Русский романтизм и писатели-черкесы ХIХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.00.00, кандидат филологических наук Китов, Фуад Исмаилович

  • Китов, Фуад Исмаилович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1976, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ10.00.00
  • Количество страниц 143
Китов, Фуад Исмаилович. Русский романтизм и писатели-черкесы ХIХ века: дис. кандидат филологических наук: 10.00.00 - Филологические науки. Карачаевск. 1976. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Китов, Фуад Исмаилович

Введение.*. *. • ,1

ГЛАВА I. У истоков художественного отражения жизни и быта черкесов.

§ I. Черкесская теш в произведениях русских романтиков. 6

§ 2. Русские романтики и авторы - черкесы.44

ГЛАВА. П. Влияние русского романтизма на творчество адыгских писателей.

§ I. Романтические образы в произведениях

Хан-Гирея. 74

§ 2. Романтические мотивы в творчестве А.Г.

Кешева и Ю.Кази-Бека.105

ЗШКЯЕНИЕ.129

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Филологические науки», 10.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русский романтизм и писатели-черкесы ХIХ века»

Связи русской литературы с литературой народов нашей страны привлекали внимание предстаеттелей всех отраслей гуманитарного знания. Значительный вклад в решение этой задачи внесли исследователи, изучавшие отражение кавказской темы в русской романтической литературе (Семенов Л.П., Попов А.В., Андреев-Кривич С.А., Базанов В.Г., Андроников И. Л., Гиреев Д.А.). Глубоко изучены особенности использования кавказского материала в творчестве писателей-романтиков, причины обращения к теме Кавказа и ряд других аспектов проблемы. Накопленные к настоящему времени знания по этим вопросам со всей очевидностью убеждают, что художественное отражение жизни и быта кавказских горцев в русской романтической литературе способствовало укреплению дружбы русского народа и народов Кавказа»

Художественные принципы отображения жизни и быта черкесов и кавказских горцев в романтических произведениях А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А .А .Бестужева-Марлинского изучались в работах дореволюционных русских исследователей: Н.А.Котляровского, И.И.Замотина, А.Н.Веселовского, Е.И.Воскресенского, А.К.Бороздина и других.

Фундаментальные работы по горской теме выполнены советскими учеными Д. Д.Благим, А.Н.Соколовым, Б.С.Мейлахом, Г .А .Гуковским, И.Н.Розановым, В.А.Закруткиным.

В данной диссертации рассматривается специфический аспект проблемы, мало затронутый в исследованиях: предпринята попытка

-Л выявить те особенности творческого мышления русских писателей, которые по тем или иным причинам могли привлечь наибольшее внимание первых писателей-черкесов. Под этим углом зрения анализируются произведения прогрессивного романтизма: "Кавказский пленник" А.С. Пушкина, юношеские романтические поэмы М.Ю.Лермонтова и романтические повести А .А .Бестужева-Марлинского. В связи с опытом отражения жизви и быта черкесов и кавказских горцев у русских писателей рассматривается литературное творчество адыгских писателей в XIX в.

Для прогрессивного русского романтизма кавказский материал служил своеобразным средством художественного отображения российской действительности. 6 период национального подъема, связанного с декабристским движением, передовые русские писатели, отталкиваясь от жизни и быта горцев, выдвигают и отстаивают идеи освободительного движения. Центральной проблемой становятся отношения между личностью и обществом. Через все произведения писателей-романтиков красной нитью проходит идея борьбы и протеста личности против отживших,порабощающих человека, унижащих его достоинство порядков современного им общества.

Эти же мотивы были созвучны размышлениям наиболее дальновидных горцев Кавказа. В 1820-х гг. XIX в. в горах Кавказа вспыхивают очаги антифеодального движения против местных крепостников. Одновремен-во усиливаются антиколониальные настроения. Определенные круги просвещенных горцев начинают понимать общность коренных интересов русского народа и народов Кавказа.

В 30-е годы группа молодых горцев, среди которых были и будущие писатели-черкесы, поступает в учебные заведения России и на русскую службу, впервые знакомится с русской литературой. Благожелательное," хотя и идеализированное, изображение жизни и быта горцев в произведениях русского романтизма оказало на них существенное влияние.

