Русское скрипичное искусство последней трети XVIII века и деятельность И. Хандошкина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Паукнер, Екатерина Энверовна

  • Паукнер, Екатерина Энверовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 201
Паукнер, Екатерина Энверовна. Русское скрипичное искусство последней трети XVIII века и деятельность И. Хандошкина: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Ростов-на-Дону. 2013. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Паукнер, Екатерина Энверовна

Содержание

Введение

Глава 1 Исполнительство

1.1 Сольное скрипичное исполнительство как одни из принципов развития музыкальной культуры России последней трети XVIII века.

1.2 Скрипачи-исполнители — участники концертной 20 жизни России последней трети XVIII века.

1.3 Условия бытования скрипичного исполнительства в 36 России.

Глава 2 Композиторское творчество

2.1 Соната для скрипки как стилевое и жанровое направление в русской скрипичной музыке конца XVIII века.

2.2 Вариационное творчество Хандошкина. 66 Програмность как эмоциональная характеристика его произведений.

2.3 Роль темы в вариационных циклах Хандошкина

2.4 Трактовка жанра и формы вариаций. 94 Глава 3 Образование

3.1. Музыкальное образование в России в XVIII столетии

3.2 Скрипичная педагогика. Русская метода обучения

игре на скрипке в сопоставлении с трактатами

европейских музыкантов XVIII века.

Заключение

Библиографический список

Приложение А Концертная жизнь

Приложении Б Музыканты Придворного оркестра

Приложение В Тексты песен по сборникам XVIII века

Приложение Г «Дорогая ты моя матушка»

Приложение Д Сравнительная таблица скрипичных «школ»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русское скрипичное искусство последней трети XVIII века и деятельность И. Хандошкина»

Введение

Углубленное изучение русского музыкального искусства последней трети ХУШ века, начавшееся еще в первой половине XX столетия, активно продолжается и в настоящее время. На сегодня изучено творчество как наиболее крупных деятелей эпохи, так и многих менее прославленных музыкантов «второго ряда». Исследования ученых неуклонно расширяют область знаний об отечественной музыкальной культуре этого времени, что, возможно, связано с поисками национальной самобытности искусства, подготовленной длительным развитием народной художественной традиции, в течение многих веков господствовавшей в русском культурном обиходе.

Для отечественной культуры, долгое время шедшей своим путем развития, отставание от европейского искусства являлось величайшим даром судьбы, состоящем в накоплении собственного духовного опыта, обогащении творческих возможностей. Европеизация, произошедшая во всей социальной жизни страны в XVIII веке, была связана с перестройкой общественного сознания и, естественным образом, затронула явления культуры. Изменения, произошедшие в искусстве, отражали мироощущение человека «нового времени», были связаны с идеями эпохи Просвещения, которые получили широкое распространение в России во второй половине XVIII столетия и были подхвачены отечественными мыслителями. В свою очередь, активизация культурной жизни, ориентированной на европейские каноны и традиции, создала благоприятные условия для проникновения и широкого распространения идей западноевропейского Просвещения. В последней трети XVIII века русская культура достигла расцвета во всех своих проявлениях и породила феномены, сохраняющие свою художественную ценность поныне.

Последние десятилетия XVIII века, часто называемые екатерининской эпохой, характеризуются началом расцвета русской литературы, театра и музыки. Эта эпоха ознаменовалась публикацией печатных песенных сборников, развитием русской оперы на песенной основе, активизацией

концертной жизни страны, связанным с ней приездом многочисленных иностранных исполнителей и композиторов. Через их творчество импульсы западноевропейского просветительского движения попадали на русскую почву. В контексте культурных тенденций XVIII века солист-исполнитель символизировал свободного, нравственного гражданина, просвещенную личность.

Центральное место в русской музыке этого времени занимали опера и песня-романс. Жанр, характерный именно для этой эпохи, российская песня, которая затрагивала различные проблемы - от чувств и переживаний отдельно взятого человека до больших социально значимых вопросов звучала в различных кругах русского общества, а также часто использовалась композиторами XVIII столетия. Он возник в период кризиса феодально-крепостнического строя, когда в России были созданы условия для создания просветительской идеологии, возможно, в результате стремления сгладить социальные противоречия между высшими и низшими слоями общества.

Вокальная традиция конца XVIII века отразилась и в инструментальном искусстве, что проявилось в обращении к темам и интонациям русской песни. Заметно уступая вокальным и театральным жанрам, инструментальная музыка все же часто звучала в концертной жизни и в быту, а ведущее положение в этой области занимала скрипка - самый близкий человеческому голосу инструмент, теснее остальных связанный с песенной культурой.

Скрипичное искусство имело огромное значение для развития всей музыкальной жизни России последней трети XVIII века. В нем полнее, чем в других видах инструментальной культуры, отразились основные тенденции музыкально-исторического развития страны, все его направления испытали мощнейшее влияние идеологии Просвещения. В сольной концертной практике скрипке принадлежала ведущая роль; скрипичная педагогика являлась важным звеном в процессе становления музыкального образования и развития музыкалыю-

методической мысли; были созданы скрипичные произведения, в которых отразились своеобразные черты, характерные для описываемой эпохи.

Именно в скрипичном искусстве выдвинулась значительная, авторитетная личность - И. Е. Хандошкин, в то время как имен других, подобных ему отечественных виртуозов на прочих инструментах не сохранилось. Имеются сведения о том, что он часто выступал в кругах высшей знати, был облагодетельствован Потемкиным. Хандошкин, рано проявил свой талант, о чем свидетельствует его зачисление в штат оркестра придворного театра в пятнадцатилетнем возрасте. Педагогической деятельностью он начал заниматься в семнадцать лет, в дальнейшем являлся крупным музыкальным деятелем - исполнителем, композитором, педагогом, возможным автором первого методического труда, первым начальником Екатеринославской академии. Будучи связанным с передовыми деятелями эпохи, он, как мы попытаемся доказать, сумел воплотить идеи и устремления своего времени в инструментальном творчестве, создал образ героя екатерининской эпохи. Хандошкин оставил внушительное творческое наследие в области инструментальной музыки, как никакой другой композитор его времени в России. Ни до, ни много времени после него русское скрипичное искусство не развивалось так стремительно, как в указанный период. Видный отечественный музыковед Н. Финдейзен назвал его «первым выдающимся русским виртуозом и композитором для своего инструмента» [Финдейзен, 1928, 157]. Так же его характеризует и Б. Асафьев, говоря о нем, как о «выдающемся русском скрипаче-виртуозе екатерининской эпохи» [Асафьев, 1968, 755]. В источниках, посвященных жизни и творчеству Хандошкина, ссылающихся на свидетельства современников, о нем говорится как о «русском Паганини», «нашем Орфее». Г. Фесечко даже приводит цитату из письма графа Ф. В. Растопчина князю П. Д. Цицианову, в котором политическая обстановка в Европе начала XIX столетия характеризуется сравнением со скрипкой Хандошкина: «Вся Европа, как Хандошкина скрипка, на разладе» [Фесечко, 1972, 7]. Это, безусловно, свидетельствует о значительности и

популярности выдающегося скрипача в русском обществе конца ХУШ века, упоминая имя которого, пояснений не требовалось.

Наличие крупной, авторитетной в музыкальной среде фигуры, опережение других видов инструментального исполнительства, созвучие идеалам времени делает скрипичное искусство значимой вехой в музыкальной культуре России последних десятилетий ХУШ столетия. Тем не менее, в работах, посвященных русскому искусству конца ХУШ века, оно не рассматривалось как самостоятельное явление в совокупности своих основных направлений - исполнительства, композиторского творчества и педагогики, в котором преломились основные тенденции эпохи. Изложенным и определяется актуальность избранной темы.

Предлагаемая работа направлена на выявление основных закономерностей развития отечественного скрипичного искусства в период его профессионального формирования в России и рассматривает его в трех аспектах: композиторское наследие, исполнительское искусство, особенности методики обучения игре на скрипке.

Автор стремился воссоздать целостную картину скрипичного искусства в России конца XVIII века на фоне общих тенденций культуры этого времени. В связи с изложенной целью исследования необходимо решить ряд задач:

- выделить как специальную проблему феномен профессионального скрипичного исполнительства в России конца XVIII века;

- определить влияние различных европейских исполнительских традиций на формирование скрипичного искусства в России и рассмотреть условия концертной деятельности скрипачей-исполнителей;

- обнаружить и охарактеризовать наиболее актуальные для русской скрипичной музыки XVIII века жанры: выявить основные закономерности их возникновения, вскрыть специфику их стилистики, формы, определить принципы драматургического развития;

- раскрыть особенности возникновения и развития профессионального музыкального образования в России в конце XVIII века и дать оценку этому явлению с привлечением новейших исследований;

- выявить особенности национальной скрипичной методики в стадии ее зарождения в сравнении с наиболее известными в это время трактатами европейских педагогов, освещающими вопросы методики обучения игре на скрипке.

