Русский живописный исторический пейзаж: Истоки, становление и расцвет жанра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Грецкая, Елена Евгеньевна

  • Грецкая, Елена Евгеньевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 172
Грецкая, Елена Евгеньевна. Русский живописный исторический пейзаж: Истоки, становление и расцвет жанра: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2004. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Грецкая, Елена Евгеньевна

Введение.

Глава 1 Генетические корни и факторы формирования исторического пейзажа в русской живописи.

1.1. Генезис исторического пейзажа как "малого образа" в составе сюжетной исторической картины.

1.2. Факторы локализации исторического пейзажа как моноструктурного жанра.

Глава 2. Исторический пейзаж в русской живописи конца XIX - начала XX века.

2.1. Исторический пейзаж в творчестве художников-реалистов. Наследие А. М. Васнецова.

2.2. XVIII век в историческом пейзаже мастеров

Мира искусства"

2.3. Архаика в раннем творчестве Н. К. Рериха и в живописи К. Ф. Богаевского и JL С. Бакста.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русский живописный исторический пейзаж: Истоки, становление и расцвет жанра»

Работа посвящена рассмотрению русского исторического пейзажа как особого жанра живописи.

Актуальность исследования. Взаимоотношения человека с окружающей его природой издревле были в сфере внимания художника и по-разному интерпретировались в различные эпохи в разных видах и жанрах искусства. Проблема художественного воплощения связи человека и окружающего его мира, осмысления их отношений не потеряла актуальности и в наши дни.

В живописи образ природы, преломленный в сознании художника, предстает в виде художественных произведений различных пейзажных жанров. В русской живописи среди других пейзажных жанров несомненный интерес для исследователя представляет исторический пейзаж. Его расцвет на рубеже XIX и XX веков сравнительно короток, но многообразие форм и интерес к творчеству художников, создававших произведения этого жанра, говорят о значительности и даже уникальности этого явления. Между тем, по сей день нет ни одного исследования, посвященного этому жанру.

Актуальность исследования объясняется не только необходимостью восполнения пробелов в исследовании русской живописи, ее живописных жанров и жанровых систем, но и самим обращением к теме художественного осмысления исторического прошлого в историческом пейзаже.

Объект исследования - русская историческая и пейзажная живопись конца XVIII - начала XX века.

Предмет исследования - исторический пейзаж как жанр русской живописи.

Цель исследования: исследование исторического пейзажа как особого жанра, выявление факторов его становления и этапов развития в составе жанровой системы русской живописи.

Задачи исследования:

1) выработать научное определение понятия "жанр исторический пейзаж";

2) выявить генетические корни исторического пейзажа;

3) исследовать факторы формирования исторического пейзажа как автономного локального жанра;

4) изучить процесс становления;

5) рассмотреть исторический пейзаж в русской живописи рубежа XIX - XX веков в творчестве: а) художников-реалистов, б) мастеров "Мира искусства", в) художников-символистов и определить особенности его функционирования и угасания.

Степень научной разработанности проблемы. Творчество мастеров, занимавшихся историческим пейзажем, подробно изучено современными исследователями в целом ряде статей и монографий, среди которых нельзя не отметить исследования Л. А. Беспаловой, посвященные творчеству А. М. Васнецова; М. Г. Эт-кинда - посвященные творчеству А. Н. Бенуа; О. И. Подобедовой о Е. Е. Лансере; Р. Д. Бащенко и др., посвященные творчеству К. Ф. Богаевского; Е. И. Поляковой, Л. В. Короткиной, Е. П. Яковлевой и других исследователей, посвященные творчеству Н. К. Рериха.

И в этих трудах, и в работах, посвященных исторической и пейзажной живописи уделяется внимание историческим пейзажам и констатируется факт их принадлежности к этому жанру, как и сам факт существования этого явления в русской живописи на рубеже XIX и XX веков в творчестве русских художников (А. Г. Верещагина "Художник, время, история", А. А. Федоров-Давыдов "Русский пейзаж XVIII - начала XX века" и др.)

Однако до сих пор исторический пейзаж не был объектом исследования, как автономный живописный жанр. Не определены причины появления этого жанра, его генетические корни, факторы способствовавшие его локализации и обусловившие его короткий и яркий расцвет на рубеже XIX и XX веков. Не определено и само понятие: жанр - исторический пейзаж.

Материал исследования: произведения русской живописи XVIII - начала XX века; художественная критика; мемуары и эпистолярное наследие мастеров XIX - XX веков; искусствоведческая литература.

Методология исследования. Рассматривая понятие "исторический пейзаж" в контексте живописи Нового времени и системы жанров русской живописи, мы будем опираться в своей работе на основные положения теории жанров, разработанной в трудах М. С. Кагана и Н. А. Яковлевой (в докторской диссертации "Система жанров русской реалистической живописи девятнадцатого века", А.Д.Д., — Д., 1989) и использовать метод системно-исторического жанрового анализа.

Методологической основой исследования стала теория жанров, в соответствии с которой: 1) жанр есть первый уровень типологии живописи; 2) жанры локализуются в соответствии с типом художественного образа в единстве его содержания (предмет изображения) и формы (способа преобразования предмета), структуры и функций; 3) жанр рождается в ответ на возникающую общественную потребность и обретает самостоятельность в том случае, если совокупность тяготеющих к нему произведений создает особый и целостный художественный образ; 4) каждый жанр занимает особое место в системе жанров.

