Семиотико-синергетическая интерпретация особенностей организации художественного кинодискурса: на материале англоязычных художественных фильмов исторического жанра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат наук Зайченко, Светлана Сергеевна

  • Зайченко, Светлана Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ10.02.19
  • Количество страниц 206
Зайченко, Светлана Сергеевна. Семиотико-синергетическая интерпретация особенностей организации художественного кинодискурса: на материале англоязычных художественных фильмов исторического жанра: дис. кандидат наук: 10.02.19 - Теория языка. Челябинск. 2013. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Зайченко, Светлана Сергеевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМИОТИКО-СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КИНОДИСКУРСА

1.1. Кинодискурс как разновидность дискурса. Художественный кинодискурс исторического жанра

1.1.1. К проблеме определения понятия «дискурс»: современное состояние вопроса

1.1.2. Кинодискурс как объект лингвистического исследования. Кинодискурс и кинотекст

1.1.3. Художественный кинодискурс исторического жанра

1.2. Особенности семиотической интерпретации художественного кинодискурса

1.2.1. Художественная семиотика: исторический аспект. Основные понятия семиотического исследования

1.2.2. Семиотические свойства художественного кинодискурса

1.2.3. Художественный кинодискурс исторического жанра в пространстве семиосферы

1.3. Особенности синергетической интерпретации художественного кинодискурса

1.3.1. Лингвосинергетика: исторический аспект. Общие принципы синергетики

1.3.2. Синергетические свойства художественного кинодискурса

1.3.3. Фрактал как модель самоорганизации художественного кинодискурса. Фрактальная природа концепта

Выводы по Главе 1

ГЛАВА 2. ФРАКТАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО КИНОДИСКУРСА ИСТОРИЧЕСКОГО ЖАНРА (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТА «AUTOCRACY»)

2.1. «Autocracy» как системообразующий концепт англоязычного художественного кинодискурса исторического жанра

2.2. Фрактальная модель «спираль» как средство самоорганизации концепта «autocracy» в англоязычном художественном кинодискурсе исторического жанра

2.3. Фрактальная модель «концентрические окружности» как средство самоорганизации концепта «autocracy» в англоязычном художественном кинодискурсе исторического жанра

2.4. Фрактальная модель «древо» как средство самоорганизации концепта «autocracy» в англоязычном художественном кинодискурсе исторического жанра

2.5. Фрактальная модель «ризома» как средство самоорганизации концепта «autocracy» в англоязычном художественном кинодискурсе исторического

жанра

Выводы по Главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ И СПРАВОЧНИКОВ

СПИСОК КИНОИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Семиотико-синергетическая интерпретация особенностей организации художественного кинодискурса: на материале англоязычных художественных фильмов исторического жанра»

ВВЕДЕНИЕ

Данное диссертационное исследование посвящено изучению особенностей организации художественного кинодискурса с позиций семиотики и синергетики. В языкознании накоплен большой опыт работы с различными типами дискурса, однако семиотически осложненный дискурс продолжает вызывать большой интерес ученых. Это связано, в первую очередь, с его широким распространением в средствах массовой информации, мультимедийной и электронной коммуникации, где собственно вербальные тексты, свободные от элементов других систем, используются все реже. Вместе с тем, поликодовый, полимодальный и мультимедийный типы дискурса остаются наименее изученными. Специфика их исследования заключается в необходимости учитывать особенности взаимодействия вербальной составляющей с элементами и факторами нелингвистического порядка.

Кинематограф является одним из наиболее влиятельных средств массовой коммуникации. Это уникальное культурное явление известно своим стремительным развитием, глобальным распространением и воздействием на зрительскую аудиторию в мировых масштабах. Синтезировав достижения литературы, изобразительного искусства, музыки и театра, кино создало новый язык, в котором органично переплелись разнообразные выразительные средства. Произведения кинематографа находятся в центре исследования киноведов, культурологов, психологов, социологов и филологов. В лингвистике сформировались лингвокультурологический, лингвосемиотический,

лингвокогнитивный, психолингвистический, лингвоперсонологический и другие подходы к изучению кинодискурса.

Художественный кинодискурс, несомненно, представляет собой сложное семиотическое образование, сочетающее в едином смысловом, структурном и функциональном пространстве знаки и коды разных семиотических систем, в том

числе - естественного языка. Вариативность декодирования семиотических систем и множественность интерпретаций содержания зрителем обуславливают незамкнутость и нелинейность кинодискурса, для изучения динамичной модели которого целесообразно обратиться к семиотико-синергетическому подходу, открывающему возможности всестороннего исследования объекта с учетом современных достижений философии, физики, семиотики, синергетики, когнитологии и лингвистики.

Актуальность работы, таким образом, обусловлена необходимостью системного изучения художественного кинодискурса как особого вида языкового творчества и важнейшей сферы коммуникации, а также значимостью дальнейшего теоретического и практического осмысления лингвосемиотических и лингвосинергетических особенностей организации дискурса в целом.

Объектом исследования выступает англоязычный художественный кинодискурс, рассматриваемый как семиотико-синергетическое образование, функционирующее в пространстве семиосферы.

Предметом исследования являются семиотико-синергетические принципы смысловой организации англоязычного художественного кинодискурса исторического жанра.

Цель работы - выявить и описать семиотико-синергетические особенности организации англоязычного художественного кино дискурса исторического жанра.

Цель работы предполагает решение следующих задач:

1) изучение основных направлений исследования дискурса в современной лингвистической парадигме и спецификация семиотико-синергетического понимания дискурса;

2) разграничение и семиотико-синергетическая трактовка понятий «кинотекст» и «кинодискурс»;

3) установление места художественного кинодискурса исторического жанра в киноклассификации, рассмотрение основных разновидностей художественного кинодискурса исторического жанра;

\

4) описание семиотических особенностей художественного кинодискурса и определение места художественного кинодискурса исторического жанра в пространстве семиосферы;

5) выявление синергетических особенностей художественного кинодискурса исторического жанра и типологизация фрактальных моделей синергетического развития систем;

6) фрактальное моделирование динамики функционирования концепта «autocracy» («автократия, единовластие, самодержавие») как системообразующего концепта художественного кинодискурса исторического жанра.

Материал исследования представлен художественными

кинопроизведениями исторического жанра на английском языке, снятыми в разное время, повествующими о событиях и персонажах исторического прошлого Великобритании. Представляется, что англоязычный художественный кинодискурс обладает всеми особенностями, присущими художественному кинодискурсу в целом, и может выступать в качестве типической модели художественного кинодискурса. Обращение к англоязычному художественному кинодискурсу обусловлено, в первую очередь, неоспоримым культурным влиянием англоязычного кинематографа во всем мире. Кроме того, в последние годы наблюдается возросший интерес зрителей к кинофильмам исторического жанра, о чем свидетельствует их регулярное производство, успех в кинопрокате и большое количество присужденных премий и наград в области кинематографа.

Для анализа отобраны восемь полнометражных художественных кинопроизведений указанного жанра, в которых повествуется о жизни и деятельности величайших правителей страны: «Alfred the Great» («Альфред Великий»), 1969; «The Lion in Winter» («Лев зимой»), 1968; «Braveheart» («Храброе сердце»), 1995; «Henry VIII» («Генрих VIII»), 2003; «Elizabeth» («Елизавета»), 1998; «Cromwell» («Кромвель»), 1970; «The Young Victoria» («Молодая Виктория»), 2009; «The Queen» («Королева»), 2006. Общее время

звучания - восемнадцать часов двадцать минут. Кроме непосредственно воспроизводимого на экране кинотекста, к анализу привлекаются киносценарии на английском языке. Большинство кинофильмов имеют премии и награды, что свидетельствует об их культурной значимости.

