Сатирическое творчество Фатыха Амирхана: Эпоха и герой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Гарапшина, Лилия Ришатовна

  • Гарапшина, Лилия Ришатовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, КазаньКазань
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 167
Гарапшина, Лилия Ришатовна. Сатирическое творчество Фатыха Амирхана: Эпоха и герой: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Казань. 2004. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гарапшина, Лилия Ришатовна

Введение

I глава. Годы и среда формирования идейно-эстетических взглядов молодого Ф.Амирхана (1905)

II глава. XX век - век возрождения и прогресса нации. Эпоха революций и сатирический герой Ф.Амирхана (1905 - 1917)

2.1. Идейно-художественные особенности сатирической прозы

Ф.Амирхана

2.2. Комические мотивы в несатирических произведениях Ф.Амирхана

2.3. Идейно-эстетические взгляды Ф.Амирхана о комическом

1907-1917)

III глава. Новая революция - новые сатирические герои. Идейно-эстетические изменения в сатире Ф.Амирхана (1917-1926)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сатирическое творчество Фатыха Амирхана: Эпоха и герой»

Состояние изученности и актуальность темы. Ф.Амирхан является ярким представителем татарской литературы начала XX века. Произведения этого времени отличаются сатирическим накалом, критической направленностью, отрицанием всего отжившего, старого. Это период активного развития комических жанров. Причиной актуализации сатиры послужили две революции, определившие большие изменения в общественно-политической, духовной жизни народа, когда развернулся новый этап национально-освободительного движения угнетенных наций России, которое вызвало и стимулировало активизацию смеха.

С именем Ф.Амирхана связаны разные области культурной татарской жизни. Будь то политика или литература, журналистика или просвещение, в каждой области он известен, как один из ведущих лидеров, оставивших неоценимое историческое наследие.

В истории татарской литературы Ф.Амирхан занимает видное место своими рассказами, пьесами, романами. Он оставил неизгладимый след в развитии татарской культуры и просвещения, литературной критике и публицистике. Ф.Амирхан один из самых блестящих и талантливых писателей - сатириков начала XX века.

В последние десятилетия во всех сферах жизни страны происходит коренное обновление. Обращаясь к татарской литературе, составляющей важнейшую часть духовного наследия народа, мы ощущаем острую необходимость обновленного изучения и ее переоценки. Эта необходимость особо ощущается в оценке критической, оппозиционной литературы, в том числе сатирического наследия, которое находилось под прессом официальной идеологии. Именно к такому наследию относится сатира Ф.Амирхана.

Сатирические рассказы Ф!Амирхана характеризуются композиционной стройностью, типичностью и колоритностью образов, специфичностью языка произведений, национальным духом мышления героев. Эти рассказы пронизаны тонкой иронией. Как правило, такие произведения затрагивают общественно значимые проблемы. В них проанализировано положение татарского народа, ее прошлое, намечены желаемые перспективы. В этом аспекте значительное место занимает его сатирическая проза. Такое исследование имеет практическую значимость и в плане изучения жанрового развития татарского рассказа.

Просветительская деятельность Ф.Амирхана начинается с юношеских времен. Еще, будучи учеником старшего класса в медресе, он преподавал в младших классах. Воспитательно-педагогическая деятельность его не ограничивалась этим, в 1907 году он выпустил несколько изданий детского журнала. Немного раньше, в 1901 году, одним из руководителей молодежной тайной организации «Иттихад» был Ф.Амирхан. Такие организации характеризовались разоблачительным характером устаревших уставов школьных программ. Организация литературных кружков так же связано с именем молодого предводителя. Они характеризовались литературно-политической направленностью. Будущий драматург принимал участие в организации домашних спектаклей. Главные роли пьес исполнял Ф.Амирхан. Вспыхнувшее шакирдское движение начала XX столетия, неразрывно связано с его именем.

В эпоху первой русской революции, наряду с другими произведениями, Ф.Амирхан написал ряд сатирических рассказов.

Начало изучению сатирического творчества Ф.Амирхана было положено еще при жизни писателя. Г.Тукай, например, силу сатиры Ф.Амирхана сравнивал с мастерством Н.В.Гоголя [46; 463]. Выдающийся татарский писатель Ф.Бурнаш Ф.Амирхана считал ханом и султаном в области смеха. («Бу Фатыйх «мыскыл» бабында Ьэм эмир, Ьэм хан хэзер») [8; 333]. «У Ф.Амирхана, - писал он, - сила смеха, сатиры могущественна.Ф.Амирхан с одной стороны прославился своим тонко-эмоциональным, остропроницательным, мягким сердцем, в то же время его природе свойственны были жестокий смех, суровая злость. Поэтому в свое время попасть под сатирическое перо Ф.Амирхана считалось не желательным». («ф.Эмирханда

Иежу, сатира кече дв куэтле иде. Эмирханда исв бер яктан нечкэ хисси, уткен сизгерлеге, йомшак йерэге белэн танылса, шул ук вакыт эче колу, кискен ачу настроениялере дв аныц табигатендв зур урын тоталар иде. Шунар курэ, заманында Эмирханныц Ьежу кораллары астында калу бик «жайлы ук эшлэрдэн» саналмый иде») [34].

Ф.Амирхан работал и в несатирическом направлении. Его просветительские, педагогические рассказы высоко оценены его современниками. Г.Тукай, например, оценил его рассказ «Татарка» («Татар кызы», 1909) как оригинальное и новаторское по стилю. Произведения писателя Г.Тукаем были включены в учебник - хрестоматию «Уроки национальной литературы в школе», изданную в 1911 году.

Несмотря на некоторые разногласия между Ф.Амирханом и Г.Ибрагимовым, последний считает Ф.Амирхана талантливым писателем-реалистом. Повесть «Хаят» (1911) писателя рецензент считает новым событием, достижением татарской литературы [65; 60].

На арене «повествования», считал Г.Ибрагимов, среди прозаиков Ф.Амирхан занимает первое место. Судя по его произведениям, это личность, подающий большие надежды. Но, к сожалению, в его творчестве есть произведения, написанные в фантастическом жанре». Видно, что Г.Ибрагимов, ратуя за реализм, явно отвергает фантазию и романтизм. Очевидно, он имел в виду повесть «Фатхулла хазрет», «Сон в канун праздника». Ниже автор статьи отмечает, что фантастическое перо и поэтичность стиля Ф.Амирхана ярче, чем у Г.Исхаки. («Хикэячелек мэйданында сонгы кендэ чыккан эрбабе калэм эчендэ, яцлышмасам, башкалардан Фатих Эмирхановны алда курергэ мемкин дип белэм. Бу затнын «Эльислах»та вэ сонра да курелгэн хикэялэре истикъбальдэ анардан бер эш емид итэргэ юл бирэ. Лэкин, тээссефебезгэ каршы, узенен бетен тэнкыйтьлэрен реальный ноктадан йерткэн бу эфэнде уз эсэрлэрендэ хыялыйга мэел итэ тешэ. Монын калам куэсе гузэл вэ тасвираты кик вэ этрафлы исэ дэ, лэкин, иске татар тормышын белмэуденме, эллэ тарзы хеяты тээсиреннэнме, эсэрлэре реальный тугел, яки бикелли хыял, яки хыял вэ хвкыйкать катыш. Шуны да димэли: бу эфэндедэ эдэбияты хыялиягэ истигъдад жэЬэте дэ калэменен шигърияте Гаяз эфэнденекеннэн якты дисэк тэ, мебалэга булмас») [66; 7-8].

Так оценивали современники творчество Ф.Амирхана 1910-х годов.

В годы вульгарной критики Ф.Амирхан рассматривался, как буржуазный писатель. В частности этому способствовали Г.Тулумбайский, Ф.Сайфи-Казанлы, Г.Гали и другие. Известно, что в то время творчество писателей оценивалось с классовых, идеологических позиций. Поэтому писателя третировали, как «попутчика», как идеолога «мелкой буржуазии».

