Семейно-бытовая культура карачаевцев в XIX - начале XX века: трансформация нормативной системы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Болурова, Аминат Ниязбиевна

  • Болурова, Аминат Ниязбиевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2008, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 218
Болурова, Аминат Ниязбиевна. Семейно-бытовая культура карачаевцев в XIX - начале XX века: трансформация нормативной системы: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Карачаевск. 2008. 218 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Болурова, Аминат Ниязбиевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ.

1.1. Основы брака по адату и шариату: правоприменительный опыт.

1.2. Семья в нормативной системе родственных групп.

1.3. Регуляция семейного жизнеобеспечения.

ГЛАВА II. СЕМЕЙНАЯ ОБРЯДНОСТЬ: НОРМЫ ВОЗРАСТНЫХ И КАЗУАЛЬНЫХ ЦИКЛОВ.

2.1. Нормы детского цикла.

2.2. Эволюция обрядов и обычаев брачного цикла.

2.3. Казуальные нормы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Семейно-бытовая культура карачаевцев в XIX - начале XX века: трансформация нормативной системы»

Актуальность темы иследования. Важнейшее, если не определяющее значение в развитии практически всех сторон материальной и духовной культуры горских народов, общественного, семейного и хозяйственного уклада оказало более чем полуторавековое - со второй половины XIX-го столетия -пребывание в составе Российского государства. Реальное включение большинства из них в экономическое, правовое и культурное пространство России начало происходить лишь с окончанием Кавказской войны (1864 г.), когда отпали препоны военно-колониальной системы и горские территории стали включаться во всероссийский рынок, а горцы получили доступ к достоянию городской культуры, промышленных и аграрных центров страны.

Видимо, вполне очевидно, что сфера семейной жизни базируется на основах как материальной (семейное имущество и личное имущество ее членов), так и духовной. К последней относятся религиозные установки, связанные с семьей и семейным бытом, морально-нравственные устои, ценностные ориентации, эстетические воззрения и т.д. Если материальный компонент семьи сравнительно динамичен, в целом выказывает способность к адекватной рефлексии на внешнее культурное (в широком смысле) воздействие, то духовный компонент во все времена проявляет известную устойчивость к таким воздействиям, а нередко и консервативность.

Поэтому вполне объяснимо, что не во всех этих сферах процессы преобразований проходили и проходят синхронно; в большей степени на начальной стадии это касалось системы жизнеобеспечения и нормативно-правовой основы, в меньшей - мировоззренческого плана. Сам факт такой неравномерности являет собой залог целого ряда социальных коллизий, которые, в принципе, выступают естественным объектом внимания исследователей целого ряда гуманитарных дисциплин. Кавказский регион в этом плане выступает своего рода научным полигоном, где апробируются исследовательские методики и в целом научный инструментарий специалистов самых различных дисциплин, в нашем случае - этнографов и этнологов.

Актуальность данного исследования определяется целым рядом факторов, в первую очередь - исключительной живучестью элементов архаики, которые играют немалую роль в реалиях наших дней. Например, сейчас, в начале XXI века, по причине разной сословной принадлежности предков двух граждан, вступающих в брак, у карачаевцев возникают межфамильные коллизии, разрешение которых нередко вовлекает большой круг лиц и структур. Иными словами, и по сей день браки карачаевцев диктуются во многом именно «сословными предпочтениями». Очевидно, специалисты могут без всякого преувеличения утверждать, что в настоящее время ни у одного из народов Северного Кавказа архаичный «сословный принцип» не является сегодня столь значимым, как у карачаевцев. Выявлению конкретных причин данной проблемы отводится определенное место в 1-й главе настоящего исследования, но в целом речь идет о достаточно мощной инерции старого, со-словно-кастового мышления, «актуальном» реликте ментальное™ феодальной эпохи. Специфику семейного уклада карачаевцев в разработке научной концепции национальной политики непременно следует учитывать ученым -разработчикам такой концепции и, видимо, излишне говорить, что среди таких ученых должны быть этнологи. С другой стороны, такие этнографические реалии до сих пор не получили внятного объяснения: во-первых, почему упомянутые ментальные реликты древней нормативности оказались столь живучи, а во-вторых, почему они столь живучи оказались именно у карачаевцев? Как нам представляется, без основательного изучения традиционного уклада семьи и семейного быта на все эти вопросы дать ответы практически невозможно.

Такое изучение в конечном счете невозможно без всестороннего, а, следовательно, объемного сравнительно-сопоставительного аналитического исследования, позволяющего осветить тенденции исторического развития института семьи у народов Северного Кавказа. Поэтому настоящая работа, как мы надеемся, сможет внести определенный вклад в перспективу такого исследования кавказоведов.

Кроме того, и это для нас не менее важно, тема семейной нормативной системы карачаевцев расмматриваемого периода в нашем этнографическом кавказоведении остаётся малоосвещенной, и данное обстоятельство мы ниже попытаемся акцентировать. Это также делает поднятую в настоящей работе тему актуальной.

Объектом исследования является нормативная культура карачаевцев -тюркского по языку северокавказского этноса, в жизни которого и в настоящее время имеет место довольно яркий сплав разновременных традиций, мотивирующий настоящее исследование.

Предметом исследования выступает комплекс норм, регулировавших как обрядовую сторону семейной жизни, так и правовой уклад карачаевской семьи в XIX - начале XX вв. Следует отметить, что речь идет не просто о содержании нормативной номенклатуры, а ее системности. Мы разделяем мнение, что горскую семью, в общем-то, характеризируют не сами по себе отношения между мужем и женой, а отношения между ними как матерью и отцом, между родителями и детьми, между старшими и младшими членами семьи1. Именно эти отношения регулировали нормы как семейных обрядов, так и семейного права.

Основной целью исследования является, как и следует из его наименования, определение качественного видозменения (трансформации) нормативной основы семьи в рассматриваемый период.

Данное обстоятельство обуславливает необходимость решения следующих задач.

• выявление социальных масштабов, институциональной глубины эволюции нормативно-правового уклада;

• определение степени воздействия такой системной трансформации на основы правосознания;

• выяснение диапазона внешних и внутренних факторов (условий и причин), влиявших на эволюцию компонентов нормативной базы семьи;

• обозначение путей и форм трансформации системы регуляции семейных отношений;

• анализ и систематизация собранных автором в 1999-2007 гг. полевых этнографических материалов, обозначение выводов, сделанных на основе проведенной аналитической работы;

Географические рамки иследования ограничены исторической территорией Баталпашинского уезда (отдела) Кубанской области на момент его создания в 1871 г. Его южной частью являлась территория современной Карачаево-Черкесской республики.

Хронологические рамки работы охватывают все XIX столетие и начало ХХ-го (что диктуется отсутствием достаточной источниковой базы для характеристики предыдущих столетий), причем в качестве верхнего хронологического рубежа определен 1917-й год. Добавим, что в случаях, необходимых для сравнительно-сопоставительных оценок, мы обращаемся к материалам и более позднего времени.

Степень изученности темы. В рассматриваемый период во фрагментарном виде отдельные аспекты семейной культуры карачаевцев затрагивало немало авторов, большинство из которых не было профессиональными исследователями, тем более - этнографами. Поэтому, в работах, например, учителя гимназии В. Сысоева, приезжавшего в Карачай в летний сезон, встречаются высказывания о том, что в карачаевское жилище можно проникнуть якобы только согнувшись «насколько возможно и только на четвереньках, по первобытному проползти в отверстие внутрь» . С таких же критических позиций, видимо, можно характеризовать и первые публикации другого приезжего учителя гимназии - А. Дьячкова-Тарасова. Вопреки реалиям он утверждал, что известные своей монументальностью, основательностью и прочностью жилища у карачаевцев будто бы «кое-как сложены из рваных каменных глыб» и вряд ли «эти длиные сараи. можно назвать жилищами» . Очевидно, речь идет о рецидивах имперско-колониального мышления, довольно поверхностно и весьма пренебрежительно воспринимавшего материальную культуру «туземцев». Тем не менее, и в работах указанных авторов имеются материалы, помогающие современным исследователям в попытке осветить правовой уклад. Добавим, что относительно описания социального уклада кавказоведами справедливо отмечается необходимость критического подхода к сведениям западноевропейских путешественников'1, что, впрочем, справедливо по отношению ко всем письменным источникам.

