Шаманские образы в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Еркинова, Римма Михайловна

  • Еркинова, Римма Михайловна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 242
Еркинова, Римма Михайловна. Шаманские образы в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Барнаул. 2008. 242 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Еркинова, Римма Михайловна

Введение.

Глава 1. Шаманский мир в рисунках Г.И. Чорос-Гуркина.

1.1 Вселенная шамана: проблемы интерпретации.

1.2Шаманский ритуал: проблемы воплощения.

1.3 Образы божеств и духов в шаманизме Алтая.

1.4 Символика вещного мира в шаманских рисунках.

Глава 2. Шаманские мотивы в пейзажной живописи

Г.И. Чорос-Гуркина.

2.1 Национальное своеобразие картины «Хан-Алтай».

2.2«Видимые и невидимые силы родной природы»

Г.И. Чорос-Гуркин).

2.3 Символика сакрального пространства в пейзажах этюдах

Г.И. Чорос-Гуркина.

Глава 3. Жанровые композиции на тему шаманизма в творчестве

Г.И. Чорос-Гуркина.

3.1 Символика шаманского ритуала в искусстве

Г.И. Чорос-Гуркина.

3.20браз подземного божества Эрлика.

3.3Картина Г.И. Чорос-Гуркина «Проповедь миссионера».

3.4. Изобразительная символика в работе «В юрте Кама».

Глава 4. Портретные образы шаманов в творчестве

Г.И. Чорос-Гуркина.

4.1. Особенности психологической характеристики шаманов в портретной живописи.

4.2. Графические портреты шаманов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Шаманские образы в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина»

Актуальность темы исследования обусловлена потребностями изучения традиционных культур коренных народов Сибири, выявления их 1 роли в современном художественном процессе. Эти вопросы сегодня являются особенно актуальными и недостаточно разработанными в искусствоведческой науке.

В настоящее время российское искусствознание возвращается к изучению наследия сибирских художников начала XX в. Легендой и гордостью сибирской культуры является алтайский живописец Г.И.Чорос-Гуркин, первый художник-профессионал среди коренных народов Сибири, воспитанник Петербургской Академии художеств, ученик И.И. Шишкина. Он в своем творчестве сумел отразить своеобразие духовного мира народов Алтая, в котором значительное место занимают языческие шаманские представления. Между тем ранее анализировались только те его работы, которые соответствовали идеологическим установкам советского времени; в полном же объёме его искусство по сути дела не изучалось.

Алтайский шаманизм, основанный на вере в существование иных, невидимых миров и общения с ними посредством духов-помощников, прослеживается в культуре местного населения с древних времён. Если обширный археологический и этнографический материал по шаманизму давно привлекает внимание учёных, то графические и живописные произведения Г.И. Чорос-Гуркина, посвященные шаманской теме, ещё не рассматривались в качестве источника для искусствоведческого, культурологического и историко-этнографического исследования. Данная работа восполняет этот пробел: она обращена к произведениям Г.И. Чорос-Гуркина, в которых он стремился проникнуть в глубины национального художественного мышления, постичь эстетическое отношение алтайцев к окружающей природе, к Алтаю, воспринимаемому живым, говорящим, смотрящим.

Изучение материала, связанного с шаманской темой Г.И. Чорос-Гуркина, идет параллельно происходящему ныне возрастанию научного I интереса к народным традициям в искусстве и разным видам народного творчества, ранее относимых к пережиткам.

Степень изученности. В исследовании автор не рассматривает шаманизм во всех его аспектах, а ограничивается искусствоведческим анализом этого явления в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина. Он, несомненно, был знаком со всем предшествующим опытом овладения фольклорными традициями в русском изобразительном искусстве. Ему были известны искания, находки, завоевания таких крупнейших художников конца XIX — начала XX вв., как Е.И. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, Е.Д. Поленова, М.В. Нестеров, И .Я. Билибин, М.А. Врубель, Н.К. Рерих и другие. Чорос-Гуркин не только стремился освоить и осмыслить темы, разрабатываемые ими в живописи и графике, но и воплотить в свом искусстве своеобразие алтайских фольклорных произведений в русле национальных художественных традиций. Вместе с тем следует отметить, что в искусствоведческой литературе освещение в таком аспекте творческого пути Г.И. Чорос-Гуркина еще не нашло достаточно полного и глубокого отражения.