Еще до революции, Ф.Сайфи-Казанлы опубликовал статью «Глянцевая ложь» (1916, 12 января) в газете «Жизнь» («Тормыш»), обвиняя Ф.Амирхана в нереальности героев, в частности героини Рокии из пьесы «Неравные» («Тигезсезлэр», 1915). В 1930 году Ф.Сайфи-Казанлы издал книгу «О двух татарских классиках» [112; 84], где обвинил Ф.Амирхана в зловредности и «чужеродности» его произведений духу времени. Критик не воспринимал писателя и обвинил его в том, что его положительные герои далеки от реальных тружеников, они образованны, культурны, придерживаются европейских манер поведения. В сравнительном аспекте критик по силе сатирического пера ставил в один ряд Ф.Амирхана и Г.Тукая. Однако, разница между ними в том, отметил он, что в сатирических произведениях, осмеивая отголоски прошлого, «идеолог капитализма» Ф.Амирхан с борьбе с ними предлагает свою утвердившуюся программу, что отличает его от неопределенного в своих позициях Г.Тукая [123, 5-6]. Такие требования Ф.Сайфи-Казанлы в корне отличаются от оценок Дж.Валиди, который, наоборот, поддерживал Ф.Амирхана за такие образы.

В 1936 году Г.Тулумбайский издал монографию, посвященную творчеству Ф.Амирхана, которая явилась научным исследованием, охватившая, как сатирические произведения писателя, так и несатирические произведения, как прозу, так и драматургию. Каждое произведение писателя им подверглось строгой критике. Анализируя политическую сатиру Ф.Амирхана, критик отметил ее антикоммунистическую направленность, обвинил автора, назвал его националистом. При этом он вложил в эти понятия странные смыслы, необъективно оценил реальную ситуацию того времени. Такая политическая сатира Ф.Амирхана могла быть понята при других общественно-политических условиях, свободных от вульгарных догм. Обвинение Ф.Амирхана в национализме явилось самым серьезным и характерным для 30-х годов обвинением.

Советская критика 1950-х годов, связанная именами М.Гайнуллина [45], А.Шамова, Х.Хисматуллина [144, 141] И.Нуруллина [101, 102] и других, заметно уходит от таких оценок предыдущего периода. Но тенденция вульгарной критики в оценке творческого наследия Ф.Амирхана дает себя знать и в эти годы. В 1960-е годы отношение к писателю-сатирику заметно улучшается.

И.Нуруллин в 1966 году издал монографию «Татарская литература начала XX века» [103], в которой Ф.Амирхан занимает достойное место. В 1971 году выходит в свет его книга «Путь к зрелости» [100], в которой автору удается «реабилитировать» писателя, раскрывая его, как представителя метода критического реализма. Однако, в оценке некоторых героев писателя все же заметно давление идеологии его времени. Только в 1970-х годах татарское литературоведение достаточно глубоко осмыслило наследие Ф.Амирхана, как писателя-реалиста. Однако, как и в прежние годы, его сатирическое творчество продолжало оставаться в тени. Не было специальных научных работ, посвященных этой проблеме. Правда, в некоторых статьях мимоходом затрагивались вопросы, имевшие отношение к сатире Ф.Амирхана и его творчеству вообще [138, 48, 49, 37, 56, 61, 62, 91, 100, 139, 44, 53, 67, 90, 97, 112].

В 1988 году И.Нуруллин издал книгу под названием «Ф.Амирхан» [102] из серии «жизнь знаменитых людей», в которой освещается жизнь и творчество татарского классика в свете исторических событий и окружении его современников.

Значительный вклад в изучении творчества Ф.Амирхана, в сравнительном аспекте с такими русскими классиками, как И.С.Тургенев, А.П.Чехов и др. вложила Ю.Нигматуллина [95, 96].

В 1982 году А.Сайганов исследует эстетическое наследие Ф.Амирхана, его место во взаимосвязи с татарской реалистической литературой. Автор монографии справедливо отметил, что «Эстетика Ф.Амирхана - одно из свидетельств коренного сдвига в татарской духовной жизни в знаменательную эпоху становления нации.Теоретические взгляды Ф.Амирхана отразили то новое понимание природы и общественной функции искусства, которое складывается на переломных этапах художественного развития. Все это делает амирхановскую эстетическую концепцию эпохальным явлением в истории татарской литературно-теоретической и эстетической мысли. Критическое освоение его богатого наследия обогащает сегодняшнюю литературную жизнь Татарии, пополняет идейно-творческий арсенал современной литературы и искусства» [108; 164, 166].

Исследование А.Сайганова так же является большим вкладом в восстановлении справедливости относительно творческого наследия Ф.Амирхана. Однако, приходится констатировать, что эта большая работа не охватывала проблемы, связанные с сатирическим наследием писателя. Вообще осталось в стороне политическая сатира Ф.Амирхана, ибо в условиях тоталитарного режима, ученый не имел для этого исследовательского простора.

В 1985 году вышло в свет исследование Н.Валеева «В мире нравственных исканий» и книга «Гармония культур» в 2001 году, в которых анализируются комические произведения и сатирические герои Ф.Амирхана в типологическом аспекте с позиции «духовного испытания» героев. В работе рассматривается типологическая общность наследия сатирика с некоторыми тенденциями русской и западноевропейских литератур; принципы сатирической типизации, характерные поэтике писателя. И в этой добротной работе мы не находим анализа политической сатиры Ф.Амирхана. Ученый в основном, ограничивается анализом произведений дооктябрьского периода, не входит в мир сатиры произведения советского времени. Он находит «ошибки» в сатире Ф.Амирхана и пишет, что «Он хотел в образах интеллигента Гисматуллы и торговца Гайфуллы (из произведения «Герои марта» - Г.Л.) высмеять пустозвонов, совершенно не способных к практическому делу, которые после Февральской революции выдавали себя за революционеров и истинных друзей «милейшего рабочего» и «душеньки крестьянина». Конечно, в то время, когда шел мучительный процесс воссоединения отдельных демократов с пролетариатом, выступление Ф.Амирхана было неуместным. Оно могло быть воспринято как сатира в адрес честных демократов, которые повернулись к пролетариату лицом. Словом, «ошибки» Ф.Амирхана, допущенные им в февральские дни, легко объяснимы.

Со временем Ф.Амирхан разобрался в происходящих событиях» [35;

40].

Н.Валеев, комментируя статьи Ф.Амирхана, написанные в советское время, находит в них горячую поддержку идей социализма.

В 1986 году М.Магдеев издал книгу, посвященную творчеству Ф.Амирхана [86]. В 1990 году издается его же монография, в которой рассматривается литературная и общественная деятельность татарских писателей начала XX века, где определенное место занимает и творчество Ф.Амирхана [85].

В 1989 году издается межвузовский сборник научных трудов, посвященный идейно-эстетическому наследию Ф.Амирхана [69]. В книге всесторонне освещается творчество писателя. Объективно анализируются проблемы психологизма, судьбы татарской женщины, формирование творческого метода писателя, стилевые особенности, социально-экономические вопросы в творчестве прозаика, а так же общественно-политическая деятельность и педагогические взгляды Ф.Амирхана. Ряд статей посвящено изучению взаимоотношений Ф.Амирхана с его единомышленниками. В типологическом аспекте изучаются творческие связи татарского писателя с прозаиками казахской литературы.

В сравнительном аспекте рассматривается творчество Ф.Амирхана с русской и европейской литературой.

Особое внимание в сборнике уделяется проблемам правильного перевода произведений ФАмирхана на русский язык, а так же преподавания его творчества в школах и ВУЗах, раскрытия жанрового своеобразия произведений.

Необходимо особо отметить, что данный сборник не содержит в себе работ по сатире Ф.Амирхана. В нем мы находим лишь отдельные, не новые мысли о сатире писателя.

Таким образом, творчество Ф.Амирхана, в том числе и сатирическое наследие 1910-х годов, татарскими учеными исследовалось долгие годы в определенной степени, этот литературоведческий материал можно разделить на несколько этапов. Более плодотворными в этом вопросе оказались 1960-1980 годы. В эти десятилетия наука довольно глубоко проникла в эстетику, поэтический мир Ф.Амирхана, широко было освещено его время. Однако, господствующие идеологические догмы тоталитарного режима не позволяли открывать правду о политической сатире татарского писателя, советского времени. Большие общественные изменения в стране сняли эти давние преграды. Наука 1990-х годов и начала XXI века имеет возможности и моральный долг перед историей, в смысле раскрытия правды о творческом наследии вообще, в том числе данного писателя. Этой необходимостью подтверждается актуальность нашей работы, посвященной исследованию сатирического творчества Ф.Амирхана.

