Школы танка Тибета: история и современные проблемы бытования, коллекционирования и хранения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Ван Шуан

  • Ван Шуан
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 314
Ван Шуан. Школы танка Тибета: история и современные проблемы бытования, коллекционирования и хранения: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2018. 314 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ван Шуан

Общая характеристика работы..............................................................................4

Глава 1. Историография религиозного искусства танка Тибета..............17

1.1. Формирование в Китае научной школы и учебной дисциплины для изучения танка....................................................................18

1.2. Исследование искусства танка в России, Европе и Америке............28

Глава 2. Художественные школы живописи танка в истории

искусства Тибета.................................................................................................40

2.1. Истоки и начало развития искусства танка.........................................41

2.2. Искусство танка периода влияния иноземных стилей.......................52

2.3. Художественные школы танка в условиях борьбы между религиозными сектами.........................................................................64

Глава 3. Формы преемственности и развитие искусства танка

в конце XX — начале XXI века........................................................82

3.1. Искусство танка под воздействием «культурного шока»..................84

3.2. Особенности новых танка.....................................................................95

3.3. Современные формы обучения искусству танка — от мастерской к учебной аудитории..........................................................115

Глава 4. Коллекционирование и хранение танка в Китае и России.........124

4.1. Технологии реставрации и хранения танка в России, Китае, Европе и Америке...............................................................................125

4.2. Особенности коллекционирования и хранения танка в Китае...........140

4.3. Коллекции живописи тибетских танка в собраниях музеев России...................................................................................................154

Заключение..........................................................................................................168

Библиография......................................................................................................174

Приложения........................................................................................................201

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Школы танка Тибета: история и современные проблемы бытования, коллекционирования и хранения»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертация посвящена изучению основных, ключевых моментов развития традиционного религиозного искусства танка в Тибете в исторической ретроспективе, определению его стилистических и композиционных особенностей, исследованию вопросов бытования, коллекционирования и хранения танка в России и Китае в начале XXI в.

Актуальность темы и направленность исследования

Вступая в главный зал для богослужения какого-либо монастыря в районе проживания тибетцев, повсюду на стенах мы видим множество прекрасных танка. Танка — это традиционное тибетское искусство, которое представляет собой изображение, чаще всего религиозного характера, выполненное клеевыми красками или отпечатанное на шелке или хлопчатобумажной ткани, предварительно загрунтованной смесью из мела и животного клея. Танка обладает двумя функциями: религиозной и эстетической. Типологической основой эстетического идеала религиозного искусства танка является образец изображения. Танка в ходе долгого процесса «изображения — модификации (согласования) — совершенствования» испытала влияние стилей Западной Индии, Кашмира и Непала, впитала китайские живописные традиции, преобразовалась из инородного в собственный местный стиль.

К настоящему времени в Список нематериального культурного наследия Китайской Народной Республики государственной категории внесены 37 объектов культурного наследия Тибетского автономного района, среди них живопись танка, которая нуждается в особом, бережном отношении. Также тибетское искусство танка — значительная часть мирового живописного наследия. Памятники этого вида искусства хранятся ныне в музеях не только Китая, но и России, Европы, Америки. Это порождает ряд обстоятельств социокультурного и общенаучного плана, которые обусловливают актуаль-

ность представленного исследования. Во-первых, расширение экономических и культурных связей между Россией и Китаем стимулировало интерес искусствоведов обеих стран, в частности, и к искусству тибетцев. Оно стало восприниматься как ключ к пониманию подлинного смысла тибетского буддизма и духовного мира тибетцев, что дало толчок бурному подъему в сфере исследований тибетских культуры и искусства, в том числе искусство танка стало привлекать все больше внимания. Во-вторых, остро ощущается недостаток систематических обобщающих исследований с акцентом на художественные аспекты тибетского искусства, прежде всего искусства живописи танка. На раннем этапе изучения искусства танка исследователи в основном избирали социологический или антропологический подход, сравнительно редко предпринимались попытки взглянуть на произведения с чисто искусствоведческих позиций, анализ особенностей стиля и композиции произведений искусства танка практически отсутствовал.

Ранее многие музеи и частные коллекционеры стремилисьприобрести в свои собрания оригинальную танка, даже если она нуждалась в реставрации. В настоящее время музеи Китая, России, Европы и Америки активно занимаются реставрационными работами по воссозданию танка. Данное исследование призвано помочь в решении практических задач, связанных с коллекционированием, атрибуцией, выбором научно обоснованных методов поддержания сохранности произведений искусства танка в музеях России и Китая.

Состояние и степень разработанности проблемы отражены в ряде научных работ, посвященных искусству танка, его развитию и распространению. Существует множество работ, которые исследуют тибетскую религиозную живопись танка. Так, в России знакомство с буддийским искусством началось еще в XVIII в. благодаря научным экспедициям, которые проходили по инициативе Академии Российской. Такие экспедиции в первую очередь были направлены на изучение районов Сибири. В дальнейшем, уже в XIX —

начале XX в., были опубликованы работы российских ученых, востоковедов и путешественников, таких как Н. Я. Бичурин, А. М. Позднеев, Г. Ц. Цыби-ков и др. Впоследствии, уже в дореволюционный период, происходил активный сбор материала, его анализ и описание, что позволило далее говорить о развитии в этот период буддологической науки в России. Об этом писали С. Ф. Ольденбург, А. Грюнведель, Ю. Н. Рерих; кроме того, некоторые исследователи, например, Ф. И. Щербатский, О. О. Розенберг, Б. Я. Владимир-цов, изучали также проблемы буддийской философии.

Дальнейшее изучение данной темы связано с 60-70-ми гг. XX в., именно в это время появляются фундаментальные исследования, посвященные буддийскому искусству. Здесь в первую очередь надо вспомнить имена таких ученых, как Н. В. Дьяконова, Л. Н. Гумилев, Е. Д. Огнева, К. М. Герасимова, Э. В. Ганевская. Так, Н. В. Дьяконова и Л. Н. Гумилев рассматривают тибетскую танку не столько с позиций ее культового назначения, а скорее как свидетельство эпохи, дополнительный источник по истории и этнографии Тибета. Большое значение для изучения буддийского искусства в целом и тибетской живописи в частности имеют работы К. М. Герасимовой, посвященные иконометрии.

В последнее время появляется все больше узконаправленных работ, связанных с одним из аспектов живописи танка. Это работы таких авторов, как А. А. Терентьев, Е. Д. Огнева, Ц.-Б. Бадмажапов, Н. А. Гожева, которые занимались иконографией, а также Ю. И. Елихина, Т. В. Сергеева, А. Л. Баркова и др., изучавших отдельные виды и сюжеты тибетского искусства.

В Эрмитаже сегодня работают профессионалы высокого уровня, занимающиеся реставрацией танка, это художник-реставратор высшей категории, заведующая лабораторией научной реставрации восточной живописи Елена Шишкова, а также художник-реставратор этой лаборатории Евгений Злобин. Именно эти специалисты проводили в 2016 г. в Бурятии мастер-класс по сохранению буддийской живописи. Кроме того, проблемой сохранности танка

в России занимаются настоятель Санкт-Петербургского дацана «Гунзэчойнэй» Бадмаев Буда Бальжиевич и директор Государственного музея Востока А. В. Седов.

Среди зарубежных исследований, посвященных танка, можно назвать большое количество работ, в которых это искусство изучается в самых разных направлениях. Так, во многих публикациях рассматривается буддийская иконография, ее генезис и семантика. Этим занимались такие исследователи, как Э. Гетти, А. Фуше, А. К. Кумарасвами, Б. Бхаттачарья, А. Говинда, Л. Чандра, Р. Бир и др. Истории и иконографии тибетской живописи посвящены монографии, каталоги выставок и альбомы европейских и американских авторов: Дж. Туччи, К. А. Гордон, Ж. Бэге, П. Пал, М. Ри, Р. Турман, Л. Дагьяб, Д. и Дж. Джексон. В ряде изданий уделено внимание живописным танка житийного жанра (Дж. Хаскин, Дж. Туччи, З. Хуммель, Ж. Бэге).

Однако большинство работ, посвященных изучению искусства танка, принадлежит китайским исследователям. Среди них публикации как о танка в целом, так и об отдельных аспектах этого искусства. Так, многие исследователи описали путь становления и зарождения танка, это были Юй Сяодун «История тибетской буддийской живописи», Се Цзишэн «Происхождение танка» и др. Ван Сюэдянь опубликовал полное собрание иллюстраций танка.

Многие исследователи изучали танка более узко, выбрав для себя один из аспектов. Так, Кан Гсанъиси, Ян Цзямин, Муя Динцзэн, Ян И рассматривали отдельные школы и стили танка. Лю Канъян и Пань Янь занимались изучением материалов и цветовых решений танка.

Большой пласт работ составляют исследования, посвященные проблемам сохранения и дальнейшего развития танка как в Китае, так и за его пределами. Этим занимались Сонан-Дондзе, изложивший свои тезисы в докладе «Спасение и охрана искусства танка в Китае», а также Ян Кунь, Бай Юньфэй, Ду Хуа и др.

Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день имеется много работ, посвященных изучению буддийского изобразительного искусства, тибетского в частности. Однако и в западном, и в российском искусствознании отсутствуют отдельные структурированные исследования, анализирующие произведения тибетской танкописи на основе буддийских жизнеописаний. В диссертации изобразительный материал будет рассмотрен с учетом исходных агиографических текстов, основное внимание будет уделено особенностям иконографии и художественного языка, а также типологии житийных танка.