В дореволюционное время о творчестве Г.И. Чорос-Гуркина писали М.М. Далькевич [69], Г.Н. Потанин [89 - 97], Л.П. Базанова [65, 66], Г.Д. Гребенщиков [68], A.B. Адрианов [61 — 64] и другие. Они подробно освещали первые выставки художника и анализировали некоторые его пейзажные работы, что придают им особую ценность.

На формирование общей концепции работы оказали влияние труды крупных исследователей Южной Сибири XIX — начала XX вв. В.И. Вербицкого [118], Н.М. Ядринцева [211], В.В. Радлова [181], Г.Н. Потанина

168], A.B. Анохина [114]. Первым обратил внимание на важность изучения шаманских рисунков Г.Н. Потанин. Его известный труд «Очерки Северозападной Монголии» (1883) дополнен 26 таблицами рисунков шаманской атрибутики, в том числе и алтайской, частично выполненной самим автором. Благодаря публикации им в 1915 г. рисунка из этнографического сбора A.B. Анохина «Путь шорского шамана к Улгеню», впервые описаны этапы пути шамана к верховному небесному божеству. Несомненно, они оказали большое влияние на понимание нами глубины шаманских образов, созданных Г.И. Чорос-Гуркиным. Особо следует отметить роль A.B. Анохина в изучении алтайского шаманизма. В 1910 - 1914 гг. им собраны уникальные сведения не только об алтайских, но и телеутских, шорских шаманах, основной объём которых практически не опубликован и хранится в научном архиве Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии Наук и состоит из 249 дел за 1894 -1938 гг. [1 - 6]. Эти материалы после смерти A.B. Анохина в 1933 г. были переданы из Ойротского областного краеведческого музея (ныне Национальный музей Республики Алтай имени A.B. Анохина - P.E.) в Институт по изучению народов СССР Академии наук (ИПИН) для обработки и издания. Часть творческого наследия A.B. Анохина сегодня хранится и в архиве Томского областного краеведческого музея. Материалы алтайских шаманов зарегистрированы в делах №№ 7, 8, 13-19, [38 - 45].

К сожалению, в предисловии к его главной книге «Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 19101912 гг. по поручению Русского комитета по изучению Средней и Восточной Азии» (1924) ни у С.Е. Малова, ни у Л.П. Потапова в предисловии к репринтному изданию 1994 г. не упоминается имя художницы A.A. Ворониной-Уткиной, сопровождавшей A.B. Анохина в его экспедициях. Её рисунки шаманских бубнов, одежды, домашних духов-охранителей стали документальной иллюстрацией текстов книги «Материалы по шаманству у алтайцев». Со времени издания и по сей день, она остается наиболее обширным и обстоятельным собранием шаманских мистерий [114].

Углубленному пониманию шаманской темы в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина способствовали также исследования известных советских этнографов Л.Э. Каруновской [81], С.А. Токарев [190], В.П. Дьяконовой [125, 126, 127], Е.М. Тощаковой [191], A.M. Сагалаева [106, 183, 184], Н.И Шатиновой [201, 202], Л.И. Шерстовой [203, 204]. Они уделили особое внимание алтайскому шаманизму, как значительному элементу традиционной культуры. Важное место в изучении и анализе алтайского шаманизма принадлежат работам Л.П. Потапова и в том числе его итоговой книге «Алтайский шаманизм» (1991). Он в своем труде приводит рисунки шаманских бубнов, выполненных художником A.A. Каланаковым, учеником Г.И. Чорос-Гуркина. В Национальном музее сохранились десятки его рисунков шаманских бубнов, выполненных с безукоризненной точностью.

На идейную направленность работы повлияли сравнительные исследования традиционных шаманских представлений народов Сибири в трудах H.A. Алексеева [111, 112], Т.М. Михайлова [154, 155], Е.С. Новикова [161], Е.Д. Прокопьевой [178, 199, 180], A.B. Смоляк [185], Д.А. Функа [110, 196, 197, 198]. Для нашего исследования несомненный интерес представляют научные публикации по духовной культуры алтайцев и народным верованиям Е.Е. Ямаевой [212, 213, 214], В.А. Муйтуевой [157, 158], H.A. Тадиной [107], С.П. Тюхтеновой [194] и В.А. Клешева [143].