Теоретической основой работы послужили исследования в области дискурса: Н. Ф. Алефиренко [2002, 2008], Н. Д. Арутюнова [2002], М. М. Бахтин [1979], Ю. Кристева [2000], М. Л. Макаров [2003], М. Фуко [1996]; исследования по взаимодействию вербального и невербального: Е. Е. Анисимова [2003], Т. А. Винникова [2009, 2010], Г. В. Ейгер [1974], М.А.Ефремова [2004], Г. Г. Слышкин [2004], А. Г. Сонин [2006], Ю. А. Сорокин [1990], Е. Ф. Тарасов [1990], В. Л. Юхт [1974]; исследования в области кинематографа: Н. А. Агафонова [2008], Р. Берган [2008], Л.К.Козлов [1986], Г. В. Ратников [1990], Д.А.Салынский [2005], М. Б. Ямпольский [1986]; труды по семиотике, художественной семиотике и киносемиотике: Р. Барт [1989, 2003], Э. Бенвенист [2005], Ж. Делёз [2004], Ж. Деррида [2000], М. А. Ефремова [2004], Ю. М. Лотман [1973, 2000], К. Метц [1993/1994], Н. Б. Мечковская [2007], Ж. Митри [1984], Ч.У.Моррис [2001, 2005], П.П.Пазолини [1984], Ч. С. Пирс [2000], Г. Г. Слышкин [2004], Ф. де. Соссюр [1999], Ю. С. Степанов [2001, 2002], С. Уорт [1984], В. В. Фещенко [2005, 2006], В.Б.Шкловский [1985], С.Эйзенштейн [1964], У. Эко [1984, 2004а, 20056], Р. О. Якобсон [2005]; труды по синергетике и лингвосинергетике: В. Г. Буданов [URL], А. В. Волошинов [2000], И. А. Герман [2000], Ю. А. Данилов [URL], Н. В. Дрожащих [2006, 2009], М. С. Каган [2003], Б. Б. Кадомцев [URL], Б. Мандельброт [2002], Л. А. Мосионжник [2003], Г. Г. Москальчук [2003], Н. С. Олизько [2009], Е. В. Пономаренко [2004], В. В. Тарасенко [2009], Г. Хакен [1980, 2000]; исследования в области теории концепта и концептуальной динамики: И. А. Богданова [2006], Л. В. Бронник [2010, 2012], А. В.Гирнык [2011], В. В. Красных [1998], В. А. Маслова [2007], М. Ю. Олешков [2009].

Методологической базой исследования выступает учение Ю. М. Лотмана о семиосфере как о пространстве культуры, в которое погружены разнородные семиотические системы, где происходит многослойное пересечение текстов, образующих определенные пласты со сложными внутренними отношениями. Значимой является концепция А. В. Волошинова о единстве науки и искусства, согласно которой глубинные, фундаментальные закономерности, присущие произведениям искусства, адекватно описываются на языке синергетики. Важную роль играет теория фрактальной семиотики В. В. Тарасенко, в рамках которой предлагается применять фрактал в качестве теоретического конструкта, описывающего ситуацию неустойчивости понимания смыслов, меняющихся под влиянием дискурсов и коммуникативных особенностей ситуаций. Выбор данного методологического подхода определяется спецификой объекта исследования, который предстает сложным, динамичным и открытым образованием с нелинейно-саморазвивающимися смысловыми структурами.

В работе применяются общенаучные методы: наблюдение, описание, анализ, систематизация, обобщение. К лингвистическим методам относятся семиотический, позволяющий рассматривать текст как многоуровневую знаковую систему; лингвосинергетический, выявляющий закономерности эволюции сложных систем и включающий приемы выделения аттрактора, параметров порядка, точек бифуркации, эмерджентных образований, этапов самоорганизации; метод фрактального моделирования, применяемый с целью наглядного представления этапов самоорганизации сложных и динамичных систем. В работе также используются методы компонентного анализа, контекстуального анализа и лингвостилистической интерпретации. Данные методы и приемы соответствуют предмету и задачам исследования и обеспечивают достоверность полученных результатов.

Научная новизна работы заключается в попытке системного семиотико-синергетического описания англоязычного художественного кинодискурса исторического жанра. На новом языковом материале осуществляется фрактальное

моделирование динамики функционирования концепта. Впервые в качестве системообразующего концепта англоязычного художественного кинодискурса исторического жанра, повествующего о великих правителях Великобритании, рассматривается концепт «autocracy».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе предлагается семиотико-синергетическая трактовка художественного кинодискурса и кинотекста; это способствует развитию общей теории дискурса. Выявление и системное описание сущностных характеристик художественного кинодискурса исторического жанра позволяет рассматривать его с типологической точки зрения как объект исследования в системе подобных ему образований в пространстве семиосферы. Представление художественного кинодискурса исторического жанра в качестве компонента семиотического пространства расширяет границы применения концепции семиосферы в изучении различных форм языкового творчества. Описание динамики функционирования системообразующих концептов художественного кинодискурса исторического жанра при помощи фрактальных моделей самоорганизации развивает идеи лингвосинергетики как науки о сложных, незамкнутых, нелинейных и неустойчивых системах.

Практическая ценность работы заключается в том, что ее теоретические положения и практические результаты могут быть использованы в лекционных курсах и на семинарских занятиях по художественной семиотике, лингвосинергетике и когнитивной лингвистике, в рамках спецкурсов по истории страны изучаемого языка, анализу кинотекста, а также при разработке отдельных аспектов лингвостилистической интерпретации кинотекста.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Художественный кинодискурс как разновидность дискурса выступает результатом взаимодействия коллективного авторского замысла, сложного комплекса возможных реакций кинозрителя и кинотекста, выводящего произведение в пространство семиосферы.

2. В динамичном интердискурсивном пространстве семиосферы художественный кинодискурс исторического жанра представляет собой творческую интерпретацию событий и персонажей исторического прошлого, характеризуется непосредственной соотнесенностью с той или иной прецедентной ситуацией, сочетанием документальности или аккуратности исторической реконструкции с художественным вымыслом, использованием специфических средств достижения эффекта историчности, взаимосвязью жанровых разновидностей, широким спектром задействованных знаковых систем и интерпретационной открытостью.

3. Семиотико-синергетические свойства художественного кинодискурса исследуемого жанра непосредственно проявляются в кинотексте — связном, цельном и законченном по форме сообщении, воплощающем замысел коллективного функционально-дифференцированного автора. Структура кинотекста является сложной, открытой и динамичной, обнаруживающей многочисленные связи с другими кинотекстами в пределах кинодискурса, прочими дискурсами, а также с культурной традицией, в рамках которой рождается кинотекст. Благодаря таким связям, кинотекст приобретает способность порождать множество смыслов, в том числе отличных от первоначального авторского замысла, то есть функционирует как саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система.

4. Важную роль в организации художественного кинотекста исторического жанра, повествующего о великих правителях Великобритании, играет базовый концепт «autocracy», выступающий системообразующей категорией и реализуемый в кинотексте через систему локальных концептов «military power» («военная власть»), «political power» («политическая власть»), «spiritual power» («духовная власть»). Динамика функционирования концепта описывается с помощью фрактальных моделей развития синергетических систем «спираль», «концентрические окружности», «древо» и «ризома».

5. Локальные концепты «military power», «political power», «spiritual power» принимают спиралевидную форму самоорганизации в том случае, когда они непосредственно связаны с главной идеей (авторским замыслом) кинотекста и последовательно реконструируются на протяжении всего повествования; фрактальная модель «концентрические окружности» реализуется при создании образа главного героя повествования, в котором воспроизводятся и модифицируются черты аллюзивного исторического персонажа; древовидную и ризоматическую формы самоорганизации приобретают вторичные по отношению к главной идее кинотекста локальные концепты, частично задействованные в создании образа главного героя, частично - в экспонировании исторического периода повествования.

Апробация основных результатов исследования осуществлялась в форме докладов на VI Международной научной конференции «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» (Челябинск, 2012 г.), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием XI Житниковские чтения «Слово в тексте: филологический, лингвистический и лингводидактический подходы» (Челябинск, 2013 г.), Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в контексте межкультурной коммуникации» (Армавир, 2013 г.). Результаты работы обсуждались на межвузовском теоретическом семинаре Челябинского регионального отделения Российской ассоциации лингвистов-когнитологов (Челябинск, 2013 г.), а также на расширенных заседаниях кафедры теории и практики английского языка ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» (2011-2013 гг.). Всего по теме диссертации опубликовано девять работ, из них три — в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук.

Структура и объем работы определены поставленной целью и задачами исследования. Настоящая диссертация объемом 206 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 180 источников на русском и английском языках, списка словарей и справочников, а также приложения, содержащего краткие сведения о кинофильмах, выступающих материалом исследования.

Во Введении определяется общее направление исследования, формулируются цель и задачи, дается обоснование актуальности работы, ее научной новизны, теоретической значимости и практической ценности, описываются материал и методы исследования.

В первой главе «Теоретические основы семиотико-синергетического исследования художественного кинодискурса» представлен обзор направлений в изучении дискурса, обосновывается необходимость семиотико-синергетического подхода в исследовании, разграничиваются и определяются понятия «кинотекст» и «кинодискурс», затрагивается вопрос о киножанрах и уточняется содержание понятия «художественный кинодискурс исторического жанра», описываются его сущностные характеристики. В работе раскрываются основные положения художественной семиотики и синергетики, уточняется терминология семиотико-синергетического исследования, подробно изучаются семиотико-синергетические особенности художественного кинодискурса исторического жанра. Вводится понятие «фрактал» и рассматриваются фрактальные модели самоорганизации систем, применение которых в лингвистическом исследовании художественного кинодискурса позволяет описать особенности смысловой организации последнего.