Наиболее ранние сведения по теме настоящего исследования содержатся в данных Г.-Ю. Клапрота (1807-1808 гг.), опубликованных в сборнике «Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XVIII вв.» (Нальчик, 1974). Отдельные вопросы затрагиваются в работах С.Броневского «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе» (М., 1823), а также недавно переизданная работа И.Ф. Бларамберга «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа» (1999). Определенную ценность - также в плане не концептуальном, а фактологическом - представляют собой и статьи М. Алейникова (I880)5, В.Я.Тепцова (1892)6, Н.С. Иваненкова (1908)7, И.С. Щукина (1913)8. Однако из всех дореволюционных изданий самой обстоятельной, подлинно научной работой стала, пожалуй, статья Б.Вс. Миллера об обычном праве карачаевцев, вышедшая по итогам экспедиций конца 1890-х гг.9 В ней приводится весьма интересный материал по функционированию тех или иных положений адата и шариата в правовом быту карачаевцев. Правда, акцент делается на описании в основном патриархальной семьи и деспотического, по сути, уклада управления ею, однако не обозначаются какие-либо существенные инновации в правовой культуре этноса, значимые эволюционные тенденции в процессе его развития. Создаётся впечатление, что молодой исследователь и не ставил целью раскрыть динамику правового уклада изучаемого народа, и, конечно же, не стремился добиться строгой системности в исследовательской методологии.

Научный подход отличает еще одного дореволюционного автора -Г.Ф. Чурсина, неоднократно затрагивавшего этнографию карачаевцев10.

Частично проблемы семьи и семейного быта затрагивались и первыми советскими исследователями 1920-1930-х гг., прежде всего - в работах У.Д.Алиева11 и И.Х.-Б.Тамбиева12. Данные авторы, конечно, исходят из «классовых позиций» в освещении и трактовке исторического материала, но, тем не менее, приводят интересные фактические материалы, но в целом не анализируют нормативный аспект рассматриваемой темы.

Тема семьи и семейного уклада в изданиях первых послевоенных десятилетий в той или иной степени затрагивалась, в частности, в сборнике очерков Х.О. Лайпанова (1957 г.), в 1-м томе «Очерков истории Карачаево-Черкесии» (1968 г.), в развернутом очерке известного этнографа-кавказоведа Л.И. Лаврова «Карачай и Балкария до 30-х годов XIX в.» (1969), а в еще больше степени - в историко-этнографическом очерке «Карачаевцы», который вышел в Черкесске под редакцией Л.И. Лаврова (1978). В этот очерк отдельной главой вошел раздел «Семья и семейный быт» (авторы И.М. Шаманов и В.П. Невская), который для своего времени стал заметным шагом вперед. Он позволил широкой, уже советской, аудитории ознакомиться (пусть и в кратком изложении) с данными по рассматриваемой теме в работах дореволюционных авторов (Б. Миллера, Г.Ф. Чурсина, Г. Петрова, Н. Тульчинского, В. Сысоева, В. Тепцова, И. Щукина, М. Алейникова, Ф. Леонтовича, Н. Гра-бовского и др.). Естественно, что в условиях того времени работа не могла не быть заидеологизированной; поэтому в них фигурируют противопоставление семейного быта «светлой» советской эпохи «темному» дореволюционному укладу жизни, осуждение религиозных устоев и т.п. Но добротно выполненная работа вполне отвечала тогдашним требованиям академической науки. Она, судя по всему, не ставила задачей рассмотрение комплекса норм и в целом регуляционного инструментария семейной сферы жизни и эта проблема осталась за рамками работы.

Важный вклад в изучение семьи и семейного быта внес И.М.Шаманов, которым были опубликованы развернутые статьи фундаментального характера «Брак и свадебные обряды карачаевцев в 19 - нач. 20 вв.» (1979), «Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребенка» (1980)13. Исследователя отличают научная добросовестность, скрупулезность и дотошность, позволившие изыскать, систематизировать и ввести в научный оборот широкий круг источников, включая и полевые материалы, которые и поныне имеют непреходящее значение. Как свидетельствуют и сами названия работ, брачный и детский цикл также не выходят за пределы исследования обрядности как таковой, а потому в них и не был рассмотрен нормативно-регулятивный аспект соответствующих циклов.

Определенную роль в освещении обрядового аспекта рассматриваемой темы сыграли работы Я.С. Смирновой, в особенности ее монография «Семья и семейный быт народов Северного Кавказа», изданная в Москве (1983 г.). Конечно, сама масштабность этой основательной работы не позволяла исследователю равномерно осветить все стороны сложной и объемной темы. Тем не менее, научная и методологическая значимость указанной монографии остается непреходящей.

Схожесть, а во многом и идентичность, правового уклада карачаевцев и балкарцев делают ценными для рассматриваемой темы работы М.Ч.Кучмезовой, в том числе и ее монографическое исследование «Социо-нормативная культура балкарцев: традиции и современность» (2003).

В постсоветский период отдельные аспекты семьи и семейного быта карачаевцев становились объектом исследовательских усилий; это, в частности, интересные работы по теме искусственного родства (М.Д.Боташев)14, детского цикла рубежа ХТХ-ХХ вв. (Л.Х.Боташева)15, которые внесли положительный вклад в предысторию освещения проблем в нашей работе. Некоторые вопросы семейного быта в связи с гензисом этнокультурного сознания отражены в работах. И.И.Маремшаовой «Основы этнического сознания карачаево-балкарского народа» (2000), «Балкарцы и карачаевцы в этнокультурном пространстве Кавказа» (2003).

Тема традиционного семейного быта карачаевцев затрагивается и в отдельных работах турецких авторов, в т.ч. проф. Яшара Калафата и доктора социологических наук Уфука Таукула16, однако они основываются на исследованиях российских авторов (этнографа И.М. Шаманова, фольклористов Р.А.-К. Ортабаевой, Т.М. Хаджиевой и др.) и, таким образом, лишь воспроизводят доступные нам материалы. В целом можно с полным основанием утверждать, что в турецком карачаеведении к настоящему времени нет ни одного внесенного в этнографический научный оборот нового материала, который был бы результатом научной деятельности турецких исследователей.

Научную новизну позволяет определить обзор изученности темы исследования. Она, во-первых, заключается в том, что впервые в отечественной кавказоведческой этнографии специально исследуется нормативная система семьи и семейного быта карачаевцев, в т.ч. и в аспекте ее трансформации.

Во-вторых, впервые делаются статистические обобщения на основе полевых генеалогических исследований по карачаевцам вообще и выводы относительно ситуации в их брачной сфере на протяжении нескольких поколений в частности.

В-третьих, на основе полевых материалов впервые приводится более-менее широкий магический инструментарий, применявшийся карачаевцами не только в детском цикле (охранительная и лечебная магия), но и в деле регуляции внутрисемейных отношений.

Практическая значимость исследования состоит также и в том, что оно может быть использовано в процессе изучения семьи и семейного быта, истории правовой культуры народов Центрального и Северо-Западного Кавказа (в т.ч. в энциклопедических справочниках, учебных пособиях и др.); в научном планировании историко-этнографических изысканий в региональных и межрегиональных гуманитарных исследовательских учреждений и ВУЗов Юга России; при аналитических разработках для государственных и международных учреждений (напр., ЮНЕСКО), требующих учета этнокультурной специфики (традиций, ментальности и т.п.) коренных народов Северного Кавказа.

Источниковедческая база работы представлена архивными и этнографическими материалами, а также опубликованными источниками. В частности, в процессе работы нами использовались материалы государственных архивов Краснодарского края (Ф.454, 774), Северной Осетии (Ф.262), Российского государственного военно-исторического архива (Ф.ЗЗО).

Основными опубликованными источниками по карачаево-балкарскому праву стали недавно переизданные (впервые с царских времен) сборники ада

17 тов Ф.И. Леонтовича , а по фольклору - сборники, изданные в Черкесске и Нальчике (1987, 1994, 1996, 1999)18.

Отдельные историко-этнографические и фольклорные материалы по рассматриваемой теме приводятся в работах В.П. Невской (I960)19, К.М. Те-кеева (1989)20, Х.Х. Малкондуева (1990; 2001)21, М.Д. Каракетова (1995)22,

23

С.М. Акбаева , в упоминавшихся работах И.М. Шаманова.

Большое значение в качестве источников для данного исследования имеют полевые этнографические материалы, собранные нами в 1999-2007 гг. в населенных пунктах различных районов Карачаево-Черкесской Республики - Карачаевского (а.Кумыш, Карт-Джурт, Хурзук, Каменномостское), Усть-Джегутинского (а.Сары-Тюз), Зеленчукского (а.Кызыл-Октябрь, а.Кобу-Башы, с.Даусуз), Урупского (ст.Преградная), городах Черкесске, Карачаев-ске, Усть-Джегуте, а также в Ставропольском крае (карачаевская община г.Кисловодска).

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы изложены автором и обсуждены на ряде научных форумов, в т.ч. на международных конференциях и конгрессах «Дни науки» (Белгород,2005), «Антропология детства» (Ставрополь, 2006), «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 2007), всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы в России» (Кузнецк,2007), региональных конференциях (2003-2006).