Материалами исследования послужили: произведения искусства танка, которые стали предметом описания при искусствоведческом анализе; материалы, непосредственно полученные автором диссертации при полевых исследованиях в Тибете, при изучении буддийского искусства танка на многочисленных историко-культурных объектах, при изучении трудов российских, китайских и европейских ученых по истории традиционной буддийской живописи танка, при изучении коллекций танка в музеях России и Китая. Вопросы коллекционирования и хранения танка изучались на материале коллекций музеев Российской Федерации и Китайской Народной Республики.

Объектом исследования является искусство танка в Тибете.

Предмет исследования — стилистические особенности и композиционные принципы традиционного искусства танка в Тибете в исторической ретроспективе, атрибуция, коллекционирование и хранение танка в России и Китае в начале XXI в.

Цель исследования — изучить живопись танка в Тибете как особый вид буддийского искусства Китая, восстановить пробелы в ее изучении, вызванные рассредоточением художественного материала по музеям разных стран.

Задачи исследования:

— обобщить и систематизировать данные по истории изучения тибетского искусства танка;

- проследить этапы развития искусства танка в Тибете;

- выявить специфические особенности искусства танка в Тибете;

- проанализировать основные характерные черты художественных школ и направлений в тибетском искусстве танка начала XXI в.;

- изучить коллекции танка в музеях Российской Федерации и Китайской Народной Республики в контексте решения проблем коллекционирования и хранения;

- рассмотреть имеющиеся в Тибете начала XXI в. общие и профессиональные школы передачи традиций искусства танка молодому поколению художников;

- провести сопоставление подходов к проблемам атрибуции, коллекционирования и хранения живописных произведений танка в музеях России и Китая.

Методология исследования обусловлена выбором темы. Методологической основой исследования являются комплексный и системный подходы к изучению научной проблемы в единстве исторических, теоретических и эмпирических методов исследования.

При работе над диссертацией применялся комплекс методов искусствоведческого, культурологического, философско-эстетического исследования, включающий в себя методы сравнительно-исторического и композиционно-художественного анализа.

Теоретической основой работы послужили системы классификации художественных школ и стилей, выдвинутые Абу Варбургом и развитые Э. Па-нофски и Э. Гомбрихом. Основными темами их работ стали символы в иконографии, влияние стилей друг на друга, а также иконологическое направление в целом. Методы иконографии позволили найти истоки многообразных культурных влияний на тибетские буддийские художественные стили: Китай, Индия, Древняя Греция, Средняя Азия и Бамиан, Персия и индийская династия Пала. Иконографические формы, в свою очередь, позволили четко разграничивать системы стилей разных периодов и школ.

9

Методы исследования выбраны с целью получения объективных результатов анализа предмета исследования и решения поставленных задач. Основными методами являлись:

- иcторический: через исследование исторических источников и литературы, в которых раскрывается история создания танка, а также формирование стиля на протяжении времени;

- иконографический: через выявление канонов создания танка в различных школах, использование элементов иконографии в произведениях искусства;

- иконологический: через первичное и вторичное описание произведения искусства, которое позволяет выявить не только его базовый смысл, но и скрытый, символический подтекст;

- художественно-сравнительный: через сравнение различных произведений для выявления их особенностей, схожих и различных параметров, также используется при сравнительном анализе произведений танка разных периодов.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

- представлено расширенное описание эволюции искусства танка на протяжении всего исторического периода его существования не только в Тибете, но и за его пределами, в частности в России;

- заполняется пробел, существующий в российском искусствоведении в отношении процессов, происходящих в современном искусстве танка в Тибете конца XX — начала XXI в.;

- в научный оборот российского искусствоведения введен значительный корпус произведений искусства танка конца XX — начала XXI в. из собрания музеев и храмов Китая, многочисленные китайские архивные и литературные источники по искусству танка;

- представлены материалы натурного обследования, результаты интервью диссертанта с художниками и педагогами Тибета и описание обследо-

ванных памятников искусства танка в музеях, храмах и мастерских профессиональных и народных художников;

- осуществлено изучение путей обучения искусству танка молодых художников Тибета через общеобразовательные школы, мастерские народных художников и систему среднего и высшего профессионального художественного образования;

- искусство танка конца XX — начала XXI в. рассматривается с точки зрения влияния на него такого понятия, как «культурный шок», который во многом сдвинул канонические принципы создания танка в Тибете;

- установлены и сопоставлены принципиальные подходы к коллекционированию и хранению танка в России и Китае.

На защиту выносятся следующие положения:

- Трансформация изобразительной модели: «схема ^ видоизменение (сплавление) ^ совершенствование». Тибетские художники, воспринимая и осваивая новые живописные стили, проникающие в Тибет, имели возможность непрерывно видоизменять схему. Такое видоизменение основано на своеобразии собственной национальной эстетики, через модификацию и сплавление которой достигался эффект объединения разных живописных традиций. Сами стили живописи танка, которые были созданы на протяжении всего периода существования этого искусства, можно условно разделить на пять стилей: «Пала», «Кашмирский», «Непальский», «Китайский» и стиль «Нормативные образцы». На примере этих стилей прослеживается последовательное развитие искусства танка, его эволюция и становление отдельных стилей и школ, представители которых внесли большой вклад в развитие этого направления искусства.

- В конце XX — начале XXI в. под воздействием «культурного шока» наряду с религиозной и эстетической функциями танка происходит появление новых — коллекционной и коммерческой функций. Основным принципом

создания танка разных школ и стилей становится преемственность традици-

11

онным танка, но в то же время в технике произошел переход от создания схематичных образов к художественному творчеству, в сюжетах и содержании — от религии к мирскому, в эстетике — от традиционной к современной. Введение в танка современных элементов приводит к тому, что новые танка в корне отличаются от традиционных. По своему стилю они полностью отходят от традиционного тибетского искусства. Но новый стиль тибетской живописи — продукт плюрализма в изобразительном искусстве, это новый стиль меняющегося тибетского традиционного изобразительного искусства.

- В настоящее время различают три художественные школы — классическую, реформаторскую и коммерческую. Полевые исследования автора, проведенные в 2012 г. в районе Жэгун провинции Цинхай, в 2013 и 2016 гг. в столице Тибетского автономного района городе Лхасе, а также суждения художников об искусстве создлания танка, собранные во время полевого интервьюирования, показали, что классическую школу танка представляют современные наследники старых художественных школ. Художники реформаторской школы заимствуют выразительные приемы западного искусства. Расцвет коммерческой школы сопровождается созданием большого количества танка за счет снижения времени на их изготовление. Последние две школы отказались от исторически сложившихся традиций.

- В современном Китае осуществляется обучение искусству танка молодых художников Тибета не только в монастырях и семьях, но и через общеобразовательные школы, систему среднего и высшего профессионального художественного образования. В методах преемственности искусства танка начала проявляться тенденция развития плюрализма. Очевидна эволюция от преемственности закрытого типа в монастырях и семьях, где искусство передается членам рода по наследству, к системе преподавания открытого типа. Изменение методов преемственности искусства танка является важным шагом вперед в современной трансформации искусства танка.

- В Китае танка хранятся в различных музеях и коллекциях. Наиболее крупная коллекция представлена в музее Гугун в Пекине, также коллекции хранятся в Юнхэгуне (Ламаистском храме), Музее провинции Сычуань, Музее Тибета и дворце Потала. Основу коллекции пекинского музея Гугун составляют танка, принадлежавшие династии Цин. Они предназначались для императорского двора и отличаются красотой и тщательностью исполнения. Монастырь Юнхэгун украшают танка, произведенные в местных мастерских либо преподнесенные в дар правителю. В коллекции музея провинции Сычуань представлены танка стиля карма-гадри и танка, посвященные царю Геса-ру. В коллекции Музея Тибета собраны произведения разных школ и разных временных рамок, от XI до XXI в. Именно эта коллекция позволяет судить о трансформации стилей танка. Потала и Норбулинка служили дворцами далай-ламы и важными центрами религиозного культа тибетского буддизма, хранящиеся здесь коллекции танка демонстрируют художественную эстетику религиозных лидеров разных периодов.

- В России основной архивный и музейный материал находится в Государственном Эрмитаже, Институте восточных рукописей РАН, Государственном музее истории религии, Музее-квартире путешественника П. К. Козлова, Дацане Гунзэчойнэй, Музее прикладного искусства Санкт-Петербургской академии им. А. Л. Штиглица. Концепции коллекционирования и хранения произведений тибетских танка в России и Китае имеют свои отличия и специфику, обусловленную национальными особенностями и историей распространения танка в этих странах. Сходство коллекций танка всех российских музеев состоит в том, что часть произведений была получена из Китая, часть — из таких районов распространения тибетского буддизма, как Бурятия. Произведения, созданные в Китае, в основном принадлежат к тем же стилям, что и танка, хранящиеся в китайских музеях; танка из районов Бурятии в значительной степени отражают местную национальную эсте-

тику, фоном для изображения часто служат местные пейзажи, при создании этих танка применялись приемы западной живописи.