Системно-исторический жанровый анализ предполагает необходимость выявить отличительные особенности специфического образа жанра: присущий ему предметно-функциональный детерминант и способ преобразования предмета; необходимый и достаточный состав элементов, характерные функции и обусловленную ими структуру; надсуммарные свойства, качества и признаки.

Исследование генезиса жанра "исторический пейзаж" ограничено рамками русского искусства Нового времени. В работе представлены памятники, наиболее ярко характеризующие историю возникновения жанра, его эволюцию и многообразие. Среди произведений исторического жанра и пейзажей отобраны наиболее значимые, повлиявшие на формирование исторического пейзажа как жанра живописи.

Чтобы всесторонне исследовать исторический пейзаж в его жанровой специфике, необходимо определить критерии отбора произведений:

Это, прежде всего, особый образ, имеющий свой предмет изображения, способ его преобразования, функции, структуру. Определив исторический пейзаж как образ, мы получаем возможность отыскать истоки жанра и выстроить генетическую жанровую цепочку, а затем, исследовав социокультурный контекст, определить факторы, способствующие его формированию и расцвету, и выработать гипотезу исследования.

В соответствии со спецификой изучаемого жанра, мы выделили следующие признаки, характеризующие исторический пейзаж как особый живописный образ, определивший отбор произведений для исследования:

1) в историческом пейзаже в качестве образной доминанты выступает изображение природной и архитектурной среды обитания человека;

2) от пейзажа натурного исторический пейзаж отличает временная отдаленность изображаемого от момента создания произведения;

3) в творческом процессе создания художественного образа исторического пейзажа основой способа преобразования реальности является реконструкция объекта.

Гипотеза исследования:

Как особый образ исторический пейзаж сформировался на основе художественного ретроспективного пейзажного образа в составе классицистической, романтической и реалистической исторической картины. Как локальный жанр он оформился в русской живописи на рубеже XIX и XX веков, когда пейзаж выделился из полиструктуры исторической картины в результате взаимодействия внешних социокультурных факторов и собственной логики развития.

Научная новизна работы:

- впервые выработано научное определение понятия жанр "исторический пейзаж";

- выявлена логика зарождения, развития и функционирования образа "исторического пейзажа" в составе исторической картины и этапы его развития в русской живописи;

- исследованы факторы, способствовавшие локализации жанра;

- рассмотрена типология исторического пейзажа в составе системы жанров русской реалистической живописи (А. М. Васнецов), в творчестве художников "Мира искусства", художников-символистов.

Основные положения, выносимые на защиту: • "Исторический пейзаж" — это моноструктурный жанр, в основе которого лежит пейзажный образ природной или архитектурной среды, отделенной временной дистанцией от эпохи создания произведения и реконструированный художником.

Все жанрообразующие элементы (человек, природа, общество) в историческом пейзаже подчиняются главному - ретроспективному образу природы - рукотворной или нерукотворной.

• Как художественный образ исторический пейзаж в русской живописи прошел несколько этапов развития в составе полиструктурной исторической картины.

• Исследуемый жанр обрел самостоятельность на рубеже XIX и XX веков, когда он выделился из полиструктурного образа исторической картины в силу логики жанрового процесса и внешних социокультурных факторов, а именно: активного развития исторической науки и археологии и расцвета театрально-декорационного искусства.

• Как локальный жанр "исторический пейзаж" существует в формах моноструктурного исторического пейзажа - жанр архитектурной реконструкции, который наиболее полно представлен творчеством А. М. Васнецова и в виде "исторического пейзажа -картины", который преобладает в творчестве А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере и Н. К. Рериха.

• Моноструктурные исторические пейзажи и исторические пейзажи-картины могут составлять циклы произведений, посвященных одной теме - пейзажу определенной исторической эпохи (архаические пейзажи К. Ф. Богаевского).

• Исторический пейзаж входит в состав и исторических и пейзажных жанров живописи.

• В различных жанровых системах своего времени (реализм, пассеизм, символизм и т.д.) исторический пейзаж выполнял различные функции.

В реалистической жанровой системе функцией исторического пейзажа было создание конкретно-исторического и поэтическисказочного образа исторического прошлого. В пассеистической живописи мастеров "Мира искусства" исторический пейзаж создавал образ идеализированного мира, населенного персонажами из прошлого. В символизме целью историчекого пейзажа было создание образа мира, который мог бы быть альтернативной моделью реальности (мир прекрасной природы легендарной страны К. Ф. Богаевского, мир гармонии природы и человека в древности - у Н. К. Рериха).

Теоретическая значимость работы заключается:

- в апробировании системно-исторического жанрового анализа как метода, способствующего выработке научного исследования жанра на примере "исторического пейзажа";

- в самой научно обоснованной дефиниции образа исторического пейзажа;

- в разработке жанровой типологии исторического пейзажа в русской живописи рубежа XIX - XX веков и исследовании особенностей жанра в составе различных жанровых систем.