Среди источников, повлиявших на стилистику изобразительного языка Г.И. Чорос-Гуркина, необходимо назвать наскальные рисунки Алтая. Он своими зарисовками петроглифов во многом предвосхитил изучение памятников современными учеными, как Е.А.Окладникова [164], А.И.Мартынов [148, 149], В.Д.Кубарев [82, 83, 145, 140, 146], Е.П.Маточкин [84, 85, 86]. Впоследствии подобный материал - рисунки на алтайских бубнах, на домашней утвари, а также деревянные скульптуры духов-предков и охранителей проанализировал замечательный этнограф, сибириевед С.В.Иванов [141, 142]. В своих трудах учёный использовал в качестве иллюстраций и рисунки Г.И. Чорос-Гуркина.

Художественное освоение темы, пожалуй, начинается с работ великого русского живописца В.И.Сурикова. Его натурный этюд камлающего шамана в дальнейшем вошел в знаменитое полотно «Покорение Сибири Ермаком» (1895). Впоследствии шаманские мотивы осваивали в своем творчестве томские художники П.М.Кошаров, Л.П.Базанова, А.А.Воронина-Уткина, С.К.Просвиркина; алтайские художники Н.И.Чевалков, М.П. Чевалков, И.И.Ортонулов, В.П.Чукуев, В.Г.Тебеков, С.В.Дыков, А.Б.Укачин и другие. Надо отметить, что в совокупности они не подвергались специальному анализу в искусствоведческом контексте. В силу этого наша работа является первой попыткой изучения шаманской темы на примере творчества алтайского художника Г.И.Чорос-Гуркина в начале XX в.

Искусствоведческому анализу творческого Г.И. Чорос-Гуркина посвящены труды Г.А. Образцова [162], С.А. Стрельцова [189], Л.И. Снитко [186], В.И. Эдокова [206, 207, 208, 209] и Г.И. Прибыткова [175, 176, 177]. При разном уровне профессионального анализа, объёме и новизне биографических сведений они в основном освещали пейзажную живопись. Надо отметить, что эти авторы в той или иной мере анализировали первую сюжетную картину Г.И. Чорос-Гуркина «Ночь жертвы. Камлание» 1895 г., посвященной шаманской теме камлания. Но специфике шаманской символики в них не уделено сколько-нибудь серьёзного внимания. Большинство искусствоведов рассматривали эту работу в русле развития и становления его творческого метода и стилистики. В этом плане высказывались разные мнения. В основном считали, что это ещё слабо разработанное живописное произведение.

Первый искусствоведческий анализ этой картины сделал Г.А. Образцов в 1958 г., где он попытался раскрыть сюжет работы и её композицию [162].

Весьма своеобразно истолковывает он, колористическое решение ночного пейзажа, связывая его в выборе темновато-тёплых тонов подражанием Рембрандту, что не выдерживает никакой критики. Трудно согласиться с автором и по поводу незнания Г.И. Чорос-Гуркиным композиционного построения произведения и рисунка в изображении фигуры людей [162, с. 19]. Аналогичную оценку работе Чорос-Гуркина даёт и С.А. Стрельцов: «Несмотря на известные достижения в цвете, картина выглядит нарочито сочиненной. На всём лежит печать незавершенности и театральной условности» [189, с.8]. Л.И. Снитко замечает, что «это ещё робко исполненное полотно: деревья слева напоминают кулисы, в заглаженной живописи чувствуются ремесленные навыки подмастерья иконописной мастерской. И все же в том, как переданы торжественность ночи, свет костра, алтайцы, смотрящие на пляску шамана, сказывается наблюдательность молодого автора, его стремление рассказать конкретно и точно о жизни родных мест» [186, с.49]. Однако, это замечание ее нам представляется несколько поверхностным, поскольку в первом произведении Г.И. Чорос-Гуркина «Ночь жертвы. Камлание» 1895 г. на наш взгляд проявляется не только наблюдательность, но и глубокие знания традиционной культуры и быта алтайцев.

