Самобытность как проявление национального своеобразия историко-педагогических исследований П. Ф. Каптерева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Джанибекова, Эльвира Хамитовна

  • Джанибекова, Эльвира Хамитовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 250
Джанибекова, Эльвира Хамитовна. Самобытность как проявление национального своеобразия историко-педагогических исследований П. Ф. Каптерева: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Карачаевск. 2000. 250 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Джанибекова, Эльвира Хамитовна

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ТЕОРЕШО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИКО

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ П.Ф.КАПТЕРЕВА

Глава П. САМОБЫТНОСТЬ РАСКРЫТИЯ П.Ф.КАПТЕРЕВШ ТЕОРИЙ

ЕИДНЫХ ПРЕДОТАЕИТЕШ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

РОССИИ П ПОЛОШНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

2.1. Общественно-педагогическое движение

60-х годов XIX века

2.2. Н.И.Пирогов

2.3. К.Д.Ушнский

2.4. Л.Н.Толстой

Глава Ш. П.Ф.КАПТЕРЕВ О НАЦИОНАЛЬНОМ СВОЕОБРАЗИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА

XX ВЕКА

3.1. Критика современной школы

3.2. Цель и задачи новой школы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Самобытность как проявление национального своеобразия историко-педагогических исследований П. Ф. Каптерева»

Актуальность исследования,. Одним из источников разутая педагогической науки является объективная оценка вклада мыслителей прошлого в решение наиболее важных проблем воспитания, образования и обучения, в приращение научных знаний в тесной связи с задачами со временное то и раскрытием их прогностического значения. Видные современные деятели отечественной педагогической науки Ф.А.Фрадкин, Е.Г.Осовский справедливо утверждают, что "Злободневные и острые вопросы образования, встающие сегодня перед каждым учителем и воспитателем, можно решить, лишь зная и используя в работе весь опыт великого творческого наследия наших предков. Только с возвращения памяти прошлого можно начать поиск пути в будущее"*.

В отечественной педагогике советского периода по политическим и идеологическим мотивам недооценивалась роль деятелей науки о воспитании, которые не соглашались с марксистскими догмами, партийными установками, выступали с позиций философского, гносеологического плюрализма, обосновывали необходимость автономии школы, независимость образования от государства и церкви, классовой борьбы, отстаивали требование формирования личности свободного гражданина и общественного деятеля на фундаменте общечеловеческих ценностей. Новый период.исторического раздатия России, начавшийся после распада СССР, привел к разрушению старых стереотипов и методологических'подходов в науке, обусловил необходимость переосмысления теорий и концепций прошлого, в том числе переоценки педагогического наследия отечественных и зарубежных

I. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. Учебн. пособие. М., 1995, с.З. мыслителей, выявления их вклада в сокровищницу науки о воспитании. К числу таких деятелей относится видный русский педагог Петр Федорович Каптерев (1849-1922).

Педагогическая теория П.Ф.Калтерева сложилась в последние десятилетия XIX - начале XX века. Методологической основой его теории явился антропологический подход к разЕИТИю личности, берущий свое начало в трудах Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, П.ф.Ле-сгафта. Задачу педагогической науки П.Ф.Каптерев ей дел в выявлении идеала воспитания подрастающего поколения. Главной функцией школы, сущностью учебно-воспитательного процесса в ней он считал всестороннее совершенствование личности, которое осуществлялось развитием природных сил и способностей ребенка на основе овладения культурна* наследием, а также в процессе разносторонней деятельности, в том числе самообразования. П.Ф.Каптерев продолжил и раз ей л идею народности в общественном воспитании, впервые обоснованную великим К.Д.Ушинским. Составной частью научного наследия П.Ф.Калтерева являются труды по истории отечественной и зарубежной педагоги!®!. Наиболее полно и глубоко он исследовал историю развитая отечественной школы и педагогической мысли после отмены крепостного права, показал источники этого развития, раскрыл самобытный и национальный характер теорий, концепций, разработанных видными представителями педагогической науки России П половины XIX - начала XX века, в том числе Н.И.Пироговым, К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым, Н.А.Корфом, С.А.Рачинским и др. С демократических позиций педагог критиковал политику царизма в облаете просвещения, современную ему си стему народного образования в России. В годы советской власти П.Ф.Каптерев отрицал принципы партийного подхода к образованию и воспитанию, выступал против политизации школы, обосновывая идею воспитания свободной личности, отстаивая автономию педагогического процесса. Необходимо отметить, что известный историк педагогики советского периода, автор многочисленных трудов по истории отечественной педагогики Е.Н.Медынский в своем капитальном труде "История русской педагогики" (1938 г.) дал ненаучный, тенденциозный анализ наследия П.Ф.Калтерева, в том числе его работ по истории педагогики. С позиций коммунистической идеологии в^ угоду политическим приоритетам своего времени он обвинил П.Ф.Калтерева в национализме, обошел молчанием его взгляды на народность в общественном воспитании, на общечеловеческий характер воспитания, а его идею автономии школы, требование ее незаЕйсимости от государства и церкви квали<|ицировал как "аполитичность"; самого же П.Ф.Калтерева отнес к защитникам существовавшего "несправедли-Л вого строя .

До начала 90-х годов XX века труды П.Ф.Калтерева не были известны широкому кругу работников просвещения. В 1982 году впервые в СССР были изданы его избранные педагогические сочинения, включавшие труды по общей педагогике, теории семейного воспитания, дидактике, истории педагогики и школы. Положительной оценки заслуживают исследования П.А.Лебедева - составителя сборника избранных трудов П.Ф.Калтерева. На основе глубокого анализа системы педагогических идей П.Ф.Калтерева исследователем сделан обоснованный вывод о том, что он, "продолжая дело К.Д.Ушинского, .далеко продвинул вперед отечественную педагогику, укрепил и раздал в ней прогрессивные идеи общественно-педагогического движения в России второй половины XIX - начала XX в., разработал оригинальную педагогическую систему, обогатившую науку о воспитании"^.

1. См.:Медынский Е.Н. История русской педагогию!. М., 1938, с.389-392.

2. Лебедев П.А. П.Ф.Каптерев - еидный педагог России второй полоеины XIX - XX столетия / Каптерев П.Ф. Изор. пед. соч. М.,

X УОс, С.