Практическая значимость работы. Описание процесса становления и функционирования исторического пейзажа может стать существенным компонентом курса история искусства и быть использованным в лекционных курсах и при написании учебников и учебных пособий.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Грецкая, Елена Евгеньевна

Заключение

Жанр "исторический пейзаж" обрел самостоятельность тогда, когда совокупность тяготеющих к нему произведений создала особый и целостный художественный образ, передающий идеи о существовании возможного на земле гармоничного мира, пусть даже в историческом прошлом. Мира, то сурового и самобытного, то идеального.

Главный образ жанра являет собой мир, удаленный от художника значительным промежутком времени и изображенный через историческую обстановку, природную и архитектурную среду. Пейзажный образ представляет интерес для потомков, которые хотят приблизиться к "доброму старому времени", удовлетворить интерес к прошлому и почувствовать " дух времени", что объясняется их стремлением к прекрасному, идеальному миру и поисками его в историческом прошлом.

Предмет изображения жанра - пейзаж далекого прошлого, окрашенный эмоционально-личностным отношением художника к воссозданному им на холсте миру. Способ преобразования предмета - художественная реконструкция (исторической эпохи или минувшего времени, прошлого "вообще").

Художественный образ не распадается на отдельные "малые образы". Все жанрообразующие элементы (человек, природа, общество) подчиняются главному - образу природы исторической эпохи, удаленной от художника значительным промежутком времени. Природы рукотворной (архитектура и исторический антураж) и нерукотворной.

Типологически локальный жанр исторический пейзаж может существовать как моноструктура - архитектурный и природный исторический пейзаж в единстве и нераздельности природы и архитектуры (А. М. Васнецов, К. Ф. Богаевский, Е. Е. Лансере) и как сдвоенный жанр "исторический пейзаж - историческая картина" (А. Н. Бенуа, А. М. Васнецов, Н. Н. Рерих и др.).

Моноструктурные исторические пейзажи и исторические пейзажи-картины могут составлять циклы произведений, посвященных одной теме — пейзажному образу определенной исторической эпохи.

Реконструкция, предполагающая изображение не только природы и архитектуры прошлого, а всего исторического "антуража" и исторических персонажей приводит к сюжетности, характерной для исторического пейзажа. Поэтому границы жанра до некоторой степени условны. Можно говорить о наличии такого жанрового пространства, где помимо жанрово "чистых" есть произведения, которые можно причислить и к тому, и к другому жанру. Существуют переходные формы: исторический пейзаж и исторический пейзаж-картина (произведения Н. К. Рериха и А. Н. Бенуа); историческая картина и исторический пейзаж-картина ("Московский застенок. Конец XVI века. Константино-Еленинские ворота Московского застенка на рубеже XVI и XVII веков" Ап. Васнецова и ДР-)

Исторический пейзаж входит в состав и исторических и пейзажных жанров. Он развивается в пространстве между исторической и пейзажной живописью и поэтому обладает признаками и пейзажа и исторической живописи, имеет маргинальный характер.

Исторический пейзаж прошел этапы становления, расцвета на рубеже веков и угасания в XX веке, что в целом соответствует логике жанрового процесса. Этап становления - это 1890 - 1900 годы, время создания Аполлинарием Васнецовым иллюстраций к "Купцу Калашникову" и декораций к "Хованщине", работа Александра Бенуа над циклом "Последних прогулок Людовика XIV", в которых пейзажный образ не менее важен для раскрытия замысла художника, чем исторические персонажи, и произведений Николая Рериха "Гонец" и "Сходятся старцы", где перед зрителями не только предстали безымянные герои древней истории, но и сами картины производили впечатление именно своей пейзажной стороной.

На картинах А. М. Васнецова 1900-1901 годов пейзаж уже является главным объектом исторического восприятия и главным предметом изображения художника. В 1901 году появился и термин "исторический пейзаж" (В. В. Стасов). Появление на протяжении ряда лет (1900—1913) пейзажей-ретроспекций в творчестве А. М. Васнецова, Н. К. Рериха, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, К. Ф. Богаевского обозначило факт формирования и расцвета локального жанра, воссоздающего мир исторического прошлого средствами пейзажа. Многообразие эпох отражено в историческом пейзаже в годы расцвета жанра 1900-1913 гг.

Жанр функционировал очень недолгое время. Безусловно, сказалось влияние социальных перемен, которые произошли в России в течение 1910 - 1930 годов. 1914 год - начало первой мировой войны - переломный год для исторического пейзажа. Оставляет работу над пейзажем К. Ф. Богаевский. Больше не пишет маслом исторических пейзажей А. М. Васнецов. Злосчастным днем называет день начала I мировой войны А. Н. Бенуа. Еще ранее отходит от темы исторического пейзажа Е. Е. Лансере. Первая мировая война прошлась по личной творческой судьбе каждого из художников исторического пейзажа. Но и общественные настроения изменились.

События 1914-1920-х, да и последующих годов - время жестоких социальных потрясений. Историческая наука и археология уже не были в центре внимания общества. Идеальный мир, найденный художниками в прошлом, - мир прекрасный и гармоничный, был разрушен суровой реальностью. Поиски идеального мира в прошлом утратили актуальность. Нужно было жить настоящим и смотреть вперед. Время, расцвеченное сказками и легендами, осталось лишь в сказках. В обществе и искусстве сложились другие потребности. Художников стали интересовать другие темы. Жанр исторический пейзаж потому и отцвел так быстро, что идеальный мир не мог существовать в реальности, тем более в суровой реальности первой половины двадцатого века.

