Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Никольская, Татьяна Кирилловна

  • Никольская, Татьяна Кирилловна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2003, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 275
Никольская, Татьяна Кирилловна. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Санкт-Петербург. 2003. 275 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Никольская, Татьяна Кирилловна

Введение

§ 1. Актуальность проблем.

§ 2. Историография проблемы.

§ 3. Источниковая база диссертации.

§ 4. Терминология.

Глава I. Русские протестанты в 1905-1917 гг.

§ 1. Русский протестантизм на раннем этапе развития.

§ 2. Легализация русского протестантизма.

§ 3. Русский протестантизм в 1905-1914 гг.

§ 4. Русские протестанты в годы Первой мировой войны.

§ 5. 1917 год в судьбах русских протестантов.

Глава II. Русские протестанты в 1918-1929 гг.

§ 1. Советская религиозная политика в 1917-1922 гг.

§ 2. Русские протестанты и советское государство.

§ 3 Подготовка к тотальному наступлению на религию.

Глава III. Русские протестанты в 1929-1945 гг.

§ 1. Начало тотального наступления на религию.

§ 2. Религиозная политика 1930-х гг. в отношении русских протестантов.

§ 3. Русские протестанты в 1930-е гг.

§ 4. Преобразования религиозной политики в годы

Великой Отечественной войны.

§ 5. Совет по делам религиозных культов:

Его создание и функции.

Глава IV. Русские протестанты в 1945-1965 гг.

§ 1. Религиозная политика и объединительные процессы.

§ 2. Русские протестанты в 1940-е-1950-е гг.

§ 3. Антирелигиозная кампания конца1950-х-начала 1960-х гг.

§ 4. Начало движения баптистов-инициативников.

Глава V. Русские протестанты в 1965-1991 гг.

§ 1. Религиозная политика и атеистическая пропаганда в 1960-е-1980-е гг.

§ 2. Движение баптистов-инициативников во второй половине 1960-х гг.

§ 3. Движение пятидесятников.

§ 4. Последствия децентрализации церкви АСД.

§ 5. Русские протестанты в 1970-80-е годы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг.»

§ 1. Актуальность проблемы

Изучение истории религии, как существенной части истории России последние полтора десятилетия стало одним из наиболее актуальных и продуктивных направлений в отечественной исторической науке. Это связано как с общим изменением политической ситуации в стране, так и с радикальной сменой парадигмы исторической науки, а также с новыми возможностями, открывшимися перед историками в результате рассекречивания значительной части архивных материалов и литературы. История религиозных течений и отдельных христианских конфессий, а также отношений государства и этих конфессий в России и СССР в настоящее время по праву вошла в число важнейших научных проблем. Одним из наименее исследованных вопросов является история русского протестантизма и его отношений с государственной властью.

Под русским протестантизмом подразумеваются христианские конфессии, движения и религиозные группы, возникшие на Западе в результате развития протестантской ветви христианства, но получившие свое продолжение в России среди людей не обязательно русских по национальности, но принадлежащих к русской культуре и православной традиции. Сюда относятся: евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня. Именно эти протестантские конфессии наиболее распространились в России (среди традиционно православного населения) и приобрели характерные российские черты и особенности. Русский протестантизм - одна из наименее изученных страниц в религиозной истории России XX века. С одной стороны, он представляет собой самостоятельное явление, имеющее свои причины и закономерности развития, с другой стороны, его возникновение является частью более широких процессов - таких, как распространение и развитие протестантской ветви христианства, развитие русского религиозного инакомыслия, когда на смену религиозным движениям и группам российского происхождения (скопцы, хлысты, молокане, духоборы и др.), все более оттесняемым на периферию религиозной жизни, пришли западные протестантские идеи, а духовные поиски на основе обращения к Евангелию и пересмотра формально-обрядового отношения к религии получили сравнительно широкое распространение в народной среде. Вместе с тем, к русскому протестантизму не относятся (хотя и связаны с ним) протестантские конфессии, распространенные в России среди национальных меньшинств как религиозно-национальные или земляческие объединения (например, общины немцев-менонитов, финские, немецкие, латвийские и др. евангелическо-лютеранские общины и т.д.). Современное "обрусение" лютеранских, менонитских, реформатских, методистских церквей - это сравнительно недавнее явление, и его изучение не входит в задачи данного исследования.