Структура диссертации определена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, списка сокращений и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Болурова, Аминат Ниязбиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приведенные в настоящей работе материалы позволяют сделать определенные выводы.

Во-первых, исследование, на наш взгляд, в целом подтверждает научный тезис об определяющего роли социально-экономического фактора в генезисе семейной культуры. Следует отметить, что предпринятая нами попытка реализовать поставленные цели, как представляется, в принципе дает возможность показать, что функционирование самой семьи в качестве социальной ячейки, а также развитие традиционных норм брачно-семейной жизни в рассматриваемое время происходило на фоне целого ряда внешних, т.е. объективных условий.

В рассматриваемое время (как, впрочем, и до него) основной, острейшей - так и нерешенной в дореволюционный период - проблемой функционирования материальной основы карачаевских семей являлся исключительный дефицит земельных угодий в Старом Карачае (как в народе называли селения Верхнекубанской котловины). Нами было отмечено, что крайняя нужда в земле диктовала то, что основная масса трудоспособной части мужского населения большую часть года пребывала далеко за пределами своих селений и, как правило, вне своих семей. (В этом карачаевцы отличались даже от балкарцев). Такой - сам по себе, казалось бы, сугубо экономический - императив неизбежно порождал не только отмеченные выше особенности семейного и хозяйственного быта горцев Карачая, но, в немалой степени, и специфику их правового уклада.

Уместно подчеркнуть, что отгонное скотоводство оставалось основой их экономики и после присоединения к России, вплоть до начала XX столетия включительно. Соответственно по-прежнему сохранялись как дуальность в локализации семейного хозяйства (часть в ауле, часть - на летних и зимних пастбищах), так и исключительно подвижный, динамичный и образ семейной жизни. На благосостоянии основной массы горских семей практически не отразились, весьма ограниченные, можно сказать, робкие попытки царской администрации решить аграрный вопрос путем выделения незначительных площадей по течению рр.Джегуты, Мары и Теберды (1860-1880-е гг.). В аулах, образовавшихся на указанных территориях в пореформенный период, и получивших наименование «Новый Карачай», утвердились влиятельные, богатые семьи, которые «поспешили занять место в общинах»1.

Имущественное расслоение семей в горских обществах ускорялось по мере вовлечения во всероссийский рынок и имело существенные последствия в их бытийном плане. Возникла новая, неизвестная ранее в социальном пространстве прослойка рыночно ориентированных скотопромышленников, включавшая даже представителей бывших крепостных крестьян. Она состояла из нескольких десятков семей, занявших ключевые позиции как в животноводстве, так и в переработке животноводческой продукции, поставлявшейся в русские населенные пункты Кавказских Минеральных Вод (напр., кефир, сыр, молоко, сметана, мясо, - из хозяйств скотозаводчиков Байчоровых, Го-лаевых и др., промышлявших в районе Кисловодской котловины). Родственные и брачно-свойственные связи с представителями нуворишских семей стали обретать престижность в селениях не только Нового, но и Старого Ка-рачая (данная тема, видимо, достойна отдельного рассмотрения).

Здесь можно отметить, что указанная выше большая социальная диспропорция стала, как достаточно убедительно показано исследователями, одной из важнейших причин эмиграции (мухаджирства) части карачаевцев в Османскую империю в 1880-е гг. и в начале 1900-х гг.

Во-вторых, на наш взгляд, здесь необходимо отметить и другую, обратную сторону «земельного голода» - во многом именно малоземелье в нагорной части региона способствовало «раннему возникновению здесь частной собственности» , а также связанного с нею самостоятельного частно-собственического комплекса нормативно-правовой культуры горцев. В данной связи необходимо помнить, что основой частной собственности в изучаемой ландшафтной зоне была не столько земельная недвижимость и связанное с ней земледелие, сколько скот. Очевидно, это подметили и авторы

1820-х гг., которые отметили, что карачаевцы «имеют изрядное скотоводство 2 и небольшое хлебопашество» .

В-третьих, наряду с указанными процессами, в карачаевском обществе протекали процессы трансформации и нормативной основы семьи, которая была обусловлена несколькими детерминирующими факторами. Прежде всего это связано с утверждением шариата не только в быту, но и в нормативной системе брачно-семейной сферы. Вариабельность шариатских установок, значительная часть которых во многом перекликалась с нормами обычного права (адата), и стала условием их популярности в горской среде.

Мусульманское право (фикх) не только знало семейное имущество, но и детально регулировало его. Оно сохраняло доминирующие позиции главы семьи как субъекта и распорядителя семейной собственности, а также принцип родственного предпочтения в решении вопросов наследственного права. Категорически осуждая умыкание (кроме фиктивного), фикх, в принципе, не препятствовал бытованию других адатных форм брака (левират, сорорат), которые нередко фиксируются в этнографической современности карачаевцев многими исследователями. Более того, тот же сорорат был освящен брачной практикой ближайших сподвижников самого пророка Мухаммада; наиболее известный пример: будущий третий «праведный халиф» Осман ибн Аффан (ум. 656 г.), носил эпитет «Зу-н-Нурайн» букв. «Обладатель двух светочей», потому, что последовательно был женат на двух дочерях пророка. Популярность мусульманского права обуславливалась, на наш взгляд, тем, что отмечено современными специалистами по мусульманскому праву: "шариат не препятствовал существованию иных правовых традиций, допускал интерпретацию правовых норм своей системы в соответствие с условиями жизни мусульман, их обычаев и интересов"4.

В-четвертых, отмеченный выше важнейший фактор - присоединение Российской империи - нес с собой европеизацию некоторых сфер жизни, в т.ч. и семейного быта. Данный процесс выражался не только в качественном изменении материальных форм быта (жилище, одежда, питание и т.д.). На протяжении нескольких десятилетий, начиная со второй половины XIX в. карачаевцы входили в имперское правовое поле, что позволило обогатить собственную правовую культуру современными нормативными компонентами.

Существенную роль в приобщении к русско-европейской культуре сыграло возникновение в пореформенный период населенных пунктов так называемого Нового Карачая. В отличие от древних селений Старого Карачая (Картджурт, Хурзук, Учкулан), расположенных в «каменном мешке» Верхнекубанской котловины, большинство новых селений были размещены близ транзитных дорожных коммуникаций. Это существенным образом облегчило доступ к городам (Баталпашинск, Кисловодск и др.) - экономическим и культурным центрам, что объективно содействовало перестройке материальной основы семьи и ускоренной ломке многих архаичных традиций, в т.ч. и в семейно-правовой сфере.

Не меньшее значение имело и то, что новые аулы располагались по соседству с инонациональными и иноконфессиональными: напр., а.Воронцовско-Карачаевский - рядом с абазино-черкесским аулом Абуков-ским /Хумаринским/ и селом Георгиевско-Осетинское, а аул Джегутинский -рядом со станицей Усть-Джегутинской и селом Джегонасско-Еврейское. Здесь имел место тот самый случай, когда «на темпы и формы новаций заметно влияет степень межэтнических контактов" и "более высокие темпы внедрения новаций наблюдаются в этнически смешанных селениях"5. Безусловно, что инокультурное влияние обогащало культуру карачаевцев, в т.ч. и в семейном быту; с течением времени стирались грани несущественных различий, сближая народы Верхней Кубани.

В-пятых, наше исследование подтверждает то, что в отличие от правовой нормативной сферы семейной культуры, в области обрядовых норм наблюдался консерватизм. Это определялось тем, что право регулируется публичными (в нашем случае - государственными) институтами, а обряд - условно говоря, ментальными, более устойчивыми к переменам.

В брачном цикле обычаев довольно стойкие сословные предпочтения носили преимущественно односторонний характер - в том плане, что онн выражались в основном при выдаче дочери замуэю, а не при эюенитьбе сына. Данное обстоятельство можно рассматривать как инерцию традиционного правосознания, поскольку по адату сословный статус жены члена общины не имел никаких правовых последствий для их потомков. Но, с другой стороны, отмеченная нами в приведенной выше брачной статистике терпимость ранее привилегированных сословий (в данном случае: к женитьбе своих сыновей на девушках бывших зависимых сословий) может объективно указывать на определенные перемены в общественном сознании карачаевцев.

В детском цикле родильные обычаи и обряды консервировались в немалой степени тем, что роды не выходили за пределы дома (известно, что вплоть до середины 1930-х - начала 1940-х гг. карачаевские женщины в основной своей массе не обращались за услугами акушерских пунктов6), т.е. длительное время здесь действовали прежние фигуранты (повитухи-аначы и т.п.). Родильный комплекс в силу исконно интимного характера оставался сугубо «домашним». Такая позиция отстаивалась и главой семьи, который сохранял прежние управленческие функции и, по традиции, стремился не выносить элементы этого комплекса за пределы своего двора.