В последующие за периодом расцвета жанра годы пейзаж определенной исторической эпохи как предмет изображения был представлен творчеством К. Ф. Богаевского и А. М. Васнецова, которые серьезно занимались историей, археологией, работали по заказам музеев. Для жанра в целом 1920-1930-е годы - это время угасания. В дальнейшем в русской живописи ретроспективные пейзажи служили фоном для основного действия и существовали на правах "малого образа" в структуре "большого" образа исторической картины.

Нельзя не сказать и о том, что на рубеже веков исторический пейзаж в живописи разрабатывали уникальные личности: художниками, археологами, историками были Николай Рерих, Александр Бенуа, Константин Богаевский, Аполлинарий Васнецов. Они были писателями и учеными, оставившими многочисленные литературные труды. Люди, которые были настолько многогранны в своем творчестве, что широту их художественных интересов можно сравнить с творческими интересами художников эпохи итальянского возрождения. Художники, которые могли мыслить масштабно, исторически и в то же время создавать произведения искусства. Именно они создали "исторический пейзаж".

Значение такого явления, как "исторический пейзаж" для русского искусства и культуры очень велико. Картины Аполлинария Васнецова ("Старая Москва"), цикл Николая Рериха, посвященный славянской древности и Древней Руси, картины Е. Е. Лансере с изображением Санкт-Петербурга XVIII века дают возможность познакомиться с национальной историей и культурой, преломившейся в сознании художника и нашедшей свое выражение в художественных образах.

Значение этих произведений живописи в том, что они несут в себе информацию об истории и архитектуре прошедших столетий, дают возможность увидеть на картинах мир прошлого глазами потомков, прикоснуться к истории через образ, созданный художником.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Грецкая, Елена Евгеньевна, 2004 год

1. Александр Бенуа размышляет (Статьи, письма, высказывания) // Вст. статья Зильберштейн И. С. - М.: Советский художник, 1968. - 749 с.

2. Алехин А. Д. Живопись раннего периода творчества Н. К. Рериха: Автореферат дис. на соискание учен, степени канд. искусствоведения. — М.: 1970.-28 с.

3. Алпатов М. В. Александр Андреевич Иванов. Л.: Художник РСФСР, 1983.- 216 с.

4. Алпатов М. В. Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество. В 2х т. М.: Искусство, 1956. Т. 1. - 419 е., Т.2. - 334 с.

5. Алпатов М. В. Исаак Ильич Левитан (1861-1900). Очерк творчества.- М. -Л.: Искусство, 1945. 31 с.

6. Аполлинарий Васнецов. 1856-1933. К 100-летию со дня рождения // Труды Музея истории и реконструкции г. Москвы, Вып. 7. М.: Московский рабочий, 1957.- 169 с.

7. Аптекарь М. Б. Русская историческая живопись. — М. Л.: Искусство, 1939.-20 с.

8. Айзенман Т. С. , Ройтенберг О. О. Русская историческая живопись. -М.: 1955.-44 с.

9. Ахшарумов Н. Д. Задачи живописи в период образования русской народной школы // Вестник изящных искусств. 1884. - Т .2. Вып. 2. - С. 143-168, Т. 2, Вып. 3. - С. 171-193

10. Ацаркина Э. Н. Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество. 1799- 1852. М.: Искусство, 1963. - 534 с.

11. Бащенко Р. Д. К. Ф. Богаевский. Жизнь и творчество. — М. : Изобразительное искусство, 1984. 294 с.

12. Бенуа А. Н. Версаль. П.: Аквилон, 1922. - 22 с.

13. Бенуа А. Н. Аполлинарий Васнецов // Александр Бенуа размышляет. -М: 1968 .- С. 202-204.

14. Бенуа А. Н. История живописи в XIX веке // Александр Бенуа. Русская живопись. Ч. 1-2. Санкт-Петербург: Издание товарищества "Знание", 1901-1902. - Ч. 1 - С. 1-132, Ч. 2. - С. 133-274, Библ. - С. 275-285.

15. Бенуа А. Н. История живописи в XIX веке. — М.: Республика, 1999. 448 с.

16. Бенуа А. Н. Выставка произведений. Москва. 1970-1971 // Каталог выставки к 100-летию со дня рождения. ГТГ. М.: Советский художник, 1972.- 96 с.

17. Бенуа А. Н. Александр Николаевич Бенуа и Эрмитаж. К 200-летию жизни и деятельности семьи Бенуа в России // Каталог выставки из собрания Эрмитажа. Санкт-Петербург: Гос. Эрмитаж, 1994 .- 50 (32) с.

18. Бенуа А. Н. "Царское село" в царствование императрицы Елизаветы Петровны. — Санкт-Петербург: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1910. 262 с.

19. Бенуа А. Н. Версаль. Историко-художественные наблюдения // Александр Бенуа размышляет. М.: 1968. - С. 91 - 103.

