Школа китайского буддизма чжэньянь тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат исторических наук Ветлужская, Лидия Леонидовна

  • Ветлужская, Лидия Леонидовна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2000, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 163
Ветлужская, Лидия Леонидовна. Школа китайского буддизма чжэньянь: дис. кандидат исторических наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Улан-Удэ. 2000. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Ветлужская, Лидия Леонидовна

Введение.

Глава I

Ваджраяна: истоки, основные принципы

1. Буддизм Ваджраяны: основные принципы.

2. Истоки буддизма Ваджраяны.

Глава II

Становление тантрического направления буддизма в Китае

1. Распространение учения буддийской Тантры в Китае

III-VII вв. н. э.).

2. Оформление школы чжэньянь (конец VII - VIII вв. н. э.).

3. Религиозно-философское содержание школы чжэньянь.

4. Традиции чжэньянь на Дальнем Востоке.

Глава III

Чжэньянь и традиционная китайская культура

1. Взаимоотношение религиозно-философских установок чжэньянь с традиционными учениями Китая.

2. Чжэньянь в контексте политической культуры Китая в эпоху Тан.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Школа китайского буддизма чжэньянь»

Школа китайского буддизма чжэньянь (кит. «истинные слова») оформилась в Китае в VII в. н. э. в русле буддизма Ваджраяны (санскр. Vadjrayana - «Алмазная колесница»).

Направление буддизма Ваджраяны своими истоками восходит к древней индийской культуре. В конце VII - первой половине VIII вв. н. э. началось массовое распространение доктрины Ваджраяны, выделилось два главных направления: северное - тибетское и восточное - китайское.

Северное направление Ваджраяны стало популярным и получило дальнейшее развитие в Монголии, Бурятии. Восточное направление стало известно на Дальнем Востоке - в Корее и Японии. Особенностью процесса распространения буддизма в целом и направления Ваджраяны в частности является то, что учение, сохраняя свои главные постулаты и принципы, приобретало новую национально-культурную окраску. Представляется важным проследить пути распространения учения Ваджраяны, чтобы уяснить степень его взаимовлияния с конкретной культурно-исторической средой той или иной страны.

Школа тантрического направления чжэньянь являлась единственным представителем эзотерического направления буддизма в Китае, ее «тайный» аспект подчеркивался в дублирующем названии школы: мицзун - «тайная школа». Чжэньянь, сформировавшись в первой половине VIII в. н. э., заняла прочные позиции «придворной» буддийской школы династии Тан (618-906). Просуществовав в Китае в течение полутора веков, она подверглась сильным репрессиям в период правления танского императора У-цзуна (840-846), после чего не сумела восстановиться в прежнем виде. Однако за короткий период своего существования в Китае она оказала сильное влияние на культуру Китая, в частности, в области иконографической живописи, а также привнесла культы многих божеств, ставших затем, уже независимо от чжэньянь, популярными в Китае. Школа создала собственную традицию комментирования канонических произведений. Были написаны собственные сочинения, составлена классификация буддийских учений, в которой чжэньянь было определено самое высокое положение в сравнении с учениями других школ, представленных в Китае. Сложилась организационная структура школы путем формирования традиции преемственности от патриарха к патриарху. В начале IX в. н. э. традиция Ваджраяны в ее китайском варианте была воспроизведена в Японии в учении школы сингон (яп. «истинные слова»), Сингон до настоящего времени является одной из самых популярных и влиятельных буддийских школ в Японии.

Наше знание о средневековой истории и культуре Китая будет неполным без ясного представления о школе чжэньянь, поскольку изучение каждой школы, представляющей учение буддизма в Китае, является важным для понимания сути и особенностей буддизма как составного компонента китайской культуры. Исследование культурных процессов, происходивших в период средневековья в Китае, имеет большое значение и для изучения японской культуры по причине заимствования японцами у Китая различных религиозно-философских учений, в частности учения и религиозной практики чжэньянь.

Представляется интересным проследить пути распространения учения Ваджраяны, чтобы уяснить степень его взаимовлияния с конкретной культурно-исторической средой Китая. Это позволит по-новому взглянуть на проблему восприятия культурных инноваций, попытаться раскрыть их механизм на конкретном примере восприятия китайской традиционной культурой учения Ваджраяны.

К сожалению, школа чжэньянь относится к наименее изученным, как в отечественной науке, так и за рубежом. В отечественной буддологии к исследованию школы чжэньянь обращались в основном ученые японоведы, интересовавшиеся, главным образом, дочерней по отношению к чжэньянь школой японского буддизма сингон. Это известный русский буддолог 0.0. Ро-зенберг. Во второй части своего фундаментального труда «Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам» он определяет общее направление развития буддийской культуры, которое должно исследовать в хронологическом порядке .«от Индии через Китай к Японии». Также он предлагает обратный вариант исследования - от Японии через Китай к Индии, аргументируя данный подход тем, что японцы, воспринимая все «далекое, чужое и непонятное», свято оберегали это в своей традиции и это можно использовать для воспроизведения культурной истории Азии, для «восстановления того, что погибло в Индии и в Китае».1 Ученый предполагал посвятить школе сингон отдельную работу,2 но, к сожалению, эти планы не осуществились.

А.Г. Фесюн тщательно исследовал философскую доктрину сингон и творчество ее основателя Кукая. В контексте изучения сингон исследователь конспективно обращался к истории чжэньянь в Китае.

