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1975. - 199 с.

70. Корнишина, Г. А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования / Г. А. Корнишина ; МГПИ им. М. Е. Евсевьева. Саранск, 2000. - 151 с.

71. Корнишина, Г. А. Традиционно-обрядовая культура мордвы / Г. А. Корнишина. Саранск : Тип. Полиграф, 2005. - 101 с.

72. Костин, В. И. Русская народная бытовая (необрядовая) песня в Мордовии : автореф. дис. . канд. филол. наук / В. И. Костин. — Саранск, 1987.-21 с.

73. Костюхин, Е. А. Типы и формы животного эпоса / Е. А. Костюхин. -М. : Наука, 1987.-269 с.

74. Котков, К. А. Крестьянское движение на территории Мордовии во второй половине XVIII в. / К. А. Котков. Саранск : Мордгиз, 1949.143 с.

75. Кравцов, Н. И. Русское устное народное творчество / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. М. : Высш. шк., 1983. - 448 с.

76. Кравцов, Н. И. Проблемы славянского фольклора / Н. И. Кравцов. -М. : Наука, 1972.-360 с.

77. Кравцов, Н. И. Поэтика русских народных лирических песен : учеб. пособие по спецкурсу / Н. И. Кравцов. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1974.- Ч. 1.-96 с.

78. Круглов, Ю. Г. Русские обрядовые песни / Ю. Г. Круглов. М. : Высш. шк., 1989.-319 с.

79. Круглов, Ю. Г. Русские свадебные песни / Ю. Г. Круглов. М. : Высш. шк., 1977.-318 с.

80. Кулагина, А. В. Поэтический мир частушки / А. В. Кулагина. М. Наука, 2000. - 303 с.

81. Лазутин, С. Г. Очерки по истории русской народной песни / С. Г. Лазутин. Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1964. - 151 с.

82. Лазутин, С. Г. Русские народные песни / С. Г. Лазутин. М. : Просвещение, 1965.-291 с.

83. Лазутин, С. Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы / С. Г. Лазутин. М. : Высш. шк., 1990. - 237 с.

84. Лазутин, С. Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра / С. Г. Лазутин. Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1960.-262 с.

85. Лазутин, С. Г. Поэтика русского фольклора / С. Г. Лазутин. М. : Высш. шк., 1989.-207 с.

86. Левинтон, Г. А. Замечания о жанровом пространстве русского фольклора / Г. А. Левинтон. М. : Наука, 1987. - 322 с.

87. Легенды и предания мордвы / сост. Л. В. Седова. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1982. 330 с.

88. Линева, Е. Э. Великорусские песни в народной гармонизации / Е. Э. Линева.- СПб., 1904.-96 с.

89. Литературная Мордовия. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1956. — № 12.-219 с.

90. Литературная Мордовия. Саранск : Мордов. кн. изд-во. - 1960. — № 19- 20.-319 с.

91. Литературная энциклопедия : в 11 т. М., 1932 . - Т. 6. - 920 с.

92. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста /ЮМ Лотман. Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. 272 с.

93. Лузгин, А. С. В тесном соседстве : хозяйство и материальная культура русского населения / А. С. Лузгин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1987.- 188 с.

94. Маскаев, А. И. Мордовская народная сказка / А. И. Маскаев. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1947. 185 с.

95. Маскаев, А И. Мордовская народная эпическая песня / А И Маскаев. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1964. 440 с.

96. Марков, А. В. Отношения между русскими и мордвой в истории и в области народной поэзии: в связи с вопросом о происхождении великорусского племени / А. В. Марков // Изв. Тифлис, высш. жен. курсов.- 1914.-Кн. l.-Вып. 1.

97. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор / М. Н. Мельников. -М. : Просвещение, 1987.-239 с.

98. Мельников, П. И. Очерки мордвы / П. И. Мельников (Андрей Печерский) // П. И. Мельников. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1981.- 134 с.