20. Бенуа А. Н. Новая акварельная выставка в Париже // Золотое Руно.-1906. -№ 3. С. 95.

21. Бенуа А. Н. Мои воспоминания: в 5-ти кн. ( Лит. Памятники). Т. 1. - Кн. 1,2,3.-М.: Наука, 1980.-711 с.

22. Бенуа А. Н. Живописный Петербург // Мир искусства. 1902. № 1.-С. 1 -5.

23. Беспалова Л. А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. М.: Искусство, 1956. -174 с.

24. Беспалова Л. А. Ап. Мих. Васнецов. М.: Искусство, 1983. -229 с.

25. Беспалова JI. А., Верещагина А. Г. Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX века. Очерки. М.: Изобразительное искусство, 1979. - 278 с.

26. Богаевский К. Ф. О композиции в пейзаже // Юный художник. -1939.-№3.-С. 11-15.

27. Богемская К. Г. Пейзаж: Страницы истории. М.: Галактика, 1992.-335 с.

28. Борисовская Н. А. Лев Бакст. М.: Искусство, 1979. - 119 с.

29. Боровский А. Д. Евгений Евгеньевич Лансере. Л.: Художник РСФСР, 1975.-64 с.

30. Вагнер Г. К. В поисках истины. Религиозно-философские искания русских художников. Середина XIX начало XX века. - М.: Искусство, Российский фонд культуры, 1993. - 175 с.

31. Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. -Л.: Искусство, 1977. 384 с.

32. Васнецов А. М. Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. М.: Издание I Кнебель, 1908. - 133 с.

33. Васнецов А. М. Автобиографическая записка А. М. Васнецова. Материалы по истории русского искусства // В мире искусств. Киев. — 1908. -Июль - Август, № 8 - 10. - С. 8 - 14.

34. Васнецов А. М. Как я сделался художником и как и что работал //Аполлинарий Васнецов. 1856-1933. К 100-летию со дня рождения // Труды Музея истории и реконструкции г. Москвы. Вып. 7. — М.: Московский рабочий.-1957.- С. 113-149.

35. Васнецов А. М. Древняя Москва // Экскурсионный вестник. -1914.-Кн. 2.-С. 51-72.

36. Васнецов В. А. Страницы прошлого. Л.: Художник РСФСР, 1976.- 196 с.

37. Васнецова Е. К., Шмидт И. М. Аполлинарий Васнецов. М.: Изобразительное искусство, 1980. — 167 с.

38. Верещагина А. Г. Художник, время, история. Л.: Искусство, 1973. - 130 с.

39. Верещагина А. Г. Федор Антонович Бруни.- Л.: Художник РСФСР, 1985.-256 с.

40. Верещагина А. Г. Вячеслав Григорьевич Шварц. 1838-1869. М. -Л.: Искусство, 1960. - 172 с.

41. Верещагина А. Г. Историческая картина в русском искусстве 60-х годов. М.: Искусство, 1990. - 229 (2)с.

42. Верещагина А. Г. Русская художественная критика середины второй половины XVIII века. - М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств, 1991.-229 с.

43. Верещагина А. Г. Русская художественная критика конца XVIII -начала XIX века. — М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств, 1992.-264 с.

44. Виктор Михайлович Васнецов. 1848-1926. Каталог выставки. (ГТГ 1990, Москва). - Л.: Аврора, 1990. - 148 с.

45. Волошин М. Ж. Воспоминания о художнике // Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. — JL: Искусство, 1977. С. 169-190.

46. Волошин М. Ж. Архаизм в русской живописи // Аполлон. 1909 . -№1. -С. 43-53.

47. Волошин М. Ж. Первая выставка интернационального общества акварелистов // Золотое Руно. 1906. - № 3. - С. 95-98.

48. Волошин М. Ж. К. Ф. Богаевский // Золотое Руно. 1907. - № 10. -С. 24-30.

49. Воронова О. П. Над Понтом Эвксинским. К. Богаевский. М.: Советский художник, 1982 - 183 с.

50. Выставка работ 36-ти художников. Москва. 1901. Альбом репродукций. М.: Исполнено и издано худож. фототипией К. А. Фишер, 1901. - 1 е., 25 л. илл.

51. Выставка работ 36-ти художников, 2-ая, Москва 1902. Альбом репродукций. М.: Исполнено и издано худож. фототипией К. А. Фишер, 1903.- 1 е., 23 л. илл.

52. Гольдштейн С. Н. Произведения В. И. Сурикова в оценке современной ему художественной критики // доклад на Второй научной конференции Академии художеств СССР. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1949.-20 с.

53. Государственный Русский музей. Живопись. XVIII начало XX века. Каталог. - Л.: Аврора, Искусство, 1980. - 447 с.

54. Грабарь И. Э. Несколько мыслей о современном прикладном искусстве в России // Мир искусства. 1902. - № 3. - С. 51-56.

55. Грецкая Е. Е. Ретроспективный пейзаж в русской живописи XIX -начала XX века // Художественный образ и педагогический процесс. Вып. 1. Художественное сотворчество в искусстве и педагогике. - С-Пб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. - С. 75-81.