Хотя со времени появления первых русских протестантов вышло значительное число книг и других публикаций, посвященных различным аспектам этого явления, объективное изучение русского протестантизма только начинается. Ранее этому препятствовал сугубо идеологический подход к проблеме - либо конфессиональный (с позиций православия или самих русских протестантов), либо (в советское время) антирелигиозный. Отказ от идеологических стереотипов выявил неизученные вопросы и проблемы в общей сложной картине религиозной жизни России и СССР. В частности, не определены основные этапы развития русского протестантизма, как феномена русского религиозного меньшинства, не изучены причины возникновения русского протестантизма, особенности его развития в православной среде, в регионах распространения традиционного сектантства, а также в условиях государственных гонений, отношения между различными протестантскими течениями, роль русских протестантов в развитии экономики и промышленности страны, географическое распространение русского протестантизма, процессы структурного формирования отдельных конфессий и их вероучений, влияния на эти процессы внешних факторов, межконфессиональные отношения, религиозная политика России и СССР в отношении русских протестантов, их традиции, быт, социальная концепция.

Настоящая работа посвящена проблеме взаимоотношений русского протестантизма и государственной власти в XX веке. Диссертация охватывает период от 1905 г., когда началась легальная история русского протестантизма, до 1991 г., когда были ликвидированы государственные институты, стеснявшие религиозную свободу. Рассмотрение столь обширного периода необходимо для того, чтобы наметить общие тенденции развития русского протестантизма и его отношений с государством в XX веке, без чего невозможно более глубокое изучение отдельных проблем и временных этапов. В период 1905-1991 гг. русский протестантизм развивался легально, как явление признанное государством, хотя чаще всего нежелательное. С другой стороны, вплоть до 1991 г. русские протестанты оставались гонимыми - сначала из-за первенствующего положения в государстве Русской Православной Церкви, потом - из-за антирелигиозной позиции советского государства. Такое двойственное положение формально узаконенного, но фактически гонимого меньшинства определило внутреннее состояние русского протестантизма и отношение к нему окружающего общества. Именно в этот период и в этих условиях русский протестантизм окончательно укрепился в России, сформировались его идеология и конфессиональные структуры. Поэтому автору представляется важным и актуальным рассмотреть легальную историю русского протестантизма на всем ее протяжении (исключая современный этап).

После появления 17 апреля 1905 г. высочайшего указа "Об укреплении начал веротерпимости" и до 1917 г. в религиозной политике и общественном движении того времени с переменным успехом боролись два направления: поощрение эмансипации религиозных и национальных меньшинств и попытки остановить эти процессы законодательными, уголовными, административными и общественными мерами. В период 1917-1929 гг. русские протестанты получили возможности для относительно свободного развития, поскольку Временное правительство уравняло в правах все вероисповедания, а большевики, хотя и начали гонения на религию сразу после прихода к власти, стремились к подрыву правового и имущественного положения прежде всего Православной Церкви и других религий и конфессий, называемых в современной России "традиционными" (за исключением ислама). Этот период, относительно благоприятный для русских религиозных меньшинств, в частности, для русских протестантов, закончился в 1929 г. - после выхода постановления ВЦИК РСФСР "О религиозных объединениях" и начала тотального наступления на религию.

Широкомасштабные гонения 1930-х годов (массовое закрытие молитвенных зданий, ликвидация общин, репрессии против служителей и религиозных активистов) привели не к уничтожению, а к децентрализации протестантских церквей (ликвидации или фактическому бездействию религиозных центров) и уходу значительной части общин в подполье. Гонения по религиозному признаку растворялись в общей практике "большого террора". Переломным моментом стали годы Великой Отечественной войны, когда гонения были ослаблены с одновременным установлением прямой зависимости всех конфессий от государства, для чего была создана новая структура реализации советской религиозной политики -Совет по делам Русской Православной Церкви (СД РПЦ) и Совет по делам религиозных культов (СДРК), призванные контролировать внутреннюю жизнь религиозных организаций и общин.