Сами русские писатели также не могли остаться безразличными к мнению читателей из числа просвещенных горцев. Так зарождается общность идейно-художественных интересов, завязываются творческие контакты. Включение горской тематики в произведения русских романтиков становится эстетическим стимулом для первых творческих опытов молодых черкесов, приобщившихся к русской культуре.

Несмотря на то, что для русского романтизма кавказская тематика не была самоцелью, тем не менее русские писатели-романтики вплотную подошли к художественному осмыслению проблем реального горского общества.

Творческие находки, выявившиеся здесь, положили начало эстетическим идеалам писателей-черкесов, взявшихся за нелегкое дело создания первых литературных произведений. В этом отношении трудно переоценить значение "Кавказскою пленника" А.С.Пушкина, поэм М.Ю.Лермонтова, повестей А.А.Бестужева-!Иарлинского. Отталкиваясь от опыта прогрессивной русской романтической литературы, опираясь непосредственно на форму и художественные средства романтических повестей с горско-кавказской тематикой, Хан-Гирей создает "Черкесские предания" - первое произведение большого жанра.

Литературно-художественный опыт, накопленный Хан-Гиреем, получил в XIX веке продолжение и дальнейшее развитие в творчестве ряда талантливых представителей адыгов. К ним относятся Казн-Гирей, Султан Адиль-Гирей, А.Г.Кешев и Юрий Кази-Бек.

Кази-ГИрей, печатавший^ пушкинском "Современнике" и обратил на себя внимание великого русского поэта. Как Хан-Гирей, так и Адиль-Гирей, офицер русских войск, стоявших в Дербенте, ощутили на себе воздействие автора популярных романтических повестей Бестужева-Марлинского.

В творчестве Султана Адиль-Гирея и Хан-Гирея, возникшем на благоприятной почве отражения лизни родного им народа, сказались -художественные принципы русских романтиков. На различных этапах их индивидуального творческого развития эти принципы нашли различное воплощение. Постепенно от непосредственного заимствования из русской литературы жанровых особенностей, элементов структуры, манеры повествования адыгские писатели на протяжении XIX века движутся к выработке и созданию национально-своеобразных форм.

Так, А.Г.Кешев в 50-е годы XLX в, отказывается от прямой преемственности романтических принципов изображения черкесского общества.

И хотя опыт романтизма, как удалось нам установить, продолжает играть положительную роль и в творчестве упомянутого писателя, ориентация на русский романтизм приобретает опосредованный характер.

Проследить роль русского романтизма в возникновении и формировании творчества писателей-черкесов в XIX в. - задача, поставленная автором данного исследования. Эта задача в литературоведении поставлена впервые. Бе актуальность не вызывает сомнений,

В наше время образовалась единая социалистическая общность людей. Эта важнейшая особенность нашего общества обостряет вни- . мание литературоведов к ее истокам. Немалую историческую роль в возникновении такой общности сыграли литературы и культуры наших народов»

В этой связи важное значение приобретает тот этап развития русской литературы, который привел к созданию выдающихся романтических произведений, поскольку они, с одной стороны, непосредА ственно отражали различные стороны жизни кавказских народов, а с другой, - были в первую очередь восприняты писателями-горсдми и служили для них важной художественной школой»

Именно русские романтики, обратившись к кавказскому материалу, в полный голос заговорили о судьбе, жизни и быте кавказских горцев. Подобная особенность русского прогрессивного романтизма не могла остаться незамеченной для горца-читателя. Именно из среды образованных горцев появились люди, поставившие целью показать свою национальную жизнь.

Проблемы практического воздействия русского романтизма на культуру и художественное творчество кавказских народов не получили достаточно широкого освещения в литературоведении. Эти основные проблемы определили направления и исследования в диссертации художественного творчества писателей-черкесов XIX века.