А.Н. Игнатович также обращается к чжэньянь как к непосредственному предшественнику сингон в Японии и отмечает, что собственно китайские буддийские учения, не имеющие прототипов в Индии, к которым он относит тяньтай (кит. «небесное подножье») и чжэньянь, переносятся на японскую почву и именно там достигают своего идеологического и организационного 4 расцвета.

Большое место школе сингон и ее китайскому прототипу чжэньянь уделяется в коллективной-монографии «Буддизм в Японии»,5 в главе «Буддизм в период Хэйан».&

Ряд сочинений японских ученых посвящен исследованию учения Вад-жраяны, концепциям школы сингон и связанной с ней чжэньянь 7

Некоторые аспекты, касающиеся учения и истории чжэньянь затронуты в работе известного русского ученого-востоковеда В.П. Васильева. Он объясняет смысл и происхождение дхарани (санскр. (Шагал! - «заклинания»)

- учения, предшествующего традиции мантр, но их специальное изучение не входило в задачи ученого. В.П. Васильев объясняет сравнительно небольшое количество литературы эзотерического буддизма на китайском языке по сравнению с тибетской литературой «поздним окончательным развитием мистицизма в буддизме». Он отмечает, что количество переводной литературы канона Махаяны в Китае превосходит тибетские источники. Что касается скудости источников канона Ваджраяны на китайском языке, В.П. Васильев объясняет это тем, что в период духовных странствий китайцев по Индии канон мистического течения в буддизме еще не оформился, иначе китайцы успели б заимствовать эти сочинения и перевести их.8

Л.Е. Янгутов исследует школы китайского буддизма, в том числе чжэньянь, в контексте эволюции взглядов на проблему истинно сущего в философии китайского буддизма. Школы чжэньянь, чань и цзинту рассматриваются ученым несколько обособленно - в главе «Истинно сущее в контексте религиозной практики китайского буддизма». Адепты этих школ, как отмечает Л.Е. Янгутов, сосредотачивались, в основном, на религиозно-практическом аспекте проблемы. Школа чжэньянь, представлявшая тантрическое направление буддизма в Китае, по мнению ученого, продолжала оставаться исключительно индийским явлением, которое не получило достаточной поддержки в Китае.9

Юниро Такакусу рассматривает философскую доктрину чжэньянь в контексте исследования философских концепций японских буддийских школ. Источником тантризма, полагает ученый, явились культы плодородия индийского автохтонного населения, либо пришлых племен. Он предлагает не смешивать понятия «тантризм» и «Ваджраяна», поскольку Ваджраяна представляет собой высшее мистическое учение, превзошедшее Хинаяну и Махаяну.10 Такакусу также приводит краткий исторический очерк сингон, где описывает деятельность индийских патриархов - основателей чжэньянь в

Китае - Шубхакарасимхи, Ваджрабодхи и Амогхаваджры, и философскую доктрину этой школы.

В конце XIX века, в 1883 году, японским профессором Б. Нандзё был составлен каталог текстов китайского канона Трипитаки издания эпохи Мин (1368-1644). Эта работа не потеряла своей актуальности и в настоящее время.

В XX веке к фундаментальным трудам по изучению китайского буддизма относятся работы К. Чэна, Э. Цюрхера, А. Райта, в которых содержатся сведения по предмету нашего исследования.11

Ценными в плане изучения буддизма Ваджраяны являются труды Г.

Гюнтера, основывавшего свои исследования на материале тибетского буд

12 дизма , а также А. Говинды, посвятившего 20 лет изучению буддизма в монастырях Тибета.13

Крупное специальное исследование школы чжэньянь предпринял китайский ученый Чжоу Илян, работавший в Кембридже. Ученый предпринял перевод биографий трех основоположников чясэньянь с китайского языка на английский. Источниковедческой базой для работы послужило сочинение Цзань Нина (919-1001) «Сун rao сэн чжуань» (Жизнеописания достойных монахов династии Сун).14 Чжоу Илян в исследовании поставил три цели: проверить достоверность сведений, изложенных Цзань Нином и имевшиеся в его распоряжении источники; сопоставить их по возможности с фактами, упоминающимися в индийской литературе; использовать биографии как некую структурную основу для концентрации разрозненного материала, относящегося к разным периодам деятельности школы.15

Интенсивное изучение буддизма в самом Китае началось со второй половины 50-х - начала 60-х годов XX века. Что касается характера буддологи-ческих исследований, то он был тесно связан с методологическими посылками, определявшимися направлением внутренней политики КПК. В годы культурной революции изучение буддизма было прервано или же оно носило ярко выраженный идеологический характер. С середины 80-х годов в китайском обществе усилился интерес к буддизму. Интенсифицировалось его научное изучение, китайские ученые начали предпринимать исследования в области религиоведения, философии, истории буддизма. В контексте современных запросов общества статьи Чжоу Иляна, посвященные учению Вад-жраяны в Китае, были переведены с английского языка на китайский, собраны и изданы в монографии «Тандай мицзун» - «Школа Тантры эпохи Тан».16

Общую характеристику чжэньянь дает китайский ученый Хуан

17

Чаньхуа в своем фундаментальном труде «Фоцзяо гэ цзун да и» (Основное содержание учения буддийских школ). Также он представил краткую характеристику канонического сочинения чжэньянь «Да жи цзин» (Махавайроча-насутра).18