Отрывки из произведения П.Ф.Каптерева включены в "Антологию т педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в.", изданную АПН СССР в 1990 году (составитель - П.А.Лебедев). С 1992 по 1998 год журнал "Педагогика" систематически публиковал капитальный труд П.Ф.Каптерева "История русской педагогии". На уровне современных достижений отечественной педагогической науки систематизированный материал о педагогической деятельности и педагогических взглядах П.Ф.Каптерева изложен в первом томе Рос-.сийской педагогической энциклопедии, вышедшей в свет в 1993 г. (автор материалов - П.А.Лебедев).

Исследованию ряда аспектов педагогического наследия П.Ф.Каптерева посвящены кандидатские диссертации: З.М.Тамбиевой - "Дидактические взгляды П.Ф.Каптерева" (1963); Ж.Т.Филипповой -"Развитие дидактических идей К.Д.Ушинского в творчестве П.Ф.Каптерева" (1975); Мажигийн Батжаргал - "Проблема активности и са-0 мостоятельности учащихся в трудах П.Ф.Каптерева и ее значение для монгольской школы" (1993); Т.А.Филановской - "Культурно«антропологическая концепция семейного воспитания" (1996).

В названных работах исследовались преимущественно цели, задачи и сущность образования, процесс обучения, проблема воспитывающего обучения, формы и методы обучения.

Важным вкладом в исследование педагогического наследия П.Ф.Каптерева я бились доклады и выступления участников ХП-Х1Х сессий Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки Российской Академии образования (1992-1998 гг.), в которых освещены многие стороны теоретических исканий педагога в области образования и воспитания.

Новые возможности углубленного целостного изучения научного наследия П.Ф.Каптерева открылись в связи с публикацией в 90-е годы работ теоретико-методологического характера таких ученыхт р Ч педагогов, как З.И.РавкинА, М.В.Богуславский , Б.М.Бим-Бад°, л с

В.И.Додонов , Н.Д.Никавдров и др. Названные авторы проанализировали многие ^аспекты педагогического наследия П.Ф.Каптерева с точки зрения антропологизма, аксиологичесдах ориентиров, других концептуальных идей гуманистической парадигмы воспитания в связи с общим процессом развития демократической педагогики конца XIX - начала XX века.

Возникла необходимость целостного исторического исследования взглядов П.Ф.Каптерева на историко-педагогический процесс, сущность которого он видел в развитии гуманистических идей в теории и практике воспитания, образования и обучения, направленных на реализацию способов организации педагогического процесса, а также в сохранении творчески конструктивных начал в педагогической культуре.

Сказанное выше обусловило выбор темы настоящей диссертационной работы: "Самобытность как проявление национального своеоб разия историко-педагогических исследований П.Ф.Каптерева".

Птюблема исследования заключается в выявлении национальной самобытности взглядов П.Ф.Каптерева на историко-педагогаческий процесс.

Объектом исследования явилась отечественная педагогика кон

1. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-пе

Йагогических исследований. М., 1993; Пряникова В.Г., Равкин З.И с тория образования педагогической мысли. Учебник-справочник. М 1995.

2. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. О педагогических парадигмах // Магистр, 1992, У.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. М., 1994.

4. Додонов В.Н. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских (философов конца XIX - начала XX в. М., 1994.

5. Никацдров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. пе дагогика, 1990, №12. ца XIX - начала XX века.

Предмет исследования: теоретическое наследие П.Ф.Калтерева как историка педагогики.

Цель исследования: научный анализ и систематизация взглядов идей П.Ф.Калтерева, раскрывающих своеобразие его подходов к оцен ке историко-педагогаческих фактов, явлений, к выявлению сущности истокико-педагогического процесса.

Представленные выше объект, предмет и цель исследования определили следующие задачи диссертационной работы:

1. Охарактеризовать теоретико-методологические подходы П.Ф.Калтерева к анализу и оценке истохико-педагогаческих ценностей и показать их гуманистическую направленность.

2. Выявить самобытность взглядов П.Ф.Калтерева на педагогические теории видных деятелей науки России второй половины XIX -начала XX в.

3. Охарактеризовать ведущие идеи П.Ф.Калтерева, раскрывающие национальное своеобразие отечественной школы конца XIX - начала XX века, и показать обоснованные им цели и задачи этой школы.

4. Обосновать актуальные для современной педагогической науки выводы, способствующие совершенствованию исследований по истории педагогики.

Настоящее историко-педагохическое исследование проводилось на основе следующих методологичесютх принципов:

- признание плюрализма философских, гносеологических подходов к оценке педагогических явлений, теорий в системе гуманистических ценностей;

- воспитание - общечеловеческая ценность, ведущей чертой которой является ее гуманистическая направленность;

- аксиологический подход в системе целостного изучения педагогических фактов, явлений, идей, теорий;

- развитее и формирование личности осуществляется в конкретной социокультурной среде в процессе разносторонней деятельности и общения;

- объективность в подборе изучаемых фактов, явлений;

- изучение педагогических реалий в их диалектическом единстве и взаимосвязи, движении и разэдтии;

- связь логического и субъективного, исторического и современного;

- выявление прогностического значения результатов исследования, ориентация на современную социокультурную ситуацию и ведущие тенденции развития, воспитания и социализации личности, в том числе единство обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации.

В исследовании автор опирался на труды отечественных педагогов Ю.К.Бабанского, Н.К.Гончарова, В.М.Коротова, Б.Т.Лихачева

A.С.Макаренко, Н.Д.Никандрова, З.И.Равкина, М.Н.Скаткина,

B.А.Сластенина, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, Е.Н.Шиянова, психологов В.В.Даввдова, А.В.Запорожца, А.Г.Ковалева, В.А.Круте цкого, А.В.Петровского, К.К.Платонова, П.МЛкобсона и др.

Большую помощь в нашем исследовании оказали работы отечест венных специалистов по истории педагогики Б.М.Бим-Бада, М.В.Богуславского, К.И.Бузарова, Н.К.Гончарова, С.Ф.Егорова, Г.Б.Кор-нетова, З.А.Мальковой, В.В.Макаева, М.Г.Плоховой, А.И.Пискунова Л.Л.Супруновой, Ф.А.Фрадкина, И.А.Шорова и др.

