Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Великанова, Елена Валентиновна

  • Великанова, Елена Валентиновна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 240
Великанова, Елена Валентиновна. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Тамбов. 1999. 240 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Великанова, Елена Валентиновна

Введениес. 2

Глава 1 Самодеятельное художественное творчество как феномен художественной культуры.c.l 1

1.1. Теоретические аспекты исследования самодеятельного художественного творчества.c.l 1

1.2. Самодеятельное художвенное творчво как фактор формирования культурных традиций34

1.3. Современные тенденции развитиямодеятельного художвенного творчва70

Глава 2 Социально-педагогичие бенни организациимодеятельного художвенного творчва ввременных овиях95

2.1. Методологические аспекты изучения локального и региональногооеобразиямодеятельного художественного творчества.95

2.2. Влияниециально-демографичих факторов на развитиемодеятельного художвенного творчва 137

2.3. Социально-педагогические возможности культурно-досуговых учреждений в возрождении народного художественного творчества.161

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций»

Современное развитие самодеятельного художественного творчества обусловлено общим состоянием Российского общества, нестабильностью политической обстановки, серьезными экономическими трудностями, а также социальными противоречиями, которые существенно изменили культурное содержание общественной жизни. Сложившаяся кризисная ситуация во многом изменила нормы и правила жизнедеятельности субъектов и объектов социально-культурной сферы и в последнее время мы можем говорить о повышенном интересе общества к сохранению и возрождению национальных культурных традиций в различных регионах России.

Рассматривая вопрос о современной ситуации в развитии художественного самодеятельного творчества, мы не можем не говорить о возрождении общей культуры народа, сохранении и восстановлении утерянных традиций, которые обеспечивали каждому краю свою самобытность и неповторимость.

При рассмотрении многообразных аспектов социально-культурного творчества особую значимость представляет исследование динамики и механизмов освоения традиционной культуры, форм ее бытования в конкретном регионе различными группами населения.

Осознание роли творческого культурно-досугового потенциала народной художественной культуры, музыкальной педагогики и перспективность использования такого опыта в современной культурной практике ставит проблему изучения сущности, специфики и особенности функционирования самодеятельного художественного творчества в современных условиях.

Самодеятельное художественное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм. Именно художественное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего. Однако, практика показывает, что большинство наших современников имеют слабое представление о культурной истории своего края. Во многих селах, городах, забыты и утеряны традиции и обычаи предков. Сохранение и развитие культурной самобытности каждого региона, нравственного существования и «энергетического заряда» каждой личности, невозможно без непосредственного присутствия прошлого в настоящем, так как в культурных традициях каждой нации заключена многовековая мудрость житейского опыта. Современные же традиции, сохраняя преемственность накопленного опыта, развиваются и взаимоперекликаются с историческими формами народного художественного творчества.

В настоящее время наблюдается повсеместный интерес к возрождению местных народных обычаев, праздников и обрядов, что позволяет говорить о необходимости научного подхода к исследованию современных процессов, происходящих как в целом в культуре, так и в самодеятельном художественном творчестве на локальном уровне.

Тамбовский край известен множеством имен, сыгравших в той или иной мере значительную роль в становлении культурных традиций и способствовавших развитию самодеятельного и профессионального художественного творчества. Множество документов хранятся в музеях и архивах Тамбовщины, связанных с его экономикой, культурой и бытом горожан. Глубокий след в культуре этого региона оставили: С.Ф. Голицын, Г.Р. Державин, Э.Д. Нарышкин, Е.Д. Поленова, В. Поленов, В.А. Агап-кин, П.Н. Богдашев, Ю. Голицын, М.Н. Мордасова, С.Н. Клепикова, М.Ф. Якунчикова и многие другие.

Цель исследования: выявление социально-педагогических основ самодеятельного художественного творчества, способствующих возрождению национальных культурных традиций.

Цель определила следующие задачи:

- исследовать специфику проявления регионального самодеятельного художественного творчества в современных условиях;

- выявить исторические корни и основные этапы развития самодеятельного художественного творчества в исследуемом регионе;

- рассмотреть современное состояние и тенденции развития самодеятельного художественного творчества на региональном уровне;

- проанализировать и обобщить опыт деятельности объединений художественной направленностй по сохранению и возрождению национальных культурных традиций, характерных для исследуемого края;

- выработать практические рекомендации по возрождению, сохранению и развитию национально-культурных традиций среди разных групп населения во всем многообразии народного художественного творчества;

- осуществить экспериментальное исследование по разработке и внедрению методики организации самодеятельного художественного творчества для разновозрастных групп населения по месту жительства.

Объект исследования: любительские объединения, кружки и студии художественной направленности.

Предмет исследования: деятельность учреждений социально-культурной сферы по возрождению и развитию самодеятельного художественного творчества.

Базами исследования были избраны тридцать школ города Тамбова и шесть школ города Липецка, МУ ГЦ РДМ (Тамбовский городской Центр по работе с детьми и молодежью), Дом творчества и досуга пос. Сырский Рудник города Липецка.

Методологической основой исследования являются труды исследователей по теории и практике культурно-досуговой деятельности, которые рассматривали самодеятельное художественное творчество в сфере свободного времени: Т.И. Баклановой, Г.М.Бирженкжа, Л.Г.Брылевой, Б.А. Брылина, Э.В. Быковой, Н. Гнатюка, В. Дзюбы, О.М. Итиной, В.П.Лаврентьева, А.А. Лепуонюса, А.П.Маркова, Н.Г. Михайловой, В.Е. Триодина и других. В основу исследования положена концепция доктора педагогических наук, профессора - Е.И.Смирновой.

Анализ проблемной ситуации возвращения к истокам своих культур и традиций потребовал обращения к культурологическим, историческим, социально-психологическим, философским, педагогическим работам разных авторов: В.Г. Афанасьева, М.М. Гадамера, С.Н. Иконниковой, Л.В. Петрова, Э.Ю. Соловьева, Э.В. Соколова, О.Тойнби, О. Шпенглера, П.И. Якобсона, К. Ясперса. Различные направления социально-культурной деятельности рассматривали М.А. Ариарский, А.П. Марков, Т.В. Рябова, Ю.А. Стрельцов, Б.А. Титов и многие другие. Привлекались к работе труды ученых в области театра (В.А. Богатырева, Д.П. Вайгаускайте, Е.В. Кабулы, Л.В. Комиссинской); музыкальной культуры (Д.И. Варламова, Р.П. Гудялиса, Ю.А. Грибкова, М.В. Савиновой); любителей хореографического творчества (В.П. Герасимова, Л.Д. Ивлевой, Н.П. Яценко); любителей книги - С.В. Перминовой; фотолюбителей - В.Т. Стигнеева; самодеятельных духовых оркестров - Г.А. Куписока, оркестра народных инструментов - В.И. Акуловича.

Многие исследователи по теории и методике культурно-досуговой деятельности обращались к расмотрению проблемы развития самодеятельного художественного творчества. Среди них: М.А. Ариарский, П.М. Барский, Г.П. Блинова, Т.В. Босенко, Л.Я. Витебский, Е.И. Григорьева, B.C. Гончарова, Ж.Ш. Досбенбетова, Г.А. Евтеева, А.С. Каргин, Ю.Н. Кротова, Н.В. Кипрушева, С.С. Коммисаренко, А.А. Лепуонюс, А.П. Марков, Н.Д. Пономарчук, В.А. Разумный, Т.В. Рябова, С.Н. Иконникова, З.И. Петрова, Ю.А. Стрельцов, Е.И. Смирнова, Л.И. Столярчук, В.Е. Триодин, Б.А. Титов, Г.И. Фролова, О.А. Хасбулатова, В.И. Шаронов и другие.

В основу исследования положена следующая гипотеза: Самодеятельное художественное творчество, являющееся неотъемлемой частью художественной культуры региона может сохраняться и развиваться при условии:

1. Изучения и использование в практической деятельности учреждений культуры историко-культурных традиций.

2. Формирования устойчивых интересов к различным формам народного художественного творчества среди участников любительских объединений, а также различных групп населения не вовлеченных в активные формы самодеятельного художественного творчества.

3. Обновления содержания деятельности любительских объединений, клубов по интересам на основе развития инициативы, активной самодеятельности населения и других форм деятельности (в т.ч. установления творческих контактов в совместном времяпрепровождении).

4. Опоры на новые региональные технологии.

Методика и организация исследования строилась на основе использования архивных документов, материалов периодической печати и методов социологического исследования в учреждениях социально-культурной направленности. Поставленные в диссертации задачи и выдвинутые гипотезы проверялись в ходе исследования, проходившего в три этапа в течение 1995-1998 годов.

На первом этапе (1995-1996 г.г.) изучались:

- исторические документы архивов Тамбовской и Липецкой областей и краеведческого музея г. Тамбова;

- периодические издания, материалы архивов научно-методического Центра народного творчества г. Тамбова и г. Липецка, документы о школьных и внешкольных кружках самодеятельного художественного творчества Управления образования исследуемых регионов.

Одновременно проводилось наблюдение и изучение работы творческих коллективов, студий, любительских объединений и клубов по интересам в г. Тамбове и г. Липецке, а также выявление интересов различных возрастных категорий населения методом опроса, с целью организации свободного времяпрепровождения.