Похожие диссертационные работы по специальности «Филологические науки», 10.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Филологические науки», Китов, Фуад Исмаилович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русский романтизм изучался литературоведами в самых разных направлениях. Одно из них представлено исследованием связей русского романтизма с жизнью и бытом народов Северного Кавказа. (Л.П.Семенов, А.В.Попов, С .А .Андреев-Кривич, Гиреев Д.А.). В работах названных ученых рассматривался кавказский материал, вошедший в произведения русских писателей, освещалось значение этого материала. Попытка теоретического осмысления проблемы предпринята Юсуфовым Р.Ф. В его концепции излагаются историко--литературные закономерности обращения русских романтиков к национальным культурам. Проведенный им углубленный анализ обнажил необходимость изучения некоторых новых аспектов данной проблемы. Так, стало очевидным, что русский романтизм не только отражал жизнь и быт горских народов, но и в свою очередь оказывал самое действенное влияние на культуру и художественное творчество представителей этих народов. Именно этот аспект проблемы освещен в диссертации на примере связей русского романтизма с жизнью, бытом и культурой черкесов.

Важной особенностью развития русской литературы XIX в. является расширение сферы ее действия. Поддерживая связи с горцами Кавказа, отражая их жизнь и быт, русские прогрессивные романтики накапливают опыт художественного изображения инонациональной действительности. Новая задача требовала дополнительных творческих усилий, сил и художественно-изобразительных средств. Примером этому служит изображение в "Кавказском Пленнике" отношений между Пленником и Черкешенской. М.Ю.Лермонтов разрабатывает фольклорные сюжеты, усваивая таким путем национальную психологию горцев.

А.А.Бестужев-Маряинский овладевает родным языком героев своих книг, специально изучает историю и нравы дагестанцев. В романтических произведениях названных писателей нашло разностороннее отражение кавказско-горское общество. Напряженность русско-кавказских отношений в тот период усиливала интерес читателей к "кавказским" произведениям русских романтиков. Вокруг них нередко возникали споры, их обсуждали в различных кругах читательской общественности. 0 них говорили в литературных салонах, по поводу таких произведений обменивались мнениями писатели .критики , издатели.

В подобной обстановке проовещенные горцы, находившиеся на русской службе, заинтересовались публикациями русских романтиков. Не исключена возможность, что Хан-Гирей, Казы-Гирей, служившие в Петербурге в период нахождения М.Ю.Лермонтова в столице, знали автора поэмы "Хаджи-Абрек" и были в курсе его творческих интересов. Читатели-горцы не могли не быть особенно внимательны к таким произведениям: им хорошо были знакомы явления, описываемые авторами поэм и повестей, и близки проблемы горского общества. Отражение жизни и быта народов Кавказа в русской романтической литературе эстетически воздействовало на просвещенных горцев и пробуждало их к литературному творчеству.

Общее для русского романтизма и писателей-черкесов выразилось в субъективно-лирической пкраске повествования, в эмоционально напряженном показе героя, в резкой сниженности образов отрицательных персонажей, в преобладании любовных коллизий. Использование фольклорных сюжетов русскими романтиками в своих литературных произведениях, отражение ими жизни и быта кавказских горцев, создавали благоприятные условия для появления первых литературных произведений писателей-черкесов. Казы-Гирей и Хан--ГиреЙ впервые в истории художественного творчества адыгов - создают письменные произведения. В этом омысле у них не было предшественников, кроме русских романтиков, касающихся жизни и быта фольклора адыгов. Тем и объясняется их пристальное внимание на первых порах ц структурам и содержанию романтических произведений, затрагивающих черкесскую тему.

Одна из ранних публикаций адыгской пиоьменной литературы повесть Казы-Гирея "Долина Ажитугай" по жанру и основным принципам изображения Кавказа напоминает "Путешествие в Арзрум" А.С. Пушкина. По-видимому, Казы-Гирей, имеющий знакомых из числа друзей великого русского поэта, глубоко привязанный к русской литературе, был достаточно хорошо осведомлен об особенностях художественного восприятия Кавказа в творчестве автора "Кавказского Пленника". В повести "Долина Ажитугай" заметно преобладают реалистические тенденции, выразившиеся в стремлении автора изображать конкретную местность, реальную историю жизни героя. Однако в этой же повести опыт русского романтизма обнаруживает себя в максимальной лирической насыщенности повествования, в характеристиках состояний персонажей, в пейзаже.