56. Грецкая Е. Е. Жанр "исторический пейзаж" в русской живописи // V Царскосельские чтения. Материалы конференции. 24-25 апреля 2001 г., Т. 1.- С-Пб: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2001. С. 258-260.

57. Грецкая Е. Е. К определению понятия "исторический пейзаж" // Художественный образ и педагогический процесс. Вып. 2. Педагогика искуст-ва. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - С. 134-141.

58. Глаголь С. Воспоминания о художнике // Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. — JL: Искусство, 1977. С. 206221.

59. Гусарова А. П. Мстислав Добужинский: Живопись, графика, театр.- М.: Изобразительное искусство, 1982. 203 с.

60. Даниэль С. М. Библейские сюжеты. Русские живописцы XIX века. -СПб.: Художник России, 1994 216 с.

61. Дмитриева Н. А. Утро стрелецкой казни. M.-JL: Искусство, 1948. -36 с.

62. Егорычев В. В. Творчество К. Ф. Богаевского (1872 1943) и русская пейзажная живопись XIX - первых десятилетий XX века: Авторефератдис. на соискание учен, степени канд. искусствоведения. — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1981. 24 с.

63. Журавлева Е. В. Константин Андреевич Сомов. — М.: Искусство, 1980. -231 с.

64. Загянская Г. А. Пейзажи А. Иванова: Проблема живописного метода художника. М.: Искусство, 1976. - 119 с.

65. Заметки / Художественная хроника // Мир искусства. 1902. - № 2. -С. 38-44.

66. Зонова 3. Т., Скворцов А. М. Григорий Иванович Угрюмов. 17641823. (Жизнь и творчество). М.- Л.: Искусство, 1947.- 24 с.

67. Иванов Александр Андреевич. Л.: Художник РСФСР, 1989.-31 с.

68. Изображения из священной истории. (Альбом) оставленных эскизов Александра Иванова (Вып. 1- 14). Берлин: Дирекция Германского института в Риме, 1879-1887. - 232 рис.

69. Ильина Т. В. История искусств. Русское и советское искусство. -М.: Высшая школа , 1989. 400 с.

70. Иовлева Л. И. Виктор Михайлович Васнецов. Л.: Худ. РСФСР, 1964.-56 с.

71. История русского искусства. В 3-х т. Т.1. Искусство X — первой половины XIX века: Учебник / НИИ теории и истории изобразительного иску ства Академии художеств СССР / Отв. ред. Ракова М. М., Рязанцев И. В. -М.: Изобразительное искусство, 1991.- 508 с.

72. Каган М. С. Морфология искусства. — Л.: Искусство, 1972. — 440 с.

73. Капланова С. Г. Картина В. И. Сурикова "Утро стрелецкой казни". М.: Советский художник, 1960. - 21 с.

74. Каталог художественных произведений Н. К. Рериха. С 1885 по 1947 гг. / сост. Соколовский Н. Н. Новосибирск: НГУ, 1974. - 141 с.

75. Кеменов B.C. В. И. Суриков. Историческая живопись. М.: Искусство, 1987.-567 с.

76. Кеменов В. С. Василий Иванович Суриков. Л.: Художник РСФСР, 1991.-240 с.

77. Князева В. П. Николай Рерих: Летопись жизни и творчества. -СПб.: Издательство общества Ведической культуры и др., 1994. 159 с.

78. Короткина Л. В. Николай Рерих. Nikolay Roerich / Альбом. Л.: Аврора, 1976. - 16 с. 25 л. илл.

79. Короткина Л. В. Творчество Н. К. Рериха (1890-е гг. 1916). Автореферат дис. на соискание ученой степени канд. искусствоведения. — Л.: Академия художеств СССР. Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 1977. - 15 с.

80. Крамской И. Н. Письма. Статьи. В 2-х т. Т. 1-2. - М.: Искусство, Т. 1 -1965, Т. 2- 1966, Т. 1 -627 е., Т. 2-531 с.

81. Крамской об искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1989. — 171 (4) с.

82. Кристи И. И. Историческая правда в искусстве. Несколько замечаний и размышлений по поводу картины В. Д. Поленова. М.: Унив. Тип. (М. Катков), 1887.-23 с? '

83. Исторический очерк. Т. 3. СПб.: Экспедиция заготовления гос. Бумаг, 1902. -284 с.

84. Лазаревский И. И. Ап. Мих. Васнецов // Новый журнал для всех. 1911.-№37.-С. 89-96.

85. Лазуко А. К. Виктор Михайлович Васнецов. Л.: Худ. РСФСР, 1990.-207 с.

86. Лебедев А. К. Русская историческая живопись. До октября 1917 года. М.: Изогиз, 1962. - 20 е., 60 л. илл.

87. Леонтьева Г. К. Картина К. П. Брюллова "Последний день Помпеи".- Л.: Худ. РСФСР, 1985. 71 с.

88. Лукашов А. М. Николай Рерих. Из собрания Государственной Третьяковской Галереи. М.: Изобразительное искусство, 1989. - 48 с.

89. Лукашов А. М. Николай Рерих. Художник в Третьяковской Галерее. М.: Трилистник, 2001. 32 с.

90. Мадсен К. Эрик Веренскольд // Мир искусства. 1899. - т. 1. - С. 17-22.