Во второй главе «Фрактальная организация англоязычного художественного кинодискурса исторического жанра (на примере концепта "autocracy")» осуществляется фрактальное моделирование динамики функционирования локальных концептов «military power», «political power» и «spiritual power», конституирующих базовый концепт «autocracy» англоязычного

художественного кинодискурса исследуемого жанра. Самоорганизация концепта описывается при помощи универсальных фрактальных моделей эволюции систем «спираль», «концентрические окружности», «древо» и «ризома».

В Заключении обобщаются основные результаты проведенного исследования, делаются выводы об особенностях семиотико-синергетической организации художественного кинодискурса исторического жанра, прогнозируется перспектива исследования, открывающая возможности для дальнейшего системного изучения художественного кинодискурса как особого вида творчества и более глубокого теоретического и практического осмысления лингвосемиотических и лингвосинергетических особенностей организации дискурса.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМИОТИКО-СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КИНОДИСКУРСА

1.1. Кинодискурс как разновидность дискурса.

Художественный кинодискурс исторического жанра

1.1.1. К проблеме определения понятия «дискурс»: современное состояние вопроса

Понятие «дискурс» возникает в рамках функционального подхода к изучению языка. Теоретически функционализм основывается на признании взаимосвязи между формой и функцией, учете влияния употребления языка на его структуру. Методология данного подхода предполагает изучение и структуры, и функционирования языка с целью выявления соответствий между ними. Зарождение теории дискурса связывают с трудами М. М. Бахтина, однако развитие это направление получило благодаря таким исследователям, как Э. Бенвенист, А. Греймас, Т. ван Дейк, Э. Косерю, Е. Ландовский, Б. Палек, 3. 3. Харрис, П. Хартман и Э. Щеглов.

Представления о сущности понятия «дискурс» менялись, и в ряде работ прослеживается развитие значения термина, а также предлагается обзор его различных интерпретаций в зависимости от подхода к исследованию (Степанов, 1995; Серио, 1999; Карасик, 2002; Макаров, 2003; Кибрик, 2003; Демьянков, 2007; Филлипс, Йоргенсен, 2008; Ширяева, 2010 и другие). Как справедливо отмечает В. И. Карасик, многозначность термина связана со спецификой лингвистического исследования: дискурс может изучаться с позиций прагмалингвистики, психолингвистики, лингвостилистики, структурной лингвистики,

лингвокультурологии, когнитивной лингвистики и социолингвистики. Все эти подходы не являются взаимоисключающими и дополняют друг друга [Карасик, 2000].

Собственно лингвистический подход характеризуется пониманием термина «дискурс» в его связи с такими понятиями, как «текст», «речь» и «диалог». Например, Н. Д. Арутюнова определяет дискурс как «связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах)» [Арутюнова, 2002, с. 136-137]. Автор также описывает дискурс как речь, «погруженную в жизнь», и делает разграничение между терминами «текст» и «дискурс» на том основании, что термин «дискурс» не может быть применен, например, к древним текстам, которые не связаны непосредственно с живой жизнью [Там же. С. 137]. Ссылки на данное определение можно найти в работах разной направленности, однако ограничение по признаку «древний текст / текст, связанный с живой жизнью» снимается, так как в современном языкознании дискурс-анализ успешно применяется к языковому материалу разной культурно-исторической отнесенности.

Диалогический (полифонический) подход основывается на исследовании диалогической природы дискурса. Понимание дискурса как формы диалога получает распространение благодаря работам М. М. Бахтина. Автор пишет о том, что слово межиндивидуально, то есть все сказанное не принадлежит только говорящему. У говорящего свои неотъемлемые права на слово, но свои права есть и у слушателя, и у тех, чьи голоса звучат «в преднайденном автором слове». «Слово - это драма, в которой участвуют три персонажа <...>. Она разыгрывается вне автора, и ее недопустимо интроицировать <...> внутрь автора» [Бахтин, 1979, с. 300-301]. Диалогические отношения - это отношения двух сознаний, двух субъектов. Понимание высказывания уже само по себе диалогично, «понимание

есть диалог» [Бахтин, 1979, с. 300]. Это также смысловые отношения между всякими высказываниями в речевом общении. Любые два высказывания, если сопоставить их в смысловой плоскости, окажутся в диалогическом отношении [Там же]. М. М. Бахтин вводит понятие «полифонический роман», понимая под полифонией многоголосие и равноправие существующих в мире художественного произведения сознаний по отношению друг к другу и к целому.

Развивая идеи М. М. Бахтина, Ю. Кристева пишет о непременной имманентной диалогичности дискурса: диалогизм является принципом любого высказывания, и его можно обнаружить как на уровне слова, так и на уровне дискурса. Текст рассматривается в качества диалога двух дискурсов; диалог обнаруживается в самой организации дискурса, «в плоскости явленного текста (литературного), лишь при посредстве определенных повествовательных структур» [Кристева, 2000, с. 441]. Автор предлагает типологию дискурсов, в которой монологический дискурс (эпос, исторический и научный дискурс) утрачивает диалогическую способность в результате «запрета», «цензуры» и, будучи неспособен «обратиться на самого себя», становится эквивалентен системной оси языка [Там же]. Диалогический дискурс (дискурс карнавала, мениппеи и полифонического романа) характеризуется такими структурами, в которых «письмо находится в процессе чтения другого письма, чтения самого себя, конструируясь в актах деструктивного генезиса» [Там же. С. 442].

Социальный подход к рассмотрению дискурса свойственен исследованиям М. Фуко и его последователей. М. Фуко описывает дискурс как «тонкую контактирующую поверхность, сближающую язык и реальность, смешивающую лексику и опыт» [Фуко, 1996, с. 49]. Дискурс не должен пониматься как исключительно воплощающийся в тексте, являющийся простым и прозрачным «плетением словес» и «тканью вещей». Анализируя дискурсы, мы видим, как «разжимаются жесткие сочленения слов и вещей и высвобождаются совокупности правил, обусловливающих дискурсивную практику. Эти правила определяют не немое существование реальности и не каноническое использование словарей, а

порядок объектов» [Фуко, 1996, с. 49]. М. Фуко предлагает изучать дискурсы как практику, которая систематически формирует объекты, о которых говорят дискурсы. С одной стороны, дискурс может быть соотнесен с определенным объектом, но с другой стороны, объект не является неизменным, сформированным раз и навсегда. Дискурсы М. Фуко соотносятся с различными областями человеческого знания (медицина, религия, педагогика, экономика) и понимаются как общественные практические области.

Основываясь на теории М. Фуко, О. Г. Ревзина описывает сущность дискурса следующим образом. «Язык, понятый как система знаков, может производить бесконечное число высказываний, реально же их производится ограниченное количество. Дискурс — это то, что произведено реально и имеет <...> статус существования, отличный от идеального статуса языковой системы» [Ревзина, 1999, с. 28]. Автор описывает дискурс как «субстанцию, не имеющую четкого контура и объема и находящуюся в постоянном движении» [Ревзина, 2005, с. 66]. Единицей дискурса является высказывание, предметом изучения лингвистики дискурса является жизнь высказываний, которая подчиняется определенным закономерностям, описываемым не в терминах их структуры, а в терминах того, что может происходить с ними как с вещами: они могут разрушаться, использоваться, перемещаться в поле дискурса, расщепляться и трансформироваться. Другими словами, речь идет о законах, управляющих жизнью высказываний вне пользователей и вне семантики. Выделение дискурсивных общностей должно происходить вне заранее заданных параметров (описываемых объектов или темы) [Ревзина, 1999].

Ю. С. Степанов говорит о дискурсе как о «языке в языке», представленном в виде особой социальной данности. Дискурс реально существует не в виде своей «грамматики» и своего «лексикона», как просто язык. Дискурс существует в текстах, но таких, за которыми встает особая грамматика, особый лексикон, особые правила словоупотребления и синтаксиса, особая семантика и, в конечном счете, особый мир. Ю. С. Степанов называет дискурс «возможным

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Зайченко, Светлана Сергеевна, 2013 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агафонова, Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильма [Текст] / Н. А. Агафонова. - Минск : Тесей, 2008. - 392 с.

2. Агеев, В. Н. Семиотика [Текст] / В. Н. Агеев. - М. : Весь мир, 2002. -

256 с.

3. Адзинова, А. А. Явление прецедентности в заглавиях креолизованных текстов : на материале языка глянцевых журналов [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / А. А. Адзинова. - Майкоп, 2007. - 222 с.

4. Алефиренко, Н. Ф. Дискурсивная синергетика «живого» слова [Текст] / Н. Ф. Алефиренко // Язык. Текст. Дискурс : Научный альманах Ставропольского отделения РАЛК / под ред. проф. Г. Н. Манаенко. - Краснодар, 2008. - Вып. 6. -С. 20-26.