В-шестых, весь доступный нам материал позволяет еще раз подтвердить сравнительно важную социорегулятивную роль женщины у горцев к рубежу Х1Х-ХХ вв., когда малая семья стала уверенно утверждаться в Карачае. Такая роль была во многом обусловлена сезонными миграциями трудоспособного населения (в связи с отгонным скотоводством и земельным кризисом). Можно, видимо, утверждать, что осознанием самой женщиной своего статуса и объясняется то, что в Карачае именно женский пол стал наиболее последовательным сторонником и проводником в карачаевском семейном уклад идей и норм шариата, который признавал за женщиной несравнимо больший объем прав, нежели адат. Это объективно делало ее союзницей духовенства.

Но такой союз во многом скреплялся и тем, что именно женщины являлись самыми активными проводниками использования семейном быту «арсенала» мусульманской магии, который, опять-таки, был достоянием священнослужителей. Сам по себе феномен союза муллы и женщины, до-1 вольно устойчивый по времени и дошедший до наших дней, являет собой

I любопытный предмет исследования этнографа-кавказоведа. В целом данное исследование позволяет не согласится с утверждением некоторых современных авторов о том, что «семейно-бытовая культура карачаевцев не является. прямой наследницей только восточной цивилизации» . В действительности, несмотря на сильнейшее русско-европейское влияние, в рассматриваемое время данная культура в ее традиционном плане типологически оставалась в кругу восточных культур.

Можно добавить, что семейно-бытовая культура карачаевцев не была чем-то однородным: с одной стороны, конечно, были компоненты, носившие общеэтнический характер, а с другой очевидно было наличие сословных субкультур у каждой из которых была своя специфика как в ментальном, идеологическом, так и в нормативном планах.

Наконец, в-седьмых, к завершающей части рассматриваемого периода, т.е. в канун утверждения советской власти, семейно-бытовой уклад карачаевцев в целом был более-менее приспособлен к рыночным отношениям, в которые интенсивно вовлекались и горные регионы Юга России. Во многом именно приобщение к рынку способствовало ускоренному распаду патриархальных норм и утверждению малой семьи; в особенности это коснулось аулов так называемого Нового Карачая. Здесь нелишне напомнить слова В.П. Невской о том, что «вряд ли была на Кавказе еще одна область, где арендные отношения играли такую большую роль, как в Карачае» . Эти отношения, сугубо рыночные по своей сути, устанавливавшиеся карачаевцами с государством, с казачеством, с соседними народами форсировали совершенствование капиталистического /рыночного/ правосознания и, соответственно, приобщение к рыночно-либеральным ценностям. Очевидно, именно мощной инерцией капиталистических навыков, обретенных в рассматриваемое время, справедливыми опасениями потери семейного имущества и следует объяснять устойчивую «контрреволюционность» карачаевцев в ходе Гражданской войны, а также то, что они стали одними из наиболее последовательных противников большевистского режима (антисоветские восстания 1920 и 1930-х гг.). Но в целом мы можем, видимо, с полным основанием утверждать, что традиционные устои семейно-бытового уклада в большей (в Большом, или Старом Карачае) или меньшей (в аулах Нового Карачая) степени сохранились и несколько десятилетий спустя после утверждения советской власти. В той или иной степени некоторые архаические элементы семейной культуры благополучно сохранились весь XX век.

Здесь необходимо отметить, что объективными условиями консервации архаичных норм являлись некоторые аспекты государственной национальной, правовой и идеологической политики. В царское время это сосуществование (с санкции властей) светских (имперских), адатных и шариатских норм, а в советский период - реликты личной зависимости граждан (изъятие паспортов у колхозников, система прописки и т.п.). Кстати, именно сравнительно-сопоставительный аспект нормативного уклада семьи дореволюционного и постреволюционного периодов делает тему нашего исследования перспективной в научном плане. Использованные в данном исследовании материалы и сделанные в нем выводы, очевидно, могут послужить освещению как сугубо этнографической тематики, так и, определенным образом, проблем смежных гуманитарных научных дисциплин.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Болурова, Аминат Ниязбиевна, 2008 год

1. Документы по истории Балкарии. 40-90 гг. X1. в. Сост.Е.О.Крикуновой. -Нальчик: Кабардино-Балкарское кн. издательство,1959. - 262 с.

2. Сборник документов по сословному праву народов Северного Кавказа (СДСП). Нальчик: ИЦ «Эль-Фа»,2003. -Т I,- 446 с Т II. - 486 с.

3. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии. 1790-1917. Сб. документов. Сост. В.П. Невская, И.М. Шаманов, С.П. Несмачная. Ростов-на-Дону, 1985.

4. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Нальчик: Эль-Фа, 2002. - Вып.1. - 344 с.;Вып.П.-318 с.

5. Абаев И.М. Борьба с венерическими болезнями //КБДК. Т.Н. С. 105.

6. Абаев М.К. Балкария //КБДК. T.I.- С.173-212.

7. Алейников М. Обряды и обычаи карачаевцев по свадьбе и похоронах //КОВ. Екатеринодар, 1880. - 17 мая, №19.

8. Алейников М. Карачаевские сказания //СМОМПК. Тифлис, 1883. -Вып.З, отд.2. - С.138-168.

9. Аноним. Нравы и обычаи кабардинцев или черкесов //СКЕЛ. С. 104-108.

10. Анучин Д.Г. Очерк горских народов Правого крыла Кавказской линии //РАНК. Т.Д. С.245-298.7. д'Асколи Э.Д. Описание Черного моря и Татарии //СКЕЛ. С.55-62.

11. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 1984. - 287 с.

12. Азаматов К.Г., Хутуев Х.И. Мисост Абаев: Общественно-политические взгляды. Нальчик: Эльбрус,1980. - 132 с.

13. Акбаев С.М. Взаимоотношения сословий в горских обществах СевероЗападного Кавказа в первой половине XIX в. (по материалам адатов). Автореферат диссертации. кандидата исторических наук. М., 2002. -22 с.

14. Акбаев С.М. Горские адаты и становление национального менталитета //Проблемы археологии и истории Северного Кавказа. Отв. ред. А.А. Кудрявцев. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - С.49-51.

15. Акбаев С.М. Работа комиссии по разбору сословных горцев Кубанской области конца XIX начала XX в. //Из истории народов Северного Кавказа. Сб. научных статей. Ответ, ред. А.А.Кудрявцев. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - С.127-137.

16. Алексеева Е.П. Малоизвестные сведения автора XV века о карачаевцах и черкесах //Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкесии. (Материальная и духовная культура, вып.2). Отв. ред. Е.П. Алексеева. -Черкесск, 1983. С.101-103.

17. Алексеева Е.П., Невская В.П., Шаманов И.М. Исторический очерк //Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Отв. ред. Л.И.Лавров. -Черкесск: Кар.-Черк. отделение Ставр. кн. изд-ва, 1978. С. 16-58.

18. Алиев У.Д. Карачай. Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. 2-е изд. Черкесск, 1991. - 320 с.

19. Алфеев Н.А. Материалы к изучению быта и социально-гигиенических условий карачаевского народа. Ростов-на-Дону, 1929. - 166 с.

20. Анфимов Н.В., Джимов Б.М., Емтыль Р.Х. История Адыгеи (с древнейших времен до конца XIX века). Майкоп: Адыгейское кн. изд-во, 1993. -216с.

21. Арапов Д.Ю. Мусульманский брак в правовой системе Российской империи //Ислам и право. Сост. и ред. И.Л. Бабич и Л.Т. Соловьева. М., 2004. - Вып.2. - С.23-34

22. Асанов Ю.Н. Песня-поэма «Каншаубий» или «Плач княгини Гошаях». -Нальчик: Эль-Фа, 1996. 126 с.

23. Асанов Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом. Нальчик: Эльбрус, 1990. - 272 с.

24. Асанов Ю.Н. Поселения, жилища и хозяйственные постройки балкарцев (Втор. пол. XIX в. 40-е годы XX века). - Нальчик: Эльбрус, 1976. -118 с.

25. Байрамуков И.М. Среди Кубанских горцев //Карачаево-балкарские деятели культуры. Сост., пред. и комм. Т.III. Биттировой. Т.1. Нальчик: Эльбрус, 1993.-С. 235-237

26. Баразбиев М.И. Карачаево-балкарские фамилии адыго-абхазского происхождения //Жур. "Эльбрус". Нальчик,1999. - №1(10). - С. 135-141.

27. Баразбиев М.И. Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в XVIII начале XX века. - Нальчик: Эльбрус, 2000. -112 с.

28. Башиев A.M. Сословный вопрос в Балкарии во 2-й половине XIX начале XX в. //Исторический вестник. Гл. ред. В.Х.Кажаров. Нальчик, 2005. -Вып.1.-С.171-190.