Творчество первого алтайского художника наиболее глубоко и всесторонне изучил В.И. Эдоков. Он называет картину «Ночь жертвы. Камлание» по своему значению этапным «поскольку в ней воплотился результат его предшествующего развития и одновременно она стала началом его большого пути в искусстве» [206, с.7]. Соглашаясь в целом с мнениями некоторых авторов разбора произведений Чорос-Гуркина, приведём мнение Г.И. Прибыткова: «В том-то и состоит загадка данной картины, что находясь в самом начале творческого пути художника, ещё не прошедшего учёбы ни у И.И. Шишкина, ни в Академии Художеств, а только проработавшего несколько лет с живописцами-иконописцами Улалы и Бийска, картина эта привлекает зрителей большой убедительностью сюжетно-композиционного и свето-цветового решения, сложностью и единством последнего» [105, с.104]. И «не следует преуменьшать её достоинств, подходя к ней с такими критериями, которые появляются у искусствоведов на основе достижений периода творческой зрелости мастера» [105, с.105].

Надо отметить, что впервые о шаманском мировосприятии в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина на примере полотна «Хан Алтай» написал в своих исследованиях Е.П. Маточкин [85]. Основных героев произведения: Хан Алтая, кедра и орла он сопоставил с персонажами шаманского действа. Хан Алтай - верховный дух Алтая, представлен в виде могучих гор, своим рисунком напоминающих треугольники. Кедр он связал с шаманским деревом, орла - с помощником шамана в его путешествиях по мирам Вселенной. Однако, эта его первая попытка реализована только в анализе работы «Хан Алтай». Автор же диссертации привлекает значительно большее количество произведений Г.И. Чорос-Гуркина, выполненных на шаманскую тему. Не вдаваясь подробно в изучение данного вопроса, Е.П. Маточкин использовал также впервые понятие скрытого этнокультурного подтекста. Диссертанту такое определение кажется плодотворным, и он попытался в своих исследованиях произведений Г.И. Чорос-Гуркина раскрыть этот этнокультурный подтекст, связанный с шаманским мировоззрением, который не всегда очевиден.

Однако, несмотря на относительно большое количество работ по творческому наследию Г.И. Чорос-Гуркина, до сих пор остаётся множество недостаточно изученных вопросов, одним из которых является шаманская тема в пейзажной живописи, в мифологических и жанровых композициях, портрете и в многочисленных рисунках.

Объект исследования: живописные и графические произведения Г.И. Чорос-Гуркина на тему алтайского шаманизма.

Предмет исследования: проблемы воплощения шаманских образов в живописных и графических произведениях Г.И. Чорос-Гуркина.

Цель исследования: определить место и значимость темы алтайского шаманизма в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина, выявить его произведения на эту тему, раскрыть их содержание, стилистику, семантику и методы художественно-пластического воплощения.

В связи с этим в диссертации поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть шаманскую образность, символику изобразительного языка в рисунках, посвященных шаманской Вселенной, образам божеств, духов и шаманскому ритуалу.

2. Выявить шаманские мотивы в пейзажной живописи Г.И. Чорос-Гуркина: символику сакрального пространства, видимых и невидимых миров, а также те художественные идеи, которые разрабатывал художник для их воплощения.

3. Проанализировать в содержательном и изобразительном планах жанровые произведения Г.И. Чорос-Гуркина на тему шаманизма.

4. Выявить особенности портретных образов шаманов и своеобразие психологической характеристики, которые придавал им Г.И. Чорос-Гуркин в своих произведениях.

5. Ввести в научный оборот изобразительные материалы Г.И. Чорос-Гуркина по алтайскому шаманизму.

Хронологические рамки исследования определяются концом XIX -началом XX вв. (нижняя дата определяется 1895г. — временем написания первого крупного живописного произведения, верхняя - 1937г. - годом гибели художника).

Территориальные рамки исследования охватывают Алтае-Саянское нагорье (границы современной Республики Алтай, Республики Тыва) и Северо-западную Монголию.

Источниковая база исследования. В процессе работы над темой сформировался обширный круг источников, включающий, как опубликованные, так и неопубликованные материалы и документы.