В исследовании использовались следующие методы: изучение первоисточников; сравнительно-исторический и ретроспективный анализ; теоретический анализ, обобщение и систематизация полуценных результатов.

Источники исследования: труды П.Ф.Каптерева; документы и материалы Центрального Государственного Исторического архива Российской Федерации (ЦГИА РФ) - фонды N733, 776, 777 - Министерства народного просвещения; публикации по истории отечественной педагогической мысли; периодическая педагогическая печать, словарно-справочная литература.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем ЯП впервые в педагогической науке выявлены и охарактеризованы теорета ко-методологические принципы и с тори ко -педаго гичес ких исследований П.Ф.Каптерева, важнейшими из которых являются отражение в педагогической культуре народа его самосознания, антропологический подход к воспитанию и обучению, национальный и общечеловеческий характер педагогической науки, ее движение к гуманистическим ценностям, диалектический подход к мировому историко-педагогическому Ь процессу. Впервые показано, что на основе этих принципов П.Ф.Каптерев раскрыл своеобразие педагогических взглядов деятелей педагогики России П половины XIX - начала XX века, в том числе Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, определил их вклад в мировую науку о воспитании, а также охарактеризовал состояние развития школы в России в названный период и на уровне достижений передовой науки обосновал главные задачи современной отечественной школы: свободное разЕитае яркой, самостоятельной личности; гуманно-демократическая направленность воспитания умственного, нравственного, гражданского, трудового, эстетического, физического; помощь детям в саморазвитии, самовоспитании и самообразовании.

Теоретическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что обобщенные и систематизированные в нем положения и выводы представляют собой унифицированный базис для целостных проблемных историко-педагогических исследований, позволяющих выяснять типическое и самобытное в истории отечественной педагогической мысли и школы. Раскрытые в диссертации теоретические положения и обобщения П.Ф.Кап те рева о специфике истори-ко-педагогических исследований включают опору на антропологическую природу процесса формирования свободной лично с та как члена гражданского общества, а обоснованная им идея соответстдая естественного развития личности общечеловеческому идеалу воспитания, вытекающая из сущности антропологизма в педагогике, представляет собой один из критериев оценки результатов современных историко-педагогических исследований. Полученные в процессе настоящего исследования обобщения й выводы являются научной характеристикой современного подхода к анализу истори ко-педагогического процесса и выявлению самобытного своеобразия национальных систем воспитания в прошлом и настоящем.

Практическая -значимость работы состоит в том, что фактический материал, выводы и обобщения, полученные в процессе исследования, могут быть включены в учебники и учебные пособия по теории и истории педагогики для педагогических учебных заведений, стать основой спецкурсов по педагогике, использоваться в учебной, научно-исследовательской и воспитательной работе со студентами - будущими учителями и в повышении квалификации учителей.

Обоснованность и достоверность полученных результатов подтверждается использованием источников, соответствующих целям и задачам исследования, адекватностью методов научно-педагогического исследования поставленным задачам, а также апробацией полученных результатов и внедрением их в практику учебно-воспитательной работы ряда высших педагогических учебных заведений.

- 12

Основные этапы исследования. На первом этапе (1995-1997) разрабатывались теоре та ко-методологические подходы к исследованию, проводился сбор и анализ фактического материала. На втором этапе (1997-1999) обобщался и систематизировался собранный материал, выявились основные результаты исследования, проверялась возможность их практического использования и завершалось оформление диссертационной работы.

На защиту выносятся следующие положения;

•V I. Научный, гуманно-демократический характер разработанных

П.Ф.Каптеревым основных теоретико-методологических принципов историко-педагогических исследований (отражение в истории педагогики исторического развития педагогического самосознания народа, его миросозерцания, педагогической культуры; выявления в исследовании народности воспитания, его национального, самобытного характера и свободы педагогического процесса; раскрытие

IS педагогических отношений; характеристика антропологической сущности воспитания; диалектический подход к историко-педагогиче-ским фактам, идеям, ценностям; разЕНтие личности как основная задача образования и воспитания; отражение гуманистической направленности теорий и практики воспитания, деятельности школы).

2. Оценка П.Ф.Калтеревым самобытного характера идей, теорий деятелей отечественной науки П полоеины XIX - начала XX века, их вклада в мировую педагогическую науку (на материале его анализа национального своеобразия наследия общее твенно-педаго-гического ДЕИження 60-х годов XIX века и педагогичесотх идей щ

Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого).

3. Объективный характер результатов проведенного П.Ф.Калтеревым анализа состояния школы в России в «конце XIX - начале XX века (прогрессивная роль земской школы; антинародный харак тер церковноприходской школы; засилие классицизма, формализм в обучении в гимназиях; неудовлетворительное состояние женского образования; реакционная, антинародная сущность политики царизма в области народного образования; отрицательное отношение к политизации советской школы, превращению ее в идеологическое учреждение) .

4. Теоретическое обоснование П.Ф.Каптеревым цели и задач новой свободной, гуманно-демократической школы, удовлетворяющей интересам всего народа и осуществляющей педагогический процесс как развитие личности на основе антропологического подхода к ребенку; прогностическое значение цели и задач новой школы, создаваемой на основе модели, разработанной П. Ф. Каптере вым.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики ПГЛУ и Карачаево-Черкесского педагогического университета в 1997-1999 годах, на научно-практических конференциях по итогам научной работы в тех же университетах в 1998 и 1999 годах, на Всероссийской научно-практической конференции "Поликультурное образование в современной России" (Пятигорск, 1997); на межвузовской научной конференции по проблеме "Семейная этнопедагогика и современная национальная школа" (Карачаевск, 1997); на межвузовской научной конференции по сравнительной педагогике (Карачаевск, 1998). Опубликованные материалы использовались кафедрами педагогики Ставропольского государственного университета, Карачаево-Черкесского педагогического университета, ПГЛУ в учебной и воспитательной работе со студентами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Джанибекова, Эльвира Хамитовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.