- Исследовательская работа по реставрации и консервации танка в начале XXI в. направлена в основном на выяснение красочного состава и техник письма, при помощи современных измерительных приборов анализируются состав грунта и красок, структура тканевой основы. Анализ истории формирования научной школы изучения, методов и технологий хранения и реставрации танка, рассмотрение происхождения знаменитых коллекций танка в музеях России, Китая, Америки, Италии, Великобритании, Швеции, Канады позволили выделить и систематизировать традиционные и современные технологии хранения танка. Среди часто используемых для диагностики состояния танка приборов можно назвать инфракрасный спектрометр, рентге-нофлуоресцентный спектрометр, рентгенодифракционный спектрометр, поляризационный микроскоп, оборудование для цифровой съемки с высоким разрешением и др. Для реставрации танка используются микроскоп, ультразвуковой распылитель, вакуумное оборудование с увлажнительной камерой, вакуумный стол и др. Современные инновационные исследования являются ценным вкладом в сохранение нематериального культурного наследия Китайской Народной Республики государственной категории — живописи танка Тибета.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- осуществленный анализ обширного исторического и художественного материала позволяет увидеть относительно целостную панораму развития искусства танка с древнейших времен до современности и тем самым предоставляет модель для дальнейших исследований других частных проблем изучения традиционного искусства Китая;

- проведенное исследование продемонстрировало значимость системного и комплексного подходов для изучения любых феноменов и форм традиционного искусства Китая и возможность более глубокого постижения закономерностей развития видов искусства;

14

- представленная в диссертации история искусства танка в Тибете в ее динамике и разнообразии школ существенна для выработки концепции коллекционирования и сохранности произведений в современных условиях.

Практическая значимость работы.

- материалы диссертационного исследования значительно дополняют историческую линию развития живописи танка в Тибете в российском искусствоведении;

- введенные в научный оборот источники и художественные произведения расширят круг представлений исследователей, занимающихся искусством Тибета.

Границы исследования:

- временные: начиная с периода зарождения танка (УП-К вв.) до начала XXI в.;

- территориальный охват: основное внимание уделено Тибету, однако границы исследования охватывают также страны, на территории которых существовало искусство танка: Индию, Непал, Китай и Россию, а кроме того, Европу и Америку.

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в процессе разработки программ лекционных курсов и практических занятий по истории изобразительного и декоративного искусства в вузах России и Китая, при подготовке занятий по экспертизе, коллекционированию и поддержанию сохранности произведений танка. Материалы исследования могут найти прикладное применение в музейной и выставочной практике.

Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечивается следующими обстоятельствами:

- полнотой собранного материала, тщательностью его анализа и корректностью выбора методов исследования;

- широтой охвата теоретических источников, обоснованностью методологии и исходных теоретических позиций;

- корректностью использования искусствоведческого, историко-художественного материала, относящегося к проблематике диссертации;

- участием автора в ряде полевых исследований в Тибете с целью сбора и изучения материала на историко-художественных объектах.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные результаты исследования:

- изложены в докладах на международной межвузовской научно-практической конференции «Искусство и диалог культур» (РГПУ им. А. И. Герцена, март 2014 г., март 2015 г., март 2016 г.); на международной межвузовской научно-практической конференции «Символическая вселенная ребенка: между информацией и знанием» (РГПУ им. А. И. Герцена, апрель 2016 г., апрель 2017 г.);

- апробированы на Международном интеллектуальном конкурсе студентов и аспирантов (University Stars — 2016, 10 декабря 2016 г., Москва, Россия);

- отражены в 10 публикациях диссертанта в научных сборниках 20142017 гг., в том числе 5 статьях в научных сборниках, рекомендованных ВАК РФ (общий объем публикаций диссертанта по теме диссертации составляет 7,7 п. л.);

- обсуждены на заседаниях кафедры художественного образования и декоративного искусства факультета изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, четырех глав (одиннадцати параграфов), заключения, библиографии (245 наименований на русском, китайском и европейских языках) и приложений. Объем основного текста — 200 страниц.

ГЛАВА 1

ИСТОРИОГРАФИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ИСКУССТВА

ТАНКА ТИБЕТА

Среди всех предметов искусства Азии, хранящихся на третьем этаже Эрмитажа, пожалуй, менее всего нуждаются в подписи танка, их сразу можно узнать. В истории изобразительного искусства Китая лишь Тибету удалось создать еще одну историческую систему изобразительного искусства. С точки зрения истории мирового изобразительного искусства тибетская буддийская живопись является свидетельством связи между Европой и Азией, их многостороннего соприкосновения и культурного обмена. Она впитала лучшее из индийской буддийской культуры и китайской цивилизации, а кроме того, подверглась многообразному культурному влиянию таких регионов, как Древняя Греция, Персия, Непал, Кашмир. Развитие тибетской буддийской живописи является важной составной частью истории китайского изобразительного искусства. Начиная с туфаньского периода (УП-К вв.) Тибет начал бурный культурный обмен с Северокитайской равниной. Китайские живописные стили дважды в разное время оказывали воздействие на процесс развития тибетской живописи, в свою очередь, тибетская буддийская живопись оказала большое влияние на изобразительное искусство тантризма в Китае. За 400 лет, с XII по XVI в., тибетское буддийское искусство достигло зрелости, поднявшись на такую высоту, на которую с благоговением взирают потомки. Сегодня многие ученые понимают, что исследование искусства танка — необходимая часть изучения истории мирового изобразительного искусства.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ван Шуан, 2018 год

БИБЛИОГРАФИЯ

На русском языке

1. Алексеев-Апраксин А. М. Буддизм и современное искусство // Буддизм России. — СПб.: Нартанг, 1999. № 32. С. 72-76.

2. Алексеев-Апраксин А. М. Визуальная дхарма // Буддизм.ги. — СПб.: Искусство России, 2004. № 7. С. 68-72.

3. Алексеев-Апраксин А. М. О стилях тибетской живописи // Дневник петербургского искусства: Альманах. — СПб.: Petropoli, 2002. №2 2. С. 16-19.

4. Алексеев-Апраксин А. М. Художественное наследие северного буддизма: историографический очерк // Проблемы культуры и искусства. 4.2. — СПб.: СПбГУКИ, 2000. С. 194-199.

5. Алексеев-Апраксин А. М., Ерохин Б., Загерс М. Сокровище Тибета: буддийские методы в искусстве. — СПб., 2004.

6. Андреев А. И. Буддийская святыня Петрограда // The Buddhist Shrine of Petrograd. (Двуязычное издание). — Улан-Удэ: ЭкоАрт, 1992.

7. Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. — М.: Восточная литература, 2001. — 509 с.

8. Андросов В. П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь: монография / Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. — М.: Ориенталия, 2011. — 448 с.

9. Анчуков С. В. Консервация и реставрация танка в музеях Европы и США. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 5 ч. Ч. 5. — Тамбов: Грамота, 2017. № 12 (86). С. 18-21.

10. Арсеньев В. Р. Тенденции музейного дела в МАЭ // Курьер Петровской Кунсткамеры. — СПб., 1995. Вып. 1. С. 108-113.

11. Атлас тибетской медицины. — М., 1994.

12. Атлас тибетской медицины: свод иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату XVII в. [«Вайдурья-онбо» или «Голубой берилл»]: альбом / колл. авт. — М.: АСТ-ЛТД, 1998. — 592 с.: ил.

13. Атрибуция музейного памятника. — СПб.: Российский Этнографический музей, 1999.

14. Бадмажапов Ц. Б. Иконография Ваджраяны: каталог. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2003. — 624 с.: ил.

15. Базиянц А. Азиатский музей. Институт востоковедения АН СССР. 1818-1968. — М.: Наука, 1969. — 149 с.

16. Батырева С. Г. Изобразительное искусство Калмыкии XX века (19572000 гг.): монография. — Элиста: КИГИ РАН, 2014. — 226 с.

17. Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство. — Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 1991. — 127 с.

18. Библиография трудов Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. 1963-1975. — СПб.: МАЭ РАН, 2008.

19. Библиография трудов Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). 1992-2002. — СПб.: МАЭ РАН, 2004.

20. Бир Р. Энциклопедия тибетских символов и орнаментов (Beer, Robert. The Encyclopedia of Tibetan Symbols and Motifs) / пер. с англ. Л. Бубенковой. — М.: Ориенталия, 2011. — 428 с.

21. Богданович К. И. Северо-западный Тибет, Куэн-Лунь и Кашгария // Известия Императорского Русского географического общества. 1891. Т. XXVII. Вып. 6 / под ред. А. В. Григорьева. — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1892.

22. Боги и хранители Тибета: собрание икон школы Ньингма. — М.: Цасум Линг, 1997. — 100 с.

23. Бодхисаттва ада. Сутра основных обетов Бодхисаттвы Кшитигарбхи / пер. с кит. и коммент. Д. В. Поповцева. — СПб.: Евразия, 2002. — 224 с.

24. Болсохоева Н. Д. «Нитишастры» в истории тибетской литературы // Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии / под ред. K. M. Герасимовой. — Новосибирск: Наука, 1980.

25. Болсохоева Н. Д. Сакья-Пандита и его изречения // Исследования по истории и филологии Центральной Азии. — Улан-Удэ, 1976.

26. Бромлей Ю. В., Бонгард-Левин Г. М. Культурное наследие Востока. — Л.: Наука, 1985.

27. Буддизм в традиционной культуре народов России (буклет выставки). — СПб., 2009.

28. Буддийская живопись Бурятии / под ред. И. В. Субботиной и Б. Э. Лыксокова. — Улан-Удэ: Нютаг, 1995.

29. Буддийская живопись Бурятии: из фондов Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова. — Улан-Удэ, 1995.

30. Буддийская коллекция Государственного музея истории религии. — СПб., 2008.

31. Ван Шуан. Мысленные образы эстетики искусства танка // Университетский научный журнал = Humanities & Science University Journal. Филологические и исторические науки, археология и искусствоведение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. — СПб., 2017. № 31. С. 118-126.

32. Ван Шуан. Развитие искусства танка на Тибете. Период внешнего влияния — VI-XV вв. // Научное мнение. Философские и филологические науки, искусствоведение: научный журнал / Санкт-Петербургский консорциум. — СПб., 2014. № 2. С. 139-142.

33. Ван Шуан. Религиозные направления Тибета и художественные школы искусства танка // Научное мнение: Вестник Орловского государственного университета / Санкт-Петербургский консорциум. — СПб., 2014. № 2(37). С. 147-152.