5. Алефиренко, Н. Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры [Текст] : монография / Н. Ф. Алефиренко. - М. : Academia, 2002. - 394 с.

6. Ангелова, М. М. Лингвокультурологическое поле концепта «монархия» в современном английском языке [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / М. М. Ангелова. - М., 2005. - 20 с.

7. Андрусенко, Т. В. Системно-динамическая организация текстового пространства в синергетическом аспекте [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т. В. Андрусенко. - Челябинск, 2010. - 18 с.

8. Анисимова, Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) [Текст] : учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов / Е. Е. Анисимова. - М. : Академия, 2003. - 128 с.

9. Арнольд, И. В. Стилистика. Современный английский язык [Текст] : учебник для вузов / И. В. Арнольд. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Флинта : Наука, 2002.-384 с.

10. Артемова, Е. А. Карикатура как жанр политического дискурса [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. А. Артемова. - Волгоград, 2002. - 21 с.

11. Арутюнова, Н. Д. Дискурс [Текст] / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - Изд. 2-е, доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - С. 136-137.

12. Барт, P. S/Z [Текст] / Р. Барт; пер. с фр., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косиков. - 2-е изд-е, испр. - М. : Эдиториал УРСС, 2001. - 232 с.

13. Барт, Р. Избранные работы : Семиотика : Поэтика [Текст] / Р. Барт ; пер. с фр., сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М. : Прогресс, 1989. -616 с.

14. Барт, Р. Система моды [Текст]: Статьи по семиотике культуры/ Р. Барт ; пер. с фр. С. Н. Зенкин. - М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.

15. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин ; сост. С. Г. Бочаров. - М. : Искусство, 1979. - 424 с.

16. Белозерова, Н. Н. Стихотворения О. Мандельштама о Петербурге с точки зрения категорий линейности, гипертекстуальности, интертекстуальности, метафоризации и фрактальности [Электронный ресурс] // Language and Literatures. - Т. 19. URL : http://frgf.utmn.ru/journal/Nol9/textl3.htm, 2003 (дата обращения: 06.11.2013).

17. Белоусов, К. И. Синергетика текста : От структуры к форме [Текст] / К. И. Белоусов. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2008. - 248 с.

18. Бенвенист, Э. Семиология языка [Текст] / Э. Бенвенист ; пер. с фр. Ю. Н. Караулова // Семиотика : хрестоматия : учеб.-мет. модуль / под ред. Л. Л. Федоровой. - М. : Изд-во Ипполитова, 2005. - С. 145-163.

19. Богданова, И. А. Функционирование архетипического концепта «вода» в текстах народного и индивидуального творчества [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / И. А. Богданова. - Челябинск, 2006. - 23 с.

20. Бодрова, А. А. Конструирование тендера в кинотексте : на материале американского варианта английского языка [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / А. А. Бодрова. - Нижний Новгород, 2010. - 158 с.

21. Бойко, М. А. Функциональный анализ средств создания образа страны : на материале немецких политических креолизованных текстов [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / М. А. Бойко. - Воронеж, 2006. - 240 с. ил.

22. Большакова, JI. С. О содержании понятия «поликодовый текст» [Текст] / Л. С. Большакова // Вестник СамГУ. - Самара, 2008. - № 4 (63). - С. 1924.

23. Болыпиянова, Л. М. Вербальное сопровождение фотоизображения в современной британской прессе : содержание и структура [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л. М. Болыпиянова. - Ленинград, 1986. - 17 с. ил.

24. Борботько, В. Г. Принципы формирования дискурса : От психолингвистики к лингвосинергетике» [Текст] / В. Г. Борботько. - Изд. 4-е. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 288 с.

25. Бронник Л. В. Сложность концепта и эволюция его научной теории [Текст] / Л. В. Бронник // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение/ гл. ред. А. Ю. Шатин. - Челябинск, 2010. -Вып. 42. - № 11 (192). - С. 22-26.

26. Бронник, Л. В. Языковая динамика в дискурсе: когнитивно-синергетический подход [Текст]: автореф. дис. ... доктора филол. наук/ Л. В. Бронник. - Москва, 2012. - 42 с.

27. Буданов, В. Г. Синергетика : история, принципы, современность [Электронный ресурс] / В. Г. Буданов // Сайт С. П. Курдюмова «Синергетика». URL : http://spkurdyumov.narod.ru/SinBud.htm (дата обращения : 31.08.2013).

28. Варламова, Ю. В. Функциональное взаимодействие вербальных и невербальных средств в реализации иллокутивной цели директивного речевого акта в креолизованном тексте : на материале англоязычных мультипликационных

кинотекстов [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ю. В. Варламова. — С.-Пб., 2009. - 20 с.

29. Вевер, А. Е. Полифония как мироощущение и индивидуальный режиссерский метод в творчестве Алексея Германа [Текст] : дис. ... канд. искусствоведения / А. Е. Вевер. - М., 2005. - 140 с.

30. Вернадский, В. И. Размышления натуралиста [Текст] : в 2-х кн. / В. И. Вернадский. - Кн. 2. Научная мысль как планетное явление - М. : Наука, 1977.-191 с.

31. Винникова, Т. А. Моделирование механизмов понимания кинотекстов [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т. А. Винникова. - Барнаул, 2010. -23 с.

32. Винникова, Т. А. Особенности поликодовой и полимодальной организации кинотекста (на материале художественного фильма «The Queen») [Текст] / Т. А. Винникова // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск, 2009. - № 27 (165). - Филология. Искусствоведение. -Вып. 34.-С. 9-11.

33. Волошинов, А. В. Математика и искусство [Текст] : книга для тех, кто не только любит математику или искусство, но и желает задуматься о природе прекрасного и красоте науки / А. В. Волошинов. - 2-е изд., дораб. и доп. — М. : Просвещение, 2000. - 399 с.

34. Герман, И. А. Лингвосинергетика [Текст] : моногр. / И. А. Герман. -Барнаул : Изд-во Алт. акад. экономики и права, 2000. - 168 с.

35. Гирнык, А. В. Синергетическая модель концепта «жизнь» : экспериментальное исследование [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. В. Гирнык. - Тверь, 2011. - 19 с.

36. Горшкова, В. Е. Теоретические основы процессоориентированного подхода к переводу кинодиалога : на материале современного французского кино [Текст] : автореф. дис. ... док. филол. наук / В. Е. Горшкова. - Иркутск, 2006. — 32 с.

37. Греймас, А. Ж., Курте, Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка [Текст] / А. Ж. Греймас, Ж. Курте ; пер. с фр. В. П. Мурат // Семиотика / сост., вступ. ст. и общ. ред. Ю. С. Степанов. - М. : Радуга, 1983. - С. 483-550.

38. Губман, Б. JI. Искусство [Текст] / Б. JI. Губман // Культурология. XX век : энциклопедия в 2-х т. / редкол. : Ж. М. Арутюнова, В. Н. Басилов, И. С. Вдовина и др. - СПб. : Университетская книга, 1998. - Т. 1. - С. 274-275.

39. Гураль, С. К. Дискурс-анализ в свете синергетического видения [Текст] / С. К. Гураль ; под науч. ред. Е. С. Антоновой. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 2009. - 174 с. ил.

40. Гураль, С. К. Обучение иноязычном дискурсу как сверхсложной саморазвивающейся системе : языковой вуз [Текст] : дис. ... док. пед. наук / С. К. Гураль. - Томск, 2009. - 589 с. ил.

41. Данилов, Ю. А., Кадомцев, Б. Б. Что такое синергетика? [Электронный ресурс] / Ю. А. Данилов, Б. Б. Кадомцев // Трагедия свободы. URL : http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_227.htm (дата обращения : 15.08.2012).

42. Делёз, Ж. Кино [Текст] / Ж. Делёз ; пер. с фр. Б. Скуратов. - М. : Изд-во Ад Маргинем, 2004. - 624 с.

43. Делёз, Ж. Критика и клиника [Текст] / Ж. Делёз ; пер. с фр. О. Е. Волчек и С. Л. Фокин. - СПб. : Machina, 2002. - 299 с.

44. Демьянков, В. 3. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка [Электронный ресурс] / В. 3. Демьянков // Сайт профессора, доктора филологических наук, заместителя директора Института языкознания РАН Валерия Закиевича Демьянкова. URL : http://www.infolex.ru/Txtdsvol.htm (дата обращения : 14.11.2013).

45. Деррида, Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук [Текст] / Ж. Деррида ; пер. с фр. Г. К. Косиков // Французская семиотика : От структурализма к постструктурализму / сост., пер., вступ. статья Г. К. Косиков. -М. : Прогресс, 2000. - С. 407-426.