Из современных религиоведческих работ нужно отметить серию из десяти томов, посвященную философско-религиозным учениям Китая. Авторы тома «Чжунго фоцзя» (Школы китайского буддизма)19 Чэн Чжилян и Хуан Минчжэ полно и всесторонне осветили важные проблемы становления буддийских школ в Китае, их характерные черты и философские доктрины. Одна из глав в их работе посвящена школе чжэньянь, в ней авторы освещают вопросы возникновения учения Тантры, его развитие, основные положения. Прослеживается постепенное проникновение в Китай сочинений, содержащих элементы Ваджраяны, большое внимание уделяется роли индийских монахов, основавших школу чжэньянь, приводятся их краткие биографии. Однако авторы считают, что ведущая роль в чжэньянь принадлежит китайскому монаху И Сину, которого, прежде считали не более, чем талантливым комментатором переводов Шубхакарасимхи и Ваджрабодхи. Неизвестные ранее факты из его биографии, освещение его трудов по классификации буддизма, комментаторских сочинений, совершенно необходимых для понимания учения чжэньянь, приводят к переосмыслению значения деятельности монаха. В историческом аспекте своей работы Чэн Чжилян и Хуан Минчжэ опирались на фундаментальные труды китайских ученых: коллективную монографию

Чжунго фоцзяо» (Китайский буддизм); «Фоцзяо ши» (История буддизма), «Чжунго фоцзяо ши» (История китайского буддизма) и «Чжунго мицзяо ши» (История эзотерического учения в Китае) под редакцией известного китайского ученого Жэнь Цзиюя, а также «Суй Тан фоцзяо» (Буддизм эпох Суй и

20

Тан) Го Мина, «Фоцзяо чжэсюэ» (Китайская философия) Фан Литяня. Таким образом, труд Чэн Чжиляна и Хуан Минчжэ является обобщением многолетних исследований китайских ученых и является фундаментальной работой в области буддологии.

В связи с возросшим интересом китайцев к буддизму в последнее время в Китае издается большое количество литературы религиозного характе

21 ра. Сборник «Мицзун гунсю чи яо фа» (Методы практики Ваджраяны) представляет собой сочинение такого рода - это практическое руководство к занятиям по самосовершенствованию. За последнее десятилетие в Китае резко возрос интерес к традиционным системам психофизической тренировки -методам цигун, тайцзицюань и в этом же ключе - к психофизическим методам чжэньянь, чему и посвящена рассматриваемая книга. Объект исследования - школа китайского буддизма чжэньянь. Предмет - история и религиозно-философская доктрина чжэньянь. Источниковая база исследования включает:

1. канонические тексты школы чжэньянь «Да жи цзин» (Махавайрочана -сутра) и «Цзиньган дин цзин» (Ваджрашекхара -тантра), переведенные с санскритских оригиналов на китайский язык;

2. сочинения адептов школы чжэньянь: «Да Пилучжэна чэн фо цзин шу»

22

Комментарий к сутре становления великим Буддой Вайрочаной) , автор И Син; «Да жи цзин шу» (Комментарий к Махавайрочана-сутре), автор Букэ Сыи.23

3. биографии основателей чжэньянь индийских монахов Шубхакарасимхи, Ваджрабодхи и Амогхаваджры, а также китайского монаха И Сина, изложенные в «Гао сэн чжуань»24

Методология исследования.

В качестве методологической базы исследования использованы принципы объективности и историзма, а также общенаучные методы познания в их применении к культурологическому анализу: конкретно-исторический, системный подход, рассматривающий все процессы и явления на основе всеобщих принципов взаимосвязи и развития. В исследовании конкретного текстологического и исторического материала использованы принципы структурности и целостности, а также методы сравнительного анализа, синтеза, аналогии.

Цель настоящей работы - исследование истории и доктрины школы чжэнь-янь как культурно-исторического феномена в китайской традиции. Задачи:

- анализ истоков, категорий и основных принципов Ваджраяны;

- исследование истории формирования и становления доктрины школы чжэньянь;

- изучение взаимоотношений и взаимодействия чжэньянь и традиционной китайской культуры.

Научно-практическая значимость работы:

1. данное исследование помогает заполнить пробел в изучении средневековой истории культуры Китая;

2. содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут быть использованы для дальнейшего исследования истории и философии буддизма Ваджраяны;

3. результаты исследования могут быть использованы при подготовке учебных пособий, разработке спецкурсов по истории культуры средневекового Китая, истории и философии китайского буддизма.

Научная новизна предпринятого исследования заключается в том, что данная работа представляет собой первое исследование в отечественной науке китайской школы чжэньянь, представлявшей в Китае направление буд

11 дизма Ваджраяны. Рассмотрены вопросы, касающиеся формирования Вад-жраяны в Индии и постепенного проникновения учения в Китай на протяжении IV-VII вв. н. э., особенности процесса его адаптации на китайской почве. Подробно изучена история формирования чжэньянь как самостоятельной школы китайского буддизма. Отдельный параграф раскрывает религиозно-философское содержание'чжэньянь. Впервые вводится в научный оборот произведение китайского монаха И Сина «Да Пилучжэна чэн фо цзин шу» (Комментарий к сутре становления великим Буддой Вайрочаной) - фундаментальный труд по теории и практике буддизма Ваджраяны на Дальнем Востоке, представляющий собой обширный комментарий к каноническому произведению школы - «Да жи цзин».

Рассмотрен процесс распространения Ваджраяны из Китая, ставшего в VII в. н. э. центром эзотерического буддизма в Восточной Азии, в Корею и Японию. Проанализированы причины упадка чжэньянь после гонений на буддизм танского императора У-цзуна (940-946).

12

1 Розенберг 0.0. Проблемы буддийской философии. - Петроград, 1918. - С. 7.

2 Там же. - С. 275.