34. Ван Шуан. Теоретические основы преемственности тибетского буддийского искусства танка // Научное мнение. Философские и филологические науки, искусствоведение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. — СПб., 2014. № 10. С. 190-198.

35. Ван Шуан. Тибетская живопись танка — творчество без творчества // Университетский научный журнал = Humanities & Science University Journal. Филологические и исторические науки, археология и искусствоведение.: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. — СПб., 2017. № 28. С. 104-110.

36. Ван Дер Хост М. Быть точным, чтобы точно знать, что можно изменять [Буддийская живопись. Танки] // Мир кагью. 1994.

37. Вести об экспедиции В. И. Роборовскаго // Известия Императорского Русского географического общества. Т. XXXI. Вып. 4. — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1895. С. 160.

38. Викторова Л. Л. Монгольские фонды МАЭ // Сборник МАЭ. — Л., 1987.

39. Виноградова И. А., Каптерова Т. П., Стародуб Т. X. Традиционное искусство Востока (терминологический словарь).— М.: Эллис Лак, 1997.

40. Востриков А. И. Тибетская историческая литература. — М., 1962.

41. Герасимова К. М. О некоторых аспектах ассимиляции добуддийских культов по тибетским обрядникам // Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии / под ред. К. М. Герасимовой. — Новосибирск: Наука, 1980.

42. Герасимова К. М. Памятники эстетической мысли Востока. Тибетский канон пропорций // Трактаты по иконометрии и композиции. Амдо, XVIII век. — Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-тво, 1971.

43. Горовая О. В. Магия и чаяние. Два круга бытования китайской народной картины // Вещь в контексте культуры: материалы научной конференции / под ред. Т. Н. Дмитриевой, В. А. Хршановского. — СПб.: СПбГАУ, 1994. С. 54-56.

44. Горовая О. В., Терентьев А. А. Справочник-определитель иконографических образов северного буддизма. Ч. 1 // Научно-атеистические исследования в музеях. — Л.: ГМИРиА, 1987.

45. Горовая О. В., Терентьев А. А. Справочник-определитель иконографических образов северного буддизма. Ч. 3 // Ритуал и ритуальный предмет. — СПб.: ГМИР, 1995.

46. Государственный Эрмитаж. Труды Отдела истории культуры и искусства Востока. — Л.: АН СССР, 1939. Т. I.

47. Государственный Эрмитаж. Труды Отдела истории культуры и искусства Востока. — Л.: АН СССР, 1940. T. II.

48. Грек Т. В. Концепция личности и индийское изобразительное искусство // Труды Государственного Эрмитажа. Т. XIX. Культура и искусство народов Востока / под ред. В. Г. Луконина. — Л.: Аврора, 1978. С. 148-149.

49. Грек Т. В., Дьяконова Н. В. Концепция дхармакая в изобразительном искусстве Центральной Азии // Центральная Азия в Кушанскую эпоху. — М., 1975. С. 396-399.

50. Грум-Гржимайло Г. Е. Почему китайцы рисуют демонов рыжеволосыми? (К вопросу о народах белокурой расы в Средней Азии). — СПб.: Тип. «В. С. Балашев и Ко», 1899.

51. Грюнведель А. Обзор собрания предметов ламайского культа кн. Э. Э. Ухтомского // Bibliotheca Buddhica. VI. — СПб.: Типография Императорской академии наук, 1905.

52. Гумилев Л. Н. Старобурятская живопись. Исторические сюжеты в иконографии Агинского дацана. — М.: Искусство, 1975. — 156 с.: ил.

53. Гурин В. Е. Традиционное искусство тибетского буддизма в художественном музее // Буддизм Ваджраяны в России: история и современность. — СПб.: Unlimited Space, 2009. С. 399-405.

54. Дешпанде О. П. Статуэтка на редкий буддийский сюжет из собраний Эрмитажа // Кунсткамера: Этнографические тетради. 1994. Вып. 4. С. 124-133.

55. Дьяконова Н. В. Буддийская иконка из собрания Петровского // Сообщения Государственного Эрмитажа. — Л., 1960. № 19. С. 35-37.

56. Дьяконова Н. В. Буддийские памятники Дунь-Хуана // Государственный Эрмитаж. Труды Отдела истории культуры и искусства Востока. — Л.: АН СССР, 1947. Т. IV.

57. Дьяконова Н. В. Материалы по культовой иконографии Хотана // Сообщения Государственного Эрмитажа. — Л., 1960. № 17. С. 65-67.

58. Дьяконова Н. В. Роспись потолка со знаками солнечного зодиака из Кизила — пещерного комплекса У-У1 вв. // Труды Государственного Эрмитажа. Т. XXVII. Культура и искусство народов Востока. — Л.: Искусство, 1989.

59. Дьяконова Н. В., Рудова М. Л. «Тысячерукий Авалокитешвара» из коллекции Н. Н. Кроткова (к вопросу о религиозном синкретизме в уйгурском Турфанском княжестве 1Х-Х1 вв.) // Искусство и религия: сб. науч. тр. — Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1981. С. 43-58.

60. Дьяконова Н. В., Сорокин С. С. Хотанские древности. Каталог хотан-ских древностей, хранящихся в Отделе Востока Государственного Эрмитажа (терракота и штук). — Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1960.

61. Елихина Ю. И. Буддийские дары дому Романовых (из фондов Галереи драгоценностей) // Ювелирное искусство и материальная культура. — СПб., 2006.

62. Елихина Ю. И. Буддийские дары дому Романовых, хранящиеся в Государственном Эрмитаже // Земля ваджрапант: Буддизм в Забайкалье. — М., 2008.

63. Елихина Ю. И. Две работы десятого кармапы Чойджин Дордже из коллекции Эрмитажа // Буддизм Ваджраяны в России: История и современность. — СПб., 2009.

64. Елихина Ю. И. Две танки с изображением Авалокитешвары из коллекции Ю. Н. Рериха, хранившиеся в Эрмитаже // Рериховское наследие: Восток — Запад на берегах Невы: труды конференции — III. — СПб., 2007.

65. Елихина Ю. И. Культ Белого старца по изобразительным источникам (по материалам собраний Государственного Эрмитажа и ЛО ИВ АН СССР) // Информационный бюллетень международной ассоциации по изучению культур Центральной Азии. 1990. Вып. 16.

66. Елихина Ю. И. Некоторые танки из коллекции Ю. Н. Рериха, хранящиеся в Государственном Эрмитаже // Рерих Ю. Н. Тибетская живопись.— Самара, 2000. С. 121-130.

67. Елихина Ю. И. Танка из коллекции Эрмитажа с изображением горы Утайшань // Эрмитажные чтения памяти В. Г. Луконина. 2007-2012.— СПб., 2014. Т. 72.

68. Елихина Ю. И. Танки из коллекции Ю. Н. Рериха в Эрмитаже: Новые исследования // Рериховское наследие: Новая Россия на пути к единству человечества: труды конференции — II. — СПб., 2005.

69. Елихина Ю. И. Тибетская танка XVII века из коллекции Государственного Эрмитажа // Труды Государственного Эрмитажа. Т. XXXIX. Эрмитажные чтения памяти В. Г. Луконина. 2000-2006. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008.

70. Елихина Ю. И. Тибетская танка в стиле карма-гадри из коллекции Государственного Эрмитажа // Буддизм Ваджраяны в России: Исторический дискурс и сопредельные культуры: сб. конференции буддистов карма-кагью. — М., 2013.

71. Елихина Ю.И. Образы Миларепы из коллекции Государственного Эрмитажа // Буддизм Ваджраяны в России: от контактов к взаимодействию. — М., 2012.

72. Елихина Ю.И. Произведения буддийского искусства из коллекции Ю. Н. Рериха (Собрание Государственного Эрмитажа) // Рериховский век: Живопись и графика: каталог выставки. — СПб., 2010.

73. Ермакова Т. В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX — первой трети XX в. (Россия и сопредельные страны). — СПб.: Наука, 1998.

74. Жуков Н. С. Искусствознание или антропология искусства? К вопросу о термине «произведение искусства» применительно к традиционным культурам Африки. (Рукопись).

75. Зубер С. М. Музыкальные инструменты в иконографии Хара-Хото // Государственный Эрмитаж. Труды Отдела истории культуры и искусства Востока. — Л.: АН СССР, 1940. Т. III. С. 325-338.

76. Иванов А. И. Из музейных материалов по быту китайцев // Сборник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого при Императорской академии наук. — Пг., 1916. Т. 3. С. 79-83.

77. Иванов А., Ольденбург С. Ф., Котвич В. Из находок П. К. Козлова в г. Хара-Хото. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1909.

78. Иванов Д. В. Атрибуция некоторых памятников тибетской коллекции МАЭ РАН // Кюнеровские чтения (1998-2000). — СПб., 2001. С. 52-54.

79. Иванов Д. В. Два изображения Амитаюса из коллекции № 2951 // Рад-ловский сборник: Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2008 г. — СПб., 2009. С. 214-215.

80. Иванов Д. В. Изображение трех Татхагат из коллекции буддийской бронзы МАЭ // Сборник Музея антропологии и этнографии. — СПб., 2000. Т. 48. С. 108-112.

81. Иванов Д. В. Неизвестная калмыцкая танка из коллекции адмирала К. Н. Посьета // Буддизм Ваджраяны в России: история и современность. — СПб.: Unlimited Space, 2009.

82. Иванов Д.В. Формирование буддийской коллекции Кунсткамеры в XVIII веке // Буддийская культура: История, источниковедение, языкознание и искусство: Третьи Доржиевские чтения (сборник статей). — СПб.: Нестор-История, 2009.