В 1998 году издается книга Ф.Гапимуллина «Эстетика и социологизм» («Эстетика Ьэм социологизм») [52], посвященная изучению взаимоотношений эстетических законов и социологизма в татарской литературе 1920-30-х годов. Дополненный и обогащенный вариант данного исследования издается в 2001 году под названием «Пока мы не рождены.» («Эле без туганчы.») [51]. Наряду с анализом творчества и общественно-политических взглядов таких татарских ученых, писателей и поэтов, как Г.Ибрагимов, Г.Тукай, Х.Такташ,

М.Максуд, Г.Мухаметшин, Г.Нигмати, Ф.Карим, К.Наджми, Ф.Бурнаш и др. в этих книгах Ф.Галимуллина рассматривается и повесть «Шафигулла агай» Ф.Амирхана. Ученый отмечает, что в записях, датированных 1921 годом 8 октябрем, очевидно отношение Ф.Амирхана к советской власти. Он уже в 1920 году, со времён образования ТАССР, основой роста Республики считал социализм, .будущее народа Ф.Амирхан связывал с новым (советским - Г.Л.) обществом. Ф.Галимуллин пишет, что через год и 4 месяца он уверенно отходит от этих позиций, к этой власти относится критически; сатирическая повесть «Шафигулла агай» (1924 - 1925) этому подтверждение. («1921 елнын В октябрендэ язылып кенделектэ теркэлген.Ф.Эмирханнын совет хакимиятенэ булган ихлас менэсэбэтен аермачык куреп була. Ул еле Татарстан АССР тезелгэн 1920 елда «жемИуриятебезне устерэ вэ тэрбияли торган зэмин» сыйфатында «Россиянец бу кенге социализм тезелешен» атый, ягъни халкыбызнын килэчаген шушы яна жвмгыять белен бэйлэп карый. Лвкин ана бу фикереннэн айнырга 1 ел да 4 ай вакыт житэ. Шуннан сон, влбэттв, ул инде бу хакимиятне унай яктан бэяли алмый 1924-1925 елларда «Шафигулла агай» дигэн сатирик повесть ижат итуе анын бу карашларынын елдан-ел ныгый барганлыгын гына курсвтэлзр») [51; 22-23].

В этой работе Ф.Галимуллин рассматривает и взаимоотношения Ф.Амирхана с такими его современниками, как Г.Ибрагимов. Ученый отмечает, что последний считал его своим другом и соратником [66; 285]. В связи с положительной оценкой Ф.Бурнаша творчества Ф.Амирхана, которая противоречит взглядам Г.Тулумбайского, - Ф.Галимуллин отмечает, что, -последний обвиняет Ф.Бурнаша в «султангалиевщине». Ф.Бурнаш в 1926 году 11 марта пишет, что «Ф.Амирхан в своих произведениях воспевал настроения нового Запада, культурного единства, уверенности татар в свою силу воли. Ф.Амирхан и как драматург занимает важное место. Начатые им и его современниками движения оказали такое большое культурное, общественно-политическое воздействие татарским трудящимся, что если бы не было этих заслуг, то на арене Октябрьской революции мы себя чувствовали бы беспомощными, неподготовленными. Если бы этих трудов не было, нам тяжелее было бы освоить революционные идеи. И в советское время без этих трудов было бы намного тяжелее поднять рост культурного и политического уровня трудящихся, а также развития их государственности». («Фатих Эмирхан узенен эсэрлэрендэ яна гэребчелек, мэдэни бетенлек, татарньщ уз ихтиярына ышанычлылык настроениялэрен жырлады.

Ф.Эмирханнын драматург булу ягыннан да урыны кечкенэ тугел.

Анын Ьэм анын замандаш фикердэшлэре тарафыннан башлаган кинвйтелген херэкетлэр татар хезмэт иялвренен мэдэни, сэяси яктан кутэрелулвренэ бик куп хезмэт иттелэр, ки ул хезмэтлэр мэйдэнда булмаганда без октябрь революциясе бусагасында узебезне хэзерлексезрэк, кечсезрэк сизгэн булыр идек. Алар булмаганда без революция идеялэренен жицеп чыгуында кубрэк авырлыкларга очраган булыр идек. Алар ул хезмэтлэр булмаганда совет хекумэтендэ дэ татар хезмэт иялэренен мэдэни дэрэжэлэрен, сэяси баскычларын кутэру, дэулэтчелеклэрен устеру авыр булган булыр иде») [34].

Как отмечает Ф.Галимуллин, нападки Г.Тулумбайского связаны и с выступлением Ф.Бурнаша на похоронах Ф.Амирхана.

Эта солидная монография охватывает общие закономерности развития татарской эстетической мысли и литературы 1920-30-х годов с новых современных литературоведческих позиций. В ней большое место уделено и творчеству Ф.Амирхана. Ученый, естественно, рассматривает его творчество и общественную деятельность в контексте общего литературного процесса. Он, как диктует характер его исследования, специально и целостно не рассматривает сатиру писателя. Следовательно, целостное изучение сатиры Ф.Амирхана сохраняет свою актуальность.

Углубленное изучение проблем категории комического долгие годы, особенно в годы тоталитарного режима, оставалось не решенным. Не только сатирическое творчество отдельного писателя, но и идейно-эстетические оценочные параметры сатирической литературы вообще не были определены, они вызывали множество разночтений. Жанровые особенности, стилевые направления, индивидуальные стороны творений сатириков не были изложены научно убедительно. Поэтому есть необходимость кратко изложить основные тенденции научной мысли в этом направлении.

Как философская и эстетическая категория комическое современными учеными определена довольно основательно. Например, Ю.Борев об этом пишет так: «Комическое в действительности есть такое общественно значимое противоречие несоответствия (цели - средствам, формы - содержанию, действия - обстоятельствам, сущности - ее проявлению, претензии личности -ее сути, намерений - результатам, низменного - возвышенному, прекрасного -безобразному, старого - новому и т.д.), которое с точки зрения эстетических идеалов, отвечающих объективному ходу развития действительности, заслуживает особой эмоциональной критики (осмеяния, вышучивания, сатирического изобличения и т.д.). Комическое в искусстве - средство раскрытия противоречий действительности, эстетическая форма критики» [32; 282].

Комическое считает ученый порождает «высокий» смех, социально окрашенный, общественно значимый, отрицающий одни человеческие качества и общественные явления и утверждающие другие равными высоким эстетическим идеалам.

Как и в других родах искусств, в литературе комическое проявляется в форме от мягкого юмора до сокрушающей сатиры, иронии и сарказма. По поводу определения комического в научном мире давно ведутся дискуссии [43, 41, 42, 60, 80, 83, 93, 98, 105, 115, 116, 126, 131, 132]. Сатиру некоторые ученые рассматривают как самостоятельный жанр. Мы считаем, что хотя предмет изображения у сатиры и юмора один и тот же, их содержание и соответственно оттенок смеха различно.

Сатира, - пишет А.Макарян, - бичующее изобличение всего, что не соответствует общественно-политическим, эстетическим и нравственным идеалам, гневное осмеяние всего .» [87; 51], то есть самое насмешливое отношение к недостаткам, существующим в жизни, в действительности, у людей, в обществе.

Сатира и юмор стоят рядом, поэтому юмор имеет такие же права, как и сатира, выступать в роли жанра, считают некоторые ученые. «Юмор - смех дружелюбный, безобидный, хотя и не беззубый» [33; 8], - пишет Ю.Борев. «Юмор как бы призывает не к уничтожению данного явления, а к его совершенствованию, к устранению недостатков, имеющихся в нем» [32; 243]. Так Ю.Борев показывает отличительные черты между сатирой и юмором, приписывая юмору мягкую критику, осмеиваемого объекта. Однако, резкой границы между сатирой и юмором литературоведы не ставят. Как отмечал В.Белинский в основе сатиры «.должен лежать глубочайший юмор, а не веселое и невинное остроумие» [28; 49]. «И юмор со своей стороны всегда содержит в себе элементы сатиры: если не осуждения, то хотя бы критики того, над, чем человек смеется» [77; 135], - позже отметил М.Кольцов. И в настоящее время эти суждения не вызывают особых возражений.