99. Мокшень фольклор. Саранск : Мордгиз, 1940. - 297 с.

100. Мокшень фольклор. Саранск : Мордгиз, 1949.

101. Мокшин, Н. Ф. Мифология мордвы : этнографический справочник / Н. Ф. Мокшин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. - 320 с.

102. Мокшин, Н. Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников / Н. Ф. Мокшин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1993.-240 с.

103. Мокшин, Н. Ф. Мордовский этнос / Н. Ф. Мокшин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1989. - 160с.

104. Мокшин, Н. Ф. Религиозные верования мордвы / Н. Ф. Мокшин. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1998. 159 с.

105. Мокшин, Н. Ф. Этническая история мордвы (XIX — XX вв.) / Н. Ф. Мокшин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1977. — 280 с.

106. Мокшина, Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX — начале XX вв. / Е. Н. Мокшина. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2003.-248 с.

107. Мокшина, Е. Н. Этническая ситуация в Мордовии на современном этапе / Е. Н. Мокшина. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1998. - 180 с.

108. Мордасова, С. Г. Традиционная культура русских республики Мордовия и система их жизнеобеспечения : автореф. дис. . канд. ист. наук / С. Г. Мордасова. Саранск, 2004.-30 с.

109. Мордовское народное устно-поэтическое творчество : Очерки. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1975. 432 с.

110. Мордовские народные сказки/сост. А. И Маскаев, К.Т.Самородов.— Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1970. 160 с.

111. Мордовский этнографический сборник / сост. А. А. Шахматов. — СПб., 1910.

112. Морохин, В. Н. Хрестоматия по истории русской фольклористики / В. Н. Морохин.-М. : Высш. шк., 1973.-316 с.

113. ИЗ. Народы России : Энцикл. — М. : Большая Рос. энцикл., 1994. -479 с.

114. Нидерле, JI. Славянские древности / JI. Нидерле. М. : Изд-во иностр. лит, 1956. - 450 с.

115. Никонова, JI. И. Баня в системе жизнеобеспечения народов Поволжья и Приуралья : историко-этногр. исслед. / Л. И. Никонова. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2003. - 225 с.

116. Новиков, Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки / Н. В. Новиков. Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. - 255 с.

117. Огарев, Н. П. Избранные социально-политические и философские произведения / Н. П. Огарев. М. : Госполитиздат, 1952. - Т. 1. - 864 с.

118. Огарев, Н. П. Избранные социально-политические и философские произведения / Н. П. Огарев. М. : Госполитиздат, 1956. - Т. 2. - 683 с.

119. Памятники мордовского народного музыкального искусства : в 3 т. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1981. - Т. 1. - 292 с.

120. Петросян, А. А. История народа и его этнос / А. А. Петросян. М. : Наука, 1982.-216 с.

121. Померанцева, Э. В. О русском фольклоре / Э. В. Померанцева. М. : Наука, 1977. - 120 с.

122. Померанцева, Э. В. Русская народная сказка / Э. В. Померанцева. -М., 1963.- 128 с.

123. Померанцева, Э. В. Судьбы русской сказки / Э. В. Померанцева. -М. : Наука, 1965.-220 с.

124. Попова, Т. В. О песнях наших дней / Т. В. Попова. М.: Музыка, 1969.-490 с.

125. Попова, Т. В. Основы русской музыки / Т. В. Попова. М. : Музыка, 1977. - 120 с.

126. Попова, Т. В. Русское народное музыкальное творчество / Т. В. Попова. -М. : Музыка, 1956. 341 с.

127. Попова, Т. В. Русская народная песня / Т. В. Попова. М. : Сов. композитор, 1962. - 76 с.

128. Проблемы изучения финно-угорского фольклора. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1972. 299 с.

129. Прозаические жанры русского фольклора. Сказки, предания, легенды, былички, сказы, устные рассказы : хрестоматия / сост. В. Н. Морохин. М. : Высш. шк., 1977. - 296 с.

130. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. -Л. : Изд-во ЛГУ, 1986. 366 С.

131. Пропп, В. Я. Русский героический эпос / В. Я. Пропп. Л. : Изд-во ЛГУ, 1955. - 552 с.

132. Пропп. В. Я. Фольклор и действительность / В. Я. Пропп ; Ин-т востоковедения. М., 1976. - 325 с.

133. Путилов, Б. Н. Фольклор и народная культура / Б. Н. Путилов. -СПб.: Петербургское востоковедение, 2003.- 464 с.

134. Путилов, Б. Н. Эпическое сказительство : типология и этническая специфика / Б. Н. Путилов. М. : Восточ. Лит-ра, 1977. - 295 с.

135. Русские. М.: Наука, 1999. - 829 с.

136. Русские народные песни. М. : ГИХЛ, 1959. - 223 с.

137. Русское народное поэтическое творчество. М. ; Л. , 1955. - Т. 2, кн. 1.-440 с.

138. Русское народное поэтическое творчество : хрестоматия для студентов нац. отд-ний пед. ин-тов / сост. Ю. Круглов. 3-е изд. перераб. - СПб. : Просвещение, 1993. - 638 с.

139. Русское народное поэтическое творчество : хрестоматия. — М. : Высш. шк., 1978.-527 с.

140. Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия по фольклористике / сост. Ю. Круглов. М. : Высш. шк., 1986. - 535 с.

141. Русские обычаи и обряды. Семейные обычаи. Календарные обряды. Подвижные праздники. М. : Вече, 2005. - 320 с.

142. Русские пословицы и поговорки / под ред. В. П. Аникина. — М. : Худож. лит., 1988.-431 с.

143. Русская частушка у мордвы. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1994. -150 с.

144. Русский фольклор : материалы и исслед. — М. ; Л. : Наука, 1966. -Вып. 10. -356 с.

145. Русский фольклор. Социальный протест в народной поэзии. Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1975. - 291 с.

146. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. — М. : Наука, 1981. —608 с.

147. Рыбникова, М. А. Русские пословицы, поговорки / М А. Рыбникова. -М: Изд-во АН СССР, 1961. 230 с.

148. Салаева, М. Н. Русско-мордовские связи в волшебной сказке : автореф. дис. . канд. филол. наук / М. Н. Салаева. М., 1992. - 21 с.

149. Самаркина, Н. П. Фольклорные традиции в современной мордовской поэзии : автореф. дис. .канд. филол. наук / Н. П. Самаркина. — Саранск, 1991. —20 с.

150. Самородов, К. Т. Мордовская обрядовая поэзия / К. Т. Самородов. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1980. 167 с.

151. Самородов, К. Т. Мордовские пословицы, присловицы и поговорки / К. Т. Самородов. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1986. - 280 с.

152. Самошкин, А. Г. Сказительские традиции мордвы / А. Г. Самошкин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1989. - 192 с.

153. Саратовский этнографический сборник. Саратов, 1922. - Вып. 1. -276 с

154. Семевский, В. И. Крестьянский вопрос в России XVIII в. и первой половины XIX в. : в 2 т / В. И. Семевский. СПб., 1888. - Т.1.

155. Сидельников, В. М. Советский фольклор / В. М. Сидельников. -Ростов н/Д : Изд-во Рост, ун-та, 1977. 173 с.

156. Симаков, В. И. Народные песни их составители и их варианты / В. И. Симаков. М., 1929. - 144 с.

157. Славянский фольклор. Материалы исследования по исторической народной поэзии славян. М. : АН СССР, 1951. - 362 с.

158. Смирнов, И. Н. Мордва. Историко-этнографический очерк / И. Н. Смирнов. Казань : Наука, 1895. -291 с.

159. Советское финно-угроведение. — М.: ИНИОН, 1980. 156 с.

160. Современное песенное искусство мордвы. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1984. - 160 с.