83. Искусство танка: Художник Николай Дудко. — [Б. м.]: Творческая мастерская Н. Дудко, 2013.

84. Исследование музейных коллекций в критике буддизма. ГМИР. — Л., 1981.

85. Итоги экспедиции В. И. Роборовскаго // Известия Императорского Русского географического общества. Т. XXXI. Вып. 5. — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1895.

86. Итс Р. Ф. Китайские коллекции Петра Кузьмича Козлова в собраниях МАЭ // Сборник Музея антропологии и этнографии. — M.; Л., 1961. Т. ХХ.

87. Герасимова К. М. Тибетский канон пропорций // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. — М., 1973. С. 90-102.

88. Каган М. С. Искусство в системе культуры // Системный подход и гуманитарное знание. — Л., 1989.

89. Казин В. Н. Выставка культуры и искусства феодального Китая // Сообщения Государственного Эрмитажа. — Л., 1940. T. I. С. 5-7.

90. Казин В. Н. К истории Хара-Хото // Труды Государственного Эрмитажа. Т. V. Культура и искусство народов Востока / под ред. Г. А. Терен-тьева.— Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1961.

91. Казнаков А. Н. Мои пути по Монголии и Каму // Монголия и Кам. Труды экспедиции Императорского Русского географического общества, совершенной в 1899-1901 гг. Т. II. Вып. 1. — СПб.: Типо-литография «Герольдъ», 1907.

92. Каптерова Т. П., Виноградова Н. А. Искусство средневекового Востока. — М.: Детская литература, 1989.

93. Каталог тангутских буддийских памятников Института востоковедения Российской академии наук / сост. Кычанов Е. И. — Киото, 1999.

94. Козлов П. К. Вести из Монголо-Сычуаньской экспедиции. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1909.

95. Козлов П. К. Монголия и Амдо и мертвый город Хара-Хото. — М.: ОГИЗ, Государственное изд-во географической литературы, 1947.

96. Козлов П. К. Северная Монголия. III. Краткий отчет о Монголо-Тибетской экспедиции Государственного Русского географического общества 1923-1926 гг. — Л.: АН СССР, 1928.

97. Корепанова Н. А., Терентьев А. А. Справочник-определитель иконографических образов северного буддизма. Ч. 2 // Научно-атеистические исследования в музеях. — Л.: ГМИРиА, 1988.

98. Корепанова Н. А., Теретьев А. А. Справочник-определитель иконогра-фи ческих образов северного буддизма. Ч. 2 // Научно-атеистические исследования в музеях. — Л.: ГМИРиА, 1988. С. 110-146.

99. Кочетова С. М. Божества светил в живописи Хара-Хото // Государственный Эрмитаж. Труды Отдела истории культуры и искусства Востока. — Л.: АН СССР, 1947. Т. IV.

100. Кравцова М. Е. Концепция верховной власти и образ вселенского правителя в буддийской культуре // Религия и культура. Россия, Восток, Запад. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. С. 184-224.

101. Кузнецов Б. И. Об одном из ранних описаний буддизма // Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии. — Новосибирск: «Наука» СО, 1985. С. 42-48.

102. Куликовская Е. С. К проблеме хранения, реставрации и исследования тибетской живописи танка // Использование музейных коллекций в критике буддизма. — Л.: ГМИРиА, 1981. — 176 с.

103. Кычанов Е. И. Звучат лишь письмена (Очерк об исследователях тангут-ской цивилизации). — М.: Наука (ГРВЛ), 1965. — 139 с. (По следам исчезнувших культур Востока).

104. Леонов Г. А. Два датированных изображения Амитаюса // Сообщения Государственного Эрмитажа. — Л.: Аврора, 1978. XLШ. С. 51-55.

105. Мазурина В. Н. «Буддийский рай» в Санкт-Петербурге // Судьбы музейных коллекций: материалы VI Царскосельской конференции. — СПб., 2002. С. 230-235.

106. Мазурина В. Н. О коллекции Осора Будаева в собрании Государственного музея истории религии // Буддийская культура: История, источниковедение, языкознание и искусство: Третьи Доржиевские чтения (сборник статей). — СПб.: Нестор-История, 2009. — 320 с.

107. Джангья Ролпэ Дордже. Древо собрания трехсот изображений / ред. В. М. Монтлевич. — СПб., 1997. — 136 с.

108. Музей за горизонтом очевидного: Традиционное искусство в контексте музея: сб. статей / под ред. Е. А. Окладниковой. — СПб.: МАЭ РАН, 1998.

109. Набатчиков В. А. Священные образы Тибета. Традиционная живопись Тибета в собрании Государственного музея Востока. — Самара, 2002. — 248 с.: ил.

110. Ольденбург С. Ф. Буддийское искусство в Индии. — СПб.: Типография Императорской академии наук, 1901. — 10 с.: ил. (Сборник Музея по антропологии и этнографии при Императорской академии наук; [т. 1], вып. 3).

111. Ольденбург С. Ф. Материалы к иконографии Хара-Хото. — Пг., 1918. С. 817-913.

112. Ольденбург С. Ф. Материалы по буддийской иконографии. 4.1, 2, 3 // Сборник Музея по антропологии и этнографии при Императорской академии наук. — СПб., 1901. Т. III. С. 10.

113. Ольденбург С. Ф. Материалы по буддийской иконографии. 4.4, 5, 6, 7 // Сборник Музея по антропологии и этнографии при Императорской академии наук. — СПб., 1903. T. IV. С. 15.

114. Ольденбург С. Ф. Сборник изображений 300 бурханов. — СПб.: Типография Императорской академии наук, 1903. — 116 с.

115. Ольденбург С. Ф. Сборник изображений 300 бурханов: по альбому Азиатского музея. — СП., 1903. Ч. 1. (Bibliotheca Buddhica. Vol. 5)

116. Ольденбург С. Ф. Материалы по буддийской иконографии Хара-Хото. (Образа тибетского письма). — СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1914. — 79 с.: ил.

117. Парибок А. В. О смысле примера с колесницей в «Вопросах Милинды» // Санскрит и древнеиндийская культура. — М., 1979. Т. 2.

118. Пещеры тысячи Будд (каталог выставки) / под ред. О. П. Дешпанде.— СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — 480 с.

119. Подгорбунский И. А. Каталог буддийской коллекции ВосточноСибирского отдела Императорского Русского географического общества. Отдел XVII. — Иркутск: Паровая типо-литография П. И. Маку-шина и В. М. Посохина, 1908. — 83 с.

120. Путешествие по Монголии и Тибету католических миссионеров Гюка и Габе // Известия Русского географического общества / под ред. В. В. Григорьева.— СПб., 1849. Вып. 2.

121. Решетов А. М. Тибетская коллекция МАЭ: (Материальная культура) // Сборник Музея антропологии и этнографии. — Л., 1969. Т. 25. С. 114-135.

122. Рудова М. Л. Бодхисаттва Гуаньинь в памятниках Дуньхуана // Труды Государственного Эрмитажа. Т. XXVII. Культура и искусство народов Востока. — Л.: Искусство, 1989.

123. Самосюк К. Ф. Буддийская живопись из Хара-Хото XII-XIV веков. Между Китаем и Тибетом. Коллекция П. К. Козлова. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа. 2006. — 424 с.

124. Самосюк К. Ф. Свиток Цю Иня «Восемнадцать архатов» // Труды Государственного Эрмитажа. Т. XXVII. Культура и искусство народов Востока. — Л.: Искусство, 1989. С. 160-178.

125. Самосюк К. Ф. Художники-иностранцы в Китае VI-VII вв. (по трактату Чжан Яньюаня IX в.) // Труды Государственного Эрмитажа. Т. XXVII. Культура и искусство народов Востока. — Л.: Искусство, 1989. С. 160-171.

126. Самосюк К. Ф. Чжу Да. Личность художника. 1624-1705 // Труды Государственного Эрмитажа. Т. XXXIII. Из истории мирового искусства. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2007. С. 196-231.

127. Сластникова Л. А. Принципы комплектования музейных коллекций в 20-30-е гг. в Музее народов СССР // Краткое содержание докладов Лавровских (Среднеазиатско-Кавказских) чтений. 1992 г. — СПб.: МАЭ РАН, 1993. С. 79-80.

128. Сопа Ринпоче, Джампа Сангпо, Тубтен Даньо. Горящее подношение Ваджрадаке // Буддизм России. 2004. № 38.

129. Сторожук А. Г., Корнильева Т. И., Завидовская Е. А. Духи и божества китайской преисподней. — СПб.: КАРО, 2012. — 464 с. (Серия «Святые и демоны в верованиях Востока).

130. Стрелков А. М., Торчинов Е. А., Монгуш М. В., Рябов С. В. Буддизм. Каноны. История. Искусство. — Изд-во «Белый город», 2006. — 600 с.

131. Терентьев А. А. К вопросу о каталогизации ламаистских коллекций в музеях СССР // Музеи в атеистической пропаганде. — Л., 1978.

132. Терентьев А. А. Опыт унификации музейного описания буддийских изображений // Использование музейных коллекций в критике буддизма: сб. науч. тр. — Л.: ГМИРиА, 1981. — 176 с.

133. Тибетская книга мертвых / пер. с англ. О. Т. Тумановой. 2-е изд., испр. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.— 384 с.: ил.

134. Туранская А. А. Садхана как функциональный жанр монгольской буддийской литературы (на примере садханы Ямантаки ) // Третьи Доржи-евские чтения: Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство. — СПб.: Нестор-История, 2009.

135. Флиер А. Я. Художественная культура // Культурология XX век. Энциклопедия. Т. 2. — СПб.: Университетская книга, 1998. — 339 с.