В соответствии с обозначенными целыо и задачами материал исследования включает музыкальные произведения и методические труды авторов XVIII столетия. Это произведения выдающегося русского скрипача-композитора И. Е. Хандошкина: три сольные сонаты, четыре сонаты для двух скрипок, соната для скрипки и баса, сорок вариационных циклов на темы русских песен, а также едва ли не единственное значительное инструментальное сочинение его российского современника - Соната для скрипки и чембало М. Березовского. К методическим трудам относятся «Скрыпичная школа или наставление играть на скрыпке» анонимного автора И. А., музыкальные трактаты западноевропейских музыкантов интересующей эпохи: Ф. Джеминиани, Л. Моцарта, труд группы авторов П. Роде, П. Байо, Р. Крейцера.

Основными методами исследования являются исторический и культурологический, позволяющие изучить скрипичное искусство во всех его проявлениях. В работе использованы также методы и методики теоретического музыкознания.

О степени изученности проблемы может дать представление краткий обзор литературы, которую можно условно разделить на несколько групп.

1. Исследование истории возникновения скрипичного искусства в России потребовало изучения русской музыкальной культуры в период профессионального становления. Прежде всего, это касается учебных изданий, составной частью которых является краткая характеристика образцов инструментальной музыки конца XVIII века, работ по русской музыкальной культуре

в целом, которые помогают обрисовать широкий контекст бытования скрипичного искусства. К таковым относятся фундаментальные труды известных авторов, создаваемые начиная с 1920-х годов [Финдейзен 1985, Асафьев 1927,1968, Ливанова 1952, 1953], а также новейшие работы [Лебедева-Емелина 2010, Ильина, Щербакова 2004]. Работы ученых, вошедшие в монументальное исследование «История русской музыки в 10 томах» [Келдыш 1985, Левашёв 1984, Левашёва 1984, 1985, Соколова 1985], где во втором и третьем томах имеется материал не только по становлению жанров и профессиональной школы, но и по концертной и музыкальной жизни ХУШ века. Наряду с работами этих исследователей, ценный материал содержится в более раннем издании «Истории русской музыки» [Левашёва, Келдыш, Кандинский 1980], в котором рассмотрены некоторые стороны инструментального искусства в России в конце ХУШ века, а также работа М. Рыцаревой, посвященная изучению музыкальной культуры России ХУШ столетия [Рыцарева 1987].

2. Во вторую группу вошли труды, посвященные изучению непосредственно истории скрипичного искусства. Наиболее значимым среди них является труд И. Ямпольского [Ямпольский 1951], посвятившего главу своей книги рассмотрению русского скрипичного искусства второй половины ХУШ века. Ценный материал содержится в книге Л. Гинзбурга и В. Григорьева «История скрипичного искусства» [Гинзбург, Григорьев 1990]; полезные сведения содержатся также в книге Л. Раабена [Раабен 1987], в работах иностранных авторов [Boyden 1965, Giuliani 1992]. Использовались также работы монографического плана о русском скрипаче-композиторе Иване Хандошкине Г. Фесечко [Фесечко 1972] и В.Доброхотова [Доброхотов 1985], в которых авторы затрагивают проблемы формирования творческого облика выдающегося музыканта конца ХУШ столетия и дают оценку его творческой деятельности. Во втором из названных трудов также рассмотрены произведения Хандошкина - вариационные циклы и сонаты для скрипки соло, соната для скрипки и баса.

3. В области изучения проблем скрипичного исполнительства основным материалом служат труды П. Столпянского [Столпянский 1989] и А. Соколовой [Соколова 1985], а также статьи И. Петровской [Петровская 1996 а, б, 1998,

1999 а, б] и А. Порфирьевой [Порфирьева 1999 а], опубликованные в энциклопедическом словаре «Музыкальный Петербург». Однако в этих работах собственно скрипичное исполнительство рассматривается лишь в контексте всей музыкальной культуры этого времени, а его проблемы не выносятся за рамки общих. Новейшими работами, затрагивающими проблемы скрипичного исполнительства в России конца XVIII века, которые вышли в последнее десятилетие, являются исследования В. Гуревича и Л. Гуревич [Гуревич 2010 а, Гуревич 2010 б], Н. Огарковой [Огаркова 2002], Е. Гординой [Гордина 2008]. Они посвящены исследованию деятельности отдельных музыкантов, так или иначе повлиявших на возникновение феномена русского скрипичного исполнительства конца XVIII века.

4. В процессе изучения вопросов музыкального образования и, в частности, скрипичной педагогики в России конца XVIII века, было обнаружено, что эта тема не была рассмотрена как самостоятельное явление, а лишь затронута в связи с описанием творчества первых русских композиторов, которые наряду с композиторской и исполнительской деятельностью, также занимались педагогикой. Здесь основными источниками являются исследования авторов, публиковавшиеся в академических изданиях, в которых тема музыкального образования затронута лишь в связи с описанием творчества первых русских композиторов [Рыцарева, 1979, 1983, Левашева 1984, Келдыш 1985, Левашев 1985, Соколова 1985, Ильина, Щербакова 2004], монографические исследования, посвященные выдающимся музыкантам конца XVIII столетия [Фесечко 1972, Огаркова 2002], которые вели педагогическую деятельность. Проблемы музыкального образования частично представлены в работах по истории инструментального исполнительства в России [Алексеев 1963, Ямпольский 1951], попутно эта тема затронута в уже названных исследованиях по русской музыкальной культуре XVIII столетия. Едва ли не единственной работой, посвященной непосредственно проблемам музыкального образования в России XVIII века, является исследование

В, Карцовника [Карцовник 1998], где рассматривается деятельность некоторых учебных заведений Петербурга, в которых имелись музыкальные классы.

Частично материалы по этому вопросу представлены в статьях авторов энциклопедического словаря «Музыкальный Петербург», которые анализируют деятельность первых творческих учебных заведений в Петербурге XVIII века [Петровская 1999 в, Чудинова 1998, 1999]. Однако сведения из всех названных источников затрагивают проблему скрипичной педагогики лишь в связи с иными проявлениями музыкальной культуры, рассредоточены и не дают целостного представления об этом феномене, и только на основании их сопоставления можно предположительно воссоздать процессы, происходившие в этой сфере.

5. Рассмотрение скрипичного искусства России XVIII века с точки зрения жанрообразования потребовало привлечения ряда теоретических работ (Мазель, Цуккерман 1967, Сохор 1968, Задерацкий 1995,2008, Керюгян 1998, [Холопова 2001]. В тесной связи с вопросом жанровых исканий находятся проблемы стиля в русской скрипичной музыке этого времени; в этом отношении незаменимым подспорьем стало новейшее исследование Л. Кириллиной [Кириллина 1996, 2007 а, 2007 б], а также работы зарубежных авторов [Воко£гег, 1948, Бопп^оп 1982].

Несмотря на большое количество литературы, сведения, относящиеся к вопросам русского скрипичного искусства конца XVIII века, рассредоточены в различных изданиях и затронуты лишь частично, как дополнение к проблемам изучения русского музыкального искусства в целом. В исследовании этой области национальной культуры до сих пор не был прослежен весь процесс его становления и путь развития, а работы занимавшихся вопросами русской музыкальной культуры XVIII века авторов не до конца отражают некоторые стороны этого вопроса. Названные исследователи не углубляются в процессы жанрообразования, исполнительской техники, роли скрипичного искусства в процессе становления концертной жизни

страны, а также не рассматривают проблемы скрипичного исполнительства и педагогики этого периода.

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нем русское скрипичное искусство конца ХУШ столетия впервые выделено как специальный объект и изучено в нескольких аспектах. Скрипичное исполнительство впервые рассмотрено с учетом таких факторов как типы концертов и условия выступлений артистов, организация концертов, слушательская аудитория. Особое внимание уделено изучению круга исполнителей, которые принимали участие в концертной жизни России этого времени, а также их репертуару. В результате проведенного исследования впервые были обнаружены факты, позволяющие утверждать, что скрипичное искусство в русском инструментальном исполнительстве в конце ХУШ века было представлено наиболее широко. Впервые проанализированы свойства формы и стиля скрипичных произведений И. Хандошкина, установлены содержательные особенности его вариационных циклов в соотнесении с текстами песен, на темы которых они написаны. Рассмотрены проблемы русской скрипичной педагогики этого времени, а также широко раскрыты вопросы музыкального образования. Впервые русское музыкальное пособие конца ХУШ века «Скрыпичная школа» анонимного автора И. А. было сопоставлено с методами ведущих европейских «школ» - итальянской, немецкой и французской. В ходе этой работы автором был осуществлен перевод на русский язык «Искусства игры на скрипке» Ф. Джеминиани.