3 Фесюн А.Г. Психологические аспекты учения Кукая // Психологические аспекты буддизма. - Новосибирск: Наука, 1991. -С. 81-90.

4 Игнатович A.H. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. - М.: Наука, 1987. - С. 139.

5 Буддизм в Японии. Отв. ред. Т. П. Григорьева. — М, 1993.

6 Игнатович A.H., Фесюн А.Г. Буддизм в период Хэйан // Буддизм в Японии. - М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - С. 79 - 190.

7 Канэяма Киёси. Синго миккё-но кёгаку (Эзотерическое учение школы сингон). - Токио, 1982. Кусида Рёко. Сингон миккё сэйрицу катэй-но кэнкю (Исследование путей формирования эзотерического учения школы сингон). - Токио, 1978. Мацунага Юкэй. Миккё: косумосу то мандара (Эзотерический буддизм: космос и мандала). - Токио, 1985. Миккё цуси (Общая история миккё). - Токио, 1939.

8 Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература. - СПб., 1869. Ч. I. - С. 183-184.

9 Янгутов J1.E. Единство, тождество, гармония в философии китайского буддизма. - Новосибирск, 1995. - С. 7, 176-177.

10 Takakusu J. The Essentials of Buddhist Philosophy. Honolulu, 1947. - P. 142.

11 Ch'en K. Buddhism in China: A Historical Survey. Princeton, 1964. Wright A.F. FO-T'U-TENG. A Biography // Harvard Journal of Asiatic Studies. Vol. 11, № 3,4. Harvard-Yenching Institute.

Zurher E. The Buddhist Conquest of China. Vol. 1. Leiden, 1955.

12 Guenter H. V. Buddhist Philosophy in Theory and Practice. Berkeley, 1972.

13 Говинда, Лама Анагарика. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма (согласно эзотерическому учению великой мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ). - СПб., 1993.

14 Тайсё синсю Дайдзокё (Китайская Трипитака, заново изданная в годы Тайсё), далее - ТСД. Т.50. - Токио, 1960-1977.

15 Chou Yi-liang. Tantrism in China // Harvard Journal of Asiatic Studies. - Cambridge, 1945. - Vol. 8. - Jf° 3,4.

16 Чжоу Илян. Тандай мицзун (Школа Тантры эпохи Тан). - Шанхай, 1996.

17 Хуан Чаньхуа. «Фоцзяо гэ цзун да и» (Основное содержание учения буддийских школ). - Тайбэй, 1973.

18 Хуан Чаньхуа. Да жи цзин // Чжунго фоцзяо да гуань (Махавайрочана-сутра // Общий обзор китайского буддизма). - Харбин, 1995.

19 Чэн Чжилян, Хуан Минчжэ. Чл^'нго фоцзя (Школы китайского буддизма). - Бэйцзин, 1996.

20 Чэн Чжилян, Хуан Минчжэ. Чжунго фоцзя (Школы китайского буддизма). - Бэйцзин, 1996. - С. 414.

21 Мицзун гун еючи яофа (Методы практики Ваджраяньг) - Сиань, 1993. 22ТСД. Т. 23, № 1796.

23 ТСД. Т. 39. No. 1799.

24 ТСД. Т. 50.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Ветлужская, Лидия Леонидовна

Заключение

К середине I тысячелетия н. э. в Индии в рамках направления Махаяны сложилась система тантрического буддизма - Ваджраяна, имеющая в лице как йогачары, так и мадхъямики богатое философское обоснование своих методов, объединившая опыт индийской психофизической традиции с основными установками своей доктрины, включившая в свою систему компоненты дравидийской и арийской культуры. Основными, определяющими специфику течения Ваджраяны, являются следующие постулаты учения:

1. провозглашение возможности достижения состояния Будды в течение настоящей жизни;

2. перенесение акцента в религиозной практике достижения нирваны от длительного процесса накопления заслуг на работу с собственным сознанием, природа которого тождественна природе будды;

3. сильный акцент на йогических, медитативных практиках для достижения означенной цели;

4. обязательность роли Учителя, гуру - наставника практикующего Тантру;

5. принцип отождествления элементов одного порядка с элементами другого;

6. обширный пантеон, расширенный за счет включения в него женских божеств, символизирующих аспект праджни;

7. богатый ритуальный арсенал, требующий использования ряда ритуальных предметов, культовых изображений.

Элементы учения Ваджраяны проникали в Китай с III по VII вв. н. э. Установлено, что в течение данного периода наблюдается постепенное усложнение проповедуемых доктрин эзотерического знания. Повышение уровня восприятия эзотерического буддизма в Китае подтверждается следующим фактом: в III-VI веках буддизм в его эзотерической форме в Китае исповедовали и пропагандировали большей частью выходцы из Индии и Центральной Азии, однако в VII веке уже монахи китайского происхождения начали активно участвовать в этом процессе.

Основание школы чжэньянь принадлежит трем индийским монахам, прибывшим на территорию танской империи в VIII в. н. э. - Шань Увэю (637-735) (санскр. Шубхакарасимха), Цзинь Ганчжи (670-735) (санскр. Вад-жрабодхи), Букун Цзиньгану (705-774) (санскр. Амогхаваджра). Результатом деятельности в Китае трех индийских монахов-миссионеров Шань Увэя и Цзиньган Чжи и Букуна был, прежде всего, перевод важнейших канонических произведений эзотерического учения на китайский язык.