Таким образом, проясняется истина - для сатиры и юмора общей основой является смех - эмоциональная критика явлений. Между юмором и сатирой нет резкой границы. Смех, обычно, имеет общественную значимость. Уровень общественной значимости объекта смеха определяет ту или иную разновидность смеха - сатиру, юмор, иронию, сарказм и т.д. Вот этими параметрами мы стремились оценить комическое мышление Ф.Амирхана. Так же мы подходили в оценке его отдельных произведений, учитывая особенности общественной мысли его эпохи.

Следует отметить, что категория комическое привлекало к себе внимание многих исследователей. Ученые разных лет и столетий пытались определить границы и природу комического. Еще со времен Платона эта категория была одной из ведущих категорий эстетики и стояла в центре изучения многих трудов, так как во все времена категория комическое стояла в центре, как категория отрицания всего негативного и изживших нравственных ценностей в общественной жизни.

В наше интенсивно изменяющееся время осмысление сути комического так же не потеряла свою актуальность и является объектом исследований многих эстетиков и теоретиков литературоведения. Известно, что эта проблема эстетики более глубоко разработана с начала 1970-х годов. В трудах таких видных ученых как А.Лосева, Ю.Борева, М.Бахтина [84, 31, 32, 25, 26] и др. Например, М.Бахтин впервые в науке комическое мышление рассматривает в контексте народной смеховой культуры. Особое внимание заслуживают его * мысли о диалектической природе смеха, об отрицающей и возрождающей сути смеха. Эта закономерность особенно действенна в эпоху революционных перемен, что является объектом нашего научного исследования. Позднее нашло развитие в трудах других ученых: Б.Дземидок «О комическом» (1974) [64], Г.Старикова «Поэтика бурятской сатиры» (1979) [114] , Ю.Пахратдинов «Сатира в каракалпакской прозе» (1982) [104], А.Бергсон «Смех» (1992) [29], Т.Кузнецова «Комическое в коми литературе» (1994) [78], Н.Ханзафаров «Татарская комедия» (1996) [136], В.Демин «Многоцветие смеха» (1998) [63], П.Метин «Комическое в чувашской литературе» (2000) [92].

В 1990-х годах в таких трудах категория комического рассматривается не только в общетеоретическом плане, но и в национальном преломлении. Особый интерес вызывают труды, написанные на материале комической литературы отдельных народов, что долгое время оставалось за пределами советской литературоведческой науки. Анализ показывает, что каждый автор при изучении истории комического в национальной литературе старался опираться на произведения своей родной литературы. Без смеха нет ни сатиры, ни юмора. Без смеха нет ни иронии, ни сарказма. Следовательно, вообще комическое не бывает без смеха. Смех, как форма мышления, оформляет многие жанры. Поэтому мы, не принимая участие в известных дискуссиях о сатире и юморе, сочли возможным оценить произведения Ф.Амирхана по выше написанным общественным функциям и литературно-художественным свойствам смеха.

Начало XX века характеризуется активным развитием комических жанров. Революции и гражданская война, как явления радикального обновления всех сфер общества эпохи, способствовали активизации социально-политического смеха. Острие сатиры эпохи направлено было на осмеяние всего старого, социального и национального гнета. Активным борцом за такое обновление был и Ф.Амирхан. Таким образом, история сама определила время, характер, особенности творчества писателя-сатирика по параметрам бурной, бескомпромиссной эпохи. Естественно, этими реалиями диктовались главные направления данной работы.

Цель и задачи диссертации. Цель данной работы состоит в целостном и комплексном изучении сатирического творчества Ф.Амирхана. На основе анализа художественных произведений сатирика, в свете концепции эпохи и героя, выявить сущность комизма до и после Октябрьской революции.

Постановка цели обуславливает выделение следующих задач:

- выявление истоков и главных факторов формирования идейно-эстетических взглядов молодого Ф.Амирхана;

- раскрытие эстетического идеала Ф.Амирхана, проявляющегося в его произведениях смеха и эволюции эстетических взглядов писателя;

- выявление своеобразия сатирических героев писателя до и после Октябрьской революции, социальных основ и нравственных мотивов политической сатиры Ф.Амирхана;

- раскрытие взглядов писателя на проблемы образования, религии, языка, литературы, театра на материале его сатирического творчества, публицистики;

- анализ комических мотивов в несатирических произведениях Ф.Амирхана;

- определение роли и места сатиры Ф.Амирхана в системе прогрессивного татарского движения;

- выявление идейно-эстетических связей сатиры Ф.Амирхана с другими деятелями литературы и искусства, в том числе и русскими.

Именно такие задачи данного исследования, комплексно не изучены. Этим определяется актуальность данной работы. Монографическое исследование сатирического творчества писателя, в аспекте эпохи и героя, может выявить, не только новые грани творчества классика татарской литературы, но и целостно изменить его творческий портрет.

Методологическую основу исследования составляет принцип объективности и историзма в изучении литературы. Основными методами анализа являются системно-типологический, историко-функциональный, сравнительный.

В решении конкретных вопросов в рамках поставленной проблемы мы опирались на научно-теоретические положения, выдвинутые в трудах литературоведов, эстетиков: В.ГБелинского, Н.Г.Чернышевского, М.М.Бахтина, А.Ф.Лосева, Ю.С.Борева, Н.М.Федя, Д.С.Лихачева,

B.Е.Хализева, В.Я.Проппа, И.З.Нуруллина, Ю.Г.Нигматуллиной, Р.К.Ганиевой, А.Д.Сайганова, Н.М.Валеева, Н.Г.Ханзафарова, В.И.Демина, Т.Л.Кузнецовой,

C.А.Голубкова и др.

Источниковая база. К анализу привлечены сатирические произведения Ф.Амирхана, написанные до и после Октябрьской революции и публицистика писателя на фоне общественно-политических и литературных процессов.

Научная новизна. В работе впервые в татарском литературоведении в монографическом плане исследуется сатирическое наследие Ф.Амирхана. Данный труд является первой попыткой комплексного и системного анализа социальной и политической сатиры писателя. Новизна конкретно заключается в следующих выводах:

1. Ф.Амирхан в начале XX века глубоко и осознанно воспринимает умеренно-социальные и радикально-классово-социальные принципы борьбы за свободу народов, что и составляет основу его эстетического идеала.

2. Переломный характер эпохи определяет типы его сатирических героев, эволюцию мышления писателя, критическую направленность его сатиры.

3. Сатирическая проза Ф.Амирхана имеет два ярко выраженных направления, диктуемых двумя эпохами: 1) социально-сатирическое; 2) политико-обличительное, которая особенно усиливается после революции 1917 года.

4. В сатире 1905-1917 годов доминируют проблемы культуры нации, уровень духовного развития определенных социальных групп.

5. Идейно-эстетическая эволюция его взглядов с годами приобретают новые качества, обогащаются достижениями русской, зарубежной мысли. Это наблюдается и в его подходе к проблемам образования, религии, языка, литературы, театра. Такими вкладами определяются его роль и место в системе прогрессивного татарского движения.

6. Новые условия требовали от писателя другого оценочного подхода, иного социально-политического измерения. В сатире 1917-1924 годов писателя анализируется идеологическая и политическая ситуация эпохи. Для него определяющими были идеи свободы личности, прогресс нации по пути развития мировой культуры. В это время Ф.Амирхан выступает против игнорирования идей свободы и идеологии диктатуры пролетариата.

7. Анализ показывает, что политическая сатира Ф.Амирхана представляется как особое явление в истории татарской сатирической литературе. И по размаху проблем, и по художественным свойствам она является вершиной татарской сатирической мысли. Все это говорит о значении Ф.Амирхана в истории татарской литературы и общественной мысли, как выдающейся личности, внесший огромный вклад и своей сатирой.

Теоретическое и практическое значение работы. Результаты исследования могут быть использованы при изучении татарской сатирической литературы; при чтении курсов лекций в ВУЗах, в разработке спецкурсов и спецсеминаров по творчеству Ф.Амирхана и истории татарской литературы. Научные выводы и аргументы могут послужить при создании новой истории татарской литературы и искусства, как современные литературно - критические материалы о классиках. Тем самым они могут обогатить, не только учебные программы ВУЗов, но и общеобразовательных школ.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на итоговых научных конференциях Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АНТ (Казань, 2000, 2001, 2002, 2003), на Республиканской научной конференции, посвященной «115 - летию со дня рождения Г.Ибрагимова» (Казань, 2002), на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летию ТГГИ (2002), на V Региональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов, посвященной X-летию ТГГИ (Казань, 2002).