В послевоенной религиозной политике советского государства возобладало стремление к централизации - объединению всех верующих, в частности, русских протестантов в зарегистрированных союзах и общинах, а также принцип сдерживания притока в церкви прозелитов - прежде всего молодежи. Такая религиозная политика в условиях ослабления тоталитарного режима вызывала недовольство верующих, их активное и пассивное сопротивление. Это недовольство в 1961 г. привело к расколу крупнейшей протестантской конфессии СССР - церкви евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) и началу движения баптистов-инициативников. Пятидесятники, формально присоединенные к Союзу ЕХБ, фактически тоже оставались независимым движением, развивавшимся в подполье. Усилению оппозиции среди адвентистов седьмого дня способствовала ликвидация в 1960 г. руководящего центра адвентистов - ВСАСД.

Когда после смещения Н.С. Хрущева начатая им антирелигиозная кампания была окончательно свернута как неудачная, руководителям советской религиозной политики пришлось решать проблемы, вызванные ее последствиями. Чтобы ослабить религиозное подполье, и прежде всего движение баптистов-инициативников как самое массовое, власти смягчили политику регистрации церквей и разрешили автономную регистрацию для общин, готовых соблюдать законодательство о культах, но не желавших войти в официальный союз. В течение 1970-х-1980-х годов правительство, не решаясь на серьезные реформы, делало мелкие уступки лояльным протестантам и пыталось пресечь действия "религиозных экстремистов", т.е. нарушителей советского законодательства о культах. Последняя попытка борьбы с религией была предпринята в начале правления М.С. Горбачева. Однако вскоре общая либерализация политического курса потребовала коренного пересмотра религиозной политики и ликвидации Совета по делам религий.

Целью диссертации является исследование взаимоотношений русского протестантизма и государственной власти в XX веке, религиозной политики России и СССР в отношении русских протестантов, влияния этой политики на внутреннее развитие русского протестантизма и его положение в государстве и обществе. Эти проблемы рассматриваются, с одной стороны, в контексте общей истории России XX века, с другой стороны, в контексте религиозной истории и основных направлений религиозной политики России и СССР. Исходя из поставленной цели, были сформулированы конкретные задачи диссертационного исследования: ^ - определить основные закономерности религиозной политики

Российской империи и советского государства в отношении русских протестантов;

- выявить характерные процессы внутри русского протестантизма, обусловленные его положением в российском обществе; рассмотреть деятельность отдельных конфессий русского протестантизма в контексте политической и религиозной истории России в XX веке;

- изучить влияние антирелигиозной и антисектантской пропаганды, других внешних факторов на положение русских протестантов в государстве и обществе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Никольская, Татьяна Кирилловна

Заключение

Многолетний исторический опыт существования русских протестантов в разных политических и общественных ситуациях, их умение преодолевать трудности и сохранять определенную независимость в условиях государственных гонений (в том числе в условиях нелегального существования), при других негативных внешних факторах (антисектантская и антирелигиозная пропаганда, общественное неприятие) показывают, что русский протестантизм возник и утвердился в России как самостоятельное явление, ставшее результатом духовных поисков и развития религиозного инакомыслия русского народа (хотя и численно небольшого меньшинства). На протяжении XX века сформировались конфессиональные структуры русского протестантизма, его идеология и традиции. После получения легализации в 1905-1906 гг. для русских протестантов были как относительно благоприятные периоды существования и деятельности (например, 1905-1914, 1917-1929 гг.), так и периоды жестоких гонений (что в эпоху социализма диктовалось стремлением государства уничтожить религию). Независимо от своего положения на том или ином этапе, в целом русские протестанты оставались узаконенным, хотя и нежелательным религиозным меньшинством: они больше не утратили легализации, но и не стали ведущими конфессиями России, сохранив признаки замкнутой субкультуры. В 1940-е гг. советское правительство создало систему контроля и негласного руководства религиозными организациями и общинами (Совет по делам Русской Православной Церкви и Совет по делам религиозных культов). Однако в условиях ослабления тоталитарного режима политика открытого вмешательства государства во внутренние дела верующих вызывала их недовольство, активное и пассивное сопротивление, что наиболее ярко проявилось в 1960-е-1980-е гг. в движениях баптистовинициативников, пятидесятников и адвентистов-реформистов. В период позднего социализма правительство, не решаясь на серьезные реформы, пыталось решить проблемы религиозно-государственных отношений с помощью не только репрессий, но также уступок и компромиссов (например, через введение системы автономной регистрации). Однако в условиях отсутствия религиозной свободы многие проблемы так и остались нерешенными.