Мы считаем, что за короткий период времени с 716 года, времени прибытия Шань Увэя в Чанъань, и до 774 года, года ухода Букуна, школа Вад-жраяны в Китае полностью сформировалась. Данное утверждение доказывает ряд формальных характеристик, которыми обладали в основном все школы китайского буддизма.

Отмечено, что чжэньянь стремилась полностью соответствовать учению индийской Ваджраяны, не внося в религиозную концепцию ничего нового, поэтому все основные положения индийской Ваджраяны справедливы и для чжэньянь.

Существенным вкладом в развитие Ваджраяны на Дальнем Востоке, стали классификация буддийских школ и разработка проблемы ума китайским монахом И Сином. Обширный комментарий И Сина к «Махавайрочана-сутре» - «Да Пилучжэна чэнфо цзин шу» («Комментарий к сутре становления великим Буддой Вайрочаной») стал развернутой теоретической базой школы Тантры в Китае и глубоким обоснованием ее практических методов.

Стремительному росту популярности чжэньянь в Китае во второй половине VII в. н. э. способствовал разработанный ритуал, требующий использования разнообразных предметов, атрибутов. Культы божеств чжэньянь стали популярны в Китае, а затем в Корее и Японии во многом благодаря изобразительному искусству - живописи мандала (кит. маньтуло), которое занимало в ритуальном комплексе чжэньянь важное место.

Мандалы Гарбхадхату и Ваджрадхату представляют обширный пантеон божеств школы чжэньянь. В центре обеих мандал находятся пять Дхьяни-будд. Каждый из них возглавляет определенную «семью»: Да жи жу лай - семейство будды - фо; А Цу жу лай - семейство ваджра - цзиньган; Бао Шэн жулай - семейство ратна -бао; Амитофо жулай - семейство падма - ляньхуа; Букун Чэнцзю жулай - семейство карма - е.

Восьмеричное деление функций сознания отражают в мандале восемь великих бодхисаттв мицзун - «ба да пуса»: Цзиньгансадо, Гуаньинь, Вэныиу, Пусянь, Милэ, Дицзан, Чугайчжан и Сюйкунцзан. Все восемь великих бодхисаттв мицзун имеют индийское происхождение, но в китайской иконографической традиции их внешний облик изменился.

Школа чжэньянь ввела в Китае культ гневных божеств - Минван (Просветленный владыка), представляющих собой гневное воплощение будд и бодхисаттв, которые призваны защищать Дхарму. Восемь великих бодхисаттв чжэньянь (ба да пуса) имеют восемь своих гневных ипостасей (ба да минван): Цзиньгансато пуса - Сянсаньши минван, Гуаныпиинь пуса - Матоу минван, Вэнылу пуса - Давэйдэ минван, Сюйкунцзан пуса - Да сяо минван, Милэ пуса - Далунь минван, Дицзан пуса - Унэншэн минван, Пусянь пуса -Бучжи минван, Чугайчжан пуса - Будун имнван. Культы минван продолжали оставаться популярными уже после упадка чжэньянь. Будучи изначально гневной ипостасью «ба да пуса», они с течением времени утратили связь с восемью великими бодхисаттвами и стали почитаться, в основном, в качестве защитников Учения.

Учение школы чжэньянь, представляющее Ваджраяну на Дальнем Востоке, в VII в. начало распространяться из Китая в Корею и Японию. На основе имеющегося материала по вопросу распространения чжэньянь в Корею сделаны следующие выводы:

1. сведений об основании в Корее школы Ваджраяны, аналогичной чжэньянь в Китае нет;

2. некоторые корейские монахи, такие как Букэ Сыи и Хуэй Чао, под руководством патриархов чжэньянь в Китае на высоком уровне овладели теоретической базой Ваджраяны, но не сумели, либо не ставили перед собой задачу основать школу Ваджраяны в Корее, аналогичную чжэньянь;

3. отдельные элементы Ваджраяны в виде культов божеств пантеона чжэньянь, таких, как Манджушри (кор. Мунсу), Майтрейи (кор. Ми-рык), Вайрочаны (кор. Пирочхана), Кшитигарбхи (кор. Чиджан), Самантабхадры (кор. Пёхоп), проникли на территорию Кореи и получили известное распространение.

В конце VIII века буддизм направления Ваджраяны продолжил свое продвижение на Восток, в Японию. В начале IX века была основана школа японского буддизма сингон (яп. истинные слова) - последовательница чжэньянь.

Успех учения школы сингон в Японии был обусловлен рядом причин. В течение периода Нара (710-794) в Японии была подготовлена благоприятная почва для восприятия буддизма Ваджраяны. В обязательном порядке распространялись, декламировались и комментировались сутры «Цзинь гуанмин цзин» (Сутра золотого света) и «Жэнь ван цзин» (Сутра о человеколюбивом царе), содержащие элементы эзотерического учения буддизма. В конце периода Нара, в 757 году, была, закончена грандиозная по своим размерам бронзовая скульптура восседающего на лотосовом троне Махавайрочаны в центральном храмовом комплексе столицы, и японцы обрели в качестве главного объекта почитания будду Махавайрочану - центральное божество пантеона чжэньянь

Велика личная роль восьмого патриарха чжэньянь и первого патриарха сингон Кукая. Его эрудиция, высокий уровень образованности, тонкое понимание человеческой психологии, заслуженный авторитет при дворе и многие другие достоинства стали немаловажной причиной для становления сингон, а затем - и выдвижения сингон в качестве основной школы японского буддизма в период Хэйан.