В результате проведения этого этапа были уточнены и зафиксированы создавшиеся проблемы, оказывающие влияние на сохранение и развитие самодеятельного художественного творчества.

На втором этапе (1996 - 1997 г.г.) осуществлялась педагогическая экспериментальная работа по внедрению методики и организации самодеятельного художественного творчества для разновозрастных групп населения по месту жительства, а также разработка и внедрение концепции «Возрождение и развитие самодеятельного творчества» в подростковые клубы г. Тамбова и учреждения культуры г. Липецка.

Реализовывались инновационные культурно-досуговые и образовательные программы по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в клубах по месту жительства с привлечением взрослого населения в процесс их воспитания, обучения. Апробировались на практике авторские программы диссертанта: «Возрождение», «Милосердие и забота», «Я для России», «Робинзоны».

Было проведено анкетирование руководителей и участников кружков, студий, клубных объединений.

Разработана и внедрена в учебный процесс Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина на кафедре социально-культурной деятельности программа по методике организации детского юношеского творчества.

Проведена диагностика состояния самодеятельного художественного творчества в школах и клубных учреждениях Тамбовской и Липецкой областей.

На третьем этапе (1997-1998 г.г.) подведены итоги и сделаны выводы по теоретическим и практическим задачам исследования.

Результаты экспериментальной работы позволили разработать и внедрить в практику учреждений культуры и досуга рекомендации по сохранению, развитию и возрождению национальных культурных традиций среди разновозрастных групп населения.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1.Выявлены социально-педагогические основы самодеятельного художественного творчества, способствующие возрождению национальных культурных традиций.

2. Предпринята одна из первых попыток исследования истоков зарождения самодеятельных инициатив среди жителей Тамбовщины в области художественного творчества и организации любительского движения XVIII-начала XX веков.

3. Раскрыто жанрово-видовое разнообразие самодеятельного художественного творчества в Тамбовском крае и определены тенденции его развития в современных условиях.

4. Проанализировано влияние социально-демографических факторов на развитие самодеятельного художественного творчества.

5. Выявлена специфика проявления самодеятельного художественного творчества в подростковых клубах по месту жительства среди разновозрастных групп населения.

6. Разработана и экспериментально апробирована на практике методика организации самодеятельного творчества в подростковых клубах по месту жительства для разновозрастных групп населения.

Практическая значимость проведенного исследования заключается:

- в создании единой системы организации самодеятельного художественного творчества через городской Центр по работе с детьми и молодежью Комитета по делам молодежи мэрии г. Тамбова;

- в разработке и внедрении культурно-досуговых и образовательных программ по организации самодеятельного художественного творчества в клубах по месту жительства;

- в организации сравнительных социологических исследований по развитию самодеятельного художественного творчества в Тамбовской и Липецкой областях;

- в проведении опытно-экспериментальной работы по организации самодеятельного художественного творчества для разновозрастных групп населения в клубах по месту жительства;

- в разработке и апробации методики организации детского и юношеского творчества для студентов отделения социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Апробация исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в Тамбовском городском Центре по работе с детьми и молодежью, результатами которой явилось присвоение ему в 1998 году статуса опорно-экспериментального Центра по социальной работе государственным Комитетом Российской Федерации по молодежной политике и получении сертификата.

Апробация работы имела место в выступлениях на областных научно-практических конференциях: «Совершенствование учебного процесса и инновационные формы современных методов обучения»; «Возрождение культурных традиций Центрального Черноземья (региональный аспект)»; «Народная культура и возрождение духовных традиций Тамбовского края» (ТГУ им. Г.Р. Державина, кафедра СКД - 1996 год, 1997 год, 1998 год); «Всестороннее развитие личности ребенка в системе образования» по теме « Инновационные методы в деле воспитания и организации свободного времени для детей и подростков»; « Проблемы и пути организации досуга взрослого населения» для методистов-организаторов культурного досуга Тамбовской области (ОНМЦ г. Тамбова, май 1997 год); «Интеграция российской и региональной народной культуры на современном этапе» с темой круглого стола «Экспериментальные формы организации досуговой деятельности в клубах по месту жительства» (Дом творчества и досуга, г. Тамбов, 1998 год). Организованном семинаре «Подросток нашего двора» в Московском институте молодежи (18-24 апреля 1999 год).

Выводы исследования легли в основу курса «Методика и организация детского и юношеского творчества» и «Методика и организация самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях», читаемых на кафедре социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Отдельные положения диссертации могут быть использованы при преподавании курсов «История досуга» и «Методика и организация любительского художественного творчества».

Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях, аспирантских научно-практических семинарах ТГУ им. Державина, в Московском институте молодежи.

Структура работы:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Великанова, Елена Валентиновна

Результаты исследования сегодняшнего состояния самодеятельного художественного творчества позволяют сделать вывод, что нравственно -эстетическое проявление потребности человека к познанию, научению возможно при:

1) изучении исторических корней своего региона;

2) выявлении и привлечении любителей-одиночек в самодеятельные художественные организации;

3) поддержке и популяризации индивидуальных форм проявления любительства (бытовых и массовых);

4) развитии организованных форм деятельности распространение их результатов через реализацию в досуговой сфере;

5) выявлении лидеров в организационном любительском движении;

6) привлечении организаций к благотворительной деятельности.

Современная художественно-творческая деятельность во многом наследует, возрождает и развивает существовавшие традиции. Соединение творческого опыта прошлого и духовных, эстетических ценностей настоящего позволяет надеяться на укрепление нравственного здоровья нации, на обогащение внутреннего мира подрастающего поколения. Теоретический анализ проблемы возрождения культуры Тамбовского края показывает, что самодеятельность, может выступать феноменом развития духовной культуры личности посредством включения в художественно -творческую деятельность. Многообразие видов и форм досуговой деятельности способствует развитию и обоюдному слиянию нравственного и эстетического идеала, формированию внутренней духовности. Основной смысл самодеятельного художественного творчества заключается в том, что в процессе творчества, проявляющемся в индивидуальных или массовых формах, везде есть личная необходимость в выражении внутреннего состояния как самой личности, так и единства группы. Поэтому необходимо создавать условия, в которых каждый сможет ощутить комфортное внутреннее состояние удовлетворения, которое возникает в процессе занятий творчеством в сфере свободного времени через реализацию своих способностей. Специфика работы должна способствовать закреплению позитивной тенденции роста творческой деятельности среди населения.

Главным в руководстве самодеятельного художественного коллектива должен быть человек инициативный, имеющий творческое воображение и положительную эмоциональную реакцию. Так, благоприятными условиями для развития личности ребенка должны стать три аспекта деятельности, без которых невозможно увлечь, удовлетворить духовные потребности подрастающего поколения: художественный, педагогический и организаторский. Условиями выполнения их являются социально - педагогические, психолого-педагогические и организационно-педагогические функции культурно-досуговой деятельности. Но только при свободной организации форм воспитания, которые неотделимы от культурно-образовательной практики. При реализации этих задач необходима интуиция руководителя, обоюдное вдохновение педагога, личности и группы при наличии оригинальных идей и элементов новизны. К работе клубов необходимо привлекать руководителей, имеющих желание вести самоокупаемые кружки, объединения (фото-студия, студия декоративно-прикладного творчества, хореографические, цирковые, литературно-досуговые и другие). Кроме того, необходимо научное обоснование педагогического процесса современного воспитания знаниями общей дидактики, методики, психологии. В связи с этим, мы можем говорить о доступных целях коммуникативного общения между руководителем и участником студии, группы. Другим существенным элементом перестройки организации самодеятельного досуга является активное и комплексное использование всех типов любительских объединений:

1) за счет средств организации учредителя;

2) частичной окупаемости;

3) полный хозрасчет;

4) осуществление досуга на общественных началах;

5) на основе общественных ассигнований.

Для этого необходимо провести «инвентаризацию» любительского движения в каждом регионе. Важным итогом «инвентаризации» должно стать выявление особенностей, тенденций, проблем современного развития любительских клубов и объединений на территории Тамбовского края. Это существенно повысит эффективность организаторской деятельности методических служб, сделав их работу более целенаправленной. Совмещая эти типы деятельности, научно-методические службы любого уровня могут создать более гибкие системы организационно-методического руководства самодеятельным досугом в регионе. Оптимизация и активизация досуга, осуществляемая в социально-педагогической среде микрорайона, возможна лишь при условии:

1) четко спланированного воспитательного процесса с привлечением к деятельности клуба внешкольных учреждений;

2) вовлечения каждого подростка как минимум в одну из форм до-сугового времяпрепровождения с целью заинтересовать, увлечь и дать возможность для раскрытия его способностей;

3) осуществления индивидуального воспитательного воздействия с учетом специфики личностных качеств подростка, его интересов, микросреды;

4) создания в коллективе благоприятной для нравственно - эстетического развития подростка психологической среды, при наличии коллективных творческих дел;

5) последовательного и систематического проведения мероприятий, расширяющих, дополняющих и углубляющих знания в той или иной интересующей области;

6) расширения приоритетных вакансий педагогов дополнительного образования;

7) улучшения пропаганды деятельности любительских объединений и клубов по интересам среди населения с целью совместного времяпрепровождения и эффективности творческого процесса, имеющего огромный воспитательный эффект;

8) создания в клубах по месту жительства филиалов Центра психологической адаптации детей и подростков, с целью диагностики и корректировки интересов и потребностей.