136. Хижняк О. С. Ступа: начало формирования буддийского культа. — СПб., 2008.— 274 с.

137. Цултэм Н. О. Монгольская национальная живопись «Монгол зураг» // ред. Д. Сандагдорж. — Улан-Батор: Госиздательство, 1986. — 192 с.

На китайском языке

138. Арнхейм Р. Замечания о преподавании изобразительного искусства / пер. Го Сяопин, Сюн Лэй, Цзюй Цань. Народное изд-во провинции Ху-нань, Чанша, июль 1993. ШШ)

ж»#: МШ Ш, 1993^7Я

139. Бай Гэншэн, Сян Юньцзюй. Диковинный цветок царства снегов (искусство танка китайского Тибета). Серия «Знакомство с китайским народным устным и нематериальным культурным наследием» / под ред. Да Ло, Бай Го. Харбин. Народное изд-во провинции Хэйлунцзян, 2011. 95 с. ,

ттшх&тгйшшж жхт&: ^й^о шлк

2011^0 95^

140. Бай Гэншэн. Интеграция искусства танка: собранные нами свитки. Народное изд-во Нинся, Иньчуань, 2007. 132

Ш1, 2007^0 132^

141. Бай Масэнг. 84 мастера танка (сокровищница тибетского тантризма). Пекин: Изд-во «Запретный город», 2009.

ШЖШШШМ, 2009^, 115Мо

157. Бай Юньфэй, Ду Хуа. Исследование дополнительных цветов при реставрации танка // Охрана духовного наследия и записи о реставрации: сборник докладов 8-й Всекитайской конференции по археологии и охране духовного наследия (раздел химии). Народное изд-во провинции Шанхай, 2004. С. 73-78. Й^Х //

и

, 2004^,^73-78^,

158. Бао Лили. Попытка исследования рисования линией в тибетских буддийских танка // Вестник Кандинского национального педагогического высшего специального учебного заведения. Кандин, 2009. С. 70. ММ®

тш-^шшшшъ ^тшжшмтш^шшм}

2009^, В70^о

159. Ван Вэньчжан, Люй Ся. Прекрасные танка: устная история мастера танка Сихэдао. Серия «Устная история преемников китайского народного искусства». Пекин: Центральное изд-во сборников и переводов,

2010.

160. Ван И. Памятники материальной культуры Тибета — записи о слышанном и виденном. Пекин: Изд-во «Памятники материальной культуры», 1960 (6). С. 43-48.

1960(6):43-48о

161. Ван Кэпин. Игры эстетического воспитания. Нанкин: Изд-во «Нанкин», 2007. 74 с. 2007, 74 Ж

162. Ван Сюэдянь. Искусство танка (полное собрание иллюстраций). Объединенное медиа-издательство Северного Китая. Пекин: Издательская компания «Мириады свитков», 2012. 119 с.

2012^, 119мо

163. Ван Цзяпэн. Танка тибетского буддизма. Отделение тибетских письменных памятников музея Гугун. Шанхай: Шанхайская издательская компания «Наука и техника», 01.12.2003. 69 с. ^ШШ^Ш&ШЫШ

ШШШШ-^» ШМШЩ: 2003-12-01. 69^

164. Вэнь Цзиньяна. Тибетское искусство буддийской гравюры. Пекин: Изд-во Народного изобразительного искусства, 1960. 89 с. ^^Ш, «Ш^А

1960, 89^

165. Гацин Лосанг Пэнцо. Ясное зерцало тибетской буддийской живописи танка. Пекин: Изд-во «Национальности», 1993.

шш^^штт» шшм?±шм, 19930

166. Гибб, Ян Дянь. Магический круг в танка. Сиань: Изд-во Педагогического университета провинции Шэньси, 2006. 271 с. ШЛ

, ВШША^ШМ^, 2006-09-01, 271^0

167. Гибб. Совместное совершенствование мужчин и женщин в сюжетах танка. Сиань: Изд-во Педагогического университета провинции Шэньси, 01, 2006. ШМ

ШЩ 2006^01 Л

168. Гибб. Тара, просветленные жены, небесные девы. Сиань: Изд-во Педагогического университета провинции Шэньси, 2006.

2006-7-1, 255^0

169. Гомбрих Э. Г. Искусство и иллюзия / пер. Линь Си, Ли Бэньчжэн, Фань Цзинчжун, Ян Чэнкай. Ханчжоу: Изд-во «Фотография» провинции

Чжэцзян, 1987. 491 с. ,

, , , 1987^ , 491Жо

170. Гомбрих Э. Г. История развития искусства — истории об искусстве / пер. Фань Цзинчжун. Пекин: Изд-во «Изобразительное искусство народа» г. Тяньцзинь, 1988. 690 с. , ЩЙ Ф , Лй^ШМ?±ШМ, 1988^ , ^ , 690Жо

171. Гомбрих Э. Г. Символические образы (сборник статей по иконологии) / под ред. Ян Сыляна, Фань Цзинчжуна. Шанхай: Изд-во «Живопись и каллиграфия», 1990. 530 с. , «ШШШШ-

, Ш^ШФШ, ±^ШШМ?± , 1990^ , 530Жо

172. Гэндун Цюньпэй. Тибетская сутра стремления. Сиань: Изд-во «Далай» г. Шэньси, 2003. , 2003^

173. Джексон Д. История тибетской живописи / пер. Сян Хунцзя, Се Цзишэн, Сюн Вэньбин. Лхаса: Изд-во «Народ Тибета»; «Завтра», 07.2001. 461 с. ШШШ, ЙШШ ШШЛйШМ?±, ВД^ШМ^, 2001.7, 461 Жо

174. Дзондже Ладзунга. Великолепное зрелище тибетского живописного искусства. Пекин: Изд-во «Национальности», 01.03.2002. ,

2002-3-1 о

175. Додзан. Канон иконометрии тибетских буддийских образов. Синин: Изд-во «Народный издательский дом» провинции Цинхай, 06.1992. 292 с.

, , (ШШШЖШ5» *&ЛйШМ&ШМШ1992 -06 292Ж

176. Дордже Самбу. Иллюстрированные правила совершенствования в тибетской Ваджраяне. Сиань: Изд-во Педагогического университета провинции Шэньси, 03.2007. 311 с. ^^^ШШШжШЩШШШШШ

, 2007^3Л, 311Ж

177. Дэн Янань. Эстетика дизайна и культовая функция искусства танка // Вестник педагогического института Северо-Запада. Общественные науки. Иньчуань, 2011. № 4. Щ^Ш^П^^^ШЗД Ш» // 2011^,тИ^о

178. Жэнь Цзиюй. Об истории китайской философии. Шанхай: Народное изд-во Шанхая, 1981. 280 с. 1981^, 280^,

179. Инь Цзюньянь. Попытка анализа идейной эстетики живописного искусства танка // Тибетские исследования. Лхаса, 2008. 54 с.

«ШШ^Ш^ЙШ^Ш, ШШда» 2008^0^54^0

180. Инь Шаочунь. Изобразительное искусство и образование в этой сфере. Чанша: Изд-во «Изобразительное искусство провинции Хунань», 1995.

28 с. . . ^ : , 1995 . 28Ш

181. Кан Гэсанъиси. История тибетского изобразительного искусства. Чэн-ду: Изд-во «Национальности» провинции Сычуань, 2005. 257 с.

2005^, 257^,

ЛЛ I

182. Кан Гэсанъиси. Тибетское искусство танка школы карма-гадри: в 2 ч. Издательский комитет тибетского искусства танка школы карма-гадри. Чэнду: Изд-во «Изобразительное искусство» провинции Сычуань, 2013. 192 с.

2013^, 192^0

183. Лю Исы. Искусство тибетского буддизма. Пекин: Изд-во «Памятники материальной культуры». 1957. 377 с. ,

1957^, 377^о

184. Лю Канъян. Размышления о преподавании специфического курса искусства танка. Пекин: Изд-во «Художественное образование», 2011. № 8.

2011^, м8!ло

185. Лю Канъян. О материале и красителях, применяемых при изготовлении танка // Современное образование (Образование и преподавание). Пекин, 2011. № 7. эдад //

" , 2011^7$

186. Лю Сунбай. Бодхисаттва Авалокитешвара в древнем буддизме района Куча // Дуньхуанские исследования. Иньчуань, 1993. № 3. ЭД^ЙЙ ,

187. Лю Чжицюнь. Тибетское искусство жертвоприношений. Лхаса: Изд-во «Народ Тибета», 2000. 370 с. ЖР , ШШЛйШМ

, 2000^ , 370Жо

188. Люй Ся. Эстетика и творчество народного искусства // 8-е исследование эстетики и культуры малых народностей Западного края. Синин: Изд-во «Национальные исследования провинции Цинхай», 2000. № 1.

189. Ма Цзисян, Ало Жэньцин Джебо. Сто картин китайского тибетского буддизма. Пекин: Изд-во «Прикладное искусство», 1999. 100 с. ^^

# , , «ФШШ^ШШШ» , ,

1999^ , 100Жо

190. Мао Цзюньчжоу. Тибетское буддийское изобразительное искусство. Чжэнчжоу: Изд-во «Изобразительное искусство» провинции Хэнань, 1996. 213 , 1996^, 213Жо

191. Маршалл. Иллюстрированная тибетская Ваджраяна. Сиань: Изд-во Педагогического университета провинции Шэньси, 2010. 277 с.^Щ^

(ЮСШШШ&ж» , , 2010. 277Жо

192. Музей Гугун. Памятники материальной культуры тибетского буддизма из дворца маньчжурского императора. Пекин: Изд-во «Запретный го-

род», 2002. 400 с. ЙШШШ ,

Ш», , ШМШМ?±ШМ , 2002^ , 400^0

193. Мэн Сыци. Истории о тантристских танка, передающиеся в течение тысяч лет. Пекин: Изд-во «Хуася», 2011. 135 с. , Й71000^о^^ШМ^, 2011^0 135^0

194. Ню Юэ. Об отношениях преемственности в специальном образовании в области изобразительного искусства // Обновление образования. Пекин: Изд-во «Образование», 2008. № 9. С. 68-69.