46. Донская, М. М. Английский язык в мультимедийном пространстве рекламного дискурса [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / М. М. Донская. -М., 2007.-19 с.

47. Дрожащих, Н. В. Лингвосинергетика: истоки и перспективы [Текст] / Н. В. Дрожащих // Вестник Тюменского государственного университета. — Тюмень, 2009. - Вып. 1. - С. 227-234.

48. Дрожащих, Н. В. Синергетическая модель иконического пространства языка [Текст] : дис. ... д-ра филол. наук / Н. В. Дрожащих. - Тюмень, 2006. — 320 с.

49. Ейгер, Г. В., Юхт, Л. В. К построению типологии текстов [Текст] / Г. В. Ейгер, В. Л. Юхт // Лингвистика текста : материалы научной конференции при МГПИИЯ им. М. Тореза. - М., 1974. - Ч. I. - С. 103-109.

50. Ельцова, М. Н. Категории напряжения и напряженности простого повествовательного предложения [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / М. Н. Ельцова. - Пермь, 2006. - 213 с.

51. Ерофеева, Е. В., Кудлаева, А. Н. К вопросу о соотношении понятий ТЕКСТ и ДИСКУРС [Текст] / Е. В. Ерофеева, А. Н. Кудлаева // Проблемы социо-и психолингвистики : сб. ст. / отв. ред. Т. И. Ерофеева. - Пермь : Перм. ун-т, 2003. -Вып. З.-С. 28-36.

52. Зарецкая, А. Н. Особенности реализации подтекста в кинодискурсе [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / А. Н. Зарецкая. - Челябинск, 2010. - 180 с.

53. Зарецкая, А. Н. Особенности реализации подтекста в кинодискурсе [Текст] : монография / А. Н. Зарецкая. - Челябинск : «Абрис», 2012.-192 с.

54. Зубкова, Е. В. Симметрия и асимметрия как механизмы самоорганизации концептуальной оппозиции: на примере концептуальной оппозиции ХОЛОД-ТЕПЛО/ЖАР [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук/ Е. В. Зубкова. Пермь, 2011. - 20 с.

55. Иванов, Вяч. Вс. Функции и категории языка кино [Текст] / Вяч. Вс. Иванов // Труды по знаковым системам. Ученые записки Тартуского государственного университета. - Тарту, 1975. - Вып. 7. - С. 170-192.

56. Иванова, Е. Б. Интертекстуальные связи в художественных фильмах [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / Е. Б. Иванова. - Волгоград, 2001. - 177 с.

57. Игнатов, К. Ю. От текста романа к кинотексту: языковые трансформации и авторский стиль (на англоязычном материале) [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / К. Ю. Игнатов. - М., 2007. - 27 с.

58. Иофис, Е. А. Фильм [Текст] / Е. А. Иофис // Большая Советская Энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. - Изд. 3-е. - М. : «Советская Энциклопедия», 1969-1978. - Т. 27. - 1977. - С. 427.

59. Ищук, М. А. Гетерогенный текст : функции его составляющих [Текст] / М. А. Ищук // Вестник ТвГУ. - Серия ФИЛОЛОГИЯ. - Вып. «Лингвистика и межкультурная коммуникация». - Тверь, 2008. - № 13. - С. 176-182.

60. Каган, М. С. Жанр [Текст] / М. С. Каган // Большая Советская Энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. - Изд. 3-е. - М. : «Советская Энциклопедия», 1969-1978. - Т. 9. - 1972. - С. 349.

61. Каган, М. С. Формирование личности как синергетический процесс [Текст] / М. С. Каган // Синергетическая парадигма : Человек и общество в условиях нестабильности / гл. ред. О. Астафьева. - М. : Прогресс-Традиция, 2003. -С. 212-227.

62. Калашников, В. А. Подтекст [Текст] / В. А. Калашников // Большая Советская Энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. - Изд. 3-е. - М. : Советская Энциклопедия, 1969-1978. - Т. 20. - 1975. - С. 397.

63. Карасик, В. И. О типах дискурса [Текст] / В. И. Карасик// Языковая личность: институциональный и персональный дискурс : сб. науч. тр. -Волгоград : Перемена, 2000. - С. 5-20.

64. Карасик, В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс [Текст] / В. И. Карасик. - Волгоград : Перемена, 2002. — 477 с.

65. Кибрик, А. А. Анализ дискурса в когнитивной перспективе [Текст] : дис. ... док. филол. наук / А. А. Кибрик. - М., 2003. - 90 с. ил.

66. Козлов, Л. К. Исторический фильм [Текст] / Л. К. Козлов // Кино : энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. - М. : Советская энциклопедия, 1986.-С. 156-157.

67. Колодная, Ю. А. Лингвопрагматические характеристики печатного креолизованного текста киноанонса : на материале немецкого языка [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / Ю. А. Колодная. - Самара, 2006. - 205 с. ил.

68. Косиков, Г. К. «Структура» и/или «текст» (стратегии современной семиотики) [Текст] : вступительная статья / Г. К. Косиков // Французская семиотика : От структурализма к постструктурализму / сост., пер., вступ. статья Г. К. Косиков.. - М. : Прогресс, 2000. - С. 3-48.

69. Красных, В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация) [Текст] : монография / В. В. Красных. - М. : Диалог-МГУ, 1998. - 352 с.

70. Кривко, И. П. Специфика синонимической аттракции в лексиконе индивида : синергетический подход [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / И. П. Кривко. - Курск, 2010. - 22 с.

71. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман [Текст] / Ю. Кристева ; пер. с фр. Г. К. Косиков // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / сост., пер., вступ. статья Г. К. Косиков. - М. : Прогресс, 2000. - С. 427^157.

72. Лавриненко, И. Н. Мена коммуникативных ролей в англоязычном конфликтном кинодискурсе [Текст] / И. Н. Лавриненко // Вюник Харювського нацюнального ушверситету ¡меш В. Н. Каразша № 897 / гл. ред. I. С. Шевченко. -Харюв : ХНУ, 2010. - Випуск 62. - С. 138-143.

73. Лотман, Ю. М. Семиосфера [Текст] / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство-СПБ, 2000. - 704 с.

74. Лотман, Ю. М. Семиотика [Текст] / Ю. М. Лотман // Культурология. XX век : энциклопедия в 2-х т. / редкол. : Ж. М. Арутюнова, В. Н. Басилов, И. С. Вдовина и др. - СПб. : Университетская книга, 1998. - Т. 2. - С. 194-196.

75. Лотман, Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики [Текст] / Ю. М. Лотман. - Таллин : Ээсти Раамат, 1973. - 140 с.

76. Макаров, М. Л. Основы теории дискурса [Текст] / М. Л. Макаров. — М. : ИТДГК «Гнозис», 2003. - 280 с.

77. Македонцева, А. М. Лингвопрагматические характеристики англоязычных креолизованных рекламных текстов малого формата [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / А. М. Македонцева. - Москва, 2010.- 198 с. ил.

78. Манаенко, Г. Н. Лингвистические координаты понятия «дискурс» [Текст] / Г. Н. Манаенко // Вопросы когнитивной лингвистики / гл. ред. Н. Н. Болдырев. - Тамбов, 2011. - № 4. - С. 83-92.

79. Мандельброт, Б. Фрактальная геометрия природы [Текст] / Б. Мандельброт ; пер. с англ. А. Р. Логунова. - М. : Институт компьютерных исследований, 2002. - 656 с.

80. Маслова, В. А. Введение в когнитивную лингвистику [Текст] : учеб. пособие / В. А. Маслова. - 3-е изд., испр. - М. : Флинта : Наука, 2007. - 296 с.

81. Матасов, Р. А. Перевод кино/ видео материалов: лингвокультурологические и дидактические аспекты [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Р. А. Матасов. - М., 2009. - 22 с.

82. Метц, К. Кино : язык или речь? [Текст] / К. Метц; пер. с фр. М. Б. Ямпольский // Киноведческие записки : историко-теоретический журнал / гл. ред. А. С. Трошин. - 1993/1994. - №20. - С. 54-90.

83. Мечковская, Н. Б. Семиотика : Язык. Природа. Культура : Курс лекций [Текст] : Учеб. пособие для студ. филол., лингв, и переводовед. фак. высш. учебн. заведений / Н. Б. Мечковская. - М. : Академия, 2007. - 432 с.

84. Митри, Ж. Визуальные структуры и семиология фильма [Текст] / Ж. Митри; пер. с фр. М. Б. Ямпольский // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана. Сборник статей / сост. К. Разлогов. — М. : Радуга, 1984.-С. 33^4.