Первой ступенью возрождения и развития организованного и неорганизованного самодеятельного художественного творчества, по-нашему мнению, являются клубы по месту жительства. В созданной единой системе организации досуга могут действовать и любительские объединения и клубы по интересам. Необходимо отметить, что клубы по месту жительства - это координирующее звено в системе социализации подростков и молодежи, где при условии разнообразных видов деятельности происходит параллельная активизация сферы общения через кружковые занятия по интересам. Именно здесь проявляется воспитывающий эффект педагогического воздействия средствами искусства, с помощью которых раскрываются духовные и творческие качества любого посетителя и участника клуба. Атмосфера творческого созидания и познания, создает условия для повышения духовного и нравственного потенциала каждого подростка с учетом разумного выхода потребностей и инстинктов, не притупляя ни один из них (например, инстинкт общительности, подражательности, стремление к настойчивому исследованию и многое другое). С учетом психофизиологических и эмоциональных особенностей конкретного возраста предлагается решение следующих задач:

1. Создание условий для участия детей в поиске новых традиций и обрядов, для создания любительского кружка по желанию и выбору самих подростков; поддерживание связей и установление постоянных контактов с музеем краеведения, выставочным залом для посещения выставок, проведения экскурсий, а также участия в выставках с работами, поделками подростков.

2. Содействие развитию и распространению художеств в Тамбове, для чего необходимо установление контакта ребят - кружковцев подростковых клубов с местными деятелями и любителями в области художественного творчества разного направления.

3. Объединение детей и родителей в поиске старых обрядов и секретов рукоделия на территории их проживания.

4. Развитие фантазии и воображения в игре, трудовой деятельности, при подготовке и участии в праздниках, мероприятиях, связанных с возрождением региональной культуры, забытых (утерянных) форм любительства.

Изучив реальные и потенциальные возможности любительства необходимо осуществить организационную перестройку системы руководства развитием любительского движения на данной территории. Важным при этом является перенесение акцентов с организационных и сугубо контролирующих функций на функции содействия и сотрудничества с любительскими клубами и объединениями, а также выявления отдельных личностей, увлекающихся художественным творчеством.

Анализируя существующие подходы к изучению понятий и терминов, касающихся художественного творчества любителей, можно сделать вывод, что в настоящее время имеются различные точки зрения на сущность этого феноменального явления, которое проявляется в терминологических формулировках. Можно свидетельствовать о недостаточной разработанности различными исследователями таких понятий, как «любительские объединения», «клуб по интересам», «любительское творчество», организованная и неорганизованная любительская деятельность, художественная самодеятельность. Они трактуются с различных позиций, но речь идет об одном и том же явлении - «любительском творчестве» в различных формах его проявления.

В свою очередь, необходимо отметить, что самодеятельное творчество - сложное, многогранное и разноплановое проявление досуговой деятельности человека, постоянно эволюционизирующее в зависимости от социально-исторических и современных условий развития общества. Исходя из вышеизложенного, для координации работы по возрождению национальных традиций в регионе необходимо: возрождение народных художественных промыслов и ремесел, сохранение и развитие фольклорных форм народного художественного творчества,, народных праздников и обрядов; пропаганда народной культуры своего региона (народных художественных промыслов, ремесел, культурных традиций, а также деятельность подвижников любительского творчества ) через средства массовой информации; создание условий для развития творческих способностей населения района, города, села, через развитие сети клубов по месту жительства; стимулирование культурно творческой активности населения, поддержка общественных проектов и новых форм культурно - досуговой деятельности.

Одним из возможных направлений культурно-просветительной .деятельности общества, способствующих возрождению и развитию традиций национальной культуры, является художественно-творческая деятельность любителей. Формы подобной деятельности многообразны. Творческий потенциал участников любительских движений и объединений может помочь созданию творческой ауры, привлечению инициативных жителей микрорайона, с целью преемственности навыков и умений в сфере свободного времени. Большая роль в организации культурного досуга отводится всем социальным институтам, занимающихся художественно -эстетическим воспитанием и образованием, особенно в сфере свободного времени. Социально-педагогический процесс, позволяющий реализовать воспитательный потенциал досуговой деятельности активизирует творческий поиск и позволяет внедрять в практику наиболее оптимальные формы и методы работы с населением в досуговой сфере. Роль социально-культурной деятельности заключается в формировании знаний и умений, духовных, образовательных и культурных интересов, индивидуальных и групповых творческих способностей и многого другого. Происходит прежде всего активизация и развитие самой личности, своего «Я», но при взаимодействии с другими людьми, ценностями культуры посредством художественной самодеятельности. Все это развивает образные формы сознания и побуждает личность к установке на творчество.

Изученный в ходе исследования материал позволяет наметить конкретные шаги по воплощению теоретических положений диссертации на практике и подтвердить первоначальную гипотезу, а также сформулировать итоговые выводы, выносимые на защиту.

На защиту выносятся положения о том, что:

1. Самодеятельное художественное творчество является фактором возрождения национальных традиций при условии единой системы организации культурного досуга среди разновозрастной категории населения с участием различных субъектов социально-культурной сферы (учреждения дополнительного образования, культуры и досуга, дошкольного воспитания, школьные и внешкольные учреждения).

2. Участие различных субъектов социально-культурной сферы в организации подростковых клубов по месту жительства способствует вовлечению разновозрастных групп населения в проведении традиционных форм досуга и стимулирует развитие каждой личности в проявлении своего творческого потенциала.

3. Изучение современных подходов к организации самодеятельного художественного творчества на Тамбовщине позволяет выявить такие тенденции, как:

-сокращение коллективов и числа участников исполнительской самодеятельности и возрастание роли авторских коллективов, как в городах, так и районных центрах;

-расширение жанров и видов самодеятельного художественного творчества, на базе социальных институтов непосредственно не связанных с социально-культурной сферой: в кругу семьи, в клубах по месту жительства, детских и юношеских организаций;

-перенесение центра организации досуга разновозрастных категорий населения г. Тамбова из клубных учреждений в клубы по месту жительства;

-ориентация самодеятельного художественного творчества на освоение локальных национально- культурных традиций;

-восстановление механизмов преемственности народных художественных традиций посредством организации фестивалей, конкурсов, смотров, выставок различного уровня;

4 Технология внедрения культурно - досуговых и образовательных программ для различных групп населения способствует возрождению национальных традиций в определенном регионе.

5. Методика организации самодеятельного творчества по возрождению национальных культурных традиций должна включать различные виды и формы досуговой деятельности и учитывать запросы и интересы разновозрастных групп населения данного региона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время при отсутствии национальной идеи в обществе взгляды молодого поколения несколько деформировались. Изменились представления о долге, чести, жизненных приоритетах. Смена ценностей не могла не сказаться отрицательно на население сел, городов.

Самодеятельное художественное творчество, как пласт историко-культурного освоения действительности средствами искусства, - неприметный спутник народной культуры, которая исстари состояла из трех частей: профессионального, церковного и народного творчества. Эффективной школой наследования нравственных и эстетических ценностей народа была большая патриархальная семья, состоявшая из трех - четырех поколений. Сейчас она разрушена. Прервана естественная связь поколений. Дети и родители разобщены: у одних - работа, у других - детские сады, школы, свой круг общения. В прежние времена школой наследования культуры была сельская община со сложившейся системой аграрных и семейных праздников и обрядов, хороводов, гуляний и других форм общения на эстетическом уровне. В песнях, плясках, лицедействе, народных праздниках все люди - от мала до велика проходили обряд очищения, коллективного оздоровления, сбрасывали со своих плеч груз переживаний, физической и психической усталости, получали заряд бодрости и силы.

Если живы традиции, то умение и навыки формируются и передаются от старшего поколения к младшему. Если нет или не стало таких устойчивых национальных традиций, их необходимо возродить. Только воссоединение с прошлым может восстановить преемственность прошлого, самого недавнего. Характеризуя истоки самодеятельного художественного творчества на Тамбовщине мы выявили, что наиболее распространенными видами художественно-творческой деятельности любителей на протяжении XVIII - XIX веков были:

1) авторская самодеятельность (народное музыкально-поэтическое творчество - торжественные поздравительные песни, кант-виват и лирический; импровизационные концерты, фольклористика, фотоискусство, прикладное искусство - крестьянское традиционное творчество, городской изофольклор);

2) исполнительская самодеятельность (театральное творчество - народный театр, связанный с устным народным творчеством: выступление скоморохов и петрушек на ярмарках, кукольные театры, походные балаганы, выступление бродячих актеров; непрофессиональный любительский театр, «театр для народа» - профессиональные труппы, музыкально - драматические кружки, театры-студии; хоровые коллективы - народные хоры, хоровые классы, «светское пение», вокальное пение, церковное песнопение; семейно-бытовое исполнительство - музицирование различных жанров и направлений фольклорного творчества);

3) инициативные клубы (клубы по интересам, многочисленные любительские неформальные объединения, благотворительные общества и попечительства).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Великанова, Елена Валентиновна, 1999 год

1. Авдошенко Е.В. Место утраченной городской усадьбы в Тамбове., где жил поэт Г.Р. Державин в его бытность тамбовским наместником. // Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Тамб. обл. -М., 1978.-С. 35-37.

2. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. -М.: Совет, композитор, 1988. 237с.

3. Алпацкий И.И., Григорьева Е.И. История художественных промыслов тамбовского края. Тамбов, 1992. - 46с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмета познания. Д.: Изд - во ЛГУ, 1968. - 339с.

5. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. (Новая расширенная редакция): Учеб. Пособие. М.: Народн. Акад. к - ры и общечелов. ценностей, 1993. -352с.

6. Баженов Н. Жизнь замечательных людей. Рахманинов. М., Изд -во. ЦК ВЛКСМ «Мол. гвардия», 1966. - 350с.

7. Бакланова Т.И. Организация и научно методическое обеспечение художественной самодеятельности: Учеб. пособие. - М., 1992. - 102с.

8. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. -М.-.МГИК, 1992. 160с.

9. Бакланова Т.И. Теоретические основы педагогического руководства художественной самодеятельностью: Дис. . д-ра пед. наук. М., 1990.- 476с.

10. Барский П.М. Организационные основы деятельности клубов по интересам и любительских объединений. М., 1983. - 35с.

11. Бирюков С. Юрины куклы: О работе тамбовчанина Ю. Домаре-ва. // Клуб и худож. самодеятельность. 1982. - №18. - С.19.

12. Богатырев В.А. Процесс идейно-нравственного воспитания участников самодеятельного театрального коллектива как система: Дис. . канд. пед. наук. Киев, 1986. - 244с.

13. Боголюбов Н.К. Организация внеклассной работы по пению. -Тамбов: Изд -во «Тамб. правда», 1958. 94с.

14. Болыбина Г. Тамбовский край в Петровскую эпоху // Коме. Знамя. 1983. - 24 июня.

15. Большая энциклопедия. Видеоархив Российской истории, 1998, 1 -й диск.

16. Боратынский М.А. Род дворян Боратынских: Приложение к «Летописи И. Р. Историко - Родословного. Общества» за 1910 г. - М.: Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1910. - 18с.

17. Бороноев А.О. Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы / Ред. кол: А.О. Бороноев и др. СПб.: Петрополис, 1995.-206с.

18. Босенко Т.В. Активизация патриотического воспитания личности в общественно-политических объединениях: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1989. -251с.

19. Брылин Б.А. Вокально-инструментальные ансамбли школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 109с.

20. Вайгаускайте Д. П. Народные традиции в любительском театре. Литовской ССР, 1960 1980 гг.: Дис. . канд. искусствовед. - М.,1988. -158с.

21. Варламов Д.И. Становление и развитие самодеятельных оркестров и ансамблей гармоник: (На материалах Поволожья): Дис. . канд. пед. наук. -М., 1993. 186с.

22. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е.В. Попов. М.: Владос, 1995. - 336с.

23. Велединский В.Г. Развитие самодеятельного художественного творчества в трудовом коллективе: Дис. . канд. пед. наук. Л., 1984. -273с.

24. Верещагин П.А. Исторический очерк Тамбовского Александ-ринского института благородных девиц. 1843-1893. Тамбов, 1893.

25. Вирабов И. Сучок Гаврилы, или ты тоже, белянка, хороша // Экспресс Репортер. - 1994. - 5 авг. - С.2.

26. Витебский Л.Я. Формирующий эксперимент в развитии любительского движения. М.: Совет. Россия, 1989. - 112 с. - (Б-чка «В помощь клубному работнику», №10).

27. Волков Ю., Поликортов В. Интегральная природа человека: Естественно научный и гуманитарный аспекты: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Изд - во. Рост, ун-та, 1993. -261 с.

28. Волков Н.В. В поиске живой воды // Советская культура.-19892 дек.

29. Волокитин В. Певческая капелла Ю.Н. Голицына // Заря коммунизма Добринка. 1970, 28 нояб.

30. Вопросы философии. -М.: Наука, 1992. 191 с.

31. Воробьев Т.Г. Твоя информационная культура. М.: Наука, 1998. -281с.

32. Воронцов И. Клуб любителей искусства в Мичуринске. // -Парт, жизнь. 1974. - №7. - С. 59-61.

33. Воронцов И. Мелодии зовут к прекрасному // Тамб. правда. -1969.-22 янв.

34. Воспитание увлечением: Формирование и деятельность клубных объединений / Сост. В.Е. Триодин М.: Профиздат, 1987. - 144с.

35. ГАТО. Ф. 25, Оп. 4, №20, Л. 1-2. Там же: Ф. 25, Оп. 8, №19 -а. Печатный отчет Тамбовского общества любителей художеств за 1907 год. -Тамбов, 1908.

36. Герасимов В. Проблемы клуба и клубок проблем // Коме. Правда. 1986. - 12 февраля.

37. Геращенко В.В. Педагогические аспекты совершенствования самодеятельного хореографического творчества в клубных учреждениях: Дис. . канд. пед. наук. М., 1985. - 208с.

38. Гнатюк Н. Лесенка научной карьеры: О любительских объединениях. // Клуб и худож. самодеятельность. 1988. - №5. - С. 6 - 8.

39. Годфруа Ж. Адаптация и творчество// Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1. М.: Мир., 1996. - ч.З. Высшие функции и обработка информации. Гл. 9. - С. 414 - 485.

40. Годфруа Ж. Научение // Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 -х т. Т. 1. М. : Мир, 1996. - ч. 3. Высшие функции и обработка информации. Гл. 7 - С. 302 - 347.

41. Гонтарев Г.А. Культура личности: Курс лекций / ТГИК. Тамбов, 1990.-200с.

42. Гончаров И.Ю. Проблемы совершенствования художественной самодеятельности как средства эстетического воспитания трудящихся: Дис. . канд. пед. наук. М., 1971. - 218с.

43. Гончарова B.C. Проблемы классификации клубных объединений /МГИК.-М, 1975.-233с.

44. Горбатова И. Рок и глубинки. // КПР. 1990. - №1. - С. 22-24.

45. Гордеев Н., Пешков В. Тамбовская тропинка к Пушкину. Воронеж: Центр. - Чернозем, кн. изд - во, 1969. - 191с.

46. Грибков Ю.А. Психолого-педагогические условия активизации досуговой деятельности участников самодеятельных музыкальных коллективов: Дис. . канд. пед. наук. М., 1989. - 221с.

47. Грибкова Г.И. Социально-педагогические основы формирования художественной культуры молодежи в учреждениях культуры: Дис. . канд. пед. наук. М. 1995. - 245с.

48. Григорьева Е.И. Педагогическое руководство самодеятельным изобразительным творчеством в клубе: Дис. . канд. пед. наук. Л., 1986. -259с.

49. Гудялис Р.П. Хоровое пение как вид художественной деятельности в сфере досуга. Л., 1976. - 187с.

50. Гусейнова Н.М. Проблемы развития культурного процесса // Информкультура. Сер. «Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: Науч. информ.: Сб. 1995. -Вып. 2 - С. 18-24.

51. Давыдов В.Н. Рассказ о прошлом. М.; Л., 1931, - 475с.

52. Даль В.И. Толковый словарь. Т.2.: «И О». - М.: - Рус. яз., 1989.779с.

53. Дело найдется каждому: (Методические рекомендации организаторам и руководителям любительских клубов и объединений) / Всесоюз. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы. М., 1985. - 42с.

54. Державин Г.Р. Исторический лексикон. XVIII век. М.: Знание., Гуманитар, изд. Центр «Владос», 1996. - 780с.

55. Державин наконец обрел покой. // Раб. трибуна. 1993. - 16 июня. - СЗ.

56. Державин. Жуковский. Лев Толстой. Лермонтов. Тургеньев: Биогр. повествования / Сост., общ. ред. послесл. Н.Ф. Болдырева. Челябинск: Урал, 1996.- 548с.

57. Дети ради детей: Программа социальной защиты детей в деятельности детских организаций. М., - 1996. - 67с.

58. Дзюба В. Искушение: О любительских объединениях // Клуб и худож. самодеятельность. 1988. - №13. - С.12-13.

59. Долгов Ю. Страницы прошлого: 80-е годы XVII в. В Вельском городке, находившемся на территории Дмитриевки и др. сел Никифоров-ского р-на. // Знамя коммунизма [Никифор. р-н]. 1976, 15 янв.

60. Долженкова М.И. Социально-педагогические особенности становления и развития системы подготовки кадров для музыкальной самодеятельности. Дис. канд. пед. наук. - М., 1993. - 354с.

61. Досбенбетова Ж.Ш. Психолого педагогические основы профориентации подростков на культурно - досуговую деятельность: (В условиях любительских объединений): Дис. канд. пед. наук., Б.ш., Б.г., 1990. - 248с.

62. Дранков B.JI. Психология художественного творчества: Учеб. Пособие / ЛГИК., Л., 1991.-75с.

63. Дризен Н.В. Материалы к истории русского театра. М.: Изд-во А.А.Бахрушина., 1905. - 311с.