Прямым источником исследования являются произведения творческого наследия Г.И. Чорос-Гуркина: живопись и графика на шаманскую тему, выявленные автором исследования в фондах Национального музея, Государственного художественного музея Алтайского края, Томского областного художественного музея. Основная их часть вводится в научный оборот впервые. Сюжеты произведений, надписи и подписи на лицевой и оборотной сторонах, бумажные ярлыки, печати дали обширную информацию для решения поставленных задач. Наиболее ценные сведения предоставляют архивные материалы: делопроизводственные документы, приказы, отчёты, переписка, акты передач, списки, описи работ Г.И. Чорос-Гуркина в Национальном музее, в Государственной архивной службе Республики Алтай. Существенную помощь для раскрытия шаманских образов в творчестве Г.И.Чорос-Гуркина оказали тексты шаманских камланий и родословные шаманов, собранные А.В.Анохиным и практически не опубликованные. Они хранятся в архивах Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), архив Российской Академии наук (Фонд A.B. Анохина), Томского областного краеведческого музея (Фонд A.B. Анохина). Значительный интерес для данного исследования представляют архивы Музея археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета (коллекция рисунков A.B. Ворониной-Уткиной, редкие фотографии), Красноярского краевого краеведческого музея (Фонд Г.Н. Потанина. (Переписка с разными лицами). Глубже понять общественную политическую ситуацию в стране в конце 20-х в первой половине 30-х гг. XX в., повлиявшую на творчество Г.И.Чорос-Гуркина, способствовали архивно-уголовные дела в Управлении Федеральной службы безопасности

Российской Федерации по Республике Алтай, связанные с преследованиями шаманов.

Важную группу опубликованных источников составляют каталоги художественных выставок Г.И. Чорос-Гуркина 1907, 1908, 1910, 1911, 1915, 1926 гг. Автором работы привлекалась периодическая печать Томской губернии: газеты «Сибирская жизнь», «Жизнь Алтая», отчеты Алтайской духовной миссии. В собранном информационном комплексе особое место занимают записи текстов шаманских камланий, литературные сочинения самого Г.И. Чорос-Гуркина, вещественные источники: шаманская атрибутика, бубны, деревянные скульптуры духов-охранителей.

В целом собранная источниковая база отличается разнообразием информации и позволяет решать заявленные цель и задачи данного исследования.

Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы, как анализ и синтез, комплексный подход и междисциплинарные связи, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Методологической базой данной работы послужили исследования В.И.Плотникова[167], С.В.Голынца[124], П.Д.Муратова[156], В.И.Эдокова [206, 207, 208, 209], Е.П.Маточкина[84,85,150], посвященные отражению в изобразительном искусстве традиционного мировоззрения. Для выявления особенностей содержания и формы произведений Г.И. Чорос-Гуркина по шаманской теме использован искусствоведческий анализ. Поскольку в этнографической литературе не достаточно освящены вопросы, связанные с шаманской мистериальностью, диссертант вынужден подробно описывать содержание гуркинских произведений, опираясь при этом на концептуальные выводы по проблемам сущности шаманизма в работах таких ученых, как

Л.П.Потапов [99-104, 172,173,174], В.Н. Басилов [67], А.М.Сагалаев [106, 183, 184], Д.А.Функ [110,196,197, 198], М.Элиаде [210].

В языческом шаманском мировосприятии многое даётся в поэтическом ключе, в символической, образной форме. В силу этого наши методы исследования произведений Г.И. Чорос-Гуркина на шаманскую тему во многом сродни методам, используемым в гуманитарных науках: эпосоведении, литературоведении. Методы, разрабатываемые ими, помогают выявлению символики, метафоричности, гиперболизации образов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Шаманская тема в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина проявляется во всех видах изобразительного искусства: живописи, графике и во всех жанрах произведений: пейзаже, портрете и сюжетной картине.

2. Произведения Г.И. Чорос-Гуркина, посвященные шаманской теме, основаны на синтезе реалистического искусства с народной изобразительно стью.

3. Для воплощения символики сакрального пространства, присутствия ирреального мира использованы особые выразительные и изобразительные средства.

4. В портретах шаманов раскрыта оригинальная художественная идея - перенесение Г.И. Чорос-Гуркиным портретной образности с живого человека на его «заместителя» - духа-помощника.