Период 1991-2003 гг. стал принципиально новым этапом развития русского протестантизма и его отношений с государством и обществом. Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. "О свободе вероисповедений" способствовал освобождению от наследия тоталитарного общества, когда деятельность религиозных организаций, формально отделенных от государства, в действительности контролировалась специальными институтами, а право граждан на свободу совести и положение религиозных организаций не имели цивилизованного правового основания. Вместе с тем, Закон 1990 г. полностью отстранил государство от контроля религиозных процессов в стране. Однако, в последующий период огромный рост количества религиозных организаций (к началу 1997 г. их число достигло 15 тысяч ), значительное расширение их сферы деятельности (благотворительность, религиозное просвещение и образование, издательская, хозяйственная и предпринимательская деятельность, сотрудничество с армией и органами охраны правопорядка и так далее), появление в России и бурное распространение ранее неизвестных религиозных движений вызвали противодействующую реакцию - как со стороны государственных структур и общества, так и религиозных

671 Ерофеев К.Б. Сборник нормативно-правовых актов о свободе совести и о религиозных объединениях. Спб., 1999. С.39. организаций, называемых традиционными. Необходимость правовой регламентации религиозно-государственных и религиозно-общественных отношений в новых условиях, обострение межрелигиозных отношений стали причинами изменения религиозного законодательства. При утверждении Федерального закона от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" произошло определенное ужесточение позиций государства, а также разделение всех вероисповеданий на несколько градаций (в противоречие статьи 14 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г., которая объявляет Россию светским государством и гарантирует равенство перед законом всех вероисповеданий672).

Несмотря на то, что Закон 1997 г. стал в некоторой степени поворотом назад, а религиозно-общественная реакция против русских протестантов (нередко объединяемых с "тоталитарными сектами") в последние годы усилилась, современный период 1991-2003 гг. можно назвать этапом беспрецедентной для истории русского протестантизма религиозной свободы. Она способствовала бурному распространению и росту протестантских общин, развитию богословской науки и образования, издательской, благотворительной, религиозно-общественной и культурной деятельности. Русские протестанты постепенно интегрируются в современное общество, хотя и преодолевают на этом пути общественную настороженность и собственные изоляционистские устои, а также освобождаются от влияния зарубежных единоверцев. Если в первой половине 1990-х гг. деятельность русских протестантов в значительной степени строилась на зарубежном опыте (использование иностранной помощи, миссионерской и преподавательской методологии, приоритет иностранных авторов и специалистов), то в последние годы влияние Запада

672 Там же. С.7-8. ослабло, резко сократилась материальная поддержка российских единоверцев. Кроме того, среди самих русских протестантов растет О недовольство, что России навязываются, причем, далеко не лучшие образцы зарубежного протестантизма. Одновременно усилился интерес к протестантской классике и конфессиям, ранее распространенных в России среди национальных меньшинств (евангелическо-лютеранская, реформатская, методистская, менонитская церкви).

Изменились внутреннее состояние и статус конфессий русского протестантизма. Если в советское время самыми распространенными и многочисленными были евангельские христиане-баптисты, то теперь их в значительной мере потеснили пятидесятники. В настоящее время в этом движении произошло разделение на консервативное (традиционное) и либеральное течение. Либеральные пятидесятники в своем крайнем выражении граничат с харизматами - течением, возникшим на западе в результате развития пятидесятничества и достигшим России в конце 1980-х гг. Для харизматов, как и для пятидесятников, характерно особое внимание к дарам Духа Святого ("говорение на языках", исцеление, пророчество и так далее), но при этом их интересы обращены в материальный мир. По их мнению, истинное обращение в Богу должно приводить к физическому исцелению и материальному успеху: "В Слове Божьем содержатся инструкции о том, как преуспеть в жизни. Истинное преуспевание - это способность применять силу Божью для удовлетворения любых нужд -духовных, умственных и физических" . Харизматическими авторами написаны особые руководства для христиан, желающих добиться финансового успеха674. При этом рекомендуются не классическая