П.Ф.Каптерев - еидный педагог России второй полоеины XIX -начала XX столетия - является крупным теоретиком истории педагогики. Он выдвинул концепцию борьбы двух основных направлений в мировом педагогическом процессе: консервативного ("ограничительного, задерживающего") и прогрессивного ("творческого, созидательного") и показал, что борьба этих направлений я#*лась движущей силой развития теорий и практики воспитания, образования и обучения как движения человечества к гуманистической педагогике - общечеловеческой ценности, имеющей свой фундамент в природе человечества.

Большим вкладом в науку явилась разработка П.Ф.Калтеревым теоретико-методологических основ исследований по истории педагогики. К важнейшим положениям таких исследований он относил связь истории педагогики и народного образования со всеобщей историей, отражение в педагогических взглядах народной мудрости, исторического самосознания людей, души народа, его миросозерцания, обусловленность содержания и характера образования и воспитания биологическими и социальными факторами, в том числе общественными и семейными отношениями, состоянием культуры, религией. Для педагогической науки представляет интерес предложенная П.Ф.Калтеревым периодизация истории школы и педагогической мысли в России на основе выявленных национальных особенностей воспитания в каждом из обозначенных им периодов. Он охарактеризовал христианский, государственный и общественный периоды разЕИтия воспитания и школы, показал самобытные черты, каждого из названных периодов

- 232 и выдвинул идею того, что объективный подход к исследованию истори ко-педагогичес кого процесса есть подход непартийный, надклассовый. Это означало признание воспитания в качестве общечеловеческой ценности и установление закономерности гуманно-демократической направленности развития педагогики. В истори ко-педагогических исследованиях, справедливо утверждал П.Ф.Каптерев, важно руководствоваться методологическим принципом объективного раскрытия не только социально-педагогических процессов, но и результатов воспитания в конкретных исторических условиях, выявления уровня сформированное та личности данной эпохи.

Сохраняет свою актуальность в наши дни разработанный педагогом принцип истори ко -педагогичесгах исследований, означающий требование критического анализа и оценки педагогических концепций, теорий с точки зрения их определяющего влияния на раз ей та е мировой педагогической культуры. В этой связи в качестве методологического принципа он рассматривал необходимость раскрытия в истори ко-педагогических исследованиях связи идеи народности в общественном воспитании с национальным воспитанием. В национальном воспитании он видел проявление природосообразноста, а также естественнонаучную основу организации и функционирования системы народного образования данного этноса. Он утверждал, что воспитание, не учитывающее особенности данного народа, не может быть жизненным. В то же время национальное воспитание должно быть общечеловеческим, гуманным. Необходим критический подход к использованию опыта образования и воспитания других народов.

К методологическим принципам истори ко-педагогичес ких исследований П.Ф.Каптерев относил выявление того, как в соответствующих исторических условиях решалась проблема дифференцированного образования и обучения как реализации одного из направлений де

- 233 мократизации и гуманизации личности и школы. В систему теоретико-методологических принципов историко-педагогического исследования П.Ф.Каптерев включал диалектический подход к педагогическим фактам, явлениям, концепциям, теориям, а также рассмотрение явлений воспитания и обучения с антропологических позиций, отражение в педагогических исследованиях процесса творчества авторов теорий, систем.

Сказанное позволяет утверждать, что разработанные педагогом теоретико-методологические положения, принципы подходов к исто-ри ко-педагогическим исследованиям являлись новыми и прогрессивными для своего времени и не утратили своего значения в конце XX столетия. В этом сказалась национальная самобытность взглядов и теоретических установок П.Ф.Каптерева в решении проблем научного исследования в истории педагогики. В своих трудах он показал замечательный образец реализации теоретико-методологических подходов к практике исследования историко-педагогического процесса.

Результаты проведенного нами исследования позволяют утверждать, что самобытность взглядов и теорети ко-методологических подходов П.Ф.Каптерева к ис тори ко-педагогическому процессу наиболее ярко проявилась в оценке им общественно-педагогического движения 60-х годов XIX века и идей таких еидных представителей педагогической мысли России П половины XIX - начала XX столетия, как Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Заслугой П.Ф.Каптерева следует считать его глубоко научные выводы о том, что общественно-педагогическое движение 60-х годов было направлено на борьбу с вековым врагом народа России - безграмотностью, темнотой, против реакционных государственных уставов, душивших школу, против подавления личности учеников полицейским школьным режимом, в защиту требований народных о создании всеобщей бессословной бесплатной школы, реализации общего реального образования, женского образования, равноправного с мужским, развития профессионально-технических учебных заведений и др. При этом П.Ф.Каптерев показал, что реформирование всей системы народного образования было обусловлено потребностью страны, вступившей на путь капиталистического развития.

Самобытность взглядов П.Ф.Калтерева на наследие таких выдающихся деятелей педагогической науки России второй половины XIX

- начала XX столетия, как Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, выразилась в том, что он показал непреходящее значение разработанных ими основных принципов гуманистической педагогики

- уважения личности ребенка, воспитание человечности в человеке на фундаменте знания природы детей, закономерностей их развития, учета стремления к деятельности и совершенствованию, на основе самопознания и самовоспитания. П.Ф.Каптерев критически осмыслил и систематизировал взгляды Н.ИЛирогова, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого на такие важнейшие проблемы педагогической науки, как всестороннее развитие всех способностей и сил ребенка, признание необходимости учета и ндес ей дуальных различий детей, соотношение общественного образования и национального воспитания. При этом он подчеркивал, что выдающиеся отечественные педагоги считали, что результаты воспитания достигаются лишь тогда, когда педагогическое воздействие соответствует природе воспитанника, - его истинным потребностям и осуществляется с помощью гуманных средств и методов. Актуально звучат и в наши дни слова П.Ф.Калтерева о том, что огромной заслугой педагогов-гуманистов прошлого, в том числе Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, является высокая оценка ими педагогического смысла свободного труда и воспи тательного значения знаний, науки, творчества. Вместе с тем

П.Ф.Каптерев указал недостатки взглядов К.Д.Ушинского на народность в общественном воспитании, на соотношение национального и общечеловеческого в воспитании, отметил противоречия между принципом народности в общественном воспитании и антропологическим подходом к воспитанию, выявил отсутствие у него строгой педагогической системы.