5. В произведениях Г.И. Чорос-Гуркина на шаманскую тему отмечен скрытый этнокультурный подтекст элементов пейзажа и вещного мира.

Научная новизна исследования:

1. Прослежены в произведениях Г.И. Чорос-Гуркина глубокие знания шаманской мистериальности, визуальные образы которой во многом связаны с архетипическими образами.

2. Установлено, что Г.И. Чорос-Гуркин для воплощения шаманских образов применяет художественный синтез, связывающий академизм с народной изобразительностью, для создания ирреальных шаманских персонажей он отталкивается от искусства скифов Алтая и античного искусства.

3. Исследованы в искусстве Г.И. Чорос-Гуркина способы воплощения художественных особенностей шаманской Вселенной.

4. Раскрыты в части пейзажной живописи Г.И. Чорос-Гуркина шаманские мотивы, их символика, семантика и скрытый этнокультурный подтекст.

5. Проанализированы жанровые особенности полотен Г.И. Чорос-Гуркина на шаманскую тему.

6. Обнаружен впервые в портретных образах шаманов Г.И. Чорос-Гуркина феномен психологического «заместителя» — духа-помощника.

7. Выявлены в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина и введены в научный оборот целый ряд ранее неизвестных произведений по алтайскому шаманизму: около 100 рисунков, изображающих шаманскую Вселенную и дороги шамана, образы божеств и духов, шаманскую ритуальную практику жертвоприношения, около 20 живописных пейзажных работ и портретов шаманов.

8. Систематизированы и проанализированы произведения Г.И. Чорос-Гуркина на шаманскую тему по жанрам, видам изобразительного искусства и технике исполнения.

9. Обоснован интерес науки и искусства к такому общественному явлению, как шаманизм.

Теоретическая и практическая ценность работы. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют создать более полную картину развития профессионального изобразительного искусства Горного Алтая.

Материалы и выводы диссертации по такой основополагающей мировоззренческой теме, как шаманская, могут быть использованы в дальнейшем успешном изучении не только художественного наследия Г.И. Чорос-Гуркина, хранящегося во многих собраниях музеев Сибири и Национального музея, но и привлечены историками, культурологами, искусствоведами в исследовании традиционной культуры народов Сибири. Анализ опыта Г.И. Чорос-Гуркина по рассмотрению шаманской темы и выводы в изображении сакрального пространства иных миров также важны для изучения творчества современных алтайских художников, как И.И. Ортонулов, В.И. Чукуев, C.B. Дыков, В.Г. Тебеков, А.Б. Укачин и сибирских художников, которые обращаются к шаманским образам. Главные положения диссертации могут помочь историкам, религиоведам глубже проникнуть в изобразительные источники по шаманской тематике.

Апробация результатов исследования. Ряд аспектов исследованной темы излагался автором на международной научной конференции «Музей и общество» (Красноярск, 2002), научной конференции «Движение Ак-янг (белая вера) - бурханизм на Алтае: взгляд через столетие» (Горно-Алтайск,

2004), IX Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Л.И. Снитко (Барнаул, 2004), научно-практической конференции «Г.Н. Потанин и народы Алтае-Саянского горного региона: через поколения в будущее» (Горно-Алтайск, 2005), «Эдоковских чтениях» (Горно-Алтайск, 2006), «Анохинских краеведческих чтениях» (Горно-Алтайск, 2001, 2002,

2005), «Оносских встречах» (Анос, 2006), VIII Международной конференции «Природные условия, истории культуры Западной Монголии и сопредельных регионов» (Горно-Алтайск, 2007), научно-практической конференции «История и современность Чемальского района», посвященной 15-летию образования района (Горно-Алтайск, 2007).

Основные положения и результаты исследования прошли также апробацию в ходе создания в 2006 г. экспозиции «Духовная культура народов Республики Алтай» в Национальном музее, выставки «Древний Алтай», посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав России, проведённой в Государственном Историческом музее совместно с Российским Этнографическим музеем в г. Москве.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Еркинова, Римма Михайловна

Заключение

Г.И. Чорос-Гуркин в своих произведениях на шаманскую тему поставил сложную задачу - раскрыть своеобразие мировосприятия алтайцев, изначально предполагающее существование иных, невидимых миров и общение с ними посредством духов-помощников. Визуальное воплощение этой задачи художник во многом связывал с мифопоэтическими представлениями и архетипическими образами, которые функционируют в духовной культуре Алтая на протяжении тысячелетий.