Структура работы определяется ее содержанием. Диссертация содержит введение, три главы, заключение, библиографический список, приложения. В первой главе рассмотрены особенности скрипичного исполнительства как синтез традиций различных европейских «школ», а также прослежен процесс становления отечественного скрипичного исполнительства. Следующая глава посвящена исследованию скрипичных произведений, написанных в конце ХУШ века русскими авторами, в основном, - творческому наследию И. Хандошкина. Она наиболее обширна, поскольку в ней представлены жанровые характеристики всех его сонат и вариационных циклов, анализ их форм, раскрыты драматургические особенности.

Последняя глава органично связана с предыдущими, в ней рассматриваются особенности преподавания игры на скрипке на основе анализа методических изданий авторов XVIII века, а также наблюдается роль скрипичной педагогики в развитии музыкального образования в нашей стране.

Глава первая.

Исполнительство

1.1. Сольное скрипичное исполнительство как один из принг^иповразвития музыкальной культуры России последней трети XVIII века

Всплеск развития скрипичного искусства в России в последние десятилетия XVIII века обусловлен активизацией исполнительских тенденций. Исследование их особенностей основано на изучении процессов, происходящих в связанных с ними отраслях музыкальной культуры обеих столиц, в которых были сосредоточены условия реализации творчества выдающихся музыкантов эпохи - сольных исполнителей и артистов придворных оркестров, представлявших различные европейские школы и традиции. Концертные площадки, организация выступлений, условия бытового музицирования, репертуар, а также инструментарий эпохи являются важнейшими сторонами, характеризующими русское скрипичное исполнительство. Однако подлинные герои концертной жизни России -виднейшие музыканты конца XVIII века, которые и были ее создателями. Стиль их игры во многом определил утверждение вкусовых предпочтений русских слушателей, стал эталоном, на который равнялись отечественные исполнители.

В условиях формирования исполнительского искусства в России XVIII века, безусловно, преобладали формы вокальной музыки, что вполне естественно - говорит, так как, по утверждению Б. Асафьева, «молодая полуварварская культура, насыщенная песенностыо, тяготела к той сфере звукоискусства, где царил человеческий голос, как полновластный властелин» [Асафьев 1927, 9]. Эта особенность национального музыкального искусства, несомненно, была связана с развитием оперного жанра, а также с проявлением в нем национально-самобытных черт русского музыкального стиля. Классическими примерами могут служить «Мельник - колдун, обманщик и сват» М. Соколовского, «Ямщики на подставе» Е. Фомина.

Вместе с оперным и, шире, вокальным искусством довольно интенсивно развивались и формы инструментального музицирования, которое было широко представлено творчеством исполнителей на различных инструментах и ансамблями разных составов: скрипка, фортепиано, клавесин, виолончель, контрабас, фагот, валторна, флейта, арфа. Значительного распространения достигло фортепианное (клавирное) исполнительство.

Еще в начале XVIII века «в исполнении разного рода инструментальной и вокальной музыки, - пишет В. Музалевский, - немалая роль принадлежала клавиру как сольному и аккомпанирующему инструменту», а к последней трети столетия «клавирная музыка начинает приобретать профессиональный характер» [Музалевский 1961, 20, 22]. Наряду с иностранными композиторами, сочинившими во время своей службы в России ряд произведений, - Д. Чимарозой, Д. Паизиелло, В. Пальшау, - появляются имена русских композиторов-пианистов -Д. Бортнянского, В. Трутовского, В. Караулова, П. Енгалычева.

Скрипичное исполнительство в России конца XVIII века росло и утверждалось на фоне интенсивного становления музыкальной культуры, и в частности, концертной жизни страны. Русская скрипичная исполнительская практика, пройдя эволюцию от своего фактически прикладного назначения, связанного с сопровождением придворной жизни в начале и в середине столетия, в достаточно небольшой срок (около 50 лет) в последние десятилетия XVIII века сумела выйти на концертные столичные площадки.

В первой половине столетия она была связана с придворно-аристократическим музицированием и сосредотачивалась, в основном при дворе, а слушательскую аудиторию составляли императорский двор и его приближенные. Однако, как сообщает П. Столпянский, не для всех подданных концерты, устраиваемые при дворе, составляли удовольствие, но являлись «еще новою и довольно тяжелою повинностью» [Столпянский 1989, 5].

Скрипичное исполнительство стало играть важную роль в формирующейся русской музыкальной жизни уже со времен правления Анны Иоанновны - в 30-е годы столетия, когда, вместе с появлением итальянских антрепренеров, при дворе стали фигурировать имена итальянских скрипачей Д. Верокаи, Л. Мадониса, Д. Далольо, П. Мира (шута Педрилло), хотя еще с петровских времен известно о деятельности капеллы герцога К. У. Голштинского, возглавляемой скрипачом И. Гюбнером, и дававшей ежедневные концерты, на которых звучали произведения Телемана, Кайзера, Фукса, Корелли. В конце столетия она уже являлась «одной из распространенных форм аристократического досуга», а ансамблевое музицирование и «хорошая игра придворного на скрипке нередко оказывались поводом для его успешного социального продвижения» [Огаркова 2002,260].

Насколько инструментальная музицирование было популярно в помещичьем быту конца XVIII столетия, мы узнаем из дневника Павла Болотова за 1789 год: «Сначала играли различные симфонии и концерты с солами различных инструментов девки, а особливо мальчик со всем оркестром при аккомпанировании некоторых итальянцев составили собою редко слышимой концерта. После того играли различныя штуки, как-то Гейденовы концерты и пр. Наконец славной музыкант Феер сказывал свое искусство в Плеелевых квартетах все сие слушаемо было присутствующими с великими аплодированиями и весьма достойно» [Болотов 1927, 201- 202].

О музыкальных предпочтениях кругов высшей русской аристократии конца XVIII столетия можно судить из переписки графа Шереметева, сообщающей о том, сколько нотной литературы он выписывал из-за границы. Среди произведений крупной формы - симфонии Гайдна, Плейеля, Стамица, Госсека, оратории Саккини, Госсека, Бертона, мессы и другие духовные сочинения для хора; фигурировали и камерные ансамбли Плейеля, Стамица, Камбини и неизвестных авторов - то, что исполнялось в Париже. Помимо этого, что особенно для нас важно, известно, что музыканты Шереметева

разучивали скрипичные сонаты и ансамбли с участием скрипки: Корелли,

Перголези, Манфредини, Раупаха, Паизиелло, Мартини, Пуньяни, Траэтты, ^ _

Иомелли, Моцарта и др. [Ливанова 1952,291].

Свой вклад в развитие музыкальных вкусов русского общества конца XVIII века внесли путешествовавшие за границей русские дворяне. Многие из них имели возможность обучаться у первоклассных педагогов и серьезно занимались музыкой. Вместе с тем, увлекаясь игрой на различных инструментах, дворяне подчеркивали, что они шобители, так как профессиональное занятие музыкой, как и другими видами искусства, считалось «лакейским призванием». Принимая активное участие в музыкальной жизни России, дворяне играли в профессиональных оркестрах, ансамблях, выступали сольно. Отметим, что из дворян-шобигелей хорошо играли на скрипке Г.Н. Теплов - автор известного песенного сборника «Между делом безделье», писатели Д. В. Фонвизин, А. Н. Радищев, баснописец И. А. Крылов, и даже сам император Петр Ш. Хорошим скрипачом был последний фаворит императрицы Екатерины П граф П. А. Зубов, часто игравший ансамблевую музыку на придворных концертах совместно с князем И.А.Нарышкиным и знаменитым А. Ф. Тицем. Увлечение игрой на скрипке графа П. А. Зубова, а также великого князя Александра Павловича благотворно сказывалось на формировании и укреплении скрипичной исполнительской традиции не только при дворе, но и в русской концертной исполнительской практике вообще, становление которой относится к описываемой эпохе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Паукнер, Екатерина Энверовна, 2013 год

Библиографический список

1. Алексеев А. Русская фортепианная музыка [Текст] / А. Алексеев. - М. : Изд-во Академии наук СССР, 1963. - 272 с.

2. Архив дирекции императорских театров вып. I, отдел II [Текст] / сост. В. Погожев, А. Молчанов, К. Петров. - СПб. : Издание Дирекции императорских театров, 1892. - 668 с.

3. Архив дирекции императорских театров вып. I, отдел III [Текст] / сост. В. Погожев, А. Молчанов, К. Петров. - СПб. : Издание Дирекции императорских театров, 1892. - 393 с.

4. Асафьев Б. Об исследовании русской музыки XVIII века и двух операх Бортнянского // Музыка и музыкальный быт старой России [Текст] / Б. Асафьев. - Л.: Академия, 1927. - С. 7-29.

5. Асафьев Б. Русская музыка. XIX и начало XX века [Текст] / Б. Асафьев. - Л.: Музыка, 1968. - 324 с.

6. Асеев Б. Русский драматический театр XVII-XVIII веков [Текст] / Б. Асеев. -М. : Искусство, 1958. -416 с.

7. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке [Текст] / Л. Ауэр. - М. : Музыка, 1965,- 272 с.

8. Барбье П. Венеция Вивальди: музыка и праздники эпохи барокко // пер. с французского Рабинович Е [Текст] / П. Барбье. - СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2009. - 280 с.

9. Бачинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество [Текст] / Н. Бачинская, Т. Попова. - М.: Музыка, 1974. - 303 с.

Ю.Беляев В. В. Ф. Трутовский и его «Собрание русских простых песен с нотами» [Текст] / В. Беляев // Трутовский В. Собрание русских простых песен с нотами. - М.: Гос. муз. изд-во, 1953. - С. 3-34.

11. Беляев В. Собрание народных русских песен с их голосами Львова-Прача [Текст] / В. Беляев // Львов - Прач И. Собрание народных русских песен с их голосами. - М.: Гос. муз. изд-во, 1955. - С. 3-37.

12.Березовчук Л. Концертные залы [Текст] / Л. Березовчук // Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь. Т. 2. -СПб.: Композитор, 1998. - С. 92-102.

13. Березовчук Л. Хандошкин [Текст] / Л. Березовчук // Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь. Т. 3. - СПб. : Композитор, 1999.-С. 213-220.

14.Берелович В. Образовательные стратегии русских аристократов. Воспитание сирот Голицыных (1782-1790) [Текст] / В. Берелович // Европейское просвещение и цивилизация России. - М. : Наука, 2004. -С. 318-328.

15.Берфорд Т. Николо Паганини. Стилевые истоки творчества [Текст] / Т. Берфорд. - СПб. : Нестор-История, 2010. - 480 с.

16. [Болотов 77/. Из дневника Павла Болотова 1789 год [Текст] / П. Болотов // Музыка и музыкальный быт старой России. - Л. : Академия, 1927. - С. 201-212.

77.Болыной театр СССР. История. Опера. Балет : фотоальбом [Изоматериалы] / под ред. С. Лушина [Текст]. - М. : Планета, 1986. -248 с.

18.Бутир Л., Порфирьева А. Пезибль [Текст] / Л. Бутир, А. Порфирьева // Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь. Т. 2. - СПб. : Композитор, 1998. - С. 344-346.

19.Буторииа Т. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века [Текст] / Т. уторина. - Москва - Архангельск, 2005. -298 с.

20.Витачек Е. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов [Текст] / Е. Витачек. - М.: Музыка 1964. - 348 с.

21.Волъман Б. Русские песни XVIII века [Текст] / Б. Вольман. Песенник И. Д. Герстенберга и Ф. А. Дитмара. - М. : Музгиз, 1958. - С. 3-33.

22.Вольман Б. Русские печатные ноты XVIII века [Текст] / Б. Вольман. -Л. : Музгиз, 1957.-294 с.

23.Вольман Б. Русские печатные ноты XIX - начала XX веков [Текст] / Б. Вольман. -М.: Музыка, 1970.-216 с

24.Гервер Л. Жизнь, смерть, слезы и любовь - о поэзии романсов Глинки [Текст] / Л. Гервер / М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения : материалы междунар. науч. конф. : в 2-х тт. / М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2006. - С. 243-252.

25.Герстенберг И., Дитмар Ф. Русские песни XVIII века [Ноты]. - М., 1958.-350 с.

26.Гинзбург Л., Григорьев В. История скрипичного искусства [Текст] /Л. Гинзбург, В. Григорьев. Вып. 1. - М. : Музыка, 1990. - 285 с.

2 7. Гинзбург Л. Джузеппе Тартини [Текст] / Л.Гинзбург. - М. : Музыка, 1969.-229 с.

28.Гордина Е. Музыкальная культура Сербии, Хорватии, Словении [Текст] / Е. Гордина. -М.: Музыка, 2008.-228 с.

29.Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке [Текст] / В. Григорьев. -М.: Классика XXI, 2006.-256 с.

30.Григорьев Л., Платек Я. Болонская филармоническая академия [Текст] / Л. Григорьев, Я. Платек // Музыкальная энциклопедия. Т. 1. -М. : Советская энциклопедия, 1973. - С. 516-517.

31.Григорьева Г. К истории и теории вариационной формы (на примере 24 каприсов Н. Паганини) [Текст] / Г. Григорьева // Музыкально-исполнительское искусство: Проблемы стиля и интерпретации : сб. науч. трудов. - М. : Московская гос. консерватория, 1989. - С. 117-127.

32.Гуревич В. Антонио Лолли - на пересечении с Россией [Текст] / В. Гуревич // Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе: Сборник статей / ред. сост. А. Цукер; Ростовская государственная консерватория (академия) имени С. В. Рахманинова. -М. : Композитор, 2010. - С. 101-128.

33.Гуревич Л. При дворе пяти императоров: Луиджи Мадонис в Петербурге

[Текст] / Л. Гуревич // Композиторы «второго ряда» в историко-

146

культурном процессе : сб. статей / ред. сост. А. Цукер; Ростовская государственная консерватория (академия) им. С. В. Рахманинова. - М. : Композитор, 2010. - С. 90- 100.

34. Дерэ/савин Г. Описание торжества в доме князя Потемкина по случаю взятия Измаила [Текст] / Г. Державин // Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота. Т. 1. - СПб. : Издание императорской Академии наук, 1864. - С. 383-419.

35.Доброхотов В. И. Е. Хандошкин [Текст] / В. Доброхотов // История русской музыки в десяти томах. Т. 3. -М.: Музыка, 1985. - С. 226-242.

36Доброхотов В. Комментарии [Текст] / В.Доброхотов // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 12. И. Е. Хандошкин Сочинения для скрипки / сост., публ., ред. и исслед. И. Ямпольского и Б. Доброхотова. Коммент. Б. Доброхотова. - М.: Музыка, 1988. - С. 272-283.

37. Доброхотов В. Предисловие [Текст] / В.Доброхотов // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 12. И. Е. Хандошкин Сочинения для скрипки / сост., публ., ред. и исслед. И. Ямпольского и Б. Доброхотова. Коммент. Б. Доброхотова. - М.: Музыка, 1988. - С. 79.

38Дуков Е. Концерт в истории западноевропейской культуры [Текст] / Е. Дуков. - М. : Классика XXI, 2003. - 256 с.

39.Задеращий В. Музыкальная форма : учебник для специализированных факультетов высших музыкальных учебных заведений в 2х вып. Вып. 1.-М.: Музыка, 1995. - 544 с.

40.Задеращий В. Музыкальная форма [Текст] / В. Задевацкий: учебник для специализированных факультетов высших музыкальных учебных заведений в 2х вып. Вып. 2. - М. : Музыка, 2008. - 528 с.

41.И. А. «Скрыпичная школа» [Текст] / И. А. // ЯмпольскийИ Русское скрипичное искусство. - Л.: Музыка, 1951. - С. - 323-352.

42.Ильина Т., Щербакова М. Русский XVIII век: изобразительное искусство и музыка [Текст] / Т. Ильина, М.Щербакова : пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2004. - 512 с.

43.Карцовннк В. Музыкальное образование [Текст] / В. Карцовник // Музыкальный Петербург энциклопедический словарь. Т. 2. - СПб. : Композитор, 1998. - С. 268-276.

44.Келдыш Ю. Д. С. Бортнянский [Текст] / Ю. Келдыш // История русской музыки в десяти томах. Т. 3. - М.: Музыка, 1985. - С. 161-193.

45.Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки [Текст] / Ю. Келдыш. -М.: Советский композитор, 1978. - 513 с.

46.Келдыш Ю. Е. И. Фомин [Текст] / Ю. Келдыш // История русской музыки в десяти томах. Т. 3. - М. : Музыка, 1985. - С. 84-110.

47. Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века [Текст] / Ю.Келдыш. - М. : Наука, 1965.-464 с.

48.Керюгян Т. Форма в музыке ХУП-ХХ веков [Текст] / Т. Керюгян. - М. : Т. Ц. Сфера, 1998.-344 с.

49.КирнллинаЛ. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика [Текст] / Л. Кириллина. -М. :МГК, 1996.-192 с.

50. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков. Ч. 2: Музыкальный язык и принципы композиции [Текст] / Л. Кириллина. - М. : Композитор, 2007. - 224 с.

51. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков. Ч. 3: Поэтика и стилистика [Текст] / Л. Кириллина. - М. : Композитор, 2007.-376 с.

52.Кириллина Л. Русские переводы немецких музыкальных трактатов XVIII века [Текст] / Л. Кириллина // Русские и немцы в XVIII веке: встреча культур. - М.: Наука, 2000. - С. 84-91.

53.Лебедева-Емелина А. Хоровая культура екатерининской эпохи [Текст] /А. Лебедева-Емелина. - М. : Композитор, 2010.-304 с.

54.ЛевашевЕ. В.А.Пашкевич [Текст] /Е. Левашев. История русской музыки в десяти томах. Т. 2. - М.: Музыка, 1984. - С. 46-83.