Самобытность взглядов П.Ф.Калтерева на национальное своеобразие развития отечественной педагогики и школы выразилась в том, что к оценке ведущих теоретических положений и практики воспитания он впервые в историко-педагогической науке подходил с позиций антропологизма. При этом прежде всего имел в этду идеа-лосообразность воспитания, а источником и движущей силой педагогического процесса считал педагогическое стимулирование спонтанного саморазвития организма и всестороннее усовершенствование личности в меру ее сил и сообразно социальному идеалу, т. е. внтуреннюю'-сторону взаимодействия педагога с воспитанником. Такой подход П.Ф.Калтерева к анализу истори ко-педагогического процесса означал по сути дела необходимость выявления гуманистической направленности той или иной концепции, теории, опыта воспитания и обучения как определяющего критерия оценки педагогических реалий, вклада ученых в развитие науки и воспитания.

Самобытной чертой исторического развития педагогического процесса в России во П половине XIX - начале XX века П.Ф.Каптерев признавал переход от государственного характера школы и воспитания к общественному. Идею общественного воспитания он считал определяющей для гуманизации и демократизации школы и учащихся.

П.Ф.Каптерев достоверно и убедительно раскрыл антинародный характер системы народного образования в России после отмены крепостного права (1861 г.): как и в предыдущие годы, сохраня

- 236 лась сословность школы - пережиток феодально-крепостнических общественных отношений. Антинародный характер всей системы народного образования он видел также и в том, что обучение детей трудящихся классов во второй половине XIX - начале XX века фактически ограничивалось рамками начальной школы, из которой был закрыт доступ в среднюю школу (начальные учебные заведения были преемственно *связаны лишь с профессионально-ремесленньми). Реакционный, антинародный характер системы школ, по П.Ф.Калтереву, выражался и в том, что женщины, по сравнению с мужчинами, были поставлены в неравноправное положение, а содержание среднего женского образования по сравнению с соответствующим мужским было ограниченным. Продолжал сохраняться сословный характер школы в России и после отмены крепостного права, что также свидетельствовало об антинародной политике царизма в области школьного дела.

Критический анализ содержания и основных направлений деятельности начальной школы позволил П.Ф.Калтереву выявить прогрессивный характер земской школы как исконно русского учебного заведения, предназначавшегося для детей крестьян, а также раскрыть реакционную сущность церковноприходской школы - школы, находившейся в руках духовенства, казенной, миссионерского типа, осуществлявшей преимущественно религиозное обучение и воспитание, противоречившее сущности педагогического процесса и идее народности в общественном воспитании. Педагог убедительно доказал, что введение в России всеобщего начального обучения было весьма отдаленной перспективой. Навязывание народу неугодного образования он объяснял тем, что правительство отстаивало интересы "узких партийных кругов", политических течений. В этой связи резко осувдал ограничение доступа в среднюю школу детей рабочих и крестьян, классовый, сословный и политический подход к образованию, школе. Все это характеризует его самобытный подход к анализу ис-торико-педагогического процесса.

Оценивая состояние образования и обучения в государственных гимназиях как неудовлетворительное, П.Ф.Каптерев отмечал преобладание в них изжившего себя классического образования, "мертвенность" педагогического процесса, пренебрежение к методам обучения, способствующим развитию у учащихся самостоятельности, активности и творчества. Он был одним из первых деятелей науки и образования, раскрывшим связь национального воспитания с общечеловеческим, обосновавшим единство классического и реального образования, а также идею поликультурного образования как основы гуманизации личности, разностороннего развития ее творческих способностей и сил. Впервые в отечественной и мировой педагогике П.Ф.Каптерев указал на неразработанность проблемы учёта половых различий учеников в педагогическом процессе и обосновал ряд положений, направленных на ее решение (вариативный и дифференцированный подход к содержанию образования, методам обучения, развитию женского творчества, подготовки к семейно-брачным отношениям).

Проявлением национальной самобытности в историко-педагогиче-ских исследованиях П.Ф.Каптерева явился его критический подход к анализу теории и практики семейного воспитания в России. Изданная под его руководством и при его непосредственном участии "Энциклопедия семейного воспитания и обучения", организованный по его инициативе I Всероссийский съезд по семейному воспитанию способствовали развитию теории семейного воспитания, пропаганде достижений семейной педагогики среди родителей. Заслугой П.Ф.Каптерева следует считать также его рекомендации об обращении в семейном воспитании к опыту народной педагогики.

Своеобразие и с тори ко-педагогических взглядов П.Ф.Каптерева отражено в оценке им немецкой классической педагогики, школьной практики Германии второй половины XIX столетия. Он указал на такие недостатки немецкой педагогики, как ее весьма абстрактный характер, оторванность от жизни, направленность педагогических воздействий на подавление свободы личности, недооценка женского образования, вовлечение школы в политическую борьбу. Вот почему он выступал против некритического заимствования зарубежных педагогических идей.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что самобытный характер истори ко-педагогичес ких взглядов П.Ф.Калтерева проявился в оценке им просветительной политики Февральской буржуазной революции 1917 года и Великой Октябрьской социалистической революции. Педагог продолжал отстаивать идею автономной школы и выдвигал в качестве основного условия развития свободной национальной школы ее народный характер и невмешательство в политику, классовую борьбу.

Выявленные в результате научного исследования специ^ческие черты истори ко-педагогичес ко го процесса в России и за рубежом, национальные особенности отечественного воспитания, образования и обучения П.Ф.Каптерев стремился использовать для совершенствования современной ему педагогической теории и практики и их прогнозирования. Результаты истори ко-педагогических исследований он непрерывно включал в научный оборот, в том числе в капитальный труд "Педагогический процесс", учебные книги "Педагогика" (лекции), "Дидактика" и др. Все это позволило ему научно обосновать цель и задачи новой школы России - школы свободной, независимой от государства, церкда, политики, удовлетворяющей интересам и потребностям всего народа.

Основная цель школы определена им как свободное развитие всех способностей и сил ребенка, оказание ему помощи в саморазвитии, самообразовании и самовоспитании. Под развитием личности он понимал непрерывный процесс качественных психических и физических новообразований в человеке. Поскольку развитие не может осуществляться без усилий самого ребенка, одной из основных задач школы является оказание ему помощи в саморазвитии.