64. Дубасов И.И. К истории Тамбовского края в эпоху основания Тамбовского наместничества XVII XVIII вв. // Тамб. губ. Ведомости. -1881.- 18 -20 июня, (№58-59).

65. Дубасов И.И. Историческая записка о народном образовании в Тамбовской губернии, читанная на акте Екатерининского учительского Института 14 июня 1879.

66. Дубасов И.И. О некоторых бытовых чертах XVII и XVIII вв. Тамб. край. // Известия Тамбовской ученой архивной комиссии. 1892. -19окт. (№35). - С. 30-42; 1893. - 11 янв. (№36). - С. 11-18;

67. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1893. -444с.

68. Дубасов И.И. Тамбовские бытовые черты XVII века и смуты XVII XVIII столетий // Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края - Тамбов, 1893. - С. 362 - 388.

69. Евтеева Г.А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени. Дис. . д-ра пед. наук. - Л., 1980. - 434с.

70. Емельянов Л.И Методологические вопросы фольклористики. -Л., 1978.- 113 с.

71. Емельянова Н.Н. Музыкальные вечера: Хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет. Воронеж: Центр. - Чернозем, кн. изд-во, 1977. - 172с.

72. Ерошенков И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками: Учеб. пособие для студ. ин тов культуры и фак. культ. - просвет, работы ин -тов искусств, консерваторий, пед. вузов и учащихся культ. -просвет, училищ. - М.: Просвещение, 1982. -160с.

73. Ершов Г. Заря нашей поэзии: О Тамбовском периоде жизни и творчестве Державина Г.Р. // Тамб. Правда. 1980. - 9 окт.

74. Жарков А.Д. Организация культурно просветительной работы: Учеб. пособие для студентов ин - ов культуры. - М.: Просвещение, 1989. -237с.

75. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно досуго-вая деятельность: Теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособие. - М., 1994. - 111с.

76. Живая старина / По ред. В.И. Ламанского. Вып. 1/ С. - Пб., 1890, (отдел 2, с.34).

77. Зеленов Л.А., Дахин А.В., Аменьев Ю.В., Кутырев В.А. Культурология: Учеб. пособие. Ниж. Новгород: Изд - во НГУ, 1993. - 93с.

78. И пыль веков от хартии отряхнув.: Хрестоматия по истории Тамбовского края (Документы Тамбовского края, архивные, годы ВОВ, письма с фронта). Тамбов: Изд. Центр ТГПИ, 1993. - 388с.

79. Иванов А. Любительский театр в Тамбове: Из истории театра. // Тамб. Правда. 1969. - 18 янв.

80. Иванов А. Печальная, но светлая страница: Из истории Тамб. Театра. // Тамб. Правда. 1969. - 11 апр.

81. Идеалистическая диалектика в XX столетии: (Критика мировоззренческих основ немарксистской диалектики) / А.С. Богомолов, П.П. Гайденко, Ю.Н. Давдов и др. М.: Политиздат, 1987. - 333с.

82. Из истории Липецкого края. Воронеж, Центр. - Чернозем, кн. изд-во, 1969. - 191с.

83. Известия Тамб. общества изучения природы и культуры местного края. 1925. - №1. - См. : Собрание Общества от 10.10. 1920 г.

84. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Молодежь о себе, своих сверстниках. Л.: Лениздат, 1969. - 130с.

85. Илешин Б. .И голубые небеса. М.: Совет. Россия, 1981. - 176с.

86. Илешин Б.И. Литературные тропинки отчего края. М.: Совет. Россия, 1986. -208с.

87. Ильин И.А. Собрание сочинений: В Ют. Т. 1 М., 1993. - 272с.

88. Исаян Т., Костикова Е. Из прошлого: Цифры и факты из истории культурно просветительной работы в Тамбовском крае . // Тамб. Правда. - 1967. - 9 апр.

89. Исторические материалы: Копии рукописей, писем, жалованных грамот и др. Окладные книги Козлова 1676 г. // Известия Тамбовской ученой архивной Комиссии. 23 февр.( №39). - С. 225-292.

90. Исторический очерк деятельности земства по народному образованию Тамбовской губернии. Тамбов, 1903. - 282с.

91. Исторический очерк Тамбовского Александринского института благородных девиц 1843-1893 гг. Тамбов, Тип. Губерн. Правления, 1893.

92. История крестьянства России до 1917 года., Т.З. Крестьянство периода позднего феодализма (середина XVII века 1861 г.). - М.: Наука, 1993.- 664с.

93. Итина О.М. О чтецах любителях. - М.: Совет. Россия, 1976. -Вып. 16 - 105с.

94. Кабула Е.В. Организационно педагогические основы развития любительского театра: (На материалах Украины): Дис. канд. пед. наук. -М., 1992.- 176 с.

95. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974.382с.

96. Казьмин О. Так начиналась филармония // Тамб. жизнь. 1997. -2 апреля. - С.З.

97. Калашников Д. Здесь формируется художественный вкус // Тамб. Правда, 1963. 26 окт.

98. Каргин А.С. Вот кабы да наука бы: Проблемы развития художественной самодеятельности. // Культ. просвет, работа. - 1988. - №2. - С. 14-17.

99. Каргин А.С. Единство нравственного и эстетического воспитания участников художественной самодеятельности: (На опыте самодеятельных музыкальных коллективов). М., 1977. - 191с.

100. Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студ. высш. и сред. учеб. заведений культуры и искусств: Учеб. пособие. М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 1997. - 288с.

101. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1988. - 271с.

102. Каргин А.С. Социально-педагогические проблемы становления и развития художественной самодеятельности в клубных учреждениях РСФСР 1917-1932 гг.: Дис. . д-ра пед. наук. Л., 1986. - 389с.

103. Карманов П.И. История драматического театра на Тамбовщине: Тамбовскому драматическому театру им. А.В. Луначарского 75 лет. -Тамбов, 1962. -48с.

104. Карташкин А.С. Искусство удивлять. М.: Профиздат, 1990.120с.

105. Клинчин А.И. Николай Хрисанфович Рыбаков. (1811-1876). -М.: Искусство, 1952. 244 с. (См. Дальний Б. Сам Николай Хрисанорович. //Подъем. - 1961,-№3.-С. 118-120).

106. Клубоведение: Учеб. пособие для ин тов культуры, искусств и фак - тов культ.-просвет. работы пед. ин - тов / Под ред. С.Н. Иконниковой и В.И. Чепелева. - М.: Просвещение, 1979. - 397с.

107. Комиссаренко С.С. Клубные объединения как формирования политической культуры личности: Дис. . канд. пед. наук. Спб., 1991. -211с.

108. Комиссинская JI.B. Любительский театр Кубани XIX нач. XX века: Дис. . канд. Искусствоведения. - М., 1993, - 221с.

109. Корнеев В. А. Тайна старинного парка. Тамбов., 1994. - 197с.

110. Кострикин В. Культура и народное просвещение: (Из истории культурных преобразований в г. Мичуринске) // Мичуринск. Воронеж: Центр. - Черноземн. кн. изд-во, 1969. - С. 145-196.

111. Краткая литературная энциклопедия. Т.4. Лакшин Мураново / Гл. ред. А.А. Сурков. - М.: Совет. Энциклопедия, 1967. - 1024с.

112. Краткий исторический очерк возникновения и развития Темни-ковской земской городской кружевной школы-мастерской. Тамбов., 1913.- 12с.

113. Краткий очерк возникновения и деятельности общества по устройств народных чтений в г. Тамбове и Тамбовской губернии по отчетам за 1893-1899 гг.

114. Краткий очерк возникновения и деятельности общества по устройству народных чтений в г.Тамбове и Тамбовской губернии по отчетам за 1893 1899г.г. Десятилетие народных чтений. - Тамбов, Губерн. земск. тип., 1899.

115. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиа-ни, Н.И. Лапина.; Сост. Э.М. Кортева, Н.Ф. Наумова. М.: Политиздат, 1989. -479с.

116. Краткий словарь по этике / Под общ. ред. О.Г. Дробницкого и И.С. Кона. М.: Политиздат, 1969. - 543с.

117. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т.7. М., 1959.669с.

118. Культура в современном мире: Опыт, проблемы, решения: Ин-форм. сб. Вып.1. М., 1991. - 96с.; Вып. 1 - 4, 9 - 12 - М., 1993.; Вып. 2,8,9,11.-М, 1993; Вып. 1.-М, 1995,- 112с.

119. Культурная жизнь Тамбовского края: Материалы региональной науч. конф. 19 мая 1995 г. Тамбов: Изд. МИНЦ, 1995. - 132с.

120. Культурология XX век: Антология: Кризис культуры / ИНИОН РАН. Лаборатория теории и истории культуры; Ред. сост. С.Я. Левит. -М.: ИНИОН, 1994. - 203 с. - (Сер.: Лики культуры). - Указ. имен: С. 199 -203.

121. Культурология сегодня: Основы. Проблемы. Перспективы / Рос. акад. упр. Туманит, центр, каф. культурологии; Ред. кол.: И.Н. Лиса-ковский (отв. ред.) и др. М, 1993. - 146с.