85. Михалкович, В. И. Вестерн [Текст] / В. И. Михалкович // Кино : энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. - М. : Советская энциклопедия, 1986.-С. 73.

86. Мишина, О. В. Средства создания комического в видеовербальном тексте (на материале английского юмористического сериала «Monty Python Flying Circus» [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / О.В.Мишина. — Самара, 2007. - 25 с.

87. Можейко, М. А. Ризома [Текст] / М. А. Можейко // Постмодернизм : энциклопедия / сост. и науч. ред. : А. А. Грицанов, М. А. Можейко ; отв. ред. А. И. Мерцалова. — Минск : Интерпрессервис : Книжный дом, 2001. - С. 655-659.

88. Моисеев, А. Ю. Концепции художественного творчества в современной эстетике кино [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук /

A. Ю. Моисеев. - М., 2007. - 22 с.

89. Моисеева, И. Ю. Синергетическая модель текстообразования [Текст] : дис. ... д-ра филол. наук / И. Ю. Моисеева. - Оренбург, 2007. - 370 е., ил.

90. Моррис, Ч. У. Значение и означивание [Текст] / Ч. У. Моррис ; пер. с англ. В. П. Мурат // Семиотика : антология / сост. Ю. С. Степанов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академ, проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2001. - С. 129— 143.

91. Моррис, Ч. У. Основания теории знаков / Ч. У. Моррис ; пер. с англ.

B. П. Мурат // Семиотика : хрестоматия : учеб.-мет. модуль / под ред. JI. J1. Федоровой. - М. : Изд-во Ипполитова, 2005. - С. 67-97.

92. Мосионжник, JI. А. Синергетика для гуманитариев [Текст] / JI. А. Мосионжник. - СПб. ; Кишинев : Нестор-История : Высш. Антрополог, шк., 2003.- 155 с.

93. Москальчук, Г. Г. Структура текста как синергетический процесс [Текст] / Г. Г. Москальчук. - М. : Едиториал УРСС, 2003. - 296 с.

94. Мышкина, Н. Л. Лингводинамика текста : контрадиктно-синергетический подход [Текст] : автореф. дис. ... д-ра филол. наук /

H. Л. Мышкина. - Уфа, 1999. - 43 с.

95. Назмутдинова, С. С. Гармония как переводческая категория (на материале русского, английского, французского кинодискурса) [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. С. Назмутдинова. - Тюмень, 2008. - 18 с.

96. Нечай, О. Ф., Ратников, Г. В. Основы киноискусства [Текст] : учеб. пособие для некинематогр. вузов / О. Ф. Нечай, Г. В. Ратников / под ред. И. В. Вайсфельда. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн. : Выш. шк., 1985. - 368 с, ил.

97. Никитина, Е. С. Семиотика. Курс лекций [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. С. Никитина. - М. : Академический проект ; Трикста, 2006. - 528 с.

98. Николаева, Т. М. Паралингвистика [Текст] / Т. М. Николаева // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н.Ярцева. - Изд. 2-е, доп. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002а. - С. 367.

99. Николаева, Т. М. Текст [Текст] / Т. М. Николаева // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - Изд. 2-е, доп. - М. : Большая Российская энциклопедия, 20026. - С. 507.

100. Олешков, М. Ю. Лингвоконцептуальный анализ дискурса (теоретический аспект) [Текст] / М. Ю. Олешков // Дискурс, концепт, жанр : коллективная монография / отв. ред. М. Ю. Олешков. - Нижний Тагил : НТГСПА, 2009.-С. 68-85.

101. Олизько, Н. С. Интертекстуальность как системообразующая категория постмодернистского дискурса (на материале произведений Дж. Барта) [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / Н. С. Олизько. - Челябинск, 2002. - 194 с.

102. Олизько, Н. С. Интертекстуальность постмодернистского художественного дискурса (на материале творчества Дж. Барта). Попытка семиотико-синергетического анализа [Текст] : моногр. / Н. С. Олизько. — Челябинск : Энциклопедия, 2007. - 158 с.

103. Олизько, Н. С. Семиотико-синергетическая интерпретация особенностей реализации категорий интертекстуальности и интердискурсивности

в постмодернистском художественном дискурсе [Текст] : дис. ... доктора филол. наук / Н. С. Олизько. - Челябинск, 2009. - 343 с. ил.

104. Пазолини, П. П. Поэтическое кино [Текст] / П. П. Пазолини ; пер. с ит. Н. Нусинова // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана. Сборник статей / сост. К. Разлогов. - М. : Радуга, 1984. - С. 45-66.

105. Пирс, Ч. Начала прагматизма [Текст] / Ч. Пирс; пер. с англ.

B. В. Кирюшенко, М. В. Колопотина. - СПб. : Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ ; Алетейя, 2000. - 352 с.

106. Пихтовникова, Л. С., Коринь, С. Н. Дискурс и метафора в синергетическом аспекте [Текст] / Л. С. Пихтовникова, С. Н. Коринь // Науковий в1сник Волинського нацюнального ушверситету ÍMem Лес1 УкраТнки.. Серия Фшолопчш науки. Мовознавство / гл. ред. Г. Л. Аркушин - № 5 (ч. 2). - 2011. -

C. 110-114.

107. Пойманова, О. В. Семантическое пространство видеовербального текста [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / О. В. Пойманова. -М., 1997. - 237 с.

108. Пономаренко, Е. В. Системность функциональных связей в современном английском дискурсе [Текст] : дис. ... д-ра филол. наук/ Е. В. Пономаренко. - М., 2004. - 447 с.

109. Пономаренко, И. Н. Симметрия / асимметрия в лингвистике текста [Текст]: дис. ... д-ра филол. наук/ И. Н. Пономаренко. - Краснодар, 2005а. — 322 с.

110. Пономаренко, И. Н. Симметрия/ асимметрия в лингвистике текста [Текст] : моногр. / И. Н. Пономаренко. - Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 20056. -231 с.

111. Пригожин, И. Креативность в науках и гуманитарном знании: Исследования отношений между двумя культурами [Текст] / И. Пригожин ; пер. с англ. Е. Н. Князева // Синергетическая парадигма : Человек и общество в условиях нестабильности / гл. ред. О. Астафьева. - М. : Изд-во Прогресс-Традиция, 2003. -С. 99-105.

112. Пропп, В. Я. Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки [Текст] : Собрание трудов В. Я. Проппа / В. Я. Пропп ; сост. И. В. Пешкова. - М. : Изд-во «Лабиринт», 1998. - 512 с.

113. Ратников, Г. В. Жанровая природа фильма [Текст] / Г. В. Ратников. -Минск : «Навука {тэхшка», 1990. - 181 с.

114. Ревзина, О. Г. Дискурс и дискурсивные формации [Текст] / О. Г. Ревзина // Критика и семиотика / гл. ред. И. В. Силантьев. - Новосибирск : НГУ, 2005. - Вып. 8. - С. 66-78.

115. Ревзина, О. Г. Язык и дискурс [Текст]/ О. Г. Ревзина// Вестник Московского университета. - Сер. 9. Филология. - 1999. - № 1. - С. 25-33.

116. Романова, О. Н. Лингвосемиотическая стереотипизация персонажей в кинотексте молодежной комедии [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / О. Н. Романова. - Волгоград, 2008. - 155 с.

117. Рыжков, А. Г. Вербальное и визуальное в кинодискурсе [Текст]/ А. Г. Рыжков // Когнитивный подход к изучению языковых явлений : материалы науч. конф. молодых ученых факультета романо-германской филологии. — Калининград, 2000. - С. 96-102.

118. Салынский, Д. А. Наброски к проблеме жанров в кино [Текст]/ Д. А. Салынский // Киноведческие записки. - 2005. - № 69. - С. 175-204.

119. Семиотика : Антология [Текст] / сост. Ю. С. Степанов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академ, проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2001. - 704 с.

120. Семиотика [Текст]: хрестоматия: учеб.-мет. модуль/ под ред. Л. Л. Федоровой. - М. : Изд-во Ипполитова, 2005. - 312 с. : ил.

121. Семиотика и Авангард: Антология [Текст]/ под общ. ред. Ю. С. Степанова. — М. : Академический Проект; Культура, 2006. - 1168 с.

122. Серио, П. Как читают тексты во Франции [Текст] / П. Серио ; пер. с фр. И. Н. Кузнецова // Квадратура смысла : Французская школа анализа дискурса / общ. ред. и вступ. ст. П. Серио ; предисл. Ю. С. Степанов ; -М. : Прогресс, 1999. -С. 12-53.

123. Силантьев, И. В. Газета и роман: Риторика дискурсных смешений [Текст] / И. В. Силантьев. - М. : Языки славянской культуры, 2006. - 224 с.