161. Соколов, Ю. М. Русский фольклор / Ю. М. Соколов. М. : Учпедгиз, 1941. - 559 с.

162. Соколова, В. К. Русские исторические песни XVI — XVII в. / В. К. Соколова. М. : Изд-во АН СССР, 1960. - 330 с.

163. Соколова, В. К. Русские исторические предания / В. К. Соколова. -М. : Наука, 1970.-288 с.

164. Социальные конфликты в России XVII — XVII вв. : материалы всерос. науч.-практ. конф. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005. - 544 с.

165. Специфика фольклорных жанров. М. : Наука, 1973. - 304 с.

166. Спецсеминары по литературоведческим дисциплинам : метод, разработки. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1977. - 178 с.

167. Таракина, Э. Н. Мордовский детский фольклор / Э. Н. Таракина. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1971. 63 с.

168. Терещенко, А. В. Быт русского народа / А. В. Терещенко. М. : Русская книга, 1999. - 336 с.

169. Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР : Поэтика и стилистика. М. : Наука, 1980. - 343 с.

170. Традиции русского фольклора / сб. ст. под ред. В. П. Аникина. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 203 с.

171. Традиционный фольклор новгородской области: сказки, легенды, предания, былины, заговоры. (По записям 1963 1999). - СПб. : Алетейя, 2001. - 534 с.

172. Устно-поэтическое творчество мордовского народа : в 12 т. — Т. 1. Эпические и лирические песни. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1963. —400 с.

173. Устно-поэтическое творчество мордовского народа : в 12 т. — Т. 2. Лирические песни. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1965. — 372 с.

174. Устно-поэтическое творчество мордовского народа : в 12 т. — Т. 4. Пословицы, присловья и поговорки. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1967. —Кн. 1.-376 с.

175. Устно-поэтическое творчество мордовского народа : в 12 т. — Т. 5. Частушки. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1969. — 240 с.

176. Устно-поэтическое творчество мордовского народа :в12т. — Т. 7. •— Ч. 1. — Эрзянские причитания-плачи. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1972. —376 с.

177. Устно-поэтическое творчество мордовского народа : в 12 т. — Т. 8. Детский фольклор. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1978. — 300 с.

178. Устно-поэтическое творчество мордовского народа : в 12 т. — Т. 10. Легенды, придания, былички. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1983. -256 с.

179. Федянович, Т. П. Русский народный свадебный обряд : исследования и материалы / Т. П. Федянович. Л. : Наука, 1978. - 312 с.

180. Федянович, Т. П. Свадебные обряды русских и мордвы Мордовской АССР (сравнительная характеристика) / Т. П. Федянович. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1982. - 196 с.

181. Фольклор и историческая этнография. М. : Наука, 1983. - 261 с.

182. Фольклор и современная духовная культура финно-угров. — Саранск : НИИ Регионологии, 1993. — 140 с.

183. Фольклор и этнография. Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1970. - 256 с.

184. Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л. : Наука. Ленигр. отд-ние, 1974. - 275 с.

185. Фольклор и этнография : проблемы реконструкций фактов традиционной культуры. Л. : Наука. Ленигр. отд-ние, 1990. - 232 с.

186. Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. -200 с.

187. Фольклор народов РСФСР: современное состояние фольклорных традиций и их взаимодействие. Уфа : БГУ, 1989. - 134 с.

188. Фольклор Саратовской области. Саратов : ОГИЗ Саратовское обл. изд-во, 1946. -536 с.

189. Фольклор : Песенное наследие. М. : Наука, 1991. - 259 с.

190. Фольклор : Поэтика и традиция. М. : Наука, 1982. - 344 с.

191. Фольклор : Поэтическая система. -М. : Наука, 1977. 344 с.

192. Фрэзер, Д. Д. Золотая ветвь : Исследования магии и религии/ Д. Д. Фрэзер. — М. : Политиздат, 1980. — 831 с.