122. Курочкин И. Живая старина: (Самодеятельность Хоботовского Д.К.) // Клуб и худож. Самодеятельность. 1970. - №24. - С. 14 - 15.

123. Кученкова В. А. Неизвестный Тамбов, Тамбов, 1993. 221с.

124. Кученкова В.А. Святыни Тамбовской Епархии. М.: Изд. отд. Моск. Патриархата, 1993. - 109с.

125. Кученкова В.А. Традиции армейской культуры // Послесловие. 1993.-Июнь (№10)-С. 4.

126. Лагусев Ю.М. Формирование нравственной культуры личности подростка в любительском объединении спортивного типа: Дис. . канд .пед. наук. М, 1994. - 208с.

127. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора // Искусство в шк. -1991. №1; 1996. -№1.

128. Лебедев В. Историческая записка о Тамбовском епархиальном женском училище за 50 лет его существования. 1863 1913. - Тамбов, 1914. - 104с.

129. Лебедев Д.Н. Подготовка юных организаторов. М.: Просвещение, 1993. - 64с.

130. Левшина Е. Формирование зрительской аудитории театров: Учеб. пособие. Л., 1989. - 71с.

131. Лепуонюс А.А. Психолого-педагогические способности ориентации клубных форм деятельности в любительских молодежных объединениях: Дис. . канд. пед. наук. Л., 1989. - 172с.

132. Лучанкин А.И., Сняцкий А.А. Социально клубная работа с молодежью: Проблемы и подходы. : Екатеринбург: УрО РАН, 1996. -262с.

133. Любительское движение и направления его общественно государственной поддержки: (Информ. - культура., Сер. «Социокультурная активность населения и новые формы организации досуга») // Экспресс -Информация.-1990.- №4 - С. 1-12.

134. Макаренко А.С. Сочинения. Т.5. М., 1958. - 125с.

135. Малые жанры русского фольклора: Пословицы, поговорки, загадки: Хрестоматия для филол. спец. Ун тов и пед. ин - тов / Сост. В.Н. Морохин. - М.: Высш. школа, 1979. - 284с.

136. Маркс К. Теории прибавления стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.- 2-е издание, Т.26. М.: Политиздат, 1981. - 631с.

137. Мартынов А.Ф., Жданов В.М. Из прошлого Липецкого края. -Липецк: Липецкое кн. изд во., 1959. - 18с.

138. Мизис. Ю.А. Заселение Тамбовского края в XVII XVIII веках: Учеб. пособие. - Тамбов, 1990. - 106с.

139. Мирошниченко Н. Исповедь оптимистки о литературных объединениях // Клуб и худож. самодеятельность. 1988. - №11. - С. 23-25.

140. Михайлов В.И. Художники Тамбовского края. Л.: Изд-во «Художник РСФСР», 1973. - 157с.

141. Михайлова Н.Г., Быкова Э.В. Социально-культурные проблемы развития любительского художественно творчества: Аналитич. обзор. /

142. НИИ культуры. М., 1991. - 149с.

143. Молчанов Б. Искушение вопросом, или Что? Где? Когда? Как?: Любительские объединения досуга // КПР. 1988. - №1. - С. 23-25.

144. Морозов Е. Жителям маленьких деревень: (Из опыта работы агитпоезда в Сосновском районе) // КПР. 1964. - №7. - С.13-14.

145. Мы действующие лица современности: Московское творческое объединение «Прометей» // Клуб и худож. самодеятельность. 1988. - №1. - С. 6-7.

146. Народная культура и возрождение духовных традиций Тамбовского края: Материалы обл. науч. практ. конф. / Отв. ред. Н.М. Аверин. -Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997. - 76с.

147. Народная энциклопедия научных и прикладных знаний. Т.8. -Исторический, полутом 2., М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина., 1912. 412 с.

148. Николаев А.В. Реализация социально-педагогического потенциала досуга в центрах детского и юношеского творчества: Дис. . канд.

149. Пед. Наук. СПб., 1995. - 229с.

150. Народное творчество в культуре развитого социалистического общества. М.: Изд-во «Наука», 1984. - 160с.

151. Народные концерты и народное хоровое пение в городе Тамбове. 1910 год.

152. Наше наследие: Изд -во «Искусство». М., 1990 ( №4).

153. Некрологи: 866; Л.(Голицын Н.Б.) // Весть. Иллюстрированная газ. 1 дек. (№90).

154. О выставке произведений Тамбовской губернии, 31 июля 1837 год. Тамбов, 1837. - 25с.

155. О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений: Постановление ЦК КПСС от 12 июня 1985 г. // Правда. 1985. - 16 июня.

156. О программе статистических сведений, необходимых земству. -Тамбов, 1882.-Зс.

157. Обуховский К. Психология влечения человека / Ред. Б. М.: Се-гал. М.: Прогресс, 1972. - 243с.

158. Овсянников И. Песенное село Черняное: (Очерк о Чернянов-ском народном хоре) // Дорогами молодости. Воронеж: Центр. - Чернозем. кн. изд-во, 1971. - С.295-311.

159. Описания отдельных русских хозяйств. СПб., 1998. - 15с.

160. Организационно-творческая и учебно-воспитательная работа в клубах любителей фантастики: (Метод, рек.). М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1985. - 38с.

161. Орлова В.Д. Учебный материал по истории русской культуры и быта (XIX начало XX вв.): Для учителей и учащихся. - Тамбов, ИМСРО, 1994. - Юс.

162. Островский Г.С. Городской фольклор часть народного творчества: Проблемы взаимосвязи самодеятельно и профессионального искусства. // Декор, искусство СССР. - 1978. - №6. - С. 26-27.

163. Открытие классных аудиторий в новом здании Тамбовской Семинарии. Тамбов, Губ. зем. Тип., 1876.

164. Отчет Моршанского вспомогательного Общества приказчиков за 1915 год. 3-й год. Моршанск: Типолитогр. В.И. Холуянова, 1916. -87с.

165. Отчет о деятельности Тамбовского отдела императорского общества за 1912 год. Тамбов, 1913. - 46с.

166. Отчет о Елатомской гимназии за 1882-1883 учебный год: Тамбов.

167. Отчет о состоянии Александровско Борисоглебской прогимназии на 1887 - 1888 учебный год. - Борисоглебск, 1888.

168. Отчет Тамбовского городского благотворительного комитета за 1900 год. Тамбов, 1900. - 53 с. (За 1903 год. - Тамбов, 1904. - 25 е.; за 1912 год. - Тамбов, 1913. - 72с.)

169. Перминова С.В. Формирование и воспитательная деятельность клубов любителей книги. Дис. канд. пед. наук. Л., 1986. - 258с.

170. Петрова З.А. Свободное время трудящихся и деятельность учреждений культуры по его рациональному использованию (На материалах социологических исследований): Дис. . канд. филос. наук. М., 1966. -247с.

171. Петрова Э.И. Психолого-педагогические условия формирования духовных интересов участников клубных объединений: Дис. . канд. пед. наук. М., 1985. - 190с.

172. Покровский В. Корифеи русского театра: П. Орленев в Тамб. Губернии. // Тамб. Правда. 1969. - 18 марта.

173. Полукаров В.В. Подростковый клуб: Самодеятельность, творчество, самоопределение. М.: Знание, 1988. - 80с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», №11).

174. Пономарчук Н.Д. Формирование активной жизненной позиции подростка в клубных объединениях по интересам: Дис. . канд. пед. наук. -Киев, 1991. 125с.

175. Попечительство о народной трезвости: Устав попечительств, как необходимое дополнение питейной реформы: Основные задачи, ближайшие цели и средства достижения // Сборник календарь Тамбовской губернии на 1903 г. - Тамбов, 1903.

176. После школьного звонка. М.: Мол. гвардия, 1970. - 176с.

177. Правила сельскохозяйственной выставки устраиваемой обществом Тамбовских сельских хозяев, сентябрь 1883 г. Тамбов, 1883.

178. Проект устава Тамбовского коннозаводского собрания. Тамбов, 1871 1888 гг.

179. Протокол собрания Тамбовского губернского статистического комитета 18 апреля 1863 г. Тамбов, 1863., - С. 2 - 3; 7.

180. Путилов Б.Н. Фольклор и художественная самодеятельность // Фольклор и художественная самодеятельность. Л., 1978. - С.5.

181. Путь к мастерству / Сост. Л. Чубаров, Т. Ведина. 3-е изд., доп. - М.: Мол. гвардия, 1988. - 286с.

182. Разумный В.А. Воспитание нравственной культуры в творческой любительской деятельности: Метод, пособие для руководителей любительских творческих коллективов и объединений. М.: ВНМЦ НТ КПР МК СССР, 1986.- 87с.

183. Разумный В.А. Методика формирования эстетической культуры личности: Пособие для работников клубных учреждений. М.: ВНМЦ НТ КПР СССР. - 1985.- 71с.

184. Расчетина С.А. Цели и методы индивидуального подхода к подростку в воспитательном процессе: (Учеб. пособие к спецкурсу). Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1988. - 73с.

185. Ржавинская М. Борьба за грамоту: на Тамбовщине. // Тамб. Правда. 1970. - 15февр.

186. Родники народных талантов: О художественной самодеятельности в области Передовая. // Тамб. правда. 1983. - 31 марта.

187. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора: Метод, пособие для организаторов детского движения. - М., 1996. - 111с.

188. Розанов В.В., Рыбаков В.Н. Анализ опыта и перспективы совершенствования деятельности любительских клубов и объединений: Метод. пособие. М., 1988. - 102с.

189. Русский вестник. Пресс-сборник №1, JI: Изд-во «Мол. Гв.»-1992,- 87с.

190. Русская культура: традиции и современность. Материалы XLI науч. конф. Проф. препод, состава института. -СПбГИК. -1993. - 111с.

191. Рулина Т.К. Педагогические основы развития этнохудожест-венной культуры личности: Дис. . канд. пед. наук. М., 1995. - 177с.

192. Рыбаков Б.А. История СССР с древнейших времен. -М.: Изд-во «Высш. шк. 1975. - 128с.

193. Савенкова J1.A. Духовное возрождение как феномен культурной жизни региона: Дис. . канд. филос. наук. М., 1993. - 192с.

194. Савостьянов В. Любители и актеры: (Козловская театральная хроника). В 2-х ч. (1899-1902 гг.). Козлов. - Изд -во Дубинина А.А., 1903,- 190с.

195. Савченко A.M. История культурно-просветительной работы в СССР.-М., 1970. 169с.

196. Сасыхов А.В., Стрельцов Ю.А. Основы клубоведения: Теория и методика клубной работы. Улан-Удэ: Бурят. - Гос. изд - во, 1969. - 531с.

197. Светлов А. Они будут художниками // Тамб. правда. 1966. - 6февр.

198. Семенова Г. Благодетель: О первом ремесленном училище в г. Тамбове. // Тамбовская правда. 1969. - 15 марта.

199. Серчевский Е. Записки о роде князей Голицыных. СПб, 1853. -С. 258 - 260.Словарь литературоведческих терминов / Ред. - сост.: Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. - М.: Просещение, 1974. - 509с.

200. Сказители: Искусство звучащего слова. Репертуар. темат. сб. / Сост. В.И. Калугин. - М.: Совет. Россия, 1989. - 128 с. - (Б - чка «В помощь худож. самодеятельности»; №17. Вып. 39 ).

201. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона.- 6-е изд.- м. : Политиздат, 1989.-447с.

202. Смирнова Е.И. Клубные объединения. М.: Просвещение, 1977. - 158с.

203. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся культурно просветительных учреждений: Учеб. пособие для студ. культ. - просвет, фак. ин-тов культуры, искусств, пед. вузов и ун-тов. - М.: Просвещение, 1983. - 192с.

204. Смирнова Е.И. Художественная самодеятельность как социально педагогическое явление: Дис. д-ра пед. наук,М, 1989.-488с.

205. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Л.: Лениз-дат, 1977. - 206с.

206. Соколов Э.В. Свободное время, досуг и культура общения // Социалистический образ жизни и молодежь / Сост. В.Г. Жолдуев. Л, 1983.-С. 182 -206.

207. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. - М.: Политиздат, 1989 - 447с.

208. Солженицин А.И. Как нам обустроить Россию // Коме, правда. -1990.- 18 сен.

209. Социально культурные проблемы развития любительского художественного творчества. - М, 1991. - (аналитический обзор) - 150с.

210. Социально культурные проблемы развития любительского художественного творчества: Аналитический обзор. М,1991. - 150с.

211. Ситникова С.А. Фольклорная самодеятельность как фактор возрождения традиционной художественной культуры: Дис. . канд. пед. наук. СПб, 1992. - 170с.

212. Социально-психологические особенности формирования любительских объединений: Метод, рек. М., 1986. - 42с.

213. Социальные и творческие проблемы художественной самодеятельности / НИИ культуры. М., 1981. - 118с.

214. Столярчук Л.И. Клубные объединения как коллективный субъект воспитания: Дис. канд. пед. наук. М., 1991. - 203с.

215. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе: Учеб. пособие для культ. просвет, фак. ин-тов культуры и пед. вузов. -М.: Просвещение, 1979. - 224с.

216. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени: Учеб. Пособие / Моск. гос. ин т культуры. М.: МГИК, 1991. - 116с.

217. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. - 192с.

218. Так дрались Тамбовские волки! // Коме. Правда Воронеж. -1996.-22 нояб.

219. Тамбовские Епархиальные Ведомости. Изд-во Еженедельное. -№22-23. 9 июня. - Тамбов., Электро - Тип. Губ. Правления, 1912. - С. 1082 - 1083.; (№31., 4 авг. 1912 г.).

220. Тамбовское губернское по делам об обществах присутствие. ФХ 725, 1186 д., 1906 1916 гг. (Благотворительные общества, культурно-просветительные, любительские общества).

221. Тамбовское губернское по делам об обществах присутствие. Ф. 161 (Дворянские собрания о дворянских усадьбах). Статистический сборник по уездам., 1860 1880 гг.

222. Тамбовское губернское по делам об обществах присутствие. Ф.238., Оп. №1., Д.6. Ст. «Черты из крепостного быта Тамбовской губернии начала настоящего столетия». Рукопись. Опубл. в журн. «Древняя и новая Россия», 1877.

223. Театральные проблемы теоретической и практической апробации системы педагогических воздействий: Межвуз. сб. науч. тр. 4.1 и 2., Тамбов, часть I и II., 1996. 131с.

224. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Санкт Петербургская гос. акад. культуры. - СПб., 1996. -275с.

225. Триодин В.Е. Клуб и свободное время. М.: Профиздат, 1982.134с.

226. Триодин В.Е. О любительстве не по-любительски // КПР. -1989. №8.-С. 24-27.

227. Триодин В.Е. Состояние и пути совершенствования работы клуба по нравственному воспитанию. Л., 1969. - 278с.

228. Устав Императорского Русского Музыкального Общества. ЦГАЛИ, Ф. 661, On. 1, ед. хр. 80. С. 14 - 15.

229. Устав Тамбовского общества любителей художеств. Тамбов,1907.

230. Устав Тамбовского фотографического общества. Тамбов.,1906.

231. Устав города Тамбова (с учетом изм. и доп. в соотв. с решением Тамбовской городской Думы, №121).- Тамбов.-1997. 22с.

232. Фантазия + Творчество = Каникулы: Методические и практические материалы в помощь организаторам оздоровительного отдыха детей и подростков. М.: Центр СПО - ФДО, 1994. - 182с.

233. Феномены провинции. Проблемы национального самосознания: Межвуз. сб. науч. тр. Т.5. / Науч. ред. О.В. Ромах. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997. - 103с.

234. Философия истории: Антология: Учеб. пособие / Сост., ред. и вступ. ст. Ю.А. Кимелева, М.: Аспект Пресс, 1995. - 351с.

235. Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С.С. Аве-ринцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. - М.: Совет, энциклопедия, 1989. - 815с.

236. Фольклорный театр / Сост., вступ. ст., предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. М.: Современник, 1988. - 476с.

237. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы. М.: Просвещение, 1975. - 243с.

238. Хайченко Г.А. Русский народный театр конца XIX начала XX века. - М.: Изд - во. «Наука», 1975. - 366с.

239. Харчев А.Г. Социология воспитания: (О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности). М.: Политиздат, 1990. -222с.

240. Хасбулатова О.А. Социально-исторический опыт и традиции женского движения в России, 1860 1917 годы: Дис. . д-ра ист. наук. -М., 1995. - 368с.

241. Чаплыгин Музыкальный быт Орехово-Зуево за полвека // Народное творчество.—1937, №11.-39с.

242. Человьян А.В. Работа клубных любительских объединений и клубов по интересам. М., 1988. - 56с.

243. Чепурнова Л. Возраст вдохновения // Тамб. правда. 1980. - 19дек.

244. Черменский П.Н. Прошлое Тамбовского края. -Тамбов: Тамб. кн. изд-во, 1961. 200с.

245. Черменский П.Н. Сколько лет Липецку // Ленин, знамя. 1970 -Липецк. 9 нояб.

246. Чернышева М.А. Культура общения. Л.: Знание, 1983. - 223с.

247. Шавитова А.Б., C.JI. Смирнова Законодательство в сфере культуры.: СПб.: Рос. Творч. Союз работников культуры.-1993. 98с.

248. Шаронов В.И. Социально-педагогические условия самоопределения личности в инициативных объединениях молодежи: Дис. . канд. пед. наук. СПб., 1991. - 203с.

249. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1. -М„ 1980. -258с.

250. Шацкий С.Т. Работа для будущего: Документальное повествование: Кн. для учителя / Сост. В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин. М.: Просвещение, 1989. - 223 с. - (См: Шацкий С.Т. Дети - работники будущего // Педагогические сочинения - Т.1. - С. 197 - 198).

251. Шепелев В. Прощеный день. Культурно-просветительная работа. // Встреча. 1991. - №5. - С.26.

252. Ширко Л.В. Не требуя даров и предпочтенья. М.: Совет. Россия, 1986. - 120с. - (Б-чка «В помощь клубному работнику», №1).

253. Ширяев В. Клуб в клубе. М.: «Совет. Россия, 1976. - 144 с. -(Б-чка «В помощь сельскому клубному работнику», №3).