По теме и проблематике диссертации опубликованы 10 статей в периодической печати и научных сборниках. Тема диссертации - плановая, утверждена Ученым советом ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Гарапшина, Лилия Ришатовна

Заключение

Начало XX века характеризуется бурными переменами общественной жизни татарского народа. Один из видных деятелей этой эпохи, классик татарской литературы Ф.Амирхан оставил неизгладимый след в истории национально-освободительного движения в развитии культуры и просвещения, публицистике и художественной литературе. Ф.Амирхан получил и религиозное и светское образование.

1). Формированию идейно-эстетических взглядов молодого писателя оказало его знакомство с взглядами таких видных деятелей своего времени, как Ш.Марджани, Р.Фахретдинов, И.Гаспринский, которые были сторонниками идеи возрождения нации на основе новой просветительской программы и национального единства. О таких людях положительно отзывались и в семье Ф.Амирхана. Все это оставило неизгладимый отпечаток в его памяти, в последствии они оказали влияние на общественную и литературную деятельность писателя.

Эстетические мысли поколения видных просветителей способствовали формированию мировоззрения писателей и общественных деятелей Х.Ямашева, Г.Исхаки, Г.Кулахметова и других, которые отличались от них радикальными, революционными программами социального и культурного переустройства общества.

Как и умеренные, во многом традиционные взгляды Ш.Марджани, И.Гаспринского, так и передовые взгляды лидеров национального движения этой эпохи, особенно революционные события, оказали решающее влияние на формирование идейно-эстетических взглядов Ф.Амирхана. Поэтому еще, будучи шакирдом «Мухаммадии», он явился основным руководителем организации «Иттихад» («Единство взглядов»). Таким образом, Ф.Амирхан уже в эти годы глубоко и осознанно воспринимает как свои убеждения эти два начала - умеренно-традиционные и радикально классово-социальные принципы борьбы за свободу народов. Так сформировался его эстетический идеал, с такими идеями о прекрасном он вошел в литературу.

В становлении эстетических идей Ф.Амирхана важную роль сыграли и демократические издания. Особенно газета «Аль-Ислах» («Реформа»), возглавляемая им, играет важную роль в формировании общественных взглядов татарской молодежи, которая и объединяла, и собирала вместе видных писателей, как Г.Тукай, Г.Камал и других.

Уже к 1905 году Ф.Амирхан становится одним из ярких фигур национального общественного движения. Свою позицию по отношению к наболевшим проблемам татарского общества он неоднократно высказывал на съездах и отражал в публицистике. В становлении взглядов Ф.Амирхана -политика особенно большую роль сыграли мысли И.Гаспринского и Г.Исхаки. Поэтому он смело высказывал свои мысли и идеи, так как они нашли поддержку у прогрессивно настроенных людей. Как отмечают его современники, он был не только руководителем и председателем съездов, он был их душой.

2). Идейно-художественные особенности сатирической прозы Ф.Амирхана привлекают внимание не только богатством изобразительных красок, но и оригинальностью и остротой мышления писателя. Они органично связаны с дыханием данной эпохи. Татарская литература начала XX века, особенно период Первой русской революции 1905-1907 годов, прошла большой и сложный путь исторического развития. Литература новой эпохи начинает свое развитие по новому реалистическому пути. В творчестве Ф.Амирхана, как и во всей литературе нового типа, усиливаются критицизм, который стимулирует приемы сатирической типизации.

На данном этапе сатире Ф.Амирхана характерно отрицание отживших явлений жизни. Объектом смеха становятся догматические мировоззрения и патриархальные порядки общества. Новой сатирой безжалостно бичуются те, кто в мантии знатока, образованного человека хочет держать народные массы в подчинении, вести за собой. Все это привело к новым качественным изменениям. Так родился новый герой этой эпохи - герой революционных бурь, сатирическое воплощение которого в творчестве Ф.Амирхана получило значительное место.

Анализ показывает, что эстетический идеал Ф.Амирхана выражается в различных художественных формах. Среди них значительное место занимает форма фантастического отображения перспективы жизни народа. Прием сновидения в этом плане так же удачно использован писателем («Сон накануне праздника жертвоприношения»). Фантастическое смещение эпох и событий дали ему большие возможности для контрастного изображения настоящего и будущего народа («Фатхулла хазрет»).

3). В идейно-художественном плане сатирическая проза Ф.Амирхана имеет два ярко выраженных направления: 1) социально-сатирическое; 2) политико-обличительное. Его политико-обличительная сатира особенно усиливается после революции 1917 года.

4). Ф.Амирхан ратовал за право выбора, свободы. То, что мешало этому, он подвергал суровой сатирической критике. Поэтому сатирическая проза писателя, особенно начального этапа, характеризуется и осмеянием консервативного духовенства и их учеников, не приспособленных к широкомасштабным делам и не приспособленным к «новой» жизни. Раскрытию комизма таких героев направлена тонкая ирония сатирика. Он создает целую галерею сатирических образов данной прослойки: Гайнетдин хазрет, Фатхулла хазрет, Салихджан кари, Вали абзый и многие другие. Не оставались в стороне и татарские купцы, неспособные переориентироваться на новый уклад жизни: Самигулла абзый. Как правило, у таких сатирических типажей ярко выражена та или иная отрицательная черта характера, которая раскрывает его сущность. Мышление таких героев ограничено. Они, обычно, показываются в семейно-бытовой сфере. Приемом саморазоблачения оголяются их недостатки и пороки.

5). Ф.Амирхан не отвергал Ислам. Ислам считал духовно и культурно обогащающим и воспитывающим учением.

Смех Ф.Амирхана проявляется в форме от мягкого юмора до сокрушающей сатиры. Гамма смеха сатирика, как видного идеолога и ценителя своего времени, охватывает и тончайшие колебания духовного мира личностей, и величайшие общественные потрясения. Борьба писателя за демократизацию и прогресс общества и сегодня представляет интерес не только как художественное историческое явление, но и как ценнейший опыт борьбы передового деятеля своего времени.

В сатирических произведениях Ф.Амирхан прибегает к острым противопоставлениям двух поколений, что характерно не только для его творчества, но и для всей просветительской литературы. Как правило, сатирик использует проверенные и удачные приемы саморазоблачения сатирических героев, в том числе речь персонажа. Речь героев писателя-сатирика во многих аспектах раскрывает их внутренний мир: невежество, глупость - сатирическую сущность.

Вообще, в творчестве Ф.Амирхана языковая проблема затрагивается не только как средство, характеризующее персонажа, но и как величайшее достояние народа.

Известно, что писатель и в многоплановой публицистике боролся за литературный татарский язык. Он считал, что «засорение» языка, игнорирование родным языком могут привести к гибели нации.

Идейно-художественная особенность сатирической прозы Ф.Амирхана заключается и в том, что, несмотря на идейно-тематическую близость, его рассказы неповторимы по своей комедийной художественной форме.

6). Многогранное сатирическое творчество Ф.Амирхана всесторонне охватывает явления национальной жизни. Объектами повышенного внимания сатирика являются безграмотность и отсталость в областях культуры, этики и эстетики («Вечер танца», «Сын дочери Ходжа Насретдина»), В каждом сатирическом произведении сатирик, как правило, использует различные сатирические приемы для достижения главной цели - разоблачение пороков общества с высоты его эстетического идеала.

Главный закон комического - несоответствие формы содержанию - в сатире Ф.Амирхана сохраняется неизменно. Это достигается четкими ориентирами писателя в общественной жизни и тонким чутьем пульса эпохи.

7). Переломный характер эпохи во многом определяет тип мышления Ф.Амирхана, его острую критическую направленность, что нередко проявляется в форме смеха. Эта закономерность наблюдается в виде комедийных мотивов в несатирических произведениях писателя. Естественно, в таких эпизодах герои произведений приобретают черты, характерные персонажам подлинно сатирических рассказов писателя. На фоне положительных персонажей сатирические герои данных рассказов ярко проявляют себя с отрицательной стороны. Ф.Амирхан и в таких случаях не жалеет красок в описании портеров героев. Их речь эмоционально-экспрессивна. Сатирик, по всем законам комического, подвергает принципиальной оценки деяния и мысли героев. И здесь проблемы развития нации оцениваются по параметрам его эстетического идеала.