124. Синергетическая парадигма: Человек и общество в условиях нестабильности [Текст] / гл. ред. О. Астафьева. - М. : Прогресс-Традиция, 2003. -584 е., ил.

125. Слышкин, Г. Г., Ефремова, М. А. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа) [Текст] / Г. Г. Слышкин, М. А. Ефремова. -М. : Водолей Publishers, 2004. - 153 с.

126. Снеткова, М. С. Лингвостилистические аспекты перевода испанских кинотекстов (на материале русских переводов художественных фильмов Л. Бунюэля «Виридиана» и П. Альмодовара «Женщины на грани нервного срыва») [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / М. С. Снеткова. - М., 2009. -29 с.

127. Солодовникова, Н. Г. Экологичность эмотивной коммуникации : на материале предвыборных креолизованных газетных текстов [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / Н. Г. Солодовникова. - Волгоград, 2010.- 196 с. ил.

128. Солодовникова, О. Г. Фонестема как синергетическое единство и ее функции в английском поэтическом тексте : VII-XX вв. [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. Г. Солодовникова. - Москва, 2009. - 25 с.

129. Сонин, А. Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов [Текст] : дис. ... доктора филол. наук / А. Г. Сонин. - Москва, 2006. -323 с.

130. Сорокин, Ю. А., Тарасов, Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция [Текст] / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. - М. : Наука, 1990. - С. 180-186.

131. Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики [Текст] / Ф. де Соссюр ; под ред. Ш. Балли и А. Сеше ; пер. с франц. А. Сухотина ; под общ. ред. М. Э. Рут. -Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 1999. - 432 с.

132. Степанов, Ю. С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности [Текст] / Ю. С. Степанов //Язык и наука конца XX века : сб. ст. / под ред. Ю. С. Степанова. - М. : РГГУ, 1995. - С. 36-46.

133. Степанов, Ю. С. Семиотика [Текст] / Ю. С. Степанов // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - Изд. 2-е, доп. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - С. 440^142.

134. Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана [Текст] : Сборник статей / сост. К. Разлогов. - М. : Радуга, 1984. - 280 с.

135. Сургай, Ю. В. Интердискурсивность кинотекста в кросскультурном аспекте [Текст] : дис.... канд. филол. наук / Ю. В. Сургай. - Тверь, 2008. - 178 с.

136. Тарасенко, В. В. Фрактальная семиотика : «слепые пятна», перипетии и узнавания [Текст] / В. В. Тарасенко. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. -232 с.

137. Тодоров, Ц. «Без ангелов мы обойтись можем, а вот без других людей - нет» : [Электронный ресурс] / Ц. Тодоров ; пер. с фр. Ю. Пухлий // Мимесис : персональная страница Георгия Косикова. URL : http://archive.libfl.ru/mimesis/txt/ todorov3.html (дата обращения : 20.01.2011).

138. Трошин, А. С. Приключенческий фильм [Текст]/ А. С. Трошин// Кино : энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. — М. : Советская энциклопедия, 1986. - С. 334.

139. Тульчинский, Г. Л. Глубокая семиотика [Текст] / Г. Л. Тульчинский // Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / под ред. Г. Л. Тульчинского и М. Н. Эпштейна. — СПб. : Алетейя, 2003. - С. 74.

140. Уорт, С. Разработка семиотики кино [Текст] / С. Уорт; пер. с англ. Н. Разлогова // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана. Сборник статей / сост. К. Разлогов. - М. : Радуга, 1984. - С. 134-175.

141. Усманова, А. Р. Код [Текст] / А. Р. Усманова // Постмодернизм : энциклопедия / сост. и науч. ред. : А. А. Грицанов, М. А. Можейко ; отв. ред. А. И. Мерцалова. - Минск : Интерпрессервис : Книжный дом, 2001. - С. 364-365.

142. Усов, Ю. Н. Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов [Текст] / Ю. Н. Усов. - Таллин : Министерство просвещения, 1980. - 125 с.

143. Фещенко, В. Autopoetica как опыт и метод, или о новых горизонтах семиотики [Текст] / В. Фещенко // Семиотика и Авангард: Антология / под общ. ред. Ю. С. Степанова. - М. : Академический Проект; Культура, 2006. - С. 54-122.

144. Фещенко, В. В. О внешних и внутренних горизонтах семиотики [Текст] / В. В. Фещенко // Критика и семиотика / гл. ред. И. В. Силантьев. — Новосибирск : НГУ, 2005. - Вып. 8. - С. 6-43.

145. Филиппов, С. Два аспекта киноязыка и два направления развития кинематографа. Пролегомены к истории кино [Текст] / С. Филиппов // Киноведческие записки : историко-теоретический журнал / гл. ред. А. С. Трошин. - 2001. - №54. - С. 245-280.

146. Филлипс, JL, Йоргенсен, М. Дискурс-анализ. Теория и метод [Текст] / J1. Филлипс, М. Йоргенсен ; пер. с англ. А. А. Киселевой. - 2-е изд., испр. — Харьков : Гуманитар, центр, 2008. - 352 с.

147. Фрайфельд, Е. Б. Художественный фильм как средство профессионально-личностного развития студентов при изучении иностранного языка в высшей школе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Б. Фрайфельд. - Нижний Новгород, 2006. - 24 с.

148. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму [Текст] / сост., пер., вступ. статья Г. К. Косиков. - М. : Прогресс, 2000. - 536 с.

149. Фуко, М. Археология знания [Текст] / М. Фуко ; пер. с фр. : С. Митина, Д. Стасова ; общ. ред. Бр. Левченко. - Киев : Ника-Центр, 1996. - 208 с.

150. Хайдарова, В. Ф. Становление лексико-фразеологического корпуса интернет-языка как синергетический процесс [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / В. Ф. Хайдарова. — Магнитогорск, 2011. - 220 с.

151. Хакен, Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке? [Электронный ресурс] / Г. Хакен // Сайт С. П. Курдюмова «Синергетика». URL :

http://spkurdyumov.narod.ru/Haken7.htm (дата обращения : 31.08.2013).

152. Хакен, Г. Синергетика [Текст] / Г. Хакен ; пер. с англ. В. И. Емельянов ; под ред. : Ю. Л. Климонтович, С. М. Осовец. - М. : Изд-во «Мир», 1980. - 406 с.

153. Хакен, Г. Синергетике - 30 лет [Текст]: Интервью с профессором Г. Хакеном / Г. Хакен ; интервью проведено Е. Н. Князевой // Вопросы философии. Научно-теоретический журнал. - М. : Наука, 2000. - № 3. С. 53-61.

154. Храмченко, Д. С. Ирония в английском деловом дискурсе: функционально-синергетический подход [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Д. С. Храмченко. - М., 2010. - 25 с.

155. Цивьян, Ю. Г. К метасемиотическому описанию повествования в кинематографе [Текст] / Ю. Г. Цивьян // Труды по знаковым системам. Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. XVII. Структура диалога как принцип работы семиотического механизма / отв. ред. Ю. М. Лотман. -Тарту, 1984.-С. 109-121.

156. Цыбина, Л. В. Языковые и неязыковые средства актуализации эмоции «гнев» в кинематографическом дискурсе (тендерный аспект): на материале английского языка [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / Л. В. Цыбина. - Саранск, 2005.-197 с.

157. Чаплыгина, Ю. С. Юмористические креолизованные тексты: структура, семантика, прагматика : на материале английского языка [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / Ю. С. Чаплыгина. - Самара, 2002. - 222 с.

158. Чернышова, М. А. Когнитивно-синергетическое моделирование понимания рекламного текста [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / М. А. Чернышова. - Тверь, 2010. - 17 с.

159. Ширяева, Т. А. Современное состояние и особенности осмысления понятия «дискурс» в гуманитарной парадигме [Текст] / Т. А. Ширяева // Язык. Текст. Дискурс : Научный альманах Ставропольского отделения РАЛК / под ред. Г. Н. Манаенко. - Выпуск 8. - Ставрополь : Изд-во СГПИ, 2010. - С. 129-140.

160. Шкловский, В. Б. За 60 лет [Текст] : Работы о кино / В. Б. Шкловский ; ред. В. В. Забродин. -М. : Искусство, 1985. - 573 с.

161. Шкловский, В. Б. О теории прозы [Текст] / В.Б.Шкловский. - М. : Советский писатель, 1983. - 384 с.

162. Эйзенштейн, С. Монтаж 1938 [Текст] / С.Эйзенштейн// Избранные произведения в шести томах. - М. : Искусство, 1964. - Т. 2. - С. 156-188.

163. Эко, У. О членениях кинематографического кода [Текст] / У. Эко // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана. Сборник статей / сост. К. Разлогов. -М. : Радуга, 1984. - С. 79-101.