193. Фрэзер, Д. Д. Фольклор в ветхом завете / Д. Д. Фрэзер. — М. : Политиздат, 1989. — 542 с.

194. Ховрин, Е. JI. Русская народная (необрядовая) песня в мордовской деревне : автореф. дис. . канд. филол. наук / Е. JI. Ховрин. — М., 1982. 18 с.

195. Частушка на рубеже XX — XXI вв. : программа и материалы к спецкурсу / сост. Е. А. Николаева. Саранск : Тип. «Крас. Окт»., 2000.-24 с.

196. Чистов, К. В. Легенда / К. В. Чистов. М., 1967. - Т. 4.

197. Чистов, К. В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории / К. В. Чистов. Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. - 303 с.

198. Чистов, К. В. Русская народная поэзия : Обрядовая поэзия / К. В. Чистов. Л. : Худож. лит., 1984. - 527с.

199. Чистов, К. В. Фольклор и этнография / К. В. Чистов. М. : Наука, 1970.

200. Шаронов, А. М. Русско-мордовские фольклорные отношения (Исторические песни XVI — XVIII вв.): автореф. дис. . канд. филол. наук / А. М. Шаронов. — Саранск, 1973. 22 с.

201. Шаронов, А. М. Русско-мордовские фольклорные отношения (исторические песни XVI — XVIII вв.) / А. М. Шаронов. дис. . канд. филол. наук. - Саранск, 1973. - 215 с.

202. Шаронов, А. М. Русско-мордовские фольклорные отношения в песнях о полоне. Социальные конфликты в России XVII — XVII вв. : материалы всерос. науч.-практ. конф. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005.-544 с.

203. Шастина, Е. И. Сказки, сказочники, современность / Е. И. Шастина. -Иркутск : Вост. Сиб. кн. изд-во, 1981. - 318 с.

204. Шуляев, А. Д. Жизнь и песня / А. Д. Шуляев. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1986. - 172 с.

205. Этногенез мордовского народа. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1965. -439 с.

206. Юрченков, В. А. Взгляд со стороны. Мордовский народ и край в сочинениях западно-европейских авторов VI — XVIII столетий / В. А. Юрченков. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1995. - 288 с.

207. Юрченкова, Н. Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса / Н. Г. Юрченкова. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2002. -156 с.

208. Яшин, Д. А. Удмуртская народная сказка / Д. А. Яшин. Ижевск, 1965.

209. ПОЛЕВОЙ МАТЕРИАЛ АВТОРА Артемьева Н. Н., 1958 г.р., д. Новая Михайловка Лямбирского района, запись 1997 г.

210. Бочкарева Е. А., 1984 г.р., с. Летки Старошайговского района, запись 2000 г. Бочкарева М. К., 1919 г.р., с. Летки Ст;арошайговского района, запись 1997 г. Бетякина Е. С., 1934 г.р., с. Мордовское Давыдово Кочкуровского района, запись 2000 г.

211. Бетякина Л. С., 1936 г.р., с. Мордовское Давыдово Кочкуровского района, запись 2000 г.

212. Бетякина М. С., 1932 г.р., с. Мордовское Давыдово Кочкуровского района, запись 2000 г.

213. Ведерникова Т. И., 1934 г.р., с. Селищи Краснослободского района, запись 1999 г.

214. Ведясова М. П., 1936 г.р., с. Николаевка Старошайговского района, запись 1999 г.

215. ВеряскинаМ. Ю., 1923 г.р., с. Семилей Кочкуровского района, запись 2000 г. Володина А. И., 1947, с. Мордовское Давыдово Кочкуровского района, запись 1999 г.

216. Воротникова И. Н., 1925 г.р., с. Николаевка Старошайговского района, запись 1999 г.

217. Гаунина Т. Т., 1924 г.р., д. Новая Михайловка Лямбирского района, запись1998 г.