В результате проведенного исследования установлено соотношение основ вновь пришедшего учения чжэньянь, с архетипическими категориями китайской культуры, определены точки соприкосновения чжэньянь с традиционной китайской культурой:

1. Направленность чжэньянь на достижение состояния Будды в настоящей жизни близко соотносилась с китайским мировоззрением (ориентированность на достижение совершенства в настоящей жизни была закреплена в учении Конфуция, даосская концепция бессмертия также предполагала бесконечное продление именно настоящей жизни и превращение в бессмертного -сяня).

2. В области религиозного ритуала чжэньянь получила «поддержку» в китайской традиционной культуре (конфуцианский ритуал пронизывал всю жизнь китайцев, китайское общество было подготовлено к восприятию ритуала чжэньянь, одновременно культурная ниша ритуала, связанная с вопросами о посмертном будущем пустовала, чжэньянь с успехом заняла до сих пор не полностью занятую нишу культурного пространства - нишу религиозного ритуала, напрямую связанного с теорией спасения).

3. Символическая оппозиция женского и мужского начал упаи и праджни в философской системе чжэньянь нашли отражение в категориях женского и мужского начал инь и ян, восходящих к древним космологическим представлениям китайцев.

4. Наличие в Китае богатых традиций психофизической культуры -конфуцианской, даосской и буддийской - способствовало воспри

154 ятию элементов психической деятельности в религиозной практике чжэньянь.

5. Тезис чжэньянь о спасении в настоящей жизни прямо соотносился с тезисом Дао Шэна о внезапном просветлении, воспринятым в Китае.

Рассмотрены роль и место чжэньянь в контексте политической культуры Китая. Установлены причины угасания традиции чжэньянь в Китае. Во-первых, становление школы в Китае совпало с началом упадка, а позже - с кризисом династии Тан в истории Китая. Во-вторых, в период формирования чжэньянь в Китае уже существовала буддийская школа, объединившая в своем учении, как психофизическую практику, так и тезис Дао Шэна о мгновенном достижении нирваны - школа чань. Чжэньянь, полностью отвечая критериям китайской культуры, хронологически «опоздала», была воспринята, но не остро востребована в китайской культурной среде.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Ветлужская, Лидия Леонидовна, 2000 год

1. Абаев H.B. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. - Новосибирск: Наука, 1983. - 125 с.

2. Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов A.C. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая. М.: ИД «Муравей», 1998. - 288 с.

3. Алексеев В.М. Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. М.: Наука, 1966. - 260 с.

4. Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб.: Наука, 1991.- 176 с.

5. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. М.: Мысль, 1973.-558 с.

6. Арутюнов С.А., Светлов Г.Е. Старые и новые боги Японии. М.: Наука, 1994.-200 с.

7. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.

8. Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев. М.: ИД «Муравей-Гайд», 1999.-304 с.

9. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М.: Наука, 1980. -333 с.

10. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М.: Наука, 1985 -758 с.

11. Буддизм в Японии. Отв. ред. Т.П. Григорьева. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - 704 с.

12. Буддийская философия в средневековой Японии. М.: Янус-К, 1998. -392 с.

13. Буддийский взгляд на мир / Ред.-сост. Е.П. Островская, В.И. Рудой. -СПб.: Андреев и сыновья, 1994,- 461 с.

14. Васильев JI.С. История религий Востока,- М.: Высшая школа, 1988.-416 с.

15. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970.

16. Владимирцов Б.Я. Буддизм в Тибете и Монголии. СПб., 1918. - 32 с.

17. Волков C.B. Ранняя история буддизма в Корее (сангха и государство). -М.: Наука, 1985. 152 с.

18. Говинда, Лама Анагарика. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма (согласно эзотерическому учению великой мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ). Спб.: Андреев и сыновья, 1993. - 470 с.

19. Григорьева Т.П. Махаяна и китайские учения (попытка сопоставления) // Изучение китайской литературы в СССР. М.: Наука, 1973. - С. 86-111

20. Горегляд В.Н. Буддизм и японская культура VIII-XII вв. // Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М.: Наука, 1982. - С. 122-205

21. Далай-лама. Мир тибетского буддизма. СПб.: Нартанг, 1996. -226 с.

22. Дандарон Б.Д. Общая схема совершенствования по пути мантраяны // Га-руда. 1994. -№1.

23. Дандарон Б.Д. Постоянные элементы в буддийской философии // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока: Сб. ст. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1996. - С. 3-11

24. Дандарон Б.Д. 51 психический элемент виджнянавадинов//Гаруда. 1994. - №2. - С. 3-8

25. Джарылгасинова Р.Ш. Древние когурёсцы. -М.: Наука, 1972.

26. Древнекитайская философия. -М., 1972. Т.1.

27. Дылыкова B.C. Тибетская литература. М.: Наука, 1986. - 239 с.

28. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). М., 1990.

29. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб., Андреев и сыновья, 1994.-240 с.

30. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.:

31. Искусство, 1975. -439 с. 31.Завадская Е.В. Японское искусство книги (VII-XIX века). М.: Книга,1986.-221 с.

32. Игнатович А.Н. К истории распространения буддизма в Японии в VII -начале VIII вв.//Общество и государство в Китае. М., 1982. - С.

33. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М.: Наука,1987. 319 с.

34. Игнатович А.Н., Фесюн А.Г. Буддизм в период Хэйан // Буддизм в Японии. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - С. 79- 190

35. Игнатович А.Н. Буддийская философия периода Хэйан // Буддийская философия в средневековой Японии. М.: Янус-К, 1998. - С. 96-195

36. История Китая. -М.: Изд-во МГУ, 1998. 736 с.