164. Эко, У. Открытое произведение : Форма и неопределенность в современной поэтике [Текст] / У. Эко; пер. с ит. А. Шурбелева. - СПб. : Академический проект, 2004а. - 384 с.

165. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию [Текст] / У. Эко ; пер. с ит. В. Г. Резник и А. Г. Погоняйло. - СПб. : Симпозиум, 20046. -544 с.

166. Якимович, А. К. Киноискусство [Текст] / А. К. Якимович // Культурология. XX век : энциклопедия в 2-х т. / редкол. : Ж. М. Арутюнова,

B. Н. Басилов, И. С. Вдовина и др. — СПб. : Университетская книга, 1998. — Т. 1. -

C. 305-310.

167. Якобсон, Р. Лингвистика и поэтика [Текст] / Р. Якобсон ; пер. с англ. И. А. Мельчука // Семиотика: хрестоматия: учеб.-мет. модуль / под ред. Л. Л. Федоровой. - М. : Изд-во Ипполитова, 2005а. - С. 120-133.

168. Якобсон, Р. Язык в отношении к другим системам коммуникации [Текст] / Р. Якобсон; пер. с англ. Н. Н. Перцовой // Семиотика : хрестоматия : учеб.-мет. модуль / под ред. Л. Л. Федоровой. — М. : Изд-во Ипполитова, 20056. -С.133-144.

169. Ямпольский, М. Б. Семиотика кино [Текст] / М. Б. Ямпольский // Кино : Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. - М. : Советская энциклопедия, 1986. - С. 384-385.

170. Blundell, N., Farrington, K. Ancient England [Text]/ N. Blundell, K. Farrington. - London : Sunburst Books, 1996. - 150 p.

171. Chandler, D. An Introduction to Genre Theory [Online] / D. Chandler. URL : http://www.aber.ac.uk/media/Documents/intgenre/chandler_genre_theory.pdf (date of visit: 23.07.2012).

172. Dijk, T. A. van, Kintch, W. Strategies of Discourse Comprehension [Text] / T. A. van Dijk, W. Kintch. - New York : Academic Press, 1983. - 415 p.

173. Gee, J. P. In Introduction to Discourse Analysis. Theory and Method [Text] / J. P. Gee. - New York, London : Routledge Taylor & Francis Group, 2011. - 220 p.

174. The Internet Movie Database (IMDb) [Online] / The Internet Movie Database. URL : http://www.imdb.com (date of visit: 23.07.2012).

175. The Internet Movie Script Database (IMSDb) [Online] / The Internet Movie Script Database. URL : http://www.imsdb.com (date of visit: 22.10.2013).

176. Kozloff, S. Overhearing Film Dialogue [Text] / S. Kozloff. - Berkley & Los Angeles : University of California Press, 2000. - 332 p.

177. McDowall, D. An Illustrated History of Britain [Text] / D. McDowall. -Longman, 2009.- 188 p.

178. Morby, J. E. The Wordsworth Handbook of Kings and Queens [Text] / J. E. Morby. - Ware, Hertfordshire : Wordsworth Editions Ltd, 1994. - 255 p.

179. The Official Website of the British Monarchy [Online] / The Official Website of the British Monarchy. URL : http://www.royal.gov.uk (date of visit: 5.08.2013).

180. Widdowson, H. G. Discourse Analysis [Text]/ H. G. Widdowson. -Oxford : Oxford University Press, 2010. - 135 p.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ И СПРАВОЧНИКОВ

1.Берган, Р. Кино [Текст] : полная энциклопедия / Р. Берган ; пер. с англ. Т. А. Граблевская ; отв. ред. Е. Р. Секачева. - М. : Дорлинг Киндерсли : Астрель : ACT, 2008.-512 с.

2. Большая Советская Энциклопедия [Текст] : В 30-ти томах / гл. ред. А. М. Прохоров. - М. : Советская Энциклопедия», 1969-1978. - Изд. 3-е. - Т. 9. -1972.-624 е., ил.

3. Большая Советская Энциклопедия [Текст] : В 30-ти томах / гл. ред. А. М. Прохоров. - М. : Советская Энциклопедия», 1969-1978. - Изд. 3-е. - Т. 20. - 1975. - 608 е., ил.

4. Большая Советская Энциклопедия [Текст] : В 30-ти томах / гл. ред.

A. М. Прохоров. — М. : Советская Энциклопедия, 1969-1978. - Изд. 3-е. - Т. 27. -1977.-624 е., ил.

5. Кино [Текст] : энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. - М. : Советская энциклопедия, 1986. - 640 е., ил.

6. Культурология. XX век [Текст] : энциклопедия в 2-х т. / редкол. : Ж. М. Арутюнова, В. Н. Басилов, И. С. Вдовина и др. - СПб. : Университетская книга, 1998. - Т. 1. - 447 е., Т. 2. - 447 с.

7. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред.

B. Н. Ярцева. - Изд. 2-е, доп. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. -709 е., ил.

8. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.

9. Постмодернизм [Текст] : энциклопедия / сост. и науч. ред. : А. А. Грицанов, М. А. Можейко ; отв. ред. А. И. Мерцалова. - Минск :

Интерпрессервис : Книжный дом, 2001. - 1040 с.

10. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / под ред. Г. JI. Тульчинского и М. Н. Эпштейна. - СПб. : Алетейя, 2003. - 512 с.

11. Энциклопедия символики и геральдики [Электронный ресурс] / Энциклопедия символики и геральдики. URL : http://www.symbolarium.ru (дата обращения : 05.10.2013).

12. Collins English Dictionary [Online] / Collins English Dictionary. URL : http://www.collinsdictionary.com/dictionary/english (date of visit: 14.11.13).

13. The Compact Oxford English Dictionary [Text] / The Compact Oxford English Dictionary. - Second edition. - Oxford : Clarendon Press, Oxford University Press, 1996.-2387 p.

14. Longman Dictionary of Contemporary English Online [Online] / Longman Dictionary of Contemporary Dictionary Online. URL : http://www.ldoceonline.com (date of visit: 14.11.13).

15.Macmillan English Dictionary and Thesaurus [Online]: Free English Dictionary Online / MacMillan English Dictionary and Thesaurus. URL: http://www.macmillandictionary.com (date of visit: 14.11.13).

16. Wikipedia. The Free Encyclopedia [Online] / Wikipedia. The Free Encyclopedia. URL : http://en.wikipedia.org (date of visit: 5.08.2013).

17. The Wordsworth Dictionary of British History [Text] / The Wordsworth Dictionary of British History / cons. ed. J. P. Kenyon. - Wordsworth Editions Ltd, 1994.-410 p.

СПИСОК КИНОИСТОЧНИКОВ

1. Alfred the Great [Video] / director Clive Donner ; stars D. Hemmings, M. York, P. Ransome ; Bernard Smith Productions, Metro-Goldwyn-Mayer British Studios. - UK, 1969. - 122 min.

2. Braveheart [Video] / director Mel Gibson ; stars M. Gibson, S. Marceau, P. McGoohan ; Icon Entertainment International, Ladd Company, В. H. Finance С. V. -USA, 1995.- 177 min.

3. Cromwell [Video] / director Ken Hughes ; stars R. Harris, A. Guinness, R. Morley ; Irving Allen Productions. - USA-UK, 1970. - 139 min.

4. Elizabeth [Video] / director Shekhar Kapur ; stars C. Blanchett, G. Rush, Ch. Eccleston ; Polygram Filmed Entertainment, Working Title Films, Channel Four Films. - UK, 1998. - 124 min.

5. Henry VIII [Video] / director Pete Travis; stars R. Winstone, J. Ackland, S. Mitchell ; Granada Television. - UK, 2003. - 193 min.

6. Kings and Queens [Video] / stars N. Spivey, S. F. George, K. Loustau ; 3BM Television. - Episodes 1-12. - UK, 2002.

7. Monarchy with David Starkey [Video] / director David Hutt, David Wilson ; stars D. Starkey, T. Cottrell, G. Hayling ; Granada Video. - Episodes 1-4. - UK, 20042007.

8. The Lion in Winter [Video] / director Anthony Harvey ; stars P. O'Toole, K. Hepburn, A. Hopkins ; AVCO Embassy, Haworth Productions. - UK, 1968. -134 min.

9. The Young Victoria [Video] / director Jean-Marc Vallée ; stars E. Blunt, R. Friend, P. Bettany ; GK Films. - UK-USA, 2009. - 105 min.

10. The Queen [Video] / director Stephen Frears ; stars H. Mirren, M. Sheen, J. Cromwell ; Pathé Pictures International, Granada Film Productions, Pathé Renn Productions. - UK, 2006. - 103 min.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.