218. ГрязноваМ. К., 1930 г.р., с. Вечерлей Атяшевского района, запись 1998 г. Дорофеева М. А., 1944 г.р., с. Николаевка Старошайговского района, запись1999 г.

219. Дубцова Т. М., 1943 г.р., с. Михайловское Ковылкинского района, запись1998 г.

220. Дудкова М. И., 1934 г.р., с. Николаевка Старошайговского района, запись1999 г.

221. Ефимова Н. В., 1986 г.р., с. Николаевка Старошайговского района, запись2000 г.

222. Жаренова М. В., 1933 г.р., с. Русское Давыдово Кочкуровского района, запись 1999 г.

223. Жилинина В. П. 1936 г.р., с. Мордовское Давыдово Кочкуровского района, запись 1999 г.

224. Зайцева Р. М., 1940 г.р., с. Ожга Старошайговского района, запись 1998 г. Иванова А. П., 1923 г.р., д. Новая Михайловка Лямбирского района, запись 1998 г.

225. Иванова М. П., 1924 г.р., с. Ожга Старошайговского района, запись 1998 г. Иванова Н. П., 1927 г.р., с. Летки Старошайговского района, запись 1999 г. Ионова А. И., 1920 г.р., д. Новая Михайловка Лямбирского района, запись 1997 г.

226. Михайлова А.Л., 1922 г.р., с. Лемдяй Старошайговского района, запись1999 г.

227. Мишина М. И., 1939 г.р., с. Селище Краснослободского района, запись2000 г.

228. Мокшина А. Т., 1942 г.р., с. Семилей Кочкуровского района, запись 2000 г. Мокшина М. Т., 1940 г.р., с. Семилей Кочкуровского района, запись 2000 г. Молчанова В. И., 1936 г.р., д. Новая Михайловка Лямбирского района, запись 1997 г.

229. Николаева Н. Н., 1933 г.р., д. Новая Михайловка Лямбирского района, запись1997 г.

230. Патяйкина Т. И., 1947 г.р., с. Лемдяй Старошайговского района, запись1999 г.

231. Петрикина М. Н., 1919 г.р., с. Мокшалей Чамзинского района, запись 1999 г. Петрова А. И., 1954 г.р., с. Большие Березники Болыпеберезниковского района, запись 2000 г.

232. Петрова Н. И., 1929 г.р., с. Покровск Ковылкинского района, запись 1999 г. Полюнина С. Н., 1932 г.р., с. Русское Давыдово Кочкуровского района, запись 1998 г.

233. Порываева Т. Н., 1943 г.р., с. Ожга Старошайговского района, запись 1997 г. Пронкина Л. С., 1930 г.р., с. Селище Краснослободского района, запись1998 г.

234. Прошкина Т. Е ., 1943 г.р., с. Лемдяй Старошайговского района, запись2000 г.

235. Прошкина Е. Е., 1945 г.р., с. Лемдяй Старошайговского района, запись 2000 г.

236. Семенова М. И., 1932 г.р., д. Новая Михайловка Лямбирского района, запись1997 г.

237. Семенова Т. Т., 1937 г.р., д. Макаровка Рузаевского района, запись 1997 г. Сидорова А. Т., 1947 г.р., д. Новая Михайловка Лямбирского района, запись1998 г.

238. Сидорова И. И., 1932 г.р., с. Атемар Лямбирского района, запись 1999 г.

239. Сидорова Р. В., 1934 г.р., д. Новая Михайловка Лямбирского района, запись 1997 г.

240. Сурикова П. А., 1934 г.р., с. Жаренки Ардатовского района, запись 1999 г. Сушинина М. Е., 1912 г.р., с. Большие Березники Болынеберезниковского района, запись 1999 г.

241. Тимонина М. Н., 1927 г.р., с. Покровск Ковылкинского района, запись 1999 г. Тихонова Т. М., 1937 г.р., с. Русское Давыдово Кочкуровского района, запись 1997 г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.