Архетипические образы в искусстве были введены в науку после публикаций известного психоаналитика Карла - Густава Юнга и работ его последователей. На разных исторических этапах архетипические образы проявляются по-разному. В обществах, в которых сохраняются архаичные представления, они наиболее близки к изначальным образам. Как раз подобную возможность имел Г.И. Чорос-Гуркин, когда соприкасался с народным изобразительным искусством, в котором живут архетипические образы, тяготеющие к языческой шаманской мифологии. Эта та благодатная почва художественной поэтики, которая существует в искусстве Алтая в течение веков, и которая еще не претворялась в профессиональном искусстве. Чорос-Гуркин первый из художников поднял этот пласт народной изобразительности и трансформировал его на языке реалистической школы. Причем он делал это так органично, что сумел сочетать академический рисунок с условной народной изобразительностью. Чорос-Гуркин достиг этого благодаря тому, что глубоко постиг основу академической школы и в то же время много лет отдал изучению традиционной народной культуры фольклорных тем и образов алтайцев. Только глубинное постижение обеих систем, глубокое вживание, а также стремление показать миру своеобразие шаманского мировосприятия определило органичность и стилистическую целостность его произведений.

Как известно^ из трудов Юнга архетипические образы возникают каждый раз в новом обличии в соответствии с тенденциями эпохи. Г.И.Чорос-Гуркин на новом уровне воплотил основные архетипы, которые живут в народном сознании, и изобразил их в образах, сочетавших в себе разнородную стилистику.

Обращение к архетипам восстанавливает эстетическую цельность мировосприятия, и является источником творческой энергии, вливает особую жизнь в произведения художников. Как раз именно это и происходит в работах Чорос-Гуркина на шаманскую тему. Он обращается к древним языческим пластам, причем не отошедшим куда-то в инобытие, а живущих в народном сознании. Сегодня они возвращаются в нашу жизнь и нельзя не отметить важность предвидения Г.И. Чорос-Гуркина: то, что он собирал, претворял, является большим вкладом в алтайскую культуру, которая все более основывается на синтезе европейской традиции и традиции национальной. Этот синтез является тем фундаментом, на котором сегодня строится искусство современных мастеров Алтая.

Сибирские художники часто обращаются к шаманским мотивам. Возможно, их наиболее привлекает экзотичность этой темы. У Чорос-Гуркина мы находим глубокое сочетание реалистического искусства и национального фольклора, стремление использовать его аллегоричность, иносказательность.

Сегодня мы начинаем осознавать огромный вклад алтайского мастера в решение такой сложной проблемы, как изображение невидимых миров и всего того, что связано с сакральным шаманским действом. Эта тема сегодня чрезвычайно волнует ученых разных профилей, начиная с психоаналитиков, искусствоведов, кончая специалистами естественно-научных направлений. Г.И. Чорос-Гуркин представляет это в виде произведений искусства, в которых мы находим элементы синтеза европейской и восточной культур. Он выступает здесь в ипостаси ученого, этнографа, художника.

Чорос-Гуркин расшифровывает термины, связанные с шаманским камланием, которые в настоящее время мало известны и помогают в понимании шаманского действа. В этом смысле его художественные произведения являются неким параллельным рядом к классическим трудам A.B. Анохина, В.И.Вербицкого, Г.И.Потанина других. Надеемся, что они будут привлекаться мировой научной мыслью к изучению шаманской Вселенной и сакрального шаманского ритуала, которые дошли в таком неизменном виде на Алтае до конца XX в.

Немаловажно, Г.И. Чорос-Гуркин знал лично многих шаманов и присутствовал при камланиях. Все это, несомненно, определило глубину его постижений сокровенного смысла шаманской мистериальности.