Своей зрелостью и ориентацией на новые тенденции изображения Кавказа А.С.Пушкиным повесть "Долина Ажитугай" Казы-Гирея выгодно отличается от "Черкесских преданий" Хан-Гирея, наиболее характерного гроизведения для первого периода литературного творчества адыгов. Творчески самостоятельное использование законов русского романтизма в обработке преданий, стремление к изображению романтических ситуаций и характеров из жизни горцев -главное направление развития Хан-Гирея как романтика. Б разработке характеров персонажей в творчестве Хан-Гирея заметна определенная тенденция: от традиционного показа горца к изображению его повседневного быта, образа мышления, отношений вгорском обществе.

Целенаправленное изображение жизни черкесов, к чему приходит Хан-Гирей в конечном итоге, воспринимаются читателями как оригинальное продолжение романтических описаний Кавказа. Сохраняя свои связи с романтизмом, Хан-Гирей нашел путь, соответствующий задачам осмысления национальных проблем.

Опыт изображения жизни и быта горцев русскими романтиками оказывал воздействие и на творчество писателей-черкесов второй половины столетия. А.Г.Кешев и Ю.Кази-Бек углубили реалистическими средствами программу художественного изображения горцев, намеченную в основных своих направлениях русскими романтиками.

Проведенная исследовательская работа позволяет сделать ряд выводов:

2. Введение кавказского материала в русскую литературу может рассматриваться как определенный опыт художественного отражения национальной жизни. Под воздействием этого опыта возникает и развивается литературное творчество наиболее просвещенных горцев, тяготеющих к русской культуре. Плодотворное влияние русских романтиков, стоявших у истоков художественного освоения кавказско--горской темы, сказалось в частности, на творчестве первых писателей-черкесов.

2. Анализ первых публикаций авторов-черкесов обнаруживает ряд заимствований и подражаний. Выявляется близость структуры произведений, принципов повествования, отдельных сюжетных ситуаций, языка. Наблюдается родство образов, описаний портретов. Однако даже в самых ранних произведениях авторов-черкесов намечается тенденция к творческой самостоятельности. В первую очередь к ним следует отнести такие произведения как "Долина Ажи-тугай" Казы-Гирея и "Наезд Кунчука" Хан-Гирея.

3. Творчество писателей черкесов сохраняет связи с русоким романтизмом и во второй половине XIX века. Одни, как А.Г.Кешев, хотя противопоставляют себя романтикам, фактически опираются на их эстетику и практику. Другие, как Ю.Кази-Бек, будучи реалистами, четко осознают родство с русским романтизмом и обрабатывают романтические сюжеты реалистическими принципами. Таким обравом в той или иной форме русский романтизм продолжает стимулировать отражение национальной жизни в произведениях авторов-черкесов.

4. Опыт воздействия русского романтизма на творчество писателей-черкесов, свидетельствуя о прогрессивном характере влияния культуры, великого русского народа на жизнь других народов нашей страны, помогает осмыслить историю зарождения адыгских литератур с интернациональных позиций. Изучение этого опыта, бесспорно, будет способствовать уопеху интернационального воспитания подрастающего поколения. И это особенно важно в современных условиях все более глубокого взаимовлияния чгльтур.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Китов, Фуад Исмаилович, 1976 год

1. Ленин Б.И. Развитие капитализма в России. Соч.,т.З, изд.5-е., М., Госполитиздат, 1967.

2. Ленин В.И. Критические заметки по национальномувопросу. Соч., т.20, изд.5-е, М.,1968.

3. Плеханов Г.В. 0 литературе и искусстве. М.,изд.худ.литературы, 1957.

4. Литература и эстетика в 2 томах. М., Госполитиздат, 1958.

5. Прогрмма Коммунистической партии Советского Союза. Госполитиздат. М., 1961.

6. Брежнев Л.И. Пятьдесят лет великих побед социализма,1. М., Политиздат, 1967.

7. П. Собрания сочинений и отдельные издания классиков русской литературы.

8. Белинский В.Г. Статьи и рецензии, собр.соч., в 3-хтомах, М., Госполитиздат, 1948.

9. Пушкин А.С. Полн.собр.соч. в десяти томах, изд.1. А.Н. СССР, 1967.

10. Лермонтов М.Ю. Полн.собр.соч. в 4-х томах, М.-Л.,1. А Н,СССР, 1948.

11. Бестужев-Марлинский А.А. Соч.в 2 томах, Л.Госуд.изд.худ.литературы, 1948.