Коупленд К. Законы преуспевания. Минск, 1995. 674 Принс Д. Божий план для твоих денег. Спб, 1993; Аванзини Д. Тридцать, шестьдесят и сто крат.Спб., 1994 и др. протестантская этика (достижение успеха с помощью честного труда и таланта), а молитвы и щедрые пожертвования на церковь (видимо, в карман авторам). Может быть, именно надежды на быстрое чудо и пренебрежение к долгому труду импонирует современному обществу с его культом гедонизма, что привело к бурному распространению харизматического движения во всем мире, а теперь и в России. Для харизматов также характерны: использование на богослужениях современной музыки (в том числе рока)675 и танцев, допущение к причастию некрещеных людей, допущение женщин к должности пастора. Этими же особенностями в той или иной степени обладают либеральные пятидесятники.

Из церкви евангельских христиан-баптистов также выделилось более либеральное течение, объединившееся в союз евангельских христиан. Для евангельских общин характерны более современная музыка на богослужениях, либеральный стиль одежды, более свободный бытовой уклад. Иногда практикуется использование для причастия одноразовых стаканчиков.

Несмотря на появление либеральных церквей и проникновение "мирского духа" в консервативные протестантские общины, последние по прежнему сохраняют существенное влияние в России. Сохранились даже нелегальные формы русского протестантизма. Баптисты-инициативники, адвентисты-реформисты, часть пятидесятников по прежнему уклоняются от регистрации своих церквей. При этом важной причиной разделения с лояльными единоверцами становится антиэкуменизм.

Итак, в современном обществе русский протестантизм представлен рядом конфессий и движений, к которым теперь прибавляются новые, ранее

675 Никольская Т.К. Христианская рок-поэзия 1990-х гг. в религиозно-общественном контексте // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып.4. Тверь. 2000. С.151. неизвестные в России или имевшие распространение, в основном, среди национальных меньшинств. Русский протестантизм, переживающий процесс становления в новых условиях и частичную ломку прежних социальных концепций, является важной частью современной религиозной и общественной жизни, что делает актуальным его дальнейшее изучение.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Никольская, Татьяна Кирилловна, 2003 год

1. Неопубликованные источники:

2. Архив Новгородского объединения евангельско-баптистских церквей (АНОЕБЦ, г. Великий Новгород)

3. Архив церкви евангельских христиан-баптистов Санкт-Петербурга (АЦЕХБ Спб, г. Санкт-Петербург) ф. 4 (самиздат) ф. 6 (Совет церквей ЕХБ)

4. Государственный архив Тверской области (ГАТО, г. Тверь) Ф.2723 (уполномоченный СД РПЦ по Калининской обл.) Российский государственный исторический архив (РГИА, г. Санкт-Петербург)

5. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА, г.Санкт-Петербург)ф. 704 (Г.П. Меныпенин)

6. Опубликованные источники и литература:1. Периодические издания:

7. Баптист», Ростов-на-Дону, 1907-1914; М., 1925-1928. «Баптист Украины», Харьков, 1926-1928. «Безбожник», М., 1925-1941. «Братский вестник», М., 1945-1998. «Вера и жизнь», Германия, 1999-2000.

8. Вестник истины» (до 1975 г. — «Вестник спасения»), самиздат, 19631991.

9. Весьегонская жизнь», Весьегонск Тверской обл., 2002. «Домостроитель», М., 1996.а

10. Досье на цензуру», М., 2000.

11. Евангелист», Одесса, 1928; Малоярославец, 2002-2003.1. Заря», Брест, 1979.1. Земщина», Спб., 1910.1. Известия», М., 1979.1. Коммунар», Тула, 1962.1. Коммунист», М., 1980.

12. Красная искра», Боровичи, Новгородская обл., 1968. «Ладья», г. Великий Новгород, 2002.

13. Металлург», Зеленый город, Днепропетровская обл., 1962. «Молодой виноградник», П., 1917. «Наука и религия», М., 1959-1991. * «Новое время», Спб., 1905-1916.1. Речь», Спб., 1906-1916.

14. Вине Г. Тропою верности. Спб., 1997.

15. Грачев Ю.С. В иродовой бездне. Кн. 1-4. М., 1994.