Основные задачи школы, по П.Ф.Каптереву, обусловлены названной выше целью и включают в себя умственное образование (обогащение ума научными знаниями, развитие умственных способностей, формирование потребности в овладении знаниями, достижениями национальной и общечеловеческой культуры); гражданское воспитание (выработка гражданского самосознания, готовности служить Отечеству, развитие качеств общественника, ответственности за народ и перед народом, формирование умений и навыков гражданской деятельности); нравственное совершенствование личности (нравственное образование, развитие нравственных чувств, формирование умений, навыков и привычек поведения, основанного на нормах и требованиях общечеловеческой морали); воспитание коллективизма как черты общечеловеческой морали; формирование нравственных и социальных основ семейно-брачных отношений как подготовка юношей и девушек к созданию семьи, отцовству и материнству и воспитанию детей в услоеиях родного дома; трудовое воспитание (подготовка к общественно полезному и производительному труду на благо семьи и общества, развитие трудолюбия, сознательного отношения к труду); эстетическое воспитание (развитие способности воспринимать, чувствовать, оценивать и создавать прекрасное в искусстве, труде, поведении, быту, природе преимущественно путем воздействия на интеллектуальную и эмоцио нальную сферы ученика); физическое воспитание (всестороннее развитие физических сил, укрепление здоровья).

Цели и задачи новой школы П.Ф.Каптерев органически связывал с саморазвитием, самообразованием и самовоспитанием ученика, с опорой педагогических воздействий на его природные силы как источник умственного, нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания. В обосновании и раскрытии цели и задач новой школы отчетливо сказалась его приверженность гуманно-демократическим идеалам, антропологизму в педагогике.

Таким образом, результаты нашего исследования позволили выявить самобытность взглядов П.Ф.Каптерева на и с тори ко-педагогический процесс, раскрыть национальное своеобразие его концепции развития педагогической мысли как движения к утверждению гуманистической сущности воспитания.

Наша диссертация не претендует на полноту исследования ис-торико-педагогической концепции П.Ф.Каптерева. На наш взгляд, предметом дальнейших исследований этой концепции могут быть такие проблемы, нашедшие отражение в научном наследии педагога, как исторический аспект разэттия педагогической психологии в России в XIX-XX столетиях, специфика педагогического труда, подготовка учителя и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Джанибекова, Эльвира Хамитовна, 2000 год

1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. М., 1990. - 608 с.

2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. 560 с.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в России в конце XIX начале XX вв. // Школа и педагогическая мысль России пе риода двух буржуазных революций. М., 1984. - 128 с.

4. Богуславский М.В. Творческий поиск российских школ на чала XX века // Свободное воспитание. М., 1993, вып.2. 54 с

5. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. 0 педагогических парадигмах // Магистр, 1992, май.

6. Борисенков В.П. Необходимое послеслодае // Педагогика 1997, №6, с.86-87.

7. Введение в научное исследование по педагогике // Ю.К.Бабанский и др. Под ред.В.И.Журавлева. М., 1988. 239 с.

8. Вестник народного просвещения Союза Коммун Северной области. Пг., 1918, №1, с. 15-28.

9. Всемирно-исторический педагогический процесс. Концепции, модели, историография / Под ред.Г.Б.Корнетова, В.Г.Безро гова. М., 1996. 271 с.

10. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. М., 1974. 272 с.

11. Гранкин А.Ю. Семейная педагогика в России во второй половине XIX начале XX вв. Пятигорск: изд. ПГЛУ, 1996. -86 с.

12. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских филосо- 242 фов конца XIX начала XX в. М., 1994. - 140 с.

13. История педагогики. Часть I. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХУЛ века. Учебн. пособие для пед. ин-тов. М., 1995. 231 с.

14. Каптерев П. Ф,* Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц. СПб., 1877. 633 с.

15. Каптерев П.Ф. Национальность и наука в организации народной школы // Народная школа, 1877, №6-7, с.3-33.

16. Каптерев П.ф. О нравственном чувстве детей // Женское образование, 1878, №5, с.283-315.

17. Каптерев П.Ф. Педагогика и дидактика // Народная школа, 1877, №6-7, с.10-20.

18. Каптерев П.Ф. Очерки раздатия психической жизни детей // Женское образование, 1878, №6, с.290-296.

19. Каптерев П.Ф. Спенсер как педагог и его русские критики // Народная школа, 1879, №№1-4.

20. Каптерев П.ф. История педагогики. Лекции 1-20. СПб., 1880 (написано от руки. Рус. лит. Курочкина). 316 с.

21. Каптерев П.ф. Связь истории педагогию! с историей вообще. СПб., 1883. 13 с.

22. Каптерев П.ф. Лекции по истории педагогики, читанные на Пед. Фребелевских курсах. Изд. слушательницей Ю.Сыропятовой. СПб., 1885 (написано от руки, литограф.). 266 с.

23. Каптерев П.Ф. Педагогика наука или искусство? // Пед. сборник, 1885, №12, с.393-411.

24. Каптерев П.Ф. Очерки по истории русской педагогики.

25. Н.И .Пирогов // Пед. сборник, 1887, №11, с.377-406; К.Д.Ушинский // Там же, 1888, №2, с.169-183; Л.Н.Толстой И Там же, 1888, №9, с.209-240.- 243

26. Каптерев П.ф. Из истории душ. Очерки по истории ума. СПб., 1890. 255 с.

27. Каптерев П.ф. Новое направление в педагогике // Пед. сборник, 1891, №3, с.255-269.

28. Каптерев П.Ф. Об общественных задачах образования // Русская школа, 1892, №1, с.55-72; №2, с.58-72.

29. Каптерев П.Ф. 0 национальном образовании // Образование, 1892, №9.

30. Каптерев П.Ф. Система вполне реального образования // Воспитание и обучение, Х893, №8, с.249-261.

31. Каптерев П.ф. 0 характерных психических свойствах женщины // Образование, 1894, №7-8, с. 1-28.

32. Каптерев П.ф. Педагогические идеалы и взгляды К.Д.Ушин ского // Образование, 1895, №1, с. 1-27.

33. Каптерев П.Ф. Об эстетическом раздатии и воспитании де тей И Русская школа, 1895, №1, с.92-103; №2, с.75-86.