55.Левашев Е., Полехин А. М. С. Березовский [Текст] / Е. Левашев, А. Полехин. История русской музыки в десяти томах. Т. 3. - М. : Музыка, 1985.-С. 132-160.

56.Левашева О. Введение [Текст] / О. Левашева // История русской музыки том второй XVIII век. Ч. 1. - М.: Музыка, 1984. - С. 5-29.

57.Левашева О. Развитие жанра российской песни [Текст] / О. Левашева // История русской музыки т. 2. - М.: Музыка, 1984. - С. 184-215.

58.Левашева О., Келдыш 10., Кандинский А., История русской музыки. Ч. 1. [Текст] / О. Левашева, Ю. Келдыш, А. Кандинский. -М.: Музыка, 1980.

59.Левашева О. Камерная инструментальная музыка [Текст] / О. Левашева // История русской музыки в десяти томах. Т 3. - М. : Музыка, 1985. -С.194-225.

60.Левашева О. Начало русской оперы [Текст] / О. Левашева // История русской музыки в десяти томах. Т 3. -М. : Музыка, 1985. - С. 5-45.

61.Ливанова Т. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой театром и бытом [Текст] / Т. Ливанова : Исследования и материалы в 2-х томах. Т. 1. - М.: Музгиз, 1952. - 536 с.

62.Ливанова Т. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом [Текст] / Т. Ливанова : Исследования и материалы в 2-х томах. Т. 1. - М. : Музгиз, 1953. - 476 с.

63.Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: Проблемы эстетики и поэтики [Текст] / М. Лобанова. - М.: Музыка, 1994. - 320 с.

64.Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) [Текст] / Ю. Лотман. - СПб. : Искусство-СПБ, 1994. - 576 с.

65.Лотман Ю. Новые издания поэтов XVIII века [Текст] / Ю. Лотман. -СПб.: Искусство-СПБ, 2001. - С. 764-772.

66.Лотман Ю. Поэзия и проза [Текст] / Ю. Лотман // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. - М. : Гнозис, 1994. - С. 71-84.

67.Львов Н. - Прач И. Собрание народных русских песен с их голосами / под ред. и с вступ. ст. В. М. Беляева [Ноты]. - М. : Гос. муз. изд-во, 1955.-350 с.

68.Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений [Текст] / Л. Мазель, В. Цуккерман. - М. : Музыка, 1967. - 749 с.

69. Моряков В. И. Русское просветительство второй половины XVIII в [Текст] / В. Моряков. - М. : Изд-во Московского университета, 1994. -216 с.

70.Моряков В. Поиск пути. Русская общественная мысль второй половины XVIII в. о государстве и обществе [Текст] / В. Моряков // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-XX в. / сост. С. В. Мироненко. - М.: Политиздат, 1991. - 367 с.

71.Мострас К. Интонация на скрипке. [Текст] / Костантин Мострас. - М. : Гос. муз. изд-во, 1962. - 198 с.

72.Moifapm Л. Основательное скрыпичное училище [Текст] / Л. Моцарт. -Санкт-Петербург, Императорская Академия Наук, 1804 - 206 с.

73.Музалевский В. Русская фортепианная музыка [Текст] / В. Музылевский. - Л.: Гос. муз. изд-во, 1949. - 320 с.

74.Музалевский В. Русское фортепианное искусство XVIII - первой половины XIX в. [Текст] / В. Музалевский. - Л. : Музгиз, 1961. - 320 с.

75. Музыкальная форма [Текст] : учебник для специализированных факультетов высших музыкальных учебных заведений в 2-х вып. Вып. 1.-М.: Музыка, 2008. - 524 с.

76.Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке [Текст] / Е. Назайкинский. -М.: Владос, 2003.-248 с.

77. Нестеров С. Пути развития сонаты для скрипки соло в контексте

стилевых, жанровых и исполнительских исканий музыки XX века

150

[Текст] / С.Нестеров : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Нестеров Сергей Игоревич. Ростов-на-Дону, 2009. - 227 с. 78. Огаркова Н. Антон Фердинанд Тиц и петербургская культура [Текст] / Н. Огаркова // Музыкальный Петербург : энциклопедический словарь. Т. 6. - СПб. : Композитор, 2002. - С. 250-278.

7 9. Одоевский В. Письмо кн. В.Ф.Одоевского к издателю об исконной

великорусской музыке [Текст] / В. Одоевский // Музыкально-литературное наследие. - М.: Музгиз, 1956. - С. 276-286. 80.Петровская И. Театр царевны Натальи Алексеевны [Текст] / И. Петровская // Театральный Петербург: Начало XVIII века - октября 1917 года. - СПб. : Обозрение-путеводитель, 1994. - С. 15-18. 8¡.Петровская И. Аничков дворец [Текст] / И. Петровская // Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь. Т. 1. - СПб. : Композитор, 1996. - С. 43-44.

82.Петровская И. Большой (Каменный) театр [Текст] / И. Петровская // Музыкальный Петербург : энциклопедический словарь. Т. 1. - СПб. : Композитор, 1996. - С. 140-142.

83.Петровская И. Концертные залы [Текст] / И. Петровская // Музыкальный Петербург : энциклопедический словарь. Т. 2. - СПб. : Композитор, 1998. - С. 102-105.

84.Петровская И. Театр на Царицыном лугу [Текст] / И.Петровская // Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь. Т. 3. -СПб.: Композитор, 1999. - С. 137-138.

8 5. Петровская И. Ягужинского дом [Текст] / И.Петровская //

Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь. Т. 3. - СПб. : Композитор, 1999. - С. 310-311. 86.Петровская. И. Театральная школа [Текст] / И. Петровская // Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь. Т. 3. - СПб.: Композитор, 1999.-С. 138-141.

87.Порфирьева А. Джон Абрахам Фишер [Текст] / А. Порфирьева // Музыкальный Петербург энциклопедический словарь. Т. 3. - СПб.: Композитор, 1999.-С. 193.

88.Порфирьева А. Соколовский Михаил Матвеевич [Текст] / А. Порфирьева // Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь. Т. 3. - СПб. : Композитор, 1999. - С. 104.

89.Порфирьева А. Придворный оркестр [Текст] / А. Порфирьева // Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь. Т. 2. - СПб. : Композитор, 1998. - С. 413-456.

90.Проненко Е., Проненко Н. Матвей Борисович Либерман (Выдающиеся музыканты Днепропетровщины) [Текст] /Е. Проненко, Н. Проненко. -Днепропетровск : Юрий Сердюк, 2011. - 172 с.

9¡.Протопопов В. Вариационные процессы в музыкальной форме [Текст] / В. Протопопов. - М. : Музыка, 1967. - 149 с.

92.Раабен Л. История русского и советского скрипичного искусства [Текст] / Л. Раабен.-Л.: Музыка, 1978. -175 с.

93.РаабенЛ. Скрипичные концерты барокко и классицизма [Текст] / Л. Раабен. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 126 с.

94.Радиге А. Французские музыканты эпохи Великой французской революции [Текст] / А. Радиге. - М.: Музгиз, 1934. - 229 с.

95.Решетин А. Иван Евстафьевич Хандошкип // Хандошкин И. Сонаты для двух скрипок. Посвящены Н. А. Демидову [Текст] / А. Решетин. (Факсимильное воспроизведение издания из собрания Ульяновской областной научной библиотеки). - СПб. : Русский фонд старинной музыки, 2006. - С. 9.

96.Роде П., Байо П., Крейцер Р. Скрипичный самоучитель или полная теоретическая и практическая школа для скрипки [Текст] / П. Роде, П. Байо, Р. Крейцер. -М.: [б.и.], 1870. - 87 с.

97.Русская мысль в век Просвещения / Н. Ф. Уткина, В. М. Ничик, П. С. Шкуринов и др. [Текст]. — М. : Наука, 1991. — 280 с.

98.Рыцарева М. Композитор Д. Бортнянский. Жизнь и творчество [Текст] / М. Рыцарева. - Л.: Музыка, 1979. - 256 с.

99.Рьщарева М. Композитор М.С.Березовский [Текст] / М. Рыцарева. -Л.: Музыка, 1983.- 144 с.

100. Ръщарева М. Русская музыка XVIII века [Текст] / М. Рыцарева. -М. : Знание, 1987.- 128 с.

101. Сахарова Г. Формирование сонатного цикла в болонской скрипичной школе XVII века [Текст] / Г. Сахарова // Из истории зарубежной музыки. Вып. 4. - М. : Музыка, 1980. - С. 119-141.

102. Словарь русского языка [Текст] / сост. С. И. Ожегов : 3-е изд. / под общ. ред. акад. С. П. Оборинского. - М. : Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1953. - С. 710.

103. Соколова А. Концертная жизнь [Текст] / А.Соколова // История русской музыки в десяти томах т. III, ч. 2. - М. : Музыка, 1985. - С. 242-275.