16. Мацанова А.Г., Мацанов П.А. По тернистому пути. М., 1995.

17. Проханов И.С. В котле России. США, 1992.

18. Фадюхин С.П. Воспоминания о пережитом. Спб., 1993.

19. Шохова Л. 18 лет ГУЛАГа. Из жизни епископа Ивана Федотова. М.,1992.

20. Штрик-Штрикфельдт В. Против Сталина и Гитлера. Генерал Власов и Русской Освободительное Движение. М., 1993.

21. Другие источники: Всеобщая декларация прав человека. Спб., 1999.

22. Двенадцатый съезд РКП(б). 17-25 апреля 1923 г. Стенографический отчет. М., 1968.

23. Ерофеев К.Б. Сборник нормативно-правовых актов о свободе совести и о религиозных объединениях. Спб., 1999.

24. Кодекс РСФСР об административных нарушениях. М., 1989. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1983.

25. Материалы II Всесоюзного съезда воинствующих безбожников. М.,1929.

26. Материалы Пленума ЦК КПСС. М., 1983.

27. Полное собрание законов Российской империи. Издание третье (ЗПСЗ).

28. Русская Православная Церковь в советское время. Кн. 1-2. М., 1995. Систематический сборник важнейших декретов. 1917-1920. М., 1920. Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате (СУ).

29. Уголовный Кодекс РСФСР. М., 1938. Уголовный Кодекс РСФСР. М., 1960. Уголовный Кодекс РСФСР. Саратов, 1992.1. Литература:

30. Брудный В. Изуверы. М., 1961.

31. Буткевич Т.И., проф., прот. Обзор русских сект и их толков. П., 1915. Ванюшин Н.А. Свобода совести и религиозный экстремизм. Барнаул,

32. Дымань А.А. Церковь христиан адвентистов седьмого дня и реформационные движения. Заокский, 1998. Евдокимов Н. Грешница. М., 1961.

33. Заватски В. Евангелическое движение в СССР после второй мировой войны. М., 1995.

34. Из истории церкви адвентистов седьмого дня. Калининград, 1993. "Иные же замучены были." Брошюра самиздата. История баптизма. Одесса, 1996.

35. История евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989. История Русской Православной Церкви. Новый патриарший период 1917-1970. Спб., 1997.

36. Кпибанов А.И. Из мира религиозного сектантства. М., 1974. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. М., 1965. Кпибанов А.И. Проблемы изучения и критики религиозного сектантства. М., 1971.

37. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в наши дни. М., 1964. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.,

38. Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность. М., 1969. Коваленко JI. Облако свидетелей Христовых для народов России в XIX-XX веках. Киев, 1997.

39. Коник В.В. Тайна религиозных миссий. М., 1980. Коупленд К. Законы преуспевания. Минск, 1995.

40. Крамер Г. Реформистское движение адвентистов седьмого дня. Заокский, 1995.

41. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России. М., 2000.

42. Лунгин С., Нусинов И. Тучи над Борском. М., 1961. Лялина Г.С. Баптизм: иллюзии и реальность. М., 1977. Лялина Г.С. Новые тенденции идеологии баптизма. М., 1979. Михайлов М. Преображенные жизни. М., 2001. Мы были баптистами. М., 1960.

43. Одинцов М.И. Государство и церковь. 1917-1938. М., 1991. Орлеанский Н. Закон о религиозных объединениях РСФСР. М., 1930. Остроумов Н.И. Миссионерский съезд в Нижнем Новгороде в 1907 г. Рязань, 1908.

44. Подберезский И.В. Быть протестантом в России. М., 1996. Попов В.А. Стопы благовестника. Спб., 1996.

45. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.

46. Правда о сектантстве. Л., 1962.

47. Принс Д. Божий план для твоих денег. Спб., 1993.

48. Религии народов современной России. М., 2002.

49. Россия и Первая мировая война. Спб., 1999.

50. Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып.4. Тверь, 2000.

51. Рябушкин Н.В. Кто такие сектанты. Иваново, 1961.

52. Савинский С.Н. История русско-украинского баптизма. Одесса, 1995.

53. Санкт-Петербургский мартиролог. Спб., 2002.

54. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 2000.

55. Howard L. Biddulph. The Morning breaks. Solt Lake City. 1996.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.