34. Каптерев П.Ф. Душевные свойства женщины: Публичные лек ции. СПб., 1895 П. - 137 с.

35. Каптерев П.ф. Исторический очерк теорий о первоначальном воспитании детей // Образование, 1895, №7-11, с.5-20; №12, с.9-25.

36. Каптерев П.ф. Ушинский об общественных и антропологиче ских началах воспитания // Русская школа, 1895, №12, с.65-73.

37. Каптерев П.Ф. Из истории нравственного развития детей // Воспитание и обучение, 1897, №8, с.287-3X3.

38. Каптерев П.ф. Самообразование в области психологии // Северный вестник, 1897, №4, с. 108-120.

39. Каптерев П.ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. СПб., 1897. 146 с.

40. Каптерев П.Ф. Пирогов как общественный деятель и педагог // Воспитание и обучение, 1897, №12, с.463-474.

41. Каптерев П.Ф. Идеалы женского образования // Образование, 1898, №3-4, с.1-14.

42. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. СПб., 1898. 42 с.

43. Каптерев П.Ф. Основы классической школы // Русская школа, 1899, №11, с.100-123; №12, с.97-115.

44. Каптерев П.Ф. О природе детей. СПб., 1899. 59 с.

45. Каптерев П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып.17. СПб., 1899. 42 с.

46. Каптерев П.Ф. О детском послушании // Воспитание и обучение, 1901, №7, с.257-282.

47. Каптерев П.Ф. Взгляд Ушинского на первоначальное воспитание детей // Воспитание и обучение, 1901, №1, с.1-17.

48. Каптерев П.Ф. Аристократия ума в школе и в жизни // Образование, 1901, №2, с.65-84; №3, с.136-146.

49. Каптерев П.Ф. Наша будущая школа // Образование, 1901, №10, с.18-33; №1, с.1-22.

50. Каптерев П.Ф. О народном образовании // Образование, 1902, №7-8, с.110-114.

51. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. СПб., 1905. -138 с.

52. Каптерев П.Ф. Свободная школа // Пед. сборник, 1908, №5, с.376-392; №6, с.447-460.

53. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. СПб., 1909. -540' с.

54. Каптерев П.Ф. Об основах реформы средней школы // Школа и жизнь, I9II, №10, с.2.- 245

55. Каптерев П.Ф. Общий характер педагогических статей

56. Н.А.Добролюбова Вступительный очерк. // Добролюбов Н.А. Поли, собр. соч. Т.2. СПб., 1912, с.5-10.

57. Каптерев П.Ф., Музыченко А.Ф. Современные педагогические течения. М., 1913. 220 с.

58. Каптерев П.Ф. Рецензия на книгу П.Монро "История педагогики. // Пед. сборник, 1913, №1, с.91-98.

59. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания // Энциклопедия для семейного воспитания и образования. Вып.1. Изд. 2-е. СПб., 1913. 123 с.

60. Каптерев П.Ф. Современные задачи народного образования в России. М., 1913. 80 с.

61. Каптерев П.Ф. Что есть педагогика? // Труды второго Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике 26-31 декабря 1913 года. М., 1914, с.33-35.

62. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. 2-е изд., доп. СПб., 1914. -211 с.

63. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки: (Теория образования). Изд. 2-е. Пг., 1915. 434 с.

64. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. 2-е изд. Пг., 1915. 746 с.

65. Каптерев П.Ф. Развитие мировоззрения Н.И.Пирогова // ЯМНП, 1915, ноябрь, с.51-101; декабрь, с.129-160.

66. Каптерев П.Ф. Новая школа в России // Пед. сборник, 1917, №9-11, с.307-348.

67. Каптерев П.Ф. Рецензия на книгу М.М.Рубинштейна "История педагогических идей в ее основных чертах". // Пед. мысль, 1918, №1-2, с.126-128.

68. Каптерев П.Ф. Трудовое начало в воспитании // Пед. мысль, 1918, №9-12, с.1-28.

69. Каптерев П.Ф. Толстой Л.Н. и современное преобразование школы // Пед. мысль, 1919, №1-3, с.1-18.

70. Каптерев П.Ф. Е1даная всеобщая школа // Пед. мысль, 1919, №7-9, с.1^4.

71. Каптерев П.Ф. О школьном самоуправлении и школьной дисциплине // Пед. мысль, 1921, №1-4, с.19-31.

72. Каптерев П.Ф. 0 педагогическом образовании // Пед. мысль, 1921, №6-8, с.1-12.

73. Каптерев П.Ф. Педагогика и политика // Пед. мысль, 1921, №9-12, с.43-49.

74. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Под ред.А.М.Арсеньева. Сост.:П.А.Лебедев. М., 1982. 704 с.

75. Каптерев П.Ф. История русской педагогии // Педагогика, 1992, №№3-4, 7-8, 9-10, 11-12; 1993, №№1-6; 1994, №№1-6; 1995, №№1-6; 1996, №№1-6; 1997, №№1-3, 5, 6.

76. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. Изд. 2-е. М., 1953. 160 с.

77. Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика, 1992, №3-4, с.16-20.

78. Концепция исследований по сравнительной педагогике в Северо-Кавказском регионе. Авторы-состаЕИтели: проф. В.В.Мака-ев; проф. Л.Л.Супрунова. Пятигорск: изд. ПГЛУ, 1998. 13 с.

79. Корнетов Г.Б. Циеилизэционный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994. 265 с.

80. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М., 1994. -141 с.- 247 гогики (1917-1920). М., 1958. 552 с.

81. Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России. М., 1994. 153 с.

82. Костюкова Т.А. Классическое образование как идеал гуманистической общечеловеческой культуры и национальных ценностей образования // Национальные ценности образования: история и современность. М.: РАО, 1996, с.71-73.

83. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования, р* Изд. 2-е. Минск, 1996. 328 с.

84. Кравченко А. Революция и общие задачи народного образования. Воронеж, 1918. 36 с.

85. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994. 165 с.

86. Красновский А.А. Педагогические идеи Н.И.Пирогова. М., 1949. 226 с.