91. Манджу Тхакур. Древняя Русь. Славянский цикл в творческом наследии Н. К. Рериха (до 1916 года): Автореферат дис. на соискание учен, степени канд. историч. наук. М.: Рос. Университет дружбы народов, 1996. -20 с.

92. Манин В. С. Русская пейзажная живопись. М.: Белый город, 2000.- 632 с.

93. Манин В. С. Куинджи. М.: Изобразительное искусство, 1976.208 с.

94. Маковский С. К. Художественные итоги // Аполлон. 1910. - № 7 . -С. 21-33, № 10 .-С. 24-34.

95. Маковский С. К. Выставка "Мир искусства" // Аполлон. -1911. -№2 С. 14-21.

96. Машковцев Н. Г. В. И. Суриков. Альбом. М.: Искусство, 1994.191 с.

97. Машковцев Н. Г. Андрей Петрович Рябушкин. М.: Изобразительное искусство, 1976. - 56 с.

98. Машковцев Н. Г. К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1952. -284 с.

99. Машковцев Н. Г. К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. -318 с.

100. Мунте Гергард. Стиль в иллюстрировании древних Саг // Мир искусства, 1902 . № 3. - С. 56 - 58.

101. Муратов П. П. Пейзаж в русской живописи 1900 1910 гг. // Аполлон. - 1910. - № 4. - С. 11 - 17.

102. Немцы о русских художниках . Хроника // Мир искусства. — 1904. -№ 11 12.-С. 245-247.

103. Николаев А. Наши выставки // Мир искусства, 1900, № 1-2. С. 152- 156.

104. Николай Рерих. Из собрания Нижегородского художественного музея. Самара.: Изд. дом "Агни", 1998. - 48 с.

105. Никольский В. А. Русская живопись. Историко-критические очерки. Спб.: Н. Ф. Мертц, 1904. - 303 с.

106. Никольский В. А. История русского искусства. Живопись. Архитектура. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство. М.: Терра-Кн. Клуб, 2001. - 302 (1) с.

107. Новицкий А. П. История искусства с древнейших времен. В 2-х т. Т. 1 - 2. - М.: В. Н. Линд., 1903. - Т. 1 - 384 е., Т. 2 - 532 с.

108. Новосибирская картинная галерея. Николай Рерих. Каталог. -Новосибирск.: Свет, 1999. 71 с.

109. Парижские газеты о русской выставке // Золотое Руно. 1906 г. -№ 11-12.-С. 133- 134.

110. Пастон Э. В. Василий Дмитриевич Поленов. — СПб.: Художник РСФСР, 1991.-191 с.

111. Письма о русской поэзии. Гумилев Н., Кузмин М., Иванов В., Толстой А. // Хроника. // Аполлон. 1910. - № 7. - С. 35 - 43.

112. Подобедова О. И. Евгений Евгеньевич Лансере. (1875 1946).- М.: Советский художник, 1961.- 419с.

113. Полякова Е.И. Николай Рерих. М.: Искусство, 1985.- 303 с.

114. Пророкова С. А. Исаак Ильич Левитан. Киев: Рад. Шк., 1990. -159 (2) с.

115. Пружан И. Н. Константин Сомов. — М.: Изобразит, искусство, 1972.- 127 с.

116. Пружан И. Н. Лев Самойлович Бакст. — Л.: Искусство, 1975. 232с.

117. Ракова М. М. Русская историческая живопись средины девятнадцатого века. М.: Искусство, 1979. — 243 с.

118. Ракова М. М. Русское искусство первой половины XIX века.- М.: Искусство, 1975. 239 с.

119. Ремезов А. В. Жизнь Христа в трактации современного русского художника. К выставке картин академика В. Д. Поленова "Из жизни Христа".- Сергиев Посад: тип. Св. Троице Сергиевой лавры, 1915. 31 с.

120. Рерих Н. К. Искусство и археология. // Искусство и художественная промышленность. СПб. - 1898. - № 3. - С. 185 - 194.

121. Рерих Н. К. Письма к В. В. Стасову. Серия "Письма Н. К. Рериха". Вып. 2. В приложении: Письма В. В. Стасова к Н. К. Рериху. Спб. : Сердце, 1993.-36 с.

122. Рерих Н. К. По старине. (Извлечено из отчета о деятельности Императорского общества Поощрения Художеств за 1903 год) СПб.: 1904. -18 с.

123. Рерих Н. К. Записные листки Н. К. Рериха: XV — Спас Нередиц-кий; XVI Странный музей // Золотое Руно. 1906 г. - № 2. - С. 95 - 96.

124. Рерих Н. К. По пути из варяг в греки // Собр.соч. в 3 кн. Кн. 1. -М.: И. Д. Сытин, 1914 . - 395 с.

125. Рерих Н. К. Земля славянская // Компл. откр. Новосибирск.: Советская Сибирь, 1996 . - 9 шт.

126. Рерих Н. К. Выставка произведений. Москва 1974 / Каталог. М.: Искусство, 1974. - 55 с.

127. Рерих Н. К. Избранное. М.: Сов. Россия, 1979. - 382 с.

128. Ромашкова Л. И. К. Ф. Богаевский. Альбом репродукций. — М.: 1979.- 28 с.