12. Художественные произведения писателей-горцев в периодической печати и отдельных изданиях. КАЗЫ-ГИРЕЙ

13. Современник", лит.худ.ж-л, изд.А.С.Пушкиным, т.1 С/П в гос. типогр., 1836. "Долина Ажитугай".

14. Современник, лит»худ.ж-л, изд.А.С.Пушкиным, т.2, С/П, в гос. типогр., 1836, "Персидский анекдот".1. ХАН-ГИРЕЙ

15. Русский вестник", 1841, т.2, № 4-5, 1842, т.5, № 2-2 "Черкесские предания".

16. Газета "Кавказ", сб.1846, Л 10. "Наезд Кунчука".

17. Избранные произведения Хан-Гирея, кн.изд."Эльбрус", Нальчик,1974.1. СШАН АДИЛЬ-ГИРЕЙ

18. Газета "Кавказ" Л II от 5.П.1847. П-полугодие. "Жена черкеса",

19. АДИЛЬ-ГИРЕЙ КИПЕВ (Каламбий) Журнал "Библиотека для чтения", I860, июнь. "Ученик Джинов". Журнал "Русский вестник", I860, т.30, "Абреки" (рассказ черкеса) Журнал "Русский вестник", 1861, т.36, № II-12, "Ва холме".

20. Виноградов В.В. 0 языке художественной литературы, М.,1. Гослитиздат, 1959.

21. Взаимосвязи и взаимодействия национальных литератур", выставка, М., I960.

22. Взаимосвязи литератур Востока и Запада (сб.статей, отв.ред.Й.С. Брагинский). М., изд.вост.лит., 1961.1. Зелинский к.Л.- Что дают русской литературе народы СССР. М., "Знание", 1965.

23. Конференция писателей стран Азии и Африки. Ташкент, 1958.1. Ломидзе Г.И.

24. Методологические вопросы взаимосвязей и взаимообогащения советских литератур.М., изд. АН СССР, 1963.

25. Новая историческая общность советский народ и литература социалистического реализма,

26. Доклад), Йн-т мировой литературы им.A.M. " ~ ПСР, "рчесвтур народов СССР, М., ин-т мировой литера

27. Горького. А.Н.СССР, М.,1972. Проблемы творческого взаимодействия литера1. Ревякин А.И.туры им.А.М.Горького АН СССР (материалы к дискуссии о взаимосвязях и взаимодействиях нац.литератур).

28. Творческое взаимодействие литератур народов СССР, ж/л "Дружба народов", й 3, i960.

29. Проблемы стиля, метода и направления в изучении и преподавании художеств, литературы (материалы докладов ХП научно-теорет.и метод, конференции, организуемой кафедрой русской литературы (29-31 мая 1969 г.). Под общей ред. проф.А.И.Ревякина. М., 1969.

30. Изучение взаимосвязей и взаимодействия литератур. "Дружба народов", № I, I960.- Некоторые вопросы изучения взаимосвязей и взаимодействия национальных литератур, М., ин-т мировой литературы А.М.Горького, АН СССР, I960.

31. Проблемы международных литературных связей <>тв.редактор проф. Б.Г.Ревизов, изд.Ленинградского университета, 1962.

32. Неупокоева И.Г. Проблемы взаимодействия современных литератур. М., изд. АН СССР, 1963.1. Неупокоева И.Г.1. Фетисов М.И.- Творческие взаимосвязи литератур народов CCCf, М., "Знание", 1956.1. Самарин P.M.

33. О современном состоянии сравнительного изучения литератур в зарубежной науке. М., 1959 (ин-т мировой литературы имени А.М.Горького)

34. Исследования о творчестве писателей в дореволюционный период.1. Вессловский А.Н.

35. Просветительский век и Александровская пора, М., 1914.

36. Воскресенский Е.И. Кавказ по сочинениям Пушкина и Лермонтова,1. М., 18^8.1. Висковашй П.А. Греч Н.И.1. Замотин И.И.

37. Сиповский В.В. Саводник В.Ф.1. Базанов В.Г.1. Гинзбург Л.Я.

38. Григорян Н.Н. Дубровина И. Корзун В.Б.

39. Розанов И.Н. Соколов А.Н. Исаков С.Г.

40. М.ЮЛермонтов. Жизнь и творчество. М.,1891.