37. История Китая с древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1974. -534 с.

38. Кабанов A.M. Формирование системы «Годзан» (Пяти монастырей) и бюрократизация дзэн-буддизма // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., 1987.

39. Китайская философия: Энциклопедический словарь / Гл. ред. M.JI. Тита-ренко. М.: Мысль, 1994. - 573 с.

40. Кобзев А.И. Конфуцианство // Китайская философия: Энциклопедический словарь/Гл. ред. M.JI. Титаренко. М., 1994. -С.149-15141 .Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М.: Наука, 1982. - 264 с.

41. Конфуций. Я верю в древность / Сост., перевод и коммент. И.И. Семенен-ко. М.: ТЕРРА; Республика, 1998. - 384 с.

42. Кравцова М.Е. Буддизм в мировоззрении аристократии раннесредневеко-вого Китая // Буддийский взгляд на мир. СПб: Андреев и сыновья, 1994.

43. Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб.: Издательство «Лань», 1999.-416 с.

44. Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая: Опыт культурологического анализа. Антология художественных переводов. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. - 544с.

45. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.). М.: Наука, 1984. - 335 с.

46. Кычанов Е.И. Государственный контроль за деятельностью буддийских общин в Китае в период Тан Сун (VII-VII вв.) // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. - М., 1987. - С. 71-90

47. Лепехов С.Ю Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - 238 с.

48. Ли Си. Чжи Цянь // Китайская философия. Энциклопедический словарь. -М„ 1994.-С. 456.

49. Лукьянов А.Е. Истоки Дао. М.: ИНСАН, РМФК, 1992. - 160 с.

50. Лукьянов А.Е. Дао «Книги Перемен». М.: ИНСАН, РМФК, 1993. - 240 с.

51. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М.: ИНСАН, РМФК, 1992. - 208 с.

52. Львы Будды. Жизнеописания восьмидесяти четырех сиддхов / Пер. с англ. К. Щербицкого. СПб.: Издательство «Алмазный путь», 1996. - 280 с.

53. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2000. - 632 с.

54. Малявин В.В. О месте буддизма в китайской культуре // Общество и государство в Китае. М., 1980. - Ч. 1. - С. 132

55. Мартынов A.C., Поршнева Е.Б. Учения и религии в Восточной Азии в период средневековья // Народы Азии и Африки. 1986. № 1.

56. Мещеряков А.Н. Древняя Япония. Буддизм и синтоизм: проблемы синкретизма. -М.: Наука, 1987. 192 с.5 8. Миф о логический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Советскаяэнциклопедия, 1990. 672 с.

57. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М.: Наука, 1993. -440 с.

58. Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве («Ху-айнаньцзы II в. до н. э.»). - М.: Издательство Моск. Ун-та, 1979. - 240 с.

59. Радхакришнан С. История индийской философии. Т. 1. М.: Издательство иностранной литературы, 1956. - 624 с.

60. Рационалистическая традиция и современность. Китай. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - 207 с.

61. Рифтин Б.Л. Ди цзан // Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.-С. 190-191.

62. Розенберг О.О. Проблемы буддийской философии. Петроград, 1918,368 с.

63. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты.- М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. 503 с.

64. Сыркин А.Я. Некоторые проблемы изучения упанишад. М.: Наука, 1971.- 290 с.

65. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб.: Издательство «Лань», 1998. - 448 с.

66. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психология и трансперсональные состояния. СПб., 1998. - 384 с.

67. Фесюн А.Г. Эволюция школы Сингон и творчество Кукая / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. -М., 1988.

68. Фесюн А.Г. Психологические аспекты учения Кукая // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука, 1991. - С. 81-90.

69. Фицджеральд С.П. Китай. Краткая история культуры / Пер. с англ. Р.В. Котенко; Науч. Ред. Е.А. Торчинов. СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. - 456 с.

70. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии / Пер. с англ. Котен-ко Р.В., ред. Торчинов Е.А. СПб.: Евразия, 1998. - 376 с.

71. Хуэй-цзяо. Жизнеописание достойных монахов / Пер. с кит., исслед., коммент. и указ. М.Е.Ермакова. Т.1. (Раздел 1: Переводчики). М.: Наука, 1991.-251 с.

72. Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вон. История корейской философии. Т. 1. - М.: Прогресс, 1966. - 414 с.

73. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен». М.: Русское книгоиздательское товарищество, 1993. -382 с.

74. Янгутов JI.E. Единство, тождество, гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск: Наука, 1995. - 224 с.

75. Янгутов JI.E. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного ун-та, 1998. - 160 с.

76. Янгутов JI.E. Философское учение школы хуаянь. Новосибирск: Наука, 1982.- 143 с.1. На европейских языках:

77. A Sanskrit-Chinese Dictionary. Hongkong, 1870.

78. Bhattacharyya В. An Introduction to Buddhist Esoterism. Bombay, 1932.

79. Boord M.J. The Cult of the Diety Vajraklla. The Institute of Buddhist Studies Tring, U. K., 1993.

80. Chandra L., Raghu V. Tibetan Mandalas. New Delhi, 1995.

81. С1Геп K. Buddhism in China: A Historical Survey. Princeton, 1964.

82. C1Ten K. The Chinese Transformation of Buddhism. Princeton, New Jersey, 1979.

83. Chou Yi-liang. Tantrism in China // Harvard Journal of Asiatic Studies. Cambridge, 1945. - Vol. 8. № 3,4. P. 241-332.