I ] . , 2 0 0 8 (9): 6 8-6 9.

195. Пань Янь. Попытка анализа принципов цветовой выразительности и подбора цветов в искусстве танка // Использование колорита в современной Азии: сб. докладов 4-го форума «Азиатский колорит». Пекин, 2007. с. 68. ш , // "Щ

196. Се Цзишэн. Происхождение танка // Китайская тибетология. Лхаса, 1996. № 4. С. 23. ШШШ, ^ШМ // «ФШШ^» , 1996^^4^

197. Се Цзишэна. Буддийская живопись Западного Ся и Тибета: исследование танка государства Западное Ся из раскопок в Хара-Хото. Шиц-зячжуан: Изд-во «Образование» пров. Хэбэй, 21.01.2003. 505 с. ЩЩ.Ш

«ШЖШШШ: , ,

2003^1 Л 210, 505^о

198. Син Цюаньчэн. Внешнее и сокровенное в искусстве танка Жэгун // Цин-хайский национальный вестник. Синин, провинция Цинхай, 2002. С. 33.

, 2002^ , ^33^0

199. Сонан Дондзе. Спасение и охрана искусства танка в Китае // Сборник докладов конференции по строительству китайских народных культуры и

искусства. Лхаса, 2005. С. 47. ,

Г» // «ФШй^^^Г^Ш^Ш^^Ш 2005^ , ^47Ж

200. Су Хэпин. Взгляд на тибетское религиозное искусство // Вестник Си-наньского института национальностей. Философия и общественные науки. Чэнду, 2002. Вып. 11. С. 7. ^П^ , // Ш Шй&^^Ш , , 2002^11$ , ^7Жо

201. Сюн Вэньбин, Ло Вэньхуа, Се Цзишэн и др. История развития тибетского буддийского искусства. Шанхайское изд-во «Каллиграфия и живопись», 2010. 1055 с. ,

> 2010^ , 1055Жо

202. Сюн Вэньбиня. Китайско-тибетский обмен в сфере искусства в период правления династии Юань. Шицзячжуан: Изд-во «Образование» пров. Хэбэй, 06.2003. , ШШШ^^Ш >

2003^6 Ло

203. Сяо Ююньжу. О структуре национальной культуры. Сиань: Народное изд-во провинции Шэньси, 1992. 127 с. , «й^^^п^

1МЛй#МШМ?±о 1992^о 127Жо

204. Таши Джома. Китайско-тибетские связи в сфере буддийской культуры периода правления туфаней в Дуньхуане и их значение // Вестник Центрального университета национальностей (Социальные науки). Пекин, 2009. № 2. ,

2009^02$

205. Туччи Дж. Средневековая история Тибета / пер. Ли Юи, Дэн Жуйлин. НИИ национальностей Академии социальных наук КНР (материалы для внутреннего пользования). Пекин, 1980. 200 с. , ((ШШЙ^ФЙ

Ш4) 1980 , 200Жо

206. Фэй Синьбэй. Тибетское буддийское живописное искусство. Изд-во «Китай сегодня», 1995. 256 с. ШЖ, , , 40ФШШМ& , 1995^, 256^о

207. Хань Шули. Избранные произведения тибетского искусства. Тайбэй: Изд-во «Тайвань Художник», 1995. 430 с. ,

, 1995^ , 430^О

208. Хун Хуань. Танка как линия тибетского буддийского искусства, постепенно превратившаяся в фокусную точку тибетского дома. Танка — черный конь, прискакавший на рынок со снежных плоскогорий // Китайские аукционы. Пекин, 2010. № 2. , Ш^^ШШШШ^^, »М^ШЖМ^О^--Е^МШМйМ^ // «ФШЙ

, 2010^ ,

209. Цаго Лосунсандин. Кратко о тибетском искусстве живописи — развитие танка // Исследования по тибетскому искусству. Лхаса, 2011. № 2.

, -Ш^ййЖШ //

2011^ , ^2^0

210. Цзун Жуйбинь. Основные культурные характеристики искусства изображения Будды в Тибете // Исследования по тибетскому искусству. Лхаса, 2003. № 3.

211. Цзы Ту, Ян Дянь. Шесть путей и божества преисподней в танка. Сиань: Изд-во Педагогического университета провинции Шэньси, 2006. 254 с.

ШШ , ШМ, ,

ШМШЩ:2006-05-01, 254^О

212. Цинхайский международный форум по сохранению наследия искусства танка и нематериальной культуры в провинции Цинхай: сб. докладов / под ред. Ван Нэнсяня, Цао Пина, Ма Шэндэ. Синин, провинция Цин-

хай: Изд-во «Культура и искусство», 2010. 523 с.

. 2010^, 523Жо

213. Цямба Циле. Танка с описанием канона тибетской медицины // Сборник тезисов Международной конференции по традиционной медицине. Синин, провинция Цинхай, 2000. С. 152-161. МЕ^У . ША^ШЕ ^Л» // ШШШЕ^ШК . 2000^ , ^152-161Жо

214. Чжан Ясо. Историческое место искусства фресок Зала Ваджраяны в монастыре Гунга-Цюйдэ — важнейшие зигзаги в современной живописи Тибета // Тибетские исследования. Лхаса, 2002. № 2. , «А

» // «ШШ^Я» 2002^^2$о

215. Чжу Хайшань. О декоративности тибетского искусства танка. Ланьчжоу: Университет национальностей Северо-Запада, 2005. 23 с. АШШ . ШШгАйШШЮ, Ш^й^А^ШМ^ . 2005^ , 23Жо

216. Чжу Цзюнь. К вопросу о сохранении искусства танка // Сборник докладов 2-й ежегодной конференции Ассоциации охраны духовного наследия Китая. Пекин, 2002. С. 335-341. , «ШША2АЙ^ШЯ» //

2002^, ^335-341Жо

217. Чэн Цзяньу. Исследование танка о Гэсэре. Пекин: Книгоиздательство Китая, 2012. 59 с. РШ^ . Ш^А^А^Я», ФШ®АШМ?± . 2012А , 59Жо

218. Чэнь Найхуа. Безымянные создатели божеств: исследование творчества художников танка района Жэгун. Серия «Поля человеческой культуры» / под ред. Ван Минмин. Пекин: Пекинская издательская компания «Мировая литература», 2013. 392 с. ^Л^ . -^Й

Ш^Л^Я» // Л^ШМт^ г^Ш^Ш) Щ^Ш^ШМ^

адж^ , 2013^ , 392^о

219. Чэнь Найхуа. Кратко о развитии искусства танка района Жэгун и его влиянии на многогранную культуру окружающих районов. Пекин: Центральный университет национальностей, 2004. 79 с. ^^^ ,

, Р] , ф

, 2004^ , 79^о

220. Ши Цзиньбо, Бай Бинь, И Фэнъюнь. Духовное наследие. Пекин: Изд-во «Вэньу», 1988. 133 с. № , «ШШГ», , £ ^ШМ?±ШМ , 1988^ , 133^о

221. Юаньдань Цзяньцо. Докапываясь до сути национальной культуры. Обзор перспектив искусства танка // Народные искусство и литература. Синин, провинция Цинхай, 2012. № 1. 37 с. ,

222. Юй Сяодун. История тибетской буддийской живописи. Нанкин: Изд-во «Изобразительное искусство» провинции Цзянсу, 2006. 314 с.

, 2006^ , 314^0

223. Ян Кунь. Взгляд на сохранение танка с точки зрения наследия нематериальной культуры — на основе принципов «первоначальной подлинности» и «целостности» // Вестник Тибетского института национальностей. Философия и общественные науки. Лхаса, 2012. Вып. 3. Ш^Ф ,

// ШШШ^^т , 2012^^3^0

224. Ян Синь. Музей Гугун. Образы и стили: тибетские буддийские бронзовые статуи из коллекции Гугуна. Пекин: Изд-во «Запретный город»,

1998. 280 с. ffiffi, ЙШШШ , Ш^Ш^Ш , ШШШШШ , 1998А > 280^

225. Ян Цзямин, Муя Динцзэн, Ян И. Кампа-танка: дивное сокровище тибетской живописи. Пекин: Китайское изд-во «Путешествия», 2010. 68 с. ШШ.Ш^Ш> ШШ^ШШ^»

ШШАШЩ , 2010А >

226. Ян Цюша. Взгляд на танка сквозь призму их религиозного содержания и художественных форм // Духовное наследие провинции Сычуань. Чэнду, 1998. № 6. Ш» , // «И

, 1998^^6^0

На английском языке

227. «Indo-Himalayan Style under the Mongols» and «Arhats in China and Tibet» in James C.Y. Watt et al. The World of Khubilai Khan, Chinese Art in the Yuan Dynasty. The Metropolitan Museum of Art, New York, Yale University Press, New Haven and London, 2010. P. 103-122.

228. Ashencaen D., Leonov G. Art of Buriatia: Buddhist Icons from Southern Siberia: catalogue. London: Spink, 1996. P. 12-117.

229. Blyth-Hill V. A History of Thangka Conservation in Western Collections // Western Association of Art Conservators Newsletter. Los Angeles: Retrieved, 2015. P. 17-21.