41. Обозрение русской литературы 1815 и 1816 годов, С/П, тип.Греча, 1817.

42. Значение романтизма двадцатых годов XIX в. столетия в истории русской литературы и общественности. Казань, 1904.

43. Пушкин и романтизм, П/б, тип .АН, 1916.

44. Чувство природы к поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева, М.» I9II.

45. Поэты-декабристы. М.,-Л., АН СССР, I960.

46. Очерки декабристокой литературы. Поэзия,М.-Л. Гослитиздат, 1961.

47. Белинский в борьбе с романтическим идеализмом. "Литературное наследство", 1948,т.55.

48. Лермонтов и романтизм. М.-Л.,"Наука",1964.

49. Романтика "Вопросы литературы", 1964, № II.

50. К вопросу о романтизе как художественном методе. Ученые записки Грозненского пединститута", 1953.

51. Поэты двадцатых годов XIX в. М.,Госиздат, 1925.

52. От романтизма к реализму. М. ,издтВО Моск. унив-та, 1957.

53. О ливонской теме в русской литературе (1820--1830 гг). "Ученые записки Тартусского ун-та вып.98, 1961).исошомнш ПО ТВОРЧЕСТВУ ОТДЕЛЬНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

54. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (I8I3-I826). М.,-Л.изд.АН СССР, 1950.

55. ГуковскиЙ Г.А. ^j™3 и РУсские романтики. М., Художеств .литер.

56. Мейлах Б.С. Пушкин и русский романтизм. М.-Л. изд-во АН СССР1937.

57. Закруткин В.А. Пушкин и Лермонтов, исслед.и статьи. Ростов-на1. Дону, Госиздат, 1941.

58. Пожидаев В.П. Пушкин о Кавказе. Владикавказ, изд.Растзинад1. Север.-Осет.изд., 1930.

59. ТомашевскиЙ Б.В.- Пушкин и Лермонтов. Временник Пушкинской комиссии. М.-Л., АН СССР, 1937.

60. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Из истории романтической поэмы.1. Л., АвадемЗа, 1924.

61. Кирпотин В.Я. Наследие Пушкина и коммунизм. М., ГИХЛД938.

62. Некрасов А.И. К вопросу о литературных источниках "Кавказскогодеятель

63. Черный К.Г. Пушкин и Кавказ, Ставрополь, Ставр.кн.изд.,1950.

64. Андроников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки, изд. 3-е М.,1. Худ«лит.", 1968.- Лермонтов в Грузии в 1837 году, Тбилиси "Заря1. Востока", 1958.- Запись на альбоме Лермонтова (К истории культурных связей). Нальчик, 1956, "Дружба народов*, I960, № 5.

65. Бродский Н.Л. Лермонтов М.Ю., Биография, т.1, М. .Гослитиздат,

66. Виноградов Б.С. Кавказ в русской литературе 30-х годов XIX века.очерки). Грозный, Чечено-Ингуш. кн.изд., 1966.- Лермонтовский сборник. Грозный, Чечено-Ингуш., кн.изд., 1964.

67. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова, "Просвещение",

68. Мануйлов В.А. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. М./Знание".

69. Зелинский й.Я. Из наблюдений над поэтическим мастерством М.ГО.

70. Лермонтова (заметки о поэме "Беглец*) "Записки киевского ун-та им.Т.Г.Шевченко, "Зание", 1955

71. Семенов Л.П. Лермонтов на Кавказе. Пятигорск, Орджоникидзевское кн. из д., 1939^Лермонтов и фольклор Кавказа, Пятигорск, Орджоникидзевское кн.изд., 1941г.

72. Фохт У.Р. Творчество М.Ю.Лермонтова, 150 лет со дня рож^творчество М.Ю.Лермонтова, ihO лет со дня рождения, I8I4-I864 'сборник статей, отв.ред.у.Р. Фохт). М.,"наука", 1964.

73. Проблемы романтизма, М.,1967.

74. Лермонтов. Л0гика творчества. М.,"Наука",1975.

75. Русские писатели в нашем 1фае. Грозный, Грозненское кн.изд-во,1958.

76. Русский романтизм (сб.статей под ред.А.И.Гослецкого, Л.,Академия,1927).

77. Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Исследования и материалы. М., Гослитиздат, 1941.

78. М.Ю.Лермонтов (сборник), Ставрополь, Ставропольвкое кн.изд.,1960.

79. Алексеев М.П. Этюды о Марлинском. Иркутск, Иркутское кн.изд.,1928. Иркутский ун-т, тип.изд. Власть труда", 1928.

80. Базанов В.Г. Литературное наследие декабристов (сборник) АН

81. СССР, институт русской литературы (Пушкинский дом). Отв.ред.В.Г.Базанов, В.Э.Вацуро. Л.,"Наука", Ленинградское отд-ие, 1975.

82. Безъязычный В.И. Очерки декабристской литературы. Поэзия. М.-Л.,

83. Гослитиздат, (Ленинградское отд-ие), 19бТ.

84. Поэты-декабристы. К.Ф.Рылеев. В.К .Кюхельбекер. А.И.Одоевский. М.-Л. изд-во АН СССР, 1950.

85. Кавказ в жизни и творчестве А.И.Полежаева (1829--1833), "Известия Грозненского института и музея краеведения, Грозный, 1950), вып.2-3.

86. Васильев В.А. Бестужев-Марлинский на Кавказе. Краснодар, кн.издво, 1939.

87. Бестужев-Марлинский. М., "Молодая гвардия",I960.

88. Эстетика романтической повеоти, Изд-во Томского ун-та, Томск, 1973.

89. Декабристы-литераторы на Кавказе. Ставрополь, Ставропольское кн.изд-во, 1963.

90. К вопросу об эстетических взглядах А.Бестужева. "Ученые записки Белорусского университета*1,вып. 39, 1958.

91. Замечательные лоди на кавказских минеральных водах, Ставрополь, Ставропольское кн.изд-во, 1962.

92. Братство вародов-братство литератур, Нальчик, Кабард.-Балкар, кн.изд., 1957.

93. От богатырского эпоса к роману. Черкесск Ставропольское кн.изд-во, Карачево-Черкесское отд-ни 1974.

94. Черкесская советская литература, Черкесск, Ставопольское кн.изд-во, Карачаево-Черкесское отд. 964.

95. Тема Кавказа в русской литературе и в творчестве Коста Хетагурова, Сталинвр Госиздат Юго-Осетин., 1955.

96. Ушу? Берсей-просветитель адыгейского народа, и,ученые записки адыгейского научно-исследовательского института*, т.1, 1957.

97. Этнография и история Кавказа. "Изд-во вост.лит" 1961.

98. К вопросу о культурных связях. "Известия АН СССР", отд-ние яз.и лит-ры, Т-ХУ1, вып.4,1957.

99. ШораБекмурзин Ногмов. Выдавщиейся кабардинский ученый и просветитель, Нальчик,Кабгосиздат, 1944

100. Вовлечение Северного Кавказа во всероссийский ^ынок в XIX в. Нальчик, Кабард.-Болкар.кн.изд.

101. Хан-Гирей (жизнь и деятельность). Нальчик, "Эльбрус", 1968.- Кази Атажукин, жизнь и деятельность. Нальчик, "Эльбрус", 1969.1. Тресков И.В.

102. Хорстлев А.О. Хапсироков Х.Х.1. Юсуфов Р.Ф.

103. Этюды о Шоре Ногмове, 2-е док.изд. Нальчик, "Эльбрус", 1974.

104. Фольклорные связи Северного Кавказа. Нальчик, Кабард.-Болкар. кв.изд., 1963.

105. Влияние Росоии на просвещение в Адыгее (XIX в. нач.ХХв.), Майкоп, Адыгейское кн.изд-во, 1957.

106. Истоки черкесской литературы, Черкесск. Ставропольское кн.изд-во, Карачаево-Черкесское отд-ние,I973.

107. Некоторые вопросы развития адыгских литератур. Черкесск,Ставропольское кн.изд-во, 1964.

108. Пути развития адыгских литератур, Черкесск, Ставропольское кн.изд-во Карачаево-Черкесское отд-ние,I968.

109. Дагестан в русской литературе конца Х7Ш и первой половины XlX в.", изд. "Наука", М., 1969.

110. Русский романтизм начала XIX в. и проблема национальных культур, "Наука", 1970.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.