104. Соколова А. Хронологическая таблица. Концертная жизнь [Текст] / А. Соколова // История русской музыки в десяти томах т. 3. - М.: Музыка 1985. - С. 400-415.

105. Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке [Текст] / А. Сохор. -М. : Музыка, 1968. - 102 с.

106. СтолпянскийП. Музыка и музицирование в старом Петербурге [Текст] / П. Столпянский. - Л. : Музыка, 1989. - 223 с.

107. Трутовский В. Собрание русских простых песен с нотами / под ред. и вступ. ст. В. Беляева [Ноты]. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1953. - 184 с.

108. ФесечкоГ. И. Е. Хандошкин. Монографический очерк [Текст] / Г. Фесечко. - Л. : Музыка, 1972. - 86 с.

109. Фетис Ф. О философии и поэтике музыки [Текст] / Ф. Фетис // Музыкальная эстетика Франции XIX века. - М.: Музыка, 1974. - С. 98111.

ПО. Фетис Ф. Страдивариус и ему предшествовавшие и последовавшие итальянские школы смычковых инструментов [Текст] / Ф. Фетис. - М., 1875.-208 с.

111. Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России с начала до конца XVIII века т. 2. [Текст] / Н. Финдейзен - М. ; Л. : Музгиз 1928. - 381 с.

112. Фишер А., Розанов И. Роль трактата Тартини об украшениях в инструментальном исполнительстве второй половины XVIII века [Текст] / А. Фишер, И. Розанов // Вопросы теории и истории смычкового исполнительства. - Л.: Изд. ЛОЛГК, 1985. - С. 70-87.

11S. Ходорковская Е. Итальянская придворная оперная труппа [Текст] / Е. Ходорковская // Музыкальный Петербург : энциклопедический словарь. - СПб. : Композитор, 2000. - С. 412-415.

114. ХолоповаВ. Формы музыкальных произведений [Текст] / В. Холопова : учебное пособие. - СПб. : Издательство «Лань», 2001. — 496 с.

115. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма [Текст] / В. Цуккерман. - М.: Музыка 1974. - 244 с.

116. Цуккерман В. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке [Текст] / В. Цуккерман. - М.: Музгиз, 1957. - 497 с.

117. ЧудиновА. Французские гувернеры в России конца XVIII в.: стереотипы и реальность [Текст] / А. Чудинов // Европейское просвещение и цивилизация России. -М.: Наука, 2004. - С. 330-339.

118. ЧудиноваИ. Придворный певческий хор [Текст] / И. Чудинова // Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь. Т. 2. - СПб. : Композитор, 1998. - С. 456-478.

119. Чудинова И. Церковно-певческое обучение [Текст] / И. Чудинова // Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь т.З. - СПб. : Композитор, 1999. - С. 240-250.

120. ЧулковМ. Новое и полное собрание российских песен [Ноты]. Ч. 15. -М.: Университетская типография Н. Новикова, 1780.

121. Ширинский А. Штриховая техника скрипача [Текст] /

A. Ширинский. -М.: Музыка, 1983.-83 с.

122. ШтелинЯ. Музыка и балет в России XVIII века [Текст] / Я. Штелин. - СПб. : Изд-во Союз художников, 2002. - 319 с.

123. Щуров В. Стилевые основы русской народной музыки [Текст] /

B. Щуров. - М.: Изд-во Московской консерватории, 1998. - 464 с.

124. ЯмполъскийИ. Русское скрипичное искусство [Текст] / И. Ямпольский. -Л. ¡Музыка 1951.-516с.

125. Berger J. Notes on some seventeenth century compositions for trumpets and strings in Bologna//MQ.: [S. L.] 1951. Vol. 37. - Pp. 354-367.

126. Boyden D. The History of Violin Playing from Its Origins to 1761 and Its Relationship to the Violin and Violin Music. - London : Oxford University Press, 1965. XXIII,-559 p.

127. Bokofzer M. Music in the Baroque Era. - London : J. M. Dent & Sons, 1948. XXVI.-491 p.

128. Careri E. Geminiani Francesco // NGD-II. [S. L.]. Vol. 9. - Pp. 637-644.

129. Donington R. Baroque Music: Style and Performance. - London: Faber & Faber, 1982.-206 p.

130. Geminiani F. The art of violin playing. London : [S. L.], 1751.-61 c.

131. Giuliani A. Leopold Mozart e la scuola italiania del violino // ESTA Quaderni: Sezione italiana. - 1992. -Febbrario. - Pp. 23-32.

132. The Book of the Violin / Ed. By D. Gill. - New York : Rizzpli, 1984. -256 p.

Приложение А. Концертная жизнь1

Концерты скрипичной музыки

дата исполнитель программа Концертная площадка

6 опт., 21 дек. 1774 Ч. Кормьер Пб. Дом Демутта М. т-р на Знаменке

30янв.,3,17 марта 1776 А. Лолли СПб

26 марта 1777 А. Лолли М. Дворянский клуб

Март - октябрь 1777 Ф. Фьорилло СПб

4,24 апреля 1777 Ф. Сартори с участием «других виртуозов» Концерты и сонаты СПб. Дом Ягужинского

15 дек. 1777 Сартори его сочинения М. Дворянский клуб

21,26 окт. 1778 франц. Л.А. Пезибля с участием итал. певцов Спб

19 марта 1779 Пезибль дуэты и трио, концерт для скрипк Пезибля СПб, дом Воронцова

Ноябрь 1779 Пезибль Дом Ягужинского

8,12, 22, март 1780 Хандошкин, с участием певицы М. Гонзалес и певца А.Б. Сартори Скр. Концерт Хандошкина, «русские и итальянские арии» 12 и 22 Хандошкин «Соло на расстроенной скрипке» СПб. Нем. Т-р

19, 26 марта 1780 Лолли, певцы Комаскино, Габбини, Порри Духовные концерты. Во втором - кантата и арии из опер Паизиелло, скр. Соч. Лолли дворец Потемкина

29 марта 1780 нем. скр. Нойстена и его жены арфистки М. Иностранный клуб

9 апр 1780 Ф. Сартори, с участием виолончелиста Горецкого, клавессиниста Э. Пулло, гобоиста Мея Дворец Потемкина

21 апр. 1780 концерт капельмейстера С. Жоржа (георге), М. дом. Салтыковой

1 Таблицы составлены по данным Хронологической таблицы А. Соколовой [Соколова, 1985, 402-416\.

его сына пианиста И.Жоржа, скрипача Л.А. Пезибля и «других виртуозов»

1,8 ноября 1780 Пезибль в составе с другими исполнителями и певцами СПб. Дом Щербачева

6,13 дек. 1780 Пезибль СПб. Дом Щербачева

18 дек. 1780 И.Керцелли, М.Керцелли, А. Сартори, А. Диля, И.Фациуса М. дом Салтыковой

11,14 марта 1781 с участием Г. Пуньяни СПб. Т-р у Красного моста

26,28 марта 1781 Лолли М. Петров теарт, дом Берарда

21,28 Окт. 1781 англ. Скр.Д.А. Фишера СПб., дом Щербачева

19 февр. 1782 нем. Муз. А.Ф. Тица, пианиста К. Цирлейна СПб. Т-р у летнего сада концерты

1 июня 1782 Фишер и контрабасист И. Кемпфер СПб. Т-р у Летнего сада

3 окт. 1782 шведского придворного музыканта И.Г. Заара (скрипач и певец) СПб. «Перкинов дом»

27 окт, 10 ноября,. 1782 нем скр. X. Хенселя и фаготиста А. Буландта (в оперном спектакле) СПб. Вольный театр

10 дек. 1782 Лолли СПб. Т-р у Летнего сада

25 марта 1783 Дж. Алъбетрацци М. Петров театр

27мая 1783 Лолли Спб Вольный театр

18 февр. 1784 М. Сирмен М. Петров т-р

25 февр. 1784 с участием скрипача Лидерса М. Петров

1 марта 1784 Сирмен М. т-р воспитат. Дома

13 апр. 1784 Сирмен Сирмен

7 мая 1784 «Большой СПб. Каменный т-р

вокальный и инструментальный концерт» при участии Сирмен

2 ноября 1784 Сирмеп СПб. Дом Гугета

9 апр. 1785 с участием 11-летнего скрипача Козлова исп. Скр. Концерт И, Ярновича М. Петров

14 дек 1785 Сартори с участием других исполнителей М. Петров т-р

17 февр. 1786 с участием скрипача и композитора А. Галетти М. Петров т-р

7 марта 1786 «Большой вокальный и инструментальный концерт» с участием Дж. Альбетрацци М. Петров т-р

25 марта 1786 Концерт И. Керцелли и его учеников Концерт для двух скрипок М. Редут

22 марта 1789 И. Ярновича М. Петров т-р

1 апр. 1789 с участием Ярновича М. Петров т-р

25 февр. 1789 нем. Скр. И. А. Фейера с участием хора и оркестра и роговой музыки Шереметева СПб. Зал Лиона

6 апр 1791 придворного музыканта, скрипача Ф. Тарди СПб. Каменный т-р

14 марта 1793 скрипача И.А. Фейера и певицы Фейер М. Петров т-р

28 марта 1793 нем. Скр. Пьелыпепа М. Петров т-р

15 дек. 1793 Пьельтен 2 конц. Для скр. И русские песни с вариациями собственного соч.