84. Daisaku I. The Flower of Chinese Buddhism. Tokyo, 1976.

85. Edkins R.J. Chinese Buddhism. Princeton, 1885.

86. Guenter H.V. Buddhist Philosophy in Theory and Practice. Berkeley, 1972.

87. J.W. de Jong. A Brief History of Buddhist Studies in Europe and America. Tokyo, 1998.

88. Nanjio B.A. A Catalogue of the Chinese Translation of the Buddhist Tripitaka. Oxford, 1883.91 .Reat N.R. Buddhism: a history. Berkeley, 1994.

89. Soothill W.E., Hodous L. A Dictionary of Chinese Buddhist terms. Taipei, 1972.

90. Visser M.Y. Ancient Buddhism in Japan. T. 2. - Leiden, 1935.

91. Visser M.V. The Bodhisattva Akasagarbha (Kokuzo) in China and Japan. Amsterdam, 1931.

92. Takakusu J. The Essentials of Buddhist Philosophy. Honolulu, 1947.

93. Tensin Gyatso. The Fourteenth Dalai Lama. The World of Tibetan Buddhism. Boston, 1995.

94. Tomas E.J. The History of Buddhist Thought. London, 1933.

95. Waddel L.A. The «Dharani» cult in Buddhism, its origin, deified literature and images // Ostasiatische Zeitschrift. Jg. 1. (1912-1913).

96. Wayman A. Yoga of the Guhyasamajatantra. Delhi, 1977.

97. Wright A.F. Buddhism in Chinese History. London, 1959.

98. Wright A.F. FO-TU-TENG. A Biography // Harvard Journal of Asiatic Studies. Vol. 11, № 3,4. Harvard-Yenchmg Institute.

99. Yu K. Amoghavajra // Encyclopaedia of Buddhism. Ceylon, 1964. P. 484.

100. Ziirher E. The Buddhist Conquest of China. Vol. 1. Leiden, 1959.1. На китайском языке:

101. Гао Гуаньжу. Чжун ин фоцзяо гуанси // Чжунго фоцзяо (Взаимоотношения китайского и индийского буддизма // Китайский буддизм). Шанхай, 1996.-С. 161-177.

102. Гао Гуаньжу. Чжун жи фоцзяо гуанси // Чжунго фоцзяо (Взаимоотношения китайского и японского буддизма // Китайский буддизм). Шанхай, 1996. - С. 185-199.

103. Гао Гуаньжу. Чжун чао фоцзяо гуанси // Чжунго фоцзяо (Взаимоотношения китайского и корейского буддизма // Китайский буддизм). Шанхай, 1996.-С. 200-209.

104. Мицзун гун сючи яофа (Методы практики Ваджраяны) Сиань, 1993.

105. Лю Чэн. Тан дай фоцзяо // Чжунго фоцзяо (Буддизм эпохи Тан // Китайский буддизм). Шанхай, 1996. - С. 62-73.

106. Тан Юнтун. Хань Вэй Цзинь Наньбэй Чао фоцзяо ши (История буддизма в период Хань, Вэй, Цзинь, Северных и Южных царств). Пекин, 1963.

107. Хуан Чаньхуа. Суй дай фоцзяо // Чжунго фоцзяо (Буддизм эпохи Суй // Китайский буддизм). Шанхай, 1996. - С. 55-61.

108. Хуан Чаньхуа. Да жи цзин // Чжунго фоцзяо да гуань. (Махавайрочана-сутра// Общее обозрение китайского буддизма). Харбин, 1995.т. Хуан Чаньхуа. «Фоцзяо гэ цзун да и». (Основное содержание учения буддийских школ). Тайбэй, 1973.

109. Чжоу Илян. Тандай мицзун. (Школа Тантры эпохи Тан). Шанхай, 1996.

110. Чэн Чжилян, Хуан Минчжэ. Чжунго фоцзя. (Школы китайского буддизма). Бэйцзин, 1996.

111. Чжунго фоцзяо да гуань. (Общее обозрение китайского буддизма). -Харбин, 1995.1. Источники:

112. Да жи цзин (Махавайрочана сутра) // Мицзун гун сючи яофа. (Методы практики Ваджраяны) - Сиань, 1993. С. 1-171.163

113. Су си ди цзин (Сусиддхикара сутра) // Мицзун гун сючи яофа. (Методы практики Ваджраяны) - Сиань, 1993. С. 171- 259.

114. Цзиньган дин цзин (Ваджрашекхара тантра) // Мицзун гун сючи яофа. (Методы практики Ваджраяны) - Сиань, 1993. С. 299-344.

115. И Син. Да Пилучжэна чэн фо цзин шу (Комментарий к сутре становления великим Буддой Вайрочаной). ТСД Т. 23. 579 а 7 - 789 в 23.

116. Тан ло цзин Шэншань сы Шань Увэй чжуань (Биография Шань Увэя из монастыря Шаншэнь в столице Лояне в период династии Тан) // ТСД Т. 50. 714 б 1 -716 а 17.

117. Тан Лоян Гуанфу сы Цзинь Ганчжи чжуань (Биография Ваджрабодхи из монастыря Гуанфу в Лояне в период династии Тан) // ТСД Т. 50. 711 б 6-712 а22.

118. Тан цзин чжао Дасиншань сы Букун чжуань (Биография Амогхавад-жры из монастыря Дасиншань в период династии Тан) // ТСД Т. 50. 712 а 24 714 а 20.

119. Тан чжун юэ rao ян сы И Син чжуань (Биография И Сина из монастыря Юэ яо ган в период династии Тан) // ТСД Т. 50. 732 в 8 733 в 24.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.