87. Краткий обзор деятельности Педагогического музея военно-учебных заведений за 1895-96 учебный год Двадцать шестой обзор. СПб., 1897. 120 с.

88. Крупская Н.К. Рецензия ("Педагогическая мысль", 1921, №1-4) / Пед. соч., т.Ю. М., 1952, с.58-64.

89. Кузьмин П.М. К вопросу о педагогических идеях П.Ф.Калтерева // Сов. педагогика, 1940, №4-5.

90. КудаевМ.Р. Учебное пособие по истории педагогики. Майкоп: изд. А1У, 1998. 120 с.

91. Латынина Д.И. История педагогики. М., 1998.

92. Лебедев П.А. П.Ф.Каптерев видный педагог России второй половины XIX - начала XX столетия // Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., 1982, с.7-34.- 248 общей педагогики в трудах П.Ф.Калтерева // Сов. педагогика, 1983, №4, с.107-112.

93. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Изд. 2-е. М., 1996. 464 с.

94. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д.Ушинского. М., 1954. 368 с.

95. Мажигийн, Батжаргал. Проблема акта внос та и самостоятельности учащихся в трудах П.Ф.Калтерева и ее значение для монгольских школ // Дисс. канд. пед. наук. М., 1993. 147 с.

96. Макаев В. В. 0 новых подходах к преподаванию истории педагогики в педвузах // Вестник Пятигорского гос. лингв, ун-та. Изд. ПГЛУ, 1996, с.99-108.

97. Макаев В.В. Некоторые теоретико-методологические аспекты поли культурно го образования на Северном Кавказе. Пятигорск: РАО и ПГЛУ, 1998, с.61-70.

98. Макаев В.В. К вопросу о методологии педагогического исследования // Технология раэдатия педагогического творчества. Пятигорск: изд. ПГПИШ, 1994, с.74-82.

99. Макаев В. В. К вопросу о методологии исследований по истории отечественной педагогики // Гуманистическая направленность педагогики в России. Пятигорск: изд. ПГПИИЯ, 1994, с.3-6.

100. Макаев В.В. Педагогика для переводчиков. Пятигорск: изд. ПГЛУ, 1996. 122 с.

101. Медынский Е.Н. История русской педагогики. М., 1938. -512 с.

102. Национальные ценности образования: история и современность. Материалы ХУП сессии научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки. М., 1996. 296 с.

103. Никацдров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов.- 249 педагогика, 1990, №9, с.41 ^47.

104. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995. 332 с.

105. Никольская А.А. Отечественная педагогическая мысль накануне Октября 1917 г. // Педагогика, 1996, №2, с.88-94.

106. Новое педагогическое мышление. Под ред.А.В.Петровского. М., 1989. 280 с.

107. Образование: идеалы и ценности. Историко-теоретический аспект. Под ред.З.И.Равкина. М., 1995. 634 с.

108. Общий свод по империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. T.I. СПб., 1905.

109. Остро горе кий В.П. Н.И.Пирогов // Русские педагогические деятели. СПб., 1909. 320 с.

110. ПО. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. Отв. ред.А.И.Пискунов. М., 1976. -600 с.

111. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в. / Под ред.Э.Днепрова и др. М., 1991. - 448 с.

112. Педагогика и политика в образовании России конца XIX -начала XX веков. Часть I. М.: РАО, 1997. 152 с.

113. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 204 с.

114. Пирогов Н.И. Сочинения. T.I. Киев, 1910. 836 с.

115. Пирогов Н.И. Об уставе новой гимназии, предполагаемой проектом преобразования морских учебных заведений // Избр. пед. соч. М., 1952, с.303-319.

116. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. Учебник-справочник. М., 1995. 96 с.

117. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М., 1993. 93 с.

118. Семенов Д.Д. Сочинения и педагогические идеи К.Д.Ушинского // Русская школа, 1895, Ж7-8, с.28-47.

119. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебн. пособие для студ. пед. учебн. завед. М., 1997. 512 с.

120. Словарь терминов по истории педагогики. Под ред. проф. В.В.Макаева. Пятигорск: изд. ПГЛУ, 1997. 72 с.

121. Словарь терминов по сравнительной педагогике и истории педагогической мысли. Под ред. проф. В.В.Макаева. Пятигорск: изд. ПГЛУ, 1998. 97 е.

122. Современные проблемы историко-педагогических исследований. Тезисы докладов и выступлений на ХП сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки. М., 1992. 272 с.

123. Степашко JI.A. Философия и история образования. М., 1999. 272 с.

124. Струминский В.Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д.Ушинского. М., I960. 348 с.

125. С ух ом ли не кий В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1984. -364 с.

126. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека (Этика коммунистического воспитания). М., 1990. 288 с.

127. Тамбиева З.М. Дидактические взгляды П.Ф.Каптерева // Дисс. канд. пед. наук. М., 1963. 180 с.

128. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1953. -456 с.- 251

129. Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. T.I. СПб., 1914. 386 с.

130. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И.Пирогова / Собр. соч., т.З. М., 1948, с.П-86.

131. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии / Собр. соч., т.З. М.-Л. , 1948, с.87-254.

132. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / Собр. соч., т.2. М.-Л., 1948, с.69-167.

133. Ушинский К.Д. Материалы к 3-му тому "Педагогической антропологии" / Собр. соч., т.10. М.-Л., 1948, с.53-624.

134. Ушинский К.Д. и русская школа: Беседы о великом педагоге / Под ред.Е.Белозерцева. М., 1994. 192 с.

135. Филановская Т.А. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П.Ф.Каптерева // Дисс. канд. пед. наук. Владимир, 1996. 213 с.

136. Филиппова Ж.Т. Развитие дидактических идей К.Д.Ушинского в творчестве П.Ф.Каптерева // Дисс. канд. пед. наук. Л., 1975. 228 с.

137. Фрадкин А.А., ПлоховаМ.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики: Учебн. пособие для студ. высших и средн. уч. завед. М., 1995. 160 с.1. АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

138. Материалы цензурного комитета г.Санкт-Летербурга. Центральный Государственный Исторический Архив РФ. Фонды 733, 776, 777.

139. Материалы Министерства народного просвещения России (1907 г.). Государственный Исторический Архив Ленинградской области. Фонд 918.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.