Сатирические мотивы ярко выражены и в его драматургии («Молодежь», «Неравные»). Такие моменты, эпизоды обогащают произведения комедийными окрасками, элементарно-комическими деталями. Они не только вводят в пьесу жизненные, смешные ситуации, но и выполняют важную оценочную роль. Таким образом, писатель выражает свое отношение к нравам и обычаям людей этой эпохи. Юсуф в пьесе «Молодежь».

В гамме радуги смеха Ф.Амирхана обнаруживается еще одна особая краска, придающая герою не превосходство и остроумие, а бедность мышления. Таким художественно изобразительным средством является так называемый «черный юмор». Закир в пьесе «Неравные».

Сатирические и несатирические произведения Ф.Амирхана написаны с высоты эстетического идеала писателя, с принципиальных позиций на мир, с состраданием за свой угнетенный народ. В этой сложной борьбе он умело оперирует приемами смеха.

С крутыми изменениями в жизни общества сатира Ф.Амирхана приобретает новый социально значимый характер.

8). Идейно - эстетические взгляды Ф.Амирхана с годами приобретают новые качества, обогащаются достижениями русской, зарубежной мысли. Это придало его сатире новую силу и более широкий размах. Такие существенные изменения наблюдаются и в его публицистике, особенно в статьях, посвященных анализу состояния комедийного репертуара театров, а так же комедийной драматургии.

Еще, будучи учеником, в медресе Ф.Амирхан изучает русский язык и литературу, становится одним из первых, кто вложил большой вклад в татарскую литературу, обогащая ее переводами мировой литературы. В статьях критик высоко оценивал мастерство русских писателей, в том числе Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.М.Горького и других.

9). Эстетические мысли Ф.Амирхана о комическом служили фундаментом для развития татарского комического мышления не только в литературной, но и в театральной жизни. Особое место занимают статьи и рецензии критика, обращенные сатирическим творчествам Г.Тукая, Г.Камапа, С.Рамиева, Г.Исхаки и др. Он считал важным жанровую точность, идейную определенность, аргументированность действий героев, краткость письма и т.д. наиболее важных для произведений смеха.

Эстетические мысли Ф.Амирхана о комическом определили направление в идеологической и литературно-теоретической борьбе той эпохи, весьма богатой разными течениями. Таким образом, литературно-эстетические взгляды сатирика о комическом, сформировавшиеся уже в начале века, в годы подъема и спада революционной борьбы, приобретают новые качества и поднимаются на новую ступень. Они отличаются просветительским, демократическим содержанием. Фундаментом эстетики Ф.Амирхана в эти годы служило идейно-художественное наследие и татарских писателей, и русских классиков. Его концепция о комическом стала ориентиром для сатирической реалистической татарской литературы. Взгляды, эстетические принципы писателя имели большое значение в развитие национального театрального искусства. Он не был одинок, в этом же направлении работали Г.Камал, Г.Тукай, Г.Исхаки, К.Тинчурин и другие.

10). Новая революция создала своих героев, в том числе сатирических, которые в корне отличались от прежних в типологическом плане. Они были порождены другими общественными ситуациями и другой идеологической основой. Эти условия требовали от писателя другого оценочного подхода, иного социально-политического измерения. Все это в конечном итоге привело к идейно-эстетическим деформациям в сатире Ф.Амирхана.

Это было связано с кризисом писателя в отношении национально-освободительной миссии социалистической революции.

В разрешении наболевших проблем жизни татар Ф.Амирхан стремился решать, опираясь на традиции передовой русской и европейской культур. В годы Первой российской революции он испытал сильное воздействие социалистической идеологии. Как и Г.Исхаки, разделял идеи социалистов. Социализм для Ф.Амирхана был символом справедливости. Большие надежды возлагал он на Февральскую революцию, однако, она не оправдала их. Октябрьская революция привела к идейно-эстетическим изменениям в сатире Ф.Амирхана. Для него определяющими были идеи свободы личности, прогресс нации по пути развития мировой культуры. Этого он ожидал и от большевиков. Будучи свидетелем отхода коммунистов от идей свободы народов, игнорирования многовековых традиций и духовного наследия, Ф.Амирхан выступает против идеологии диктатуры пролетариата. Особенно эти тенденции усиливаются в 20-е годы. Данные изменения нашли отражение и в его политической сатире. Сатирическая критика Ф.Амирхана, направленная на социальные, нравственные, культурные, политические явления 20-х годов XX столетия не случайна. Его не устраивала политика коммунистов. Если в сатирических произведениях 1905-1917 года поднимаются проблемы культуры нации, уровень духовного развития определенных социальных групп, то в сатирических произведениях 1917-1924 годов подчеркивается идеологическая и политическая ситуация. Сатира Ф.Амирхана приобретает широкомасштабный политический размах.

Большевистская революция не оправдала надежды Ф.Амирхана. На деле были забыты обещания о свободе народов и личности. Многовековые традиции народа, вопросы нравственности, подлинной культуры заменяются ложными лозунгами, устанавливаются «новые коммунальные» порядки. На это он ответил своими лучшими сатирическими рассказами, как «Герой марта», «Один из канвапов», повестью «Шафигулла агай». Писатель не ограничивается проблемами местного характера, выходит на мировые проблемы. Его сатира задевает, и III Коммунистический Интернационал, и политику коммунистов России. Он в год кончины В.И.Ленина находит возможность приемами сатиры отвергать ажиотаж, связанный с этим событием.

Таким образом, политическая сатира Ф.Амирхана представляется как особое явление в истории татарской сатирической литературы. И по проблемам, и по художественным свойствам она является вершиной татарской сатирической мысли. Таких образцов не много в многонациональной российской литературе. Все это говорит о значении Ф.Амирхана в истории татарской литературы и общественной мысли как яркой талантливой личности, сыгравшей ведущую роль в национальном возрождении своего народа.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гарапшина, Лилия Ришатовна, 2004 год

1. Амирхан Ф. Избранное рассказы и повести.. - Художеств, лит-ра, 1975. -320 с.

2. Амирхан Ф. Избранные произведения. М.: Гослитиздат, 1956. - 269 с.

3. Амирхан Ф. Татарка. Избранные произведения. Художеств, лит-ра, 1959. -272 с.

4. Амирхан Ф. Шафигулла агай // Идель. 1991.- № 8-9. - С. 4-16.

5. Амирханов Р.У. Татарская демократическая печать 1905-1907. Наука, 1988.- 189 с.

6. Ахмадуллин А. Ф.Амирхан. Шафигулла агай//Идель. 1991. - №8. - С.4.

7. Эдэби мирас. Альманах: Эдэби сэнгать хезмэтлэре жыентыгы / Твзуче Г.Гыйльманов. Казан: Татар.кит.нэшр., 1991.-1 китап. - 208 б.

8. Эмирхан Р. Иманга тугрылык. Казан: Татар.кит.нэшр., 1997. - 384 б.

9. Эмирхан Ф. Ачлык елынын берничэ кене (кендэлек сэхифэлэр). Текстны М.Эхмэтжанов эзерлэде // Идел. 1990. - № 8. - Б. 26 - 27.

10. Эмирхан Ф. Бездэ Ьежу Н Кояш. 1916. - 18 июль, (на арабской графике)

11. Эмирхан Ф. Эсэрлэр. Дурт томда. Казан: Татар.кит.нэшр., 1984. - 1 т.: Хикэялэр. - 480 б.

12. Эмирхан Ф. Эсэрлэр. Дурт томда. Казан: Татар.кит.нэшр., 1985. - 2 т.: Повестьлар, роман Ьэм драма эсэрлэре. - 488 б.

13. Эмирхан Ф. Эсэрлэр. Дурт томда. Казан: Татар.кит.нэшр., 1986. - 4 т.: Эдэбият-сэнгать тэнкыйте, биографик материаллар, хатлар. - 390 б.

14. Эмирхан Ф. Эсэрлэр. Дурт томда. Казан: Татар.кит.нэшр., 1989. - 3 т.: Публицистика. - 512 б.