230. Cotte S. Conservation of Thangkas: Preserving a Living Religious Heritage // Proceedings of the Forum on the Conservation of Thangkas. New Delhi, India. Published by the International Council of Museums — Committee for Conservation (ICOM-CC), 2009. P. 21-29.

231. David P. Jackson. Place of Provenance; Regional Styles of Tibetan Painting, Exh. cat. Rubin Museum of Art. New York, 2012.

232. Evans A. Conservation of Tibetan thangkas the British Museum // Proceedings of the International Seminar of Japanese Paper Conservation, 14-20 December 1998. Tokyo, Japan. Tokyo National Research Institute of Cultural Properties; International Centre for the Study of the Preservation and the Restoration of Cultural Property; (ICCROM). Tokyo, 2000. P. 132-137.

233. Hassan M. The Art of Central Asia, China and Tibet. New York, 2005.

234. Heather Stoddard, Early Tibetan Paintings: Sources and Styles (Eleventh — Fourteenth Centuries A. D.) // Archives of Asian Art. Vol. 49. 1996. P. 26-50.

235. Jackson D., Jackson J. Tibetan Thanka Painting (Method and Materials). London, 1984.

236. Jeff Watt, «An Introduction to Bon Art» in Samten G. Karmay and Jeff Watt «Bon.The Magic Word. The Indigenous Religion of Tibet» Rubin Museum of Art, New York, Philip Wilson Publishers, London, 2007. P. 19-53.

237. Kate I. Duffy, Jacki A. Elgar. An investigation of Palette and color notations used to create a set of Tibetan thangkas // Historical painting techniques, materials, and studio practice: preprints of a symposium. [held at] University of Leiden, the Netherlands, 26-29 June 1995 / ed. by Arie Wallert, Erma Hermens, and Marja Peek. P. 78-84.

238. Kimiaki T. Art of Thangka: from Hahn's collection: catalogue: in 5 vols. Seoul, 1997-2005.

239. Leonov G. Annotations // Thurman R., Rhie M. Wisdom and Compassion: The sacred art of Tibet. New York, 1991.

240. Lipton B., Ragnubs N. D. Treasures of Tibetan Art: Collection of the Jacques Marchais Museum of Tibetan Art. New York, 1996.

241. Marylin M. Rhie, Robert A. F. Thurman, Wisdom and Compassion, The sacred art of Tibet / Exp. ed. Harry N. Abrams, Inc., Publishers. New York, 2000. 446 p.

242. Massirniliano A. Polichetti. Visibilia invisibillium. Non invasive analyses on Tibetan paintings from the Tucci's expeditions // Museo Nazionale d'Arte

Orientale "Giuseppe Tucci" ENA. [Place of publication not identified]: Orientalis; [Wien]: [Böhlau]. Rome, 2011. 307 p.

243. Om Prakash Agrawal. Conservation of Manuscripts and Paintings of South East Asia. London,1984.

244. Robert E. Fisher, Art of Tibet. London, 1997. 224 p.: ill.

245. Steven M. Cossak, Jane Casy Singer, Robert Bruce Gardner, Sacred Visions. Early Paintings from Central Tibet. Exh. cat. Harry N. Abrams, Inc., Publishers. New York, 1998. 225 p.

СОДЕРЖАНИЕ К ПРИЛОЖЕНИЯМ

Приложение 1. Художественные школы живописи танка в ис-

тории искусства Тибета..................................................................207

Илл. 1. Дуньхуан.................................................................................................................................207

Илл. 2. Ганьсуйский коридор......................................................................................................208

Илл. 3. Первый туфаньский буддийский монастырь Самье....................................209

Илл. 4. Фрески туфаньского буддийского монастыря Самье.................................209

Илл. 5. Дуньхуан, Могао, пещера № 159.............................................................................210

Илл. 6. Авалокитешвара о трех головах и восьми руках................................210

Илл. 7. Авалокитешвара с головой лошади. Синьцзян...............................................210

Илл. 8. Ваджрапани...........................................................................................................................211

Илл. 9. Будда медицины.................................................................................................................212

Илл. 10. Образ наставника............................................................................................................212

Илл. 11. Атиша и Дромтонпа......................................................................................................213

Илл. 12. Будда Шакьямуни и пятьдесят два татхагаты...............................................213

Илл. 13. Зеленая Тара.......................................................................................................................214

Илл. 14. Бодхисаттва........................................................................................................................214

Илл. 15. Прислуживающий бодхисаттва.............................................................................215

Илл. 16. Индийский наставник...................................................................................................215

Илл. 17. Западный Будда Неизмериный Свет...................................................................216

Илл. 18. Западный Будда Неизмериный Свет...................................................................216

Илл. 19. Парамита-ваджра.............................................................................................................217

Илл. 20. Образ наставника Падмасамбхавы.......................................................................217

Илл. 21. Тибетское женское украшение для волос..........................................217

Илл. 22. Настенная роспись, выполненная Менла Дондрубом для

монастыря Ташилунпо...............................................................................................218

Илл. 23. Махасиддха.........................................................................................................................218

Илл. 24. Майтрейя..............................................................................................................................219

Илл. 25. 4-й Панчен-лама Лобсанг Чокьи Гьялцен.......................................................219

Илл. 26. 5-й Далай-лама Агван Джамцо...............................................................................220

Илл. 27. Лобзанг Еше Дул-бьян Соднам..............................................................................220

Илл. 28. Танаг Госло.........................................................................................................................221

Илл. 29. Ямантака...............................................................................................................................221

Илл. 30. Блаженство защитников учения............................................................................222

Илл. 31. Архат Ванаваси................................................................................................................222

Илл. 32. Портрет Ситу Панчен Чоки Джюнгнэ...............................................................223

Илл. 33. Чамдо......................................................................................................................................223

Илл. 34. 5-й кармапа Дешин Шекпа........................................................................................224

Приложение 2. Формы преемственности и развитие искусства

танка в конце XX — начале XXI века....................................225

Илл. 35. Индийский махасиддха Тилопа.............................................................................225

Илл. 36. 13-й Далай-лама наносит визит императору Гуансюю, желает счастья матери императора..........................................................................225

Илл. 37. Наши сердца и сердце Председателя Мао бьются в унисон................226

Илл. 38. Первая проповедь Шакьямуни...............................................................................226

Илл. 39. Великий патриот — 10-й наставник Панчен-лама.....................................227

Илл. 40. Три Живых Будды..........................................................................................................227

Илл. 41. Зеленая Тара.......................................................................................................................228

Илл. 42. Зеленая Тара.......................................................................................................................228

Илл. 43. Рождение Венеры............................................................................................................229

Илл. 44. Гравюра. Ян Цзябу.........................................................................................................229

Илл. 45. Великолепный вид росписей тибетской культуры Китая

(деталь).................................................................................................................................230

Илл. 46. Великолепный вид росписей тибетской культуры Китая

(деталь).................................................................................................................................230

Илл. 47. Великолепный вид росписей тибетской культуры Китая

(деталь).................................................................................................................................230

Илл. 48. Тандун Джербу.................................................................................................................231

Илл. 49. Быстрые кони и летящие стрелы...........................................................................231

Илл. 50. Встреча Чжу Дэ и Живого Будды Гэда.............................................................232

Илл. 51. Панорама Страны снегов...........................................................................................232

Илл. 52. Гуаньинь...............................................................................................................................233

Илл. 53. Гуаньинь...............................................................................................................................233

Илл. 54. Гуаньинь...............................................................................................................................233

Приложение 3. Коллекционирование и хранение танка в Китае

и России....................................................................................................234

Илл. 55. Черная танка с изображением семи существовавших Будд —

Кашьяпа...............................................................................................................................234

Илл. 56. Черная танка с изображением семи существовавших Будд —

Випашьин...........................................................................................................................235

Илл. 57. Черная танка с изображением семи существовавших Будд —

Шикхин................................................................................................................................236

Илл. 58. Черная танка с изображением семи существовавших Будд —

Вишвабх..............................................................................................................................237

Илл. 59. Черная танка с изображением семи существовавших Будд — Кракуччханда

Илл. 60. Черная танка с изображением семи существовавших Будд —

Канакамуни.......................................................................................................................238

Илл. 61. Черная танка с изображением семи существовавших Будд —

Шакьямуни........................................................................................................................239

Илл. 62. Портрет 5-го Далай-ламы..........................................................................................240

Илл. 63. Портрет 6-го Панчен-ламы.......................................................................................240

Илл. 64. Портрет 6-го Панчен-ламы.......................................................................................241

Илл. 65. Портрет 3-го Живого Будды Чжанчжа-хутухта...........................................242

Илл. 66. Император Цяньлун в буддийском одеянии..................................................243

Илл. 67. Император Цяньлун в буддийском одеянии..................................................243

Илл. 68. Император Цяньлун в буддийском одеянии..................................................244

Илл. 69. Император Цяньлун в буддийском одеянии..................................................244

Илл. 70. Танка с изображением происхождения Манджушри.......................245

Илл. 71. 13 изображений из жития Панчен-ламы — Бхававивека.................245

Илл. 72. Бхававивека...........................................................................................246

Илл. 73. 13 изображений из жития Панчен-ламы — Гьюн-тон Дор-

дже-пал.................................................................................................246

Илл. 74. Гьюн-тон Дордже-пал..................................................................................................247

Илл. 75. 13 изображений из жития Панчен-ламы — Сакья Пандита.................247

Илл. 76. Сакья Пандита...................................................................................................................248

Илл. 77. Изображение Западного Рая.....................................................................................248

Илл. 78. Танка с рельефно вышитой Зеленой Тарой....................................................249

Илл. 79. Танка с женщиной-бодхисаттвой под белоснежным зонтом..............249

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.