29. Бегеулов P.M. Центральный Кавказ в XVII первой четверти XIX века: очерки этнополитической истории. - Карачаевск: Изд-во Карачаево-Черкесского государственного университета. - Карачаевск,2005. - 275 с.

30. Бейтуганов С.Н. Кабарда в фамилиях. Нальчик: Эльбрус, 1998. - 560 с.

31. Бекмуратова А.Т. Семейно-бытовой уклад каракалпаков в прошлом и задача преодоления его вредных пережитков. Автореферат диссертации. кандидата исторических наук. -М., 1967. 19 с.

32. Бесленеев А.Д. К вопросу развития сельского хозяйства горцев Кубанской области (пореформенный период) //Из истории сельского хозяйства

33. Карачаево-Черкесии. Науч. ред. И.Х. Калмыков. Черкесск, 1971. - С.З-22.

34. Биджиев Х.Х. Погребальные памятники Карачая XIV XVIII вв.// Вопросы средневековой истории Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1979.

35. Биджиев Х.Х. Раннесредневековые жилища и хозяйственные постройки Карачаево-Черкесии //Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкесии. (Материальная и духовная культура, вып.2). Отв. ред. Е.П. Алексеева. Черкесск, 1983. - С.35-55.

36. Битова Е.Г. Социальная история Балкарии XIX века: Сельская община. -Нальчик: Эльбрус, 1997. 176 с.

37. Бларамберг И. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 1999.-404 с.

38. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Извлечение по Центральному и Северо-Западному Кавказу. -Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 1999. 224 с.

39. Боташева JI.X. Детский цикл обычаев и обрядов у карачаевцев (конец XIX начало XX в.). Автореферат диссертации. кандидата исторических наук. - М., 2002. - 30 с.

40. Боташев М.Д. Установление исскуственного родства при обрядах детского цикла у карачаевцев //Карачаевцы и Балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор. -М., 2001. С. 152-167.

41. Борлакова Ф.А. Развитие здравоохранения в Карачае и Черкесии (1860-е 1941). Автореферат диссертации. кандидата исторических наук. -М.,2002. - 22 с.

42. Бороздин И. Предисловие //Стонов Дм. По Карачаю. Путевые заметки. -M.-JL: Молодая Гвардия, 1930. С.3-8.

43. Бурлаков И.Ш.-Б. К становлению шариатского суда в Карачае //Ислам и право. Сост. и ред. И.Л. Бабич и Л.Т. Соловьева. М., 2004. - Вып.2,-С.35-40.

44. Ваганов С.В. Значение охранно-карантинной линии по границе Кубанской области с Закавказьем в связи с условиями животноводства в нагорной полосе //ИОЛИКО. Екатеринодар, 1899. - Вып. 1.

45. Всероссийский мусульманский съезд. Казань, 1906. - 20 с.

46. Вайнштейн С.И. Предисловие //Кузнецова В.А. Народное искусство карачаевцев балкарцев. Нальчик: Эльбрус,1982. - С. 5-13.

47. Ванеев З.Н. Из истории родового быта в Южной Осетии. Тбилиси: МецниеребаД955. - 99 с.

48. Волкова Н.Г. Этнокультурные контакты народов горного Кавказа в общественном быту (XIX- начало XX в.) //КЭС. М., 1989. - Вып. IX, С. 159-215.

49. Гаврилов П.А. Устройство поземельного быта у горских племен Северного Кавказа //ССКГ. Тифлис,1869. - Вып.2. - С. 1-78.

50. Г-д. Поездка по южному отклону Эльбруса в 1848 году //Библиотека для чтения. СПб, 1849. - Т.97. - С.63-73.

51. Георги И.Г. Описание все обитающих в Российском Государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей //СКЕЛ,- С.206-218.

52. Главани К. Описание Черкесии // СКЕЛ. С. 142-151.

53. Городецкий Б.М. Очерки по кубановедению. 2. Быт и культура населения Кубанской области //Жур. "Кубанская школа". Екатеринодар, 1915. -№5. - С.298-307.

54. Грабовский Н. Ф. Свадьба в горских обществах Кабардинского окру-гаУ/ССКГ. Тифлис, 1869. - Вып. 2. - С.3-24

55. Гюльденштедт И.А. Путешествие по России и Кавказским горам //СКЕЛ. С.283-306.

56. Гугов Р.Х. Кабарда и Балкария в XVIII веке и их взаимоотношения с Россией. Нальчик: Эль-Фа, 1999. - 686 с.

57. Гутнов Ф.Х. Генеалогические предания осетин как исторический источник. Орджоникидзе: Ир, 1989. - 177 с.

58. Джумагулов А. Семья и брак у киргизов Чуйской долины (дореволюционный и советский периоды). Автореферат диссертации. кандидата исторических наук. М.,1962. - 19 с.

59. Дзаттиаты Р.Г. Культура позднесредневековой Осетии. Владикавказ: Ир, 2002.-432 с.

60. Дмитриев В.А. Способы преодоления насилия в традиционном обществе горских народов //Адат. Кавказский культурный круг: Традиции и современность. М.-Тбилиси, 2003. - С.24-43

61. Доде З.В. К вопросу о складывании цветового предпочтения в костюме народов Северного Кавказа// Историко-археологический альманах. Ответ. ред. P.M. Мунчаев. Армавир-Москва, 1997. -С.171-176.

62. Дебу И.Л. О Кавказской линии и присоединенном к ней Черноморском войске, или общие замечания о посленных полках, ограждающих Кавказскую линию, и о соседственых горских народоах. (Извлечение) //РАНК, Т.1. С.51-90.

63. Дельпоццо И.П. Записка о Большой и Малой Кабарде//РАНК, Т.1. С.7-41.

64. Дмитриев В.А. Способы преодоления насилия в традиционном обществе горских народов //Адат. Кавказский культурный круг: Традиции и современность. М.-Тбилиси, 2003. - С.24-43.

65. Документы по истории Балкарии. 40-90 гг. XIX в. Сост.Е.О.Крикуновой. Нальчик: Кабардино-Балкарское кн.издательство,1959. - 262 с.

66. Дьячков-Тарасов А.Н. В горах Большого и Малого Карачая// СМОМПК. -Тифлис, 1900.-Вып. 28. -С.3-111.

67. Дьячков-Тарасов А.Н. Заметки о Карачае и карачаевцах //СМОМПК. -Тифлис, 1898. Вып.25, отд.П.-С.71-91.

68. Думин С., Чиковани Ю. Дворянские роды Российской империи. Т.IV. Князья царства Грузинского. -М.: Ликоминвест, 1998. 296 с.

69. Зубов П. Картина Кавказского края, принадлежащего России, и сопредельных оному земель //РАНК. Нальчик: Эль-Фа, 2001. - Т.Н.-С.9-141.

70. Известные люди Карачаево-Черкесии. Краткий биографический словарь/ Сост. К.С.-Б.Урусова, Р.Т.Хатуева. Черкесск. 1997. - 236 с.

71. Иваненков Н.С. Карачаевцы (Доклад, прочитанный на общем собрании членов Общества люителей изучения Кубанской области 28 ноября 1908 г. //ИОЛИКО. Екатеринодар, 1912. - Вып.У,- С.25-91.

72. Иванюков И., Ковалевский М. У подошвы Эльборуса //Вестник Европы.- М., 1886. -т.1, кн. 1, С.83-112; кн.2,- С.553-580.

73. Интериано Дж. О быте и обычаях черкесов //СКЕЛ. С.30-37.

74. История Кабардино-Балкарской АССР. Гл. ред. Т.Х.Кумыков. М.: Наука, 1967. -T.I.-482 с.

75. Кагиева Н.М. О литературном наследии шейха А. Дудова-Бухарского //Карачаевцы и балкарцы (ответ, редактор С.А. Арутюнов). - М.: Изд. Института этнологии и антропологии РАН, 1999. - С.325-328.

76. Калмыков И.Х. Из истории адыгской (черкесской) календарной системы// Календарь и календарная обрядность народов Карачаево-Черкесии.- Черкесск, 1983. С.48-57.

77. Калмыков И.Х. Черкесы. Историко-этнографический очерк. Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского кн. изд-ва, 1974. -344 с.

78. Каракетов М. Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. М.: Наука, 1995. - 344 с.

79. Каракетов М.Д. Сословия чанков, тума-чанков и тумов в социальной структуре карачаево-балкарских обществ (конец XVIII XIX в.) //Исторический вестник. Гл. ред. В.Х.Кажаров. - Нальчик,2005. - Вып.1.- С.145- 170.

80. Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Ответ, ред. Л.И.Лавров. -Черкесск: Карачаево-Черкесское отд. Ставроп. Кн. изд-ва, 1978. 336 с.