Надо полагать, что Г.И. Чорос-Гуркин не мог прямым текстом высказать всю сокровенную суть шаманского действа, поскольку она передается только посвященным, от учителя к ученику. Мы полагаем, что за каждым рисунком художника стоит еще не изученная, невысказанная глубина, которую он не мог представить на всеобщее обозрение, поскольку каждый шаманский ритуал есть сокровенное действо. Наверное, в его произведениях кроются еще какие-то скрытые знания, ключ к которым еще не найден. Ясно, что перед Чорос-Гуркиным стояла проблема изображения шаманской Вселенной и ритуала, передать явную видимость, их внешнюю сторону. Но понимающему сознанию, видимо, удастся постигнуть нечто большее. Ценность гуркинских работ в том, что они будут раскрываться по мере постижения глубины разных научных направлений и более полного изучения стилистики рисунков его образной сокровенной сути.

В своем исследовании диссертант подробно анализирует символики изображений, поскольку любое религиозное искусство обладает своим достаточно условным языком. Сложность задачи заключалась в том, что исследований по шаманской иконографии не существует и Г.И. Чорос-Гуркину приходилось самому решать сложную художественную задачу. В силу этого мы неизбежно обращаемся к раскрытию содержания его работ, без понимания которого не смогли бы сделать анализ в искусствоведческом плане.

В своей работе автор основывается на подходе С.А. Иванова, ученого -этнографа, много лет посвятившего изучению изобразительного искусства народов Сибири. Он не только привел эти материалы, но сделал искусствоведческий и этнографический анализ рисунков на шаманских бубнах, а также на различных бытовых предметах. По характеру они близки с древними изображениями на скалах.

Исследование построено на стыке нескольких наук. Символика шаманского мировоззрения, его сложная терминология неизбежно должны были найти отражение в нашей работе, чтобы можно было осознать и представить, как решал художник эту проблему в изобразительном плане.

Понимая, насколько ответственен объект изображения, мы начинаем осознавать и сложность художественного решения, и смелость идей Чорос-Гуркина. Наш труд - первая потытка, шаг к раскрытию его духовного мира.

Надо сказать, что пришло время изучения творчества Чорос-Гуркина в полном объеме. Без понимания шаманской тематики мы не можем говорить о его вкладе в алтайскую и мировую культуру, и до конца оценить его произведения, где присутствует этот скрытый этнокультурный подтекст элементов пейзажа, вещного мира и ритуала. Своеобразие шаманского видения, которое хранит память алтайского народа, в их эстетическом сознании дошли до наших дней в живом, динамичном и всеохватном виде. В силу этого Чорос-Гуркин явился гениальным представителем своего народа, который донес эту глубину.

Художественные идеи мастера обогащают реалистическую живопись не известными ранее образами инобытия, своеобразной символикой цвета и динамикой линий. Стихия архаики, стихия языческого мировосприятия Азии, живущая в образной структуре его произведений, определяет неповторимое своеобразие его живописных полотен и графических листов. В них открывается неведомый шаманский мир, который привнес мастер в русское изобразительное искусство.

Символизм Чорос-Гуркина развивался параллельно символизму XX в., однако, сущность его художественных символов основывается на мифопоэтических представлениях необычайно богатого, древнего наследия алтайского этноса. Отсюда его интерес к символике народной изобразительности. Этот синтез художественного достижения Востока и Запада, органично претворённый в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина, определяет высокую эстетическую значимость его искусства.

АДМ

АлтГУ

АН

ГАНИИИЯЛ

ГАС РА ИПИН кккм

КП

Кем ГУ МАЭРАН

МАЭС ТГУ

НМ РА,

Национальный музей ОХСД ГАС РА

ОФ

СССР

ТОКМ

ТОХМ

ТГУ

УФСБ РФ по РА РИО ГАГУ

Список принятых сокращений

Алтайская духовная миссия Алтайский государственный университет Академия наук

Горно-Алтайский научно-исследовательский институт языка и литературы

Государственная архивная служба Республики Алтай Институт по изучению народов Красноярский краевой краеведческий музей Книга поступлений

Кемеровский государственный университет Музей антропологии и этнографии Российской Академии наук

Музей археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета Национальный музей Республики Алтай имени A.B. Анохина

Отдел хранения специальных документов Государственной архивной службы Республики Алтай Основной фонд

Союз Советских Социалистических республик Томский областной краеведческий музей Томский областной художественный музей Томский государственный музей

Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Алтай редакционно-издательский отдел Горно-Алтайского государственного университета

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.