15. Эмирхан Ф. Эсэрлэр. Ике томда. Казан: Татар.кит.нэшр., 1957. - 1 т.: Повестьлэр, хикэялэр. - 599 б.

16. Эмирхан Ф. Эсэрлэр. Ике томда. Казан: Татар.кит.нэшр., 1958. - 2 т.: Сэхнэ эсэрлэре Ьэм публицистика. - 614 б.

17. Эмирхан Ф. Исменэрне татарчалаштыру менэсэбэте белэн // Мэктэп. -1914.-20 март, (на арабской графике)

18. Эмирхан Ф. Минем тормыш юлым // Казан утлары. 1985. - № 12. - Б. 145146.

19. Эмирхан Ф. Шафигулла агай // Идел. 1991. - № 8. - Б. 4-16.

20. Эмирханова 3. Абыем турында // Казан утлары. 1986. - № 1. - Б. 69-72.

21. Эхмедуллин А. Офыклар кинэйгендэ. Эдеби тэнкыйть мэкалелере. Казан: Татар.кит.нэшр., 2002. - 239 б.

22. Эхмедуллин А. Ф.Эмирхан Шафигулла агай // Идел.- 1991. № 8. - Б. 4.

23. Эхмэтжанов М. Ф.Эмирхан архивыннан // Казан утлары. 1986. - № I. -Б.76-79.

24. Байчура Ш. Татар яшьлере херакэте Ьем Ф.Эмирхан // Казан утлары. 1966. -№ 1. - Б. 1 14-122.

25. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художеств, лит-ра, 1975. -502 с.

26. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1980. - 444 с.

27. Бэширов Г. Буген де, иртага дэ. Казан: Татар.кит.нэшр., 1974. - 271 б.

28. Белинский В. Сочинения в трех томах. М., 1948.-Т. 2 - 615 с.

29. Бергсон А. Смех. М.: Искусство, 1992. - 127 с.

30. Борев Ю. Комическое. М.: Искусство, 1970. - 269 с.

31. Борев Ю. О комическом. М.: Искусство, 1957. - 232 с.

32. Борев Ю. Основные эстетические категории. М.: Высшая школа, 1960. -447 с.

33. Борев Ю. Трагическое и комическое и проблемы литературы. Автореф.дис. д-ра филол.наук. М., 1963. - 32с.

34. Бурнаш Ф. Фатыйх Эмирхан // Кызыл Татарстан. 1926. - 1 1 март.

35. Валеев Н. В мире нравственных исканий. Казань: Татар.кн.изд-во, 1985. -120 с.

36. Валеев Н.В. Гармония культур. Казань: Фэн, 2001. - 328 с.

37. Вэлиди Эдип Ф.Эмирхан // Кызыл Татарстан. 1926. - 12 март.

38. Вэлиди Ж;. Шэрекътэн Гаребкэ // Ан. - 1916,- № 2. - Б. 34-38.

39. Вэлиев Н. Эдип келэ // Казан утлары. 1986. - № 1. - Б. 84-85.

40. Воронский А. Избранные статьи о литературе. М.: Художеств, лит-ра, 1982. - 527 с.

41. Вулис А.З. В лаборатории смеха. М.: Художеств, лит-ра, 1966. - 144 с.

42. Вулис А.З. Метаморфозы комического. М.: Искусство, 1976. - 126 с.

43. Вулис А.З. Советский сатирический роман. Эволюция жанра в 20-30-е годы. Ташкент: Наука, 1965. - 288 с.

44. Гайнетдинов М. Фатих Эмирхан ижатынын УСУ этаплары // Ватаным Татарстан. 1996 - 14 февраль. - Б. 3.

45. Гайнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика начала XX века. -Казань: Татар.кн.изд-во, 1983. 351 с.

46. Гайнуллин М.Х. Вэзиева Ж^.Г. Татар эдебияты. Дэреслек-хрестоматия. XX йез (1917 нче елга кадэр). Казан: Татгосиздат, 1947. - 712 б.

47. Гайнутдинов М.В. Татарская литература зыбких времен (1917-1929 гг.). -Казань: Экоцентр, 2001. 135 с.

48. Гайсин Р. Бер сюжетный сере // Казан утлары. 1985. - № 12. - Б. 154-156.

49. Гайсин Р. Завещаю Ф.Амирхан // Дружба народов. 1986. - № 8. - С. 267268.

50. Галиев М. "Мехэммэдия" мэдрэсэсеннэн мэгариф елкэсене // Казан утлары. - 1983. -№ 11. - Б. 156-162.

51. Галимуллин Ф. Эле без туганчы. Казан: Татар.кит.нешр., 2001. - 319 б.

52. Галимуллин Ф. Эстетика Иэм социологизм. Казан: Мэгариф, 1998. - 224 б.

53. Ганиева Р. Татар эдэбияты Иэм Фатих Эмирхан // Мэгърифэт. 1996. - 13 гыйнвар.

54. Гимадеев У.И. Сила сатирического слова. Казань: Тат.кн.изд-во, 1987. -268 с.

55. Гобэйдуллин X. Эльислахчы Гарифжан Мостафин // Казан утлары. 1986. -№ 1. - Б. 85-86.

56. Гобэйдуллина Э. Уртак уйлар// Казан утлары. 1985. - №12. - Б. 151-152.

57. Гоголь Н.В. О литературе. Избранные статьи и письма. М.: Гос.изд-во художеств.лит-ры, 1952. - 330 с.

58. Гоголь Н.В. Собрание сочинений. В четырех томах. М.: Правда, 1968. - Т. I.-512 с.

59. Гоголь Н.В. Собрание сочинение. В четырех томах. М.: Правда, 1968. - Т. 4. - 496 с.

60. Голубков С.А. Мир сатирического произведения. Самара: Изд-во Самар. гос. педагог, института, 1991. - 108 с.

61. Гомер X. Ф.Эмирхан-Эстерханда // Казан утлары. 1986. - № 1. - Б. 76-79.

62. Дэулетшин Г. Ф.Эмирханнын кулъязма мирасы // Казан утлары. 1986. - № 1. - Б. 80-83.

63. Демин В. Многоцветие смеха. Саранск: Мордовск. кн.изд-во, 1998. - 144 с.

64. Дземидок Б. О комическом. М.: Прогресс, 1974. - 221 с.

65. ИбраЬимов Г. Эдэбият мэсьэлэлэре. Казан: Татар.кит.нэшр., 1960. - 244 б.

66. ИбраЬимов Г. Эсэрлэр. Сигез томда. Казан: Татар.кит.нешр., 1978. - 5 т.: Эдебият Ьэм сэнгать турында мэкалэлэр, хезмэтлэр (1910-1933). - 616 б.

67. ИбраЬимова Ф. Казан короле // ШеЬри Казан. 1996. - 14 фераль.

68. ИбраЬимова Ф. Ф.Эмирхан. Шэфигулла агай // Эдэби мирас. Альманах: Эдэби сэнгать хезмэтлэре жыентыгы / Тезуче Г.Гыйльманов. Казан: Татар.кит.нэшр., 1991. -1 кит. - Б. 32.

69. Идейно-эстетическая наследие Ф.Амирхана / Межвузовский сборник научных трудов. Казань, 1989. - 204 с.

70. Гаяз Исхакый Ьэм татар деньясы / Эдипнен 120 еллыгына багышланган ха-лыкара фэнни-гамэли конференция материаллары. Казан: Фикер, 2000. -294 6.

71. Исхакый. Эсэрлэр. Унбиш томда. Казан: Татар.кит.нэшр., 2001. - 8 т.: Исхакыйнын тормышы Ьэм ижаты турында замандашлары (1898-1917).V448 б.

72. Казан 2 июль // Эль-Ислах. 1908. - 2 июль.

73. Казан 3 октябрь //Эль-Ислах. 1907. - 3 декабрь.

74. Каримуллин А. Татарская книга начала XX века. Казань: Татар.кн.из-во, 1974. -320 с.

75. Коллонтай A.M. Избранные статьи и речи. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1972. - 430 с.

76. Коллонтай A.M. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909. -230 с.

77. Кольцов М. Писатель в газете. Выступления. Статьи. Заметки. М.: Советский писатель, 1961. - 137 с.