22 дек 1793 скрипача К. Гампельна М. дом Салтыкова

ЗОянв. 1794 Гампелыш М. дом Салтыкова

26 февраля 1794 Пьельтеиа 2 новых концерта своего М. Петров т-р

сочинения и «разные песни с вариациями»

5 марта 1794 Ф. Тарди М. Петров т-р

9 марта 1794 Гампельна М. дом Салтыкова

19 февр. 1795 Пьельтена М. Петров т-р

23 февраля, 16 марта 1795 скрипача И. Федора М. Петров т-р

9апр. 1795 с участием Пьельтена и Фодора М Петров т-р

17 дек 1795 Казакова и виолончелиста Татаринова -музыкантов Д.Е. Столыпина (в спектакле) М. Петров т-р

14 марта 1796 скрипача Ф. Жиардини с участием певцов М. Петров т-р

28 марта 1796 с участием Пьельтена М. Петров т-р

31 марта 1796 франц. Скр. Л. Изабе М. Петров т-р

2 апр 1796 камер-музыканта, скрипача И. Массиера, с участием итал. Придв. Певцов СПб. Зал Лиона

7 мая 1796 скрипача Ф. Жиардини с участием др. музыкантов М. дом Салтыкова

2 сент. 1797 Вокально-инстр. С участием И.Т Дробиша Общ. Т-р любителей

5 февр. 1798 9-летний скр. И.Ф. Бервальд (швед) Пб. Дом Кушелева

8 апр. 1798 С участием Бервальда Концерт Дюшои М. Петров театр

9 марта 1799 Ф. Кен ига М. Петров т-р

23 марта 1799 В. К. Блим М. Петров театр

8 апр. 1799 Ф. Кениг М. Петро театр

всего сольные смешанные

80 39 41

Концерты исполнителей на клавишных инструментах

дата исполнитель программа концертная площадка

18 септ., 2 окт. 1777 В. Пальшау СПб., дом Ягужинского

30 ноября 1777 Ж.Ф.Дарси Свои сочинения -симфония, квартет, соната М. Благородный клуб

21,26 окт. 1778 Франц. Пианистка Ле Санж совместно с итал. Певцами и скр. Пезиблем СПб

24 окт. 1779 Певец и пианист А. Б. Сартори в вокально-инструментальном концерте Клавикордный концерт Э. Ф. Баха СПб.

12 апреля 1780 И. Жорж совместно с Пезиблем и др. виртуозами М. дом Салтыковой

26 февр. 1781 Нем. Клавессинист И. X. Фирнгабер совместно со скр. Ф. Сартори М. Петров театр

19 февр. 1782 Нем. Пианист К. Цирлейн совместно со скр. Тицем СПб. Театр у Летнего сада

18 марта 1782 Певец и клавесииист А. Б. Сартори СПб. Дом Щербачева

10 марта 1785 Нем. Композ. И пианист Ф. А. Баумбах М. Петров театр

13 марта 1785 Певец и пианист А. Б. Сартори М. Петров театр

10 марта 1786 Пианисты братья И. и П. Демаре М. Петров театр

25 марта 1786 Концерт И. Керцелли и его учеников Фортепианный концерт М. Редут

5 апр. 1786 М. Демаре в концерте итал. певцов М. Петров театр

14 дек. 1786 М. Демаре в концерте скр. Ф. М. Петров театр

Сартори

18 дек. 1786 Клавесшшст Минарелли в концерте итал. певиц СПб. Аничков дом

28 дек. 1786 Нем. Пианист И. А. Штейн СПб. Аничков дом

19 марта 1787 Пианист И. А. Штейн М. Петров театр

19 марта 1787 Нем. Клавесшшст и органист В. К. Беригард Свои сочинения М. Петров театр

15 марта 1788 Пианист и виолончелист Далль-Окка с участие певца, хора и оркестра М. Петров театр

29 марта 1788 Клавесшшст Минарелли М. Петров театр

Запр. 1788 Нем. Композитор и органист Г. И. Фоглер «... несколько концертов и Российских песен с многими вариациями» СПб. Аничков дом

6 апреля 1788 Г. И. Фоглер СПб. Зал Лиона

26 февр. 1789 Далль-Окка М. Петров театр

30 марта 1789 Минарелли М. Петров театр

1 апр. 1789 Органист А. Евсташио в большом вокальном и инструментальном концерте М. Петров театр

17 марта 1790 Композитор Д. Кашин Увертюра и форт, концерт Кашина М. Редут

9 окт. 1790 Пианистка Шульц Концерт Моцарта и собственного сочинения СПб. Зал Лиона

3 марта 1791 Клавесшшст Ф. Даль-Окка М. Петров театр

15 марта 1791 М. Демаре Сочинения Э. Пулло М. Петров театр

25 марта 1791 О. Э. Тевес -гармоника СПб. Каменный театр

25 февраля 1792 Клавесшшст Далль-Окка в совместном концерте М. Петров театр

27 или 29 февр. 1792 О. Э. Тевес -гармоника М. Петров театр

12 января 1793 Пианистка Шульц М. дом Салтыкова

7 февр. 1793 Пианист В. Палыиау М. дом Салтыкова

16 марта 1793 Пианист И. В. Гесслер2 СПб. Зал Лиона

16 марта 1793 Пианист В. Палыиау М. дом Салтыкова

бапр. 1793 Пианистка Шульц в совместном концерте М. Петров театр

13 апреля 1793 Пианист И. В. Гесслер СПб. Зал Лиона

23 янв. 1794 Клейст-клавикорды

21 апр. 1794 Концерт И. В. Гесслера М. дом Салтыкова

25 февр. 1795 И. В. Гесслер совместно с певицей Е. Сандуковой М. Петров театр

2 марта 1795 Органист И. В. Гесслер Соч. Моцарта и И. Киттеля М. дом Салтыкова

14 марта 795 Пианист И. В. Гесслер М. дом Салтыкова

22 марта 1795 Пианист И. Т. Бродский в Большом инструментальном концерте СПб. Деревянный театр

11 апреля 1796 Пианист И. В. Гесслер Увертюра Гайдна, фортепианный концерт Гесслера, ода «Мир» Гесслера на сл. Н. Карамзина, новый «каприз» и соната для фортепиано Гесслера, его же марш для оркестра, Варфоломей Телемана М. дом Салтыковой

17 марта 1798 А. Далль-Окка в совместном концерте М. Петров театр

1 апр. 1798 М. Кирхгесснер - английская гармоника СПб. Зал Лиони

12, 23 септ. 1798 Пианист Палынау в концерте актера Мюллера

10 апр. 1799 Д. Кашин «с участием 20 российских музыкантов» Соч. Кашина М. Петров театр

2 В разных объявлениях этот музыкант значится как пианист или органист

всего сольные смешанные

52 33 19

Концерты исполнителей на духовых инструментах

дата исполнитель программа концертная площадка

18 септ., 2 окт. 1777 Немецкий фаготист Э. Пулло СПб., дом Ягужинского

8 дек. 1777 Э. Пулло М. Благородный клуб

24 окт. 1779 Валторнист Бобровский - в вокально-инструментальном концерте Концерт для валторны СПб.