254. Щеголев А. Из истории деятельности Козловского уездного земства по народному образованию. Тамбов, 1900. - 31с.

255. Щекочихин Ю. На перекрестке // Лит. газ. 1986. - 22 окт.

256. Щербак К. Проблемы любительского движения // Ориентиры культурной политики: Информ. сб. 1994. - №4 - С. 39 - 43.

257. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. - 447с.

258. ЮНЕСКО. Деятельность в области образования во всем мире. / Франция.: Изд-во. «ЮНЕСКО», 1994 г. 68с.

259. Ядов В.А. Социологические методы исследования клубной работы. М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1986. - 95с.

260. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М.: Наука, 1972. - 239с.

261. Яковлев Н. Развивать творческие способности // Тамб. правда. -1969. 14 дек.1. АНКЕТАлюбителя, являющегося членом культурно-досуговогообъединения1. Дорогой друг!

262. Материалы исследования помогут вырабатывать рекомендации для дальнейшего развития любительского творчества в регионе.

263. Анкета анонимная. Свою фамилию указывать не надо.

264. Заранее благодарим Вас за участие в нашей работе!

265. Анкета организованного любителя

266. Что привело Вас в коллектив? Какие из Ваших желаний осуществились (Можно указать несколько или осуществляются в этом коллективе?пунктов) (Можно указать несколько пунктов)

267. Желание заниматься любимым искусством ------------------------------------ -010

268. Возможность развивать свои способности -------------------------------------- - 011

269. Возможность творческого самовыражения -------------------------------------- -012

270. Желание выступать на сцене, эстраде --------------------------------------------- - 013

271. Желание углубить знания и навыки в интересующей меня области--------- - 0141. Аьщ 006 Потребность передать свои знания и навыки другим товарищам. - 015

272. Общение с людьми, близкими по интересам------------------------------------- - 016

273. Желание завести новые знакомства-------------------------------------------------017

274. Укажите какие еще:--------------------------------------------------------------------- - 01 82. а) Чем лично для Вас является Ваше б) Чем клуб, объединение могли статьобъединение? для Вас?

275. Средством расширения знаний и культурного кругозора--------------------- - 026

276. Местом общения с интересными людьми, друзьями, знакомыми----------- - 027

277. Средством приобщения к творчеству--------------------------------------------- - 028

278. Средством развлечения, разрядки, отвлечение от житейских забот---------- - 029

279. Одним из средств просто «убить время», когда нечего делать---------------- - 030

280. Для меня лично объединение ничего не значит-------------------------

281. Почти всегда------------------------------------------------------------------------------------05 6

282. Иногда------------------------------------------------------------------------------------------05 7

283. Никогда-----------------------------------------------------------------------------------------05 6б) Если Ваше свободное время проходит вне клуба, то укажите где?

284. Свой двор------------------------------------------------------------------------------------05 9

285. Где придется--------------------------------------------------------------------------------06 0

286. Квартира друзей----------------------------------------------------------------------------06 1

287. Свой дом-------------------------------------------------------------------------------------06 2

288. Чужой двор----------------------------------------------------------------------------------06 3

289. Стадион---------------------------------------------------------------------------------------064

290. Театр------------------------------------------------------------------------------------------06 5

291. Музей------------------------------------------------------------------------------------------06 6

292. Концертный зал------------------------------------------------------------------------------067

293. Где еще?---------------------------------------------------------------------------------------06 8

294. Какими видами любительского творчества (с ориентацией на склонности и способности) Вы занимаетесь в Вашем клубе?

295. ВИА вокальная группа------------------082075 бардовская песня —.- - 083076 --------------------------------------------------------------------------------------------------

296. Как Вы считаете, где может наиболее эффективно реализовываться Ваше свободное время?084 В парке

297. Физкультурно - оздоровительном комплексе086 В музыкальной школе087 В хореографической студии088 В художественной школе089 В библиотеке090 На технической станции091 В летнем лагере

298. В санаторно - курортном учреждении

299. При активном участии семьи

300. В школе во внеурочной досуговой деятельности

301. В клубе по месту жительства096 Во дворе

302. Где еще?------------------------------------------------------------------------------------------

303. Могли бы Вы себя отнести к числу людей, обладающих высокой общественной активностью?098 Определенно да099 Пожалуй, да100 Пожалуй, нет101 Определенно нет

304. Материалы исследования помогут вырабатывать рекомендации для дальнейшего развития любительского творчества в регионе.

305. Анкета анонимная. Свою фамилию указывать не надо.

306. Заранее благодарим Вас за участие в нашей работе!

307. АНКЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ, КЛУБА ПО ИНТЕРЕСАМ

308. Какими видами (жанрами) любительского художественного творчества занимаются участники Вашего коллектива? (Нужное подчеркнуть)

309. Хореографический (народный, бальный)

310. Хоровой (народный, академический)

311. Оркестровый (духовой, народных инструментов)

312. Театральный (драматический, кукольный)

313. Изобразительный (живопись, графика)006 Декоративно - прикладной007 Кино - фотолюбительский008 Эстрадный ансамбль

314. Кружки (художественное чтение, кройки и шитья и др.)

315. Как регулярно проходят занятия в Вашем коллективе?010 Один раз в неделю011 2-3 раза в неделю012 Более 3-х раз в неделю013 Более 3 раз в месяц

316. Это зависит от ситуации (близится смотр, выставка, отчет)

317. Есть ли в Вашем коллективе традиции? Если да, то подчеркните.

318. Торжественный прием в коллектив

319. Совместное проведение праздников

320. Совместные экскурсии, прогулки, походы018 Летопись коллектива

321. Уголок коллектива (фотографии, подарки, отзывы, афиши, программы и020 Другие традиции (какие?)

322. Оказывают ли влияние традиции коллектива на его участников?021 Да022 Нет

323. Если да, то в чем, по Вашему мнению, это проявляется?

324. Способствует проявлению активности024 Дисциплинирует

325. Укрепляет взаимоотношения между участниками

326. Уменьшает текучесть участников коллектива

327. Становятся приятным и радостными занятия028 Что еще?

328. Удовлетворены ли Вы в общем?1. ДА НЕТ ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВ.

329. Творческим процессом в коллективе 1 2 3

330. Результатами этого процесса 1 2 3

331. Что еще Вы бы могли добавить?

332. Нравится ли Вам Ваша работа? (Руководство самодеятельным коллективом)032 Очень нравится033 В основном нравится034 Затрудняюсь ответить035 Не очень нравится036 Совсем не нравится

333. Учитываются ли интересы участников коллектива при составлении плана работы?037 Да038 Нет

334. Что дает Вам руководство коллективом?

335. Получаю удовольствие от сознания полезности выполняемой работы

336. Имею возможность осуществить свои замыслы в коллективе

337. Помогает педагогическому и профессиональному совершенствованию

338. Имею возможность более полно передать свои знания и навыки члены коллектива

339. Дает ощущение полноты жизни

340. Нравиться руководящая работа045 Что еще?

341. Какие средства пропаганды творчества кажутся Вам наиболее приемлемыми?046 Периодическая печать047 Выставки, объявления

342. Сообщения по радио и телевидению049 Что еще?

343. Какие трудности Вы испытываете в занятиях любительским художественным творчеством? (Отметьте, пожалуйста, каждый вариант ответа)

344. Отсутствие художественных часто редко никогда принадлежностей и материалов 12 3 (краски, кисти, холст и др.)

345. Отсутствие методической литературы 1 2 3

346. Отсутствие помещения 1 2 3

347. Отсутствие помощи со стороныруководства данным учреждением 1 2 3054 Что еще? Напишите

348. Какую помощь Вы получаете от методического кабинета Городского Центра и научно исследовательского Центра ТГУ им. Г.Р. Державина?часто редко никогда055 Организация выставок 12 3

349. Пропаганда творчества через печать,телевидение 1 2 3

350. Методическая помощь (составление планов, сценариев, методических разработок,проведение семинаров) 1 2 3

351. Организация праздников, вечеров и т.п. 1 2 3059 Что еще?

352. Что Вас не удовлетворяет в деятельности коллектива?

353. Низкий уровень теоретических и практических знаний

354. Плохие взаимоотношения в коллективе

355. Члены коллектива без инициативы, энтузиазма

356. Просим сообщить некоторые сведения о себе:

357. М, Н. Шумилина й Г. 1, Леонова,' ^УЙЬ&у&ирем***' ^„^sет? , $

358. JtuMupJ. // f, $ ■> , / s "Щ/ / <2AJ*ruy*ot/ za^-Ь As? —g-j /т^иа^тг/кv*ит ^ 1. Q/f-~—- ^ ' ^4, j,isu^uj , /^S-a-'bc ->r. i &--'

359. V^^iU^.' fan* л.I й^^Л^ ^У^ *1.гУА Z^CfAW'^ ------V; $' ^ - -у *1 у/ }.'„/* ■If-7&UM&-" г^'ъЛи^* /■ut- /■-^^dysi.iJy^ s-is^Jgs. i^ts-?-^^ygg^g^^7 у ^ ^1. С? .: ;

360. Ведущий актер железнодорожного любительского театра г. Тамбова Н.П. Мельхиседеков

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.