81. Карданова Б.Б. Обрядовые песни ногайцев (к характеристике жанра) //Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии. Сб. научных трудов. Отв. редактор И.А. Шаповалова. Черкесск, 1993. - С.60-76

82. Карпов С.П. Итальянские морские республики и Южное Причерноморье в XIII-XV вв.: проблемы торговли. М.: Изд-вл МГУ, 1990. - 336 с.

83. Катанчиев Т.М. Кабардинское обычное право: его особенности. 2-е издание. Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 2003. - 194 с.

84. Керейтов Р.Х. Календарь и календарная обрядность ногайцев// Календарь и календарная обрядность народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1989. - С.91-142.

85. Керейтов Р.Х. Некоторые вопросы экономической основы семьи у ногайцев в XIX-XX вв. //Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкесии. (Материальная и духовная культура, вып.2). Отв. ред. Е.П. Алексеева. Черкесск, 1983. - С.116-141.

86. Керейтов Р.Х. Родильные обряды и воспитание детей у кубанских ногайцев в прошлом //Археология и этнография Карачаево-Черкесии. Ответ, ред. Я.А. Федоров. Черкесск: Изд-во Карачаево-Черкесского НИИЭИЯЛ, 1979. - С.111-121.

87. Кипкеева З.Б. Народы Северо-Западного Кавказа: миграции и расселение (60-е годы XVIII в. 60-е годы XIX в.). - М.: Изд-во Ипполитова, 2006. -360 с.

88. Кипкеева З.Б. Основные причины мухаджирства 2884-1887 годов в Карачае //Вопросы северокавказской истории. Под ред. В.Б. Виноградова. -Армавир. 2001. -Вып.6. Часть I. С.75-80.

89. Кипкеев И.С. Традиционный земельный оборот в отношениях народов Северо-Западного Кавказа (до реформ XIX в.) //Вестник Карачаево-Черкесского государственного историко-культурного и природного музея-заповедника. Черкесск, 2004. - Вып.1. - С.35-39.

90. Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII в. Документы и материалы в 2-х томах. Т.1. XVI-XVII века. 2-е издание. Нальчик: ИЦ "Эль-Фа". -696 с.

91. Кантемир Д.К. История роста и упадка Оттоманской империи //Северный Кавказ в европейской литературе XIII-XVIII веков. Подг.В.М.Аталикова. Нальчик: ИЦ «Эль-Фа»,2006. - С.98-104.

92. Кириченко Н.И. Русско-карачаевский Словарь. С. Мансуровское Ба-талпашинского отдела, 1897. Рукопись (259 е.).

93. Клапрот Г.-Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 18071808 гг. //АБКИЕА. С.244-257.

94. Клеман. Клеманово путешествие из Вены в Белград и Новую Килию, а также в земли буджатских и ногайских татар и во весь Крым, с возвратом через Константинополь, Смирну и Триест в Австрию в 1768-1770 годах //CKEJI. С. 192-193.

95. Ковалевский М. Современный обычай и древний закон. М., 1886. - Т. I, 342 е.; Т.П.-412 с.

96. Ковалевский М. Современный обычай и древний закон. М.,1886. - T.I, 342 е.; Т.П.-412 с.

97. Колесников В. Нужды Карачая //КОВ, 1898, №259.

98. Кубанский сборник. Екатеринодар,1910. - Т.XV.

99. Кучмезова М.Ч. Соционормативная культура балкарцев: традиции и современность. Нальчик: Эль-Фа,2003, - 210 с.

100. Коков Дж.Н., Кокова Л.Дж. Кабардино-черкесские фамилии. Нальчик: Эльбрус, 1993.-204 с.

101. Копешавидзе Г.Г. Пища //Абазины. Историко-этнографический очерк. Под ред. А.И.Першица. Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского кн. изд-ва, 1989. - С.113-125.

102. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа /Исследования и материалы/. М.: Восточная литература, 1961. - 259 с.

103. Котляков В.М. В мире снега и льда //Жур. «Наука и жизнь». М., 1996. -№12.

104. Крымшамхалов И.П. Из Карачая //Карачаево-балкарские деятели культуры. Сост., пред. и комм. Т.Ш. Биттировой. Т.1. Нальчик: Эльбрус, 1993.-С. 131-132.

105. Кузнецова В.А. Народное искусство карачаевцев балкарцев. Наль-чик:Эльбрус, 1982. - 172 с.

106. Кумыков Т.Х. Общественная мысль и просвещение адыгов и балкаро-карачаевцев в XIX начала XX в. - Нальчик: Эльбрус, 2002. - 446 с.

107. Кунижева Л.З. Календарь и календарная обрядность абазин// Календарь и календарная обрядность народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1989. - С.57-91.

108. Кунижева Л.З. Семейная обрядность //Абазины. Историко-этнографический очерк. Под ред. А.И. Першица. Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского кн. изд-ва, 1989. - С. 164-178.

109. Кунижева Л.З. Этнографические сведения об абазинах по периодической печати XIX в. //Вестник Карачаево-Черкесского государственного историко-культурного и природного музея-заповедника. Черкесск, 2004. - Вып.1. - С.39-44.

110. Курмансеитова А.Х. Бытование арабописьменной книги среди ногайцев //Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии. Вып. III.

111. Сборник научных трудов Карачаево-Черкесского НИИ истории, филологии и экономики. Ответ. ред.Д.А.Напсо. Черкесск, 1990. - С.161-180.

112. Кущетерова Ф.Т. Проблема воспитания семьянина в этнопедагогике карачаевцев (историко-педагогическое исследование). Автореферат диссертации. кандидата педагогических наук. Ставрополь, 1996. - 19 с.

113. Лавров Л.И. Альбом и макеты Д.А. Вырубова по этнографии и археологии Кабардино-Балкарии// Материальная культура и хозяйство народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана. Сборник музея антропологии и этнографии. Вып.XXXIX. Л., 1978. - С.71-84.

114. Лавров Л.И. Карачай и Балкария до 30-х годов XIX в. //КЭС. М., 1969. - Т.4. - С.55-119.

115. Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л.: Ленинград, отделение изд-ва "Наука", 1982. - 224 с.

116. Ладыженский A.M. Обычное семейное право черкес //Жур. "Новый Восток". М., 1928. - №22. - С.224-239.

117. Лайпанов Билял. Ислам в истории и см осознании карачаевского народа //Ислам и этническая мобилизация: национальные движения в тюркском мире. Под. ред. М.Н.Губогло. М.,1998. - С.142-171.

118. Лайпанов Х.О. К истории карачаевцев и балкарцев. Черкесск: Кар,-Черк. кн.изд-во, 1957. - 67 с.

119. Лайпанов К.Т. Карачай и карачаевцы. Очерки, статьи, заметки. Черкесск, 2005. - 280 с.

120. Лайпанов К.Т. Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами. Черкесск,2000. - 80 с.

121. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Нальчик: Эль-Фа, 2002. -Вып.1. - 344 е.; Вып.И. - 318 с.

122. Леонтьев И. Поездка к Баксанскому леднику //СМОМПК. 1897, Вып.22, отд.П. - С. 133-162.

123. Да Лукка Дж. О быте и обычаях черкесов //СКЕЛ. С.45-55.

124. Лонгворт Дж. Год среди черкесов. Пер. В.М. Аталиков. Науч. ред. и предисл. А.И. Мусукаев. Нальчик: «Эль-Фа», 2002. - 542 с.

125. Магаяева П.И. Реформы 60-70-х годов XIX века в горских округах Кубанской области. Карачаевск: Изд-во КЧГУ,2003. - 232 с.

126. Малкондуев Х.Х. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. -Нальчик: Эльбрус, 1990. 152 с.

127. Малкондуев Х.Х. Этническая культура балкарцев и карачаевцев. -Нальчик: Эльбрус, 2001. 176 с.

128. Малкондуев Х.Х., Сабанчиев Х.-М.Л. Тёре как форма организации управления в средневековой Балкарии и Карачае// Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1990. - С.143-161.

129. Мальбахов Б.Н., Эльмесов A.M. Средневековая Кабарда (Внутренние и внешние аспекты истории). Нальчик: Эльбрус,1994. - 348 с.

130. Маремшаова И.И. О структуре этнического сознание карачаевцев и балкарцев. Минск: Технопринт, 2000. - 163 с.

131. Маремшаова И.И. Балкарцы и карачаевцы в этнокультурном пространстве Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 2003. - 121 с.

132. Марзоев И.Т. Межэтнические браки северо-осетинских феодалов в системе этнокультурных отношений народов Кавказа в XVII- начале XX веков //Жур. «Эльбрус». Нальчик, 2000. - №1(12). - С.104-106.