1, 8 ноября 1780 Нем. кларнетист И. Бер с участием певцов искр. Пезибля СПб дом Щербачева

20 ноября 1780 Чеш. Фаготист Булландт (Бюлан) Свои сочинения СПб. Нем. театр

21,28 янв. 1781 Кларнетист Й. Бер с участием скр. Фанцуса М. дом Салтыковой

21 февр. 1781 Фаготист Булландт Свои сочинения СПб. Нем. театр

11, 14 марта Фаготист Булландт совместно с др. исполнителями СПб. Театр у Красного моста

27 окт., 10 ноябр., 1782 Фаготист А. Булландт совместно о скр. Хенселем в оперном спектакле СПб. Вольный театр

21 дек. 1783 Флейтисты А. Турнер, Ф. Турнер СПб. Английский трактир

21 февр. 1784 Кларнетист Бер в концерте композитора И. Ф. Клефлера СПб. Каменный театр

25 февр. 1784 Конц. И. X. Фирнгабера (?) при участии скр. Лидерса Соч. Фирнгабера на английском фортепиано с фаготом, кларнетом и флейтою М. Петров театр

27 февр. 1784 Флейтисты А. и Ф. Турнеры М. Петров театр

4 апр. 1784 Флейтисты СПб. Галерный двор

братья Турперы

22 марта 1785 Кларнетист И. Бер с участием др. исполнителей М. Редут

9 апреля 1785 Кларнетист И. Бер совместно с певицей Н. Соколовской и скр. Козловым Два концерта для кларнета Й. Бера М. Петров театр

27 окт. 1785 Флейтист Дж. Катальди с участием итал. певцов СПб. Каменный театр

18 марта 1786 Австр. Валторнисты братья И. и А. Бек при участии рогового оркестра кн. Потемкина СПб. Аничков дом

25 марта 1786 Концерт И. Керцелли и его учеников Концерт для валторны М. Редут

5 окт. 1786 Флейтист X. Гартман при участии итал. певцов СПб. Каменный театр

14 дек. 1786 Гобоист Тимлср, валторнист Опица в концерте скр. Ф. Сартори М. Петров театр

15, 22 дек., 1786 Флейтист X. Гартман. Второй - с участие певцов Аничков дом

ЗОянв. 1787 Флейтист X. Гартман и др. исполнители М. Петров театр

15, 24 февр. 1787 Гобоист Гарептои М. Петров театр

17 февраля 1787 Флейтист Гартман при участии скр. Галетти М. Петров театр

24 февр. 1787 Гобоист Гарентон и др. виртуозы М. Петров театр

5 марта 1787 Флейтист X. Гартман и др. виртуозы М. Петров театр

7 марта 1787 Гобоист Гарентон в Большом вокальном и инструментальном концерте М. Петров театр

28 июня 1787 Флейтист X. Гартман М. дом А. Г. Орлова

4 дек. 1787 Флейтист X. Гартман и др. виртуозы Разные концерты и русские арии М. Петров театр

24 янв. 1788 Флейтист X. Гартман с участие придворного СПб. Аничков дом

оркестра

14 февр. 1788 Флейтист Гартмаи СПб. Зал Строганова

17 марта 1788 Гобоист К. Фиал, валторнист Кноблаух М. Петров театр

27 марта 1788 Кларнетист Й. Бер М. Петров театр

1 апр. 1789 Кларнетист И. Гримм при участии придворных мзыкантов СПб. Аничков дом

30 марта 1793 Флейтист Ф. Л. Дюлон СПб. Зал Лиона

6 февр. 1794 Флейтист Ф. Л. Дюлон М. дом Салтыкова

1 марта 1794 Флейтист Ф. Л. Дюлон М. Петров театр

9 мая 1794 Венский кларнетист А. Штадлер СПб. Каменный театр

27 окт. 1794 Богемский валторнист Полак СПб.

20 дек. 1794 Нем. Кларнетист Машишейн СПб. Деревянный театр

27 дек. 1794 Флейтист Ф. Л. Дюлон СПб. Деревянный театр

13 янв. 1795 Валторнист Полак М. Петров театр

7 марта 1795 Валторнист Леар М. Петров театр

23 апр. 1795 Флейтист Зелинский и др. исполнители М. Петров театр

7 ноября 1795 Валторнист Леар СПб. Каменный театр

19 мата 1796 Валторнист Леар М. Петров театр

5 февр. 1798 Фаготист Г. И. А. Бервальд совместно со скр. И. Ф. Бервальдом СПб. Дом Кушелева

17 февр. 1798 Кларнетист И. Борер М. Петров театр

8 апр. 1798 Фаготист Г. И. А. Бервальд в совместном концерте М. Петров театр

Всего Сольные Смешанные

57 27 30

Приложение Б. Музыканты Придворного оркестра3

Списки музыкантов струнной группы

музыканты 1770-е 1780-е 1790-е

Иностранные Абселон, Горн А., Абселон, Бюрген И., Абселон,

скрипачи Канобио К., Отто, Гензели Ф., Бюргер И.,

Пицкер X., Гензели X., Горн А., Гартман Г.,

Порто Т., Пупи И., Доздре Н, Горн А., Доздре Н.,

Ремер, Ритт И., Жерновик, Дробич И.,

Танк И., Тевес Г., Занини Л., Иле Г., Жерновик,

Тевес О., Тиц Ф., Канобио К., Занини Л., Иле Г.,

Ферштер И. Корн К., Ланг А., Канобио К.,

Мазнер И., Корн К., Ланг А.,

Нейман И., Отто, Нейман И., Отто,

Палкович И., Пицкер И.,

Палкович К,, Порто И.,

Пицкер X., Пьемонтези И.,

Порто И., Порто Т., Раббе, Ремер,

Пьемонтези И., Ритт И., Танк И.,

Раббе, Ремер, Тарди Ф., Тевес Г.,

Ритт И., Скиати, Тиц Ф., Файхтнер,

Танк И., Тарди Ф., Эрик А.,

Тевес Г., Тевес О.,

Тиц Ф., Ферштер И.,

Русские Германовский И., Германовский И.,., Беткин П.,

Ершов JL, Ежев И., Ершов Л., Германовский И.,

скрипачи Люстрицкий В., Каратыгин А., Дубровский И.,

Макаров Ф., Кузнецов П., Ежев И., Ершев Л.,

Марков С., Лабазин В., Замараев М.,

Пашкевич В., Макаров Ф., Ковалеров К.,

Поморский Г., Марков М., Каратыгин А.,

Поморский Н., Марков С., Колосов Н.,

Сагин Н., Медведев М., Кузнецов П.,

Севергин М., Пашкевич В., Лабазин В.,

Сыромятников А., Поморский Г., Логинов С.,

Сечкарев П., Поморский Н., Лядов Н.,

Хандошкин И., Сагин Н., Макаров Ф.,

Чернышев А. Севергин М., Марков С.,

Сыромятников А., Мешков И.,

Сечкарев II., Панов В.,

Хандошкин И., Пашкевич В.,

Хомутов А., Поморский Н.,

Чернышев А., Сагин Н.,

Югов Ф., Сыромятников А.,

Яблочкин И. Серков А.,

Хомутов А.,

Таблицы составлены по данным Архива дирекции императорских театров [Архив, 1892,

95-133]

Чернышев А., Штокфиш, Югов Ф., Яблочкин И.

Иностранные альтисты Амстер, Вейдлич Ф., Гейа С., Гольснер Ф., Манштейн А., Тиц А., Шейман Б. Амстер, Вейдлич Ф., Гаушильд X., Гейн С., Гольснер Ф., Гоппе И., Манштейн А., Тиц А., Шевьиц., Шейман Б., Шермер А. Вейдлич Ф., Гаушильд X., Гейн С., Гольснер Ф., Гоппе И., Дробич И., Манштейн А., Тиц А., Шевьиц, Шермер А.

Русские альтисты Блинов К. Блинов К., Иванов И., Малых В.

Иностранные виолончелисты Бахман Д. Г., Винтер Э., Мариш И. Бахман, Винтер Э., Мариш И., Мейкель, Мильговер, Принцлейн, Пупи И., Реми П. Бахман, Дельфино, Мариш И., Мейкель, Мильговер, Пицкер X., Реми П.,

Русские виолончелисты Хоржевский И., Ясникольский П. Григорьев И., Скоков П., Хоржевский И., Ясникольский П. Григорьев И., Жеркой А., Скоков П., Хорошев А., Ясникольский П.

Иностранные контрабасисты Вагнер К., Гоппе И., Гоппе И (мл.), Фойта Вагнер К., Гоппе И., Гоппе И. (мл.), Гроссер И., Гюбнер И., Далиоко Ф., Фойта Вагнер А., Вагнер К., Гюбнер И., Далиоко А. Д., Фойта, Шаунбург,

Русские контрабасисты Делюбовский С. Делюбовский С., Мяхкий П. Делюбовский С., Мяхкий П.

Всего:

специальность 1770-е 45 1780-е и 1790-е 86

скрипачи 28 (13 рус.) 53 (18 рус.) 53 (25 рус.)

альтисты 7 (нет рус.) 12 (1 рус.) 13 (3 рус.)

виолончелисты 5 (2 рус.) 12 (4 рус.) 12 (4 рус.)

контрабасисты 5 (1 рус.) 9 (2 рус.) 8 (2 рус.)

Список музыкантов духовой группы

годы 1770 1780 1790

Иностранные Абт, Гаммер И., Абт, Бативели, Бер, Абт,

исполнители Кристен И. Лангаммер, Бруннер, Булан, Бативели

Марти А., Габерцетель, Беатри И., Бер,

Миттаг, Михель, Гаммер А., Бранкино Ф.,

Рель И. В., Шейман, ГаммерИ., Бруннер, Булан,

Шиллер. Гаммер И., Габерцетель,

Герман К., Грим Гаммер А.,

Даль И., Гаммер И.,

Каспор, Гаммер И.,

Кноблаух И., Герман К., Грим,

Кольб К., Звар К.,

Кристен И., Кантон, Каспор,

Ладунке Ф., Кольб К., Костер Й.,

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.