78. Кузнецова Т. Комическое в коми литературе. Сыктывкар: Изд-во Коми РИППКРНО, 1994.- 73 с.

79. Кулахметов Г. // Сб. статей, посвященный 100-летию со дня рождения писателя-революционера. Казань: Татар.кн.изд-во, 1983. - 208 с.

80. Лазарев Л. Смех дело нешуточное // Театр. - 1956. - № 10. - С. 74-82.

81. Ленин В.И. Сочинения. В 35 томах. М.: Гос.изд-во полит, лит-ры, 1950. -Т. 35.: 4 издание. - 525 с.

82. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. - № 8. - С. 74-79.

83. Ломидзе Г. Слово бичующее // Наш современник. 1983. - № 3. - С. 186-189.

84. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Последние века. В двух кн. М.: Искусство, 1988. - Кн. 1. - 414 с.

85. Магдеев М. Социальные корни таланта. Казань: КГУ, 1990. - 160 с.

86. Магдеев М. Ф.Амирхан = Ф.Эмирхан. Казань: Таткнигоиздат, 1986. - 86 с.

87. Макарян А. О сатире. М.: Советский писатель, 1967. - 276 с.

88. Марксист. Крестьяннар белеп торсыннар // Кызыл Татарстан. 1920. - 29 апрель.

89. Марксист. Ленин иптэш тезу, гыймран иту символы // Кызыл Армия. -1920. - 25 апрель.

90. Мехмут 3. Ул халыкньщ рухи Эмирханы // Мэдени жомга. - 1996. - 23 февраль.

91. МэЬдиев М. Яца Бистэ Прометее // Казан утлары. 1986. - № 1. - Б. 59-68.

92. Метин П.Н. Комическое в чувашской литературе. Чебоксары, 2000. - 330 с.

93. Михалков С.А. Любите ли вы сатиру? // Лит. газета. 1981. - 13 мая.

94. Мусин Ф. Тормыш узвненнэн. Казан: Татар.кит.нэшр., 1987. - 104 б.

95. Нигматуллина Ю.Г. Тургенев и татарская литература начала XX века. -Казань: КГУ, 1961. -212 с.

96. Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. -Казань: КГУ, 1970. 21 1 с.

97. Нигматуллина Ю.Г. Тургенев и татарская литература начала XX века. -Казань: КГУ, 1961. -212 с.

98. Нигъмэтуллин Э. Эдип ижатына бер караш // Мирас. 1996. - № 1-2. - Б. 3034.

99. Николаев Д. Смех оружие сатиры. - М.: Искусство, 1962. - 223 с.

100. Нуруллин И.З. Путь к зрелости. Казань: Татар.кн. изд-во, 1971. - 350 с.

101. Нуруллин И.З. Ф.Эмирхан // Казан утлары. 1986. - № I. - Б. 14-58.

102. Нуруллин И.З. Ф.Эмирхан. Казан: Татар.кит.нэшр., 1988. - 280 б.

103. Нуруллин И.З. XX йез башы татар эдэбияты. Казан: КДУ, 1966. - 427 б.

104. Общественная и философская мысль в Татарии начала XX века. М.: Наука, 1990. - 198 с.

105. Пахратдинов Ю. Сатира в каракалпакской прозе. Ташкент: Наука, 1982. - 168 с.

106. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Искусство, 1976. - 182 с.

107. Расих А. Мажаралы повестьлар. Казан: Татар.кит.нэшр., 1966. - 335 б.

108. Сайганов А.Д. Проблема типического в татарской реалистической литературе (на материале творчества Ф.Амирхана и просветительских реалистов). Казань, 1972. - 45 с.

109. Сайганов А.Д. У истоков эстетики реализма. Казань: Татар.кн.изд-во, 1982. - 168 с.1 10. Салихов Р. Герой и эпоха. Концепция героя в татарской литературоведении. Казань: Мастер Лайн, 1999. - 352 с.

110. Салтыков Н. М.Е.Щедрин. о литературе. М.: Гослитиздат, 1952. -637 с.

111. Сэйфи-Казанлы Ф. Ике татар классигы турында. Тэнкыйть мэкалэлэр. -Казан: Яналиф, 1929 (1930). 84 б.

112. Синцова С. Как не ошибиться в мечтах?: Архитектурные фантазии татарских писателей // Казань. 1999. - № 9-10. - С. 99-101.

113. Словарь русского языка. В четырех томах. М.: Русский язык, 1998. - Т. 4. - 795 с.

114. Старикова Г. Поэтика бурятской сатиры. М., 1979. - 178 с.

115. Стенник Ю. Об эстетической функции сатиры // Русская лит-ра. 1976. -№ 1. - С. 78-92.

116. Столович Л. Исследование комического // Вопросы литературы. 1971. -№9. - С. 210-213.

117. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. Казань: Татар.кн.изд-во, 2000. - 310 с.

118. Ташмехэммэд. Фэтхулла хэзрэт. Казан: Тат.полиграф, 1928. - 110 6.

119. Толымбай Г. Фатыйх Эмирхан. Казан: Татар.кит.нэшр., 1936. - 160 б.

120. Толымбай Г. Маркс Ьэм эдэбият // Совет эдэбияты. -1933. № 2-3. - Б. 9096.

121. Толымбай Г. Ф.Эмирхан // Совет эдэбияты. 1935. - № 3. - Б. 62-85.

122. Толымбай Г. Ф.Эмирхан // Совет эдэбияты. 1935. - № 4-5. - Б. 81-99.

123. Тукай Г. Эсэрлэр. Оч томда. Казан: Яналиф, 1931. - 3 т. - 208 б.

124. Тукай Г. Стихи и поэмы. М.: Гослитиздат, 1946. - 375 с.

125. Тукай Г. Стихи, поэмы и сказки. Казань: Татар, кн.изд-во, 1958. - 275 с.

126. Фарбштейн А. Эстетика комического// Вопросы литературы. 1968. - № 12. - С. 167-171.

127. Фатих Эмирхан хатлары // Совет эдэбияты. 1960. - № 3. - Б. 112-119.

128. Фатих Эмирхан турында истэлеклэр / Тезучелэр, ацлатма Ьэм искэрмэлэрне язучылар Ф.ИбраЬимова, Р.Эмирханов. Казан: Тат.кит.нэшр., 1986. - 192 б.

129. Фатих Эмирхан хатлары // Казан утлары. 1966. - № 1. - Б. 103-113.

130. Фатих Эмирхан хатлары // Совет эдэбияты. 1961. - № 1. - Б. 105-110.

131. Федь Н. Природа сатирического жанра // Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1978. - С. 48-104.

132. Федь Н.М. Искусство комедии или мир сквозь смеха. М.: Наука, 1978. -214с.

133. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002. -437 с.

134. Халит Г. Кешегэ Ьэм чынлыкка мэхэббэт белен. Казан: Татар, кит. наш р., 1975. - 328 б.

135. Халит Г. Совет матур эдэбияты фронтында керэш Иэм унышларнын 20 елы // Совет эдэбияты. 1937. - №10. - Б. 70-87.

136. Ханзафаров Н.Г. Татарская комедия. Казань: Фэн, 1996. - 268 с.

137. Хасанов М. К осмыслению феномена Татарского Возрождения // Научный Татарстан. 2002. - № 3-4. - С. 15-21.

138. Хатипов Ф. Ф.Эмирхан сатирасы // Совет эдэбияты. 1976. - № 1. - Б. 2124.

139. Хисамов А. Хакыйкатькэ юл ярганда // Казан утлары. 1985. - № 12. - Б. 147-150.

140. Хисматуллин X. Ф.Эмирхан. Казан: Татар.кит.нэшр., 1961. - 59 б.

141. Хесни Ф. "Кечкенэ кеше"гэ ничек канатлар чыкты. // Совет эдэбияты. -1958.-№ 9.-Б. 119-123.

142. Чернышевкский Н.Г. Избранные философские сочинения. В трех томах. -Казань: Гослитиздат, 1950. Т.2. - 802 с.

143. Шамов А. Бер кичэдэ (истэлек)//Казан утлары. 1966. -№ 1. - Б. 13-14.

144. Шэйморданов. 10 елдан сон //Азат хатын. 1927. - № 10. - Б. 3-4.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.