133. Меретуков М.А. Этикет как форма культуры адыгов //Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения. Черкесск, 1993. -С. 250-258.

134. Мизиев И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII-XVIII вв. Нальчик: Нарт, 1991. - 192 с.

135. Мизиев И.М. Средневековые башни и склепы Балкарии и Карачая. -Нальчик: Эльбрус, 1970. 124 с.

136. Моков Б.М. Кабарда второй половины XVI-XVII веков. Нальчик: Эльбрус, 2001.-144 с.

137. Миллер Б.Вс. Из области обычного права карачаевцев ИЗО. М.,1902. -№1. - С.1-41.

138. Миллер В., Ковалевский М. В горских обществах Кабарды //Вестник Европы. СПб, 1884, апрель. - Кн.4. - С.541-588.

139. Мотрэ О. де ла. Путешествие по Европе, Азии и Африке //СКЕЛ. -С.108-139.

140. Мужухоев М.Б. Ингуши. Страницы истории, вопросы материальной м духовной культуры. Саратов: Регион. Привож. изд-во "Детская книга",1995. - 128 с.

141. Мусукаев А.И. Века родословий. Нальчик: Эль-Фа, 1997. - 462 с.

142. Мусукаев А.И. К истокам фамилий. Нальчик. 1992. - 88 с.

143. Нагоев А.Х. Средневековая Кабарда. Нальчик: ИЦ "Эль-Фа", 2000. -230 с.

144. Надеждин П.П. Кавказский край, природа и люди. 3-е издание. Тула,1901.

145. Напсо Д.А., Чекменев С.А. Надежда и доверие. Из истории дружественных связей народов Карачаевол-Черкесии с русским народом. Черкесск: Стела. 1993. - 320 с.

146. Народы Карачаево-Черкесии. Ставрополь: Ставроп. кн. изд-во. 1957. -154 с.

147. Налоев З.М. О восточном культурном канале //Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX-начале XX века: (Материалы конференции 28-29 марта 1974 г.). Нальчик, 1976.

148. Невская В.П. Земельная реформа и отмена крепостного права в Черке-сии //Труды КЧНИИ. Вып.III (серия историческая). Отв. ред. Э.А. Джа-нибеков,1959. Черкесск: Кар.-Черк. кн. изд-во, 1959. - С.84-207.

149. Невская В.П. Карачай в XIX веке //Жур. "Ас-Алан". М.,2002. - №1/6/

150. Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в. Дореформенный период. Черкесск, 1960. - 156 с.

151. Невская В.П., Шаманов И.М. Семья и семейный быт //Карачаевцы. Ис-торико-этнографический очерк. Ответ, ред. Л.И. Лавров. Черкесск: Кар.-Черк. отделение Ставропольского кн. изд-ва, 1978. - С. 227-271.

152. Невская В.П., Шаманов И.М. Хозяйство //Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Ответ, ред. Л.И.Лавров. Черкесск: Кар.-Черк. отделение Ставропольского кн. изд-ва,1978. - С.59-129.

153. Невская В.П., Е.Н.Студенецкая, Шаманов И.М. Просвещение и духовная культура //Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Ответ, ред. Л.И. Лавров. Черкесск: Кар.-Черк. отделение Ставропольского кн. изд-ва, 1978. - С.272-299.

154. Отчет гг. Нарышкиных, совершивших путешествие на Кавказ с археологической целью в 1867 году //Известия ИРГО. СПб,1877. - Т.8, в.4. -С.326-368.

155. Очерки истории Ставропольского края, т.1. Науч. ред. В.П.Невская. -Ставрополь: Ставроп. кн. изд-во,1984. 379 с.

156. Попов С.Н. Пешком по Карачаю. Ростов-на-Дону: Изд-во "Северный Кавказ", 1931.-84 с.155. де Пейсонель Ш. Трактат о торговле на Черном море //СКЕЛ. С.161-188.

157. Петров гр. Верховья Кубани Карачай //Памятная книжка Кубанской области на 1880 год. - Екатеринодар, 1880. - С. 123-153.

158. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г,-СП6Д902,- Т.65 (Кубанская область).

159. Поляшова-Куранцева О.П. Архитектурные традиции карачавецев // Археология и этнография Карачаево-Черкесии. Отв. ред. Я.А.Федоров. -Черкесск: КЧНИИЭИЯЛ, 1979. С.121-151.

160. Равдоникас Т.Д. Очерки по истории одежды народов Северо-Западного Кавказа. Л.: Наука, 1990. - 140 с.

161. Самарина Л.В. Цвет в культуре карачаевцев и балкарцев (к истокам формирования традиции)// Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография,археология, фольклор (Ответ, редактор С.А. Арутюнов). М., 2001. - С. 275-289.

162. Семенов К.В. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика (на примере адыгского, балкарского, карачаевского народов). Майкоп: АГУ, 2000. - 307 с.

163. Сборник документов по сословному праву народов Северного Кавказа (СДСП). Нальчик: ИЦ «Эль-Фа»,2003. - T.I. - 446 с.

164. Сахих аль-Бухари (Краткое изложение). Сост. имам Абу-ль-Аббас Ахмад б. Абд ал-Латиф аз-Зубайди. Пер. с араб. В.А. Нирша. М.: Изд-во Благотворительного фонда «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль-Ибрагим», 2002. - Т.1. - 472 е.; Т.2. - 472 с.

165. Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа //Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Науч. ред. Р.У. Туганов, сост. Х.М. Думанов. Нальчик: «Эль-Фа», 2002. -Т.1, С. 185-278.

166. Стрейс Я. Три путешествия //СКЕЛ. С.92-98.

167. Сысоев В.М. Карачай в этнографическом, бытовом и историческом отношениях//СМОМП. Тифлис, 1913. - Вып.43, отд. 1. - С. 12-135.

168. Состояние скотоводства на Северном Кавказе //газ. «Кубанские областные ведомости». Екатеринодар, 1908. - №163.

169. Смирнова Я. С. Искусственное родство у народов Северного Кавказа: формы и эволюция//КЭС. 1989. - вып. IX. - С. 216-245.

170. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказ. М.: Наука, 1983.-263 с.

171. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии. 1790-1917. Сб.документов. Сост.В.П.Невская, И.М.Шаманов, С.П.Несмачная. Ростов-на-Дону, 1985. - 228 с.

172. Стонов Дм. По Карачаю. Путевые заметки. М.-Л.:Молодая Гвардия,1930.-72 с.

173. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. -М.: Наука, 1989.-288 с.

174. Студенецкая Е.Н. Одежда //Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Ответ, ред. Л.И.Лавров. Черкесск: Кар.-Черк. отделение Ставропольского кн. изд-ва,1978. - С. 157-182

175. Сюкияйнен Л.Р. Шариат религия или право? //Шариат: теория и практика. - Уфа, 2000.

176. Семенов И.К. Г.Ф.Чурсин исследователь быта карачаевцев конца XIX- начала XX в. //Вестник КЧГПУ. Каачаевск,1998. - Вып.1,- С.112-123

177. Тавернье, Жан Баптист. Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию //СКЕЛ,- С.73-82

178. Тэбу де Мариньи. Путешествие по Черкесии. Фредерик Дюбуа де Мон-пере. Путешествие вокруг Кавказа, у черкесов и абхазов, в Колхиде, Грузии, Армении и Крыму. Пер. В.М. Аталиков; науч. ред. Р.У.Тутанов.- Нальчик: «Эль-Фа», 2002. Т.1.- 282 с.

179. Тепцов В.Я. По истокам Кубани и Терека //СМОМПК. Тифлис,1892. -Вып. 14.- С.83-179

180. Торнау Ф.Ф. Секретная миссия в Черкесию. Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 1999.-508 с.

181. Тульчинский Н.П. Поэмы, легенды, песни, сказки и пословицы горских татар Нальчикского округа Терской области //КБФДЗП. Нальчик: Эльбрус. 1983. - С. 219-285.

182. Тульчинский Н. Пять горских обществ Кабарды //Терский сборник. -Владикавказ, 1903. -Вып.У.

183. Труды комиссии по исследованию современного положения землепользования и землевладения карачаевцев Кубанской области. Владикавказ, 1908.-78 с.

184. Тамбиев И.Х.-Б. О Карачае и Балкарии. Сб. очерков, статей, заметок. Сост. И.М. Шаманова и Ф.И. Шамановой. Ответ, ред. В.П. Невская. -Ставрополь: Сервисшкола,2003. 336 с.

185. Тебуев Р.С., Урусов К.С.-Б., Хатуев Р.Т. Карачаевцы //Народы Карачаево-Черкесии: история и культура. Отв. ред. В.Ш. Нахушев. Черкесск, 1998. - С.204-325

186. Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев. М: Илекса. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002. - 224 с.

187. Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы, 1989.-448 с.

188. Тер-Саркисянц А.Е. Брак и свадебный цикл у армян (вторая половина XIX начало XX в.) //КЭС, Вып.1Х, 1989. - С.246-284.

189. Уарзиати B.C. Флаг в семейной обрядности осетин// Проблемы исторической этнографии осетин. Орджоникидзе, 1988. - С.104-133.

190. Усманова Д.М. Механизм реализации норм мусульманского права в Российской империи //Ислам и право. Сост. и ред. И.Л. Бабич и Л.Т. Соловьева. -М., 2004. Вып.2.-С.40-53.

191. Фелицын Е.Д. Кубанская старина: ожидание конца мира закубанскими племенами горцев в 1830 г. //"Живая старина". Журнал по проблемам краеведения КБР. Нальчик, 1993. - №3. - С.50-51.

192. Фурати. Кырк сюаль. Сорок вопросов иудейских ученых пророку Мухаммеду. Казань,1889. - 82 с.

193. Хаджиева М.Х. "Его свободные сыны." Кисловодск, 2005. - 80 с.

194. Хатуев Р.Т. Карачай и Балкария до второй половины XIX в.: Власть и общество// Карачаевцы и балкарцы (ответ, редактор С.А. Арутюнов). - М.: Изд. Института этнологии и антропологии РАН, 1999. - С.5-198.

195. Хатуев Р.Т. О соотнесении сословных лестниц //Вестник Карачаево-Черкесского государственного историко-культурного и природного музея-заповедника. -Черкесск, 2004. -Вып.1,- С.51-59.

196. Хачирова З.К. УНТ в этнопедагогике карачаево-балкарцев //Алиевские чтения: Научная сессия преподавателей и арспирантов университета.20.25 апреля. Ответ, ред. С.У. Пазов. Карачаевск: КЧГПУ,1998. -Часть 1. - С. 144-146.

197. Хижняков Б.Е. Описание кустарных промыслов нацобластей СевероКавказского края //Записки Северо-Кавказского горского НИИ. Ростов-на-Дону, 1929. - Т.2. - С. 93-170.

198. Хубиев /Карачайлы/ И.А.-К. Кустари в Карачае и Черкесии //Ислам Ка-рачайлы и современность. Отв. ред. А.Д.Койчуев. Карачаевск: Изд. КЧГПУ, 1999. - С.108-109.

199. Хубиев И.Ш. Несколько слов о Карачае //Карачаево-балкарские деятели культуры. Сост., пред. и комм. Т.Ш. Биттировой. т. 1. Нальчик: Эльбрус, 1993. - С.230-233.

200. Хужева JI.K. Религиозная лексика в кабардино-черкесском языке. Автореферат. кандидата филол. наук. Нальчик, 2002. - 20 с.

201. Чеккуев Бекир. Предание о Карче, родоначальнике Карачая//Газ. "Кубанские областные ведомости". Екатеринодар, 1899. - №266, 12 декабря /статья подписана "Бекир"/.

202. Челеби, Эвлия. Книга путешествия в Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. Сост. и отв. ред. А.Д. Желтяков. Прим. и комм. А.П. Григорьева, А.Д. Желтякова. М.: Наука. Гл. редакция восточной литературы, 1979. - Вып.2.-288 с.

203. Чурсин Г.Ф. Поездка в Карачай //ИКОИРГО. Тифлис, 1915. - т. XXIII, №3.-С. 239-258.

204. Чурсин Г.Ф. Этнографические заметки о Карачае //Газ. "Кавказ". Тифлис, 1900. -№№305-306.

205. Чурсин Г.Ф. Обычаи и предрассудки карачаевцев. Отношение к женщине //Газ. "Кавказ". Тифлис, 1903. - №№24, 31.

206. Черкесы и другие народы Северного Кавказа в период правления императрицы Екатерины II. Сборник документов. Сост.Р.У.Туганов. -М.:ИЦ «Эль-Фа»,1996. -Т. I. (1763-1774). 460 с.

207. Чечня и чеченцы в материалах XIX в. Сост. Я.З.Ахмедова, И.Б.Мунаева. -Элиста: "Санан", 1990. 110 с.

208. Шаманов И.М. Брак и свадебные обряды карачаевцев в XIX начале XX в. //Археология и этнография Карачаево-Черкесии. Под ред. Я.А.Федорова. - Черкесск, 1979. - С.78-111.

209. Шаманов И.М. Календарь и календарная обрядность карачаевцев и бал-карцев//Календарь и календарная обрядность народов Карачаево-Черкесии. -Черкесск, 1989. С.5-48.

210. Шаманов И.М. Карачаевцы //Народы и религии мира. Энциклопедия. Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Советская Энкилопедия,1998. -С. 223-225.

211. Шаманов И.М. К истории домашних промыслов //Из истории сельского хозяйства Карачаево-Черкесии. Науч. ред. И.Х. Калмыков. Черкесск, 1971. - С.23-67.

212. Шаманов И.М. Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребенка (XIX нач. XX вв.) //Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1980. - С.72-94.

213. Шаяхметов Ф.Ф. Формирование правового плюрализма среди мусульман Южного Урала //Ислам и право. Сост. и ред. И.Л. Бабич и Л.Т. Соловьева. М., 2004. - Вып.2,- С.63-78.

214. Шамхалы Тарковские// ССКГ. Тифлис, 1868. - Вып. 1. - С. 54-80.

215. Шаханов Б.А. Избранная публицистика. Сост. Т.Ш. Биттирова. Нальчик: Эльбрус, 1991.-286 с.

216. Шаховской И.В. Путешествие в Сванетию и Кабарду //РАНК. Т.1.-С.157-174

217. Штелин Я.Я. Описание Черкесии //СКЕЛ,- С. 194-205.

218. Щукин И.С. Материалы для изучения карачаевцев //Русский антропологический журнал. СПб, 1913. -Вып.1-2 С. 56-58 .

219. Яхтанигов Х.Х. Северокавказские тамги. Нальчик: Лейтер-ибн-Марат, 1993.-202 с.

220. На карачаево-балкарском языке

221. Акъбайланы Х.М. Сабий оюнла (Карачаевские национальные детские игры) /на кар. яз./. Черкесск, 1994. - 54 с.

222. Къарачай-малкъар жомакъла, таурухла, айтыула. Сост. Т.М. Хаджиевой.- Нальчик: Эльбрус, 1999. Т.1, 472 с.

223. Къарачай-малкъар фольклор. Сост. Р.А.-К.Ортабаевой. Черкесск, 1987.- 342 с.

224. Къарачай-малкъар фольклор. Сост. Т.М.Хаджиевой. Нальчик: Эль-Фа, 1996.-592 с.

225. Къарачай-малкъар халкъ жырла (Карачаево-балкарские народные песни). Сост. О. Отаров. Нотация А. Даурова. Муз. ред. М. Этчеев. Вступ. Ст. Т. Зумакуловой. Нальчик: Эльбрус, 2001. - 216 с.

226. Къарачай поэзияны антологиясы (Антология карачаевской поэзии). Сост. М.О. Акбаев, Х.Б. Байрамукова, Н.М. Кагиева. Ставрополь, 1965. - 424 с.

227. Къарачай поэзияны антологиясы /XVIII-XX ёмюрле/ (Антология карачаевской поэзии /XVIII-XX вв./). Сост. Ф.И.Байрамукова, А.А. Акбаев. -М.: Изд. Центр "Эльбрусоид", 2006. 624 с.

228. Къарачай халкъ джырла (Карачаевские народные песни). Сост. Гочияе-вой С.А., Ортабаевой Р.А.К., Суюнчева И.Х. М.: Гл. редакция восточной литературы, 1969. - 276 с.

229. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. Сост. Р.А.-К. Ортабаевой, Т.М. Хаджиевой, А.З. Холаева. Отв. ред. А.И. Алиева. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1995. - 656 с.

230. Ортабайланы Р.А.-К. Чум, чум, чум терек (Кизил, кизил, кизиловое дерево) /Фольклорный сборник для детей дошкольного возраста и младших классов/. На кар. яз., 1994. 39 с.

231. Таумырзаланы Далхат. Голлу. Нальчик: Эльбрус, 1993. - 324 с.

232. Хабичланы М.А. Къочхарланы Къасбот халкъ джырчыланы тамадасы.- Черкесск: Кар.-Черк. отд. Ставроп. кн. изд-ва, 1986.

233. Шаманланы И.М Къобан башында На кар.-балк.яз. (У истоков Кубани).- Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского издательства, 1987. 224 с.1. На турецком языке

234. Ufuk Tavkul, Ya§ar Kalafat. Kara9ay-Balkarlar: Tarih, Toplum ve Kttltur. -Ankara: KaraM, 2003. 204 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.