129. Русская историческая живопись. Выставка 1939 г. Каталог. ГТГ. -М.: ГТГ, 1939.-260 с.

130. Русская историческая живопись. Выставка 1939 г. Путеводитель. ГТГ . М.: ГТГ, 1939. - 86 с.

131. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. В 2-х т.// вст. статья и прим. Каменский 3. А. — М.: Искусство, 1974. — Т. 1 406 е., Т. 2. - 647 с.

132. Рутченко М. А. Воспоминания о художнике // Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1977. - С. 244 - 247.

133. Савинов А. Н. Федор Антонович Бруни. 1799 1 875. - М. -Л.: Искусство, 1949. - 28 с.

134. Савинов А. Н. Карл Павлович Брюллов (1799-1852). М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1963. - 131 с.

135. Сахарова Е. В. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников. Письма, дневники, воспоминания. -М.: Искусство. 1964. 838 с.

136. Свет огня. Из собрания картин Музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке. Н. К. Рерих. Рига.: Латвийское общество Рериха, 1990. - 8 с.

137. Соболев А. К. Евангельская эпоха в картине В. Д. Поленова "Христос и грешница". Опыт художественной критики и пояснение картины. -М.: Тип. А. И. Мамонтова и К., 1887. 60 с.

138. Собко Н. П. Подробный каталог картин В. Г. Шварца. Спб.: Сост. и изд. Н. Собко, 1888. - 19 с.

139. Стасов В. В. Виктор Михайлович Васнецов и его работы // Искусство и художественная промышленность. — СПб. 1898. - № 3. - С. 137— 183.

140. Стасов В. В. Искусство в XIX веке // XIX век. Прил. к ж. Нива -1901. С. 212-328.

141. Стасов В. В. Избранные сочинения. В 3-х томах. Живопись, скульптура, музыка. Т. 1 3. - М.: Искусство, 1952. - Т. 1 - 736 е., Т. 2 -775 е., Т. 3 - 888 с.

142. Стасов В. В. Вячеслав Григорьевич Шварц // Вестник изящных искусств. 1884 г., т.2., вып. 1.-С. 25-64, т. 2. вып. 2. - С. 112-142.

143. Стасов В. В. Василий Александрович Прохоров // Вестник изящных искусств. 1885. Т.З., вып. 4. - С. 320-360.

144. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX -XX веков. М.: Искусство, 1970. - 296 с.

145. Соколова Н. И. Мир искусства. М.-Л.: Изогиз., 1934. - 217 с.

146. Толстой В. П. Вячеслав Григорьевич Шварц. М. -Л.: Искусство, 1947. 24 с.

147. Турков А. М. Исаак Ильич Левитан. М.: Искусство, 1974. - 160

148. Федоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1966. - 403 с.

149. Федоров-Давыдов А. А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. М.: Искусство, 1975. - 739 с.

150. Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж конца XIX начала XX века. Очерки. - М.: Искусство, 1974. - 207 с.

151. Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII — начала XX века. -М.: Советский художник, 1986. 300 (3) с.

152. Философов Д. В. Иванов и Васнецов в оценке Александра Бенуа. // Художественная хроника // Мир искусства 1901. — № 10. — С. 217— 233.

153. Чугунов Г. И. Мстислав Валерианович Добужинский. Л.: Худ. РСФСР, 1988.- 110(1) с.

154. Шаляпин Ф. И. Федор Иванович Шаляпин: (в 3-х т.) —Т. 1. -Литературное наследство; Письма. М.: Искусство, 1976. - 760 с.

155. Шанина Н. С. Виктор Михайлович Васнецов. 1848 1926. -М.: Искусство, 1975. - 37 с.

156. Эрнст С. Р. Николай Константинович Рерих. Пг.: Община св. Евгении, 1918. - 126 (5) с.

157. Эрнст С. Р. Алекасндр Бенуа. Пб.: Комитет Популяризации Художественных Изданий при Российской Академии истории материальной Культуры, 1921. - 96(3) с.

158. Эткинд М. Г. Александр Николаевич Бенуа. 1870-1960. — М.-Л.: Искусство, 1965. 215 с.

159. Эткинд М. Г. А. Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX начала XX века. - Л.: Художник РСФСР, 1989. - 478 с.

160. Юферова А. А. Исаак Ильич Левитан. Л.: Худ. РСФСР, 1962.40 с.L

161. Яковлева Е. П. Татрально-декорационное искусство Н. К. Рериха и проблема изучения художественного наследия русского зарубежья: Автореферат дис. на соискание учен, степени докт. искусствоведения. СПб.: 1998.- 52 с.

162. Яковлева Н. А. Система жанров русской реалистической живописи XIX века: Автореферат дис. на соискание учен, степени докт. искусствоведения. JL: Академия художеств СССР. Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 1989. - 50 с.

163. Яковлева Н. А. Григорий Угрюмов. JL: Художник РСФСР, 1982. -79 с.

164. Яковлева Н. А. Жанры русской живописи. JL: J1111И им. А. И. Герцена, 1986. - 83 (1) с.

165. Яковлева Н. А. Александр Иванов. М.: Белый город, 2002. - 63 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.